Растение это организм. Растение как целостный организм. Фазы развития растения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по теме "Организм растения - единое целое". Растение это организм


Растительный организм как единое целое

Растения – живые организмы, и им, как и всему живому, свойственны питание и дыхание, обмен веществ и энергии,  что обуславливает их дальнейший рост и развитие.

Растительный организм – система взаимосвязанных органов. Большинство растений состоят из корня, стебля и листьев, которые имеют клеточное строение и связаны между собой и окружающей средой.

Растительный организм поглощает воду и питательные вещества, другие ненужные и ядовитые вещества выделяет в окружающую среду. В нём происходят бесчисленные реакции обмена веществ, в ходе которого из простых веществ образуются сложные, и наоборот – сложные вещества расщепляются на более простые, происходит накопление энергии, которая необходима для осуществления всех процессов жизнедеятельности растения. Обмен веществ – основной признак живой клетки и всего живого организма.

Корень поглощает из почвы воду с минеральными солями и укрепляет растение в почве. Стебель выносит листья растения к свету, по стеблю передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества. В листьях на свету образуются органические вещества, которыми питаются клетки всех органов растения. Листья испаряют воду. Цветки и плоды являются органами семенного размножения растений.

Теперь представьте, что один из органов растения, например корень, заболевает. Вода и минеральные соли перестают поступать в растение из почвы. Заболевание подземного органа — корня — немедленно отразится на всем растении. По стеблю перестанут передвигаться вода и минеральные вещества. Без воды, которую поглощают корни, в листьях не могут образовываться органические вещества. Как только перестанет испаряться вода, листья, а затем и все растение перегреется под лучами солнца и завянет. Значит, если все органы растения функционируют нормально, то растение быстро растёт. Нарушение строения и жизнедеятельности одного орга­на отражается на других.

Рост растения происходит благодаря делению клеток образовательной ткани. На верхушках побегов и кончиках корней находятся верхушечные образовательные ткани. Благодаря им стебель и корень растут в длину. В толщину корни и стебли разрастаются за счёт боковой образовательной ткани — камбия.

Растение не только растёт, увели­чивая массу корней, стеблей и листьев, но и развивается. У него появляются новые органы и признаки. Растение  в своей жизни проходит несколько этапов: оно рождается, живёт, формирует семена и  плоды, и в конечном итоге отмирает.

Выделяют четыре периода развития покрытосемен­ных растений.

·        Зародышевый  —  от образования зародыша до его прорастания.

·        Период молодости — от прорастания семени до первого цветения.

·        Период зрелости — растение цветёт и плодоносит.

·        Период старости — растение перестаёт цвести, плодоносить и отмирает.

Внешние изменения растений, признаки развития, которые можно отметить при наблюдениях, называют фазами. В своём развитии любое растение проходит несколько фаз.

У большинства растений обычно выделяют следующие фа­зы: прорастание семян (всходы) — появление листьев — образование боковых побегов — цветение — образование плодов — созревание семян.

Растительный мир нашей планеты характеризуется огромным разнообразием. Растения различаются по размерам и строению, продолжительности жизни и местам обитания. Они произрастают в различных местах: в лесах и на болотах, на лугах и в водоёмах, в жарких пустынях и высоко в горах. Под влиянием условий существования у растений формируется определённый внешний вид или, иначе говоря, определённая жизненная форма. Так как условия существования оказывают сильное влияние на растения, один и тот же вид растений в разных экологических условиях может иметь разную жизненную форму.

Деревья — это многолетние растения с одним прочным стволом (главной осью), сохраняющимся до конца их жизни. На стволе имеются боковые ветви с листьями, которые формируют крону дерева.

Кустарники — многолетние деревянистые растения, которые имеют много одинаково развитых надземных стволиков, отходящих от основания растения (к ним относится, например, сирень, шиповник). Кустарники имеют высоту от 80 см до нескольких метров.

Более низкорослые растения (от 5 до 80 см) с многочисленными деревянистыми стеблями называются кустарничками (черника, клюква, брусника).

Травы — жизненная форма растений с ежегодно отмирающими стеблями и листьями. Травянистые растения различаются по продолжительности жизни и делятся на однолетники, двулетники и многолетники.

Однолетники — травянистые растения, которые живут один год, или один вегетационный период. За это время у них из семян формируются корень, стебель и листья, они цветут и плодоносят. После образования плодов и семян такие растения целиком отмирают (горох, фасоль, огурец).

Двулетники — травянистые растения, которые живут два года. В первый год они формируют корень, стебель и листья, в которых накапливается запас питательных веществ. На второй год растение цветёт и образует семена, после чего отмирает (лопух, морковь, свёкла).

Многолетники — травянистые растения, у которых на зиму отмирают только надземные органы, а подземные (корневища, клубни, луковицы) сохраняются. Весной из почек, расположенных на подземных органах, начинают развиваться надземные побеги (одуванчик, тюльпан, ирис). 

videouroki.net

Растительный организм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Растительный организм

Cтраница 1

Растительные организмы, в основном, состоят из отмерших клеток, лишенных протоплазмы и ядра. Стенки этих клеток содержат целлюлозу, гемицеллюлозу, лигнин с некоторым включением смол, восков, жиров и других веществ. Структура целлюлозы и гемицел-люлоз достаточно хорошо изучена. Структура лигнина изучена менее полно, однако известно, что ядро его сложной молекулы включает в себя бензольные кольца. Элементарный состав лигнина колеблется в широких пределах: углерод 62 - 69 %, водород 4 5 - 6 6 %; остальную часть составляет в основном кислород.  [1]

Растительный организм состоит из микроскопических компонентов, называемых клетками, которые хотя и близки по существу, но структурно и функционально могут значительно различаться. Массы клеток в разных сочетаниях и расположениях создают разнообразные морфологические структуры растения.  [2]

Растительный организм на разных этапах своего роста и развития претерпевает различные физиолого-биохимические изменения. В результате этого содержание веществ в организме, в частности биологически активных, не остается постоянным и обычно подвержено значительным колебаниям.  [3]

Растительные организмы - водоросли и высшие растения - используются в разной степени почти всеми животными.  [4]

Растительные организмы при своей жизнедеятельности выделяют кислород и углекислый газ.  [5]

Растительные организмы создают углеводы благодаря фотосинтетической деятельности листьев. Синтез углеводов может быть сильно ослаблен, если листья слабо развиты по причине плохого минерального питания или водоснабжения, а также повреждения их болезнями или вредителями. Слабая освещенность листьев из-за излишне густого стояния деревьев в саду или загущения веток внутри кроны ведет к уменьшению энергии фотосинтеза, ухудшению углеводного питания затененных ветвей, вследствие чего они часто совсем не образуют цветочных почек, а если и образуют, то развитие их приостанавливается на фазе цветения, так как завязь сбрасывается.  [6]

Растительный организм может усваивать минеральные вещества из почвы только в виде водных растворов с очень низкой концентрацией. Следовательно, источником минерального питания растений является п о ч - I. Он образуется в результате соприкосновения минеральных солей почвы с почвенной жидкостью.  [7]

Разнообразные растительные организмы - от крупных растений до мхов, - как накопившиеся на месте, так и наносные, начинали перегнивать; опускаясь под воду и будучи лишены доступа кислорода воздуха, они продолжали гнить, подвергаясь постепенному химическому изменению.  [8]

Внутри растительного организма природные ингибиторы находятся в тесном взаимодействии с фитогорионами. Одним из первых этапов взаимодействия является взаимовлияние на уровне их образования. Ранее нами было показано, что некоторые феноль-ные ингибиторы роста способны тормозить биосинтез индольных ауксинов. Недавно были получены первые данные и об обратных эффектах: о способности фитогормонов регулировать образование фенольных ингибиторов.  [9]

Не только растительные организмы являются источником красящих веществ. У нас в стране не так давно разрешен красный краситель, выделенный из криля, представляющий собой смесь каротиноидов. Этот краситель предназначен для окраски рыбных изделий и искусственной икры.  [10]

Бактерии бесхлорофильные, одноклеточные растительные организмы, живущие подобно грибам за счет готового органического вещества растений и животных. Среди них имеются сапрофиты и паразиты - возбудители болезней человека, животных и растений. Бактерии, вызывающие болезни растений, имеют палочковидную форму. Размножаются бактерии простым делением клетки. На искусственной питательной среде образуют мелкие, слизистые колонии округлой формы с ровными краями. Цвет колоний белый, серо-белый или желтоватый.  [11]

В растительном организме каротиноиды выполняют важнейшую функцию. При этом роль каротиноидов состоит в защите фотосинтетического аппарата от разрушения синглетным кислородом, возникающим как побочный продукт фотосинтетических реакций. Как уже говорилось, фотосинтез - это процесс создания органического вещества из атмосферного диоксида углерода и воды, в результате которого образовалось и постоянно образуется все современное органическое вещество Земли.  [12]

В растительных организмах также имеются вещества, которые обладают сильным физиологическим действием в местах, отдаленных от места их образования, и называются фитогормонами.  [13]

В растительных организмах в большом количестве встречаются полисахариды - клетчатка и крахмал. Многие растительные ткани состоят почти на 60 % из клетчатки.  [14]

В растительных организмах аналогично глутамину синтезируется и аспарагин.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Растительные организмы - это... Что такое Растительные организмы?

Расте́ния (лат. Plantae или лат. Vegetabilia) — одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе деревья, кустарники, травы, лианы, папоротники, мхи и водные растения.

Вопрос, сколько в мире видов растений, в настоящее время не имеет точного или даже приблизительного ответа — учёные уже в течение 250 лет пытаются систематизировать все живые организмы, однако масса мелких и микроскопических форм живых существ до сих пор остаётся не открытой. Как выразился сотрудник Музея естественной истории в Нью-Йорке Джоэл Кракрафт (англ. Joel Cracraft), «мы выполнили великолепную работу по классификации организмов размером с муху и крупнее, однако более мелкие формы до сих пор остаются малоизученными»[1]. Известно, что на момент 2004 года учёными было зарегистрировано около 287  655 различных видов растений, среди них около 258  650 цветковых, 16  000 мхов, 11 000 папоротников и 8000 зелёных водорослей (см. таблицу ниже).

Растения являются объектом исследования ботаники.

Определение

История

Вопрос о том, что же называть растением, выглядит не столь однозначным, как это кажется на первый взгляд. Первым на этот вопрос попытался ответить древнегреческий философ и учёный Аристотель, поместив растения в промежуточное состояние между неодушевлёнными предметами и животными. Он определил растения как живые организмы, неспособные самостоятельно передвигаться (в противоположность животным)[2]. Позднее были открыты бактерии и археи, которые никак не подпадали под общепринятое понятие растений. Уже во второй половине XX века грибы и некоторые типы водорослей были выделены в отдельные категории, поскольку не имеют сосудистой и корневой системы, которая присутствует у других растений[3].

Современность

Определяющие признаки

Появление и эволюция

Разнообразие

Предполагают, что в целом на Земле распространено более 350 тыс. видов растений. К 2004 году учёным удалось классифицировать 287 655 видов, среди них 258 650 цветковых, 16 000 мохообразных, 11 000 папоротников и 8000 зелёных водорослей.

Строение растений

Жизненный цикл растений

Размножение

Для растений характерны два вида размножения: половое и бесполое. Для высших сосудистых растений единственной формой полового процесса является оогамия. Из форм бесполого размножении широко распространено вегетативное размножение.

Происхождение

Трудами многих поколений ботаников выявлены основные вехи становления и развития отдельных структур, органов и растений в целом, начиная от одноклеточных микроскопических водорослей и кончая высокоразвитыми цветковыми растениями, у которых физиолого-биохимические процессы и морфологические образования достигли высокого уровня развития. В основе понимания развития мира растений в целом, как во времени, так и в пространстве, лежит современное эволюционное учение. Его данными, в частности, твёрдо установлена сопряжённая эволюция мира растений и животных (особенно насекомых, птиц и млекопитающих).

Значение

Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения и фотосинтезирующие бактерии способны аккумулировать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических; при этом растения извлекают из атмосферы CO2 и выделяют O2. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, содержащая O2, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

Пищевая промышленность

Одомашнивание растений

Человеком одомашнено свыше 200 видов растений, относящихся к более чем 100 ботаническим родам. Их широкий таксономический спектр отражает разнообразие мест, где они были одомашнены. Основные продовольственные растения, используемые в культуре в настоящее время были одомашнены в странах юго-западной Азии. В настоящее время это территории Ирака, Ирана, Иордании, Израиля и Палестины. Вероятно, древним земледельцам было известны преимущества вегетативного размножения (клонирования) и близкородственного скрещивания (инбридинга). Примеры растений, репродуцируемых клонированием: картофель, фруктовые деревья. Почти все питательные вещества получаемые людьми с пищей в этих странах поступали от высоко углеводных злаков с довольно высоким содержанием белка (пшеница, ячмень). Тем не менее, белки злаков не полностью сбалансированы по аминокислотному составу (низкое содержание лизина и метионина). Эти злаки древние земледельцы дополнили бобовыми растениями — горох, чечевица, вика. Единственный культурный злак — рожь возник гораздо позже, чем пшеница и другие культурные растения. Самоопылитель лён имеет семена богатые жиром, что дополнило пищевую триаду ранних земледельцев (жиры, белки, углеводы). Ранние земледельцы составили набор одомашненных растений, которые удовлетворяют основным потребностям человека в пище и сегодня. В дальнейшем имело место постепенное распространение культурных растений из очага их возникновения в новые районы. В итоге, одни и те же растения стали пищевыми для населения всего мира. Часть культурных растений прошли одомашнивание в странах юго-восточной Азии. Сюда относятся такие самоопылители как хлопок, рис, сорго, арахис.

Современные культуры растений

Из огромного разнообразия царства растений особое значение в повседневной жизни имеют семенные и главным образом цветковые (покрытосеменные) растения. Именно к ним относятся почти все растения, введённые человеком в культуру. Первое место в жизни человека принадлежит хлебным растениям (пшеница, рис, кукуруза, просо, сорго, ячмень, рожь, овёс) и различным крупяным культурам. Важное место в пищевом рационе человека занимает в странах с умеренным климатом картофель, а в более южных областях — батат, ямс, ока, таро и др. Широко употребляются богатые растительными белками зернобобовые (фасоль, горох, нут, чечевица и др.), сахароносные (сахарная свёкла и сахарный тростник), многочисленные масличные (подсолнечник, арахис, маслина и др.), плодовые, ягодные, овощные и иные культурные растения.

Современное общество трудно представить без тонизирующих растений — чая, кофе, какао, равно как без винограда — основы виноделия, или без табака.

Животноводство базируется на использовании дикорастущих и культивируемых кормовых растений.

Лёгкая промышленность

Хлопчатник, лён, конопля, рами, джут, кенаф, сизаль и многие другие волокнистые растения обеспечивают человека одеждой и техническими тканями.

Деревообрабатывающая промышленность

Ежегодно потребляется огромное количество леса — в качестве строительного материала, источника получения целлюлозы и др.

Энергетика

Очень важное значение для человека имеет один из главных источников энергии — каменный уголь, а также торф, о которых можно сказать, что они представляют собой аккумулированную в растительных остатках прошлого энергию Солнца.

Медицина и химия

До сих пор не утратил своего экономического значения добываемый из растений естественный каучук. Ценные смолы, камеди, эфирные масла, красители и другие продукты, получаемые в результате переработки растений, занимают видное место в хозяйственной деятельности человека. Большое число растений служат основными поставщиками витаминов, а другие (наперстянка, раувольфия, алоэ, белладонна, пилокарпус, валериана и сотни других) — источником необходимых лекарств, веществ и препаратов.

Экология

Растительный покров обогащает атмосферу кислородом и является основным источником энергии и органического материала почти для всех экосистем. Фотосинтез радикально изменил состав ранней земной атмосферы, которая содержит в настоящее время около 21 % кислорода. Животные и многие другие аэробные организмы нуждаются в кислороде, анаэробные формы относительно редки. Во многих экосистемах растения являются основой пищевых цепей.

Наземные растения являются ключевыми компонентами водного и других биохимических циклов. Некоторые растения эволюционировали совместно с азотфиксирующими бактериями и включены в кругооборот азота. Корни растений играют существенную роль в развитии почвы и предотвращении её эрозии.

Распределение

Наземные растения дают приют многочисленным насекомым и животным и создают обстановку, благоприятную для жизни всех

Экологические взаимосвязи

Многие животные эволюционировали совместно с растениями. Многие насекомые опыляют цветки в обмен на пищу в форме пыльцы или нектара. Животные едят фрукты и распространяют семена с фекалиями. Большинство видов растений выработали симбиоз с различными видами грибов (микориза). Грибы помогают растению извлекать воду и минеральные вещества из почвы, а растение снабжает грибы углеводородами, произведёнными в результате фотосинтеза. Существуют также симбиотические грибы — эндофиты, которые живут внутри растений и способствуют росту организма-хозяина.

Паразитизм
Хищные растения

Существует более 500 видов хищных растений. Произрастают хищные растения обычно на почвах, бедных питательными веществами и минеральными солями. «Хищность» растений обусловлена недостатком азота в почвах, именно поэтому растения-хищники приспособились получать азот из насекомых, которых они ловят с помощью разнообразных хитроумных ловушек.

Самым известным хищным растением лесов России является Росянка круглолистная (Drosera rotundifolia). Это растение выделяет по краям листьев липкую жидкость, похожую на росу, — кислый пищеварительный сок. Насекомое садится на капельку «росы», приклеивается и становится жертвой росянки.

Другие известные растения-хищники — венерина мухоловка, дарлингтония, жирянка, росолист.

Классификация

Эволюция систем классификации

См. также

Примечания

В Викисловаре есть статья «растение»

dik.academic.ru

Растительный организм как единое целое

"Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс". В.В. Пасечник

Вопрос 1. Как можно доказать, что растение — это целостный организм?Чтобы доказать, что растение — это целостный организм, в котором все процессы взаимосвязаны, нужно понаблюдать за растением, у которого поврежден один из органов. Например, повреждение корневой системы приводит к нарушению минерального питания. В результате все остальные органы недополучают воды, начинается иссушение растения. Кроме того, нарушается процесс фотосинтеза, для которого вода является сырьем. А это, в свою очередь, приводит к недостатку органического питания всех органов растения.Таким образом, мы видим, что нарушение жизнедеятельности какого-то одного органа сказывается на состоянии всего растения, т.е. все органы взаимосвязаны, растение — целостный организм.

Вопрос 2. Приведите примеры обмена веществ в организме растений.Например, при дыхании растение поглощает из воздуха кислород и выделяет углекислый газ. При фотосинтезе растение поглощает из окружающей среды воду и углекислый газ, в результате их преобразований накапливает получившиеся органические вещества и выделяет в окружающую среду кислород.

Вопрос 3. Как происходит рост растения?Благодаря делению клеток образовательной ткани и их росту происходит рост растения. Например, верхушечные образовательные ткани — расположенные на верхушке стебля (верхушечная почка имеет конус нарастания) и кончике корня (зона роста), обеспечивают рост данных органов в длину; боковые — камбий, перицикл — обеспечивают рост стеблей и корней в толщину; вставочные — располагаются в основании междоузлий стебля и молодых листьев - обеспечивают рост соломины и листьев.

Вопрос 4. Что такое фазы развития растения?Внешние изменения растений, признаки развития, отмечаемые при наблюдениях, называют фазами. В своем развитии любое растение проходит несколько фаз: прорастание семян (всходы), появление листьев, образование боковых побегов, цветение, образование плодов, созревание семян.

buzani.ru

Урок по теме "Организм растения

Разделы: Биология

Цели:

  1. Сформировать представления о растительном организме как о целостной системе на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
  2. Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.
  3. Развивать познавательный интерес к биологии.
  4. Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.
  5. Заботиться о сохранении здоровья детей.

Тип урока: урок обобщения.

Методы обучения:

  • частично – поисковый;
  • проблемный;
  • эвристический.

Оборудование:

  • инструктивные индивидуальные карты урока;
  • сообщения учащихся;
  • комнатные растения;
  • CD – диск с презентацией урока по данной теме.

Ход урока

Приветствие (Здравствуйте гости, ребята. Садитесь. Начинаем урок.)

1. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы поговорим о растительных организмах, которые, обладая всеми признаками живых организмов, могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции, растения видоизменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они являются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое. (Слайд №1)

Сегодня на уроке мы будем работать с инструктивными индивидуальными картами. (см. Приложение 1)

Запишите число и свою фамилию в верхнем правом углу карты.

(Запись числа, фамилий учащихся в инструктивные индивидуальные карты урока.)

2. Уровни организации живого. Их усложнение в ходе эволюции.

Проблемный вопрос.

- Как вы понимаете выражение биологическая система?

Биологическая система – целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих собой целостное образование, единство. (Слайд №2)

- Можно ли клетку назвать биологической системой?

- Вспомните, из каких частей состоит клетка? (Слайд №3)

Я покажу их на слайде, а вы правильно назовите составные части клетки. (Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии и т.д.)

Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №1.

Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, а ответ в и. п. молча впишите в прямоугольник, соответствующий номеру вопроса.

  1. Наименьшая часть любого живого организма – это ... ... ... (клетка).
  2. Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ... ... ... (ткань).
  3. Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ... ... ... (орган).
  4. Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ... ... ... (систему органов).
  5. Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ... ... ... (организмом). (Слайд №4)

Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм. (Слайд №5)

Продолжите запись понятия « организм». (Слайд №6)

3. Организм – единая, целостная, открытая биологическая система.

Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.

(Дети продолжают запись в индивидуальную карту.)

А теперь перейдём к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.

  • Строение растительного организма.

- Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (Растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами.) (Слайд №7)

- Я вам буду показывать составные части растительного организма на слайде, а вы будете подписывать их на рисунке задания №2 в левой части листа чётко и аккуратно.

Таким образом, растительный организм – это система взаимосвязанных органов. (Слайд №8) Закончили работу?

Тогда я открою вам один секрет.

Однажды, а это было ранним июньским утром, мне удалось услышать очень интересную историю. Сейчас я предлагаю вам её послушать.

Инсценирование.

(У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Все ученики в костюмах. Слова автора говорит учитель.)

Разыгрывается задача следующего содержания:

Между органами растения идет спор. Стебель говорит: « Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу». Лист утверждает: « А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры (показывает комнатное растение) только листовая пластинка достигает больше метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю». А мы, - говорит корень, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя, стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду». « Нет ничего лучше и полезнее меня, - говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он нужен всем!» А плод говорит: « А я ……., А я …..». Словом тоже стал утверждать своё превосходство.

Большое спасибо, ребята, садитесь.

Ребята, вы очень внимательно послушали эту историю, а теперь я предлагаю вам решить задачу №3 (карточка №1).

  • Функции органов растения.

Задача. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом. (Слайд №9)

Карточка №1.

термины

определения

1. корень

2. стебель

3. лист

4. цветок

5. орган

А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.

Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.

В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.

Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.

Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.

Проверьте правильность выполнения задания. (Слайд №10)

Ответы:

  • 1 – В
  • 2 – Б
  • 3 – А
  • 4 – Г
  • 5 – Д

Вика, мне кажется, ты что-то хотела спросить у ребят.

- А как вы, ребята, думаете: кто из органов для растения самый главный? Ответ свой обязательно обоснуйте. (Итак, для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому организм живёт как единое целое.)

Вы хорошо поработали, а теперь сделаем небольшую паузу.

Физкультурная минутка.

  1. Ветер дует мне в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише; деревцо всё ниже, ниже. (Слайд №11)
  2. Мы становимся все выше, достаем руками крыши. На два счета поднялись, три – четыре руки вниз. (Слайд №12)

Предлагаю вам решение новых биологических задач:

Задача №1. (Слайд №13)

И.А.Крылов написал замечательные строки:

«Чьи работают грубые руки, предоставив почтительно нам, Погружаться в искусства, науки, предаваться страстям и мечтам».

- О каких органах растения он написал? (Лист и корень.)

Узелки на память. (Слайд №14)

  • Учёными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево.
  • Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листье.

Задача №2.

- Докажите, что мы, зелёные листья, необходимы растениям для жизни. (Образование органических веществ, т.е. фотосинтез, в листе происходят сложные процессы - дыхание, испарение воды, видоизменённые листья, напр. Колючки у кактуса - защитную функцию, а усики гороха - опорную функцию.) (Слайд №15)

- От какого процесса, происходящего в листьях, зависит поглощение воды корнями. (Испарение.)

Узелки на память. (Слайд №16)

Мне бы очень хотелось, чтобы вы надолго запомнили эти прекрасные строки, которые написал К. Паустовский: «Никогда не поздно посадить деревце; и пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».

А теперь задача посложнее, но я уверена, что вы с ней обязательно справитесь.

Задача №4 в инструктивной карте.

- Найдите начало головоломки. Это слово где, и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое кол-во слогов, вы сможете прочитать пословицу. (Где нет листьев, там нет и фруктов.) (Слайд №17)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Задача №3.

- Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных в-в. А может ли растение жить без корней? (Не может. Растение крепится в почве с помощью корня. Корневая система поглощает из почвы воду и растворённые питательные вещества.)

- Какое значение стебель имеет для жизни всего растения? (Стебель выносит листья к свету, на нём располагаются почки, цветки и плоды. Он служит растению опорой, связывает между собой все части растения, по нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества; выполняет стебель и запасающие функции.)

Итак, ребята, вы сами помогли мне сделать выводы

Растение – это целостный организм, а это значит (Слайд №18):

  1. Строение и функции листа, стебля, корня взаимосвязаны, а развитие растений шло по пути приспособления органов к выполнению определённых функций.
  2. Все органы связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, т. е. организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой – либо части организма может привести растение к гибели.
  3. А нормальное функционирование всех органов растения позволяет осуществлению обмена в-в и энергии, необходимых для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию растения.

Предлагаю их прочитать ещё раз и запомнить.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке. Большое спасибо Вике, Ксюше, Саше, Вике, Лене, Толе, а также всем ребятам, которые проявили на уроке наибольшую активность. Соберите инструктивные карты. За работу в них вы все получите оценки.

Домашнее задание. (Слайд №19)

  1. На примере любого комнатного растения докажите, что это целостный организм, единая система.
  2. Составьте экологическую сказку на тему «Растение – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих взаимодействий».

Нормальное функционирование всех органов растения способствует его нормальному росту и развитию.

Рассказ об этом приготовила Наташа.

Бамбук – древовидная трава. (Слайд №20)

Самый быстрый рост отмечен у бамбука, являющегося «древовидной травой» с ботанической точки зрения. За одни сутки побеги некоторых видов бамбука вырастают почти на один метр. Стебель бамбука полый, как соломина, в нём различают узлы и междоузлия. Но стебель этот очень прочный. Итак, бамбук – это злак, достигающий часто гигантских размеров. Есть стебли бамбука, достигающие в толщину 10 – 30 см. А высота бамбука достигает на его родине, на Севере, 20 – 50 м. Вот это злак! Молодой бамбук всходит так же, как и пшеница и рожь. Он буйно растёт во всех междоузлиях за счёт вставочного роста и необычайно сильно удлиняется. Чем больше узлов и междоузлий, тем большей высоты достигает это растение. Прирост стебля бамбука в зависимости от вида и условий жизни может доходить до 50 – 90 см в сутки. Зато ростовой период продолжается всего около сорока дней. А затем начинается созревание стебля и его одревеснение, которое длится несколько лет. В бамбуковых рощах в тёплое влажное утро можно услышать удивительные звуки, напоминающие повизгивание и плач. Издают эти звуки молодые, быстро растущие побеги, пробивающие себе путь сквозь кроющие листья. Растёт бамбук очень быстро, и из – за возникающего трения появляются эти звуки.

4. Подведение итогов.

Таким образом, в ходе эволюции растительных организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки – открытой, саморегулирующейся системы, до организма, также являющегося биологической системой, осуществляющего с окружающей средой обмен веществ и функционирующего как единое целое.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Растительный организм — живая система

Жизнь цветкового растения начинается с прорастания семени. Основные органы растения — это корень и побег.

В почве находится подземная часть растения. Она образована главным, боковыми и придаточными корнями. Все вместе они образуют корневую систему.

На поверхности земли располагается надземная часть растения — побег. Побег — сложный орган, состоящий из вегетативных (стебель, листья, почки) и генеративных (цветок, плод и семена) частей.

Корень и побег работают согласованно. Все органы растения взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В процессе жизнедеятельности растения они взаимодействуют как части единого целого, как система органов живого организма. Растение живет благодаря бесперебойной работе всей его системы органов. Поэтому о любом живом организме говорят: это живая система взаимодействующих органов, или биосистема (от греч. биос - "жизнь" и система - "целое, составленное из частей").

Биосистема это единое целое, состоящее из частей, тесно связанных между собой строением и функциями. Жизнедеятельность организма как биосистемы обусловлена взаимосвязью (согласованной работой) всех его органов.

Например, если корни не будут поставлять в растение воду с растворенными минеральными солями, то зеленые листья побега не смогут на свету образовывать органические вещества и наоборот. При этом в обоих случаях растение не сможет осуществить цветение и сформировать нормальный плод.

Вспомните, ни один самый крупный или мелкий цветок в букете, поставленном в воду, не образует зрелого плода. Это происходит потому, что у срезанного (сорванного) растения разрушена связь между частями его тела, нарушен обмен веществ в его клетках и тканях. Живучесть цветка в таком срезанном растении обусловлена лишь теми питательными веществами, которые в нем накопились благодаря фотосинтезу и работе корней. Лишившись корней, цветок в букете вместе с листьями погибает.

Растение — целостный организм. Все его органы — части единого организма. Они дополняют друг друга и работают взаимосвязанно. От здоровья и работы одного органа зависит работа и здоровье другого органа, а также здоровье всего растительного организма.

blgy.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта