Приспособления растений и животных. Разработка урока по теме :"Значение приспособлений растений и животных к среде обитания. Поведение растений и животных", (биология,5-6 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Вопрос: Приспособление растений и животных к природным зонам Помогите, пожалуйста))). Приспособления растений и животных


Разработка урока по теме :"Значение приспособлений растений и животных к среде обитания. Поведение растений и животных", (биология,5-6 класс)

РАЗРАБОТКА

УРОКА ПО ТЕМЕ:

«Значение приспособлений

растений и животных к среде обитания. Поведение растений и животных»

(биология, 5-6класс)

Цели:

Дидактическая: сформировать у учащихся знания о разнообразии приспособлений у растений и животных к среде обитания, о значении приспособлений и их относительном характере. Закрепить знания о размножении растений.

Развивающая: на конкретных примерах пояснить значение различных приспособлений организмов к факторам среды (в ходе викторины).

Социализирующая: формировать бережное отношение к природе, развивать чувство товарищества, ответственности.

Оборудование: таблицы “Разнообразие насекомых”, «Видоизменения корней», «Разнообразие листьев», рисунки животных.

Методы: словесно-наглядный, эвристическая беседа, исследовательский, дедуктивный, игровой, командный, проблемный, обобщающий.

Ключевые слова: адаптация, мимикрия, маскировка, «цветочные часы», «биоритмы».

Ход урока

. Организационный момент.

. Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности:

• Через сколько дней появились корни у черенкованных вами растений?

• Как называется такой способ размножения растений?

• Какие способы размножения у растений вы знаете?

• Какие способы вегетативного размножения вам известны?

ПРОБЛЕМА: Растения и животные - живые организмы, их поведение подчиняется законам природы. Вспомним, что происходит с ними осенью, зимой, весной?

. Работа по новому материалу урока.

  1. Приспособления у растений (соревнование между рядами): привести примеры, как растения могут приспосабливаться к среде (видоизменения формы, корней, стеблей, листьев, цветков)

  1. Оформление данных в таблицу

  1. Приспособления у животных (соревнование между рядами): привести примеры, как животные могут приспосабливаться к среде (маскировка, мимикрия, кочёвки и т.д.)

  1. Оформление данных в таблицу

Все приспособления носят относительный характер, если изменятся условия среды, данные приспособления уже не будут полезны, следовательно, организмам будет необходимо вырабатывать новые.

  1. ВИКТОРИНА «Поясни приспособления»

  1. Приспособления живых организмов к среде выражаются в изменении поведения (работа с текстом учебника, составление таблицы опорных знаний)

Поведение растений и животных

Растения

Животные

Изгибание стеблей к солнцу во время роста

Инстинкт постройки гнезда

«Охота» росянки

Обучение детёнышей (волк, кошка)

«Цветочные часы»

Биоритмы (перелёты, кочёвки птиц, спячка)

V. Рефлексия.

Вопросы:

- В чём заключается главное значение приспособлений живых организмов?

- Всегда ли приспособления полезны для организмов?

-Какое приспособление у ночных бабочек стоит им жизни?

- Какой вывод можно сделать о целесообразности (полезности) приспособлений?

Общий вывод делают учащиеся:

«Приспособления организмов к изменениям среды разнообразны. Проявляются они в изменениях строения организмов, их поведенческих реакциях. Приспособления носят относительный характер»

V. Домашнее задание: наблюдения в природе за животными, растениями, выявление приспособлений к среде обитания.

Список литературы

  1. Природоведение: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учебн. завед./В.Р. Ильченко, К.Ж. Гуз, Л.И. Рыбалко.- Полтава: Довкилля-К, 2006.-160с.: ил

  2. Хрестоматия по природоведению: Пособие для учителей/Сост. В.П. Горощенко.- М.: Просвещение, 1979 – 155с., ил

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВИКТОРИНА «Поясни приспособления»

  1. Какие приспособления у растений для расселения на большие расстояния? (Сочные плоды, прицепки – череда, «парашютики» - одуванчик, крылатки).

  2. Почему для растений важно, чтобы семена падали на большом расстоянии от материнского растения? (Чтобы не конкурировать за питательные вещества).

  3. Как растения приспосабливаются к зиме? (У травянистых отмирает наземная часть, деревья – листопад, запас питательных веществ в клубнях, корневищах).

  4. Все знают, что 1-е весенние растения имеют волоски – «сон-трава», «котики» вербы. Какое они имеют значение? (Защита от холода).

  5. Могут ли растения впадать как животные зимой в анабиоз (глубокий сон)? (Да, листопадные деревья зимой в покое).

  6. Как объяснить, что в океанах на большой глубине при высоком давлении и низких температурах животные – хищники? (Нет фотосинтеза, животные - хищники).

  7. Почему у некоторых водных обитателей тело прозрачное? Приведите примеры. (Медуза. Это маскировка и ней мало воды).

  8. Как приспособились теплокровные переносить низкие температуры? (Перья, шерсть, постоянная температура тела).

  9. Как переносят зимний холод хладнокровные? (Спячка, анабиоз, гибель).

  10. Как объяснить, что некоторые теплокровные тоже впадают в спячку? (Медведь, ёж, суслики). (Нет пищи).

infourok.ru

Приспособление растений и животных к природным зонам Помогите, пожалуйста)))

Приспособление растений и животных к природным зонам Помогите, пожалуйста)))

Ответы:

Приспособляемость растений к окружающей среде Растения распространены на Земле почти повсеместно. Исключение составляют большая часть Антарктиды, Гренландии, острова Северного Ледовитого океана и верхние части горных массивов. Необыкновенная приспособленность растений к различным местам обитания поистине удивительна. Бывает даже трудно представить, как то или иное растение может существовать в трудных, порой экстремальных условиях природной среды. А они живут, растут, развиваются и дают потомство! Живя в условиях Крайнего Севера или жаркого юга, растения приспосабливают строение своей древесины, листьев, побегов к конкретным условиям. Это дает им возможность жить при очень низких или, наоборот, при очень высоких температурах почвы и воздуха, при избытке или недостатке освещения и влаги. Чем жестче и тяжелее условия обитания, тем гениальнее и разнообразнее приспособляемость растений к превратностям окружающей среды. Нередко приспособление заходит столь далеко, что внешняя среда начинает полностью определять форму растения. И тогда растения, относящиеся к различным семействам, но обитающие в одних и тех же суровых условиях, часто становятся внешне столь похожими друг на друга, что это может ввести в заблуждение в отношении истинности их родственных связей. Например, в пустынных областях для многих видов, и, прежде всего, для кактусов, наиболее рациональной оказалась форма шара. Однако не все то, что имеет шарообразную форму и утыкано шипами-колючками, - кактусы. Столь целесообразная конструкция, позволяющая выжить в тяжелейших условиях пустынь и полупустынь, возникла и в других систематических группах растений, не принадлежащих к семейству кактусовых. И наоборот, кактусы не всегда приобретают форму шара или колонны, усеянной колючками. Кактусы Кактусы, которые приспособились жить в кронах лесных великанов и стебли которых, подобно лианам, свисают до самой земли, широко распространены в тропических лесах Центральной и Южной Америки. Некоторые из них обитают даже на Мадагаскаре и Цейлоне. Лазящие кактусы - это ли не поразительный пример способности растений приспосабливаться к новым условиям жизни? Но он не единственный из многих сотен других. Лазящие кактусы Обычными обитателями тропических джунглей являются вьющиеся и лазящие растения, а также растения-эпифиты, поселяющиеся в кронах древесных растений. Все они стремятся как можно скорее выбраться из вечных сумерек густого подлеска девственных тропических лесов. Они находят путь наверх, к свету, не создавая при этом мощных стволов и опорных систем, требующих огромных затрат строительного материала. Они спокойно карабкаются вверх, пользуясь «услугами» других растений, выступающих в роли опор. Для того чтобы успешно справиться с этой новой задачей, растения изобрели разнообразные и довольно совершенные в техническом отношении органы: цепляющиеся корни и черешки листьев с выростами на них, шипы на ветвях, цепляющиеся оси соцветия и т. д. В распоряжении растений имеются петли-арканы; специальные диски, с помощью которых одно растение своей нижней частью прикрепляется к другому; подвижные усиковидные крючочки, вначале впивающиеся в ствол растения-хозяина, а затем разбухающие в нем; разного рода сдавливающие приспособления и, наконец, весьма изощренный аппарат захватывания. Таким образом, все растения и животные постоянно адаптируются к окружающей среде. Чтобы понять, как это происходит, необходимо рассматривать не только животное или растение в целом, но и генетическую основу адаптации.

cwetochki.ru

Практикум в 5 классе по теме «Приспособление растений и животных к среде обитания»

скачать МКОУ Верхнетойденская СОШ

Аннинского муниципального района

Воронежской области

Урок-практикум в 5 классе

по теме

«Приспособление растений и животных к среде обитания»

Провела:

учитель биологии

Богуцкая Л.Н.

5.03.2012г.

с.Верхняя Тойда, 2012 год

Тип урока: урок-практикум

Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о приспособленности организмов к среде обитания.

Задачи.

Образовательные:

- закрепить знания о формах естественного отбора;

- сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания;

- познакомить с видами приспособлений у растений и животных;

- раскрыть относительный характер приспособлений;

- подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений, с использованием учения о движущих силах эволюции;

- расширить кругозор учащихся.

Развивающие:

- развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;

- эмоциональную сферу: уверенность в себе;

- мотивационную сферу: стремление добиться успехов;

- коммуникативную сферу: навыки работы в паре.

Воспитательные:

- воспитывать целостное восприятие мира;

- формировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийная презентация, открытки животных и растений.

Ход урока:

1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Опрос-игра “Горячий стул”: один ученик садится на стул перед классом, учащиеся задают ему вопросы по терминам, которые учитель записывает на доске:

Естественный отбор, формы естественного отбора, условия среды, устойчивость к ядохимикатам, направление отбора, сдвиг среднего значения, реликтовые виды.

3. Изучение нового материала.

- Мы выяснили, что в результате естественного отбора сохраняются особи с полезными для них признаками. Эти признаки обуславливают приспособленность организмов к тем условиям, в которых они живут. О приспособленности организмов к окружающей среде свидетельствует множество различных примеров.

- Давайте рассмотрим примеры приспособленности растений и животных к условиям окружающей среды.

(Слайд 1). Покровительственная окраска развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов. Такая окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Птицы, насиживающие яйца на земле, сливаются с окружающим фоном.

(Слайд 2). Тундровая куропатка, например, ежеминутно подвергается риску, связанному с подобным образом жизни. Линька даёт ей возможность менять окраску, которая в результате гармонирует с изменениями окружающей природы. Рыжевато-бурое оперение по мере наступления морозов постепенно белеет, и птица становится практически неотличимой от снежного покрова. Когда же весной снег тает, куропатки вновь линяют и благодаря новому оперению сливается с обнажившейся на проталинах землёй. Самцы, как правило, линяют позже самок – их белый наряд бросается в глаза хищникам и отвлекает их от насиживающей самки. На Крайнем Севере многие животные окрашены в белый цвет: белый медведь, полярная сова, песец, заяц, детёныши тюленей.

(Слайд 3). Гусеницы бабочек часто зелёные, под цвет листьев, или тёмные, под цвет коры или земли. Донные рыбы обычно окрашены под цвет песчаного дна (камбала, скаты). При этом камбала ещё способна менять окраску в зависимости от цвета окружающего фона. Способность менять окраску путём перераспределения пигмента в покровах тела известна и у наземных животных. Например, хамелеон. Целыми днями сидит это малоподвижное животное на ветке какого-либо высокого дерева или кустарника. Хватательные, похожие на клещи лапы крепко зажимают ветки деревьев, а кончик длинного и мускулистого хвоста, обвившегося вокруг веток, помогает удерживать тело на дереве. Заметив своими вращающимися разные стороны глазами летящее насекомое, хамелеон выбрасывает свой длинный язык с утолщением на конце. Насекомое прилипает к покрытому слизью языку и хамелеон быстро втягивает его в рот и съедает добычу. Хамелеоны не защищены ни бронёй, ни ядом. Они не могут спастись, закапываясь в землю или убегая. Они съедобны и имеют много врагов. Хищные птицы, звери, аисты, цапли, змеи, люди охотятся за этими безвредными ящерицами. И единственное их спасение – затеряться среди ветвей и листьев. Когда животное спокойно, оно окрашено в желтоватый цвет с красноватыми полосками вдоль боков; при раздражении кожа хамелеона становится зеленоватой, а полосы беловатыми.

(Слайд 4). У некоторых животных мы встречаем яркий узор – чередование светлых и тёмных полос и пятен: окраска у зебры, тигра, жирафа, леопарда и др. Эта расчленяющая окраска как бы имитирует чередование пятен света и тени и создаёт некую размытость. Такая окраска тоже будет покровительственной.

(Слайд 5). У животных приспособительной является форма тела. Хорошо известен облик водного млекопитающего дельфина. Его движения легки и точны, скорость движения в воде достигает 40 км/ч. Плотность воды в 800 раз выше плотности воздуха. Как дельфину удаётся преодолеть её? Торпедовидная обтекаемая форма тела, отсутствие ушных раковин позволяют избежать завихрения потоков воды, окружающих дельфина, снижают трение. Подобная форма тела у многих водных животных: акул, китов, тюленей. Обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде. Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных раковин, в полёте они обычно втягивают ноги. В результате птицы по быстроте намного превосходят всех других животных. Птицы быстро двигаются даже в воде. Наблюдали арктического пингвина, плывущего под водой со скоростью 35 км/ч.

(Слайд 6). У животных ведущих скрытый, затаивающийся образ жизни, полезными оказываются приспособления, придающие им сходство с предметами окружающей среды – маскировка. Например, гусеницы бабочки пяденицы по форме тела и окрасу напоминают сучки. Насекомые-палочники похожи на небольшую бурую или зелёную веточку, некоторые бабочки напоминают сухие листья, а пауки подражают колючкам. Великие мастера маскировки своим успехом во многом обязаны способности замереть в момент, когда им грозит нападение или они сами готовятся схватить добычу. Среди животных особенно разнообразны те, кто так или иначе подражает цветкам. Например, цветочные богомолы, настолько уподобляются тем или иным частям растения, что обманутые сходством другие насекомые опускаются прямо на них и попадают в объятия хищника.

(Слайд 7). Однако нередко у животных наблюдается не скрывающая окраска тела, а, напротив, привлекающая внимание, демаскирующая. Такая форма приспособления называется предупреждающая окраска. Она свойственна большинству жалящих, выделяющих ядовитые вещества, отвратительно пахнущих или омерзительных на вкус животных. Подобно стоп-сигналам, эти рисунки и сочетания цветов должны легко распознаваться животными. Они означают: “Опасно!”, “Не подходи!”, “Со мной лучше не связываться!”. Божью коровку, очень заметную, птицы никогда не склёвывают из-за выделяемого насекомым ядовитого секрета. Яркую предупреждающую окраску имеют несъедобные гусеницы, многие ядовитые змеи. Среди земноводных есть настоящие щёголи. Они эффектно окрашены, нередко медлительны, ведут дневной образ жизни и даже не пытаются прятаться от хищников в отличие от своих более многочисленных замаскированных родичей, которые отправляются на поиски корма по ночам, когда они менее заметны. Наиболее своеобразны среди земноводных щеголей, пожалуй, древолазы, обитатели Центральной и Южной Америки. Их кожные железы вырабатывают мощные парализующие яды, так что хищник, попробовавший закусить такой лягушкой и оставшийся в живых, ассоциирует пережитые неприятные минуты с её яркой расцветкой и в дальнейшем старательно избегает ей подобных.

(Слайд 8). Среди примерно ста тысяч видов, составляющих отряд чешуекрылых, или бабочек, медведицы принадлежат не только к наиболее привычным, но и к самым красивым. У неё на редкость эффективная предупреждающая окраска – оранжево-чёрная и жёлто-чёрная с узорами из пятен и полосок. Медведица очень хороша собой, но ядовита. Специальные железы вырабатывают сильные токсины, поступающие в кровоток бабочки. Другие железы содержат жидкость с неприятным предостерегающим запахом. В тропических прибрежных водах Австралии, Новой Гвинеи, Индонезии и Филиппин обитает маленький (до 20 см. в длину вместе со щупальцами) синекольчатый осьминог. Ярко-оранжевые круглые пятна окаймлены характерными синими кольцами. Как и все представители рода, синекольчатый осьминог обладает удивительной способностью к регенерации, и, потеряв в бою одну или несколько из своих восьми щупалец, довольно быстро может отрастить новые. Насколько этот осьминожка красив, настолько же и ядовит. В слюне животного содержится сильнейший нейротоксин. Укус синекольчатого осьминога смертелен. Яд практически моментально парализует нервную систему любого живого существа, и противоядия от него не существует.

(Слайд 9). Эффективность предостерегающей окраски явилась причиной очень интересного явления – подражания, или мимикрии. Мимикрия – это подражание менее защищённого организма одного вида более защищённому организму другого вида. Это подражание может проявляться в форме тела, окраске и т.д. Покрытая предостерегающими полосками, но совершенно безобидная муха журчалка извлекает нектар из цветка, как и медоносные пчелы, обладающие грозным жалом. Мимикрия журчалки не ограничивается окраской, но включает и поведение. Журчалки подражают звукам, издаваемым пчёлами и осами, и, если их потревожить, угрожающе жужжат. Всё это вместе гарантирует журчалке неприкосновенность. Красивая бабочка данаида обязана своей несъедобностью тому, что её гусеницы питаются листьями ядовитого латука, опасного для скота и других позвоночных. Крылатые хищники быстро научились не трогать данаид, а заодно и их подражательницу, одну из нимфалид – лишь слегка невкусную. Бабочка-стеклянница удивительно похожа на осу. Крылья её совершенно прозрачны, так как чешуек, покрывающих крылья бабочек, у неё нет. При полёте она жужжит подобно осам, и летает так же стремительно и беспокойно, как и они. Уж имитирует окраску гадюки, его выдают только жёлтые пятна на голове. Немало подражателей приобрели ядовитые коралловые змеи. Например, аризонская королевская змея, которая не ядовита.

(Слайд 10). Для выживания организмов в борьбе за существование большое значение имеет приспособительное поведение. В минуты опасности меняется поведение животных: гуси вытягивают шеи и начинают шипеть; кошки выгибают спину, прижимают уши и приподнимают шерсть; собаки скалят зубы,; жабы выпрямляют ноги, чтобы казаться выше ростом и отпугнуть врага; скунс сначала топает передними лапами, а затем задирает хвост, как сигнальный флажок, открывая анальные железы, из которых в случае необходимости брызнет струя вонючей жидкости.

(Слайд 11). Жук-бомбардир при нападении врага выстреливает в него ядовитой жидкостью, вызывающей ожоги. Кроме того, жидкость образует облачко голубого пара, служащего дымовой завесой для прикрытия жука. Многие животные, чтобы отпугнуть или сбить с толку нападающего, внезапно показывают ему яркие пятна и узоры. Глазчатые пятна – узоры из концентрических кругов, которыми обладают многие насекомые,- приводят хищника в растерянность, и жертва успевает спастись. Птицам, охотящимся на бабочек, ложные глаза могут показаться глазами совы или кошки. Так поступает, например, бабочка калиго и бабочка сатурния. А гусеница гарпии при приближении опасности втягивает голову в туловище, которое раздувается в хищную “пасть”, разинувшуюся под ложными глазами.

(Слайд 12). Помимо отпугивания существует много других вариантов приспособительного поведения. Сюда относится запасание корма на неблагоприятный сезон года. Прежде чем начинать наполнять припасами кладовую, бурундук приводит её в порядок. Он выбрасывает прочь остатки старых заплесневелых запасов, выстилает дно сухими листьями, а затем уже затаскивает в кладовую лесные орехи, семена, грибы и прочую снедь, иногда его “клад” весит 8 кг. Каждый продукт складывается отдельной кучкой и тщательно сортируется. Запасают корм на зиму мыши, белки, сойки и даже хищники. Некоторые животные, такие как медведь, ёж, барсук, суслик впадают в спячку, переживая неблагоприятное время. У этих животных запасы питательных веществ откладываются в организме. С приближением холодов медведь, сильно ожиревший и обросший частой и длинной шерстью, ищет надёжное убежище в глухих местах леса среди густого бурелома, коряг и пней, где делает себе берлогу, выстилает её сухими листьями и мхом и укладывается спать. Снег постепенно заносит берлогу, и она выглядит большим сугробом. Медведь дремлет в берлоге до весны, медленно расходуя запасы осеннего жира, температура его тела понижается до 30 градусов.

(Слайд 13). Особенно большое значение имеют приспособления, обеспечивающие защиту потомства от врагов. Забота о потомстве может проявляться в разной форме. Многие рыбы охраняют икру, активно отгоняя врагов, или вынашивают её во рту. Самец колюшки строит гнездо с выходом и входом, обеспечивая приток кислорода к икринкам. Существуют виды лягушек, у которых икринки развиваются в специальной выводковой сумке. Самец жабы повитухи наматывает шнуры с икрой на задние ноги и таскает их с собой. Птицы строят гнёзда и насиживают яйца, птенцов длительное время выкармливают и охраняют. Наивысшей степени развития достигает забота о потомстве у млекопитающих. Звери не только кормят своё потомство, но и обучают ловить добычу.

(Слайд 14). Соответствующая форма и окраска тела, целесообразное поведение обеспечивают успех в борьбе за существование только тогда, когда эти признаки сочетаются с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания, т.е. физиологическими адаптациями. Без таких адаптаций невозможно поддержание устойчивого обмена веществ в организме в постоянно колеблющихся условиях внешней среды. Многие пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды. Кроме того, верблюд при лишении воды резко сокращает испарение, как с дыхательных путей, так и через потовые железы. Многие ныряющие животные могут сравнительно долго обходиться без доступа кислорода. Например, тюлени ныряют на глубину 100-200 и даже 600 м. и находятся под водой 40-60 минут. Что позволяет ластоногим нырять на столь длительный срок? Это прежде всего большое количество особого пигмента, находящегося в мышцах, - миоглобина. Миоглобин способен в 10 раз больше связывать кислород, чем гемоглобин. Ночные хищники – совы превосходно видят в условиях слабого освещения. Летучие мыши прекрасно ориентируются в пространстве с помощью эхолокации.

(Слайд 15). Но не только животные приспосабливаются к условиям среды. Различные приспособления есть и у растений. У кактусов листья превратились в колючки, чтобы уменьшить испарение, а стебель стал мясистым для запасания влаги. А у кувшинок появились приспособления к повышенной влажности: большая поверхность листа, много устьиц, повышение интенсивности испарения. Низкорослость, мелколистность, поверхностное расположение корней деревьев и кустарников, очень быстрое развитие растительности весной и летом – во всём этом сказывается приспособленность к жизни в тундре. По-разному приспособились растения к опылению. У насекомоопыляемых растений яркие цветки имеющие нектар и аромат, для привлечения насекомых. Цветки орхидей и вовсе похожи на бабочек и привлекают особей противоположного пола. У ветроопыляемых – мелкая, лёгкая пыльца, пестик сильно опушен, длинные тычинки, лепестки и чашелистики не развиты: не мешают обдуванию цветка ветром.

(Слайд 16). Семена многих растений имеют зацепки, крылатки и парашютики, облегчающие их распространение. Растения, живущие в условиях недостатка минерального питания, приспособились ловить и переваривать насекомых. У росянки листья превратились в ловчие аппараты с клейкими железистыми волосками, а у непентеса – в кувшинчики с пищеварительным соком.

Итак, мы выяснили, что в понятие “приспособленность вида” входят не только внешние признаки, но и соответствие строения внутренних органов выполняемым ими функциям, а также соответствие физиологических функций организма условиям обитания.

(Слайд 17). Как же возникают столь совершенные адаптации? Ключ к разгадке лежит в сложнейшем процессе естественного отбора. Например, дальний пращур бабочки, теперь почти неотличимой от сухого листа, появился на свет со случайным набором генов, придавшим ему чуть большее сходство с сухим листком. А потому птицам было несколько труднее обнаружить эту бабочку среди сухих листьев, и в результате она и ей подобные особи выживали в большем количестве. Следовательно, они оставляли больше потомства. А признак “сухой лист” становился всё более чётким и распространённым. Любые признаки возникают в результате мутаций. Может произойти одна крупная мутация, а может огромное множество мелких, что бывает гораздо чаще. Те из них, которые повышают жизнеспособность, передаются последующим поколениям, закрепляются и становятся приспособлениями. Каждое приспособление вырабатывается на основе наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и отбора в ряду поколений.

(Слайд 18). Следует помнить, однако, что все приспособления носят относительный характер, т.е. они помогают организму выжить лишь в данных конкретных условиях. При изменении же этих условий приспособление может стать бесполезным и даже вредным. В яркий солнечный день зимой белая куропатка выдаёт себя тенью на снегу. И на фоне зелёной травы тоже очень заметна. Заяц-беляк становится видным на фоне стволов деревьев. Панцирь наземных черепах защищает их от врагов, но хищные птицы поднимают их в воздух и разбивают о землю. Мясистый стебель кактуса и колючки становятся крайне вредными во влажных условиях. Испарение при этом затрудняется и стебель растрескивается. Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь для питания твёрдой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.

(Слайд 19). Какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного?

  1. Общая приспособленность организмов к условиям среды складывается из множества отдельных адаптаций самого разного масштаба.
  2. Все приспособления возникают в ходе эволюции в результате естественного отбора.
  3. Любое приспособление относительно.
Таким образом, приспособленность – это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора.

- Ребята, а сейчас давайте с вами выполним практическую работу по определению приспособленности организмов к среде обитания.

Практическая работа “Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер”

Оборудование: открытки растений и животных различных мест обитания.

Ход работы (выполняется в парах).

Задание №1.

  1. Определите среду обитания растения и животного, предложенного вам для исследования.
  2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
  3. Выявите относительный характер приспособленности.
Задание №2.

Соотнесите приведённые примеры приспособлений с их характером.

  1. Окраска шерсти белого медведя
  2. Окраска жирафа
  3. Окраска шмеля
  4. Форма тела палочника
  5. Окраска божьей коровки
  6. Яркие пятна у гусениц
  7. Строение цветка орхидеи
  8. Внешний вид мухи-журчалки
  9. Форма цветочного богомола
  10. Поведение жука-бомбардира
  1. Покровительственная окраска
  2. Маскировка
  3. Мимикрия
  4. Предупреждающая окраска
  5. Приспособительное поведение
5. Домашнее задание: закончить оформление практической работы в тетради. скачать

nenuda.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта