Проект по экологии на тему "Секреты наших растений". Проект о растениях
Проект по экологии на тему "Секреты наших растений"
Долгосрочный экспериментальный проект
в старшей группе «Секреты наших растений»
Актуальность проекта:
Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира. Но у детей знания о растениях разрозненные, нет навыков ухода за растениями, навыков бережного отношения к растениям.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний детей о растениях и о разнообразии растительного мира, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений.
Задачи:
1. Учить правильно ухаживать за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов (луковицы, зёрнышка, семечка.)
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений; формировать представление о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Гипотеза: Растений много и они нужны.
Предполагаемые результаты: Дети ориентируются в многообразии растительного мира, имеют представление о значении растений. Проявляют активность в экспериментировании.
Тип проекта: познавательно- исследовательский, групповой
Участники: воспитатель Коробкова Т.Д., дети старшей группы «Морячок», их родители.
Длительность: 9 месяцев (средней продолжительности)
Предварительная работа:
Подготовили разнообразный иллюстративный материал: плакаты, альбомы, энциклопедии, наборы открыток; разработали несколько презентаций; подготовили дидактические игры.
Ресурсы проекта:
1. Иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии.
2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
3. Уголок природы в группе.
4. Зеленая зона на участке детского сада.
5. Огород на окне в группе.
Реализация проекта
1 этап. Подготовительный
Обобщающая беседа с элементами труда «Как узнать растение».
Занятия: «Растения – легкие земли», «Где любят жить растения».
Вместе с родителями создать экологический альбом «Мир растений».
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о растениях. Выяснили их представления о растениях, их отношение к ним. (Диагностика)
2 этап. Исследовательский
Беседы: «Мир растений», «Зеленая аптека», «Как растет растение»
Обобщающая беседа с элементами труда «КАК УЗНАТЬ РАСТЕНИЯ»
Занятия: «Растения – легкие земли», «Где любят жить растения», «Как живут растения зимой».
Поисково-познавательная деятельность: «Может ли растения дышать?», «Нужен ли корешкам воздух? », «С водой и без воды», «На свету и в темноте», «В тепле и в холоде», «Где лучше расти? », «В погоне за светом».
– Наблюдение за растениями на участке, в уголке природы.
– Отгадывание и придумывание загадок о своем любимом растении.
– Обучение детей уходу за растениями (полив, рыхление, мытье растений)
Чтение художественной литературы: стихотворение «Зеленое платье планеты», рассказы Павловой, Бианки.
Дидактические игры: «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод».
3 этап. Заключительный
Презентация, подведение итога работы над проектом.
Тематический план проекта «Секреты наших растений»
МесяцТема
Цель
Сентябрь
Подготовительный этап
Определение темы и цели • определение задач, которые будут решаться с детьми, родителями;
• разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого;
• разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого;
Подбор энциклопедического материала, иллюстраций Создание банка идей и предложений.
Подбор необходимого оборудования и пособий.
В помощь родителей в проведении исследовательской работы и подборе оборудования, создании электронной презентации по результатам экспериментально - исследовательской деятельности.
Разработка презентаций, подбор художественной литературы.
Разработка плана проектной деятельности
Октябрь
Растениям нужна вода
Опытным путем доказать, что растениям для жизни нужна вода.
Влаголюбивые растения тропических лесов
Познакомить детей с растениями тропических лесов. Дать представление, о климатических особенностях тропиков.
Растения пустыни
Познакомить детей с засухоустойчивыми растениями, Расширять представление детей о климатических условиях пустыни.
Ноябрь | Растениям нужен воздух | |
Просмотр презентации «Мир растений» | Продолжать расширять представления детей о разнообразии растительного мира. | |
Д/и «Лото. Растения» | Закрепить в игровой деятельности знание видов растений. | |
Декабрь | Растениям нужен свет | Организация эксперимента. Опытным путем доказать значимость света для жизни растений. Установить взаимосвязи окружающей среды. Контрольное наблюдение за течением эксперимента |
Январь | Для растения важна температура воздуха | Наблюдение в природе и в группе. Опытным путём выявить, дышит ли растение (в нашем случае комнатное растение фиалка Узамбарская) и понять, как происходит процесс дыхания у растения. Путём поисково-познавательной деятельности определить, какие части растения участвуют в дыхании. Доказать, что растение дышит всеми частями, выявить причину потребности в рыхлении. |
Февраль | Разнообразен мир растений | Презентация. Совместное составление презентации по теме, с опорой на иллюстративно – интерактивный материал. |
Март | Растения нужны всем | Предположения детей. Помочь детям подойти к выводу, о значимости растительного мира для всех живых существ. |
Апрель | Росточек в горшочке | Домашнее задание: высадить совместно с родителями растение в горшочек. |
Наблюдение и уход за растениями, принесёнными из дома. | Побуждать к самостоятельному уходу за растениями. | |
| Привлечь к трудовой деятельности на клумбе и в огороде, по пересадке рассады в грунт. | |
Май | Презентация проекта. Интервью детей | Формирование речевой активности детей. Закреплять умение составлять рассказ по теме презентации. |
Список литературы
1. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – Владимир, ВОИУУ, 2001.
2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
4. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997 г.
5. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. :Линка-Пресс, 1997 .
6. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8.
7. Интернет ресурсы
infourok.ru
Исследовательская работа "Эти удивительные растения"
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» II научно-практическая конференция младших школьников Инжавинского района «Мир глазами детей» Эти удивительные растения Работу выполнила: Фёдорова София , ученица 2-г класса Руководитель: Хохлова Г. В. 14.01.2014 1Слайд 2
Актуальность темы На нашей планете существует много интересных и необычных растений, о существовании которых многие даже не догадываются, а ведь каждое из них по-своему уникально и необычно. 14.01.2014 2
Слайд 3
Цель работы: изучение удивительных представителей растительного мира разных уголков нашей планеты. Задачи: Изучить различные источники информации по данной теме (литература по удивительным, необычным растениям; поиск и изучение информации в сети Интернет) Рассмотреть разнообразие удивительных растений, особенности их внешнего вида и строения. Выяснить, где и при каких условиях растут необычные растения. Может ли человек использовать их в своей жизни. Провести анкетирование по данной теме. 14.01.2014 3
Слайд 4
Удивительные цветы Особое место в мире растений занимают цветы. Цветы делают нашу жизнь красивой и праздничной. У каждого цветка есть неповторимая красота и аромат. Но есть на нашей планете уникальные цветы. 14.01.2014 4 Раффлезия - растение-паразит Необычен цветок тем, что у него нет ни листьев, ни веток, ни корней . Огромный цветок весит 10 кг, диаметр цветка составляет около метра. Особенностью этого цветка – очень неприятный аромат – пахнет тухлым мясом. Именно этот запах привлекает мух для опыления. Да и сам цветок напоминает кусок мяса.
Слайд 5
Мы знаем, что в мире животных есть хищники. Они питаются другими животными. Оказывается, в мире растений тоже есть свои хищники. Одним из таких представителей является непентес 14.01.2014 5 Листья этого растения превратились в кувшинчики. Растение выделяет специальный аромат, который привлекает насекомых. Стенки кувшинчика скользкие, поэтому жертва падает вниз в специальный сок и тонет. Растение переваривает насекомое. Иногда в ловушку попадаются мыши и птицы.
Слайд 6
Есть на нашей планете ещё более удивительное «растение-убийца». Это венерина мухоловка 14.01.2014 6 Листья этого растения превратились в челюсти, которые смыкаются при попадании на них любых насекомых. Венерина мухоловка не отказывается и от гусениц, улиток и лягушек.
Слайд 7
Гигантский кактус 14.01.2014 7 Цереус гигантский может достигать 15 метров в высоту и весит несколько тонн. Прежде чем растение зацветет, должно пройти не менее 50 лет. Растет очень медленно, цветёт очень редко. Гигантский кактус не просто самый большой в размерах, но также является и долгожителем в мире кактусов, ведь расти и развиваться он может до 200 лет.
Слайд 8
Самой большой кувшинкой в мире считается кувшинка Виктория 14.01.2014 8 Королевский цветок цветёт всего лишь три дня. Когда цветок открывается в первый раз, он белый и имеет тонкий абрикосовый аромат. Во второй раз цветок розовеет и пахнет сиренью. В третий раз цветок распускается и отмирает. Каждый лист кувшинки может достигать в диаметре двух метров. Также листья обладают удивительной способностью, они могут выдерживать вес до 50-ти кг. Листья легко удерживают детей.
Слайд 9
Удивительные деревья 14.01.2014 9 Одним из самых удивительных деревьев считается баобаб . Возраст этих деревьев очень трудно посчитать, так как у них нет годовых колец. Баобабы живут более тысячи лет. Они очень живучие: если хотя бы один корень касается земли, дерево живёт. Если снять кору, то нарастает новая. Не каждое дерево может похвастаться такими свойствами.
Слайд 10
Драконовые деревья 14.01.2014 10 Название этих деревьев имеет мифическое происхождение. В одном из своих подвигов Геракл должен был принести три золотых яблока из сада Геспериды. Сад охранял стоглавый дракон. Геракл убил дракона, и по земле потекла его кровь... Кроны этих деревьев напоминают грибы. Деревья словно выросли из сказки. Если сделать надрез на стволе дерева, выступает красная смола – это и есть кровь дракона.
Слайд 11
Дерево- роща 14.01.2014 11 Триста тридцать метров вам понадобится пройти по дорожке, чтобы обойти дерево с самой большой кроной в мире – баньян . Всё это благодаря воздушным корням, которые спускаются от ветвей до самой земли и укореняются.
Слайд 12
От жары мы спасаемся в тени деревьев. Но есть на нашей планете дерево, под которым нельзя спрятаться – оно не даст нам тени. Это эвкалипт. 14.01.2014 12 Эвкалипты - самые высокие деревья в мире. Родина эвкалипта – Австралия. В Австралии найден эвкалипт высотой 155м (выше пятидесятиэтажного «небоскрёба»!), а окружность дерева у земли – 50м . Двадцать человек (это почти весь наш класс!) должны взяться за руки, чтобы обхватить ствол этого гиганта. Все деревья сбрасывают листву, а эвкалипт – кору. Самым красивым деревом считают радужный эвкалипт. Кора постоянно обновляется, окрашиваясь в разные цвета. Р адужный эвкалипт
Слайд 13
Железная берёза 14.01.2014 13 Научное название этого дерева – береза Шмидта . В отличие от всех деревьев ему не страшны пожары. А еще древесина железной березы тонет в воде. Срубить это дерево топором у вас не получится. По прочности древесина этой березы напоминает железо, за что и получила в народе название железная берёза.
Слайд 14
Самый большой живой организм на Земле — это секвойя 14.01.2014 14 Тем, кто видит секвойю в первый раз, она кажется чем-то, пришедшим из сказки. Средний диаметр дерева — два с половиной метра, а иногда — до 6 м, а высота некоторых деревьев превышает 110 м. В объёме ствола свободно помещается междугородный автобус. Была открыта в Америке. Ее древесины хватило бы на 40 одноэтажных домиков или на 5 млрд. спичек.
Слайд 15
Экзотические растения 14.01.2014 15 Кигелия – колбасное дерево Колбасное дерево растет на Востоке Тропической Африки. Плоды этого дерева это огромные колбасы до полуметра длиной, серого цвета, которые висят на огромных, до нескольких метров плодоножках. Вес такой «колбасы» может достигать нескольких килограммов. Во время созревания плодов находиться под деревом опасно .
Слайд 16
Огуречное дерево, или билимби 14.01.2014 16 Огуречное дерево, билимби , родом с островов Индонезии. Достигает высоты 9м и имеет широкую, раскидистую крону. Плоды, действительно, напоминают огурец. Причем несколько таких «огурцов» растут из одной точки ствола. Зрелище очень даже уникальное.
Слайд 17
Исследование Я познакомилась с некоторыми необычными деревьями нашей планеты. И у меня возник вопрос, а знают ли взрослые о таких растениях хоть что-нибудь. Я предложила ответить на вопросы своим родственникам, друзьям. Вопрос: Знаете ли вы эти необычные деревья? Вывод: Самым известным представителем удивительных растений оказался эвкалипт. Эфирное масло листьев эвкалипта является мощным средством от целого ряда заболеваний. Кроме масла в листьях присутствует огромное количество веществ, также оказывающих положительное влияние на здоровье человека. Вопрос: Хотели бы узнать о таких удивительных растениях? Все ответили – да, хотели. 14.01.2014 17
Слайд 18
Заключение Богат и разнообразен растительный мир нашей планеты. Многие растения нам неизвестны, так как очень велик земной шар. Многие растения, привычные для какого-то народа и региона, кажутся для других необычными. Существование таких удивительных растений - это открытие для нас. Эти растения поражают своими особенностями произрастания, многообразием форм и набором уникальных качеств. Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях. 14.01.2014 18
Слайд 19
Список литературы и источников информации Денисова Г.А. Удивительный мир растений. Покидаева Т.А. Удивительные растения. Энциклопедия для умников и умниц. ООО Издательская Группа «Азбука Аттикус» Москва, Махаон. 2013 г images.yandex.ru 14.01.2014 19
nsportal.ru
Проект "Лекарственные растения"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Топилинская средняя общеобразовательная школа»
Проект «Лекарственные растения»
Выполнили: обучающиеся 4 класса
Руководитель: Алимова А.А.,
учитель начальных классов.
х.Топилин
2016-2017
"Лекарственные растения "
Цель проекта:
уточнить и расширить представления детей о лекарственных. Углублять знания детей о значении растительных сообществ. Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе, привлекать внимание детей к научно-популярной литературе о растениях.
Задачи:
Образовательная: обобщить знания о лекарственных растениях; изучить растения; выяснить значение лекарственных растений для человека; определить, какой вред человек наносит «зеленому другу»;
Развивающая: развивать навыки исследовательской работы;
развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;
развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;
развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Прогнозируемый результат:
Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе.
Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений.
Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражение и развитие творческих способностей.
Освоение родителями педагогических приёмов необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей.
Этапы проекта:
Подготовительный:
составление перспективног плана мероприятий проекта на месяц;
подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;
подборка иллюстраций и фотографий лекарственных растений;
подготовка материала: тетради и альбомы для оформления результатов.
Реализация проекта:
занятие познавательног цикла;
чтение художественной литературы;
игровая деятельность;
совместная работа детей с родителями (сбор иллюстраций и фотографий, подготовка сообщений о лекарственных растениях;)
Этап подведения итогов:
создание информационного буклета «Зелёная аптека для детей и взрослых».
творческий отчёт о проделанной работе и результатах проекта.
Проект "Лекарственные растения " реализуется в рамках образовательного курса «Окружающий мир". В процессе выполнения данного проекта обучающиеся под руководством педагога проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в лекарственных растений, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений леса, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений. В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.
Проект является исследовательским, информационным, творческим, групповым. Внешним продуктом проекта станут созданные материалы: брошюра, сборник статей "Лекарственные растения ". Внутренним продуктом является формирование новых компетенций, опыт совместной работы.
Ход проекта.
1-й этап – п о д г о т о в и т е л ь н ы й.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
| Подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях: стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки и т.д. | Декабрь 2016 |
| Обращение к родителям: просьба принять активное участие в проекте "Лекарственные растения". | Декабрь 2016 |
| Составление сметы расходов на реализацию проектов. | Декабрь 2016 |
| Приобретение необходимых материалов. | Декабрь 2016 |
| Познавательное занятие: "Лекарственные растения". | Январь 2017 |
| Проведение дидактические игры. | Январь 2017 |
| Составление правил сбора и обработки лекарственных растений. | Январь 2017 |
| Творческий отчёт о проделанной работе: защита сообщений о лекарственных растениях. | Январь 2017 |
| Выпуск информационного буклета "Зелёная аптека для детй и взрослых" | Январь 2017 |
Смета расходов на приобретение материалов, необходимых для реализации экологического проекта "Лекарственные растения".
№ п/п | Наименование материала | Кол-во, шт. | Цена, руб. | Стоимость, руб |
| Бумага листовая для офисной техники | 1 | 270 | 270 |
| Папка с файлами | 1 | 65 | 65 |
| Фломастеры | 1 | 95 | 95 |
| Клей-карандаш | 5 | 12 | 60 |
ИТОГО: | 490 |
2-ой этап – реализация.
« Нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным,
нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением".
Восточная мудрость.
Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Всё просто: если человек заболел — идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют специальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты. Но оказывается, растения тоже можно использовать как аптеку.
Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. Древние люди знали о целебных свойствах многих растений и умело использовали их для лечения различных заболеваний. Лечение травами было известно в России с давних времен и было настолько популярно, что возделыванию лекарственных растений уделяли большое внимание даже цари. Петр I приказал создать аптекарские школы и «аптекарские огороды» — первые плантации лекарственных растений в России.
Многое изменилось с той поры в России, но интерес к целебным травам не угас, наоборот, сейчас он особенно велик.
С наступлением зимы мы стали чаще болеть: появился кашель, насморк, боли в горле. Лекарства пить не любим. И у нас возникла идея: выздороветь нам помогут лекарственные растения.
Мы поняли, что нам необходимы дополнительные теоретические сведения, и решили заняться поиском нужной информации.
На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Мы же хотим рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.
Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений
На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, проведено позновательное занятие. Проект решили делать всем классом. Каждый выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать (ромашка, душица , календула, зверобой, пустырник и др. ).
Проведение исследовательских наблюдений.
По просьбе учителя дети провели два исследования.
Собрали информацию своего лекарственного растения.
Изучили строение растения.
На этапе реализации дети совместно с родителями оформляли сообщение «Моё лекарственное растение», в которое заносилась важная информация наблюдений в виде кратких записей и рисунков. (Приложение)
3-й этап – подведение итогов.
1) Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.
Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правило: собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.
Каждый кустик и травинка,
Корень, ягода, орех –
Все приносит пользу людям,
Помогает от всех бед.
Лес – богатство наше, знай!
Береги и сохраняй!
-Правило первое: что собирать?
Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других - листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.
-Правило второе: когда собирать?
Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре и т.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.
-Правило третье: как собирать?
Заранее запаситесь всем необходимым для сбора( совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.
-Правило четвёртое: где собирать?
Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.
-Правило пятое: собирая, сохранять.
Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.
-Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.
2) Творческий отчёт о проделанной работе и результатах проекта.
Заключение.
Обобщая все вышесказанное, подчеркнём еще раз роль лекарственных растений. Они занимают особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, веществ, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни. Такие растения являются не только лекарствами, некоторые из них также составляют полезную добавку к нашей пище, они применяются в лечебном и диетическом питании. Травы входят в состав многих медикаментов. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее. Но обязательно нужно помнить о том, что лечение травами необходимо согласовывать с врачами, либо с людьми которые хорошо знакомы с лекарственными травами, их свойствами и воздействием на организм человека.
В ходе исследовательской работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Дети решили, что будут выращивать на своих участках и огородах лекарственные растения, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.
Приложение
Сообщения детей о лекарственных растениях
Байракдарова Арзу - 4 класса
Ромашка аптечная
Народные названия: ромашка, ромашка лекарственная
Описание. Ромашка аптечная - однолетнее растение с сильно ветвистым стеблем, цветки белые с желтыми серединками. Имеет приятный запах. Цветет в мае.
Ромашку часто высеивают в садах. Собирают ромашку аптечную в мае-августе.
Применение. Лечебное действие ромашки связано с наличием эфирного масла. Растение обладает антимикробным, противовоспалительным, успокаивающим действием. Настой и отвар из цветков назначают для полоскания полости рта и горла; в виде примочек - при воспалительных заболеваниях кожи. Настоем из травы моют голову для укрепления корней волос и придания им мягкости, блеска и красивого цвета. Поэтому цветки ромашки широко применяют в косметологии, добавляя экстракты в кремы, лосьены и т.д.
Хатамова Афида - 4 класс.
Календула лекарственная, или ноготки
Народные названия: ноготки лекарственные, ноготки, ноготки аптечные.
Описание. Лекарственная календула - однолетнее травянистое растение. Листья опушенные мелкими волосками. Цветки желтого или ярко-оранжевого цвета. Цветет с июня до поздней осени.
Календулу часто высеивают в садах. Собирают в июне - сентябре. Сушат в темном месте.
Применение. Календула относится к древним лекарственным средствам, известным еще в Древней Греции. Настой из цветков обладает противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Его принимают при заболеваниях печени, селезенки, при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах и различных кожных заболеваниях. Календулу применяют как вспомогательное средство при лечении рака желудка; в прошлом ее называли "травой против рака" и употребляли в качестве лечебного и профилактического средства.
Тарадин Никита - 4 класс.
Зверобой продырявленный
Народные названия: заячья кровь, кровавчик, хворобой, заячья кривца, кровавник, кровца.
Описание. Зверобой продырявленный - многолетнее травянистое растение. Листья зеленые с просвечивающимися точечными железками, как будто продырявленные. Цветки желтые, многочисленные. Цветет в апреле - мае.
Собирают листья, стебли, цветки в июне - июле.
Применение. Растение относится к древнейшим средствам народной медицины, часто говорят, что зверобой трава от девяноста девяти болезней. Зверобой обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным, ранозаживляющим, мочегонным и желчегонным действием. Его применяют при' женских болезнях, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, сердца и мочевого пузыря, бессоннице, раздражительности, головных болях в виде отвара, настоя. Из зверобоя получают антибиотик-новоиманин, который применяется в медицине для промывания гнойных ран. Зверобой также используется в кулинарии в качестве пряности для рыбных блюд.
Чабаненко Станислав - 4 класс.
Душица обыкновенная
Народные названия: мята лесная, духовой цветок, боровая трава, блошничник, клоповная трава, материйка, душица боровая.
Описание. Душица обыкновенная - многолетнее травянистое растение с ветвистым ползучим корневищем. Стебли прямые. Цветки мелкие, светло-розовые. Имеет приятный аромат цветков. Цветет в июне - августе.
Собирают стебли, листья, цветки, в июне - августе.
Применение. Душица является одним из популярных лекарственных растений народной медицины. Обладает успокаивающим, противовоспалительным и обезболивающим действием. Применяется при простудных заболеваниях, кашле, болезнях желудка и кишечника, ее используют как успокаивающее средство, при бессоннице, используют для ароматических ванн, из-за приятного ароматного запаха душицу используют в парфюмерии для изготовления мыла, мазей, ароматического масла. Сухие листья и цветки, растертые в порошок, нюхают при насморке. Душицу заваривают в чай, В народе это растение применяют как средство от моли .
intolimp.org
Проект «Лекарственные растения» - Педагогический портал «О детстве»
Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2016»
Номинация «Детский проект в начальной школе»
Почему меня заинтересовали лекарственные травы? Зимой у меня часто болит горло. И мой папа как врач со всей серьезностью подходит к моему лечению. Дает мне принимать очень горькие таблетки, и мне не очень это нравится. Конечно, я понимаю, что папа заботится обо мне. Но, если честно, бабушкино лечение мне нравится больше. А лечит она меня вкусным лекарством. Меня это очень сильно удивило и обрадовало, так как мне стало легче, горло перестало болеть, а само лекарство к тому же было очень вкусным.
Я научилась готовить «солнечное варенье», настойки, кофе. А все это может сделать любой ребенок, живущий в сельской местности и даже в городе. Ведь, можно выезжать с родителями на природу по выходным и собирать лекарственные растения, которых так много вокруг нас.
Цель моей работы: найти немедикаментозные способы лечения и профилактики простуды, доказать, что можно лечиться не только таблетками.
В ходе выполнения проекта я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить строение растения, узнать о полезных свойствах растения.
2. Научиться готовить варенье из цветков одуванчиков, настойки.
3. Поделиться полученными знаниями.
Актуальность моего проекта: использование в лечении больше лекарственных растений, потому что, как мне кажется, травы в некоторых случаях полезнее и приятнее.
Во время выполнения работы я использовала компьютер, электронный микроскоп, фотоаппарат, книги, Интернет.
Основная часть проекта
1. Изучение лекарственных трав.
Мы стали изучать растение под микроскопом, начиная от корня и заканчивая пыльцой. Фиксировали наши наблюдения на камеру. Затем тетя как хороший провизор предложила сделать гербарий и рассказала о тех веществах, которые содержатся в одуванчике.
От тети я так же узнала несколько рецептов салатов из листьев одуванчиков. Оказывается, не только цветочки этого растения полезны, но и листья и даже корни. А из корней одуванчиков можно сделать суррогат кофе, который научила делать моя прабабушка. Он полезен для тех, у кого повышенное давление. А теперь обо всем подробнее…
Все начиналось с прогулки по весеннему лесу с моей любимой бабушкой. Воздух начинает прогреваться и наполняться ароматами цветущих растений. Причем эти ароматы меняются в зависимости от периода цветения растений. Каждое пахнет своим неповторимым ароматом. Особенно приятно в весеннем лесу, все просыпается после зимней спячки. Растет, цветет, старается как можно больше взять тепла от солнца.
А одуванчики, как маленькие солнышки на весеннем лугу. Увидев одуванчиковое поле, мне бабушка говорит: «А давай мы с тобой приготовим «солнечное варенье». Оно очень полезное и вкусное. «Вот зимой мама с папой пичкают тебя и братика всякими таблетками – витаминами, чтобы вы не болели, думая, что очень полезно. А все полезное по-настоящему без химии, здесь рядом, только протяни руку и поработай этими руками. А этим вареньем ты сможешь лечить даже маму с папой от простуды и гриппа. Да и витаминов в этом варенье будет гораздо больше, чем в этих таблетках».
Тогда мне стало очень интересно, что за такое волшебное варенье и название необычное. Ну, например, абрикосовое или малиновое, а тут «солнечное». Бабушка как будто поняла, о чем я думаю, сказала: «Солнечное», потому что варит его солнце». Тут от любопытства я, как говорит моя бабушка, превратилась в вопросительный знак...
2. Описание одуванчика лекарственного
Я решила провести свои наблюдения и попробовать изучить этот цветок. В нашей местности одуванчик цветет один из первых. Если погода теплая, то цветы одуванчика появляются в апреле и цветет до ноября месяца.
Одуванчик – растение с ветвистым, стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище. Листья голые, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку. Цветоносная стрелка сочная, цилиндрическая, полая внутри, оканчивающаяся одиночной корзинкой язычковых ярко-жёлтых цветков. Все части растения содержат густой белый млечный сок. Одуванчик плодоносит семенами с белым хохолком. Растёт на лугах, полянах, около дорог, на выгонах и у жилья, часто как сорняк в полях, садах, огородах и парках.
Способ заготовки сырья: с лечебной целью используют корни, листья, сок. Листья заготавливают в июне, корни - ранней весной или поздней осенью.
Химический состав: млечный сок растения содержит гликозиды, каучуковые вещества, а соцветия и листья одуванчика – тараксацин, витамины. В корнях обнаружено значительное количество инулина (осенью его накапливается до 40%, весной – около 2%).
Применение: одуванчик обладает желчегонным, жаропонижающим, слабительным, отхаркивающим, успокаивающим, спазмолитическим и лёгким снотворным свойствами. Млечный сок используют для выведения мозолей и как косметическое средство для выведения угрей, веснушек, пигментных пятен.
Порошок из высушенных корней одуванчика используют для усиления выведения из организма вредных веществ. Листья можно использовать в салате. Только перед применением нужно продержать 30 минут в соленой воде, для того чтобы снять горечь. Такие салаты хороши ранней весной, когда организм особо нуждается в витаминах.
3. Мои исследования одуванчика лекарственного
Изучая одуванчик лекарственный под микроскопом, мне удалось разглядеть пыльцу, тычинку цветка, клетки корня, листьев, стебля.Я заметила, что строение стебля волокнистое, а строение листка напоминает чешую рыбы. Сразу возник вопрос в голове, с чем связано такое строение. Ведь оно растению для чего-то необходимо.
С этим вопросом я подошла к учителю биологии Алиевой Патимат Ахмедовне. Она мне пояснила, что такое строение обусловлено необходимостью питания растения. По капиллярам питательные вещества и вода проходят от корней к стеблю, листьям, цветку. И как видно на схеме вода сначала находится вокруг капилляров, затем просачивается внутрь и дальше поднимается, как я выше описала. Такое свойство в физике называется капиллярностью.
А это мне объяснила учитель физики Магомедова Зумурат Муртазалиевна. Еще она мне рассказала об очень интересном явлении, как отражение света. Оказывается, луч света при отражении, разлагается на радужные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Сильнее всего поглощаются красный, синий, фиолетовый цвета. Они необходимы для процесса фотосинтеза. Это процесс, в ходе которого под действием света растения выделяют кислород, а поглощают углекислый газ.
Листочки растений поглощают все цвета, кроме зеленого Он отражается, поэтому листья мы видим зелеными. Цветок одуванчика желтый, потому что лепестки цветка поглощают все цвета кроме желтого, а желтый отражается. Такой ярко-желтый цвет необходим для привлечения насекомых.
Плоды одуванчика представляют собой семянки с зазубринами, длинным носиком и хохолком из простых волосков (парашютом). Такое строение необходимо для распространения семян ветром. Об этом упоминается даже в Коране Сура «Аль Хиджр», 15:22 «Мы послали ветры оплодотворяющие, и так низвели воду с небес и напоили вас ею…»
4. Моя практическая работа.
Я решила испытать лечебные свойства одуванчика лекарственного. Для начала решила лечить от простуды одуванчиковым вареньем и провести профилактику авитаминоза.
В моем эксперименте согласились участвовать мои родители, брат и моя подруга Асият. Вот какие результаты у меня получились. При больном горле и первых признаках простуды варенье из цветков одуванчика со слов моих пациентов помогло. Заметно улучшается общее самочувствие, если во рту держать варенье несколько раз в день, при больном горле. Боль заметно уменьшается и на начальной стадии болезни можно выздороветь без таблеток.
Вот рецепт варенья из цветков одуванчика: хорошее настроение, цветки одуванчика, сахар и чистая стеклянная банка.
Собираешь цветки в ясную, солнечную погоду до полудня, но и не раньше десяти утра. Так как роса должна высохнуть на цветке.
Варенье лучше делать прямо на полянке, чтобы сохранить пыльцу, так как в ней очень много полезного. Укладываешь ровным слоем на дно банки цветки, затем пересыпаешь сахаром, затем снова слой цветков и так продолжаешь, пока банка не заполнится. Банку, прикрыв крышкой, оставляешь на окне под солнцем 40 дней, затем убираешь в темное место. Мои салаты из листьев одуванчиков большего всего понравились моему брату. Мама их ела, потому что считала их очень полезными и легкими для желудка.
Заключение
После проделанной работы я решила провести опрос среди одноклассников на тему: «Что я знаю о лекарственных растениях», поделиться с ними своими знаниями и узнать что-то новое для себя.
Я опросила 18 учеников четвертого класса. В результате получилось, что они знают всего лишь пять лекарственных трав: тысячелистник, тмин, крапива, ромашка, мята. Для чего применяются эти травы, знают только двое учеников. Не знают ни одно лекарственное растение 9 учеников. Мне кажется, надо исправлять ситуацию.
Теперь я точно знаю, что вокруг много простых, таких знакомых всем растений, но при этом очень полезных для человека. И порой мы их не замечаем и не знаем об их пользе.
Моя бабушка говорит, что много болезней можно вылечить с их помощью, только для этого надо очень много знать и изучать эти растения. Тогда ты сможешь делиться своими знаниями с другими и помогать своим близким.
Литература:
1. Большая энциклопедия народной медицины. М.2011г. [стр.426]
2. Борзова З.В. Растения природных зон Дагестана. Р.на Д.2009г. [стр.59]
3. Ковалевская Т.А. Домашняя аптечка. К.1991г. [стр.105]
4. Кузнецова В.И. Уроки биологии 6-7 класс. М1992г. [стр.31]
5. Тахтаджян А.Л. Жизнь растений 5-й том. М.1980г. [стр.231]
6. Толмачёв А.И. Атлас определитель. М.1983г. [стр.275]
7. Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. М.1980г. [стр.99]
8. Харун Яхья. Чудо Корана. М.2007г. [стр.141]
Информаторы:
1. Магомедова З.М., учитель физики.
2. Максудова А.Д., бабушка.
3. Максудова Д.Д., тётя, провизор.
4. Мухумаев М.М., папа, врач.
5. Мухумаева Ф.М.
6. Пирбудагова У.М., прабабушка.
7. Султанова П.А., учитель биологии.
Автор: Мухумаева Фатима Мухудадаевна, ученица 4 класса ГКОУ «Самилахская СОШ Хунзахского района», Республика Дагестан. Руководитель Кадиева Ш.Р., педагог ГКОУ «Самилахская СОШ Хунзахского района»
Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
www.o-detstve.ru