Конспект занятия по окружающему миру на тему "Что общего у разных растений?". Что общего у разных растений конспект
Конспект урока по окружающему миру "Что общего у разных растений".
Тема урока: Что общего у разных растений?
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и привести их знания в систему.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи урока:
Научить детей различать части растений;
Изучить понятия: «корень», «стебель», «лист», «цветы», «плод с семенами».
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Методы обучения:
Репродуктивные – словесные, наглядные, практические.
Продуктивные – частично-поисковые, наблюдение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
образцы растений;
картины: куст смородины, дуб с желудями, мох сфагнум, водоросль валлиснерия, одуванчик, земляника с ягодой, вьюнок, пастушья сумка.
плоды растений – яблоко, семечко подсолнуха, орех, жёлудь; корнеплоды – картофель, морковь, свёкла; растения у которых человек использует в пищу листья – капуста, петрушка, укроп, салат.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На доске прикреплены картины.
- Ребята, что вы видите на этих картинах?
- Как назвать их, одним словом?
- Жизнь на Земле начиналась в море. И первыми на нашей планете появились растения. Многие из них потом выбрались на сушу и стали совсем другими. Одно из древнейших наземных растений – торфяной мох сфагнум. Он образует сплошной ковёр на поверхности клюквенных болот.
- А что общего у всех растений?
3. Актуализация знаний.
- Давайте рассмотрим для примера одуванчик. Этот цветок можно встретить почти повсюду. Его корень имеет много отростков. Они впитывают влагу из почвы. Значит, корень питает растение водой. Одуванчик – многолетнее растение. Летом он запасает в своём корне питательные вещества. Весной из этого корня вырастет новый одуванчик. Вверх от корня идут побеги: коротенький стебель с листьями и ножка с цветком. Когда цветок отцветёт, останется подушечка, утыканная семенами.
4. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учётом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.
- Рядом с одуванчиком растут и другие растения.
- Вот дуб. Огромный, могучий ствол с раскидистыми сучьями. От сучьев отходят ветви поменьше, от тех – совсем маленькие веточки. А на веточках – листья. Растения поменьше часто имеют не один большой ствол, а несколько маленьких. Эти стволики идут от общего корня. Бывают и вьющиеся растения. Их стебель недостаточно прочен, он вьётся вокруг других стеблей или просто лежит на земле.
- Кто может показать стебель растений, изображённых на картинах?
- Чем отличаются стебли этих растений? (У яблони, смородины стебли прочные покрытые корой, а у остальных мягче, травянистые.)
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо, (дети машут руками)
Покачнулось деревцо, (поднимают руки ладошками вверх и покачивают руками)
Ветерок всё тише - тише, (наклоняются вниз)
Деревцо всё ниже – ниже.(опускают руки вниз и покачивают руками)
- Какую ещё часть у растения мы можем с вами выделить? (Цветы и плоды с семенами.)
- Жизнь растения полна опасностей, но несмотря на эти опасности, часть растений всё же выживает и приносит семена. Одуванчик снабжает свои семена летучками: пушистыми хохолками. А у семян берёзы и клёна есть специальные крылышки для полёта, созревшие, сухие плоды репейника цепляются крючочками за одежду. У земляники семена расположены на поверхности ягоды. Многие плоды становятся особенно яркими когда созревают их семена.
- Рассмотрим яблоко в разрезе.
- Если плод разрезать пополам, мы увидим семена внутри. Внутри любого плода могут быть семена.
- Рассмотрим корнеплоды – картофель, морковь, свёклу.
- Как вы думаете, к какой части растений они относятся?
- Если разрежем картофель, увидим мы внутри семена?
- Разрезаем пополам и рассматриваем.
- Все эти части находятся в земле. Как же мы их можем назвать (корни). Это корни или корнеплоды. Именно их мы и употребляем в пищу. А из почек на клубнях вырастают новые кусты картофеля.
- В начале урока мы говорили о том, что жизнь растений началась в море. Что же осталось общего у этих растений. Растений моря и растений суши. Что передали водоросли своим сухопутным потомкам? Это лист. У листа был свой предок, ещё более древний. Это водоросль, которую можно разглядеть только в микроскоп.
5. Первичная проверка понимания.
- Ребята, а давайте проверим, правильно ли мы выделили части растений. Откройте учебник, найдите запись внизу на левой странице.
- Какое растение несёт черепаха? (землянику)
- Назовите его части.
- найдите растения в верхней части страницы. Прочитайте названия растений. (пастушья сумка, настурция)
- Соедините линиями одни и те же части растений.
Работа по учебнику страница 18. Ребята задания выполняют самостоятельно.
6. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу.
- Давайте откроем рабочую тетрадь на странице 8. И попробуем собрать растение из частей. Какое растение получилось. (цветок колокольчик)
- Собирают самостоятельно.
7. Обобщение и систематизация знаний.
- Я вам сейчас загадаю загадки:
1. Дышит, растёт,
А ходить не может. (растение)
2. Летом холодит,
Зимой согревает. (дерево)
3. Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Падает – почернеет. (лист)
4. Какой колокольчик не звенит? (цветок)
5. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (жёлудь)
6. Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка. (одуванчик)
- Давайте посмотрим в учебнике на страницу 18, какое ещё растение нарисовано на этой странице? (кабачок)
- Покажите нижнюю часть растения. Как она называется? (корень)
- Как называется часть растения, идущая от корня? (стебель)
- Что крепится к стеблю с помощью черешка? (лист)
- Какие ещё части растения вы можете выделить? (цветы, плод с семенами)
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1. Если у тебя дома есть растение в горшочке, рассмотри его и найди главные части: побеги (стебли и листья), цветы, плоды.
2. Если у тебя есть дачный участок и ты помогаешь старшим в саду, вырви сорное растение, рассмотри его и найди главные части.
9. Рефлексия.
- Пригодится ли знание как устроено растение в повседневной жизни?
- Как вы думаете людям каких профессий необходимо знать что общего у растений?
- На следующем уроке мы познакомимся кто такие насекомые. Узнаем как насекомые помогают растениям опыляться. А насекомые даром опылять не будем. Его надо чем – то приманить. И тут уж цветочным хитростям нет конца.
kopilkaurokov.ru
Конспект занятия по окружающему миру на тему "Что общего у разных растений?"
Схема учебного занятия
Предмет: окружающий мир
Учитель: Ваганова Ксения Евгеньевна
Класс: 1 класс
Продолжительность: 35 мин
Тема урока: Что общего у разных растений?
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Планируемые личностные результаты освоения:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
У обучающихся могут быть сформированы:
- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- составлять план и последовательность действий;
-высказывать своё предложение (версию).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- определять основную и второстепенную информацию;
Обучающиеся получат возможность:
-осознанно высказывать своё мнение;
- анализировать; синтезировать; сравнивать явления.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- вести диалог;
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других.
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Тип учебного занятия – урок первичного предъявления новых знаний Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и привести их знания в систему.
Задачи урока:
Научить детей различать части растений;
Изучить понятия: «корень», «стебель», «лист», «цветы», «плод с семенами».
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Методы обучения:
Репродуктивные – словесные, наглядные, практические.
Продуктивные – частично-поисковые, наблюдение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
образцы растений;
картины: плоды растений – яблоко, семечко подсолнуха, орех, жёлудь; корнеплоды – картофель, морковь, свёкла; растения у которых человек использует в пищу листья – капуста, петрушка, укроп, салат.
учебник «Мир вокруг нас» А.П. Плешаков 1 класс.
рабочая тетрадь на печатной основе «Мир вокруг нас» А.П. Плешаков
1 класс.
Здравствуйте, ребята.Самоконтроль готовности к уроку.
Реакция на учителя, внимание.
Личностные: самоопределение;
2. Постановка учебной задачи. Мотивация
На доске прикреплены картины.
- Ребята, что вы видите на этих картинах?
- Как назвать их, одним словом?
- Ребята, а как вы думаете, что общего у всех растений на Земле?
Растения
Ответы детей
Познавательные УУД – общеучебные, речевые высказывания. Осознание целей.
Личностные УУД – учебная мотивация.
3. Актуализация знаний.
- Давайте рассмотрим для примера одуванчик. Этот цветок можно встретить почти повсюду. Его корень имеет много отростков. Они впитывают влагу из почвы. Значит, корень питает растение водой. Одуванчик – многолетнее растение. Летом он запасает в своём корне питательные вещества. Весной из этого корня вырастет новый одуванчик. Вверх от корня идут побеги: коротенький стебель с листьями и ножка с цветком. Когда цветок отцветёт, останется подушечка, утыканная семенами.
Кто может показать стебель растений, изображённых на картинке?
дуб. Огромный, могучий ствол с раскидистыми сучьями. От сучьев отходят ветви поменьше, от тех – совсем маленькие веточки. А на веточках – листья.
Ребята, чем отличаются стебли одуванчика и дерева?
Ответы детей
Коммуникативные УУД – речевая деятельность с целью получения информации.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
4. Музыкальная физминутка
5. Первичное усвоение новых знаний.
- Какую ещё часть у растения мы можем с вами выделить?
- Жизнь растения полна опасностей, но несмотря на эти опасности, часть растений всё же выживает и приносит семена. Одуванчик снабжает свои семена летучками: пушистыми хохолками. А у семян берёзы и клёна есть специальные крылышки для полёта, созревшие, сухие плоды репейника цепляются крючочками за одежду. У земляники семена расположены на поверхности ягоды. Многие плоды становятся особенно яркими когда созревают их семена.
- Рассмотрим яблоко в разрезе.
- Если плод разрезать пополам, мы увидим семена внутри. Внутри любого плода могут быть семена.
- Рассмотрим корнеплоды – картофель, морковь, свёклу.
- Как вы думаете, к какой части растений они относятся?
- Если разрежем картофель, увидим мы внутри семена?
- Разрезаем пополам и рассматриваем.
- Все эти части находятся в земле. Как же мы их можем назвать (корни). Это корни или корнеплоды. Именно их мы и употребляем в пищу. А из почек на клубнях вырастают новые кусты картофеля.
Цветы и плоды с семенами.
Коммуникативные УУД – передача информации.
Познавательные УУД – чтение, получение информации.
5.Продолжение работы по теме урока
Работа с учебником
Познавательные:
Рефлексия способов и условий действий
Регулятивные:
контроль и оценка способов своей деятельности.
6. Обобщение и систематизация знаний.
- Я вам сейчас загадаю загадки:
1. Дышит, растёт,
А ходить не может. (растение)
2. Летом холодит,
Зимой согревает. (дерево)
3. Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Падает – почернеет. (лист)
4. Какой колокольчик не звенит? (цветок)
5. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (жёлудь)
6. Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка. (одуванчик)
7. Рефлексия
- Пригодится ли знание как устроено растение в повседневной жизни?
- Как вы думаете людям каких профессий необходимо знать что общего у растений?
- На следующем уроке мы познакомимся кто такие насекомые. Узнаем как насекомые помогают растениям опыляться. А насекомые даром опылять не будем. Его надо чем – то приманить. И тут уж цветочным хитростям нет конца.
№№infourok.ru
Конспект занятия по окружающему миру на тему "Что общего у разных растений?"
Схема учебного занятия
Предмет: окружающий мир
Учитель: Ваганова Ксения Евгеньевна
Класс: 1 класс
Продолжительность: 35 мин
Тема урока: Что общего у разных растений?
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Планируемые личностные результаты освоения:
У обучающихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
У обучающихся могут быть сформированы:
- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- составлять план и последовательность действий;
-высказывать своё предложение (версию).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- определять основную и второстепенную информацию;
Обучающиеся получат возможность:
-осознанно высказывать своё мнение;
- анализировать; синтезировать; сравнивать явления.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- вести диалог;
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других.
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Тип учебного занятия – урок первичного предъявления новых знаний Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и привести их знания в систему.
Задачи урока:
Научить детей различать части растений;
Изучить понятия: «корень», «стебель», «лист», «цветы», «плод с семенами».
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Методы обучения:
Репродуктивные – словесные, наглядные, практические.
Продуктивные – частично-поисковые, наблюдение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
образцы растений;
картины: плоды растений – яблоко, семечко подсолнуха, орех, жёлудь; корнеплоды – картофель, морковь, свёкла; растения у которых человек использует в пищу листья – капуста, петрушка, укроп, салат.
учебник «Мир вокруг нас» А.П. Плешаков 1 класс.
рабочая тетрадь на печатной основе «Мир вокруг нас» А.П. Плешаков
1 класс.
Здравствуйте, ребята.Самоконтроль готовности к уроку.
Реакция на учителя, внимание.
Личностные: самоопределение;
2. Постановка учебной задачи. Мотивация
На доске прикреплены картины.
- Ребята, что вы видите на этих картинах?
- Как назвать их, одним словом?
- Ребята, а как вы думаете, что общего у всех растений на Земле?
Растения
Ответы детей
Познавательные УУД – общеучебные, речевые высказывания. Осознание целей.
Личностные УУД – учебная мотивация.
3. Актуализация знаний.
- Давайте рассмотрим для примера одуванчик. Этот цветок можно встретить почти повсюду. Его корень имеет много отростков. Они впитывают влагу из почвы. Значит, корень питает растение водой. Одуванчик – многолетнее растение. Летом он запасает в своём корне питательные вещества. Весной из этого корня вырастет новый одуванчик. Вверх от корня идут побеги: коротенький стебель с листьями и ножка с цветком. Когда цветок отцветёт, останется подушечка, утыканная семенами.
Кто может показать стебель растений, изображённых на картинке?
дуб. Огромный, могучий ствол с раскидистыми сучьями. От сучьев отходят ветви поменьше, от тех – совсем маленькие веточки. А на веточках – листья.
Ребята, чем отличаются стебли одуванчика и дерева?
Ответы детей
Коммуникативные УУД – речевая деятельность с целью получения информации.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
4. Музыкальная физминутка
5. Первичное усвоение новых знаний.
- Какую ещё часть у растения мы можем с вами выделить?
- Жизнь растения полна опасностей, но несмотря на эти опасности, часть растений всё же выживает и приносит семена. Одуванчик снабжает свои семена летучками: пушистыми хохолками. А у семян берёзы и клёна есть специальные крылышки для полёта, созревшие, сухие плоды репейника цепляются крючочками за одежду. У земляники семена расположены на поверхности ягоды. Многие плоды становятся особенно яркими когда созревают их семена.
- Рассмотрим яблоко в разрезе.
- Если плод разрезать пополам, мы увидим семена внутри. Внутри любого плода могут быть семена.
- Рассмотрим корнеплоды – картофель, морковь, свёклу.
- Как вы думаете, к какой части растений они относятся?
- Если разрежем картофель, увидим мы внутри семена?
- Разрезаем пополам и рассматриваем.
- Все эти части находятся в земле. Как же мы их можем назвать (корни). Это корни или корнеплоды. Именно их мы и употребляем в пищу. А из почек на клубнях вырастают новые кусты картофеля.
Цветы и плоды с семенами.
Коммуникативные УУД – передача информации.
Познавательные УУД – чтение, получение информации.
5.Продолжение работы по теме урока
Работа с учебником
Познавательные:
Рефлексия способов и условий действий
Регулятивные:
контроль и оценка способов своей деятельности.
6. Обобщение и систематизация знаний.
- Я вам сейчас загадаю загадки:
1. Дышит, растёт,
А ходить не может. (растение)
2. Летом холодит,
Зимой согревает. (дерево)
3. Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Падает – почернеет. (лист)
4. Какой колокольчик не звенит? (цветок)
5. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (жёлудь)
6. Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка. (одуванчик)
7. Рефлексия
- Пригодится ли знание как устроено растение в повседневной жизни?
- Как вы думаете людям каких профессий необходимо знать что общего у растений?
- На следующем уроке мы познакомимся кто такие насекомые. Узнаем как насекомые помогают растениям опыляться. А насекомые даром опылять не будем. Его надо чем – то приманить. И тут уж цветочным хитростям нет конца.
№№infourok.ru
Организационный момент Актуализация знаний обучающихся Целеполагание Открытие нового знания Первичное формирование умений на основе самоконтроля Физкультминутка Рефлексия | - Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? -Урок начнем с загадки. Отгадайте ее: Дышит, растёт, А ходить не может. -А что мы знаем о них? -На какие группы делятся растения? (На доске схема) -Кто мне поможет сказать, чем мы сегодня будем заниматься, т.е назвать тему урока? А зачем нам изучать эту тему? -Открываем учебник на стр. 20-21. Рассмотрите рисунок на стр. 20 Какое дерево изображено? Какие части яблони показаны в увеличенном виде? Какой кустарник изображен? Назовите части этого растения Какое травянистое растения изображено? Назови его части. Как назвать одним словом: яблоко, ягоды смородины, помидор? Где образуются плоды? Разрезаю яблоко, помидор. Что находится внутри каждого плода? Что же общего у трав, кустарников и деревьев? На каждой парте разрезанные на части растения (пастушья сумка, дикая редька) -Рассмотрите части растений, назовите их друг другу Покажите корень, стебель, листья, цветок Сложите их в такой последовательности, чтобы получилось целое растение. Как вы считаете, у каждого растения есть эти части? -Рассматриваем таблицу "Жизненные формы растений" -Покажите корень у дерева, у куста, у травянистого растения. -Найдите и покажите остальные их части и подумайте, почему растение имеет одинаковые части? Учитель рассказывает о каждой части растения, выполняющей свою функцию: корень, стебель, лист, цветок-как часть растения. -Давайте немного отдохнем -Продолжим нашу работу, открываем печатные тетради на стр. 16-17 -Какие растения здесь нарисованы? (задание 14) -Нарисуйте недостающие части растений. Какие части растений вы дорисовали? Задание 15. Какое растение нарисовано? -Назовите нарисованные части томата -Укажите с помощью стрелок, как заполнить свободные клеточки рисунка томата? Задание 16. Рассмотрите рисунки и расскажите, что вы знаете об этих растениях? Учитель выдает карточки из приложения с частями растений -Оцените свою работу с помощью условных обозначений: красный кружочек - я умею определять части растений; желтый кружочек - я знаю части растений, но путаюсь в их определении; синий кружочек - я не запомнил, какие части есть у растений. Что нового узнали на уроке? -Какие затруднения встретились? -Пригодятся ли нам эти знания в жизни? | Проверяют, всё ли готово к уроку. Включаются в работу: отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя. -Растение Растения- часть живой природы, они растут размножаются, дышат, умирают. -Деревья, кустарники, травы. С помощью учителя формулируют тему и цели урока: -Будем говорить о растениях. Узнаем, что общего у деревьев, кустарников, трав. -Чтобы различать деревья, кустарники и травы между собой. Работают с учебником. -Яблоня. -Яблоко, листья цветы, корень, ствол. -Черная смородина. -Ягоды, листья, цветы, корни, стебли. -Помидор. -Помидор, листья, цветы, стебель, корень. -Плоды. -Плоды образуются на месте цветков. -Внутри всегда есть семена. -У всех растений есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. Практическая работа. ( в парах) Называют корень, стебель, листья, цветок и плод; Показывают части растений. -Да Работают с таблицей Слушают рассказ учителя Выполняют движения со словами: Вот так яблоко! Оно Соку сладкого полно. Руку протяните, Яблоко сорвите. Стал ветер веточку качать- И трудно яблоко достать. Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! Работают с тетрадью на печатной основе. -Рябина, смородина, пастушья сумка. -Корень, стебель. -Томат. -Корень, листья, цветок, плод с семенами. Выполняют задание -Капуста-овощ, листья человек использует в пищу. Смородина- варят компот, варенье. Укроп- используют для соления и маринования овощей. Самостоятельная работа. Дети собирают растения из этих частей: яблоня, томат, крыжовник. С помощью учителя подводят итоги урока, оценивают свою деятельность. -У деревьев, кустарников и трав есть: корень, стебель, листья, цветок, плод и семена. -Да | Л: Мотивация к изучению нового материала К: Монологические высказывания детей Р: Определять последователь-ность изучения материала, опираясь на схемы, таблицы и раздаточный материал К: Умение выражать свои мысли П: Понимать информацию представленную в виде текста, картинок П: Поиск и выделение информации К: Работа в паре, обмен мнениями о различных частях растений П: Поиск и выделение информации, представленной в табличном виде Л: умение слушать и слышать Л: владение приёмами здоровьесбережения П:Ориентирова-ние в печатной тетради П: Нахождение существенных признаков К:Монологичес-кие высказывания Р: Контроль Р: Самооценка К:Монологичес-кие высказывания |
kopilkaurokov.ru
Что общего у разных растений?
Цель урока: научить детей различать части растений.
Задачи урока: познакомить с основными частями растения; основными функциями частей растения; расширить представление об окружающем мире; развивать познавательный интерес.
Оборудование:
картинки: кустарники, деревья, травы
плоды растений, корнеплоды,
картинка с изображением гороха – у каждого ученика,
конверты с карточками из Приложения к рабочей тетради «Плоды растений» - у каждого ученика.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
На доске картинки с изображением растений.
- Какое задание можно придумать? (разделить на группы) Какие?
Дети по одному выходят и прикрепляют картинки в нужную группу (травы, кустарники, деревья).
-Вы знаете много разных растений, и сегодня на уроке мы будем говорить о том, что общего у разных растений.
2. Работа над новым материалом.
Временами дует очень сильный ветер.
- Как такие могучие и огромные деревья или тонюсенькие, нежные цветочки стоят на земле и не падают?
- Что же их держит, как вы думаете, ребята? (корень)
– Внимание, вопрос юным знатокам природы! Зачем необходим корень растению?
(Корень нужен растениям для того, чтобы питаться – поглощать воду и минеральные соли из почвы, а также прочно удерживать растение в земле)
- Найдите и покажите корень на картинке с изображением растения, соедините корень на растении с названием в рамочке.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик».
Сделайте глубокий вдох носом, затем – длинный выдох, как будто хотите сдуть с одуванчика пух.
- А как дышат растения? (с помощью листьев)
- Найдите и покажите листья на картинке, соедините листья на растении с названием в рамочке.
Игра.
- Угадайте, какому растению принадлежат эти листья? (Показать листья берёзы, дуба, клёна)
- Растения питаются с помощью корня, но как же питательные вещества попадают в листья? (По стеблю)
Стебель соединяет корни и листья, помогает растению питаться и дышать, а значит и расти, а ещё он выносит листья к свету. А зачем растению свет мы узнаем на других уроках окружающего мира.
- Найдите и покажите стебель на картинке с изображением растения, соедините стебель на растении с названием в рамочке.
Работа с картинками на доске.
- Чем отличаются стебли этих растений? (Стебли деревьев – очень высокие прочные стволы. У кустарников имеется несколько стеблей – стволиков. У трав – стебли мягкие. Стебли огурца, тыквы, арбуза стелются по земле. Стебли некоторых кактусов похожи на зелёные шары с колючками вместо листьев)
Физминутка
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет
Раз наклон, и два наклон
Зашумел тихонько клён.
- Рассмотрите растения на картинках. Какую часть вы ещё можете выделить? (цветы, плод с семенами)
- Как вы думаете, какую роль в жизни растения играют цветы?
Самая главная роль цветка - это размножение, потому, что на месте цветка почти всегда возникает плод с семенами.
- Соедините цветы и плоды на растении с названиями в рамочке.
Работа с учебником (с.18)
- Какие растения нарисованы на этой странице? (пастушья сумка, настурция, кабачок)
- Рассмотрите внимательно картинку с изображением кабачка.
- Как называется нижняя часть растения? (корень)
- Как называется часть растения, идущая от корня? (стебель)
- Что крепится к стеблю с помощью черешка? (лист)
- Сколько на рисунке цветов у этого растения? (два)
Практическая работа.
- Отгадайте загадку.
Круглое, румяное,Я расту на ветке:Любят меня взрослыеИ маленькие детки (яблоко)
Сейчас рассмотрим это яблоко. Если плод разрезать пополам, внутри мы увидим семена. Внутри любого плода должны быть семена. Плоды защищают семечко от повреждений, замерзания и засыхания. Семя даёт жизнь новому растению. Некоторые семена могут сохраняться и прорастать через несколько лет.
Работа по учебнику (с.19) Отгадайте загадки.
Вопрос – загадка.
Детям показать корнеплоды: морковь, свеклу, картофель.
- Если разрежем морковь, свеклу, картофель, увидим ли мы внутри семена? (нет)
- Можно ли утверждать, что это плоды с семенами? (нет)
- Все эти части находятся в земле. Как же мы их можем назвать? (корни или корнеплоды, именно их мы употребляем в пищу)
- Какую роль играют растения в жизни человека? (очищают воздух, дают пищу, украшают жизнь, поднимают настроение)
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить этот удивительный мир? (не рвать, не ломать, ухаживать)
Как маленькие тёплые костры.
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке!
www.openclass.ru
Конспект урока по окружающему миру Что общего у разных растений?
weburok.com
Организационный момент Актуализация знаний обучающихся Целеполагание Открытие нового знания Первичное формирование умений на основе самоконтроля Физкультминутка Рефлексия | — Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? -Урок начнем с загадки. Отгадайте ее: Дышит, растёт, А ходить не может. -А что мы знаем о них? -На какие группы делятся растения? (На доске схема) -Кто мне поможет сказать, чем мы сегодня будем заниматься, т.е назвать тему урока? А зачем нам изучать эту тему? -Открываем учебник на стр. 20-21. Рассмотрите рисунок на стр. 20 Какое дерево изображено? Какие части яблони показаны в увеличенном виде? Какой кустарник изображен? Назовите части этого растения Какое травянистое растения изображено? Назови его части. Как назвать одним словом: яблоко, ягоды смородины, помидор? Где образуются плоды? Разрезаю яблоко, помидор. Что находится внутри каждого плода? Что же общего у трав, кустарников и деревьев? На каждой парте разрезанные на части растения (пастушья сумка, дикая редька) -Рассмотрите части растений, назовите их друг другу Покажите корень, стебель, листья, цветок Сложите их в такой последовательности, чтобы получилось целое растение. Как вы считаете, у каждого растения есть эти части? -Рассматриваем таблицу «Жизненные формы растений» -Покажите корень у дерева, у куста, у травянистого растения. -Найдите и покажите остальные их части и подумайте, почему растение имеет одинаковые части? Учитель рассказывает о каждой части растения, выполняющей свою функцию: корень, стебель, лист, цветок-как часть растения. -Давайте немного отдохнем -Продолжим нашу работу, открываем печатные тетради на стр. 16-17 -Какие растения здесь нарисованы? (задание 14) -Нарисуйте недостающие части растений. Какие части растений вы дорисовали? Задание 15. Какое растение нарисовано? -Назовите нарисованные части томата -Укажите с помощью стрелок, как заполнить свободные клеточки рисунка томата? Задание 16. Рассмотрите рисунки и расскажите, что вы знаете об этих растениях? Учитель выдает карточки из приложения с частями растений -Оцените свою работу с помощью условных обозначений: красный кружочек — я умею определять части растений; желтый кружочек — я знаю части растений, но путаюсь в их определении; синий кружочек — я не запомнил, какие части есть у растений. Что нового узнали на уроке? -Какие затруднения встретились? -Пригодятся ли нам эти знания в жизни? | Проверяют, всё ли готово к уроку. Включаются в работу: отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя. -Растение Растения- часть живой природы, они растут размножаются, дышат, умирают. -Деревья, кустарники, травы. С помощью учителя формулируют тему и цели урока: -Будем говорить о растениях. Узнаем, что общего у деревьев, кустарников, трав. -Чтобы различать деревья, кустарники и травы между собой. Работают с учебником. -Яблоня. -Яблоко, листья цветы, корень, ствол. -Черная смородина. -Ягоды, листья, цветы, корни, стебли. -Помидор. -Помидор, листья, цветы, стебель, корень. -Плоды. -Плоды образуются на месте цветков. -Внутри всегда есть семена. -У всех растений есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. Практическая работа. ( в парах) Называют корень, стебель, листья, цветок и плод; Показывают части растений. -Да Работают с таблицей Слушают рассказ учителя Выполняют движения со словами: Вот так яблоко! Оно Соку сладкого полно. Руку протяните, Яблоко сорвите. Стал ветер веточку качать- И трудно яблоко достать. Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! Работают с тетрадью на печатной основе. -Рябина, смородина, пастушья сумка. -Корень, стебель. -Томат. -Корень, листья, цветок, плод с семенами. Выполняют задание -Капуста-овощ, листья человек использует в пищу. Смородина- варят компот, варенье. Укроп- используют для соления и маринования овощей. Самостоятельная работа. Дети собирают растения из этих частей: яблоня, томат, крыжовник. С помощью учителя подводят итоги урока, оценивают свою деятельность. -У деревьев, кустарников и трав есть: корень, стебель, листья, цветок, плод и семена. -Да | Л: Мотивация к изучению нового материала К: Монологические высказывания детей Р: Определять последователь-ность изучения материала, опираясь на схемы, таблицы и раздаточный материал К: Умение выражать свои мысли П: Понимать информацию представленную в виде текста, картинок П: Поиск и выделение информации К: Работа в паре, обмен мнениями о различных частях растений П: Поиск и выделение информации, представленной в табличном виде Л: умение слушать и слышать Л: владение приёмами здоровьесбережения П:Ориентирова-ние в печатной тетради П: Нахождение существенных признаков К:Монологичес-кие высказывания Р: Контроль Р: Самооценка К:Монологичес-кие высказывания |
www.alllessons.ru