Рассказы русских классиков о растениях детям. Рассказ о растении
Рассказы русских классиков о растениях детям читать онлайн
Содержание:
Чтение рассказов о растениях – важный элемент эстетического воспитания детей. Лучше всего для этой цели годятся произведения классической литературы.
Самые популярные авторы, работавшие с природоведческой тематикой, – Н. Сладков, К. Ушинский, М. Пришвин, С. Аксаков. Их произведения не только помогают развитию речи и образного мышления детей. Они открывают даже в простой травинке и обыкновенном одуванчике целый мир и особый характер.
В этой подборке предложены самые рассказы этих авторов, подходящие для чтения детям. Одуванчики, берёзы, водяные лилии, камыши – все растения, описанные классиками, живут своей жизнью и помогают людям.
Весна
Ушинский К.Д.
День начинает заметно прибавляться ещё с половины декабря; а к 9-му марта он займёт уже половину суток. Начало весны потому и считается с 9-го марта.Солнце весною не только дольше остаётся на небе, но и греет с каждым днём заметно сильнее.
Снег начинает мало-помалу таять, и вода ручейками сбегает с земли в реки и озёра. Скоро и лёд на реках уступает влиянию лучей солнца. По берегам рек появляются большие полыньи. Пройдёт ещё с неделю — и весь лёд подымется прибывающей водою, почернеет, начнёт ломаться, и рыхлые льдины понесутся по течению реки. Воды в реке в это время прибывает столько, что она не может поместиться в берегах: выступает и разливается по окрестным лугам. Разлив рек зовут водопольем. Иная речонка такая маленькая, что летом ее переходили вброд, в водополье разливается на пять, на шесть вёрст и более. Наша Волга-матушка, в которую вливаются тысячи рек и речонок, расстилается весною словно море. Люди спешат воспользоваться недолгим богатством воды, и большие барки, нагруженные товарами, ходят весною там, где летом чуть не бродят куры.
На полях появляются сначала проталины: но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдёт ещё неделя, другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится всё синее, а воздух всё теплее.
Ещё не весь снег сойдёт, когда там и сям начнёт уже показываться, возле старой пожелтевшей травы, новая, ярко-зелёная травка. На полях, где крестьяне ещё с осени засеяли рожь или пшеницу, подымается и зеленеет озимь, словно зелёный бархат.
Вместе с травой появляются и первые цветы. Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Появляется кое-где и жёлтый одуванчик, тот самый, что со временем наденет свою пушистую белую шапочку, круглую, как шар, и до того лёгкую, что стоит только на неё дунуть — и она вся разлетится.
Деревья также пробуждаются от зимнего сна и, разогретые солнышком, наполняются соками. Если прорубить в это время кору берёзы или клёна, то из-под неё закаплет сладкий и душистый сок.
Почки листьев подготовлены деревом ещё с осени. Всю зиму оставались они в одном положении и были едва заметны; теперь же они начинают быстро наливаться, расти, скидать свою коричневую шелуху и развёртываться в зелёные листья.
На вербе появляются пушистые цветы, или барашки. Вы, вероятно, заметили их на вербовых ветках в Вербное воскресенье? Потом появляются чуть заметные, липкие и душистые листья берёзы. Прошло ещё дней десять — и кудрявая, ярко-зелёная берёзка, с белым, опрятным стволом своим, стоит разубранная, будто на праздник: весёлая, яркая, душистая. За берёзой спешит распуститься липа, ольха, дуб. Лапчатые листья клёна не заставляют долго ждать себя. Кустарники и деревья друг перед другом спешат принарядиться на праздник весны. Сначала зелень на деревьях кажется жидкой, потому что листочки ещё малы, да и сквозь зелёную яркую траву кое-где просвечивает ещё чёрная земля. Но листочки и трава растут быстро, — к маю всё зазеленеет: рощи снова станут непроглядными, а на полях запестреют тысячи цветов. Зимой царствует однообразие: всё один и тот же снег. Но весной каждый день появляется что-нибудь новое: то проглянет голубенький глазок незабудки; то развернётся благоухающая чашечка ландыша, а ещё вчера её не было; то заблестят в зелени беленькие цветочки земляники, из которых к концу весны выйдут сочные, красные ягоды. Вишни, яблони, груши покрываются белыми и бело-розовыми цветами. Всё празднует весну, всё цветёт и благоухает.
Не везде весна начинается в одно и то же время. Чем южнее, тем и весна становится раньше. В Крыму уже в феврале рвут цветы, а в Архангельске и в апреле можно отморозить нос.
Птиц, вместе с весной, появляется множество. Первые прилетают грачи и криком своим напоминают, что весна началась. Они появляются почти всегда около 9-го марта. Но вот и жаворонок, поднявшись высоко в воздухе, запел свою звучную песню. Быстрые, острокрылые ласточки прилетают несколько позже. Скворцы, дрозды, кулики, дикие голуби, кукушки появляются одни за другими и населяют поля, леса и рощи, недавно ещё безмолвные.
Высоко в воздухе тянутся с юга на север стаи журавлей, диких уток, гусей и лебедей. Скоро и соловей начнёт свою звонкую песню. Одни из этих птиц, дикие гуси, журавли, лебеди, летят далее; другие остаются у нас на всё лето; те, которые остаются, принимаются вить гнёзда: носятся, кричат, трудятся, собирают сухие веточки, солому, мох, траву.
Хлопотливые муравьи, пёстрые бабочки, неуклюжие жуки, а потом несносные комары и мошки, тысячи самых разнообразных, летающих и ползающих насекомых выходят на свет Божий. Трудолюбивая пчёлка, проспавшая долгую зиму в тёплом улье, просыпается, покидает свою восковую келью и летит собирать сладкий мёд с цветов.
В зверином царстве заметно меньше перемены. Диких зверей вообще можно видеть редко. Но зато нельзя не видеть, как рад весне домашний скот. Простояв долгую зиму в хлевах, лошади, коровы, овцы весело выбегают в поле, и пастуху не приходится долго вызывать их из дома своей длинной трубой.
Рады люди первому снегу, но рады ещё более первым цветам. Всякое время года приносит свои удовольствия и свои заботы. Двойные рамы вынимают в домах; свежий воздух и яркий свет врываются в комнату. Звуки с улицы, которых целые полгода не было слышно за двойными стёклами, раздаются громко. А для крестьян сколько предстоит работы! Но они работы не боятся. За зиму хлеб, овёс, сено и даже солома — все переведется: одно на пищу людям, другое на корм скоту. Надобно приниматься за работу, чтобы было что есть к будущей осени и зиме.
Исправляет крестьянин телегу, ладит борону и соху и, когда земля немного по- обогреется и пообсохнет, едет в поле. Он пашет, боронит поле и сеет на нём яровое, что должно быть посеяно и собрано в одном и том же году: овёс, гречиху, ячмень, просо. В огородах копают гряды, садят картофель, лук, горох, бобы, капусту; сеют коноплю, свёклу, морковь, репу. В столицах люди достаточные переезжают на дачи, где садовники устраивают клумбы, садят и сеют цветы. Радуется весне и бедняк: слава Богу — стало теплее! Божье солнышко светит для всех даром, для всех одинаково; дров нужно меньше и худое платье сноснее.
Знойный полдень
Аксаков С.Т.
Я всегда любил и люблю жары нашего кратковременного лета... Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнёт зелёный, как весенний луг, широкий пруд, затканный травами, точно спит в отлогих берегах своих; камыши стоят неподвижно.
Материк и чистые от трав протоки блестят как зеркала, всё остальное пространство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То ярко-зелёные, то тёмноцветные листья стелются по воде, но глубоко ушли корни их в тинистое дно; белые и жёлтые водяные лилии, цвет лопухов, попросту называемые кувшинчиками, и красные цветочки тёмной травы, торчащие над длинными вырезными листьями, разнообразят зелёный ковёр, покрывающий поверхность пруда.
Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову!
Рыбе также жарко: она как будто сонная стоит под тенью трав. Завидя лакомую пищу, только на мгновение лениво выплывает она на чистые места, пронзаемые солнечными лучами, хватает добычу и спешит под зелёные свои навесы.
Золотой луг
М.М. Пришвин
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: Очень красиво! Луг - золотой.
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Как рубашка в поле выросла
Ушинский К.Д.
I
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
— Что ты, батюшка, делаешь?
— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».
Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:
— Славная у тебя рубашечка будет!
Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».
Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
II
Когда лён просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыли.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:
— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался он мягким и шелковистым.
— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку» .
Ill
Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые белые, как снег, рубашечки.
Хитрый одуванчик
Н.И. Сладков
Говорят, хитрей лисицы и зверя нет. Зверя, может, и нет, а вот одуванчик хитрее лисы! На вид простак простаком. А на деле себе на уме. Страсть хитрый!
Холодно весной, голодно. Все цветы в земле сиднем сидят, ждут своего тёплого часа. А одуванчик уже зацвёл! Лучится как ясное солнышко. С осени он в корнях еду припас; всех обскакал. Спешат на его цветы насекомыши. Ему и ладно: пусть опыляют.
Завяжутся семена, одуванчик бутон закроет и, как колыбельку с близнецами, тихо опустит бутон вниз. Малышам ведь нужны покой и тепло: пусть набирают сил, лёжа спокойненько на земле в тёплой люльке.
А подрастут малыши, вырастут у них крылья-летучки — пора в путь-дорогу, на новые земли, в зелёные дали. Теперь им высота нужна, нужен простор и ветер. И одуванчик снова поднимает свой стебель, выпрямляет его как стрелу, выше всяких ветрениц, кошачьих лапок, мокриц и травок-купавок. Разлетайтесь и прорастайте!
Лисице что: у неё четыре ноги, острые зубы. И лисенят всего пяток. Попробовала бы она вырастить сотню детишек, когда вместо ног только корень, а вместо зубов — стебель да лист. Ни убежать, ни спрятаться, ни увернуться. Букашка и та грозит. Вот и хитрит одуванчик, не сходя с места. И ничего — процветает.
www.tikitoki.ru
Рассказы о растениях К. Д. Ушинского
Спор деревьев
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.
Лес и ручей
Пробегая по влажной лесной темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ясное небо, и далёкую окрестность, не пропускает к нему ни ясных лучей солнца, ни шаловливого ветерка.— Хотя бы пришли люди и вырубили этот несносный лес! — журчал ручей.— Дитя моё! — кротко отвечал ему лес. — Ты ещё мал и не понимаешь, что моя тень хранит тебя от иссушающего действия солнца и ветра, что без моей защиты высохли бы быстро твои ещё слабые струи. Погоди, наберись прежде силы под моей тенью, и тогда ты выбежишь на открытую равнину, но уже не слабым ручейком, а могучей рекой. Тогда, без вреда для себя, будешь отражать ты в своих струях блестящее солнце и ясное небо, будешь безопасно играть с могучим ветром.
Грядки гвоздики
Трое детей выпросили у матери каждый по небольшой грядке гвоздики и дожидались с нетерпением, когда цветы распустятся, потому что на гвоздике уже показались почки.
У младшего из братьев, однако же, недостало терпения дожидаться, пока почки развернутся сами, и он, прибежав рано утром к своей грядке, расковырял сначала одну почку: хорошенькие пестрые лепестки показались из-за зеленой оболочки.
Мальчику это понравилось, и он проворно раскрывал одну почку за другою; наконец вся его грядка зацвела.
– Посмотрите, посмотрите! – кричал он братьям, прыгая от радости вокруг своей грядки и хлопая в ладоши.
– Посмотрите, моя гвоздика уже цветет, а на ваших грядках только листья да зеленые почки.
Но радость мальчика была непродолжительна. Солнце поднялось повыше, и пестрые цветочки, раскрытые насильственно и прежде времени, печально наклонились к земле, а к полудню потемнели и совершенно завяли.
Преждевременная радость мальчика превратилась в печаль, и он горько плакал, стоя у своих увядших цветов.
История одной яблоньки
I
Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.
Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.
Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой - и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.
Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».
Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.
II
Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, - думает она, - когда меня из лесу в сад перенесли», - и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу.
На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать.
Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».
Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл.
III
Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой.
Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами.
Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!
И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги для прищеп.
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Цветы и травы в картинках, заданиях, стихах и рассказах для детей.
Цветы полевые и луговые: рассказы и сказки о цветах для детей, развивающие задания, речевые игры, стихи, картинки. Детям об ароматных травах. Познавательное видео для дошкольников и младших школьников.
Летом мы выезжаем за город — в турпоходы, на дачу, на отдых. И вокруг мы видим много разных цветов и трав. А всегда ли мы можем рассказать о них детям и ответить на их вопросы. К сожалению, часто бывает так, что малыш отлично осведомлен об экзотическом «шоколадном дереве» или «мармеладном дереве», а вот василек и колокольчик в природе не узнает, и удивительные секреты родной природы для него закрыты. А ведь окружающая нас в России природа так красива!
Давайте вместе отправимся в путешествие в царство полевых и луговых цветов. И расскажем о них нашим малышам.
Дополнительный материал к этой статье — летние загадки о растениях Вы найдете в статье «Загадки»
Энциклопедия цветов для малышей
В этой статье Вы найдете много интересного материала о цветах и травах для детей. Не нужно рассказывать ребенку сразу же о всех растениях. Ведь главная задача — это не наполнить малыша информацией, а пробудить его любознательность. научить задавать вопросы, думать, делать выводы, экспериментировать, находить взаимосвязи. Именно такие задания Вы найдете в этой статье.
Сначала во время прогулки найдите те цветы, с которыми Ваш малыш встречается наиболее часто и познакомьте его с ними. Дайте малышу возможность увидеть удивительное в незаметном и привычном! Это совсем другой взгляд на мир — взгляд Человека разумного, Человека — творца, Человека — исследователя и художника!
Очень важно, чтобы ребенок увидел растение в природе, а не только на картинке или в видео Чтобы он погладил осторожно и нежно листочки, стебелек, ощутил запах цветка, понаблюдал за насекомыми, которые кружатся около цветка и на него садятся. Это те жизненные впечатления, которых ничто не заменит!
Рассмотрите с ребенком несколько луговых или полевых цветов (2-5), которые Вы найдете. Спросите ребенка:
- Что общего между всеми ними? (Это цветы. У них есть корень, стебель, листья, цветок — назовите эти части цветка).
- Зачем цветку нужен корень? Что будет с цветком, если он останется без корня?
- А зачем цветку стебли? Листья? Семена?
- Чем цветки отличаются от деревьев? От кустарников?
- А чем эти цветы отличаются друг от друга? (Чем отличаются их стебли? Листья? Цветки? по размеру, форме, расположению, окраске).
Придумайте вместе с малышом загадки-описания цветков. Запишите их в красивую тетрадь или альбом. загадайте друзьям и родственникам. Хорошо, если Вы составите целый путеводитель с картинками про цветы и впишите в него загадки, придуманные малышом.
Придумать загадку о цветке очень просто. Разложите перед малышом 3 картинки с цветами. И попросите его описать один цветок так, чтобы Вы догадались, что это. Правило — называть название цветка нельзя, это ведь загадка!Примеры картинок: для детей 4-5 лет — ромашка, василек, клевер. Для детей 5-7 лет: василек, цикорий, колокольчик (все цветки синего оттенка, поэтому их сложнее описать).
- Какой у цветка стебель (толстый или тонкий, прямой или изгибающийся. ветвистый.
- Какие у цветка листья (большие или маленькие, узкие или широкие, острые или с округлыми краями).
- Какие у цветка цветы (какого цвета, размера, формы, какая серединка цветка, где расположены цветки, много ли их на растении).
- Что мы еще знаем о цветке (как его используют, сказки о цветке, где растет и т.д.)
Сориентироваться в мире цветов и трав, открыть их секреты Вам и Вашим малышам помогут познавательные видео для детей, а также рассказы, задания, картинки из этой статьи.
Познавательное видео для детей «Луговые цветы»: детям о родной природе
Познавательное видео для детей «Ароматные травы»: знакомимся летом с растениями
Рассказы о луговых и полевых цветах в картинках для детей
Герань луговая
Герань растет не только дома на подоконнике. Она растет и на лугу. Герань, которая растет на лугу, называют… как ты думаешь, как? Если она растет на лугах, то она какая? Луго-вая. Это луговая герань. Какого цвета цветки комнатной герани у нас дома? А цветки луговой герани (голубовато-фиолетовые). Чем отличается наша комнатная душистая герань от герани луговой?
Цветет луговая герань очень мало – только два дня! Но цветком у нее очень много, поэтому нам и кажется, что герань цветет долго-долго.
Цветок луговой герани из пяти лепестков. Края лепестка округлые, ровные. От одного корня отходит несколько стеблей.
Пыльцу герани очень любят разные насекомые и ползающие жучки. Но герань – цветок удивительный. Она не отдает свою пыльцу жучкам, а бережет ее для пчел и бабочек. Как же она от жучков защищается? Как ты думаешь? Пусть малыш придумает свой вариант – попробует найти ответ на этот вопрос. Оказывается, стебелек около цветка герани покрыт липкой жидкостью. И жучки через нее просто не могут проползти. А вот бабочкам и пчелам это не мешает. Почему? Пусть малыш найдет ответ на этот вопрос, выскажет предположение. Даже если он не угадал, поощрите его за то, что он не побоялся подумать и высказать свое мнение. Правильно, ведь пчелы и бабочки летают и садятся на цветок сверху! И им эта липкая жидкость на стебельке внизу цветка нисколько не мешает. Если малышу непонятно, то вырежите из бумаги силуэт бабочки и покажите, как она садится на ладошку — цветок. Она не ползет по стебельку, а садится сверху и не задевает эту липкое вещество.
Другое название герани – журавельник. На какое слово похоже? Правильно, на слово журавель, журавль. Чем же герань похожа на журавля? Посмотри на плоды герани. Они появляются ближе к осени, когда герань отцветет. На что похож этот плодик? Да, у плода есть длинный клювик, как у журавля. Поэтому и называют еще герань луговую журавельником.
Как созреет такой плод с клювиком у луговой герани, выпадут из него семена. Где упадут – там вырастут на следующий год новые растения герани луговой.
Герань — растение целебное. Кашицу из луговой герани прикладывали к укусам змей, меняя ее каждые 10 минут, и она очень помогала и людям, и животным.
Одуванчик
Одуванчик знают все дети и взрослые. И знают его особенность – этот цветок сначала желтый, а потом белый с множеством парашютиков с семенами.
Носит одуванчикЖелтый сарафанчик.Подрастет – нарядитсяВ беленькое платьице.Лёгкое, воздушное,Ветерку послушное (Е. Серова).
Уронило солнцеЛучик золотой.Вырос одуванчикПервый, молодой!У него чудесныйЗолотистый цвет,Он большого солнцаМаленький портрет! (О. Высоцкая)
Почему одуванчики названы в стихотворении «маленьким портретом солнца»?А как бы ты их назвал? Они желтые как… (как что?)
А знаете ли вы, что одуванчик может предсказывать погоду? Догадались, как он это делает? Как он нам может подсказать, что скоро пойдет дождь? Одуванчик говорить как человек не умеет, но говорит нам по-своему: закрывает свои лепестки и опускает головку. А если одуванчик уже белый, то перед дождем он складывает свои парашютики – прячется от будущего дождя. И нам с вами говорит: скоро дождь начнется.
Одуванчик — очень полезное растение:
- Из одуванчика делают варенье! Да, настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков». Но для такого варенья нужно собирать цветки очень далеко от города и от дорог. Как ты думаешь, почему?
- Корни одуванчика осенью выкапывают и применяют для лечения разных болезней. Ведь одуванчик – лекарственное растение, им лечились люди еще в древности.
- Из молодых листьев одуванчика делают салаты. Но чтобы листья не были горькими, их сначала держат полчаса в соленой воде. Вот какой одуванчик!
Колокольчик
Колокольчики растут и на лугу, и на лесной полянке. Они очень красивые – синие и лиловые. Бывают одиночные цветочки на колокольчике, а бывают целые букетики.
Колокольчик — синий цветТы открой нам свой секрет,Почему ты не звенишь,Хоть головкой шевелишь,То от ветра клонишься,То от солнца скроешься (Н. Сергеева).
Колокольчик тоже может нам рассказать о погоде. Наверняка Ваш малыш уже догадался, как говорит с нами колокольчик и как «читать» язык цветов? Да, в пасмурную погоду и ночью колокольчик закрывается, то есть опускает свою головку – прячется. И в нем как в домике прячутся мелкие жучки да паучки и мушки. Тепло им там и хорошо как в теремке.
Вот такой колокольчик – теремок. Очень его за это разные мелкие насекомые любят!
Попробуйте с малышом сочинить сказку «Колокольчик – теремок» или «Под колокольчиком» о том, как во время дождя под колокольчиком разные насекомые прятались и друг с другом знакомились (по аналогии со сказкой Сутеева «Под грибом»). Лучше всего разыграть такую сказку в картинках или с игрушками. В этой сказке Вы сможете закрепить представления малыша о насекомых, стимулировать диалогическую речь. Начинайте сказку сами, а малыш продолжит начатые Вами предложения: «Стоит на лугу теремок-теремок. Он не низок — не высок не высок. Теремок тот колокольчиком зовут. Один раз… Подбежала к колокольчику… И говорит… А колокольчик ей отвечает…. И стала … в колокольчике от дождя прятиться» и так далее. Началом фраз Вы помогаете усвоить ребенку способы построения текста и способы соединения предложений в тексте. Обязательно запишите получившуюся сказку, перескажите ее — малышу нужно чувствовать, что его достижения в сочинительстве и речевом творчестве значимы для близких взрослых!
Иван-да-Марья
У этого цветочка цветки необычные – они двух цветов: желтого и сиреневого.
Иван-да-Марья цветочек очень красивый. Но рвать иван-да-марью не нужно! Цветок быстро завянет, и потеряет свою красоту. Пусть лучше радует нас на лугу!
А про то, откуда этот цветок название свое получил, есть одна сказка.
Сказка про цветок Иван-да-Марья
Давным – давно жили-были Иван да красавица Марья. Один раз пошли они в лес за грибами да за ягодами. Но поднялась буря, началась гроза, ударил гром. Негде им было спрятаться. Тогда Иван загородил собой Марью от дождя, а Марья присела возле кустика. Закончилась буря, а на этом месте цветок появился. У цветка этого были желтые цветочки, которые сверху прикрывались синими листочками. Вот в память об Иване и Марье и назвали цветок Иван-да Марья. А вы найдите в цветке, где Иван, а где Марья в этом растении?
Марья у кустика присела в дождь. И с тех пор растении это одно не живет. Всегда к другому цветку прикрепляется, рядом с ним «садится» и от него питается.
Иван-чай (кипрей)
Не надо путать иван-да –марью и иван-чаем. Посмотри на картинку — это иван-чай. По-другому его называют «кипрей».
Иван-чай – высокое растение. Его цветки собраны в кисть, похожую на свечку. Они очень красивого яркого лилово-розового цвета. В цветках иван-чая очень много нектара, поэтому этот цветок очень любят пчелы и пчеловоды. Вкусный мед получается! Из иван-чая делают настоящий чай – «русский чай», «чай Ивана». Поэтому он так и называется.
На полянке невзначайраскраснелся иван-чай:«Мой пурпурный цвет, друзья,обойти никак нельзя!..»Он раскланялся любезно:«Чай душистый пить полезно!» (А. Алферова)
Кипрей просыпается очень рано, когда еще мы спим. Он открывает свои цветочки в 5-6 утра. А если погода будет дождливой, то цветки закрываются.
Кипрей — цветок удивительнейший! И знаменит и полезен он не только чаем! Прочитайте ребенку отрывок из рассказа «Заботливый цветок» Константина Паустовского, и Вы много интересного в этом растении откроете!
«Около дома, где помещалось лесничество, разросся по склону оврага тенистый сад. По дну оврага протекала речушка. Тут же невдалеке она впадала в большую реку.Речушка была тихая, с ленивым течением и густыми зарослями по берегам. В этих зарослях была протоптана к воде тропинка, а около нее стояла скамейка. В свободные минуты лесничий Михаил Михайлович, Анюта и другие сотрудники лесничества любили немного посидеть на этой скамейке, посмотреть, как толчется над водой мошкара и как заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли.В этот вечер я тоже застал Михаила Михайловича и Анюту на скамейке на берегу реки.В омуте у наших ног плавала необыкновенно зеленая ряска. На чистых местах цвел водокрас — белые и тонкие, как папиросная бумага, цветы с красной сердцевиной. Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей.— Кипрей — это наш помощник, — заметил Михаил Михайлович.— И белки тоже неплохие помощники, — добавила Анюта.— О белках я узнал только что, — сказал я. — От мальчиков. Это правда, что вы отбираете у белок сосновые шишки?— А как же! — ответила Анюта. — Лучших сборщиков шишек, чем белки, нету на свете. Пойдемте с нами завтра в лес. Сами увидите.— Ну что ж, — согласился я, — пойдемте. А вот кипрей чем вам помогает, я не знаю. До сих пор я только знал, что его листья заваривают вместо чая.— Потому его и прозвали в народе иван-чаем, — объяснил Михаил Михайлович. — А помогает он нам вот чем…Михаил Михайлович начал рассказывать.Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешевый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, начисто погибают.Ученые, конечно, начали искать причину этого и наконец нашли.— Что же оказалось? — спросил Михаил Михайлович и сам себе ответил: — А оказалось, что кипрей — очень теплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит теплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмерзнет вся верхушка, а он все равно не сдается, живет и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!— Кипрей, — сказала Анюта, — не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки всех этих побегов не замерзают.— Вы думаете, один кипрей такой замечательный? — спросил меня Михаил Михайлович. — Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи, что вы просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ. Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят — всего не перечтешь. Нет у нас лучших друзей, чем растения. Да если бы я умел рассказывать сказки, я бы о каждой травинке, о каждом каком-нибудь незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы такое, что все старые добрые сказочники мне бы позавидовали.— Еще бы! — сказала Анюта. — Если бы они знали тогда то, что мы знаем сейчас, тогда и сказок не надо бы.На следующий день я ходил вместе с мальчиками и Анютой в Моховой лес, видел беличьи склады сосновых шишек, видел заросли кипрея на гарях и молодых посадках, и с тех пор я начал относиться и к белкам, и к цветам кипрея, и к молодым сосенкам как к своим верным друзьям.Перед отъездом я сорвал кисть кипрея. Анюта высушила ее мне в сухом песке. От этого цветы сохранили свою яркую пунцовую окраску.У себя в Москве я заложил эту сухую кисть кипрея в толстую книгу. Называлась она «Русские народные сказки». И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь, окружающая нас, хотя бы жизнь вот этого простенького и скромного цветка, бывает часто интереснее самых волшебных сказок».
Ромашка
Ромашку тоже знают все и никогда с другими цветками не перепутают. Хотя нет! Путают! Если Вы видите один крупный цветок на одном стебле – то это не ромашка, это поповник. А ромашка имеет сильно ветвящийся стебелек. И на одном растении-ромашке всегда очень много мелких цветочков. Ромашку так и называют – ромашка лекарственная, потому что она от многих болезней помогает.
Разместились белые ромашкиПо лугам среди высоких трав,Словно кто-то разбросал бумажки,Солнышки на них нарисовав.Приглашает колокольчик звонкийИх собраться в полевой букет,Но ромашки – хитрые девчонки –<Только улыбаются в ответ. (Г, Новицкая).
С чем сравниваются ромашки в этом стихотворении? А на что они еще похожи – ты бы с чем их сравнил?
Добрый день, ромашка,Белая рубашка,Желтая середочка,Листья – словно лодочка!( Л. Куклин).
Какая рубашка у ромашки? А серединка какая? Чем ее листья похожи на лодочку? А еще на что они похожи?
Как ты думаешь, можно ли ромашку вырастить дома? Послушай стихотворение.
Расцвела в саду ромашкаЛепесточки раз и два…Все резные кружева.Настя в садик прибежалаИ ромашку увидала,И захлопала в ладоши:«Ой, какой же он хороший!Этот беленький цветочекПересадим мы в горшочек».Мама ласково сказала:«А в горшочке места мало.Пусть растет в саду ромашка-Белоснежная рубашка,Здесь и солнце, и вода,Пусть цветет в саду она! (Л. Некрасова)
Пижма
Пижму очень легко узнать. У нее цветки как желтые пуговки, собранные в гроздь. На что похожи ее цветки? Послушай стихотворение. С чем поэтесса сравнила цветки пижмы? Правда, она интересно придумала?
Пусть пижма — скромна,да лечебная все же,Не зря же цветкина таблетки похожи,Еще — на цыплят,ярко- желтых пока,На ощупь — на замшевыйносик щенка (Т. Голикова).
Рассмотрите внимательно две картинки — пижму и рябину. Чем похожи пижма и рябина? Чем они отличаются? Как ты думаешь, почему пижму называют «дикой рябинкой»? (У пижмы листья похожи на листья рябинки. И грозди желтых цветочков похожи на гроздья рябины. Вот и назвали ее «дикой рябинкой»)>
Пижма – особый цветок. Он лекарственный, т.е. используется для лечения. А еще это самый настоящий компас. Да, если у Вас нет компаса, то его заменит пижма! У пижмы есть секрет. Ребра листьев пижмы всегда направлены с севера на юг!
Из пижмы делают зеленую краску – ей окрашивают нитки, ткани.
А еще пижма отпугивает насекомых. У нее очень неприятный запах. Сорвет хозяйка пижму, принесет домой, подвесит на стену, и все насекомые улетают. Не любят они запах пижмы.
Раньше повара собирали листья пижмы и клали чуть-чуть ее листьев в пряники и печенья для аромата. Говорят, что вкусные получались пряники!
Незабудка
Их видимо-невидимо,Не сосчитаешь их!И кто их только выдумал —Весёлых, голубых?
Должно быть, оторвалиОт неба лоскуток,Чуть-чуть поколдовалиИ сделали цветок.Автор: Е.Серова
Незабудка цветет очень долго почти до осени. Их много на берегах ручьев. Лепестки незабудки голубого цвета. А что еще летом голубого цвета? Да, небо голубое, ручеек и речка тоже голубая. А в серединке у незабудки крохотная желтая серединка как маленькое солнышко. Она как будто нам говорит : «Не забудь». Об этой цветке есть много легенд, но в большей своей части это легенды для взрослых, не для детей.
Цикорий
Если Вы увидите цветки цикория – значит сейчас макушка лета! Жара! Цикорий очень сильный, ему даже засуха не страшна! У него круглые голубые цветочки – корзиночки. А стебель серебристый и торчит высоко вверх.
Почему цикорий легко перепутать с васильком? Чем они похожи? Как их цветки можно отличить?
Цикорий – целебное растение. Для лечения разных болезней заваривают его веточки, из листьев делают салаты, а из корней делают напиток, заменяющий кофе. Покажите малышу цикорий в магазине. А если Вы пьете этот напиток и он есть у Вас дома, то дайте попробовать его на вкус.
Цикорий просыпается очень рано – на рассвете, когда многие другие цветы еще спят. А засыпает после полудня днем. Если цветки цикория утром не раскрылись – значит, быть дождю.
Васильки
Загадка о васильке:Головка голубая и длинный стебелек.Ну кто его не знает! Это… (василек)
Если Вы попадете летом на поле, то увидите много васильков. У васильков очень красивая форма лепестка – с зазубринками по краям. А головка цветочка будто лежит на зеленой шишечке.
Синее небо упало на луг,Синим-пресиним всё стало вокруг,На лугу расцвели, у синей реки,Как синие небо, цветки – васильки. (Н. Маслей)
Золотое море –спеют колоски,Среди них гуляютТравы, сорняки.Царственные, синиесреди спелой ржи,Смелые и сильные,Встали вдоль межи.Будто опрокинуласьС неба бирюза,До чего ж красивыесиние глаза.Синие беретики –взгляды глубоки —Василёчки – цветики,наши васильки. (Т. Тарасова)
На какое имя мальчика похоже название этого цветка? Василий — Вася- Василек.
Лютик
Лютик – желтый, красивый. А когда лютиков много, то получается настоящий золотой ковер из них!
Лютики-лютики –Жёлтые салютикиРазлетелись по полям,Словно парашютики.Разлетелись по садамИ желтеют тут и там (А. Алферова).
Кажется, что лютик совсем безобидный. А на самом деле он ядовитый! Лютый! Наверное, не зря так называется! Лютый лютик. Кого называют лютым? Лютый ураган, лютый зверь, лютый разбойник. Вот какой характер у лютика!
Почему же лютик лютый? У него ядовитый сок. И если этот сок лютика попадет на кожу человека, то это место будет жечь и щипать. В старину лютиком даже лечили – намажут спину, а это место начинает страшно щипать как от горчичника. Вот и назвали его лютым.
А ученые называют лютик очень смешно – «ранункулюс», т.е. «лягушечка». Почему же так его называют? Наверное, потому что лютик в сырых местах растет, которые лягушки очень любят. А может быть и нет. А Вы знаете, почему?
Есть у лютиков еще одно название — тоже очень интересное. Их называют «куриная слепота». Почему? Потому что лютики как и курицы рано спать ложатся!
Желтый лютики очень красивы!
Чертополох
Ой, какой страшный чертополох! Весь в шипах, колючках, иглах! Как будто говорит: «Не подходи!».
А ведь чертополох – это тоже предсказатель погоды. Как он ее предсказывает, если у него колючки? Очень просто – если колючки очень жесткие и торчат в разные стороны – значит будет хорошая погода. А если его иглы торчат вверх – значит будет дождь. Можете проверить J.
Репейник (лопух)
Репейник – растение «прилипчивое». Только мимо него пройдешь – как на одежду уже прилипли его корзинки с плодами. Даже так говорят: «пристал как репейник», если какой-то человек сильно надоест. А к вам приставали корзинки репейника?
Но «прилипчивость» очень на пользу репейнику. Прицепляясь к одежде людей, его корзинки путешествуют в разные места прямо на нас как пассажиры. Мы для него транспортом получаемся! Поэтому и растет лопух повсюду – что люди и животные его всюду разносят на себе!
У репейника есть крючочки-шипы, очень мелкие, крошечные, которые и дают ему возможность цепляться. И сейчас по образцу репейника люди придумали застежку – липучку. Покажите такую застежку ребенку и рассмотрите две части липучки. Одна из них с крючками как у репейника. И она прицепляется к любой ворсистой поверхности.
Подорожник
Подорожник — друг путешественника. Как ты думаешь, чем он ему помогает? Если сорвать листья подорожника, промыть их и положить на рану, то они помогут ране скорее зажить. Вот какой врач – подорожник.
Растет на поле вдоль дорожекЧудесный доктор — подорожник.Я вам сейчас открою тайну —Он здесь дежурит не случайно!Порежешь палец — он поможет.Царапинку полечит тоже.Собьешь коленку — не беда!Зеленый доктор здесь всегда! (Н. Томилина)
А за что же его так прозвали – подорожник. По- дорожник. По-дороге. За то, что он по дорогам растет. И найти его очень легко!
Не только подорожник помогает путешественникам и лечит им раны. Путешественники ему тоже помогают. Как? Переносят семена подорожника. Конечно, не в пакетике как в магазине семян. А переносят семена на подошвах своей обуви. Семена у подорожника очень мелкие, легко прилипают и путешествуют на обуви. А как упадут на землю – здесь новый подорожник вырастает.
И не боится подорожник нас, когда мы по нему ходим – листья у него упругие, плотно к земле прижатые, не страшно ему вытаптывание как другим нежным цветкам. А вот если бы листья его не были прижаты к земле, а были подняты над ней – тогда бы он нас боялся бы! Ведь приподнятые над землей листья очень легко сломать и вытоптать.
Гвоздика
Покажите ребенку садовую гвоздику в цветочном киоске или в цветочном магазине. А это гвоздика из леса. Чем она отличается? Да, она меньше по размеру! Но тоже очень красивая! Именно от этой маленькой лесной гвоздики и произошли ее садовые сестры – родственницы. Люди придумали и создали много разных красивых сортов садовой гвоздики. Но пришли они все от лесной гвоздики.
Клевер
Клевер – пахучая кашка. Так его называют. Для кого же это каша – кашка? Для коров и овец, которые очень любят есть клевер. А еще клевер любят шмели.
В поле за деревней,Средь душистой кашки,Расцветает клевер —Лучший друг ромашки.Красные комочки,Как кошачьи лапки.Шарики-цветочки,Запах поля сладкий.Клевер, безусловно,Знает млад и стар—Сено для коровы.Для пчелы нектар.Чтобы у коровы,Молоко рекой,Нужен ей для корма,Клевер полевой.Пусть кружатся пчёлы,Над клевером цветком.Мы потом с тобою,Чай попьём с медком! (З. Трубицына)
Тысячелистник
Интересное название у тысячелистника. Тысяче – листник. Получается, что у него тысяча листьев? Почему же он так называется? Послушай стихотворение:
Не играю, не мечтаю,Сижу – листики считаю…И не тысяча здесь вовсе,А всего лишь триста восемь.Кто-то был давно неправ:Лепестки не сосчитав,Без особого призванияДал неверное название.Не считали, но напрасно:Почемучка я ужасный,Я в ботанике – отличник,Почему тысячелистник???
Листьев у тысячелистника не тысяча, а намного меньше – даже мало. Но каждый листочек рассечен на множество частей – будто бы на тысячу мелких листочков. Поэтому его так и назвали.
Тысячелистник – это богатырь. Он не боится ни дождя, ни холоды, ни жары. А растет очень быстро – не по дням, а по часам!
Охраняем луговые и полевые цветы!
Объясните малышу, как важно охранять луговые и полевые цветы и не рвать их напрасно. Если их сорвать, то они быстро завянут, и радости всё равно не принесут. А на поле или на лугу эти цветы будут еще долго всех радовать, а на следующий год на этом же месте вырастут новые цветочки. От того, что люди рвут цветы, многие виды цветов стали исчезать.
Самые редкие цветки занесли в особую Красную книгу. И запретили их рвать и собирать.
Раньше, когда люди шли собирать лекарственные травы, они брали только те травки, которые им были нужны и просили Землю:
«Матушка, родная земля,Знаю: ты щедра.Позволь травушку домой унести,Здоровье обрести»
Цветы страдают и от вытаптывания. Поэтому лучше в лесу ходить по тропинкам или около них.
Давайте беречь красоту природы вместе!
Логические задачи для детей 5 лет и старше по теме «Цветы и травы»
Логическая задача 1. Золотой луг
А сейчас я загадаю одну загадку. Вот что случилось однажды летом с детьми. Послушай рассказ и отгадай, почему это произошло? Эта логическая задача доступна детям с 5-6 лет и старше. Для того, чтобы ребенок решил ее, нужно чтобы он пронаблюдал растения в природе и видел, как они то открывают, то закрывают свои лепестки.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел.
Спросите ребенка, что произошло с лугом? Почему он позеленел? Выслушайте его рассуждения. А потом прочитайте ответ мальчика из рассказа М. Пришвина «Золотой луг»:
Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Логическая задача 2. Удивительные капельки. Автор – Н. Ф. Виноградова
«На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листике и цветке ребята увидела крупные серебристые, прозрачные, как бусинки, капельки воды. Они блестели, переливались на солнце. «Что это такое?» — удивились ребята.
А ты знаешь, что это такое? Как называются эти капельки воды? Будут ли они на траве и цветах целый день? В какое время дня их можно увидеть?
Выслушайте ответы детей и расскажите им о росе. Покажите капельки росы утром. Считается, что роса – к отменной погоде. Проверьте эту примету. Роса появляется тогда, когда ночь теплая, а день обещает быть жарким. Она появляется потому что воздух к утру стал более холодным. Водяной пар, который есть в воздухе тоже охладился и превратился в капли воды – росу.
Логическая задача 3. Алмазы. (По рассказу «Какая бывает роса на траве». Автор — Толстой Лев Николаевич
Спросите ребенка, знает ли он что такое алмазы? Какие они? Прочитайте ребенку начало рассказа:
«Когда в солнечное утро, летом, идешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами—и желтым, и красным, и синим.
Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь…»
Сделайте здесь паузу в рассказе и спросите малыша, что же мы увидим – что это за алмазы? Пусть он порассуждает, какие алмазы можно найти утром в траве и в цветах. А потом дочитайте рассказ до конца.
«…увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.
И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется».
Спросите малыша, чем похожи росинки и алмазы? А чем отличаются?
Прочитайте ребенку еще рассказ Л.Н. Толстого для детей «Какая бывает роса» целиком, восхититесь красивым языком автора, выразительными словами из рассказа – как красиво сказал о росе Лев Николаевич: «алмазы переливаются на солнце», «капли катаются по листику». Когда Вы обращаете внимание на выразительные слова в рассказах и сказках, то учите ребенка вслушиваться в художественную речь, быть внимательным к родному слову, замечать в разговоре людей и в художественных произведениях образные выражения.
Если Вам понравилось это путешествие в страну наших соседей — растений, то буду благодарна, если Вы расскажете о статье своим друзьям и коллегам, а также поделитесь впечатлениями в комментариях. Что Вас особенно удивило в мире растений? О чем, на Ваш взгляд. еще нужно рассказать детям? Что интересно для Ваших детей?
Еще о лете интересные материалы Вы найдете в статьях на Родной тропинке:
Народный календарь на июнь: приметы, календарные сказки, народные игры, хороводы и забавы для детей.
Как рубашка в поле выросла: занимательно об окружающем мире. Лён в рассказах в картинках, сказках, видео, стихах и закличках для детей.
Летние загадки: 100 загадок с отгадками о растениях, животных, летних месяцах, природных явлениях
Летние стихи: 38 красивых и солнечных стихотворений о лете для детей и взрослых
Деревья в картинках, сказках и заданиях для детей.
Как ветер растениям помогает? Откуда берется ветер?
До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас»
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
rodnaya-tropinka.ru
Как написать рассказ о красоте растений?
Очень многие поэты пишут о красоте растений, все потому что они очень прекрасны. Самое главное для рассказа, это то что бы ваше стихотворение шло от сердца, в стихотворении не забывайте упомянуть природу матушку, которая подарила нам эту красоту, также можно употребить такие словосочетание, красивые луга, подарок природы, красота природы, без крайние леса или поля и так далее, откройте свою душу на природе и вы сможете написать самое красивое стихотворение. Вот пример рассказа:
Рассказ о красоте растений можно написать в форме сказки. Например так: Садовнику нужно было собрать самый красивый букет в подарок одной красивой девушке. Тогда он пришел в сад и стал выбирать из каких цветов сделать букет. Каждый цветок стал просить его: quot;Я! Меня! Я самый красивый!quot;. Особенно громко кричали нарцисс и роза. Но садовник решил никого не обижать, так как каждый цветок красив по своему. Он просто взял по одному цветку каждого вида. Букет получился очень большой и красивый, и девушка получившая его была просто в восторге.
Попробую написать небольшое сочинение о красоте растений:
Наш мир окружает многочисленное количество самых различных растений. Каждое растение по-своему прекрасно. Мы каждый день сталкиваемся с красотой растений: дома, в школе, на работе, на природе, на даче в других местах.
Одними из самых красивых растений являются цветы. Именно их принято дарить девушкам, учителям, на день рождения. Именно их стараются выращивать в своих садах садоводы, чтобы их сад выглядел как можно красивее.
Также стоит обратить внимание на красоту цветущих растений. Как красиво выглядит весной цветущая вишня или черешня, как они привлекают своей красотой насекомых.
Они молчат, тихо дышат и незаметно едят. Они не отнимают место у нас, а взамен дают больше воздуха. Их очень много, но мы так мало знаем о них. Каждый год именно по их состоянию мы определяем начало весны или наступление зимы. Они умирают, чтобы заново родиться в вновь обрадовать нас своим колоритом. Они - это растения, величайшее изобретение природы и подарок человечеству!
Напишите что-то вроде этого 🙂
Чтобы написать о красоте растений для второго класса, нужно пойти со своим ребенком в ботанический сад в своем городе или хотя бы в цветочный магазин.
Так как практически в каждом городе есть цветочные магазины, то я бы рассказ написала при них.
Жили были красивые цветы.
Они жили в стеклянных домиках (оранжереях), где со всех сторон было видно солнышко.
Солнышко грело их, а люди приходили поливать водичкой и они каждый день становились все сильней и выше и вот в один теплый день пришли люди и сказали, что уже время цветам расцветать и они скоро уезжают.
Растения очень разнервничались, так как привыкли к своему стеклянному домику, но видели, что люди готовят их в дорогу.
И тут пришел один добрый дедушка и сказал, что все растения едут на праздник.
Одной хорошей девочке завтра исполняется 10 лет и папа решил подарить ей красивые цветы, чтобы она научилась за ними ухаживать и поэтому теперь они будут жить у нее.
Так и случилось.
Красивые цветы приехали к хорошей девочке на день рождения.
Они ей очень понравились своей красотой и теперь она за ними ухаживала, а они стали жить на подоконнике ее комнаты.
Красивые цветы полюбили эту девочку, они стали еще счастливее, чем раньше в своих стеклянных домиках.
Текст такого рассказа не должен быть слишком сложен, ведь рекомендован он для 2 класса. Я бы предложила сделать небольшой рассказ о цветущем саде, цветнике или даже о луговых цветах, которые наблюдали сами, но можно написать и краткий общий обзор.
Растения - это самые совершенные произведения великого художника, которого называют природой. Их очень много, намного больше по числу видов, чем животных, а по общему количеству больше всех живых существ на Земле. И при этом растения такие разные. Это могут быть прекрасные гордые цветы, которые украшают наши сады или парки, и это могут величественные многометровые деревья, верхушку которых не увидать даже запрокинув голову. Растения растут по всей планете, высоко в горах и глубоко в морях, ведь водоросли - это тоже растения. Растения разнообразны и вместе с тем все они в чем-то похожи друг на друга. Может быть тем, что именно растения дают человеку много необходимого для дыхания кислорода.
Мои самые любимые растения - это цветы, которые растут у моей бабушки. Это роскошные розы, которые защищают свою красоту острыми шипами, это стройные гладиолусы, напоминающие формой и названием римский меч, это пышные кусты пионов, с крупными малиновыми бутонами, это хрупкие флоксы и нарциссы и это тюльпаны. Когда наступает пора цветения, весь сад наполняется волшебным благоуханием и шепотом трудящихся пчел. А сколько радости и хорошего настроения дарят эти цветы.
Нас окружают растения. Каждое из них имеет свой период цветения. Весной самыми первыми появляются подснежники. Потом идут фиалки геоцинты, нарциссы, тюльпаны, пионы. Все эти растения цветут весной. Летом им на смену приходят розы, гладиолусы, ромашки, петуньи,георгины, и много-много других цветов. К осенним цветам относятся астры, канны, хризантемы. А зимой все цветы отдыхают под снегом, чтобы весной начать снова нас радовать. Ведь по моему мнению лучшие из растений - это цветы. Ведь они украшают нашу жизнь.
Рассказ о красоте растений для второго класса.
Растения очень красивые. Мне кажется самые красивые растения - это цветы. Моя мама очень любит выращивать цветы у нас на даче. Они цветут с весны до осени. Цветы все очень яркие и необычные. Мы их не срываем, так как цветы тоже живые, а если их срезать, то они умрут.
С первыми лучами солнца начинается цветение весенних цветов. Мои любимые цветы одуванчики, которые растут сами по себе. Желтые одуванчики на зеленом поле подчеркивают свежесть зелени, которая дарит нам хорошее настроение. А одуванчики потом превращаются в белые пушистые волокна. Дунь на одуванчик и он улетит. Красота одуванчика хрупкая, немного волшебная. Сегодня он желтый, а завтра прозрачный. Меняется форма, а красота остается. Со многими растениями происходят изменения, но красота их не меняется. Растения дарят жизнь на планете и украшают наш мир.
Растения дарят красоту и удовлетворяют потребности в дыхании.
Растения просты, но в то же время величественны. Мы можем только догадываться о том, есть ли у них душа, ведь они не выражают своих чувств и эмоций, не говорят. Хотя многие любят вести с ними беседы, а растения всегда выступают в роли благодарных слушателей - в ответ нам цветут и пахнут, притягивают наши взгляды.
Прекрасное можно найти и в малом - это понимаешь особо, когда смотришь на цветок или любое другое растение. Безупречные формы и очертания, богатейшая палитра цветов, чудесный аромат... Растения околдовывают своей красотой! Недаром люди так любят разводить растения дома - ведь с ними и теплее, и уютнее, и радостнее.
Растения оберегают нашу планету и дают возможность человеку жить. Мы должны относится к ним уважительно и беречь их. Важно помнить: разумнее и правильнее всего любоваться растениями издали, не лишая их при этом жизни.
info-4all.ru
Короткие сказочные истории про растения
Мир растений удивляет и радует нас. Растения заполонили нашу планету Земля, есть на ней виды очень необычные. В реальной жизни растений происходит много интересных событий, а в сказочной – ещё больше.
Сказочная история «Мечта колокольчика»
Жил-был колокольчик. Он всегда носил наряды синего, своего самого любимого цвета. Вернее, почти самого любимого. Цвет, который казался колокольчику самым чудесным, был белый. Белого цвета был снег, который колокольчик никогда не видел, но мечтал взглянуть на него хоть одним глазком. И вот однажды кто-то рассказал тополю о мечте колокольчика. И тополь решил исполнить мечту синего цветка. А дело в том, что тополь умел дарить особые семена – тополиный пух. Так вот этот самый пух похож на снег.
…Разбросал тополь на полянке тополиный пух, а колокольчик весело закричал: «Наконец-то я вижу снег». Колокольчик так радовался, что никто не решался сказать ему, что это не снег, а тополиный пух. И только маленькая бабочка шепнула колокольчику, что снег бывает зимой, а сейчас лето. Бабочке про такое мама рассказывала…
Сказочная история «Путешествие лепестка»
Жила-была роза. Ей никто не говорил, что она красивая, но она сама об этом прекрасно знала. И вот однажды произошло невероятное событие. Самый любопытный лепесток оторвался от розы и сказал, что он отправляется в путешествие. Это было неслыханно! Покинуть родной цветок и улететь, куда глаза глядят. Долго летал лепесток. Многое повидал на своём пути. Вернувшись домой, лепесток сказал: «Да, роза прекрасна, но большой мир ещё прекрасней!»
Сказочная история «Красивое имя»
— Какое у меня неинтересное имя – кашка, — сказал маленький розовый цветок.
— Зря ты расстраиваешься, — произнесла ромашка, — дети едят сладкую кашу, она им очень нравится. Каша – кашка – звучит красиво!
Тут прилетел шмель и сказал розовому цветку:
— Видеть вас одно удовольствие. Какой вы чудесный, клевер, я вас обожаю, вы для меня лучший цветок!
— Я и забыл, что моё главное имя – клевер, а это уже звучит! Ладно, не буду обижаться на слово «кашка», всё-таки оно такое милое!
Автор сказочных историй: Ирис Ревю
detskiychas.ru
Сказки о цветах, легенды и притчи о природе, рассказы, восточные истории. Florets.ru
Цветочные сказки, легенды, притчи о природе, восточные истории
На земле тысячи цветов - и у каждого свое назначение, свой характер, своя история, своя сказка... Сказки о цветах, легенды, притчи о природе, а также забавные восточные истории...
Вишневое дерево, цветущее на шестнадцатый деньЯ сделал еще глоток прекрасного вина, что подавали каждому, кто заходил в эту небольшую семейную таверну. Она стояла на окраине небольшого городка Вакегори, что расположен в одном из районов провинции Ийо.- Что за божественный напиток вы подали мне? Никогда я еще не пил ничего столь прекрасного! Не выдержав, спросил я у милой официантки в национальном небесного цвета кимоно.- О, добрый странник. Вы наверное, не слышали этой легенды! Вино, что вы пьете, приготовлено из вишен древнего Йу-Року-Сакура!- Вишневое дерево, цветущее на шестнадцатый день. Что это может означать?- Это очень старое дерево с плодами совершенно необычного вкуса. А называется оно так потому, что расцветает каждый год именно на шестнадцатый день первого месяца лунного календаря.- Но ведь этот день приходится на Пору Больших Холодов! Ни одно дерево не может цвести зимой.- Йу-Року-Сакура не просто дерево. Чужая жизнь стала его жизнью. В нем душа человека...
Забавные восточные истории, притчи, сказки, мифы, басни, стихи, остроты и пр.Притчи из книги Носсрата Пезешкиана: "Торговец и попугай". Источником историй является классическая восточная литература в переработке таких поэтов, как Хафиз, Саади, Мовлана, Парвин, Этессами и др. Многие истории легко узнаваемы. Некоторые из них давно уже стали анекдотами, а некоторые - сократились до пословиц и поговорок. Прототипом "героя" во многих восточных историях является мулла. Это народный проповедник, который обычно путешествует по стране вместе со своим неизменным спутником - ослом. Так как некоторые из странствующих проповедников остротами и иронией привлекали к себе интерес толпы и обращали на себя внимание своим нелепым поведением, то мулла стал в персидском фольклоре излюбленным персонажем народных историй.
Цветы маленькой Иды (Ганс Христиан Андерсен)Это первая сказка Андерсена, придуманная им самим. Замысел ее возник, когда он однажды рассказывал маленькой девочке Иде, дочери писателя Юста Маттиаса Тиле, о цветах в Ботаническом саду. "Несколько замечаний ребенка я запомнил и передал, когда сказка позднее была записана", - вспоминал сказочник.
Неизвестный цветок (Сказка-быль)В сказке описывается жизнь цветка на пустыре. Вот две первые фразы: "Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле". В них уже звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Здесь значима каждая деталь, каждое слово. Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов : "маленький - никто - на земле".
Синь-цветок (Автор рассказа: Анатолий Шунин)Герой этого рассказа мальчик, наблюдая за безымянным цветком, делает для себя важные открытия... Василек был похож на гвоздичку, только поменьше и - синий. А мой синь-цветок - голубой. И вовсе без цветоножки. Он расцветал чаще всего в развилке двух веточек. Веточка хоть и полая, но попробуй сорви ее - измочалится вся, пока отломится, пожалеешь, что трудился и красоту испортил...
Притча о Садовнике (обещанное богатство)Эту поучительную притчу о Садовнике я прочитала в одном из журналов Ландшафтного дизайна. История эта очень древняя, но менее актуальной она быть от этого не перестала. Овладей злополучный китаец профессией Садовника вовремя, богатство само приплыло бы к нему в руки!.. Филосовские сказки, рассказы, притчи...
Чудесные грибы (японская сказка)В одном селении жил бедняк по имени Коскэ. Кто-то считал его неудачником, а кто - и вовсе дурачком. Иной раз его так и звали - Коскэ-дурачок... Гриб-смехун, о котором говорится в этой сказке, нигде не растёт. И на японских островах с ним встречаются только в сказке. А вообще-то грибы долгое время будоражили воображение людей своей необычной формой, вкусом и самыми разными свойствами.
Цветок кактуса (филосовская сказка)А прекрасный цветок - чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом... (М. Скребцова)
Украинская сказка о ВасилькеЖила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания...
Турецкая сказка о прекрасной розеВокруг дворца падишаха цвели чудесные розы. Взглянул он на них однажды и воскликнул: - Ни одна самая прекрасная роза на свете не сравнится с красотой моей дочери!
Английская сказка о тюльпанеБольше всего на свете тетушка Мэри любила цветы. Целые дни она проводила в своем садике, ухаживая за ними. Однажды проснулась она среди ночи и решила посмотреть, как там её любимцы?!
Румынская сказка о ромашке...И тогда вспомнила старая нянюшка, что ещё в детстве лечила её мать отваром из ромашки - и средство это помогало и детям, и взрослым. Взяла нянюшка корзинку и отправилась в лес... Смотрит: и здесь ромашки, только не такие крупные и высокие, как в лесу, а вовсе невзрачные, но тоже - с золотыми макушечками...
Внутренняя красотаРодилась как-то под ольхой березка. Обрадовалась ольха. Была она деревом добрым. Все деревья с ней дружили. Возле ольхи они хорошо росли: обогащала она почву удивительным веществом - азотом. Так что повезло березке с нянькой. Ольха ее и от мороза лютого защищала (она ведь морозов не боится), и от ветра холодного укрывала... (М. Скребцова)
Солнечное деревоЛиственница - самое светлое дерево из всех хвойных. Там, где растут эти деревья, будто отпечаток света лежит, даже в непогоду, когда солнышко за тучами. А прозрачно-воздушные кроны лиственниц подобны небесно-зеленым облакам... (М. Скребцова)
Разговорчивая березкаРазговорились как-то деревья на ветру о своем житье-бытье: у кого из них семена самые легкие, кого ветер да солнышко любят, в ком пользы для людей больше, да мало ли о чем деревья разговоры между собой вести могут. Самой разговорчивой в тот день березка оказалась. Была она и вправду деревом удивительным, так что было ей о чем рассказать... (М. Скребцова)
Осинка и ветерокСпрашивают как-то деревья осинку: - Чего ты, осинка, всегда дрожишь? Не пристало дереву таким быть. Растерялась осинка, что ответить не знает. Тут как раз ее дружок-ветерок подул, осинка за ним всеми листочками потянулась и прямо на глазах у всех деревьев скинула свое темно-зеленое платьице и надела другое - серовато- серебристое... (М. Скребцова)
Художник и кленЛюбил художник осень. И она его тоже любила, зачаровывала красками яркими, заманивала в леса расписные. Каждый день осень художнику подарки дарила: то осинку пурпурную, то березку золотолистую. Однажды вышел художник на полянку лесную и ахнул. Стоит на полянке кленок молодой. Лапки-листики на солнце позванивают, золотом оранжевым, красно-бордовым просвечивают, - глаз не оторвать... (А. Лопатина)
Волшебная рябинкаПовстречались как-то на лесной дорожке дедушка лесник с внучкой и художник. Лесник лес свой осматривал. Внучка с ним ходила: с деревьями знакомилась и лесным воздухом дышала. А художник лесную красу хотел людям показать... (А. Лопатина)
Азалия и Белый КотВ одном большом городе жила добрая женщина. Звали ее Марией. Дети ее выросли и разъехались. Но был у нее кот удивительной красоты - белый, пушистый, с огромными голубыми глазами и розовыми ушками. Розовая красавица Азалия осветила все вокруг нежным радостным светом и, глядя на нее, хотелось улыбаться. Приходившие в гости друзья глаз от нее не могли отвести. А про белого кота, казалось, совсем позабыли... (Л.В.Скребцова)
Домашний садикРадости ее не было конца, когда ей дарили какой-нибудь цветочек в горшочке. Ласково улыбаясь, она говорила ему: “Добро пожаловать, милый цветочек, в наш садик! Не беспокойся, тебе будет хорошо у нас!” И новый цветок, который еще недавно волновался о своей судьбе, сразу успокаивался и быстро привыкал к своей новой семье.... (Л.В.Скребцова)
Благородный ПлющОднажды Мария узнала, что такие цветы, как Плющ, Хризантема, Алоэ и Хлорофитум - являются удивительными очистителями воздуха, и она решила вырастить эти растения в своем садике. Первым у нее появился очень скромный на вид, маленький и неказистый Плющ... (Л.В.Скребцова)
Кто прекраснейОднажды Осока, пышно разросшаяся в широком глиняном горшке и красиво оттенявшая нежными, зелено-белыми длинными листьями другие цветы, уже в который раз оглядела себя со всех сторон. Довольная собой она с гордостью обратилась к своему соседу Кротону... (Л.В.Скребцова)
Источник: http://www.florets.ru
Понравилась информация? Поделитесь ей с друзьями!
загрузка...
И не забывайте про наш форум-сообщество! Вступайте в ряды цветоводов и любителей растений!;)www.florets.ru
Рассказы о растениях для детей
1
В спичечной коробочке у Гали жила семья бусинок. Им жилось хорошо: они каждый день ходили гулять. Вот и сейчас Галя наклонила коробочку, и все бусинки выкатились на стол: две красных, две синих и одна жёлтая. На прогулку они пошли парами: впереди - красные, за ними синие, а сзади - жёлтая.
Эту бусинку Галя нашла на крылечке. Ковыряла щепочкой в щёлке, вытащила оттуда кусочки коры, угольки, камешки - всё неинтересное, и вдруг - бусинка! Кругленькая, гладенькая, тяжёлая, ну сразу видно, что купленная. Только без дырочки. А вместо дырочки - пятнышко и рядом точно козьи рожки нарисованы. Ничего, что без дырочки, Гале понравилась новая бусинка больше всех остальных.
2
Как-то раз Галя повела свои бусинки на море. Море было в глубокой тарелке. Там плавали три лодки - ореховые скорлупки. Галя посадила бусинки в лодки, и они поплыли. В первой лодке ехала пара красных бусинок, во второй - пара синих, а в третьей - жёлтая. Вдруг на море поднялась буря, все лодки перевернулись кверху дном, а бусинки потонули. И не успела Галя их спасти, как её позвала мама, и Галя пошла с ней гулять.
А вернулась - сразу стала выручать свои бусинки из воды. Вынула со дна моря красные - ничего: живы и здоровы, вынула синие - тоже ничего. А когда вытащила жёлтую, взглянула на неё и даже испугалась: что с ней стало! Вся в морщинках, как мамины пальцы, когда мама стирает.
Галя положила больную бусинку на ладошку и понесла её к маме. Может, мама бусинку починит.
А мама сказала:
- Это не беда. Пусть она полежит в воде до утра. Поправится сама.
3
Утром Галя вынула из воды жёлтую бусинку и видит: поправилась. Да ещё как поправилась! Выросла, раздулась, потяжелела, но уже больше не твёрдая, перестала походить на бусинку. И там, где у неё были нарисованы козьи рожки, теперь точно хоботок под кожицей спрятан.
Галя побежала показать её маме:
- Только погляди, мамочка, какая бусинка стала! Какая важная! Но я играть с ней больше не хочу: зачем она такая мягкая. Красные и синие бусинки лучше.
А мама сказала:
- А мне она нравится. Оставь её у меня.
Мама налила в блюдечко воды, положила на дно тряпочку, а на мокрую тряпочку - жёлтую бусинку.
4
Там она и лежала, когда мама позвала Галю посмотреть, что ещё случилось с её бусинкой.
Галя взглянула и закричала:
- У неё зубок прорезался, как у братишки! Посмотри, какой беленький, остренький!
И правда, у бусинки кончик хоботка прорвал кожицу и вылез наружу, как зубок.
- Почему у бусинки зубок? - спросила Галя. - Разве она оживела?
- Да она всегда была живой.
- А когда жила в коробочке?
- И тогда. Ведь это не бусинка, а живая горошинка.
- Нет, я так не хочу - живая горошинка, - сказала Галя, - лучше живая бусинка.
5
Зубок у живой бусинки стал длинным корешком. А кверху петелькой поднялся стебелёк. И, видно, живой бусинке захотелось в землю.
Мама с Галей пошли её сажать. Вышли во двор. Холодно. Снег ещё недавно стаял. И свежая травка выросла только у самой стены. Тут, у дома, Галя выкопала ямку, а мама опустила туда живую бусинку и засыпала её землёй. А рядом воткнула палочку.
Галя спросила:
- И палочка для живой бусинки?
- Да, для неё.
Тогда Галя засмеялась и сказала:
- Когда живая бусинка обо мне соскучится, она выберется из земли и влезет на палочку посмотреть, где я. Правда, мама?
В тот день Галя то и дело подбегала к палочке. Но живая бусинка не выглядывала из земли.
6
Стало тепло. Расцвели цветы, залетали бабочки. Мама занялась огородом. У Гали тоже было много дела, и она позабыла о живой бусинке.
Но вот как-то раз пробегала она мимо палочки и вдруг видит: рядом стоит кустик. Подошла и удивилась: кустик держится за палочку. Своими листиками держится! На листиках - зелёные ниточки; они обмотались вокруг палочки и привязали к ней весь кустик. Вот так фокус!
Галя побежала за мамой.
А мама говорит:
- Ведь это же горох - это твоя живая бусинка. Как же ты не догадалась?
Галя очень обрадовалась и спрашивает:
- А зачем она в палочку вцепилась?
- А чтобы ей крепче стоять. Вот как твой братишка: сам стоять не может, а уцепится ручками за спинку кроватки и стоит.
7
Красные и синие бусинки лежат у Гали в спичечной коробочке. Они всё такие же, как были. А к живой бусинке, когда ни прибежишь, увидишь новенькое.
Вчера ничего не было, а сегодня среди листиков, внизу, что-то белеется. Галя подумала, это мотыльки. А это цветки! Живая бусинка расцвела. И у кого это она научилась? Два цветочка на одной ножке. Галя их сорвала. Один подарила маме, а другой - братишке.
А мама сказала:
- А когда ещё распустятся, ты не трогай.
- А почему?
- Они живой бусинке нужны. Вот увидишь, что с ними потом станет.
И Галя увидела: каждый цветок поцветёт немного, а потом белые лепестки завянут и отпадут. А из серединки цветка вырастет боб!
Боб на солнышке просвечивает, и в нём видны темные шарики. Гале очень хотелось посмотреть, какие они. Но она жалела живую бусинку и её бобов не трогала.
8
А бобы всё росли да росли. Стали большие и толстые. Потом пожелтели, и мама сказала:
- Ну, Галочка, поспел твой горох.
И позволила Гале все бобы оборвать.
В серединке у них оказались жёлтые бусинки. Кругленькие, гладенькие, тяжёлые! Ну будто купленные и дорогие.
Галя повела их по нарочному на прогулку. Бусинки пошли парами.
Вышла длинная-длинная цепочка: от одного края стола до другого. Впереди шли жёлтые живые бусинки, а в конце - пара красных и синих.
Галя им сказала:
- Помните, давно-давно сзади вас шла гулять жёлтая бусинка? А теперь посмотрите вперёд - это всё её детки. Видите, как их много? Мне не сосчитать, и братишке, конечно, тоже. Одна мама может сосчитать.
Рассказы о растениях для детей
Страница, где собраны все рассказы Н.Павловой
А здесь все детские рассказы, которые есть на нашем сайте
r-rech.ru