Голосеменные растения 6 класс. 6 класс. Биология. Голосеменные. Разновидность голосеменных.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока "Голосеменные растения"в 6 классе. Голосеменные растения 6 класс


Конспект урока "Голосеменные растения"в 6 классе

Урок по теме «Голосеменные».

Цель: познакомить учащихся с голосеменными растениями.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о высших растениях, на примере местных видов голосеменных растений, познакомиться с особенностями строения и условиями их жизни, выявить черты более сложной организации голосеменных по сравнению со споровыми растениями. Показать значение голосеменных в природе и жизни человека, изучить представителей голосеменных, произрастающих в нашей местности; на примере сосны и ели рассмотреть условия жизни голосеменных;

  • продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, с объектами; продолжить развитие умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

  • формировать экологическую культуру у школьников; воспитать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование: коллекции голосеменных растений и их шишек, презентация или таблица «Голосеменные» и видеоролик «Голосеменные»

Ход урока

I.Организационный момент

Здравствуйте, гости! Добрый день ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Настроение какое? Все готовы к уроку? Объявляю боевую готовность. Тогда сделаем перекличку. Каждый из вас выполнит задание.

II.Проверка домашнего задания

1.Карточки разноуровневые

2. Устный опрос. Ответим на вопросы:

1.Почему мхи, папоротники, хвощи и плауны относят к высшими споровым растениям?

2.Каково строение зеленого мха кукушкина льна?

3.Чем сфагнум отличается от зеленого мха кукушкина льна?

4.Чем мох отличается от водорослей?

5. Как размножаются мхи? Что такое гаметофит и спорофит в жизненном цикле у мхов?

6.Какие растения - папоротники или мхи - имеют более сложное строение? Докажите это.

7. Покажите по таблице стадии гаметофита и спорофита у папоротников.

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо подготовились к уроку

Какая неизвестная чудесная тема ждет нас сегодня ?

III.Актуализация знаний.

Всем известна детская загадка:

Зимой и летом одним цветом? (ель, можно назвать и сосну, и кедр…)

Что летом и зимой в рубашке одной? (ель, сосна)

Эти растения относятся к отделу голосеменных растений, характеризуются тем, что образуют семена, как и покрытосеменные растения. Значит, мы с вами сегодня изучаем – отдел «Голосеменные».

-А знаете ли вы что-нибудь об этих растениях? Что именно? А достаточно ли вы знаете?

- Что именно вы хотели бы узнать? (ответы учащихся)

- Итак, ребята, давайте мы наметим план нашего урока (совместная работа)

Кто такие голосеменные растения? Почему они так называются? В чем их отличие от споровых растений. Каково значение этих растений в природе и жизни человека?

– Итак. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений – отдела Голосеменные.

Задача нашего урока сегодня – на примере местных видов голосеменных растений познакомиться с особенностями строения и условиями их жизни, выявить черты более сложной организации голосеменных по сравнению со споровыми растениями. Показать значение голосеменных в природе и жизни человека.

Происхождение Голосеменных.

Голосеменные – одна из древнейших групп растений, появились они около 400 млн лет назад. Расцвет голосеменных пришелся на триасовый период. Судя по ряду признаков в это время на Земле был сухой и холодный период. Именно поэтому голосеменные имеют большое количество черт, характерных для засухоустойчивых растений. Современные голосеменные растения произошли, возможно, от ныне вымерших голосеменных папоротников. Скорее всего их полностью вытеснили более приспособленные к жизни предки современных голосеменных растений.

Слово учителя. Всего известно более 700 видов голосеменных. Всех голосеменных растений выделяют в классы

Голосеменные

хвойные

саговниковые

гинкговые

гнетовые

А какие растения относятся к хвойным? У хвойных листья похожи на иголку, называется хвоей. Это сосна обыкновенная, ель, пихта, сосна кедровая, тисс, кипарис и другие.

2.Станция «Географическая». Слово дадим главному географу и он нам расскажет и покажет где обитают эти растения

Хвойные леса называют Тайгой, которые распространены к югу от тундры. Эти леса идут непрерывной и широкой полосой от западных границ России до Восточной Сибири, занимая большую часть лесной зоны. Тайга протянулась с запада на восток более чем на 7000км.

Почвы под таежными лесами относительно бедны питательными веществами, чем почвы под широколиственными лесами, тем более степями.

В разных районах страны внешний облик тайги не одинаков, различны и образующие ее деревья. Многим жителям европейской части России знаком тенистый еловый лес, в котором всегда царит полумрак. Это пример темнохвойной тайги.

Тот кто живет в восточной Сибири, хорошо знает лиственничный лес – светлый, полный солнца. Это- светлохвойная тайга. В европейской части страны тайга образована по большей части елью и сосной, хотя на крайнем северо-востоке можно встретить и некоторые другие хвойные деревья. Сибирская тайга преимущественно лиственничная, однако известную роль здесь играют и такие хвойные деревья, как сибирская сосна (кедр), сибирская пихта, обыкновенная сосна, сибирская ель.

Учитель: Какие хвойные деревья растут в Республике Башкортостан?

Сосна, ель, пихта, можжевельник.

Какое дерево самое распространенное в России?

- Лиственница

Работа по учебнику:

1 ряд прочитаем о сосне и отвечаем на вопросы (§16, стр.75-76)

Вопросы команде «СОСНА»

1.Сосна принадлежит к классу (хвойные)

2. По отношению к свету сосна растение - (светолюбивое)

3. Хвоинки расположены по две на (укороченных побегах) и опадают вместе с коротким побегом.

4. Хвоинки живут ( 2-3 года).

5. На песчаных почвах у сосны хорошо развивается ( главный корень) и (боковые) корни, на болотистых почвах (главный) корень развивается плохо.

6. При благоприятных условиях сосны достигают (30 - 40 м) в высоту и живут до (350-400) лет

2 ряд – о ели (§16, стр.76-78)

Вопросы команде «ЕЛЬ»

  1. Ель принадлежит к классу (хвойные)

  2. У ели шишки (висячие)

  3. По отношению к свету ель растение - (теневыносливое)

  4. Из древесины ели делают самые лучшие (музыкальные) инструменты

  5. У ели хвоинки обычно сидят (поодиночке) и оставаясь на ветвях (5-7) лет

3 ряд о лиственнице и можжевельнике (§16, стр.78)

Вопросы команде «ЛИСТВЕННИЦА» и «МОЖЖЕВЕЛЬНИК»

  1. Лиственница переносит городские условия… (хорошо)

  2. Осенью ее хвоя (опадает).

  3. На укороченных побегах хвоинки (мягкие) расположены пучками.

  4. По отношению к освещенности лиственница растение (светолюбивое).

  5. Можжевельник – небольшое деревце или ( кустарник). Чешуйки женских шишек (сочные и мясистые), женские шишки образуют (шишкоягоду), созревающую (2) года.

  6. Можжевельник растет медленно, стал редкостью в наших лесах и нуждается охране.

Размножение голосеменных растений на примере сосны. (Рассказ учителя) Таблица или Слайд № 6, 7 (см. приложение)

Сосна - однодомное растение. Весной на молодых ветках сосны видны маленькие шишки 2х видов: зеленовато - желтые (у основания молодых побегов) и красноватые шишки (на вершинах). Шишки – видоизмененные побеги. Красноватые шишки - женские. На каждой чешуйке красной шишки развиваются два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки. Зеленовато - желтые – мужские. На чешуйках мужских шишек развиваются по 2 пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и 2х воздушных мешочков, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром. Весной сосны начинают «пылить». Созревшая пыльца подхватывается ветром и переносится на пыльцевход семязачатков женских шишек. Этот процесс называется опылением. После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение происходит только на следующий год – через 12-14 месяцев после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки образуется два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй погибает. В результате оплодотворения образуется зигота. Она дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через 2 года. И так, в результате полового размножения у голосеменных растений образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма, семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – приспособление для распространения ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало новому растению.

- В чем заключается преимущество семенного размножения перед размножением спорами? А что же такого имеет семя, чего нет у споры?

Появление семени – важнейший этап в эволюции растений:

1) в отличие от спор в семенах есть запас питательных веществ, необходимый зародышу в первое время его развития2) внутри семени зародыш защищен от неблагоприятных воздействий3) оплодотворение не зависит от воды.

Листья у этих растений узкие, игольчатые, так называемая хвоя. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому голосеменные мало испаряют воды.

По форме, размерам, окраске хвои и шишек голосеменные растения различаются между собой.

Все это послужило причиной широкого распространения голосеменных на суше.

Общие признаки хвойных растений

1. Лист – хвоинка.2. Органы — лист, стебель, корень, семя.3. Шишка – видоизмененный побег.4. Нет плода, нет цветка.

Голосеменные растения – это, в основном древесные формы, имеющие все вегетативные органы – корни, стебли, листья. В их строении имеются приспособления для уменьшения испарения воды (хвоя покрыта толстостенной кожицей, устьиц немного и они находятся в углублении). Корневые системы зависят от условий произрастания растений. И ель, и сосна в своем строении приспособлены к конкретным условиям обитания.

Игра- викторина “Хвойные растения”

Я читаю описание хвойных растений, их применение. Попробуйте выяснить, какому растению соответствует данное описание.

  1. Это растение растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. На укороченных побегах по 2 хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивое растение. Дает хорошую строевую и поделочную древесину; из смолы получают скипидар, канифоль (сосна обыкновенная)

  2. Самое высокое дерево из распространенных в России хвойных растений – достигает 70 м. Укороченных побегов нет. Хвоя одиночная плоская. Образуют темнохвойные леса на обширной территории Сибири. Древесина используется в производстве бумаги, из коры добывают ценный бальзам. (пихта сибирская)

  3. Крупное дерево высотой до 50 м с пирамидальной кроной. Укороченных побегов нет. Одиночные побеги обычно четырехгранные. Дерево теневыносливо. Дает ценную строительную древесину. (ель обыкновенная)

  4. Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твердая, смолистая долговечная, используется в строительстве. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. (лиственница сибирская)

  5. Высокое дерево, образующее леса на обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах – пучки из 5 хвоинок. Дает ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые орешками, из которых добывают ценное масло.(сосна сибирская)

Учитель: Где используются хвойные растения?

(В строительстве, как поделочный материл, получают бумагу (ель), искусственный шелк из древесины сосны, изготовляют мебель, музыкальные инструменты, из семян сосны кедровой получают хорошее пищевое кедровое масло, кору и хвою используют в медицине, защитные лесополосы, озеленение дворов и улиц.

(Какую же экологическую роль играют хвойные растения на Земле?)

Голосеменные растения, как и все зеленые растения Земли, участвую в процессе фотосинтеза, поглощают углекислый газ и обогащают воздух кислородом. Кроме того , хвойные леса сохраняют влагу, препятствуют разрушению почв. Хвойные растения выделяют в воздух фитонциды – особые биологически активные вещества, уничтожающие или препятствующие размножению микробов.

Скоро Новогодние праздники. Листовки.

Елку в праздник не руби — кипарис в горшке купи!

V.Закрепление изученного материала

Просмотр видеоролика «Голосеменные»

Вывод:

 Голосеменные - высшие наземные растения. Вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники или лианы. Это ель, сосна, лиственница, пихта, кедр, можжевельник, кипарис, туя и многие другие. Имеют органы: корень, стебель и листья. Образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Свое название получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек.

Появление семени – важнейший этап в эволюции растений:

А что же такого имеет семя, чего нет у споры?- спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование

1) в отличие от спор в семенах есть запас питательных веществ, необходимый зародышу в первое время его развития2) внутри семени зародыш защищен от неблагоприятных воздействий3) оплодотворение не зависит от воды.

Листья у этих растений узкие, игольчатые, так называемая хвоя. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому голосеменные мало испаряют воды.

Общие признаки хвойных растений

1. Лист – хвоинка.2. Органы — лист, стебель, корень, семя.3. Шишка – видоизмененный побег.4. Нет плода, нет цветка.

VI. Подведение итогов и задание на дом

VII. Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал ….

Самым интересным на уроке было…

Самым сложным для меня было…

Сегодняшний урок показал мне…

Достигли мы цели нашего урока…

Домашнее задание: прочитать §16, ответить на вопросы, с.

Подготовить листовки в связи с Новым годом

Приложение

Вопросы команде «СОСНА»

1.Сосна принадлежит к классу (хвойные)

2. По отношению к свету сосна растение - (светолюбивое)

3. Хвоинки расположены по две на (укороченных побегах) и опадают вместе с коротким побегом.

4. Хвоинки живут ( 2-3 года).

5. На песчаных почвах у сосны хорошо развивается ( главный корень) и (боковые) корни, на болотистых почвах (главный) корень развивается плохо.

6. При благоприятных условиях сосны достигают (30 - 40 м) в высоту и живут до (350-400) лет

Вопросы команде «ЕЛЬ»

  1. Ель принадлежит к классу (хвойные)

  2. У ели шишки (висячие)

  3. По отношению к свету ель растение - (теневыносливое)

  4. Из древесины ели делают самые лучшие (музыкальные) инструменты

  5. У ели хвоинки обычно сидят (поодиночке) и оставаясь на ветвях (5-7) лет

Вопросы команде «ЛИСТВЕННИЦА» и «МОЖЖЕВЕЛЬНИК»

  1. Лиственница переносит городские условия… (хорошо)

  2. Осенью ее хвоя (опадает).

  3. На укороченных побегах хвоинки (мягкие) расположены пучками.

  4. По отношению к освещенности лиственница растение (светолюбивое).

  5. Можжевельник – небольшое деревце или ( кустарник). Чешуйки женских шишек (сочные и мясистые), женские шишки образуют (шишкоягоду), созревающую (2) года. 6.Можжевельник растет медленно, стал редкостью в наших лесах и нуждается охране.

Вопросы команде «СОСНА»

1.Сосна принадлежит к классу (__________)

2.По отношению к свету сосна растение - (________________)

3. Хвоинки расположены по две на (___________________) и опадают вместе с коротким побегом.

  1. Хвоинки живут (_____________).

  2. На песчаных почвах у сосны хорошо развивается (_________________) и ( ) корни, на болотистых почвах (____________) корень развивается плохо.

  3. При благоприятных условиях сосны достигают (_______) в высоту и живут до (_____________) лет

Вопросы команде «ЕЛЬ»

  1. Ель принадлежит к классу (____________)

  2. У ели шишки (__________)

  3. По отношению к свету ель растение - (_____________)

  4. Из древесины ели делают самые лучшие (____________) инструменты

5.У ели хвоинки обычно сидят (_______) и оставаясь на ветвях (________) лет

Вопросы команде «ЛИСТВЕННИЦА» и «МОЖЖЕВЕЛЬНИК»

1.Лиственница переносит городские условия(_________)

2. Осенью ее хвоя (____________).

3. На укороченных побегах хвоинки (_________) расположены пучками.

4. По отношению к освещенности лиственница растение (__________).

5. Можжевельник – небольшое деревце или (________). Чешуйки женских шишек (_________), женские шишки образуют (____________), созревающую (____) года. 6. Можжевельник растет медленно, стал редкостью в наших лесах и нуждается охране.

Приложение 2.

Первой команде:

1. Гинкго появилось 250млн лет назад [ __]2. Во время бури сосны ломаются, а ели выкорчевываются [__]3. У голосеменных в плодах образуются семена [__]4. Среди голосеменных есть растение внешне похожее на пальму [__]5. У ели хвоя опадает каждый год [__]

Второй команде:

1. Если у пихты прижать нижние ветки, то они укореняться и образуют новые побеги. [__]2. У гинкго шишки называют серебряным абрикосом. [__]3. В народе её называют «степной малиной», из неё делают лекарство эфедрин [__]4. У лиственниц хвоинки собраны по две штуки на побеге. [__]5. Шишки у можжевельника созревают в первый год [__]

Третьей  команде:

1. У ели хвоя живет 7-9 лет и даже по 13 лет [__]2. Ель, сосна, пихта живут 10-30 лет [__]3. Вельвичия живет в пустыне и берет влагу из туманов [__]4. Для оплодотворения голосеменным нужна вода [__]5. У сосны шишки созревают в тот же год как опылились[__]

Первой команде:1. Гинкго появилось 250млн лет назад [+]2. Во время бури сосны ломаются, а ели выкорчевываются [+]3. У голосеменных в плодах образуются семена [-]4. Среди голосеменных есть растение внешне похожее на пальму [+]5. У ели хвоя опадает каждый год [–]

  1. Второй команде:1. Если у пихты прижать нижние ветки, то они укореняться и образуют новые побеги. [+]2. У гинкго шишки называют серебряным абрикосом. [+]3. В народе её называют «степной малиной», из неё делают лекарство эфедрин [+]4. У лиственниц хвоинки собраны по две штуки на побеге. [-]5. Шишки у можжевельника созревают в первый год [+]

  2. Третьей  и четвёртой командам:1. У ели хвоя живет 7-9 лет и даже по 13 лет [+]2. Ель, сосна, пихта живут 10-3- лет [-]3. Вельвичия живет в пустыне и берет влагу из туманов [+]4. Для оплодотворения голосеменным нужна вода [-]5. У сосны шишки созревают в тот же год как опылились [-]

infourok.ru

Доклад на тему голосеменные растения 6 класс

Отдел Голосеменные

Семенные растения .обладают тремя очень важными преимуществами: разноспоровостью, способностью к образованию семян, способностью продуцировать неподвижные мужские гаметы, вегетативное тело семенных растений образует споры двух типов: микроспоры (мужские) и мегаспора (женские). Первые дают начала мужскому гаметофиту, а вторые - женскому. Женские мегаспоры формируются в мегаспорангии. Из мегаспор вырастают женские гаметофиты - архегонии, продуцирующие яйцеклетки. Этот процесс проходит внутри семязачатка, так же как оплодотворение и развитие зародыша с образованием семени. Преимущества семенного размножения: женский гаметофит защищен семязачатком и менее чувствителен к обезвоживанию, чем свободно живущий гаметофит; семя содержит запас питательных веществ, используемый следующим спорофитным поколением после прорастания семени; семена способны противостоять неблагоприятным условиям и могут оставаться в состоянии покоя и прорастать в благоприятных условиях; у семян развиваются различные приспособления для распространения.Голосеменные — процветающая группа растений, распространенная по всему земному шару. Жизненные формы представлены деревьями и кустарниками, как правило, вечнозелеными.с иголками вместо листьев. Голосеменные включают в себя 5 классов: саговниковые, гинкговые, хвойные, беннеттитовые, гнетовые и семенные папоротники вымерли.Листья — иголки у хвойных покрыты толстой кутикулой, а устьица глубоко погружены в ткань листй. Эти приспособления сберегают воду внутри растения во время голодных сезонов.Мужские шишки, или микростробилы, одиночные, состоят из многочисленных микроспорофиллов, расположенных спирально на общем стержне На каждом микроспорофилле развиваются два микроспорангия. вмещающих пыльцу. Пыльцевые зерна снабжены воздушными мешкам», служащими для распространения по воздуху. Женские шишки - мегастробцаы, сот стоят из центральной оси, на которой спирально расположены кроющие чешуи, а в их пазухах лежат семенные чешуи. У оснований семенных чешуи сидят парные семяпочки. Жизненный цикл проходит с преобладанием спорофита - диплоидной стадии. Созревание семян происходит на второй год после опыления. Следующей зимой шишки раскрываются, и семена разносятся ветром на большие расстояния.

Оцени ответ

shkolniku.com

Голосеменные растения, 6 класс

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гимназия №1» Г. Белгорода

Разработка урока биологии«Голосеменные растения»

Подготовила и провела:

учитель географии и биологии

Балахничева Марина Николаевна

Белгород

2011

Тема: «Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана».

Цели:

  1. дать представление о семенных растениях, раскрыть преимущества семенного размножения над споровым;

  2. показать особенности строения голосеменных растений;

  3. способствовать развитию умений добывать необходимые знания при просмотре слайдов, анализировать полученные знания;

  4. познакомить учащихся с многообразием голосеменных растений;

  5. изучить особенности размножения голосеменных растений на примере цикла размножения сосны;

  6. раскрыть экологическую роль голосеменных растений, показать значение голосеменных растений в природе и жизни человека.

Тип учебного занятия: изучение новых знаний и способов действий

Междисциплинарные связи: экология, география, медицина, история, живопись

Ключевые слова и понятия: семенные растения, голосеменные, древесные растения, кустарники, перекрестное опыление, женские и мужские шишки, однодомное растение, стержень, чешуи, яйцеклетка, эндосперм, спермин, зигота, зародыш, семенная чешуя, пыльцевые мешочки, смола.

Ход урока

В жару слезою желтой плачет,

А в холод слезы прячет.

Не лиственница и не елка,

Хоть есть и шишки и иголки

  1. Организационный момент ( 2 мин)Приветствие.

  2. Актуализация знаний (5 мин)

Ребята, обратите внимание на загадку, которая имеет отношение к нашему уроку и попытайтесь определить, что мы сегодня будем изучать.

Тема нашего урока - голосеменные растения. Но прежде, чем мы перейдем к новой теме, вспомните, с какими группами растений мы уже познакомились? ( Мхи, папоротники, хвощи, плауны). Сейчас, ребята, мы проверим ваши знания по изученному материалу. Вам предлагаются тесты, в которых нужно выбрать один правильный ответ, обвести его кружочком. (Раздать задания первым партам на весь ряд). Подпишите фамилию.

Тестовые задания

6 класс

Тема: «Папоротникообразные»

В-1

Выберите один правильный ответ. Обведите кружком.

  1. Папоротникообразные относятся к:

  1. низшим споровым растениям;

Б) низшим семенным растениям;

  1. высшим споровым растениям;

Г) высшим семенным растениям.

  1. У папоротникообразных отсутствуют:

  1. корни;

Б) стебли;

  1. листья;

Г) цветки.

  1. Мужские гаметы папоротникообразных:

А) неподвижны, называются спермин;

Б) неподвижны, называются сперматозоиды;

  1. подвижны, называются спермин;

Г) подвижны, называются сперматозоиды;

  1. Из споры папоротника, попавшей в благоприятные условия, вырастает:

А) заросток;

Б) взрослое растение;

  1. спорангий; Г) зигота.

  1. Оплодотворение у папоротников происходит:

  1. на заростке;

Б) в спорангиях;

  1. на поверхности почвы; Г) на листьях.

6 класс

Тема: «Папоротникообразные»

Выберите один правильный ответ. Обведите кружком.

В- 2.

  1. К папоротникообразным не относится:

  1. плаун булавовидный; Б) кочедыжник мужской;

  2. кукушкин лен обыкновенный; Г) хвощ полевой.

  1. Папоротникообразные по сравнению с мохообразными:

  1. имеют более простое строение;

Б) имеют более сложное строение;

  1. практически не отличаются по строению;

Г) вообще не имеют общих черт в строении.

  1. Листья папоротников обычно:

  1. не участвуют в фотосинтезе, выполняют только спороносную функции;

Б) выполняют функцию фотосинтеза и спороносную функцию;

  1. выполняют фотосинтезирующую и поглощающуюфункции;

Г) у папоротников нет листьев.

  1. Спорангии папоротника расположены:

  1. на спороносном колоске;

Б) в коробочках;

  1. на заростке; Г) на листьях.

  1. Папоротники считают наиболее высоко организованными споровыми растениями, потому, что:

  1. у них есть проводящиесосуды;

Б) они способны к фотосинтезу;

  1. они размножаются спорами;

Г) для оплодотворения им необходима вода

Теперь проведем взаимопроверку. Обменяйтесь работами с соседом по парте. Возьмите красную ручку, правильные ответы на экране. Поставьте отметку и распишитесь.

Не вставая со своих мест передайте свои листочки с последних парт на на первые.

III. Изучение нового материала (25 мин).

На экране тема урока. Возвращаемся к теме урока. Запишите ее в тетради.

Как вы думаете, что мы будем изучать? Чтобы было легче, посмотрите на экран и вставьте пропущенные слова, (слайд с пропущенными в цели словами)

Посмотрите на репродукции картин И.И. Шишкина.

? Что общего у этих картин? (на картинах изображены растения отдела Голосеменные) Рассказ учителя с элементами беседы.

  1. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений - отдел Голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее состоит, в способе размножения.

?Вспомните, посредством чего размножались растения, с которыми мы уже познакомились? (эти растения размножались посредством спор).

Способ размножения голосеменных совершенно иной.

? Как вы думаете, с помощью чего размножаются эти растения? (они размножаются не посредством спор, а посредством семян). Возникновение семян - очень важный этап в эволюции растений.

Отдел Голосеменные насчитывает около700 видов. Это одна из древнейших групп растений, которая появилась около 400 млн. лет назад. Представители этой группы в основном древесные растения, реже кустарники, травянистых форм среди голосеменных нет. Отдел Голосеменные включает в себя 3 класса: Хвойные, Саговниковые, Гнетовые ( демонстрация слайда). Самый многочисленный класс Хвойные. Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые - так называемая хвоя, у некоторых видов - чешуйчатые.

? Ребята, посмотрите внимательно на слайды, на которых представлены разные растения из отдела Голосеменные. Что у них общего? (Демонстрация слайдов голосеменных растений)

(Все это правильно, но более подробно мы познакомимся с этими растениями пользуясь учебником на стр. 74 , прочитав раздел Голосеменные до сосны и попробуйте сформулировать признаки Голосеменных.

Все правильно, но посмотрите на экран и запишите в тетрадь характеристику голосеменных (слайд).

Произошли современные голосеменные растения, возможно от ныне полностью вымерших голосеменных папоротников.

  1. Проекция на экран

Характеристика растений отдела Голосеменные: (запись в тетрадь)

-размножение посредством семян;

-не образуют плодов;

  • древесные растения или кустарники, травянистых форм нет

  • листья чаще всего игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные;

  • чаще всего вечнозеленые растения;

  • оплодотворение происходит без участия воды;

Пока дети пишут. Обратите внимание. Свое название голосеменные получили благодаря сменам, которые лежат открыто, как бы «голо», и в отличие от семян покрытосеменных не защищены стенками плода. Тем не менее, наличие семян - большой эволюционный шаг, дающий этим растениям огромные преимущества перед споровыми.

? Как вы считаете, в чем это преимущество? (в отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития). Слайд-«Преимущества голосеменных над споровыми»

? Какие растения представляются вам, когда речь заходит о хвойных растениях? (ель и сосна)

Выступления учащихся с сообщениями о ели и сосне.

? Чем отличаются сосна и ель? Все правильно, но более подробно с особенностями хвойных мы познакомимся на примере сосны по след. плану (слайд с планом):

  1. корни (на плотных почвах главный корень хорошо развит и уходит глубоко; на песчаных почвах кроме главного, развиваются боковые корни; на болотистых почвах-главный корень развивается плохо)

  2. стебель (у сосен растущих в борах стройные стволы, ветви остались только вблизи вершин; на открытых местах - сосны раскидистые)

  1. листья (видоизмененные - хвоя)

4. шишки (3 вида шишек: женские, мужские, зрелые состоят из оси и чешуек) {слайд)4. Размножение голосеменных на примере сосны.

Как мы уже говорили, размножаются голосеменные семенами. Рассмотрим цикл размножение голосеменных на примере сосны. Он очень сложный.

? Где образуются семена у этих растений? (семена образуются в шишках, они не прикрыты стенками плода)

Учащиеся рассматривают проекцию развития сосны на экране, а учитель рассказывает цикл развития сосны.

Сосна, так же как и ель, однодомное растение, т.е. мужские и женские гаметы развиваются на одном растении. Плодоносить начинают 15-30 году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны - начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. Шишка представляет собой видоизмененный побег. У шишки можно увидеть стержень (ось) на котором расположены чешуи - видоизмененные листья. На верхней стороне каждой из чешуи расположено по 2 семязачатка.

Мужские шишки более мелкие, 1-2 см, желтоватые, собраны в небольшие группы. Располагаются ниже женских на тех же или других ветках. На нижней стороне чешуек расположено по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца. Каждая пылинка имеет по 2 небольших пузырька, наполненных воздухом, чтобы пыльца легче переносилась ветром.

?Как вы думаете, каков биологический смысл расположения мужских шишек ниже, чем женские? Это приспособление к перекрестному опылению. Пыльца, высыпаясь из шишек, с большей вероятностью попадет не на шишки, расположенные на этой ветке или дереве, а на шишки другого дерева.

После того как пылинки сосны попали семязачаткам (произошло опыление), чешуи смыкаются и склеиваются смолой. Но оплодотворения пока не происходит, т. к. семязачатки еще не готовы.

Через год женские шишки становятся зелеными, увеличиваются в размерах. Внутри семязачатков созревают яйцеклетки, образуется питательная ткань - эндосперм.

После созревания семязачатков происходит оплодотворение. Оплодотворение происходит мужскими неподвижными гаметами - спермиями.

После оплодотворения образуется зигота, из которой прямо на материнском растении начинает развиваться зародыш, который питается за счет эндосперма. В результате образуется семя, состоящее из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Через 1,5 года шишка высыхает, трескается, и семена высыпаются на поверхность земли.

«Схема размножения голосеменных растений» –на слайде

5. Значение голосеменных. Сообщение учащегося. (Слайд)

  • строительство

  • поделочный материал

  • получение бумаги

  • производство искусственных тканей

-сырье для промышленности (получение спиртов, пластмасс, лаков)

  • получение кедрового масла и использование семян в пищу

  • получение витаминов ( витамин С, каротин)

  • народная медицина

  • изготовление мебели, музыкальных инструментов

  • получение смолы и ее производных (скипидара, канифоли)

  • закрепление почв и прекращение эрозии (сосна) - высадка защитных полос по периметру полей

  • озеленение дворов и улиц -декоративное значение

  • пища животным

В России около 1 млрд. га занято лесами. 80% этих лесов являются хвойными (около 25%-сосняки, 17%) - ельники).

  1. Домашнее задание (2 мин.) (слайд)

§16, записи в тетради, рабочая тетрадь с. 22. зад. 51 , сообщ. о значении голосеменных

  1. Закрепление (5 мин.)

  1. Объясните, почему лиственницу так называют, ведь у нее листья - хвоинки?

  1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните это явление.

  2. Почему санатории и дома отдыха строят в сосновых борах?

  1. Оценочная деятельность (1 мин).

Презентация.ppt

Список используемой литературы

  • Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.-160 с. ил.

  • Демьянков Е.Н.Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.- 80 с.

  • Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 класс. – М.: Вако , 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю)

  • Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: К учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»/Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005-126 с.

  • ru.wikipedia.org

  • www.megabook.ru

globuss24.ru

Урок "Голосеменные растения" 6 класс ФГОС

Тема: Голосеменные растения

Рощупкина Лариса Леонидовна

учитель биологии и химии

Предмет: биология.

Класс: 7

Тема урока: Отдел голосеменные растения.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон.

Время проведения - II четверть

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятие голосеменные растения, выявить отличительные признаки класса.

Развивающие: Совершенствовать умения прогнозировать свойства веществ на основе его строения, продолжить развивать умения анализировать, сравнивать выделять нужную информацию, делать выводы.

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе, коммуникативной культуры, умений слушать товарищей. Корректно высказывать свое мнение.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Метапредметные:

Познавательные: формирование умений

- прогнозировать ситуацию, уметь понимать проблему, ставить цель, находить пути решения.

- анализ с целью выделения признаков существенных и несущественных;

-построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: формирование умений планировать работу, выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Коммуникативные: развитие умений аргументировать свое мнение; коммуникативного сотрудничество с учителем и сверстниками.

Средства обучения: презентация, видеосюжеты, карточки с заданиями, информационные тексты, инструктивные карточки.

Оборудования и реактивы

Межпредметные связи: экология, биология, литература.

1.Мотивация к учебной деятельности

Предлагает продолжить высказывание А. Дистервега

« Читать - значит применять в жизни прочитанное»

Изучить - значит…….

Предлагает сформировать цель урока. Для достижения данной цели необходимо сформировать рабочие группы. Игра «Лото»

Высказывают свои предположения

Формируют цель урока

( цель: научиться применять в жизни прочитанное и изученное)

Учащиеся достают из корзины фишки разных цветов 4 группы формируются по цвету

Коммуникативные: развитие умений аргументировать свое мнение; коммуникативного сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии.

Каждой группе предлагается задание в игровой ситуации с последующей проверкой у доски (Время ограничено)

Организует проверку выполненных заданий у доски

Совместно с учениками выделяют ошибки, делая акцент на название растений, в которых допущены ошибки.

Задание 1 группе

Игра кто ты. Работа с гербарным материалом (распределить растения на две группы назвать их, предложенные образцы папоротниковидные и голосеменные)

2 группа работа со схемой

hello_html_m9754bcd.png

3. группа Игра «Третий лишний»

Из предложенных цепочек нужно убрать лишнее и обосновать свой выбор

1.кукушкин лен - ламинария-ель

2. Гинкго – папоротник - плаун

4. группа

Регулятивные

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и воспроизводить информацию, анализировать и перерабатывать в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание.

infourok.ru

Урок биологии Голосеменные растения (6 класс)

Открытый урок по биологии в 6 классе

учителя биологии Сухих Л.И.

Тема: Голосеменные растения.

Цель: познакомить учащихся с отделом Голосеменных растений.

Задачи урока

Образовательные:

познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения голосеменных как высших семенных растений; показать преимущества размножения семенами перед размножениями спорами, показать значение голосеменных в природе и жизни человека, изучить представителей голосеменных, произрастающих в нашей местности.

Развивающие:

продолжить развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами.

Воспитательные:

воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения».

Метапредметные:

развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями.

Личностные:

формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении, а также экологическая культура.

Оборудование: живые побеги сосны, ели, гербарии голосеменных, шишки сосны и ели, лупы, линейки, инструктивные карточки для работы на уроке; ПК, мультимедийный проектор, компьютерная презентация

Методы обучения: словесные, наглядные, работа в группах, лабораторная работа, элементы проблемного обучения, исследовательской технологии.

Межпредметные связи: ИЗО, экология, музыка

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Перед началом урока посмотрим друг на друга, улыбнёмся , пожелаем друг другу удачи. И на позитивной волне начнём урок!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотрите на картину известного русского художника И.И. Шишкина. Что на ней изображено? (Сосны)

- Верно. Называется она «Сосны, освещённые солнцем». Он очень любил рисовать сосны, на которые падает солнечный свет. Вот, например,

- Догадались, о каких растениях будем вести речь на уроке? (Хвойные)

- Верно. А отдел растений называется – Голосеменные.

- У вас на столах есть таблица №1. Запишите название отдела.

Отдел

Представители

Значение

Голосеменные

- Каких представителей этого отдела вы знаете? Запишите во второй столбик.

- В третий столбец можете сейчас что-то написать?

-Итак, давайте попробуем сформулировать задачи на сегодняшний урок.

-Что вам необходимо узнать, чтобы познакомиться с отделом голосеменных растений?

  • Расширить знания о многообразии голосеменных растений

  • Раскрыть преимущества семенного размножения.

  • Сформировать умение распознавать голосеменные по хвое и шишкам.

  • Обосновать роль голосеменных в природе и жизни человека.

3. Актуализация знаний.

- С каким растениями мы познакомились на прошлом уроке?

(Папоротниками, хвощами, плаунами)

Они господствовали на земле до появления голосеменных.

-Посмотрите на рисунок. Что здесь изображено? К чему это привело?

Учитель:  Дома вы готовились к уроку, оцените свои знания, а далее за каждый правильный ответ ставьте «+».

Выберите правильный вариант ответ.

 Плауны, хвощи и папоротники относят к высшим растениям, так, как:

  1. Они имеют ризоиды.

  2. Растут во влажных местах.

  3. Имеют листья, стебли, корни.

  4. Многолетние растения.

Исключите лишнее:

  1. Корневище.

  2. Вайя.

  3. Слоевище

  4. Спорангий.

Установите последовательность процесса размножения:

  1. Созревание спор.

  2. Слияние гамет (оплодотворение)

  3. Образование заростка.

  4. Образование спорангиев.

Установите последовательность развития растений в процессе эволюции:

  1. Голосеменные.

  2. Папоротники.

  3. Мхи.

  4. Водоросли.

Взаимопроверка. Выставление отметки. 

+ + + +  «5»

+ + + «4»

Учитель: Встаньте те уч-ся, у кого первичная самооценка совпала с полученным результатом. (Учитель отмечает похвалой уч-ся за объективное оценивание своих знаний).

4. Первичное усвоение новых знаний.

-Хочу вам напомнить детскую загадку: «Зимой и летом одним цветом». Что это?

- А почему?

Возьмите на столе инструктивные карточки. Посмотрите первое задание. Здесь даётся полная инструкций к вашей самостоятельной работе, в ходе которой вы сможете объяснить загадку с научной точки зрения и узнать другие особенности этих растений.

Часть урока

Учебные задания

Рекомендации по выполнению заданий

Теоретическое исследование

Цель: провести теоретическое исследование особенностей внешнего и внутреннего строения голосеменных растений, позволяющих им оставаться вечнозелёными и широко распространяться.

Задание:

1.Прочитайте в учебнике текст на стр.74-75 до пункта «Сосна».

2. Выпишите на чистый лист бумаги с правой стороны выявленные вами теоретические факты, которые, по вашему мнению, позволяют голосеменным растениям переносить зимнюю засуху, а с левой стороны листа – факты, позволяющие голосеменным достаточно широко распространяться по земной поверхности.

3.Впишите в таблицу №1 названия голосеменных, о которых вы узнали из текста

4. Подготовьте устные ответы на вопросы:

-Почему отдел называется «Голосеменные»?

-Есть ли среди голосеменных травы?

-В чём преимущество голосеменных над споровыми растениями?

самостоятельно

в паре

самостоятельно

в паре

Проверка самостоятельной работы.

Размножение голосеменных

-Приходилось ли вам когда-нибудь видеть цветки сосны или ели? Нет? Правильно, искать их – всё равно, что охотиться за цветком папоротника: их нет в природе. Поэтому у хвойных не может образоваться настоящий плод с семенами, как, например у яблони. Семена хвойных развиваются в специальных чешуях шишек.

На растениях класса хвойных образуются мужские и женские шишки, в которых созревают, соответственно, пыльца и семязачатки. Пыльца сосны очень легкая. Стоит подуть слабому ветерку, как желтое облако окутывает все дерево, а потом разносится далеко-далеко.  Когда пыльца попадает на женские шишки, их чешуйки сразу же закрываются и склеиваются.Семена голосеменных растений развиваются из семязачатков, находящихся на чешуях шишки, а не внутри плодов, как у цветковых растений.  

За  год женская шишечка вырастает и становится плотной зеленой шишкой. И только тогда происходит оплодотворение. Затем в развивающемся семени начинает формироваться зародыш и эндосперм. Семя покрывается семенной кожурой, надежно защищая зародыш.

Еще через полгода (зимой), когда семена полностью созревают, а чешуи шишки становятся сухими и коричневато-бурыми, шишка раскрывается, и семена, снабженные крылышками, высыпаются из нее.  Семя снабжено плотной семенной кожурой, несет в себе запас питательных веществ и зародыш, способный к развитию. От опыления до полного созревания семян проходит 2,5 года.  Попав в благоприятные условия, семя прорастает и со временем становится взрослым растением

Многообразие голосеменных

Давайте немного подробнее узнаем о многообразии голосеменных растений.

Каждый из вас дома подготовил небольшие сообщения о голосеменных. Послушаем в сопровождении презентации. (Сосна, ель, можжевельник, лиственница).

«Игра на внимание» (физминутка):

Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой и хлопок.

-Голосеменные растения имеют стебель, корень, лист.

-Голосеменные - древняя группа низших растений.

-Листья у большинства хвойных - узкие, игольчатые.

-Хвойные растения не распространены на территории нашей страны.

-Сосна - тенелюбива.

-Ель – теневыносливая порода.

-Лиственница – холодостойкая порода.

-Можжевельник часто встречается в наших лесах.

Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных»

Название растения

Хвоя

Шишка

длина

окраска

расположение на ветке

размер

форма чешуек

плотность

Значение голосеменных.

-Послушайте информацию о значении голосеменных и по ходу заполняйте таблицу. Пишите кратко.

-Как и другие зелёные растения, голосеменные поглощают углекислый газ и образуют кислород.

В тайге нашей страны наибольшую площадь занимают леса из лиственницы, затем сосны, ели. Древесина лиственницы отличается особой прочностью и долговечностью, она устойчива к гниению. Древесину сосны и ели используют как строительный и поделочный материал. С помощью химической обработки из древесины сосны получают искусственные волокна, подобные шёлковым нитям. Из древесины изготовляют бумагу, спирт, пластмассы. Голосеменные растения – ценное сырьё для многих отраслей промышленности. Так, кедровое масло, скипидар, канифоль – продукты хвойных растений. Хвойные растения широко используют для озеленения населённых пунктов.

Ещё хвойные растения выделяют особое летучие вещества - фитонциды, которые подавляют развитие многих вредных бактерий не только в лесу, но и в его окрестностях.

Проверка записей учащихся.

Скрытая динамическая пауза.

Скоро «Новый год». Это любимый праздник взрослых и детей. Сядьте поудобнее, закройте глаза и прослушайте замечательное стихотворение под сопровождение величественного музыкального произведения  Вивальди  «Зима».

Ночь была волшебной, чудной, утром все застыло в сне,

Словно сказка Приамурья в зазвеневшей кутерьме.Вдруг ворвалися машины в мир таежной красоты –Ели головы склонили, повалились на кусты.Наряжая елки шумно, все от радости смеялись.И кому, какое дело, что те елки умирали,Что их выбросят, забудут, когда стихнет смех ребят.Люди! Добрыми вы будьте, Елки тоже жить хотят!Их растили очень долго. Сколько вложено труда,А погибли моментально. Разве это не беда?Милосердие, сердечность – не простые словеса.Пусть живут на радость людям сотни елочек в лесах!

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Учащиеся делятся своим восприятием).

По всей России ежегодно вырубается в это время более 7 млн. елей! Пожалуй, ни один праздник не наносит такого ущерба природе, как Новый год, «самый светлый и добрый» наш праздник! А как поступают в вашей семье? - Как поступили бы вы, если бы были взрослыми? (Ответы на вопросы, решение проблемы) И ребята делают вывод, что можно:

  • купить искусственную ель;

  • посадить ель или сосну дома во дворе;

  •  обойтись веточкой, не губя при этом целое дерево;

  • купить елочку в горшке и т.д.

5.Первичное закрепление

Задача 1.

Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?

Задача 2.

Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?

Задача3

. Как - то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес? Хвойный. А где хвоя? Опала. По чьей вине? Природы.

 Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

6.Итог урока

  1. Что же позволило голосеменным растениям, по сравнению с папоротниковидными, широко распространиться Земле?

  2. Почему голосеменные растения вечнозеленые?

  3. Почему голосеменные растения получили такое название?

  4. Достигли ли мы цели урока?

7.Домашнее задание

п.16, обратите внимание на те, растения, о которых мы только упомянули, но подробно не рассказывали и подготовьте о них небольшие сообщения.

8.Рефлексия

-Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке? . Не забудьте сдать листочки с оценкой урока.

infourok.ru

Голосеменные растения, 6 класс | Doc4web.ru

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гимназия №1» Г. Белгорода

Разработка урока биологии«Голосеменные растения»

Подготовила и провела:

учитель географии и биологии

Балахничева Марина Николаевна

Белгород

2011

Тема: «Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана».

Цели:

  1. дать представление о семенных растениях, раскрыть преимущества семенного размножения над споровым;

  2. показать особенности строения голосеменных растений;

  3. способствовать развитию умений добывать необходимые знания при просмотре слайдов, анализировать полученные знания;

  4. познакомить учащихся с многообразием голосеменных растений;

  5. изучить особенности размножения голосеменных растений на примере цикла размножения сосны;

  6. раскрыть экологическую роль голосеменных растений, показать значение голосеменных растений в природе и жизни человека.

Тип учебного занятия: изучение новых знаний и способов действий

Междисциплинарные связи: экология, география, медицина, история, живопись

Ключевые слова и понятия: семенные растения, голосеменные, древесные растения, кустарники, перекрестное опыление, женские и мужские шишки, однодомное растение, стержень, чешуи, яйцеклетка, эндосперм, спермин, зигота, зародыш, семенная чешуя, пыльцевые мешочки, смола.

Ход урока

В жару слезою желтой плачет,

А в холод слезы прячет.

Не лиственница и не елка,

Хоть есть и шишки и иголки

  1. Организационный момент ( 2 мин)Приветствие.

  2. Актуализация знаний (5 мин)

Ребята, обратите внимание на загадку, которая имеет отношение к нашему уроку и попытайтесь определить, что мы сегодня будем изучать.

Тема нашего урока - голосеменные растения. Но прежде, чем мы перейдем к новой теме, вспомните, с какими группами растений мы уже познакомились? ( Мхи, папоротники, хвощи, плауны). Сейчас, ребята, мы проверим ваши знания по изученному материалу. Вам предлагаются тесты, в которых нужно выбрать один правильный ответ, обвести его кружочком. (Раздать задания первым партам на весь ряд). Подпишите фамилию.

Тестовые задания

6 класс

Тема: «Папоротникообразные»

В-1

Выберите один правильный ответ. Обведите кружком.

  1. Папоротникообразные относятся к:

  1. низшим споровым растениям;

Б) низшим семенным растениям;

  1. высшим споровым растениям;

Г) высшим семенным растениям.

  1. У папоротникообразных отсутствуют:

  1. корни;

Б) стебли;

  1. листья;

Г) цветки.

  1. Мужские гаметы папоротникообразных:

А) неподвижны, называются спермин;

Б) неподвижны, называются сперматозоиды;

  1. подвижны, называются спермин;

Г) подвижны, называются сперматозоиды;

  1. Из споры папоротника, попавшей в благоприятные условия, вырастает:

А) заросток;

Б) взрослое растение;

  1. спорангий; Г) зигота.

  1. Оплодотворение у папоротников происходит:

  1. на заростке;

Б) в спорангиях;

  1. на поверхности почвы; Г) на листьях.

6 класс

Тема: «Папоротникообразные»

Выберите один правильный ответ. Обведите кружком.

В- 2.

  1. К папоротникообразным не относится:

  1. плаун булавовидный; Б) кочедыжник мужской;

  2. кукушкин лен обыкновенный; Г) хвощ полевой.

  1. Папоротникообразные по сравнению с мохообразными:

  1. имеют более простое строение;

Б) имеют более сложное строение;

  1. практически не отличаются по строению;

Г) вообще не имеют общих черт в строении.

  1. Листья папоротников обычно:

  1. не участвуют в фотосинтезе, выполняют только спороносную функции;

Б) выполняют функцию фотосинтеза и спороносную функцию;

  1. выполняют фотосинтезирующую и поглощающуюфункции;

Г) у папоротников нет листьев.

  1. Спорангии папоротника расположены:

  1. на спороносном колоске;

Б) в коробочках;

  1. на заростке; Г) на листьях.

  1. Папоротники считают наиболее высоко организованными споровыми растениями, потому, что:

  1. у них есть проводящиесосуды;

Б) они способны к фотосинтезу;

  1. они размножаются спорами;

Г) для оплодотворения им необходима вода

Теперь проведем взаимопроверку. Обменяйтесь работами с соседом по парте. Возьмите красную ручку, правильные ответы на экране. Поставьте отметку и распишитесь.

Не вставая со своих мест передайте свои листочки с последних парт на на первые.

III. Изучение нового материала (25 мин).

На экране тема урока. Возвращаемся к теме урока. Запишите ее в тетради.

Как вы думаете, что мы будем изучать? Чтобы было легче, посмотрите на экран и вставьте пропущенные слова, (слайд с пропущенными в цели словами)

Посмотрите на репродукции картин И.И. Шишкина.

? Что общего у этих картин? (на картинах изображены растения отдела Голосеменные) Рассказ учителя с элементами беседы.

  1. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений - отдел Голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее состоит, в способе размножения.

?Вспомните, посредством чего размножались растения, с которыми мы уже познакомились? (эти растения размножались посредством спор).

Способ размножения голосеменных совершенно иной.

? Как вы думаете, с помощью чего размножаются эти растения? (они размножаются не посредством спор, а посредством семян). Возникновение семян - очень важный этап в эволюции растений.

Отдел Голосеменные насчитывает около700 видов. Это одна из древнейших групп растений, которая появилась около 400 млн. лет назад. Представители этой группы в основном древесные растения, реже кустарники, травянистых форм среди голосеменных нет. Отдел Голосеменные включает в себя 3 класса: Хвойные, Саговниковые, Гнетовые ( демонстрация слайда). Самый многочисленный класс Хвойные. Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые - так называемая хвоя, у некоторых видов - чешуйчатые.

? Ребята, посмотрите внимательно на слайды, на которых представлены разные растения из отдела Голосеменные. Что у них общего? (Демонстрация слайдов голосеменных растений)

(Все это правильно, но более подробно мы познакомимся с этими растениями пользуясь учебником на стр. 74 , прочитав раздел Голосеменные до сосны и попробуйте сформулировать признаки Голосеменных.

Все правильно, но посмотрите на экран и запишите в тетрадь характеристику голосеменных (слайд).

Произошли современные голосеменные растения, возможно от ныне полностью вымерших голосеменных папоротников.

  1. Проекция на экран

Характеристика растений отдела Голосеменные: (запись в тетрадь)

-размножение посредством семян;

-не образуют плодов;

  • древесные растения или кустарники, травянистых форм нет

  • листья чаще всего игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные;

  • чаще всего вечнозеленые растения;

  • оплодотворение происходит без участия воды;

Пока дети пишут. Обратите внимание. Свое название голосеменные получили благодаря сменам, которые лежат открыто, как бы «голо», и в отличие от семян покрытосеменных не защищены стенками плода. Тем не менее, наличие семян - большой эволюционный шаг, дающий этим растениям огромные преимущества перед споровыми.

? Как вы считаете, в чем это преимущество? (в отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития). Слайд-«Преимущества голосеменных над споровыми»

? Какие растения представляются вам, когда речь заходит о хвойных растениях? (ель и сосна)

Выступления учащихся с сообщениями о ели и сосне.

? Чем отличаются сосна и ель? Все правильно, но более подробно с особенностями хвойных мы познакомимся на примере сосны по след. плану (слайд с планом):

  1. корни (на плотных почвах главный корень хорошо развит и уходит глубоко; на песчаных почвах кроме главного, развиваются боковые корни; на болотистых почвах-главный корень развивается плохо)

  2. стебель (у сосен растущих в борах стройные стволы, ветви остались только вблизи вершин; на открытых местах - сосны раскидистые)

  1. листья (видоизмененные - хвоя)

4. шишки (3 вида шишек: женские, мужские, зрелые состоят из оси и чешуек) {слайд)4. Размножение голосеменных на примере сосны.

Как мы уже говорили, размножаются голосеменные семенами. Рассмотрим цикл размножение голосеменных на примере сосны. Он очень сложный.

? Где образуются семена у этих растений? (семена образуются в шишках, они не прикрыты стенками плода)

Учащиеся рассматривают проекцию развития сосны на экране, а учитель рассказывает цикл развития сосны.

Сосна, так же как и ель, однодомное растение, т.е. мужские и женские гаметы развиваются на одном растении. Плодоносить начинают 15-30 году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны - начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. Шишка представляет собой видоизмененный побег. У шишки можно увидеть стержень (ось) на котором расположены чешуи - видоизмененные листья. На верхней стороне каждой из чешуи расположено по 2 семязачатка.

Мужские шишки более мелкие, 1-2 см, желтоватые, собраны в небольшие группы. Располагаются ниже женских на тех же или других ветках. На нижней стороне чешуек расположено по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца. Каждая пылинка имеет по 2 небольших пузырька, наполненных воздухом, чтобы пыльца легче переносилась ветром.

?Как вы думаете, каков биологический смысл расположения мужских шишек ниже, чем женские? Это приспособление к перекрестному опылению. Пыльца, высыпаясь из шишек, с большей вероятностью попадет не на шишки, расположенные на этой ветке или дереве, а на шишки другого дерева.

После того как пылинки сосны попали семязачаткам (произошло опыление), чешуи смыкаются и склеиваются смолой. Но оплодотворения пока не происходит, т. к. семязачатки еще не готовы.

Через год женские шишки становятся зелеными, увеличиваются в размерах. Внутри семязачатков созревают яйцеклетки, образуется питательная ткань - эндосперм.

После созревания семязачатков происходит оплодотворение. Оплодотворение происходит мужскими неподвижными гаметами - спермиями.

После оплодотворения образуется зигота, из которой прямо на материнском растении начинает развиваться зародыш, который питается за счет эндосперма. В результате образуется семя, состоящее из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Через 1,5 года шишка высыхает, трескается, и семена высыпаются на поверхность земли.

«Схема размножения голосеменных растений» –на слайде

5. Значение голосеменных. Сообщение учащегося. (Слайд)

  • строительство

  • поделочный материал

  • получение бумаги

  • производство искусственных тканей

-сырье для промышленности (получение спиртов, пластмасс, лаков)

  • получение кедрового масла и использование семян в пищу

  • получение витаминов ( витамин С, каротин)

  • народная медицина

  • изготовление мебели, музыкальных инструментов

  • получение смолы и ее производных (скипидара, канифоли)

  • закрепление почв и прекращение эрозии (сосна) - высадка защитных полос по периметру полей

  • озеленение дворов и улиц -декоративное значение

  • пища животным

В России около 1 млрд. га занято лесами. 80% этих лесов являются хвойными (около 25%-сосняки, 17%) - ельники).

  1. Домашнее задание (2 мин.) (слайд)

§16, записи в тетради, рабочая тетрадь с. 22. зад. 51 , сообщ. о значении голосеменных

  1. Закрепление (5 мин.)

  1. Объясните, почему лиственницу так называют, ведь у нее листья - хвоинки?

  1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните это явление.

  2. Почему санатории и дома отдыха строят в сосновых борах?

  1. Оценочная деятельность (1 мин).

Презентация.ppt

Список используемой литературы

  • Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.-160 с. ил.

  • Демьянков Е.Н.Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.- 80 с.

  • Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 класс. – М.: Вако , 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю)

  • Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: К учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»/Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005-126 с.

  • ru.wikipedia.org

  • www.megabook.ru

doc4web.ru

6 класс. Биология. Голосеменные. Разновидность голосеменных. - Голосеменные и их разновидность

Комментарии преподавателя

Чаще всего в наших лесах встречается два вида хвойных растений – ель и сосна.

Крона у ели конусовидная, это значит, что самые длинные ветки у нее находятся ближе к земле, у сосны наоборот – самые длинные ветки подняты к верху растения (Рис. 1).

Сравнение ели и сосны

Рис. 1. Сравнение ели и сосны (Источник)

Ель отличается от сосны по коре, кора сосны гораздо светлее, чем кора ели. Если взять шишки, или по-научному стробилы, то женские шишки сосны округлые, а женские шишки ели выглядят более удлиненными, и чешуйки сосновых шишек гораздо более одревесневшие, чем чешуйки шишки ели.

Большие различия по побегам: у ели побеги вполне обычные, от веточки, от стебля в обе стороны отходят иголки – это видоизмененные листья.

У сосны побеги сложнее – длинными, крупными являются побеги скелетные, они не имеют листьев и нужны для того, чтобы вынести листья других побегов подальше, ближе к свету. А вот от скелетных, безлистных побегов отходят маленькие укороченные боковые побеги, на этих боковых побегах располагается от двух до пяти иголок, видоизмененных листьев.

То, что нам кажется единым листом, то, что у сосны выглядит как вилочка, на самом деле укороченный маленький боковой побег. На этом побеге растут два листа; листья у ели и сосны хотя и живут более одного календарного года, что делает эти растения вечнозелеными, но все-таки опадают, у ели опадают именно отдельные листья.

Корни сосны идут в разных направлениях: есть корни, которые расходятся по поверхности, и есть корни, которые уходят глубоко. У ели больше только поверхностные корни, в глубину ее корни заходят редко. Из-за этого при лестных пожарах ели гибнут гораздо чаще, чем сосны. Корни, которые находятся неглубоко от поверхности, страдают от огня, и вся ель от этого может засохнуть. Корни сосен тоже могут быть поврежденными от огня, но остаются глубокие корни, которые дают возможность соснам переживать такие неприятности, кроме того, из-за такой корневой системы при сильном ветре и урагане вырываются с корнями именно ели.

Ель очень теневынослива, она вырастает, достигая высоких ярусов леса, и затеняет собою весь лес. В пологе леса понемножку вырастают дети сосны и дети ели – это еловый и сосновый подрост.

Сосновый подрост очень светолюбив, еловый же очень теневынослив. Поэтому в сумерках елового леса, при той тени, которую ели создают под собой, выживает только еловый подрост, сосновый подрост – маленькие сосенки – погибает.

Из-за этого перспектива леса выглядит всегда предсказуемо: первые сосны, которые поселились на каком-то новом необжитом месте, останутся, пока от старости не погибнут, а вот следующим поколением будут только ели, потому что они вырастут под тенью своих родителей и только они смогут эту тень перенести.

Сосны распространены больше, чем ели, они умеют занимать трудные, неприятные места - песчаные пляжи, песчаные отмели, скалистые берега, на которые ели не претендуют. Сосны и ели – самые часто встречающиеся деревья в наших краях, но это далеко не единственные хвойные растения.

Пихта

Рис. 2. Пихта (Источник)

Пихта настолько похожа на ель, что ее название, собственно, и происходит от немецкого слова «фихте», что переводится как «ель» (Рис. 2).

Кипарисы

Рис. 3. Кипарисы (Источник)

Кипарисы – стройные, высокие деревья, некоторые виды похожи на кустарник (Рис. 3).

Можжевельник и его шишки

Рис. 4.Можжевельник и его шишки (Источник)

Особенность можжевельника не только в том, что это, пожалуй, единственный кустарник среди хвойных растений, у можжевельника очень странные шишки, которые больше похожи на ягоды. Они круглые и даже немножко сочные (Рис. 4).

Секвойя

Рис. 5. Секвойя (Источник)

Секвойи – огромные деревья, самые высокие растения в мире (Рис. 5). Высота секвойи может достигать ста десяти метров, а теоретически и ста тридцати метров. Для примера: самые высокие сосны в наших краях могут вырасти до тридцати пяти метров. Секвойи – это гиганты и живут они, соответственно, более двух тысяч лет.

Сибирская сосна (кедр)

Рис. 6. Сибирская сосна (кедр) (Источник)

Нам хорошо знакомы кедровые шишки, шишки кедровой сосны, ее еще называют сибирской сосной (Рис. 6). Иногда ее не совсем правильно называют кедром. Кедровая сосна известна нам своими замечательными семенами – кедровыми орешками, они съедобны и очень полезны.

В отделе голосеменных есть не только хвойные растения, он включает и несколько других классов, например гнетовые. Самое удивительное из гнетовых – это вельвичия удивительная (Рис. 7), растет это голосеменное растение в пустыне Намиб, это западное побережье на юге Африки.

Вельвичия удивительная

Рис. 7. Вельвичия удивительная (Источник)

Выглядит она как небольшой пенек, от которого отходит два широких листа, которые растут всю жизнь вельвичии. Жить она может около двух тысяч лет, при этом эти листья даже не совсем настоящие, это семядоли, то есть особые органы зародыша. Поскольку это растение голосеменное, цветков мы на нем не увидим, зато увидим шишки. Более крупные шишки в центре этого пенька, а по бокам гроздями свисают мелкие мужские шишки.

Саговники издали напоминают бочонок, на котором растут красивые листья. У саговников в середине их коренастого ствола мы иногда можем увидеть настоящие шишки, самые большие шишки из всех голосеменных растений именно у них. Шишки очень красивые и могут достигать до полуметра высотой (Рис. 8).

Саговник

Рис. 8. Саговник (Источник)

В этом классе только один вид – гинкго. Гинкго – невысокое раскидистое дерево, издалека его даже нельзя принять за голосеменное растение (Рис. 9).

Гинкго

Рис. 9. Гинкго (Источник)

Довольно светлая кора дерева немножко напоминает тополиную, если подойти ближе, то будет видна странность – у этого дерева листья в виде широких вееров. Листья гинкго имеют такую форму из-за особого жилкования, жилки его листьев ветвятся надвое – вилочкой, это признак довольно древних растений. Гинкго – растение листопадное, возможно, что из всех нынешних растений это самое древнее листопадное растение.

Мы с вами познакомились с разнообразием голосеменных растений: хвойными растениями, а также с классом саговники, гинкговые и с вельвичией удивительной из класса гнетовых.

источник коспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/raznoobrazie-rastenij/raznoobrazie-golosemennyh

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=MBloZgtSDmA

источник видео -http://www.youtube.com/watch?v=icTEoYNL3dg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=KHVI6VLIxDY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=gEpnRmPT9-4

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=uEjHez862e8

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/golosemennye2.html

источник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/8796-otdel-golosemennye-obschaya-harakteristika.html

http://www.klassnye-chasy.ru/prezentacii-prezentaciya/biologiya-biologicheskie/v-6-klasse/razmnozhenie-golosemennyh-rasteniy

http://ppt4web.ru/biologija/otdel-golosemennye0.html

заставка - Музыкальное сопровождение - источник http://xmusic.me/q/l_u8wLTT5cOR-ovWtvfn2Krog8A/

www.kursoteka.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта