Биология 6 класс растения. Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация «Цветок», биология 6 класс. Биология 6 класс растения


СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ РАСТЕНИЯ - Биология 6 класс - Л.И. Остапченко - Генезис

ТЕМА 3 РАСТЕНИЯ

 

§26. СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ

 

Вспомните типы тканей у растений. Что означает восходящее и нисходящее движение веществ? Которая внутреннее строение корня?

Каковы строение и функции стебля? Осевой частью побега, соединяющая в единое целое все его составляющие (листья, почки), являются стебель. Основная функция стебля - ведущая. По нему движется вода и растворенные в ней питательные вещества из корня в надземные органы (восходящее движение) и органических веществ от листьев ко всем органам (нисходящее движение). Так обеспечивается связь надземных частей растения с его корневой системой.

Опорная функция стебля заключается в том, что оно поддерживает в определенном положении другие надземные части растения: почки, листья, цветки. Зеленые стебли осуществляют фотосинтез. Кроме того, в стебле накапливаются запасные питательные вещества, а у некоторых видов засушливых местообитаний - вода. Стебель также обеспечивает газообмен с окружающей средой во время дыхания и фотосинтеза.

По направлению роста и расположению в пространстве побеги бывают прямостоячие, вьющиеся, ползучие, цепкие (рис. 110). Прямостоячие побеги имеют хорошо развитую механическую ткань (вспомните особенности строения механической ткани). Вьющиеся побеги поднимаются вверх, обвивая опору (отдельные виды фасоли, хмель). Ползучие побеги стелются по земле и могут укореняться в узлах (земляника, гусиные лапки). Цепкие побеги поднимаются вверх и цепляются за опору усиками (виноград, горох) или придаточными корнями, которые отрастают от стебля (плющ).

 

Рис. 110. Разнообразие побегов:

1 - прямостоячий; 2 - вьющийся; 3 - ползучий; 4 - цепкий

Поверхность стебля может быть разной: гладкой и шершавой, голой и покрытой волосоподібними или твердыми выростами, колючками, шипами (как у малины, ежевики, шиповника).

В зависимости от среды, в которой развиваются стебли, их можно разделить на надземные, подземные и водные.

Что такое ветвление стебля? Образования на главном стебле из вегетативных почек боковых побегов называют ветвлением. Вследствие ветвления формируется крона, то есть совокупность всех надземных побегов дерева, отходящие от ствола. У кустарников стебель начинает галузитися у самой поверхности почвы, образуя несколько боковых побегов (у шиповника, смородины, крыжовника; см. рис. 111). У ржи, пшеницы боковые побеги вырастают из самых нижних почек стебля или даже из подземной части побега. Такое ветвление называют кущінням. Что лучше кустятся злаковые растения, тем больше образуется боковых побегов с колосьями, а следовательно, лучшим будет урожай.

Ветвление определяет внешний вид растения. Оно дает возможность создать значительную листовую поверхность для фотосинтеза.

Рис. 111. Различные типы ветвления стебля: 1 - формирование кроны у дерева; 2 - ветвление стеблей у кустарников; 3 - кущение у пшеницы

 

! Интересно знать, что, зная законы ветвления, человек искусственно формирует кроны плодовых и декоративных древесных растений для достижения высоких урожаев плодов или удовлетворения своих эстетических потребностей. Вы, наверное, обращали внимание на то, какой разнообразной может быть крона деревьев и кустарников в парках. Это разнообразие человек создает благодаря срезания верхушечных почек, прекращая рост побега в высоту и стимулируя рост боковых побегов. Например, таким образом можно вырастить невысокое плодовое дерево с плотной кроной, что облегчает сбор плодов.

Которая внутреннее строение стебля? Рассмотрим внутреннее строение стебля на примере трехлетнего побега древесного растения (рис. 112). Вы, наверное, неоднократно видели срезанный ствол дерева и замечали, что он имеет неоднородные участки. Эти участки стебля состоят из различных тканей. В стебле древесного растения различают следующие последовательные слои: кору, камбий, древесину и сердцевину.

Кора - наружная часть стебля и корня (рис. 112, 1). На поперечном разрезе хорошо заметно, что стебель снаружи покрыт пробкой, который состоит из слоев отмерших клеток (рис. 112, 2). Пробка защищает растение от чрезмерного испарения воды и механических повреждений. У некоторых растений (пробковый дуб) пробка формирует плотный слой, который используют для промышленного изготовления пробок. Молодые побеги древесных растений покрыты кожицей (рис. 112, 3), которую в конце первого года жизни заступает пробка (вспомните, чем отличаются эти два типа покровной ткани).

На поверхности коры видны небольшие бугорки - сочевички, заполненные внутри рыхло расположенными клетками (рис. 112, 4). Их размеры варьируют от долей миллиметра до 1 см. Свое название сочевички получили потому, что внешне напоминают зернышки растения - чечевицы.

Сочевички обеспечивают газообмен и испарение воды.

Под пробкой расположены клетки основной ткани (рис. 112, 5). Внутреннюю часть коры называют луб (рис. 112, 6).

Это совокупность различных типов тканей: проводящей (ситоподібні трубки), механической (лубяные волокна) и основной. Луб обеспечивает нисходящий поток органических веществ. Лубяные волокна придают стеблю прочность и повышают его сопротивление к взлому.

Между корой и древесиной по всей длине стебля находится слой клеток камбия (рис. 112, 7). Это образовательная ткань, за счет деятельности которой утолщается стебель. На поперечном срезе стебля камбий имеет вид узкого кольца. Вследствие деления клеток камбия с его внешней стороны формируется луб, а с внутренней - древесина (рис. 112, 8).

Рис. 112. Внутреннее строение стебля: 1 - кора; 2 - пробка;

3 - шкурка; 4 - сочевички;

5 - основная ткань; 6 - луб; 7 - камбий; 8 - древесина;

9 - сосуды; 10 - сердцевина

Древесина, как и луб, состоит из ведущей, основной и механической тканей, расположенных между камбием и сердцевиной. Проводящая ткань образована сосудами - мертвыми клетками с утолщенными одревесневшими стенками (см. рис. 112, 9). Как вы знаете, сосудами растворы питательных веществ движутся от корня к надземной части растений. Отмершие, удлиненные клетки механической ткани образуют древесные волокна. Опорную функцию осуществляют и сами сосуды.

Сердцевина - центральная часть стебля, которая не содержит проводящих тканей и состоит из больших тонкостенных, рыхло расположенных клеток основной ткани (рис. 112, 10). В этих клетках запасаются питательные вещества (крахмал, жиры и др). От сердцевины начинаются ряды клеток основной ткани, которые в виде лучей пересекают слой древесины и достигают коры. Поэтому их называют сердцевинными лучами. Они обеспечивают перемещение различных веществ в горизонтальном направлении между различными слоями стебля.

Рис. 113. Годовые кольца

Что такое годичные кольца? Взгляните на поперечный срез ствола дерева. В участке древесины вы увидите светлые и темные концентрические кольца (рис.113). Их называют летними, так как ежегодно появляется одно такое кольцо имеет светлую и темную участка. Это обусловлено сезонной активностью камбия. Весной клетки камбия активно делятся и образуют клетки древесины больших размеров с тонкими стенками. На поперечном разрезе они имеют вид светлой части годового кольца. Летом камбий формирует значительно более мелкие толстостенные сосуды и клетки механической ткани. Так возникает темная часть кольца. Зимой клетки камбия не делятся. Следующей весной деятельность камбия возобновляется, и начинает формироваться новое годовое кольцо.

! Интересно знать, что, подсчитав количество годовых колец ствола, можно определить возраст побега. Они могут «рассказать» об условиях жизни растения. Так, отдельные кольца могут быть разной ширины, ведь больший прирост происходит в годы, когда погодные условия благоприятные.

ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ

- Стебель древесного растения снаружи покрыто корой, которая состоит из клеток покровной, проводящей, механической и основной тканей.

- Внутреннюю часть коры называют лубом. Под корой находится камбий. Внутрь от камбия расположена древесина, которая состоит из ведущей, основной и механической тканей.

- Центральная часть стебля - сердцевина. От сердцевины через древесину и кору проходят ряды клеток основной ткани - сердцевинные лучи.

В древесине многолетнего древесного растения заметны концентрические слои - годовые кольца, которые формируются вследствие неравномерной деятельности камбия в разные времена года.

Пополните свой биологический словарь: кора, луб, древесина, камбий, сердцевина, годичные кольца.

ПРОВЕРЬТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Выберите один правильный ответ

1. Укажите, как называют внутреннюю часть коры: а) камбий; б) луб; в) сердцевина; г) древесина.

2. Укажите ткань, которой образован сердцевину стебля: а) ведущая; б) образовательная; в) механическая; г) основная.

Дайте ответ на вопрос

1. Что такое пробка, луб и камбий?

2. Что такое сердцевина? Какова ее основная функция?

3. Что такое годичные кольца? Почему их называют летними, как они образуются и как их определяют?

Исследовательский практикум «Исследование процесса роста вегетативных органов» (выполнять дома с помощью взрослых).

1. В горшочки с землей посадите семена сои, гороха или фасоли (на выбор), полейте отстоянной водой и поставьте в теплое место.

2. Ежедневно умеренно увлажняйте почву в горшочке отстоянной водой.

3. Наблюдайте за появлением верхушки первого зеленого проростка.

4. Запишите дату появления первого проростка, молодого побега с листьями. Через каждые 5-8 дней измеряйте размеры побега. Данные записывайте в таблицу.

Подумайте! Почему деревья влажных тропических лесов часто не имеют годовых колец?

schooled.ru

Биология: 6 класс

Биология: 6 класс

Биология: 6 класс

 

Биология как наука возникла на основе большого объема накопленных человечеством знаний, которые были почерпнуты  в ходе повседневных занятия: охоты, земледелия, разведения домашних животных, путешествий  и первоначально не систематизированных наблюдений за  живой природой.  В качестве самостоятельной научной дисциплины, изучающей общие свойства живого, биология оформилась только в  XIX  веке в связи с разграничением понятий живого и неживого.

Клеточное строение организмов

Одной из основополагающих теорий биологии является теория клеточного строения организмов. Сегодня общепризнано единство принципа строения, функционирования и развития всех живых организмов, имеющих клеточное строение. В середине XIX века ботаник Маттиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн почти одновременно пришли к выводу о клеточном строении организмов. Далее клеточная теория  дополнялась и расширялась по мере развития биологической науки и получения новых сведений о строении и жизнедеятельности живых организмов. Так, Рудольф Вирхов внес в клеточную теорию существенное дополнение о том, что всякая клетка происходит от клетки.

В настоящее время основные положения клеточной теории заключаются в следующем:

  • Клетка является элементарной единицей всего живого, вне клетки жизнь отсутствует. Хотя, конечно, существуют внеклеточные формы жизни – вирусы и риккетсии, но они являются внутриклеточными паразитами и осуществлять свою жизнедеятельность также могут только внутри живой клетки.
  • Клетка представляет собой единую систему, включающую множество взаимосвязанных структур – органоидов, обеспечивающих функционирование клетки, а следовательно и тканей, и органов, и систем органов, и всего  многоклеточного организма.
  • Клетки всех живых организмов подобны. Клетка происходит только от клетки путем удвоение ее генетического материала. Это основные моменты клеточной теории.

Бактерии и грибы

Одним из самых простейших клеточных организмов является бактерия. Принадлежат бактерии к надцарству Прокариот, то есть доядерных организмов. В их клетках нет оформленного ядра, и генетический материал находится в цитоплазме. Сегодня описано свыше 10 000 видов различных бактерий.  Все они имеют микроскопические размеры. Бактерии могут быть различной формы: вытянутой форы (палочки), круглые (кокки), в виде запятых (вибрионы), изогнутые в виде спирали (спириллы и спирохеты) и др. Среди бактерий есть полезные для человека и вредные, вызывающие порчу продуктов и других вещей, и самые опасные, которые вызывают заболевания, в том числе и очень тяжелые, которые могут привести к гибели организма. Полезные, например, молочнокислые бактерии, человек использует для изготовления различных продуктов питания. В пищеварительном тракте человека обитает огромное количество бактерий, нарушение баланса которых, скажем, в результате приема антибиотиков, может привести к дисбактериозу.

Грибы относятся к Эукариотам, то есть организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, в котором находится генетический материал. Грибы в современной классификации отделены от растений, поскольку обнаружено слишком много различий между ними. Грибы могут быть микроскопических размеров, но чаще всего мы их можем наблюдать в быту. То, что мы называем плесенью – это представители царства Грибов, например, мукор. Конечно, всем больше знакомы шляпочные грибы, плодовые тела которых человек использует в пищу. Среди шляпочных грибов встречаются и ядовитые, что представляет определенную опасность. Сам организм таких грибов представлен грибницей или мицелием – системой тонких нитевидных образований, которые развиваются в почве или в телах сгнивших или даже живых деревьев. Грибы могут паразитировать и на человеке, конечно, это не шляпочные грибы, а дрожжеподобные кандиды и им подобные, которые вызывают поражение слизистых, кожных покровов и их производных (например, ногтей).  Дрожжи человек использует в пищевой промышленности, для приготовления домашней выпечки, изготовления напитков. Существует мнение, что на Земле обитает не менее 250 000 видов грибов.

Разнообразие растений

Царство Растений отличается великим разнообразием. Оно включает микроскопические организмы и гигантские экземпляры. Причем и те и другие встречаются среди водорослей. Водоросли обитают в водной среде. Считается, что именно от них произошли наземные формы растений. Такие растения, как ряска или водокрас повторно приспособились к жизни в водной среде. Также флора Земли представлена мхами, папоротникообразными, голосеменными и покрытосеменными ли цветковыми растениями. Каждый вид растений занимает отведенную ему экологическую нишу и может обитать в соответствующем биотопе с определенными климатическими, почвенными и другими условиями. Все они обеспечивают огромное разнообразие современного растительного мира. В настоящее время насчитывается около 500 000 видов различных растений.

Строение покрытосеменных растений

Самой совершенной формой растений являются покрытосеменные или цветковые растения. В настоящее время их насчитывают почти 300 000 видов. Покрытосеменное растение состоит из корня (чаще всего подземного органа), стебля, который может одревесневать у многолетних деревьев и кустарников, листьев, в клетках которых содержатся хлоропласты с хлорофиллом, где на свету синтезируются органические вещества. Цветок – орган размножения покрытосеменных растений, в результате опыления и оплодотворения образуется плод, внутри которого находятся семена, поэтому они и называются покрытосеменными.

Жизнедеятельность растений

Растения, как и все другие живые организмы, дышат. Для дыхания им необходим кислород, как и большинству других организмов. Но зеленые растения являются практически единственной группой живых организмов, которые могут вырабатывать органические вещества в процессе фотосинтеза. «Побочным продуктом» этого процесса является кислород, таким образом, растения в процессе своей жизнедеятельности обеспечивают и себя и другие живые организмы кислородом.

Из почвы растения получают воду с растворенными в ней минеральными веществами. За счет восходящего и нисходящего потока веществ и происходит формирование новых клеток и тканей растений, осуществляется их рост и развитие. Размножаются растения, как половым способом, так и бесполым (вегетативным). Растения в большинстве своем не способны к активным передвижениям, а потому для своего распространения они используют различные приспособления, например, летучки у плодов покрытосеменных растений.

Экология растений

Растения в процессе эволюции приспособились к различным условиям обитания, где обитают другие живые организмы, с которыми они могут вступать в конкуренцию или взаимовыгодные отношения. Растения могу обитать во влажной среде – ксерофиты, мезофиты, гидрофиты. Также растения могут обитать в пустыне – суккуленты. Теневыносливым и светолюбивым растениям требуются свои условия для благополучного развития, роста и размножения. В каждой климатической зоне формируются свои биотопы (леса, луга, водоемы и др.), где произрастают определенные виды растений. Кактусы не растут на вечной мерзлоте, а, скажем, бурые водоросли на барханах. Каждому виду растений – свое.

Эволюция растений

Эволюция растений начинается от цианобактерий (сине-зеленых водорослей), зеленых и пурпурных водорослей. От них произошли современные водоросли и псилофиты – переходная форма между водными и наземными растениями. Псилофиты дали начало ныне существующим папоротникообразным: плаунам, хвощам и собственно папоротникам. Следующим этапом эволюции стали голосеменные растения, к которым относятся и ныне процветающие хвойные растения. И, наконец, появились самые высокоразвитые представители царства растений – покрытосеменные, которые в настоящее время занимают господствующее положение во флоре Земли.

www.13min.ru

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Дорогие шестиклассники! Вы только начинаете изучение такой интересной и увлекательной науки, как биология.

В этом разделе Вы можете найти разнообразные материалы по курсу 6 класса "БИОЛОГИЯ. Бактерии. Грибы. Растения", которые помогут Вам изучить, повторить и вспомнить ранее изученные темы, дополнить текст учебника и содержание урока.

Все материалы раздела "Биология в 6 классе" распределены по крупным темам курса:

Введение. Биология - наука о живой природе

Клеточное строение организмов

Царства Бактерии и Грибы

Царство Растения

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Жизнь растений

Классификация растений

Природные сообщества

Развитие растительного мира 

Желаем Вам успешного освоения всего содержания курса биологии, прочных знаний, только хороших и отличных оценок.

При подготовке материалов этого раздела сайта использован текст учебников: 

Кучменко В. С., Пономарева И. Н., Корнилова О. А.Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл : Учебник для общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой .- 2-е изд., перераб. .- М. : Вентана-Граф, 2005. 

 

 

 

Постникова Е.А.Биология. Растения: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений (с электронным вариантом на компакт-диске). В 2 ч. – М.: Федеральный центр НСО, 2008.

 

 

 

Также использованы материалы мультимедийных образовательных комплексов и пособий:

 1С:Школа. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: ЗАО «1С», ИД «Вентана-Граф», 2006.

 

 

  Биология. Сферы. Живой организм. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007.

     

     

     

      1С:Образовательная коллекция. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: ООО «Дрофа», ЗАО «1С», 2005.

     

     

     

      Просвещение: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: ЗАО «Просвещение-Медиа», ЗАО «Новый Диск», 2005.

       

       

        Ботаника. 6-7 класс. Электронный атлас школьника. – М.: «ЧеРо», «Интерактивная линия», 2004.

       

       

       

        Биология. Растительный мир. Биология в школе. Электронные уроки и тесты. – М.: ЗАО «Просвещение-Медиа», ЗАО «Новый Диск», 2006.

       

       

       

       Аудиокурс. Биология. 6 класс. - М.: ИДДК, Гаврилова Н. В., 2008. (Читает Виктория Серебрянская).

       

       

      Сонин Н. И.Биология. Живой организм. 6 кл : Учебник для общеобразовательных учреждений .- 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003.

       

       

       

       

      Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - 

      biolicey2vrn.ru

      Презентация по биологии для 6 класса большой выбор

      На уроках биологии, воспользуйтесь предоставленными на нашем сайте презентациями на тему Распространение плодов и семян, которые помогут раскрыть биологическую роль…

      На уроках биологии, воспользуйтесь предоставленными на нашем сайте презентациями на тему Вегетативное размножение растений, которые помогут раскрыть биологическую роль размножения…

      На уроках биологии, воспользуйтесь предоставленными на нашем сайте презентациями на тему Листопад, которые помогут раскрыть биологическую роль опадения листьев на…

      Скачать презентацию Дыхание растений Скачать презентацию Дыхание растений Урок биологии Скачать презентацию Дыхание растений для 6 класса Скачать презентацию Дыхание…

      Скачать презентацию Клеточное строение листа Скачать презентацию Клеточное строение листа по биологии Скачать презентацию Клеточное строение листа для 6 класса…

      Цветковые растения однодольные и двудольные Скачать презентацию Строение семян однодольных растений по биологии Строение семян двудольных и однодольных Скачать презентацию Строение…

      Скачать презентацию Строение побега по биологии Скачать презентацию Строение побега Побег — надземный вегетативный орган растения, состоящий из стебля, почек…

      Клеточное строение корня Рассмотрим внутреннее строение корней растений Скачать презентацию Внутреннее строение корня по биологии Внешнее и внутреннее строение корня Скачать…

      Скачать презентацию Деление клетки по биологии 6 класс Текст слайдов презентации Деление клетки Деление – это важнейшее свойство клеток Значение…

      Скачать презентацию по биологии Внешнее строение листа Презентация Задания по теме строение листа Скачать презентацию Повторение темы строение листа Презентация…

      Скачать презентацию Побег и почки для 6 класса Скачать презентацию Побег и почки по биологии Скачать презентацию Побеги и почки, строение…

      Скачать презентацию Внешнее и внутреннее строение семени Скачать презентацию Строение семени фасоли, гороха и овса по биологии Скачать презентацию Строение…

      Скачать презентацию Ткани растений для 6 класса Скачать презентацию на тему Ткани Растений Презентация на тему Ткани растений и животных…

      На уроках биологии, воспользуйтесь предоставленными на нашем сайте презентациями на тему Фотосинтез, которые помогут раскрыть биологическую роль фотосинтеза для растений….

      Скачать презентацию Строение стебля (биология, ботаника)

      shkolnye-prezentacii.ru

      § 9. Характеристика царства Растения - БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС - ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ - Каталог файлов

      Вспомните

      1. Что вы знаете о растениях?
      2. По каким признакам растения отличают от других организмов?

      Разнообразие растений. Царство Растения объединяет более 350 тыс. видов и представлено самыми разнообразными формами — от одноклеточных микроскопических водорослей до огромных деревьев, возвышающихся над землей более чем на 100 м (рис. 21).

      Рис. 21. Размеры растений

      Растения занимают всевозможные места обитания. Их можно встретить в открытом океане, сухих пустынях, горах и на побережье Антарктиды. Различна продолжительность жизни растений. Существуют дубы, которым более 1000 лет, но есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней.

      Все растения в зависимости от строения традиционно подразделяют на низшие и высшие.

      Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки. Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греч. таллос — молодая ветка, росток). У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.

      Ткани появляются у высших растений. Ткань — это группа клеток, имеющих сходное строение и выполняющих общие функции.

      У высших растений тело расчленено на органы — листостебель-ные побеги и корни (за исключением мхов), которые состоят из различных тканей.

      Орган (греч. органон — орудие, инструмент) — это часть организма, имеющая определенное строение, занимающая определенное положение и выполняющая определенные функции.

      Характерные признаки растений. Растения имеют преимущественно зеленую окраску, но могут быть окрашены в красный, бурый, желтый и другие цвета. Окраска растений определяется наличием в их клетках особых красителей — пигментов (от лат. пигментум — краска). У растений наиболее распространен зеленый пигмент — хлорофилл. Он играет чрезвычайно важную роль: улавливает солнечные лучи и обеспечивает усвоение их энергии. Это необходимое условие осуществления фотосинтеза (от греч. фо-тос — свет и синтезис — соединение) — процесса образования органических соединений из неорганических за счет энергии света.

      Итак, главной характерной особенностью представителей царства Растения является их способность к фотосинтезу.

      Ответьте на вопросы

      1. Какие признаки присущи представителям царства Растения?
      2. Что такое ткани и органы?
      3. Чем отличаются представители низших и высших растений?

      Новые понятия

      Растения низшие и высшие. Слоевище. Ткань. Орган. Фотосинтез.

      Подумайте!

      Почему растения важны для существования жизни на нашей планете?

      Моя лаборатория

      К царству Растения относят все фотосинтезирующие ядерные организмы. Низшими растениями являются водоросли. Само название этих растений указывает на их обитание в воде. Следует отметить, что это название не совсем точное, так как и среди высших растений многие обитают в воде. К водорослям относятся очень разные организмы, но их объединяет относительно простое строение и то, что их тело не расчленено на органы.

      Водоросли — древнейшие растения на нашей планете. Как считают ученые, от них произошли высшие растения. Их появление связано с выходом растений на сушу. Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоемов риниофиты (рис. 22). Их строение еще напоминало строение многоклеточных водорослей: отсутствовали настоящие стебли, листья, корни, в высоту они достигали около 25 см. Но риниофиты уже имели примитивную проводящую систему и покровную ткань, предохранявшую их от высыхания.

      Рис. 22. Выход риниофитов на сушу

      В воде условия жизни относительно стабильные. Питательные вещества, растворенные в воде, могут поглощаться всей поверхностью тела. Условия жизни на суше более суровые. Приспособление к этим условиям привело к значительному усложнению строения наземных растений. У них появились специализированные ткани и органы. Наличие большого числа тканей и расчленение тела на органы — отличительная черта высших растений.

      От риниофитоподобных растений произошли древние мхи, плауны, хвощи и папоротники. Древние папоротники дали начало голосеменным, а от них произошли покрытосеменные растения (рис. 23).

      Рис. 23. Схема происхождения высших растений

      В процессе длительного развития одни растения на Земле бесследно исчезли, другие неузнаваемо изменились. Поэтому полностью восстановить историю развития растительного мира очень трудно. Но ученые доказали, что все современные виды растений произошли от более древних форм. Современный растительный мир нашей планеты удивительно многообразен.

      xn----btbgfrbtlnb0l8a.xn--p1ai

      Презентация «Цветок», биология 6 класс

      Просмотр содержимого документа «Презентация «Цветок», биология 6 класс»

      ЦВЕТОК Глава 1 Строение и многообразие покрытосеменных растений 6 класс Чернецова Н.И., учитель биологии

      ЦВЕТОК

      Глава 1

      Строение и многообразие покрытосеменных растений

      6 класс

      Чернецова Н.И., учитель биологии

      Строение цветка

      Строение цветка

      Актуализация знаний 1 .Клубень картофеля представляет собой: а) корень; б) корневище;   в) стебель; г) видоизмененный подземный побег; д)  видоизмененный корень.
      • Актуализация знаний
      • 1 .Клубень картофеля представляет собой:
      • а) корень;
      • б) корневище;
      •   в) стебель;
      • г) видоизмененный подземный побег;
      • д)  видоизмененный корень.
      Актуализация знаний 2.  Колючка барбариса - приспособление растения: а)   к уменьшению испарения влаги; б)  к сохранению от поедания животными; в)   к тому и другому.
      • Актуализация знаний
      • 2.  Колючка барбариса - приспособление растения:
      • а)   к уменьшению испарения влаги;
      • б)  к сохранению от поедания животными;
      • в)   к тому и другому.
      Актуализация знаний 3.   Донце луковицы   -  это: а) укороченный стебель; б)  видоизмененный лист; в)  видоизмененный корень.
      • Актуализация знаний
      • 3.   Донце луковицы   -  это:
      • а) укороченный стебель;
      • б)  видоизмененный лист;
      • в)  видоизмененный корень.
      Актуализация знаний 4.   Колючки у кактусов — это: а)  видоизмененные побеги; б) видоизмененные листья; в)  особые выросты клеток кожицы стебля.
      • Актуализация знаний
      • 4.   Колючки у кактусов — это:
      • а)  видоизмененные побеги;
      • б) видоизмененные листья;
      • в)  особые выросты клеток кожицы стебля.
      Актуализация знаний 5.   Луковица лука представляет собой: а)  корень; б) корневище;  в) стебель; г) видоизмененный подземный побег; д) видоизмененный корень.
      • Актуализация знаний
      • 5.   Луковица лука представляет собой:
      • а)  корень;
      • б) корневище; 
      • в) стебель;
      • г) видоизмененный подземный побег;
      • д) видоизмененный корень.
      Актуализация знаний 6.   Корневище - это видоизменённый : а)  боковой корень; б)  лист; в)   побег.
      • Актуализация знаний
      • 6.   Корневище - это видоизменённый :
      • а)  боковой корень;
      • б)  лист;
      • в)   побег.
      Актуализация знаний Ответы: Оценка:   1-г; 2-в; 3-а; 4-б; 5-г; 6-в. 6 - правильных - «5» 5-4 правильных – «4» 3 правильных – «3»
      • Актуализация знаний
      •   1-г;
      • 2-в;
      • 3-а;
      • 4-б;
      • 5-г;
      • 6-в.
      • 6 - правильных - «5»
      • 5-4 правильных – «4»
      • 3 правильных – «3»
      А когда на земле появились цветы?
      • А когда на земле появились цветы?
      Цветы появились 125 млн. лет назад в раннемеловой период. 235 тыс. видов растений имеют цветы.
      • Цветы появились 125 млн. лет назад в раннемеловой период.
      • 235 тыс. видов растений имеют цветы.
      «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям».

      «Кто выращивает цветы,

      тот приносит радость себе и людям».

      Самый большой цветок на земле это Раффлезия Арнольди в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг.
      • Самый большой цветок на земле
      • это Раффлезия Арнольди
      • в поперечнике имеет 1 метр,
      • а весит 10 кг.
      Самый красивый цветок считается у кактуса «Царица ночи». Цветёт два часа.
      • Самый красивый цветок считается у кактуса «Царица ночи».
      • Цветёт два часа.
      В 150 лет 1 раз цветет Пуйя раймонда, обитатель Анд, и потом погибает.
      • В 150 лет 1 раз цветет Пуйя раймонда, обитатель Анд,

      и потом погибает.

       Арабидопсис — первое растение которое побывало в космосе и цвело там.
      • Арабидопсис — первое растение которое побывало в космосе и цвело там.
      Легенда, о Нарциссе.   - жил очень красивый и стройный юноша - Нарцисс, он очень себя любил, и везде старался увидеть свое отражение, чтобы полюбоваться собой. Однажды он сидел у ручья, ничего не делая,  и никого вокруг не замечая. В это время бог проходил по земле и поздоровался с ним, юноша не ответил. И тогда разгневанный бог превратил его в нарцисс, сказав при этом: - Ты никогда не поднимешь голову к солнцу, будешь вечно смотреть вниз.  
      • Легенда, о Нарциссе.

        - жил очень красивый и стройный юноша - Нарцисс, он очень себя любил, и везде старался увидеть свое отражение, чтобы полюбоваться собой.

      Однажды он сидел у ручья, ничего не делая,  и никого вокруг не замечая. В это время бог проходил по земле и поздоровался с ним, юноша не ответил. И тогда разгневанный бог превратил его в нарцисс, сказав при этом:

      - Ты никогда не поднимешь голову к солнцу, будешь вечно смотреть вниз.

       

       Цветки образуются только у цветковых растений. Цветковыми называются растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.
      • Цветки образуются только у цветковых растений.
      • Цветковыми называются растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.
      Давайте вспомним, какова основная функция цветка?
      • Давайте вспомним, какова основная функция цветка?
      Основная функция цветка: Образование плодов и семян Из цветков образуются плоды, в которых созревают семена
      • Основная функция цветка:
      • Образование плодов и семян
      • Из цветков образуются плоды, в которых созревают семена
      Вспомните строение генеративной почки, из каких частей она состоит?  
      • Вспомните строение генеративной почки, из каких частей она состоит?  
      Строение генеративной почки
      • Строение генеративной почки
      Что развивается из генеративной почки?
      • Что развивается из генеративной почки?
      Что называется побегом?
      • Что называется побегом?
      Цветок- орган полового размножения цветковыx растений. Цветок - видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.
      • Цветок- орган полового размножения цветковыx растений.
      • Цветок - видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.
      Венчик раздельнолепестной сростнолепестной Лютик, вишня, яблоня, ветреница. Дурман, колокольчик, примула, паслёна. Основной функцией яркоокрашенного венчика - привлечение насекомых-опылителей Если лепестки срастаются между собой, такой венчик называется сростнолепестным. Если лепестки не срастаются, то венчик называется раздельнолепестным .

      Венчик

      раздельнолепестной

      сростнолепестной

      Лютик, вишня, яблоня,

      ветреница.

      Дурман, колокольчик, примула, паслёна.

      • Основной функцией яркоокрашенного венчика - привлечение насекомых-опылителей
      • Если лепестки срастаются между собой, такой венчик называется сростнолепестным.
      • Если лепестки не срастаются, то венчик называется раздельнолепестным .
       Чашечка Раздельнолистная Сростнолистная Листочки чашечки несросшиеся Листочки чашечки срослись Герань Гвоздика Основная функция чашечки является защита внутренних частей цветка. Чашечка окрашена в зелёный цвет.

      Чашечка

      Раздельнолистная

      Сростнолистная

      Листочки чашечки несросшиеся

      Листочки чашечки срослись

      Герань

      Гвоздика

      • Основная функция чашечки является защита внутренних частей цветка.
      • Чашечка окрашена в зелёный цвет.
      Главные части цветка Пестик -женский половой орган Тычинка -мужской половой орган
      • Главные части цветка
      • Пестик -женский половой орган
      • Тычинка -мужской половой орган
      Строение пестика Пестик состоит из трёx частeй: Рыльце обычно клейко, шероxоватое. Оно служит для восприятия пыльцы. Столбик поднимает рыльце , иногда высоко над околоцветником. Завязь - самая нижняя, расширенная часть пестика. Она содержит в себе семязачатки , в ниx формируются женские половые клетки-яйцеклетки.
      • Строение пестика
      • Пестик состоит из трёx частeй:
      • Рыльце обычно клейко, шероxоватое.
      • Оно служит для восприятия пыльцы.
      • Столбик поднимает рыльце , иногда высоко над околоцветником.
      • Завязь - самая нижняя, расширенная часть пестика.
      • Она содержит в себе семязачатки , в ниx формируются женские половые клетки-яйцеклетки.
      Строение тычинки Тычинки состоят из тонкой тычиночной нити и крупного пыльника . Внутри пыльника развивается пыльца, в которой образуются мужски половы клетки- спермии.
      • Строение тычинки
      • Тычинки состоят из

      тонкой тычиночной нити и крупного пыльника .

      • Внутри пыльника развивается пыльца, в которой образуются мужски половы клетки- спермии.
      Примеры Примеры Рыльце Пыльник Тычиночная нить Столбик Тычинка Пестик Завязь

      Рыльце

      Пыльник

      Тычиночная нить

      Столбик

      Тычинка

      Пестик

      Завязь

      «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», - говорил замечательный человек Ганс Христиан Андерсен. – Великий сказочник.

      «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»,

      - говорил замечательный человек Ганс Христиан Андерсен.

      – Великий сказочник.

      Цветок Домашнее задание: § 11, стр. 58 – 63; Вопросы № 1-6 (устно) Лабораторная работа № 12 «Строение цветка», учебник рис.45, стр.59
      • Домашнее задание:
      • § 11, стр. 58 – 63;
      • Вопросы № 1-6 (устно)
      • Лабораторная работа № 12 «Строение цветка»,
      • учебник рис.45, стр.59

      multiurok.ru

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"

      Разделы: Биология

      Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

      Задачи:

      Образовательные:

      • показать, что цветок это видоизменённый побег,
      • показать, что в цветке есть главные части, околоцветник,
      • показать строение и значение главных частей цветка, околоцветника,
      • ознакомить с классификацией цветов по строению околоцветника и главных частей,
      • определение правильности цветка,
      • умение записывать формулу цветка.

      Воспитательные:

      • умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
      • прививать бережное отношение к природе,
      • воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

      Развивающие:

      • развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
      • оценивать и сравнивать.

      Тип урока: комбинированный.

      Оборудование: табл. «Строение цветка», «Строение цветов растений», гербарий, модели цветков, Цветущие комнатные растения, компьютер, проектор, презентация, диск «1С Биология. 6 класс».

      Презентация к уроку

      Ход урока

      1. Организационная часть
      2. Проверка д. / з.
      3. Аткуализация изучения материала
      4. Новая тема
      5. Обобщение и закрепление изученного материала
      6. Оценка знаний учащихся
      7. Задание на дом
      8. Подведение итогов урока

      1. Организационная часть. (2–3 мин.)

      - Проверка подготовленности учащихся к уроку.

      - Приветствие, фиксация отсутствующих.

      - Организация внимания.

      План урока. Слайды № 4, 5, приложение.

      2. Проверка д. / з. по теме «Видоизменения подземных побегов» (работа по карточкам 5 мин.)

      Вопросы:

      1. Запишите признаки, доказывающие, что а) клубень, б) луковица, в) корневище – это видоизменённый подземный побег (а, б, в – варианты I, II, III). Зарисуйте строение видоизменённого подземного побега, подпишите его части: г) клубень, д) луковицу, е) корневище (г, д, е – варианты 1, 2,3)

      2. Выбрать цифры, которыми обозначены растения, имеющие видоизменённые побеги а) корневище, б) клубень, в) луковицу; 1 картофель, 2 чеснок, 3 гусиный лук желтый, 4 пырей ползучий, 5 ландыш майский, 6 топинамбур.

      3. Актуализация знаний

      (Слайд № 6 – стихотворение, приложение.).

      Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещ-ва, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.

      4. Изучение нового материала:

      Они прекраснее всего Что нам даёт природа на Земле. Но дар её бесценный, Для всех искусств цветок – Образчик неизменный.Жак Делиль

      Вы проходите мимо цветка? Наклонись, поглядите на чудо, Которое видеть вы раньше нигде не могли. Он умеет такое, что никто на земле не умеет. Из одной и той же чёрного цвета земли Он – то красный, то – синий, то – сиреневый, то – золотой! (В.Солоухин)

      Цветок – видоизменённый укороченный побег. Генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Развивается из генеративной (цветковой) почки.

      Строение цветка (рис. в тетради, табл., диск) (слайды № 8 – 10, приложение).

       Лепесток + Лепесток = Венчик                                           Чашелистик + Чашелистик = Чашечка

       

       Венчик + Чашечка = Околоцветник

      (Слайд № 11, приложение.)

      Почему цветок называют органом полового размножения?

      Все ли растения размножаются подобным способом? Назовите эти растения. Почему их цветки не имеют яркой окраски для и привлекающего запаха? (Чеснок живородящий, горец живородящий, мятлик живородящий – растения размножаются вегетативно, т.к. цветок трансформируется в почку , которая опадает и прорастает . Яркая окраска и запах цветка – привлекают насекомых опылителей , бережное отношение к насекомым). (Слайд №12, приложение.)

      Зарисовать строение цветка подписать части.

      Дать понятие двойной и простой околоцветник (муляжи цветов, рисунки). (Слайды № 13 – 14, приложение.)

      Задание: выбрать растения с этими типами околоцветников, распределив их в табл.: вишня, ландыш, тюльпан, картофель, черёмуха, лилия.

      Околоцветник двойной

      Околоцветник простой

       

       

      Объяснение, какие цветки называют правильными и неправильными (гербарии, табл.).

      Научить составлять формулу цветка. Краткие обозначения: (слайды № 16, приложение.)

      *- правильные

       

       

      * Ч4 Л4 Т 4+2П1

      ! – неправильные

       

       

      ! Ч(5)Л2+(2)+1Т(9)+1П1

      Ч – чашелистики

       

       

      *Ч(5)Л(5)Т5П1

      Л – лепестки

       

       

       

      Т – тычинки

       

       

       

      П – пестик

       

       

       

       В гербариях выбрать растения с правильными и неправильными цветками.

      Много клевера сортов: Белый, желтый, красный… Сладок запах их цветков В летний полдень ясный. В них сокрыт обильный мед, Вкусный и душистый, И недаром жадно льнет Шмель к ним волосистый Земледельцу клевер – клад, Дар чудесный неба. И везде его велят Сеять возле хлеба. Ничего от почвы он Даром не похитит: Ею вскормлен и взращен – И её насытит.

       

      Почему так говорят о клевере? Чем он насыщает почву? Кто ему в этом помогает? (N2 бактерии). Выбрать растения с обоеполыми и раздельнополыми цветками. (слайд № 18 – 19, приложение.)

      5. Закрепление: (слайды № 20 – 21, приложение.)

      1. Цветок – это …
      2. Простой околоцветник – это …
      3. Двойной околоцветник – это …
      4. Тычинка образована …
      5. Пестик состоит …
      6. Чашелистики образуют …
      7. Лепестки образуют …
      8. К главным частям цветка относят …
      9. Околоцветник состоит …
      10. Название части цветка, удерживающего его на растении …
      11. Орган в котором расположен семязачаток называют …
      12. Раздельнополыми называют цветы, которые …
      13. Расширенная часть цветоножки называется ...
      14. Чашечка и венчик образуют …
      15. Двудомные растения – это …
      16. Обоеполые цветки – это …

      6. Задание на дом:

      Параграф учебника, заполнить табл.

      Подготовить презентации на темы:

      1.  «Цветы в легендах»
      2.  «Цветы на гербах разных стран»

      Подготовить викторину на тему «Цветы».

      Литература:

      1. В.В.Пасечник Биология 6 класс.
      2. И.В.Ишкина Биология Поурочные планы. 6 класс.
      3. Биология. Бактерии, Грибы. Растения 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника, автор – составитель Н.И.Галушкова.
      4. Активные формы и методы обучения биологии. А.Е.Богоявленская.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


      Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта