Процессы жизнедеятельности растений. Жизнедеятельность растений - процессы жизнедеятельности растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Oбобщающий урок "Основные процессы жизнедеятельности растений.". Процессы жизнедеятельности растений


Основные процессы жизнедеятельности растений — Науколандия

Растения как все живые организмы должны питаться, дышать, удалять ненужные вещества, расти, размножаться, реагировать на изменения окружающей среды. Все это обеспечивается работой соответствующих органов организма. Обычно органы формируют системы органов, которые совместной работой обеспечивают выполнение той или иной функции живого организма. Таким образом, живой организм можно представить как биосистему.

Если нарушается работа какого-либо одного органа организма, то это может вызвать нарушение работы других органов и всего организма. Если, например, через корень перестанет поступать вода, то все растение может погибнуть. Если в растении не образуется достаточно хлорофилла в листьях, то оно не сможет синтезировать для своей жизнедеятельность достаточное количество органических веществ.

Таким образом жизнедеятельность организма обеспечивается взаимосвязанной работой всех систем органов. Жизнедеятельность — это все процессы, которые протекают в организме.

Благодаря питанию организм живет и растет. В процессе питания из окружающей среды поглощаются необходимые вещества. Далее в организме они усваиваются. Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещества. Надземные зеленые органы растений из воздуха поглощают углекислый газ. Вода и углекислый газ используются растениями для синтеза органических веществ, которые используются растением для обновления клеток тела, роста и развития.

В процессе дыхания происходит газообмен. Из окружающей среды поглощается кислород, а из организма выделяется углекислый газ и пары воды. Кислород необходим всем живым клеткам для выработки энергии.

В процессе обмена веществ образуются ненужные организму вещества, которые выделяются в окружающую среду.

Когда растение достигает определенных размеров и необходимого для ее вида возраста, если оно находится в достаточно благоприятных условиях среды, то оно приступает к размножению. В результате размножения увеличивается количество особей.

В отличие от подавляющего большинства животных растения растут в течение всей жизни.

Приобретение организмов новых свойств называется развитием.

На питание, дыхание, обмен веществ, рост и развитие, а также размножение оказывают влияние условия среды обитания растения. Если они не достаточно благоприятны, то растение может плохо расти и развиваться, его процессы жизнедеятельности будут подавлены. Таким образом, жизнедеятельность растений зависит от окружающей среды.

scienceland.info

Жизнедеятельность растений - процессы жизнедеятельности растений

Известно, что все цветковые растения имеют клеточное строение, что строение клеток зависит от той функции, которую они выполняют. В едином растительном организме все клетки, сходные по строению и выполняемым функциям, образуют ткани, из тканей сложены органы растений, из органов — единый целостный организм. Как же он живет?

Одним из основных проявлений жизни является обмен веществ, или метаболизм (от греч. «метаболе» — изменение, превращение). В растительных организмах происходит внешний обмен — поглощение и выделение веществ, и внутренний обмен — превращение веществ в клетке. Внешний обмен может происходить с расходованием энергии или без нее. Внутренний же обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: ассимиляции и диссимиляции. Ассимиляция (от лат. «ассимиляцио» — употребление) — процесс образования из простых веществ более сложных, из которых строится тело растения. Для этого необходима энергия. Диссимиляции — процесс распада сложных веществ, из которых построено тело, на более простые. При этом освобождается энергия.

Газообмен в листе происходит по закону диффузии (взаимного проникновения веществ). Днем, когда происходит фотосинтез, внутри листа концентрация углекислого газа уменьшается сравнительно с внешним воздухом, поскольку он расходуется на образование углеводов. Поэтому углекислый газ и проникает через устьица к межклетникам губчатой ткани, а оттуда к клеткам. В это же время из листьев выделяется кислород, освобождающийся в процессе фотосинтеза. Ночью происходит обратный процесс, а именно: количество углекислого газа в листьях возрастает и он выделяется в воздух, происходит интенсивно процесс дыхания. Дыхание происходит во всех живых клетках днем и ночью. Растение, как и человек, дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. Однако на свету, когда происходит фотосинтез, растения поглощают углекислого газа больше, чем выделяют при дыхании.

Зелёное растение. Фото: Ben Hosking

Испарение воды, или транспирация — это процесс испарения воды листьями, который имеет очень важное значение в жизни растений. Он осуществляется в основном через устьица. Благодаря испарению вокруг растения создается определенный микроклимат, необходимый для нормальной жизнедеятельности.

Испарение в жаркую погоду способствует охлаждению листьев» передвижению воды и растворенных в ней веществ. Различают испарение воды через кутикулу (восковой налет на кожице) и через устьица. Скорость транспирации зависит от многих причин: биологических особенностей самих растений, экологических условий.

Таким образом, ассимиляция и диссимиляция — взаимосвязанные процессы обмена веществ и энергии. Самым важным ассимиляционным процессом у растений является фотосинтез, а диссимиляционным — дыхание.

Фотосинтез осуществляется в клетках ассимиляционной ткани, в которых содержатся зеленые пластиды — хлоропласты. Ассимиляционную ткань называют еще основной. Она состоит из клеток двух типов. Под верхней кожицей располагаются в два-три плотных слоя клетки столбчатой ткани, а под ними рыхло лежат клетки губчатой ткани, имеющей кмежклетники — пространства, заполненные воздухом. В кожице, преимущественно с нижней стороны листа, имеются многочисленные образования — устьица, обеспечивающие газообмен и испарение воды растением.

Для нормальной жизнедеятельности растениям нужны не только углеводы, образующиеся в процессе фотосинтеза, но и белки, жиры и другие вещества. Для их образования растению, кроме кислорода, водорода (из которых состоят углеводы), необходимы другие химические элементы.

Их растение получает из почвы в виде минеральных веществ, следовательно, почва — не только среда обитания, но и источник минерального питания растений. Из почвы в растение поступают такие элементы, как калий, фосфор, азот и другие, а также микроэлементы: бор, кальций, магний, сера, кобальт, марганец, медь, цинк и др.

При недостатке в почве минеральных солей их вносот в виде минеральных удобрений. Удобрения бывают минеральные: азотные (селитра, мочевина, сульфат аммония), фосфорные (суперфосфат) и калийные (хлорид калия). Золу также считают калийным удобрением. Вносят в почву и органические удобрения. Это вещества органического происхождения — навоз, птичий помет, перегной, торф. Есть еще и гранулированные удобрения. Их готовят в форме гранул (шариков). Вносят удобрения в почву весной или осенью, а также во время роста растений — подкормка.

Выращивать растения можно и без почвы, на водных питательных смесях, если в их составе будут все элементы, необходимые для питания растений. Такой способ выращивания растений получил название гидропоника.

Есть еще и аэропоника, когда растения выращивают без почвы и находящиеся в воздухе корни периодически опрыскивают мелкими капельками питательного раствора.

Транспорт веществ в растении — этот процесс в растении осуществляется в виде восходящего и нисходящего потоков. Штриховой стрелкой обозначен восходящий поток, непрерывной — нисходящий.

Ткань, по которой движутся вещества, образовавшиеся в листе (нисходящий поток), называется флоэмой. Флоэма расположена в коре. Проводящие клетки флоэмы живые и называются ситовидными трубками. Проводящие клетки ксилемы мертвые и называются сосудами.

Движение веществ проходит под силой действия корневого давления и транспирации. Под действием корневого давления раствор воды и минеральных солей через корневые волоски попадает в кору, а затем в сосуды ксилемы. По сосудам корня раствор поднимается к стеблю и по сосудам стебля движется вверх к листьям уже под действием силы транспирации.

Получая необходимые для жизнедеятельности вещества, растение растет, развивается и размножается.

Рост и развитие

Растение растет — значит, организм находится в движении, так как при этом идет деление клеток (в живых клетках цитоплазма постоянно находится в движении). Разрастаясь, корневая система увеличивает площадь минерального питания, а рост надземной части увеличивает площадь воздушного питания. Взаимосвязь подземной и надземной частей обеспечивает жизнь растению как целостному организму.

Рост и развитие растений тесно связаны между собой, но не заменяют друг друга. Регуляция этих процессов осуществляется на клеточном уровне. Процессы роста происходят ритмично.

Развитие растений — это те качественные изменения, которые происходят в растении на протяжении его жизни, начиная с деления зиготы. Из нее формируется зародыш с зачаточными органами, расположенный в семени. После прорастания семени из зародыша развивается растение, на котором образуются цветки, происходят цветение, опыление и оплодотворение, развитие плода и семени, их созревание и рассеивание. Развитие отдельного организма от семени до семени, то есть от рождения до смерти, называется индивидуальным, или онтогенезом (от греч. «онтос» — существо и «генио» — рождение). Развитие организмов в процессе эволюции, то есть в процессе исторического развития, называют филогенезом.

Размножение — основная биологическая функция всякого живого организма. В одних случаях у растений размножением завершается жизненный путь, например, у однолетних и тех многолетних растений, у которых плодоношение бывает одни раз в жизни (бамбук, некоторые пальмы и др.). В других случаях размножение совершается многократно (многолетние травы, деревья и кустарники).

Каждое растение начинает размножаться в определенную пору своей жизни. И независимо от того, семенным или вегетативным способом происходит размножение, растения воспроизводят себе подобных. Способы размножения у растений разнообразны, но их можно свести в основном к трем: бесполому, вегетативному и половому.

При бесполом размножении воспроизведение себе подобных происходит без участия половых клеток и без оплодотворения. Бесполое размножение с помощью спор и вегетативных (растущих) частей тела свойственно всем растениям.

Как уже отмечалось, для жизненного цикла растений характерно чередование двух поколений — полового (гаплоидного, т. е. с одинарным набором хромосом) и бесполого (диплоидного, с двойным набором хромосом).

Приспосабливаясь к жизни на суше, наземные растения развивались по пути усовершенствования спорофита (бесполого поколения) и редукции (изменения) гаметофита (половые поколения). Гаметофит, который очень чувствителен к недостатку влаги, постепенно уменьшается в размерах, что дает ему возможность быстрее развиться и, таким образом, стать менее зависимым от воды.

Живая клетка представляет собой открытую энергетическую систему, она живет и сохраняет свою индивидуальность за счет постоянного притока энергии. Как только этот приток прекращается, наступает дезорганизация и смерть организма. Энергия солнечного света, запасенная при фотосинтезе в органическом веществе, вновь высвобождается и используется на самые различные процессы жизнедеятельности.

Энергия квантов света, аккумулированная в углеводах, вновь высвобождается в процессе их распада (диссимиляции). В самой общей форме можно отметить, что все живые клетки получают энергию за счет ферментативных реакций, в ходе которых электроны переходят с более высокого энергетического уровня на более низкий. В природе существуют два основных процесса, в ходе которых энергия солнечного света, запасенная в органическом веществе, высвобождается,— это дыхание и брожение. Дыхание — это аэробный окислительный распад органических соединений на простые, неорганические, сопровождаемый выделением энергии. Брожение —анаэробный процесс распада органических соединений на более простые, сопровождаемый выделением энергии. При брожении степень окисленности соединений не меняется. В случае дыхания акцептором электрона служит кислород, в случае брожения — органические соединения. Процессы, входящие в энергетический цикл, имеют настолько важное значение, что в настоящее время возникла наука биоэнергетика, изучающая молекулярные и субмолекулярные основы трансформации энергии.

Дыхание — один из центральных процессов обмена веществ растительного организма. Выделяющаяся при дыхании энергия тратится как на процессы роста, так и на поддержание в активном состоянии уже закончивших рост органов растения. Вместе с тем значение дыхания не ограничивается тем, что это процесс, поставляющий энергию. Дыхание, подобно фотосинтезу, сложный окислительно-восстановительный процесс, идущий через ряд этапов. На его промежуточных стадиях образуются органические соединения, которые затем используются в различных метаболических реакциях. К промежуточным соединениям относят органические кислоты и пентозы, образующиеся при разных путях дыхательного распада. Таким образом, процесс дыхания — источник многих метаболитов. Несмотря на то, что процесс дыхания в суммарном виде противоположен фотосинтезу, в некоторых случаях они могут дополнять друг друга.

Материалы: http://biofile.ru/bio/3643.html

vekoff.ru

Жизнедеятельность растений | Учеба-Легко.РФ - крупнейший портал по учебе

Рассмотрев строение и жизнедеятельность растений, можно выделить главные признаки растения как живого организма.

 

Питание растений осуществляется из воздуха и из почвы. Корневая система растения предназначена для всасывания из почвы воды и растворенных в ней минеральных солей. Листья являются своеобразными «фабриками» по производству на свету органических соединений из неорганических - воды и углекислого газа, поглощенного из воздуха. В организме растения органические вещества перемещаются и преобразуются во всех его органах и клетках. Таким образом, происходит рост растения. При этом накапливаются органические вещества в плодах, семенах, в корневой системе, в подземных и надземных побегах.

 

 

В организме растения осуществляются процессы жизнедеятельности (питание и дыхание). Как и любой другой живой организм, растение дышит кислородом, при этом углекислый газ выделяется в атмосферу. Растение не имеет особых органов дыхания. Дыхание происходит через стебли, листья и корни. Интересно, что процессы дыхания осуществляются и в цветках, плодах, семенах. То есть дыхание у растений происходит во всех органах и клетках. При этом органическое вещество расщепляется с выделением тепла.

 

Роль клеток в жизни растения. Каждое растение формируется из клеток. Клетка в свою очередь состоит из ядра и протоплазмы. Жизнедеятельность всего организма обеспечивается слаженной работой клеток, в каждой из которых осуществляются жизненно важные процессы – дыхание и питание. Разным клеткам присущи различные функции.

 

Для всасывания воды с растворенными минеральными солями приспособлены корневые волоски. В клетках, образующих мякоть листа, а конкретнее в хлорофилловых зернах, на свету образуются органические соединения из воды и углекислого газа. Защитную функцию выполняют клетки кожицы стебля и листа, они предохраняют внутренние структуры листа от высыхания и повреждения. В процессе жизнедеятельности растения клетки претерпевают изменения – растут и делятся. При соединении содержимого клеток пыльцы и яйцеклетки образуется и растет зародыш нового растения.

 

Рост и движение растений. Растение постоянно растет, рост его стебля, корня и листьев очень заметен. Также увеличиваются в размерах за счет роста цветки и плоды. Что касается деревьев, то они растут в высоту и в толщину, иногда приобретая огромные размеры. Рост молодых деревьев осуществляется быстрее, чем старых, за счет деления всех клеток и их роста. Скорость деления юных клеток на кончике корня и в верхушечной части побега выше, чем в других частях растения. В связи с этим стебли и корни растут своими окончаниями.

 

Увеличение дерева в толщину происходит потому, что клетки камбия делятся. Растения могут двигаться, конечно, очень медленно, но тем не менее движения происходят. Все знают, что если комнатное растение поместить на окно, то оно повернется к свету. В том случае, если горшок отодвинуть, растение разворачивается таким образом, чтобы быть обращенным к солнцу. К примеру, шляпки подсолнечника в течение суток поворачиваются по ходу солнца. А вот цветки душистого табака утром закрыты, а с наступлением вечера открываются.

 

 

Любопытно, что цветки большого количества растений всегда раскрываются в одно и то же время, поэтому могут послужить для определения точного времени. Например, осот раскрывает цветки с шести до семи часов утра, а одуванчик еще раньше – с пяти до шести утра. С лужайкой, усеянной одуванчиками в течение дня могут происходить удивительные метаморфозы. Так как к вечеру и после дождя соцветия одуванчика закрываются, лужайка меняет цвет с золотистого утром на зеленый вечером.

 

Развитие растений. Ярко выраженные изменения происходят с растениями в течение всего их существования. Из семени прорастает проросток. Его питание вначале обеспечивается запасенными питательными веществами, содержащимися в семени. Позднее он приступает к самостоятельному поглощению питательных веществ из внешней среды. Походу своего роста потребности растения увеличиваются, разнообразные питательные вещества расходуются на формирование вегетативных органов (корней, стеблей, листьев), а потом – органов размножения (плодов и цветков).

 

Различают однолетние, двулетние и многолетние растения. Как понятно из их названия, однолетние растения проходят весь цикл существования растения в течение года. Цветение, образование семян, плодов и гибель такого растения происходят в течение одного года. Двулетние растения живут два года. Первый год посвящен накоплению запасов питательных веществ, а в последующий год эти вещества расходуются на образование цветков, плодов и семян.

 

Многолетние растения живут длительное время, образуя семена и плоды каждый год.

 

Размножение растений. Все без исключения живые организмы могут размножаться, растения не исключение. Существует два вида размножения растений: семенное и вегетативное. Вегетативное размножение происходит частями стеблей, корней и листьев. Семенное размножение более сложное, так как оно осуществляется в несколько этапов: цветение, опыление, оплодотворение, образование семян и плодов, распространение семян в окружающей среде.

 

Значение размножения невозможно переоценить. За счет размножения появляются новые представители флоры, и растения продолжают жить на нашей планете миллионы лет. 

 

Так как в организмах растений осуществляются все процессы, присущие живым организмам (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), то это подтверждает, что растения также можно отнести к их числу.

uclg.ru

Основные процессы жизнедеятельности

Известно, что все цветковые растения имеют клеточное строение, что строение клеток зависит от той функции, которую они выполняют. В едином растительном организме все клетки, сходные по строению и выполняемым функциям, образуют ткани, из тканей сложены органы растений, из органов — единый целостный организм. Как же он живет?

Обмен веществ

Одним из основных проявлений жизни является обмен веществ, или метаболизм (от греч. «метаболе» — изменение, превращение). В растительных организмах происходит внешний обмен — поглощение и выделение веществ, и внутренний обмен — превращение веществ в клетке. Внешний обмен может происходить с расходованием энергии или без нее. Внутренний же обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: ассимиляции и диссимиляции. Ассимиляция (от лат. «ассимиляцио» — употребление) — процесс образования из простых веществ более сложных, из которых строится тело растения. Для этого необходима энергия. Диссимиляции — процесс распада сложных веществ, из которых построено тело, на более простые. При этом освобождается энергия.

Способность к фотосинтезу — основной признак зеленых растений.

Газообмен в листе происходит по закону диффузии (взаимного проникновения веществ). Днем, когда происходит фотосинтез, внутри листа концентрация углекислого газа уменьшается сравнительно с внешним воздухом, поскольку он расходуется на образование углеводов. Поэтому углекислый газ и проникает через устьица к межклетникам губчатой ткани, а оттуда к клеткам. В это же время из листьев выделяется кислород, освобождающийся в процессе фотосинтеза. Ночью происходит обратный процесс, а именно: количество углекислого газа в листьях возрастает и он выделяется в воздух, происходит интенсивно процесс дыхания. Дыхание происходит во всех живых клетках днем и ночью. Растение, как и человек, дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. Однако на свету, когда происходит фотосинтез, растения поглощают углекислого газа больше, чем выделяют при дыхании.

Зелёное растениеЗелёное растение. Фото: Ben Hosking

Испарение воды, или транспирация — это процесс испарения воды листьями, который имеет очень важное значение в жизни растений. Он осуществляется в основном через устьица. Благодаря испарению вокруг растения создается определенный микроклимат, необходимый для нормальной жизнедеятельности. Испарение в жаркую погоду способствует охлаждению листьев» передвижению воды и растворенных в ней веществ. Различают испарение воды через кутикулу (восковой налет на кожице) и через устьица. Скорость транспирации зависит от многих причин: биологических особенностей самих растений, экологических условий. Таким образом, ассимиляция и диссимиляция — взаимосвязанные процессы обмена веществ и энергии. Самым важным ассимиляционным процессом у растений является фотосинтез, а диссимиляционным — дыхание. Фотосинтез осуществляется в клетках ассимиляционной ткани, в которых содержатся зеленые пластиды — хлоропласты. Ассимиляционную ткань называют еще основной. Она состоит из клеток двух типов. Под верхней кожицей располагаются в два-три плотных слоя клетки столбчатой ткани, а под ними рыхло лежат клетки губчатой ткани, имеющей кмежклетники — пространства, заполненные воздухом. В кожице, преимущественно с нижней стороны листа, имеются многочисленные образования — устьица, обеспечивающие газообмен и испарение воды растением.

Минеральное питание

Для нормальной жизнедеятельности растениям нужны не только углеводы, образующиеся в процессе фотосинтеза, но и белки, жиры и другие вещества. Для их образования растению, кроме кислорода, водорода (из которых состоят углеводы), необходимы другие химические элементы. Их растение получает из почвы в виде минеральных веществ, следовательно, почва — не только среда обитания, но и источник минерального питания растений. Из почвы в растение поступают такие элементы, как калий, фосфор, азот и другие, а также микроэлементы: бор, кальций, магний, сера, кобальт, марганец, медь, цинк и др. При недостатке в почве минеральных солей их вносот в виде минеральных удобрений. Удобрения бывают минеральные: азотные (селитра, мочевина, сульфат аммония), фосфорные (суперфосфат) и калийные (хлорид калия). Золу также считают калийным удобрением. Вносят в почву и органические удобрения. Это вещества органического происхождения — навоз, птичий помет, перегной, торф. Есть еще и гранулированные удобрения. Их готовят в форме гранул (шариков). Вносят удобрения в почву весной или осенью, а также во время роста растений — подкормка.

Выращивать растения можно и без почвы, на водных питательных смесях, если в их составе будут все элементы, необходимые для питания растений. Такой способ выращивания растений получил название гидропоника. Есть еще и аэропоника, когда растения выращивают без почвы и находящиеся в воздухе корни периодически опрыскивают мелкими капельками питательного раствора. Транспорт веществ в растении — этот процесс в растении осуществляется в виде восходящего и нисходящего потоков. Штриховой стрелкой обозначен восходящий поток, непрерывной — нисходящий.

Вода с растворенными в ней веществами попадает в растение через корневые волоски, дальше поднимается по корню к стеблю и по стеблю — к листьям и другим органам (восходящий поток). Проводящая ткань, по которой движутся вода и минеральные соли, называется ксилемой, находится она в древесине стебля. Ткань, по которой движутся вещества, образовавшиеся в листе (нисходящий поток), называется флоэмой. Флоэма расположена в коре. Проводящие клетки флоэмы живые и называются ситовидными трубками. Проводящие клетки ксилемы мертвые и называются сосудами. Движение веществ проходит под силой действия корневого давления и транспирации. Под действием корневого давления раствор воды и минеральных солей через корневые волоски попадает в кору, а затем в сосуды ксилемы. По сосудам корня раствор поднимается к стеблю и по сосудам стебля движется вверх к листьям уже под действием силы транспирации. Получая необходимые для жизнедеятельности вещества, растение растет, развивается и размножается.

Рост и развитие

Растение растет — значит, организм находится в движении, так как при этом идет деление клеток (в живых клетках цитоплазма постоянно находится в движении). Разрастаясь, корневая система увеличивает площадь минерального питания, а рост надземной части увеличивает площадь воздушного питания. Взаимосвязь подземной и надземной частей обеспечивает жизнь растению как целостному организму.

Рост и развитие растений тесно связаны между собой, но не заменяют друг друга. Регуляция этих процессов осуществляется на клеточном уровне. Процессы роста происходят ритмично. Развитие растений — это те качественные изменения, которые происходят в растении на протяжении его жизни, начиная с деления зиготы. Из нее формируется зародыш с зачаточными органами, расположенный в семени. После прорастания семени из зародыша развивается растение, на котором образуются цветки, происходят цветение, опыление и оплодотворение, развитие плода и семени, их созревание и рассеивание. Развитие отдельного организма от семени до семени, то есть от рождения до смерти, называется индивидуальным, или онтогенезом (от греч. «онтос» — существо и «генио» — рождение). Развитие организмов в процессе эволюции, то есть в процессе исторического развития, называют филогенезом.

Размножение

Размножение — основная биологическая функция всякого живого организма. В одних случаях у растений размножением завершается жизненный путь, например, у однолетних и тех многолетних растений, у которых плодоношение бывает одни раз в жизни (бамбук, некоторые пальмы и др.). В других случаях размножение совершается многократно (многолетние травы, деревья и кустарники). Каждое растение начинает размножаться в определенную пору своей жизни. И независимо от того, семенным или вегетативным способом происходит размножение, растения воспроизводят себе подобных. Способы размножения у растений разнообразны, но их можно свести в основном к трем: бесполому, вегетативному и половому. При бесполом размножении воспроизведение себе подобных происходит без участия половых клеток и без оплодотворения. Бесполое размножение с помощью спор и вегетативных (растущих) частей тела свойственно всем растениям.

Как уже отмечалось, для жизненного цикла растений характерно чередование двух поколений — полового (гаплоидного, т. е. с одинарным набором хромосом) и бесполого (диплоидного, с двойным набором хромосом).

При половом размножении у растений обычно происходит чередование поколений: на одном формируются органы и клетки бесполого размножения — это спорофит, а на другом образуются половые органы и половые клетки — это гаметофит. Приспосабливаясь к жизни на суше, наземные растения развивались по пути усовершенствования спорофита (бесполого поколения) и редукции (изменения) гаметофита (половые поколения). Гаметофит, который очень чувствителен к недостатку влаги, постепенно уменьшается в размерах, что дает ему возможность быстрее развиться и, таким образом, стать менее зависимым от воды.

Дыхание

Живая клетка представляет собой открытую энергетическую систему, она живет и сохраняет свою индивидуальность за счет постоянного притока энергии. Как только этот приток прекращается, наступает дезорганизация и смерть организма. Энергия солнечного света, запасенная при фотосинтезе в органическом веществе, вновь высвобождается и используется на самые различные процессы жизнедеятельности. Энергия квантов света, аккумулированная в углеводах, вновь высвобождается в процессе их распада (диссимиляции). В самой общей форме можно отметить, что все живые клетки получают энергию за счет ферментативных реакций, в ходе которых электроны переходят с более высокого энергетического уровня на более низкий. В природе существуют два основных процесса, в ходе которых энергия солнечного света, запасенная в органическом веществе, высвобождается,— это дыхание и брожение. Дыхание — это аэробный окислительный распад органических соединений на простые, неорганические, сопровождаемый выделением энергии. Брожение —анаэробный процесс распада органических соединений на более простые, сопровождаемый выделением энергии. При брожении степень окисленности соединений не меняется. В случае дыхания акцептором электрона служит кислород, в случае брожения — органические соединения. Процессы, входящие в энергетический цикл, имеют настолько важное значение, что в настоящее время возникла наука биоэнергетика, изучающая молекулярные и субмолекулярные основы трансформации энергии.

Дыхание — один из центральных процессов обмена веществ растительного организма. Выделяющаяся при дыхании энергия тратится как на процессы роста, так и на поддержание в активном состоянии уже закончивших рост органов растения. Вместе с тем значение дыхания не ограничивается тем, что это процесс, поставляющий энергию. Дыхание, подобно фотосинтезу, сложный окислительно-восстановительный процесс, идущий через ряд этапов. На его промежуточных стадиях образуются органические соединения, которые затем используются в различных метаболических реакциях. К промежуточным соединениям относят органические кислоты и пентозы, образующиеся при разных путях дыхательного распада. Таким образом, процесс дыхания — источник многих метаболитов. Несмотря на то, что процесс дыхания в суммарном виде противоположен фотосинтезу, в некоторых случаях они могут дополнять друг друга.



biofile.ru

Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (664,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: углубить и обобщить знания школьников по теме; проконтролировать уровень сформированности учебных компетенций.

Задачи:

  • Систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растения;
  • Продолжать формирование компетенции: объяснять биологическую роль обмена веществ у растений, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
  • Выявить уровень сформированности компетенций: выделять существенные признаки, свойства явлений, применять знания на практике.
  • Развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации (удивления, радости, желания помочь товарищу, занимательности, парадоксальности, сопереживания), используя яркие примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся должны называть общие признаки живого организма, приспособленности растений к среде обитания; характеризовать строение и жизнедеятельность растительного организма, обмен веществ и превращение энергии, размножение, рост и развитие растительного организма, обосновывать взаимосвязь организма и среды как основу целостности организма; владеть умениями выполнения заданий разной степени сложности; сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.

Ключевые слова и понятия урока: признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение, развитие, раздражимость, смерть; обмен веществ и энергией между организмом и средой; взаимосвязь между органами растения; экологические факторы среды.

Личностная значимость изучаемого для школьника: растение-живой организм.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: >контрольно-обобщающий урок с элементами игры.

Приемы деятельности учителя:

организация повторения и обобщения знаний, тестирования.

Организация деятельности учащихся: характеризуют живое, дают определение понятий, делают выводы, работают с заданиями.

Развитие компетенций учащихся: привлекать имеющиеся знания, работать в заданном темпе, использовать имеющиеся знания, делать выводы.

Ход урока

1. Организационный момент - 2 минуты.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

2. Закрепление и обобщение знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить знания по теме “Процессы жизнедеятельности растений”. За правильный ответ в течение урока ставим 1 балл. Давайте вспомним проблему, которую мы ставили на уроках по изучению основных процессов в жизни растений.

Ученики отвечают, что главным на таких уроках было доказательство того, что растение - живой организм.

Слайд 4

Учитель. Давайте начнем с игры “Цепочка”. Слайд 5. (Обучающиеся по кругу дают понятия, нельзя разрывать цепочку. Если не знаешь понятие, становишься последним в цепи).

Учитель. Назовите основные признаки живых организмов. Какой признак является одним из главных?

Ученики называют основные признаки, называют обмен веществ.

Учитель Выполним следующее задание - слайд 6.

Учитель: Как в растительном организме взаимосвязаны процессы жизнедеятельности? Задание: по рисунку составить рассказ о процессе.

Условие: каждый ученик говорит одно предложение о процессе. Слайд 7

Учитель: Выполните задание самостоятельно - Слайд 8, 9, 10 11. Взаимопроверка.

Учитель: Один из основных процессов в жизни - фотосинтез. Каковы основные условия для фотосинтеза?

Ученики перечисляют.

Слайд 12 - докажите необходимость для фотосинтеза перечисленных условий.

Физминутка - слайд 13

Учитель: Еще один важный процесс - это воспроизведение себе подобных. О каком процессе идет речь?

Ученик: Это процесс размножения.

Работа в парах - проверка знания понятий по теме, слайд14.

Слайд 15. Работа с текстом “Размножение растений”. Укажите предложения с биологическими ошибками и исправьте их. Текст раздается индивидуально - приложение 1. Проверяется выполненное задание.

У доски два ученика. Выполняется задание - слайд16. Взаимопроверка.

Слайд 17. Определите способы вегетативного размножения растений

Учитель: Что такое видоизменение органа? Для чего необходимы видоизменения? - слайд 18.

Слайд 19 -  укажите процесс, о котором идет речь.

Слайд 20 - Учитель предлагает обсудить вопрос о взаимосвязи частей растения, их строения и функций.

Выполняется тест и его самопроверка - слайд 21-23, 24.

Ученики подсчитывают баллы за урок, оценивают себя и товарищей за работу в группах.

Рефлексия.

  • Кто сегодня получил отметку “5”?
  • Кто получил “4”?
  • Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?
  • Дайте эмоциональную оценку урока.

 Литература.

1. Пономарева, И.Н. Учебник “Биология-6”, “Вентана-Граф”, 2010

2. “Я иду на урок. Биология. Ботаника. 6 класс” Издательство “Первое сентября”, 2002.

Приложение 1

1. У растений существует только один вид размножения.

2. Бесполое размножение происходит без участия половых клеток и полового процесса.

3. При бесполом размножении участвуют два родители.

4. Процесс слияния женской и мужской половых клеток называется оплодотворением.

5. Человек не использует вегетативное размножение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Oбобщающий урок "Основные процессы жизнедеятельности растений."

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24 п. Бира»

Конспект обобщающего урока по биологии в 6 классе

по теме

«Основные процессы жизнедеятельности растений»

Учитель:

Павлова Елена Петровна

п. Бира, 2016 г.

Технологическая карта урока

Автор, разработчик:

Учитель биологии Павлова Елена Петровна

Предмет

Биология

(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой и ориентирована на использование учебника под ред. И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология. 6 класс»)

Класс

6 класс

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке

Технология развития критического мышления, ИКТ, моделирование схем, мини-исследование, проблемные задачи, «мозговой штурм», диспут, тестирование.

Тема

Основные процессы жизнедеятельности растений.

Цель

Систематизировать, обобщить и закрепить знания школьников по теме; провести контроль уровня знаний и умений учащихся, уровня сформированности учебных компетенций и их коррекцию.

Задачи

Образовательная:

- систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений, о взаимосвязи всех процессов, происходящих в растении, со средой обитания;

- выявить уровень сформированности умений выделять существенные признаки процессов, происходящих в растениях, применять знания на практике.

Развивающая:

- продолжить формирование умений сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работать с учебным рисунком;

- продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.

-формировать умение логически мыслить, и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

Воспитывающая:

- формировать у учащихся основ научного мировоззрения;

- воспитывать бережное отношение к растениям, показать необходимость защиты зелёных растений;

- развивать умение слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;

- содействовать воспитанию интереса к биологии.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

- Выделение существенных признаков живых организмов; Приведение доказательств, что растения- живые организмы; Раскрытие основных процессов жизнедеятельности растительного организма; Сравнение биологических объектов, умение делать выводы.

Овладение биологическими методами: развитие умений проводить наблюдения за биологическими объектами и явлениями; описывать основные свойства и характеристики объектов, проводить мини-исследования.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

- определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока),

- умение оценивать свои результаты деятельности

Познавательные УУД:

- производить логический анализ и сравнение объектов с целью выделения общих и отличительных признаков, установления причинно-следственных связей.

- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;

- применять знаково-символические действия(моделирование, работа со схемами, рисунками),

- умение структурировать знания в устной и письменной форме, смысловое чтение.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- развитие умений владеть монологической и диалогической формами речи;

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- формулировать основные термины по теме;

- применять биологические понятия.

Основные термины, понятия

Размножение, половое размножение, фотосинтез, минеральное питание, воздушное питание, дыхание, рост, развитие. раздражимость, оплодотворение, бесполое размножение, вегетативное размножение, зигота, гамета, спора, яйцеклетка, спермии ит.д.

Образовательные ресурсы

Учебник: И.Н. Пономарева «Биология. 6 класс», М., «Вентана-Граф», 2012.

http://school-collection.edu.ru/

Оборудование

Мультимедиапроектор, ПК.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Раздаточный материал: контрольные листы и график учета знаний для обучающихся на печатной основе

Ход урока

  1. Организационный момент. Проговорить правила работы с контрольным листом и графиком учета знаний.

  2. Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Подумайте, какое ключевое слово вы выберите для кроссворда.

Индивидуальные задания по слабо усвоенным темам (стр. в контрольном листе).

  1. Опрос-контроль.

  1. Вступительное слово учителя.

Мы прошли с вами большой раздел «Основные процессы жизнедеятельности растений».

(СЛАЙД с названием темы раздела).

Какие процессы, протекающие в растениях доказывают, что они живые организмы?

(питание, дыхание, размножение, рост, развитие, обмен веществ, смерть)

Все эти процессы были изучены нами в данном разделе.

СЛАЙД с подтемами раздела.

Цель нашего урока обобщить, закрепить и провести контроль

знаний, полученных по данным темам.

Растения, как все живые организмы, успешно растут и развиваются, если имеют необходимые условия для жизни.

Вопрос на слайде:

Какие условия необходимы для жизни и развития растений. Из набора слов выберите правильные ответы.

СЛАЙД Дефицит влаги, тепло, свет, температуры ниже пятидесяти градусов, воздух, пища, вода.

Правильный ответ: тепло, свет, вода, воздух, пища.

Вопрос: Что такое пища? Дайте определение. (стр. 97 & 27)

(Это источник энергии, которая необходима для всех жизненных процессов организма).

Если ответ не полный, то доп. вопрос: для чего нужна пища, как источник энергии?

Ответ: для осуществления всех жизненных процессов организма.

Вопрос: Что является пищей для растений?

Ответ: Углекислый газ, вода, минеральные соли.

  1. Корневое питание.

СЛАЙД с рисунком движения воды с растворенными минеральными веществами из почвы через корень в другие органы.

Вопрос: Какой процесс изображен на рисунке? (работа со схемой)

Ответ: процесс проведения воды с минеральными веществами из почвы через корень по проводящим тканям стебля (сосудам и трахеидам) в лист. Вода через лист частично испаряется, а минеральные вещества остаются в растении.

Задание № 1 в контрольном листе:

  • По рисунку покажите как происходить движение воды из почвы в сосуды проводящей ткани корня.

  • Заполните текст, расставив предложения в смысловом порядке:

  1. По корню вода поднимается в ______ и _____ древесины.

  2. Далее через__________ ткань стебля к листьям.

  3. Перемещается от _______ к _______ всасывающей зоны корня в _________проводящей ткани.

  4. Вода с растворенными минеральными веществам, поступающая из почвы всасывается ______ ______,

Вспомогательные слова: корневые волоски, клетка, сосуды, проводящая, трахеиды.

(Слайд с рисунком из контрольного листа к данному заданию).

Слайд с правильным ответом для проверки.

1.Вода с растворенными минеральными веществам, поступающая из почвы, всасывается корневыми волосками.

2. Перемещается от клетки к клетке всасывающей зоны корня в сосуды проводящей ткани.

3. По корню вода поднимается в сосуды и трахеиды древесины.

4. Далее через проводящую ткань стебля к листьям.

Вопрос: Растения, постоянно поглощают в больших количествах из почвы минеральные вещества и почва истощается.

Каким образом происходит восстановление плодородия почв?

Ответ: Внесение удобрений.

Задание № 2 в контрольном листе:

  • На какие две группы делят все удобрения. (минеральные и органические)

  • Распределите перечисленные удобрения по этим группам:

  1. Зола.

  2. Птичий помёт.

  3. Перегной.

  4. Суперфосфат.

  5. Мочевина.

  6. Навоз.

  7. Сульфат аммония.

  8. Хлорид калия

  9. Торф.

  10. Селитра аммиачная.

Задание № 3 в контрольном листе:

Соотнесите названия удобрений с их ролью в развитии растений.

  1. Азотные удобрения.

  2. Фосфорные удобрения

  3. Калийные удобрения.

А) Способствуют скорейшему созреванию плодов.

Б) Способствуют накоплению органических веществ в корнях.

В) Способствуют росту растения.

Дешифратор: 1 –В; 2- А; 3 - Б

Посчитайте количество ошибок:

если 0 ошибок - 5 баллов

если 1-2 ошибки – 4 балла

если 50 % ошибок – 3 балла

если более 50 % ошибок – 2 балла

  1. Воздушное питание.

СЛАЙД с текстом:

Вопрос: Откуда берут растения органические вещества?

Этим вопросом заинтересовался около 300 лет назад знаменитый ученый ванн Гельмонт и решил поставить опыт. В горшок он поместил 80 кг земли и посадил ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на неё не попала пыль. Поливал ветку только дождевой водой. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Её вес увеличился за 5 лет на 65 кг. Вес же земли в горшке уменьшился всего на 50 г.! Откуда же растение взяло 64 кг 950 г органического вещества. Ван Гельмонд на этот вопрос ответить не смог.

Вопрос: А вы сможете ответить на этот вопрос?

Задание: Дайте полное определение, что такое фотосинтез? (стр. 100 & 28)

Вопрос: Какой орган является главным фотосинтезирующим органом? (Лист)

Вопрос: Как опытным путем доказать, что фотосинтез происходит только на свету? Решение биологической задачи: "Весной у березы, сделав срез в коре, часто берут сладкий березовый сок. От восходящего или нисходящего тока берут этот сок? Что происходит с березой, если взяли много сока?"

СЛАЙД Задание: стрелками на рисунке показано как передается энергия по цепочке.

Вопрос: Какая схема кажется вам правильной и почему? (Работа в группах. Метод "мозгового штурма")

Какой тип питания характерен для растений, а какой для животных.

Дайте определения (автотрофы и гетеротрофы) (стр. 102 & 28)

  1. Дыхание

Вопрос: Дайте определение, что такое дыхание? (стр. 107 &30)

Задание № 4 в контрольном листе:

Заполнить сравнительную таблицу процессов фотосинтеза и дыхания.

ДЫХАНИЕ

ФОТОСИНТЕЗ

  1. Поглощается ………….

  1. Выделяется …………..

  1. Происходит на …….. и ……

  1. Происходит во ……….клетках.

  1. Органические вещества……..

  1. Энергия……..

  1. Поглощается ………….

  1. Выделяется …………..

  1. Происходит …………….

  1. Происходит в клетках…………….

…………………………………………

  1. Органические вещества……..

  1. Энергия……..

Вопрос на «5» - Подумайте, что произойдет, если интенсивность дыхания будет выше интенсивности фотосинтеза?

(Работа в группах. Метод "мозгового штурма" выдвижение суждений)

Взаимопроверка выполнения задания и сопоставление с правильными ответами на слайде. (СЛАЙД)

  1. Обмен веществ.

В результате всех вышерассмотренных процессов происходит обмен веществ между организмом и средой обитания.

Вопрос: Дайте определение, что такое обмен веществ? (стр. 108 & 30)

Задание № 5 на контрольном листе:

Выпишите номера правильных утверждений.

  1. Лист является специальным органом воздушного питания, так как при участии энергии солнечного света в хлорофилловых зернах из углекислого газа и воды образуются органические вещества.

  2. Сложный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах в течение суток безостановочно.

  3. Корневое питание обеспечивает растение минеральными солями и водой, воздушное (Листовое) является основным поставщиком органических веществ.

  4. Растения - автотрофы, то есть способны самостоятельно создавать органические вещества из неорганических.

Дешифратор: правильные утверждения: 1, 3, 4.

Подсчитайте количество ошибок:

Физминутка.

Рисунок - рассуждение

СЛАЙД Вопрос: К чему может привести такое отношение к зелёным растениям? В своих рассуждениях придите к выводу: «Зеленый цвет – цвет жизни»

  1. Размножение и оплодотворение у растений.

Работа с вопросами на слайде.

  • Дайте определения, что такое размножение (стр. 117 & 32). и оплодотворение (стр. 115 & 32).

  • Назовите типы размножения растений (работа по слайду)

Вопрос на слайде: Дайте определение, что такое вегетативное размножение?

В чем состоит биологическое и практическое значение вегетативного размножения? (стр. 118-119 & 33)

(биологическое: позволяет сохранить неизменным свойства вида,

практическое: более быстрое развитие по сравнению с растениями появившимися из семян )

Задание: по слайду повторить способы вегетативного размножения растений

Задание № 9 на контрольном листе:

Назовите способы размножения перечисленных растений

Картофель ………………………

Чеснок …………………………..

Тюльпан …………………………

Смородина ……………………..

Земляника ………………………

Яблоня .........................................

Задание № 10 на контрольном листе :

Тест по теме: Размножение и оплодотворение.

1. Размножение, необходимое свойство жизни, может быть:

а) вегетативным

б) половым и вегетативным

в) вегетативным и споровым

г) половым и бесполым

2. Зигота – это особая клетка, образовавшаяся в результате:

а) перемещения спермия к яйцеклетке

б) образования женских и мужских половых клеток

в) слияния спермия с яйцеклеткой

г) слияния родительских гамет

3. Двойное оплодотворение происходит у цветковых растений в результате:

а) слияния спермия с яйцеклеткой

б) слияния одного спермия с яйцеклеткой, а другого – с центральным ядром зародышевого мешка.

в) слияния женских и мужских половых клеток

4. Преимущества вегетативного размножения:

а) дочерние растения в значительной степени повторяют качества материнского

б) оно свойственно всем растениям: низшим и высшим

в) как правило, появившиеся дочерние организмы быстрее развиваются, раньше плодоносят

г) верны все варианты ответов

Дешифратор: 1 – г; 2 – г; 3 – б; 4 – г.

Посчитайте количество ошибок:

6.Рост и развитие растительного организма.

Вопрос: Дайте определения, что такое рост и развитие растительного организма? (стр. 126 & 35)

Рост – это количественное увеличение размера и массы тела растения.

Развитие – это качественные изменения растений, т. е. появление новых свойств.

Задание № 11 на контрольном листе:

Распределить перечисленные признаки между ростом и развитием растительного организма.

Рост __________________

Развитие______________

Признаки:

  1. Изменение растения в высоту

  2. Появление цветка

  3. Увеличение массы растения

  4. Ветвление растения

  5. Деление и растяжение клеток

  6. Образование семян

Дешифратор: Рост: 1, 3, 5 Развитие: 2, 4, 6

Вывод по уроку:

Пригодятся ли вам знания, полученные при изучении данной темы, где вы можете их использовать? Аргументируйте ваши ответы. Диспут: Учащиеся высказывают свои мнения и их аргументируют.

Подведение итогов по графику учета знаний.

Ученики подсчитывают баллы за урок, оценивают себя и товарищей за работу в группах.

Рефлексия:

  1. Кто сегодня получил отметку «5»?

  2. Кто получил «4»?

  3. Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?

Дифференцировка домашнего задания в соответствии с усвоением темы.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ ЗНАНИЙ

  1. Корневое питание.

Задание № 1

IMG_0003.jpg

1. По корню вода поднимается в _________________ и _______________ древесины.

2. Далее через__________________________ ткань стебля к листьям.

3. Перемещается от ______________ к _______________ всасывающей зоны корня в ______________________проводящей ткани.

4. Вода с растворенными минеральными веществам, поступающая из почвы всасывается _____________________ _____________________.

Вспомогательные слова: корневые волоски, клетка, сосуды, проводящая, трахеиды.

Задание № 2 Распределите перечисленные удобрения по группам:

Органические ____________________________

Минеральные ____________________________

  1. Зола.

  2. Птичий помёт.

  3. Перегной.

  4. Суперфосфат.

  5. Мочевина.

  6. Навоз.

  7. Сульфат аммония.

  8. Хлорид калия

  9. Торф.

  10. Селитра аммиачная.

Задание № 3 Соотнесите названия удобрений с их ролью в развитии растений.

  1. Азотные удобрения.

  2. Фосфорные удобрения

  3. Калийные удобрения.

А) Способствуют скорейшему созреванию плодов.

Б) Способствуют накоплению органических веществ в корнях.

В) Способствуют росту растения.

1 - ____; 2 - _____; 3 - _______ .

Посчитайте количество ошибок:

если 0 ошибок - 5 баллов

если 1-2 ошибки – 4 балла

если 50 % ошибок – 3 балла

если более 50 % ошибок – 2 балла

Домашнее задание: Если вы получили оценку «2» или «3», то повторите $ 27

  1. Дыхание

Задание № 4 Заполнить сравнительную таблицу процессов фотосинтеза и дыхания.

ДЫХАНИЕ

ФОТОСИНТЕЗ

  1. Поглощается ………….

  1. Выделяется …………..

  1. Происходит на …….. и ………

  1. Происходит во ………….клетках.

  1. Органические вещества……..

  1. Энергия……..

  1. Поглощается ………….

  1. Выделяется …………..

  1. Происходит …………….

  1. Происходит в клетках…………….

…………………………………………

  1. Органические вещества……..

  1. Энергия……..

Задание № 5 Вопрос на «5» - Подумайте, что произойдет, если интенсивность дыхания будет выше интенсивности фотосинтеза?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6: Выпишите номера правильных утверждений.

  1. Лист является специальным органом воздушного питания, так как при участии энергии солнечного света в хлорофилловых зернах из углекислого газа и воды образуются органические вещества.

  2. Сложный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах в течение суток безостановочно.

  3. Корневое питание обеспечивает растение минеральными солями и водой, воздушное (Листовое) является основным поставщиком органических веществ.

  4. Растения - автотрофы, то есть способны самостоятельно создавать органические вещества из неорганических веществ.

Правильные утверждения: __________________________________________

Посчитайте количество ошибок:

если 0 ошибок - 5 баллов

если 1-2 ошибки – 4 балла

если 50 % ошибок – 3 балла

если более 50 % ошибок – 2 балла

Домашнее задание: Если вы получили оценку «2» или «3», то повторите $ 28, 29, 30

Посчитайте количество ошибок:

если 0 ошибок - 5 баллов

если 1-2 ошибки – 4 балла

если 50 % ошибок – 3 балла

если более 50 % ошибок – 2 балла

Домашнее задание: Если вы получили оценку «2» или «3», то повторите $ 31

  1. Размножение и оплодотворение у растений.

Задание № 9: Назовите способы размножения перечисленных растений

Картофель ………………………

Чеснок …………………………..

Тюльпан …………………………

Смородина ……………………..

Земляника ………………………

Яблоня ...........................................

Вспомогательные слова: отводками, черенками, клубнями, луковицами, окулировка, стеблевыми черенками, усами.

Задание № 10: Тест по теме: Размножение и оплодотворение.

  1. Размножение, необходимое свойство жизни, может быть:

а) вегетативным

б) половым и вегетативным

в) вегетативным и споровым

г) половым и бесполым

  1. Зигота – это особая клетка, образовавшаяся в результате:

а) перемещения спермия к яйцеклетке

б) образования женских и мужских половых клеток

в) слияния спермия с яйцеклеткой

г) слияния родительских гамет

  1. Двойное оплодотворение происходит у цветковых растений в результате:

а) слияния спермия с яйцеклеткой

б) слияния одного спермия с яйцеклеткой, а другого – с центральным ядром зародышевого мешка.

в) слияния женских и мужских половых клеток

  1. Преимущества вегетативного размножения:

а) дочерние растения в значительной степени повторяют качества материнского

организма

б) оно свойственно всем растениям: низшим и высшим

в) как правило, появившиеся дочерние организмы быстрее развиваются, раньше плодоносят

г) верны все варианты ответов

Ответы:______________________________________________________________

Посчитайте количество ошибок:

Домашнее задание: Если вы получили оценку «2» или «3», то повторите $ 32, 33, 34,

  1. Рост и развитие растительного организма.

Задание № 11:

Распределить перечисленные признаки между ростом и развитием растительного организма.

Рост __________________

Развитие______________

Признаки:

  1. Изменение растения в высоту

  2. Появление цветка

  3. Увеличение массы растения

  4. Ветвление растения

  5. Деление и растяжение клеток

  6. Образование семян

Домашнее задание: Если вы получили оценку «2» или «3», то повторите $ 35, 36.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Обобщающий урок по теме: "Основные процессы жизнедеятельности растений" проведен 11.02.2016 года

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Место темы в уроке: урок последний в теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Цель урока: Систематизировать, обобщить и закрепить знания школьников по теме; провести контроль уровня знаний и умений учащихся, уровня сформированности учебных компетенций и их коррекцию.

Задачи урока:

Образовательная:

- систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений, о взаимосвязи всех процессов, происходящих в растении, со средой обитания;

- выявить уровень сформированности умений выделять существенные признаки процессов, происходящих в растениях, применять знания на практике.

Развивающая:

- продолжить формирование умений сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работать с учебным рисунком;

- продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.

-формировать умение логически мыслить, и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

Воспитывающая:

- формировать у учащихся основ научного мировоззрения;

- воспитывать бережное отношение к растениям, показать необходимость защиты зелёных растений;

- развивать умение слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;

- содействовать воспитанию интереса к биологии.

Создание условий через индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся для развития:

1.предметных компетенций посредством раскрытия основных процессов жизнедеятельности растительного организма, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений;

2.общепредметных компетенций:

- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и логической рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;

- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

-коммуникативных посредством развития умений диалогической и монологической речи через организацию работы в группах;

-социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать свое рабочее место;

-личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.

Все этапы урока были взаимосвязаны, все требования программы по данной теме получили отражение в уроке.

Используемое оборудование:  персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока.

Осуществление развития учащихся в процессе обучения: При планировании данного урока были учтены возрастные особенности учащихся: вводилась смена видов деятельности, проводилась физминутка.

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: на уроке были применены элементы технологии развития критического мышления, ИКТ. Также были использованы разнообразные приемы и методы для создания у детей мотивационного настроя на урок такие как: работа с моделями, схемами, проведение мини-исследований, решение проблемных задач, организация «мозгового штурма» для решения поставленных вопросов и задач, проведение приема диспута, тестирование. В течение урока обучающиеся работали с контрольным листом, который предусматривает поэтапное отслеживание усвоения знаний, где каждый учащийся был оценен как учителем, так и самим учащимся. Ученики выполняя задания смогли осуществить обобщение и самоконтроль усвоенных знаний по данной теме урока. Все результаты заносились в график учета знаний, где учащиеся сразу смогли увидеть в каких вопросах имеют провал в знаниях. Если тема раздела была не усвоена или усвоена слабо, то ученик получил индивидуальное задание на повторение материала. Такой метод работы на уроках позволяет сразу увидеть проблемы в знаниях учащихся и дать им рекомендации для коррекции пробелов.

Во время урока ясно прослеживаются признаки творческой деятельности:

1.Умение переносить знания в новую ситуацию.

2.Комбинирование известных способов деятельности (решение биологических задач).

3. Видеть структуру объекта (соотносить частное и целое).

4. Выработка альтернативного мышления.

Создание настроя на познавательную деятельность обучающихся осуществляется через их вовлечение в разнообразные виды деятельности (индивидуальная, групповая работа, работа в парах, творческие задания, взаимопроверка, самопроверка, тестирование, работа с иллюстрациями, схемами, рисунками и т. д.).

Темп урока ориентирован на индивидуальные способности обучающихся.

Формы обучения – индивидуальная, парная, фронтальная. В ходе урока используются презентация, раздаточный материал на печатной основе - это контрольный лист и график учета знаний учащихся, которые позволяют в полной мере достичь поставленных задач и цели.

Речь учителя содержательна, доступна, логична. Велся диалог учителя с учащимися, выдерживалась пауза, необходимая для зарождения мысли.

В ходе урока были углублены представление о процессах жизнедеятельности растений, усовершенствовались навыки самостоятельного добывания знаний, делать сравнительный анализ коммуникативной деятельности, ведения дискуссии, умения аргументировано излагать свою позицию. Для активизации мыслительной деятельности проводилось чередование характера заданий: от теории к практике, от трудного к легкому, от устного к письменному.

На уроке не было учащихся, которые не были бы включены в процесс урока, работой были охвачены все учащиеся.

Дети чувствовали себя на уроке комфортно, недостаточное владение некоторыми учащимися учебным материалом не мешало общению. Учащиеся быстро включаются в урок, практически у всех сформирована осознанная рабочая дисциплина. Развит познавательный интерес.

Урок образовательной цели достиг, то что было запланировано на уроке сделано.

infourok.ru

Строение и жизнедеятельность растений

Жизнь — качественно специфическая биологическая форма движения материи. Главными признаками живого является обмен веществ и энергии, питания, дыхания, рост и развитие, движение, раздражимость, размножение, саморегуляция и самообновления, способность приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Обмен веществ и энергии — это совокупность процессов поступления в организм веществ и энергии из внешней среды, их преобразование, усвоения в организме, распад с выделением энергии и выведения из организма.

Питание — процесс поступления в организм веществ, необходимых для поддержания жизнедеятельности, и их усвоение, это составная часть обмена веществ. Существуют два типа питания: автотрофных и гетеротрофных. Автотрофное питание — образование (синтез) органических веществ из неорганических и за использование, в основном, энергии солнечного излучения. В процессе синтеза органического вещества из неорганических у растений выделяется кислород. Часть его растения используют для дыхания, а остальной газ попадает в атмосферу.

Гетеротрофы используют для питания готовые органические вещества. Гетеротрофы делятся на паразитов и сапротрофы. Паразиты — организмы, использующие для питания органические вещества живых организмов. Сапротрофы — питаются органическими веществами отмерших организмов.

Фотосинтез — самая функция листа. В листьях происходят также важные функции — дыхание и испарение воды (транспирация). При фотосинтезе из неорганических соединений образуются органические за счет усвоения растением энергии света. Необходимым условием фотосинтеза является наличие света, воды и углекислого газа. Воду растения получают преимущественно из почвы, углекислый газ — из воздуха. Потребление растениями углекислого газа из атмосферы называют воздушным питанием. Углерод углекислого газа является основой для образования молекул органических веществ. Во время фото-синтеза на свете растения разлагают воду и выделяют из нее кислород. Интенсивность фотосинтеза зависит от освещенности, температуры окружающей среды, количества углекислого газа (в атмосфере его 0,03%), поступления воды. Оптимальные условия для фотосинтеза — температура +20 … 25 ° C и достаточное увлажнение почвы.

Дыхание — сложный процесс; все организмы дышат кислородом и выделяют при этом углекислый газ. Дыхание является одним из основных процессов обмена веществ и энергии, поддерживающий связь между организмом и средой. Во время дыхания проходят процессы окисления органических соединений с высвобождением энергии, которая связана в них. Эта энергия необходима растениям для обеспечения процессов жизнедеятельности. Во время дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ в окружающую среду. Температура и другие факторы внешней среды оказывают большое влияние на дыхание растения.

Испарение воды растениями (транспирация) — это выделение водяного пара через устьица, чечевичками подобное. Вода испаряется через все части растения, и интенсивно это делается листья. Скорость испарения регулируют устьица. По системе межклетников водяной пар попадает в устьиц щели и через них выходит наружу. Возможна потеря воды непосредственно с поверхности листка, хотя она и невелика. Транспирация имеет важное значение для жизни растения: снижает ее температуру и защищает от перегрева, а главное — обеспечивает восходящий поток растворов от корня в надземную часть. Все процессы жизнедеятельности растения происходят только при наличии воды. Основная масса воды, которую поглощают растения, испаряется, лишь незначительная ее количество используется непосредственно для образования органических веществ. Ветер, температура и влажность воздуха определяют интенсивность транспирации. При увеличении влажности скорость испарения воды уменьшается, может даже совсем прекратиться, а при повышении температуры и усилении ветра — растет.

Взаимосвязи частей растительного организма. Функции растительного организма — фотосинтез, дыхание, минеральное питание, транспорт воды, органических и неорганических веществ, рост и развитие, размножение и т.д. — изучает наука физиология растений. Все части растения тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и составляют единое целое. Нарушения строения или функции любой из них сразу же отражается на деятельности других частей и организма в целом. Повреждение и отмирание корней не только нарушит закрепления растения в почве, но и сделает невозможным поглощение ею из почвы растворов минеральных веществ. Листок — орган, где у растения образуются органические вещества, без которых невозможен рост клеток и тканей корней и побегов, а следовательно, организма в целом. Вместе с тем листок и стебель нуждаются в минеральных растворах, поступающих из корня. Связь между различными частями растения осуществляет проводящая ткань, которая пронизывает весь организм — от корня через стебель до клеток листа. Согласование работы органов осуществляется благодаря выработке растением особых соединений — фитогормонов. Фитогормоны образуются в одних клетках и через проводящую ткань попадают в другие, где проявляется их действие. Одни из них ускоряющие деление и рост клеток, другие могут тормозить их, т.е. регулируют прорастание семян, почек, образования цветков, плодов и т..

Одним из основных проявлений жизни является обмен веществ. Растение растет, размножается, реагирует на изменения условий окружающей среды благодаря постоянному обмену веществ и превращению энергии. Одни вещества постоянно поступают в организм и используются им, испытывая в его клетках преобразований, другие вещества (конечные продукты обмена) — выводятся из организма в окружающую среду. То есть обмен веществ составляют два взаимосвязанных процесса: ассимиляция — образование сложных веществ из более простых для построения тела растения и диссимиляция — разложение сложных веществ, из которых построено тело, на простые вещества. Сложным ассимиляционным процессом является фотосинтез, а Диссимиляционная — дыхание.

В организм растения поступают необходимые ему вещества и энергия, происходит их превращение и усвоение — это питание растения. Зеленые растения за счет энергии света образуют сложные органические соединения из простых неорганических — это происходит в процессе фотосинтеза. Строение листа приспособлена к осуществлению его функций. Клетки основной ткани листа содержат хлорофилл, который находится в хлоропластах. Для осуществления фотосинтеза, помимо света, необходимы вода и углекислый газ. Углекислый газ поступает, в основном, через устьица листа при газообмена (воздушное питание). Благодаря неравномерному утолщению оболочки клеток устьиц, в зависимости от количества, устьиц щели открываются и закрываются. Через устьица щели углекислый газ поступает в хлорофилоносным ткани, а освободившийся в ходе фотосинтеза кислород выходит наружу. Во время дыхания поглощается кислород и высвобождается углекислый газ. Процесс фотосинтеза идет с поглощением энергии Солнца, а в процессе дыхания энергия высвобождается (направляется на нужды). Итак, процессы фотосинтеза и дыхания определенным образом противоположны друг другу, но одновременно связаны между собой. Кислорода при фотосинтезе высвобождается значительно больше, чем потребляется растением при дыхании, поэтому зеленые растения обогащают им атмосферу.

Фотосинтез — очень сложный процесс. Изучать его начали давно. Русский ученый К. А. Тимирязева в конце XIX века впервые высказал мысль о космической роли растений. Зеленые растения, а точнее хлорофилл, преобразующие энергию Солнца в энергию химических связей сложных органических соединений. Именно зеленым растениям принадлежит ведущая роль в обеспечении энергией всех живых существ на нашей планете.

 

xn----7sbfhivhrke5c.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта