Признаки растений у грибов. Царство грибов, их строение, питание и размножение

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Грибы: особенности строения и жизнедеятельности. Признаки растений у грибов


Какие признаки растений есть у грибов

Признаки сходства грибов с растениями: имеют клеточную стенку, малую подвижность, неограниченный рост, поглощение веществ из окружающей среды путем всасывания, размножение спорами и вегетативно, синтез витаминов.

Инструкция

  • Грибы, как и растения, неподвижны. Когда гриб находится во взрослом состоянии, его подвижность ограничена.
  • У клеток грибов, как и у растений, есть клеточная стенка. Она придает клеткам грибов и растений механическую прочность, защищает их содержимое от повреждений и избыточной потери воды, поддерживает форму клеток и их размер. Клеточная стенка у грибов располагается поверх плазматической мембраны. Она представляет собой мозаику из различных углеводов, белков, липидов и полифосфатов.
  • Рост у гриба происходит верхушечной (апикальной) частью. Растения тоже растут за счет верхней части. В течении жизни грибы и растения имеют неограниченный рост. Рост грибов и растений напрямую зависит от температуры окружающей среды. Так, теплая дождливая погода способствует быстрому росту грибов.
  • Грибы способны поглощать питательные вещества из окружающей среды путем всасывания. Путем осмоса, питательные вещества, растворенные в воде, поглощаются всей поверхностью мицелия или отдельными его частями. У растений тоже, благодаря осмосу, всасывается вода и растворенные в ней питательные вещества из почвы в сосуды корня.
  • Грибы осуществляют вегетативное размножение, присущее и растениям. Вегетативное размножение растений происходит корневыми отпрысками или черенкованием побегов. Вегетативное размножение у грибов происходит с помощью фрагментов мицелия, которые дают начало новым организмам. У дрожжевых грибов размножение происходит почкование. Некоторые растения размножаются так же с помощью спор. Бесполое размножение у грибов осуществляется тоже за счет различных типов спор. У грибов споры находятся в спорангиях или на концах специализированных гиф. На большие расстояния споры грибов и растений переносятся с помощью ветра и, попав в благоприятные условия, прорастают, формируя новые мицелии и новые растения.
  • Некоторые виды грибов, так же как и растения, способны в процессе жизнедеятельности синтезировать витамины. Витамины, синтезируемые грибами, в зависимости от условий роста могут накапливаться в мицелии грибов. Так, гриб пеницилл накапливает в мицелии витамины группы B. Фузарии выделяют тиамин, биотин, пиридоксин, никотиновую и пантотеновую кислоты, аспергиллы выделяют в окружающую среду тиамин, рибофлавин.

completerepair.ru

Особенности строения царства грибов

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » Биология. Учебник, часть 2 » - Особенности строения царства грибов

    - Особенности строения царства грибов
    Грибы выделены в отдельное царство, т.к. они сочетают в себе как признаки растений и животных, так и имеют свои характерные особенности. В настоящее время насчитывается 100 000 видов грибов.Отличия грибов от растений: • запасное вещество — гликоген; • наличие хитина (вещества, из которого состоит наружный скелет членистоногих) в клеточных стенках; • гетеротрофный (т.е. питание готовыми органическими веществами) способ питания.Отличия грибов от животных: • неограниченный рост; • поглощение пищи путем всасывания; • размножение с помощью спор; • наличие клеточной стенки; • отсутствие способности активно передвигаться. Вегетативное тело гриба представлено мицелием (грибницей). Мицелий — система тонких ветвящихся нитей (гиф), характеризующихся верхушечным ростом и выраженным боковым ветвлением. У низших грибов грибница не имеет перегородок между клетками, так что тело такого организма состоит из одной огромной многоядерной клетки (мукор, развивающийся на овощах, ягодах, плодах в виде белого пушка, и фитофтора, вызывающая гниль клубней картофеля). У высших грибов мицелий разделен перегородками на отдельные клетки, содержащие одно или несколько ядер. У большинства грибов, имеющих съедобное плодовое тело (за исключением трюфелей, строчков и сморчков), плодовое тело образовано пеньком и шляпкой. Они состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В пеньке все нити одинаковы, а в шляпке они образуют два слоя: верхний, покрытый кожицей, окрашенной разными пигментами, и нижний. Значение плодового тела: закладка и созревание спор, защищенных от неблагоприятных условий, способ распространения. У одних грибов нижний слой пронизан многочисленными трубочками (белый гриб, подберезовик, масленок) — это трубчатые грибы, а у других — пластинками (рыжики, сыроежки — это пластинчатые грибы). Клетки грибов покрыты хитиновой клеточной стенкой. Ядер может быть одно или несколько. В клетке имеются митохондрии, лизосомы, вакуоли, содержащие запасы питательных веществ. Клетки не содержат пластид и хлорофилл, поэтому грибы не могут фотосинтезировать. Запасное вещество — гликоген. Пищеварение у грибов наружное — они выделяют гидролитические ферменты, расщепляющие сложные органические вещества, и всасывают продукты гидролиза всей поверхностью тела. По способу питания все грибы делятся на сапрофитов, паразитов и грибы-симбиоты. Грибы-сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами. Они играют важную роль в круговороте веществ в природе, минерализуя органические вещества, освобождают почву от мертвых остатков и одновременно пополняют в ней запасы минеральных солеи, которые служат питанием для зеленых растений. Грибы-паразиты ведут паразитический образ жизни. Они поселяются на живых организмах и питаются за их счет. Папример, спорынья, паразитирует на злаках, зоофагус (паразитирующий на коловратках), фитофтора (не имеет узкой специальности), а так же ржавчинные и головневые грибы. Есть грибы, которые паразитируют на рыбах. Грибы-симбиоты участвуют в создании двух очень важных типов симбиотического союза: лишайники и микориза. Лишайники — это симбиотическая ассоциация гриба и водоросли. Лишайники, как правило, поселяются на обнаженных скалах, в мрачных лесах, они еще и свешиваются с деревьев. Характерной особенностью грибов является их способность вступать в симбиотические отношения с другими организмами. У грибов такой симбиоз называется микоризой — ассоциация гриба с корнем растения. Такой союз очень выгоден обоим партнерам. В зависимисти от того, проникают или нет гифы гриба в клетки корня, различают эндо- и экто- микоризу. В результате гриб получает большое количество органических веществ и витаминов, а растение становится способным более эффективно поглощать питательные вещества из почвы (отчасти из-за увеличения поверхности поглощения, а отчасти из-за того, что гриб гидролизует некоторые недоступные растению соединения). Число растений, способных образовывать микоризу очень велико, например, у цветковых растений она не встречается только у семейства крестоцветных и осоковых. У грибов имеется бесполое (вегетативное, почкование, споры) и половое размножение. Вегетативное размножение осуществляется частями мицелия, которые, отделяясь от общей массы, способны расти и развиваться самостоятельно. У дрожжевых грибов вегетативное размножение происходит почкованием: на клетках мицелия образуются выросты (почки), постепенно увеличиваются в размерах, а затем отшнуровываются. Бесполое размножение осуществляется спорами. Вместилище спор называется спорангием, а гифа, на которой он расположен — спорангиеносцем. Зооспоры (споры со жгутиками) находятся в зооспорангии. Если же споры не имеют жгутиков, то они называются конидиями и открыто сидят на гифе — кондиеносце. Споры могут развиваться либо внутри спорангиев {эндогенно), либо отчленяются от концов особых выростов мицелия (экзогенно). Распространение спор: по воде (зооспоры низших грибов), воздуху, на лапках насекомых; разбрасывание спор с помощью упругих гиф (пероноспоры) или отстреливающегося спорангия (пилоболюс). Прорастают споры в ростовую трубку, из которой развивается первичный мицелий. При слиянии двух первичных мицелиев формируется вторичный. Вторичный мицелий растет, питается и в благоприятных условиях формирует новые плодовые тела. Половой процесс состоит в слиянии мужских и женских гамет, в результате чего образуется зигота. У низших грибов гаметы подвижны, они могут быть одинаковыми по размеру (изогамия) или различны (гетерогамия). Если гаметы различаются не только по размерам, но и по строению, они формируются в женских (оогонии) и мужских (антеридии) половых органах. Неподвижная яйцеклетка оплодотворяется либо подвижными сперматозоидами, либо выростом антеридии, переливающим в оогонии свое содержимое. У некоторых грибов половой процесс заключается в коньюгации двух одинаковых на концах мицелия. У грибов есть два варианта развития после слияния гамет. Первый наблюдается, если диплоидная стадия недолговечна. Тогда после полового процесса быстро происходит редукционное деление (т.е. ядра сливаются и делятся два раза), которое приводит к образованию гаплоидных структур. Гриб сразу переходит к образованию спор. У некоторых грибов в конце полового процесса образуется клетка с двумя ядрами, пришедшими от обоих родителей и происходит редукционное деление. В результате образуется сумка с восемью гаплоидными спорами. Такие грибы называются сумчатыми. У других грибов тоже образуется клетка с двумя ядрами, которые сливаются и два раза делятся. Но гаплоидные споры оказываются не в сумке, а на специальных выростах вздутой клетки — базидии. Второй вариант встречается у грибов, «впадающих в спячку» после слияния клеток. Их диплоидная клетка (зигота) покрывается толстой оболочкой и «ждет» весны. А дождавшись» — прорастает: происходит редукционное деление и развиваются уже гаплоидные споры.  
    Лекция, реферат. - Особенности строения царства грибов - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

     

    Похожие работы:
    Анатомические особенности строения психрофитных растений семейства вересковых

    9.08.2010/курсовая работа

    Анализ геологического строения, климатических условий, почвенного покрова, флоры Красноселькупского района. Изучение биологии психрофитных растений. Анатомические особенности строения побегов вечнозеленых и листопадных кустарничков семейства вересковых.

    Птицы. Особенности строения

    9.12.2009/реферат

    Общие черты организации птиц в связи с их приспособленностью к полету. Особенности строения и жизнедеятельности: компактность тела, жесткость и неподвижность туловищного отдела осевого скелета, резкое увеличение размеров грудины, строение скелета крыла.

    Тип простейшие. Классификация, образ жизни, особенности строения, размножения и развития

    3.05.2009/лекция

    Характеристика простейших, их строение, жизненный цикл, биологическая особенность к инцистированию, способы передвижения, выделение продуктов диссимиляции, бесполое размножение и широкое всесветное распространение. Описание основных видов и классов.

    Анатомия половых органов самцов жвачных и однокопытных

    5.05.2009/контрольная работа

    Общее анатомическое строение: семенники, придатки семенников, спермиопроводы, придаточные половые железы, половой член (пенис) и препуций. Физиологическое явление спермиогенеза. Особенности строения половых органов самцов жвачных и однокопытных животных.

    Бактерии: места обитания, строение, процессы жизнедеятельности, значение

    4.05.2009/реферат

    Понятие микробиологии как науки, ее сущность, предмет и методы исследования, основные цели и задачи, история зарождения и развития. Общая характеристика микроорганизмов, их классификация и разновидности, особенности строения и практическое использование.

    Жизнедеятельность микроорганизмов

    26.04.2010/реферат

    Исторические сведения об открытии микроорганизмов. Микроорганизмы: особенности строения и форма, движение, жизнедеятельность. Строение клетки, доклеточные формы жизни – вирусы. Экология бактерий, селекция микроорганизмов, их распространение в природе.

    Класс хрящевые рыбы - Chondrichthyes

    26.08.2009/курсовая работа

    Общая характеристика класса хрящевые рыбы, его отряды, особенности строения и пищевые потребности. Организация хрящевых рыб, отделы черепа и развитость челюстей, характерные особенности мускулатуры, органов пищеварения и питания, поведение и образ жизни.

    Методические особенности изучения темы "кишечнополостные" в курсе биологии средней школы

    14.07.2010/курсовая работа

    Общая характеристика типа кишечнополостных и некоторых представителей его классов: гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Особенности строения и жизнедеятельности гидры как низшего многоклеточного животного, ее внешний вид и среда обитания.

    Муравьи

    9.02.2009/курсовая работа

    Муравьи - самое многочисленное по количеству особей семейство насекомых. Особенности строения, развития и их значение. Биоэкологические особенности: размножение, развитие и особенности поведения, в том числе защитное. Охрана и восстановление численности.

    Надотряд хрящевых рыб

    9.12.2009/реферат

    Распространение представителей надотряда. Особенности строения и жизнедеятельности, внешний вид акулы, скелет, туловищный отдел, голова. Общая топография внутренних органов. Нервная, дыхательная, кровеносная, мочеполовая и пищеварительная системы акулы.

     

referatwork.ru

Общая характеристика царства грибов

Грибы — царство живых организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных.

С растениями их сближает.

1) наличие хорошо выраженной клеточной стенки;

2) неподвижность в вегетативном состоянии;

3) размножение спорами;

4) способность к синтезу витаминов;

5) поглощение пищи путем всасывания (адсорбции).

Общим с животными является:

1) гетеротрофность;

2) наличие в составе клеточной стенки хитина, характерного для наружного скелета членистоногих;

3) отсутствие в клетках хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов;

4) накопление гликогена как запасного вещества;

5) образование и выделение продукта метаболизма — мочевины. Эти особенности строения и жизнедеятельности грибов позволяют считать их одной их самых древних групп эукариотных организмов, не имеющих прямой эволюционной связи с растениями, как считалось ранее. Грибы и растения возникли независимо от разных форм микроорганизмов, обитавших в воде.

Известно более 100 тыс. видов грибов, причем предполагается, что реальное число их значительно больше — 250—300 тыс. и более. В мире ежегодно описывают более тысячи новых видов. Подавляющее большинство их обитает на суше, причем встречаются они практически повсеместно, где может существовать жизнь. Подсчитано, что в лесной подстилке 78—90% биомассы всех микроорганизмов приходится на долю грибной массы (примерно 5 т/га).

Строение грибов. Вегетативное тело подавляющего большинства видов грибов — это мицелий, или грибница, состоящая из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей, или гиф, с неограниченным ростом и боковым ветвлением.

Строение грибов

Строение грибов

Мицелий обычно дифференцируется на две функционально различные части: субстратный, служащий для прикрепления к субстрату, поглощения и транспортировки воды и растворенных в ней веществ, и воздушный, поднимающийся над субстратом и образующий органы размножения.

В процессе приспособления к различным наземным условиям обитания у грибов возникают многочисленные видоизменения мицелия: это склероции, столоны, ризоиды, ризоморфы, ап-прессории, гаустории и др. Например, с помощью столонов — воздушных дугообразных гиф — гриб быстро распространяется по субстрату. Столоны прикрепляются к субстрату ризоидами. Функцию прикрепления выполняют и аппрессории, имеющие вид плоских утолщений на ветках гиф. Гаустории, характерные для грибов-паразитов, представляют собой специальные выросты мицелия, проникающие в клетки хозяина и поглощающие из них питательные вещества.

Размножение. Грибы размножаются бесполым и половым способами. Бесполое размножение происходит частями мицелия или отдельными клетками, которые дают начало новому мицелию. Дрожжевые грибы размножаются почкованием.

Бесполое размножение может осуществляться также посредством эндо- и экзогенных спор. Эндогенные споры образуются внутри специализированных клеток — в спорангиях. Экзогенные споры, или конидии, возникают открыто на концах особых специализированных выростов мицелия, называемых конидиеносцами. Попав в благоприятные условия, спора прорастает, и из нее формируется новый мицелий.

Половое размножение у грибов особенно многообразно. У некоторых групп грибов половой процесс происходит путем слияния содержимого двух клеток на концах гиф. У сумчатых грибов при этом наблюдается слияние содержимого антеридия и женского органа полового размножения (архегония), не дифференцированного на гаметы, а у базидиальных грибов — слияние содержимого двух вегетативных клеток, при котором между ними часто образуются выросты, или анастомозы.

Питание. По способу питания различают две основные группы грибов: сапротрофы и симбионты. Для последних характерны паразитизм и мутуализм.

К сапротрофам относится большинство шляпочных и плесневых грибов, а также дрожжи. Особенностью сапротрофных грибов является то, что отдельный гриб может за сутки образовать мицелий суммарной длиной гиф более километра. (Длина грибных гиф в 1 г сухой почвы лиственного леса составляет около 400 м, а в 1 г гумуса 4—8 км.)Такой быстрый рост и нитчатое строение мицелия обусловливает особый тип взаимоотношений грибов с окружающей средой, не характерный для других групп эукариотных организмов. Обширная система ветвящихся гиф позволяет им тесно контактировать с субстратом. Почти все клетки мицелия отделены от субстрата лишь тонкой клеточной стенкой. Пищеварительные ферменты, выделяемые грибами, очень быстро воздействуют на материал субстрата и способствуют его частичному перевариванию вне грибной клетки. Такой полупереваренный материал затем всасывается всей поверхностью клетки.

Шляпочные грибы живут на богатой перегноем лесной почве, на полях и лугах, встречаются на гниющей древесине (опенок летний и зимний, вешенки).

В процессе их развития на мицелии формируются органы спо-роношения — плодовые тела, состоящие из ножки и шляпки. Ножка и шляпка образованы плотными пучками гиф. В шляпке можно различить два слоя: плотный верхний, часто окрашенный, покрытый кожицей, и нижний. У одних грибов — пластинчатых — нижний слой шляпки состоит из радиально расположенных пластинок (у сыроежек, груздей, шампиньонов, бледной поганки). У белого гриба, подберезовика, подосиновика, масленка он состоит из многочисленных трубочек, поэтому их называют трубчатыми. На пластинках, в трубочках, а у некоторых представителей на шипиках или иголочках образуются десятки миллионов спор. После созревания они высыпаются на почву, разносятся ветром, водой, насекомыми и другими животными, что способствует широкому распространению грибов.

Среди шляпочных грибов есть как съедобные, так и ядовитые. Наиболее ценные съедобные грибы, широко встречающиеся в лесах Беларуси и России, — белый, рыжик, груздь настоящий, подберезовик, подосиновик, масленок, шампиньон.

Ядовитые грибы, такие как бледная поганка, многие мухоморы, некоторые виды грибов-зонтиков, говорушек, рядовок и др., уже попадая в пищу, могут вызывать серьезные, а иногда и смертельные отравления. Следует помнить, что белки грибов довольно быстро расщепляются с образованием ядовитых азотистых соединений, поэтому отравление может быть вызвано и неядовитыми, но несвежими грибами.

Плесневые грибы развиваются сапротрофно в почве, на увлажненных продуктах, плодах и овощах, на животных и растительных остатках, образуя пушистые или паутинистые налеты (плесень) серого, зеленого, черного, сизого цвета. Плесневые грибы встречаются среди зигомицетов (например, мукор), сумчатых и несовершенных грибов. Среди плесневых грибов бывают и паразитические виды, которые вызывают болезни человека и животных (аспергиллез, бластомикоз, пневмомикоз) и растений (альтернариоз, фузариоз и др.).

Известным представителем плесневых грибов является пени-цилл. Его мицелий состоит из разветвленных нитей, разделенных перегородками на клетки, а спороношение напоминает кисть, отсюда и его название «кистевик» На концах разветвленных конидиеносцев образуются цепочки конидий, с помощью которых пеницилл размножается. Этот гриб встречается в виде плесени (зеленого, сизого, голубого цвета) на почве и продуктах растительного происхождения (на плодах, овощах, варенье, томатной пасте и др.). Некоторые виды пеницилла используются для приготовления пенициллина— одного из наиболее известных антибиотиков.



biofile.ru

Царство грибов, их строение, питание и размножение

Особенности строения грибов

Вегетативное тело гриба представлено мицелием (или грибницей). Системой тонких ветвящихся нитей (гиф), характеризующихся верхушечным ростом и выраженным боковым ветвлением. Часть грибницы расположена в почве, носит название почвенной (или субстратной грибницы), другая часть – наружной или воздушной. На воздушном мицелии формируются органы размножения. У грибов, условно называемых низшими, грибница не имеет перегородок между клетками, так что тело такого организма состоит из одной огромной многоядерной клетки. Например, мукор, развивающийся на овощах, ягодах, плодах в виде белого пушка, и фитофтора, вызывающая гниль клубней картофеля.

У высших грибов мицелий разделён перегородками на отдельные клетки, содержащие одно или несколько ядер. У большинства грибов, имеющих съедобное плодовое тело (за исключением трюфелей, строчков и сморчков), плодовое тело образовано пеньком и шляпкой. Они состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В пеньке все нити одинаковы, а в шляпке они образуют два слоя - верхний, покрытый кожицей, окрашенной разными пигментами и нижний. У одних грибов нижний слой пронизан многочисленными трубочками (белый гриб, подберёзовик, маслёнки) - это трубчатые грибы, а у других - пластинками(рыжики, сыроежки- это пластинчатые грибы).

Клетки грибов покрыты твёрдой оболочкой - клеточной стенкой, которая состоит из полисахаридов на 80-90% (у большинства это хитин). Ядер может быть одно или несколько. Из органелл грибной клетки следует назвать митохондрии, лизосомы, вакуоли, содержащие запасы питательных веществ. Роль запасного вещества выполняет гликоген. Крахмала у грибов нет. Клетки не содержат пластид и хлорофилла, поэтому грибы не могут фотосинтезировать.

Особенности питания

Пищеварение у грибов наружное - они выделяют гидролитическик ферменты, расщепляющие сложные органические вещества, и всасывают продукты гидролиза всей поверхностью тела. По способу питания все грибы делятся на сапрофитов, паразитов и грибы-симбиоты.

Грибы-сапрофиты питаются мёртвыми органическими веществами. Они играют важную роль в круговороте веществ в природе, минерализуя органические вещества, освобождают почву от мёртвых остатков и одновременно пополняют в ней запасы минеральных солей, которые служат питанием для зелёных растений.

Грибы-паразиты ведут паразитический образ жизни. Они поселяются на живых организмах и питаются за их счёт. Например, спорынья, паразитирует на злаках, зоофагус (паразитирующий на коловратках), фитофтора (не имеет узкой специальности), а так же ржавчинные и головневые грибы. Есть грибы, которые паразитируют на рыбах.

Грибы-симбиоты участвуют в создании двух очень важных типов симбиотического союза: лишайники и микориза. Лишайники - это симбиотическая ассоциация гриба и водоросли. Лишайники, как правило, поселяются на обнажённых скалах, в мрачных лесах, они ещё и свешиваются с деревьев. Характерной особенностью грибов является их способность вступать в симбиотические отношения с другими организмами. У грибов такой симбиоз называется микоризой (или « грибокорень») - ассоциация гриба с корнем растения. Такой союз очень выгоден обоим партнёрам. В результате гриб получает большое количество органических веществ и витаминов, а растительный компонент становится способным более эффективно поглощать питательные вещества из почвы (отчасти из-за увеличения поверхности поглощения, а отчасти из-за того, что гриб гидролизует некоторые некоторые недоступные растению соединения). Число растений, способных образовывать микоризу очень велико, например, у цветковых растений она не встречается только у семейства крестоцветных и осоковых. В зависимости от того, проникают или нет гифы гриба в клетки корня, различают эндо- и экто- микоризу.

Особенности размножения

У грибов имеется вегетативное, бесполое и половое размножение:

1) Вегетативное размножение осуществляется частями мицелия, которые, отделяясь от общей массы, способны расти и развиваться самостоятельно. У дрожжевых грибов вегетативное размножение происходит почкованием: на клетках мицелия образуются выросты (почки), постепенно увеличиваются в размерах, а затем отшнуровываются.

2) Бесполое размножение осуществляется спорами. Какими только не бывают споры- со жгутиками и без, одиночными и покрытыми общей оболочкой. Вместилище спор называется спорангием, а гифа, на которой он расположён - спорангиеносцем. Зооспоры (споры со жгутиками) находятся в зооспорангии. Если же споры не имеют жгутиков, то они называются конидиями и открыто сидят на гифе-кондиеносце. Споры могут развиваться либо внутри спорангиев (эндогенно), либо отчленяются от концов особых выростов мицелия (экзогенно).

Наиболее просто устроенные низшие грибы чаще всего обитают в воде. Споры этих грибов имеют жгутики и прекрасно плавают. Это- первый способ распространения спор.

Споры плесневелых грибов очень мелкие и лёгкие, поэтому они легко могут распространяться по воздуху, по воде, на лапках насекомых. Капли дождя могут переносить и крупные грибные споры. В распространение многих спор участвуют и животные. Особенно часто ими пользуются грибы, плодовые тела которых расположены под землёй, например, трюфеля. Распространяют споры грибов и насекомые. Тогда грибы часто имеют специфический запах и слизистые выделения.

Ещё один способ-разбрасывание спор с помощью упругих гиф (пероноспоры) или отстреливающегося спорангия (пилоболюс).

Способы расселения грибов делят на пассивные и активные. При пассивном гриб пользуется чьей-либо помощью, а при активной справляется сам. Заметим, что чем больше выбор переносчиков, тем проще расселительные приспособления гриба. Кроме того, чем меньше спор образует гриб, тем лучше они защищены и приспособлены.

Прорастают споры в ростовую трубку, из которой развивается мицелий. Репродуктивные возможности огромны - одно плодовое тело может принести 1 миллиард спор в год.

3) Половое размножение. Но спора даёт лишь начало первичному мицелию. Рядом проросли две споры и первичные мицелии слились, дав начало вторичному мицелию (это- половой процесс ). Половой процесс состоит в слиянии мужских и женских гамет, в результате чего образуется зигота. У низших грибов гаметы подвижны, они могут быть одинаковыми по размеру( изогамия ) или различны (гетерогамия). Если гаметы различаются не только по размерам, но и по строению, они формируются в женских (оогонии) и мужских (антеридии) половых органах.

Неподвижная яйцеклетка оплодотворяется либо подвижными сперматозоидами, либо выростом антеридии, переливающий в оогонии своё содержимое. У некоторых грибов половой процесс заключается в конъюгации двух одинаковых на концах мицелия. …Вторичный мицелий растёт, питается и в благоприятных условиях формирует новые плодовые тела. А зачем грибу плодовые тела? В их налаженной «кухне» готовиться новое поколение грибов: закладываются и созревают споры, защищённые от неблагоприятных условий. А, созрев, споры с помощью плодовых тел разлетаются от гриба-родителя.

Любой живой организм, а гриб - не исключение, получает по наследству программу дальнейшего развития, и если условия позволяют, реализует её. Наследственная информация содержится в ядрах клеток. Мицелии бывают с полной программой (диплоидные).

Или только с её половиной (гаплоидные). В первом случае они развиваются нормально, а во втором- чтобы не остановиться на « полдороги» в развитии, требуется слияние с другой гаплоидной половинкой с объединением наследственной информации и образование нового диплоидного организма.

У грибов есть два варианта развития после этого слияния. Первый наблюдается, если диплоидная стадия недолговечна. Тогда после полового процесса быстро происходит редукционное деление(т.е. ядра сливаются и делятся два раза), которое приводит к образованию гаплоидных структур. Гриб сразу переходит к образованию спор, « снабдив» каждую из половинок половинной наследственной программы.

У некоторых грибов в конце полового процесса образуется клетка с двумя ядрами, пришедшими от обоих родителей и происходит редукционное деление. В результате образуется сумка с восемью гаплоидными спорами. Такие грибы называются сумчатыми. У других грибов тоже образуется клетка с двумя ядрами, которые сливаются и два раза делятся. Но гаплоидные споры оказываются не в сумке, а на специальных выростах вздутой клетки-базидии. Ну, а второй вариант встречается у грибов, « впадающих в спячку» после слияния клеток. Их диплоидная клетка(зигота) покрывается толстой оболочкой и «ждёт» весны. А «дождавшись» - прорастает: происходит редукционное деление и развиваются уже гаплоидные споры.

Питательная ценность грибов

Можно без преувеличения сказать, что грибы в свежеприготовленном или консервированном виде (солёные, маринованные, сушёные) – излюбленный продукт в пищевом режиме сельского, а также городского населения. Какова же питательная ценность съедобных грибов? Прежде всего, она определяется химическим составом грибов. Следует сказать, что свежесобранные грибы содержать в значительном количестве, как и овощи, воду. Однако при кулинарной обработке (жарение, тушение) и особенно при сушке количество воды в грибах существенно уменьшается.

Как показывают химические исследования, в грибах находится заметное количество азотистых веществ, в том числе белков, которых здесь содержится гораздо больше, чем в овощах. Содержание жиров в грибах также несколько выше, чем в овощах. Однако содержание углеводов (сахара) в среднем ниже, чем в других растительных продуктах. Так же как и в других растительных продуктах, в грибах содержатся и витамины, хотя витамином С (аскорбиновой кислотой) они очень бедны. Однако по содержанию витамина В1 (аневрина) грибы не уступают зерновым продуктам, а отдельные грибы – даже пекарским дрожжам. Кроме того, как установлено исследованиями, грибы оказались богатым источником необходимого человеку витамина РР (никотиновой кислоты),

Причём количество это примерно такое же, как в дрожжах и печени. Содержание витамина D в съедобных грибах не меньше, чем в летнем сливочном масле. В грибах много минеральных веществ, в том числе таких необходимых, как фосфор. По количеству минеральных веществ грибы сходны с фруктами, а значительное содержание фосфора приближает их к нескольким видам животных продуктов, например к рыбе. Грибы вообще имеют своеобразный химический состав по сравнению с другими растениями.

Наряду с химическими веществами, свойственными растениям, в них встречаются вещества, характерные для животных, например гликоген, хитин и др. Таким образом, химический состав съедобных грибов показывает, что в них содержится достаточное количество питательных веществ, во всяком случае, не меньше, чем в овощах, а некоторых питательных веществ в грибах даже больше.

Хорошей усвояемости грибов мешает значительное содержание в них клетчатки, пропитанной хитином. Хитин не только не переваривается в желудочно-кишечном тракте человека, но и затрудняет доступ пищеварительным сокам и перевариваемым веществам. Усвояемость грибов ухудшатся, в частности, также и тем, что грибные белки в основном принадлежат к трудно растворимым веществам. Врачи расценивают грибы как нелегко перевариваемый продукт. Поэтому грибные блюда предназначаются только для здоровых людей. Таким образом, наши современные знания дают основание считать грибы весьма ценным продуктом, потребление которого в городах до сих пор ещё не является достаточно широким.



biofile.ru

Грибы: особенности строения и жизнедеятельности

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок разработан для учащихся 6-х классов. Традиционные методы научного познания окружающего мира не всегда интересны детям с низкой познавательной активностью. “Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь”, - так говорили древние. Разбудить мысль учащегося, сделать его активным участником на всех этапах урока – это главное, чем необходимо руководствоваться учителю. Современные дети все реже обращаются за информацией к книгам. Очень важно работать в сфере интересов детей. Наглядность играет огромную роль в освещении материала любого предмета, а биологии в особенности. Важно, чтобы ребенок видел все, о чем слышит. Наглядный материал помогает запоминать, вспоминать, сопоставлять, сравнивать. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с применением мультимедийной презентации. Дети имеют о грибах скудные и, порой, неправильные представления. Грибы – это одна из наиболее интересных и загадочных групп живых организмов, с ними связаны многие сферы нашей жизни. Необходимо учить детей видеть общие закономерности органического мира, делать выводы, прививать навыки систематизации живых организмов. Яркий урок с применением ИКТ должен запомниться детям. Знания о грибах необходимы для успешной аттестации учащихся в форме ГИА и ЕГЭ. Презентация к данному уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал учащимся старших классов.

Цели и задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с многообразием Царства Грибов, изучить морфологические и физиологические особенности грибов, определить их систематические признаки,.

  • Развивающие: продолжить формирование у учащихся знаний о многообразии органического мира, о взаимосвязях живых организмов; углубить навыки практической деятельности.
  • Воспитательные: учить применять знания об экологических особенностях грибов для сохранения целостности органического мира; развивать навыки коллективной деятельности, взаимопомощи, активной индивидуальной деятельности.
  • Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (для просмотра анимационных фильмов на компьютере предварительно должны быть установлены свободно распространяемые программы: SwiffPointPlayer и FlashPlayer), мультимедийная презентация, оформленный стенд по теме “Грибы”, плесень мукор (выращенная заранее), микроскопы, гриб трутовик.

    Ход урока

    1. Организационный момент - 2 мин.

    2. Объявление темы урока и постановка задач - 2 мин.

    3. Объяснение новой темы

    3.1. Многообразие форм грибов - 5 мин.

    3.2. Строение грибов 6 мин.

    3.3. Лабораторная работа “Рассматривание плесневого гриба мукора под микроскопом” - 8 мин.

    3.4. Особенности жизнедеятельности грибов - 8 мин.

    4. Актуализация и применение опорных знаний - 10 мин.

    5. Подведение итогов урока – 3 мин.

    6. Домашнее задание - 1 мин.

    1. Организационный момент

    Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

    2. Объявление темы урока и постановка задач

    Экран 1. Тема урока и эпиграф:

    “МНОГОЧИСЛЕННЫЙ, РАЗНОШЕРСТНЫЙ, ЗАГАДОЧНЫЙ И СОВСЕМ СВОЕОБРАЗНЫЙ НАРОДЕЦ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОДНУ ИЗ ИНТЕРЕСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИРОДЫ, ОДИН ИЗ ЛЮБОПЫТНЕЙШИХ И ВМЕСТЕ С ТЕМ ВАЖНЕЙШИХ ОТДЕЛОВ МИРА ЖИВЫХ СУЩЕСТВ” проф. Д. Кайгородов.

    Задачи: учащимся предлагается отправиться в увлекательное путешествие в новое Царство живых организмов – Царство Грибов. Учащиеся познакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности грибов, выяснят, какое положение грибы занимают в современной систематике, посмотрят на строение гриба под микроскопом. Учащимся предлагается проявлять активную деятельность, отвечать на вопросы, делать выводы, а ответы оцениваются с помощью карточек – грибочков: за отличный ответ - карточка с изображением белого гриба или подосиновика, за средний ответ - сыроежка, за слабый ответ – мухомор, а если ответа нет – бледная поганка. Задача учащихся накопить как можно больше грибочков лучшего достоинства.

    3. Объяснение новой темы

    3.1. Многообразие форм грибов

    Наука о грибах называется – микология. Каждое слово эпиграфа – правда. Грибы – это своеобразные организмы. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись древние индейцы – атцеки, да и само появление грибов после дождя считалось сверхъестественным, откуда они берутся? Связывали появление грибов с ударом молнии (Плутарх). Другие верили, что грибы – это дело нечистой силы, изобретение дьявола, чтобы нарушить гармонию остальной природы. Пожалуй, в природе не было таких организмов, вокруг которых разгорались бы такие страсти. Долгое время органический мир делили на два больших Царства: “Растения” и “Животные”. А куда отнести грибы? Что это такое? Какие формы грибов встречаются в органическом мире?

    Экран 2. На экране многообразие форм грибов. Информацию дополняет оформленный стенд по теме “Грибы”. Здесь изображены грибы, похожие на звезды, рогатики, грибы-решетки, гриб-дама с вуалью (сетконоска), грибы-столики, грибы-шары, грибы-уши (заячьи, ослиные), грибы - дрожалки. Учащиеся сравнивают настоящий коралл и гриб ежовик коралловидный – они визуально идентичны. Эти грибы растут на дубах, осинах, вязе. Все эти грибы находили в Московской области и занесены в Красную книгу.

    3.2. Строение грибов

    Экран 3. Фильм-анимация – рост и развитие мицелия плесневого гриба – мукора. Дикторский комментарий дает пояснения, как из споры растут грибные нити – гифы, затем появляются конидии со спорангиями, споры высыпаются. Этот слайд дает представление о морфологической сущности грибов, на основании которой огромное многообразие форм грибов объединяется в одну группу живых организмов.

    3.3. Лабораторная работа: “Рассматривание гриба мукор под микроскопом”

    Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стёкла, пипетки, стаканчики с водой, плесень мукор. Учащиеся готовят микропрепарат и рассматривают плесневый гриб под микроскопом.

    3.4. Особенности жизнедеятельности грибов

    Экран 4. Фрагмент видеофильма с комментариями диктора о морфологических и физиологических особенностях грибов, питании, способности пополнять свой рацион азотом, хитроумно употребляя в пищу червей нематод грибами – хищниками, о систематическом положении грибов. В фильме показано, как грибы растут и умирают.

    Плодовые тела грибов растут по-разному. Одни растут 4-5 дней, другие несколько лет, зато медленно (демонстрируется гриб трутовик, и учащиеся объясняют причину образования годичных колец), а третьи – чрезвычайно быстро, например, веселка обыкновенная. Она вырастает за час на 30 см, зато и погибает быстро.

    Экран 5. Фильм – анимация о почковании дрожжей.

    Особенности строения и жизнедеятельности дрожжей.

    Экран 6. Микориза. Фрагмент видеофильма о микоризе.

    Многие грибы образуют симбиоз с корнями высших растений. Этот симбиоз называется микориза. Грибные гифы выполняют функции корневых волосков, увеличивая всасывающую поверхность корней. Корни не только способны поглощать большее количество воды и растворенных в ней минеральных веществ, но и переваривать внедрившиеся в них гифы грибов. А грибы поглощаю из корня органические вещества. Многие грибы не могут жить без своих растений, поэтому их сложно вырастить на дачных участках, они не достаточно сильны, чтобы образовывать плодовые тела.

    Экран 7. Таблица: признаки растений и животных у грибов.

    Дети заполняют таблицу самостоятельно, отвечая на вопросы учителя. Ответы, которых дети не могут дать самостоятельно, так как не изучали зоологию, даёт учитель.

    В начале урока была поставлена проблема - куда отнести грибы, к Царству Растений или Царству Животных? Оказывается, грибы обладают свойствами и растений и животных, поэтому они и не то и не другое. Лишь в 1851 году шведский ученый Фриз определил грибы в отдельное Царство, хотя многие ученые с ним не согласились.

    Признаки растений у грибов Признаки животных у грибов
    1. Всасывают питательные вещества всей поверхностью тела (осмос) 1. Гетеротрофы (паразиты, сапрофиты)
    2. Растут всю жизнь 2. Клеточная оболочка содержит хитин
    3. Размножаются спорами 3. Образуют мочевину
    4. Неподвижны 4. Образуют углевод - гликоген

    По ходу заполнения таблицы учащимся задаются вопросы на актуализацию опорных знаний, и они зарабатывают дополнительные очки в виде карточек-грибочков разного достоинства в зависимости от качества ответа. Вопросы:

    - что такое гетеротрофное питание?

    - что такое автотрофное питание?

    - кто такие паразиты и сапрофиты?

    - что такое редуценты?

    - что такое углевод?

    - какие углеводы образуются у растений?

    Вывод: Грибы – отдельное, самостоятельное Царство живой природы. Вероятно, грибы выделились в самостоятельный “ствол” живого мира еще до разделения организмов на животные и растения.

    4. Актуализация и применение опорных знаний по систематике органического мира

    4.1. Два ученика совместно выкладывают на доске цепочку названий систематических категорий в нужном порядке, используя магнитные пособия, для остальных фронтальный опрос по вопросам:

    - что такое систематика?

    - что такое классификация?

    - кто является основателем систематики?

    - что такое род, семейство, вид?

    4.2. Экран 8 Задание: определить систематическое положение для Мухомора красного. Верные ответы появляются на экране по ходу работы. Учитель помогает учащимся. Сложные названия систематических категорий разрешается не запоминать, однако эти термины должны быть на слуху и потихоньку укладываться в памяти.

    Надцарство Ядерные (Эукариоты)
    Царство Грибы
    Отдел Базидомицеты
    Класс Пластинчатые
    Семейство Мухоморовые
    Род Мухомор
    Вид Мухомор красный

    Вывод: грибы подчиняются общим закономерностям, по которым можно производить их классификацию.

    4.3. Учащимся предлагается выполнить работу с тестами по материалам урока.

    5. Подведение итогов урока

    В начале урока у учителя было равное количество грибочков разного достоинства и подсчитывается количество оставшихся карточек-грибочков: поганок, сыроежек, белых. Таким образом, оценивается общая работа класса. Дети вкладывают заработанные индивидуально карточки- грибочки в тетрадь с выполненным тестовым заданием и сдают учителю. Учитель повторяет выводы, к которым учащиеся пришли.

    6. Домашнее задание.

    Экран 9. Видеофильм – рост мухомора красного. Под музыку этого красивого и торжественного зрелища учитель заканчивает урок, благодарит за внимание.

    Список литературы.

    1. Дмитриева О.С. “Что может дать использование презентаций на уроке при их рациональном создании и применении. Первое сентября. Биология № 19, 2009.

    2. Гарибова Л.В. Грибы-царство живого мира Биология в школе, № 4, 5; 2005.

    3. Соболь Г.С. “Шляпочные грибы” Урок-конференция”. Биология в школе, № 3, 2005.

    4. Ярмоленко Б.Н. Коллекция грибов для кабинета биологии. Биология в школе № 5, 1980.

    5. ВВС. Невидимая жизнь растений. 1995.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Характерные признаки грибов

    Грибы представляют собой гетеротрофные организмы с осмотрофным типом питания.

    Питательные вещества поглощаются всей поверхностью мицелия, погруженного в субстрат. У грибов нет специальных структур, приспособленных для питания. В качестве источников энергии грибы используют сложные органические полимерные соединения, имеющие большую молекулярную массу. Поэтому грибы обладают широким набором ферментов, выделяющихся в окружающую среду (экзоферменты) и разрушающих высокомолекулярные полимеры до мономеров, поступающих в клетку.

    Клетки грибов обладают высоким осмотическим давлением, что обеспечивает поступление воды с питательными веществами.

    Вегетативное тело в основном в виде разветвленного мицелия, обладающего неограниченным апикальным ростом. Так как основная масса мицелия погружена в субстрат (субстратный мицелий), для распространения спор органы размножения возвышаются над субстратом в воздушной среде (воздушный мицелий).

    Грибы обладают разнообразными способами полового и бесполого размножения, многие представители их обладают высокой энергией бесполого размножения. Содержат гетерогенный ядерный аппарат с набором хромосом «2n», «n», «n + n» (дикарион).

    В циклах развития есть митоз и мейоз. Особенностью митоза (в отличие от растений и животных) является то, что в процессе деления ядерные мембраны не разрушаются. Такой митоз называется «закрытым».

    Отсутствуют подвижные стадии в циклах развития (исключение — хитридиомикоты с одним гладким жгутиком).

    Среди эукариотов клетка грибов является наиболее просто устроенной. Геном многих грибов по размеру не намного превышает геном бактерий, хотя и организован в хромосомах.

    У большинства выражена клеточная оболочка, содержащая хитин.

    Отсутствуют пластиды и диктиосомы.

    Митохондрии с пластинчатыми кристами.

    Запасной продукт — гликоген, а не крахмал.

    В обмене веществ присутствует мочевина — конечный продукт азотного обмена.

    Синтез аминокислоты лизина идет по типу синтеза у животных.

    Транспортные РНК, цитохромы имеют строение, сходное с их строением у животных.

    Меланин синтезируется в клетках на разных стадиях развития организма.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    www.activestudy.info

    Общая характеристика грибов

    obshhaya-xarakteristika-gribovГрибами называют царство живых организмов, в котором сочетаются признаки, характерные как животным, так и растениям. Признаки близости с растениями: — существование четко выделенной клеточной стенки; — споровое размножение; — статичность в вегетативном состоянии; — способность к синтезу витаминов; — умение поглощать пищу путем всасывания (адсорбции). Общими признаками у грибов с животными можно выделить следующие — гетеротрофность; — преобладанием хитина в составе клеточной стенки, который характерен для состава наружного скелета членистоногих; — в клетках отсутствую фотосинтезирующие пигменты и хлоропласты; — сбор как запасное вещество гликогена; — мочевина, являющиеся продуктом образования и выделения метаболизма. Данные особенности жизнедеятельности и строения грибов приводят к выводу о том , что грибы являются одними из самых древнейших групп эукариотных организмов, которые не имеют с растениями прямой эволюционной связи, как ошибочно считалось ранее. Растения и грибы возникли никак не связано с разными формами микроорганизмов, которые обитали в воде. Насчитывают более ста тысяч видов грибов, но многие считают, что их реальное число намного больше – около трехсот тысяч, а может и более. Ежегодно в мире описывается новых видов около тысячи. Большая их часть произрастает на суше, и встретить их можно практически везде, где есть условия для существования жизни. Были сделаны подсчеты содержания лесной подстилки, в результате получилось, что около 78–90% биомассы составляющих микроорганизмов занимает грибная масса (приблизительно пять тонн с гектара).

    Строение грибов.У большого количества грибных видов вегетативное тело состоит из мицелия, или грибницы, представленная тонкими бесцветными (редко немного окрашенных) нитями, или гифами, рост которых не имеет ограничений и у которых существует боковое ветвление. Мицелий дифференцируют на две функционально отличные части: — первая – субстратный мицелий, он способствует прикреплению к субстрату, поглощению и транспортировки воды, и веществ растворенных в ней — вторая — воздушный мицелий, он поднимается над субстратом и образует органы размножения. Приспосабливаясь к разнообразным наземным условиям обитания мицелий грибов, очень сильно подвергается видоизменению: это столоны, склероции, ризоморфы, ризоиды, гаустории, аппрессории и др. Так, к примеру, при помощи столонов или как они еще называются воздушные дугообразные гифы – идёт быстрое распространения гриба по субстрату. К субстрату столоны прикрепляются ризоидами. Также функцией прикрепления занимаются и аппрессории, для которых характерны плоские утолщения на ветках гиф. Для грибов-паразитов больше характерны аустории , они имеют специальные выросты мицелия, которые проникают в клетки хозяина и питательные веществ они поглощают оттуда.

    Размножение грибов. Размножаются грибы половым и бесполым способами. Размножение, отдельными клетками или частями мицелия, которые служат началом для нового мицелия, является бесполым. Почкование характерно для дрожжевых грибов. Также может осуществляться бесполое размножение эндо- и экзогенных спор. Споры эндогенные зарождаются внутри специальных клеток ,т.н. спорангиях. А экзогенные споры, или конидии, появляются открыто на кончиках особых специальных выростах мицелия, их еще называют конидиеносцы. Если спора попадает в благоприятные условия, то она произрастает и становится родителем нового мицелия. У грибов очень многообразно половое размножение. Для некоторых групп грибов характерен следующий порядок прохождения полового процесса: содержимое двух клеток, сливаются на концах гиф. Сумчатые грибы при половом процессе используют для слияния женский половой орган размножения (архегонию) не дифференцированный на гаметы и содержимое антеридия, а базидиальные грибы – при слиянии задействуют содержимое двух вегетативных клеток, в результате между ними можно наблюдать появление выростов или т.н. анастомазов.

    Питание грибов. Исходя из способа питания грибы под разделяются на две основные группы – симбионты и сапрофиты. Грибам из группы симбионтов характерен мутуализм и паразитизм. Группа сапротрофитов включает в себя большую часть шляпочных и плесневелых грибов и дрожжи. Особенностью группы сапротрофитов является то, что отдельные грибы обладают способностью образовать за 24 часа мицелий в таком количестве, что суммарная длинна гифа достигает размеров около километра. (в одном грамме сухой лиственной почвы длина грибного гифа составит примерно 400 м, а в одном грамме гумуса, расположенного под лиственной подстилкой, насчитывают до 8 км.). Такие быстрые темпы роста и нитчатое строение мицелия присуще для особого типа взаимоотношений грибов и окружающей среды, которые не характерны для остальных групп эукариотных организмов. Благодаря такой обширной системе ветвящихся гифов грибы очень тесно контактируют с субстратом. Клетки мицелия отделяют от субстрата только тоненькая клеточная стенка. Выделяемые грибами пищеварительные ферменты стремительно воздействуют на субстратный материал и дают возможность для частичного переваривания его вне грибной клетки. Этот полупереваренный материал потом впитывается всей клеточной поверхностью.

    Шляпочные грибы.избирают преимущественно для проживания такие места, которые богаты перегноем, лесные почвы, поля и луга, также встречаются грибы на гниющей древесине (опята, вешенка и др.). По мере развития гриба на мицелии наблюдается формирование органов спороношения – плодовых тел, которых есть ножка и шляпка. Шляпка и ножка состоят из плотных пучков гиф. На срезе шляпке четко выделены два слоя: верхний, он плотный, обычно окрашенный, покрыт кожицей и нижний. Нижний слой шляпки гриба у разных видов грибов разный. У пластинчатых (сыроежки, грузди, шампиньоны, белая поганка) нижний слой представлен радиально расположенными пластинками. У подберезовика, белого гриба, масленка, подосиновика нижний слой состоит из многочисленных трубочек, из-за этого эти грибы зовутся трубчатыми.

    Пластинники, трубочки, есть ряд представители, у которых на иголочки и шипики, служат местом образования десятков миллионов спор. Созревая, споры просто высыпаются на почву, откуда их может разнести ветер или вода, различные насекомые или другие животные. Этот способ и способствует обширному распространению этих грибов. Шляпочные грибы бывают как съедобные, так и ядовитые. Самые ценные съедобные грибы которые можно встретить в лесу рыжик, белый гриб, подберезовик, груздь настоящий, масленок, подосиновик, шампиньон.

    Представителями ядовитых трубчатых грибов можно назвать следующие: большинство мухоморов, бледная поганка, отдельные виды грибов-зонтиков, рядовка, отдельные виды говорушек и др., при попадании в пищу, они становятся причиной серьезных отравлений, а иногда со смертельных исходом. Не стоит забывать, что у грибов белки подвержены очень быстрому расщеплению, при которым образовываются ядовитые азотистые соединения, потому отравление иногда вызывает употребление и съедобных грибов, которые оказались далеко несвежими. Плесневые грибы (рис. 1) развиваются сапротрофно на плодах и овощах ,на увлажненных продуктах, в почве, на растительных и животных остатках, при этом образовывают пушистый или паутинистый налет (плесень) цвет которой может быть серой, зеленой, черной и сизой. Группу плесневых грибов можно встретить среди зигомицетов (яркий пример, мукор), несовершенных и сумчатых грибов. Также у плесневых грибов различают паразитические виды, вызывающие у человека животных такие болезни как пневкомикоз, бластомикоз, аспергиллез, а у растений — фузариоз, альтернарио и др. Самым известным представителем этой группы является пеницилл. Его мицелий представляет собой разветвленные нити, которые перегородками разделены на клетки, а его спороношение чем-то похоже на кисть, оттого он и получил прозвание «кистевик» (см. рис. 1) Концы разветвленных конидиеносцев являются источником образования цепочки конидий, при помощи их пеницилл и размножается. Пеницилинн можно встретить на продуктах растительного происхождения, а также на почве в виде плесени сизого, зеленого и голубого цвета. Отдельные виды пеницилла используют для приготовления пенициллина – считающегося одним самых известных антибиотиков.

    griby-plesnevye

    РИС. 1. ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ: 1 — МУКОР; 2 — ПЕНИЦИЛЛ; 3 — АСПЕРГИЛЛ. Дрожжи мицелия не имеют, и охарактеризовать их можно, как овальной формы неподвижные клетки размеры которых составляют до 10 мкм (рис. 2). Дрожжи размножаются делением или почкованием . Также у них можно наблюдать половой процесс, который протекает путем копуляции двух клеток. Зигота, которая при этом образовывается становится сумкой с А-8 спорами.

    drozhzhi-razmnozhayutsyaРИС. 2. ДРОЖЖИ: 1 — ОТДЕЛЬНАЯ КЛЕТКА; 2–5 — ПОЧКОВАНИЕ КЛЕТОК; 6 — СУМКА С ЧЕТЫРЬМЯ СУМКОСПОРАМИ. Считается, что все виды дрожжей произошли от их многоклеточных предков. Но так как их большинство обитает в жидкой сахаристой среде произошло постепенно упрощение их организации. Самое большое значение на практике имеют пекарские дрожжи, которые представлены несколькими сотнями видов — винные, пивные, хлебопекарные и др. Эти виды дрожжей применяются в хлебопечении, пивоварении, при производстве спирта. В природе винные дрожжи встречаются в нектаре цветков, на поверхности плодов (например винограда), в истечениях деревьев и их используют в виноделии. Поражают грибы-паразиты больше растения, что приводит у многих культур к снижению урожайности, к существенному ущербу в сельскохозяйственном производстве. Мицелий большинства фитопатогенных грибов развивается в глубине тканей стебля, корня, листа и плода, у отдельных представителей (например, мучнисторосяных) мицелий поселяется на поверхностях органов растения.

    Мучнисторосяные грибы располагаются на сотнях видах культурных и дикорастущих растениях, что приносит немалый вред сельскому хозяйству. При поражении этими грибами на поверхности поражённых органов развивается белый мицелий, который через небольшой промежуток о времени начинает темнеть. По прошествии ряда дней после заражения на мицелии начинает развиваться конидиальная стадия ,представленная конидиеносцами с цепочками конидий. При протекании этого процесса пораженные органы растений покрывает мучнистый налет — конидий (отсюда и происходит известное название заболевания — «мучнистая роса»).

    Мучнисторосяные грибы – считаются опасными паразитами для пшеницы, люпина, ржи, сеянцев дуба, виноградной лозы, крыжовника, а также ряда других растений. Спорыньевые грибы – также грибы-паразиты. Этот вид избирает местом расселения сотни видов культурных и дикорастущих злаков и осок. К тому моменту, когда зерно в колосе начинает созревать, пораженное мицелием место завязи пестика сильно уплотняется и превращается в склероции, зимуют которые в почве или в зернохранилищах, а весной прорастают. Практически, ущерб, который приносит спорынья, выражается в токсическом действии алкалоидов, которые содержатся в склероциях. Склероции, которые попадают после размола в муку, вызывают часто тяжёлые заболевания в виде конвульсий (токсикозы) у людей — «злые корчи» или в гангренозной форме — «антонов огонь». Алкалоиды спорыньи применяются широко в современной медицине при лечении нервных и сердечнососудистых заболеваний, а также использую в акушерстве и гинекологии. Часто ржавичные и головневые грибы избирают место проживания однодольные и двудольные растения. Науке известны и ряд других заболеваний растений, которые вызываются различными грибами-паразитами: плодовая гниль яблони и груши ( монолиоз), парша плодовых деревьев, аскохитоз гороха, фузариоз льна и др.

    Трутовые грибы приносят огромный вред для лесного хозяйства. Споры трутовиков попадают на повреждения коры деревьев, где прорастают в мицелий. Мицелий проникает в древесину и начинает питаться органическими веществами клеток дерева. Спустя несколько лет после попадания спор на кору дерева на стволе образуются плодовые тела, обычно копытообразной формы. Можно встретить многолетнее деревянистое плодовое тело трутовика, которое поражает своими размерами, в диаметре оно достигает до 1 метра. Нижняя сторона каждого плодового тела выстлана мелкими трубочками, на них или на складках, вызревают споры, которые в период своего созревания высыпаются и разлетаются по ветру. Попадая на поврежденные стволы деревьев, они проникают в раны стволов и заражают деревья. Насчитывают около тысячи видов грибов паразитов, которые обеъктом для проживания выбирают не только животных, но и человека, при этом вызывая различные заболевания чаще всего кожи, реже ногтей и волос (бластомикозы, стригущий лишай, молочница, и др.). Часто грибы связаны мутуалистически с высшими растениями, водорослями и цианобактериями, редко с животными. Наглядным примером проявлением мутуализма служат лишайники и микориза. Последняя – это взаимовыгодное соседство гриба с корнями высших растений. Следует отметить, что в таком сожительстве мицелий гриба обволакивает корни растений и распространяется только под слоем эпидермиса или в клетках паренхимы корня. С помощью микоризного гриба увеличивается всасывающая поверхность корня до 14 раз, начинает лучше поглощаться фосфор. Хорошо начинают выделяться витамины и ростовые вещества, стимулирующие развитие корня. Гриб, в свою очередь, от высшего растения питает кислород, безазотистые соединения и, корневые выделения, которые способствуют прорастанию спор. Микориза распространена у большинства растений.

    ogribax.ru


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта