Растение филона. Тема XVI: Эллинистическая культура и учение Филона Александрийского о Логосе.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Спатифиллум. Описание и уход за спатифиллумом. Растение филона


Филон Александрийский

Но было и другое направление, для нас, может быть, более интересное. Оно возникло среди александрийских иудеев. Когда Александрия была создана Александром Македонским, этот город очень быстро разросся и стал одним из мегаполисов, одним из культурных центров Римской империи, причем, город необычный — сосредоточие самых различных религиозных, философских образований. Тут были представители самых различных народов, в т.ч. и иудеев.

Эти иудеи перенимали эллинистическую культуру, а это — эллинский язык, литература на нем, в т.ч. и философская. Философская литература, как самая серьезная часть литературы вообще, естественно, является средоточием глубоких умствований. Усвоение этих умствований и есть эллинское образование. Александрийские евреи стали это перенимать. Но это не так было распространено среди евреев, потому что они были проникнуты и контролированы своими священнослужителями, и чужое образование не было среди них заурядным явлением. Но среди александрийских иудеев это, тем не менее, произошло.

Уже в III‑II веках до Р.Х. среди иудеев были довольно выдающиеся мыслители. Но у иудеев есть своё СП, своя литература. Просто параллельно существовать это не могло, поэтому среди незаурядных александрийских иудеев возникло стремление примирить два этих типа умствований: греческую философию и свою национальную религию. Философская культура — это и эклектизм, и стоицизм, и эпикуреизм (особенно стоицизм с философскими элементами платонизма).

Это примирение и осуществил в яркой и всеобъемлющей форме Фи,лон Александрийский (25 до Р.Х. — 50 по Р.Х.). Он сыграл большую роль и в становлении христианской апологетической мысли.

Учение о Боге. Бог трансцендентен и непознаваем. Всё, что можно сказать о Боге — в отрицательной форме — отрицая все предикаты, которые обычно могли усваиваться. Т.е. это — апофатизм. Но от Бога исходят силы — du,nameij (термин стоиков). У исихастов подобная мысль — Бог не участвует Сам в этом мире, но участвует своими энергиями. Эти силы отождествлялись Филоном с идеями Платона. Идеи Платона — это такие мысли, в соответствии с которыми осуществлялось создание и поддержание жизни в мире. Но было и второе отождествление — с ангелами. Логика тут есть. Ангелы — это духовные силы, посредством которых поддерживается жизнь на земле. И в христианстве есть учение об ангелах.

Все эти силы, идеи, Ангелы, объединяются собирательным понятием «Логос» — Lo,goj. Логос объединяет в себе и силы, и идеи, и Ангелов. В то же время, этот Логос является посредствующим звеном между отрицательно «определяемым» Богом и миром.

Эта метафизическая конструкция чем‑то напоминает неопифагорейцев.

А где источник истины? Для александрийского иудея Филона это — богооткровенная истина через Моисея. Кстати, филоновские мысли повлияли на Нумения из Апомеи. Потом, естественно, есть нравственные нормы (ветхозаветные заповеди), и нужно всё это осуществлять.

В каком отношении это находится к ВЗ, ведь, там ничего мы не находим. Где написано, что Бог определяем отрицательно? Чтобы привести в гармонию свои мысли, построенные на технических терминах греческой философии и ветхозаветными реалиями, Филон предлагает употреблять для толкования СП аллегорический метод. У стоиков уже был аллегорический метод, они его применяли для толкования своей народной религии, они говорили, что мы можем реалии народной религии растолковать так‑то и так‑то, и поэтому нужно не отвергать народную религию, а растолковать её. Этот метод использовал Филон для толкования своего СП. Аллегорический метод — это когда извлекается смысл, не совпадающий с буквальным толкованием. Буквальное толкование — это прямой смысл тех слов, которые употреблены в тексте. Мы путем написания тех или иных слов желаем донести до читателя или слушателя какой‑то смысл, при этом, берется основной, прямой смысл слов. Аллегорическое толкование говорит, что надо брать другой смысл — не самый ближайший и известный. Фи,лону это надо было потому, что, если не применить аллегорическое толкование, тогда гармонии между СП и философскими текстами нет. А при аллегорическом толковании, можно растолковать так, что будут заметны сходства.

Т.о., Филон использовал эллинскую культуру для такой надобности: чтобы привести в гармонию языческую ученость и национальные еврейские умствования.

Этот метод оказал колоссальное влияние на христиан. Первые христиане, особенно апологеты, тоже стояли на той точке зрения, что СП ВЗ не идет особняком и не находится в дисгармонии к мыслям греков, тут есть много сходного. Поэтому применяли аллегорический метод апологеты и такие мыслители, как Ориген и др. (у Оригена: исторический смысл, нравственный и духовный — это влияние Филона). Конечно, аллегорический метод придумал не Филон, а стоики, но по отношению к СП этот метод санкционировал Филон, за которым пошли и христианские мыслители. Этим и объясняется, почему апологеты почти всегда использовали аргументы александрийских иудеев для некоторых своих положений, например, (это выдвинули александрийские иудеи), что греческие мыслители взяли истину из СП ВЗ — эта мысль действовала едва ли не 1500 лет (до Возрождения), и это шло в первые века на пользу христианам, потому что сходства если есть, то сравнительно легко можно убедить при помощи аллегорического толкования. Сходны Моисей и Платон, кто у кого взял? Моисей жил раньше, значит, взял Платон. Значит, доля истины в эллинской философии была извлечена из СП. Причем, для аргументации этой мысли говорили, что был некий перевод до LXX на греческий язык (т.к. Платон жил раньше, чем III век), на самом деле перевода не было, и это доказано. Аргументация правдоподобная, если бы это было подтверждено фактами.

Такая система доказательства потом попала к апологетам и была использована христианами долгое время.

Вернемся к Филону. Он добился самого главного: во‑первых, использовал эллинскую учёность для своих национальных интересов, для помощи своей национальной вере он доказывал (до него во II‑III веке был Аристовул, александрийский иудей), что эта ученость имеет косвенное отношение к ВЗ. Таким образом, александрийские иудеи внедрились в языческую учёность той эпохи.

Кроме того, полезная функция была ещё такой. Они донесли путем греческого языка, сведения о себе, о евреях того времени (они, ведь, были замкнутыми). Свои мысли они сделали известными образованным людям того времени.

Как оценить его богословие? Схема знакомая: трансцендентный Бог, Посредник (димиург или Логос), мир. Потом ещё некие косвенные проявления божественной сущности (силы, динамис, идеи, ангелы), остальное остается в соответствии с религиозными установками: абсолютные нравственные нормы, и источник истины — Библия. Но самое главное, что, по отношению к эллинской философии, здесь то же, что и у неопифагорейцев — утверждение абсолютного авторитета, здесь — СП.

Повторяю, что отрицание авторитетов — начало философии, признание же авторитета — это уже не философия, а религия. Характерно, что это возникло на рубеже той эры и христианской эры.

Неопифагорейцы — это греческая философия плюс восточные, но не еврейские мотивы.

А александрийские иудеи — это греческая философия плюс еврейские мотивы, благодаря тому, что у них было СП.

Но и то, и другое — Восток. Получается, что в конце своего существования вся античная цивилизация испытывала явственное влияние восточных религиозных систем, что опознается на умствованиях и неопифагорейцев, и александрийских иудеев.

Это теоретическое проявление в размышлениях Филона, но было ещё и практическое: евреи испытали на себе влияние неопифагорейцев с их аскетизмом. Были ессеи, общины монашеского типа, которые вели исключительно монашеский образ жизни, радикальный аскетизм. В прошлом веке даже подумывали: не произошло ли и христианство из ессейства, потому что жизнь ессеев по стилю напоминает древне-христианские общины с их аскетическим уклоном, общением в имуществе.

Откуда вообще могли возникнуть ессеи? Предположение: не является ли это результатом влияния на иудеев пифагорейских мыслей, осуществленных на практике. Пифагорейские общины тоже были замкнуты и вели аскетически-монашеский образ жизни, и это, якобы сказалось на иудеях. Но это уже практика, и нас особенно не касается.

06.11.97

Основное положение гносеологии Филона заключалась в том, что истинное знание дается человеку в экстатическом состоянии.

Онтология: Бог (Единое)®Логос, состоящий из сил: Динамис, ангелы (они же идеи Платона)®мир.

А гносеология интересна тем, что человек должен спастись, спасение заключается в том, что он свою нравственную жизнь доводит до состояния покоя, как апатия у стоиков. Но достигнуть умиротворенного состояния — это лишь начальный этап, дальше надо очищать свою душу благочестивой умственной деятельностью (созерцанием Бога, размышлениями о Боге), но и этого мало, оказывается, высшая степень гносеологического очищения состоит в достижении некоего экстатического состояния, когда человек входит в непосредственный контакт с Богом. Насчет «непосредственного контакта», это, конечно, метафора, но экстатическое состояние — очень интересное понятие, оно потом будет нам встречаться: e;kstasij — буквально «исступление». Что это такое, толком сказать невозможно, ясно лишь, что это ненормальное состояние не в смысле болезненного, а в смысле из ряда вон выходящее состояние человека, при котором он получает способность чувственного переживания Бога. Состояние людей, которые переживали нечто подобное — известная вещь, потому что многие берутся за его описание и говорят, что это необычное состояние некоего возбуждения души (одни метафоры), когда душа «разрыхляется». Самое важное здесь в том, что такое состояние считалось способом соединения с Богом. Сейчас такое мало кому в голову придет, но в те времена это убеждение было распространено как среди философов, так и среди практиков: что есть такие состояния души, когда мы наиболее близко походим к Богу, а это и есть состояние «обожения» в познании. Эта гносеология будет повторяться не раз.

studfiles.net

Спатифиллум. Описание и уход за спатифиллумом

Он остается в тени, но не его красота. Речь о растении спатифиллум. Этот житель тропиков привык прятаться от солнечных лучей.

Спатифиллум-Описание-и-уход-за-спатифиллумом-1

Однако, декоративность травы, ее цветы стали поводом вывода спатифиллума из тени мангровых лесов. Из 45-ти видов около 15-ти выращивают в домашних условиях. Познакомимся с особенностями растения и правилами ухода за ним.

Особенности спатифиллума

Спатифиллум домашний – растение без стебля. Листья выходят прямо из земли, образуя пышную «шапку». Она быстро нарастает. Форма листьев овальная, или ланцетовидная, то есть слегка удлиненная с заостренной верхушкой.

Спатифиллум-Описание-и-уход-за-спатифиллумом-2

Срединная жилка ярко выражена. Цвет листвы, как правило, темный. Не стоит забывать, что цветок спатифиллум предпочитает полутень. Дефицит Солнца приводит к активной выработке хлорофилла – зеленого пигмента.

У спатифиллума листья глянцевые. Но, красота цветка не только в его «кроне», но и бутона. Они формируются раз в год, а то и два раза. Соцветия похожи на початки с белым «покрывалом». Края накидки немного загнуты, словно держащая что-то ладонь. Длинное соцветие с крохотными бутонами на ней смотрится эффектно, выгодно выделяется.

К концу цветения накидка соцветий превращается из белой в зеленую. Кстати, именно с покрывалом связано название травы. С греческого слово phylon переводится, как «лист». Понятие же spatha означает «покрывало». Рядом с его цветочной версией, утверждают биоэнергетики, столь же уютно, как и рядом с тканными образцами.

Спатифиллум-Описание-и-уход-за-спатифиллумом-3

Спатифиллум избавляет от стрессов, предотвращает эмоциональное истощение. Ученые говорят, что это может быть связано со способностью очищать воздух от формальдегидов. Эти газы негативно влияют на организм.

Спатифиллум на фото не производит впечатления крупного растения. Так и есть. Максимальная высота цветка – не более метра. Обычно, то лишь 30-50 сантиметров. Невелика и продолжительность жизни. Она составляет 10-12 лет. После, вечнозеленое растение отмирает.

Виды спатифиллума

Наиболее популярны карликовые разновидности цветка. Есть сорта по 15-20 сантиметров в высоту. Бутоны возвышаются над листвой еще на 10 сантиметров. Таков, к примеру, спатифиллум Уоллиса.

Спатифиллум-Описание-и-уход-за-спатифиллумом-4

В его стандартной версии покрывало початков узкое, белое и втрое длиннее соцветия. Но, селекционерами выведены десятки разновидностей с накидками иного цвета и размеров. Есть вариации и листьев. У классического Уоллиса они темно-зеленые, продолговатые, ланцетовидные.

Обильноцветущий спатифиллум в домашних условиях тоже встречается часто. Название говорящее. Бутоны на растении держатся с марта по сентябрь. Это природная особенность.

Спатифиллум-Описание-и-уход-за-спатифиллумом-5

Обильноцветущий вид ученые считают прародителем всех спатифиллумов. Трава родом из Колумбии, не является низкорослой. Высота растения около 60-ти сантиметров. Отличает цветок и бархатистая листва. Цвет же у нее стандартный – зеленый с черным отливом.

Щедр на цветение и еще один спатифиллум. Условия домашнего содержания позволяют Приятному виду цвести с апреля по июнь. Одновременно появляются десятки цветоносов. На них – покрывала нестандартной формы, напоминают флаги.

В народе растение даже кличут флаголистом. Он неприхотлив в уходе. Минус лишь в скорости роста. Развивается цветок медленно. Проще купить взрослый образец, чем взрастить его из черенка.

Спатифиллум-Описание-и-уход-за-спатифиллумом-6

Спатифиллум – женское счастье. Так траву прозвали благодаря соцветиям-початкам. И форму можно сравнить с фаллической. Считается, что девичья жизнь налаживается в период цветения спатифиллума. Счастья много не бывает.

Поэтому, некоторые стараются приобрести крупные виды. Один из них – Геликониелистный. Высота растения – 1 метр. Листва эллиптической формы отличается волнистыми краями. Интересны и соцветия. Изначально, они белые, но потом становятся темными, почти черными. В природе встречается в Бразилии. Непривередлив к комнатным условиям.

Спатифиллум-Описание-и-уход-за-спатифиллумом-7

Каннолистный спатифиллум уход требует особый. Растение выделяется среди сородичей ярко-зеленой листвой. Чтобы она не темнела, нужно много Солнца. Полутень сменяют на обильный, но рассеянный свет.

Прямые лучи обжигают листву яйцевидной формы. У бутонов растения особый аромат. Он ярко выражен, сладок и приятен. Поэтому, цветоводы готовы мириться с требовательностью вида в уходе.

В хорошем освещении нуждается и Пикассо. Это новый спатифиллум. Женское сердце, да и мужское, таит при взгляде на необычную листву растения. Селекционеры вывели цветок со светлой каймой.

Спатифиллум-Описание-и-уход-за-спатифиллумом-8

На фото спатифиллум Пикассо

Есть сорта с белыми пятнами и полностью белыми листьями, лишь слегка «вспрыснутыми» зеленью. Такая художественность травы и стала поводом для ее названия. Создается впечатление, что без кисти Пикассо не обошлось.

Над листвой Домино, кажется, тоже поработали. Иначе, почему у спатифиллума гофрированная «крона»? Более того, листы в ней удлиненные и острые, что не характерно для представителей семейства.

Есть пестролистные сорта. Они отличаются устойчивостью окраски. Она не вырождается даже в неблагоприятных условиях. Все спатифиллумы Домино не превышают 50-ти сантиметров в высоту.

Спатифиллум-Описание-и-уход-за-спатифиллумом-9

На фото спатифиллум Домино с гофрированными листьями

Уход за спатифиллумом в домашних условиях

Тепло – первое, что требует спатифиллум. Уход дома заключается в поддержании температуры не ниже 18-ти градусов, даже зимой. Летом, и вовсе, стоит «отталкиваться» от 22-х градусов. Иначе, спатифиллум не цветет.

Растение, так же, запрашивает много влаги. Кроме опрыскиваний, организуют подносы с влажной галькой или торфом. В них ставят горшки с цветком. Полив, естественно, обильный.

Почву для спатифиллума составляют из равных долей торфа, песка, перегноя и листовой земли. Смесь быстро заполняется корнями растения. Пересаживать его приходится раз, а то и два в год. Поэтому, цветоводы стараются не брать дорогостоящие горшки.

Спатифиллум-Описание-и-уход-за-спатифиллумом-10

Выбор останавливают на симпатичных, но бюджетных образцах. Главное, чтобы они были покрыты глазурью изнутри. Иначе, вазон будет впитывать воду, столь необходимую спатифиллуму.

Желтеют листья. Эта проблема касается пестрых видов растения. Пятна – свидетельство прямых лучей Солнца, то есть ожоги. Желтизна может указать и на искушенность воздуха. Коричневые пятна появляются при переливе.

На что еще обратить внимание, приобретая спатифиллум? Чернеют листья, значит, не хватает фосфора, азота и калия. Выход – минеральная подкормка. Ее вносят в теплое время года. Зима для цветка – период покоя.

Спатифиллум-Описание-и-уход-за-спатифиллумом-11

Если спатифиллум чернеет, это может указывать и на заражение клещом, или тлей. Именно эти паразиты чаще всего селятся на растении. Они могут быть и на побегах из магазина. Поэтому, принося цветок в дом, ему дают побыть одному. Карантин длится около недели.

Цена спатифиллума

А счет небольшого разброса по размерам между видами, невелика и разница в цене. Нижняя планка – 600 рублей. Верхняя граница – около 3 000. Минимум берут за молодые и карликовые растения. Больше всего просят за разросшиеся, крупные цветы. Если на растении есть бутоны, это увеличивает его стоимость, как и качественный керамический горшок.

Спатифиллум-Описание-и-уход-за-спатифиллумом-12

Спатифиллумы продают не только поодиночке, но и наборами. К примеру, ассорти из 9-ти видов можно приобрести за 6 000-7 000 рублей. Предложение актуально для офисов и цветоводов коллекционеров. Набор, так же, берут в качестве подарка, точнее, подарков сразу нескольким людям.

cadiogorod.ru

Павел Николаевич Филонов Цветы мирового процветания: Описание произведения

«Цветы мирового процветания» – программная картина, по которой наглядно можно отследить принципы аналитического искусства. Она входит в цикл Филонова «Ввод в мировой расцвет».

Традиционно художники работают от общего к частному: схватывая суть объекта, постепенно или стремительно (в зависимости от стиля и автора) воспроизводят его на холсте. Филонов же призывал делать всё наоборот, двигаясь от мельчайшего к общему. Его картины растут, как растения, как кристаллы, атом за атомом заполняя полотно и продолжаясь за его пределами, и при этом обладают голографическими свойствами, тая в каждом сантиметре вселенную.

Нередко Филонова сближают с экспрессионистами, что в корне неверно. Никакой спонтанности в процессе написания картины создатель «сделанного искусства» не допускал, каждый его штрих и мазок тщательно продуман, каждый сантиметр холста не случаен. Он ставил точку, из нее выходили небольшие штрихи, затем в дело вступала тончайшая кисть, которой художник прорисовывал каждый сантиметр холста.

В то время как авангардисты пытались решить, что важнее – цвет или форма, сюжет или эстетика, Филонов заявил, что и цвет, и форма – лишь мертвая оболочка, поэтому бессмысленно спорить, какая из граней этой оболочки важнее. Неважны обе, обе – лишь способ. Имеет значение только изображение череды метаморфоз, происходящих с объектом.

Распускающийся цветок – один из ключевых образов аналитического искусства, он позволяет отобразить самую суть направления – развитие, расцвет, «биологию развития», по определению самого художника. Подход Филонова сопоставим со взглядами Нильса Бора в естествознании. Бор говорил, что биологи ничего не могут знать о свойствах живой материи, поскольку, когда они ее препарируют, она уже неживая. Именно такими видятся Филонову реализм цвета и формы – любой пейзаж, изображающий ли реалистично ветку сирени, передающий ли ощущения от нее, пробуждающий ли экспрессию в зрителе – работает с мертвой материей, завершенностью.

Филонов же пишет цветы, сопоставляя на холсте бесконечное множество плоскостей и состояний каждого лепестка. Применяемая им мультиплицированность позволяет показать все стадии роста одновременно – цветы на наших глазах, кажется, прорастают из семечка, растут, наливаются силой, появляются бутоны, которые набухают, постепенно распускаются, доходят до полного раскрытия, увядают, опадают, на их месте рождаются новые… Всё это мы видим одновременно и в разных перспективах. Перед нами не цветок, и не пейзаж, и нее натюрморт, а отображение чистого расцветания, словно саму суть движения атомов художник переносит на холст. Кстати, Даниил Хармс именно о Филонове написал:

Я сам дошел до биквадратных уравненийи, сидя в комнате, познал весенний бег олений,я сам, своею собственной рукой,поймал молекулу.Вот я какой!

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Философия Филона Александрийского – кратко

Общая оценка философии Филона

В царствование Калигулы приехал в Рим Филон, александрийский иудей, происходивший от знатной фамилии. Иудеи назначили его одним из послов, которых отправили хлопотать по их делам. Филон был самым замечательным из тех александрийских иудеев, которые, получив греческое ученое образование, старались соединить ветхозаветную религию с идеями греческой, в частности платоновской и стоической философии, доказывая, что религиозные, философские и нравственные истины, высказанные наилучшими языческими мыслителями, задолго до их времен были даны иудеям божественным откровением. В своем стремлении доказать это, Филон Александрийский и другие иудеи одинакового с ним направления мыслей видоизменили священные предания платоническими и стоическими понятиями. Их учение не произвело особенного впечатления на их языческих современников, но имело большое влияние на христианских ученых и на греко-римскую религиозную философию II и III веков. Филон был в иудейском вероучении представителем идеализма, подобного идеализму неоплатоников в язычестве. Он хорошо знал греческую философию, заимствовал из неё свои основные понятия, которыми старался объяснить божественные тайны, но вместе с тем оставался верующим приверженцем священных книг своего народа, ставил, данное в них откровение выше всякой иной мудрости. Главной целью многочисленных ученых трудов Филона, написанных несколько риторическим языком, но проникнутых искренним одушевлением, было защитить от порицаний и прославить отечественную религию. Задачей своей жизни Филон поставил доказать одинаковость учений Платона о Боге, о благе, об идеях и учений стоиков о душе вселенной и о добродетели с откровенными истинами иудейской религии, убедить образованных язычников, что эти учения были издавна собственностью народа иудейского.

Филон Александрийский

Филон Александрийский. Иллюстрация XVI века

 

Учения Филона Александрийского о Боге и Логосе

Вот краткое изложение философии Филона Александрийского, составленной из греческих и еврейских элементов. От вечности существовали два основных принципа: Бог, существо духовное, и хаос – материя, из которой создан мир. Бог – существо, непостижимое человеческим умом. Из божественного существа первоначально произошел духовный мир, мир идей, прототипов, деятельностью которых созданы предметы материального мира. Согласно Филону, разумная сила этих прототипов проникает в материю и из этого дурного материала создаёт, по их образу, материальный, видимый мир. Эта действующая сила духовного мира – логос, «разум», «смысл». В философии Филона она – связь, соединяющая видимый материальный мир с невидимым богом; она принадлежит обоим основным принципам, и богу, и материи. В Боге она – сила покоящаяся, в материи – сила действующая и сокращающая.

Итак, логос – наместник Бога в видимом мире, «второй Бог». Как разум человека проявляется во множестве мыслей, которые при всем своем различии друг от друга составляют единое целое, происходя от одной силы охватываясь ею во всей своей совокупности, так из логоса происходят бесчисленные прототипы и основные силы предметов видимого мира. Эти прототипы и силы соответствуют и ангелам еврейской веры, и идеям Платона, и божествам языческой мифологии. Учение о логосе – главная часть философской системы Филона Александрийского. Во всех тех местах Ветхого Завета, где говорится о явлениях Бога людям или о действиях промысла, говорится, по его мнению, о логосе. Логос – образ Бога, наместник его, «первородный сын божий». Он податель всех духовных даров, посредник между людьми и богом, возносящий к нему их просьбы, ходатайствующий за них перед ним. Логос разделяется у Филона на множество существ, каждое из которых – проявление какого-нибудь отдельного качества или его действия. Как логос произошёл из Бога, так из логоса произошел человек, поэтому человек имеет в себе разум (имеет в себе логос), имеет и свободу. Первая чета людей употребила свободу во зло, этим был создан грех.

Филон считал, что излагаемое его философией учение содержится в Ветхом Завете. Для доказательства этого, он дает натянутые толкования словам священных книг. По мнению Филона, слова священного писания имеют, кроме простого, буквального смысла, другой, высший, аллегорический. Он давал аллегорические объяснения и заповедям закона Моисеева, оставляя, впрочем, за ними силу повелений божиих. Его учение имело большое влияние на христианских гностиков.

 

Книги Филона Александрийского

Книги Филона Александрийского можно разделить на четыре группы: 1) Историко-биографические сочинения написаны несколько риторическим слогом. Важнейшие из них – книги «О сотворении мира», «Жизнь Авраама», «Жизнь Иосифа», «Три книги о Моисее», составленные по священному писанию и по легендам и предназначенные главным образом для язычников, и защиту иудейской религии; 2) Книги о нравственности. Основным из них надо считать «О десяти заповедях»; к нему примыкают рассуждения о разных добродетелях, две книги «О наградах в наказаниях», проникнутые пламенной любовью к иудейскому народу и родине и восторженными надеждами; «О благородстве» иудейского народа. 3) Политические сочинения, рассказы об общественной деятельности Филона; сюда относится книга «О посольстве» в Рим. 4) Аллегорические объяснения священного писания, предназначенные главным образом для иудеев и написанные Филоном Александрийским в старости, спокойным тоном, комментарии к разным отделам Пятикнижия (о священных законах, о херувимах, о жертвоприношении Каина и Авеля, о потомстве Каина, о Ное, о разделении языков, о сновидениях, о жертвоприношениях и священстве и проч.).

Мы перечислили только важнейшие из книг Филона. У него много мыслей, одинаковых с Новым Заветом и вообще с христианскими понятиями. Большая часть этих мыслей были в его время всеобщими у иудеев, живших в греческих городах.

 

rushist.com

Как выращивать спатифиллум? | Растения

В Восточной Азии, Полинезии и Америке растет 45 видов этих травянистых многолетников.

У спатифиллумов укороченный, как правило, подземный стебель. Темно-зеленые блестящие листья овально-ланцетной формы на длинных черешках, прожилки на листьях ярко выражены. Соцветие у спатифиллума желтовато-зеленое с бугристой поверхностью, как бы накрыто широкоэллиптическим вогнутым покрывалом белоснежного или зеленого цвета.

В качестве комнатного растения культивируются 3 вида этих растений: спатифиллум обильноцветущий (S. floribundum), спатифиллум приятный (S. blandum) и спатифиллум Уоллиса (S. wallisii). Также известно множество гибридных сортов, которые различаются между собой высотой, размерами листьев, величиной соцветий, продолжительностью и обильностью цветения.

Цветут спатифиллумы в течение всего года, срок жизни одного соцветия около одного месяца. Кроме того, спатифиллумы иногда используются как срезочная культура, соцветия в срезке держатся так же долго, как и на растении, а именно — один месяц.

Это очень неприхотливые цветы. Они растут и в светлых местах, в затененных местах и даже при искусственном освещении. Однако надо помнить, что яркие солнечные лучи могут причинить вред растению: листья спатифиллума пожелтеют, внешний вид ухудшится.

Требования к выращиванию спатифиллумов сводятся к соблюдению температурного режима и полива.

Растение теплолюбиво. Летом оптимальная температура +18+25 градусов, а зимой +16+18 градусов. В случае нарушения температурного режима цветение прекращается, рост растения замедляется. Критической для спатифиллума будет температура в +12 градусов, он погибнет.

Спатифиллумы хорошо растут при условии высокой влажности воздуха, которой можно достичь ежедневным опрыскиванием листьев мягкой теплой водой. В помещениях с сухим воздухом возможно подсыхание кончиков листьев, ослабление иммунитета растения и заражения его насекомыми-вредителями (паутинный клещ, щитовка).

Весной и летом спатифиллумы нуждаются в умеренном поливе водой комнатной температуры. В период с октября по январь поливают реже, по мере подсыхания земли в горшке. Если ваш спатифиллум растет в условиях недостаточного освещения, полив необходимо ограничить, чтобы исключить ситуацию переувлажнения почвы. Признаками переувлажнения являются бурые некротические пятна на листьях растения. Такие же дефекты возникают при низкой температуре и сквозняках.

Почву для спатифиллумов готовят из листовой земли, торфа, перегноя и крупнозернистого песка, в соотношении 3:2:1:1. Можно купить и уже готовые субстраты в магазинах цветочных растений.

Молодым растениям необходима ежегодная пересадка в горшок более крупного диаметра, взрослые растения пересаживают через 2 года. Горшки необходимо выбирать широкие и неглубокие. При пересадке старайтесь не тревожить корневой ком — растение очень чувствительно и может от этого погибнуть. Если после пересадки наблюдается увядание листьев — опрыскайте их из пульверизатора.

Производить пересадку лучше в весенний период.

Размножают спатифиллумы делением куста при пересадке, отпрысками, иногда семенами.

При работе с этим растением необходимо помнить, что оно ядовито. Исключите доступ к нему детей и домашних животных во избежание непредвиденных ситуаций.

shkolazhizni.ru

Глава II Беспредметное искусство. Путь к свету. Филонов

Глава II

Беспредметное искусство. Путь к свету

Погружение в круг мрачных и скорбных картин, таких как «Пир королей», «Победитель города», «Германская война», «Ломовые», «Мать» и др., не могло не тяготить Филонова. Вырваться из-под их гнетущего воздействия было потребностью страстной натуры художника, всего его организма, требованием инстинкта самосохранения.

Душа Филонова, художника-язычника, не могла не отзываться на красоту мира Природы. Праздник красок ни на кого так не воздействует, как на чувства живописца, он наполняет его радостью, возносит над вереницей печальных мыслей, дает отдых его Духу, возвращая ему необходимое равновесие.

Творчество Филонова на протяжении всей его жизни состоит из смены провалов в мрачную пучину скорби мощными взлетами к праздничным симфониям беспредметной живописи.

Эта любовь к цвету, погружение в его стихию, организуемую волей художника, спасала Филонова всю жизнь, давала ему силы переноситьконфликты, неизбежные при его бескомпромиссной натуре. Можно было отвлечься от драматических событий текущей жизни, заняться построением гармонии, вознестись к ее вершинам, которые во все века влекли художников.

Первым жизнеутверждающим просветом в серии безрадостных картин явилась всё же единственная жанровая мажорная картина «Крестьянская семья (Святое семейство)», написанная в 1914 году, стилизованная под русский лубок за исключением фигуры молодой матери, выполненной в традиционной реалистической манере. Пышные лубочные цветы, заполняя всё пространство картины, окружают сцену, аналогичную известному сюжету «Поклонение волхвов», стой разницей, что младенцем является девочка, судя по развитым грудям с розовыми сосками, повторяющими характером рисунка груди матери, что дает повод для предположения, что Филонов «святым семейством» считает обычную крестьянскую семью, а не евангельскую с младенцем-Христом. Интересно заметить, что форма длинных тонких носов и ноздрей у людей аналогична строению их у рядом стоящей лошади: художник, вероятно, хотел подчеркнуть отсутствие принципиальных различий между человеком и животными, в силу чего они все (и собака, и куры) составляют единую семью. Совершенно первобытный облик крестьянина с низким лбом и бычьей шеей, руками и ступнями ног в виде грубых лап; сходное строение глаз у матери, лошади и собаки усиливают это впечатление.

В близости к природе, в единстве с ней, в идиллическом мифе о благости патриархальной семьи искал горожанин Филонов спасение от ненавистного ему мира Города.

Истинным праздником души Филонова, ее цветением, ликованием стала написанная им в 1915 году картина «Цветы мирового расцвета» из цикла «Ввод в мировый расцвет» (кат. № 55).

Картина представляет собою торжественно движущийся снизу вверх поток абстрактных форм, перерастающих в гроздья невиданных цветов, навевающих воспоминания о лубочных цветах картины «Крестьянская семья», написанной годом раньше.

Мощная гармония сочетаний чистого цвета, с нарастанием золотого, розового и красного из преобладающих внизу холодных тонов, представляет собою безостановочный процесс в стадии его развития, поднимающий в вышину рожденные им цветы. Над ними – темный космос, в преодоление которого направлено это движение. Картина пробуждает в сознании память о живописном строе готических витражей и музыке Баха с ее многоголосием, разрядками и сгущениями, эпически спокойным движением, строящим архитектонику Мироздания.

Хоралы Баха звучат в ушах под воздействием хоралов музыки живописи Филонова, которую можно назвать Божественной мессой, славящей Творца и великолепие красоты Природы.

Да и был ли в самом деле неверующим художник, Дух которого способен создать такую полноту Гармонии?

Этот шедевр Филонова явился блестящим вступлением в сложный мир монументальных абстрактных картин, которые создаст его Гений в последующие годы – в промежутках между очередными погружениями в глубины мрака. Резкие перепады от высшего подъема настроения к депрессии нередки в среде творцов произведений искусства, словно нервные клетки их не выдерживают непосильного напряжения. У Филонова же такие перепады стали нормой. Именно в этих противоположных точках его искусство достигало наибольшей выразительности, наибольшей художественной силы.

Его гений в своем парении не мог долго удерживаться на точке высшего подъема Духа, словно истощаясь от перенапряжения при творении миров Вселенских масштабов, а, попадая под власть трагических фактов текущей жизни, со всей остротой своих страстей, не знающих умеренности, он вновь и вновь создавал жуткие образы страдания и деструктивности. Так после «Цветов мирового расцвета» появилась страшная картина «Мать», о которой уже была речь выше.

Первая монументальная картина беспредметной живописи Филонова «Формула Космоса» (1918-19 гг., кат. № 46), написанная по свежим следам после революции, рождает гигантский образ хаоса, разрушения и неодолимой угрозы гибели.

Массивные, объемные формы, слизкие, физиологически-отталкивающие, изгибающиеся, с намеками на головы людей и гадов, занимающие две трети пространства картины, уходящие в беспредельность за верхний ее край, нависли всей своей тяжестью над растворяющимися мелкими, легкими, светлыми, стройными прямоугольными формами, ряды которых заваливаются падающими сверху огромными сгустками отвратительного вещества. Неопределенная серо-пепельная гамма живописи довершает собою это апокалиптическое видение.

Не стоит гадать, почему изображенный конец мира художник назвал формулой Космоса. Никакого отношения этот «Космос» не имеет ни к античному значению этого слова, ни к научным представлениям о космосе физической Вселенной, где идет постоянный процесс рождения и смерти звезд и галактик. За рождением следует смерть, но смерть приводит к новым рождениям.

Картина Филонова «Формула Космоса» живет своей жизнью и выражает только смерть и разрушение, а что думал ее автор, бывший Председатель Военно-Революционного комитета, мы никогда не узнаем. Быть может, здесь ситуация аналогичная той, о которой уже был разговор в связи с картиной Филонова «Налет», где название служило маскировкой истинного ее смысла.

Сравнение двух картин: «Цветы мирового расцвета» и «Формула Космоса» интересно в том отношении, что наглядно раскрывает характер творческого метода Филонова при создании произведений беспредметной живописи, который лежит в основе всей авангардной живописи: мышление живописно-пластическими элементами формирования образа. Чистый цвет, ясные геометрические формы, ясное ритмическое построение картины, организующее все ее элементы в стройную архитектонику возносящегося здания, – в одном случае, и мутный неопределенный цвет, расплывающиеся формы, утратившие свою конструктивную ясность, слипшиеся в общее неопределенное месиво, отсутствие ясной ритмической организации пространства и его архитектоники, вызывающие ощущение растекания, распада и гниения, – в другом случае.

В одном случае – утверждение жизни, в другом – ее разрушение, распадение, отрицание.

Никто не создал такое разнообразие картин беспредметной живописи, как Филонов, последовательно следуя этому методу, который не может быть ограничивающей художника догмой, потому что основан на природных свойствах воздействия цвета и формы на психику человека, но не указывает рецепты его применения.

И теория прибавочного элемента Малевича, и «аналитический метод» Филонова пригодны только для конкретных частных случаев и не могут иметь универсального значения в силу своей узкой регламентации.

Филонов никогда не говорил о методе мышления живописно-пластическими элементами формирования художественного образа, но структура его беспредметных работ, цветовой и ритмический строй их полностью этому методу соответствуют.

Каждая картина имеет свой живописно-пластический образ, определяемый поставленной задачей.

Некоторые из картин Филонова носят иллюстративно-рассудочный характер, например «Формула петроградского пролетариата» (кат. № 67), которая рассыпается на мелкие формы, не имея единой масштабной пластики, или «Формула вселенной» (кат. №№ 70, 72), «Разрез земли» (кат. № 136) и многие другие – старательно выполненные, но поверхностные по раскрытию, точнее, нераскрытию столь сложных тем, что, однако, не умаляет достоинства гениального художника, творчество которого определяется по высшим его достижениям.

Одним из таких высших достижений является монументальное полотно «Белая картина», 1919 г. из цикла «Ввод в мировый расцвет» (кат. № 80), архитектоника которой восходит к «Цветам мирового расцвета».

Однако, вместо образа пышного цветения Природы появилась тема преодоления. Поток нарастающего вертикального движения вверх очень красивых бело-голубых, бело-розовых, бело-золотистых форм прямоугольной геометрии преодолевает тяжелую массу нависающих сверху темных структур, разрушая, разрывая ее. Хотя показано не завершенное действие, а сам Процесс противоборства, победа Белого над Темным не вызывает сомнения, она определена расположением их масс и всей структурой картины. Свет побеждает Тьму.

Вполне уместно установить связь этой замечательной картины с ее предшественницей – «Формулой Космоса», рассмотренной выше, в которой нависшие структуры доминировали и несли гибель внизу расположенным стройным формам – тем самым, которые выросли, засветились, засверкали чистыми красками и победили в «Белой картине».

Созданная в 1920-21 гг. картина «Победа над вечностью» (кат. № 88) продолжает начатую в «Белой картине» тему борьбы. Динамика столкновения жестких остроугольных форм доведена до огромного накала, неистовый взлет ритмов выражает непреклонную волю, концентрация энергии доведена до высшей точки. Эту картину можно было бы назвать «Волей к Победе». Что же касается названия, данного Филоновым, то можно лишь сказать, что комментировать его невозможно.

Эта очень мощная картина вновь подтверждает, что новый поворот темы приводит у Филонова к новому живописно-пластическому языку изображения и говорит о виртуозном владении Филоновым разными системами создания художественного образа в беспредметной живописи. Особенностью этой блестящей работы является ее единственность: ничего подобного в творчестве мастера не было до нее и ничего похожего не возникнет после нее – очень любопытный факт! Структуре этой великолепной картины ближе живопись Кандинского с ее экспрессией летящих ритмов, чем тяготеющая к напряженной статике концентрированная углубленная сосредоточенность Филонова.

Четыре картины беспредметной живописи Филонова: «Цветы мирового расцвета», «Формула Космоса», «Белая картина» и «Победа над вечностью» имеют между собой внутреннюю связь. Ликующая красота Природы, угроза гибели Вселенной, преодоление этой угрозы, неукротимая воля к победе нашли глубокое художественное воплощение в этих картинах, и для полноты эпического цикла– беспримерного во всей мировой живописи авангарда – недоставало лишь мощного его завершения.

Таким мощным завершением будет картина «Формула весны» (250 х 285, кат. № 93), ставшая наивысшим взлетом творческого Духа Филонова и высшим достижением русской и мировой живописи авангарда. Казалось бы, она должна появиться сразу – вслед за полной энергии картиной «Победа над вечностью», но пройдет еще семь-восемь долгих лет, пока она будет создана. Потайному закону филоновского творчества ему было суждено сперва погрузиться во мрак серии «Голов», написанных в 1923-26 годах, и только после этого в 1928-29 гг. родилась эта великая картина.

Кто знает – быть может, Филонов не смог бы создать это величественное полотно, подняться на высоту озарения, если бы душа его страстно не стремилась вырваться к свету из-под постоянного гнета преследующего его ощущения мирового Зла, одиночества, столь ярко и страшно воплощенных им в этой серии «Голов»: ведь острая потребность в свете рождается в условиях его недостатка, а жажда уравновешенной гармонии обостряется от страданий, вызываемых агрессивностью и деструктивностью, существующими в мире.

Художник не только отражает то, что видит, но творит то, чего ему недостает в жизни, творит свои мифы.

Свойственное Филонову стремление объять явление со всех сторон, столь неудачно реализовавшее себя в нелепой попытке изображения на лице человека проходящих в телесной плоти головы физических, химических и физиологических процессов, нашло свое органичное воплощение в создании сложнейшей живописно-пластической структуры беспредметной картины.

Именно здесь художественный гений Филонова чувствовал себя в родной стихии. Огромное значение для формирования живописного поля беспредметных картин Филонова имеет его уже упоминавшийся постулат «точка – единица действия», полностью соответствующий мышлению Филонова живописно-пластическими элементами формирования художественного образа, основанному на признании того, что каждая частица цвета, каждая форма воздействуют на чувство человека[2].

Принцип «точка – единица действия» привел к возникновению непрерывной структуры живописного поля картины, целиком заполненного бесконечным количеством тысяч и тысяч крупных и мелких форм, каждая из которых несет свой заряд энергии, имеет самостоятельную характеристику. Эти формы, сцепливающиеся друге другом, проникающие друг в друга, состоящие внутри себя из более мелких, доходящих до размера пылинок, наполненные звучанием цветовых аккордов, из которых слагается полифоническое многоголосие всей картины, в то же время являются теми «кирпичиками», из которых выстраивается вся монументальная конструкция этого великого творения.

Живя впроголодь, не продавая свои работы, сохраняя их у себя в мастерской для будущего музея аналитического искусства, питаясь только хлебом и чаем с сахаром, он вставал рано утром со своего ложа, состоящего из непокрытых матрацем досок, и до позднего вечера вписывал цвет в цвет, форму соединяя с формой, выстраивал сложную систему ритмов, благодаря огромной концентрации воли удерживая в глубинах своего Сознания самый общий живописно-пластический Образ создаваемой картины, не давая ему расползтись, расплыться, сверяя внутренним чувством соответствие ему всех тысяч деталей, которые при своем появлении рождают неожиданные вариации, обогащающие общую схему замысла. Нередко приходилось вновь и вновь возвращаться к уже «сделанным» частям картины, дописывая их.

Это был процесс, который захватывал, требовал самозабвения, увлекал неожиданными открытиями в Мироздании Живописи, которое он творил.

Невзгоды текущей жизни становились исчезающе малыми, забывались перед богатством и масштабом рождающейся Вселенной, в неисчерпаемость которой погружался Мастер. Он был уверен, он знал, что создает небывалое, которое никто другой не создаст. Вот отрывок из его Автобиографии.

«С 23 г. не выставляется. От участия на выставках Парижа, Америки, Дрездена, Венеции отказался… Он имеет более 300 «сделанных» картин и рисунков, являющихся решающим фактором в советском, в пролетарском и в мировом масштабе (выделено мною – Л.Т.). Картин он не продает – он решил их подарить Советскому государству, сделать их выставку в городах Союза и в Европейских центрах и сделать из них отдельный музей аналитического искусства».

(Филонов, апрель 1929 г., Ленинград)

Да, он ни йоту не сомневался, что его творчество является «решающим фактором в советском, в пролетарском и в мировом масштабе». Это сознание огромного значения того, что он делает, вера в это, были колоссальным источником его одержимости и творческой энергии.

Нет гениев, которые сомневались в значимости своего творчества. На что еще могли они опереться, как не на эту уверенность, творя, рождая «из себя» небывалые произведения?

Разве не отвергались – как правило – эти открытия людьми, к этому не готовыми, и разве это не было естественным с их стороны?

Эта неистовая вера в свою правоту породила в качестве побочного продукта серию нелепых теоретических высказываний Филонова. Что из того: ошибки становятся достоянием биографов, а великие картины – достоянием Истории!

Богатство картины «Формула весны» не исчерпывается сложностью архитектоники ее мироздания, состоящего из бессчетного количества мелких форм, рождающих ощущение непознаваемости его в силу невозможности освоить сознанием столь огромное количество деталей с их взаимными связями, соединением в более крупные структуры – в свою очередь взаимодействующие друг с другом – подобно тому, как это происходит в физической вселенной, где планеты, звезды и галактики, состоящие из миллиардов звезд, образуют структуры метагалактик.

В беспредметном творчестве Филонова есть еще нечто, что очень значительно дополняет принцип «точка – единица действия». Об этом я узнал от ученицы Филонова Татьяны Николаевны Глебовой (не имеющей родственных корней с Евдокией Николаевной Глебовой – сестрой художника).

Она была ярким своеобразным художником, незаурядной, очень целеустремленной, волевой личностью, творчество ее было во многом импульсивно, причем лучшими ее работами были те, в которых она освобождалась от догматических установок своего учителя. Она жила в той эпохе, в которой я не был, знала ее хорошо, была живым носителем ее идей и ее культуры. Я бывал у нее дома в Новом Петергофе и на ул. Ленина в Ленинграде, где работали ученики В. Стерлигова, делались их выставки, в которых она и сама принимала участие. Несколько раз Татьяна Николаевна приезжала ко мне в мастерскую, сочувствуя тому, что я делаю.

Говоря об абстрактных работах Филонова, Глебова обратила мое внимание на «пространственные окна» или, как чаще она говорила, «пространственные дыры», которые при внимательном разглядывании картины и определенной доле фантазии нетрудно было увидеть в общей живописно-пластической ее структуре. Эти проемы отличались от плоскостного характера окружающих беспредметных форм присутствием ощущения «пейзажности», что достигалось тонкой, тщательно выполненной разработкой фактуры. Возникали ассоциации с небом и облаками, пребывающими в «воздушной» среде, виделись горизонты и пространства новых неведомых миров, находящихся как бы за пределами холста.

Эти многочисленные светящиеся «окна», как правило, небольшого размера (менее 10 см) настолько органично вписаны в общий живописно-пластический строй картины, что не бросаются в глаза, но дают ощущение безмерности мироздания не только вширь, но и вглубь. Наибольшего богатства они достигли в гениальной картине «Формула весны», хотя присутствуют во всех беспредметных работах мастера.

Между названием картины «Формула весны», выражающим идею пробуждения, надежды, и живописно-пластическим Образом ее можно найти линии соприкосновения, в частности, в направленности Процесса развития от плотного низа ее к свету наверху. Однако исключительное богатство взаимодействия структур, неисчерпаемая многоплановость всего ансамбля выходят за рамки любого словесного определения, не поддаются ему, как не поддается определению в словах то чувство, которое охватывает человека при взгляде на необъятное небо, полное звезд, мерцающих в таинственной бездне мироздания.

Способность Филонова к величайшей сосредоточенности, напряжению воли и интеллекта, концентрации чувства, присутствие в нем Духа, стремящегося к Абсолюту, сделали возможным рождение этого Творения «музыки живописи», ставшего вровень с другой вершиной творческого Духа Человека – токкатами и мессами Иогана Себастьяна Баха.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Эллинистическая культура и учение Филона Александрийского о Логосе.

Город АлександрияоснованАлександром Македонскимв Египте – столице империиПтолемеев(династический центр эллинистической культуры и философии, где два квартала из пяти считались еврейскими). Космополитическое иудейское “рассеяние” усваивало греческий язык и греческую философию (образованность).

Здесь в Александрии происходит первая встречагреческой философии, с ее универсальным принципом разума и слова, с монотеистической религией. Таким образом, Александрия становится центром новой еврейской эллинистической культуры.

В начале IIIвека до Р.Х. – перевод Библии на греческий язык по указуПтолемеев, получивший название “Септуагинта”. Впоследствии в среде раввинов талмудистов этот «перевод 70-титолковников» стал считаться роковым бедствием игрехомв истории Израиля, как создание золотого тельца. “Тьма покрывала всю землю в течении трех дней, после того, как он был окончен”. (в талмуде тред – цех.)

Хотя закон Моисея является средоточием национальной религиозной жизни Израиля в “рассеянии”, Св. Писание уже здесь читается и понимается по гречески.

По мере преобретения греческого образования еврейская религия осознается, как самая разумная историческая религия. Закон Моисея понимается как Мудрость, как Божественное Слово и Разум, сообразно которому устроен мир и устроена жизнь человека.

Единый, предвечный, всемогущий и всеведующий Бог, осуществляющий на земле свою вечную правду, открывший ее через пророков. Такое учение произвело на некоторых эллинов сильное впечатление, но не смогло их заставить принять обрезание.

Так же космополитическая культура Древней Греции и Рима не могла и с враждебно относилась к гордыму, упорныму и варварскиму национализму евреев, к их презрению к другим богам и народам – их человеконенавистничеству.

Еврейская пропаганда и политика решала две задачи:

  1. рациональное объяснение закона нравственности.

  2. разработка рационального учения о Боге и посредствующих силах.

Эти две задачи совпадали с греческим умозрением, которое различало Бога и природу, пыталось найти посредство между ними.

Уже в ветхозаветной книге Премудростимы видим проповедь веры Израиля, обращенную к эллинам. ЗдесьПремудрость – посредница откровения космического начала, принцип универсального разума, как и логос у греков. Таким образом, заключая в себе начала исторической философии, закон Моисея должен быть истолкован в общерациональном смысле – развивая аллегорическое объяснение Св. Пис. – то, что непонятно, есть символ, образ, аллегория.

Филон Александрийский (20 г до н.э. – 54 г н.э.)

Филон – типичный александрийский еврей - эллинист, эклектик. Философия для Филона уже дана – это «божественная философия Моисея и всех греческих философов».

Моисей изложил историческую философию в виде символов, греки – в форме отдельного учения. Моисей в чистоте – исключительно Божественное Откровение, а учение греков – это частные попытки человеческого разума проникнуть в Божественное Откровение (несовершенные).

Правильный метод философии – читать между строк и толковать святые книги.

Филон – апологет иудаизма перед эллинами, миссионер, а философия играет у него служебную роль. Эллинистическая философия Филона соединяет:

Филон - выдающий экзегет(греч.экзегесис– толкование), толкователь Св. Писания. .

Но, без предварительной подготовки ума, экзегеза невозможна, поэтому существуют два условия толкования:

По Филону мудрость Библии и творения философов имеют один источник – Божественный Разум. Но греки и иудеи идут к нему разными путями.

Филон – первый среди еврейских экзегетов помещает Бога за пределы мира, как чистую трансценденцию.

Из факта несовершенства человеческого языка Филон делает вывод, что постигать Бога следует путем отрицания, т.е. указывает на то, чем Бог не может быть. Когда все возможности разума языка исчерпаны, возникает выход через экстаз – лишаясь обычного разума, человек обретаетсверхразумную интуицию(мистическую), соединяющую его с Богом (непосредственно).

Но путь мистического Богопознания через толкования Откровения – это первый путь, второй – опосредованный или косвенный.

Филон отождествляет Логосгреческих философов (порядок мироздания) с божественной Премудростью, со Словом, с помощью которого Бог творит мир.Логос у Филона – и разумный порядок мира и одновременно посредник между Богом и миром.

Бог выше Логосаи может нарушать мировой порядок (чудо).

Человеческий разум – отражение Логоса.

Греческие философы, постигая устройство мира, творения, косвенно познавали Творца – здесь истоки катафатического богословия(об атрибутах Бога судят по сотворенному им миру).

Логос – высшее творение Бога.

Энгельс назвал Филона «настоящим отцом христианства».

Христианское богословие (Ориген) до IНикейского собора (325 г) представляло соотношение трансцендентного Бога, Логоса и мира, так же, как Филон. На Соборе учение Филона было отвергнуто как языческое.

Поздний талмудический иудаизм также отверг учение Филона, ибо, Филон, в отличии от ортодоксального раввинистического иудаизма, библейскую священную историю понимал не буквально, а аллегорически.

Тема XVI: Эллинистическая и византийская философия. (III – VII вв). Языческий и христианский неоплатонизм. Сходство между неоплатонической триадой и христианской Троицей. Различие между неоплатонической триадой и христианской Троицей.

Эллинистическая византийская философия характеризуется отказом от материализма и полным господством объективного идеализма. Термины стоического платонизма и неоплатонизма образуют язык византийской философии. Проблематика в основном богословская. И христианские Святые Отцы и язычники-неоплатоники принадлежали к одному социальному кругу - образованной аристократии (элите). Например: Василий Великий и Григорий Богослов учились в Афинах вместе с будущим императором Юлианом-Отступником. Единый язык философии.

Общая преданность всех философов идее “Священной империи” («Sacrum Imperium“)определяет контекст философских учений.

Неразрывность имперской идеи и православной веры.

Большое влияние оказал на византийскую философию стоик Посидоний(135 – 50 года до н.э.). Он развивал учение о таинственной связи всех вещей, “всемирной симпатии”, одушевляющей природу. Вселенная – живой организм.

Другой предшественник греко – византийской философии Филон Александрийский отождествил платоновские идеи с творческими замыслами в уме Бога – Творца.

Основоположник языческого неоплатонизма Плотинутверждает примат духовного над материальным.

Его задача – описать строение духовного бытия, диалектически выводя низшие ступени из высших, онтология должна быть иерархической, а ее разработка – систематической.

Божество – это безличное Единое, имманентное миру, бестелесное. Оно выше всего, выше бытия, не тождественно ему. (“оно есть”).

Всё, что есть – обладает бытием через приобщение к Единому.

Единое – это неизреченная полнота, из которой все изливается.

Иерархия бытия (ипостаси триады):

Ум– образ Единого. Ум тождественен всей совокупности идей, которые сами себя мыслят.

Таким образом, эманацияБога в мир происходит в форме отражения.

Сходство между неоплатонической триадой и христианской Троицей.

Единое - божественное начало, “Родитель” – соответствует безначальному Отцу.

Ум– как полнота смысла, соответствует Сыну, т.е. божественному Смыслу или Слову (Логосу), в котором раскрывает себя безмолвие Отца.

Мировая Душа– одушевляющая мир, соответствует Духу Святому, “животворящему”, который везде присутствует и все наполняет.

Христианство и неоплатонизм едины в том, что хотя ипостасейтри, божественное начало мира одно, что называетсяединоначалиеилимонархия. (совпадение философской и политической терминологии не случайно).

Различие между неоплатонической триадой и христианской Троицей.

  1. Ипостаси неоплатонической триады – это безличные сущности, ступени диалектического процесса, спускающиеся от света к тьме, отединствакмножеству.

С точки зрения языческого неоплатонизма – Бог с миром встретиться не может, т.к. мир – это инобытие Бога (против )

Тьма материального космоса не может быть просвещена божеством.

“Будущее материи – безнадежно” (беспросветно).

Материя – это “украшенный труп”,источник зла.

  1. Ипостаси христианской Троицы – не теоретические категории, а лица,личности, и их отношения друг с другом личностные. (например: жертвенное послушание Сына Отцу).

Если структура триады вертикальна (Единое – Ум - Душа), то структура христианской Троицы чужда принципасубординации, согласно которому Единое выше Ума, а Ум выше Души.

Святые отцы в спорах с арианами и -

ипостаси равны по божественному достоинству – “равночестны”.

Отношения ипостасей Святой Троицы к миру (и в акте творения, и в акте Боговоплощения) не подчиняются законам диалектики – это область свободной воли и чуда.

У неоплатоников - закономерный процесс эманации, у христиан – свободный поступок (личностный). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного», т.е. в мир приходит не помрачившееся в пути излучение (истечение) божества, а сам Бог. Для неоплатоников – это абсурд.

Порфирий(234 – 305 гг) – ученик Плотина.

Ямвлих(умер в 330 г).

Его «догмат» – все восточные и греческие мудрецы, маги, поэты (весь пантеон неоплатонизма) возвещает во все времена одну неизменную доктрину. Позднее, в эпоху Возрождения, неоплатоники Марсилио Фичино и др. добавили в «пантеон истинных учений» еврейскую каббалу, католическую догматику.

Отличие Ямвлиха от Плотина: Плотин не был жрецом, магом и оккультистом – способ слияния с Божеством – умозрение.

“Практическая философия” Парфирия включает гадания и магию в единстве с языческим культом.

Но уже у Ямвлиха глвную роль играет теургия (богодействие). Т.е. белая магия, система упражнений и ритуалов, позволяющая “посвященному” стать, как боги, стать выше “умозрения”. Теургия не подвластна суду разума. “Вне теургии нет дороги к божественной жизни” (Ямвлих).

Конец языческой неопластической философии определен тем, что теургия победила умозрение. Поздние неоплатоники хотели стать не только мыслителями, но и теургами (что более интересно толпе). Теургия – общение с демонами, духовными существами низшего ранга.

Сирийская школа неоплатонизма (глава Ямвлих IV в).

  • Изучение точных наук.

  • Толкование святых философских текстов.

  • Обязательное отправление языческих культов.

В близкой к ней “Пергамской школе” учился будущий римский император Юлиан Отступник, племянник св. Константина Великого. Он возвратил язычеству статус государственной религии..

Сын Константина Констанций (еретик – арианин) казнил всех родственников и отца Юлиана. Ненависть к убийце вылилась в ненависть к христианству.

Поздний неоплатонизм – Прокл Диадох(412 – 485 гг). Афинская школа неоплатонизма. Титул Диадох – преемник в сане главы школы. Прокл - глава афинской школы неоплатоников, считал себя звеном в таинственной цепи посвященных, ставил теургию выше философии.

Прокл впервые ввел слово и понятие теология,которое впоследствии использовали христиане. Главный труд “Первоосновы теологии”. Бог – главная идея философии Прокла. Прокл скорбел о традициях языческих святых: “Христиане сдвинули несдвигаемое”.

Прокл – это «генерал без армии». Свт. Григорий Богослов построение неоплатониками альтернативной языческой церкви уподобил действиям обезьяны, копирующей человека.

«Христианский неоплатонизм».

Центральная задача эпохи (не поставленная языческим неоплатонизмом) – истолковать философию духовной иерархии, как мистическое осмысление человеческого сообщества (сакральной державы или Церкви) – найти для онтологии историософский и социософский смысл.

Святые Отцы – люди дела, сочетавшие практическую энергию с мистическим умозрением.

Характерно (как и для язычников-неоплатоников) – сближение религии и философии.

Св. Отцы - каппадокийцы называют христианскую веру “Наша философия”. Святитель – ученый епископ – центральная фигура умственной жизни в эпоху классической византийской патристики. Сама христианская терминология взята из классического греческого философского языка:

Догма– от греч. мнение, принятое положение.

Ересь– особое мнение, образ мыслей, сообщество последователей.

Но направления сближения философии и религии у христиан и языческих неоплатоников различны. Неоплатоники шли от философии к религии, а христиане – от религии к философии. Неоплатоники перерабатывали идеальную философию в элитарную религию, для христиан реальность Церкви – изначальная и не подвластная (критике) рефлексии, однако нуждается в философии:

  • как средстве прояснения уже наличной веры.

  • интеллектуально-эмоциональном усвоении веры.

  • инструменте для решения догматических вопросов.

Св. Василий Великий – главный вдохновитель культурной политики Церкви. Свт. Григорий Нисский, хотя и сравнивал эллинскую философию с “женщиной, постоянно мучающуюся родами, но не могущей родить живого младенца”, считается наиболее платоническим христианским мыслителем, как и Псевдо Дионисий Ареопагит (вт. пол. Vв – началоVIвека). Имя Ареопагит – символ наследника традиции философии эллинизма. Бог у Дионисия – это запредельное тождество избыточного света и непроницаемого мрака. Именно Псевдо Дионисий Ареопагит решил центральную задачу эпохи: связал онтологию неоплатонизма (с ее учением о символе) с проблематикой человеческого сообщества – Церкви.

Ключевое слово – иерархия(греч – начало).

Онтология Дионисия – это учение о небесной иерархии, его социософия – учение о церковной иерархии. Иерархия – это сообразность всего онтологически вторичного своему началу, принятие им подобия началу.

Отсутствие исторической проблематики сближает Псевдо Дионисия Ареопагита с Проклом и отделяет от латинского отца бл. Августина. В учении Псевдо Дионисия Ареопагита мир – это порядок, иерархия (ангелов и людей). У Августина мир – историчен.

studfiles.net


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта