Растения живое или неживое. Компоненты экосистемы. Пример связи живой и неживой природы.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Химия, Биология, подготовка к ГИА и ЕГЭ. Растения живое или неживое


Биология: Живое или неживое?

Характерные свойства живого

 Прежде чем исследовать вызывающий вековые споры переход между живым и неживым, необходимо определить, что такое жизнь. Чем живое отличается от неживого?

Понятия живое, неживое человечеству известны очень давно. Живым считалось все то, что растет, дышит, передвигается, питается, рождается и умирает. С накоплением знаний в определении живого возникли проблемы. Левенгук в капле воды открыл мир микроорганизмов. 

Четкая граница живое–неживое исчезла....

Сравнительно легко видеть, что человек, дуб, розовый куст, лев или дождевой червь - живые, а скалы и камни - неживые. Но считать ли живыми такие образования, как вирусы, - это уже зависит от того, как мы определим понятие «жизнь».

Почти все организмы построены из обособленных единиц, называемых клетками. Каждая клетка представляет собой самостоятельную функциональную единицу, а протекающие в организме процессы слагаются из совокупности координированных функций его клеток. Клетки могут быть весьма различны по своим размерам, форме и функции. У некоторых мельчайших организмов все тело состоит из одной клетки. Другие организмы, например человек или дуб, построены из многих миллиардов клеток, пригнанных друг к другу.

Основные особенности клетки

Каждая клетка содержит ядро и окружена плазматической мембраной.

У простейших растений и животных весь живой материал заключен в одну плазматическую мембрану. Такие организмы можно считать одноклеточными.

У разных растений и животных и в различных органах одного и того же растения или животного клетки поразительно разнообразны по своим размерам, форме, окраске и внутреннему строению. Однако все они имеют ряд общих особенностей: каждая клетка окружена плазматической мембраной, имеет ядро и содержит различного рода внутриклеточные органеллы. К последним относятся митохондрии, шероховатая (гранулярная) и гладкая (агранулярная) эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы и центриоли.

Все организмы и составляющие их клетки имеют более или менее определенные размеры и форму. В них происходят метаболические реакции.

Они обладают:

·         раздражимостью,

·         способны к движению,

·         росту,

·         размножению и

·         приспособлению к изменениям внешней среды.

Хотя этот перечень свойств кажется вполне четким и определенным, граница между живым и и неживым довольно условна.

Тот или иной род живых организмов всегда можно распознать по характерным для него форме и внешнему виду; взрослые особи каждого рода организмов, как правило, имеют определенные размеры. В отличие от этого размеры и форма неживых объектов гораздо менее постоянны. Живые организмы не гомогенны, а состоят из различных частей, выполняющих те или иные специальные функции; таким образом, они характеризуются специфической сложной организацией.

Структурной и функциональной единицей как у растений, так и у животных служит клетка, которая в свою очередь тоже имеет специфическую организацию; каждый вид клеток обладает характерными размерами и формой, по которым его можно распознать.

Совокупность осуществляемых клеткой биохимических процессов, обеспечивающих ее рост, поддержание и восстановление, называется обменом веществ, или метаболизмом.

Это постоянное расходование энергии представляет собой одну из характерных особенностей живых организмов, свойственных им одним.

Процессы обмена веществ принято разделять на анаболические и катаболические. Анаболизмом называют те химические процессы, при которых более простые вещества соединяются между собой с образованием более сложных веществ, что приводит к накоплению энергии, построению новой протоплазмы и росту.

Катаболизмом же называют расщепление этих сложных веществ, приводящее к освобождению энергии; при этом происходит разрушение протоплазмы и расходование составляющих ее веществ. Процессы того и другого типа протекают непрерывно, и взаимозависимость между ними столь велика, что их трудно разграничить. Сложные соединения расщепляются, и их составные части соединяются друг с другом в новых комбинациях, образуя другие сложные вещества. Примером сочетания катаболизма с анаболизмом могут служить взаимные превращения углеводов, белков и жиров, непрерывно происходящие в клетках нашего тела.

Поскольку большинство анаболических процессов требует затраты энергии, необходимы какие-то катаболические процессы, которые поставляли бы энергию для реакций, связанных с построением новых молекул.

Клетки зеленых растений обладают способностью синтезировать свои собственные органические соединения из минеральных веществ, которые они получают из почвы и воздуха; животные же зависят в своем питании от растений.

Другая особенность живых организмов - это их способность к движению. Подвижность большинства животных совершенно очевидна: они ползают, плавают, бегают или летают. Движения растений гораздо более медленны и не так заметны, но они все же происходят. Некоторые животные - губки, кораллы, устрицы, многие паразиты - сами не передвигаются с места на место, но у большинства из них имеются реснички или жгутики, приводящие в движение окружающую жидкую среду, которая доставляет этим животным пищу и все необходимое для жизни.

Движение может быть результатом мышечного сокращения, биения ресничек или жгутиков и, наконец, медленного течения массы протоплазмы - амебоидное движение.

Живые организмы обладают раздражимостью: они реагируют на раздражители (стимулы), т. е. на физические или химические изменения в непосредственно окружающей их среде. Раздражители, вызывающие реакцию у большинства животных и растений, - это изменения цвета, интенсивности или направления световых лучей; изменения температуры, давления или звука; изменения в химическом составе почвы, воды или атмосферы, окружающей организм. Некоторые высокоспециализированные клетки тела обладают особой чувствительностью к раздражителям определенного типа: палочки и колбочки в сетчатке глаза реагируют на свет, определенные клетки в носу и во вкусовых почках языка - на химические стимулы, а специальные клетки кожи - на изменения температуры или давления. У низших животных и у растений такие специализированные клетки могут отсутствовать, но организм в целом реагирует на раздражение. Одноклеточные животные и растения отвечают на воздействие тепла или холода, некоторых веществ, света или на прикосновение микроиглы движением по направлению к раздражителю или от него.

Раздражимость растительных клеток не всегда столь очевидна, как раздражимость животных клеток, но и растительные клетки чувствительны к изменениям окружающей среды. Так, при изменении освещения течение протоплазмы в клетках растений иногда ускоряется или прекращается. Некоторые растения (например, венерина мухоловка, растущая на болотах) чрезвычайно чувствительны к прикосновению и благодаря этому могут ловить насекомых: листья таких растений способны перегибаться вдоль средней жилки, а края их снабжены волосками; в ответ на раздражение, производимое насекомым, лист складывается, его края сближаются, а волоски, переплетаясь, не дают добыче выскользнуть; затем лист выделяет жидкость, которая убивает и переваривает насекомое. Способность ловить насекомых развилась как приспособление, позволяющее таким растениям получать часть необходимого для их роста азота из «поедаемой» добычи.

Рост живой ткани, т. е. увеличение клеточной массы, может происходить за счет увеличения размеров отдельных клеток, за счет увеличения их числа или же за счет того и другого. Увеличение размеров клеток может быть вызвано просто поглощением воды, но такого рода набухание обычно не рассматривают как рост.

Если есть какое-либо свойство, которое можно считать совершенно обязательным атрибутом жизни, так это способность к воспроизведению. Наиболее простые вирусы лишены обмена веществ, не двигаются и не растут, и все-таки, поскольку они способны воспроизводить себя, а также мутировать, большинство биологов считает их живыми. Так как все живое происходит только от живого и не может возникать путем самозарождения, эта способность воспроизводить самих себя является важнейшей особенностью живых организмов.

Процесс размножения может сводиться к простому делению одного индивидуума на два. Однако у большей части организмов размножение связано с образованием специализированных клеток - яйцеклеток и сперматозоидов, которые, соединяясь между собой, образуют оплодотворенное яйцо, или зиготу, развивающуюся в новый организм. У некоторых паразитических червей процесс развития слагается из нескольких совершенно различных форм, сменяющих одна другую, пока цикл не завершится образованием взрослой особи.

Способность растения или животного приспосабливаться (адаптироваться) к окружающим условиям позволяет ему выжить в мире, полном неожиданных перемен. Тот или иной вид может либо отыскивать пригодную для его жизни среду, либо претерпевать изменения, делающие его лучше приспособленным к существующим в данный момент внешним условиям. Адаптация может осуществляться путем немедленного изменения, основанного на раздражимости, или путем длительного процесса мутирования и отбора. Конечно, отдельное растение или животное не может приспособиться ко всем возможным условиям среды, а это означает, что существуют определенные области, где оно не сможет выжить. Перечень факторов, которые могут ограничивать распространение вида, почти бесконечен: вода, свет, температура, пища, хищники, конкуренты, паразиты и т. п.

 В вопросах ЕГЭ по биологии самым правильным ответом считается ОБМЕН ВЕЩЕСТВ!!!

biook.blogspot.com

4. ВИДИМОЕ СХОДСТВО ЖИВОГО И НЕЖИВОГО. Мир живой и неживой

4. ВИДИМОЕ СХОДСТВО ЖИВОГО И НЕЖИВОГО

Вы познакомились с теми признаками, по которым живое существо можно отличить от неживого. В самом деле, кусок камня или железа нельзя признать за живое существо, потому что камень или железо не могут самостоятельно двигаться. Они не питаются, не растут, не размножаются, не способны восстанавливать утраченные части. Правда, из железа, например, можно построить сложную машину, которая будет «питаться» углём и двигаться. Но она не будет расти, не будет увеличиваться в размерах, а наоборот, будет мало-помалу изнашиваться, стираться. Из одной машины не вырастет двух: машина не может размножаться. Какую бы ни изобрести машину, она всё-таки не будет живым организмом. Изобретали даже такие сложные куклы-машины, которые могли не только двигаться, но и произносить несколько слов. Такие куклы, на первый взгляд, походят на живых людей, но им не хватает основных признаков жизни.

Итак, бы видите, что признаки жизни действительно позволяют отличить живое от неживого, несмотря на то, что неживое иногда бывает похоже на живое. По указанным признакам можно отличить также живое существо от мёртвого, например, живого человека от мертвеца. Наконец, по этим же признакам вы можете все существа объединить в единый живой мир. Как бы живые существа ни отличались внешне друг от друга, все они имеют одни и те же признаки жизни.

Но всегда ли, однако, можно найти у живых существ все эти признаки жизни? Не бывает ли случаев, когда эти признаки у живых существ нельзя обнаружить? И наоборот, не бывает ли так, что эти признаки обнаруживаются и у неживых тел?

Оказывается, бывает. Так, вряд ли кто задумывался, например, над вопросом, живёт ли маленькое пшеничное зерно. В самом деле, с виду оно мало чем отличается от простого камешка. Какие из названных признаков жизни можно отыскать у пшеничного зерна? Оно не движется, не питается, не растёт, не размножается, не восстанавливает утраченных частей. Пшеничное зерно может пролежать в амбаре несколько лет, и за всё это время оно остаётся совершенно безжизненным. Однако известно, что оно не мёртвое. Действительно, стоит только бросить зерно в землю, как оно начнёт расти. Из него вырастет растение — живое существо со всеми признаками жизни. Мёртвое же тело нельзя оживить. Значит, пшеничное зерно — не мёртвое тело. Стало быть, в пшеничном зерне где-то теплится жизнь. Это зёрнышко как бы пребывает на пороге между жизнью и смертью: оно не живое, но и не мёртвое. Обычно говорят, что пшеничное зерно находится в состоянии скрытой жизни.

Состояние скрытой жизни встречается довольно часто. Оно наблюдается у семян всех растений вообще. А иногда в состоянии скрытой жизни может находиться и целое растение. Такое растение высыхает и превращается в пучок сухих веточек. Ветер катит его по полю, как мёртвые листья поздней осенью. Но стоит только ему попасть в воду или во влажную землю, как растение оживёт, расправится, пустит листочки и будет расти, как ни в чём не бывало.

Рис- 20. Тихоходка. Слева изображено деятельное животное, справа — оно же в высушенном состоянии. Стоит, однако, поместить высушенную тихоходку в воду, как она снова оживёт и примет такой же вид, как и животное слева.

Встречается это состояние и у животных. Некоторые черви и другие животные, например тихоходки, иногда подсыхают, превращаются в сухой, совсем безжизненный на вид комочек, и в таком виде их можно находить в песке, на крышах домов. Здесь они могут пролежать пять и даже десять лет. Но стоит только положить их в воду, как они снова оживают. Такое животное изображено на рис. 20. Щуку можно заморозить так, что она превратится в сплошной кусок льда. В такой рыбе мало кто узнает живое существо. Но если её осторожно и постепенно отогреть, то она оживает. То же можно проделать с лягушкой.

Многие животные, например, лягушки, суслики, змеи, как известно, зимой впадают в спячку. Они дышат, и их нетрудно признать за живые существа. Однако всю зиму они не питаются и не движутся. Животные как бы на время замирают.

Люди, заболевающие некоторыми болезнями, впадают иногда в глубокий сон (летаргию), который может длиться многие месяцы. Человек едва-едва дышит, сердце его бьётся медленно, и на вид такой человек похож на мертвеца. На самом же деле он жив.

Больше того, некоторых людей, умерших насильственной смертью, удаётся оживить даже после того, как у них прекратилось дыхание и остановилось сердце. Правда, таких случаев пока ещё немного, и удаётся это только тогда, когда приступают к оживлению немедленно после насильственной смерти, но со временем способы оживления таких преждевременно умерших могут быть значительно улучшены.

Простейшие организмы — бактерии, когда им не хватает пищи или когда наступают сильные холода, как и черви, подсыхают и покрываются толстой скорлупой. Таким путём они превращаются в мельчайшие зёрнышки — споры и могут оставаться в этом виде очень долго — ряд лет. Как только опора попадёт в место, где достаточно воды, пищи и тепла, например, в воду или в тело человека, она снова оживает: из споры выходит бактерия— та самая бактерия, которая много лет назад высохла и оделась плотной оболочкой.

Споры образуют не только бактерии, но и многие другие простейшие существа, живущие в лужах, морях, озёрах, после того как их выхлестнет волна на берег или когда высохнет лужа.

Как вы видите, состояние скрытой жизни довольно широко распространено в природе.

Рис. 21. Капли масла в содовой воде. Напоминают своим видом простейших животных. Некоторые капли выпускают, подобно амёбе, ложноножки.

Споры, семена растений, высохшие черви, замороженная щука, животные в спячке — живые это существа или неживые? Мы говорим, что они живые, хотя на вид их подчас невозможно отличить от неживых.

Мы называем их живыми потому, что они могут оживать, то есть вновь начать проявлять признаки жизни, как только попадают в благоприятные для себя условия.

Итак, некоторые признаки жизни могут временно исчезать.

В таких случаях живые существа могут весьма сильно походить на неживые тела. Но как бы ни замирала жизнь живых существ, в их теле всё же происходит обмен веществ. Только наблюдать его бывает очень трудно, а иногда даже невозможно.

Теперь посмотрим, могут ли неживые тела походить на живые существа, могут ли они обладать, если не всеми, то хотя бы некоторыми признаками жизни?

Опустите капельку масла в раствор соды и рассмотрите её в микроскоп (рис. 21). Вы увидите как бы большую амёбу. В самом деле, капля масла, растекаясь по воде, выпускает отростки — ножки, движется и поглощает частички пищи, как настоящая амёба.

Амёба передвигается с места на место следующим образом: у одного конца тела амёбы появляется маленькая ножка в виде отростка — веточки; эта ножка всё увеличивается до тех пор, пока в неё не перельётся вся остальная часть тела амёбы. В других случаях эта ножка втягивается обратно в тело амёбы, а с другой стороны образуется новая ножка, куда и переползает опять всё тело амёбы. Если по дороге попадается бактерия или маленькая водоросль, то ножка окружает эту пищевую частицу так, что она попадает в середину ножки, а оттуда — внутрь тела амёбы (рис. 22).

Рис. 22. Амёба, заглатывающая водоросль. Здесь показано, как амёба постепенно заглатывает наложенную на неё нить зелёной водоросли; водоросль в конце концов свёртывается клубочком в теле амёбы.

Если внимательно проследить за каплей масла в содовом растворе, то можно увидеть примерно то же самое. Капелька переползает с места на место и заглатывает разные зёрнышки, сильно напоминая живую амёбу.

Стало быть, имеется два «признака жизни» у неживой капельки масла в водном растворе соды — движение и питание.

Посмотрим, нельзя ли в неживой природе отыскать и другие признаки жизни.

Рис- 23. Кристаллы медного купороса (1) и каменной соли (2). Обратите внимание на правильную форму кристаллов.

Рис. 24. Опыт выращивания кристаллов.

Кристаллы, должно быть, видел каждый. Например, купорос, которым опрыскивают виноградники, продаётся в виде кристаллов — красивых синих камешков, похожих на стекло. Обыкновенная поваренная соль также представляет собой мелкие кристаллики. На рисунке 23 изображены кристаллы медного купороса и каменной (поваренной) соли.

Проведите следующий опыт с кристаллами квасцов: возьмите горсть этих кристаллов и бросьте в стакан с горячей водой. Когда кристаллы растворятся и вода станет прозрачной, поставьте стакан на солнце. Привяжите к крепкой нитке маленький кристаллик квасцов и опустите его в стакан с раствором, а чтобы нитка держалась, укрепите её на лучинке, положив лучинку поверх стакана, как показано на рисунке 24. Вытянув через несколько дней нитку из стакана, вы увидите, что маленький кристаллик за это время сильно вырос. Если его снова опустить — в стакан на 2–3 дня, то кристалл ещё больше вырастет.

Известно, что живые существа растут потому, что они питаются. Как же растёт кристалл? Кристалл не питается; он растёт за счёт тех веществ, которые находятся в растворе. Эти вещества присоединяются к кристаллу, и он увеличивается в размерах — растёт.

Между ростом кристаллов и ростом живых существ имеется большая разница. Пища, которую поглощают живые существа, перерабатывается внутри их тела, где она сначала разрушается, то есть разлагается на составные части, а затем идёт на поддержание сил организма и на создание новых клеток и тканей тела. Кристаллы же совсем не питаются и пищи не перерабатывают. В этом и есть их отличие от живых существ.

Посмотрим, однако, нельзя ли отыскать у кристаллов и другие признаки жизни.

Обломите кусочек вынутого на нитке кристалла и бросьте его обратно в стакан с раствором квасцов. Если вынуть этот кристалл через два дня, то вы увидите, что обломленный край кристалла восстановился: кристалл как бы «залечил» свою «рану». Стало быть, опять кристалл имеет признак, сходный с признаком живых существ.

Что же такое кристалл — живое существо или неживое тело? Что такое капля масло в содовой воде — живой организм или неживое вещество?

Конечно, и кристалл и капля масла — неживые тела.

Таких случаев, когда неживое походит на живое, можно найти очень много. Вы уже знаете, что и живые существа в состоянии скрытой жизни могут сильно походить на неживые, на мёртвые. Не говорит ли всё эго за то, что между живым и неживым нет непроходимой пропасти, что неживое может стать живым? Да, конечно, хотя людям и не удавалось ещё до сих пор превратить неживое в живое; создать жизнь из мёртвой природы.

Живое тело построено, главным образом, из белков, веществ очень сложного состава (примером может служить белок, содержащийся в курином яйце). В состав белка входят вещества, которые широко распространены в неживой природе, и поэтому получить белок из неживого материала возможно, хотя и очень трудно. В настоящее время уже получены вещества, отдалённо напоминающие простейшие белки.

Несомненно, что в будущем, рано или поздно, человек научится получать из неживых веществ и все сложные белки тела, а из этих белков сумеет построить живое существо.

Обратное — переход живого в мёртвое — совершается часто и хорошо известно всем. Это— смерть. Умирая, живые существа распадаются и переходят в неживую природу. Об этом мы сейчас и поговорим.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Живое и неживое | Дистанционные уроки

05-Июл-2013 | Нет комментариев | Лолита Окольнова

Помните, в детстве была такая игра: «Живое—неживое«?

 

признаки живого

 

Биология — это наука о живых организмах «науку о живых организмах», поэтому  прежде всего надо  определить такие понятия, как «живое» и «неживое».

 

Вообще, граница между живым и неживым достаточно условна..на эту тему есть много теорий и мнений…

 

Для начала определимся, что такое “организм”.

 

Это просто. Организм — это любой живой объект: животное, растение, даже бактерия!

 

А “неживой”? Это скалы, камни, вода…

 

вирус А вирусы? Вирусы могут быть в активной — живой форме, а могут в виде кристаллов находиться под землей или в ледниках сотни лет…

 

Уже надо определить, что такое “жизнь”.

 

Отличие живого от неживого

 

Каковы признаки  живых организмов, каковы основные признаки живого? В каком случае мы четко можем определить, к какому типу отнести систему?

 

Одна моя знакомая писательница считает, что признак живого — душа. Красиво, конечно, но не научно, а биология — это наука.

 

Основные признаки живого

 

1. Клеточное строение.

 

Почти все организмы состоят из  клеток. Каждая клетка — “кирпичик” живого организма, и то как организм живет — скоординированные функции всех его клеток.

 

Организмы могут быть одноклеточные — некоторые водоросли или бактерии, или многоклеточные — человек, например.

 

А вот вирусы не считаются клеточной формой жизни. Они легко встраиваются в чужие клетки, а могут вообще кристаллизоваться и  веками в таком состоянии находиться.

 

2. Обмен веществ

 

По-научному — метаболизм обмен веществ

 

Во всех живых организмах происходит обмен веществ.

 

В животных и растениях — само собой; у вирусов, когда они в активной форме, обмен веществ тоже есть; а вот у воды и камней — нет. (Есть теория, что у камней тоже есть обмен веществ, но оооочень медленный)

 

3. Гомогенность (однородность)

 

Живые организмы не гомогенны, они состоят из различных частей, выполняющих различные функции; т.е. сложно организованны

 

Неживые системы гомогенны — у воды, например, состав не меняется.

 

Давайте подведем итог:

 

Основные признаки живых организмов

 

 

  1. обмен веществ (это самый главный признак)
  2. клеточное строение
  3. негомогенность строения
 

Организм можно считать живой системой, если у него присутствуют все три характеристики. В противном случае он считается неживым:

 

 

 

 

  • примеры вопросов А1 ЕГЭ по этой теме
  • примеры вопросов ГИА (ОГЭ) по этой теме

 

 

Еще на эту тему:

Обсуждение: "Живое и неживое"

(Правила комментирования)

distant-lessons.ru

Компоненты экосистемы. Пример связи живой и неживой природы.

Мир живой и неживой природы всегда находится в тесном взаимодействии. Растения и животные являются живыми существами. Растениям для выживания нужен воздух, вода, свет, питательные вещества, пространство и оптимальная температура. Животные нуждаются в воздухе, пище, воде, укрытии и пространстве. Все живое на Земле способно размножаться и создавать себе подобных. Неживые природные объекты, такие как солнце, камни, вода и земля, не растут и не размножаются. Несмотря на очевидные отличия, живая и неживая природа (картинки ниже) тесным образом связаны между собой.

пример связи живой и неживой природы

Живая и неживая природа

Земля наполнена биологическим разнообразием огромного количества форм жизни. Сюда относятся все живые организмы: растения, животные, люди. Мир также наполнен неживыми объектами. Неживые вещи не состоят из живых клеток, как правило, они не растут и не могут создавать себе подобных. Солнечный свет, воздух, горные породы, вода и формы рельефа (холмы, долины, горы) - все это примеры неживых объектов природы. Однако то, что они неживые, вовсе не означает, что они не важны для выживания других организмов.живая и неживая природа картинки

Можно встретить следующий пример связи живой и неживой природы. Организмы нуждаются в почве, которая состоит из крошечных каменных кусочков и небольших фрагментов мертвых растений и животных. Живущие в почве существа чаще всего слишком малы, чтобы увидеть их без микроскопа.живая неживая природа 2 класс

Свойства живых организмов

Все живые организмы могут совершать движения, некоторые из них могут двигаться активно, бегать, ходить, плавать, летать (животные), а некоторые показывают незначительные перемещения в пространстве (растения). Все живое обменивается газами с окружающей их средой. Животные потребляют кислород и выдыхают углекислый газ. Этот процесс называется дыханием. Еще одним признаком, отличающим живую природу от неживой, является экскреция, или удаление продуктов обмена из организма. Если эти отходы будут долгое время оставаться в организме, они могут постепенно отравить его.мир живой и неживой природы

Когда живые существа питаются, они получают энергию. Часть этой энергии используется для роста. Организмы становятся крупнее и имеют более сложную организацию по мере своего взросления. Яркий пример связи живой и неживой природы демонстрирует зависимость животных и растений от окружающей их среды. Они реагируют на солнечный свет, тепло, холод и различные звуки, производимые неживой природой. Среди свойств живой природы важное место занимает способность к размножению. Причем этот признак характерен как для животных, так и для растений.живая и неживая природа

Компоненты экосистемы

Что такое экосистема? Это сообщество организмов, взаимодействующих друг с другом, а также с неживыми компонентами природы с целью устойчивого развития и адаптации к меняющимся условиям окружающей среды. Живая, неживая природа (2 класс в школе - время для изучения этой темы по природоведению) - все это компоненты экосистемы. Все живое в экосистеме является либо производителями, либо потребителями. Они называются еще биотическими компонентами.

живая и неживая природа

Производители могут производить органические компоненты, например, растения с помощью фотосинтеза могут производить крахмал, углеводы, целлюлозу. Потребителями являются компоненты, которые зависят от производителей в зависимости от способа питания. Среди неживых объектов природы выделяются физические и химические факторы, которые непосредственно или косвенно влияют на живые организмы, например, воздух, вода, земля, камень и другие. Их еще называют абиотическими компонентами. Физические факторы включают в себя солнечный свет, воду, огонь, почву, воздух, температуру и другие. Химические факторы включают влажность, соленость воды, минералы, химические элементы и так далее.

живая и неживая природа

Классификация экосистем

Можно привести такой пример связи живой и неживой природы, где благодаря абиотическим факторам различные экосистемы развиваются по-разному. Эти факторы, их взаимодействие друг с другом и с биотическими составляющими привели к формированию различных типов экосистем. Среди них есть наземная (леса, луга, тундра, пустыня), почвенная и водная (море, океан, реки, озера и так далее) экосистемы.примеры живой и неживой природы

Мир неживой природы

В мире природы любой объект, который не обладает всеми характеристиками живых существ, является неживым компонентом экосистемы. Живая клетка состоит из ряда органических и неорганических химических веществ, которые сами по себе неживые, но в живом организме они становятся жизненно важными составляющими. Важнейшей характеристикой неживых вещей является отсутствие протоплазмы, которая является фундаментальной основой жизни.

живая и неживая природа

Основные характеристики неживой природы

Неживая природа не состоит из клеток, для нее не свойственна структурная организация тканей, органов или систем органов. Как таковых размеров неживая природа также не имеет. Жидкости принимают форму емкости или контейнера, в котором они находятся. Вода при нагревании переходит в газообразное состояние или может быть даже заморожена до твердого состояния.

мир живой и неживой природыДвижение никогда не происходит само по себе, оно возможно только при внешнем воздействии. Рост возможен только путем добавления материалов извне. Например, кристалл в растворе или снежинка может увеличиваться в размере за счет накопления частиц собственного блока на наружной поверхности исходного тела.живая и неживая природа

Отсутствие питания, выделения, дыхания, размножения, чувствительность и адаптация являются характеристиками неживых объектов. Одним из главных свойств является неограниченный срок существования, иначе говоря, бессмертие. Все неживое на Земле можно разделить на два основных типа:

  • Неживые вещи, которые никогда не были частью живого существа. Например, стекло, камень, золото, любые химические элементы и другие подобные примеры.
  • Неживые вещи, которые когда-то были частью живого существа. Лучший тому пример – уголь, который образовался в результате гибели и разложения живых растений. Бумага сама по себе не живое существо, но она также сделана из деревьев. Этот пример связи живой и неживой природы наглядно показывает, что при наличии определенных обстоятельств и времени возможен постепенный переход от живого к неживому.

живая и неживая природа

Экосистема представляет собой богатый природный мир. Живая и неживая природа, картинки и примеры связи которых можно встретить повсюду, находятся в сложных отношениях. Эта активность показывает взаимосвязь всех элементов экосистемы. Например, незначительное загрязнение воздуха может повлиять на амфибий, которые очень чувствительны к внешним воздействиям, так как они дышат через кожу. Это может привести к увеличению числа насекомых в пищевой цепи. Повышенная популяция насекомых может изменить состояние растений, вплоть до тотального уничтожения определенных разновидностей, и так далее. Таким образом, одно небольшое изменение в экосистеме может вызвать настоящую экологическую проблему. В здоровой экосистеме всегда имеется достаточное биоразнообразие растений, животных и мест их обитания, а также существует баланс между живыми и неживыми ее компонентами.

fb.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта