Проект по лекарственным растениям. Исследовательский проект по теме "Лекарственные растения нашего края"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Педагогический проект «По тропе к лекарственным растениям». Проект по лекарственным растениям


Педагогический проект «По тропе к лекарственным растениям»

Педагогический проект

«По тропе к лекарственным растениям»

для старшей группы.

.

Вид проекта:

Социально – педагогический, краткосрочный.

Участники проекта:

Дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, физрук, медсестра .

Срок реализации:

июнь – август

Актуальность:

В современном мире наука шагнула далеко вперед. Развивается фармакология, есть быстродействующие таблетки, микстуры, но с одной стороны они помогают организму бороться с болезнями, а с другой разрушают его. Но и сегодня «бабушкины рецепты» не потеряли своей актуальности. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, дети решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому мной был составлен педагогический проект «По тропе к лекарственным растениям».

Проблема:

Дети старшей группы не знают лекарственные растения нашего края.

Причины:

  1. Не имеют представления о многообразии лекарственных растений и их пользе.

  2. Не умеют различать и находить лекарственные растения по описанию.

  3. Родители не осознают ценность ознакомления с лекарственными растениями своих детей.

Цель:

Познакомить детей с лекарственными растениями нашего края.

Задачи:

  1. Уточнить и расширить представление детей о многообразии лекарственных растений и их пользе.

  2. Учить различать и находить лекарственные растения по описанию.

  3. Помочь родителям осознать ценность ознакомления с лекарственными растениями своих детей.

Мероприятия по решению 1 задачи

Образо

вательная

область

Мероприятия

Ответствен

ные

Дата

Июнь

Социально

комммуника

тивное

развитие

Словесно-дидактические игры

Воспитатель

Игры-путешествия

Воспитатель

Беседа о пользе применения

растений в лечебных целях.

Мед.сестра

Праздник «Аптека на службе человека»

Воспитатель,

Муз. руков.

Познаватель

ное

развитие

Беседа «Лекарственные растения нашего края».

Воспитатель

Беседа «Что заменит нам

микстуру».

Мед.сестра

Наблюдение за лекарственными

растениями.

Воспитатель

Игра по ознакомлению с лекарственными растениями.

Воспитатель

Проращивание семян и высадка их в почву.

Воспитатель

Беседа «Что где растет, когда

цветет?»

Воспитатель

Сюж./ролев. игра «Приготовь

отвар для больного мишутки»

Воспитатель

Речевое

развитие

Праздник «День одуванчика»

Воспитатель

Д/и «Что опасно для природы»

Воспитатель

Составление рассказов по картинке

Воспитатель

Д/и «Аптека»

Воспитатель

Отгадывание загадок о

лекарственных растениях.

Воспитатель

Чтение литературных произведений: А. Стрижеева «Огород на опушке».

Воспитатель

Составление рассказов детей от имени лекарственных растений

«Я - Ромашка»,

«Я-подорожник»,

«Я-крапива»

Воспитатель

Художествен-

но-эстетическое

развитие

Слушание музыки:

Ю. Антонов «Не рвите цветы»

Муз.руков.

infourok.ru

Проект «Лекарственные растения» Цели

Проект «Лекарственные растения»

Цели: закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать игровое творчество, смекалку. Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы- описания, сказки, загадки.

Задачи:

  • Для детей: Собрать фотографии, картинки с изображением лекарственных растений, загадки, стихи, рассказы о лекарственных растениях.
  • Для педагогов: Отобрать нужную информацию, разучить стихи и песни с детьми. Организовать деятельность детей и родителей по группам.
  • Для родителей: отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, изготовление газеты "Бабушкины рецепты", помощь в подборе информации.
Проект рассчитан на детей 5-6 лет и их родителей.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители,

Продолжительность проекта 1 месяц.

Проблема: Ограниченные возможности детей в общении с природой.

Расширить представление детей о лекарственных растениях (экскурсии, наблюдения).

Планируемый результат: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений.

Содержание проекта

Подготовительный этап:

Составление перспективного плана на месяц.

Воспитатели - главные действующие лица в организации работы.

физинструктор - подбирает игры, музыкальное сопровождение, связанные с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями - перед началом работы по проекту рассказываем родителям о целях и задачах, стараемся убедить их в необходимой помощи, серьезно относиться к исследованиям детей.

Подготовка материала и оборудования,

Для проведения исследования понадобиться:

  • Тетради и альбом для оформления результатов наблюдений.
  • Карандаши, фломастеры.
  • Фотографии, иллюстрации с изображением лекарственных растений.
  • Высушенные растения и плоды.
  • Оборудование для приготовления чая, посуда для дегустации.
Дети - перед началом работы по проекту проводим беседу о лекарственных растениях.

Цель - выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

Освоение проекта

Разделить группу из24 детей на три рабочие подгруппы.

1 подгруппа

  • Сбор фотоматериала, иллюстраций с изображением лекарственных растений (с описанием).
2 подгруппа
  • Оформление выставки "Наши зеленые друзья"
  • Рисунки детей.
3 подгруппа
  • Разучивание песен и стихотворений.
Мероприятия: чтение литературных произведений, беседы, занятие, экскурсия, наблюдения, рисование, дидактические игры, развлечение.

1. Чтение литературных произведений.

  • Чтение отрывков из рассказа "Огород на опушке" А.Стрижева.
  • Чтение А.Онегова "Тропинка полевая",
  • Ю.Дмитриева "Кто в лесу живет и что в лесу растет",
  • Н.Павловой "Загадки цветов",
  • А.Плешакова "Зеленые страницы" и др.
  • Заучивание загадок и стихов о растениях.
2. Беседы.

2.1. Беседа "Зеленая аптека"

Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения.

2.2. "Друг или враг".

Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, а также с изображением вредных для здоровья человека растений.

3. Занятие "Лекарственные растения - средства оздоровления человека"

Цели: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные растения, гербарий лекарственных растений нашего района, чайник, стаканы, пакетики с лекарственными растениями, горячая вода.

Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание, приготовление травяных лекарственных напитков.

4. Экскурсия к подножию холмов красноярья.( презинтация)

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего края, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем краю, познакомить с тем какие лекарственные растения растут около холмов (крапива, одуванчик, подорожник, пижма и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5. Наблюдение "Наш верный друг - подорожник"

Цели: познакомить детей с лекарственным растением - подорожник, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: наблюдени сухой подорожник.

6. Дидактические игры.

6.1. Дидактическая игра "Вершки - корешки" - в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.

Материал: засушенные лекарственные растения (ромашка, крапива, подорожник, душица),

6.2. Дидактическая игра "Узнай растение" - упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

Материал: разные виды лекарственных растений (душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел), отдельные части лекарственных растений (стебель, корень, листья).

6.3. Дидактическое упражнение "Определи по запаху" (мята, душица и др.) - упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки.

Действия: дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху, определяют, какое растение находится в мешочке.

7. Презентация детских рисунков "Наши зеленые помощники".

8. Детский праздник "Юные натуралисты" конспект прилагается.

Экологический праздник "Юные натуралисты"

Подготовительная группа

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях, о том, какую пользу приносят они человеку.

Участники: две команды детей, болельщики - родители, жюри, ведущая - воспитатель.

Оборудование: элементы туристического снаряжения; аптечка; высушенные растения и их плоды; иллюстрации с изображением съедобных и лекарственных дикорастущих растений; , посуда для дегустации; спортивный инвентарь.

В.: Решили, в поход идем, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки - травницы.

Задание 1. Игра "Собери рюкзак".

В.: Представьте, что вы собираетесь в поход. Из предложенного материала вы должны отобрать вещи, которые вы возьмете с собой. Каждая команда собирает вещи для одного рюкзака.

Задание для капитанов. Капитаны команд вместе с жюри проверяют результаты и оценивают работу.

Задание 2. Решение проблемной ситуации:

В.: "В результате загадочных обстоятельств продукты питания и аптечка исчезли. Можно ли обойтись без продуктов питания? Если да, то каким образом? (Задание для одной команды.)

В.: Можно ли обойтись без аптечки. Если да, то какой выход вы предлагаете?

(Задание второй команде.)

Задание 3. Игра "Цепочка слов".

В.: Назовите (по очереди) названия съедобных видов дикорастущих растений. Выигрывает та команда, которая заканчивает цепочку.

Задание 4.

В.: Из предложенного материала (живые растения) отберите съедобные виды растений и разложите в соответствии с карточками - символами: салатника - травы, из которых готовят салат, чайника - травы, из которых заваривают чай.

Задание 5. Дидактическая игра "Узнай по запаху".

В.: В коробочках с отверстиями в крышках приготовлены растения. Предложить по запаху узнать растение и назвать его.

Привал. Игры - эстафеты: "Перевозка арбузов".

Задание 6. Игра "Собери растение".

В.: Каждой команде предлагается собрать одно или два растения из отдельно нарисованных частей.

Задание 7. Проблемная ситуация "Как оказать помощь?".

В.: Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).

В.: Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).

Каждая команда выполняет свое задание.

Задание 8. Творческое задание "Нарисуй знак".

В.: Каждой команде придумать и нарисовать знак на одно из знакомых ядовитых растений.

Можно привлечь к помощи родителей.

Задание 9. Приготовление салата на основе листьев щавеля, одуванчика.

Жюри оценивают выполненную работу, победителям вручается грамота "Юного натуралиста".

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

Проект по окружающему миру "Лекарственные растения"

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ:

I. Паспорт проектной работы:

1.1 Титульный лист проекта.........................................................................................

1.2 Аннотация к проекту...............................................................................................

1.3 Цель проекта.............................................................................................................

1.4 Задачи проекта..................................................................................

1.5 Этапы и методы работы над проектом...............................................................

1.6 Необходимое оборудование и смета..................................................................

1.7 Продукт……............................................................................................................

1.8 Отзыв руководителя.............................................................................................

II. Описание процесса исполнения..................................................................

III. Выводы и самоанализ работы над проектом................................................

IV. Список источников информации по проекту...............................................

V. Приложения.....................................................................................................

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №61"

г. Брянска.

Конкурс проектов

учащихся образовательных учреждений города (начальная школа).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Лекарственные растения Брянской области».

Окружающий мир.

Выполнили:

Лощенок Олег

Трунова Юлия

Руководитель:

Е.М.Прозорова

Брянск 2017г.

1.2 АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ.

Испокон веков люди лечились с помощью растений от различных заболеваний. За тысячи лет накоплен огромный опыт использования трав в качестве лекарств. Известные врачеватели древности применяли в своей практике растения, которые и по сей день используются в современной медицине.

Люди обычно не обращают внимание на растения. Растениям грустно , им не хватает нашего внимания, заботы, тепла. Но в трудную минуту мы часто обращаемся к растениям. Люди разных поколений лечат свои недуги и снимают усталость с помощью растений. О таких растениях, которые называются лекарственными, дети узнают при работе над проектом.

1.3 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.

Свою работу мы начали в декабре и поставили перед собой цель: познакомиться с многообразием лекарственных растений родного края и своей местности.

1.4 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

1.Узнать, какие лекарственные растения растут в нашей местности.

2.Выяснить значение лекарственных растений для человека.

3.Узнать, как производится сбор и хранение лекарственных растений

1.5 ЭТАПЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

  • Формирование групп для проведения исследований– 1 урок, 20 минут.

  • Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) – 2 урок, 15 минут.

  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 3 урок, 15 минут.

  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации – 4 урок, 10 минут.

  • Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 5, 6, 7 урок.

  • Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе – 8,9 урок.

  • Защита полученных результатов и выводов – 10 урок.

1.6 НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И СМЕТА.

п/п

Наименование

Количество

Стоимость ( р.)

1.7 ПРОДУКТ.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

1.8 ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ.

Отзыв на исследовательский проект

учеников 3в класса МБОУ СОШ № 61г. Брянска.

Тема проекта выбрана не случайно. После завершения проекта учащиеся смогут: иметь представление о значении лекарственных растений для жизни человека, знать правила их сбора и хранения, использовать растения для сохранения и укрепления здоровья.

Реализация проекта дала возможность учащимся расширить свой кругозор, поделиться с ребятами успехами и достижениями при выполнении поставленной цели. Проект, сплотил и объединил и детей и семьи. Данный проект может быть использован на внеклассных мероприятиях, на уроках окружающего мира и литературного чтения. Проект способствует развитию познавательных интересов у учащихся

Руководитель проекта учитель начальных классов Прозорова Е.М.

II. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛНЕНИЯ.

Я не степью хожу - я хожу по аптеке, Разбираясь в её травяной картотеке. Беспредельная степь, бесконечная степь Ты природой написанный странный рецепт.

Семен Кирсанов

I. Из истории траволечения.

На заре человечества жизненный опыт был единственной формой изучения окружающего мира. Опыт и наблюдения позволили народам всех стран выявить лечебные свойства многих растений. Помогли и наблюдения за поведением животных. Из истории нам известно, что животные на пастбищах поедают растения выборочно, не трогая ядовитые. Даже собаки и кошки, не являясь травоядными, иногда разыскивают и поедают какие-то свои травки.

Это и помогло людям убедиться в том, что после употребления одних у животных появляются возбуждение, рвота, понос и другие необычные реакции. Так были выявлены рвотные и слабительные средства, которые в дальнейшем и стали применять с лечебной целью.

В начале лекарствоведением занимались женщины — хранительницы домашнего очага.

Большое влияние на медицинское и лекарственное дело в России оказали реформы Петра I. Его указом были организованы медицинские школы, учреждены восемь аптек и наложении запретили на торговлю лекарствами вне их.

Заготовку растительного сырья вели по всей России. Однако лекарственная флора в те годы изучалась недостаточно. В XVIII веке Академией наук были организованы многочисленные научные экспедиции, в том числе и по изучению лекарственной флоры.

А в 1931 году основан Всесоюзный научно - исследовательский институт лекарственных растений

II. Лекарственная растительность Брянской области.

Крапива

hello_html_m4c971fb.jpgКрапива считается многолетним травянистым лекарственным растением. Крапива защищена маленькими жгучими волосками, которые при воздействии с кожей человека раздражают её. Это лекарственное растение цветёт всё лето.Крапива считается многолетним травянистым лекарственным растением. Крапива защищена маленькими жгучими волосками, которые при воздействии с кожей человека раздражают её. Это лекарственное растение цветёт всё лето.

Встречается крапива везде. Сбор листьев осуществляется во время цветения. Сушку производят в хорошо проветренном помещении, без прямых солнечных лучей. Готовое сырьё хранится в матерчатых мешках или в коробках.

В народной медицине крапива используется при нарушении обмена веществ, дизентерии, хорошее противораковое средство. Крапива обладает хорошим бактерицидным действием, её используют как укрепляющее средство для волос.

Одуванчик лекарственный

Одуванчик лекарственный – общеизвестное многолетнее травянистое растение. Цветёт с мая по август.Используются корни, выкапываемые осенью в период увядания листьев и весной до цветения, и наземная часть, которую собирают в начальный период цветения.

В народной медицине одуванчику придаётся большое значение, издавна его считали «жизненным эликсиром». Используется это растение как улучшающее пищеварение, желчеотделение, успокаивающее средство, полезное при желтухе, бессоннице и других заболеваниях.Подорожник большой

Подорожник большой – многолетнее травянистое растение, с цветоносным стеблем до 20 – 30 см высоты. Цветёт с июня до осени.

Используются листья, собранные во время цветения. Препараты подорожника показаны при лечении язвенной болезни желудка и кишечника, отвар – при дизентерии. Настой из листьев – одно из лучших отхаркивающих средств. Листья подорожника применяют также как кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство.

ПолыньПолынь – травянистое многолетнее растение, высотой до 130 см. Всё растение имеет серо-серебристый оттенок. Цветёт в июле – августе. В качестве лекарственного сырья во время цветения собирают цветущие верхушки вместе с цветками. Настой используют как желчегонное и усиливающее аппетит средство. Обладает лёгким снотворным средством. В больших количествах полынь ядовита.Пустырник

Пустырник, или сердечная трава известен в народной медицине со времён средневековья. Настой и настойка травы действует на сердечно-сосудистую систему, замедляет ритм сердца, увеличивает силу сердечных сокращений, снижает кровяное давление. Препараты пустырника действуют успокаивающе на центральную нервную систему, обладают лёгким снотворным действием, улучшают сон. hello_html_6d9e7e10.pnghello_html_m7d068df7.png

Ромашка

hello_html_6ea303ba.jpgРомашка– однолетнее травянистое растение, высотой до 20 – 40 см. Цветёт ромашка в мае – августе. Используются цветочные корзинки, собранные в начале цветения, когда краевые язычковые цветки в корзинках расположены горизонтально.Настой цветочных корзинок ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, болеутоляющее, потогонное, желчегонное действие.В косметике ромашка находит применение в виде настоя для придания волосам золотистого оттенка и для поддержания свежести кожи в качестве умываний.. 

Хвощ полевой

Хвощ полевой – многолетнее травянистое лекарственное растение, высотой 6 – 20 см. Распространён почти во всех районах страны. Растёт на полях и лугах, на пустырях и в поймах рек, на пастбищах и у водоёмах.

В пищу идут колоски-пестики и молодые сочные стебли. Из них готовят супы, жаркое с сухими грибами, мясом, запеканки, жарят в сметане. Дети охотно едят пестики хвоща в сыром виде прямо в поле.

Настои, соки, отвары хвоща полевого обладают мочегонным, кровоостанавливающим, противовоспалительным действием. hello_html_m6134dcfe.jpg

Тимьян ползучий ( чабрец, богородская трава) hello_html_m277a77d8.jpg С незапамятных времен чабрец почитался как божественная трава, способная возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь. Растение в народе очень популярно, особенно у славян. Еще во время язычества наши предки на кострища клали чабрец, воскуривая фимиам богам. И сейчас употребляют траву чабреца для окуривания помещений, например, коровников, после отела коров, для окуривания молочных горшков, подкуривают им также напуганных детей. 

Полезные свойства чабреца в первую очередь обладают антисептическим действием. Также ему присуще противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, бронхорасширяющее, спазмолитическое, слабое снотворное, противоглистное и многие другие свойства. Чабрец эффективно победит и такие заболевания как суставный и мышечный ревматизм, ушибы, и сыпи, которые носят неинфекционный характер. В борьбе с данными недугами следует принимать ванны из чабреца. 

Чертополох поникающий

Чертополох поникающий – многолетнее растение. Цветёт летом и осенью малиновыми или пурпуровыми цветами. Растёт в полях. С лечебной целью используются верхушки растений, корни, соцветия, плоды, листья.В народной медицине отвар, настой верхушек растения применяется при бронхиальной астме, бронхитах, заболеваниях почек и мочевыводящих путей, как жаропонижающее. Отвар соцветий употребляют при диарее. Настой используется для промывания ран, язв, при диатезе. Сок корней более эффективен при раке кожи.

III.Анкетирование по применению лекарственных трав.

В ходе работы над данной темой был проведён опрос взрослых и одноклассников по применению ими лекарственных растений.

Результаты опроса взрослых следующие:

Вы применяете лекарственные растения для своего лечения?

Да- 30% Нет- 50% Иногда- 20

Применение каких лекарственных растений вы считаете наиболее эффективным?

Ромашка - 7 чел

Шиповник – 6 чел

Мать- и – мачеха – 6 чел

Результаты опроса одноклассников следующие:

Знаете ли вы, что такое лекарственные растения?

Да- 30 человек

Нет- 0 человек

Затрудняюсь ответить- 0 человек

Какие лекарственные растения знаете?

1-2 растений назвали –8 человек

2-3 растений назвали - 10 человек

4-5 растений назвали -12 человек

Применяют ли родители лекарственные растения при лечении ваших болезней?

Да-20% Нет- 60% Иногда-20%

Анкетирование показало, что одноклассники плохо знают названия лекарственных растений, а взрослые не всегда их используют при лечении.

III. ВЫВОДЫ И САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

Выбранная нами тема исследовательской работы очень актуальна и имеет большую значимость. Работая над задачами, поставленными в ходе работы мы подрастающее поколение должны понимать, что человек использовал травы в качестве лекарства задолго до появления медицины как науки. Этот опыт передавался веками. Поставив перед собой цель – изучить наиболее распространённые лекарственные травы нашего села, нам пришлось выполнить огромную работу. Своё знакомство начали с изучения домашних энциклопедий, справочников, газет. Конечно же, не всегда мы могли найти все нужные книги дома, поэтому посещали школьную и сельскую библиотеки. Беседовали с родителями, бабушками, дедушками. Искали информацию в сети интернет. И были удивлены, что в состав почти каждого растения входят такие микроэлементы, которые содержатся и в медицинских препаратах и не исключение – дорогостоящие. Наша первая гипотеза подтвердилась. Травами можно вылечить практически любое заболевание, нужно только знать лекарственные растения и правильно приготовить народное средство.Чтобы проверить вторую гипотезу, провели опрос на знание лекарственных трав. Оказалось, что недостаточно хорошо мы знаем лекарственные растения. Таким образом, вторая гипотеза не подтвердилась.

IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОЕКТУ:

  • Л.И. Грехова «В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры с детьми» сервисшкола – М. 2002

  • В.В. Смирнова «Тропинка в природу» Издат. «Союз» - 2003

  • Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание младших школьников» -М.2000

  • А.Т. Зверев «Экологические игры» –Москва ОНИКС 21 век – 2001

  • htt: \\ festival. 1 september. ru

V. ПРИЛОЖЕНИЯ.

infourok.ru

проект о лекарственных растениях

Наш проект называется «Бабушкины рецепты или как лечились наши предки»

Почему мы выбрали эту тему? На уроке окружающего мира по теме «Растения в домашней аптечке» Елена Викторовна задала нам вопрос: Как лечились наши прапрабабушки и прапрадедушки, когда медицина ещё только начинала развиваться? Сразу мы не смогли ответить. Но познакомившись с текстом учебника, поняли, что в этом им помогали лекарственные растения.

Тема о зелёных целителях вызвала большой интерес, захотелось узнать о них больше, поэтому мы решили продолжить изучение лекарственных растений.

Без больницы люди жили,

Знахари больных лечили:

От озноба – зверобоем,

От зубов – льняным настоем,

От ожогов – бузиной,

А от ран – землей родной.

Варят старые знахарки

Из лечебных трав припарки,

Побормочут разных слов –

И глядишь, больной здоров!

Жив – здоров и сам доволен.

Он, видать, и не был болен.

Основополагающий вопрос

Какое значение имеют лекарственные растения для человека?

Проблемные вопросы

1. Какие лекарственные растения встречаются на территории Ивановской области?

2. Почему лекарственных растений становится мало?

Если мы будем знать природу родного края и любить её, то сможем найти в природной кладовой нужные натуральные лекарства, которые помогают людям по-новому смотреть на будущее нашей планеты.

Цели проекта:

  • исследование вопроса, какие лекарственные растения произрастают в Ивановской области и как они помогают человеку;

Мы решили, что мало знать об этом самим, нужно помочь узнать о зелёной аптеке всем желающим ученикам школы. Поэтому вторая цель нашего проекта:

  • создание копилки материалов практической направленности, которые помогут детям изучить и правильно использовать лекарственные растения Ивановской области

Именно поэтому наш проект практико-ориентированный.

Актуальность: Мы считаем, что данная работа актуальна так как, большинство населения имеют недостаточно знаний о лекарственных растениях, правильном сборе и хранении. А ведь до сих пор в современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения, около 70% препаратов изготавливаются из растений.

Этапы работы:

Первый этап.

1. Знакомство с темой проекта.

2. Работа по группам (каждая группа отвечала на свой вопрос):

- 1 группа –

Какие лекарственные растения произрастают в Ивановской области и какие болезни они лечат?

- 2 группа –

Как нужно правильно собирать и хранить лекарственные растения?

- 3 группа –

Почему лекарственных растений становится мало?

Второй этап.

1. Сбор информации по теме.

Третий этап

1. Создание презентации, памяток по теме.

1 группа узнала, что на территории Ивановской области все лекарственные растения можно поделить на три большие группы: травы, деревья и кустарники, ягоды. Травы служат человеку не одно тысячелетие. Недаром говорят «Каждая травка - здоровью прибавка». Человек заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться, и он начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. К числу самых известных лекарственных трав относятся: медуница лекарственная, клевер луговой, одуванчик, вьюнок полевой, чабрец обыкновенный, хмель, кошачья мята, солодка и многие другие.

Вторая группа лекарственных растений - это деревья и кустарники Среди них самые известные: рябина, черёмуха, калина, малина, шиповник, яблоня и многие другие. Их лекарственные свойства широко применяются в медицине. Так, о рябине охотники и путешественники говорят, что достаточно съесть горсть свежей ягоды, чтобы унять головную боль.

Третья группа лекарственных растений – ягоды. В состав группы входят: черника, земляника, брусника, клюква, костяника и многие другие ягоды. Мы все привыкли, что ягоды - это замечательное лакомство для детей и взрослых. На самом деле многие из них обладают ещё и лечебными свойствами. Так, например, черника - прекрасное средство для улучшения зрения. Зная это, во время Великой Отечественной войны лётчикам варили черничный кисель.

С помощью лекарственных растений можно лечить болезни сердца, желудка, лёгких. Настои, отвары и мази на основе лекарственных трав помогают при простуде, сахарном диабете, снимают жар и боль, используются как жаропонижающее, потогонное, отхаркивающее, мочегонное средство.

Древние лекари говорили:

"Нет растения, чтобы не было лекарственным. Нет болезни, чтобы не излечили растения"                               

В результате работы группы была создана презентация «Лекарственные растения Ивановской области».

2 группа исследовала вопрос о том, как правильно собирать и хранить лекарственные растения.

В ходе своего исследования пришли к выводу, что лекарственные растения -настоящие преданные человеку друзья, только нужно знать, кого и когда позвать на помощь. Мы узнали о том, когда и как нужно собирать и хранить растения, чтобы они не потеряли своей целебной силы. Нами была создана памятка сбора лекарственных растений.

3 группа выяснила, что оказывается, в нашем родном крае на лугах и в лесах с каждым годом становится всё меньше видов растений, в том числе и лекарственных.

А многие растения нуждаются в нашей помощи и защите. Из-за своей беззащитности многие из них исчезли навсегда, а некоторые виды растений находятся в опасности. К сожалению, многие лекарственные растения занесены в Красную книгу Ивановской области:

Это происходит из-за неумеренной вырубки лесов, из-за загрязнения окружающей среды, из-за неправильного сбора лекарственных растений. Эта группа создала презентацию «Красная книга лекарственных растений Ивановской области»

В результате был сделан вывод о том, что лекарственные растения при грамотном применении могут заменить лекарства. Нужно только знать, как правильно собирать, сохранить и приготовить лекарство из растений. Об этом много написано книг. Обязательно нужно советоваться с врачом перед началом лечения.   

Внимание! Некоторые лекарственные растения могут быть ядовитыми, если их использовать неправильно.

4

multiurok.ru

Проект по биологии "Лекарственные растения"

МОУ Новоульяновская СОШ №1

Конкурс учебных и социальных проектов

«ПРОЕКТИРУЕМ БУДУЩЕЕ»

среди учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области

Направление работы : «Природа вокруг нас».

ТЕМА ПРОЕКТА :

«Применение лекарственных растений произрастающих в окрестностях родника Параскевы Пятницыг. Новоульяновска» .

Авторы : учащиеся 6б классаМОУ Новоульяновской СОШ №1

Капитонова Ксения, Лыга Яна, Захарова Ирина,

Шестакова Ирина, Портнова Ангелина.

Руководитель: учитель биологии

Голоднова Светлана Юрьевна.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………….………...…2.

2.Теоретическая часть………………………………………………………..…….…………..3.

2.1 Лекарственные растения окрестностей г. Новоульяновска и родника Параскевы Пятницы……………………………………………………………….………….. …….…… ..3.

3.Практическая часть…………………………………………………………………………..13.

3.1 Результаты анкетирования учащихся 6-х классов ………….……………………….13.

3.2 Использование лекарственных растений при лечении различных заболеваний ...…16.

4.Выводы и рекомендации ……………………...……………….………………………........17.

5.Заключение…………………………………………………………….…………………… 18.

6.Литература……………………………………………………………………………………19.

.

1.Введение

Много трав растёт полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарство.

Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.

Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом в результате хищнического истребления дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой. Известная хранительница опыта и знаний предшествующих поколений о целебности растений Ф.А. Геммерман писала: «Народная медицина исчезает, а с ней исчезает и многовековой народный опыт, нигде не записанный, устный, хранящий немало сокровищ».

Актуальность проблемы: 1). Возможность лечения многих заболеваний травами, известными человеку с давних пор, совершенно бесплатно.2). Лекарственные растения, разрешённые к использованию и продающиеся в аптеках, должны быть собраны в экологически чистых местах произрастания.

Цель работы: изучить лекарственные растения, растущие в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

Задачи работы:1) изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;

2) провести опрос учащихся 6-х классов для того, чтобы выявить, используется ли «народная медицина» в настоящее время;

infourok.ru

Исследовательский проект по теме "Лекарственные растения нашего края"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

лицей №1 г. Пролетарска

Конкурс исследовательских работ

обучающихся начальных школы Пролетарского района

«Я – исследователь».

Тема работы: Лекарственные растения родного края.

Выполнили: Чалова Татьяна

Железова Полина

ученики 4 «Б» класса

Руководитель: Серова Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов

МБОУ лицей №1 г. Пролетарска

2015-16 уч. год

Оглавление

1.Введение

- Актуальность темы

- Тема проекта

- Цель проекта

- Задачи проекта

- Гипотеза исследования

2. Основная часть

-История применения лекарственных растений

- Лекарственные растения нашего края

- Анкетирование одноклассников

- Создание книги «Бабушкиных рецептов»

- Опрос жителей города

- Правила сбора лекарственных растений

- Создание коллекции лекарственных растений

3. Заключение

4. Список используемой литературы

5. Приложение

Введение

В прошлом году на весенних каникулах я ездила к бабушке. Пока гостила – заболела простудой. Бабушка сказала, что у неё есть средство, которое сможет вылечить меня за два дня. Это был чай из лекарственных трав. И действительно, буквально через два дня у меня прошла моя простуда. Мне захотелось побольше узнать об этих дарах природы. По возвращению в город я предложила одноклассникам исследовать мир лекарственных растений. Мы представляем Вам результат своей работы.

Тема: Лекарственные растения нашего края.

Цель: Познакомиться с многообразием лекарственных растений родного края и своей местности.

Задачи:

-Узнать, какие лекарственные растения растут в нашей местности.

-Выяснить значение лекарственных растений для человека.

-Узнать, как производится сбор и хранение лекарственных растений.

-Собрать гербарий лекарственных растений нашего края.

- Призвать детей и подростков бережно относиться к лекарственным растениям

Гипотеза исследования: Людям необходимо изучать мир лекарственных растений.

Объект исследования: лекарственные растения.

Основная часть

Богат и разнообразен мир растений. Многие из них очень полезны. Они дают людям пищу, являются источником кислорода. Природа словно запрограммировала в растительный мир всё необходимое людям. Издавна им были известны и целебные свойства растений.

История применения лекарственных растений.

Врачевание с древних времен было таинством, поэтому лекари очень придирчиво выбирали себе учеников. Сбор, изготовления лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. Уже выдающийся древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени По приказу Петра Первого были созданы аптеки и так называемые аптекарские огороды во всех крупных городах. Многое изменилось с тех пор, но интерес к целебным травам не угас – наоборот, сейчас он особенно велик.

Лекарственные растения нашего края.

Природные растительные ресурсы Ростовской области богаты и разнообразны. Мы выяснили, что в Ростовской области свыше 90 видов лекарственных растений.

Исследовательский проект проводился в несколько этапов.

Анкетирование одноклассников.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта