Растение функция. Цветоложе это.... Понятие, особенности, функции

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Функции листа. Растение функция


Цветоложе это.... Понятие, особенности, функции

Важную роль в строении цветка растения играет цветоложе, функции которого заключаются в создании надежной опоры для других частей цветка.

Общее строение цветка

Цветок представляет собой видоизмененный побег, ограниченный в росте и выполняющий функции образования тычинок и формирования семян и плодов.

Цветок располагается на главном или боковом стебле, часть стебля под ним называется цветоножкой. Далее она переходит в ось, которая называется цветоложе. На нем размещаются все остальные части цветка: чашелистики, лепестки, пестики и тычинки, внутри которых находятся пыльцевые мешки и семяпочки.

Цветоложе это

Чашелистик и лепестки образуют околоцветник, внутри которого находятся тычинки и пестики. Большинство растений имеют и пестики, и тычинки. Такие растения называются обоеполыми. Но есть растения и с однополыми цветками. Также мужские и женские цветки могут находится как на одном растении, так и на разных.

Понятие "цветоложе"

Теперь перейдем непосредственно к теме публикации и дадим определение понятия. Цветоложе - это расширенная верхняя часть цветоножки. От этой части отходят остальные, что говорилось выше. Имеет стеблевое, в отличие от других частей, происхождение.

Иначе говоря, цветоложе - это осевая часть, которая принимает участие в образовании цветков.

Цветоложе ромашки

Цветок является верхушкой стебля, на которой развиваются другие элементы, имеющие листовое происхождение. Междоузлия между этими элементами обычно сведены к минимуму. Поэтому данная ось получается очень короткой.

Некоторые говорят, что цветоложе - это "цветочное дно", или же называют его "тором". Оно немного шире цветоножки и может принимать различную форму: удлиненную, выпуклую, плоскую, вогнутую, конусовидную, бокаловидную.

Особенности цветоложа разных растений

Форма осевой части может усложняться. Благодаря росту промежуточных тканей, которые находятся ниже верхушки, образуются выросты цветоложа. Они могут быть различной формы и имеют интересное название "желёзки". Они могут срастаться друг с другом, а также образуют замкнутые выросты, похожие на кольца. В данном случае они называются дисками.

Также в дальнейшем бокаловидное цветоложе может усложняться, срастаясь со стенками завязи, к которой оно тесно прилегает. В таком случае в самом цветке завязи не будет; она расположена внизу и образует с осевой частью одно целое. Также кажется, что остальные элементы цветка прикреплены к верхней части завязи, в данном случае называющейся нижней. Примерами растений с таким типом расположения элементов могут служить огурец, подсолнечник и яблоня. У них цветки опадают с плодов, которые образованы из завязи.

Выше говорилось о том, что междоузлия оси минимальны, но иногда могут достаточно сильно развиваться. У некоторых растений семейства гвоздичных (к примеру, у зорьки) междоузлие развилось между венчиком и чашечкой. У некоторых из семейства каперсовых - между пестиками и тычинками. У данного семейства также развивается андрофор - междоузлие лепестков венчика и тычинок.

У некоторых растений есть карпофор - удлиненное цветоложе, в период созревания плода приподнимающее его над околоцветником.

цветоложе функции

Цветоложе ромашки

Ромашка - одно из самых полезных растений. Существует много видов ромашки, но наиболее известным является ромашка аптечная, или же ромашка лекарственная.

Некоторые из ее морфологических особенностей помогают отличить данный вид от других. Одной из таких особенностей является осевая часть. Цветоложе ромашки голое, полое внутри.

Как только начинается цветение, оно имеет полушаровидную форму, а в конце цветения и при появлении плодов меняет ее на удлиненную и узкоконическую.

Таким образом, цветоложе - это та часть, без которой невозможно образование цветка, а в дальнейшем и плода.

fb.ru

Функции тканей у растений

У многоклеточных организмов есть группы клеток, которые осуществляют различные процессы жизнедеятельности. Такие группы клеток называют тканью. Термин предложен по подобию текстильных тканей. У высших растений обычно выделяют такие ткани - образующие, покровные, ведущие, основные (ил. 6.1).

 

 

Растения, в отличие от животных, имеют неограниченный рост. Это обеспечивается наличием образовательных тканей. Образовательные ткани - это ткани, состоящие из молодых, способных к делению клеток (например образующая ткань верхушки корня или побега). Эти ткани обеспечивают различные типы роста растений и дают начало всем остальным тканям, которые называют постоянными.

 

Постоянные ткани растения (покровные, ведущие, основные) формируются с образующей. Они отличаются особенностями строения, расположением и функциями. Покровные ткани - это ткани, которые расположены на поверхности органов растения и выполняют защитную функцию (например кожура на поверхности листьев). Так, клетки на поверхности листа испытывают непосредственного влияния среды, поэтому их основной функцией является защита внутренних клеток, что сказывается на строении клеток. Проводящие ткани - это ткани, по которым осуществляется перемещение растворенных веществ по растению (удлиненные трубки-сосуды в древесине стебля и т.д.). Основные ткани - это ткани, которые являются преобладающими в теле растения. В них запасаются вещества, происходит фотосинтез и т.д. (например мякоть арбуза, в клетках которой накапливаются сладкие вещества и вода).

 

Ткань - это совокупность клеток, сходных по строению и объединенных общностью происхождения и физиологических функций. Такие группы клеток по предложению английского ученого Неемии Грю названы тканями в 1671 г. и по сей день сохранили свое название. Высшие растения построены из различных тканей. Это разнообразие является следствием приспособления растений к различным условиям наземного среды, в которых они формировались, и различных функций, которые они выполняют в течение жизни. Наибольшее разнообразие тканей присуща покрытосеменных, которые имеют высокий уровень организации в растительном мире. Из тканей у растений образуются органы. Например, лист на своей поверхности имеет покровную ткань, внутри - основную ткань, в которой осуществляется фотосинтез, и проводящую ткань, которая обеспечивает транспорт веществ (ил. 6.2). Итак, тканевую строение имеют наземные растения. Разнообразие растительных тканей, особенности их строения и функционирования обусловлены приспособлением растений к жизни на суше.

 

От чего зависит расположение и строение образующих тканей?

 

Образовательные ткани, как вы знаете, обеспечивают рост и развитие растений, давая начало всем остальным типам тканей. Именно этим обусловлены особенности строения образующих тканей. Клетки образовательных тканей мелкие, имеют тонкие стенки и большие ядра, чем обеспечивается их постоянное и быстрое разделение. Образовательные ткани обычно располагаются либо на верхушках корня и побега, или внутри этих органов. Верховые образующие ткани обеспечивают рост побега в высоту, а корня - в глубину (ил. 6.3). Боковые образующие ткани, располагаются внутри стебля или корня, обеспечивают утолщение этих органов. При этом из образовательных тканей образуются также другие ткани, которые называют постоянными (ил. 6.4).

 

Как функции постоянных тканей сказываются на их строении?

 

Покровные ткани отделяют растения от внешней среды, обеспечивают защиту от неблагоприятных воздействий. Поэтому эти ткани образованы плотно сомкнутыми живыми или мертвыми клетками, покрытых защитными, нередко жироподобными или воскоподибпимы веществами. Покровными тканями является кожура (например на поверхности молодых нагонов, листьев), пробка (на поверхности двухлетних стеблей), корка (на стволе старых деревьев). На иллюстрации 6.5 изображена кожица с листа, здесь хорошо видно, что клетки кожицы бесцветные. Между ними находятся клетки бобоподибнои формы, образующие продать.

 

Основные ткани заполняют органы растения, поэтому состоят преимущественно из живых клеток и хорошо развитых межклетников, т.е. воздушных полостей. В зависимости от того, где находится основная ткань, она может выполнять различные функции: в клетках листьев и молодых стеблей происходит фотосинтез (хлорофиллоносных ткань) (ил. 6.6), в клетках сердцевины стебля накапливаются питательные вещества (запасающая ткань), в клетках стебля кактусов накапливается вода (водоносная ткань). Основную ткань, падает растении прочности, то есть для нее опорой, называют механической тканью.

 

Проводящие ткани располагаются во всех органах растения и обеспечивают обмен веществ между подземной и надземной частями растения. У растений перемещения неорганических веществ от корней к листьям происходит по ксилеме, а органических веществ от листьев к корню - по флоэме (ил. 6.7).

worldofscience.ru

Функции листа | AgroCounsel

Функции листа

Основные функции листа - фотосинтез, транспирация, газообмен. Кроме этих основных функций, у многолетних растений листок при его видоизменению выполняет функции запасающих органа (мясистые листья луковицы), органа защиты (колючки), органа вегетативного размножения (бегония), органа, поддерживает стебли растений (усики и др.).

Фотосинтез. Процесс фотосинтеза представляет собой интересный биологический процесс в жизни зеленого растения. Суть этого процесса заключается в том, что зеленые растения впитывают из атмосферы углекислый газ (С02), а из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами и под влиянием солнечной энергии создают в хлоропластах органические вещества. Из простых вещевых в зеленых растениях синтезируются сложные органические, или пластические вещества.

Сложный процесс фотосинтеза осуществляется только зелеными растениями и преимущественно в их листьях. Точнее, процесс фотосинтеза осуществляется в хлорофилловых зернах листьев. Без хлорофилловых зерен этот сложный биологический процесс не происходит. Хлорофилл является сенсибилизатором, то есть веществом, увеличивающей чувствительность к лучистой солнечной энергии и одновременно участвует в процессе фотосинтеза.

О том, какое большое значение приобретают листья в процессе фотосинтеза, очень красноречиво сказано выдающимся русским физиологом К. А. Тимирязевым: «Все органические вещества, какими они не были б разнообразны, где бы они ни встречались, или в растении, в животном или человеке, прошли через лист, произошли из веществ, производимых листом. Вне листка или, вернее, вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах она превращается, перерабатывается, только здесь она образуется снова из вещества неорганического.

Процесс фотосинтеза иначе называется ассимиляцией (усвоением) углерода растениями из воздуха, или еще воздушным питанием растений в отличие от почвенного (корневого) питания растений. Растения, способные синтезировать сложные органические вещества из простых веществ, называются автотрофными растениями в отличие от гетеротрофных, которые питаются только за счет готовых органических веществ (грибы, большинство бактерий)

Схематически  процесс фотосинтеза можно изобразить следующим уравнением:

 

6С02 + 6Н20 + 674/кал = С6Н1206 + 602.

                  световая энергия                    глюкоза

 

Из этого уравнения видно, что с 6 молекул углекислоты и 6 молекул воды при впитывании 674 кал синтезируется в процессе фотосинтеза одна молекула углевода (глюкозы) и выделяется 6 молекул кислорода.

Этот сложный биологический процесс может происходить в хлорофилловых зернах зеленых листьев при наличии света. Свет является источником той энергии, необходимой для расщепления углекислоты на углерод и кислород и для создания сложного органического вещества - углерода. По закону сохранения энергии световая энергия не исчезает, а переходит в скрытое состояние. Поэтому все сложные органические вещества, создаваемые растениями, содержат большие запасы потенциальной энергии, которую человек получает вместе с пищей.

Без света процесс фотосинтеза прекращается и усиливается процесс дыхания растений, при котором растение впитывает кислород и выделяя углекислоту. Кроме света, для нормального процесса фотосинтеза нужна и определенная температура. Только при наличии углекислоты, света, тепла и воды в хлорофилловых зернах зеленых листьев растений происходит процесс фотосинтеза.

С первичных продуктов фотосинтеза (углеводов) в листьях растения производятся впоследствии многие очень сложные органические соединения - белки, жиры, углеводы, эфирные масла, витамины, алкалоиды и др.

Один квадратный метр поверхности листьев образует за день 5 - 7 г органического вещества, а растения на одном гектаре образуют за день около 200 кг органических веществ. Ежегодно зеленые растения нашей планеты создают миллиарды тонн органических веществ.

Процесс фотосинтеза очень сложный и далеко не все детали его изучены.

Предположение о воздушном питания зеленых растений впервые высказал М. В. Ломоносов, но сам процесс фотосинтеза был открыт позже Пристли (1771). Процесс фотосинтеза изучали такие выдающиеся отечественные ученые, как К. А. Тимирязев, Н. С. Цвет, В. М. Любименко, А. С. Фаминцын, И. П. Бородин и др.

Особенно интересны работы в области фотосинтеза выполнил К. А. Тимирязев (1843-1920), который в течение полувека изучал подробности процесса фотосинтеза. Он впервые доказал тесную связь впитывания растениями углерода с одновременным впитыванием света как источника энергии, расходуемым на создание углерода и превращается при этом в скрытую - потенциальную энергию. К. А. Тимирязев впервые открыл, что хлорофилловые зерна листа имеют избирательную способность к световым лучам солнца. На многочисленных опытах он показал, что процесс фотосинтеза активно происходит в красных лучах солнечного спектра, то есть в тех лучах, которые впитываются хлоропластами клетки растения.

Также наши отечественные ученые-физиологи в своих работах раскрыли ряд новых, очень ценных явлений в процессе фотосинтеза. Ранее считали, что при разложении С02 в процессе фотосинтеза углерод усваивается хлорофиллом растений, а кислород углекислоты выделяется в воздух. В последнее время проф. А. П. Виноградов своими исследованиями доказал, что во время фотосинтеза из листьев выделяется кислород не углекислоты, а воды.

Работами акад. А. Л. Курсанова доказана новая функция корневой системы растений. Оказывается, углекислота может впитываться не только листьями, но и корнями из воздуха почвы. Впитанная куренями углекислота передается дальше в листья и другие органы растений.

Транспирация. Транспирацией называется испарения воды листьями. Процесс транспирации регулируется устьицами. Он имеет для растений большое значение. В растения из почвы поступают растворы минеральных веществ, которые, как и вода, нужны растению для построения органических веществ. Избыток воды испаряется, а минеральные вещества усваиваются растением. При наличии транспирации движение воды по живым растениям происходит непрерывно.

Транспирация играет значительную роль в охлаждении растения, имеет особенно большое значение для растений степей и пустынь, где температура воздуха бывает очень высока. При испарении воды температура растений снижается на 5-7 °С. Вода нужна растению для насыщения клеток, основная составляющая которых, как известно, состоит из воды. Вода обеспечивает растению тургорное состояние и, следовательно, нормальное осуществление всех жизненных процессов. Различные растения транспирирують неодинаковое количество воды. Так, например, одно хорошо развитое растение кукурузы испаряет за лето 150 кг воды, подсолнечника - 200 кг, гороха - 4 кг, один гектар посева овса испаряет за лето более 3 000 000 кг воды.

Процесс транспирации у растений - явление не физическое, а биологическое. Оно регулируется живыми цветами растения, которые зависит от многих факторов. На ускорение транспирации влияет повышение температуры воздуха, ветер, интенсивность света, увеличение влажности почвы и т. д. Ночью, когда дыхательный аппарат растения закрыт, испарение воды происходит менее интенсивно, чем днем.

Дыхание. Дыхание является неотъемлемым процессом живого организма. Для осуществления любого явления живого организма нужно затратить энергию. Источником такой энергии в живом организме и есть процесс дыхания; без дыхания жизни невозможно. Процесс дыхания происходит непрерывно в любой живой клетке растительного организма - в корнях, стеблях, листьях, цветках, семенах.

Дыхание - сложный биохимический процесс. Суть его заключается в том, что при дыхании сложные органические вещества, и прежде всего углеводы окисляются, в результате чего распадаются на простые вещества - углекислоту и воду. В это время потенциальная энергия, являющаяся в веществе, выделяется в виде кинетической энергии, необходимой для жизненных процессов растения.

Процесс дыхания можно выразить следующим химическим уравнением:

С6Н120б + 602 = 6С02 + 6Н20 + 674 кал.

Как видно из этого уравнения, при процессе дыхания растение впитывает кислород воздуха и выделяет углекислоту. Одновременно при этом процессе выделяется энергия в количестве 674 кал на каждую грамм молекулу глюкозы. Следовательно, при дыхании выделяется такое же количество энергии, которое было затрачено при фотосинтезе на построение одной молекулы. Таким образом, понятно, что процесс дыхания противоположен процессу фотосинтеза. Дыхание осуществляется в растениях в течение целых суток, но ночью этот процесс происходит интенсивнее. Процесс фотосинтеза происходит только в тех клетках растения, которые содержат хлорофилловые зерна, а дыхание - во всех живых клетках.

Создается впечатление, что один биологический процесс вполне уничтожает другой. На самом деле этого не бывает, потому что процесс фотосинтеза происходит в растениях значительно интенсивнее, чем процесс дыхания и поэтому творческий процесс фотосинтеза имеет в растениях преимущество над процессом дыхания, разрушает органические вещества.

Интенсивность процесса дыхания зависит от многих факторов. Повышенная температура до определенного предела усиливает дыхание, но при температуре более 40 °С и при температуре ниже нуля процесс дыхания прекращается. Нехватка кислорода задерживает дыхание. В молодых листьях дыхания происходит интенсивнее, чем в старых. Неодинакова интенсивность этого процесса и в различных растений.

www.agrocounsel.ru

Функции цветков

лилияБез цветков невозможно себе вообразить существование жизни на Земле. Речь идет не только о красоте и ароматах, которые они источают. Благодаря цветкам удовлетворяются многие наши потребности, например, мы получаем растительные продукты питания. Цветки выполняют главную роль в деле размножения растений.

 

 

 

Для чего нужны цветки?

Именно благодаря цветкам растения живут и размножаются. Красивая форма и окраска цветка, прежде всего, выполняет важную для их размножения функцию - привлекают насекомых или птиц-опылетелей. После опыления в завязи цветка образуются семе­на, которые дадут жизнь новым растениям. Не все растения образуют цветки и далеко не все цветки могут похвастаться привле­кательными формами и расцветкой. Одна­ко те из них, которые отличаются ярким ви­дом, привлекают потенциальных опылите­лей. Нередко конкретное растение опыляет­ся насекомыми определенного вида, у кото­рого есть органы, необходимые для их опы­ления. Самые известные насекомые-опыли­тели - это пчелы и мухи. Некоторые цветки опыляют птицы, например, колибри. У ветроопыляемых растений цветки мелкие и не­взрачные на вид, поскольку их форма и рас­цветка не могут оказать никакого влияния на опылительный процесс. Некоторые цвет­ки имеют, по мнению человека, неприятный запах, например, стапелия, запах которой напоминает запах разлагающегося мяса.

пчела на цветке

Секреты опыления

У большинства растений цветки обоеполые, то есть содержат и тычинки, и пестики. Эти растения могут быть самоопыляющимися, однако при выращивании в доме иногда самоопыление бывает невозможным.

Гораздо реже встречаются растения с однополыми цветками - либо только муж­скими, либо только женскими. Однополые цветки могут быть на одном растении или на разных растениях. Растения первой раз­новидности называют однодомными (их цветки находятся в одном «доме»), а вто­рой - двудомными (мужские и женские цветки находятся в разных «домах»). В та­ком случае для получения плодов или се­мян необходимо перенести пыльцу с муж­ского цветка на рыльце женского, который нередко находится на значительном рас­стоянии от мужского. В таком случае воз­можно только перекрестное опыление.

 

эпифиллум

Анатомия цветка

Большая часть цветков состоит из венчика и околоцветника, тычинки (мужская часть) и пестика (женская часть). Все части рас­положены по спирали или мутовками на цветоложе. Тычинка состоит из пыльни­ка, сидящего на тычиночной нити. В ты­чинках находится пыльца. Пестик состоит из рыльца, улавливающего пыльцу, кото­рое сидит на столбике, и завязи, в которой после оплодотворения созревают семена. Околоцветник обычно двойной. Он со­стоит из зеленоватых чашелистиков и ярко окрашенных лепестков. Околоцветник вы­полняет защитную функцию - защищает цветок, когда он находится в закрытом со­стоянии. Околоцветник может быть прос­тым, то есть состоять только из лепестков.

Самая красивая часть цветка - это вен­чик. Венчик может быть раздельнолепест­ным или спайнолепестным. Строение цвет­ков является «визитной карточкой» отдель­ных семейств или родов. Все цветки отли­чаются числом элементов, формой около­цветника, его симметричностью, степенью срастания отдельных элементов, положе­нием завязи.

Рыльце цветка липкое на ощупь, поэ­тому на нем легко повисает пыльца. Про­цесс, в ходе которого пыльца переносится на рыльце, называется опылением. После опыления происходит оплодотворение.

Строение цветков может сильно варьи­ровать в зависимости оттого, к какому се­мейству или роду относится данный вид.

 

строение цветка

www.piante.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта