Значение растений для животных. Конспект открытого урока. Значение растений в жизни животных

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

1.Значение диких видов животных и растений для жизни человека. Значение растений для животных


Конспект открытого урока. Значение растений в жизни животных

Урок познание мира в 1 «А» классе

Учитель: КГУ «Школа-лицей № 20 г.Темиртау» Ашутова Т.А.

Тема: Значение растений в жизни животных.

Цели: обобщить знания детей о растениях и животных ;  создать на уроке  условия  для определения  учащимися связей  между растительным и животным миром,  формировать представления об экологических связях;  способствовать укреплению знаний о природе ; пополнять активный словарь учащихся;

развивать мыслительные операции анализа, обобщения;  развивать связную речь учащихся;

воспитывать экологическую культуру.

Ход урока:

1) Психологический настрой.

- Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.

2) Мотивация к учебной деятельности.

В школу мы пришли учиться.

В жизни это пригодиться.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать.

Учитель: Выделите в стихотворении ключевую фразу. Объясните, почему вы так считаете

Сегодня  на уроке все мы разделимся на 3 группы : «Ботаники», «Зоологи», «Экологи»

3) Актуализация опорных знаний.

Задание:  Отгадайте загадки, которые для вас подготовили ребята из группы « Ботаники». Разделите отгадки на 3 группы. Назовите  их.

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Держит девочка в руке

облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

и не будет ничего. (Одуванчик)

У меня длинней иголки,

чем у елки.

Очень прямо я расту

в высоту (Сосна)

Была зеленой, маленькой.

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я

И вот теперь я спелая. (Смородина)

Стоят в поле сестрички -

Желтый глазок, белые реснички. (ромашки)

Как одним словом называются деревья, кустарники и травы?  (Растения)

Кто из вас догадался, что изучает наука ботаника? Почему эта группа называлась

« Ботаники»?» ( Ботаники изучают растения.)                                                                                                         

Задание:  Внимательно послушайте, что для вас подготовили ребята из группы «Зоологи». Разделите отгадки на 3 группы. Назовите  их.

 1 ученик:

Отгадайте:

 Что за зверь лесной,                                                                                                          

 Встал, как столбик под сосной.                                                                                              

 И стоит среди травы                                                                                                   

 Уши больше головы.

2 ученик:

    Заяц – одно из кротких животных на свете. Зайцы передними лапками роют в земле норки. Днем он спит, ночью выходит на кормежку. Зимой он питается только корой деревьев. Чаще всего грызет он молодые осинки, березки, ивы. К зиме зайцы линяют – меняют свой наряд. Новая шерсть у них вырастает густая, теплая.

3 ученик:

    Все называют зайца трусишкой. В действительности зайцы вовсе не трусливы. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложиться на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или лисице удается схватить зайца за шерсть со спины или зада. Тогда кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остается в зубах хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнаженная часть тела быстро заживает, покрываясь новой шерстью.

 4 ученик:

  Вспомните сказку «Теремок». С кем жил в теремке еж? ( с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой).

    Такое бывает только в сказке. Но на самом деле им втроем никогда не ужиться: съел-бы еж своих соседок – мышь и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал еж, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопырит иголки – попробуй тронь. Еж питается насекомыми, мышами, лягушками, фруктами. Зимой спит, зарывшись в листья, в сено или забравшись под кучу хвороста.           

3 ученик:

 А теперь отгадайте животное по описанию.

Это лесная  кошка. Хвост у неё короткий, на ушах кисточки. Она очень ловкая: не только прекрасно лазает по деревьям и скалам, но и быстро бегает, делает прыжки до 4 метров ,  хорошо плавает. Любимая  её добыча  – зайцы, тетерева и куропатки. Она  – хороший  охотник.

 Кто это?                        

Легко лазает по деревьям и скалам, рысь  выбирает удобное место, с которого  молниеносно бросается на жертву. Зубы и когти у рыси огромные и очень острые.

 Учитель:  О ком нам рассказали  ребята-зоологи. Как одним словом назвать зайца, ежа, рысь? (Животные)

А какие бывают животные? (Дикие и домашние)

Чем отличаются дикие животные от домашних?

Какое из этих животных лишнее? Почему? (Заяц – травоядное животное)

Учитель:

-Как вы думаете , о чем пойдет  речь на уроке? (о растениях и животных)

- Верно, сегодня мы поговорим о растениях и животных.

- Как можно одним словом назвать растения и животных? (природа)

- Уточните, к какой природе относятся животные и растения? ( к живой)

- По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (это все что дышит, питается, размножается, растет)

-О ком рассказывала группа «Зоологи»? ( о животных)

Кто из вас понял, что изучает наука Зоология. (Зоологи изучают животных.   ) 

Физминутка

  Посмотри, мой милый друг,

 Что находится вокруг?

 Небо светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает.

 Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром , туманы и роса.

 Человек и время года-

 Это все вокруг …….(природа).

 

А теперь слово предоставляется группе «Экологи»

Экологи напоминают правила поведения в природе.

 1.   Не рви  цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.                               

 2. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.        

 3. Не разоряй муравейники.                                                                                               

 4. Не лови диких животных и не уноси домой. Условия неволи не заменят им    природной среды.                                                                                                                   

 5.  Не ломай ветви деревьев. Растение – живое существо.                                      

 6. Будь осторожен с огнем. Помни, что из 1 дерева можно сделать  миллион спичек, а 1 спичкой сжечь миллион деревьев.

4) Введение в тему.

Учитель: Так кто же такие Экологи?

  Воздух, вода и вся другая неживая природа, в которой обитают сообщества растений и животных, называется окружающей средой. В лесу своя окружающая среда, в пустыне — своя, в озере и море — тоже своя. Растения и животные на протяжении тысячелетий привыкли жить именно в своей окружающей среде. Это их дом. У зайца свой дом — лиственный или смешанный лес, у обезьяны — тропический лес, у белого медведя — тундра или полярная пустыня, а у льва и жирафа — саванна. Привыкли они к врагам и соседям: зайцы к волкам, антилопы ко львам и гепардам.

Сообщества растений и животных вместе с окружающей их средой называют экологической системой. Экологические системы везде свои - в лесу своя, в озере своя, в океане тоже своя. А наука, которая изучает, как сообщества растений и животных взаимодействуют между собой и окружающей средой, называется _______экологией (хором)

Экология — наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

Кто готов повторить определение экологии?(Учитель спрашивает 3-х учеников).

Само же слово “экология” образовалось из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”, что значит “наука”. Экология — наука о природном доме.

5) Работа по теме урока:

Посмотрите на доску. Как красива наша живая природа!

- Есть на нашей планете 4 царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки,  моря. Это царства животных, царства растений, царства грибов, царства бактерий.

-как вы думаете , о каких царствах мы будем говорить сегодня? ( О царстве растений и царстве животных)

РАБОТА В ГРУППАХ.

Каждая группа получила полоски со словами. Задание: Прочитайте слова, подумайте, как они связаны между собой. Расположите полоски в логической последовательности. Объясните, почему так расположили полоски?

Задание: для 1 группы.

- Объясните, как связаны между собой эти слова?  Расставьте их в логической последовательности.

растение - кислород – животное

Итак, какой 1 вывод мы сделаем. Какую роль играют растения в жизни животных?

(Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.)

  Задание: для 2 группы.

- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

1 минигруппа:   птицы – гусеницы – листья;

 2 минигруппа:  сова – зерно – мышь;

3 минигруппа:  бабочка-нектар- синица.

Итак, какой 2-ой вывод мы сделаем: Как еще связаны  растения и животные?( растения являются пищей для животных)

Почему я составила этот ряд картинок?

осина – заяц – волк

дуб – кабан – рысь

 трава – лось       Подумайте, полный ли третий ряд картинок? Кого не хватает?

 (3 группа – не хватает звена, нет хищника.) (Волк.)

А если я составлю такую цепочку: трава – волк. Будет ли она верной?

- Могут ли хищники прожить без растений? (Да. Нет.)

- Почему? Что произойдёт?

(Если не будет растений, травоядным нечем будет питаться. Хищники погибнут.)

Вывод: Растения являются пищей для животных.

Учитель:  (Иллюстрация)

Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси. Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.

 Вот это и есть экологическая цепочка или экологическая система, в которой каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.

Задание для 3 группы.

- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

1 минигруппа: гнездо – птица- сухая трава

2 минигруппа: сухие листья – дупло - белка

3 минигруппа: кора деревьев – насекомые- дупло дятела

   3-ий вывод: из растений животные строят свой дом (гнездо птиц), утепляют свои жилища в холода,  в растениях животные прячутся от врагов.

Учитель:

Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

6) Первичное закрепление изученного. Работа по учебнику (с. 63)

1) Чтение «цепочкой»

2)  Ответы на вопросы учебника: перекрестный опрос между группами

3) Работа по «Дневнику наблюдений» (с 46)

7) Итог урока

Как связаны в природе царство растений и животных?

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

8) Рефлексия

А теперь оцените свою работу на уроке:

Если вам урок понравился, вы хорошо работали и узнали много нового, закрасьте серединку ромашки желтым цветом.

Если работали не в полную силу – закрасьте зеленым цветом.

А если чувствовали себя на уроке не комфортно – пусть ромашка останется серенькой.

infourok.ru

1.Значение диких видов животных и растений для жизни человека

      К середине XX в. полностью исчезли 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц.       В настоящее время 600 видов позвоночных животных и 25 тыс видов высших растений находятся на грани исчезновения.       Без многообразия дикой природы не может существовать биосфера, а, следовательно, и человек. Дикие животные и растения питают самого человека материально и духовно.       Биологическое значение обусловлено биологическим разнообразием (биоразнообразием) природы, которое установилось в результате естественного отбора за миллиарды лет взаимодействия двух процессов: видообразования1 и вымирания.       Биоразнообразие обеспечивает нас новыми источниками питания, энергии, сырья, химических и лекарственных продуктов. Его уменьшение нарушает энергетические потоки и пищевые цепи экосистемы, что может привести к их деградации2.       Каждый дикий вид имеет неотъемлемое право на существование и выживание так же, как имеет право на выживание и сам человек.       Но существует много причин исчезновения животных и растений:

1.Разрушение природной среды обитания

Расширение посевных площадей и пастбищ, вырубка лесов, осушение болот, строительство городов и дорог отнимают у животных и растений жизненное пространтво, разрушается привычная среда обитания.

2.Загрязнение окружающей среды

Загрязнение водоемов вызывает гибель обитателей водной среды. Загрязнение почвы и растений приводит к массовой гибели птиц и насекомых, питающихся этими растениями.

3.Фактор "беспокойства"

Он возникает вблизи городов и в зонах отдыха. Отдыхающие люди входят в лес без оружия, но их становится все больше и больше, и их поведение доставляет немало хлопот лесным обитателям: они вытаптывают траву, ломают кусты и деревья, включают громкую музыку. Животные уходят из этих мест. Больше всех страдают гнездящиеся на земле птицы.

4.Браконьерство

Массовый беспорядочный отстрел диких животных и массовые заготовки дикорастущих лекарственных трав привели к тому, что из лесов исчезли зубры, резко сократилось количество тигров, бобров, выдр, барсуков, медведей и других животных, стали редкостью когда-то обычные в этих местах растения (ландыш, подснежник, венерин башмачок).

5.Борьба с хищниками

Нередко люди уничтожают хищных зверей и птиц только за то, что они нападают на домашний скот. Хищники необходимы природе: они играют роль "выбраковщиков", поедая в первую очередь больных и слабых, и таким образом поддерживают здоровье популяции и биоценоза в целом.

6.Коллекционирование

Огромный ущерб природе наносят любители букетов экзотических растений и животных, изделий из костей и шкур диких животных. В угоду им браконьеры уничтожают огромное количество пушного зверя, тигров, слонов, крокодилов, жирафов, львов и многих других. Так на востоке Кении только в 1974 г. браконьеры ради бивней убили около 1000 слонов.

2."Красная книга3"

      Ученые составили списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Эти списки опубликованы в книге, которая получила название "Красная книга". Она содержит данные о биологии, распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов.       Сейчас в "Красную книгу" Россиивключены407 видов и подвидов животных (63 млекопитающих, 118 птиц, 8 земноводных, 20 пресмыкающихся, 43 рыбы, 155 видов беспозвоночных). Этот список постоянно растет.       В регионах создаются свои "Красные книги". "Красная книга Башкортостана" включает  список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов с указанием мест их распространения, численности, причин их сокращения и необходимых мер охраны. Впервые опубликован в 1984, переиздана в 1987 году. В нее занесено 180 видов растений, среди которых 12 - редкие для территории России, 33 вида реликтовых растений Урала, 32 эндемика, 22 редких лекарственных, 39 декоративных, 8 плодово-ягодных, 6 медоносов, 11 эфирномасличных и 17 др. редких видов растений. Описано 157 редких видов животных (насекомых, рыб, млекопитающих и др.), в т.ч. 51 вид редких для территории  России. Из числа видов, редких для территории РБ, - 19 насекомых, 13 рыб, 4 земноводных, 5 пресмыкающихся, 42 птицы, 23 млекопитающих. Приводится список заповедников, заказников и памятников природы.  Е.В.Кучеро

 

      Редкие виды животных и растений - это виды, численность и ареал4 распространения которых сокращаются.        Находящиеся под угрозой исчезновения - виды, численность и ареал распространения которых резко сократились в результате прямого истребления, разрушения мест обитания, резкого возрастания любителей букетов полевых цветов и лекарственных трав.       Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения нуждаются в активных действиях человека по их спасению и улучшению среды обитания.       Одной из самых многочисленных групп животных "Красной книги" являются дневные хищные птицы. Они болезненно реагируют на беспокойство.       Хищные птицы - это показатели хорошего состояния окружающей среды. Они - самые сильные и могучие птицы - в условиях интенсивного хозяйственного освоения природы оказались самой уязвимой группой птиц и нуждаются в тщательной охране.

studfiles.net

Значение растений и животных в природе и для человека

Тема урока, № 15

Значение растений и животных в природе и для человека

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности, освоение материала урока

Цель урока

Выявить значение живых организмов в природе и в жизни человека

Задачи урока

Предметные

Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Личностные

. Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

. Регулятивные:

Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные

Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

Коммуникативные

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерная презентация в Power Point

Необходимое аппаратное и программное обеспечение(локальная сеть, выход в интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point

Образовательные ресурсы Интернет

Единая коллекция ЦОР

Межпредметные связи

География, физика , химия, анатомия, физиология,экология.

Организационная структура урока

Этап 1

организационная

Цель

Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих. Домашнее задание

Длительность этапа

3 мин

Основные виды деятельности учителя

Вступительное слово учителя

Настраивает на работу

Этап 2

Изучение нового материала

Цель

Создать условия для изучения значения растений и животных в природе и в жизни человека

Длительность этапа

25 мин

Основной вид деятельности со средством ИКТ

Презентация, просмотры слайд- шоу

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная, участие в беседе

Функция учителя на данном этапе

Организатор

Основные виды деятельности учителя

Показывает презентацию, контролирует работу учащихся, дополняет

Промежуточный контроль

Устный контроль

Что выделяют растения? ( Учитель прикрепляет табличку)

Какое значение имеет кислород для всех живых организмов?

Почему никто из живых организмов, в том числе и человек, не сможет жить без растений?

Многие из вас в середине лета, осенью ходят в лес. Зачем?

Какие ягоды вы собираете?

Назовите другие растения, у которых в пищу используют листья, цветки.

Все ли растения съедобны? Каких растений нужно опасаться в нашей местности?

Почему многие населенные пункты получили названия деревьев?

Кто из вас живет в деревянном доме?

Какие еще строения из древесины возводит человек?

Для чего человек использует лес?

Растения очень много дают человеку. А что может человек дать растениям?

Какие действия должен совершать человек, чтобы наша планета была богата кислородом?

Из ответа исключите частицу не.

Как и где нужно собирать съедобные растения в лесу?

Как человек может оберегать лекарственные растения?

Какие действия должен совершать человек, чтобы сохранить наше богатство - лес?

Этап 4

Закрепление изученного материала

Цель

закрепить полученные знания, организовать работу по закреплению умений и навыков применять полученные знания

Длительность этапа

15 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Работа со слайдами презентации

Форма организации деятельности учащихся

Заполнение таблицы по материалам учебника и слайдами презентации

Положительная роль животных

Отрицательная роль животных

Основные виды деятельности учителя на данном этапе

Консультация, контроль

Промежуточный контроль

Контроль усвоение новых знаний, правильность выполнения и оформления заданий

Этап 5

Подведение итогов

цель

Проверить уровень усвоения знаний по данной теме; дать анализ и оценку успешности достижения цели; рефлексия занятия

Длительность этапа

12 мин

Форма организации деятельности учащихся

Анализ таблицы

Функция учителя на данном этапе

Контролирующее и оценочное

Основные виды деятельности учителя

Анализ и подведение итогов

Завершающий контроль

Выставление оценок в журнал и дневник

Домашнее задание

Составить рассказ о роли растения или животного в природе и в жизни человека.

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта