Растения и животные степи краснодарского края. Разнообразие растительного и животного мира Краснодарского края

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Животные Кубани. Растения и животные степи краснодарского края


Животные Кубани

Животный мир Кубани довольно разнообразен и богат благодаря тому, что в данной местности благоприятный климат, который позволяет представителям животного мира активно размножаться и вести нормальную жизнедеятельность. Что касается степной зоны Кубани, то под воздействием человека животный мир стал значительно меньше и некоторые представители не приспособились с жизнью рядом с человеком и развитой модернизацией. Лишь небольшие участки кубанских степей смогли сохранить первоначальное изобилие животного мира, на этих участках не развивается хозяйственная деятельность человека. Представителями млекопитающих являются хищники и животные, которые обитают в норах. На Кубани можно встретить следующих представителей животного мира: обыкновенная полевка, мышовка слепая, малый суслик, слепыш, полевая мышь, лисица, суслики, зайца, а в речных долинах часто обитает обыкновенная норка. В лесных зонах Кубани обитает большое количество птиц различных видов, которые ведут очень активный образ жизни.

С лесных степях Кубани обитает множество животных, которым характерно обитание в степной и лесной зонах. В кубанских лесах ведут благополучную жизнедеятельность медведи, барсуки, полевые мыши, хорьки, косули, кабаны, лесные сони и иные представители животного мира. Кубанская флора предлагает изобилие пищи для животных, таким образом, все представители животного мира не находятся в голоде, а теплый климат позволяет выращивать здоровое и сильное потомство, которое быстро становится самостоятельным. Что касается беспозвоночных, то на Кубани где имеются осыпи скал, обочины дорог, старые пни, можно встретить гадюк, ужей и ящериц. Среди земноводных животных Кубани часто отмечается наличие тритонов различных видов, квакшей, кавказские тритовки.

Среди самых распространенных животных Кубани встречаются особи следующих видов: большое количество беспозвоночных (змеи, ужи, гадюки, тритоны, ящерицы), суслики, кабаны, лисицы и прочие животные, которые приспособились к обитанию в данной среде.

faunazoo.ru

 

Интегрированный урок – экскурсия по географии и кубановедению на тему:

 

«РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ».

 

 

            Цель урока:

  1. Расширить кругозор знаний  учащихся о растительном и животном мире Краснодарского края.
  2. Закрепить полученные на уроках знания с использованием игровых и занимательных материалов. Расширить познавательный интерес, речь учащихся
  3. Привить любовь к родному краю, воспитать чувство бережного   отношения  к  природным богатствам Кубани.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор
  2. Книжная выставка
  3. Магнитофон
  4. Макет поляны

 

ХОД УРОКА

 

 Организационный момент

 

Вступление.

Учитель географии: Ребята, каждый из нас любит свой дом, свою улицу, свое село. Слагаясь воедино, эти любимые места составляют Краснодарский край, который в свою очередь часть нашей великой страны. Благодатная, теплая и гостеприимная земля Кубани – это наша малая Родина.

            Сегодня у нас необычный урок. Мы приглашаем Вас на экскурсию по родному краю и вместе с вами узнаем много интересного про растения и животных нашей малой Родины.

Экскурсия будет проходить  с остановками, где мы  закрепим знания  о растениях и животных нашего края, отвечая на вопросы и задания хозяев  привалов.  Желаем вам легкой дороги, хорошей погоды и полных  рюкзачков  новой информации.

Учитель кубановедения: А начать нашу экскурсию нам бы хотелось отрывком из стихотворения замечательного кубанского поэта   Виталия Бакалдина:

На Кубани вырос я,

Мне родней, понятнее

Наши южные края:

Степи необъятные,

Горы хлеба до небес,

Ветки вишни алые,

Если лес – так южный лес

Перед перевалами.

И понятен мне прибой,

Дикий ли, задумчивый…

Разговор волны с волной

Я как стих заучивал.

Я запомнил у крыльца

Тополя зеленые

Черномазого скворца,

Песни замудренные

В завитушках виноград,

Горы седовласые

И поток, что вечно рад

Меж теснин отплясывать

 

            Уважаемые наши путешественники, чтобы не было скучно,  настроение в пути поднимет песня!

 

Песня:

У похода есть начало,

А конца похода нет

Мы прошли дорог немало

И открыли белый свет

Ты никогда, пожалуйста

На белый свет не жалуйся

Он переполнен тайнами

необычайными

 

            Учитель географии: С песней незаметно прошло время. Ребята, обратите внимание на нашу маршрутную карту. Дорога дальняя, давайте сделаем первый привал, на котором узнаем о растительности нашего края.

В крае произрастает  более трех тысяч растений. Некоторые из них настоящие старожилы. Появились до ледникового периода, более 2 миллионов лет назад. Это каштан, липа, дуб и многие другие, их называют реликтовыми. Растительность подразделяют на степную, горную и Черноморского побережья. Ребята, оглянитесь вокруг, что мы видим: кубанскую степь, горные леса, а если взять бинокль и забраться на вершину самой высокой горы, то можно увидеть пальмы, кипарисы, олеандры, магнолии Черноморского побережья.

Историческая справка

Учитель кубановедения: Автор «Истории Кубанского казачьего войска» Ф. А. Щербина рассказывает, что, когда весной всадники въезжали на степные курганы, травы волновались, подобно волнам морским, переливаясь под солнцем разными цвета­ми: «А коли спустится казак с кургана и зайдет в травы, то издали видны были лишь часть туловища всадника и голова лошади». Интенсивное освое­ние человеком кубанских черноземов привело, по выражению Щербины, к полному уничтожению «беспредельных кубанских степей».

Другой кубанский историк, генерал-лейтенант и казачий писатель И.Д. Попко (1819 - 1893), оставил описание таких представителей степной флоры, как овсюг, типчак, клевер, ковыль, тонконог, мак-самосейка, донник, бессмертник, цикорий, мятлик, шалфей, кровохлебка, ромашка, зверобой, пастушья сумка, дикая горчица, дикий чеснок, хрен, полынь и другие.

            Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, сахарной свеклы и другими культурными растениями.  Лишь вдоль дорог по склонам балок и на вершинах курганов можно встретить дикорастущие растения: пырей ползучий, лютик дикий, полынь горькую, подорожник, лопух, лебеду, осот полевой, зверобой, ромашку, щавель конский, алтей лекарственный и другие травы. Степная и лесостепная зоны равнинной части края сменяются на юге поясами широколиственных и хвойных лесов.

Ученик: Ребята, а знаете ли вы, что до  700 м над уровнем моря «царем растительности  является дуб. Это самое распространенное в горах дерево. Дуб образует целые сплошные леса, покрывая все предгорья и отрог.  При густоте деревьев дубы превращаются в высокоствольные  великаны, дающие громадные бревна. Одиноко растущие старые  дубы образуют собою целую рощу кудрявых и далеко в разные стороны раскинутых ветвей, под тенью которых могут   укрыться целые стада животных» (Ф. А. Щербина). Плоды  дуба -  желуди употребляют некоторые животные, а кора является   ценным лекарственным сырьем.

_      Помимо дуба, в лесах горной части края много ясеня, ильма,  граба. Из плодовых наиболее распространены груша, слива, яблоня, кизил, дикая черешня, орех, каштан, калина. Также много ягод: малина, смородина, крыжовник.

       На высоте 1200 м дубовые леса дополняются буково-пихтовыми, а также обычными спутниками хвойных лесов: березой, осиной, ольхой, кленом. Красивые и величественные буки, имеющие мощный колонновидный ствол со светло-серой корой, живут до 300-400 лет. Их древесина обладает ценными качествами и используется в столярном, токарном, мебельном производстве. Из нее получают  деготь, креозот, ацетон. Орехи содержат до 35% масла и в небольшом количестве пригодны в пищу.

            Учитель географии: Полоса леса на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря сменяется криволесьем и субальпийскими лугами с мощным травяным покровом.

 «До чего красивы, художественно живописны бывают эти покровы альпийских  пастбищ. Тут стелются и сплетаются, чередуются и рассыпаются то длинными лентами и полосами, то круглыми пятнами и зубчатыми площадками анемоны с красивыми, круглыми, белыми и розовыми цветами, белые, розовые и фиолетовые примулы, голубые, крупные незабудки, лиловые колокольчики, пышные цветы белого и розового клевера, фиолетовые астры, палевые и бледно-голубые скабиозы, лиловые фиалки, темно-синие генцианы ... васильки, желтые одуванчики... ромашки, лилии и бесчисленное множество других цветов» (Ф. А. Щербина).

На высоте от 2300 - 2500 м и до 2800 - 3000 м над уровнем моря субальпийские луга сменяются альпийскими. В связи с суровостью климата, травяной покров здесь более низок (до 15 см) и менее разнообразен. «Из 967 видов, зарегистрированных  в высокогорьях Северо - Западного Кавказа, 351 относится к кавказским эндемам». (М. Д. Алтухов, С. А. Литвинская). Среди них некоторые виды колокольчиков, шлемник Оштенский, горечавка, мытник Панютина. Многие растения подлежат охране и занесены в Красную книгу.

            Очень много назвали и показали мы вам видов растений, а старичок – лесовичок проверит,  запомнили ли вы их.

Лесовичок: Здравствуйте , ребята! В моей корзинке много интересных заданий: кто правильно ответит, тот получит приз /шишка/.

  1. Какое растение называют «огонь – трава» и чем  оно интересно? /ясенец кавказский/
  2. Древесина какого дерева обладает ценными качествами и используется в столярном, токарном, мебельном производстве?  Из него получают деготь, ацетон и креозот. /бук/
  3. Какое растение служит символом Кубани? /тополь/
  4. Какие ягоды любили наши далекие предки? Их собирали еще в эпоху каменного века. /кизил/
  5. Какое хвойное дерево называют «негной дерево» и почему? /тис/
  6. Какие растения растут на Черноморском побережье? /пальма, хурма, кипарис, магнолии и т.д./
  7. В какой сказке В.А.Попова  тимьян ползучий  описан, как символ возрождения Родины? /Чабрец/
  8. Закончите строчку стихотворения В.С.Подкопаева : « Даль степей сквозная, гор размах орлиный, сторона родная край наш …..»  /тополиный/

 

Лесовичок: Ребята! Можно рассказать еще об очень  многих  растениях Краснодарского края. Но ведь это только первая экскурсия в мир растений. Пусть это будет началом ваших познаний, а помощниками вашими могут стать книги, которые представлены на нашей выставке, взять которые можно в школьной библиотеке.

Учитель географии: Ну что будем возвращаться или дальше пойдем? Не боитесь, тогда в путь! А сейчас нас ждет встреча с животными нашего края. /Карта «Животный мир»/

Историческая справка

Учитель кубановедения: В середине XIX столетия в степях встречались в большом количестве дикие лошади, козы, пищухи, барсуки. Часто устраивалась охота на зайцев, которых добывали сотнями. В степи водились дрофа, стрепет, серая куропатка, перепел.

«На зиму стрепеты улетали, а дрофы, оставаясь в степях, часто сотнями становились добычею жадного человека. Бывали случаи, когда обледеневших и не могших летать в гололед дроф казаки загоняли сотнями со степи к себе во дворы и здесь их резали, замораживали и солили» (Ф. А. Щербина).

В обилии водились тетерева, фазаны, много мелкой птицы: скворцы, щуры, ласточки, синицы, овсянки, жаворонки. Из хищников — орлы, коршуны, ястребы, соколы, филины, вороны.

Но, увы... Безвозвратно исчезли степные лошади, козы, дикие свиньи, тете­рева и фазаны. Редко можно встретить дрофу, перепела, стрепета.

То же самое можно сказать и о количестве рыбы, обитающей в степных реках. Историк И. Д Попко описал случай о том, как казак, переходивший реку вброд верхом на лошади, был сбит надвигающейся армадой рыбы.

В реке Бейсуг, когда вода спадала, тарани было так много, что она перекрыва­ла устье и становилась живым мостом, а в некоторых лиманах бывало так мно­го мелкой рыбешки, что нельзя было зачерпнуть ковшом воды, чтобы в него не попалась рыба. Из ценных пород было много судака, леща, осетра, карпа, севрюги.

Вся рыба перерабатывалась и сотнями возов отправлялась в различные губернии России. Рыболовство как промысел считалось самой выгодной от­раслью «казачьей промышленности».

На заболоченных местах было много пеликанов, каравайки, куликов, уток, фазанов, водились свиньи и козы.

В лесных чащах Закубанской равнины можно было встретить филина, орла, коршуна, водились козы, кабаны, зайцы, лисицы, дикие кошки, рыси, куницы, шакалы, медведи. Но шли годы, десятилетия, и ареалы того или иного вида животных либо менялись, либо исчезали вовсе.

 

Учитель географии: Что же представляет собой современный животный мир Краснодарского края.

К степным животным относят: полевка обыкновенная, суслики, мышовка, мышь полевая, слепыши, заяц-русак, ежи, кроты, тушканчики, ласка.

В долинах рек обитает норка.

В лесостепях живут хорек, полевая мышь, кавказский крот, еж, соня полчок, суслик, заяц, волк, барсук, выдра, дикий кот, кабан, косуля и др.

В горах  - олень кавказский, серна,  тур, зубробизон, бурый медведь, дикий кабан, лиса, рысь, волк, барс.

В крае обитает 320 видов птиц: воробьи, скворцы, дятлы, грачи, дрозды, зяблики, снегири, орлы, грифы, канюки, лебеди. Этих птиц можно встретить в нашем районе. 

Учитель кубановедения: О лебедях прекрасных гордых птицах написал стихотворение наш односельчанин поэт И.А.Дудин.

Ученик:

ДВА БЕЛЫХ ЛЕБЕДЯ

 

Камыш и берег, у которого

Вчера мы видели их тут.

Два белых лебедя - вот здорово!

Как в сказке, рядышком плывут...

Такие гордые и дружные.

Весна - для птиц пришла пора,

Опять края оставив южные,

Спешить - лететь на севера.

Отстали от своих - случается,

Подстерегла в пути беда.

У них измена исключается –

В беде не бросят никогда.

Вдвоем с несчастьем легче справиться –

У них не то, что у людей...

Три дня подряд мы ходим - нравится

Смотреть на белых лебедей.

 

Учитель кубановедения: Несколько лет на пруду вблизи села Новоукраинского  можно было увидеть семью красавцев – лебедей. По весне взрослые лебеди трогательно  стерегли свой выводок . лебеди вызывали  у всех восторг, восхищение. Но наступили морозы и лебедей еще видели на пруду, хотя полыньи, в которой они плавали, становилась все меньше и меньше. В нашем районе  не нашлось  ни человека, ни организации, кто бы вспомнил о замерзающих птицах  в крошечной полынье.

Замерзшие бугорки на берегу пруда  вот все, что осталось от представителей живой природы. Им уже никогда не поднять на крыло своих малышей, не бороздить водную кладь небольшого степного пруда , не вызывать  теплые чувства  в человеческих душах. Как обидно и как жалко!

 

Знаете ли вы?

 

Ученик: Самый  крупный - бурый медведь. Длина тела - около 2 м, масса - 300 кг, живет до 40 лет. Охота на медведя строго регламентируется.

В лесах встречается также рысь, численность которой на территории края не более 50 особей. Длина туловища - от 90 до 110 см. Обладает плохим обонянием, но острым зре­нием и слухом. На жертву нападает неожиданно, совершая мощный, точный прыжок. Увидеть рысь можно на территории Северского, Абинского, Горячеключевского, Мостовского и некоторых других районов.

Леопард переднеазиатский в Краснодарском крае постоян­но не живет. По мнению ученых, до 50-х годов XX века он обитал в горных лесах края. В настоящее время леопард встре­чается крайне редко. Это красивое, грациозное животное с дли­ной туловища до 180 см и хвостом около 1 м. Иногда на Кавка­зе леопарда называют барсом.

Самый маленький хищник в крае — ласка. Длина ее тела не более 20 см, хвостик - 4 см. Охота на зверька запрещена, так как одна ласка за год уничтожает до 3 тыс. мелких грызунов.

К ценным пушным зверькам в крае относят енота. Перед тем как съесть добычу, он совершает движение, имитирующее полоскание еды в воде. Отсюда полное название животного -енот-полоскун. Длина туловища около 60 см, хвост - 30 см. Охота на енотов ограничена. Для пушного промысла ценность представляют также лисы, волки, енотовидные собаки, ондатра.

Пятнистые олени дают ценное лекарственное сырье. Неоко­стеневшие рога этих животных называют «пантами», из них по­лучают пантокрин, применяемый в медицине. Нежелательно скрещивание пятнистых оленей с другим видом - оленем бла­городным. Гибриды их весьма уродливы, и к тому же подобные скрещивания могут привести к исчезновению кавказского бла­городного оленя как вида.

Среди других копытных самым маленьким оленем являет­ся косуля с длиной тела 120 см и высотой до 70 см. Самый крупный олень - лось (масса достигает 400 кг и более). Высоко в горах живут стремительные пугливые серны (масса до 50 кг).

Весной 1980 г. из Венгрии были завезены 35 ланей. Они пережили акклиматизацию, и в настоящее время их численность составляет 1000 голов.

            В бассейнах Черного и Азовского морей обитают млекопитающие: дельфин – белобочка (длина – до 180 см, масса - 50 кг, плавает со скоростью до 40 км/час, ныряет на глубину 100 м). Охо­та на него запреще­на. Черноморская афалина (длина - до 230 см) легко подда­ется дрессировке. Не­сколько особей содер­жатся в океанариуме   Утришского государственного ландшафтного заказника. Как редкий  эндемичный вид афалина занесена в Красную книгу.  Морская  свинья - небольшой дельфин длиной до 150 см. Промысел его запрещен, но часты случаи гибели из-за попадания этих животных в рыболовные сети.

Есть в Черном и Азовском морях и хищники. Акула – черноморский катран, длиной до 1,5 м.

На южном склоне  Главного Кавказского хребта встречаются  шакалы и волки. Из копытных – кавказский благородный олень, серна, косуля, кабан, зубр, тур, которого вне заповедника не встретишь.  Тур является эндемиком Кавказа, самым многочисленным среди копытных заповедников.

Зубры - могучие лесные звери. Они поднимаются ле­том до высоты 2500 метровнад уровнем моря. Масса зубра - около тонны, длина - до 3,5 м, а высота -2м. Полного физического разви­тия достигает в 6 - 7 лет.   Интересна история этих замечательных и самых крупных обитателей запо­ведника. К середине XIX века в лесах левобережной Кубани зубров насчитывалось около 2000 голов. После первой миро­вой войны - не более 500. Летом 1927 г. браконьеры уничто­жили последних особей. Так горный подвид зубра полнос­тью исчез. В 1940 г. из степного заповедника Аскания-Нова завезли в Кавказский 5 зубробизонов. На 1987 год общая численность этих животных в Краснодарском крае составила 1100 голов (из них 830 - в Кавказском заповеднике).

Учитель кубановедения: Вот и привал! Здесь хозяин Ивашка – кубашка, он пришел с котомочкой, с орешками, а орешки не простые,  в каждом    задания к  кроссворду.

Ивашка – кубашка: Здравствуйте, ребята! У меня задание сложное. Вам нужно разгадать кроссворд, ответив на   вопросы о животных:

1.      У кого уши длиннее хвоста? /заяц/

2.      У кого имя ласковое, а сама злющая? /ласка/

3.      Самое крупное животное в Краснодарском крае? /зубр/

4.      Кого из животных называют спящей красавицей? /соня /

5.      Он каждый год линяет, а всегда сер бывает? /волк/

6.      Какое травоядное животное совершает прыжок до 15 метров, а падая приземляется на рога? /тур/

7.      Самое красивое животное? /олень/

8.      Самое кровожадное животное? /рысь/

9.      К какому животному можно выдать паспорт через 30 дней после рождения?  /мышь/

10.  Животное, считавшееся символом плодородия , используемое в кубанском обряде «Мыланка»? /коза/

11.  О материнской любви какого животного рассказывается в произведении кубанского писателя В.Пальмана «Песня черного дрозда»? /медведь/

 

Учитель географии: Экскурсию продолжаем. Последнюю остановку сделаем на лесной полянке.  Сколько же здесь грибов, цветов, лекарственных растений, насекомых вокруг, а хозяйка старушка – веселушка.

Старушка   – веселушка: Здравствуйте, ребята! Сегодня на экскурсии вы познакомились со многими видами растений и животных, а сорока в лесу мне рассказала, что дома вы еще читали о грибах, лекарственных растениях, об охране природы, о правилах поведения в природе. И поэтому я вас приглашаю на «тихую» охоту: грибочки собираем, как зовут их, отвечаем:

/Старушка   – веселушка достает из корзины гриб, ребята должны угадать название гриба/

Известная пословица гласит: «Всякий гриб в руки бери, да не всякий в лукошко клади». Нельзя собирать грибы вблизи от промышленных предприятий , свалок, обработанных химикатами полей и у дорог. В жаркую сухую погоду грибы способны накапливать вредные вещества.

Учитель кубановедения: И.А.Дудин, учитель – пенсионер,  очень  любит собирать грибы, в  своих стихах он с любовью описывал грибы.

лисички

 

Не хитростью, а рыжим цветом

Напоминают нам лису.

Грибов приветливее нету

В любом нахмуренном лесу.

И строгим строем, и в обнимку,

Кругами, россыпью простой

Выходят прямо на тропинку,

Кричат оранжево: «Постой!

Пускай мы ростом невелички,

Но должен знать нас род людской

Мы — не поганки, мы — лисички!

А ты, наверно, городской?»

 

БЕЛЫЙ ГРУЗДЬ

 

Растет запутавшись во мхах,

Кряхтит, как дед: и ох, и ах.

Раздвинет мох, лес оглядевши.

Как будто вдруг помолодевший

Расправит шляпу и замрет

На мхе зеленом, словно лед.

Под мох заглядываю я —

Там льдинок целая семья!

Но признаюсь — на сердце грусть

Все реже встретишь белый груздь

 

ЦАРСКИЙ ГРИБ

 

Притаившись под березкой,

Осторожно, из-за пня,

В шляпке красной, модной, броской

Гриб разглядывал меня.

Вижу — встречей он доволен,

Оценил меня: «Хоть сед, Крепкий дед, почти не болен —

Не червивый вроде дед!»

 

МУХОМОР

 

Ах, что там краснеет

сквозь кружево веток?

Спешу и волнуюсь я,

как малолеток.

Чащобу пронзаю,

бесстрашен и ловок,

И что предо мною —

читай заголовок.

Красавец —наклепочки,

рюшки — пижон!

Но лес украшает

по-своему он.

А что ядовит —

так по книжкам и слухам

Известно и взрослым,

и детям, и мухам!

 

Старушка   – веселушка: Молодцы, ребята! Вы знаете многие грибы нашего края, а теперь проверим лекарственные растения. Они нас лечат, в трудную минуту выручают.

  1. Это растение используют для приготовления сердечных лекарств, пряников, конфет. Мы с ним встречаемся по утрам, если не ленишься чистить зубы. /мята перечная/
  2. Об этом растении говорят, что оно помогает от 99 болезней. /зверобой/
  3. Не оса , но с нею схожа лишь в одном – ужалить может?/крапива/
  4. Красивое раскидистое дерево, чай с его цветов помогает при простуде, а мед самый вкусный и целебный? /липа/
  5. Какое растение называют «след белого человека»? /подорожник/
  6. Сегодня уроки не учишь, завтра принесешь домой сразу 5 двоек, тогда мама побежит в аптеку за настойкой этой травы? /валериана/
  7. О каком растении говорят «цветы ангельские, а коготки дьявольские» /шиповник/
  8. Травка та растет  на склонах и на холмиках зеленых, запах крепок и душист, а ее зеленый лист нам идет на чай. Что за травка отгадай? /душица/
  9. Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко, путь дорожку до зари освещают фонари, на больших столбах подряд лампы белые висят? /ландыш/
  10. Какое растение содержит ментол? /мята перечная – антисептик/

 

Учитель географии: В  нашем крае есть заповедники и заказники. Например, Кавказский государственный биосферный заповедник. Это участки местности, где природа сохраняется в нетронутом виде.

Необозримы просторы нашей малой Родины. Удивительна ее природа: полноводные реки, бескрайние степи, могучие леса, высокие горы. Но как бы ни была богата наша природа, ее нужно беречь.

 

Старательно вникая в опыт древних

И  постигая суть его корней,

Я  стойкости учился у деревьев,

А  ловкости и силе - у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб – сосредоточенно молчать, -

Поэтому обязан я природу

От  всех врагов достойно охранять

 

                                                          Павел Сергеев

 

Учитель кубановедения: Дорогие ребята, экскурсия наша подходит  к концу. Красота , богатство и многообразии растительного и животного мира воспевается в песнях и стихах  наших кубанских поэтов и композиторов.

 

 

 

 

Стихотворение С. Хохлова

Кубань, Кубань – души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля

Мне в целом мире ничего не надо ,

Твоя бы песня в вышине плыла.

 

 

            Ученики: /песня на стихи В. Подкопаева «Родная Кубань».

 

«Родная Кубань».

 

 

Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань.

Леса и поляны,

Сады и лиманы —

Все это — родная Кубань.

 

Дары свои щедро

Открыли нам недра,

Морями разлились хлеба.

Здесь труд величавый

Сроднился со славой –

Все это — родная Кубань.

 

Здесь жаркие будни,

Здесь гордые люди,

Светла их большая судьба.

Здесь дышится легче

И любится крепче –

Все это — родная Кубань.

Растет год от года

Богатство народа.

И все здесь, на что ты ни глянь:

Мы создали сами —

Своими руками —

Все это — родная Кубань.

 

Итог урока

Учитель кубановедения: Поработали мы с вами хорошо и в заключение оценим знания /подсчет балов, оценки выставляются по географии и кубановедению отдельно/.  Мы хотим вам пожелать, чтобы вы любили и сохраняли богатство и красоту родного края, хотим, чтобы навсегда в ваших сердцах осталось восхищение величественной красотой горных вершин, тихой неброской прелестью степных речек, голубых озер, густых лесов, водопадов, бескрайних морских просторов и многообразием  животного мира.

Задачи и цели, поставленные перед уроком  достигнуты.

Дорогие ребята! А теперь нам бы хотелось узнать понравился  ли вам наш урок – экскурсия? На     лесной полянке нет ни одного цветка. Я предлагаю вам, ребята, посадить цветы: красные означают - урок понравился, желтые – только некоторые моменты, синие – не понравился.

Домашнее задание: подготовить дополнительное сообщение об одном виде растения или животного.

shkola172007.narod.ru

Разнообразие растительного и животного мира Краснодарского края

Тема урока: «Разнообразие растительного и животного мира Краснодарского края.

Цель урока: - познакомить с разнообразием растительного и животного

мира Краснодарского края;

- воспитывать бережное отношение к животным растениям.Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Проверка домашнего задания.
- что такое почва?

- какие виды почв преобладают в Краснодарском крае?

- из чего состоят почвы?

- каково основное свойство почв?

- каково значение почвы для жизни растений и животных?

- тетрадь стр.9

  1. Работа над темой.

Учитель: Высокие горы,

Родные просторы,

Приморского берега грань,

Леса и поляны,

Сады и лиманы-

Всё это родная Кубань!

Ребята сегодня мы с вами будем изучать животный и растительный мир Краснодарского края.

Растительный мир Краснодарского края, насчитывает более 3 тысяч видов растений. Некоторые из них настоящие сторожилы. Они появились здесь еще до ледникового периода примерно 2 миллиона лет назад. Это: каштан, липа, дуб, черника и другие. Эти растения еще называют реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. Это в полную меру зависит от формы поверхности земли.

Давайте посмотрим на карту Краснодарского края и найдем Азово – Кубанскую низменность. Обратите внимание на то, что на всей территории преобладает зеленый

цвет. Можно сделать вывод, что на всей территории Азово – Кубанской низменности благоприятные условия для выращивания таких культур как: пщеницы, подсолнечника, кукурузы, а так же для овощей. На склонах балок и оврагов по обочинам дорог можно встретить разные травы: пырей ползучий, горькую полынь, лебеду, мать - и- мачеху, осот и многие другие.

В степной части , и в предгорных районах можно встретить растения , которые люди называют лекарственными. Люди еще в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений.

(во время рассказа учителя появляются картинки с видами растений)

Там где река Кубань впадает в Азовское море, раскинулись лиманы и плавни. Здесь можно встретить: рогоз, камыш, водяные лилии, водяной орех, желтую кувшинку. В степной части лесов почти нет , только лесополосы посаженные людьми, чтобы преградить дорогу ветрам.Расшифруйте названия растений, которые можно встретить в лесу:УБД ИПТХТА КЕНЛ НЬЯСЕ

ЯЯБОНЛ ОССАН АКЯИД РГШУА Когда говорят о России, то всегда вспоминается береза. Символом Краснодарского края считается высокий стройный тополь.

  1. Физминутка.
  2. Продолжение.

Учитель: Богат и разнообразен животный мир нашего края. Все они интересны – от маленьких мышей до огромных зубров. Отгадайте загадки:Он не любит свет дневной.

Проживает под землей.

Землю роет, роет, роет –

Каждый день метро он строит. (Крот)Живет в воде,

Там ест и спит

И никогда не говорит. (Рыба)В дом родной они спешат

Озабоченно жужжат.

Из садов, с полей приносят

Сладость, воск и аромат. (Пчелы)Ребята, посмотрите на доске написано два столбика давайте с вами соединим стрелками

название животных с их средой обитания:Крот водоем

Рыба степь

Пчелы лес, лесостепь

Животный мир степейВ северной части распространены степные животные: полевые мыши,

тушканчики, хомяки, которые приносят большой вред сельскому хозяйству. Живут они

в норах, питаются листьями, зерном.

Из хищников распространены лисицы, хорьки и небольшие, но очень смелые ласки.

Хорь и ласка истребляют грызунов. Волки в степной части края почти истреблены.

Из птиц особенно многочисленны воробьи, вороны, галки, жаворонки, степные орлы.

В небе, высматривая добычу, плавно описывают круги хищные коршуны, совы,

лунь степной.

В степной зоне много разных насекомых: бабочки, кузнечики, муравьи, тараканы. Встречаются также и змеи: степная гадюка и красная змея. Они ядовиты и сними лучше не сталкиваться. А вот веретеница и желтопузик – это безногие ящерицы, не змеи, как многие считают. Почти везде на территории края встречаются ужи, ящерицы. Ужи безвредны, и даже принося пользу, истребляя огромное количество мышей.

Животный мир водоемовВ плавнях и лиманах водятся дикие кабаны, лисицы, много водоплавающей

птицы: пеликаны, чайки, выпь, чибисы, кулики, различные цапли, гуси, иногда

прилетают лебеди. По вечерам поймы рек оглашаются многочисленным хором лягушек.

По берегам рек расселились норка, ондатра, выдра. Они хорошо ныряют и плавают, питаются рабой, лягушками, крысами. В морях и реках водятся ценные породы рыб: осетр, севрюга, белуга, а также сельдь, тулька, хамса, лещ, судак, окунь. В море в соленной воде живет ставрида, камбала, собачья акула, морской конек, мидии, медузы. А еще в море живут замечательные и умные животные – дельфины.Животный мир леса и лесостепиОбилие лесных плодов и сочных трав создает благоприятные условия для

обитания животных и птиц. В лесах пасутся стадами дикие свиньи.

В широколиственных лесах ходят небольшие, ростом с домашнюю козу, косули,

по своему внешнему виду напоминающие оленя.

В горах, там где много плодовых и ягодных деревьев, обитает бурый медведь. В

дубовых лесах промышляют волк, шакал, енотовидная собака.

Кавказский зубр – самое крупное млекопитающее животное Северного Кавказа. Вес

его достигает 700-900 кг. Покрыт густой шерстью бурого цвета.

Кавказский олень - красивое, стройное животное. Голова его украшена красивыми, ветвистыми рогами. У оленя прекрасно развито зрение, слух и обоняние.

Хорошо акклиматизировалась завезенная к нам алтайская белка.

Около станицы Тбилисской на берегу Кубани разводят нутрий. В Ладожском зверохозяйстве – серебристых лисиц, на окраине города Темрюка – нутрий

и лис.

В нашем крае насчитывается 320 видов птиц. Утром лес и долины предгорий

наполняются птичьим пением. Стрекочут сороки, свистят дрозды, кукуют

кукушки, суетятся у ручьев трясогузки. У берегов рек слышится мелодичный напев лимонно – желтой иволги.

Можно увидеть и крупных хищников – беркута, ягнятника. Птицы приносят

большую пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых. Например,

одна ласточка ловит за день более тысячи вредителей растений. Сотни деревьев

спасают дятлы, поедая личинок жуков, спрятавшихся под корой. Сова за лето уничтожает тысячу мышей, а каждая мышь съедает в год 1 кг зерна.

Не все пернатые обитают у нас круглый год. Многие – только летом: выедут птенцов,

а осенью улетают в более теплые края.

А на правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся уникальный массив Красного леса.

На северных и южных склонах Главн6ого кавказского хребта расположен

Кавказский государственный биосферный заповедник. Общая площадь заповедника – примерно 260 тысяч гектаров. Его основные цели – охрана природы, типичной для

горной части Западного Кавказа.

Заказники – это участки местности, где природа сохраняется в нетронутом виде.

В них нельзя рубить деревья, жечь костры, охотиться на животных и птиц.

В приречных кубанских лесах обитают зайцы, лисы, барсуки, но особенно богат

лес пернатым населением. Здесь вьют свои гнёзда и выводят птенцов дятлы,

синицы, голуби, вороны щеглы, сойки, сороки и другие птицы.

  1. Итог урока.
(игра «Угадай-ка» ).На шесте дворец Опасней всех в реке она!

Во дворе певец Хитра, прожорлива, сильна,

А зовут его скворец Притом такая злюка!

Конечно это щука Серый брат из-за угла хват. (Волк)Зимой белый, а летом серый. (Заяц)В небе высоко кружу Этот случай очень редкий

С высоты огромной этой На голове растут две ветки. (Олень)Даже мышь я разгляжу. (Орел)Меньше тигра, больше кошки

Над ушами кисти - рожки

С виду кроток, но не верь

Страшен в гневе этот зверь. (Рысь)На себе ношу свой дом, от зверей я прячусь в нем. (Черепаха)Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (Хомяк)На доске кресс-кросс в котором нужно найти названия животных.

О Л К Я М О Х И
А Е Н Ь О Р Е Л
С К В О Р Б У З
О Щ З Д Е Р Ы С
Й У К А Ц Б Г Ь
Ч К У З Н Е Ч И
Е Р Е П А В О К
З А Я Ц Х А Л К

Все мы должны помнить слова русского писателя М.М.Пришвина, который сказал: «Для работы нужна чистая вода – будем сохранять наши водоемы.

В лесах, степях, горах ценные животные – будем охранять наши

леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку

нужна Родина, И охранять природу – значит, охранять Родину!»

  1. Д/З: подготовить сообщения о растениях и животных Краснодарского края.
  2. Организация на перемену

5-bal.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта