Из газеты "Бабушкины рецепты". Растения древней руси
История растений: цветы в Древней Руси
РАСТЕНИЕ КАК ЛЕКАРСТВО
На Руси растения широко применяли в качестве лекарственных средств. Языческое мировоззрение наделяло процесс лечения магическими свойствами. Поэтому проводить все процедуры должны были люди, отмеченные особым даром: волхвы, ведуны и знахари. Главными, так называемыми, действующими веществами выступали полынь, можжевельник, ясень, крапива и береза.
С принятием христианства в 988 году эти традиции лечения развиваются, их систематизируют и записывают. Самым известным письменным источником того времени является «Изборник великого князя Святослава Ярославовича», датируемый 1073 годом. В рукопись занесены растения, которые употреблялись с лечебной целью. Это лен, горчица, орешник, валериана, солодковый корень, шиповник, капуста. Их прикладывали к ранам и больным местам, принимали внутрь. Кроме того, в ценнейшую книгу включены разнообразные медико-гигиенические советы, а также наиболее распространенные в те времена средства, изготавливаемые из растений. Но, пожалуй, самым полным трактатом по древнерусской медицине с помощью лекарственных растений, являлся трактат «Мази», написанный в начале XII века внучкой князя Владимира Мономаха. Эти знания были приобретены благодаря греческому врачу Иоанну Смеру, находившемуся при княжеском дворе. Трактат «Мази» содержал гигиенические советы и указания, а также описания некоторых болезней и способов их лечения. Целых пять глав посвящены рецептам для лечения различных наружных недугов: «О болезнях рта», «На паршивость головы». Например, в качестве ранозаживляющего средства врач Иоанн советовал прикладывать печеный лук.
В конце XV - начале XVI веков появляются травознатцы и зелейники. Они лечили болезни травами, кореньями, различными порошками из измельченных растений. Для лекарей были оборудованы торговые лавки, где они продавали свои собранные травы, цветы, корни и другие лекарственные средства.
ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕНОК – НЕ ПРОСТО УКРАШЕНИЕ
Но, естественно, этим использование цветов и растений не ограничивалось. Как же без венка – главного украшения всех девиц на Руси? И, конечно, венки отличались многообразием и цветовой гаммой, что имело свое символическое значение. Цветочный венок служил непременным атрибутом во время проведения празднеств. Девушки возлагали на них большие надежды. Вплетение того или иного цветка зависело от желаемого. А еще венок защищал от «дурного глаза». Девушки от 13 лет увлекались плетением «венков любви». Их основу составляли ромашки, а между ними вплетались цветки яблонь и вишен, в центре крепилась цветущая гроздь калины. Завершали «композицию любви» вплетенные усики хмеля. Замужние женщины и просватанные девушки плели «венки преданности» из васильков, дополняя вплетением цветущего горного сельдерея. После рождения ребенка женщина плела венок из роз, украшенный ярко-зелеными листьями. Любопытен обычай в знак окончания полевых работ и сбора урожая. Из последнего снопа плели венок, украшенный лентами. Одевали его на голову самой красивой девушки, и она приносила его в деревню. Кстати, в Древней Руси не было обычая дарить цветочные букеты. Но с приходом христианства всё изменилось. Традиции украшения жилых помещений переняли именно от Византии.
Кстати, в Древней Руси не было обычая дарить цветочные букеты. Но с приходом христианства всё изменилось. Традиции украшения жилых помещений переняли именно от Византии.
СИМВОЛЫ И ЗНАКИ
Цветы являлись главным атрибутом одного из древнеславянских праздников – Зеленые Святки или Духов День, который отмечался в июне. Этот праздник – символический рубеж между зимой и летом. Славяне воспевали начало полевых работ. В дом приносили веточки березы и собранные цветочные букеты. Их высушивали и хранили в тайном месте целый год. С началом жатвы эти сухоцветы помещали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев, собранных с деревьев во время Зеленых Святок делали венки, клали их в горшки, и там высаживали капустную рассаду. А для богатого урожая служили специальный молебен, во время которого «плакали на цветы», то есть роняли слезы на дерн или пучок цветов.
О том, какую важную роль играли растения и цветы в мировоззрении жителей древнерусского государства, говорят растительные мотивы в архитектурном орнаменте: часто изображали цветы, ветки, виноградную лозу… Растительный орнамент был характерен и для украшения книг. Плетеный (он же растительный) орнамент в форме завитков и листочков часто применялся на страницах новгородских рукописных произведений. На полях изображали полевые цветы. Между прочим, растительные мотивы встречались еще в искусстве кочевых народов Восточной Европы и Сибири, задолго до появления государственности.
Прекрасны были и византийские мотивы, основу которых составлял деленный пополам цветок – крин (подобие лилии). Что интересно, большинство композиций растительного орнамента обладают зеркальной симметрией.
Автор: Ольга Королева
splants.info
Волшебные травы на Руси — Славянская культура
Говори, высчитывай, какие есть чародейные травы ? Да говори же, колдун! — ... Всякие есть травы. Есть колюка-трава, сбирается в Петров пост. Обкуришь ею стрелу, промаху не дашь. Есть тирлич-трава, на Лысой горе под Киевом растет. Кто ее носит на себе, на того ввек царского гнева не будет.Есть еще плакун-трава, вырежешь из корня крест да повесишь на шею, все тебя будут как огня бояться!.. Есть еще адамова голова, коло болот растет, разрешает роды и подарки приносит. Есть голубец болотный; коли хочешь идти на медведя, выпей взвару голубца, и никакой медведь тебя не тронет. Есть ревенка-трава; когда станешь из земли выдергивать, она стонет и ревет, словно человек, а наденешь на себя, никогда в воде не утонешь. — А боле нет других ? — Как не быть, батюшка, есть еще кочедыжник, или папоротник; кому удастся сорвать цвет его, тот всеми кладами владеет. Есть иван-да-марья; кто знает, как за нее взяться, тот на первой кляче от лучшего коня удерет. — А такой травы, чтобы молодушка полюбила постылого, не знаешь? Мельник замялся. — Не знаю, батюшка, не гневайся, родимый, видит бог, не знаю! — А такой, чтобы любовь свою перемочь, не знаешь? — И такой не знаю, батюшка; а вот есть разрыв-трава: когда дотронешься ею до замка али до двери железной, так и разорвет на куски! — Пропадай ты со своими травами! — гневно сказал Вяземский и устремил мрачный взор свой на мельника». А. К. Толстой. «Князь Серебряный»
Сказания о добрых и злых растениях пришли к нам из седой старины. Сколько о них сложено легенд, песен и рассказов! Добрые травы ласково называли травушка-муравушка, трава шелковая, а злые прозвали лихими, лютыми кореньями, бесовскими отравами. Особенно почитались растения-целители, с помощью которых врачевали от различных недугов и хвороб. Знахари считались людьми особыми, ведунами, которые знали секреты, недоступные простым жителям и могли общаться с "нездешними существами". Чародеи-целители крепко хранили свои врачебные секреты, из уст в уста передавали свои знания только доверенным лицам, посвящая их в тайны общения с потусторонними силами, которые, якобы, помогали им при лечении травами.
До наших дней дошли повествования о девяти волшебных травах, с помощью которых можно совершать чудеса. Это плакун-трава, цветущий папоротник, разрыв-трава, тирлич, одолень-трава, Адамова голова, орлихин, прикрыш и нечуй-ветер.
Плакун-трава издавна пользовалась во всех деревнях уважением и страхом. Считали, что эта трава обладает удивительной силой: приводит к смирению нечистых духов, изгоняет колдунов и кикимор, заставляет плакать бесов и демонов. Чародеи собирают плакун-траву в Иванов день на утренней заре и только руками, не использую никаких орудий. Важно было найти корень и цветы. Нашедший траву должен произнести заклинание: " Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не кати твои слёзы по чистому полю, не разноси твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, старым ведьмам. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь мне слово крепко и твердо. Век веков!".
Современное название плакун-травы дербенник иволистый. Растёт она по берегам рек и озёров и не имеет особых медицинских свойств. Но в поверьях плакун-трава - всем травам мати. Знахари делали из неё порошки и настойки, которые помогали от многих болезней. Принимали траву даже от тоски и депрессии, говоря современным языком. И ведь помогало! Старинный травник гласит: "Плакун-трава добра, держи её в чистоте, давай скоту, который вертится или которые ребята не спят, клади в головы, а крест из неё вырезать и носить при себе зело добро".
Папоротник или Перунов огнецвет пожалуй самое знаменитое растение, окутанное тайнами и легендами. На Руси всегда собирали целебные растения в день Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю), когда устанавливается жаркая погода. Ворожеи называли этот день "Агрофены - злые коренья", поскольку из этих кореньев изготовляли сильнодействующие снадобья, от которых нередко больные умирали. Знахари почитали этот день ещё и потому, что за ним стоял праздник Ивана Купалы - время сбора волшебных трав. Иванова ночь - особенная, только в полночь совершаются самые невероятные чудеса. Колдуны и ворожеи в это время собирали много разных чудесных трав. Но самое главное чудо - это цветение папоротника или Перунова огнецвета.
Происходит это так. Сначала между листями поднимается святящий огонёк. Он движется, прыгает и даже щебечет. В полночь почка папоротника с треском раскрывается и появляется огненный цветок, который озаряет всё вокруг. При этом раздаётся гром и дрожит земля.
Тот, кому посчастливилось найти и сорвать цветок, должен бежать домой, не оглядываясь, несмотря на то, что его с воем и гиканьем, преследуют черти и демоны. Если обернуться, то пропадёшь. Бесы нагонят, утащат в болото и там утопят. Тот, кто преодолел все напасти и благополучно донёс цветок до дома, станет обладать всеми тайнами и чарами. Папоротник, по народному поверью, очень полезен тем, кто желает быть умным, богатым и удачливым. Обладатель цветка может с его помощью быстро находить клады, делаться невидимым, иметь власть над чертями и домовыми. Вера в чудесную силу папоротника жива до сих пор, особенно в сельской местности.
Разрыв-трава по преданию встречается крайне редко. О ней всегда мечтали воры и кладоискатели, ведь она обладает свойством разрывать запоры и решетки тюрем, срывать любые замки. Называли её и скакун и прыгун-травой, как так цветок будто бы в Иванову ночь скачет и прыгает.
Рассказывали, что в старину разбойники зарывали свои клады под землю и запирали их на огромные железные замки, а ключи бросали в реки. Даже тот, кто находил такой клад, не мог открыть его, так как сокровища сторожила нечистая сила, которая не позволяла совладать с железными запорами. И только обладатель разрыв-травы может отпирать заговорённые клады.
Волшебные травы на Руси
Считается, что разрыв-травой называли бальзамин обыкновенный, однако это не совсем корректно, поскольку не каждый бальзамин, который растет в природе, будет той самой разрыв-травой.
Найти разрыв-траву сложно, но можно сделать это и случайно. Если в Иванову ночь косить траву и коса переломится, то значит, наткнулся на разрыв-траву. Но существует и другой способ отыскания травы. Для этого разыскивают гнездо черепахи и ждут, когда черепаха выйдет из гнезда и отползёт в сторону. Тут же не медля, гнездо огораживают железными гвоздями, вколотив их в землю так, чтобы черепаха не смогла проникнуть в своё жилище. Затем надо спрятаться и ждать. Когда черепаха возвратится и увидит, что гнездо закрыто, тогда она удаляется на некоторое время, а затем возвращается обратно. Во рту у неё можно видеть кусочки травы. Черепаха подходит к железному забору, дотрагивается до него травой, и происходит чудо. Все железные гвозди ломаются и разлетаются прочь. Таким образом, проход становится свободным. Теперь нужно забрать траву у черепахи и скорее бежать с этого места. А дальше каждый использует разрыв-траву по своему усмотрению, причём свойства травы действуют только один сезон. На следующий год надо снова находить свежую траву.
Духи ночные произвели на свет чудодейную разрыв-траву. Сила ее разрушает крепчайшее железо. Прикосночнеие ею к мечу изломает его в куски. Она скрывается от ока человеческого во глубине непроходимых лесов: стерегут ее вечно по два змея, которые на день и на ночь сменяются. Н.И.Лажечников "Басурман"
У древних славян имелся миф, связанный с разрыв-травой. Согласно ему, молодой воин, отставший от своей рати, шел уставший по опушке леса. На улице стояла осень. Вдруг внимание юноши привлекло шипение множества змей, которые ползли в сторону горы, брали на язык травинку, касались ею скалы – она открывалась, и заползали внутрь. Тогда удивленный воин тоже сорвал эту травинку. Он почувствовал острую боль в пальце, но стерпел и коснулся камня. Скала расступилась, и юноша оказался внутри пещеры. Вокруг повсюду было золото и серебро, сверкали драгоценности. В самом центре пещеры стоял золотой престол, на котором восседала огромная змея. Вокруг нее, свернувшись в клубки, крепко спали змеи. Тогда юноша стал гулять по пещере, отложив в сторону меч, лук и щит, трогал золотые слитки, пересыпал монеты и драгоценные камни, совсем забыв о времени. Вдруг он услышал, что змеи проснулись и заговорили. Они переспрашивали друг у другу: «Не пора ли нам?». Тут главная змея сказала: «Теперь пора!» – сползла с престола, и все поползли вон из пещеры. Воин, испугавшись, что останется здесь навсегда, кинулся за ними. Едва успев выскочить, он от неожиданности опешил — на опушке стояла весна. Юноша понял, что всю зиму он провел внутри пещеры и стал ругать себя за то, что не взял с собой ни монет, ни золота, ни камней, да еще и оставил свое вооружение там. Расстроенный, он побрел по опушке и вдруг увидел, что к нему скачет толпа всадников, занося мечи над головой юноши. Ему оставалось только выставить вперед руки, и неожиданно из его пальца вырвалось пламя, которое поразило врага. Всадник упал на землю без дыхания. Остальные, увидев такой исход событий, испугались, развернули коней и помчались прочь.
Молодой воин догадался, что поразил врага он именно тем пальцем, которым порезался о травинку. Тогда-то юноша и понял, что он унес самое главное сокровище, сделавшее его непобедимым.
Одолень-трава пользовалась уважением и почитанием в народе. Она обладает даром охранять людей в дороге от разных бед и сатанинских наветов. Её носили с собой как амулет. Перед дорогой обязательно говорили: " Еду я в чистом поле, а в чистом поле растёт одолень-трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил, породила тебя мать-сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы - самокрутки. Одолей ты злых людей, лиха бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса тёмные. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке".
Одолень-трава - это кувшинка, водяная лилия. Было и другое название у неё - русалочий цветок.
Знахари использовали это растения как средство от зубной боли и для успокоений нервов. Считалось, что если дать корень одолень-травы своему недругу, то тот не сможет ничего против тебя сделать. А если пастух пожуёт такой корень, то его стадо никогда не потеряется и само найдёт пастуха в случае его исчезновения или отлучки. Молодые ребята в деревне, когда шли на свидание к девушке всегда брали с собой одолень-траву, которая придавала огромную мужскую силу и способность обворожить свою возлюбленную.
"Царь всех трав" - так почтительно называли растение под названием Адамова голова или мандрагора, как величали её в Западной Европе. Рассказывали, что "кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми корень мандрагоры, освяти и положи на престол в храме. Через сорок дней возьми и носи при себе - узнаешь водяных и воздушных демонов. А когда кто ранен - приложи к ране, и тотчас всё заживёт".
В магическое действие Адамовой головы на Руси верили в основном охотники. Перед походом в лес на охоту полагалось окуривать листьями растения охотничье снаряжение, и оно приобретало силу и удачливость. И в этот день охота всегда была хорошей, особенно на диких уток. Согласно поверьям, искать мандрагору нужно с особой осторожностью. Необходимо было повернуться лицом к западу, очертить три раза ножом место, где ищешь растение. Затем привязать Адамову голову к хвосту черной собаки и заставить её выдернуть корень. При этом в момент выдергивания раздавался страшный крик. Если пытаться самому вырвать растение без собаки, то погибель неминуема.
Тирлич или Ведьмино зелье - это трава, которую считают бесовской. Накануне праздника Ивана Купалы ведьмы и колдуньи отправляются на Лысую горы собирать тирлич-траву. Из травы выжимают сок, которым ведьмы смазывают себе руки и ноги. Это помогает при совершении чар. Кто полностью натрётся травой, тот становится оборотнем и может превратиться в кого угодно. Если простой крестьянин найдёт эту траву и будет делать то же самое, то сможет общаться с ведьмами и вурдалаками. Зная это, колдуньи стараются оградить те места, где растёт тирлич от простых людей, всячески сбивая их с пути.
Золототысячник, или тирлич
Трава Прикрыш собирается кудесниками в конце лета. Применяют её против свадебных наговоров. Когда невесту привозят из церкви в дом, тогда знахарь кладёт прикрыш под порог дома молодоженов. Невеста, узнав об этом, должна обязательно при входе в дом перепрыгнуть через порог. Если она случайно наступит на траву, то все зловредные наветы колдунов обрушаться на девушку.
Волшебные травы на Руси
Трава-прикрыш называлась еще волкобой, омег, блекот, дегтярка, недоспелка, копеечный чистяк, овечье рунишко, черное зелье, одномесячник. По научному — борец шерстистоустый из семейства лютиковых.
Про нечуй-траву говорят, что рвать её нужно только ртом. Только тогда она передаётся способность останавливать ветер и ловить рыбу без удочек и невода.
Нечуй-трава, нечуй-ветер, или бессмертник
Чертополох, по мнению крестьян, отгоняет чертей и вообще всякую нечисть. Если тебя преследуют черти, то надо стать среди чертополохов и бросить в бесов шишки этой травы. Все колдуны и демоны сразу же пропадут. А если пригнуть чертополох к земле, при этом приговаривая: " Сгони червей с моей скотины - отпущу", напасть со скотины сойдёт.
С незапамятных времен ведется поверие, что если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох. В великорусских губерниях промышляют вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на святках, приносят чертополох к старушке-переходнице. Она варит его, с особенными обрядами, с воском и ладоном. Вываренная вощанка зашивается в ладонку.
Cказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым
Крапива, по народному преданью, обладает свойством определять, будет ли больной жить или умрёт. Для этого надо в свежую мочу больного положить крапивы и дать постоять некоторое время. Если, спустя сутки, крапива высохнет, сожмётся и потеряет цвет, то больной умрёт. Когда же крапива останется зелёной и не потеряет свежести, то скоро наступит выздоровление. А ещё крапиву применяют от ломоты, ревматизма и простуды.
Любовные яблоки - через них можно получить любовь желанной девушки. Для этого надо разрезать яблоко пополам, в середину положить записку с именем любимой и положить на солнце. По мере того, как яблоко будет сохнуть, будет страдать и любимая девушка. Когда же яблоко совсем высохнет, девушка сама прибежит к своему воздыхателю.
Петуния - это известное садовое растения. Ему приписывали свойство оберегать человека от опьянения. Если вы отправляетесь на пирушку или на важную встречу, где необходимо много выпить, но при этом сохранять ясную голову, то здесь поможет только петунья. Необходимо за час до выпивки принять две ложки порошка этой травы и запить ложкой оливкового масла. Теперь можно смело пить сколько угодно и оставаться совершенно трезвым.
Похожие статьи:
Деревня → Как правильно косить косой траву?
Красота и здоровье → Трава-мурава былинная
Природа → Разнотравье
Красота и здоровье → Польза хождения босиком
Красота и здоровье → Лунные циклы и сбор лекарственных растений
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Культурные растения на Руси. - Сергей Алданов
В продолжение предыдущего поста несколько слов об освоениии культурных растений у нас.
Старый слой культурных растений, у восточных славян – просо, рожь, пшеница, ячмень, овес, горох, репа, лен, бобы.
Конечно, и среди них есть варианты более старых и новых освоений, так что говорить о необозримой древности в ряде случаев никак не приходится..
Взять хотя б отношения пшеницы и ржи. У пшеницы история магистральная – культура очень старая, известная старейшим цивилизациям, история ее якобы достигает 10 тыс. лет Но для нас она, вероятно, новая, около V-VI вв. Наши предки ее позаимствовали, скорей всего, у готов, живших на юге Восточной Европы. К примеру, этимология слова хлеб выводится от готского предшественника Hlaifs.
А про рожь пишут вот что:
«Как культурное растение рожь (Secale cereale) гораздо моложе пшеницы. Вначале она была лишь полевым сорняком в посевах этой культуры в Юго-Западной Азии и Закавказье. При раскопках поселений в Ассирии, Вавилоне, Египте, Китае и Индии никаких следов культивирования ржи обнаружено не было. Но когда пшеницу стали расселять в Европу и Сибирь, где она часто вымерзала, ее более зимостойкий спутник-сорняк постепенно превратился в самостоятельную культуру. А дикие виды ржи (всего в этом роде насчитывается 13 видов) и в настоящее время произрастают в Иране, Афганистане и Закавказье как сорняки на полях». /С.В. Мельникова/.
Можно также прочесть, что римские авторы упоминали посевную рожь как незнакомый им злак, разводимый варварами. В этом качестве он появился в Центральной и Северной Европе давно, в какой-то период став заметным, а потом сильно уменьшил свое значение. «Средневековье мало что само изобрело и мало чем обогатило даже продовольственную флору. Рожь, например, — главное приобретение средних веков — к настоящему времени почти исчезла в Европе; это было лишь преходящее обогащение агрикультуры» Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., «Прогресс», 1992
Оно и понятней, в Западной Европе теплей, чем в Восточной, и можно пшеницу сеять, которая урожайней. Для Руси, однако, устройчивая к неблагоприятному климату рожь, которую можно сеять намного северней пшеницы, оказалась «ко двору».
Или вот про репу пишут, как о необыкновенно древней славянской культуре. Древняя она только относительно других овощей. А позаимствована у греков – (греческое "гара" - "быстрорастущая", оттуда и латинское слово, и славянские корни. Может, конечно, что заимствование непрямое, через болгар. Бобы освоены тоже не рано, примерно в VI-VIII вв.
Относительно новый слой культурных растений. Как ни парадоксально, но некоторые «старые культуры» Европы иногда будут достаточно новыми для России. К примеру, лук. О нем пишут «… в начале XII века, с берегов Дуная торговыми путями лук распространился на территорию Руси, где уже в скором времени возделывался очень широко». Но если лук новая культура для Руси, то чеснок тем более. Н.В. Терехина пишет, что чеснок в России известен с XVII в. Как баклажан, к примеру.
Некоторые из культур, которые Европа понемногу осваивала в Средние века, были якобы принесены в Россию из Византии с греческими священниками. Так, капуста и свекла появились в Киевской Руси около XI в., и они упоминаются в "Изборнике" Святослава, ок. 1073 года. Примерно тогда же была перенята от причерноморских греков гречиха, а в XIV веке, вероятно, были освоены. огурцы и морковь. Тут вопросы – каков же был путь этих культур после монгольского разгрома? Или они все же появились ранее?
Для русских княжеств, более северных и требующих изменения технологии выращивания этих требовательных к теплу культур, сдвиг в освоении технологии выращивания овощей и гречихи составлял, вероятно, около одного-двух веков: гречиха в русских источниках упоминается с 1495 г., огурцы с с 1528 г. В Московской Руси свекла появилась в XIV-XVII вв.
Возможно также, что огородничеством больше занимались тогда не в крестьянском хозяйстве, но в городах, причем заметным центром был Ростов Великий, условия которого (многоводье) не позволяли заниматься обычным земледелием (Милов 1998), но зато вполне успешно товарным производством овощей.
Ну и для комплекта этого обзора – арбузы и дыни получены, вероятно, в наследство от татар - в Нижнее Поволжье они завезены из Средней Азии в XV-XVI веках. То есть либо при татарах, либо во времена Грозного. Тогда же после завоевания Астрахани стал доступен для выращивания виноград,
его пытались перенести даже к Москве. К новым культурам относится тыква (XVI век), перец острый (XVI век), перец овощной (конец XVI- начале XVII века), картофель - вторая половина XVIII века. Тут надо сказать спасибо матушке Екатерине - расширению посадок картофеля в России способствовал указ Сената (1765 г.). В Петербурге на Аптекарском огороде картофель начали выращивать с 1786 г. А помидор также проник в конце XVIII века, но его триумф был достигнут лишь в XIX. И цветная капуста лишь из XIX. Подсолнечник стали выращивать, как декоративное растение, при Петре I, а настоящее значение он обрел в XIX веке - "в 1829 году крепостным крестьянином Д.С. Бочкаревым из слободы Алексеевка Бирючинского уезда Воронежская губернии впервые получено масло из семян подсолнечника". Кстати, пару слов о бесполезности науки в то время: "первое упоминание о возможности получения масла из семян подсолнечника появилось в 1779 году в "Академических известиях", издаваемых Российской Академией наук под названием: " О приготовлении масла из семян подсолнечника". А вот пресс академикам сделать уже было не по силам, крестьянин его изобрел. Удивительно.
Итак: Контакты с соседями поспособствовали украшению русского стола в X-XII вв. Правда, это был стол киевско-русский, а перенимали новое во Владимире, Москве, Ростове, Твери в течение некоторого времени, не очень быстро. Что еще интересно – прогресс в русском сельском хозяйстве шел и во времена, которые кажутся издали довольно темными - XVI век неожиданно выделился целым рядом освоенных культур. То есть это время развитие контактов, иногда насильственным путем, иногда через торговый обмен. Реформатор Алексей Михайлович много времени уделял садоводству и овощеводству, даже хлопчатник пытался освоить. Петр I великий, но бестолковый, для аграрного хозяства не сделал ничего. А вот Екатерина отметилась весьма достойно.
Небольшой справочник по культурам
aldanov.livejournal.com
Огород. Что традиционно выращивали на Руси?
Первоначально центрами огородничества были монастыри и княжеские владения. На них с древнейших времен и до появления картофеля на территории России возделывалась репа. Она являлась основной овощной культурой, из нее готовили множество разнообразных блюд и считали вторым хлебом. Бобы известны в культуре на Руси приблизительно с VII века. Свекла и редька стали известны в Киевской Руси в XI веке и позже распространились на Москву, Новгород и Псков, где эти овощные культуры выращивали практически повсеместно. Брюква была завезена на территорию Руси из причерноморских греческих колоний, быстро прижилась и получила широкое признание. Эта культура также интенсивно возделывалась в разных регионах. Капуста появилась у нас в начале X век, причем во многих землях после уборки капусты устраивались праздники с гуляньями и приготовлением блюд из капусты. До XVII века выращивали только бледно-желтые корнеплоды моркови, а оранжевые сорта появились значительно позже.
После образования Московского государства появились так называемые царские огороды, снабжавшие царский двор овощами и даже некоторыми бахчевыми культурами. Так, например, в далеком в те времена от Москвы селе Измайлово было два царских огорода. Первый из них носил неизвестно как возникшее название "Виноградный", хотя никакого отношения к выращиванию винограда не имел, на этом огороде возделывали капусту и зелень. Второй из царских огородов назывался "Просяной" и снабжал двор тепличными огурцами и дынями.
Однако на промышленную основу овощеводство поставил Петр I, который лично изучил культуру возделывания овощей в Голландии. Им же был основан первый коммерческий центр овощеводства - окрестности озера Неро под Ярославлем. Причем российский государь специально направил на обучение в Голландию нескольких местных овощеводов. Появлением редиса мы также обязаны Петру I, который завез его из Франции и настоял на его выращивании. Удивительно, но также как и картофель, редис, называемый «французской редькой» не сразу получил широкое распространение, и объемы его выращивания стали значительными только к концу XVIII века.
Чем же питалась Россия в конце 18 века? Как свидетельствуют церковные летописи и записи, которые велись в дворянских усадьбах, до начала 19 века крестьянские огороды были, как правило, очень небольшими. Так, Василий Приклонский сообщает, что в север-ной половине Тульской губернии "во многих местах в огороде не более 10—15 грядок", в Галицкой провинции "огороды малы". В свою очередь, минимальный размер огородов до предела сужал инте¬ресы крестьянина в овощеводстве, ограничивая ассортимент овощных культур наиболее важными в хозяйстве.
Из известных сегодня овощей в крестьянских огородах росли: морковь, свекла, репа, огурцы и иногда кочанная, но больше "серая" (листовая). В северной части России выбор был еще более скромен: в Холмогорском уезде капуста, свекла, морковь и лук выращивались "местами", репа и редька росли лишь на полях возле лесов, а также "на песках, покрытых илом", бобы, горох, сельдерей и петрушка удавались "не ежегодно", хмель рос "в очень редких местах". В Мезенском, Шенкурском и Онежском уездах в огородах были лишь капуста, редька и репа, причем капуста родилась "не везде". Как отмечают бытописатели тех лет, морковь и капуста росли лишь в некоторых городских посадах и селениях близ Архангельска: «по левую сторону Двины сажали морковь, лук, чеснок, красную, белую (обыкновенную) "серую" (листовую) капусту, а также пастернак и некоторые поваренные травы», завезенные в Архангельскую губернию ростовскими огородниками-отходниками. Причем произведенную продукцию из Архангельска поставляли в Норвегию.
Условия Московской губернии более благоприятны для производства овощей. Поэтому не удивительно, что здесь получали хорошие урожаи капусты, огурцов, свеклы, моркови, репы, лука, чеснока для собственных нужд и на продажу. Однако вокруг самого крупного городского центра — Москвы, сложилась особая обстановка. Ввиду сильного развития ремесла, высокой плотности городской застройки московские огородники не могли удовлетворить рыночный спрос. Поэтому в орбиту торгового огородничества были втянуты ближайшие к Москве сельские районы. В селениях по рекам Москве, Клязьме и Оке "упражнялись в сажании огородных овощей: свеклы, моркови, редьки, луку, чесноку, огурцов, капусты и картофеля так, что во многих селениях почти все поля обращены в огороды". Именно с этой поры Верейский уезд и г. Бронницы известны, как центр коммерческого производства "лука и чеснока".
...в большинстве нечерноземных районов России ведущими культурами крестьянских огородов были в первую очередь репа, редька и капуста. Именно они составляли основу пищи «русского мужика средней полосы России" *
ljwanderer.livejournal.com
Истоки траволечения на Руси
Истоки траволечения на Руси
Автор: Источник: Газета "Бабушкины рецепты"
В государстве Антов, предшественнике Киевской Руси, а до этого у скифов, обитавших в северном Причерноморье от Днепра до Дона (7 - 1вв до нашей эры), в лечебной практике с успехом использовались много растений. Скифы разводили лекарственные растения в огородах, садах, как это было позднее в Киевской и Московской Руси. Опыт скифов по лечению травами передан и использован лекарями и народом Киевской Руси.
Профессиональными лекарями вначале были волхвы – люди, обслуживающие население в языческом культе. Волхвы были знатоками лекарственных трав, или «зелий», и в летописях их часто называют «зелейниками».
С переходом к христианству лечение травами осуществлялось народными лекарями – ведунами, знахарями. Знания о лечебных свойствах растений передавались из поколения в поколение устно.
В 9-10вв в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных травах из других стран, главным образом из Византии, откуда в Киев приглашали различных специалистов, в том числе и врачей.
О широком использовании растений для лечения в Древней Руси свидетельствует замечательный памятник русской культуры 11в « Изборник Великого князя Святослава Ярославовича».
После свержения татарского ига установилась связь между Русью и западноевропейскими странами. В Москве при Иване Грозном открылась первая аптека. Большое значение имело основание в 1581г Аптекарской избы, в задачу которой входила организация сбора лекарственных трав на территории Руси. В 16в при Борисе Годунове был издан Аптекарский приказ: привлечь широкие слои населения для изучения и сбора отечественных лекарственных трав. Специалисты – «травщики», крестьяне, казаки, ремесленники – участвовали в этом проекте. При Аптекарском приказе была организована школа, которая готовила первых русских врачей.
В 1616г был издан «Травник Любчанина», а в 1672г большой травник «Прохладный Ветроград». С этих пор раз в году выходили народные травники и лечебники, в которых давались сведения о болезнях и способах их лечения.
За истекшие столетия в результате народного опыта нам осталась богатейшая сокровищница народных знаний о лечебных свойствах растений и их применении.
В «Прохладном Ветрограде», с которым мы начинаем вас знакомить с тайнами древних врачеваний, есть сведения не только о растительном мире, но и о животных домашних и диких, о целебных камнях и минералах, о маслах и способах их приготовления. Здесь можно найти сведения об травах, овощах и деревьях, известных нам, но применяемых с неожиданной стороны, имеющей значительный лечебный эффект. Интересны сведения по способам похудания, по афродизиакам, по способам преодоления «всех болезней» - т.е. сильным иммунным стимуляторам.
Мы познакомим вас с забытыми сведениями о лечении конкретных болезней, свойствами отдельных трав или других целебных веществ. Каждой траве или веществу авторы «Прохладного Ветрограда» присвоили степень внутреннего тепла или сухости, холодности или влажности, - это необходимо при наиболее эффективном подборе средства для лечения, например, если в организме наблюдается избыток влаги по симптомам: отек, водянка, скопление слизи при простудах, мокротах в легких – применялись средства сухие и горячие.
Общие рекомендации для приготовления настоев и отваров из сборов растений
Обычно берется 1 стол. л смеси (или отдельного растения) на стакан кипятка. Лучше сразу готовить настои и отвары в больших количествах, увеличив сразу объем сырья и воды. После кипячения и настаивания 0,5 – 1,5 часов, следует отцедить воду через 4 слоя марли. Хранить лекарственные водные извлечения в отличии от спиртовых следует в прохладном месте или в холодильнике не более 2-х суток. Винные отвары следует брать в тех же объемах, кипятить вино 5-7 мин, затем укутать и настоять в течении 2-3 часов. Лучше применять эмалированную посуду.
При лечении хронических болезней лекарства принимают длительное время. Во избежание привыкания к ним и снижения эффективности лечения рекомендуется после каждого курса лечения (1-1,5 мес.) делать перерыв на 1-2 недели. После двух-трех курсов лечения одним сбором желательно перейти на лечение другим, обладающим аналогичным действием.
Лечение кашля и болезни легких
В «Прохладном Ветрограде» понятие «старый кашель» - означает хронический бронхит, под «болячками легочными» стоит понимать воспаление легких, плеврит. Название «сухотная», «гниение легких» обозначает туберкулез легких. Прием лекарств может быть вместе с едой и натощак. Если важно именно принимать что-либо натощак, то это специально оговорено. Во многих рецептах прием ведется «по вкусу», это означает, что дозы могут быть увеличены или уменьшены врачом в зависимости от состояния пациента. Общепринятыми считаются дозы: отвары – по 1-1,5 стаканов в течении суток, а измельченные массы, принятые с едой – 1-3 стол. ложки в сутки).
Для излечения кашля и болезни легких полезно отруби пшеничные настоять в теплой воде и принимать в довольно больших количествах, «по вкусу», «как захочется».
Смешать поровну крахмал пшеничный и муку ячменную, размешать до порошкообразного состояния и принимать вместе с сахаром, понемногу и по вкусу. Лучше всего не менее 3 ложек в сутки.
Застарелый кашель, воспаление легких излечивает процеженный отвар гороха – «вода, из проваренного гороха»
Головки мака зеленые (недозрелые) отварить в воде, смешать с медом в пропорции 1:3 и варить вместе до густоты. Это дает хороший снотворный эффект: «сон сладостный» и унимает кашель.
Сухой кашель уймет «вода, в которой репа варена».
Чеснок отваренный быстро избавляет от «старого кашля», дает быстрое откашливание, «чистит» легкие, «истребляет» внутреннюю слизь, которая появляется после простуды и делает «дыхание тяжелым». Принимать надо отваренные зубцы «по вкусу», лучше принимать во время пищи. (Подробнее о чесноке см. ниже.)
Мед необходимо принимать при всех видах простудных и легочных заболеваниях.
Корица, принятая «любым способом», т.е. в отваре, настое, в порошке во время еды – унимает насморк и кашель.
Цетварный корень ( Zedoaria Berg.) – представляет собой клубень, величиной с грецкий орех. Подобно имбирю, употребляется как пряность и ароматическое вещество. Его следует принимать отваренным в вине ( 1ч.л. на стакан вина). Считалось, что принятый любым способом,он согревает тело, и помогает при всех болезнях, которые бывают «от студености и ветрости».(О винах см. ниже)
Сок солодки гладкой (лакричник, солодковый корень) – принимается внутрь по «невеликой крошке», т. е. по 1 ч. л. вместе в сахаром: подержать во рту и глотать. Сок получали толчением, измельчением корня, в современных условиях можно пропустить корень через мясорубку. Жевание корня «потушит жажду» и выведет кашель.
Корень девясила, измельченный и смешанный с медом «подобно мази», принимать утром и вечером - кашель умолкнет, и «мокрость вредную» (слизь) из организма вытянет. Также при простуде дыхательных путей и головы принимают отвар корня девясила на вине белом («фряжском»), такой отвар согревает все внутренние органы. Особенно полезен корень, если болезням легких и бронхов сопутствуют болезни желудка.
Плоды сладкого миндального дерева (Amygdale dulkes) отварить в коровьем молоке, подсластить медом, помогает не только от кашля, но и заживляет «болячки в легких», неизлечение которых ведет к туберкулезу.
Отвар изюма в вине – вылечит «старый» кашель и «болячки» легких.
Отвар смеси из измельченного инжира и листьев василька, смешанных 1:1. Принимать утром натощак, можно 1 раз в день. Доза: 1-2 стакана в сутки. (Подробнее о васильке см. ниже)
Отварить инжир в вине «фряжском» (сделанном из недозрелых гроздей белого винограда, за неимением такового можно использовать белое вино). Всыпать туда ядра сильно измельченных ядер кокосов. Принимать этот настой от всех простудных недомоганий, связанных с легкими. Эта смесь «быстро отворяет дыхательные пути», т.е облегчает дыхание, выводит «старый кашель», туберкулез, принимают при «затрудненном дыхании, когда теснит в груди».
Трава василька, принятая любым способом (отвар, настой) лечит любые болезни легких, бронхиты. Принимать по 40г 2 раза в день натощак утром и вечером, можно дозу увеличить до 80г 2 раза в день.
От сухого застарелого кашля и «легочных болячек» принимают отвар травы воловика (воловий язык, Anchusa officinales).
Смесь травы тмина и измельченного инжира 1:1, отварить в вине или воде – давнее известное лечение от «старого» кашля. Трава тмина, смешанная с уксусом (можно использовать яблочный 9% уксус) и водой в равных пропорциях унимает простудные «хрипы в горле». О тмине следует помнить предостережение от передозировки: сверх меры принятый тмин изменит цвет лица «светлость переменится» на «неблагообразную» бледность.
Измельченный корень шафрана, принятый во время еды помогает от бронхита. Шафран (Crocus) - ароматическое травянистое растение, которое используется как пряность.
Сироп из цветов фиалки (фиалка белая, Serapias, Epipactis latifolia) и сироп из цветков василька – быстро помогают при простудах с высокой температурой, при ангине и прогрессирующем кашле.
|
Болезни легких
Трава полба (однозернянка,Triticum spelta), принятая любым способом (отвар, настой, в еде), помогает избавиться от «лишних мокрот» в легких (воспаление, плеврит).
Измельченное горчичное семя развести в уксусе (можно 9% яблочом уксусе) и принимать 1 раз в день натощак по 1ст.л. – средство от «легочных болячек».
Смесь измельченных ядер лесных орехов и изюма принимать «по вкусу», т. е. неограниченно.
Масло коровье в смеси с медом 1:1 излечивает «застарелые» болячки легких, неизлечение которых может привести к туберкулезу. Принимать натощак.
Масло из сладких миндальных ядер, принимать по вкусу, перед едой.
Измельченный корень солодки, тщательно прожевать и проглотить – «выгонит всю мокроту из легких и тела» посредством мочегонного действия.
Сок травы василька, отваренный вместе со смесью из инжира и травы руты полевой – сильнейшее средство от застарелых «болячек» легких, простуд головы, выгоняет всю «вредную мокроту» из легких.
Измельченное семя двудомной крапивы смешать с медом – «подобно мази» и развести с белым вином («фряжским») – помогает от хрипов и «тяжелого дыхания» при воспалении легких.
«Недомогание легочное» покинет того, кто пьет щелок – растворенный в кипяченой воде древесный уголь, лучше всего березовый.
Откашливающее средство: смесь серы измельченной с яйцом, сваренным всмятку – «вычистит грудь и хрипление уймет». |
Туберкулез
Знахари и врачи древности верно подметили, что туберкулезу сопутствует меланхолия, «черная кручина», концентрация на тяжелых мрачных мыслях, и в излечении туберкулеза немаловажное значение имело избавление пациента от депрессии, мрачности духа и приведения настроения и сердца в «веселое состояние». Поэтому в рецептах древности вместе с лекарствами от туберкулеза и препаратов для укрепления легких, применялись травы и средства, «веселящие сердце», прогоняющие тоску и подавленность.
Садовые яблоки приятны организму тех, кто страдает «сухотною» (туберкулезом легких), яблоки гонят «меланхолию», особенно полезно дышать «яблочным духом» (возможно, здесь говорится об ингаляции паром над отваром яблок).
Отвары и настои хмеля можно пить без ограничения, тем, кто страдает «сухотною», хмель гонит тоску, «веселит» сердце.
Похлебка («уха») из козьей желчи - от всех легочных болезней, в том числе и от «сухотной».
Корень шафрана применяют те, у кого легкие «гниют», и если применять постоянно длительное время (не менее 6-9мес.) – обязательно «здравы бывают».
Трава майорана (душнянка, шица боровая, Origanum majorana) – принятая с маслом коровьем или рыбой во время еды – выводит «сухотную» из организма. Этой травой в отварах, настоях также лечат все простудные болезни, в том числе простуженную голову, т. к. она согревает все внутренние органы.
Сироп, приготовленный из травы огуречника (бурачник, Borrago offichanales) приносит пользу при лечении «сухотной».
Девясил (корень) кроме укрепления дыхательных путей – отгоняет «свирепство и уныние», поэтому тоже полезен при туберкулезе.
Траву полевого шалфея положить на ночь в воду или вино. Пить 2 раза в день по 50г. – унимает кровохаркание и рвоту с кровью, которые бывают при «сухотной». |
Некоторые интересные сведения
Теперь – некоторые интересные сведения о давно известных нам веществах, травах, которые употреблялись в этом разделе.
ЧЕСНОК
Имеет самую высокую степень теплоты по сравнению с другими травами.
Он наилучшим образом истребляет в организме «внутреннюю мокроту», поэтому считалось, что у тех, кто постоянно употребляет чеснок, не будет «внутренних чирьев, которые от мокрости происходят», т. е. полипов ни в носу, ни в кишечнике, ни в других местах. В одном письме нам рассказали как женщина свела большой отек на лице после неудачного удаления зуба – занесли инфекцию; она съела 1кг чеснока за 3 дня, с хлебом и без, - отек уменьшался на глазах.
Чеснок – средство, укрепляющее волосы, при смазывании его соком головы.
Чесночный пепел, полученный при сжигании чеснока на малом огне или на горячих углях, смешанный с медом, сводит «всякие нечистоты» с тела – экземы, «коросты», угри с лица.
После родов женщины обмазывались толченым чесноком – таким образом предохранялись от родильной горячки и других «нечистот постельных, которые остаются после родов».
Огородникам знахари советовали чеснок всегда сажать в землю зубцами, а не сеять семенами. Посеянный чеснок мог принести не пользу, а яд.
Чеснок лучше есть отваренный или принимать с пищей, т. к. в большом количествах, принятый натощак, чеснок может вызвать головную боль.
Чеснок не стоит переедать женатым людям, т. к. считалось, что он «исстребляет сперму», а принятый непосредственно перед супружеским ложем, чеснок может нанести «вред телу», т е. не лучшим образом повлиять на потенцию.
МЕД
Это универсальное средство от многих болезней: кожных, простудных, дыхательных путей, печени, отравлений, болезней обмена, глухоты, сосудисто-сердечных, глазных и др. Принятый в смеси или растворе он усиливает действие принимаемых лекарств, являясь иммунным средством.
Мед, разогретый до жидкого состояния, смешанный с солью и закапанный в уши – прекращает шум в ушах, а также «пищание и гремение» в них. Такие симптомы нередко наблюдаются не только при сосудистых заболеваниях, но и при заболевании внутреннего уха или повреждении слуховых нервов.
Кожа головы прекрасно лечится втиранием свежего меда – застарелые экземы, лишаи исчезают, а также вши и гниды умирают.
Если детям помазать медом растущие зубы – тогда они вырастут без боли.
Мед, смешанный с уксусом лечит десна - необходимо зубы чистить этой смесью как пастой.
КОРИЦА
Корица считается по свойствам сухим и горячим веществом, поэтому помогает больным водянкой, лечит любые водяные отеки. Она «вытягивает» из организма болезненную слизь, поэтому незаменима в любом количестве и приеме при насморке и простудах головы.
Корица помогает в случае послеродовой лихорадки – измельченную в растворе с водой ее дают пить после родов.
Кто часто принимает корицу в еде или вине – тот приобретет постепенно «благолепный вид», у него скроется болезненная бледность с лица. Корица в постоянном применении хорошо влияет на сосуды головного мозга и пищеварение – желудок перестает «ныть», учитывая ее «сушащие» свойства, можно ожидать помощи и в лечении полипов желудка.
Корица «веселит сердце» и укрепляет его, поэтому она действенна при сердечно-сосудистых болезнях, особенно приобретенных на нервной почве, и конечно же, при лечении легких – как оберег от плохого настроения.
Масло коричное, принятое 2-3 капли на рюмку (40г) в белом («фряжском») вине – укрепляет и согревает организм.
Больные руки и ноги, «скрюченные» артритом, мазали и излечивали этим маслом, а также применяли при судорогах.
САХАР
Сахар не стоит принимать сверх меры, только в исключительных случаях: во время скорби или по велению врачей.
Принятый сверх меры сахар, способствует образованию «ненужной слизи» в легких, и наводит жажду, поэтому не стоит злоупотреблять им при простудах.
Принятый в меру,он стимулирует кишечник, почки, мочевой пузырь, избавляет от запоров.
ХМЕЛЬ
Трава горячая и сухая, поэтому имеет силу от всяких нарывов, мягчит нарыв до созревания и вытягивает его.
Сок из листьев хмеля, пущенный в уши лечит гнойные воспаления.
Отваром смеси из листьев, стеблей, плодов хмеля на вине или воде делали примочки: прикладывали снаружи к больной селезенке или опухли на селезенке.
ВИНО
В рецептах часто используется понятие «вино фряжское» - вино, приготовленное из белого винограда, скорее недозрелого, чем перезрелого. Оно считалось веществом «горячем», причем степень «теплоты» его увеличивалась по мере старении вина. Такое вино считалось самым лучшим, оно укрепляло желудок, улучшало пищеварение, его давали тем, у кого пропадал аппетит или были неполадки с желудочно – кишечным трактом.
Белое старое вино – обладает более целебными качествами, чем красное: оно выпитое в меру, укрепляет все тело человеческое, улучшает пищеварение и хорошо влияет на мышление. Белое вино имеет слабительный эффект для кишечника.
Красное вино – считалось менее полезным, т.к. оно имело большую степень «влаги, мокрости», и его употребление могло ухудшить пищеварение. Красное вино имеет закрепляющий эффект для кишечника, поэтому его давали в изобилии пить тем, у кого был сильный понос и дизентерия.
ИЗЮМ
Изюм считался прекрасным желудочно-кишечным средством: противорвотное, противопоносное. Ягоды лучше всего принимать вместе с едой. Кто ел постоянно изюм – имел здоровую печень «добрые крови», т. е. изюм положительно влияет на обмен веществ. Винные отвары и настои с изюмом - лекарство от простуд и болезней легких.
ИНЖИР
Инжир считался обеззараживающим средством при эпидемиях. Как профилактическое средство во время «мора» принимали отвар смеси васильков и измельченного инжира: принимали натощак 1-2 раза в день по ½ стакана.
Переедание плодов инжира вызывает метеоризм, может появиться аллергия на теле в виде сыпи, «родится кровь вредительная», т.е. нарушается обмен веществ и тем самым тело ослабевает.
ВАСИЛЬКИ
Сила этой травы заключалась в листве, семенах, но не в корне. Отвары винные и водные – считались прекрасным средством от болезней дыхательных путей и их всегда можно добавлять в грудные, противопростудные сборы.
Отваром васильков в уксусе полоскали рот при зубной боли. Принятие винных отваров василька делало красивый кожу лица : «благолепие появлялось»,
водным отваром умывались для тех же целей.
Водные отвары применялись для лечения водянок, опухолей внутренних органов, при болезнях печени: когда появлялась желтизна кожи, опухолях селезенки, проблемах с желудком. Отвар закапывали в уши для прекращения шума в голове.
Винный отвар смеси василька, руты полевой и меда – противоглистное средство, также быстро освобождает горло от сильной ангины.
В зависимости от состояния больного водные отвары василька принимали 2 раз в день: по 9 или 12 золотников (1 золотник: 4,22г), позже эту меру – 9 золотников - заменил объем рюмки: 40мл или 40г. Винные отвары могут быть приняты по рюмке 2 раза в день до еды.
ШАФРАН (КОРЕНЬ ШАФРАНА)
принятый «по вкусу» вместе с едой, укрепляет желудочно-кишечный тракт, «обновляет» печень, тем самым творит «добрую кровь», а принятый в отварах - «веселит» сердце, является мочегонным и применялся как средство, увеличивающее сексуальное влечение.
УКСУС
В старину считался средством от многих болезней, широко использовался в качестве среды для приготовления других лекарств. Даль В.И. в «толковом словаре живого великорусского языка» упоминает медоуксус – действенную «врачебную смесь» этих двух веществ.
Уксус, принятый без еды вреден для пищеварения. Нагретый уксус принимали от водянок, отеков, т. к. он «истребляет всю ядовитую мокроту» из тела. При сильных ангинах, особенно когда невозможно было говорить, полоскали теплым уксусом горло и рот. Также лечили зубную боль, и просто полоскали рот – для того чтобы зубы были крепкими.
Уксус считался иммунным средством, поэтому немало рецептов содержат применение лекарств и трав, растворенных или настоянных на уксусе. Если больной совсем обессилел, то брали кусок ржаного хлеба, обмакивали его в уксус и протирали больному губы, ноздри и запястья рук, - такая процедура быстро давала силы.
Теплые примочки из отвара гвоздики в уксусе, прикладывали снаружи на желудок, на пуп, к пояснице, к пояснице, ко всему животу – при болезнях кишечного тракта и сильной рвоте. Считалось, что после таких процедур «утроба быстро уймется».
МАЙОРАН
Отвары травы очень широкого спектра действия: сосудисто–сердечные: «мозг укрепляет и обмороки унимает», «выводят» камни из почек. Применялись отвары внутрь 2 раза в день по 9 золотников, в пересчете на современные меры – это по 40г.
Также не лишним считали при лечении болезни головы: от давления или простуды делать теплые примочки на голову, обмачивать голову.
Женщины, кто не мог зачать по причине простуд половых органов (непроходимость труб, воспалительные спайки), принимали отвар по 4 или 9 золотников 2 раза в день, в зависимости от своего состояния здоровья.
Особая помощь от душицы парализованным с расстройствами речи (инсульт мозга): принимать водный отвар по 6 золотников (по 25-30г) 2 раза вдень и часто полоскать отваром рот.
Примочками из отвара в течении 8-10 дней вылечивали глазные болезни, происхождение которых считали от простуды.
ПЕПЕЛ
Растворенный в воде пепел древесный (щелок) - дубовый и березовый считался целебным средством для наружного и внутреннего применения. Щелоком промывали раны людям и домашним животным, особенно незаживающие язвы голени или гнойные раны, такое промывание обеззараживало раны и после на них можно было накладывать мазь.
«Гнилые болячки - фистулы» присыпали пеплом, и они быстро заживали.
Щелок применяли в виде ванночек для рук или ног от «волосатика» - «гнилой болячка под телом, переходящая с места на место».
В современном мире известен такой рецепт от отравлений и расстройства кишечника с поносом: 1 ч.л. древесного пепла (растолченный в порошок уголь) залить 50мл красного вина и сразу выпить. Древесный уголь можно заменить сильно подгоревшим, почти сожженным до углей корочкой черного хлеба.
comments powered by HyperComments
Смотрите также:
www.gorod21veka.ru
Так как жрецы издревле именовались у славян волхвами, а их деятельность - волхованием, то впоследствии это слово стало синонимом волшебства и чародейства. Волхвы знали множество метеорологических примет, силу и действие разных трав и умело применяли гипноз. В некоторых случаях у славян и князья воспринимались как волхвы. Например, считали, что князя Всеслава Полоцкого "мать родила от волхования" (т.е. с помощью заговоров). И, волхвы навязали ему на голову науз ("волшебный узел"), наделив князя сверхъестественными способностями. Образ князя - волхва, предводителя дружины, всесильного колдуна нашел отражение и в былинах. В былине о Вольге (Волхе) Всеславьевиче он, воин, богатырь, оборачивался то щукой, то волком, то птицей. Волхвы и ведуны знали толк в лекарственных травах и успешно с их помощью врачевали недуги. Много легенд и преданий хранится в народной памяти о чудесных исцелениях. Есть предание о том, например, как соком травы вылечили от кровотечения внука Дмитрия Донского князя Дмитрия Юрьевича. Сохранилось повествование о том, как девица Феврония, дочь лесника из града Китежа, травяной мазью исцелила муромского князя Петра от тяжелой кожной болезни. Зелейники собирали и готовили из местных растений лекарства для лечения почечуя (геморроя), злой корчи (отравления спорыньей), весницы (цинги), златяницы (желтухи), камчуга (артрита), вдуши (астмы), трясцы (малярии), свербежи (чесотки), жабной (стенокардии) и сухотной (туберкулеза) болезней. В XI в. возникают монастыри и при них сосредотачивается врачевание, организуется сбор и обработка лекарственных трав. В конце XI в. Киевский митрополит Ефрем приказал строить в Переславле при монастыре "строение банное и врачеве" для бесплатного лечения приходящих больных. О широком использовании растений для лечения в древней Руси свидетельствует замечательный памятник русской культуры XI в. "Изборник Великого князя Святослава Ярославовича" (сына Ярослава Мудрого), где наряду с медицинскими знаниями, приводится описание ряда лекарственных растений на Руси того времени. В "Изборнике" рекомендуется употреблять растительные продукты больше, нежели другие. Считалось, что свежие растения помогают лучше, поэтому плоды, зелень назначались больному в "суровом" (не вареном) виде. Уже с XII в. использовала Русь как лекарства полынь, крапиву, мяту, подорожник, рябину, можжевелевые ягоды, кору дуба... Царь Алексей Михайлович в 1650 г. приказал стольнику Матошкину высылать в купальскую ночь "искать серебряного цвету, интериновой травы, мятной и дягилу", а незадолго до смерти, не шибко веря иностранным лекарям, приказывал воеводам в Сибири "собирать знахарей, узнавать от них травы, свойства их и присылать самыя травы в Москву". Заслуживает внимания еще одно средство животного происхождения, применявшееся на Руси, - секрет железы кабарги - источник мускуса. Его применяли при болезнях сердца, а также для лечения эпилепсии, душевнобольных, находящихся в состоянии "меланхолии" и "кручины черной"; лечили им и запои. Огромной популярностью среди врачей московского государства пользовались пантовые "оттирки" - панты пятнистых оленей (из рогов этих оленей добывали общеизвестный препарат пантокрин). На Руси пантовые "оттирки" назначались "падучим" (при эпилепсии), при желудочных и маточных кровотечениях, "расслабленным" (при параличах). Больные пили их с вином и водой при "сердечной кручине", "егда серьдце клокочет, клещить обмираеть". Особенно ценили на Руси вещества, действующие благотворно на сердце, успокаивающие нервы, придающие бодрость. В древнерусских лечебниках их называли нежными ласкательными именами: "любка", "зелие милое", "дар небес" и т.д. Так, о настойке "крина польского" (ландыша) написано, что она "есть недюжему драже злата драгого". Но основное место в древнерусской медицине занимали "зелия" растительного происхождения. В настоящее время они более изучены, и многие из них успешно применяются современными врачами. Так, гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца. Перец (черный) считался у русских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и "камчюжные" (ревматические) болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь. К сожалению, в настоящее время он незаслуженно забыт в терапевтической практике. Его принимали в уксусе "ложася спать". В качестве обеззараживающих средств в Древней Руси использовалась полынь, багульник и др. С переходом к христианству лечение травами осуществлялось священнослужителями и одновременно народными лекарями-ведунами, знахарями. В IX-X в.в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных травах и их лечебном применении из других стран, главным образом из Византии. Первым врачом на Руси был грек Моанн Смер (1053 - 1125), приглашенный Владимиром Мономахом. Лекарства - сушеные травы - привозились из Константинополя и из Генуэзских колоний в Крыму, но простым русским людям они были малодоступны. Как правило, на Руси знания передавались в устной традиции - «зельники» и «травники» долгое время запрещались Православной церковью. Тем не менее травники, лечебники, зелейники постепенно прокладывали себе путь в народ. В них содержалось описание трав, их полезных свойств и давались рекомендации по их применению. Самые древние книги на Руси, из которых мы можем почерпнуть сведения, связанные с медицинскими аспектами медицины Древней Руси, были: "Остромирово евангелие", "Изборник (сборник) великого князя Святослава Ярославича", "Архангельское евангелие" и другие. В медицине, как в зеркале, отражаются все политические, военные, экономические события государства. Старинная врачебная рукопись - "Лечебник Строгановых лекарств" - составлена врачом Строгановских солеварен в 15 в. В 16 в. в русской литературе появились переводные лечебники, такие, как "Книга, глаголемая Травник, травами всякими по азбучным словам", "Травник" воеводы Бутурлина и другие. Рукописные лечебники можно считать медицинскими энциклопедиями, так как, помимо болезней и лекарств, в данных лечебниках излагались патогенез болезней, способы их распознания и т.д. Такой формы и были в 17 в. "Вертограды" (сады). В "Вертограде" (1534 г.), в разделе "о камениях" - "лапидарии" описаны 122 названия, четверть из них принадлежит странам Древнего Востока (Индии, Китаю), с которыми Русь всегда торговала. Деятельность медиков и фармацевтов (их называли алхимистами) возглавлял Аптекарский приказ, в котором имелась обширная библиотека медицинской литературы. Известен "Изборник" великого князя Святослава Ярославича, в котором приводилось описание лекарственных трав. Народ русский, сохраняя знания предков, из поколения в поколение передавал их дальше, и ни один "дохтур" прежде не обходился в своей практике без применения лекарственных трав. С 12 века использовала Русь как лекарство полынь, крапиву, зверобой, мяту, подорожник, рябину, кору дуба и др. (существовало 12 магических растений). В Древней Руси был распространен и обычай лечения болезней некоторыми органами, желчью, соками животных, яйцами птиц, масляными, водными, винными вытяжками из тел насекомых (бобровая струя, рыбий жир и т.д.). Сырье для лечебных средств животного происхождения добывали и на родине, и привозили из разных стран, особенно восточных. Одним из самых популярных средств при любых расстройствах желудка считался "камень безоар" - "безуй", который находили в кишечнике многих жвачных животных. В конце 15 века, было создано феодальное Московское государство, которое объединило разрозненные русские княжества. С этого времени в России начинают создаваться учреждения аптечного типа - зелейные лавки, которые существовали во многих русских городах. Владельцы этих лавок - зелейники, не только готовили и продавали различные порошки, мази, настойки и другие лекарства. Нередко это были высокообразованные (естественно, для своего времени) люди, которые хорошо знали свойства и действия лекарственных средств, которыми они пользовались в своей практике. Популярны были также мускатный орех, мускатный цвет, которые привозили из Индии. Они применялись как мочегонное средство и для возбуждения "усталых и печальных больных, обвеселяя им сердце". Литература по истории фитотерапии: Ахмедов Р.Б. Одолень-трава. - Уфа: 1998. - 362 с. Батуев Б. Б., Дашиев Д. Б. и соавт. Характеристика рецептурных справочников. Раст. рес.- 1984.- 22 (4) .- С. 479-81. Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в ХI-XVII вв. М., 1965. Византийский медицинский трактат XI-XIV вв. пер. с древнегреческого Г.Г. Литаврина, серия "византийская библиотека", раздел "Источники", Санкт-Петербург, Изд. "Алетейя", 1997, 157 с. Дерикер В. В. Сборник народноврачебных средств, знахарями в России употребляемых.- СПб, 1866. Изборник Святослава (1073). О применении лекарственных растений в Древней Руси 558 с. Книга глаголемая "Прохладный вертоград / Сост., предисл., вступ. ст., переводы, коммент. Т.А. Исаченко. М., 1997. Корепанов С.В. Растения в профилактике и лечения рака: Некоторые сведения по народной медицине. - 2-е изд. - Новосибирск: ЮКЭА, 1998. - 159 с. Крылов П. О народных лекарственных растениях, употребляемых в Пермской губернии.- Казань, 1876. Муравьев И.А. Фитотерапия в дерматологии. - Смоленск: Гомеопатическая медицина, 1998. - 224 с. Первый русский лечебник под названием "Мази" составила внучка Владимира Мономаха Евпраксия. Попов А.П. Траволечебник: Лечение лекарственными травами. - СПб.: Лейла, 1998. Славянские древности. М., 1995. Т. 1; М., 1999. Т. 2 Южин В.И. Энциклопедия лекарственных растений. - М.: Ространсфер, 1998. - 80 с. Abu Ali ibn-Sina. Le canon de medecine .Copie par Ibn Mahmud al-Mutatabbib, 1447. Paris, BnF. Aristote, Organon. Traduction arabe, IXe-Xe siecle. Paris, BnF. D'Olivet Antoine Fabre. Langue hebraique restituee et le veritable sens de mots hebreux. Paris , 1787. Gattefosse R.. AROMATHERAPY . Paris , 1936. Grzycki S, Grzycka K Medicinal plants and phytotherapy in Pliny the Elder in the 1st century. Ann Univ Mariae Curie Sklodowska, 1970, 25: 487-531 Hippocrate. Les Aphorismes. Kitab al-Fusul, traduction par Hunayn b. Ishaq. Copie par le medecin Bihnam b. al-Haddad, 1205. Paris, BnF. Hostettmann K.. Les plantes medicinales et les phytomedicaments: actualites. l'Universite de Lausanne, 1998 - 17: 145 Joseph Pitton de Tournefort. Elemens de botanique. 1696. Paris, BnF. Pline. Histoire naturelle. Gaii Plinii Secundi historiae naturalis libri I-XXXVII (Gaius Plinus Secundus, Histoire naturelle...) Manuscrit d'origine anglaise, XIIe siecle. Paris, BnF. Shinichi Takemura. The Art of Phyto-Therapy. IWE'96 Viel C. Histoire chimique du sel et des sels. Science Tribune - Septembre 1997 |
www.pharmspravka.ru
Чудодейственные славянские травы-мифы и легенды,купальские травы,
Чудодейственные славянские травы-мифы и легенды
Многим растениям, известным как лекарственные, в древности приписывались волшебные свойства. Эти травы не только лечили, они помогали людям в жизни, защищали от зла.
Плакун-траваТак в славянской Руси называли дербенник иволистный. Наши предки побаивались это растение, наделяя его великой силой. Считалось, что плакун-трава смиряет и заставляет плакать бесов и прочую нечистую силу, изгоняет кикимор и колдунов. Чародеи собирали цветы и корни этого растения на заре Иванова дня. Делать это нужно было только голыми руками, произнося заклинания. Сейчас дербенник не считается лечебным, но когда-то славяне называли его матерью всех трав, исцеляя плакун-травой многие хвори.
Одолень-траваСовременное название – гравилат речной. Это растение в народе особо почиталось, так как охраняло людей в пути от всяческих бед и нападок сатаны. Одолень-траву носили с собой в качестве амулета. Славяне верили, что она помогает одолеть все трудности пути: и высокие горы, и низкие долы, и темные леса, и крутые берега. Знахарями трава использовалась для снятия не только зубной, но и душевной боли. Считалось, что корень одолень-травы, врученный недругу, не позволит ему ничем тебе навредить.
Адамова голова (мандрагора)Это растение называли царем всех трав. На Руси магическую силу Адамовой головы более других почитали охотники. Корни этого растения иногда напоминают человеческую фигуру, именно по этому в древности мандрагоре приписывали магическую силу. Листьями мандрагоры полагалось окуривать охотничье снаряжение, чтобы придать ему удачливости. Искать мандрагору следовало с особой осторожностью, а выдергивать из земли корень – только привязав растение к хвосту черной собаки. Когда мандрагору вырывают из земли, раздается страшный вопль, а если сделать это самому, но неминуемо погибнешь.
ЧертополохПутники, собираясь в дорогу, запасались вощанками, в которых на Святках был сварен чертополох. Предварительно его семь дней и ночей выдерживали под подушкой, чтобы никто не видел и не дотрагивался. На восьмую, последнюю на Святках ночь, его варили с соблюдением особых обрядов, с ладаном и воском. Затем вываренную вощанку зашивали в ладанку. Славяне верили, что это растение отпугивает чертей и прочую нечисть. Также чертополохом окуривали хлевы, дабы охранить скот от различных болезней.
Нечуй-ветер или бессмертникСчиталось, что эту траву можно рвать только ртом и только в первый день года, то есть 1 января, и тогда человек, сделавший это, сможет останавливать ветер и ловить рыбу, не пользуясь удочками или неводом, а также сможет избавить себя и любое судно от потопления. Что интересноЮ находить эту траву могли только слепые люди
Крапива
Наши предки верили, что с помощью крапивы можно определить, поправится больной или умрет. Для этого в свежую мочу надо на сутки положить растение. Если оно высохнет, то человек – не жилеыц. Если же останется свежим, то больной скоро поправится.
ПетунияЭтому известному садовому растению в древности приписывали свойство беречь от опьянения. За час до застолья, во время которого требовалось по каким-либо причинам сохранить ясную голову, принимали две ложки порошка петунии. После этого можно было выпивать, не боясь, что тебя одолеет хмель.
Любовные яблоки
Да-да, эти фрукты в старину назывались не только молодильными. Считалось, что с помощью яблока можно добиться любви желанной девушки. Яблоко разрезали пополам, вкладывали в середину записку с именем зазнобы и клали на солнце. Плод начинал сохнуть, и, подобно ему, сохла и страдала избранница. Когда же яблоко высохнет совсем, девушка сама придет к влюбленному молодому человеку.
<<вернуться к славянским растениям узнать еще о славянских растениях>>
xn--c1acka2adbjffahn4l.xn--p1ai