Растения и животные лугов. Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь луга. Растения и животные луга" (3 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Познание мира. Тема: Растения и животные лугов. Растения и животные лугов


Жизнь луга. Растения и животные луга.

Конспект урока

Учитель: Бордзеловская Татьяна Викторовна

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема. Жизнь луга. Растения и животные луга.

Цель: формирование у учащихся представлений о луге, растениях и животных луга.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с разнообразием растительного и животного мира луга;

  • развивающие: развивать наблюдательность, память, мышление, внимание, речь, умение анализировать, делать выводы; расширять кругозор, критический подход к получаемой информации;

  • воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.

Оборудование: мультимедиа, экран, атлас Кемеровской области, выставка книг.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, а вы знаете, что за праздник сегодня?

- 18 апреля по народному календарю Федул Ветренник – тёплый ветер.

    • Поговаривали: «Пришёл Федул — тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил».

    • До этого дня, согласно народным приметам, ещё вполне вероятны морозы, но после Федула наступает тепло, появляются бабочки-крапивницы, оживают божьи коровки, оживает природа.

    - Вы сегодня много интересного о ней узнаете. Прежде, чем перейдём к изучению нового материала, давайте вспомним раннее изученный материал, выполнив задание «Верно – неверно».

    II. Проверка домашнего задания.

    - У вас на столах лежат листочки.

    - Поставьте знак +, если утверждение верное, знак  -, если неверное.

    1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.

    2. Средний ярус – это мхи и лишайники.

    3. На дереве обитают кроты и землеройки.

    4. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

    5. Жуки – короеды приносят вред лесу.

    6. Бурый медведь – хищник.

    7. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

    8. Мухомор служит лекарством для лосей. 

    Ответ:

    1.+

    2. –

    3. –

    4. +

    5. +

    6. –

    7. –

    8. +

    - Займёмся взаимопроверкой. Взяли в руки карандаш.

    Ставим «5» если все верно, если 1 - 2 ошибки – «4», если 3 – 5 ошибки – «3» , если более 5 ошибок – «2».

    _ Молодцы! А теперь задание сложнее. Прослушав определение, догадайтесь, о чём идёт речь.

    Узнайте по описанию, что это. (Рассказывают дети).

    Это один из основных типов растительного покрова Земли. Он украшает нашу Землю. Им можно любоваться во все времена года. Он является домом для животных, птиц. Растения растут в несколько этажей. Главная роль принадлежит деревьям. А как легко там дышится! (Лес.)

    - По каким признакам определили?

    Они бывают естественные и искусственные. Занимают в 2 раза больше места на глобусе, чем суша. Там ловят рыбу, по ним на судах перевозят грузы, пассажиров. Человек использует их для хозяйственных нужд. Являются прекрасным местом для отдыха. (Водоёмы.)

    - По каким признакам определили?

    - Прослушайте ещё одно определение. Оно для вас новое. Если вы будете внимательно слушать, я думаю, что вы догадаетесь, о чём идёт речь.

    Создание проблемной ситуации.

    Сравнительно ровный участок, покрытый травянистой растительностью. Часто они расположены по берегам рек, озёр. Их можно встретить как на равнинах, так и в горах. На них много цветов. Они – украшение нашей земли. (Луга.)

    1. Сообщение темы и целей урока.

    - Кто догадался, куда мы сегодня отправимся? (На луг).

    - Почему вы так решили?

    - Ребята, в начале урока я рассказала вам о Федуле Ветренике и упомянула некоторых представителей животного мира.

    - Можете ли вы их вспомнить? (Бабочки, божьи коровки).

    - Кто знает, где они живут? (На лугу).

    - Кого и что можно встретить на лугу? (Животных и растения).

    - Прочитайте тему урока.

    - Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (Какие растения произрастают на лугу, какие животные его населяют, как они взаимосвязаны.)

    (стих. читает ученик)

    Бежит тропинка через луг,

    Ныряет влево, вправо.

    Куда ни глянь – цветы вокруг,

    Да травы по колено.

    Зелёный луг, как чудный сад, 

    Пахуч и свеж в часы рассвета.

    Красивых радужных цветов

    На нём разбросаны букеты.

    – С чем сравнивает поэт зелёный луг? (С чудным садом).

    - Почему?

    IV. Стадия вызова.

    «Мозговой штурм»

    - Итак, что же такое луг? Скажем об этом ещё раз, заглянув в словарь С.И.Ожегова. (Луг - это участок, покрытый травянистой растительностью.) (Ученик читает по словарю).

    - Поднимите руки, кто из вас был на лугу.

    - А знаете ли вы, что луга бывают разные?(Луга – заливные, суходольные, лесные).

    - Попробуйте объяснить эти названия.

    - Заливные – располагаются около водоёма, их заливает водой. Самые сочные травы растут на заливных лугах.

    - Суходольные – не заливаемые половодьем луга с сухой почвой. Почва не так богата перегноем, как на заливных лугах.

    - Как вы думаете, где могут располагаться лесные луга? (Вдоль лесных опушек, в промежутках между лесами).

    - Подумайте, на каких лугах можно встретить влаголюбивые растения? Почему? (На заливных лугах, потому что они располагаются близко от водоёмов и часто заливаются водой.)

    - На каких лугах могут встретиться кустарники или даже деревья? Почему вы так решили? (На лесных.)

    V. Стадия осмысления. Растения луга.

    - На лугу растут травянистые растения. Среди них встречаются: кормовые, ядовитые, лекарственные. Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон и дождевики.

    - О каком растении пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.

    Здесь у рощицы берёзовой,

    Где к лугам сбегает рожь,

    Кашки белой, кашки розовой

    Кашки алой - не сочтешь. (Клевер).

    - Что знаете про клевер?

    Клевер обычной трехлистной формы – амулет молодости. Трилистник считается талисманом, приносящим удачу.

    Клевер - четырёхлистник - цветок счастья! Один лепесток для славы, один для богатства, Один для любви и один для здоровья! Четырёхлистный клевер — символ невероятной удачи.

    В дни, когда пылает лето,

    А в лучах блестит река

    Голубой глазок букета

    Затерялся на лугах. (Василёк).

    - Что знаете про василёк?

    Василёк - лекарственное растение. В старину настоем этих цветов лечили глазные болезни. Послушайте легенду о васильке. Прекрасный синеглазый юноша по имени Цианус очень любил синий цвет и носил только синие одежды. Флора, богиня цветов, разгневалась на него за то, что он пренебрегает другими красками, и превратила его в синий цветок - василёк.

    Когда идешь тропинкою,

    Куда ни глянь, в лугах

    Белеют чудо – шарики

    На тонких стебельках. (Одуванчик).

    - Что знаете про одуванчик?

    Одуванчик - очень любопытный цветок. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда.  С древних времён одуванчик используют в лечебных целях: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки - имеют целебные свойства.

    Это прозвище недаром у красивого цветка:

    Капля сочного нектара и душиста, и сладка!

    От простуды излечиться

    Вам поможет … (Медуница)

    - Что знаете про медуницу?

    Древняя легенда гласит: "…Если отопьешь нектар из двадцати розовых и двадцати фиолетовых цветков медуницы, то сердце твоё станет здоровым и добрым, а помыслы – чистыми..." Ведь нектар, который дарят цветки медуницы, содержит глюкозу.

    ?Тонкий стебель у дорожки

    На конце его сережки

    Нам он как хороший друг

    Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

    - Что знаете про подорожник?

    Подорожник – лекарственное растение. Он обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием. Лист этого растения прикладывают к ране для скорейшего заживления. Согласно легенде, люди обратили внимание на это растение, став свидетелями того, как при помощи листа подорожника одна змея излечила другую.

    - Нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу.

    -Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему?

    -На лугах растут и ядовитые растения, вех ядовитый, лютик едкий.

    -По топким берегам рек и озер растёт одно из самых ядовитых растений- вех.

    Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание.

    - Сок у лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой.

    - Как вы думаете, почему их так называют? (В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону, будто слепые. Поэтому еще до наступления вечера забираются на насест. Лютики задолго до наступления сумерек закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов — куриная слепота.)

    - Если вы заинтересовались растениями луга и хотите узнать про другие луговые растения, вы можете найти их в атласе Кемеровской области и прочитать про них в книгах, которые есть в нашей школьной библиотеке. Некоторые книги представлены на выставке книг.

    VI. Физминутка.

    «Кузнечики»

    Поднимайте плечики,

    Прыгайте, кузнечики,

    Прыг-скок, прыг- скок.

    Стоп! Сели,

    Травушку покушали,

    Тишину послушали.

    Выше, выше, высоко

    Прыгай на носках легко.

    VII. Стадия осмысления. Животные луга.

    - Закройте глаза, представьте, что вы на лугу.

    - Каких животных можно встретить на лугу? (Насекомых, птиц, грызунов).

    - Где может обитать животное луга? (В траве, в земле).

    - Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Почему? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков).

    - Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? Докажите? (Да, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность).

    - Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? Поясните свой ответ. (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений).

    - Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? (Не очень большие, маленькие).

    - Почему вы так считаете? (Крупным животным негде прятаться на лугу).

    Игра «Узнай меня». Рассказывают дети.

    - Какое насекомое могло бы о себе так сказать?

    • «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (Кузнечик)

    • Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою,  сяду – землю рою. (Жук)

    На лугу можно встретить жука – могильщика и жука – навозника.

    Жук – могильщик закапывает в почву мёртвых птиц и зверьков. Жуки – навозники уносят в свои норки помёт животных, питаются им сами и запасают его для своих личинок.

    • Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мёд коплю. (Пчела)

    • Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми  волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (Шмель)

    • Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. А кто у нас Цокотуха? (Муха)

    VIII. Работа по учебнику.

    - Работая по учебнику, вы познакомитесь с некоторыми животными. Ищите точные ответы на вопросы. Карандашом подчёркивайте важную информацию. Ответ должен быть полным, чётким.

    1 группа.

    Ответить на вопросы стр. 124.

    2 группа.

    Стр. 125. Подготовить сообщение о бабочках.

    3 группа.

    Стр. 127. Подготовить сообщение о кузнечиках.

    IX. Проверка выполненного задания.

    1 группа отвечает на вопросы.

    - Кто такие насекомые? (Все насекомые имеют 6 ног, а на теле у каждого есть особые полоски – насечки, поэтому этих животных называют насекомые).

    - Каких насекомых знаете?

    2 группа рассказывает о бабочках.

    - Что вы можете рассказать о бабочках? (Бабочка – насекомое. Рот у неё – длинный тонкий хоботок. Усиками она нюхает. Бабочки по запаху могут найти друг друга за несколько километров. Бабочки умеют прятаться. Многие бабочки, как и птицы, улетают осенью в тёплые края. Например, луговая желтушка, репейница, чёрно – красный адмирал.)

    - О бабочках придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, павлиний глаз, голубянка. Все они являются украшением природы.

    - Что нового узнали про бабочек?

    3 группа рассказывает про кузнечика.

    Кузнечики умеют ходить и прыгать. С помощью задних ног кузнечик ловко прыгает. Грызёт травинку не зубами, а челюстями – твёрдыми зазубренными пластинками. Умеют слушать ногами. Кузнечики стрекочут – проводят одним крылом по другому.

    - А знаете ли вы, что у кузнечика кровь белая?

    - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

    X. Итог.

    - Давайте проведём игру «Лови ошибку».

    - Я буду читать высказывание, а вы сидите тихо, если высказывание верное. Если высказывание неверное, вы хлопаете в ладоши.

    1. Луга не имеют значения для людей. (-)

    2. На лугах растут ядовитые растения. (+)

    3. На лугах много насекомых. (+)

    4. Нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая лучше росла. (-)

    5. На лугу растут лекарственные растения. (+)

    - Молодцы! Не угодили в ловушку.

    - Сегодня на уроке многие ребята хорошо работали.

    Отметки за урок.

    XI. Рефлексия.

    - Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке.

    - Кто мог бы работать лучше?

    - С каким настроением вы уходите с урока?

    XII. Задание на дом.

    1 группа. Подготовить сообщения о хищниках луга.

    2 группа. Подготовить сообщения о грызунах луга.

    3 группа. Подготовить сообщения о птицах луга.

    - Закончить урок мне хотелось бы стихотворением:

    Человек! Ты царь природы! 

    О тебе веду я речь. 

    Можешь ты помочь живому,

    Иль на гибель всех обречь.

    Помоги траве родиться, 

    Жить кротам, а речкам течь.

    Ты на свете самый главный.

    Значит должен всех беречь!

    - На следующем уроке мы продолжим беседу о животных луга и над этим стихотворением.

    - Я довольна вашей работой на уроке.

    videouroki.net

    Познание мира. Тема: Растения и животные лугов.

    Познание мира

    Тема: Растения и животные лугов.

    Цель: сформировать у детей представление о луге, его растительном и животном мире; развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность, способность выдвигать гтпотезы, речь учащикся; формировать представления о правилах поведения на лугу; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

    Тип урока: изучение новых знаний.

    Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный.

    Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

    Оборудование: плакат, рисунки с изображениями растений и животных луга, тест.

    Ход урока:

    1. Оргмомент. (Психологический настрой)

    Начинается урок.

    Он пойдет ребятам впрок

    Постарайтесь всё понять,

    Интересное узнать.

    1. Минутка календаря.

    Новости и пагода(1 ученик)

    1. Проверка домашнего задания.

    Тестирование.

    1. Какой климат в Казахстане?

    А) морской б)тропический в) континентальный

    1. Укажи горючее полезное ископаемое:

    А) золото б) известняк в) каменный уголь

    1. На сколько ярусов делятся растения:

    А) 1 б) 2 в) 3

    1. Укажи млекопитающее животное:

    А) черепаха б) медведь в) змея

    1. Как называются места разработки полезных ископаемых?

    а) месторождение б) шахта в) котлован

    4) Изучение нового материала.

    1) Отгадование кроссворда.

    п

    ч

    е

    л

    а

    к

    у

    з

    н

    е

    ч

    и

    к

    м

    а

    р

    г

    а

    р

    и

    т

    к

    а

    1. Домовитая хозяйка

    Пролетает над лужайкой,

    Похлопочет над цветком-

    Он поделится медком.

    1. С ветки-на тропинку,

    С травки-на былинку.

    Прыгает пружинка,

    Зеленая спинка.

    1. Бутон цветочный,

    Большой и сочный,

    С коротеньким побегом

    Всю зиму жил под снегом.

    -Тема нашего урока-луг, растения и животные луга.

    2. Слово учителя.

    В каждой местности растения растут по-разному. Луг-это участок, покрытый травянистой растительностью. Небольшие участки с травянистой растительностью называют лужайками. Часто луга расположены по берегам рек и озёр. Эти луга-одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга называют заливные. Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Называют такие луга-альпийские или цветочные. В нашей местности встречаются травянистые и заливные луга.

    3) Поисковая работа в группах(по учебнику и дополнительному материалу)

    1. 1 группа-готовит презентацию о растениях луга.

    -Какие растения растут на лугах?

    -Что объединяет все эти растения?

    1. 2 группа-готовит презентацию о животных луга.

    -Так как на лугу растут только травянистые растения, они не высокие.

    -Каким вы представляете животный мир луга?

    -Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений?

    1. 3 группа-готовит презентацию по охране луга.

    -Как сберечь луг?

    4) Защита презентации.

    А) Выступление 1 группы.

    На лугу растет ромашка,

    Лютик-едкий, клевер-кашка!

    Что еще? Гвоздика,смолка,

    Колокольчик, хвощ-как елка.

    А еще? Кошачьи лапки,

    Одуванчиковые шапки,

    Подорожник, васельки.

    Грамофончики-вьюнки,

    Еще много разных травок

    У тропинок, у канавок,

    И красивых, и пушистых,

    Разноцветных и душистых!

    Б) Выступление 2 группы.

    Дружно мы пришли на луг.

    Посмотрели всн вокруг.

    Бабочки летают,

    Ползает жучок,

    Прыгает лягушка

    И трещит сверчок.

    В) Выступление 3 группы.

    Г) Обобщение.

    Луга-стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в ууходе и охране.

    Игра «Четвертый лишний».

    1. Мышиный горошек, одуванчик, мята.

    2. Бабочка, крот, перепел, медведь.

    3) Правила поведения на лугу.

    -Докажи, почему лишний.

    Рефлексия.

    А) работа с таблицей.(заполняют учащиеся)

    растения

    животные

    Охрана луга

    Б) Итог урока.

    -Наш урок завершается. Подведем некоторые итоги. Что интересного узнали? О чем вы хотите почитать дополнительно? Что больше всего понравилось на уроке?

    В) Домашнее задание с. 50-51 ч\п . Доклад.

    infourok.ru

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь луга. Растения и животные луга" (3 класс)

    Конспект урока

    Учитель: Бордзеловская Татьяна Викторовна

    Предмет: окружающий мир

    Класс: 3

    Тема. Жизнь луга. Растения и животные луга.

    Цель: формирование у учащихся представлений о луге, растениях и животных луга.

    Задачи:

    • образовательные: познакомить с разнообразием растительного и животного мира луга;

    • развивающие: развивать наблюдательность, память, мышление, внимание, речь, умение анализировать, делать выводы; расширять кругозор, критический подход к получаемой информации;

    • воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.

    Оборудование: мультимедиа, экран, атлас Кемеровской области, выставка книг.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    - Ребята, а вы знаете, что за праздник сегодня?

    - 18 апреля по народному календарю Федул Ветренник – тёплый ветер.

    • Поговаривали: «Пришёл Федул — тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил».

    • До этого дня, согласно народным приметам, ещё вполне вероятны морозы, но после Федула наступает тепло, появляются бабочки-крапивницы, оживают божьи коровки, оживает природа.

    - Вы сегодня много интересного о ней узнаете. Прежде, чем перейдём к изучению нового материала, давайте вспомним раннее изученный материал, выполнив задание «Верно – неверно».

    II. Проверка домашнего задания.

    - У вас на столах лежат листочки.

    - Поставьте знак +, если утверждение верное, знак  -, если неверное.

    1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.

    2. Средний ярус – это мхи и лишайники.

    3. На дереве обитают кроты и землеройки.

    4. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

    5. Жуки – короеды приносят вред лесу.

    6. Бурый медведь – хищник.

    7. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

    8. Мухомор служит лекарством для лосей. 

    Ответ:

    1.+

    2. –

    3. –

    4. +

    5. +

    6. –

    7. –

    8. +

    - Займёмся взаимопроверкой. Взяли в руки карандаш.

    Ставим «5» если все верно, если 1 - 2 ошибки – «4», если 3 – 5 ошибки – «3» , если более 5 ошибок – «2».

    _ Молодцы! А теперь задание сложнее. Прослушав определение, догадайтесь, о чём идёт речь.

    Узнайте по описанию, что это. (Рассказывают дети).

    Это один из основных типов растительного покрова Земли. Он украшает нашу Землю. Им можно любоваться во все времена года. Он является домом для животных, птиц. Растения растут в несколько этажей. Главная роль принадлежит деревьям. А как легко там дышится! (Лес.)

    - По каким признакам определили?

    Они бывают естественные и искусственные. Занимают в 2 раза больше места на глобусе, чем суша. Там ловят рыбу, по ним на судах перевозят грузы, пассажиров. Человек использует их для хозяйственных нужд. Являются прекрасным местом для отдыха. (Водоёмы.)

    - По каким признакам определили?

    - Прослушайте ещё одно определение. Оно для вас новое. Если вы будете внимательно слушать, я думаю, что вы догадаетесь, о чём идёт речь.

    Создание проблемной ситуации.

    Сравнительно ровный участок, покрытый травянистой растительностью. Часто они расположены по берегам рек, озёр. Их можно встретить как на равнинах, так и в горах. На них много цветов. Они – украшение нашей земли. (Луга.)

    1. Сообщение темы и целей урока.

    - Кто догадался, куда мы сегодня отправимся? (На луг).

    - Почему вы так решили?

    - Ребята, в начале урока я рассказала вам о Федуле Ветренике и упомянула некоторых представителей животного мира.

    - Можете ли вы их вспомнить? (Бабочки, божьи коровки).

    - Кто знает, где они живут? (На лугу).

    - Кого и что можно встретить на лугу? (Животных и растения).

    - Прочитайте тему урока.

    - Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (Какие растения произрастают на лугу, какие животные его населяют, как они взаимосвязаны.)

    (стих. читает ученик)

    Бежит тропинка через луг,

    Ныряет влево, вправо.

    Куда ни глянь – цветы вокруг,

    Да травы по колено.

    Зелёный луг, как чудный сад, 

    Пахуч и свеж в часы рассвета.

    Красивых радужных цветов

    На нём разбросаны букеты.

    – С чем сравнивает поэт зелёный луг? (С чудным садом).

    - Почему?

    IV. Стадия вызова.

    «Мозговой штурм»

    - Итак, что же такое луг? Скажем об этом ещё раз, заглянув в словарь С.И.Ожегова. (Луг - это участок, покрытый травянистой растительностью.) (Ученик читает по словарю).

    - Поднимите руки, кто из вас был на лугу.

    - А знаете ли вы, что луга бывают разные?(Луга – заливные, суходольные, лесные).

    - Попробуйте объяснить эти названия.

    - Заливные – располагаются около водоёма, их заливает водой. Самые сочные травы растут на заливных лугах.

    - Суходольные – не заливаемые половодьем луга с сухой почвой. Почва не так богата перегноем, как на заливных лугах.

    - Как вы думаете, где могут располагаться лесные луга? (Вдоль лесных опушек, в промежутках между лесами).

    - Подумайте, на каких лугах можно встретить влаголюбивые растения? Почему? (На заливных лугах, потому что они располагаются близко от водоёмов и часто заливаются водой.)

    - На каких лугах могут встретиться кустарники или даже деревья? Почему вы так решили? (На лесных.)

    V. Стадия осмысления. Растения луга.

    - На лугу растут травянистые растения. Среди них встречаются: кормовые, ядовитые, лекарственные. Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон и дождевики.

    - О каком растении пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.

    Здесь у рощицы берёзовой,

    Где к лугам сбегает рожь,

    Кашки белой, кашки розовой

    Кашки алой - не сочтешь. (Клевер).

    - Что знаете про клевер?

    Клевер обычной трехлистной формы – амулет молодости. Трилистник считается талисманом, приносящим удачу.

    Клевер - четырёхлистник - цветок счастья! Один лепесток для славы, один для богатства, Один для любви и один для здоровья! Четырёхлистный клевер — символ невероятной удачи.

    В дни, когда пылает лето,

    А в лучах блестит река

    Голубой глазок букета

    Затерялся на лугах. (Василёк).

    - Что знаете про василёк?

    Василёк - лекарственное растение. В старину настоем этих цветов лечили глазные болезни. Послушайте легенду о васильке. Прекрасный синеглазый юноша по имени Цианус очень любил синий цвет и носил только синие одежды. Флора, богиня цветов, разгневалась на него за то, что он пренебрегает другими красками, и превратила его в синий цветок - василёк.

    Когда идешь тропинкою,

    Куда ни глянь, в лугах

    Белеют чудо – шарики

    На тонких стебельках. (Одуванчик).

    - Что знаете про одуванчик?

    Одуванчик - очень любопытный цветок. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда.  С древних времён одуванчик используют в лечебных целях: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки - имеют целебные свойства.

    Это прозвище недаром у красивого цветка:

    Капля сочного нектара и душиста, и сладка!

    От простуды излечиться

    Вам поможет … (Медуница)

    - Что знаете про медуницу?

    Древняя легенда гласит: "…Если отопьешь нектар из двадцати розовых и двадцати фиолетовых цветков медуницы, то сердце твоё станет здоровым и добрым, а помыслы – чистыми..." Ведь нектар, который дарят цветки медуницы, содержит глюкозу.

    ?Тонкий стебель у дорожки

    На конце его сережки

    Нам он как хороший друг

    Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

    - Что знаете про подорожник?

    Подорожник – лекарственное растение. Он обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием. Лист этого растения прикладывают к ране для скорейшего заживления. Согласно легенде, люди обратили внимание на это растение, став свидетелями того, как при помощи листа подорожника одна змея излечила другую.

    - Нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу.

    -Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему?

    -На лугах растут и ядовитые растения, вех ядовитый, лютик едкий.

    -По топким берегам рек и озер растёт одно из самых ядовитых растений- вех.

    Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание.

    - Сок у лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой.

    - Как вы думаете, почему их так называют? (В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону, будто слепые. Поэтому еще до наступления вечера забираются на насест. Лютики задолго до наступления сумерек закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов — куриная слепота.)

    - Если вы заинтересовались растениями луга и хотите узнать про другие луговые растения, вы можете найти их в атласе Кемеровской области и прочитать про них в книгах, которые есть в нашей школьной библиотеке. Некоторые книги представлены на выставке книг.

    VI. Физминутка.

    «Кузнечики»

    Поднимайте плечики,

    Прыгайте, кузнечики,

    Прыг-скок, прыг- скок.

    Стоп! Сели,

    Травушку покушали,

    Тишину послушали.

    Выше, выше, высоко

    Прыгай на носках легко.

    VII. Стадия осмысления. Животные луга.

    - Закройте глаза, представьте, что вы на лугу.

    - Каких животных можно встретить на лугу? (Насекомых, птиц, грызунов).

    - Где может обитать животное луга? (В траве, в земле).

    - Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Почему? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков).

    - Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? Докажите? (Да, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность).

    - Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? Поясните свой ответ. (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений).

    - Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? (Не очень большие, маленькие).

    - Почему вы так считаете? (Крупным животным негде прятаться на лугу).

    Игра «Узнай меня». Рассказывают дети.

    - Какое насекомое могло бы о себе так сказать?

    • «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (Кузнечик)

    • Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою,  сяду – землю рою. (Жук)

    На лугу можно встретить жука – могильщика и жука – навозника.

    Жук – могильщик закапывает в почву мёртвых птиц и зверьков. Жуки – навозники уносят в свои норки помёт животных, питаются им сами и запасают его для своих личинок.

    • Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мёд коплю. (Пчела)

    • Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми  волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (Шмель)

    • Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. А кто у нас Цокотуха? (Муха)

    VIII. Работа по учебнику.

    - Работая по учебнику, вы познакомитесь с некоторыми животными. Ищите точные ответы на вопросы. Карандашом подчёркивайте важную информацию. Ответ должен быть полным, чётким.

    1 группа.

    Ответить на вопросы стр. 124.

    2 группа.

    Стр. 125. Подготовить сообщение о бабочках.

    3 группа.

    Стр. 127. Подготовить сообщение о кузнечиках.

    IX. Проверка выполненного задания.

    1 группа отвечает на вопросы.

    - Кто такие насекомые? (Все насекомые имеют 6 ног, а на теле у каждого есть особые полоски – насечки, поэтому этих животных называют насекомые).

    - Каких насекомых знаете?

    2 группа рассказывает о бабочках.

    - Что вы можете рассказать о бабочках? (Бабочка – насекомое. Рот у неё – длинный тонкий хоботок. Усиками она нюхает. Бабочки по запаху могут найти друг друга за несколько километров. Бабочки умеют прятаться. Многие бабочки, как и птицы, улетают осенью в тёплые края. Например, луговая желтушка, репейница, чёрно – красный адмирал.)

    - О бабочках придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, павлиний глаз, голубянка. Все они являются украшением природы.

    - Что нового узнали про бабочек?

    3 группа рассказывает про кузнечика.

    Кузнечики умеют ходить и прыгать. С помощью задних ног кузнечик ловко прыгает. Грызёт травинку не зубами, а челюстями – твёрдыми зазубренными пластинками. Умеют слушать ногами. Кузнечики стрекочут – проводят одним крылом по другому.

    - А знаете ли вы, что у кузнечика кровь белая?

    - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

    X. Итог.

    - Давайте проведём игру «Лови ошибку».

    - Я буду читать высказывание, а вы сидите тихо, если высказывание верное. Если высказывание неверное, вы хлопаете в ладоши.

    1. Луга не имеют значения для людей. (-)

    2. На лугах растут ядовитые растения. (+)

    3. На лугах много насекомых. (+)

    4. Нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая лучше росла. (-)

    5. На лугу растут лекарственные растения. (+)

    - Молодцы! Не угодили в ловушку.

    - Сегодня на уроке многие ребята хорошо работали.

    Отметки за урок.

    XI. Рефлексия.

    - Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке.

    - Кто мог бы работать лучше?

    - С каким настроением вы уходите с урока?

    XII. Задание на дом.

    1 группа. Подготовить сообщения о хищниках луга.

    2 группа. Подготовить сообщения о грызунах луга.

    3 группа. Подготовить сообщения о птицах луга.

    - Закончить урок мне хотелось бы стихотворением:

    Человек! Ты царь природы! 

    О тебе веду я речь. 

    Можешь ты помочь живому,

    Иль на гибель всех обречь.

    Помоги траве родиться, 

    Жить кротам, а речкам течь.

    Ты на свете самый главный.

    Значит должен всех беречь!

    - На следующем уроке мы продолжим беседу о животных луга и над этим стихотворением.

    - Я довольна вашей работой на уроке.

    infourok.ru

    Луга. Растения и животные луга | Уроки по Познанию мира

    Луга. Растения и животные луга

    22.01.2017 1871 170 Кудряшова Каролина Валерьевна Дата: 20.01.2017г. Класс: 4 «В» Предмет: Познание мира Тема: Луга. Растения и животные луга Цель: к концу урока учащиеся сформируют представление о природной зоне – луг, как о природном сообществе, познакомятся с растениями и животными луга, составят мини-эссе. Оборудование: презентация; видео-физминутка; карточки- тесты. Тип урока: изучение новых знаний. Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проектный. Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная. Ход урока 1.Организационный момент Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все луга И не будет красоты. - Начинаем урок познания мира. Желаю всем успеха! 2. Проверка домашнего задания -Ребята мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали темы? (Воздух и погода) Тест по теме: «Воздух и погода» 3.Сообщение темы и цели урока - Сегодня мы начнем изучать природные зоны Казахстана. Поверхность нашей республики разнообразна. Это и густые леса, и высокие горы, пустыни и луга, бескрайние степи. - Наш с вами урок я начала со стихотворения. Скажите о какой природной зоне шла речь в нем? (луг) - Речь сегодня на уроке пойдет о природной зоне – луге. Мы познакомимся с растениями и животными луга. Узнаем о разнообразии растений и животных луга, покажем связь между ними. 4.Изучение нового материала 1) Определение - Что такое Луг? (Луг – это участок земли, покрытый травянистой растительностью)

    Различают несколько видов лугов: • Заливные – этот луг заливается водой, так как он располагается у реки; • Суходольные – образовались на месте леса, они не располагаются у реки • Альпийские – луга, которые расположены в горах. Что такое природное сообщество? ( Это когда все насекомые, птицы, звери, населяющие луг, живут все вместе и помогают друг другу выживать.) Главная взаимосвязь животных и растений луга это пищевая цепочка. 2)Динамическая пауза. Ребята сегодня на уроке мы с вами «пойдем» на экскурсию». Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем ( поднимаем подбородок, дышите ровно – ровно). Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, откройте.(повторите несколько раз) Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. (сморщите нос, задержите дыхание) Бабочка улетела.(мышцы расслаблены, глубокий вдох – выдох) 3) Исследование. На экскурсии мы с вами будем наблюдать, исследовать. У вас на столах лежат листочки. Это ваш луг. Ваше первое задание нарисовать место, где будет располагаться ваш луг. вы– лугу растения, которые вы запомнили. В процессе урока вы должны расположить у себя на листах-лугах растения и животных. Зря не сидите, внимательно слушайте и пишите. Итак, начинаем знакомиться с жизнью луга.

    Растения луга (Показ презентации 6по37) - Разнообразен растительный мир луга. На лугах встречаются разные виды растений, которые люди называют КОРМОВЫЕ, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ, ЯДОВИТЫЕ. -На лугу также обитают очень интересные животные, точнее насекомые, которых называют санитарами. После просмотра вопросы: - Почему нет крупных животных на лугах? (нет укрытия). - Что общего между животными луга? (маленькие, удобно прятаться в траве) - Как вы думаете, животные и растения луга связаны между собой? (Да) - Как? (беркут ловит мышей, которые поедают растения; насекомые опыляют цветы и дают возможность образоваться семенам).

    5.Динамическая пауза. 6.Работа в группах. 1)Составьте пищевые цепочки растений и животных луга. 2) Ну а теперь пришло время для творческой работы. -Сейчас вам предстоит написать ЭССЕ-Обращение, небольшое сочинение. Представьте, что вы жители луга, напишет обращение от жителей луга к человеку. 7. Закрепление. Работа по карточкам (индивидуально)

    6.Итог урока На земле исчезают цветы. С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Вывод: Человек составная часть природы, мы не можем вмешиваться в жизнь растений, животных луга, они сами разберутся. Д\З стр.65-68 пересказ или приготовить сообщение о растениях и животных лугов Костанайской области. 7.Обратная связь. У вас на партах лежат цветки. Если вы отлично запомнили тему луга, поднимите цветок синего цвета, если не очень - белого, если вообще не запомнили, то красного.

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.

    tak-to-ent.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта