Природоведение растения леса. Конспект урока по природоведению в коррекционной школе на тему " Растения леса" ( 5 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разработка урока по природоведению "Растения и животные леса" (5 класс). Природоведение растения леса


Разработка урока по природоведению "Растения и животные леса" (5 класс)

Тема: Растения и животные леса

Урок учителя дефектолога 1 квалификационной категории Сабирзяновой Р.Р.

Цель урока:

-Углубить знания детей о растениях и животных леса, полученные во 2, 4 классах.

Задачи урока:

- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Оборудование:

-Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).

-Мультимедийная техника, экран.

-Учебник 5 класс, О.А. Хлебосолова , Е.И. Хлебосолов «Природоведение», М, «Владос», 2005.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

I. Актуализация знаний учеников, сообщение темы урока

1. Вступительная беседа.

- Сегодня мы поговорим о мире природы. Ведь каждую минуту, ежесекундно все мы общаемся с окружающим миром. И, наверное, вы уже успели заметить: все, что нас окружает, находится в неразрывной взаимосвязи, живые организмы полностью зависят от неживой природы. Да и в самой живой природе все связано друг с другом. Вы также являетесь неотъемлемой частью исполинской Вселенной.

Итак, я хотела бы начать наш урок со сказки. А почему со сказки? Да потому, что в детстве все начинается со сказки.

А присмотрись, пожалуйста, В лесу всюду сказка. Она блуждает лесом. Прислушайся, пожалуйста, В лесу всюду сказка.

(С. Бабник)

Что такое лес? (Слайд №1)

Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – размышлял он.- Конечно, лес - это деревья».

И он нарисовал дубы, ели, сосны, кусты орешника, зеленую траву и яркие цветы. А в уголке картины он нарисовал маленького человечка с длинной бородой - деда-лесовичка. А какой же это лес без лесовичка?

Повесил художник свою картину на стену, полюбовался ею и куда-то поехал. Когда через некоторое время он вернулся, то на картине увидел лишь черные стволы деревьев.

—Что случилось с лесом? Почему он пропал? - пришел в ужас он.

—Ты забыл нарисовать грибы,- отозвался дедушка-лесовичок.- Без грибов не будет леса.

Художник взял кисти и нарисовал снова деревья и кусты, траву, цветы, а среди травы - грибы. Тем не менее, лес продолжал зысыхать.

— Это потому, что в твоем лесу нет насекомых,— заметил лесовичок.

Художник снова взялся за кисти, и на цветах и листьях появились яркие мотыльки и проворные жуки.

— Ну, в конце концов, все в порядке, — решил художник и, еще раз полюбовавшись картиной, снова куда-то поехал.

А когда он вскоре появился, то не поверил собственным глазам: на месте роскошного ковра из цветов и трав была лишь обнаженная земля. И деревья тоже были голые, будто зимой.

Художник подошел ближе... и ужаснулся. Весь лес был покрыт толстым пластом гусениц и жуков.

Даже лесовичок с боязнью отодвинулся на край картины и вид имел очень огорченный.

—Это ты во всем виноват! – закричал художник.- Ты приказал мне нарисовать насекомых, а они съели весь лес! Что же делать? Неужели я никогда не смогу нарисовать настоящий лес?

—Никогда,- сказал лесовичок,- если не нарисуешь птиц. Потому, что настоящий лес не может существовать без птиц.

Художник не спорил, взял кисти, краски. Он снова нарисовал деревья, кусты, траву и цветы. Под деревьями и в траве он хитро замаскировал грибы, на листву посадил мотыльков, пчел и бабочек, а на ветвях появились веселые птицы. Работал он долго. И, когда ему показалось, что работа закончена, лесовичок сказал:

—Мне уютно в этом лесу. Однако я не хочу, чтобы он снова погиб.

—Но почему же он теперь может погибнуть? Ведь в нем все есть!

—Не все,- сказал лесовичок.- Нарисуй жабу и ящерицу.

И художник нарисовал жабу и ящерицу. И еще разных зверей.

Он закончил работу, когда на дворе было темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы увидеть, что же у него вышло, и вдруг услышал какие-то шорохи, треск ветвей.

— Вот, в конце концов, это настоящий лес,— послышался из тьмы голос деда-лесовичка. Теперь он будет жить. Так как тут есть все: и деревья, и грибы, и цветы, и животные. Это - лес.

Художник зажег свет и внимательно посмотрел на картину.

Но лесовичок где-то спрятался.

А может, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может, он залез на дерево, и его не видно было среди листвы. И он мог спрятаться в лесу где угодно. Ведь там живут тысячи и тысячи жителей, которых невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу.

(Ю. Дмитриев)

3.Объяснение нового материала. (слайд № 2)

-Кто догадался о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Правильно, ребята, тема сегодняшнего урока «Растения и животные леса».(название урока появляется на слайде).

-А бывали ли вы в лесу?

-Как вы понимаете, что такое лес?

-Какие деревья растут в лесу? (Слайд № 3.)

-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд № 4)

-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд № 5)

-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)

-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд № 6)

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд № 7)

-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд № 7)

-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад № 8)

-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему? (слайд № 9)

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд № 10- 12)

«Прикоснёшься – как огонь.

Лучше ты её не тронь.

Обжигает руки, ноги –

Осторожней с ней в дороге.» (крапива)

«Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.» (ландыш)

«Мягок, а не пух; зелен, а не трава». (мох)

«Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей;

А сушёная в запас

От простуды лечит нас.» (малина)

«Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто меня любит

Тот рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.» (земляника)

«Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло.» (брусника)

-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №13)

-Какие растения относятся к травянистым? (слайд № 14)

-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд № 14)

-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 14)

-Так какие же растения растут в лесу? (слайд № 15)

-Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? ( слайд № 15-16)

-Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?

4. Закрепление пройденного материала.

-Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. ( слайд № 17)

-Послушайте рассказ о некоторых лекарственных растениях.

Папоротник мужской.

Многолетнее травянистое растение с корневищем. Корневище мощное, толстое, густо покрыто тонкими корнями и несет пучок длинных перистых листьев. Листья темно-зеленые, удлиненно-эллиптические, длиной до 1 м и более, дважды перисто-рассеченные, с зубчиками, которые развивают на нижней стороне листьев кучки спорангиев, прикрытых округло-почковидными покрывалами. Растет в еловых и дубовых лесах и среди кустарниковых зарослей, во влажных тенистых местах, богатых перегноем, на Кавказе — в горных буковых лесах, в Сибири (на Алтае и Саянах) — в еловой тайге, на Дальнем Востоке — в кедорвниках. Болезни и воздействие: глисты, тениидозы, дифиллоботриозы, гименолепидозы.

Голубика.

Болезни и воздействие: расстройства желудка, заболевания сердца. Кустарник от 20 до 120 см высоты, с темно-серыми или коричневато-бурыми цилиндрическими побегами. Листья обратно-овальные или обратно-яйцевидные, жесткие, с цельными, немного загнутыми вниз краями. Сверху они светло-зеленые, снизу — сизоватые. Осенью листья краснеют и опадают. Цветки бледно-розовые или зеленовато-белые, расположены на коротких поникающих цветоножках в пазухах листьев. Цветет в июне, плоды созревают в конце июля — августе. Произрастает в Приморском крае, Приамурье, на Охотском побережье, Чукотке, Сахалине, Курильских и Командорских островах. Ягоды голубики содержат много сахаристых веществ и аскорбиновой кислоты (витамин С), а также ряд других веществ. Они применяются в народной медицине как витаминное и противопоносное средство, а отвар листьев — в качестве слабительного. Отвар веток с листьями употребляют иногда при заболеваниях сердца (Крылов, 1969). Отвар ягод дают лихорадящим больным. По данным Л.Д. Шулятевой (1964), листья голубики в экспериментальных условиях улучшают потребление глюкозы тканями и могут представлять интерес как вспомогательное средство лечения сахарного диабета.

Белена черная

Болезни и воздействие: ревматические и невралгические боли, астма Белена черная — двулетнее озимое растение семейства пасленовых. Покрыта мягким, клейким, оттопыренным пушком, обладает неприятным запахом. Корень вертикальный, ветвистый, мягкий, иногда почти губчатый, морщинистый, с утолщенной корневой шейкой. Стебли одиночные, высотой 20—115 см, ветвистые, зеленые, опушенные. Листья мягкие, тусклые, темно-зеленые, снизу светлые, сероватые, с более густым и длинным опушением вдоль жилок и по краям. Цветки немногочисленные, в начале цветения они скучены на верхушках стеблей и ветвей. Венчик грязно-желтоватый, реже беловатый с сетью пурпурно-фиолетовых жилок. Плод — кувшинообразная, многосемянная коробочка. Семена мелкие, многочисленные, напоминающие семена мака. Масло белены применяют как болеутоляющее средство при ревматических и невралгических болях. Листья белены входят в состав комплексных препаратов, используемых при лечении астмы. Белена черная ядовита, поэтому все ее препараты применяют только по назначению врача.

Чистотел большой

Болезни и воздействие: кожные болезни, трудно заживающие раны, волчанка, опухоли кожи, полипы в носу, золотуха. Чистотел большой — многолетнее травянистое растение семейства маковых, содержащее во всех частях оранжевый млечный сок. Корень стержневой, ветвистый, с коротким корневищем. Стебель прямостоячий, ветвистый, покрытый редкими волосками или почти голый, высотой 25—100 см. Листья зеленые, снизу сизоватые, перистораздельные с почти супротивными, отставленными парами листочков. Цветки желтые, собранные на концах стебля зонтиками. Плод — стручковидная одногнездная двустворчатая коробочка длиной 3—6 см, шириной 2—3 мм.

5. Физминутка.

-А сейчас отдохнём. (слайд № 18)

«Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем

Крылья сложили назад.»

6. Животные леса.

-А кого вы видели, когда бывали в лесу? (слайд № 19)

-Каких ещё животных можно встретить в лесу?

-Почему эти животные могут жить в лесу?

-Как называют животных, которые живут в лесу?

(Ребенок рассказывает интересные случаи, которые с ним приключились на прогулке в лесу.)

7. Работа с учебником.

-А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:

-Какое животное является национальной гордостью России?

-Кто является санитаром леса?

-Кто ещё, кроме зверей и птиц, является обитателем леса?

8. Обобщение.

-Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого нужно разгадать кроссворд. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. (слайд № 20 - 30)

1.Животное – национальная гордость России.

2.Растения нижнего яруса.

3.Растения среднего яруса.

4. «Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызёт морковку,»

5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа?

6.Растения верхнего яруса.

7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна?

8.Лесной доктор.

9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья?

10. «В птичник повадится – жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы.»

-Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось?

-Почему нужно охранять природу?

-Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? (слайд №32)

неосторожное обращение с огнем;- детская шалость с огнем;- сжигание мусора в близи жилых домов и на территории, прилегающих к лесным массивам;- искры из выхлопных труб автотранспорта;- грозовые разряды молнии;- эффект фокусирование солнечных лучей стеклом.

-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём. (Слайд № 33)

( Ученик читает стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»)

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы. (слайд № 38)

9.Подведение итогов.

-Что нового узнали на уроке?

-Что вас удивило?

-Что показалось особенно интересным?

-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?

10. Домашнее задание.

-Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. (Стр.35-42)

-Нарисуете плакат на тему: «Охрана лесов».

-Молодцы, спасибо за урок!

Лекарственные растения.

Папоротник мужской.

Многолетнее травянистое растение с корневищем. Корневище мощное, толстое, густо покрыто тонкими корнями и несет пучок длинных перистых листьев. Листья темно-зеленые, удлиненно-эллиптические, длиной до 1 м и более, дважды перисто-рассеченные, с зубчиками, которые развивают на нижней стороне листьев кучки спорангиев, прикрытых округло-почковидными покрывалами. Растет в еловых и дубовых лесах и среди кустарниковых зарослей, во влажных тенистых местах, богатых перегноем, на Кавказе — в горных буковых лесах, в Сибири (на Алтае и Саянах) — в еловой тайге, на Дальнем Востоке — в кедорвниках. Болезни и воздействие: глисты, тениидозы, дифиллоботриозы, гименолепидозы.

Голубика.

Болезни и воздействие: расстройства желудка, заболевания сердца. Кустарник от 20 до 120 см высоты, с темно-серыми или коричневато-бурыми цилиндрическими побегами. Листья обратно-овальные или обратно-яйцевидные, жесткие, с цельными, немного загнутыми вниз краями. Сверху они светло-зеленые, снизу — сизоватые. Осенью листья краснеют и опадают. Цветки бледно-розовые или зеленовато-белые, расположены на коротких поникающих цветоножках в пазухах листьев. Цветет в июне, плоды созревают в конце июля — августе. Произрастает в Приморском крае, Приамурье, на Охотском побережье, Чукотке, Сахалине, Курильских и Командорских островах. Ягоды голубики содержат много сахаристых веществ и аскорбиновой кислоты (витамин С), а также ряд других веществ. Они применяются в народной медицине как витаминное и противопоносное средство, а отвар листьев — в качестве слабительного. Отвар веток с листьями употребляют иногда при заболеваниях сердца (Крылов, 1969). Отвар ягод дают лихорадящим больным. По данным Л.Д. Шулятевой (1964), листья голубики в экспериментальных условиях улучшают потребление глюкозы тканями и могут представлять интерес как вспомогательное средство лечения сахарного диабета.

Белена черная

Болезни и воздействие: ревматические и невралгические боли, астма.Белена черная — двулетнее озимое растение семейства пасленовых. Покрыта мягким, клейким, оттопыренным пушком, обладает неприятным запахом. Корень вертикальный, ветвистый, мягкий, иногда почти губчатый, морщинистый, с утолщенной корневой шейкой. Стебли одиночные, высотой 20—115 см, ветвистые, зеленые, опушенные. Листья мягкие, тусклые, темно-зеленые, снизу светлые, сероватые, с более густым и длинным опушением вдоль жилок и по краям. Цветки немногочисленные, в начале цветения они скучены на верхушках стеблей и ветвей. Венчик грязно-желтоватый, реже беловатый с сетью пурпурно-фиолетовых жилок. Плод — кувшинообразная, многосемянная коробочка

Чистотел большой

Болезни и воздействие: кожные болезни, трудно заживающие раны, волчанка, опухоли кожи, полипы в носу, золотуха.Чистотел большой — многолетнее травянистое растение семейства маковых, содержащее во всех частях оранжевый млечный сок. Корень стержневой, ветвистый, с коротким корневищем. Стебель прямостоячий, ветвистый, покрытый редкими волосками или почти голый, высотой 25—100 см. Листья зеленые, снизу сизоватые, перистораздельные с почти супротивными, отставленными парами листочков. Цветки желтые, собранные на концах стебля зонтиками. Плод — стручковидная одногнездная двустворчатая коробочка длиной 3—6 см, шириной 2—3 мм.

СКАЗКА

Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – размышлял он.- Конечно, лес - это деревья».

И он нарисовал дубы, ели, сосны, кусты орешника, зеленую траву и яркие цветы. А в уголке картины он нарисовал маленького человечка с длинной бородой - деда-лесовичка. А какой же это лес без лесовичка?

Повесил художник свою картину на стену, полюбовался ею и куда-то поехал. Когда через некоторое время он вернулся, то на картине увидел лишь черные стволы деревьев.

—Что случилось с лесом? Почему он пропал? - пришел в ужас он.

—Ты забыл нарисовать грибы,- отозвался дедушка-лесовичок.- Без грибов не будет леса.

Художник взял кисти и нарисовал снова деревья и кусты, траву, цветы, а среди травы - грибы. Тем не менее, лес продолжал зысыхать.

— Это потому, что в твоем лесу нет насекомых,— заметил лесовичок.

Художник снова взялся за кисти, и на цветах и листьях появились яркие мотыльки и проворные жуки.

— Ну, в конце концов, все в порядке, — решил художник и, еще раз полюбовавшись картиной, снова куда-то поехал.

А когда он вскоре появился, то не поверил собственным глазам: на месте роскошного ковра из цветов и трав была лишь обнаженная земля. И деревья тоже были голые, будто зимой.

Художник подошел ближе... и ужаснулся. Весь лес был покрыт толстым пластом гусениц и жуков.

Даже лесовичок с боязнью отодвинулся на край картины и вид имел очень огорченный.

—Это ты во всем виноват! – закричал художник.- Ты приказал мне нарисовать насекомых, а они съели весь лес! Что же делать? Неужели я никогда не смогу нарисовать настоящий лес?

—Никогда,- сказал лесовичок,- если не нарисуешь птиц. Потому, что настоящий лес не может существовать без птиц.

Художник не спорил, взял кисти, краски. Он снова нарисовал деревья, кусты, траву и цветы. Под деревьями и в траве он хитро замаскировал грибы, на листву посадил мотыльков, пчел и бабочек, а на ветвях появились веселые птицы. Работал он долго. И, когда ему показалось, что работа закончена, лесовичок сказал:

—Мне уютно в этом лесу. Однако я не хочу, чтобы он снова погиб.

—Но почему же он теперь может погибнуть? Ведь в нем все есть!

—Не все,- сказал лесовичок.- Нарисуй жабу и ящерицу.

И художник нарисовал жабу и ящерицу. И еще разных зверей.

Он закончил работу, когда на дворе было темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы увидеть, что же у него вышло, и вдруг услышал какие-то шорохи, треск ветвей.

— Вот, в конце концов, это настоящий лес,— послышался из тьмы голос деда-лесовичка. Теперь он будет жить. Так как тут есть все: и деревья, и грибы, и цветы, и животные. Это - лес.

Художник зажег свет и внимательно посмотрел на картину.

Но лесовичок где-то спрятался.

А может, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может, он залез на дерево, и его не видно было среди листвы. И он мог спрятаться в лесу где угодно. Ведь там живут тысячи и тысячи жителей, которых невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу.

(Ю. Дмитриев)

infourok.ru

Конспект урока по природоведению в коррекционной школе на тему " Растения леса" ( 5 класс)

УРОК БИОЛОГИИ в 5 классе.

Тема урока: Растения леса.

Задачи урока: Образовательные:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о группах растений нашего леса (растения, кустарники, травы), о пользе и значении леса.

  2. Учить работать с гербарием, развивать познавательную активность и самостоятельность.

Коррекционные:

  1. Работать над развитием мышления, устной речи, внимания, воображения, ориентироваться в пространстве.

  2. Учить обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение вести себяв лесу, не принося ему вреда.

Тип урока: Повторительно – обобщающий.

Оборудование: Аудиозапись «Звуки леса», картины лесов, гербарии растений, раздаточный материал (хвоя сосны и ели, сушёные ягоды малины,черники, шиповника), индивидуальные карточки с заданиями,иллюстрации деревьев, грибов.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

Орг. Момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, а куда, мы сейчас узнаем. Сейчас вы закроете глаза, сядете удобно и услышите звуки.

Определите, где мы можем их услышать.

Мы отправимся в лес, а заодно проверим и обобщим ваши знания о растениях Костромских лесов.

Давайте определим, в какой лес мы отправимся.

Вспомним, какие растения встречаются в лесу.

Наша задача – разделить растения на группы. Выделите группу самых высоких растений.

Чем деревья отличаются от других растений?

Вот мы идём с вами по лесу, какие деревья нас окружают? Отгадайте. Русская красавица стоит на поляне в зелёной кофточке, в белом сарафане.

Давайте представим берёзку, какая она?

Дети загадывают (домашнее задание)

Весной зеленела, летом загорела, осенью надела красные кораллы.

Никто не пугает, она вся дрожит.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

Определите среди этих растений «4 лишний». Объясните.

Как называются листья у ели?

Какие ещё хвойные деревья можно встретить в наших костромских лесах? Как отличить ель от сосны? Достали из конвертов иголки. Возьмите в руку иголку сосны.

Условно изобразим. По 3 человека. Берёзу, осину, ель.

На доске картинки. Смородина, шиповник, малина. Назовите одним словом.

Чем кустарники отличаются от деревьев? Как называются маленькие кустарники? Почему мы любим кустарники? Ягоды не только вкусные, но и полезные. (Разбирают вместе с детьми).

Конверты с сушёными ягодами.

Предложено назвать ягоды.

Полезны не только ягоды, но и листья. Например, при болезни почек, врачи прописывают заваривать и пить брусничный лист, очень полезны витаминные чаи.

Какие ещё растения мы видим в лесу?

Работа с гербарием. Листы гербария развешены по классу. Показывает траву: ландыш, кислицу, папоротник, ромашку, зверобой и др. пшеница (не встречается).

Физкультурная пауза.

А теперь давайте закроем глаза и представим всё, о чём мы говорили. Звуки леса с комментарием.

Мы идём по лесной дороге, слышно пение птиц, слева от нас берёзка – тонкая, кудрявая, белоствольная, справа дрожит осинка, вот под маленькой ёлочкой кустик черники с крупными чёрными ягодами. Мы опускаем голову. Вдоль дороги белеют ромашки, желтеет зверобой. Журчит ручеёк. Мы наслаждаемся. Нам хорошо в лесу. Мы выходим на большую солнечную поляну. Открываем глаза.

На поляне мы будем выполнять задание. Детям предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями: классифицировать

Деревья Кустарники Травы

_______ __________ _____

_______ __________ _____

Прочитаем отрывок из стихотворения Никулиной «Русский лес».

Нет ничего милее бродить и думать

здесь

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

Какое значение имеет лес для человека из этих строк?

Какие правила мы должны выполнять, приходя в лес? Задание: сформулируйте правила поведения в лесу по картинкам.

Прогулка наша закончилась. Гуляя по лесу, мы повторили и обобщили знания о растениях наших костромских лесов, вспомнили правила поведения в лесу и говорили о значении леса. Каждый человек должен задуматься о том, каким увидят лес наши потомки через много лет, и сможет ли лес дать им то, что даёт сейчас нам.

Слушают звуки леса, определяют. В какое время года можно услышать эти звуки.

Из 3-х картин выбирают смешанный лес. Спрашивается слабый учащийся.

Называют.

Отвечают:

Деревья. У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви.

Берёза. Подбирают: стройная, белоствольная, красивая, тонкая и т.д.

Рябина.

Осина.

Ель.

Ель. Это хвойное дерево.

Хвоя.

Сосна.

У сосны длинные иголки.

Показывают.

Изображают.

Кустарники. У них нет одного толстого ствола.

Кустарнички.

На них вкусные ягоды.

Малина – при простуде, черника – для зрения, шиповник – кладезь витаминов.

Травы.

Определяют, встречаются в лесу или нет.

Дети расслаблены, сидят, слушают.

Самостоятельная работа.

Читают про себя. Потом один ученик у доски.

Место отдыха, лекарство, пища, топливо.

Не разжигай костры. Не вырывай кустарники с корнем. Не руби лес. Не разоряй птичьи гнёзда. Не разоряй муравейники.

Слушают итог урока.

Развитие внимания.

Развитие мышления.

Развитие памяти.

Развитие мышления.

Сравнение. Развитие умения отвечать полным ответом.

Развитие речи.

Развитие мышления. Соотношение и анализ признаков.

Обогащение словаря.

Развитие мышления.

Сравнение.

Развитие воображения.

Развитие мышления.

Обогащение словаря.

Адаптация к жизненным условиям.

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие

технологии.

Релаксация.

Формирования умения работать самостоятельно.

Связь с уроком чтения.

Развитие речи.

infourok.ru

Растения и животные леса - PDF

«Природный мир Кубани»

«Природный мир Кубани» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 7 муниципального образования Абинский район Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей

Подробнее

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС» Ведущий: Сегодня мы проведем игру «Звездный час», но игра эта не совсем обычная. Она экологическая. Что такое экология? Ответы детей. Ведущий: Какие правила поведения

Подробнее

Животные лесных ярусов

Животные лесных ярусов Животные лесных ярусов Мир. С чем мы только не ассоциируем данное слово. С покоем, с бесконечностью, Вселенной. Каждый человек задумывается о многообразии мира, потому что помимо нашего людского мира существует

Подробнее

По теме. Ф.И. ученика

По теме. Ф.И. ученика Технологическая карта урока биологии По теме Ф.И. ученика Класс Дата I. Задание 1 1. Рассмотрите картинку. 2. Что изображено на данной картине? 3. Назовите организмы природного сообщества леса. 4. Назовите

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. 1 Пояснительная записка. Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир леса» составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной

Подробнее

Игра «Путешествие по лесной тропе»

Игра «Путешествие по лесной тропе» Игра «Путешествие по лесной тропе» Задачи:. Углубление знаний по биологии и активизация познавательной деятельности учащихся.. Развитие остроты мышления, чувства коллективизма.. Формирование волевого стремления

Подробнее

Тема: «Лес многоэтажный дом»

Тема: «Лес многоэтажный дом» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 19 «Зёрнышко» Конспект занятия по образовательной области «Познание» образовательная деятельность «Ознакомлению с природой» Тема:

Подробнее

«Животные и растения Самарской области»

«Животные и растения Самарской области» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ Г. О. ТОЛЬЯТТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДСКОГО

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Программа «Мир леса» является структурной единицей деятельности школьного лесничества «Бурундучок». Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание

Подробнее

Природные зоны России

Природные зоны России Природные зоны России Арктические пустыни Природные условия Арктика расположена на островах Северного Ледовитого океана и на севере полуострова Таймыр. Арктика-страна льда и тьмы. Сурова природа этой

Подробнее

Урок по окружающему миру

Урок по окружающему миру Тема: Лес - природное сообщество. Цели: Урок по окружающему миру познакомить учащихся с особенностями природного сообщества лес, с его животным и растительным миром; развивать устную речь, логическое мышление,

Подробнее

«Всемирный день дикой природы»

«Всемирный день дикой природы» Развлечение для старшей группы «Всемирный день дикой природы» Цель: Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе. Задачи: - Уточнять, систематизировать и углублять знания

Подробнее

Правила поведения в лесу

Правила поведения в лесу Правила поведения в лесу Не разоряйте птичьи гнёзда Дети запомнить должны И понять: Гнёзда у птичек Нельзя разорять! Если в траве Увидали яйцо Или услышали Крики птенцов, Не приближайтесь, Не лезьте туда

Подробнее

«Ознакомление с природой родного края»

«Ознакомление с природой родного края» МДОУ детский сад общеразвивающего вида 16 «Малышок» КОНСПЕКТ открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Ознакомление с природой родного края» Воспитатель: Лебедева

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности третьего года обучения разработана на основе дополнительной образовательной программы «Азбука

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка На сегодняшний день охрана лесных сообществ является одной самых основных задач человечества. Эта работа начинается в детском саду первом звене системы непрерывного экологического

Подробнее

МДОУ «Ельниковский детский сад 1»

МДОУ «Ельниковский детский сад 1» МДОУ «Ельниковский детский сад 1» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Знатоки природы» Воспитатель : Турлаева С.Н. С. Ельники 2017 г Цели: Конспект непосредственно образовательной

Подробнее

Русский лес (викторина)

Русский лес (викторина) Русский лес (викторина) Цель: проверить знания детей о деревьях, кустарниках, растительности леса. Оборудование: картины; плакаты; русский костюм; иллюстрации. В записи звучат звуки леса; шум листвы, пение

Подробнее

«Знатоки природы» Звуки леса! (аудио)

«Знатоки природы» Звуки леса! (аудио) Экологическая викторина для детей средней группы «Знатоки природы» Цель: закрепить знания и навыки экологической культуры воспитанников по проекту «Хранители природы» Ход викторины Ведущая: Ребята, вы

Подробнее

для детей старшего дошкольного возраста

для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 3 с. Бехтеевка Корочанского района Белгородской области» Конспект проведения интегрированной непосредственной

Подробнее

Проверяемый результат (можно цифрой из п.2)

Проверяемый результат (можно цифрой из п.2) Работа по окружающему миру для 2 класса. 1.Вид работы: промежуточная аттестация. Цель работы: определить уровень достижения планируемых результатов обучающимися 2 классов по предмету окружающий мир. 2.Перечень

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа кружка «Земля наш дом» создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно нравственного развития и воспитания

Подробнее

На верхних «этажах» леса

На верхних «этажах» леса На верхних «этажах» леса Ярусы леса, как этажи большого дома, заселены различными обитателями. Верхний ярус это царство птиц. Кукушка скрытная и осторожная птица. Живут эти птицы поодиночке, кормятся насекомыми

Подробнее

Кромского района Орловской области

Кромского района Орловской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Черкасская средняя общеобразовательная школа» Конспект урока окружающего мира по теме: «Какие бывают растения?»

Подробнее

«Загадки нашего леса»

«Загадки нашего леса» Г УО «Учебно педагогический комплекс ясли сад средняя школа 24 г. Борисова» Интеллектуальная игра «Загадки нашего леса» Воспитатель: Стульба З. В. Игра «Звёздный час». «Загадки нашего леса» Цель: воспитание

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка 1 Пояснительная записка Рабочая программа для 5 класса по природоведению составлена на основе государственной программы под редакцией Воронковой В.В. (авторы В.В.Воронкова, Л.В. Кмытюк,) 2014г., Москва,

Подробнее

Лес природное сообщество

Лес природное сообщество Лес природное сообщество С.А. Филиппова Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Наиболее продуктивными мы считаем такие формы работы, в которых активно участвуют сами ученики.

Подробнее

Животный мир родного края

Животный мир родного края ГБОУ Гимназия 1562 Дошкольное отделение «СОЛНЫШКО» Животный мир родного края Группа «Маша и медведь» Воспитатели: Горячева С.А. Корзун А.И. Вид проекта: познавательно - творческий Участники проекта: Дети

Подробнее

Тип программы адаптированная.

Тип программы адаптированная. Пояснительная записка. Воспитанию любви к Родине, укреплению их физического и психического здоровья детей и подростков служит природное окружение, оно же способствует развитию эстетических и нравственных

Подробнее

контрольная работа в виде теста.

контрольная работа в виде теста. Пояснительная записка по предмету «Мир» 8и класс Данная программа разработана на основании программно-методического материала: «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М.Бгажноковой;

Подробнее

docplayer.ru

РАСТЕНИЯ ЛЕСА - ПРИРОДА ЛЕТОМ - ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 2 КЛАСС

ПРИРОДА ЛЕТОМ

 

РАСТЕНИЯ ЛЕСА

 

Вспомни, какие леса называют хвойными. А какие лиственными?

Тебе известно, что название леса зависит от того, каких деревьев в нем растет больше. Если в лесу растут лиственные деревья - дуб, липа, клен, береза, - это лиственный лес. В хвойном лесу растут хвойные деревья - ель, сосна, можжевельник. А в смешанном лесу растут и хвойные, и лиственные деревья.

В лесу каждая группа растений образует свой «этаж» - ярус. Верхний ярус образуют деревья. Под деревьями растут кусты, это - средний ярус. А ниже стелющиеся травянистые растения. Они образуют нижний ярус.

Выберите любой текст из приведенных и подготовьте сообщение о растении леса. Пользуйтесь следующим планом:

ü Название растения.

ü Группа, к которой относится растение: дерево, куст, травянистое растение.

ü Внешний вид растения.

ü Где растет.

Дополнительно воспользуйтесь справочниками, иллюстрациями.

 

 

ДУБ

Про это дерево говорят - мощное, величавое. У него крепкие ветви и толстый ствол. Дуб может прожить до 500 лет. А некоторые деревья доживают до 2 тысяч лет. Плоды дуба - желуди. Ими любят лакомиться лесные жители - дикие кабаны, сойки, белки. Из желудей вырастают молодые дубки.

Дубовые леса называют дубравами. Растет дуб в лиственных и смешанных лесах.

 

image291

 

ШИПОВНИК

В лиственном или смешанном лесу можно увидеть кусты шиповника. Летом ее крупные розовые или белые цветки с приятным запахом привлекают к себе пчел и других насекомых. Хорошо заметен шиповник и осенью, когда на нем созревают оранжевые или красные сочные плоды. Защищается эта лесная красавица от нежелательных гостей острыми шипами, которыми покрыты не только стебли, но И листья.

 

image293

 

ВОРОНИЙ ГЛАЗ

Это растение ты часто встречаешь в лиственном лесу. Она привлекает к себе внимание четырьмя длинными, заостренными на концах листьями. Листья расположены друг напротив друга, а между ними - ягода, похожая на круглое черное око. Ягода хорошая, но рвать ее нельзя. Все растение чрезвычайно ядовито.

 

 

image295 Работа с гербарием. Сравни ветки, листья, плоды различных кустов (например, шиповника и калины). Чем они похожи? Чем отличаются?

image295 Рассмотри рисунки. Опиши любую травянистую растение.

 

image296

 

Словарик. Лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, ярус.

 

Для любознательных

Деревья и грибы нужны друг другу. Так, нити грибницы гриба підосичника оплетают корни осины и получают из него питательные вещества. В то же время грибница гриба впитывает из почвы воду с питательными веществами и снабжает их дереву. Следовательно гриб и дерево приносят пользу друг другу.

Леса бывают хвойные, лиственные, смешанные. В лесу растения образуют ярусы.

schooled.ru

Конспект урока на тему "Растения леса"

Тема: Растения леса

Цель: Познакомить с растительным миром леса.

Задачи:

-  расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах; 

- прививать интерес к изучению предмета;

- воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.

- работать над развитием сообразительности;

- формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с цифрами для участников, звезды.

Описание игры: В команде участвуют 6 человек и 6 помощников. Каждый игрок и помощник имеют набор карточек от 0 до 10 (0 поднимают при условии, если нет правильного ответа). За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. Если ответ участника совпадает с ответом помощника, то участник получает звезду.

После первого тура выбывает участник, набравший наименьшее количество баллов (если количество баллов одинаковое, то подсчитывают звезды).

После второго, третьего и четвертого тура выбывает один человек.

В финал выходят два участника. Составленные слова (только имена существительные) называют по очереди. Не названное слово можно заменить звездой. Побеждает тот, кто последним назовет слово.

Чтец

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Ведущий: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Человек многим обязан природе, лесу. Нашу игру «Звездный час» мы посвящаем растениям леса.

1 тур «Деревья леса»

Перед вами изображения деревьев:

1- сосна

2- дуб

3- береза

4- клен

5- осина

6 – липа

7 - ель

8 – рябина

9 – черемуха

Прослушав вопрос, вы поднимаете табличку с номером соответствующего ответа.

Если ответ участника совпадает с ответом его помощника – то он получает звезду.

1. Хоть неплохо я одета

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и жарким летом

Вся дрожу, как в холода. (5)

2. Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стою высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч. (2)

3. По весне в лесу высоком,

На опушках и в глуши

Всех я сладким, вкусным соком

Угощаю от души. (3)

4. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед

А меня все обижают

Шкуру тонкую сдирают (6)

5. Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (7)

6. Лишь пурга окрест зовет

И морозы станут злей

Я столовую открою

Для клестов и снегирей. (1)

7. Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красный наряд. (8)

8. А когда наступит осень,

Он красавец молодой,

Весь зальется солнцем

И станет покорять своей красотой. (4)

9. Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (9)

Подведение итогов

2 тур «Кустарники леса»

1- орешник

2- шиповник

3- волчье лыко

4- малина

5- калина

6- ежевика

1. Я на розу так похож,

Разве что не так хорош

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (2)

2. В сенокос — горька,

А в мороз — сладка,

Что за ягодка? (5)

3. Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок.

Попадался на зубок.

Расколоться все не мог,

А потом под молоток.

Хрустнул раз — и треснул бок. (1)

4. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (4)

5. Ягода чёрная — да не черника,

Куст колючий — да не малина. (6)

6. Этот куст на вид прекрасный,

Но очень он для всех опасный.

Ягоды зовут, краснеют,

Да взять их никто не смеет. (3)

(Подведение итогов)

3 тур «Травы леса»

1 – ромашка

2- подорожник

3 – ландыш

4 – крапива

5 – одуванчик

6 - колокольчик

1. Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

И однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (2)

2. Белая корзинка

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (1)

3. Только тронь

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава как огонь. (4)

4. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка. (5)

5. Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (6)

6. Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (3)

(подведение итогов)

4 тур «Логические цепочки»

1- М.Ю. Лермонтов

2 - А.С. Пушкин

3- Л.Н. Толстой

Чьи это слова

«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»

1- волк

2- жираф

3- лиса

Кто из этих животных не живет в лесу?

1- пролеска

2 - сон-трава

3 – астра

Что здесь лишнее?

1 – купальница

2- венерин башмачок

3. медуница

Все ли эти растения занесены в Красную книгу?

(Подведение итогов)

Финал

За одну минуту составить как можно больше слов из слова «ЗЕМЛЯНИКА»

Награждение победителя и участников конкурса

Источники:

Л.И. Грехова «В союзе с природой» «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва-Ставрополь 2002

www.plants-and-animals.ru

http://vsemzagadki.narod.ru

http://zagadki-s-otvetami.ru

http://zagadochki.ru

http://images.yandex.ru

globuss24.ru

Конспект урока по природоведению на тему "Растения леса"(5 класс)

УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ в 5 классе.

Тема урока: Растения леса.

Задачи урока: Образовательные:

  1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о группах растений нашего леса (растения, кустарники, травы), о пользе и значении леса.

  2. Развивать познавательную активность и самостоятельность.

Коррекционные:

  1. Работать над развитием мышления, устной речи, внимания, воображения, умения ориентироваться в пространстве, моторики.

  2. Учить делать выводы и обобщения.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение вести себяв лесу, не принося ему вреда.

Тип урока: Повторительно – обобщающий.

Оборудование: Аудиозапись «Звуки леса», картины лесов, раздаточный материал (хвоя сосны и ели), индивидуальные карточки с заданиями, иллюстрации деревьев, грибов.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельностьучащихся

Коррекционная работа

Орг. Момент.

Кор. упражнение. Проверка дом.зад.

Определение темы и целей урока.

Сейчас вы закроете глаза, сядете удобно и услышите звуки.

Определите, где мы можем их услышать.

Мы отправимся в лес, а заодно проверим и обобщим ваши знания о растениях леса.

Давайте определим, в какой лес мы отправимся.

Вспомним, какие растения встречаются в лесу.

Наша задача – разделить растения на группы. Выделите группу самых высоких растений.

Чем деревья отличаются от других растений?

Вот мы идём с вами по лесу, какие деревья нас окружают? Отгадайте. Русская красавица стоит на поляне в зелёной кофточке, в белом сарафане.

Давайте представим берёзку, какая она?

Весной зеленела, летом загорела, осенью надела красные кораллы.

Никто не пугает, она вся дрожит.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

Определите среди этих растений какое растение тут лишнее. («3 лишний».) Объясните.

Как называются листья у ели?

Какие ещё хвойные деревья можно встретить в наших лесах? Как отличить ель от сосны? Достали из конвертов иголки. Возьмите в руку иголку сосны.

Условно изобразим. По 3 человека. Берёзу, осину, ель.

На доске картинки. Смородина, шиповник, малина. Как можно назвать это одним словом?

Чем кустарники отличаются от деревьев? Как называются маленькие кустарники? Почему мы любим кустарники? Ягоды не только вкусные, но и полезные. (Разбирают вместе с детьми).

Полезны не только ягоды, но и листья. Например, при болезнях, врачи прописывают заваривать и пить отвары из трав, очень полезны витаминные чаи.

Какие ещё растения мы видим в лесу?

Показывает траву: ландыш, кислицу, папоротник, ромашку, зверобой и др.пшеница (не встречается).

Физкультурная пауза.

А теперь давайте закроем глаза и представим всё, о чём мы говорили. Звуки леса с комментарием.

Мы идём по лесной дороге, слышно пение птиц, слева от нас берёзка – тонкая, кудрявая, белоствольная, справа дрожит осинка, вот под маленькой ёлочкой кустик черники с крупными чёрными ягодами. Мы опускаем голову. Вдоль дороги белеют ромашки, желтеет зверобой. Журчит ручеёк. Мы наслаждаемся. Нам хорошо в лесу. Мы выходим на большую солнечную поляну. Открываем глаза.

На поляне мы будем выполнять задание. Детям предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями: классифицировать

infourok.ru

Конспект урока на тему "Растения леса"

Тема: Растения леса

Цель: Познакомить с растительным миром леса.

Задачи:

-  расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах; 

- прививать интерес к изучению предмета;

- воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.

- работать над развитием сообразительности;

- формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с цифрами для участников, звезды.

Описание игры: В команде участвуют 6 человек и 6 помощников. Каждый игрок и помощник имеют набор карточек от 0 до 10 (0 поднимают при условии, если нет правильного ответа). За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. Если ответ участника совпадает с ответом помощника, то участник получает звезду.

После первого тура выбывает участник, набравший наименьшее количество баллов (если количество баллов одинаковое, то подсчитывают звезды).

После второго, третьего и четвертого тура выбывает один человек.

В финал выходят два участника. Составленные слова (только имена существительные) называют по очереди. Не названное слово можно заменить звездой. Побеждает тот, кто последним назовет слово.

Чтец

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Ведущий: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Человек многим обязан природе, лесу. Нашу игру «Звездный час» мы посвящаем растениям леса.

1 тур «Деревья леса»

Перед вами изображения деревьев:

1- сосна

2- дуб

3- береза

4- клен

5- осина

6 – липа

7 - ель

8 – рябина

9 – черемуха

Прослушав вопрос, вы поднимаете табличку с номером соответствующего ответа.

Если ответ участника совпадает с ответом его помощника – то он получает звезду.

1. Хоть неплохо я одета

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и жарким летом

Вся дрожу, как в холода. (5)

2. Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стою высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч. (2)

3. По весне в лесу высоком,

На опушках и в глуши

Всех я сладким, вкусным соком

Угощаю от души. (3)

4. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед

А меня все обижают

Шкуру тонкую сдирают (6)

5. Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (7)

6. Лишь пурга окрест зовет

И морозы станут злей

Я столовую открою

Для клестов и снегирей. (1)

7. Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красный наряд. (8)

8. А когда наступит осень,

Он красавец молодой,

Весь зальется солнцем

И станет покорять своей красотой. (4)

9. Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (9)

Подведение итогов

2 тур «Кустарники леса»

1- орешник

2- шиповник

3- волчье лыко

4- малина

5- калина

6- ежевика

1. Я на розу так похож,

Разве что не так хорош

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (2)

2. В сенокос — горька,

А в мороз — сладка,

Что за ягодка? (5)

3. Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок.

Попадался на зубок.

Расколоться все не мог,

А потом под молоток.

Хрустнул раз — и треснул бок. (1)

4. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (4)

5. Ягода чёрная — да не черника,

Куст колючий — да не малина. (6)

6. Этот куст на вид прекрасный,

Но очень он для всех опасный.

Ягоды зовут, краснеют,

Да взять их никто не смеет. (3)

(Подведение итогов)

3 тур «Травы леса»

1 – ромашка

2- подорожник

3 – ландыш

4 – крапива

5 – одуванчик

6 - колокольчик

1. Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

И однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (2)

2. Белая корзинка

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (1)

3. Только тронь

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава как огонь. (4)

4. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка. (5)

5. Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (6)

6. Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (3)

(подведение итогов)

4 тур «Логические цепочки»

1- М.Ю. Лермонтов

2 - А.С. Пушкин

3- Л.Н. Толстой

Чьи это слова

«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»

1- волк

2- жираф

3- лиса

Кто из этих животных не живет в лесу?

1- пролеска

2 - сон-трава

3 – астра

Что здесь лишнее?

1 – купальница

2- венерин башмачок

3. медуница

Все ли эти растения занесены в Красную книгу?

(Подведение итогов)

Финал

За одну минуту составить как можно больше слов из слова «ЗЕМЛЯНИКА»

Награждение победителя и участников конкурса

Источники:

Л.И. Грехова «В союзе с природой» «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва-Ставрополь 2002

www.plants-and-animals.ru

http://vsemzagadki.narod.ru

http://zagadki-s-otvetami.ru

http://zagadochki.ru

http://images.yandex.ru

doc4web.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта