Курай (растение). Растение курай фото
Курай — википедия фото
Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский[1] и татарский[2]духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.
У башкир курай является наиболее широко распространённым музыкальным инструментом. 1 марта 2018 года для курая как товара зарегистрировано место происхождения (производства) (г. Уфа и г. Кумертау Республики Башкортостан)[3]. У татар наряду с кураем (сыбызга) используются и другие духовые инструменты[4].
Этимология названия
Этимология названия не выяснена. Возможно, это слово иранского происхождения, изменившееся в процессе тюркизации и кыпчакизации, либо оно имеет древнетюркское происхождение. Высказываются предположения, что слово курай образовано слиянием слова кура (стебель крупных зонтичных растений) и най (флейта). По одной из версий курай происходит от древнетюркского qağuray, корень «qaq» соответствует значению «сухой», «высушенный». В алтайском языке каурай означает «сухой камыш», в монгольском языке хуурай — «сухой»[5], в древнем монгольском языке кагурай — «сухой стебель», в сибирскотатарском языке курау — «высушивать», в марийском языке каура — «сухой», «ломкий», в венгерском языке koro — «сухой стебель»[6].
В мировой музыкальной культуре первоначальным названием флейт, как и вообще духовых инструментов, служило название материала, из которого они изготовлялись. Шумерская флейта ги-гид содержит название тростника, камыша ги, иранский най значит «тростник». Названия башкирской и абхазской продольных флейт — курай и ачарпан — обозначают растения, из которых эти инструменты сделаны[7].
Происхождение
Инструменты типа открытой продольной флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов как этого типа, так и других — свистковых флейт, многоствольных флейт и пр. Относится это в полной мере и к Волго-Уральскому региону, где фиксируются находки музыкальных инструментов, относящихся кo II веку до н. э. Так, например, открытая продольная флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан). В кургане 3 Бишунгаровского могильника (Бишунгаровские курганы, Башкортостан) обнаружена костяная флейта с прямоугольным стволом и прямоугольным каналом для потока воздуха и извлечения звука с одиннадцатью отверстиями, датируемая IV—II вв. до н. э.[7] Археологические находки деревянных духовых инструментов в силу природы материала единичны. Имеющиеся в настоящее время сведения не позволяют установить место возникновения курая. Нельзя полностью исключать версию о параллельном развитии аэрофонов в различных регионах. Однако есть основания рассматривать и некоторые теории о его происхождении — южносибирско-алтайскую (тюркскую) и среднеазиатскую (иранскую). Южносибирско-алтайская теория связывает происхождение курая с культурой древних кочевников-скотоводов Южной Сибири и Алтая, которые в ходе Великого переселения народов переместились на запад. Среднеазиатская теория апеллирует к культурному влиянию тюркских народов Средней Азии, у которых имеются аналогичные кураю аэрофоны — каргы-тюйдюк, сыбызгы, чоор[8].
В целом уже к X веку на территории Волго-Уральского региона были представлены самые разные типы аэрофонов. Увеличивается их разнообразие, конструкция совершенствуется. Продолжается использование подобных музыкальных инструментов и в Волжской Булгарии[9]
Первые письменные упоминания о курае появились в XIII—XIV вв.
Тема происхождения и использования курая нашла своё отражение и в фольклоре, записанном в XIX — начале XX веков. Это, например, башкирский эпос «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылу» и множество башкирских народных легенд и сказок. Так, в легенде «Курай» юноша пошёл навстречу услышанной мелодии и увидел, как тростниковое растение издаёт на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.
Этнографические и музыковедческие исследования
Первые историко-этнографические работы, в которых дается описание курая, появились в XVIII веке. Об этом инструменте у башкир и татар упоминает в своей книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи», написанной по результатам Академических экспедиций, П. С. Паллас[10][11][9][12].
О курае у башкир пишут также другие участники Академических экспедиций — И. И. Лепёхин и И. И. Георги.
В 1859 году краевед В. М. Черемшанский в своей работе «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении», упоминал у башкир такие музыкальные инструменты, как «чибизга» (курай) и «кубыз».
В конце XIX века возрастает интерес к музыкальному искусству различных народов, населяющих Российскую империю, в том числе и народов Поволжья и Урала.
Важной вехой в изучении курая стали работы С. Г. Рыбакова, который проводил исследования по маршруту Белебей-Уфа-Златоуст и Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии — очерк «Курай, башкирский музыкальный инструмент», опубликованный в 1896 году в «Русской музыкальной газете», и более объёмистый труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта», вышедший из печати в 1897 году. В них было представлено первое подробное описание этого музыкального инструмента.
В то же время, необходимо отметить, что в этот период исследователи в своих наблюдениях практически не уделяют внимания татарской инструментальной музыке. Это, очевидно, связано с тем, что татарское старотрадиционное искусство в конце XIX века переживало упадок, вызванный разрушением традиций сельской общины и переходом к европейской культуре. В этих условиях инструментальные традиции сохранились в периферийных районах проживания татар и для их изучения требовались определённые усилия исследователей[13].
С начала 30-х годов XX века интенсифицируются работы по сбору и изучению народного музыкального фольклора, активизируется работа фольклорных экспедиций.
В 1931 году в ходе фольклорной экспедиции С. Х. Габяши были собраны сведения о татарских кураях. В отчёте об экспедиции даны описания трёх типов кураев, собраны сведения о традициях игры на курае и приведены нотные записи репертуара кураистов юго-восточных районов Татарии[14].
Значительный вклад в изучение башкирской народной музыки, в том числе и исполняемой на курае, внесли фольклорные экспедиции по Башкирской АССР и соседним областям образованного в 1932 году Башкирского научно-исследовательского института национальной культуры. Среди сотрудников института — Г. С. Альмухаметов, И. В. Салтыков, А. С. Ключарёв, С. Х. Габяши.
Весомый вклад в изучение исполнительского искусства на курае внес научный сотрудник Института этнографии АН СССР Л. Н. Лебединский. В 1937 году в Башкирской АССР им были осуществлены фонозаписи кураистов. В 1939 году он становится консультантом по делам искусств при СНК БАССР и возглавляет комплексную экспедицию по изучению быта, этнографии и фольклора башкир юго-восточных районов Башкирской АССР. Позднее результаты исследований будут обобщены им в фундаментальной работе «Башкирские народные песни и наигрыши» (1962). В этой работе он дает описание курая и инструментальных наигрышей на нём.
С начала 1930-х годов проблемой происхождения и реконструкции курая начинает заниматься музыковед В. М. Беляев. Для выяснения происхождения он предполагает использовать теорию линейных обмеров. Обмеры кураев по системе Беляева были продолжены в 1942 году находящимся в эвакуации в Уфе М. Я. Береговским, который подверг исследованию 8 кураев из различных коллекций, установив, что они имеют естественные размеры, указывающие на древность происхождения инструмента.
Во второй половине 40-х годов XX века обнародует свои материалы любитель-фольклорист И. Мусин, собравший за несколько десятилетий уникальную коллекцию кураев. Однако его попытки привлечь внимание органов власти к необходимости возрождения курайного искусства татар не принесли результатов.
Заметим, что фольклорные экспедиции уже с конца 30-х годов показывали, что народное инструментальное искусство приходит в упадок.
В 70-80-е годы XX века искусствовед Р. Ф. Зелинский продолжает исследования курая в Башкирии, а искусствовед Р. Ф. Халитов в Татарии. Искусствовед М. Н. Нигметзянов публикует описание кураев из коллекции И. Мусина.
В постсоветский период исследования игры на курае были продолжены в работах искусствоведов Башкортостана. Рассматривались особенности двухголосного гортанного пения, сопровождаемого игру на курае (искусствовед Х. С. Ихтисамов), проблемы выделения и изучения стилей, исполнительских школ кураистов (искусстовед Ф. Х. Камаев), процессы влияния народной музыки, включая курай, на композиторское творчество и формирование академической музыки в Башкортостане (искусствовед Е. Р. Скурко). Проводилсь исследования, посвященные исполнительскому репертуару, стилям игры кураистов, музыкальным жанрам инструментальных мелодий и их музыковедческому анализу (Р. Ф. Зелинский).
Разновидности курая
Классический курай
Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8—10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4—5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2—2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.
На несколько иное расположение отверстий классического курая указывает С. Г. Рыбаков. Согласно его описанию, первое отверстие находится на расстоянии 3 пальцев от нижнего края, второе отстоит от первого на 2,5 пальца, третье от второго на 2 пальца, четвёртое от третьего на 1,5 пальца. Пятое отверстие вырезается с другой стороны выше четвёртого.
Иногда в педагогических целях на инструменте отверстия сразу не прорезываются и на первом этапе ученик овладевает только звукоизвлечением. По мере овладения инструмента вырезают сначала первое и третье отверстие, затем второе и четвёртое, а затем уже последнее, пятое.
Копшэ курай
Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.
Агач курай
Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.
Медный курай
Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.
В 1990-е годы кураист И. Ильбаков создал реконструированный металлический инструмент (14—15 клапанов) с хроматическим строем.[источник не указан 69 дней]
Казан курай
Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20—30 мм, у основания — 10—15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.
Ногайский курай
Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.
Курай из соломки
Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3—3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20—25 мм, ширину 2,5—3 мм. Его вырезали на расстоянии 8—10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.
Другие разновидности
- Кыйык-курай (ҡыйыҡ ҡурай).
- Сор-курай (сор ҡурай). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.
- Сыбызгы (һыбыҙғы).
Технология изготовления курая
Технология изготовления классического курая
Классический курай изготавливается из прямого, высушенного полого стебля Реброплодника уральского (род растений из семейства зонтичных). Существуют и другие зонтичные, пригодные для изготовления курая — Дудник лесной и Дягиль лекарственный. Однако именно реброплодник считается лучшим материалом.
Процесс изготовления включает четыре этапа:
- Подбирается подходящее растение, имеющее гладкий, чистый внутри стебель, без внешних дефектов. Предпочтение отдаётся тонкостенным стеблям, имеющим коническую форму.
- Растение срезают и сушат. Обычно это происходит в июле—августе, когда растение уже отцвело и начинает высыхать. Растение срезается под корень и сушится в сухом, темном месте. Иногда процесс сушки осуществляется и на природе. Для этого либо срезают верхушку растения, не трогая сам стебель, либо забирают растение, когда оно уже высохло целиком.
- Осуществляется выбор длины заготовки для изготовления курая.
- Производится вырезание игровых отверстий и осуществляется доработка курая.
Другие технологии
Необходимость массового производства инструментов побудила мастера В. Ш. Шугаюпова к созданию в 1976 году курая из строганого шпона, а через три года на способ было получено авторское свидетельство. Для изготовления курая используется тонкий, узкий лист шпона бука, граба или березы, не имеющий дефектов, толщиной 0,5—0,7 мм. На лист шпона по специально разработанным лекалам наносится разметка и вырезается заготовка. Получившуюся заготовку опускают в горячую воду, где она начинает размякать и скручиваться в спираль. Затем получившуюся заготовку недолго просушивают и, используя для придания нужной формы конусообразный металлический прут, склеивают. Далее заготовку просушивают несколько дней. После того как клей просохнет, приступают к нанесению игровых отверстий, которые проделывают с помощью электрического выжигательного прибора, дорабатывают верхнее входное и нижнее отверстие и обрабатывают заготовку абразивной шкуркой. Получившееся изделие покрывают лаком и сушат. После этого инструмент готов к использованию.
Звукоряд
|
Неполный диатонический (олиготонный) звукоряд курая соответствует натуральному гексахорду:
В трудах музыковедов-этнографов натуральный гексахорд (курая) интерпретируется как сцепление двух (от разных тонов) пентатоник[15].
Диапазон курая — около трёх октав. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком. Русский этнограф С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий»[16].
Игра на курае
На одном курае можно играть в нескольких тональностях. Например, для курая строя А доступны тональности А-dur, D-dur, Cis, h-moll, e-moll, fis-moll. Изготавливаются инструменты шести строев, конструкционно различающиеся размером изделия; преимущественно используются три из них:
- c1 (редко выше) — так называемый короткий курай
- h
- b
- a — средний курай
- as
- g — длинный курай.
Благодаря шести размерам курая, исполнители могут использовать все тональности квинтового круга, кроме тональностей от fis.
Виртуозы-кураисты помимо традиционных приемов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу или тамак-курай (горловое пение). Эта техника распространена не только у башкир, но и у тувинцев, алтайцев. Узляу — это разновидность двухголосного пения — игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновременно поется бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов. Узляу был распространен в шаманской практике.
Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй.
Общественные организации
В 1998 в Уфе был создан Союз кураистов Республики Башкортостан. В 2003 году его деятельность была прекращена и вновь возобновилась в 2007 году. Деятельность Союза кураистов Республики Башкортостан направлена на возрождение и развитие культурного и духовного наследия башкирского народа, исполнительского мастерства игры на курае и других традиционных башкирских музыкальных инструментах, поддержку различных направлений и школ исполнительских традиций. Также с 1991 года в Республике Башкортостан существует Республиканское детское общество «Курай». Его деятельность направлена на обучение школьников игре на курае, воспитание детей на традициях искусства курая, ведение пропаганды и работы по восстановлению и развитию традиционного искусства курая.
Творческие конкурсы
Выступление группы «Аргымак» на акции «Спасём Шиханы» у подножия Тратау, 2011 год- Республиканский конкурс кураистов на приз имени Юмабая Исянбаева (Республика Башкортостан, учрежден в 1978 году)
- Республиканский конкурс кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова (Республика Башкортостан)
- Открытый городской конкурс кураистов имени Адигама Искужина (Республика Башкортостан, Уфа, 2008, 2009, 2011, 2014).
- Региональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах им. С. Сайдашева (Республика Татарстан, Казань)
- Республиканский конкурс профессиональных кураистов на приз имени Гаты Сулейманова (Республика Башкортостан, Уфа, 1997, 2012)
- Республиканский праздник курая (Республиканский конкурс кураистов «Байга») (Республика Башкортостан, Октябрьский).
- Республиканский конкурс исполнителей на курае, сорнае и кубызе им. Исмагила Мусина (Республика Татарстан)
- Зональный конкурс кураистов на приз имени В. Шугаюпова (Республика Башкортостан, Салаватский район, с. Малояз, 2011)
Кураисты
А. М. Аиткулов, Г. Б. Аргынбаев (Габит-сэсэн), Х. Б. Ахметов, Х. Ш. Ахметшин, М. М. Балапанов (Ишмухамет-сэсэн), Р. Г. Буляканов, Ю. И. Гайнетдинов, Р. М. Гайзуллин, И. И. Дильмухаметов, И. Ш. Дильмухаметов, С. И. Дильмухаметов, К. М. Дияров, И. К. Ильбаков, А. Д. Искужин, Ю. М. Исянбаев, Р. Р. Карабулатов, Р. Р. Рахимов, М. А. Рахматуллин, Г. З. Сулейманов, М. У. Тулебаев, Г. Г. Ушанов, Р. Н. Юлдашев, М. Б. Ямалетдинов[17].
Музыканты других направлений, использующие курай«Виртуозы Москвы», Владимира Теодоровича Спивакова[18][19], Гарик Сукачев совместно с Пелагеей и Чайфом[20], Николай Носков, Марат Файзуллин (Taturas), ДДТ (на альбоме Метель августа и др.)
Поговорки, связанные с кураем
- «Не пляши под чужой курай»
- «Не сочиняй на своем курае мелодию чужому кантону»
- «Всё продай, купи курай»
- «Где башкир, там курай»
Памятники
- В 1974 году в Уфе был открыт фонтан «Весенняя песнь». Памятник представляет собой обнаженного мальчика с кураем. Автор памятника Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова, архитектор Татьяна Милорадович[21].
- В 2001 году в Баймакском районе Республики Башкортостан на горе Тугажман установлен памятник кураю.
См. также
Примечания
- ↑ Курай // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Курай (муз. инструмент) — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Роспатент Номер государственной регистрации: 170
- ↑ Благодатов, 1976.
- ↑ Монгол-рус сүзлеге
- ↑ Рифгать Әхмәтьянов. Татар теленең кыскача тарихи-этимологик сүзлеге. Казан: ТКН, 2001. ISBN 5-298-01004-0
- ↑ 1 2 Ильясов, 2009, с. 35.
- ↑ Ильясов Т. Т. Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. — Ижевск, 2011.
- ↑ 1 2 Макаров Г. М. Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья (проблемы генезиса и исторической реконструкции). Дис. … кандидата искусствоведения. Казань, 2004.
- ↑ Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч.1., СПб, 1773, С.341-342.
- ↑ Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967, С.450
- ↑ Халитов Р. Ф. Курай // Татарская энциклопедия. В 6 т. Т.3. К-Л. — Казань, 2006.
- ↑ Макаров Г. М. Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья (проблемы генезиса и исторической реконструкции). Дис. … кандидата искусствоведения. Казань, 2004, С.34-36.
- ↑ Макаров Г. М. Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья (проблемы генезиса и исторической реконструкции). Дис. … кандидата искусствоведения. Казань, 2004, С.97, С.104.
- ↑ Беляев В. М. Ладовые системы в музыке народов СССР // В. М. Беляев. [Сб. статей]. М.: Сов. композитор, 1990, с.308.
- ↑ Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. — СПб, 1897, С.113
- ↑ Кураисты // Башкирская энциклопедия. — Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2013. — ISBN 978-5-88185-306-8.
- ↑ По Уфе: Курай forever
- ↑ Башинформ: Роберт Юлдашев победил на музыкальном конкурсе в Санкт-Петербурге
- ↑ Белые дороги
- ↑ Памятники всего мира - Памятник кураю. Проверено 28 марта 2013.
Литература
- Ахметжанова Н. В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. — Уфа, 1996. — 105 с.
- Бадретдинов С. Башкирский курай. // Ватандаш. — 2000. — № 1. — С.130—135.
- Беляев В. М. Реконструкция башкирского курая //Проблемы музыкального фольклора народов СССР. — М., 1973. — С. 351—355.
- Благодатов Г. И. Курай // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976. — Т. 3.
- Гайнетдинов Ю. Башкирское чудо. // Ватандаш. — 2009. — № 5. — C. 164—176. (башк.)
- Зелинский Р. Ф. Башкирский курай // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Т. II //М.: Советский композитор. — 1988. — С. 127—136.
- Ильясов Т. Т. Башкирский национальный музыкальный инструмент — курай: к истории происхождения // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — Вып. 34. — № 28 (166). — С. 35—38.
- Ильясов Т. Т. Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. — Ижевск, 2011.
- Камаев Ф. Х. Напевы курая: Фольклорный сборник. — Уфа: Башкнигоиздат, 1991. — 56 с.
- Кубагушев А. М. Курай : К 100- летию Г. З. Сулейманова : Учебное пособие. — Уфа: УГАИ им. З. Исмагилова, 2012. — 144 с. — ISBN 978-5-9613-0207-3.
- Кубагушев А. М. Региональные традиции искусства игры на курае // Ватандаш. — 2011. — № 8. — С. 156—161. — ISSN 1683-3554.
- Кубагушев А. М. Традиционные башкирские народные инструменты. — Уфа, 1997.
- Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. — М., 1965.
- Рахимов Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. 2-е изд., доп. — Уфа: изд-во БГПУ, 2010. — 188 с. ISBN 5-87978-297-2
- Рахимов Р. Г. Курай: Учебное пособие: На баш. языке. — Уфа: Китап, 2011. — 156 с. — ISBN 978-5-295-05401-3. (башк.)
- Рахимов Р. Г. Курай: Учебное пособие. — Уфа: Китап, 2012.
- Рыбаков С. Г. Курай, башкирский музыкальный инструмент. — СПб., 1896.
- Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. — СПб, 1897.
- Сайдашева З. Н. Татарская музыкальная этнография. — Казань, 2007.
- Халитов Р. Ф. Татарские народные музыкальные духовые инструменты: Описание и методика изготовления. — Казань, 1992.
- Халитов Р. Ф. Курай // Татарская энциклопедия. В 6 т. Т.3. К-Л. — Казань, 2006.
- Сөләймәнов Ғ. З. Ҡурай. — Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1985. (башк.)
- Сулейманов Г. З. Курай : на башкирском языке. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1970. — 88 с. (башк.)
Ссылки
org-wikipediya.ru
Курай | Информационно-рекламная аграрная газета "АгроИнфо"
Курай, или солянка южная, – это однолетнее растение из семейства маревых. Название своё получил от того, что растет шатром или куренем, образуя массу растопыренных ветвей. Отдельные кусты могут достигать 1 м в высоту и 2 м в поперечнике.
На территории СНГ представлен двумя расами: европейской, с голыми стеблями, и алтайской, с шершавыми стеблями и более коротким колосовидным соцветием. Европейская раса охватывает почти всю западную часть Казахстана до Аральского моря. Алтайская раса отделена от европейской обширными песками и связана со степными участками гор Средней Азии и Южной Сибири.
Засоряет посевы зерновых и пропашных культур. Встречается на паровых полях, залежах, вдоль дорог и по мусорным местам. Предпочитает лёгкие почвы – супесчаные и песчаные.
Является типичным яровым сорняком с поздним развитием. Прорастает поздно весной или ранним летом при наличии достаточного количества тепла. Цветет во второй половине лета (с июля по сентябрь), а семена созревают в сентябре и октябре.
Размножается исключительно семенами: одно растение может приносить до 30000 плодов, а большие кусты — до 200000. На первых порах своего развития растения курая имеют мягкие стебли, которые при созревании становятся жесткими и колючими. В молодом состоянии курай охотно поедается скотом. Скошенный до плодоношения, он представляет, особенно в засушливые годы, не только зеленый корм для скота, но и хороший материал для силоса, который по содержанию питательных веществ не уступает силосу из кукурузы. Однако высохшие, колючие стебли курая представляют опасный корм для скота, особенно для лошадей, так как повреждаются органы пищеварения. В таком виде в безлесных степных местностях они используются лишь на топливо.
По осени растения-кусты курая высыхают и обламываются ветром, после чего разносятся по степи и по полям, образуя так называемое перекати-поле. При таком перемещении растение обсеменяется, распространяя плоды на большие расстояния. Семена выпадают из плодов главным образом при увлажнении их дождями. Перекатываемые ветром кусты курая обыкновенно прибиваются к каким-либо препятствиям, таким как изгороди, насыпи, канавы, балки, овраги, где и образуют очаги его распространения.
Семена курая сохраняют всхожесть не более 1—2 лет.
Он способен выносить не только засуху, но и засоленность почвы. В связи с этим курай сильно иссушает почву, развиваясь особенно обильно в засушливые годы. В такие годы он сплошь покрывает жнивье, а из посевов особенно вредит озимым и поздним культурам.
Курай сильно затрудняет производство полевых работ своими жесткими и колючими переплетающимися стеблями, которые забивают орудия и препятствуют уборке и обработке почвы.
Правильная система основной и предпосевной обработок почвы, а также боронование всходов яровых зерновых культур может практически полностью очищать поле от этого сорняка. При минимизации обработки почвы в верхнем слое наблюдается накопление его семян. К широко применяемым гербицидам курай сравнительно устойчив.Опубликовано 27.10.2014
agroinfo.kz
Реферат Курай (растение)
Реферат на тему:
Кура́й (тат. курай, quray, башк. ҡурай) — народное название некоторых крупных зонтичных растений среди татар и башкир, относящихся в основном к родам Дудник (Angelica), Борщевик (Heracleum) и Реброплодник уральский (Pleurospermum uralense).
Из растений, называемых «курай», можно выделить Дягиль лекарственный (Angelica archangelica) — традиционное средство народной медицины, улучшающее пищеварение, усиливающее секреторную функцию кишечника, мочегонное и потогонное, отхаркивающее при бронхитах и ларингитах, тонизирующее и укрепляющее при нервном истощении, эпилепсии, истерии, бессоннице, спазмах желудка и кишечника.
Растения рода Angelica, именуемые в юго-восточной Азии женским женьшенем и используемые для лечения аменореи и дисменореи, климактерических расстройств, гипертонии, анемии, вегетативно-сосудистой дистонии и т. д., официальны во многих странах. Показана высокая гепатопротекторная активность экстрактов дягиля лекарственного. Особую популярность в последние годы получили Болюсы Хуато, содержащие корни других видов дудника — Angelica sinensis и Angelica dahurica.
Представители рода Дягиль накапливают большое количество железа и кобальта, что позволяет использовать их в качестве противоанемических средств.
Корни дягиля лекарственного содержат 0,35—1,3 % эфирного масла, богатого монотерпеновыми соединениями (80—90 %). Терпеновая фракция включает: β-фелландрен (13—28 %), α-фелландрен (2—14 %) и α-пинен (14-31 %). Выделены также β-пинен, сабинен, карен, мирцен, лимонен и т. д. Всего в эфирном масле корней идентифицировано 118 компонентов. Сесквитерпены представлены β-бисаболеном, бисабололом, β-кариофилленом. В эфирном масле обнаружены макроциклические лактоны, которые придают растению специфический аромат, а именно тридеканолид (0,58-0,81), пентадеканолид (тибетолид) — 0,87 %.
Эфирное масло представителей рода Angelica содержит также полиацетиленовые соединения — фалькаринол, фалькариндиол, обладающие высокой антибиотической, противоопухолевой, противовоспалительной, антиагрегантной и антитуберкулезной активностью. Антиагрегантная активность экстрактов дягиля обусловлена в немалой степени наличием оксикоричных кислот, обладающих антиоксидантной, бактериостатической и желчегонной активностью. Так, феруловая кислота ингибирует тромбининдуцированную агрегацию тромбоцитов. Содержание ее в экстрактах корней должно составлять не менее 0,05—0,1 %.
Качество сырья регламентируется ГОСТ 21569-76 «Корневища и корни дягиля лекарственного».
Вопреки распространённому мнению, сок растений, известных под названием «курай», не ядовит. Но, поскольку в соке некоторых видов дудника и борщевика содержатся фуранокумарины (фурокумарины) — вещества, повышающие чувствительность кожи к свету, — то при попадании сока на кожу возможно развитие фотодерматоза (солнечных ожогов).
Литература
- Р. М. Баширова и др. «Растения рода дягиль: химический состав и фармакологические свойства»
- Chen Chien-Yi Elemental analysis of the taiwanese health food Angelica keiskei by INAA//J. Radioanalitical and nuclear Chemistry. 2002. Vol.252. N 3.
wreferat.baza-referat.ru
Курай (растение):описание, использование
Что такое курай? Растение или музыкальный инструмент? И то и другое верно. Семейство зонтичных объединяют одним словом – курай. Но так же называют и музыкальный инструмент, который изготавливают из их высушенных стеблей.
Лучше всего для этих целей подходит реброплодник уральский. Недаром это растение стало символом Башкирии. Там к нему относятся уважительно и даже изобразили на гербе.
Следует сказать, что курай – растение, которое обладает жгучим токсичным соком. При попадании на кожу он вызывает ожог, а попадая в глаза – слепоту. Но люди приспособились и к такому соседству, тем более что некоторые представители этого семейства обладают целебными свойствами.
Гордость Башкирии
Реброплодник уральский не зря стал символом Башкирии. Помимо того, что из него изготавливают продольную флейту - национальный башкирский инструмент, он обладает лечебной силой. Для медицинских целей используют траву и корни этого растения. Стебли, листья и корни богаты полезными веществами, среди которых эфирные масла, кумарины, сапонины, кислоты, флавоноиды.
Из правильно заготовленного сырья делают настои и отвары. Их пьют при заражении организма гельминтами. Также полезны они при различных кожных заболеваниях. При панарициях, фурункулах, абсцессах, язвах к ранам прикладывают припарки из корней этого растения. Отвары пьют при различных легочных заболеваниях. Кроме того, порошок, изготовленный из корней, способен останавливать кровотечение, успокаивать боль, заживлять раны.
Таких много
Реброплодник уральский или курай - растение, которое растет не только в Башкирии. Представители его рода распространились не только по России, например в Сибири, но и в Монголии, Японии, Кореи, Китае. Его легко узнать, так как семейство зонтичных включает в себя растения с цветками определенного вида. Это и дало название всему семейству.
Реброплодник уральский цветет в июне-июле. На его цветоносном побеге находится несколько щетковидных цветков. Причем центральные крупнее боковых. Толщина стебля реброплодника 1-2 см. В высоту он достигает 70-120 см. Листья его треугольные, перистые.
Видео по теме
Есть и другие
Курай – растение, которое может быть разным. Этим названием могут именовать и других представителей семейства зонтичных. Например, дягиль (дудник). Его еще называют красивым словом «ангелика», потому что оно такое полезное, что им, по легенде, пользовался для излечения больных сам архангел Михаил.
Цветки дягиля также имеют форму зонтика. Он отличается от других растений подобного вида своим специфическим запахом, идущим от корневищ. Его цветки до созревания имеют зеленый цвет, а затем меняют его на белый, желтоватый или розоватый. Ствол у него крупный, полый. Дягиль любит расти вдоль водоемов.
Очень полезный
Курай – растение лекарственное. Не исключение и дягиль. Но для заготовки сырья подойдет именно дягиль лекарственный. А его собрат дягиль лесной для этих целей не годится. Лечат настоями дягиля расстройства кишечника, где он нормализует микрофлору. Применяют его в урологии, как мочегонное и противовоспалительное средство. Также он поможет очистить организм от паразитов. Сок этого растения помогает отоларингологам бороться с отитами и шумами в ушах. Также его соком лечат витилиго и псориаз.
Свойства этого растения изучают в различных странах. Например, в Японии из дягиля готовят препараты, улучшающие кровообращение, помогающие восстанавливаться после инсульта. А в Китае считают его очень полезным в борьбе с женскими недомоганиями. Курай - цветок, который помогает нормализовать гормональный баланс, придает силы, восстанавливает энергию. Кроме того, он восполняет потерю железа во время менструаций и делает их менее болезненными. Также справится он и с негативными проявлениями климакса.
Но есть и другой представитель зонтичных, который известен как вредный и опасный сорняк.
Описание борщевика
Это растение имеет название Heraclium. Не трудно догадаться, получило оно его в честь могучего героя. И ведь вправду это растение большое, мощное, крепкое и с ним очень трудно бороться. В народе его называют борщевик. Хотя на первый взгляд непонятно, какое отношение это растение имеет к еде, ведь его не то что есть, в руки взять невозможно.
Дело в том, что раньше, во время продуктового дефицита, его действительно использовали в пищу. Варили суп, делали цукаты, а из корней гнали водку. Также он служит прекрасным кормом скоту. Именно поэтому его начали выращивать в нашей стране. Идею подал И. В. Сталин. Но во времена перестройки посадки этой травы перестали контролировать, поэтому со временем они разрослись, и теперь приходится тратить огромные усилия, борясь с этим сорняком.
Коварный сорняк
Справедливости ради надо сказать, что не все его разновидности опасны. Некоторые из них, произрастающие, например, на Кавказе, в Сибири, Крыму, не ядовиты. Но того, который растет в средней полосе, надо опасаться. Не зря маленьких детей учат даже близко не подходить к борщевику. У него ядовиты все части. Даже запах этого растения может вызвать аллергию или нанести ожог носоглотке. А если ожоги, полученные от соприкосновения с борщевиком, будут очень обширны, то человек может умереть.
При этом действует хитрый механизм. Растение не само обжигает человека. Его сок, при попадании на кожу, лишает ее возможности защищаться от воздействия солнца. При этом человек может даже не заметить, что его покровы повреждены. Обратит внимание он на это только через какое-то время, когда кумарин, содержащийся в растении, начнет действовать. Тогда на коже под воздействием солнца образуются страшные ожоги, которые будут заживать очень долго.
Симптомами отравления кумарином являются тошнота, вялость, головная боль. Поэтому надо быть внимательным и не соприкасаться с незнакомыми растениями, прогуливаясь за городом. Если контакт все же произошел, надо немедленно обратиться к врачу, прикрыв кожу от солнечных лучей. Аллергикам следует принять антигистаминные препараты.
Как с ним бороться?
Лучше всего заранее изучить внешний вид ядовитых растений той местности, где вы живете. Борщевик имеет большие зеленые листья, которые могут вырастать в длину до полуметра. Сам он растет в высоту на 1,5 метра. Но это в среднем, на самом деле он часто вырастает выше головы человека. Стебель у него полый внутри, сверху покрыт ворсинками.
Цветет борщевик в середине лета, тогда он особенно опасен. Цветы у него большие, представляющие собой соцветия, состоящие из множества маленьких зонтиков, которые, в свою очередь, составлены из крошечных цветочков.
Да, курай – цветок, но в вазу его лучше не ставить. Если это растение начало подбираться к вашему дому, с ним обязательно надо бороться. Иначе оно забьет все другие растения. Дело в том, что около борщевика не могут выжить другие представители растительного мира. Они погибают от его яда.
Как же бороться с этим сорняком? Можно выкашивать его заросли, надев безопасную одежду, лучше влагоотталкивающую, очки, сапоги и перчатки. Можно сжигать, когда растение подсохнет осенью. Иногда выкапывают молодые ростки. Но корни борщевика мощные и часто выживают, даже если их повредить. Главное, не останавливаться и вести непримиримую борьбу до полной победы.
Не все так плохо
И все-таки человек сам виноват, что ему приходится бороться с борщевиком. Не лучше ли было выращивать его под контролем, как это задумывалось вначале. Ведь такое неприхотливое и живучее растение, к тому же активно растущее, является отличным и недорогим кормом для домашнего скота. К тому же оно обладает и лечебными свойствами. Настои из борщевика лечат болезни пищеварительного тракта, облегчают мышечные спазмы, очищают гнойные раны, обладают успокаивающим действием. Так что все в руках человека. И ему решать, как сделать опасное растение своим другом.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Новости и общество Змееголовник молдавский: описание растения и использованиеЗмееголовник молдавский – уникальное многолетнее растение, которое не только имеет красивый декоративный вид, но и известно своими полезными свойствами.Описание растенияЛекарственное сырье этого ...
Новости и общество Необычные растения пустыни: джузгун. Описание, использованиеДжузгун - это настоящее дитя пустыни. Он растет в самых жарких и знойных местах планеты, сохраняя при этом высокую декоративность внешнего вида, яркие ароматные цветки и удивительные плоды. В культуре коренных народов...
Бизнес Порода кур хайсекс: описание, характеристики, особенности и отзывыХороших пород кур сегодня имеется немало. Селекционерами в последние годы было выведено множество гибридов, отличающихся очень высокой производительностью. И одним из самых популярных кроссов является, безусловно, хай...
Бизнес Кто такой «доминант»? Порода кур «доминант»: описание породы, характеристики и отзывыЧешские селекционеры вывели специальную яйценоскую, устойчивую к вирусным заболеваниям, неприхотливую породу кур. Получила она свое название от фирмы «Доминант», где была получена.Исходные породы
Бизнес Оборотный плуг: описание, использованиеХорошо пропаханная земля является залогом высокого урожая. Поэтому для обработки полей должно использоваться только качественное оборудование. В первую очередь это касается, конечно же, плугов. Разновидностей их на да...
Бизнес Порода кур австралорп: описание и фото. Мясо-яичная порода курПорода кур австралорп относится к универсальным. От птиц этой породы можно ожидать высокий выход мяса и отличную яйценоскость.Австралийские селекционеры использовали в выведении яйценоские породы кур. Таким обр...
Бизнес Куры испанки: описание, фотоКуры испанки – порода южная и теплолюбивая и для России достаточно редкая. Однако продуктивность у этой птицы оригинального окраса довольно-таки неплохая. Поэтому некоторые фермеры, в особенности проживающие в ю...
Бизнес Редбро (куры): отзывы, описание и характеристикаЦентрами разведения кур породы Редбро являются США и Франция, но молодняк этой птицы можно достаточно легко приобрести в инкубаторах как России, так и Украины. Также их вполне реально заказать и в любой из европейских...
Бизнес Куры виандот: описание породы, фото, отзывыЭффектные, спокойные, полные достоинства – куры виандот, появившиеся в США в XIX веке, собрали в себе лучшие качества мясо-яичных пород. Первые птицы вошли в стандарт в США в 1883 году (это были серебристые пред...
Бизнес Порода кур первомайская: описание, характеристика, содержание, отзывы, фотоКур на загородных приусадебных участках держат многие. Птица эта очень неприхотливая и в большинстве случаев продуктивная. Одной из самых популярных у дачников, деревенских жителей и фермеров пород является первомайск...
monateka.com