Растение как живая система. Природоведение урок"«ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Растения обладают сознанием! Доказано наукой. Растение как живая система


СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ - ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА - ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС - В.Г. Ильченко - Генезис

Тема 1 ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА

 

§ 5. СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ

 

Строение растительного организма. Предположим, что вы никогда не видели растений, но вам объяснили, в каких условиях они живут, и предложили представить растение. Как бы вы рассуждали, создавая модель растения?

Растение использует солнечный свет, за счет его энергии синтезирует органические вещества для себя и других организмов. Поэтому она должна иметь достаточную поверхность, чтобы поглощать свет.

Рис. 26. Цветковые растения: 1 — эхинацея;

2 — ромашка лекарственная

Рис. 27. Строение цветочного растения: 1 — цветок,

2 — лист, 3 — стебель,

4 - корень. 5 - побег

Растение находится в условиях земного притяжения, и строение тела у нее должна быть такой, чтобы его можно было удержать в вертикальном положении. Растение должно иметь органы питания, воспроизведение себе подобных и быть приспособлена к распространению.

Цветковые растения значительно распространены в природе (рис. 26). Рассмотрим внешнее строение и органы растительного организма на примере цветочной растения (рис. 27).

Орган — часть живого организма, которая занимает в нем постоянное положение и выполняет одну или несколько функций. Органы в теле многоклеточных организмов растений и животных.

Растение — система, в которой выделяют два основных органы, обеспечивающие ее рост и развитие: корень и побег. Эти органы называют вегетативными. Они обеспечивают жизнедеятельность растительного организма.

 

Рис. 28. Растения: 1 — медуница обыкновенная; 2 - фиолетовый; 3 — огурец

Корень — орган, который закрепляет растение в почве, служит для поглощения воды и минеральных веществ и транспортировки их к наземной части растения. Корни защищают от разрушения верхний слой почвы.

Побегом называют стебель с расположенными на нем почками и листьями (рис. 26-28). Побег обеспечивает воздушное питание растений. На побеге также могут развиваться цветки.

Почки, находящиеся на побегах, являются зачатками новых побегов. Почки сохраняют жизнеспособность и при неблагоприятных внешних условиях, например, при низких температурах.

Корень и побег благодаря способности к ветвлению образуют подземные и наземные части растения, захватывая для нее жизненное пространство.

Цветок является органом размножения растения (рис. 26-28). Из цветка после опыления и оплодотворения образуется плод с семенами. В плодах может быть разное количество семян.

Из семечка вырастает (воспроизводится) новое растение. Цветок, плод и семена являются генеративными органами растения. Они обеспечивают размножение растений.

Их можно встретить на суше, в воде, они есть в почве и воздухе. На Земле насчитывается около 1,5 млн видов животных.

Внешнее строение тела различных видов животных имеет много отличий (рис. 29). Животные отличаются по размерам. Некоторых из них можно рассмотреть только с помощью микроскопа, другие имеют значительные размеры. Крупнейшим является синий кит, длина которого достигает 33 м.

Форма, цвет и покров тела животных также различны. Например, тело медуз почти не имеет цвета, его форма подобна где зонтики. Бабочки и множество других насекомых имеют яркую окраску. Тело рыб покрыто чешуей, а зверей — шерстью. Пауки, насекомые, птицы, звери имеют конечности, а тело таких животных, как змеи, черви их лишено.

Как и растения, животные имеют клеточное строение, дышат питаются, растут, размножаются и умирают.

Рис. 29. 1 — змея, 2 — бабочка павлиний глаз, 3 — страус, 4 — волк, 5 — овца, 6 — жирафа, 7 — сова 8 — акула, 9 — слон, 10 — синий кит

Рис. 30. Скелет животного: 1 — внешний скелет речного рака; 2 — внутренний костный скелет голубя

Главное отличие животных от растений состоит в том, что животные питаются готовыми органическими веществами, которые сами не способны производить. Животные питаются растениями или другими животными, а растения производят органические вещества сами. Кроме того, животным, в отличие от растений, нужно защищаться от врагов, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, растить потомство. Таким образом, животным необходимо активно двигаться. Активное движение является характерным признаком большинства животных.

Особенностью строения многоклеточных животных является наличие у них систем органов, которые объединяют органы, выполняющие общие функции.

Животные двигаются с помощью опорно-двигательной системы. Они имеют системы органов пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения, размножения.

Действие всех систем органов контролируется нервной системой. Она регулирует все процессы жизнедеятельности организма и его взаимосвязь с окружающей средой.

Опорно-двигательная система животных. Двигаются животные в разный способ: одни бегают, другие ползают или летают или плавают. их движения совершаются благодаря опорно-двигательной системе. Опорой тела является скелет (с греческого — «высохший»), от него значительно зависит внешнее строение животного.

Рис. 31. 1 — наружный скелет моллюска;

2 — в некоторых слизней твердого скелета нет

Есть животные, которые имеют внешний скелет, например, раны (рис. 30, 1)в некоторые моллюски (рис. 31, 1). Внутренний скалы имеют все позвоночные — рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, зверь и человек. В их скелетах, например, голубя (рис. 30, 2) собаки можно различить одни и те же части: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей.

Строение и функции опорно-двигательной системы позвоночных кратко можно описать так: к определенным участкам костей скало прикреплены мышцы, к которым подходят нервы. Нервная система передает импульсы, благодаря которым мышцы сокращаются приводят в движение соответствующие части скелета.

У некоторых животных твердого скелета нет. Это за осьминоги, медузы и т. п (рис. 31, 2). Жидкость внутри этих животных находится под определенным давлением, что вместе с прочным покровом поверхности тела образует гідроскелет.

Орган — часть живого организма, которая занимает в нем постоянное положение и осуществляет одну или несколько функций. Строение организмов растений и животных обусловлено взаимосвязью органов.

1. Что такое орган? 2. Названия 2-3 растения и охарактеризуйте органы. Используй рис. 26; 27. 3. Какие органы растительного органы называют вегетативными? 4. По рис. 29 расскажи о различиях.

Что характерно для строения многоклеточных животных организмов? ? 1. Что общего в строении растений и животных? 2. Какая система управляет жизнедеятельностью багатоклітинного животного организма?

1.В чем состоят различия между растительным и животным организмом? Как эти отличия обусловлены особенностями жизнедеятельности? 2. Какие органы цветковых растений отвечают за размножение? 3. Какова роль скелета в организме многоклеточных животных организмов?

schooled.ru

Растение — живой организм — Учебник 2017

Растение — живая система. Все произрастающие на Земле растения — живые организмы. Как организмы они способны питаться, дышать, осуществлять обмен веществ, удалять ненужные вещества, размножаться, расти, развиваться, взаимодействовать с окружающей средой и реагировать на изменения среды.

Эти процессы в организме осуществляются благодаря функционированию (от лат. функция — «работа») соответствующих органов. Группа органов образует систему, в которой все органы, выполняющие свои функции, взаимосвязаны между собой и работают согласованно, дополняя друг друга. Взаимосвязанная работа органов системы обеспечивает жизнь растения как единого организма, как особой живой системы — биосистемы (от греч. биос — «жизнь»).

Нарушение работы одного из органов организма может привести к нарушению деятельности остальных его органов. Если корни не будут обеспечивать поглощение из почвы воды с растворенными в ней минеральными веществами, то все растение завянет. Если зеленые листья побега не смогут образовывать достаточного количества питательных веществ, то растение не зацветет, не образует плодов и семян. У организма отделить работу одного органа от другого невозможно, так как все они тесно связаны между собой.

Процессы жизнедеятельности растения. Процессы, протекающие в организме и обеспечивающие ему возможность существования, называются жизнедеятельностью. Жизнедеятельность организма обеспечивается работой и взаимодействием систем его органов.

В процессе питания организм поглощает из внешней среды необходимые ему вещества, усваивает их, благодаря чему живет и увеличивается в размерах. Растения в процессе питания поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества, а из воздуха — углекислый газ, из которых с помощью энергии света образуют органические вещества и используют их для построения своего тела, роста и развития.

В процессе дыхания растительный организм осуществляет газообмен: потребляет кислород. При этом выделяется углекислый газ и пары воды.

Каждому организму свойствен обмен веществ. При этом превращения веществ (поступивших в процессе питания и дыхания), протекающие в организме, обеспечивают его жизнедеятельность и постоянную связь с окружающей средой. Образовавшиеся в этом процессе ненужные вещества удаляются в окружающую среду, т. е. выделяются.

Оказавшись в благоприятных условиях и достигнув определенного возраста, растения начинают размножаться, т. е. увеличивать количество особей. Размножение присуще всем живым организмам, но оно реализуется только в благоприятных для жизни условиях.

Растение в течение всей жизни увеличивается в размерах, т. е. растет, и приобретает новые свойства — развивается.

У разных растений развитие протекает с различной скоростью. У однолетников оно совершается достаточно быстро. Например, посеянные в апреле астры зацветают в августе, через 90 дней после посева. Тюльпаны, нарциссы (рис. 15), крокусы, дикорастущие луки, лилии при выращивании из семян разовьют

Рис. 15. Цветущие растения: 1 — нарциссы; 2 — кандык сибирский; 3 — пролески;

•/ — тюльпаны

Цветоносные побеги не менее чем через 5-6 лет. Еще более длительный срок (Ю — 30 лет) для этого требуется древесными кустарниковым растениям.

Рост и развитие растения, так же как питание, дыхание, обмен веществ, размножение, зависят от условий окружающей среды. При неблагоприятных условиях растение развивается медленно и плохо растет, а при благоприятных развивается и растет быстро. Это свидетельствует о том, что растение, как все организмы, реагирует на изменения условий окружающей среды и его жизнедеятельность зависит от них.

‘ Организм — живая система (биосистема). Жизнь растительного организма зависит от слаженной работы его органов и от условий, в которых обитает растение. Основные процессы жизнедеятельности растения как живого организма: питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ, рост и развитие. [5] [6]

3. Какие вещества потребляет растение в процессе питания?

4. От каких условий зависит более быстрый рост растения?

§4

apple-tour.ru

Растения обладают сознанием! Доказано наукой

18.06.2018

Дело происходило в девяностых годах прошлого столетия. Звено лесорубов валило лес в окрестностях Нижнего Тагила. В бригаде состоял один любознательный субъект, который во время общих перекуров, поскольку не имел никотиновой зависимости, искал, чем бы занять свой пытливый ум и от нечего делать начал считать годовые кольца на поваленных столетних деревьях.

Вскоре он с удивлением обнаружил, что практически все растения в просеке имеют схожие и расположенные друг за другом ущербные кольца, которые отличались от прочих нездоровым оттенком древесины и уродливыми искривленностями.

Данный факт озадачил лесоруба, и он решил высчитать, на какие годы приходится эта странная «хворь» растений. Результат вычислений его ошеломил, поскольку оказалось, что все деревья «болели» в период с 1941 по 1945 год. Выходит, что растения вместе с людьми переживали за судьбу страны и вместе с народом несли тяжкое бремя Великой Отечественной войны?

Есть ли у растений душа.jpg

Неужели деревья обладают способностью чувствовать, что в мире происходит что-то ужасное, и страдают от этого? На сегодняшний день существует масса доказательств, что это действительно так.

Разве растениям не все равно?

Современные ученые – биологи экспериментальным путем доказали, что растительный мир обладает способностью слышать, видеть, осязать и даже ощущать вкус. Как оказалось у растений есть сознание, память и они могут осуществлять простейшие мыслительные процессы. Более того, они общаются друг с другом, хорошо различают такие чувства и эмоции, как любовь, безразличие, ненависть и так далее.

К примеру, когда жителям Соломоновых островов необходимо очистить часть леса для того, чтобы возделывать на этом участке культурные растения, они не берут в руки ни топоров, ни пил, а собираются всем племенем и начинают громко осыпать деревья ругательствами и проклятиями. В итоге уже через несколько дней растения начинают засыхать и, в конечном счете, гибнут.

Зачем растениям нервные импульсы.jpg

Очень показателен пример американского криминалиста спецслужб Клива Бакстера, который в 1966 году случайным образом открыл существующее взаимодействие между растениями и людьми. На то время Бакстер возглавлял исследовательский комитет Академии криминалистических наук, и в его функции входило обучение сотрудников ЦРУ работе на полиграфе (детекторе лжи).

Однажды ученому пришла в голову безумная идея подключить данное устройство к драконовому дереву (драцене), которое находилось в лаборатории. Кливу захотелось выяснить, сколько времени займет прохождение слабого электрического тока через растение (от начала корней до самых кончиков листьев). Бакстер подсоединил электроды к наиболее крупным листьям с намерением поджечь спичку, чтобы слегка подсушить лист, как растение тут же отреагировало, и самописец прибора вдруг ожил, очертив кривую линию. Удивительно то, что Клив даже не успел зажечь огонь, а лишь подумал об этом, как тут же произошла молниеносная ответная реакция дерева. Как только ученый покинул комнату, растение успокоилось и вернулось к своему обычному состоянию.

Система коммуникации у растений.jpg

Данный эксперимент стал началом длительного труда, который принес Бакстеру славу и признание во всем мире.

Как оказалось растения обладают способностью запоминать тех, кто причиняет им боль, и готовятся к этому, приводя в полную боевую готовность все свои силы. И хотя у них отсутствуют внешние признаки наличия органов слуха, зрения, но, при этом они чувствуют взаимодействие на уровне тонких полей, которые пока неподвластны для восприятия человеком.

Далее Бакстер провел еще один эксперимент. Он присоединил полиграф к листьям филодендрона. Датчики на протяжении долгого времени молчали, пока кто-то из сотрудников лаборатории случайно не разбил рядом с растением куриное яйцо. Цветок тут же болезненно отреагировал на гибель живого организма.

Тайный мир растений.jpg

Вскоре самописец включился еще несколько раз, когда сотрудники лаборатории для приготовления ланча стали бросать в кипящую воду живых креветок. Случайность? Оказалось, что нет. Каждый раз, как только креветки падали в кипяток, филодендрон болезненно реагировал на их гибель.

Как оказалось, цветок подобным образом реагируют и на людей, а в особенности на тех, кто проявляет к нему заботу и ухаживает за ним. Так, однажды Бакстер случайно порезал руку, и в момент прижигания ранки йодом самописец снова отреагировал резким скачком. Похоже, что растение чувствует чужую боль.

Растения обладают сознанием.jpg

Страх или чувство самосохранения?

Интересный опыт над двумя цветками герани провел в своей лаборатории английский ученый Л.Уотсон. Для участия в эксперименте он пригласил шестерых человек, которым по жребию выпало сыграть определенные роли. При этом кому и какая роль досталась, до конца не было известно ни руководителю, ни прочим участникам опыта.

По поручению биолога, испытуемые по одному заходили в комнату с цветами и должны были находиться внутри в течение десяти минут. При этом один из присутствующих обязан был в итоге сломать один цветок. К нетронутой герани подключили самописец. Когда по окончанию  эксперимента все участники по одному входили в комнату, оставшееся в живых растение бурно отреагировало на «убийцу», поскольку стрелка полиграфа резко отклонилась в сторону. Это доказывает, что растения обладают способностью запоминать людей.

О душе растений.jpg

Обладает ли растительный мир памятью?

Ученые – биологи Клермонтского университета провели интересный эксперимент. Как только из-под земли пробился свежий росток и на нем образовались два первых симметричных листочка, они один листок несколько раз прокололи иглой, а через некоторое время оба листика оторвали.

Как это ни странно, но растение осознало, что та сторона, с которой ему наносили раны, таит в себе опасность, и хотя у него более не осталось поврежденных тканей, при дальнейшем формировании ростка стала просматриваться явная асимметрия. Растение росло и развивалось, как обычно, образуя новые листья и формируя соцветия, но все это буйство доминировало исключительно на «безопасной» стороне. Даже спустя время, росток хорошо помнил, с какой именно стороны ему был нанесен вред и остерегался этого.

Сознание. Есть ли оно у растений.jpg

Побеседуем?

Знаменитый американский селекционер Л. Бурбанк еще в прошлом столетии начал проводить удивительные эксперименты над растениями, просто подолгу «общаясь» с ними и при этом, убеждая их изменить те, или иные свойства. Это поразительно, но таким образом ученому впервые удалось вырастить сорт кактуса, абсолютно лишенного колючек.

На протяжении длительного периода биолог просто повторял растению одни и те же слова: «Колючки вам не нужны, бояться вам нечего. Я вас защищу…». В итоге кактус не только сбросил свои острые иглы, но и передал это свойство по наследству.

При этом убеждение растений с помощью слов было единственным (!) методом, который использовал ученый. Как это ни удивительно, но факт остается фактом.

Применяя лишь метод словесного внушения, биологу удалось вырастить достаточно много удивительных сортов культурных и декоративных растений, цветов, которые по сей день носят его имя.

Что видят, чувствуют и слышат растения.jpg

Можно подумать!

В шестидесятых годах прошлого века в Советском Союзе появился научный материал под авторством В. Карманова с неброским заголовком «Использование автоматики и кибернетики в сельском хозяйстве». В статье были описаны опыты, произведенные в лаборатории биокибернетики при Институте Агрофизики Академии Наук СССР. В материале приводится описание поразительного эксперимента.

Исследователи установили на ростках фасоли сверхчувствительные датчики, которым удалось зафиксировать, что при недостатке влаги растения начинают излучать низкочастотные импульсы. Ученые попытались зафиксировать данную связь, поэтому с появлением таких импульсов стали немедленно включать систему орошения. Благодаря этому у растений вскоре выработался своеобразный условный рефлекс. При недостатке влаги ростки фасоли целенаправленно подавали сигналы низкой частоты, самостоятельно регулируя идеальную для себя модель полива.

В итоге вместо разового обильного орошения, которое практиковалось ранее, растения выбрали наиболее приемлемый для себя режим полива и стали «включать» систему орошения на непродолжительное время (не более двух минут), спустя каждый час.

Растения воспринимают окружающий мир.jpg

Несколько слов об условных рефлексах

Академик Павлов был убежден, что условные рефлексы являются исключительно функцией высшей нервной деятельности. Так ли это на самом деле?

Любопытный эксперимент над филодендроном провели ученые Алма-атинского университета. Они изучали реакцию цветка, время от времени пропуская через стебель растения слабый электрический ток. Датчики наглядно демонстрировали, что цветку явно не нравится данная процедура, и он реагировал на нее довольно пронзительно.

Далее, перед тем, как пустить ток, биологи стали класть рядом с растением обычный камень. Положили камень, пустили ток, убрали камень. Снова положили, дали ток, убрали... Данное действие они проделывали многократно в течение длительного времени и в итоге добились того, что каждый раз, как только они клали камень, филодендрон тут же начинал бурно реагировать, ожидая удара током. Таким образом, биологи смогли сформировать у цветка условный рефлекс.

Обладают ли растения интеллектом.jpg

Система коммуникации между растениями. Есть ли она на самом деле?

Интересный эксперимент был проведен учеными над ореховым деревом, которое экспериментаторы время от времени били палкой. Анализ листьев растения продемонстрировал, что во время «избиения» в орешнике мгновенно возрастало количество танина. А ведь данное вещество не только придает листьям и плодам терпкий и вяжущий вкус, поскольку содержит большое количество дубильных веществ, но и оказывает губительное воздействие на различных вредителей и паразитов.

В ходе исследования ученые пошли еще дальше, решив взять на анализ листву недалеко растущего дуба. Результат исследования оказался ошеломляющим, поскольку подвергающийся постоянной экзекуции орех, каким-то образом распространял вокруг сигнал бедствия, приняв которые дуб тут же увеличивал содержание танина в своей листве.

Подтвердить данный факт удалось ученым из Англии. Они проводили опыты в Саванне, где растительность довольно скудная и располагается на значительном расстоянии друг от друга. Оказалось, что когда стадо антилоп приближается к кустарнику или дереву, которое представляло собой объект питания этих животных, они начинали распространять вокруг себя мощный сигнал опасности. Этот сигнал мгновенно принимали находящиеся неподалеку растения и тут же приступали к выработке особого вещества, которое делает листву несъедобной.

Обладают ли растения памятью.jpg

Экспериментаторы не раз становились свидетелями того, как целые стада антилоп погибали от голода, непосредственно находясь в зоне зеленых насаждений. Спасение они могли отыскать лишь тогда, когда решались перейти на новые территории.

Этот факт доказывает, что растения действительно обладают некими коммуникационными способностями и могут «общаться» друг с другом, передавая сигнал опасности, который мгновенно распространяется, охватывая при этом довольно значительные расстояния. А раз так, то на самом деле, растения мало чем отличаются от животных и человека.

Вскоре, людям придется решать: признавать или не признавать растения разумными существами.

Растения общаются и обладают сознанием.jpg

Гадание на цветках. Любит, не любит?

В лаборатории одного из научных центров находился шикарный фикус, подключенный к самописцу, за которым ежедневно ухаживала симпатичная девушка-лаборант. Вскоре сотрудники центра заметили, что растение проявляет по отношению к славной сотруднице нескрываемую радость, эмоционально реагируя на каждое ее появление, что тут же отражалось на мониторах в виде ярко - алой синусоиды.

Более того, при легком флирте девушки с коллегами противоположного пола, фикус проявлял явные признаки беспокойства, и полоса на мониторе тут же приобретала черный оттенок, как показатель того, что растение влюблено и страстно проявляет признаки ревности.

Душа растений.jpg

Есть ли у растений душа?

Понятно, что даже в крошечное живое семечко изначально заложена некая программа, которая предопределяет его дальнейшее развитие. Безусловно, что растительный мир значительно отличается от животного, но это отнюдь не означает, что у растений нет, пусть примитивного с точки зрения человека, но все-таки сознания. Да, «центральная нервная система» растений кардинально отличается от модели прочих живых организмов, но они, как, оказалось, также боятся смерти и чувствуют боль, когда их калечат, или обрывают цвет.

Поэтому человеку, как венцу природы, приходится лишний раз констатировать, что все, что существует на нашей планете (растения и животный мир) является по сути единым и взаимозависимым организмом. Просто свои эмоции растения проявляют по-иному, имея для этого свои собственные органы чувств на уровне, пока малопонятном и недоступном для нас.

agrostory.com

ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА. ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 «ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СТРОЕНИЕМ РАСТЕНИЙ» - ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС - конспекты уроков - План урока - Конспект урока - Планы уроков

УРОК 3. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА. ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 «ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СТРОЕНИЕМ РАСТЕНИЙ»

 

Цель: сформировать понятие «организм», «орган»; выявить особенности строения растений; развивать умение распознавать органы растений и определять их функции; воспитывать наблюдательность, экологическое мышление.

Оборудование: живые комнатные растения, гербарии растений, таблица «Органы цветочного растения», тетради, учебники.

Основные понятия: организм, орган, корень, побег, стебель, лист, цветок, плод, семена.

Тип урока: изучения и первичного усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

1. Вопрос

Вспомните, что такое система. Каким требованиям должен отвечать группировки, чтобы его можно было назвать системой?

2. Игра «Да — нет»

Учитель зачитывает утверждение. Ученики соглашаются или не соглашаются с услышанным и объясняют свою точку зрения.

• искусственные системы созданы человеком;

• систему очень трудно разрушить;

• все природные системы являются открытыми;

• все искусственные системы являются закрытыми;

• природные системы намного проще, чем искусственные;

• город — это искусственная система;

• организм — это живая система.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

неужели организм — это система? Для того чтобы окончательно согласиться с этим утверждением, давайте вспомним, что такое организм, и определим, соответствует ли он критериям системы.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Организм и органы

Задача 1. назовите тела живой и неживой природы. Какие из них являются организмами?

Организм — это любое живое тело (существо или растение), которому присуща определенная совокупность признаков и свойств: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, реагирование на раздражение, приспособление к условиям существования. К организмам относятся бактерии, грибы, животные, растения. Они составляют органический мир нашей планеты. Организмы имеют клеточное строение. Одни из них — одноклеточные, другие — многоклеточные (по количеству видов таких большинство). Многоклеточный организм состоит из клеток, которые выполняют различные функции.

Задание 2. Опираясь на конкретные примеры, докажите существование связей между живыми организмами.

Одна группа организмов, которые называют организмами-производителями, или автотрофами, способна образовывать органические вещества из неорганических, используя энергию Солнца или энергию, которая освобождается в химических реакциях. Автотрофами являются растения.

Другие организмы — животные, люди, грибы и большинство бактерий являются гетеротрофами, т. е. организмами-потребителями. Они потребляют готовые органические вещества.

Организмы живых существ состоят из компонентов — органов.

Орган — это часть организма, имеющая особую форму, строение, расположение в организме и выполняет определенную функцию.

Задача 3. приведите примеры органов и объясните, какую функцию они выполняют.

2. Органы растений. Практическая работа 1 «Ознакомление со строением растений»

Ознакомимся подробнее с органами растений. Рассмотрим органы цветочного растения (к рассмотрению предлагаются комнатные растения, гербарии растений, таблица «Органы цветочного растения», рисунки учебника).

Корень — осевой орган; он закрепляет растение в почве (опорная функция), поглощает из почвы воду и минеральные вещества (поглощающая функция) и проводит их в стебель, откладывает питательные вещества про запас (запасаюча функция).

Стебель — также осевой орган. Оно несет листья, поднимая их к свету, а также цветки и плоды, являются для них опорой (опорная функция). По стеблю из корня в листья движутся вода и минеральные вещества, а питательные вещества, которые образуются во время фотосинтеза, переходят из листьев в корень (ведущая функция). В стебле часто откладываются про запас питательные вещества.

Корень вместе со стеблем образуют побег — надземный орган растения.

Лист — боковой орган растения. Листья выполняют важные функции: фотосинтез, дыхание, испарение воды.

Цветок — особый орган растения, который выполняет только единственную функцию — размножение.

Все органы, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности, рост и развитие организма, называют вегетативными. У растений это корень, лист, стебель. Органы, которые обеспечивают процесс размножения, называются генеративными. Генеративными органами растений есть цветок, плод, семена.

 

V. Закрепление изученного материала

Продолжение практической работы 1

Задание 4. Сделайте схематический рисунок цветочной растения. Подпишите ее главные органы.

Задание 5. Используя текст параграфа, заполните таблицу.

 

Название органа

Особенности строения органа

Функции органа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 6. Используя полученные знания, сделайте вывод о том, можно ли считать организмы живыми системами.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать параграф .

2. Творческое задание «Мое любимое животное». Работу выполнить в виде книжечки-самоделки, плаката с рисунками и фотографиями, рассказы.

3. Опережающее: прорастить и посадить семена (фасоли, пшеницы, гороха, подсолнечника и др).

schooled.ru

природоведение урок"«ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА»

НОВОГРИГОРЬЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА»

(ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 6 КЛАССЕ)

hello_html_119d69be.jpg

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

ГАРАЩЕНКО СВЕТЛАНА ФЁДОРОВНА

Октябрь 2009

ЦЕЛЬ УРОКА: формировать представление о растительном и животном мире, как

целостных организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях

в строении и функциях их клеток, тканей, органов и систем органов;

продолжить формирование умений сравнивать, обобщать изученный

материал;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютерные заставки различных видов природы, животных и

человека; плакаты и рисунки уч-ся по охране природы; таблицы; гербарий;

Красная книга; слайды по охране природы.

ЭПИГРАФ: «ЖИВОЕ ВОЗНИКАЕТ ИЗ ЖИВОГО»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

А.Вступление-приветствие.

Учитель: -Добрый день, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь :а всё ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак(открытые ладошки).

Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной ?

Подержите их – почувствуйте моё тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!

Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается!

Спасибо! Я ценю честных людей!

Почувствуйте моё тепло, и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!

Б.Озвучивание темы и цели урока.

II.Презентация по теме урока.( презентация Power Point)

Слово учителя.

Так уж складывается жизнь современного человека, что большинству из нас не часто удаётся бывать на природе. Мы мало знаем о ней, и не каждый способен выжить, окажись он вдруг вдали от цивилизации. Но тем, кто знаком с растениями, животными, с их удивительными свойствами, не страшно заблудиться в лесу или остаться один на один с природой.

С древности, питаясь плодами земли, люди узнавали свойства растений и животных. Они давали человеку пищу, одежду, материалы для построек, топливо, посуду, мебель, лекарства, красители и массу других полезных вещей. Ещё не так давно, примерно лет 200 назад, с ранней весны и до поздней осени дикая флора и фауна поставляла и крестьянам и горожанам витаминную питательную зелень, сладости, крахмал и даже крупы, а так же приправы и лекарства. Наблюдательные пахари, охотники, пастухи и рыболовы при помощи растений и животных предугадывали погоду и виды на урожай, искали воду для питья, залечивали раны, боролись с вредными насекомыми. Современный человек должен владеть хотя бы минимум этих знаний.

Сегодня мы с вами попробуем выяснить, какими знаниями овладели мы, потому как первое знакомство с организмами живой природы уже состоялось.

Определить тему каждого задания поможет цветик-семицветик, на лепестке которого и будут написаны темы для повторения.

(Дальше приводятся задания для каждого лепестка, а в какой будет последовательности неизвестно, по мере того какие лепестки срывают учащиеся)

ПЕРВЫЙ ЛЕПЕСТОК «СВОЙСТВА ОРГАНИЗМОВ»

Дайте ответ «да» или «нет»

1.Организм-открытая система, которой свойственны способность к питанию, дыханию, росту, развитию, размножению, раздрожимости.

2.Клетка – самая большая живая система.

3.Строение организмов растений и животных не обусловлено взаимосвязью органов.

4.Все организмы для поддержания жизнедеятельности нуждается в питательных веществах.

5.Растения образуют питательные вещества для себя самостоятельно.

6.Животные питаются органическими веществами .созданными другими организмами.

7.Животные размножаются только половым путем.

8.Дыхание – это совокупность физических, химических явлений, которые происходят в клетках живых существ с помощью кислорода.

9.Живые организмы дышат только днём.

10.Газообмен между организмами и внешней средой не связаны с диффузией.

ВТОРОЙ ЛЕПЕСТОК «Строение организмов растений и животных»

Спор органов (выступление учащихся)

КОРЕНЬ: Я-корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет.

СТЕБЕЛЬ: Нет, главный-я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям!

ЛИСТ: Но что же без меня, ведь я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может ,я главнее всех?

Учитель: Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек листьям, стеблю, корню?

Начнем с самого простого вопроса:

А).Вширь растёт Ивашка,

Что ни год -рубашка,

Старую не снимет,

Новую наденет.

Сколько лет Ивашке?

Подсчитай рубашки.

Б).Сидит-зеленеет, летит-пожелтеет, упадёт-почернеет.

В).Более 300 лет назад ученый Ван Гельмонт проделал опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд, насыпал в него 80 кг почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2,25 кг. Поверхность почвы прикрыл ,чтобы туда не попадала пыль, из воздуха. Растение поливали дождевой водой в течение5 лет. Через 5 лет выкопали иву, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 66кг.Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счёт воды.

Правильный ли вывод сделал Гельмонт?

Г).Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются.

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти, и жить не станут.

Как ни тонок, неприметен под землею корешок,

Но не может жить на свете без него любой цветок.

Сформулируйте, пожалуйста, вывод о значении корня в жизни растений.

Д).Просмотр таблиц(компьютер)о строении растительного и животного мира.

ТРЕТИЙ ЛЕПЕСТОК «ДЫХАНИЕ»

Создание проблемной ситуации.

Работы Пристли.

Английский учёный Джозеф Пристли искал разрешения загадки, каким образом улучшается воздух, испорченный дыханием человека и животных. Он поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

После этого Пристли решил испробовать растение.

Он взял некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил на две части :одну часть воздуха перевел с сосуд погруженный в воду, а в другую часть ,также заключенную в сосуд с водою посадил ветку мяты.

Это было сделано в августе 1771 года. Через 8-10 дней ученый обнаружил, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение 7 дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием вохдухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и ,кроме того, образовал несколько новых.

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом.

Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Открытия Пристли произвело большое впечатление в ученом мире. Лондонское королевское общество учёных присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило об очищающем воздух действии растений. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах ведь они «исправляют»воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. На утро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приеме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

- Почему у богатой дамы разболелась голова?

- Почему в первом опыте Пристли погиб мышонок?

- Какие органы дыхания есть у растений и животных?

- Какой газ растения выделяют и поглощают при дыхании?

- Что понимают под дыханием у растений? у животных?

- расскажите процесс фотосинтеза и дыхания у зелёных растений(по таблице)

ЧЕТВЁРТЫЙ ЛЕПЕСТОК «РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНОВ»

Конкурс «Путаница»

Установить соответствие и скрепить листочки степлером.

1 конверт. Понятия: лупа, яйцеклетка, половое размножение.

2 конверт .Понятия: микроскоп, гермафродиты, оплодотворение.

3 конверт. Понятия: обоеполые цветки, семя, гаметы.

4 конверт. Понятия: бесполое размножение, разнополые цветки, сперматозоиды или спермии.

Определения вкладываются в каждый конверт все.

-самый простой увеличительный прибор

-сложный увеличительный прибор, состоящий из системы линз

-клетки необходимые для полового размножения

-размножение при помощи половых клеток

-размножение при помощи клеток тела

-женские половые клетки

-мужские половые клетки

-организмы, у которых имеются и мужские и женские половые клетки

-слияние мужской и женской половых клеток

-орган размножения растений

-цветки, у которых есть и пестики и тычинки

-цветки, у которых есть или пестики или тычинки.

ПЯТЫЙ ЛЕПЕСТОК «ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ»

Сценка.

Мальчик(в костюме ежа или с рисунком ежа)

Ведущий. Ёжик! Ты зачем такой колючий?

Ёж. Это я на всякий случай.

Вед. .Ребята, на какой такой случай, ёжик колючий?

(ответы учащихся)

Ёж. Знаешь кто мои соседи- лисы, волки и медведи.

Вед.,- Ребята, а кактус тоже колючий, почему?

(ответы учащихся)

1.Назовите приспособления растений и животных к жизнедеятельности в пустыни.

2.Теплокровным животным легко пережить холод. При помощи каких приспособлений?

3.Какие приспособления имеются у растений для расселения и распространения на большие расстояния?

4.Могут ли растения впадать в анабиоз, так же как и животные?

ШЕСТОЙ ЛЕПЕСТОК «ТРИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ»

Начнём о том,

Что вся Земля- наш общий дом.

Наш добрый дом- просторный дом

Мы все с рождения в нём живём.

Ребята, из предыдущих уроков вы уже знаете, как устроена наша планета Земля.. Знаете, что на ней есть вода, воздух и суша, которые образуют её оболочки. Какие?

-Скажите, что окружает человека?(воздух)

-а дождевого червя?(почва)

-а что окружает эти организмы?(фотографии лося, павлина, попугая, крота, рыбы)какие среды обитания они занимают?

(ответы уч-ся:водную,воздушную,почвенную)

-скажите, а есть ещё одна среда обитания. какая?(паразиты)

Учащиеся вместе с учителем рассуждают об условиях среды(температура, свет, кислород)

- чем являются эти условия (факторами среды)

Факторы среды влияют на огранизм, они могут быть полезными- благоприятными и вредными- неблагоприятными.

-как же организмы живут, размножаются, развиваются?

Каждое живое существо приспособилось, способно выживать. Мы уже отметили, что рыба живёт в воде. Как же она приспособилась? Что ей помогает жить?

Птицы занимают наземно-воздушную среду, как они приспособились к ней?

А крот ,который живёт в почве?

Интеллектуальная игра.

Инструкция к игре.

1этап.Заполнение карточек парами(можно пользоваться учебником)

У уч-ся первого ряда - водная среда.

(кислорода мало, света мало, воды достаточно, температура изменяется)

У уч-ся второго ряда - почвенная среда

( кислорода недостаточно, света недостаточно, воды достаточно, температура ровная)

У уч-ся третьего ряда - наземно-воздушная среда

(света достаточно, воды часто не хватает, температура значительно изменяется)

После заполнения карточек проводится анализ.

2этап.Учащиеся рассматривают фото животных. Они у каждого на парте. Определяют среду обитания и какие приспособления у животных появились в ходе эволюции.

3этап.А сейчас, поселите животных, что у вас на фотографиях в свою среду обитания.

1ряд 2 ряд 3ряд

Водная среда почвенная среда наземно-воздушная среда

Учащиеся пересаживаются(метод релаксации)

-в какой среде меньше всего жителей? почему?

СЕДЬМОЙ ЛЕПЕСТОК «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

А теперь давайте рассмотрим антропогенный фактор. Это понятие для вас новое. Оно происходит от греческого слова «антропос» и означает –человек.

Когда человек появился на планете, он долгое время был одним из множеств видов животных. Человек вёл кочевой образ жизни, переходя с места на место в поисках пищи, но со временем человек выделился из животного мира. Он начал выращивать растения, мог делать запасы пищи и меньше зависел от капризов природы.

Сельскохозяйственная деятельность человека начала изменять облик планеты. С увеличением численности людей требовалось освоение новых участков земель под пашню. Люди вырубали, выжигали и выкорчевывали леса, осушали болота.

-Ребята, подумайте и скажите, пожалуйста, так, что же такое антропогенный фактор?

На экране высвечиваются слайды (завод, загрязняющий атмосферу, вырубка лесов и так далее).

Я прочитаю вам стихотворение Р.Рождественского, а вы подумайте и приведите примеры воздействия на природу хозяйственной деятельности человека.

Кромсаем лёд,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька..

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого .Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше- окружающей природы,

Всё больше – окружающей среды.

Ответы учащихся(охота, строительство городов, развитие автомобильного транспорта, осушение болот, переселения растений и животных, строительство промышленных предприятий)

Правильно. Строя промышленные предприятия, сжигая топливо, человек загрязняет окружающую среду, а это приводит к изменению природы как среды обитания, к гибели или сокращению видов многих организмов.

Дальше учащиеся с учителем обсуждают экологические проблемы сред обитания(лесные пожары, загрязнение водоёмов, о мусоре).

В это время в класс заходит старшеклассник, ответственный за экологическую работу в школе, приносит телеграмму от лица птиц и каждому ученику памятку-советы.

ТЕЛЕГРАММА

Холодно, голодно. Помогите птицам. Устройте кормушки. Птицы отблагодарят вас высоким урожаем.

Воробей. Синица. Снегирь.

Памятка-советы.

Правило №1

Ходить в лесу или в парке только по тропинкам.

Правило №2

Не расходуйте воду зря, помните, что запасы воды на Земле ограничены.

Правило №3

Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.

Правило №4

Не шумите в лесу, не беспокойте его обитателей и их детёнышей.

Правило№5

Если в чудесный весенний день вы пришли в лес на прогулку, то старайтесь не шуметь. Представьте себе, что вы находитесь в доме, где в колыбельках спят совсем маленькие дети.

Правило №6

Весной и в начале лета лучше не брать на прогулку к озеру или реке своего любимого пса. Он может поймать и покалечить молодых птиц.

Правило№7

Знаете ли вы, что бабочки и стрекозы, шмели и пчёлы, муравьи, божьи коровки и кузнечики-животные. Они относятся к группе насекомых, они увеличивают урожай ,опыляя растения. Это самые многочисленные и древние обитатели нашей планеты, они появились на земле около 250 млн.лет назад.

Правило №8

Растения скрепляют своими корнями почву, не позволяют ливням и весенним ручьям размножать берега.

Правило№9

Насаживайте зелёные насаждения около оврагов, балок, ущелий.

Правило №10

Охраняйте, берегите нашу природу!

III .Закрепление материала.

А.Выбери правильный ответ:

1.К природным системам относится:

А).парк Б).лес В).сад

2.К искусственным системам относится:

А)Солнечная система Б).Атом В)атомная станция

3.Автотрофный тип питания имеет:

А).животные Б)люди В)растения

4.Органом семенного размножения растений является:

А).побег Б)корень В)цветок

5.Во время фотосинтеза происходит:

А)поглощение кислорода Б)выделение углекислого газа

В)поглощение углекислого газа

6.Благодаря вегетативному размножении растений:

А)сохраняются ценные сорта Б)растёт более устойчивое и жизнеспособное потомство

В)быстро происходит опыление.

Б.Закончи предложение:

А).Система-это целое, состоящее из..

Б).Органы- это части огранизма, имеющие определённую… и выполняющие определённые…

IV.Рефлексия.

- Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:

-больше всего мне понравилось на уроке…

-сегодня я понял(а),что думать…

-главным на уроке для меня было….

Спасибо. Я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту… .Мне было очень приятно в вашем теплой и дружной компании.

V.Итоги урока.

VI.Выставление оценок.

Домашнее задание.

-1группа.Загадки о природе

-2группа.Сообщение об одной из экологических проблем

-3группа. Мини сочинение. «Я хозяин своей Земли»

Использовала слайды.

hello_html_70143c24.png

hello_html_m3095c41f.png

hello_html_m60b338ee.png

hello_html_3b9b5598.jpg

hello_html_2334b779.jpg

infourok.ru

Организм как живая целостная система

Количество просмотров публикации Организм как живая целостная система - 370

Организм – любое живое существо. Он отличается от неживой природы определенной совокупностью свойств, присущих только живой материи˸ клеточная организация; обмен веществ по ведущей роли белков и нуклеиновых кислот, обеспечивающий гомеостаз орга­низма – самовозобновление и поддержание постоянства ᴇᴦο внут­ренней среды. Живым организмам присущи движение, раздражи­мость, рост, развитие, размножение и наследственность, а также при­способляемость к условиям существования – адаптация.

Взаимодействуя с абиотической средой, организм выступает как целостная система, включающая в себя все более низкие уровни био­логической организации Все эти части организма (гены, клетки, клеточные ткани, целые органы и их системы) являются компонентами доорганизменного уровня. Изме­нение одних частей и функций организма неизбежно влечет за собой изменение других ᴇᴦο частей и функций. Так, в изменяющихся усло­виях существования, в результате естественного отбора те или иные органы получают приоритетное развитие. Например, мощная корне­вая система у растений засушливой зоны (ковыль) или ʼʼслепотаʼʼ в ре­зультате редукции глаз у животных, существующих в темноте (крот).

Живые организмы обладают обменом веществ, или метаболиз­мом, при этом происходит множество химических реакций. Приме­ром таких реакций могут служить дыхание, которое ещё Лавуазе и Ла­плас считали разновидностью горения, или фотосинтез, посредством которого зелеными растениями связывается солнечная энергия, а в результате дальнейших процессов метаболизма используется всем растением, и др.

Как известно, в процессе фотосинтеза, кроме солнечной энергии, используются диоксид углерода и вода. Суммарно химическое урав­нение фотосинтеза с учетом использования солнечной энергии выглядит следующим образом˸

6СО2 + 12Н2О + hνсолн = С6Н12О6 + 6О2 + 6Н2О,

где С6Н12О6 – богатая энергией молекула глюкозы.

Практически весь диоксид углерода (СО2) поступает из атмосфе­ры и днем ᴇᴦο движение направлено вниз, к растениям, где осуществ­ляется фотосинтез и выделяется кислород. Дыхание – процесс об­ратный, движение СО2 ночью направлено вверх и идет поглощение кислорода.

Некоторые организмы, бактерии, способны создавать органиче­ские соединения и за счёт других компонентов, например, за счёт со­единений серы. Такие процессы называются хемосинтезом*.

referatwork.ru

Организм — открытая система | Биология

Живой организм — открытая биологическая система

Все организмы живут в какой-либо характерной для них среде обитания. Из нее организмы получают необходимую пищу, укрытие от неблагоприятных факторов. Среда обитания создает условия для размножения, развития и роста организмов. Таким образом, организм и среда взаимосвязаны, и первый достаточно сильно зависит от второй. Вместе с пищей организмы получают из среды необходимую им энергию, а также выделяют в среду «отработанные» вещества и энергию. Отсюда следует, что живой организм — это открытая система.

В живой природе есть два основных типа питания — автотрофный и гетеротрофный. Автотрофные организмы не нуждаются в готовой органической пище. Они могут ее синтезировать сами. К автотрофам относятся растения (в том числе водоросли), цианобактерии, ряд прокариот (архебактерии, осуществляющие хемосинтез). Гетеротрофы получают исходные органические вещества из внешней среды. К ним принадлежат животные, грибы, большинство прокариот. Также в природе существуют организмы со смешанным типом питания — миксотрофным. Обычно на свету они сами синтезируют с помощью фотосинтеза органические вещества, а в темноте переходят к гетеротрофному типу питания. К таким организмам относится эвглена зеленая, насекомоядные растения, некоторые хламидомонады.

Организм — это открыта система, так как он и потребляет, и расходует энергию. Энергия необходима для работы органов, движения, поддержание температуры тела и многое другое. При этом расход энергии необратим и происходит только в направлении внешней среды. С помощью экспериментов было установлено, что суммарное количество энергии, которое получает живой организм с пищей за определенный промежуток времени, эквивалентно количеству энергии, выделяемому в виде тепла и содержащемуся в продуктах выделения, и энергетическим затратам на совершаемую работу. На эту особенность живого обращал внимание еще Э. Шредингер. Он отмечал, что биосистемы обмениваются энергией и веществом с окружающей средой, и поэтому являются открытыми, в отличие от закрытых неживых систем. Прекращение обмена веществ и потока энергии для организмов означает утрату структурной организации и смерть.

Живой организм — открытая биосистемаЖивой организм — открытая биосистемаОрганизм — это открытая саморегулирующаяся биосистема, которая посредством использования энергии Солнца поддерживает и воспроизводит собственную структуру, стремящуюся выжить, путем усложнения и приспособления к внешней среде.

Важнейшим фактором, обеспечивающим саморегулирование организма и его отношения с внешней средой, является обмен веществ, который называется метаболизмом (греч. metabole — превращение). Метаболизм представляет собой множество взаимосвязанных химических реакций, протекающих в клетках, тканях и органах организма. Благодаря этому организм растет, в нем протекают процессы жизнедеятельности, размножается и осуществляет обратную связь с внешней средой.

Метаболизм складывается из двух взаимосвязанных и одновременно протекающих процессов: ассимиляции (синтез сложных веществ из простых) и диссимиляции (расщепление сложных веществ на более простые). В организме как открытой системе ассимиляционные процессы обусловливают начало диссимиляционных процессов, и наоборот.

Типы метаболизма

В зависимости от потребления организмами кислорода различают аэробный и анаэробный типы обмена веществ. Аэробный (от греч. aer — воздух и bios — жизнь) тип метаболизма наблюдается у организмов, способных жить и развиваться только при наличии в среде свободного кислорода, который они используют в качестве окислителя. Анаэробный (от греч. an — отрицание, aer — воздух и bios — жизнь) тип метаболизма свойственен организмам, которые способны жить при отсутствии кислорода в окружающей среде.

Термин «анаэробы» ввел в науку Луи Пастер в 1861 году при изучении бактерии маслянокислого брожения. Анаэробный тип метаболизма встречается в основном у прокариот, редко у эукариот (дрожжи, черви-паразиты и др.). У анаэробов в метаболизме в качестве окислителя используется не кислород, а другие вещества.

Значение питания для обмена веществ

У всех организмов обмен веществ тесно связан с питанием, то есть потреблением пищи и энергии извне, из окружающей среды. Для поглощения пищи и ее переработки у многоклеточных организмов в процессе эволюции сформировалась специализированная система органов — пищеварительная система.

У животных в процессе питания пища, содержащая органические вещества, поступает в пищеварительную систему организма. Здесь она измельчается и химически обрабатывается пищеварительными ферментами желудка и кишечника — переваривается. В результате происходит гидролиз практически всех поглощенных питательных веществ с образованием более простых молекул. Простые молекулы быстро всасываются через слизистую оболочку кишечника, а затем с током крови и лимфы доставляются в клетки различных тканей многоклеточного организма. Выделяющаяся в процессе пищеварения энергия используется организмом, а ненужные вещества (продукты распада) обычно удаляются во внешнюю среду. Сходные процессы происходят и у одноклеточных организмов.

У растений есть два взаимодополняющих типа питания — воздушное (углеродное) и почвенное (минеральное). Для осуществления обоих типов питания у высших растений сформировались специализированные органы: в надземной части побег, в подземной — корень.

Два типа питания растительного организмаДва типа питания растительного организма: 1 — органы воздушного питания; 2 — органы почвенного питания; 3 — восходящий ток веществ; 4 — нисходящий ток веществ

Углеродное питание растений осуществляет побег в процессе фотосинтеза. Специализированным органом воздушного питания является лист, в клетках которого содержатся хлоропласты с хлорофиллом. Минеральное питание растений осуществляют их корни. С помощью корневых волосков растение поглощает воду с растворенными минеральными веществами. У водорослей, не имеющих разделение тела на органы, питание осуществляется в водной среде всей поверхностью таллома.

Таким образом, в процессе обмена веществ у всех живых организмов постоянно происходит поступление веществ и энергии из окружающей среды и выделение продуктов обмена и энергии во внешнюю среду. Этот факт указывает на то, что живые организмы — открытые системы.

blgy.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта