Растение церковное дерево. Растение как символ в убранстве православного храма и религиозной жизни кубанцев (конец XIX — начало XXI вв.)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Прекрасные вестники Рая – растения, как символы христианства. Растение церковное дерево


Полынь лечебная, или «Божье дерево»

ПолыньПолынь лечебная (Artemisia abrotanum), или «божье дерево», растет у входа в наш дом. По преданиям, это растение отгоняет от жилища злых духов и защищает его от недоброго взгляда. Сила растения сохраняется даже в срезанных ветках. «Божье дерево» широко используется в народной медицине. В его листьях много эфирного масла, но мало полынной горечи, поэтому ими можно ароматизировать не только различные лекарственные настойки, но и пищу.

Многолетний полукустарник имеет ажурную листву, похожую на зелень укропа. Если листочки потереть в руках, то появится терпкий запах смеси ароматов горькой полыни и лимона. Полынь абротан, или лечебную, нередко путают с двулетней полынью метельчатой, которая легко размножается семенами.

Размножение полыни «божьего дерева»

Развести «Божье дерево» несложно. Воткните его веточку в землю, полейте и ждите появления молодой листвы и побегов. После каждой обрезки остается много таких веточек. Подойдут даже кажущиеся засохшими кончики побегов с прошлогодними сухими семянками. На незамерзшей части вырастут листики, а засохшую можно позже удалить секатором. Эта полынь встречается на многих участках, поэтому найти ее черенки совсем несложно. Так и передаются веточки «божьего дерева» от одного человека к другому. Мало кто верит, что полынь абротан размножается так просто. Пусть попробуют сами. Для самых «недоверчивых» есть и другие способы: деление разросшегося куста или отделение от него части побегов с корнями.

Уход за «божьим деревом»

Нет смысла останавливаться на агротехники этого вида полыни, т.к. она невероятно проста. У меня уже несколько лет живет возле металлического забора куст, который я выкопала с комом земли, чтобы пересадить на другое место. Оставила на некоторое время за кустами смородины и в летней суете совсем о нем забыла. А теперь и надобности в пересадке больше нет: куст прижился на новом месте и смотрится там неплохо. Неприхотливость «божьего дерева» проявляется во всем: в нетребовательности к освещению (может расти и в полутени), засухоустойчивости и зимостойкости. Конечно, наиболее пышными кусты встречаются на плодородных суглинках, светлом месте и при регулярных поливах. Ранней весной нужно обрезать самые верхние кончики ветвей и механически поврежденные части. Нередко по весне многие побеги кажутся безжизненными, вымерзшими, поэтому их хочется поскорее обрезать. Не торопитесь. Подождите недельку, возможно, на «засохших» веточках появятся молодые листочки и крошечные побеги. Сначала – в нижней части стебля, затем зеленеет серединка и часть верхушки. Кусту удается придавать любую форму, сформировать из него деревце или объемный шар. «Божье дерево» растет очень быстро, поэтому четкость линий придется поддерживать регулярной обрезкой. На уход за кустом не уходит много времени. Иногда на молодых побегах заводится тля. Тогда нужно брать в руки опрыскиватель. И от сорняков никуда не деться. Их приходится пропалывать. При каждой возможности я подсыпаю под куст горсть – другую золы, иногда подкармливаю комплексными удобрениями. Осенью кладу к корням перегной, делаю это больше по привычке. Специально на зиму полынь не утепляю, так как не помню, чтобы даже в суровые зимы она вымерзла.

Как формируют полынь «божье дерево»?

Интересно экспериментировать с формой растения. Некоторые цветоводы в конце летнего сезона практически полностью срезают всю наземную часть, оставляют вместо нее невысокие пеньки. Тогда на следующее лето растение отращивает новые побеги. Куст «божьего дерева» может быть достаточно высокими, не ниже роста взрослого человека. Некоторое время я формировала одну из своих полыней в штамбовой форме. Получилось небольшое деревце с одревесневшим стволом и крепкими скелетными ветвями. Через несколько лет мне захотелось преобразовать деревце в пышный куст. Для этого достаточно было срезать несколько веточек и воткнуть их в землю рядом со стволом. Черенки вскоре зазеленели и укоренились. Получился пышный куст. Однажды меня привлек высокий зеленый плетень. Пригляделась. Оказалось, что он был «выращен» из перекрещенных побегов «божьего дерева», которые укоренились и дали листья.

«Божье дерево» прекрасно смотрится одиночным кустом и в соседстве со многими растениями. Получается очень красиво, когда рядом с ним растут папоротники и ирисы, и лежит крупный камень. Однажды я решила подвязать гладиолусы к оставшимся от обрезки одревесневшим «палочкам». К моему удивлению, они ожили и дали побеги. Как это было сказочно красиво, когда гладиолусы цвели в окружении ажурной зелени.

Лечебные свойства полыни «божьего дерева»

Полынь абротан иногда называют «турецким чаем» и «лимонной полынью». Скорее всего, потому что она родом из южной Европы. Там полынь добавляют в различные напитки и настаивают на ней водку. О лечебных свойствах «божьего дерева» знали еще древние греки и добавляли его побеги в бальзамы и мази для лечения ран. Народная медицина разных стран используется это растение для полоскания ротовой полости и горла, промывания кожи при дерматитах, споласкивания волос. Компрессы с настоем полыни помогают при ушибах и вывихах. Спиртовые настойки побегов втирают при воспалениях надкостницы. Дымом полыни можно окуривать жилые помещения, а свежие и засушенные веточки раскладывать в шкафах от моли и для ароматизации белья. Говорят, что мешочек со свежей или сухой лечебной полынью помогает при головной боли, а подушечку с ней полезно держать возле постели.

© А.Анашина. Блог «Подмосковье», www.podmoskovje.com

© "Подмосковье", 2012-2018. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещены. Все права защищено.

Статьи по теме:

♦  Рубрика: Деревья и кустарники. ♥  Метки: полынь

www.podmoskovje.com

Полынь древовидная, божье дерево | Klementinka.by

Полынь древовидная, божье дерево — это многолетний полукустарник высотой до 1,5 м, с необыкновенно декоративной изящной трижды перисто-рассеченной листвой на прямых полуодревесневших стеблях, особенно красива она в первой половине лета, когда многочисленные побеги образуют пышный зеленый куст. Растение листопадное, весной каждый раз на одревесневших стеблях оживают все почки, за исключением самых верхушечных, так как у полукустарников, невызревшие верхушки отмирают. Из почек и от корней вырастают новые зеленые побеги. В отличие от некоторых других видов эта полынь не “ползет”, то есть не распространяется подземными побегами. Растение все лето и осень до настоящих морозов стоит зеленое с кудрявой зеленью.

Вкус и аромат очень сложный, но приятный, в котором присутствует свежесть лимона и хвойная горечь.

 Уже в древности знали о полезных свойствах этого кустарника. Монахи выращивали его в своих садах, как лекарственное средство. Отсюда и пошло название этого растения: церковная трава или божье дерево. Из полыни готовили целебные бальзамы для заживления ран и средство для защиты от насекомых.

 В народной медицине используют это растение для полоскания горла, промывания кожи при дерматитах, споласкивания волос. Настой из травы используют для лечения зубной боли и полости рта путем полоскания. Соком травы лечат раны и нарывы. Настойка из божьего дерева отлично помогает при болях в кишечнике. Компрессы с настоем полыни помогают при ушибах и вывихах.

 Дымом полыни можно окуривать жилые помещения, а свежие и засушенные веточки раскладывать в шкафах от моли и для ароматизации белья. Говорят, что мешочек со свежей или сухой лечебной полынью помогает при головной боли, а подушечку с ней полезно держать возле постели.

 Благодаря приятному сильному запаху высушенные листья используются и в качестве пряности. Поэтому ее с успехом используют для приготовления маринадов, соусов, настоек к мясным блюдам.

 СОВЕТЫ ПО ВЫРАЩИВАНИЮ И УХОДУ

Божье дерево, это теплолюбивый представитель природы. Поэтому для посадки лучше выбирать солнечные участки, не затененные другими, более крупными соседями. Почва должна быть легкой и питательной. В бедный грунт следует внести органические удобрения. Полынь не переносит кислые почвы. Если же этого не избежать, то следует перед посадкой внести доломитовую муку. Божье дерево может расти на одном месте более 10 лет. Поэтому надо сразу выбрать подходящий участок для его разведения.

 Куст очень устойчивый и не требует специальной обрезки. Но если вы хотите, чтобы на вашем участке было красивое растение компактной формы, то надо постоянно формировать крону. Для этого побеги обрезают, не давая им вырастать более 60 сантиметров в высоту. Таким образом, получается оригинальный, шаровидный куст. После первой обрезки побеги начинают расти равномерно и требуется лишь иногда регулировать их высоту. Красивые сизые листья отлично выделяются на фоне зеленых растений сада или любого земельного участка.

 Это растение обладает хорошей зимостойкостью. Оно не требует укрытия в зимний период. Божье дерево может переносить морозы до 25 градусов. Некоторые побеги при этом слегка подмерзают, но с наступлением теплых дней полынь прекрасно восстанавливается. К зиме можно немного обрезать растение, чтобы оно легче пережило холода. Но если вы хотите сохранить его в первозданном виде, то можно обезопасить его от воздействия морозов. Для этого божье дерево пересаживают в контейнер или большой горшок и убирают в прохладное помещение. Температура хранения не должна превышать 8 градусов. Когда закончатся заморозки и почва прогреется, можно высадить полынь обратно в сад.

klementinka.by

Божье дерево (Полынь лечебная): применение в лечении

Божье дерево или полынь лечебная — это симпатичное растение встречается время от времени на дачных участках, иногда его путают с эстрагоном, от которого она отличается не только внешним видом, но и запахом, который немного напоминает лимонный.

Полынь божье дерево, или, как ее иногда называют, полынь лечебная — это полукустарник, который в наших условиях сильно подмерзает, и поэтому выглядит почти как травянистое растение. Если как следует рассмотреть нижнюю часть стволиков, видно, что они полностью одревеснели, как у любого другого кустарника. В южных районах этот вид может расти как обычный кустарник. Листья у этой полыни синевато-зеленые, достигают 5 см длины, нижние листья - двоякоперистые, выше - просто перистые, на самом верху у соцветий - линейные.

Цветочные корзинки мелкие, яйцевидно-шаровидные, около 3 мм в диаметре, поникающие. Соцветие - редкая метелка. Плодов, как правило, в наших условиях не образует и размножается только вегетативно. В южных районах дает мелкие, плоские, бороздчатые семянки.

Божье дерево настолько давно введено в культуру, что место происхождения его неизвестно. В одичавшем виде растет в Юго-Восточной Европе, Малой Азии и в Северной Америке. Как лекарственное растение было известно еще в Древней Греции, где из нее готовили бальзамы на раны. Использовали ее так же как средство от насекомых и для изготовления венков. К славянам это растение пришло из монастырских садов с лекарственными растениями, и считалось "церковным растением", отсюда и название - божье дерево.

Интересны названия этой полыни и на других языках. За седоватый цвет и длинные узкие, почти волосовидные доли листьев англичане назвали ее Oldman wormwood - стариковская полынь, можно встретить и другие названия, которые вообще переводят как дед и бабка. Поскольку и для англичан это растение привозное его так же называют Southernwood - южное дерево. В Германии, где божьем деревом увлекались в IX-X вв. как лечебным и пряным растением его назвали (в переводе) кабаньими ветками или пряным деревом... Французы обратили внимание на запах лимона и называют божье дерево - цитронеле или же пользуются производным от латинского - абротан.

Трава божьего дерева содержит до 0,3% эфирного масла, в состав которого входит цитраль, пахнущий лимоном. Кроме того, этот вид полыни содержит флавоноиды, дубильные вещества, небольшое количество алкалоида абротанина, из-за которого божье дерево не рекомендуется употреблять в больших дозах. А вот горечей, так характерных для полыни, в божьем дереве мало, а после сушки они разлагаются почти полностью, и сухое сырье становится почти совершенно не горьким.

Применение божьего дерева (полыни лечебной) 

В народной медицине полынь божье дерево применяют для улучшения пищеварения, как возбуждающее аппетит средство. Для полоскания при ангине и промывания кожи при золотухе так же применяют настой божьего дерева, такой же настой используют в виде компрессов при ушибах и вывихах. Настой готовят из 2 чайных ложек (2 г ) на 150 мл кипятка, кипятят на водяной бане 10-15 минут. Процеживают и принимают по полстакана за полчаса до еды.

Но особенно славится другое свойство этой полыни, за что в Англии ее называют Lad‘s love - любовь юношей. Божье дерево усиливает рост волос. 1 0% спиртовую настойку втирают в конец волосистой части головы. Это средство обладает слабым раздражающим действием, вызывает легкое жжение, которое стимулирует кровообращение и улучшает рост волос. В Средневековье использовали божье дерево для того, чтобы быстрее отрастить бороду, с появлением которой молодой человек считался мужчиной. Не потеряло это растение свое значение и в наши дни, но теперь его используют при выпадении волос. Можно так же прополоскать волосы концентрированным отваром полыни, затем слегка втереть его в кожу и замотать голову на 5-10 минут полотенцем.

В кулинарии лечебная полынь применяется для ароматизации салатов, уксуса, майонеза, как приправа к жирному мясу и птице.

Выращивание божьего дерева (полыни лечебной)

В наших климатических условиях божье дерево, хотя и не дает семян, но вполне нормально растет как многолетнее растение. В бесснежные ветреные зимы может частично вымерзать, особенно очень молодые и очень старые кусты. На нужды нормального домашнего хозяйства вполне достаточно одного-двух кустов, достигающих высоты 1,5 м. Поскольку это растение Южной Европы, оно нуждается в солнечном, теплом, защищенном от ветра месте. Наиболее удобное место можно найти с южной стороны дома, забора или хотя бы высоких кустов или деревьев. На одном месте божье дерево может расти до 7 и более лет.

Под посадку нужно подготовить место примерно так же, как под любой кустарник - вырыть яму, внести ведро компоста, 2-3 спичечных коробка огородной смеси удобрений, еще раз все перекопать.

Проще всего размножать это растение делением куста. В начале весны аккуратно отрубается лопатой часть старого куста с краю. Достаточно 3-4 веточек с хорошо развитыми корнями. Затем куст высаживается как обычно, при этом стараются его не заглублять больше чем на 2-3 см по сравнению с тем, как он рос до деления. В первое время божье дерево нуждается в поливе.

Если нет возможности разделить куст, а растение вам все же хочется иметь, попробуйте размножить его черенками. Для этого выбирают одревесневшие черенки с 4-5 почками в период покоя растения (в марте или в начале апреля), когда начнут набухать почки. Чем раньше взяты черенки, тем лучше они укореняются. В марте процент укоренения до 80,6, а в апреле уже 76 в парнике и 54 в грунте без прикрытия.

В домашних условиях их можно высадить в горшки с обычной огородной землей, сверху на почву насыпать 2-3 см песка. Высаживают черенки по 2-3 штуки в горшки на глубину около 7 см, накрывают стеклянными банками для сохранения тепла и влаги и ставят в теплое светлое место. Важно все время поддерживать нормальную влажность почвы.

При недостатке влаги черенки гибнут от сухости, а при застое воды - загнивают. При нормальном ежедневном поливе вода должна выступить в поддон. Всю эту воду сливают. Так же под банки можно в начале апреле высадить черенки в грунт, но укоренится их гораздо меньше. Перед укоренением можно обработать нижний срез черенка стимуляторами образования корней, или хотя бы медом (корни появляются на 20-21 день). Сбор сырья начинают со второго года, когда растения зацветут. При обрезке более чем половины веточек куст нужно подкормить азотными удобрениями.

Заготовка божьего дерева (полыни лечебной)

Начиная с июля и до сентября, срезают неодревесневшие зеленые веточки в начале цветения и сушат их в тени. Запах сухого сырья лимонный, вкус слегка горьковатый. 

< < Бодяк полевой Боровая матка > >
 

Читайте также:

Следующие статьи:

Предыдущие статьи:

zdravyshka.ru

Божье дерево — лечебные свойства, применение и рецепты

Божье дерево — это растение, которое знакомо всем под названием полынь. Оно относится к семейству сложноцветных. Полынь представляет собой либо траву, либо кустарник высотой до полутора метров. Цветки его мелкие, желтого или красного цвета. Сегодня существует более 400 видов божьего дерева, а в странах СНГ их произрастает более 200 видов. Полынь лечебная является самым популярным видом божьего дерева и обладает резким запахом.

Заготовка и хранение

Божье дерево для лекарственных целей заготавливают в начале цветения, то есть в апреле-июне, срезая верхнюю часть на 30 сантиметров вместе с листками и цветками. Сушат полынь в тени, без доступа солнечных лучей, которые разрушают лечебные свойства растения. Хранят высушенное сырье в закрытых мешочках из ткани при стабильной температуре. Нельзя сберегать лекарственное сырье божьего дерева более двух лет.

Применение в быту

Сегодня божье дерево в быту применяется весьма редко. Раньше его пучки развешивали в домах для того, чтобы отгонять мух и прочих насекомых. С его помощью боролись с молью. Поскольку в наше время рынок бытовой химии насыщен множеством препаратов бытовой химии от насекомых, то полынь с такой целью применяют очень редко.

Состав и лечебные свойства

Надземная часть божьего дерева содержит дубильные вещества и органические кислоты, флавоноиды и фитонциды, гликозиды и сапонины, калийные соли и каротин, аскорбиновую кислоту и макроэлементы.

Божье дерево обладает массой лечебных свойств. Его применяют в лечении гипертонии и диабета, заболеваний желудочно-кишечного тракта. А еще полынь хорошо лечит проблемные циклы у женщин, используется как средство, расслабляющее центральную нервную систему.

Применение божьего дерева в народной медицине: рецепты

Существуют различные народные рецепты на основе полыни лечебной. Перечень недугов, которые лечатся с помощью божьего дерева, обширен. Вот только некоторые из них:

  1. Очищение от глистов. Возьмите по чайной ложечке высушенной полыни и гвоздики. Смешайте. Употребляйте по чайной ложке этой смеси дважды в день, запивая ее морковным соком. Божье дерево имеет бактерицидные свойства, но на личинки глистов не действует. Поэтому помощником в полном их выведении станет гвоздика.
  2. Улучшение аппетита. Смешайте поровну божье дерево и тысячелистник. Столовую ложку смеси заварите в 2 стаканах крутого кипятка. Профильтруйте и пейте по 100 граммов трижды в день перед приемом пищи. Срок лечения таким настоем составляет неделю, после чего рекомендуется сделать на 2 недели перерыв.
  3. Лечение онкологических заболеваний на начальных стадиях. Для этого используют корень полыни. Его нужно измельчить. Затем 2 столовых ложки сырья залить стаканом воды и прокипятить 5 минут обязательно с закрытой крышкой. Это необходимо, чтобы эфирные масла не испарились. Также под крышкой нужно настоять целебное зелье. Через 20 минут его фильтруют и употребляют трижды в сутки. Разовая доза — две столовых ложечки.
  4. Лечение заболеваний кожи и простуды. Для этого применяют масло полыни. Готовят его следующим образом. Глиняный сосуд наполняют по максимуму свежей полынью, заливают доверху оливковым маслом и под крышкой настаивают десять дней. Потом масло процеживают, отжимают. Состав должен стать темно-зеленого цвета. Эти маслом смазывают раны, употребляют по чайной ложке внутренне при простудах.
  5. Лечение нестабильного менструального цикла. Измельченную свежую полынь в количестве двух столовых ложек заливают стаканом кипятка и настаивают на протяжении 25-30 минут. Настой употребляют три-четыре раза в день при месячных по две столовых ложки. Это лечебное средство позволит уже через 3 месяца нормализовать цикл, сделать его менее болезненным.

Противопоказания к применению

Иногда при приеме препаратов на основе полыни может возникать тошнота и рвота. Это и есть индивидуальная непереносимость травы. Также она противопоказана при железодефицитной анемии. Травники не советуют употреблять препараты на основе божьего дерева более месяца. Лечение нужно проводить с перерывами.

Нельзя употреблять настои и отвары на божьем дереве при язве желудка и гастрите. Не рекомендуется их употребление и детям, возраст которых не достиг двух лет.

vsegdazdorov.net

Посадите у себя Христово дерево

Дом 21 Апреля&nbsp2016

Жительница Мамоново Альбина Щербакова выращивает на приусадебном участке более 70 видов растений

Facebook

Twitter

Мой мир

ВКонтакте

ОК

Продолжаем рассказывать об опыте калининградских садоводов, которые делятся своими секретами по выращиванию богатого урожая или необычных видов растений.  Сегодняшние «вести с полей» пришли из Мамоново. Там живет Альбина Щербакова, в прошлом почтовый работник, сегодня – пенсионерка и заядлый земледелец. Например, ей удаются просто гигантские головки чеснока – по 200 г каждая! Одной только герани она выращивает более 20 сортов, столько же тюльпанов. Сами подскажут, что надо Кроме овощей и цветов, на приусадебном участке у Щербаковых есть много интересных растений. Сегодня их уже более 70 видов. Коллекция ежегодно пополняется. – Особых секретов у меня нет, – делится Альбина Ивановна, – но в качестве удобрения никогда не применяю химию – только компост, перегной и древесную золу. А еще слежу за состоянием своих посадок и быстро реагирую на их нужды: кому – полив, кому – рыхление, кому – подкормку. Семена и саженцы заказываю по почте, обмениваюсь с другими садоводами, что-то друзья привозят из-за границы. Из последних приобретений – ель коника, карликовый барбарис, самшит и полынь древовидная.У полыни «покладистый характер»  Оказывается, есть несколько видов садовой древовидной полыни (другое название – Божье, или Христово, дерево). Например, полынь Шмидта – это пышный сизо-голубой куст, напоминающий бороду старика. Полынь Абротан с ажурными листьями выращивают как растение-ширму, прикрывающее неприглядные уголки сада, закрывающее от ветра соседние растения. В саду Божье дерево хорошо растет на солнечном месте в любой почве, желательно содержащей известь, с достаточным количеством влаги (без переувлажнения и пересушивания корней). Может расти даже в земле с песком и щебнем. Однако кислая почва для выращивания этого растения не подходит, при посадке в нее добавляют доломитовую муку. На одном месте куст успешно растет десять лет и более. В суровую зиму полынь может подмерзнуть, но затем восстанавливается. Неприхотливый, пышный куст хорошо разрастается и размножается черенкованием. Упав на землю, ветка быстро пускает корни. Если хотите, чтобы растение выглядело красиво, нужно его формировать, подстригать. Благодаря эфирным маслам полынь отпугивает большинство насекомых и не поражается болезнями и вредителями. 

полынь4.jpgДекоративная полынь служит и украшением, и ширмой от ветров для более нежных садовых растений 

щербакова-альбина-ивановна.jpgАльбина Ивановна в прошлом работник почтыСправка «СК» Высушенные листья Божьего дерева, имеющие лимонный запах и горьковатый вкус, применяются как лечебное средство, возбуждающее аппетит и улучшающее пищеварение. Добавляют как пряность в пищу к жирным и жареным мясным блюдам, используют для приготовления соусов и салатов, для ароматизации уксуса и майонеза, для улучшения вкуса и запаха выпечки (в том числе хлеба).

Что поможет бороться с сорняками в огороде«Мне уже 70 лет. Но я активно продолжаю работать на дачном участке. Меня интересует вопрос борьбы с сорняками. Что делать, чтобы они меньше росли?»Галина Григорьевна, Калининград

– Большинство огородных сорняков – это однолетники и двулетники, – говорит калининградский агроном и ландшафтный дизайнер Валентина Башанова. – Размножаются они семенами и производят их очень много. Важно уничтожать эти растения до того, как они начнут формировать семена. Многолетники размножаются не только семенами, но и корнями, клубнями, луковицами. Если срезать только вершки, они прорастут вновь. Если хотите обойтись без химии, чаще скашивайте стебли плоскорезом, это угнетает корни. Рост сорняков подавляет перекопка почвы с переворачиванием верхнего слоя на глубину 25–30 см. А вот проходы между грядками лучше не перекапывать.  Не удобряйте грядки до посева семян или высадки рассады. Более тщательно удаляйте сорняки на грядках с медленно прорастающими семенами (это морковь, петрушка, укроп, шпинат). Делайте на грядках мульчирование скошенной травой (без семян), опилками, перепревшим сеном или соломой, пленкой, картоном. На сильно засоренных участках можно посадить картофель или тыкву.  Если вы все-таки решились против сорняков использовать гербицид (например, «Раундап», «Глифос», «Торнадо»), огородные растения укройте пленкой или специальными щитами, чтобы на них не попал химикат. Соблюдайте сроки применения и нужные концентрации раствора. Отклонение от инструкции не только снизит эффективность обработки, но и нанесет урон овощам, плодам и ягодам. Обработку гербицидом проводите в безветренную погоду по сухой листве.  Не готовьте рабочие растворы впрок. Расходуйте полностью приготовленную дозу. Оберегайте от химикатов детей и животных. Тщательно мойте водой использованное оборудование, а также лицо и руки. И еще запомните такие правила: не закладывайте сорняки в компост, если они успели сформировать семена; в этом случае их сжигают или компостируют отдельно; сорняки на кучах торфа – источник пополнения семян в почве; семена сорняков не теряют всхожести 3–5 лет, сохраняя ее после воздействия морозов и при силосовании; не вносите в грядку свежий навоз – в нем много семян сорняков.

Лилии.jpg

15-МаксДачТ105.jpgСтриж.jpg16-Burman-14.jpg  16-фенсер-11.jpg

16-натяжные-потолки-750-723-14.jpg

16-Nosenko-07.jpg18-карьер-27.jpg  14-Anastasia-14.jpg

16-Baltdez-13.jpg

16-Отличник-25.jpg14-Alfa-plast-10.jpg  14-Edera-06.jpg14-SDK-03.jpg14-Максим-Дачник18.jpg16-6sotok-08.jpg17-SkyDekor-25.jpg12-Bashanova-35.jpg12-Tkachuk-10.jpg17-Poddubnaya-11.jpg  

Facebook

Twitter

Мой мир

ВКонтакте

ОК

strana39.ru

Растение как символ в убранстве православного храма и религиозной жизни кубанцев

«Понятие о символе, – пишет Н. И. Костомаров, – не должно смешивать ни с образом, ни с аллегорией, ни с сравнением: всё это формы в которых выказываеца символ… Если народ имеет определённое понятие о духовном значении какого-нибудь предмета физического мира, то это значит, что такой предмет заключает символ для народа. Народные символы, расположенные в системе, составляют символику народа, которая служит нам важным источником для уразумения его духовной жизни» [1].

Автор статьи рассматривает символику некоторых растений, используемых в благоукрашении православных храмов, домах и быту прихожан. Различные аспекты данной проблемы в частности роль природных свойств растений и наделение их семиотическим статусом, рассматривались в трудах С. М. Толстой, В. Б. Колосовой, А. Б. Ипполитовой и др. Функции растений в кубанской и донской традиционной культуре изучались известным этнографом Н. И. Бондарем, Т. Ю. Власкиной, М. А Карпун и др.

Украшение храма растениями и цветами восходит к первым векам христианства. На стенах катакомб христианская символика изображала рай под видом деревьев и роскошных растений. В частности, пальмовое дерево, было символом рая, как места вечного блаженства. Рай также передавался через рисунок колосьев и цветов с сидящею на нём птицею, а иногда помещал дерево или пальму между двумя голубями. При изображении небесного рая, мы видим колосья или цветы, к которым прилетают души, не только в виде голубей, но вообще в виде птиц [2]. Птица — символ души. Они сидят на виноградных лозах и клюют виноград — плоды божественного учения. На тоже самое указывают слова св. Климента Александрийского «Лоза даёт вино, как Слово дало свою кровь» [3]. Из этого следует заключать, что главное значение виноградной лозы для христиан находилось в символической связи с таинством Причащения, поэтому её любили изображать вместе с уборкой винограда, или питающей своими кистями многочисленных птиц. Эта любовь к изображению уборки винограда отзывается и на всех остальных символах, происшедших от главного символа виноградной лозы — виноградной кисти, чаши, бочки.

Символ изображения сухого и зеленеющего дерева — смерть греховная и возрождение к новой духовной жизни и вообще развивают мысль о возрождении. Пальма — победа над смертью. Что касается маслины, известно, что у язычников маслиничная ветвь была знаком мира. То же значение маслина сохранила и у христиан. Её стали изображать с Ноевым ковчегом или с голубем. Маслина в ковчеге символизирует мир в недрах христианской церкви [4].

Система храмовой росписи сформировалась в Византии в VIII в. при патриархе Фотии одновременно со сложением чина Литургии. В средневизантийский период сложились следующие принципы росписи, такие как: иерархический, со смысловым центром в куполе; евхаристический, с центром в алтарной апсиде; литургический. В целом, храмовые росписи представляют собой образ небесного царства и мира, который включает в себя историю (Священную историю, историю Церкви и страны) и метаисторию (сотворение мира и его конец), символически передаёт устройство и иерархию мира, несёт благовествование и отражает историю спасения [5]. Что касается системы росписи каждого конкретного храма то она всегда индивидуальна, ибо при наличии общей схемы обычно возникают творческие решения, не нарушающие единый строй композиции храмового интерьера. Так тема не аскетического, а героического православия стала основной в системе живописных образов, украшающих стены Свято-Ильинской церкви г. Краснодара. Росписи храма можно читать как книгу истории становления православия на юге России. Из растительного орнамента здесь присутствует виноградная лоза, которая выходит из ребра Господа Иисуса Христа и обвивает крест.

Для первых же кубанских храмов конца XIX-начала XX в. был характерен иерархический принцип росписи, со смысловым центром в куполе. Т. е. в куполе икона Бога Отца, ниже на облаках восемь изображений святых ангелов «без корпусов, одни лики с крыльями». В осмирике под каждым из семи окон написаны тексты Священного Писания. «На восточной стороне осмирика на месте окна, изображены на окнах 12 ликов святых ангелов (без корпусов), а ниже с обеих боков икона Пресвятой Троицы, находящейся вверху иконостаса, два ангела в молитвенном коленопреклонённом положении» [6]. Свидетельства о такого рода росписях в деревянных храмах мы встречаем не только в Закубанье, но и на Линии. Так на Новой (Лабинской) Линии. Из 16 церквей 13-го благочиннического округа роспись имелась в деревянной церкви Святого Николая в ст. Лабинской, построенной в 1855 г и в храмах станиц Родниковской, Бесстрашной и Ахметовской [7]. Но в большинстве случаев, из-за недостаточности средств, деревянные стены окрашивались внутри и снаружи жёлтой или белой масляной краской [8]. По стенам развешивались иконы местного, афонского письма и приобретённые или заказанные в тех местах, где приходилось бывать казаку во время военной службы.

В застеклённых киотах, куда вставлялись иконы имелись цветочные украшения, они отличались виртуозностью в исполнении вырезанных из фольги виноградных гроздьев, гирлянд, листьев аканта и других затейливых элементов. С обеих сторон от иконы помещали два напольных подсвечника, также искусно украшенных бумагой и фольгой [9]. Большое количество таких икон сохранились в кубанских храмах до сегодняшнего времени.

Украшались не только собственно иконы, но и рамы к ним. Резные деревянные киоты-рамы, иногда в виде растительного орнамента, появились на Кубани в 90-х гг. XX в. Иконы как в храмах, так и в домах обрамлялись рушниками (полотенцами) с вышивкой роз, вьюнка и т. д. Рушники на иконах, в глазах молящихся соотносились с омофором, который держит Пресвятая Богородица на руках в иконе «Покров Пресвятой Богородицы».

С 2015 года в главном соборе г. Краснодара, в честь св. Екатерины, киоты с иконами стали украшать пеленой, которая представляет собой плат из красного бархата с золотым шитьём виноградной лозы и колосьев пшеницы. Её подвешивают под иконой. В период Великого поста – время скорби о распятии Христа и покаяния, пелены снимаются с киотов. Эта традиция пришла на Кубань с греческого Афона. В русских летописях упоминание о пеленах встречается при описании церковной утвари, которой снабдил Андрей Боголюбский устроенный им Владимирский собор. Там они названы «портами» и подвешивались под нижний край иконы, спускаясь до пола, и закрывали стену [10].

Святой угол в доме состоял из полочки с иконами и стола-угольника, который также застилался вышитыми рушниками [11]. Жители ст. Мартанской говорят о том, что традиция вешать в святом углу занавесочки и закрывать ими иконы появилась гораздо позже [12].

В церкви вышитым растительным орнаментом украшались закладки для богослужебных книг, облачения священников, воздухи и покровы, которые использовались для покрытия священных сосудов (дискоса, потира) на проскомидии, для Евхаристии при приготовлении и освящении Святых Даров, для покрытия престола, жертвенника.

Желание внести не только вышитые, но и живые цветы в богослужебную практику мы встречаем из воспоминаний о святом праведном Иоанне Кронштадтском: «Вот он входит в квартиру…«Мир дому сему!» Чистая светлая комната, посреди большой стол, накрытый белоснежной скатертью, на нём миска и другие принадлежности для водосвятия. «А где же цветы, цветы где?» Хозяева удивлённо глядят. А сам о. Иоанн уже спускался в сад, откуда через несколько минут воротился, неся в руках цветы, и бодрый, весёлый начал молебен, уложив на белоснежной скатерти, вокруг сверкающего на солнце креста, пунцовые и голубые петуньи, левкои и бархатки» [13].

До 40-х гг. XX в. «во времена наиболее жестоких гонений на Церковь в больших городах в дни великих праздников, в храмы приносили цветы в вазах, цветочных горшках или в корзинах». В 50-х гг. XX в. украшение цветами храмов приняло широкий характер и стало выражаться в недопустимых формах, что вышло за пределы церковно-бытовой нормы. Церковные власти осудили, например, украшение храмов искусственными цветами. Патриарх Алексей I считал искусственные украшения предосудительными потому что они заключают в себе ложь, «но и живые цветы в корзинах, обвитые лентами из древесины, предназначенные для светских торжеств и театров, совершенно неуместны в храмах, а тем более в алтаре». Рекомендовалось украшать иконы живыми цветами, но не в корзинах и не вносить их в алтарь [14].

С 90-х гг., когда началось возрождение церковной жизни и строительство новых храмов, обычай ставить перед иконами вазы с букетами цветов сохранялся.

В современной традиции православный храм на Рождество Христово убирается обычно ветками или даже целыми деревцами ели. Кроме глубокого смысла (вечнозеленые — символ вечной жизни), такое оформление создает торжественное ощущение совершающегося таинства.

В Вербное воскресенье кубанцы приносят на освящение веточки вербы (побеги плакучей ивы вавилонской). В городских храмах в эти дни вводятся в декор вайи (пальма) или саговники (цикас). Ведь именно пальмовыми ветвями приветствовал народ Иисуса при въезде в Иерусалим. На Крестопоклонной неделе украшается цветами Крест Господень. А после нее в храме, среди других, ставят красные и лиловые цветы (в том числе гортензию в горшках или корзинках), что готовит верующих к приближению Страстной седмицы. В Страстную пятницу тщательно украшается плащаница. Композиции около нее делают в корзинах, вазах, на подсвечниках. Плащаница сначала стоит в храме, чтобы верующие могли подойти и поклониться, а затем ее обносят вокруг храма. Выбирают стойкие белые цветы, например, головки гвоздик, мелких хризантем с небольшим количеством зелени.Обычно священник сам определяет набор растений, но, как правило, это традиционные для России пасхальные цветы: гиацинты, тюльпаны, нарциссы. В одних храмах флориста просят сделать вокруг плащаницы гирлянду из 33 гвоздик (по числу лет земной жизни Христа), в других — использовать гиацинты, но всегда речь идет только о белых сортах. Этот цвет символизирует свет и чистоту. Розы и гвоздики традиционно считаются «цветами Христа».

На праздник Преображения Господня тоже предпочтительны белые цветы. На Кубани в этот день приносятся для освящения разноцветные букеты цветов и плоды (виноград, груши, яблоки).

Белые лилии — символ непорочности и чистоты используются при украшении храма в праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы. Вот почему ими обрамляют образа Богородицы на Благовещенье, а в день почитания архангела Гавриила и его образ, т. к. он принёс весть о рождении Христа. Очень интересно оформляют икону и плащаницу на Успенье Богородицы. Белые цветы соединяют с синими и голубыми (по символике — цвета неба и веры), а в гирлянде на плащанице – вновь белые лилии.

В начале лета — праздник Святой Троицы. Храм убирается зелеными ветками липы, лесными, луговыми, полевыми цветами. Пол посыпается травами.

В храме не ставятся ядовитые растения. К растениям «сомнительного свойства» можно отнести багульник, коноплю, табак, борщевик, белену, сон-траву, плакун-траву [15].

В календарном круге и обрядах жизненного цикла кубанцев большое место уделялось растению. Как мы уже говорили, в храмах иконы, как на стенах, так и на иконостасе украшались венками из живых или искусственных цветов. Эта традиция идёт из древности, когда в дни праздников здания украшались венками. Их также могли одевать на голову. В книгах Нового Завета венок символизировал победу и награду [16]. Обряд венчания, который совершался возложением брачных венцов на головы брачующихся первые христиане выразили посредством изображения венков из цветов. Вышитые венки с монограммою — символом брака, мы встречаем на кубанских рушниках, которые заранее готовились к свадебному обряду. Есть варианты свадебного рушника — венок поддерживают два голубя или с двух сторон от венка помещаются вазы с цветами, как правило розами.

В традиционной культуре прообразом брачных венцов являлись венки, которые плели женщины в ст. Успенской Белоглинского района и во время чтения трёх коленопреклонённых молитв в день Святой Троицы. Одна из наших собеседниц, старалась сплести за это время два венка и поскольку она венчалась с мужем, домой она возвращалась, надев его на голову. Церковные венцы символизируют «царское достоинство, Царствие Небесное и мученичество без которого невозможно заслужить и Царства Небесного» [17]. Нами записывались случаи, когда жениха и невесту вели после венчания домой в венцах [18]. Растение активно использовалось в свадебном обряде. Гильце — ветка дерева, украшенная материальными символами богатства и достатка, во время свадьбы могло стоять на угольнике в святом углу вместе с иконами [19]. Калина – символ невинности, девственности используется в кубанской традиции при украшении свадебного каравая.

В похоронном обряде начала XX века, мы отмечаем присутствие цветов (мальвы, лилии, астры, хризантемы), если похороны проходили в весенне-осенний период [20]. В советское время в обряде появились сухие (базилик, васильки) и искусственные цветы и венки. Во время шествия похоронной процессии, впереди гроба на землю бросались цветы. В духовных стихах которые пелись и поются на похоронах, поминках вспоминались цветы в контексте описания рая: «Рай присветлый навастоки, вечной радости страна. Лутьше царских там палаток, там блаженства глубина. Там чертоги все златые, виноградные сады. Обитают там святые, всюду дивные плады. Там одета всё цветами, розы запах издают. Рощи с дивными древами, вечно ангелы поют»[1] [21].

Жизнь человека строилась согласно календарному году, включавшему в себя великие двунадесятые и малые праздники, посты, дни поминовения усопших. Растение использовалась здесь как в эстетических, так и практических целях. Так, под Рождество Христово «стены и углы жилища украшали бумажными цветами [22]. В святой угол клали траву, которую заготавливали в день Святой Троицы. На старый новый год (14 января – С. Г.) происходил обряд посевания «в святой угол, на иконы, стол, хозяев в сопровождении специальных словесных текстов, сыпали пшеницу, кукурузу, горох, семена подсолнуха, ячменя, овса, проса. «Зерно после посевания собирали, хранили, а перед севом, посадкой огорода, его рассевали по всей грядке или относили это зерно к воротам, чтобы был урожай» [23]. На Троицу святой угол украшался травкой и веточками с деревьев [24]. Троицкую траву, в том числе венки использовали в лечебных целях для мытья головы, постилали корове, кто умер «натаптывали падушку» [25]. На первый Спас, жители святили мак и хранили его в доме. Им посыпали цыплят, коров, «шоб никто не позавидовал на них» [26], просверливали в роге дырку и засыпали освящённый мак «от всех нечестей и врагов» [27]. Помимо мака, мёда и соли в первый спас освящали цветы, в т. ч. васильки (Благовещенская, Варениковская, Гостагаевская). Васильки как и Троицкая трава хранились за иконой [28]. На второй (яблочный) Спас освящали плоды с фруктовых деревьев, орехи, цветы. Вербные веточки, принесённые из храма или полученные из рук священника, стояли также в святом углу [29], а затем использовали в различных бытовых нуждах [30]. В ст. Чамлыкской ей «освящали» углы комнат, пастбища: «крестом махали: во имя Отца и Сына и Святого Духа». Рогатый дойный скот водили вербной веткой по хребту от рог до хвоста с теми же словами [31].

В традиционной культуре кубанцев существовали различные обряды и ритуалы, связанные с растительностью. В книге известного кубанского этнографа, проф. Н. И. Бондаря отмечается, что центральное место в празднике Троица «занимает персонифицированное деревце, вокруг которого развиваются основные события: завивание венков, кумления… В ст. Чамлыкской в лесу выбирали развесистое дерево, на него вешали крест, кумились, вокруг него водили хороводы, здесь же проводилась трапеза [32]. Другим примером использования деревца (ветки) служат обряды, связанные с «кукушкой». В выше названной станице нами записан обряд «похороны кукушки». В праздник Вознесения Господня наряжалась ветка дерева цветами, лентами, с которой ходили по станице и пели обрядовые песни, но прежде эта группа заходила в церковь на праздник. Кукушка в это время стояла в притворе храма. После службы женщины продолжали с песнями обход станицы. В этот же день кукушка аккуратно закапывалась, чтобы её не повредили дожди и лежала в земле до праздника Троицы. В этот день её откапывали и устраивали гулянья, праздничный обед [33]. В ст. Успенской дети и взрослые наряжали кукушку-веточку, одевали лентами, игрушками и ходили по улице, жарили и ели яичницу, но совершался этот обряд в день, когда Церковь празднует память святых жён-мироносиц. Здесь этот праздник назывался Моргоски [34].

Таким образом, украшение православных храмов и икон на Кубани венками из живых и искусственных цветов, букетами, росписями и вышивками в виде растительного орнамента сохранялось на протяжении всего рассматриваемого периода. Привносятся новые для Кубани традиции – украшение икон вышитой пеленой. Отмечается появление, особенно в городских храмах, большого количества флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей из разнообразных природных материалов: цветов, листьев, трав, ягод, плодов. Это связано с появлением нового направления в искусстве – церковной флористики. В домах прихожан в святом углу сохраняется присутствие освящённых растений (вербы, Троицких букетов). Продолжается традиция освящения цветов, плодов, растений в дни церковных праздников, но практически прекратилось их использование в хозяйственно-бытовых нуждах прихожан.

С.Н. ГЕТМАНСКАЯ,

к.и.н., старший научный сотрудник НИЦ ТК ГБНТУ «Кубанский казачий хор»

Примечание

  1. Зеленина Я. Э. Христианская символика в трудах графа А. С. Уварова // А. С. Уваров Христианская символика. М., 2001. С. 224.
  2. Уваров А. С. Христианская символика. М., 2001. С. 156.
  3. Там же. С. 173.
  4. Там же. С. 192-195.
  5. Журнал Московской патриархии. 2015. №4. С. 69.
  6. Государственный архив Ставропольского края (далее — ГАСК). Ф. 135. Оп. 47. Д.402. Л. 1об.-2.
  7. Православная церковь на Кубани (конец XVIII-начало XX в. ): сб. документов. Краснодар, 2001. C. 289
  8. 8. ГАСК. Ф. 135. Оп. 3. Д. 396. Л. 246-246 об
  9. Цеханская К. В. Почитание православных святынь в России. М., 2013. С. 181.
  10. Там же. С. 186.
  11. Полевые материалы кубанской фольклорно-этнографической экспедиции — 2008 г. (далее — ПМ КФЭЭ-2008). Ст. Суздальская. Р-на г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к №3953. Инф.: Сандальчиди Н. М., 1940 г. р., Проценко М. Ф., 1926 г. р.; Там же. А/к №3965. Инф.: Панченко Л. Я., 1938 г.р. Панченко И. А., 1940 г. р; Там же. Ст. Саратовская. г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к №3978. Инф.: Крапивка У. С. 1928 г. р.
  12. ПМ КФЭЭ – 1992. Ст. Мартанская. Р-на г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к №305. Инф.: Мамаева М. П., 1916 г.р.; Там же. А/к №308. Инф.: Мамаева М. П., 1916 г.р.
  13. Константинов Дмитрий, свящ. Гонимая Церковь: Русская Православная Церковь в СССР / Ред. Попов А. В. – М., 1999. С. 115.
  14. Там же. С. 116.
  15. http://www.tropinka.orthodoxy.ru/raznoe/cvety.htm.
  16. Уваров А. С. Указ. соч. С. 196.
  17. http://foma.ru/chto-simvoliziruyut-venczyinavenchanii.html.
  18. ПМ КФЭЭ – 2010. Ст. Мартанская. Р-на г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к №4232. Инф.: Гончарова (Рыжкова) М. Ф. 1930 г. р.
  19. ПМ КФЭЭ – 1992. Ст. Мартанская. Р-на г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к № 314. Инф.: Бражников С. П., Бражникова А. Т.
  20. Фото из архива казачьего общества ст. Медвёдовской Тимашевского р-на Краснодарского кр.
  21. ПМ КФЭЭ – 2016. Ст. Воронежская. Усть-Лабинского р-на Краснодарского кр. Тетрадь с записью духовных стихов. Рукопись.
  22. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2011. С. 35.
  23. Там же. С. 90.
  24. ПМ КФЭЭ – 1992. Ст. Мартанская. Р-на г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к 325. Инф.: Крячина Е. Л., 1910 г.р.
  25. ПМ КФЭЭ – 2012. Ст. Успенская Белоглинского р-на Краснодарского кр. А/т 5320082. Инф. Оберная Л. П., 1939 г. р.
  26. ПМ КФЭЭ – 1992. Ст. Мартанская. Р-на г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к 308. Инф.: Мамаева М. П., 1916 г.р.
  27. ПМ КФЭЭ – 2009. Ст. Чамлыкская. Лабинского р-на Краснодарского кр. А/к 4130. Инф.: Клименко Р. П. 1926 г. р.
  28. Бондарь Н. И. Указ. соч. С. 221.
  29. ПМ КФЭЭ – 2010. Ст. Мартанская. Р-на г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к 4222. Инф.: Мажневская В. Г.
  30. Бондарь Н. И. Указ. соч. С. 151-152.
  31. ПМ КФЭЭ – 2009. Ст. Чамлыкская. Лабинского р-на Краснодарского кр. А/к 4130. Инф.: Клименко Р. П. 1926 г. р.
  32. Бондарь Н. И. Указ. соч. С.182.
  33. ПМ КФЭЭ – 2009. Ст. Чамлыкская. Лабинского р-на Краснодарского кр. Полевой дневник Жигановой С. А.
  34. ПМ КФЭЭ – 2012. Ст. Успенская. Белоглинского р-на Краснодарского кр. А/т 5320082. Инф. Оберная Л. П., 1939 г. р.

[1] Автором сохранена грамматика оригинала.

Материал опубликован: Гетманская С.Н. Растение как символ в убранстве православного храма и религиозной жизни кубанцев (конец XIX — начало XXI вв.) // Традиционная культура народов России». История, динамика, современное состояние. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2016. С. 89-99.

(146)

kanonkuban.ru

Прекрасные вестники Рая – растения, как символы христианства

Верба

Нам издревле знакома нежная верба — славянский символ весны и воскресающей природы. Но все ли знают, что в христианской культуре верба — это «райское древо»? В этом смысле она равнозначна библейской пальме. Представления о деревьях рая известны многим народам. В Элладе райскими деревьями считались яблоня и олива. Кельтское название рая — Авалон — переводится как «страна яблок». Принесение в дар райской ветви герою или царю было символом их посмертной награды. В христианстве роль «райского ключа» перешла к пальмовой ветви, ее вручил архангел Гавриил Богоматери за три дня до Ее Успения — в знак торжества вечной жизни над телесной смертью. Жители Иерусалима бросали пальмовые ветви под копыта белого осла, на котором въехал в город Иисус. В символике входа Христа в Иерусалим пальмовые ветви «предызображают» Его судьбу.

На Руси пальмовые ветви были заменены веточками вербы. В Вербное воскресенье цветущие ивовые прутики освящают в православных храмах, а само дерево в недалеком прошлом сажали в изголовьях могил как символ воскресения, торжества жизни над смертью, надежды на встречу в грядущем Царстве Божьем.

К светлому, радостному образу вербы близка и библейская вечнозеленая олива — символ Божьего благословения: «А я как зеленеющая олива в Доме Божьем…» В Библии дикая олива символизирует язычников, а культурная — Церковь Христову. Однако и Христос, и ветхозаветные пророки чаще употребляли сравнения со смоковницей. По поводу их истолкования у богословов нередко возникают споры; этот библейский символ столь же неоднозначен, сколь и биология самого дерева. Ботаники окончательно разобрались в его тайнах лишь в конце 19-го века.

Смоковница

Существует два типа смоковниц. У первого в соцветиях-сикониях, напоминающих полую грушу с отверстием на вершине (цветки расположены на внутренних стенках соцветия), находятся только женские цветки. Эти деревья называют фигами, и именно они дают съедобные плоды — смоквы. У второго типа в сикониях есть и мужские (тычиночные), и женские цветы. Такие деревья называют каприфигами. Они не дают съедобных плодов, поскольку в полостях их соцветий поселяются осы бластофаги, которые переносят пыльцу с мужских цветов каприфиг в соцветия фиг. Так завязывают плоды сорта, происходящего из малоазиатского региона (смирнские). Сорта смоковниц, происходящие из Южной Европы (адриатические), завязывают плоды безо всякого опыления (партенокарпически — подобно бессемянным грушам и винограду кишмиш).

Выращиванием смоковниц люди занимаются с глубокой древности. Возраст одного из древнеегипетских барельефов с изображением сбора фиг — около четырех тысячелетий. Древние земледельцы знали о том, что в каприфигах живут осы, но не догадывались об их истинной роли. Способ плодоношения смоковниц представлялся им сверхъестественным: они полагали, что эти деревья вообще не цветут. Тем не менее, исходя из практического опыта, развешивали связки каприфиг в кронах смирнских смоковниц. Малоазиатские жрецы превратили эту процедуру в религиозный обряд и держали в тайне его детали (обряд включал в себя и символические свадьбы местных богов и богинь, призванные увеличить плодородие земли, людей и животных).

Вполне возможно, что проклятое Иисусом одинокое придорожное дерево из «Притчи о бесплодной смоковнице» принадлежало к малоазиатскому типу и не плодоносило из-за отсутствия осопылителей.

Образ бесплодной смоковницы есть у Иоанна Крестителя: «Всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь», то есть в грядущее Царство Божье войдут лишь те, кто «сотворит достойные плоды покаяния». Подчас этот символ понимали слишком прямолинейно. Ивану Грозному принадлежала икона с изображением Иоанна Крестителя и срубленной смоковницы. Известно, как поступал Грозный с людьми, которые, по его мнению, «не сотворяют добрых плодов»… Икона находится в экспозиции Музея древнерусского искусства в Спасо-Андрониковом монастыре.

Образ смоковницы имеет и другие грани. Выражение «сидеть под смоковницей» означало мир и благосостояние. Весеннее пробуждение смоковниц должно напоминать людям о приближении лета, а иносказательно — грядущего Царства Божьего. В православном мире эта роль перешла к уже знакомой нам вербе. Кто хоть раз побывал в еще по-зимнему стылом сумрачном апрельском лесу, озаренном золотистым светом цветущих ивовых кустов, согласится, что это одно из незабываемых чудес северной природы. Православное сознание наполнило это чудо глубоким религиозным смыслом.

САД ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ

Церковь называет Богородицу «Райским Садом», произрастившим Древо Жизни — Христа. Можно сказать, что Ей принадлежат все растения, но все же нескольким деревьям и травам выпала особая честь представлять Ее светлый образ на земле. В Ветхом Завете есть образы, которые интерпретируют как пророчества о Богоматери. Она предстала перед Моисеем в виде горящего тернового куста («купины»), и пламя не причинило растению никакого вреда. Православная Церковь именует Богоматерь «Неопалимой Купиной»: «Якоже купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси и пребыла еси» — родив Спасителя, Дева не утратила своей девственности. Эти слова молитвы понимают и иначе: Мария родилась и жила на грешной земле, но не была опалена огнем греха.

Дева Мария

Христианское искусство нередко изображает Пресвятую Деву в окружении огненного сияния, с Предвечным Младенцем на руках — в пламени куста или на фоне восьмилучевой звезды, образованной двумя ромбами, красным и зеленым. Красный символизирует огонь (и земной мир), а зеленый изображает чудесный куст (это также один из символов мира небесного). Этот иконографический тип называется «Неопалимая Купина». Впервые такая икона была принесена на Русь в 1390 году палестинскими иноками, признана чудотворной.

Считается, что такие иконы оберегают от огня. «Неопалимой купиной» называют и растение из семейства рутовых — ясенец (Dictamnus albus). Это обитатель Средней и Южной Европы, Сибири и Кавказа; на востоке ареал растения достигает гималайских высокогорий. Ясенец — травянистый многолетник с плотными перистыми листьями и кистями белых или розовых цветов с длинными выступающими тычинками. Растение вырабатывает летучие легковоспламеняющиеся вещества — эфирные масла. В погожие летние дни они испаряются с листьев и цветов в таком количестве, что становятся видны как светящаяся «аура», особенно заметная при боковом освещении. Если поднести зажженную спичку, то летучие пары сгорают с яркой вспышкой, не причиняя вреда растению. Некоторые комментаторы Библии считают ясенец тем самым «горящим терновником», однако в Аравии, Египте и на Ближнем Востоке он не встречается и такое предположение лишено оснований. В Индии ясенцу поклоняются парсы — потомки зороастрийцев-огнепоклонников. Известен ясенец и в Европе. Он издавна выращивается в садах как декоративное и пряно-вкусовое растение (листья обладают лимонным запахом).

ясенец

В Европе он получил имена «горящего куста» и «свечи Господней». На Руси ясенец в старину сажали при храмах как символ Пречистой Девы, однако сейчас это удивительное растение стало редкостью.

Ветхозаветным пророчеством о Богоматери считают и одним из образов «Книги Бытия» — девственную, первозданную землю, которая без семени произвела все сущее. На Руси в дохристианскую эпоху тоже существовал сходный образ — могущественная языческая «небесная царица», богиня плодородия. Ее славянское имя утеряно; у мордвин — соседей славян — она называлась Азерава и повелевала урожаем, дождем, браком и рождением. Священным деревом богини была береза, а священной птицей — плодовитая курица. О ритуалах в честь этой богини напоминают православные троицкие березки, традиционное угощение яичницей. Троица и следующий за ней Духов день — это (на бытовом уровне) дни Земли-именинницы, торжествующей природы и девичьих хороводов. Так в славянском сознании соединились образы родной природы, Богоматери и девичества. В Троицын день православные храмы украшают срубленными березками, зелеными ветвями и полевыми цветами, которые символизируют благословение природы Богом.

Продолжение следует.

Автор: Е. Черняева.

P. S. Духи вещают: А еще с некоторыми священными растениями порой связаны и настоящие мистические истории. Такие истории вы можете почитать, например, на сайте http://nosecret.com.ua/stati-kategorii/luchie-misticheskie-istorii, где целая неплохая подборка реальной мистики.

waking-up.org


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта