Экологический проект на тему "Как комнатные растения влияют на нашу жизнь". Проект на тему растения
Учебно-исследовательский проект на тему "Комнатные растения
Мой первый учебно-исследовательский проект
(естественнонаучное направление)
Тема: «Комнатные растения – лекари»
Выполнен
ученицей 1 класса
МОУ СШ № 6 Волгограда
Магасумовой Викторией
Руководитель проекта
учитель начальных классов
МОУ СШ № 6 Волгограда
Мясиной Галиной Тихоновной
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………… 3 стр.
Почему я выбрала эту тему?
Основная часть ………………………………………………4 - 9 стр.
«Комнатные растения - лекари»
Заключение …………………………………………………10 стр.
Список литературы …………………………………………11 стр.
Приложение …………………………………………………12 - 13 стр.
Введение
Почему я выбрала эту тему?
Меня привлекают комнатные растения. Они создают уют, красоту, делают интерьер живым и привлекательным.
И в моем классе, где я учусь, тоже есть комнатные растения.
Эти растения – наши друзья!В комнате жить без них просто нельзя,С ними нам дышится лучше и легче,С ними нам жить еще интересней.
Однажды я увидела, что моя бабушка дает маме, которая простудилась листик алоэ. Она сказала, что растение очень полезно и простуда скоро пройдет.
«А во всех ли комнатных растениях содержится вещество, которое может принести пользу здоровью?» - подумала я.
Решила узнать, все ли комнатные растения – полезны и могут принести пользу здоровью.
Цель: Выяснить, какие комнатные растения нашей школы являются лекарственными.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме
Провести опрос среди учащихся и учителей школы
Исследовать комнатные растения школы
Выявить лекарственные комнатные растения в моей школе
Методы исследования:
Чтение книг по данной теме
Опрос учащихся и учителей школы
Исследование комнатных растений школы
Выявление лекарственных комнатных растений в школе
Тема исследования носит теоретический характер.
Основная часть
Комнатные растения - лекари.
Растения в дизайне интерьера — это не только модно, красиво, благородно, но и полезно для здоровья! Причем последнее свойство растений не всегда сводится лишь к очищению воздуха и обогащению его кислородом. Немногие хозяйки догадываются, что декоративные растения, которые часто красуются в горшочках на подоконниках, могут облегчить симптомы заболеваний, а в некоторых случаях и вовсе победить такие недуги, как головные, зубные боли, простуду, грипп, ангину, кожные высыпания и раны, расстройство желудка, радикулит и даже остеохондроз.
Важно лишь продумать дизайн интерьера таким образом, чтобы в нем нашлось подходящее место для «зелёной аптеки». А как применяют полезные листья, сок и корни природных врачевателей мы расскажем в этой работе.
Изучив литературу о комнатных растениях, я узнала о свойствах комнатных растений. Оказывается, комнатные растения нужны не только для красоты и уюта, они:
очищают воздух от токсических веществ, которые выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы, например, хлорофитум
повышают влажность воздуха
убивают бактерии
снижают электромагнитное излучение, например, кактус
влияют на эмоциональное состояние, например, китайская роза
А главное я выяснила, что многие прекрасные растения, которые нас окружают, способствуют оздоровлению.
Мне очень захотелось выяснить, а все ли учащиеся нашей школы знают о том, что комнатные растения могут принести пользу здоровью.
Опрос среди учащихся и учителей показал, что из 50 опрошенных 36 не знают, что комнатные растения могут принести пользу здоровью.
Следующий шаг моей работы заключался в том, чтобы выяснить, какие комнатные растения красуются в коридорах и кабинетах нашей школы. Точное название комнатных растений определить мне помогли практическая энциклопедия «Комнатные растения» СтепураА.В ., справочник «Комнатные растения» Т.Князевой.
Информацию о том, какие комнатные растения являются лечебными, я нашла в интернете (http://komu-za-40.ucoz.kz). А о влиянии на эмоциональное состояние, на атмосферу дома комнатных растениях нашла в книге: Т. Князевой «Комнатные растения», в интернете по адресу http://kr2.narod.ru
Пройдя по школьным коридорам и кабинетам, я выяснила, что комнатные растения, которые могут принести пользу нашему здоровью, в нашей школе встречаются:
Сансевиерия и алоэ
Лидерами среди горшечных растений в борьбе с вирусными инфекциями и вредными бактериями являются алоэ и сансевиерия(сансевьера), называемая в народе «тещин язык». Они действенны при лечении болезней верхних дыхательных путей, отитах, обладают мощным ранозаживляющим эффектом. Кроме того, весьма неприхотливы в уходе, легко переносят дефицит влаги.
Герань
Когда-то наши предки не имели понятия о болеутоляющих таблетках, потому что от головной, радикулитной и других болей им помогала герань. Всеми любимая герань - волшебный цветок. Особое влияние оказывает на женщин бальзаковского возраста. Эта «простушка» способна открывать дыхание чувственности, окрылять. Кстати, герань - цветочный «психоаналитик». Ей можно выговориться. Ее энергетика устраняет механизмы саморазрушения: комплекс неполноценности и зависимости от чужого мнения.
Зигокактус усеченный (декабрист)
Предохраняет от заболеваний почки, надпочечники, мочевой пузырь. Улучшает гибкость тела, препятствует «отложению солей»
Циперус папирус (сыть, «растение-зонтик»)
Очищает лимфатическую и эндокринную систему, плазму крови. Поддерживает чистоту организма. Облегчает сон, в том числе храпящим и разговаривающим во сне. Помогает выспаться за более короткое время
Каланхоэ: поглощает вредные излучения бытовой техники. Так что размещать растение можно около телевизора, компьютера. Так он не только будет радовать глаз, но и поможет защититься от вредного излучения бытовой техники, которая в большом количестве представлена в каждом доме. Сок каланхоэ обладает противовоспалительным действием, проявляет противовирусную активность. Противопоказан при лечении ран, ожогов, обморожений. Эффективен при тонзиллите, пародонтозе, стоматитах.
Фатсия японская
Помогает выработать деловые качества. Учит слушать и слышать партнера, выгодно подавать себя, контролировать свою речь и поведение. Для деловых людей. Сохраняет спокойствие и оберегает от усиления тягостного состояния. Облегчает хронические заболевания. Препятствует появлению проблем в почках, надпочечников и мочевом пузыре. В народной медицине используют как тонизирующее и болеутоляющее средство. Кора стебля способствует слюноотделению, применяется как мочегонное. Корень эффективен как антисептик при ранениях, показан при болях в суставах, ревматизме и гастрите.
Драцена дракон (драконово дерево)
Впитывает энергию мыслей и чувств о недостатках, слабостях характера. Не дает энергии недовольства собой проникать в атмосферу.
Сохраняет гибкость тела – для спортсменов и артистов. Уменьшает «отложение солей», облегчает ревматические боли.
Бегония королевская
Создает гостеприимную атмосферу. Спасает от энергетического хаоса. Помогает преодолеть страх и неуверенность в общении. Очищает бронхи (для курильщиков). Препятствует появлению острых болей в грудной области.
Толстянка серебристая
(денежное или обезьянье дерево)
Снижает общее содержание микробов в воздухе помещений на 70 %. Развивает упорство в достижении цели. Продлевает молодость частей тела и органов , костно-мышечной системы и кожи. Широко применяется при лечении ран и порезов.
Фиалка узамбарская
Это лучшее средство от стрессов и снятия усталости. В момент цветения она обладает настолько магической силой воздействия, что хозяин постигает духовные истины, ищет покоя и учится расслабляться.
Хлорофитум хохлатый
Прекрасно очищает воздух от формальдегида и угарного газа.
Заключение
Сложно представить современный дом, любое учреждение без комнатных растений. Они идеально вписываются в интерьер, даря хорошее настроение его обитателям. Комнатные растения - это частица природы, которая дарит нам свою энергию. С древнейших времен люди комнатными растениями украшали свое жилище, одежду, дарили их в качестве подарков... Эти традиции сохранились и в наши дни. Миллионы людей увлекаются разведением комнатных растений в домашних условиях. Комнатные растения в нашей жизни занимают исключительно важное место. Нередко знакомство с ним превращается в любимое увлечение на всю жизнь. В ходе данного исследования было установлено, что часть комнатных растений, причем самых оригинальных и экзотических, прекрасно заменяют лекарства, и способствуют оздоровлению людей не только физическому, но и эмоциональному. На основании результатов данного исследования выяснила, что от лекарственного комнатного растения можно получить помощь. После проведенной работы я смогу дать советы соседям, знакомым, родным, как обращаться, как ухаживать и как получать помощь от полезных, лекарственных комнатных растений.
Список литературы
Практическая энциклопедия «Комнатные растения» Степура А.В. г.Москва ООО «Мир книги» 1999
«Комнатные растения от А до Я» Т.Князева, Москва ЗАО «Олма-Медиа Групп» 2010
Комплект открыток «Комнатные растения» Москва 1986
Интернет-ресурсы по адресам: http://komu-za-40.ucoz.kz.; http://kr2.narod.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Народные рецепты с применением листьев алоэ и сансевиерии:
• От болей в горле смешивают сок алоэ с натуральным медом 1:1 и принимают до 8 раз в сутки по чайной ложечке. Чтобы усилить лечебное действие алоэ, срезанные листья рекомендуется подержать несколько дней (в идеале 14) в темном холодном месте.
• Сок листьев сансевиерии облегчит страдания от отита: подогретый до теплой комфортной температуры он подходит для закапывания в уши. Но предварительно нужно проконсультироваться с врачом — есть противопоказания!
• Кашица из листьев алоэ и сансевиерии — отличное средство при язвах, порезах и ранах на коже.
В домашних условиях сок алоэ получают из боковых побегов (нижние и средние листья 2—4-летнего растения), которые выдерживают для усиления биогенной активности в темноте в течение 8—12 дней при температуре 6—8' в холодильнике. а затем измельчают, отжимают, фильтруют через 3—4 слоя марли и кипятят 3 мин. При насморке Закапывают по 5—6 капель свежего сока в каждую ноздрю 2—3 раза в день с промежутком в несколько часов. Можно применять сок алоэ и при конъюнктивите - воспалении глаз. Так как внутри листа сок стерилен, его по 4-5 капель выжимают прямо в глаз. Сок немного щиплет, но действует хорошо. Этим средством вполне можно воспользоваться при невозможности купить нужное лекарство в аптеке. Примочки при ячмене 5 г листьев алоэ измельчают и настаивают 6 ч в стакане холодной кипяченой воды. Делают примочки при ячмене. Эту процедуру можно делать из сока алоэ, разведенного водой (1:10).
Питательная смесь В качестве общеукрепляющего можно порекомендовать средство, которое готовится из 100 г сока алоэ, 500 г грецкого ореха, 300 г меда и сока 3—4 лимонов. Принимать по 1 чайной ложке 3 раза в день за полчаса до еды. Особенно полезно людям ослабленным и детям.
Лечебный"ликер" При хронических бронхитах, пневмонии, для усиления аппетита, для повышения защитных функций организма можно использовать такое средство: выжатый сок алоэ смешивают с медом и вином типа "Кагор" (200 г сока, 300 г меда, 350 г вина). Смесь выдерживают 5—7 дней в темном месте при комнатной температуре. Принимают по 1—2 чайн, ложки 3 раза вдень перед едой. Курс лечения 3—4 недели.
Народные рецепты с применением герани:
• Зубная боль отступит, если разжевать во рту листик растения.
• При болях в ухе листик герани разминают пальцами, скручивают трубочкой и неглубоко вставляют в ухо. Ребенку достаточно 1 раза. Взрослому через 2-3 часа нужно сменить трубочку.
• Кашицу из листьев герани прикладывают на больную поясницу при ревматизме или делают компресс на голову при мигрени.
Кроме того,• Герань выделяет в воздух вещества, которые отпугивают вредных насекомых, в том числе, комаров.
infourok.ru
Экологический проект на тему "Как комнатные растения влияют на нашу жизнь"
Вас приветствует команда «Кактусята» Большеистокской школы №5
Наш девиз: Мы команда « Кактусята»
Все мы дружные ребята.
Любим мы зелёный мир
И его мы сохраним!
Тема нашего экологического проекта « Мир зелёный , мир живой дарит радость нам с тобой».
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «Как комнатные растения влияют на нашу жизнь»
Мы привыкли к тому, что в домах и общественных помещениях очень много комнатных растений – миниатюрных, как фиалка и высоких как пальма.
Одни цветут, другие радуют нас обильной зеленью, третьи привлекают нас необычным видом и оригинальностью.
Прежде всего это красиво – когда комната украшена растениями. Но только ли эстетическое влияние оказывают на человека комнатные цветы?
Таким образом, мы выявили проблему –мы недостаточно владеем знаниями о комнатных растениях.
Цель проекта –пополнить знания о растениях, изучить вопрос влияния комнатных растений на человека и создать сборник рекомендаций для учителей по выбору и уходу за комнатными растениями для классных кабинетов.
Отталкиваясь от цели исследования, была выдвинута гипотеза
Мы попытаемся доказать . что грамотное использование в интерьере класса комнатных растений приводит к улучшению качества воздуха внутри классного помещения, который благотворно влияет на здоровье учеников.
Растения также оказывают положительное влияние на наше настроение и на настроение учителя, в результате чего мы меньше утомляемся и лучше усваиваем учебный материал.
Исходя из гипотезы и цели исследования, мы попытались определить задачи нашего проекта:
-Познакомиться с многообразием цветущих комнатных растений нашей школы
-Научиться правильно ухаживать за комнатными растениями
-Пополнить состав цветущих растений
-Выпустить сборник рекомендаций для учителей по выбору и уходу за комнатными растениями.
«Кактусята» разработали план работы над проектом:
1.Прежде всего мы изучили справочную литературу о комнатных растениях, их разнообразии и влиянии на нашу жизнь.
Для этого мы использовали ресурсы Интернета, современные справочники.
2.Обратились за помощью к библиотекарю и нашим учителям.
3.Далее мы выявили какие комнатные растения есть в нашей школе, приготовили сообщения и презентации о растениях
4.Провели тест – опрос на тему «Комнатные растения»
5.Провели лабораторную работу с микроскопом по изучению листьев алоэ.
6.Приняли участие в конкурсе «Самый зелёный класс в школе»
7.Выпустили стенгазету «Опасные комнатные растения»
8. В итоге мы систематизировали новые знания, сделали выводы, подтверждающие гипотезу и выпустили сборник рекомендаций по выбору комнатных растений для учителей.
На заключительном этапе работы над нашим проектом мы выявили, что самые обычные комнатные растения, которые растут в нашей школе. кроме красоты и уюта могут подарить нам еще и здоровье, положительно влияют на работоспособность на уроке.
Оказывается:
- комнатные растения поддерживают влажность и чистоту воздуха в наших классах и в доме;
- собирают на своих листьях пыль;
-выделяют фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы;
- оздоравливают воздух в помещении;
- способствуют звукопоглощению;
- помогают лечить болезни и снимают стресс;
- способствуют улучшению взаимоотношений в семье
- ухаживая за цветами, мы приобщаемся к труду, учимся любить живую природу, беречь ее, замечать прекрасное вокруг себя.
Подводя итог нашей работы над данным проектом, был сделан вывод:
Все растения - живые существа, способные воздействовать на человека и его жилище. И от того, сумеем ли мы правильно подобрать комнатные растения и обеспечить им достойный уход и содержание, зависит и общая атмосфера дома, и самочувствие его обитателей. Они — наши самые верные и близкие друзья и защитники.
Мы решили:
Не будем забывать о своих домашних друзьях, ведь они заботятся о нас бескорыстно.
Я люблю побродить
По Зелёной стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.
На сюрпризы горазд
Молчаливый народ
И за то, что отдаст,
Ничего не берёт.
В той стране — благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чём тут главный секрет?
Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь
И с Зелёной страной
Навсегда подружись
infourok.ru
Экологический проект на тему «Растения-фитотерапевты» для детей подготовительной к школе группы
Библиографическое описание:
Кардаш Л. И. Экологический проект на тему «Растения-фитотерапевты» для детей подготовительной к школе группы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. С. 30-32. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12387/ (дата обращения: 15.07.2018).
Проблемой развития экологических знаний детей был заинтересован великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он призывал расширить общение ребенка с природой и недоумевал: «странно, что воспитательное влияние природы …так мало оценено в педагогике». По мнению современных педагогов и психологов, в рисовании, лепке, аппликации ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Экологическое воспитание и образование — это необходимость нашего времени: «детям и взрослым надо раскрывать суть биосферных процессов, показывать связь человека с природой, его зависимость от нее, раскрывать законы природы, ее гармонию и красоту» (программа Е. Рылеевой «Открой себя»). Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы (программа Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа», «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронович, С. Н. Николаева «Юный эколог»).
Дошкольники проявляют повышенный интерес к окружающей среде, но «…из-за отсутствия целенаправленной и единой работы детских садов, семьи и общественности у многих 5–6-летних детей формируется негативное отношение к некоторым ее объектам — в большинстве своем к насекомым, земноводным, растениям, что приводит к неправильным действиям детей. Они считают их «вредными», ненужными, не понимая их значения ни для человека, ни для окружающей среды» (Н. А. Рыжова). Поэтому одна из приоритетных задач — это экологическое воспитание.
Гипотеза: если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: сформировать представления детей о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
− уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования;
− наблюдать за объектами природы, показывать их разнообразие и множество;
− обучать правилам поведения в окружающем мире;
− формировать человека, который на первое место ставит охрану жизни и среды обитания.
Этапы осуществления проекта:
− подготовительный этап;
− основной этап;
− заключительный этап.
Подготовительный этап:
− составление перспективного плана мероприятий по теме;
− подбор методической и художественной литературы;
− создание развивающей среды: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий;
− изготовление пособий по теме «Растения-фитотерапевты»;
− работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
− разработка бесед, викторины.
Реализация проекта.
Таблица 1
Познавательная деятельность | Жалобная книга природы (жалоба лекарственных растений) Беседа «Лекарственные растения» Беседа «Что мы знаем о девясиле?» Рассказ-беседа о целебных свойствах мяты Целебный отвар. Рассказать детям о целебных свойствах календулы Экскурсия в уголок лекарственных растений Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?» Занятие «В гостях у Доктора Айболита» Беседа «Друг или враг?» Наблюдение «Наш верный друг — подорожник» Викторина «Знатоки лечебных трав» Рассматривание альбома «Зелёная аптека» Занятие — «Сказки старого подорожника» |
Продуктивная деятельность | Рисование «Наш друг — подорожник» Рисование «Солнечная календула» Аппликация «Ромашковое поле» Аппликация «Букет лекарственных растений» Рисование «Чудо — растения» Рисование «Здравствуй, маленький цветок» Сбор листьев мать-и-мачехи Заготовка корней девясила Сбор мяты Заготовка листьев подорожника Сбор цветков календулы |
Художественно-речевая деятельность | Чтение литературных произведений: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»; Н. Павлова «Загадки цветов»; А. Плешакова «Зеленые страницы»; А. Онегова «Тропинка полевая»; А. Плешакова «Зеленые страницы»; Заучивание загадок и стихов о растениях Экологические сказки-истории: «Спор лекарственных растений с розами», «Кто важнее?» Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…» Сказка «Жила-была мать-и-мачеха» Конкурс сказок, рассказов, загадок, придуманных детьми и их родителями |
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Съедобное — Несъедобное»; «Вершки и корешки»; «Что лечит это растение?»; «Часть какого растения?»; «Узнай растение»; «Фитодоктор»; «Вылечи человека» Подвижные игры: «Цветы и ветерок»; «Цветок-имя»; «Узнай по описанию»; «Садовник у нас на участке»; «Бал цветов» |
Поисково-исследовательская деятельность | Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение) Сбор информации о различных видах мяты (совместно с родителями). Обобщение полученных данных. Посев семян на грядке, наблюдение за ростом растений и уход за ними Наблюдения в уголке лекарственных растений «На участке ищем полезные растения» «Где лучше посадить растения?» Составление схем «Что лечит растение» |
Работа сдетьми.
Работа сродителями.
- Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
- Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
- Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
- Оформление альбома «Зеленая аптека»
- Подбор полезных рецептов с использованием лекарственных растений
Презентация проекта.
- Выставка рисунков «Наш друг — подорожник»
- Выставка рисунков «Чудо — растения»
- Альбом «Зеленая аптека»
- Консультации для родителей
- Дидактическая игра «Фитодоктор»
- Загадки о лекарственных растениях
- Викторина «Знатоки лечебных трав»
- Статья в экологической газете «Экологический вестник»
- Акция «Необычное семечко»
Результаты реализации проекта:
− осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека;
− у детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе;
− сформировались знания о лекарственных растениях;
− обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания
Литература:- Комарова Т. С. Детское творчество: что под этим следует понимать? Дошкольное воспитание, 2005. № 2.
- Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Воспитание дошкольников, 2000. № 7.
Основные термины (генерируются автоматически): растение, экологическое воспитание, окружающая среда, подготовительный этап, природа, здоровье человека, ребенок, рисование, родитель, выставка рисунков.
moluch.ru