Презентация на тему: Почва как среда обитания растений и животных. Презентация среда обитания растений
Презентация урока познания мира в 3 "Б" классе "Среда обитания растений"
Презентация содержит большую познавательную функцию,делает урок ярким, образным,наглядным и запоминающимся.
Она воздействует на зрительную, слуховую виды памяти, воспитывает эстетические чувства и повышает эффективность усвоения программного материала,активизирует деятельность учащихся на уроке.
Просмотр содержимого документа «Презентация урока познания мира в 3 "Б" классе "Среда обитания растений"»
Заочный интернет конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ»
Урок : ПОЗНАНИЕ МИРА
Тема: Среда обитания растений.
Как человек использует растения?
Учитель: Баймухаметова Б.М.
Цель урока:
узнать о среде обитания и способе произрастания растений в сообществах
Задачи:
1) познакомить с жизнью растений в сообществах и средой обитания растений;
2) учить определять разницу между культурными и дикорастущими растениями;
3) привитие хозяйского отношения к растительному миру.
Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Проверка домашнего задания:
-устный взаимоопрос по вопросам
- письменная работа работа по карточкам
-групповая работа по составлению коллажа
Работа по теме урока:
- просмотр видеоролика «Удивительный мир растений»
-коллективная работа со статьёй учебника по стр.118-119 :
-обсуждение сказки
-работа в группах
Физминутка
Презентация «Растения и человек»
«Мозговой штурм»
Групповая работа «Разделите культурные растения по группам»
Самостоятельное чтение статьи « Как человек использует растения» с .120-121
Синквейн слов –групповая работа:
василёк(1группа) ,
роза(2 группа) ,
берёза(3группа),
дуб(4 группа)
“ Красная книга Флоры”
Давайте пройдемся медленно по лугу И “здравствуй” скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.
Итог урока:
1. Мы сегодня изучили тему ....
2.На уроке мы познакомились .....
3.Мне понравилось выполнять задание ...
покажи своё настроение на уроке
Спасибо за урок!
kopilkaurokov.ru
Презентация по экологии "Основные среды жизни"
Основные среды жизни
Автор презентации: учитель биологии МБОУ СОШ № 131 Цирина Татьяна Анатольевна
Условия обитания различных видов удивительно разнообразны. Одни из них, например некоторые мелкие клещики или насекомые, всю жизнь проводят внутри листа растения, который для них — целый мир, другие осваивают огромные и разнообразные пространства, как, например, северные олени, киты в океане, перелетные птицы.
В зависимости от того, где живут представители разных видов, на них действуют разные комплексы экологических факторов. На нашей планете можно выделить несколько основных сред жизни, сильно различающихся по условиям существования: водную, наземно-воздушную, почвенную. Средой обитания служат также сами организмы, в которые живут другие.
почвенная
почвенная
Организм, как среда обитания другого организма
Организм, как среда обитания другого организма
Среды жизни
водная
водная
Среда обитания
Наземно-воздушная
Наземно-воздушная
Водная среда жизни
Все водные обитатели, несмотря на различия в образе жизни, должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды. Эти особенности определяются прежде всего физическими свойствами воды: ее плотностью, теплопроводностью, способностью растворять соли и газы.
Физические свойства воды
плотность
Теплопро-водность
Способность растворять газы и соли
Плотность воды определяет ее значительную выталкивающую силу. Это значит, что в воде облегчается вес организмов и появляется возможность вести постоянную жизнь в водной толще, не опускаясь на дно.
- Множество видов, преимущественно мелких, неспособных к быстрому активному плаванию, как бы парят в воде, находясь в ней во взвешенном состоянии. Совокупность таких мелких водных обитателей получила название планктон.
В состав планктона входят микроскопические водоросли, мелкие рачки, икра и личинки рыб, медузы и многие другие виды. Планктонные организмы переносятся течениями не в силах противостоять им. Наличие в воде планктона делает возможным фильтрационный тип питания, т. е. отцеживание, при помощи разных приспособлений, взвешенных в воде мелких организмов и пищевых частиц.
- Оно развито и у плавающих, и у сидячих донных животных, таких, как морские лилии, мидии, устрицы и другие. Сидячий образ жизни был бы невозможен у водных обитателей, если бы не было планктона, а он, в свою очередь, возможен только в среде с достаточной плотностью.
Плотность воды затрудняет активное передвижение в ней, поэтому быстро плавающие животные, такие, как рыбы, дельфины, кальмары, должны иметь сильную мускулатуру и обтекаемую форму тела. В связи с высокой плотностью воды давление с глубиной сильно растет. Глубоководные обитатели способны переносить давление, которое в тысячи раз выше чем на поверхности суши.
Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в верхних горизонтах водной толщи. Даже в самых чистых морях фотосинтез возможен лишь до глубин в 100—200 м. На больших глубинах растений нет, а глубоководные животные обитают в полном мраке.
Температурный режим в водоемах более мягок, чем на суше. Из-за высокой теплоемкости воды колебания температуры в ней сглажены, и водные обитатели не сталкиваются с необходимостью приспосабливаться к сильным морозам или сорокаградусной жаре. Только в горячих источниках температура воды может приближаться к точке кипения.
Одна из сложностей жизни водных обитателей — ограниченное количество кислорода. Его растворимость не очень велика и к тому же сильно уменьшается при загрязнении или нагревании воды. Поэтому в водоемах иногда бывают заморы — массовая гибель обитателей из-за нехватки кислорода, которая наступает по разным причинам.
Солевой состав среды также очень важен для водных организмов. Морские виды не могут жить в пресных водах, а пресноводные — в морях из-за нарушения работы клеток.
Наземно-воздушная среда жизни .
Эта среда отличается другим набором особенностей. Она в целом более сложна и разнообразна, чем водная. В ней много кислорода, много света, более резкие изменения температуры во времени и в пространстве, значительно слабее перепады давления и часто возникает дефицит влаги.
Хотя многие виды могут летать, а мелкие насекомые, пауки, микроорганизмы, семена и споры растений переносятся воздушными течениями, питание и размножение организмов происходит на поверхности земли или растений. В такой малоплотной среде, как воздух, организмам необходима опора. Поэтому у наземных растений развиты механические ткани, а у наземных животных сильнее, чем у водных, выражен внутренний или наружный скелет.
Низкая плотность воздуха облегчает передвижение в нем. Активный и пассивный полет освоили около двух третей обитателей суши. Большинство из них — насекомые и птицы.
Воздух — плохой проводник тепла. Этим облегчается возможность сохранения тепла, вырабатываемого внутри организмов, и поддержание постоянной температуры у теплокровных животных. Само развитие теплокровности стало возможным в наземной среде. Предки современных водных млекопитающих — китов, дельфинов, моржей, тюленей — когда-то жили на суше.
У наземных обитателей очень разнообразны приспособления, связанные с обеспечением себя водой, особенно в засушливых условиях. У растений это мощная корневая система, водонепроницаемый слой на поверхности листьев и стеблей, способность к регуляции испарения воды через устьица.
У животных это также различные особенности строения тела и покровов, но, кроме того, поддержанию водного баланса способствует и соответствующее поведение. Они могут, например, совершать миграции к водопоям или активно избегать особо иссушающих условий.
- Некоторые животные могут жить всю жизнь вообще на сухом корме, как, например, тушканчики или всем известная платяная моль. В этом случае вода, необходимая организму, возникает за счет окисления составных частей пищи.
В жизни наземных организмов большую роль играют и многие другие экологические факторы, например состав воздуха, ветры, рельеф земной поверхности. Особо важны погода и климат. Обитатели наземно-воздушной среды должны быть приспособлены к климату той части Земли, где они живут, и переносить изменчивость погодных условий.
Почва как среда жизни .
Почва представляет собой тонкий слой поверхности суши, переработанный деятельностью живых существ. Твердые частицы пронизаны в почве порами и полостями, заполненными частично водой, а частично воздухом, поэтому почву способны населять и мелкие водные организмы. Объем мелких полостей в почве —очень важная ее характеристика. В рыхлых почвах он может составлять до 70% , а в плотной — около 20%.
- В этих порах и полостях или на поверхности твердых частиц обитает огромное множество микроскопических существ: бактерий, грибов, простейших, круглых червей, членистоногих.
Более крупные животные прокладывают в почве ходы сами. Вся почва пронизана корнями растений. Глубина почвы определяется глубиной проникновения корней и деятельностью роющих животных. Она составляет не более 1,5—2 м.
- Воздух в почвенных полостях всегда насыщен водяными парами, а состав его обогащен углекислым газом и обеднен кислородом. Этим условия жизни в почве напоминают водную среду. С другой стороны, соотношение воды и воздуха в почвах постоянно меняется в зависимости от погодных условий. Температурные колебания очень резки у поверхности, но быстро сглаживаются с глубиной.
Главная особенность почвенной среды — постоянное поступление органического вещества в основном за счет отмирающих корней растений и опадающей листвы. Это ценный источник энергии для бактерий, грибов и многих животных, поэтому почва — самая насыщенная жизнью среда. Ее скрытый от глаз мир очень богат и разнообразен.
Живые организмы как среда жизни.
Паразитизм — широко распространенное в природе явление. Нет ни одного вида многоклеточных животных или растений, которые не имели бы своих паразитов. Они обнаруживаются даже у бактерий. Паразиты могут населять полости тела хозяина, проникать в ткани или внутрь отдельных клеток. Сложный организм хозяина для них — целый мир.
Кроме паразитов, виды-хозяева могут иметь полезных сожителей. Например, жвачные животные не смогли бы переваривать пищу без разнообразных бактерий и инфузорий, населяющих их желудок. Пищеварение человека также осуществляется с помощью полезной микрофлоры.
Паразиты и другие обитатели органов и тканей хозяев живут в условиях практически неограниченного запаса пищи. Организм хозяина служит им также защитой от внешних воздействий. Им не грозит высыхание, а колебания температуры или смягчены, или (в телах теплокровных) почти отсутствуют.
Основные экологические трудности в жизненном цикле паразитов — их перенос от одного хозяина к другому, поэтому на той стадии, когда они попадают во внешнюю среду, у них развиваются сложные защитные оболочки. Например, яйца аскарид защищены толстыми многослойными покровами. В период смены хозяев основная масса паразитов погибает. Высокая плодовитость, которая обеспечивается обилием пищи, компенсирует эту гибель. Поэтому говорят, что для паразитов характерен закон большого числа яиц.
Паразиты должны также преодолевать защитные реакции организма хозяина. Поэтому чаще всего они поражают ослабленных особей. Например, жуки-короеды, которые с экологической точки зрения являются паразитами деревьев, заселяют стволы хвойных лишь в том случае, если дерево не в состоянии защищаться от них выделением смолы.
Примеры и дополнительная информация
В водной среде условия жизни ее обитателей сильно различаются в разных частях водоема. В глубине океанов царит вечный мрак. Здесь огромное давление. В глубоких впадинах оно в тысячу раз больше, чем на поверхности Земли. У дна постоянная низкая температура около -2 °С, низкое содержание кислорода. Живут здесь только микроорганизмы и некоторые животные. В верхних слоях морей и океанов вода пронизана светом, аэрирована, температура ее меняется в течение года, в ней обитают водоросли и идет фотосинтез.
Пустынные животные обладают удивительными приспособлениями для экономии влаги. Например, у жуков-чернотелок обнаружен замкнутый цикл в использовании воды. Подлежащие выделению продукты обмена веществ поступают из выделительных органов в кишечник в виде растворов, но в задней части кишки вода отсасывается вновь и используется для нового цикла.
Дышат насекомые через трахеи, и в сухом воздухе это грозит большой потерей влаги. У жуков-чернотелок надкрылья срослись в прочную непроницаемую для воды «крышу» над телом, полость под которой насыщена водяными парами. Сюда и открываются дыхальца, поэтому иссушение через трахеи жукам не грозит.
Разная плотность водной и воздушной среды определяет предельные скорости передвижения животных. Дельфины плавают со скоростью 45 км/ч, а самые быстроходные среди рыб — тунец и меч-рыба — 75 и 90 км/ч. В воздухе же сокол-сапсан в пикирующем полете разгоняется до 290 км/ч, а стрижи летают с обычной скоростью 180 км/ч.
Рекордсмен в беге по земле — гепард, его скорость достигает 120 км/ч. Для сравнения: человек в воде плывет со средней скоростью 7 км/ч, а в беге достигает скорости 36 км/ч.
Заморы — это массовая гибель водных обитателей от удушья, когда по каким-либо причинам сильно снижается аэрация воды. Летние заморы могут быть в прудах, озерах и даже морях из-за нагревания воды, при котором падает растворимость кислорода. Гибнут в первую очередь рыбы, моллюски и планктонные организмы. Летние заморы часто бывают в Азовском и Балтийском морях. Зимние заморы возникают даже в реках из-за ледового покрова, который мешает проникновению кислорода из воздуха в воду. Обширные заморные явления каждую зиму возникают на реке Оби, в которую стекают бедные кислородом болотные воды.
Паразиты, использующие хозяина и в качестве местообитания, и в качестве источника пищи, сами могут служить хозяевами для других паразитов. Например, наездник апантелес, поражающий гусениц известного вредителя капусты — капустной белянки, сам, в свою очередь, страдает примерно от 20 видов паразитов.
- Мелкий апантелес откладывает в гусеницу капустницы до 75 яиц. Из отложенного в тело гусеницы яичка вылупляется личинка. Она обитает и питается внутри тела гусеницы, выедая ее изнутри. При этом личинка ест не как попало, она долгое время не трогает нервные узлы гусеницы, так что та продолжает ползать и даже питаться, будучи уже чуть не наполовину съеденной.
- Поскольку апантелесов пытаются разводить для борьбы с гусеницами, деятельность их паразитов сильно снижает эффективность таких мер. Иногда на вторичных паразитах поселяются третичные, а в некоторых случаях доходит и до паразитизма в четвертой стадии. Так, в кишечнике головастиков и лягушек паразитируют ресничные простейшие — опалины, на них поселяются амебы, которые, в свою очередь, поражаются микроскопическими грибками.
Спасибо за внимание!
kopilkaurokov.ru
Презентация "Три среды обитания"
Три среды обитания
Среды жизни
Наземно-воздушная почвенная
водная
Особенности наземно-воздушной среды
Приспособления организмов к недостатку влаги
Суккуленты
Верблюд – самое выносливое животное
Сурикаты
В наземно-воздушной среде много света. К этому фактору среды организмы относятся по разному.
Светолюбивые растения появляются раньше всех, ещё до появления листьев на деревьях.
Ветреница дубравная
Мать-и-мачеха
крокусы
подснежники
Ландыш майский
медуница
примула
медуница
Теневыносливые растения
кислица
Папоротник в лесу
Дневные животные
Гепард – рекордсмен среди животных по бегу. В погоне за жертвой он
развивает скорость до 70 километров в час.
Это средняя скорость автомобиля.
Это утконос
животное,
которое
встречается
только в
Австралии.
Животные, ведущие ночной образ жизни
броненосец
ёж
сова
Для наземно-воздушной среды характерны перепады температуры, особенно в районах со сменой времён года. У растений и животных выработались приспособления к этому фактору среды.
у растений
у животных
листопад
- зимняя спячка
сахаров
линька
Листопад
Перелёт птиц
Бурый медведь к зиме накапливает жир
и впадает в спячку
животные в наземно-воздушной среде передвигаются по-разному
по земле
ноги гепарда приспособлены к бегу
ноги кенгуру приспособлены к прыжкам
по воздуху
у насекомых - крылья
у птиц - крылья
у летающих зверей - крылья
Семена многих растений тоже переносятся по воздуху, имея для этого специальные приспособления.
Крылатки у семян клёна
Парашютики у одуванчика
Наземно-воздушная среда
Наземно-воздушная среда
я
а
к
ч
п
с
у
к
а
к
т
у
с
к
р
у
г
н
к
е
у
л
д
р
л
б
в
е
ю
н
о
т
п
а
и
л
с
д
ы
водная среда жизни
Рыбы – основные жители водоёмов
Форель- рыба, очень требовательная к кислороду
Форель – царская рыба. Встречается она и в реке Ижора.
Сазан, карась, линь могут жить в условиях дефицита кислорода.
линь
Карп - сазан
Зима для рыб - испытание
хищники
травоядные
Если количество травоядных рыб
значительно уменьшится, то хищников тоже станет меньше
Если количество травоядных рыб
значительно уменьшится, то водоёму грозит зарастание
Нормы вылова рыбы на рыбалке
5 кг рыбы.
Категорически запрещается использовать в качестве живцов жереха, леща, судака и щуку.
Глубоководные организмы
Другие водные животные
Морские звезды
крабы
Медузы
Дельфины, киты
Дельфины, киты
Самое большое животное, живущее на земле – синий кит
Длина синего кита 33 метра
Самая большая акула – китовая акула.
Приспособления организмов к жизни в воде
Паук-серебрянка
Водная среда жизни
1
2
3
4
Водная среда жизни
1
п
р
2
ы
б
ы
о
3
м
а
з
о
р
у
б
е
р
о
ф
4
л
ь
Почвенная среда
Корни растений, грибницы грибов
В ОДНОМ ГРАММЕ ПОЧВЫ СОДЕРЖИТСЯ
ДО 10 МИЛЛИАРДОВ МИКРООРГАНИЗМОВ
Черви, насекомые
Черви приносят большую пользу тем,
что рыхлят землю, обеспечивая
тем самым вентиляцию почвы
и поступление кислорода
к организмам, живущим в этой
среде.
Звери
землеройки
крот
слепыш
Почвенная среда обитания
Почвенная среда обитания
м
и
к
т
к
о
р
о
о
и
в
ч
е
р
г
а
н
и
а
ц
г
б
н
р
и
з
м
ы
Домашнее задание: заполнить таблицу
Название
Среды
Характеристика
среды
Обитатели
Приспособлен-
ность организмов к среде обитания
multiurok.ru
Презентация на тему "Почва как среда обитания растений и животных"
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Тема 6. Почва как среда обитания растений и животных Для чего почва нужна растениям. Улучшение почвы. Как надо оберегать почву. Урок 23 6 класс 19.02.2013
№ слайда 2 Описание слайда:Что представляет собой почва Почва — очень сложное природное образование. Слоем толщиной от 2 см до 2 м она почти сплошь покрывает сушу нашей планеты. Процесс почвообразования очень длительный. Он проходил на Земле миллионы лет, продолжается и сейчас. Новые почвы образуются в настоящее время, например, на сыпучих песках, щебнистых россыпях, на вулканическом пепле.
№ слайда 3 Описание слайда:Состав почвы Почва состоит из твердых частиц (минеральных и органических веществ), в ней всегда есть влага, воздух и живые организмы. Минеральные вещества почвы — это глина, песок, вода с растворенными в ней солями. В зависимости от содержания глинистых частиц различают песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые почвы. Они отличаются своими свойствами.
№ слайда 4 Описание слайда:Песчаные почвы состоят в основном из песчинок. Они сыпучие, особенно сухие, потому что песчинки не скреплены между собой. Вспомните, как легко рассыпались «куличики», которые вы «пекли» из песка в детстве. В песчаные почвы легко проникают воздух и дождевая влага. Глинистые почвы более плотные, воздуха в них меньше, водой промачиваются медленнее, но с поверхности вода испаряется быстро. Песчаные почвы еще называют легкими, а глинистые — тяжелыми.
№ слайда 5 Описание слайда:Содержание воды в почве На болотах почвы сильно увлажненные, в пустынях — сухие, а на лугах и в дубравах почвы увлажнены умеренно.
№ слайда 6 Описание слайда:Воздух в почве меняется в результате жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, животных и растений. В нем больше паров воды, меньше кислорода (7-12%) и больше углекислого газа (0,2-8%). Почвенный воздух содержит также газы, которые образуются при гниении остатков животных и растений, — сероводород, аммиак, метан (болотный газ).
№ слайда 7 Описание слайда:Органические вещества почвы В основном это неразложившиеся, полуразложившиеся твердые остатки растений и животных, а также гумус, или перегной. Гумус находится в поверхностном слое почвы. Он придает ей темную окраску. Микроорганизмы перерабатывают гумус в минеральные соли. Поэтому гумус служит своеобразным запасом минеральных солей в почве. Чем больше гумуса, тем плодороднее почва. Мало гумуса в подзолистых почвах и в пустынных сероземах (1-3%). Наиболее богаты гумусом черноземные почвы (7-12%). Основатель отечественного почвоведения В.В. Докучаев считал черноземы главным богатством страны и называл чернозем «царем почв». Вещества, содержащиеся в гумусе, вместе с корнями растений и некоторыми другими веществами создают в почве определенную структуру: комковатую, ореховатую, зернистую и др. Почвы с хорошо выраженной структурой более плодородны.
№ слайда 8 Описание слайда:Живые организмы Для многих организмов почва является средой обитания. В ней обитают микроорганизмы (бактерии, грибы, водоросли, простейшие), мелкие беспозвоночные (дождевые черви, личинки жуков, медведка и др.), а также крупные позвоночные животные (кроты, слепыши и др.). В почве находятся и живые подземные части растений — корни, корневища, столоны, луковицы, клубни, а также споры, плоды и семена. По количеству в почве больше всего микроорганизмов, среди которых преобладают бактерии. В одном грамме почвы может быть сотни миллионов, а иногда и миллиарды микроорганизмов! Неудивительно, что они довольно быстро разлагают органические вещества почвы. Но для их жизнедеятельности необходимо достаточное количество тепла, влаги и кислорода.
№ слайда 9 Описание слайда:Для чего растениям нужна почва Почва — субстрат для закрепления растений. Корни почти всех растений находятся в почве, а почва служит им опорой. В почве растения хорошо «заякориваются», и только очень сильный ураганный ветер может вырвать некоторые растения с корнями.
№ слайда 10 Описание слайда:Почва — источник минерального питания и воды Основное свойство почвы — ее плодородие. Вместе с водой корни растений всасывают растворенные в ней различные минеральные соли, необходимые для их роста и развития растения. Это почвенное питание.
№ слайда 11 Описание слайда:Почва как убежище Почва помогает растениям пережить неблагоприятные условия. Отдельные части растений прячутся в почве, чтобы пережить засуху, жару или морозы в состоянии летнего или зимнего покоя. Надземные побеги отмирают, а в почве остаются корни, корневища, луковицы, клубни с почками на них. После летнего или зимнего покоя из почек снова развиваются надземные побеги. Вспомните пустынные эфемероиды, подземные органы которых прячутся в почве от летней жары и засухи. Светолюбивые лесные эфемероиды переживают в почве сильное летнее затенение и зимние холода.
№ слайда 12 Описание слайда:Запас семян в почве В почве всегда есть запас живых семян. Больше всего их содержится в поверхностном слое на глубине от 0 до 5 см. Но они могут заглубляться при вспашке почвы, потоками воды их заносит в трещины, или животные затаскивают семена в глубь почвы. В северных степях семена растений находили на глубине 3 м. Для прорастания семян необходимы определенные условия: влага, тепло, воздух. Если они отсутствуют, семена не прорастают, но могут долго сохранять всхожесть — десятки и сотни лет. При наступлении подходящих условий семена прорастают.
№ слайда 13 Описание слайда:Выводы: Почва нужна растениям как опора корням, как субстрат. Из почвы растение получает воду и минеральные соли. Почва необходима растениям для того, чтобы переждать в ней неблагоприятные условия. В ней сохраняются семена.
№ слайда 14 Описание слайда:Улучшение почв человеком Уже длительное время человечество существует благодаря земледелию. Люди распахивают почвы и выращивают на них необходимые для жизни культурные растения: пищевые (злаки, овощи и др.), кормовые (клевер, люцерну и др.), технические (хлопчатник, лен и др.). Человек заинтересован в получении высоких урожаев, поэтому стремится поддерживать и повышать плодородие. Известный ученый-почвовед Василий Робертович Вильямс (1863-1939) писал, что земледелец должен полностью и постоянно обеспечивать культурные растения водой и необходимой им пищей. Это значит, что если мало дождей, растения надо поливать. А необходимая для растений пища — минеральные соли. Если их в почве мало, надо вносить удобрения. Вам известны органические и минеральные удобрения. Но есть еще так называемое зеленое удобрение.
№ слайда 15 Описание слайда:Зеленое удобрение — это особый вид удобрений. Живые растения слегка прикатывают и запахивают в почву. Измельченные части растений — желанная пища для многих почвенных обитателей, которые переводят органические вещества растения в минеральные. В нашей стране в качестве зеленого удобрения чаще всего используют разные виды люпина. У люпинов крупные побеги, много белков, и зеленое удобрение получается отличное. Растения, используемые как зеленое удобрение, запахивают перед посевом озимых или поздней осенью. Зеленое удобрение применяют на бедных почвах — песчаных и супесчаных.
№ слайда 16 Описание слайда:Люпин
№ слайда 17 Описание слайда:Рыхление почвы улучшает условия для дыхания корней и почвенных обитателей. В рыхлую почву и вода проникает лучше. На лугах при длительном выпасе на одном месте почва очень сильно уплотняется, и корни, испытывая значительное давление, задыхаются в плотной почве. Растения чахнут и гибнут. На лугах остаются самые выносливые к вытаптыванию, но малопитательные растения, вроде луговика дернистого, или щучки. При смене мест выпаса почва может восстановить свое плодородие, но на это потребуется много лет. Поэтому на пастбищах почву надо вспахать и засеять ценными луговыми травами — тимофеевкой луговой, овсяницей луговой, ежой сборной, клевером луговым и т. д. Восстановить плодородие почвы очень поможет внесение удобрений и известкование — внесение в почву измельченной извести.
№ слайда 18 Описание слайда:Рассоление почв Не очень сильно засоленные почвы можно улучшить путем рассоления. В одних случаях почвы промывают. Огороженные земляным валом участки с засоленной почвой заливают водой и оставляют на несколько лет, добавляя воду по мере просачивания ее в почву и испарения. Вода просачивается вглубь, унося из верхних слоев почвы растворимые соли. В других случаях для рассоления почвы используют растения, например люцерну желтую. Она хорошо переносит засоление почв и засухоустойчива.
№ слайда 19 Описание слайда:Как надо оберегать почву Черноземные почвы в первую очередь нуждаются в охране. Повинны в этом и человек, и стихийные силы природы. Первая беда — пыльные бури. Черноземные почвы находятся в степной зоне. Это открытые пространства, где бывают сильные ураганы. Сильный ветер поднимает с пашни частицы плодородного чернозема и уносит эти черные тучи. Это явление называют ветровой эрозией. Пыльные бури бывают при долгой засухе.
№ слайда 20 Описание слайда:Вторая беда — последствия неумеренного полива. Избыточная вода проникает в подземные воды, уровень их приближается к поверхности. Вода испаряется, и на поверхности почвы накапливаются соли. При этом нарушается комковатая структура черноземных почв, которая в большой степени определяет их плодородие. Комочки почвы размокают и разрушаются, почва становится бесструктурной, уплотняется, сокращается количество воздуха в ней. После прекращения полива такие почвы испаряют больше воды, сильнее иссушаются, на поверхности образуется плотная корка.
№ слайда 21 Описание слайда:Третья беда — водная и овражная эрозия. Талая и дождевая вода стекает в овраги, размывает почву на склонах оврагов, проделывая глубокие борозды, углубляет рытвины, особенно во время сильных ливней, смывает с полей чернозем. Это водная эрозия. Она приводит к появлению и росту оврагов (овражная эрозия). Растущие овраги отбирают у пашни большие площади. Чтобы прекратить рост оврагов и сберечь чернозем на полях, необходимо закреплять верховья оврагов камнями, плетнями и т. п. Склоны оврагов нужно засаживать деревьями и кустарниками, засевать травами. Нельзя распахивать почву по краю оврага. Борозды на пашне должны располагаться только поперек склона. Все эти действия могут предотвратить дальнейший рост и образование новых оврагов.
№ слайда 22 Описание слайда:Закрепление песков. Сыпучие подвижные пески необходимо закреплять. Движущиеся барханы есть в жарких сухих пустынях на всех материках (кроме Антарктиды). Подвижные пески в виде приречных и приморских дюн встречаются и в северных районах — в лесной зоне и даже тундре. В пустынях Средней Азии, Африки, Аравийского полуострова песком были засыпаны поселки, большие города, оросительные каналы, целые оазисы. Сухой песок засевать бесполезно, а на увлажненном песке семена могут прорасти. Поэтому весной по влажному песку разбрасывают семена растений (например, с вертолета). На подвижных песках нет почвы. Но если на них поселились растения, начинает образовываться пустынная почва — серозем.
№ слайда 23 Описание слайда:Закрепляют пески также посадками сосны обыкновенной. Посадки соснового леса на песчаных дюнах по берегу Волги в начале XX в. спасли город Камышин от песчаных заносов. Там же использовали для закрепления песков ветки ивы-шелюги, или вербы. Ветки втыкают во влажный песок. На стеблях образуются придаточные корни. Молодое растение превращается в большой куст с отходящими в стороны корнями длиной до 30 м, они хорошо скрепляют пески.
№ слайда 24 Описание слайда:Вопросы: Что входит в состав почвы? Откуда поступают органические вещества в почву? Чем отличаются глинистые почвы от песчаных? Что представляет собою гумус, из чего он образуется в почве? Почему гумус является своеобразным запасом минеральных солей? Чем отличается почвенный воздух от атмосферного?
№ слайда 25 Описание слайда:Как почва питает растения? От чего почва может спасти растение? Как вы понимаете выражение: почва служит растениям опорой? В каком слое почвы накапливается больше семян? Что называют зеленым удобрением? Как его используют? Почему пострадали черноземные почвы? Как их надо оберегать? Почему нужно закреплять сыпучие пески? Как это можно сделать?
ppt4web.ru
Презентация к уроку "Среды обитания"
ВСПОМНИМ…
Выполняем задание в «Маршрутном листе» № 1.
Выберите верные утверждения
Взаимопроверка.
Ответы: 1, 2, 4, 5, 6, 9.
6 – «5»
5 – «4»
4-3 – «3»
Расставить в нужном порядке:
ОРГАНИЗМОВ
ОБИТАНИЯ
СРЕДА
ТЕМА УРОКА : СРЕДА ОБИТАНИЯ
ОРГАНИЗМОВ
Что узнаем?
Чему научимся?
Мы узнаем
- Что такое среда обитания?
- Узнаем какие существуют среды обитания живых организмов?
- Узнаем чем отличаются среда обитания?
- Научимся определять в какой среде живут разные организмы?
Среда обитания -
- это все условия живой и неживой природы, которые влияют на организм и в которых он существует.
Среды жизни растений
Водная
Организменная
Наземно-воздушная
Почвенная
Работаем в парах. Выполняем задание № 2 в «Маршрутном листе»
Среды жизни и их обитатели
Среда жизни
Особенности среды
Организменная
Обитатели
Наземно-воздушная
Водная
Почвенная
Организменная
- Паразит зависит от хозяина
- Мало кислорода
- Готовые питательные вещества
Физкультминутка
Наземно-воздушная
- Обилие воздуха
- Много света
- Большие колебания температуры
- Большие колебания влажности
гепард
колибри
Водная среда
- Наличие минеральных солей
- Мало кислорода
- Мало света
- Нет резких перепадов температуры
- Богата пищевыми ресурсами
- Зародилась жизнь
бобр
Морская черепаха
судак
дельфин
Почвенная
- Твёрдая
- Нет света
- У поверхности кислород и влага
- Богата минеральными солями
- Небольшие перепады температуры и влажности в течении суток
Почва – это верхний рыхлый плодородный слой суши, образованный из смеси минеральных и органических веществ
слепыш
крот
дождевой червь
слизень
Выполняем задание в «Маршрутном листе» № 3.
Установите соответствие
Взаимопроверка.
Наземно – воздушная: 3, 8, 12;
Водная: 4, 7, 10;
Почвенная: 1, 5, 11;
Организменная: 2, 6, 9.
12-11 – «5»
10-8 – «4»
7-5 – «3»
Кто занимает наземно-воздушную среду
Кто занимает водную среду
Кто занимает почвенную среду
Выберите организмы, живущие в водной среде.
ЧТО УЗНАЛИ?
ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?
Запишите домашнее задание:
Параграф 4
*Приготовить загадки о животных, обитающих в разных средах обитания
«Волшебный цветок»
ВСЕМ- СПАСИБО!!!
ВЫ,
МОЛОДЦЫ!!!
Используемые ресурсы
- Шаблон презентации:
http:// lotoskay.ucoz.ru/load/shablony_dlja_prezentacij/priroda/poljana/144-1-0-3574
- Изображение на слайде 2:
http://image.slidesharecdn.com/22842-140213040653-phpapp01/95/22842-5-2012-128-1-638.jpg?cb=1392287583
- Тетрадь с ручкой:
http://ru.coolclips.com/media/?D=vc034685&Ref=CSb,2356
http://nature-box.ru/wp-content/uploads/2013/01/rak1.jpg
http://1pokirpichy.ru/wp-content/uploads/2013/12/kirpicnaya-stena.jpg
http://uspexkostina.ru/ulibnis/yogik1_230.gif
http:// thewomenlife.com/wp-content/uploads/2011/04/nose.jpg
- Изображения на слайде 7:
http://www.fresher.ru/images9/carstvo-zhivotnyx/big/10.jpg
http://clubfile.ru/files/9e0b7dec719ea13797adca97067f5c4f.png
http://www.7dach.ru/image/600/00/00/28/2014/11/04/d9f8a6
Используемые ресурсы
http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/28/22740/hello_html_700a03a3.gif
- Изображение на слайде 9:
http://ds9ishim.ru/sites/default/files/48.jpg
http://smayli.ru/smile/priguni-136.html
- Изображения на слайде 11:
http://i4.imageban.ru/out/2012/01/23/50170a9030c4e4595c024e4cc4a42bce.jpg
http://www.stevenround-birdphotography.com/source/image/mistle-thrush-01.jpg
http://timenews.in.ua/wp-content/uploads/2014/07/672x508xcholera-pictures-2.jpg.pagespeed.ic.UFLzmoPtuj.jpg
http://a702.phobos.apple.com/us/r1000/087/Purple/v4/b4/3e/80/b43e80c8-fae3-7215-30c1-ed5478e92c93/mzm.bcnydkfl.png
http://physicist.in.ua/uploads/posts/2015-03/1426626623_acornleafoak4.jpg
http://24veg.ru.images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/iblock/71d/lam.jpg?1301572302157271
http://img-fotki.yandex.ru/get/6505/96587932.11/0_869ab_62145886_XL.jpg
http://www.medicalnewstoday.com/images/articles/275/275572/streptococcus-infection.jpg
http://zoyler.com/wp-content/uploads/2013/06/Humpback-whale.jpg
http://vash-aromat.ru/_pu/2/36692276.jpg
- Изображение на слайде 13:
http://glodealer.com/sites/default/files/sale/4-9/skidki-Syktyvkar-1380188701.jpg
multiurok.ru