Сложноцветные: представители, общие признаки, роль в природе и для человека. Примеры сложноцветные растений
Уроки 51. Экологическая роль и значение в жизни человека растений семейства Сложноцветных
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений; познакомить с отличительными признаками растений семейства сложноцветные; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематическую характеристику; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами, умения распознавать растения с определителем или определительными карточками.
Оборудование и материалы: таблицы «Семейство сложноцветные», гербарии растений семейства сложноцветные, модель цветка, коллекции и муляжи плодов, засушенные язычковые и трубчатые цветки (например, подсолнечника), живые экземпляры герберы, кустистой хризантемы.
Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейство сложноцветные; соцветие корзинка, лож соцветия, обертка, язычковые цветки, ложноязычковые цветки, трубчатые цветки, воронковидные цветки; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и распространения семян.
К семейству сложноцветные относится огромное количество видов растений, используемых человеком в различных областях деятельности.
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 51), а также основываясь на личном опыте, выпишите направления использования растений семейства сложноцветные в жизни и хозяйственной деятельности человека, приведите примеры этих растений.
(Данную работу можно оформить в виде таблицы.)
Направление использования растений | Примеры растений |
Пищевые растения | Топинамбур (земляная груша), подсолнечник, салат-латук, эстрагон (пряность) |
Кормовые культуры | Подсолнечник, топинамбур, лопух, одуванчик |
Масличные культуры | Подсолнечник |
Декоративные растения | Василек, маргаритка, астры, георгины, герберы, бархатцы, цинния |
Лекарственные растения | Полынь горькая, ромашка аптечная, мать- и-мачеха, сушеница болотная, череда трехраздельная, тысячелистник обыкновенный, одуванчик лекарственный, арника, календула, цикорий обыкновенный, пижма обыкновенная |
Растения-медоносы | Подсолнечник, одуванчик, мать-и-мачеха |
Дополнительная информация
Пищевое значение
Использование растений данного семейства в кулинарии популярно издавна, наиболее известный пример – это подсолнечник масличный. Его родина - Северная Америка. Он успешно акклиматизировался в наших краях, теперь подсолнечник выращивается в промышленных масштабах. Самый главный продукт из него – это, конечно же, подсолнечное масло. Но помимо этого получают семечки, саломас (твердый жир, использующийся для приготовления маргарина и мыла), отходы производства используются в качестве корма для животных. Еще один яркий и съедобный, но, к сожалению, у нас не произрастающий представитель семейства – артишок (на фото). Традиционно его считают овощем, но фактически это нераскрывшийся бутон. Как самостоятельное блюдо или гарнир он широко распространен в Средиземноморских странах и в Америке. Славится вкусовыми качествами топинамбур, возделываемый не только как пищевое, но и как техническое и кормовое растение.
Декоративное значение
Своими декоративными и красивоцветущими видами семейство астровые (фото) славится давно. Селекционерами выведено неисчисляемое количество сортов садовых цветов. Всем знакомы популярные в цветочных магазинах хризантемы и герберы. Хотя бы раз все, у кого есть клумбы, выращивали астры или маргаритки, циннии и бархатцы, георгины и агератумы. Из лекарственных растений наиболее популярны и полезны: ромашка аптечная, тысячелистник арника, череда, расторопша, полынь, пижма, календула и многие другие. Их целебное воздействие на организм проверено и доказано, отвары или настои этих трав являются ценнейшими гомеопатическими средствами.
Кормовые и технические культуры
Подсолнечник является ценной хозяйственной культурой. Это однолетнее растение, обладающее огромным соцветием-корзинкой, снизу покрытым листочками обертки. Количество цветков в корзинке может достигать 1000. В середине находятся трубчатые цветки, по краю — ярко-желтые бесполые язычковые, привлекающие насекомых.
Плод подсолнечника — семянка с плотным околоплодником.
Подсолнечник был завезен в Европу из Мексики в XVI веке. Хозяйственная его ценность была обнаружена намного позже. Семена подсолнечника содержат много масел (как и семена большинства сложноцветных), которые идут в пищу, корм скоту, на изготовление лаков и даже мыла.
Лекарственные растения
К этому семейству принадлежат лекарственные растения: цитварная полынь, мать-и-мачеха, арника, ноготки, девясил, лопух, одуванчик, пижма, сушеница, череда, тысячелистник, ромашка, горькая полынь, астра дикая. Но наиболее известна из этого семейства эхинацея. Это уникальный природный иммуностимулятор, поэтому настойка эхинацеи применяется медиками все шире и шире, как в народной, так и в традиционной медицине. Последнее подсемейство характеризуется наличием в стебле, листьях и корнях млечных сосудов, содержащих млечный сок, часто богатый каучуком и различными смолами. Всего сложноцветных насчитывается от 20 до 25 тысяч видов, распространённых везде. Многие виды встречаются повсеместно, во всех климатических поясах.
АРКТОТИС (ARCTOTIS) сем. Сложноцветные
Семейство Сложноцветные.AVI
Семейство Сложноцветные . Теория и практика ЕГЭ/ОГЭ 2017. Биология .
Двудольные, семейство Астровые
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Источник: http://ruspromedic.ru/lekarstva-i-preparaty/lekarstvennye-rastenija-2/8996-lekarstvennye-rastenija-semejstva-slozhnocvetnyh.html
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
Сложноцветные: представители, общие признаки, роль в природе и для человека | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга
1. Какие растения относятся к семейству сложноцветных?
Сложноцветные — самое крупное семейство цветковых растений, известно около 25 тыс. видов и 1000 родов. К сложноцветным относятся ромашки, васильки, одуванчик, репейник и многочисленные садовые растения: астры, георгины, хризантемы и др.
2. Общие признаки семейства сложноцветных (вегетативные органы, строение цветков (формула цветка), плодов).
Сложноцветные — в основном многолетние травянистые растения. Листья у растений семейства простые, часто образуют прикорневую розетку.
Сложноцветные — одно из самых легко распознаваемых семейств. Самый характерный признак — соцветие корзинка, окруженная при основании листочками обертки. Цветки имеют двойной околоцветник, но чашечка своеобразная и представлена хохолком волосков, чешуйками, пленками или почти незаметна. Венчик состоит из 5 сросшихся лепестков. Тычинок тоже 5, сросшихся своими пыльниками. Пестик 1 с двулопастным рыльцем.
В корзинке сложноцветных разные типы цветков: трубчатые, язычковые, ложноязычковые, воронковидные. Язычковые цветки состоят из 5 сросшихся лепестков, ложноязычковые — из 3. Сочетание цветков в корзинке может быть различным. У василька краевые цветки — воронковидные, в центре — трубчатые. У одуванчика все цветки язычковые. У подсолнечника в центре корзинки — трубчатые, по краям — ложноязычковые. Краевые цветки, как правило выполняют функцию привлечения насекомых, из центральных цветков образуются плоды.
У всех сложноцветных плод — семянка, часто снабженная пучком волосков (паллус), например у одуванчика.
3. Какую роль в природе и хозяйстве человека играют растения семейства сложноцветных? Материал с сайта //iEssay.ru
Среди сложноцветных есть пищевые, декоративные и лекарственные растения. Наиболее важное пищевое растение семейства сложноцветных — подсолнечник. В семянках, а именно в семядолях зародыша семени содержится очень много масла, до 50%. Из семян подсолнечника получают подсолнечное масло. К пищевым растениям относится и салат, в пищу употребляют его сочные, широкие листья. Декоративные растения: хризантемы, астры, георгины и др. Среди сложноцветных очень много лекарственных растений: одуванчик, арника, полынь цитварная, ромашка лекарственная, сушеница болотная, череда и др.
iessay.ru
Реферат Сложноцветные
Реферат на тему:
План:
- Введение
- 1 Описание
- 1.1 Соцветие
- 1.2 Листья
- 1.3 Корень
- 1.4 Плод
- 2 Опыление
- 3 Распространение
- 4 Применение
- 4.1 Как продукт питания
- 4.2 Как цветы
- 4.3 Как лекарственные средства
- 4.4 Краски
- 5 Сорные растения
- 6 Классификация ПримечанияЛитература
Введение
А́стровые (лат. Asteráceae), или Сложноцве́тные (лат. Compósitae) — одно из самых больших семейств двудольных растений; включает около 25 тысяч видов (относящихся к 900—1000 родам), распространённых по всему земному шару и представленных во всех климатических зонах.
1. Описание
Представители данного семейства — главным образом травянистые растения, однолетние или многолетние, реже кустарники или небольшие деревья. К исключениям можно отнести скалезию черешчатую (Scalesia pedunculata), высотой до 20 м, образующую настоящие леса на Галапагосских островах. Ещё выше вид брахилена мерана (Brachylaena merana), до 40 м высотой и 1 м толщиной, растущая на Мадагаскаре.
1.1. Соцветие
Соцветие подсолнечника
Главный отличительный признак этого семейства состоит в том, что у него, как показывает само название, цветы — сложные, то есть то, что в обиходе называется цветком, представляет на самом деле целое соцветие из мелких цветочков. Эти цветочки сидят на общем ложе — расширенном конце цветоножки, имеющем плоскую, вогнутую или выпуклую поверхность и окружены общей обвёрткой, общей чашечкой, состоящей из одного или нескольких рядов прицветников (маленьких листочков, расположенных на цветоножке) — получается нечто наподобие корзиночки. Отдельные цветочки обычно очень невелики, иногда совсем мелкие, длиной всего в 2—3 мм. Они состоят из нижней завязи, одногнёздой и односемянной, на верхушке которой прикреплён сростнолепестный венчик. У его основания обычно находится ряд волосков или щетинок, несколько зубчиков или перепончатая кайма. Эти образования соответствуют рудиментарной чашечке.
Венчик сростнолепестный, по форме сильно различается, но выделяют два наиболее распространённых типа: трубчатый, с правильным пятизубчатым отгибом, и неправильный, так называемый язычковый, причём все пять его долей срастаются в одну пластинку, отогнутую в одну сторону. Тычинок у всех сложноцветных, за редкими исключениями, пять; они прирастают своими нитями к трубке венчика, а пыльниками срастаются в одну полую трубку, окружающую столбик, который кончается двураздельным рыльцем различного устройства.
У очень многих растений описываемого семейства головки состоят только из трубчатых цветочков, как, например, у васильков, лопуха, волчеца, артишока. У других же, как одуванчика, козельца (скорцонеры), латука, цикория и др. все цветы язычковые. Наконец, у третьих в каждой головке находятся цветы обоих типов: по окружности язычковые, а в центре трубчатые (например, у подсолнечника, астры, георгина, ноготков, бархатцев, ромашки).
Можно упомянуть ещё про третий тип венчика — двугубый, в котором три доли венчика направлены в одну сторону, а две остальные в другую.
Размер соцветия как правило небольшой, до нескольких сантиметров в диаметре; и только у некоторых видов он достигает в диаметре 10—15 см, а у культивируемого подсолнечника, имеющего самое крупное соцветие в семействе, может достигать до 60 см. В то же время у некоторых видов полыни высота и ширина соцветия не превышает 2—4 мм.Формула цветка: [3].
1.2. Листья
Листья у сложноцветных, как правило, очерёдные, редко супротивные. Их величина, форма, а также степень расчленения сильно различается у разных видов; длина варьирует от нескольких миллиметров у бакхариса безлистного (Baccharis aphylla) до 2 м у белокопытника японского (Petasites japonicus). У большинства сложноцветных листья относятся к типу перистого жилкования, но встречаются также со строго параллельным или параллельно-дуговидным жилкованием (например, как у козельца (Scorzonera))
1.3. Корень
Большинство видов имеет хорошо развитый стержневой корень. Часто корень клубневидно утолщён как, например, у лопухов (Arctium). У многих видов семейства развиваются контрактильные (то есть втягивающие) корни; у растений с прикорневой розеткой они часто обеспечивают плотное прилегание розеток к земле. У многих сложноцветных обнаружена эндомикориза (грибной корень).
1.4. Плод
Одуванчик
Плод сложноцветных — семянка, то есть одногнёздный односемянной, нерастрескивающийся орешек с кожистой или деревянистой оболочкой. При этом те волоски или щетинки, которые окружали основание венчика, превращаются в хохолок, служащий как бы парашютом и позволяющий семянкам далеко разноситься по ветру (анемохория). У других же видов на конце семянки развиваются два или три шипика с обращёнными назад зубцами (как у череды). Посредством этих шипиков семянки прицепляются к шерсти животных или одежде человека и таким образом разносятся на далёкое расстояние (зоохория). Сравнительно у немногих видов сложноцветных нет никаких особых приспособлений для разноса плодов. Семена сложноцветных всегда без белка, с очень маслянистыми семядолями.
2. Опыление
Бархатцы раскидистые (Tagetes patula)
Опыление сложноцветных обыкновенно совершается посредством насекомых. Пыльники трескаются продольными щелями, открывающимися внутри пыльниковой трубки. В это время столбик скрыт ещё внутри венчика, достигая своей верхушкой лишь основания пыльников. Затем он начинает быстро удлиняться и своим верхним концом, или особыми волосками, одевающими его, подобно шомполу, вычищает всю внутреннюю поверхность пыльниковой трубки и всю пыльцу выносит наружу. Здесь пыльца прилипают к ножкам насекомых, посещающих цветы и разносится ими на другие головки. У некоторых видов этот процесс облегчается ещё сильной раздражимостью тычиночных нитей, как например у василька, видов чертополоха и пр. Когда насекомое, стремясь проникнуть к нектарию, скрывающемуся на дне трубки венчика, прикасается хоботком к нитям тычинок, то они сильно сокращаются; таким образом пыльниковая трубка сама быстро надвигается на конец столбика, который и выносит пыльцу наружу. Весьма немногие виды сложноцветных опыляются посредством ветра.
3. Распространение
Одуванчик
Сложноцветные распространены по всему земному шару, но особенно важную роль они играют в Северной Америке. Также в Средней Азии и по всей южной Европе они обитают в значительном количестве, но по направлению к северу число их видов значительно убывает.
4. Применение
4.1. Как продукт питания
Многие виды сложноцветных принадлежат к важным культурным растениям. Среди них первое место занимает подсолнечник, родом из Мексики, отличающийся самыми крупными головками из всего семейства сложноцветных (иногда до 30 см в диаметре). Также культивируют топинамбур (земляная груша), цикорий, артишок, латук, стевию и др.
4.2. Как цветы
В цветниках выращивают георгины, астры, маргаритки, циннии, кореопсис, бархатцы, ноготки и другие.
4.3. Как лекарственные средства
В медицинских целях используют полынь, эстрагон, тысячелистник, некоторые виды ромашки, арнику, череду трёхраздельную, расторопшу пятнистную и пр.
4.4. Краски
Соки серпухи красильной ранее широко использовались для изготовления жёлтой и зелёной красок[4].
5. Сорные растения
Среди опасных сорняков можно выделить растения из рода амброзия (Ambrosia), вызывающие аллергическую сенную лихорадку. Родом амброзия из Америки, но очень широко распространилась по всему миру, в том числе и в России — 5 видов из 30. К сорным растениям также можно отнести галинсогу мелкоцветковую (Galinsoga parviflora), некоторые виды череды (Bidens) и др.
6. Классификация
Полный список родов семейства Астровыепредставлен на страницеРоды семейства Астровые |
Семейство Астровые включает два подсемейства — Астровые (Asteroideae) и Латуковые, или Цикориевые, или Молокановые (Lactucoideae, или Cichorioideae)[5].
В литературе иногда встречается другие названия этих подсемейств — соответственно Трубкоцветные (лат. Tubuliflorae) и Язычковые (лат. Liguliflorae). Такое название подсемейства Астровые связано с тем, что у его представителей цветки в основном трубчатые, а язычковыми бывают лишь краевые цветки. У представителей подсемейства Латуковые цветки всегда язычковые.
К подсемейству Астровые относится большинство родов и видов семейства Астровые, то есть более тысячи родов и более двадцати тысяч видов, — второе подсемейство, Латуковые, включает менее ста родов и около двух тысяч видов.
В настоящее время подсемейство Латуковые (Lactucoideae) признано парафилетичным и, в большинстве современных систем, было разделено на несколько более мелких групп. Филогенетическое дерево, представленое ниже, основано на данных Панеро и Фанка (2002), а также системы APG III.[6]
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Следует отметить, что четыре подсемейства Астровые (Asteroideae), Cichorioideae, Carduoideae и Mutisioideae составляют 99 % видового разнообразия всего семейства (около 70 %, 14 %, 11 % и 3 % видов соответственно).
Примечания
- Используется также название Покрытосеменные.
- Об условности отнесения описываемой в данной статье группы растений к классу двудольных см. раздел «Системы APG» статьи «Двудольные».
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Мулдашев А.А. Высшие растения: краткий курс систематики с основами науки о растительности: Учебник. — 2-е, перабот.. — Москва: Логос, 2002. — 256 с. — 3000 экз. — ISBN 5-94010-041-4
- БСЭ. Серпуха - slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00070/59200.htm
- Согласно современной системе классификации, учитывающей данные филогенетического анализа, семейство Астровые разделено не на два, а примерно на двенадцать семейств, но подавляющее большинство родов и видов включено в вышеуказанные два подсемейства.
- Астровые: информация - www.mobot.org/MOBOT/Research/APweb/orders/Asteralesweb.htm#Asterales на сайте APWeb (англ.)
Литература
- Кирпичников М. Э. Семейство сложноцветные (Asteraceae, или Compositae) // Жизнь растений. В 6-ти т. Т. 5. Ч. 2. Цветковые растения / Под ред. А. Л. Тахтаджяна. — М.: Просвещение, 1981. — С. 462—476.
- Хржановский В. Г. Курс общей ботаники. Часть 2. Систематика растений: Учебник для сельхозвузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1982. — С. 439—450.
wreferat.baza-referat.ru