1.Значение диких видов животных и растений для жизни человека. Значение растений для животных
Конспект открытого урока. Значение растений в жизни животных
Урок познание мира в 1 «А» классе
Учитель: КГУ «Школа-лицей № 20 г.Темиртау» Ашутова Т.А.
Тема: Значение растений в жизни животных.
Цели: обобщить знания детей о растениях и животных ; создать на уроке условия для определения учащимися связей между растительным и животным миром, формировать представления об экологических связях; способствовать укреплению знаний о природе ; пополнять активный словарь учащихся;
развивать мыслительные операции анализа, обобщения; развивать связную речь учащихся;
воспитывать экологическую культуру.
Ход урока:
1) Психологический настрой.
- Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.
2) Мотивация к учебной деятельности.
В школу мы пришли учиться.
В жизни это пригодиться.
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать.
Учитель: Выделите в стихотворении ключевую фразу. Объясните, почему вы так считаете
Сегодня на уроке все мы разделимся на 3 группы : «Ботаники», «Зоологи», «Экологи»
3) Актуализация опорных знаний.
Задание: Отгадайте загадки, которые для вас подготовили ребята из группы « Ботаники». Разделите отгадки на 3 группы. Назовите их.
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (береза)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Держит девочка в руке
облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него –
и не будет ничего. (Одуванчик)
У меня длинней иголки,
чем у елки.
Очень прямо я расту
в высоту (Сосна)
Была зеленой, маленькой.
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я
И вот теперь я спелая. (Смородина)
Стоят в поле сестрички -
Желтый глазок, белые реснички. (ромашки)
Как одним словом называются деревья, кустарники и травы? (Растения)
Кто из вас догадался, что изучает наука ботаника? Почему эта группа называлась
« Ботаники»?» ( Ботаники изучают растения.)
Задание: Внимательно послушайте, что для вас подготовили ребята из группы «Зоологи». Разделите отгадки на 3 группы. Назовите их.
1 ученик:
Отгадайте:
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы.
2 ученик:
Заяц – одно из кротких животных на свете. Зайцы передними лапками роют в земле норки. Днем он спит, ночью выходит на кормежку. Зимой он питается только корой деревьев. Чаще всего грызет он молодые осинки, березки, ивы. К зиме зайцы линяют – меняют свой наряд. Новая шерсть у них вырастает густая, теплая.
3 ученик:
Все называют зайца трусишкой. В действительности зайцы вовсе не трусливы. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложиться на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или лисице удается схватить зайца за шерсть со спины или зада. Тогда кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остается в зубах хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнаженная часть тела быстро заживает, покрываясь новой шерстью.
4 ученик:
Вспомните сказку «Теремок». С кем жил в теремке еж? ( с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой).
Такое бывает только в сказке. Но на самом деле им втроем никогда не ужиться: съел-бы еж своих соседок – мышь и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал еж, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопырит иголки – попробуй тронь. Еж питается насекомыми, мышами, лягушками, фруктами. Зимой спит, зарывшись в листья, в сено или забравшись под кучу хвороста.
3 ученик:
А теперь отгадайте животное по описанию.
Это лесная кошка. Хвост у неё короткий, на ушах кисточки. Она очень ловкая: не только прекрасно лазает по деревьям и скалам, но и быстро бегает, делает прыжки до 4 метров , хорошо плавает. Любимая её добыча – зайцы, тетерева и куропатки. Она – хороший охотник.
Кто это?
Легко лазает по деревьям и скалам, рысь выбирает удобное место, с которого молниеносно бросается на жертву. Зубы и когти у рыси огромные и очень острые.
Учитель: О ком нам рассказали ребята-зоологи. Как одним словом назвать зайца, ежа, рысь? (Животные)
А какие бывают животные? (Дикие и домашние)
Чем отличаются дикие животные от домашних?
Какое из этих животных лишнее? Почему? (Заяц – травоядное животное)
Учитель:
-Как вы думаете , о чем пойдет речь на уроке? (о растениях и животных)
- Верно, сегодня мы поговорим о растениях и животных.
- Как можно одним словом назвать растения и животных? (природа)
- Уточните, к какой природе относятся животные и растения? ( к живой)
- По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (это все что дышит, питается, размножается, растет)
-О ком рассказывала группа «Зоологи»? ( о животных)
Кто из вас понял, что изучает наука Зоология. (Зоологи изучают животных. )
Физминутка
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром , туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг …….(природа).
А теперь слово предоставляется группе «Экологи»
Экологи напоминают правила поведения в природе.
1. Не рви цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.
2. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.
3. Не разоряй муравейники.
4. Не лови диких животных и не уноси домой. Условия неволи не заменят им природной среды.
5. Не ломай ветви деревьев. Растение – живое существо.
6. Будь осторожен с огнем. Помни, что из 1 дерева можно сделать миллион спичек, а 1 спичкой сжечь миллион деревьев.
4) Введение в тему.
Учитель: Так кто же такие Экологи?
Воздух, вода и вся другая неживая природа, в которой обитают сообщества растений и животных, называется окружающей средой. В лесу своя окружающая среда, в пустыне — своя, в озере и море — тоже своя. Растения и животные на протяжении тысячелетий привыкли жить именно в своей окружающей среде. Это их дом. У зайца свой дом — лиственный или смешанный лес, у обезьяны — тропический лес, у белого медведя — тундра или полярная пустыня, а у льва и жирафа — саванна. Привыкли они к врагам и соседям: зайцы к волкам, антилопы ко львам и гепардам.
Сообщества растений и животных вместе с окружающей их средой называют экологической системой. Экологические системы везде свои - в лесу своя, в озере своя, в океане тоже своя. А наука, которая изучает, как сообщества растений и животных взаимодействуют между собой и окружающей средой, называется _______экологией (хором)
Экология — наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.
Кто готов повторить определение экологии?(Учитель спрашивает 3-х учеников).
Само же слово “экология” образовалось из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”, что значит “наука”. Экология — наука о природном доме.
5) Работа по теме урока:
Посмотрите на доску. Как красива наша живая природа!
- Есть на нашей планете 4 царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царства животных, царства растений, царства грибов, царства бактерий.
-как вы думаете , о каких царствах мы будем говорить сегодня? ( О царстве растений и царстве животных)
РАБОТА В ГРУППАХ.
Каждая группа получила полоски со словами. Задание: Прочитайте слова, подумайте, как они связаны между собой. Расположите полоски в логической последовательности. Объясните, почему так расположили полоски?
Задание: для 1 группы.
- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.
растение - кислород – животное
Итак, какой 1 вывод мы сделаем. Какую роль играют растения в жизни животных?
(Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.)
Задание: для 2 группы.
- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.
1 минигруппа: птицы – гусеницы – листья;
2 минигруппа: сова – зерно – мышь;
3 минигруппа: бабочка-нектар- синица.
Итак, какой 2-ой вывод мы сделаем: Как еще связаны растения и животные?( растения являются пищей для животных)
Почему я составила этот ряд картинок?
осина – заяц – волк
дуб – кабан – рысь
трава – лось Подумайте, полный ли третий ряд картинок? Кого не хватает?
(3 группа – не хватает звена, нет хищника.) (Волк.)
А если я составлю такую цепочку: трава – волк. Будет ли она верной?
- Могут ли хищники прожить без растений? (Да. Нет.)
- Почему? Что произойдёт?
(Если не будет растений, травоядным нечем будет питаться. Хищники погибнут.)
Вывод: Растения являются пищей для животных.
Учитель: (Иллюстрация)
Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси. Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.
Вот это и есть экологическая цепочка или экологическая система, в которой каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.
Задание для 3 группы.
- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.
1 минигруппа: гнездо – птица- сухая трава
2 минигруппа: сухие листья – дупло - белка
3 минигруппа: кора деревьев – насекомые- дупло дятела
3-ий вывод: из растений животные строят свой дом (гнездо птиц), утепляют свои жилища в холода, в растениях животные прячутся от врагов.
Учитель:
Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).
6) Первичное закрепление изученного. Работа по учебнику (с. 63)
1) Чтение «цепочкой»
2) Ответы на вопросы учебника: перекрестный опрос между группами
3) Работа по «Дневнику наблюдений» (с 46)
7) Итог урока
Как связаны в природе царство растений и животных?
Что нового и интересного вы узнали на уроке?
8) Рефлексия
А теперь оцените свою работу на уроке:
Если вам урок понравился, вы хорошо работали и узнали много нового, закрасьте серединку ромашки желтым цветом.
Если работали не в полную силу – закрасьте зеленым цветом.
А если чувствовали себя на уроке не комфортно – пусть ромашка останется серенькой.
infourok.ru
1.Значение диких видов животных и растений для жизни человека
К середине XX в. полностью исчезли 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. В настоящее время 600 видов позвоночных животных и 25 тыс видов высших растений находятся на грани исчезновения. Без многообразия дикой природы не может существовать биосфера, а, следовательно, и человек. Дикие животные и растения питают самого человека материально и духовно. Биологическое значение обусловлено биологическим разнообразием (биоразнообразием) природы, которое установилось в результате естественного отбора за миллиарды лет взаимодействия двух процессов: видообразования1 и вымирания. Биоразнообразие обеспечивает нас новыми источниками питания, энергии, сырья, химических и лекарственных продуктов. Его уменьшение нарушает энергетические потоки и пищевые цепи экосистемы, что может привести к их деградации2. Каждый дикий вид имеет неотъемлемое право на существование и выживание так же, как имеет право на выживание и сам человек. Но существует много причин исчезновения животных и растений:
1.Разрушение природной среды обитания
Расширение посевных площадей и пастбищ, вырубка лесов, осушение болот, строительство городов и дорог отнимают у животных и растений жизненное пространтво, разрушается привычная среда обитания.
2.Загрязнение окружающей среды
Загрязнение водоемов вызывает гибель обитателей водной среды. Загрязнение почвы и растений приводит к массовой гибели птиц и насекомых, питающихся этими растениями.
3.Фактор "беспокойства"
Он возникает вблизи городов и в зонах отдыха. Отдыхающие люди входят в лес без оружия, но их становится все больше и больше, и их поведение доставляет немало хлопот лесным обитателям: они вытаптывают траву, ломают кусты и деревья, включают громкую музыку. Животные уходят из этих мест. Больше всех страдают гнездящиеся на земле птицы.
4.Браконьерство
Массовый беспорядочный отстрел диких животных и массовые заготовки дикорастущих лекарственных трав привели к тому, что из лесов исчезли зубры, резко сократилось количество тигров, бобров, выдр, барсуков, медведей и других животных, стали редкостью когда-то обычные в этих местах растения (ландыш, подснежник, венерин башмачок).
5.Борьба с хищниками
Нередко люди уничтожают хищных зверей и птиц только за то, что они нападают на домашний скот. Хищники необходимы природе: они играют роль "выбраковщиков", поедая в первую очередь больных и слабых, и таким образом поддерживают здоровье популяции и биоценоза в целом.
6.Коллекционирование
Огромный ущерб природе наносят любители букетов экзотических растений и животных, изделий из костей и шкур диких животных. В угоду им браконьеры уничтожают огромное количество пушного зверя, тигров, слонов, крокодилов, жирафов, львов и многих других. Так на востоке Кении только в 1974 г. браконьеры ради бивней убили около 1000 слонов.
2."Красная книга3"
Ученые составили списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Эти списки опубликованы в книге, которая получила название "Красная книга". Она содержит данные о биологии, распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов. Сейчас в "Красную книгу" Россиивключены407 видов и подвидов животных (63 млекопитающих, 118 птиц, 8 земноводных, 20 пресмыкающихся, 43 рыбы, 155 видов беспозвоночных). Этот список постоянно растет. В регионах создаются свои "Красные книги". "Красная книга Башкортостана" включает список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов с указанием мест их распространения, численности, причин их сокращения и необходимых мер охраны. Впервые опубликован в 1984, переиздана в 1987 году. В нее занесено 180 видов растений, среди которых 12 - редкие для территории России, 33 вида реликтовых растений Урала, 32 эндемика, 22 редких лекарственных, 39 декоративных, 8 плодово-ягодных, 6 медоносов, 11 эфирномасличных и 17 др. редких видов растений. Описано 157 редких видов животных (насекомых, рыб, млекопитающих и др.), в т.ч. 51 вид редких для территории России. Из числа видов, редких для территории РБ, - 19 насекомых, 13 рыб, 4 земноводных, 5 пресмыкающихся, 42 птицы, 23 млекопитающих. Приводится список заповедников, заказников и памятников природы. Е.В.Кучеро
Редкие виды животных и растений - это виды, численность и ареал4 распространения которых сокращаются. Находящиеся под угрозой исчезновения - виды, численность и ареал распространения которых резко сократились в результате прямого истребления, разрушения мест обитания, резкого возрастания любителей букетов полевых цветов и лекарственных трав. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения нуждаются в активных действиях человека по их спасению и улучшению среды обитания. Одной из самых многочисленных групп животных "Красной книги" являются дневные хищные птицы. Они болезненно реагируют на беспокойство. Хищные птицы - это показатели хорошего состояния окружающей среды. Они - самые сильные и могучие птицы - в условиях интенсивного хозяйственного освоения природы оказались самой уязвимой группой птиц и нуждаются в тщательной охране.
studfiles.net
Тема урока, № 15 | Значение растений и животных в природе и для человека | ||||||
Актуальность использования средств ИКТ | Обеспечение наглядности, освоение материала урока | ||||||
Цель урока | Выявить значение живых организмов в природе и в жизни человека | ||||||
Задачи урока | Предметные | Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные | Личностные | ||||
. Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе. | . Регулятивные: Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Познавательные Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе. Коммуникативные Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения | |||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютерная презентация в Power Point | ||||||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение(локальная сеть, выход в интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point | ||||||
Образовательные ресурсы Интернет | Единая коллекция ЦОР | ||||||
Межпредметные связи | География, физика , химия, анатомия, физиология,экология. | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1 | организационная | ||||||
Цель | Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих. Домашнее задание | ||||||
Длительность этапа | 3 мин | ||||||
Основные виды деятельности учителя | Вступительное слово учителя Настраивает на работу | ||||||
Этап 2 | Изучение нового материала | ||||||
Цель | Создать условия для изучения значения растений и животных в природе и в жизни человека | ||||||
Длительность этапа | 25 мин | ||||||
Основной вид деятельности со средством ИКТ | Презентация, просмотры слайд- шоу | ||||||
Формы организации деятельности учащихся | Индивидуальная, участие в беседе | ||||||
Функция учителя на данном этапе | Организатор | ||||||
Основные виды деятельности учителя | Показывает презентацию, контролирует работу учащихся, дополняет | ||||||
Промежуточный контроль | Устный контроль Что выделяют растения? ( Учитель прикрепляет табличку) Какое значение имеет кислород для всех живых организмов? Почему никто из живых организмов, в том числе и человек, не сможет жить без растений? Многие из вас в середине лета, осенью ходят в лес. Зачем? Какие ягоды вы собираете? Назовите другие растения, у которых в пищу используют листья, цветки. Все ли растения съедобны? Каких растений нужно опасаться в нашей местности? Почему многие населенные пункты получили названия деревьев? Кто из вас живет в деревянном доме? Какие еще строения из древесины возводит человек? Для чего человек использует лес? Растения очень много дают человеку. А что может человек дать растениям? Какие действия должен совершать человек, чтобы наша планета была богата кислородом? Из ответа исключите частицу не. Как и где нужно собирать съедобные растения в лесу? Как человек может оберегать лекарственные растения? Какие действия должен совершать человек, чтобы сохранить наше богатство - лес? | ||||||
Этап 4 | Закрепление изученного материала | ||||||
Цель | закрепить полученные знания, организовать работу по закреплению умений и навыков применять полученные знания | ||||||
Длительность этапа | 15 мин | ||||||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Работа со слайдами презентации | ||||||
Форма организации деятельности учащихся | Заполнение таблицы по материалам учебника и слайдами презентации
| ||||||
Основные виды деятельности учителя на данном этапе | Консультация, контроль | ||||||
Промежуточный контроль | Контроль усвоение новых знаний, правильность выполнения и оформления заданий | ||||||
Этап 5 | Подведение итогов | ||||||
цель | Проверить уровень усвоения знаний по данной теме; дать анализ и оценку успешности достижения цели; рефлексия занятия | ||||||
Длительность этапа | 12 мин | ||||||
Форма организации деятельности учащихся | Анализ таблицы | ||||||
Функция учителя на данном этапе | Контролирующее и оценочное | ||||||
Основные виды деятельности учителя | Анализ и подведение итогов | ||||||
Завершающий контроль | Выставление оценок в журнал и дневник | ||||||
Домашнее задание | Составить рассказ о роли растения или животного в природе и в жизни человека. |
multiurok.ru