Приметы 2 класс по окружающему миру за растениями. ГДЗ «Окружающий мир 2 класс». Рабочая тетрадь вторая часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по окружающему миру «Приметы осени» 2 класс. Приметы 2 класс по окружающему миру за растениями


Приметы осени. Как понять окружающий мир :: SYL.ru

В природных зонах России просматривается четкая смена всех времен года. Каждое из них неповторимо и имеет свои отличительные черты. Самые яркие приметы осени, зимы, весны и лета отражены в творчестве великих поэтов, писателей, художников. Кроме того, наблюдения за сезонными изменениями в природе играли важную роль в организации хозяйственной деятельности человека.

Сентябрь

Первым месяцем осени считается сентябрь. Именно в это время начинают происходить изменения, связанные с жизнью живой и неживой природы. Прежде всего это касается понижения температуры воздуха, изменения количества осадков, уменьшения ясных дней. Совсем не случайно сентябрь в древности называли вереснем или хмурнем. Многие приметы осени именно так и характеризуют его.

До наших дней дошли высказывания, родившиеся много веков назад:

  • холоден сентябрь, да сыт;
  • гром в сентябре - к теплой осени;
  • журавли высоко летят, громко курлычут - к хорошей осени.

На первый осенний месяц приходится пора бабьего лета. Многие народные приметы осени связаны с этим периодом. Так, например, ненастной погоде, установившейся с середины сентября до конца месяца, обязательно придет на смену продолжительная сухая осень. Ясное "бабье лето" указывает на то, что зима будет морозная.

Октябрь

Грязник, подзимник, свадебник - все это названия одного и того же месяца - октября. В старинных наименованиях отражены основные особенности второго осеннего месяца, а также общие приметы осени. В октябре учащаются дожди, возможно выпадение снега, ночные заморозки становятся регулярными. Издавна было принято играть свадьбы именно в это время, ведь заканчивалась пора тяжелых сельскохозяйственных работ. Кроме того, после сбора урожая не составляло труда организовать праздничное застолье.

В народе существовали поверья, которым необходимо было следовать неукоснительно. Чтобы журавли вернулись в родные края, необходимо было вслед улетающей стае выкрикнуть: "Колесом дорога!" В первой половине октября на столе всегда должен был стоять мед. В конце месяца рекомендовалось развесить всю одежду на утреннем морозе, чтобы избавиться от злых духов.

Существуют такие приметы осени, о которых знает любой современный человек. Так, например, летящая паутина в начале октября говорит о том, что холода наступят еще нескоро. День 4 октября укажет, какой будет погода еще в течение четырех недель.

Ноябрь

Студень, полузимник, грудень, листопад. Так предки называли последний осенний месяц. Темные ночи - главная его особенность. Но после первого снега, который покрывает землю именно в ноябре, ночью становится светлее.

Большое количество снега, выпавшего в последний месяц осени, позволяет надеяться на хороший урожай в следующем году. Появление комаров в ноябре говорит о том, что ожидается теплая зима. Морозы задержатся, если последние листья с деревьев опадают медленно.

В ноябре и природа, и человек готовятся к приходу зимы. Поэтому многие приметы ноября указывают на то, какой будет предстоящее время года. Знание признаков, умение ими пользоваться помогает людям адаптироваться к природным условиям, чувствовать себя более защищенными. Именно по этой причине знакомство с основными приметами, относящимися к разным временам года, должно происходить еще в детском возрасте.

Приметы осени для детей дошкольников

Видеть отличительные черты каждого времени года - очень важное умение, которым должен овладеть ребенок еще до посещения школы. Знакомство с приметами того или иного сезона происходит на практическом уровне во время прогулок в лесу, парке, сквере, у водоема. Даже простое наблюдение за природой из окна своей комнаты может дать ребенку многое.

Осень - яркое время года. Ее признаки не могут быть не замечены ребенком. Дети обычно сами начинают задавать вопросы об изменившемся цвете листьев на деревьях, их поражают густые туманы, прощальные крики птиц. Взрослому важно поддержать ребенка в разговорах, дать ему возможность порассуждать и снабдить его новыми знаниями.

Гуляя по парку и наблюдая за белками, можно упомянуть, что большое количество беличьих кладовых с богатыми запасами могут указывать на суровую зиму. Об этом же говорит хороший урожай ягод рябины. По листьям на березе можно узнать о сроках приближения холодов. Если они желтеют снизу - заморозки еще долго не наступят. Если крона берез начала желтеть сверху - приближение студеной поры не за горами.Регулярные беседы с ребенком о приметах осени приведут к тому, что постепенно у него разовьется познавательный интерес, он сам без труда будет замечать основные изменения, происходящие в природе.

Фенологические наблюдения

Систематические наблюдения за изменениями в природе, связанные со сменой времен года, дети начинают вести во время обучения в школе. К этому обязывают требования программы по предмету "Окружающий мир", который входит в перечень обязательных дисциплин.

В результате изучения отдельных тем дети узнают о том, что характер труда жителей сельской местности зависит от сезона. Признаки зимы, весны, лета перечисляются детьми без каких-либо затруднений, как и приметы осени. 2 класс - этап обучения, когда ученики начинают вести дневники наблюдений за природой. Народные приметы, о которых говорилось на уроках, необходимо по возможности пронаблюдать и убедиться в правильности выводов, сделанных предками. Систематическая работа в этом направлении не только интересна, но и полезна ребенку для дальнейшего изучения природы.

www.syl.ru

ГДЗ "Окружающий мир 2 класс". Рабочая тетрадь вторая часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» за второй класс, часть вторая, УМК «Перспектива», авторы тетради — Плешаков, Новицкая, 2016 год издания. Если первая часть была полностью посвящена осени, логично, что вторая должна охватить зиму, весну и лето. Да, о зиме и весне страниц много, но темы в точности повторяют 1 часть рабочей тетради. Немного не понятно, зачем 3 раза за учебный год учить созвездия звездного неба или одних и тех же птиц, но авторы учебника распорядились именно так. Про лето и вовсе только пара страничек, хотя, согласитесь, это время года чуть ли ни одно из самых замечательных и примечательных. Наш решебник содержит все гдз, ответы на задания ко второй части рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс по Перспективе. Все ответы проверены учителем начальных классов. На многие задания вы сможете найти расширенный ответ, доклад или презентацию на страницах нашего сайта.

Зима

Страница 3-5. Зимние месяцы

Задание 1. В первом столбце прочитай вслух названия зимних месяцев и древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий зимних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

1 столбец: децембер, януариус, фебруариус.

2 столбец: декабрь, январь, февраль. Названия по звучанию похожи на римские.

3 столбец: студень, сечень, снежень.

2. Запишите названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с

1) с явлениями неживой природы;2) с явлениями живой природы;3) с трудом людей.

Выбрать варианты вы можете на страничке Названия зимних месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей >>

Задание 3. Велика Россия. Поэтому и зима приходит в разные ее края в разное время. И длится ее владычество разные сроки. Запиши даты, когда зима приходит в ваш край и когда уходит.

Зима на Урале и в Сибири – самое продолжительное время года. Она начинается обычно в конце октября, когда устанавливается постоянный снежный покров и отрицательные температуры воздуха. Заканчивается зима в этих краях в 20-х числах марта. Снежный покров лежит около 5 месяцев и достигает толщины в среднем 30-40 см.

Зима в Европейской части России примерно совпадает с календарной: с начала декабря по конец февраля.

Зима в Краснодарском крае короткая, в ноябре еще может стоять плюсовая температура. Зима начинается в середине декабря, а к началу февраля уже уступает место весенним явлениям природы.

Задание 4. Рассмотри фотографию. Сочини к ней стихотворение, присловье, загадку (на выбор) о красавице-зиме. Запиши.

Белая вата весь лес согрела. (Снег).

Одеяло белоеНе руками сделано.Не ткалось и не кроилось,С неба на землю свалилось. (Снег).

Намело, навьюжило.Все деревья в кружеве!Снег на соснах, на кустах,В белых шубках ели.И запутались в ветвяхБуйные метели.

Задание 5. Помести фотографии или рисунки родного города (села), сделанные зимой. Придумай и напиши к ним подписи.

Курган зимой:

Городской сад зимой

Площадь Ленина зимой

Зимняя Москва:

Храм Василия Блаженного зимой

Храм Христа Спасителя зимой

Страница 6-7. Зима — время науки и сказок

Задание 2. Запиши народные приметы на урожай в твоем крае.

Ответ: Если в Сретение (15 февраля) по дороге несет снег – жди хорошего урожая.При большом снеге и хлеба будет много, а при малом и хлеба мало.Ясный новогодний день — к богатому урожаю хлеба, к нему же на Новый год сильный мороз и снегопад.Если лед на реке ровный, значит хлеба будет мало, а если лед становится грудами – хлеба будет много.

Выбрать еще приметы вы можете со странички Народные приметы на урожай >>

Задание 3. Вспомни сказку народов твоего края про животных. Нарисуй к ней рисунок.

Вспомним сказку «Зимовье зверей». Рисунок:

Задание 4. Подбери и запиши пословицу, выражающую смысл сказки, к которой нарисован твой рисунок.

Пословица: Готовь сани летом, а телегу зимой.

Страница 8-9. Зима в неживой природе

Задание 1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца зимой. Объясни свой выбор.

Ответ: самый крайний рисунок справа, потому что на нем солнце ниже всего и видны признаки зимы: снег, деревья без листьев.

Задание 2. Составьте список зимних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Солнце в небе поднимается низко. Короткий день. Мороз. Снегопад, метель. Лед на водоемах. Оттепель и гололедица. Изморозь на деревьях.

Еще зимние явления природы >>

Задание 3. Запиши даты:

День зимнего солнцестояния — 22 декабря.

День зимнего солнцеворота — 25 декабря.

Задание 4. Понаблюдайте за погодой зимой. Каждый месяц ведите наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заносите в таблицы, пользуясь условными знаками.

Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт архив погоды сайта гисметео (gismeteo.ru), на нем есть дневник погоды для школьников. Выписываем погоду за нужные дни и перерисовываем те же условные обозначения.

Страница 10-11. Звездное небо зимой

Задание 1. Найди на рисунке Полярную звезду и подпиши ее. Объясни (устно), как тебе удалось отыскать эту звезду среди других.

Полярная звезда — самая яркая звезда созвездия Малая Медведица (малый ковш), находится на конце ковша.

Задание 2. Придумай сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Далеко далеко от земли жила Полярная звезда, которая хотела очень многое узнать о Земле. И задумавшись, не удержалась она на небе и упала в лес, да не просто в лес а прямо на хвост медвежонку — маленькой медведице, которая гуляла по лесу. Медведица удивилась и спросила: — Кто ты?— Я — Полярная звезда! Я упала с неба — ответила гостья.— Зачем ты прилетела сюда?Звезда не задумываясь ответила:— Чтобы посмотреть, что такое земля. Тогда маленькая медведица с восторгом предложила ей всё показать, и они отправились гулять по лесу. Они любовались замечательными красивыми растениями и не менее красивыми животными. Звёздочке всё понравилось и она пригласила медведицу в гости к себе на небо. Они в миг очутились на небе, и гостье так там понравилось, что она решила остаться на небе. Теперь они неразлучные друзья и называются Малая медведица и Полярная звезда.

Задание 3. Впиши названия сторон горизонта.

Если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади — юг, слева — запад, справа — восток.

Задание 4. С помощью иллюстрации учебника соедини звезды на рисунке (с.11) так, чтобы получился фрагмент созвездия Орион. Найди на рисунке звезду Сириус и подпиши ее. Объясни (устно), что тебе помогло отыскать эту звезду.

Если по поясу Ориона провести прямую справа налево, то первая яркая звезда на этой прямой и будет Сириус.

Задание 5. Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на зимнем небе.

Созвездия: Орион, Большой и Малый пес, Телец, Близнецы, Единорог, Рак.

Звезды: Полярная звезда, Сириус, Капелла, Бетельгейзе.

Подробнее о созвездиях и звездах читайте на страничке Рассказы про созвездия звездного неба для детей >>

Страница 12-13. Зима в мире растений

Задание 1. Узнай лиственные деревья по плодам. Соедини линиями рисунки и названия.

Ответ слева направо: липа, ясень, клён, рябина, вяз.

Задание 2. Узнай хвойные деревья по шишкам. Соедини линиями рисунки и названия.

Ответ слева направо: ель, лиственница, сосна.

Задание 3. Догадайся, какое растение изображено на фотографии.

Ответ: можжевельник.

Задание 4. Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде (по силуэтам, плодам, шишкам и другим признакам). Запиши названия растений и нарисуй признаки, по которым вы определили эти растения.

Примеры рисунков:

Рябину можно определить по плодам, собранным в грозди.

Шиповник определим по красным вытянутым плодам.

Березу определим по белому стволу.

Ясень определим по вытянутым семенам, собранным в метелки.

Страница 14-15. Зимние праздники

Задание 1. Поздравь своего одноклассника рождественской песенкой-колядкой.

Коляда, коляда!Выходила коляда из Нова-города.Как искала коляда Машенькиного двора.Нашла коляда Машин двор.Машин двор не мал, не велик,….Счастья, радости тебе, Машенька!

Задание 3. Рассмотри фотографии новогодних игрушек. Отметь (закрась кружок) те, которые тебе кажутся старинными.

Ответ: закрашиваем кружок у ангелочка, лебедя и лимона. Можно отметить шишку на ваше усмотрение.

Страница 16-17. Растения в домашней аптечке

1. Как называются эти лекарственные растения?

Задание 2. Практическая работа «Лекарственные растения».

Название растений — Какие части используются

шиповник — плодызверобой — цветки, листья, стебельцикламен — клубниромашка аптечная — цветыможжевельник — плодыкалендула — цв

teora-holding.ru

Конспект урока по окружающему миру «Приметы осени» 2 класс

1.Организационный момент

2. Повторение материала.

« месяцы», «сезон»

3. Новый материал

3. Закрепление материала

4. Итоги урока.

Приветствует учеников

Предлагает ученикам назвать по порядку известные им времена года

Задаёт вопросы:

-Какое сейчас время года?

-Какое время года было перед осенью?

-Какое время года следует за осенью?

-Сколько месяцев длится каждое время года (сезон)?

Предлагает продолжить фразу:

Зима- зимние месяцы

Предлагает назвать осенние месяцы

Предлагает прочитать текст учебнике

.

Вместе с учителем выполняют речь с движениями:

Задаёт наводящие вопросы:

- Что происходит осенью с травой?

- Что происходит с листьями?

- Какие деревья остаются зелёными?

- Что делают люди в садах и на полях?

- Как ведут себя птицы?

- Как готовятся к зиме остающиеся зимовать птицы и звери (закончить предложения, выбрав правильный ответ)

Предлагает назвать изображенные

на картинках деревья, подобрать листья к деревьям, обвести по трафарету и раскрасить.

Подведение итогов, оценивание учащихся, домашнее задание, вывешивание на стенд работ всех детей.

Приветствуют учителя

Называют: зима, весна, лето, осень

.

-Сейчас осень

-Перед осенью было лето

-За осенью следует весна.

Каждое время года (сезон) длиться по 3 месяца

Весна – весенние месяцы

Лето – летние месяцы

Осень – осенние месяцы

Называют:

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Читают по очереди текст:

Осень - природа готовиться к зиме. Вот и кончилось доброе тёплое лето. Наступила осень. На улице стало прохладно. Вода в водоёмах стала холодной. С каждым днём всё меньше греет солнце. Идут моросящие дожди, дуют сильные ветры. Под ногами грязь и слякоть. В октябре в воздухе мелькают снежинки. Кое-где на водоёмах появляется лёд. К концу осени всё чаще выпадает снег. Солнце редко показывается из-за туч. Скоро станет совсем холодно.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Осенью трава желтеет и увядает

Листья желтеют, краснеют и падают на землю

Ели и сосны (хвойные деревья)

Люди собирают урожай, овощи и фрукты.

Птицы улетают в тёплые края, это перелётные птицы

Белка……………..грибы.

Медведь…………………берлогу.

Муравьи……..ходы в муравейник.

Крот ……..ходы под землёй.

Лягушка ……..в водоём.

(запасает, прячется закрывают, роет, забивается)

Называют:

дуб – дубовый лист,

берёза – березовый лист,

клён – кленовый лист,

рябина – рябиновый лист,

липа – липовый лист.

Выбирают листья, обводят, раскрашивают.

1 мин.

10 мин.

10 мин.

Учебник «Окружающий мир и безопасность человека» 1 класс

5 мин.

10 мин.

4 мин.

docbase.org

Урок окружающего мира "Народный календарь" (2 класс)

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока по окружающему миру

во 2 классе

«Народный календарь»

Автор-составитель:

Монастырная Елена Евгеньевнаучитель начальных классов

1 квалификационной категорииНРМОБУ «Лемпинская СОШ»

ХМАО – Югра, Нефтеюганского р-на

с. Лемпино

2013 год

Урок окружающего мира во 2 классе

по учебнику А.А. Плешакова и М. Ю. Новицкой «Окружающий мир»,

УМК «Перспектива».

Тема: Народный календарь

Целевые установки урока

Предметные результаты:

  • познакомиться с обыкновенным календарём, православным календарём и с древним календарём коренных народов Севера.

  • наблюдать за хозяйственной деятельностью народов Севера и связывать с народным календарём.

  • знать некоторые народные приметы на погоду;

  • наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

Метапредметные результаты:

  • сравнивать современный календарь с древними календарями других народов;

  • сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края;

  • проверять народный прогноз погоды по ближайшему дню - погодоуказателю;

  • сравнивать результат с прогнозом метеорологов;

  • соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств;

  • вести работу с литературой школьного этнокраеведческого музея: находить нужную информацию.

Личностные результаты:

Участники: учащиеся 2 класса.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедиапроектор, слайдовая презентация по теме урока, куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, подготовленные к выступлению ученики 3-4 классов с сообщениями, рекомендации для занятий в семье.

Оборудование для учащихся: современный календарь на парте, таблички с названием месяцев по хантыйскому календарю, счётные палочки, учебник и рабочая тетрадь для детей.

ХОД УРОКА

  1. Организация урока.

(Приветствие; проверка готовности к уроку; посадка и настрой на работу.)

Настрой детей на работу:

- Быть активными,

- выполнять задание быстро, но внимательно,

- слышать учителя с первого раза,

- не грубить друг другу, не обижать товарищей,

- быть сдержанными, не перебивать учителя во время объяснения, одноклассников – во время их ответа, уметь дослушать до конца и дополнить, если нужно.

  1. Актуализация знаний и умений.

- Ребята, послушайте загадки и попробуйте отгадать:

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает –

Когда это бывает? (летом)

Слайд №1 «Природа в летнее время»

- Назовите летние месяцы (июнь, июль, август).

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает –

Когда это бывает? (осенью)

Слайд №2 «Природа в осеннее время»

- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (зимой)

Слайд №3 «Природа в зимнее время»

- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь и февраль).

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает

Когда это бывает? (весной)

Слайд №4 «Природа в весеннее время»

- Назовите весенние месяцы (март, апрель и май).

-Ребята, если пройдет и лето, и осень, и зима, и весна, то одним словом что это пройдёт? (год)

-Ребята, сколько месяцев в году? (12 месяцев)

- Вспомните, какой прибор служит для измерения времени?

- Может загадка поможет ответить на данный вопрос?

Сам дней не знает,

А другим указывает (календарь).

Слайд №5 «Изображение современного календаря»

- Давайте вспомним, что же такое календарь?

- Календарь - распределение по дням и месяцам отдельных видов деятельности людей и способ счисления дней в году.

(Дети рассматривают обыкновенные календари на парте)

- Посмотрите на свои календари и скажите, сколько месяцев в году современного календаря?

- С какого месяца начинается год?

- Сколько времён года проходит по данному календарю?

- Ребята, календарь, в котором 12 месяцев распределены по четырём временам года называется солнечный.

- Солнечным он назван ещё и потому, что он составлен на основе наблюдений за изменениями в природе по солнцу.

- Значит современный календарь, который стоит у вас на партах - это солнечный календарь.

Слайд №6 «Вопросы рубрики»

Учитель предлагает детям ответить на вопросы рубрики «Вспомним» на с.44 учебника:

  • Какими календарями пользуются в твоей семье?

  • Как ты узнаёшь, какой сегодня месяц, число, день?

  • Как ты узнаёшь о погоде на завтра?

  1. Целеполагание.

- Ребята, нам сейчас не сложно узнать, какой будет погода завтра и даже через неделю. Можно послушать прогноз погоды по радио, телевизору, заглянуть в Интернет.

Учитель берёт кукол - помощников в национальных костюмах и говорит:

- А теперь представьте себе, что мы перенеслись на много лет назад. На 200 лет. Или даже на 300. Эти дети (указывает на кукол-помощников) собираются завтра рано-рано утром пойти в лес. Как они могут узнать, какой будет погода? Давайте послушаем их разговор.

Учитель разыгрывает кукольную сценку:

Девочка:

- Ну что, пойдём завтра в лес, как задумали?

Мальчик:

- Пойдём, конечно.

Девочка:

- А если дождь?

Мальчик:

- Так ты на солнце посмотри!

  1. Аналитический этап.

Учитель продолжает:

- Что за странный разговор, ребята?

- Разве можно по виду солнца предсказать, какой будет погода?

- Как называются наблюдения за природой, по которым можно предсказывать погоду? (приметы)

- Сейчас я прочитаю вам, что рассказывает об этом учебник. А вы внимательно слушайте и постарайтесь услышать те приметы, которые пригодятся нашим помощникам для похода в лес». Учитель читает текст на с.44-45 учебника. После прочтения берёт кукол и предлагает ученикам подсказать им подходящие приметы из тех, что только что прозвучали.

Работа с приметами:

  • Красное небо на закате – к ветру или дождю.

  • Если солнце садится в облака - жди дождя.

  • Ясная луна – к морозу.

  • Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде.

  • Ласточки низко летают – к дождю.

  • Зимой вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу, на нижние ветви – к ветру, на снег – к оттепели.

- Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю приметы, а вы постарайтесь найти к ним подходящие рисунки в учебнике. (Выбранные рисунки дети «подчёркивают» счётной палочкой).

- И ещё подумайте, какие органы чувств помогают наблюдать эти явления. Какие ещё органы чувств вам знакомы? Давайте перечислим их.

  1. Тренировочные упражнения.

Далее учащиеся выполняют задание №1 на с.30 рабочей тетради.

- Прочитайте народные приметы.

- Какому народу принадлежат приведённые в задании приметы на погоду?

- Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления?

(Ребята устно отвечают)

  1. Аналитический этап.

Слайд №7 «Изображение православного календаря»

Продолжая урок, учитель показывает детям православный календарь и сообщает:

- В этом календаре каждый день посвящён памяти какого-либо святого человека или события Священной истории. Например, есть дни, посвящённые святым Марии, Елене, Наталье. Их имена привычны для нашего слуха. Встречаются и диковинные, непривычные для нас, редкие имена. Вот, например, святая Фёкла. А вот святой Луппа. Красным цветом в этом календаре выделены и другие дни, не такие, как в том календаре, с которым мы работали на прошлом уроке. Как вы думаете, что это за календарь?

Учитель выслушивает мнения учеников и поясняет:

- В старину простые люди, крестьяне, таких календарей не имели, а в своей жизни ориентировались на церковные службы, посвящённые святым людям, и давали имена святых дням их памяти. Так складывался особый устный народный календарь. Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определённых святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в соответствии с сезонными изменениями в природе. (Идёт работа с учебником стр. 46-47)

  1. Тренировочные упражнения.

Учитель предлагает детям рассмотреть рисунки внизу с. 46 учебника и спрашивает:

- О каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник?

- Как вы это поняли?

-Подумайте, какую зиму обещают людям улетающие журавли. Почему?

  1. Физкультминутка

Игра «в сову». Дети стоят у парт. По сигналу водящего «День!» свободно двигаются, по сигналу «Ночь, сова летит!» замирают на месте.

  1. Тренировочные упражнения.

- Ребята, мы с вами живём по солнечному современному календарю, узнали о православном календаре, но у каждого народа имеется свой древний народный календарь.

- Рассмотрите старинные календари народов России. Попробуйте объяснить (устно), как они помогают следить за ходом времени.

  1. Региональный компонент.

  • - Ребята, разные народы по-своему вели календарь. Коренные жители нашего края, ханты, тоже имеют свой древний календарь.

- Самый древний календарь народов ханты - лунный, в котором смена месяцев основана на фазах луны, отсюда и название календаря – лунный. По лунному календарю жили древние коренные народы нашей местности: ханты. Древние ханты имели свой лунный календарь, в котором, оказывается, был тринадцатый месяц.

Слайд №8 «Модель хантыйского народного календаря»

- Лунный календарь тоже основан на смене времён года и связан с трудом людей. А начинается этот календарь с весны, когда снег тает и снова подмерзает, образуя наст.

Слайд № 9 «Наст»

Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.

Начинает лунный календарь месяц март.

Название каждого месяца в этом календаре у народов ханты особенное. Оно связано с трудом людей и изменениями в природе. Так, например месяц февраль называется «Месяц метелей», так как в этот месяц наблюдались в природе сильные метели.

  • - Изучать народный календарь мы начнём с весенних месяцев, так как начало года в календаре народов ханты приходится на весну. На нашем уроке присутствуют ученики 3-4 классов. Они помогут познакомить вас с лунным календарём народов ханты.

-Посмотрите на календарь, который стоит на вашем столе, и назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

-Как называется первый весенний месяц по обычному календарю? (март)

- Март - Березол (по русскому народному календарю) – т.к. брали берёзовый сок.

- А сейчас мы узнаем, как этот месяц называется у народов ханты в лунном календаре (выходят ученики 3-4 классов).

Слайд № 10 «Труд людей в марте»

1-ый ученик:

- Я месяц март. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц малого наста», т.к. в марте снег тает и снова подмерзает, образуя наст. В марте люди начинают заготавливать дрова на следующую зиму, продолжается строительство начатых домов и строений. Традиционно в этот месяц проходит охота за лосем.

- А теперь вспомните, как называется второй весенний месяц по обычному календарю?

- Апрель - Цветень (по русскому народному календарю) – цветение садов.

-Послушайте, как этот месяц называется у народов ханты в лунном календаре.

Слайд № 11 «Прилёт ворона», слайд 12 «Труд людей в апреле».

2-ой ученик:

- Я месяц апрель. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц большого наста». У апреля есть другое название «Месяц ворона», открывается он 7 апреля – Вороньим праздником. Ворона почиталась как вестник весны, в этот месяц люди продолжают заготавливать дрова, продолжается строительство домов. В конце апреля заканчивается охота на лося, проходит лосинный праздник в честь этого зверя, так как лось кормит человека в самую голодную весеннюю пору.

- Вспомните, как называется третий весенний месяц по обычному календарю?

Май - Травень (по русскому народному календарю) – луга покрываются травами.

- А как же этот месяц называется у народа ханты? Вам расскажет ученик 4 класса… В его сообщении встретятся незнакомые вам слова (объяснение учителя):

Нерест – метание икры самками рыб.

Метать (в данном случае) – значит производить потомство.

Слайд № 13 «Труд людей в мае»

3-ий ученик:

- Я месяц май. А по хантыйскому календарю я называюсь «Месяц нереста рыб». В этот месяц рыбы вымётывают икру. На десятый – пятнадцатый день открывается охота на водоплавающих птиц. Мужчины в этот месяц готовят лодки из осины, а зимние покрытия чума меняют на берестяные.

XI. Физкультминутка

- Вы немного устали – отдохнём. Сейчас я буду называть месяцы из лунного календаря народов ханты. Если названный месяц относится к весне, то вы должны подпрыгнуть; если же не относится – хлопнуть в ладоши и постучать ногами.

XII. Региональный компонент.

-Ребята, давайте ещё раз назовём, как называются весенние месяцы по лунному календарю народа ханты (месяц малого наста, месяц большого наста, месяц нереста рыб)

4-ый ученик:

- Я месяц июнь. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц высокой воды».

5-ый ученик:

- Я месяц июль. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц спадающей воды».

6-ой ученик:

- Я месяц август. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц сбора ягод».

- Эти месяцы какого времени года?

7-ой ученик:

- Я месяц сентябрь. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц опадания листьев».

8-ой ученик:

- Я месяц октябрь. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц замерзания водоёмов».

9-ый ученик:

- Я месяц ноябрь. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц застывания Оби».

- После осени какое время года?

10-ый ученик:

- Я месяц декабрь. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц коротких дней».

11-ый ученик:

- Я месяц январь. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц сильных морозов».

12-ый ученик:

- Я месяц февраль. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц метелей».

  • Ребята, давайте построимся так, чтобы у нас получился обычный современный календарь.

- С какого месяца он начинается? (с января)

- А теперь построимся так, чтобы у нас получился лунный древний календарь народов ханты.

- С какого месяца он начинается? (с марта)

- Ребята, мы с вами поговорили обо всех 12-ти месяцах лунного календаря.

(Стук в дверь)

- А это кто ещё? (заходит 13-ый месяц)

13-ый ученик:

- Здравствуйте! А вот и я. Про меня забыли? А некоторые старики помнят меня и называют «Месяцем гагары»

Слайд № 14 «Природа родного края»

XI. Выводы и обобщения.

- Ребята, как вы понимаете сочетание слов «народный календарь»?

(Календарь составил народ)

- О каких народных календарях шла речь на уроке?

(Говорили о православном календаре, о древнем лунном календаре народов ханты)

- Что вы запомнили о православном календаре?

- Что вы знаете о древнем лунном календаре народов ханты?

(Учитель зачитывает вывод учебника на с.47)

- Что бы вы хотели добавить к сказанному? Как поняли главную мысль урока?

- Как называется календарь, по которому мы с вами живём? (солнечный)

- Какие народные приметы вы запомнили?

- Постарайтесь в течение года соотносить свои наблюдения за природой с народными приметами, проверять, оправдываются ли эти приметы, и делиться своим опытом с товарищами по классу.

XIII. Домашнее задание.

  • Теоретический материал на с. 44-47 учебника;

  • Вопросы рубрики «Проверь себя»;

  • Задание № 2 на с. 30 рабочей тетради.

- Посетите этнокраеведческий музей школы и запишите приметы народов Севера о погоде.

- Соотнесите свои наблюдения за природой с народными приметами родного края, проверьте, оправдываются ли эти приметы.

XIV. Рекомендации для занятий в семье.

Вместе с ребёнком постарайтесь понаблюдать за изменениями во внешнем виде растений, поведением животных, за явлениями в мире неживой природы и соотнести их с погодой текущего времени или предугадать погоду на несколько дней вперёд.

Список литературы:

  1. «Окружающий мир» рабочие программы УМК «Перспектива» 1-4 классы.

  2. «Окружающий мир» методическое пособие УМК «Перспектива» 2 класс Москва «Просвещение» 2012 год.

  3. Учебник «Окружающий мир» (1 часть) 2 класс А.А. Плешаков,

М.Ю. Новицкая Москва «Просвещение» 2011 год.

  1. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» (1 часть) 2 класс А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Москва «Просвещение» 2011 год.

  2. Журнал «Югра» № 5 май , 1997 год.

  3. Энциклопедия Российских праздников «РЕСПЕКС», 1997 год.

  4. Энциклопедия ХМАО, 2000 год.

  5. Л.А. Пиманова. Программа по краеведению для учащихся 1-2 кл. «Мы – дети природы» Ханты – Мансийск 1996 год.

  6. Журнал «Северные просторы», статья «Экологический календарь»

  7. Ю. Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки». М.,1990 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Современный календарь.

  1. Модель солнечного календаря.

  1. Православный календарь.

  1. Модель древнего лунного календаря ханты.

  1. Куклы в хантыйских национальных костюмах.

  1. Коренные жители ХМАО – Югры: ханты.

  1. Наст.

  1. Труд жителей Югры.

  1. Лето нашего края.

  1. Родной край в зимнее время.

  1. Природа Югры осенью.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру 2 класс

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе.

Тема урока: Изменения в природе зимой.

Подготовила: учитель начальных классов Кошевая С.Н.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: сформировать у учащихся представления о зимних изменениях в природе.

Задачи урока : познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой; раскрыть связи между живой и неживой природой; формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость охранять природу, правильно вести себя на улице зимой; научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.

Необходимое оборудование и материалы :

- экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.

- презентация к уроку.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.

- раздаточный материал.

- смайлы для самооценивания.

  1. Организационный момент.

Ноги – на месте,

Руки – на месте,

Локти – убрали,

Спинка – прямая.

Приветствуем всех и друг друга улыбками.

  1. Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром.

- Я вас приглашаю в гости к зиме.

- Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)

-Что относится к неживой и к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа. Растения, животные, человек - живая природа.)

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

- Ребята, а так ли вы одевались на прогулку осенью как сейчас? Почему?

- Что изменилось в неживой природе с приходом зимы?

- Назовите признаки зимы?

Обобщение признаков зимы

3. Неживая природа зимой.

-Как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения уч-ся.)

-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Ребята, посмотрите внимательно на репродукцию картины В. Янова и скажите

- Какая стоит погода? Какое настроение хотел передать автор?

Какой цвет использует художник больше и почему?

(Используется много белого цвета, чтобы изобразить снег) ?

Учитель. А из чего же состоит снег?

Ученик 1.

Какими бывают снежинки?

Снегопад. Тихо и красиво падают из облаков на землю снежинки. Планируя, как маленькие парашютики, кружатся они при самом лёгком ветре в завораживающем танце.

Можно подставить шерстяную варежку и поймать снежинку. Только надо прикрыть нос и рот рукой, чтобы от тёплого дыхания снежная звёздочка не растаяла.

Раньше думали, что снег - замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко, над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Какое разнообразие форм! Кажется, нет и двух одинаковых.

Но учёные, изучающие снежинки, сумели выделить девять основных форм снежных кристаллов. Им даже дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная.Снежинки столь разнообразны, что каждый такой снежный кристалл может встречаться в очень разных видах.

Сорок восемь видов, вариантов, комбинаций! Сколько красивых рисунков можно сделать, собирая рисованную коллекцию снежинок! Слипшиеся снежинки образуют снежные хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты, ложатся они на землю.

Учитель. Любоваться можно не только красивыми снежинками. А как красивы узоры на стеклах!

Рассказ учителя. Какими бывают морозные узоры?

В холодные, морозные дни, если приходится ехать на автобусе, или троллейбусе, не спеши оттаять и протереть замёрзшее стекло. На стекле не меньше интересного, чем за ним. Все эти красивые узоры, похожие на нарисованные ёлочки, вроде бы и похожи друг на друга, а при смотрись — одинаковых не увидишь. Каждый узор особый. То крупные прямые веточки, то закруглённые, то мелкие иголочки побежали в разные стороны. Что ни стекло, то но вый узор.

Самое любопытное, что рисует мороз эти узоры с нашей помощью. Тёплый влажный воздух, выдыхаемый людьми, соприкасаясь с очень холодным стеклом, замерзает и превращается в ледяные кристаллики. Они-то и образуют сложный рисунок.Это легко проверить. Если ладонью оттаять замёрзшее стекло, а потом подышать на него, то можно увидеть, как растут иглы ледяных кристаллов. А разбегаются в стороны они всегда под одним и тем же углом! Когда ледяные иглы встречаются между собой, они срастаются, образуя узор, состоящий из многих кристалликов.

В холодных помещениях на стёклах витрин тоже образуются морозные узоры. Но там кристаллики льда оседают из воздуха без помощи людей. В воздухе всегда содержится водяной пар — бесцветный и невидимый газ. Морозу только и забот, что рисовать с его помощью.Если быть наблюдательным, то можно заметить, что морозные узоры цветные: то голубые — в пасмурную погоду то жёлтые — на солнце, то розовые и лиловые — на закате. Только успевай, зарисовывай!

Не только стёкла кружевной росписью разрисовывал мороз. Рисует он ледяные цветы и на земле.Искать узоры из кристалликов льда в форме листьев растений или цветов надо на рыхлой, слегка влажной, обнажённой почве при первых морозах. Образуются, ледяны цветы чаще всего в местах выхода тёплого воздуха, там, где под землёй проходят трубы теплотрассы, у вентиляционных люков. Влажный тёплый воздух быстро охлаждаете и замерзает. Кристаллы льда при этом располагаются группами, образуя узоры, похожие на пальмы, папоротник, цветы.

4. Зимние месяцы.

А что за скакуны запряжены в тройку царицы зимы?

- В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает

Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль - «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

Ребята, а какие народные приметы вы знаете

Народные приметы.

  • Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.

  • Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

  • Дым столбом - к морозу.

  • Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.

  • Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

  • Холодная зима – жаркое лето.

Работа по учебнику.

А сейчас поработаем по учебнику.

Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой». Стр. 132-133 (самостоятельно)

Беседа по прочитанному.

- Какие явления в неживой природе происходят?

Природные явления зимой.

  • оттепель (повышение температуры атмосферы до положительных значений зимой или в начале весны).

  • гололедица (когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).

  • снегопад (выпадение снега из облаков).

  • метель (перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли).

  • изморозь (отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев, проводах) при влажной морозной погоде).

- А еще, какие природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга)

Ребята, а чем отличается вьюга от метели?

Метель - метёт старый снег т.е. ветер без осадков; вьюга - это метель плюс осадки с сильным ветром. т.е. снег, а буран от слова буря т.е.очень серьёзно.

А теперь посмотрите на репродукцию картины Алексея Константиновича Саврасова «Зимний пейзаж». Обратите внимание, какой цвет преобладает в картине. Объясните, почему.

Какие краски использует художник, чтобы изобразить небо?

( Тяжелые мрачные тучи создают настроение тревожного ожидания: ожидания метели, вьюги или просто снегопада).

Как вы думаете какое природное явление ожидается в природе?

А теперь попробуйте угадать , какое явление изобразил в своем произведении Свиридов?

«Метель».

А сейчас давайте еще раз вспомним, какие природные явления есть в природе?

Подумайте и назовите правила безопасного поведения на улице зимой.

Работа в парах.

- Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.

Беседа о том, что гололед является причиной аварий на дорогах и травм пешеходов; а падающие во время оттепели с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим.

(Рефлексия каждого ученика)

Гимнастика для глаз.

6. Игра «Хлопки».

-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь,

прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.

7. Зимняя жизнь растений.

А сейчас мы поговорим, как зима отразилась на жизни растений и животных.

На какие группы, делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы).

На какие группы делятся деревья? (Лиственные и хвойные).

Расскажите как лиственные и хвойные деревья приготовились к зиме?

( Лиственные растения еще осенью сбросили листья)

Лиственные деревья и кустарники зимой кажутся мертвыми. Но это не так. В этом легко можно убедиться, если рассмотреть почку растения. Снаружи она покрыта плотными чешуйками. Раздвиньте их и увидите маленькие зеленые листочки. Чешуйки защищают их от мороза и высыхания. Листочек сидит на крошечном стебельке, который так же спрятан в чешуйке. Зимой дерево как будто спит. А весной из почек вырастут молодые стебли с листьями.

На многих деревьях: рябине, клене, акации, шиповнике – на зиму сохраняются плоды. Для зимующих птиц это отличная столовая. Остались листья и на березе, ясене, клене, липе. Они постепенно осыпаются и разносятся ветром. Часть их отыщут на снегу и съедят мыши и птицы.

Еще одно дерево – кормилец – осина. Ее молодой корой питаются лоси, зайцы, олени и мыши.

Это интересно!

Большинство хвойных деревьев зимуют с зелеными листьями. Остаются зелеными не только хвойные деревья, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница).

Почему они не замерзают? Какую роль выполняет снег для растений?

( Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло, он укрывает и корни растений и не дает им замерзнуть. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)

Ученые измерили температуру воздуха под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 градусов.

Зима – период покоя в жизни растений.

8. Физкультминутка.

Ветер дует ледяной

(Дети машут руками)

И вздымает снега тучу.

(Дети крутят руками)

Зайцы прячутся в кустах.

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит,

(Дети садятся в глубокий присед

на несколько секунд, потом встают)

ну, а снег летит, летит.

(Дети машут руками)

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа.

(Потягивания – руки в стороны)

Солнце светит в небесах.

(Потягивания – руки вверх)

Скачет по полю лиса.

(Прыжки)

Ну, а мы чуть-чуть пройдемся

(Ходьба)

И за парты вновь вернемся.

(Дети садятся за парты).

9. Секреты живого мира.

Работа в группах . Составление рассказа по схемам.

Рефлексия.

Оказывается, снег защищает не только растения, но и согревает животных.

Например: Лось в глубоком снегу не зарывается полностью. На поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. Лесные мыши и мыши полевки делают себе ходы под снегом и свободно перемещаются, добывая там желуди, орехи, зеленую траву, а так же ветки у которых обгрызают кору. Мы их не можем услышать, а вот лисы и ласки хорошо слышат шуршание мышей и охотятся на них.

О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

А о ком будет первое сообщение вы догадаетесь сами, отгадав загадку.

а) Отгадайте загадку

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе.

Орешки я грызу. Белка.

Ученик 2. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

б) Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. Медведь.

Ученик 3. Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

г) У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. Заяц.

Ученик 4. У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.

И последнее сообщение подумайте о ком?

в) За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара. Лиса.

Ученик 5. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывает себя хвостом.

Ученик 6. Барсук начинает готовиться к зиме осенью. Он ест жуков, ящериц, лягушек, мышей, лесные ягоды и плоды в большем количестве. Таким образом, животное нагуливает несколько килограммов жира, который служит ему источником существования в течение длительного зимнего сна. Для барсука сделать нору – не проблема. За один день он может вырыть уютный дом. Затем животное сгребает листья в свою норку, устраивает себе мягкую постель и ложиться спать на зиму. Иногда в барсуковой норе вместе с хозяином зимует еще и гость, например енот им вместе теплее.

Ученик 7. Не менее страшен чем мороз для кабанов глубокий снег. Туловище у животного массивное и тяжелое, а ноги короткие. Как только глубина снега достигает 30—40 сантиметров, кабаны лишаются возможности свободно передвигаться по лесу. Чтобы легче было ходить по глубокому снегу, дикие свиньи собираются большими группами. Идя друг за другом, пробивают животные в снегу глубокие тропы, по которым ходят на кормежку и возвращаются обратно к своим лежкам.

Это интересно!

  • Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

  • Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.

  • Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

  • Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

Игра « Расселите животных по домикам».

Домик №1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик №2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик №3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

(Задание выполняется по – цепочке на доске).

10. Жизнь птиц зимой.

А теперь поговорим о жизни птиц зимой.

- Дети, а все ли птицы остаются зимовать? Почему?

-Как называются птицы, которые улета

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта