Познание мира 3 класс. Разнообразие растений. Условия произрастания растений. Познание мира 3 класс разнообразие растений
Урок познание мира 3 класс Тема. Разнообразие растений.
Урок познание мира 3 класс
Тема. Разнообразие растений.
Цель. Знакомить с разнообразием растений, выделить их характерные особенности.
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания. (Слайд 2)
1. Вопросы и задания.
• Что такое почва?
• Какой состав имеет почва?
• Докажите, что в почве есть воздух.
• Какие живые существа есть в почве?
• Как образуется почва?
• Охрана почвы.
2. Итог по проверке домашнего задания.
Кроссворд. ( Слайд 3)
• Слой земли, на котором растут растения.
• Одна из составных частей почвы
• Вещество, повышающее плодородие почвы.
III. Подготовка к восприятию новой темы.
На какие две группы можно разделить всю природу? (живую и неживую) (слайд 4)
На какие царства можно разделить всю живую природу? (слайд 5)
А какое царство мы будем сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку. ( Слайд 6)
IV. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. – Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений. (Слайд 7)
Давайте подумаем, почему так говорят? Растения – зелёная одежда Земли.( Слайд 8).
Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает природу? ( Биология).
От каких слов произошло это название? ( «Биос» - жизнь , «логос» -наука )
Учитель. - Наука, которая изучает только растения, называется БОТАНИКОЙ. Ботаника – один из разделов биологии.
Проблема. Сегодня мы узнаем, на какие группы делят ученые – ботаники всё царство растений.
V.Распознавание частей растений. (Слайд 9)
Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)
Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.
Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.
Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.
Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.
Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.
VI. Объяснение нового материала.
1.Цветковые растения
Учитель. - Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.
Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. ( Слайд 10)
Работа со слайдом.
Как вы думаете, можно ли дерево назвать цветковым растением?
2.Хвойные растения.
Другая группа растений – хвойные растения.
Какие растения относятся к этой группе? (слайд 11, 12 ,13)
Что общего между цветковыми растениями и хвойными? (слайд 15)
Чем они различаются? (слайд 16)
Учитель. – Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.
3. Папоротники. (Слайды 17, 18 )
( рассказывает заранее подготовленный ученик)
Папоротник.
Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.
Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.
По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.
Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.
Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.
Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.
4. Мхи. ( Слайды 19, 20)
( рассказывает заранее подготовленный ученик)
МХИ
Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.
Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.
На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.
Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.
Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.
Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.
Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.
5. Водоросли. (слайд 21)
(рассказывает заранее подготовленный ученик)
Водоросли.
Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.
У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли)
Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.
Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.
По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.
Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.
Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.
Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.
VII. Это интересно.
Растения – хищники. ( Слайд 23)
Кувшинка - одно из интереснейших растений Краснодарского края, встретить которое можно в светлых горных лесах на небольшой высоте. Кирказон (кувшинка) цветёт в начале мая. Под небольшими округлыми листочками, похожими на листья настурции, появляются небольшие и порой незаметные, но удивительные по своей красоте цветы. Причудливо изогнутый, будто волшебный кувшинчик с нектаром, цветок кажется сотканным из драгоценного бархата - тёмно-красного, почти чёрного в обрамлении (такими бывают чёрные розы) и яркого, золотисто-жёлтого к центру. Доверчивое насекомое, привлечённое яркими красками и тонким ароматом, попадает в ловушку из тончайших, но жёстких ворсинок, направленных так, что, попав в горлышко "кувшинчика", есть только один путь - всё дальше и дальше вглубь - и невозможно выбраться обратно. Каждый кувшинчик наполнен жидкостью, и насекомое попадает в жидкость и тонет.
Растение - паразит. (Слайд 24)
Омела – вечнозелёный шарообразный ветвистый кустарник, растущих на ветвях многих лиственных растений (дуб, тополь, бук, яблоня). Она питается соком дерева. На котором растёт.Паразитирует высоко в кронах деревьях.
Опасные растения. ( Слайд 25)
Борщевик – гигантское растение, высотой 2 метра. Растёт преимущественно по берегам рек. На берегу нашей реки Нечепсухи произрастает в больших количествах. Это растение очень опасное. Его листья могут обжечь кожу человека. Ожог заживает очень долго. Поэтому, это растение трогать нельзя.
VIII. Растения – рекордсмены.
Водоросли: ( Слайд 27)
• Самые древние растения на Земле.
• Учёные утверждают, что водоросли появились более 500 миллионов лет тому назад.
Эвкалипт: ( Слайд 28)
• Одно из самых высоких деревьев, растущих в Краснодарском крае.
• Высота дерева достигает 100 метров.
Ряска: ( Слайд 29)
• Одно из самых маленьких растений.
• На ногте ребёнка может поместиться 1-2 таких растений.
Самшит: (Слайд 30)
• Самое твёрдое дерево на Земле.
• Его древесина столь прочна, что может сравниться с железом. Топор при ударе о такое дерево тупится, отскакивая от ствола.
• Растёт на склонах горы Фишт (Краснодарский край)
Бамбук: ( Слайд 31)
• Самая высокая трава. Произрастает в Краснодарском крае.
• За каждый день она прибавляет в росте на полметра. Растёт только 40 дней, а иначе бы дотянулась до облаков.
Тыква: (Слайд 32)
• Самый крупный плод.
• Вес достигает более 90 килограммов.
IX. Итог урока.
Откройте тетради и найдите тему «Разнообразие растений». Определите по картинкам и подпишите, к какой группе относятся эти растения.
www.metod-kopilka.ru
Урок познания мира в 3 классе "Разнообразие растений"
Урок познания мира в 3 классе
Тема: Разнообразие растений.
Цель: Познакомить учащихся с разнообразием растительного мира и его эволюционным развитием;
Задачи:
расширить и углубить знания детей о растениях, встречающихся в нашей местности; раскрыть важное значение растительного мира в жизни человека;
развивать любознательность, кругозор учащихся, интерес к предмету;
воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: плакат с надписью темы урока, иллюстративный материал, презентация «Разнообразие растений», флипчарт «Прогноз погоды», фотоматериалы
Ход урока
Организация класса. Класс разделён на три исследовательские группы: Деревья, Кустарники, Травы.
Работа с календарём наблюдений.
- Какая сегодня дата?
-Какая погода стоит на улице?
-Что обещают синоптики в ближайшее время?
Отметьте состояние погоды в своих тетрадях наблюдений.
Сегодня мы отправимся с вами в небольшое заочное путешествие , а вот куда – вы узнаете отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём (Лес)
Посмотрите на эти фотографии, вспомните нашу экскурсию в лес. Какие растения вы встречали в лесу?
На какие группы можно разделить все растения? По каким признакам?
Деревья – это крупные растения с сильно развитыми многолетними стеблями. Все деревья имеют одеревеневший главный стебель – ствол.
Кустарники отличаются от деревьев тем, что главный стебель у них отсутствуют или развит слабо , ветвление начинается почти у самой поверхности почвы.
Травянистые растения почти всегда ниже деревьев и кустарников. Стебли их сочные, зелёные и никогда не одревесневают полностью. К зиме, а иногда и раньше, после созревания семян, надземные стебли большинства травянистых растений отмирают.
Работа по теме урока.
Слайд №1 Презентация «Разнообразие растений»
Слайд №2
Простейшие растения:
Первая жизнь на земле зародилась в морских глубинах и была похожа на бактерии и сине-зелёные водоросли. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни цветков. Большинство из водорослей живут в воде, но их нетрудно найти на сыром месте на суше в виде зеленоватого налёта на отсыревшей стене или цветочных горшках.
Слайд №3
Во многих озёрах и реках развитие растительности ограничено нехваткой неорганических питательных веществ. При попадании в реку минеральных удобрений начинается бурный род водорослей.
Слайд №4
Мхи. Растения с листьями и стеблями, но без настоящих корней и без цветков. Произрастают в тундре, в горах, в тропических лесах, на болоте. В сыром лесу.
Слайд №5
Мхи растут на стенах зданий и на горных породах. Они растут на болоте за счёт накопившейся воды. Есть торфяные мхи.
Слайд №6
Лишайники вырастают на коре деревьев в северных территориях. Применяются в медицине. Они являются главной частью рациона северных оленей
Слайд №7.
Папоротники – это растения с корнями, стеблями, листьями.
Много миллионов лет назад на земле господствовали папоротники. Но тогда они были деревьями. Сейчас растут только травянистые папоротники.
Слайд №8
(Иллюстрации папоротников)
Слайд №9
Хвойные растения имеют корни, стебли, семена, которые расположены на чешуйках шишек.
Слайд № 10.
Фотографии с видами города и реки, где растут ели.
Слайд №11
Вывод:
Водоросли, мхи, папоротники, хвойные не имеют цветков
Слайд №12
Цветковые растения самые распространённые на земле. Они имеют цветки, из которых образуются плоды и семена. Растут повсюду: на лугах, в горах, в водоёмах, в степи, в лесах.
Слайд № 13
Фотографии с изображением цветковых растений: маки, эдельвейс, жарки.
Слайд №14
Цветковые растения: водяная лилия и белая кубышка занесена в Красную книгу, растёт на территории ВКО.
Слайд №15
Цветковые растения: ромашка, роза, анютины глазки.
Слайд № 16
Деревья. Многолетние растения с одним стволом (утолщённым стеблем), который
наверху разветвлён на множество ветвей. Разные деревья различаются высотой и продолжительностью жизни. Возраст деревьев тоже неодинаков: от нескольких десятков до сотен и тысяч лет. Фото тополя.
Слайд №17
Фотографии с изображением деревьев – берёзы и осины.
Слайд № 18
Фотографии с изображением деревьев: пальма и сосна (имеет продолжительность жизни до тысячи лет)
Слайд №19
Фото: Виды Усть-Каменогорска.
Слайд №20
Кустарники. Многолетние деревянистые растения. Имеют несколько стеблей, разных по длине, толщине, возрасту. Когда стебли отмирают, им на смену вырастают новые побеги. Так что кустарники могут жить сотни лет. Высота кустарников достигает от 1 до 6 метров.
Слайд №21
Фотографии с изображением кустарников: шиповник, можжевельник, акация.
Слайд № 22
Травы. Стебли мягкие и сочные, высота до одного метра. Бывают однолетние и многолетние. Фотографии ковыля и лугового разнотравья.
Физминутка
Мы сегодня входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
А в обед совсем теплынь-
Пахнет горькая полынь,
Тянет мёдом, мятой
И травой примятой.
Мы по лесу погуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И нас лучики согрели!
7. Работа с учебником с 72 – 74
Чтение и анализ статьи «Разнообразие растений»
- Каковы главные условия для расселения растений по земному шару?
-Сколько видов растений произрастает на территории Казахстана.?
8. Представление работы групп. Рассказы учащихся о растениях.
Слайд № 23
Фотография сирени.
Слайд № 24
Фотография рябины.
Слайд № 25
Рисунок облепихи.
Слайд № 26
Рисунок берёзы.
Слайд № 27
Рисунок одуванчика.
Слайд № 28
Рисунок подорожника.
9. Задания группам:
1. Какие пословицы и поговорки о растениях знаете.
Растение – земли украшение. Рощи да леса – всему леса краса. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба. Сажай леса в поле – будет хлеба боле. Зелёная ограда – живая отрада. Растение – берегам спасение. Зелёный наряд радует глаз. Дорого дерево не только плодами, но и листами. На сосне яблоки не растут. Сломить дерево – секунда, а вырастить – года. Лес и вода – брат и сестра. Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт. Оберегая саженцы, оберегаешь жизнь. Ветви, что дают прохладу, не рубят. Срубили деревья – прощайте птицы. Как наступит весна, так и дерево начнёт пускать почки. Срубленное дерево начинает пускать почки. Срубленное дерево вновь не вырастет. Дерево гнётся пока молодо.
2. Загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёза)
Веной зеленела,
Летом загорела.
Осенью надела
Красные кораллы. (рябина)
Никто не пугает,
А она всё дрожит (осина)
Кудри в речку опустила,
И о чём – то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (ива)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)
Был цветочек золотой,
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова. (одуванчик)
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнца на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.. (ромашки)
Кто ни прикасается.
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (репейник)
Только тронь – отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава как огонь. (крапива)
Колосится в поле рожь.
Там во ржи цветок найдёшь,
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василёк)
Горьку ягоду в мороз
Сладкой-сладкой в дом принёс (калина)
Слайд № 29
Ответьте на вопросы:
Почему водоросли относятся к простейшим растениям ?
Назовите растения, у которых не бывает цветков.
Каково назначение цветка?
Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?
Можно ли садовые цветы назвать травами?
10. Обобщение и итог урока.
11. Рефлексия
doc4web.ru
Познание мира 3 класс. Тема: Многообразие растений на Земле | Уроки по Познанию мира
Познание мира 3 класс. Тема: Многообразие растений на Земле
04.12.2014 5536 520Цель урока: сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
Задачи:
Предметно – информационные:
- знакомство с классификацией растений
- изучение основных признаков групп растений
Деятельностно- коммуникативные:
- развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку.
- развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания,
Развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности., расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
Ценностно – ориентированные:
- развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой.
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, частично- поисковый, Метод ЖИКСО
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование:
- Учебник « Познание мира» К. Жунусовой
- Презентация « Разнообразие растительного мира»
- Раздаточный материал
- Компьютер, мультимедиапроектор, экран
Кроссворд
Ход занятия
- Организационный момент. ( приветствие гостей, настроение) Пожелали успехов друг другу, самому себе. А я хочу пожелать «ум и сердце в работу вложи , каждой секундой в труде дорожи»
- Организационно- психологический момент начала урока.
А начну урок наш урока с разговора одного ученика. И вот , что он сказал :
« Вот вырасту и открою какое – нибудь живое существо. Только бы не опоздать .»На что ему ответили: «Никогда не поздно что- то узнавать и открывать» Главное будь внимательным и наблюдательным и ты сделаешь много удивительных открытий.
Одно открытие уже ждет нас сегодня на уроке.
3. Актуализация знаний и постановка проблемы.
На доске слайд №м 1
- Что общего у предметов , изображенных на этих картинках ( живые существа)
- Докажите ( они дышат, питаются , растут , размножаются, стареют и погибают)
СЛАЙД № 2
- Какая картинка лишняя? ( волк)
- Почему ? ( он относится к царству животных)
- К какой группе вы отнесете остальные картинки ?( царству растений )
Почему? ( так как у них есть корень, побег, цветок , плод с семенами)
- Можно ли перечислить всех представителей царства растений ( нет)
- Почему? ( их очень много )
-Куда бы вы не посмотрели повсюду растения. С глубокой древности человек собирая , а затем возделывая растения познавал их полезные и вредные свойства. Так появилась наука о растениях , название которой вы узнаете разгадав кроссворд.
Ключевое слово зашифровано по вертикали.
Д | У | Б |
| ||||
| Р | О | З | А |
|
|
|
|
| Т | Р | А | В | А |
|
К | Р | А | П | И | В | А |
|
Б | А | Н | А | Н |
| ||
|
| И | В | А |
| ||
|
| К | А | К | Т | У | С |
| М | А | К |
|
- Дерево ,дающее плоды – желуди ( ДУБ)
- Посмотрите- у ограды
Расцвела царица сада. Не тюльпан и не мимоза. А в шипах красотка ….(роза)
- ЗЕЛЕНЫЙ КОВЕР ЗЕМЛИ ( ТРАВА)
- ХОТЬ НЕ ОГОНЬ , а ЖЖЕТСЯ. ( КРАПИВА)
- Знают этот фрукт детишки , любят есть его мартышки ( БАНАН)
6 О ней говорят плакучая ( ИВА)
7 На окошке дикобраз стоит и веселится, но никто руки не даст боится уколиться ( КАКТУС)
8. Красивый цветок красного цвета семена , которого используют в кулинарии (МАК)
Итак ключевое слово БОТАНИКА. Наука о растениях, получившая название от греческого слова БОТАНЕ – трава. Давайте вернемся к словам из кроссворда.
- Дуб. Что это ? (дерево) а какие деревья растут у нас. Роза – это что? ( цветковое растение)
- Посмотрите деревья, цветы , травы. Сколько растений растут на Земле. И они какие все ? (разные)
Тему, которую мы начнем с вами изучать сегодня называется « РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ» СЛАЙД № 3 ТЕМА « РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ» |
СЛАЙД № 4 КАРТИНКИ РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ
- ВНИМАТЕЛЬНО посмотрите на эти картинки скажите чем различаются растения друг от друга? ( размерами формой , окраской , условиями жизни, строением)
Давайте вспомним из каких частей состоят растения. Выполним задание в группах . Карточка № 1. Работаете прямо в карточке . Дописывая свой вариант ответа. Вам на это 3-4 минуты.
Карточка №1
- Определите орган, который укрепляет растение в почве ( КОРЕНЬ)
- У дерева он один, а у кустарника – много ( СТЕБЕЛЬ)
- Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет- почернеет( ЛИСТ)
- Яркий, благоухающий , красивый … ( ЦВЕТОК)
- Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка (Плод)
- Из него вырастает новое растение (СЕМЯ)
Проверка
Каждой группе задается по одному вопросу , остальные группы проверяют.
Слайд ЧАСТИ РАСТЕНИЯ №4
Подумайте , все ли растения имеют названные части?( нет)
- Правильно . Именно поэтому ученые- ботаники делят царство растений на группы.
-- Как вы думаете какую цель мы перед собой сегодня поставим и будем искать ответы на нее?
Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и их признаками, то есть по каким признакам ученые разделили все растени
Работа в группах. Изучение нового.
Искать ответы мы будем, работая в группах. Сейчас вы сидите в домашних группах, У вас у каждого свой порядковый номер . Ваша задача разойтись в группы соответствующая вашему порядковому номеру.
Гр. № 1 - водоросли
Гр. № 2 - МХИ
Гр. № 3 – папоротники
Гр. № 4 хвойные растения
Гр. № 5- цветковые растения
Спикеры раздают карточки каждому ученику. \
Водоросли – это низшие растения, живущие в воде, у водорослей нет корней, стебля, листьев , цветков и плодов с семенами. Все необходимое они поглощают всей поверхностью своего тела. Они могут быть совсем малыми, в виде шариков . Это хлорелла. Но и достаточно большими похожими на длинные нити или ленты, например « морская капуста» - ламинария.
Мхи. Во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев можно встретить мхи. У мхов есть стебель и листья, но нет корней и цветков. Воду и минеральные вещества они добывают с помощью стебля и листьев. Обычно мхи образуют плотные скопления в затемненных местах и вблизи от воды.
Папоротники растения , обитающие во влажных тенистых местах. .У них есть корень, стебель, листья. Цветков и плодов они не имеют. Листья папоротников похожи на перья. Папоротники никогда не цветут. Папоротники бывают травянистые или древовидные . Есть папоротники – гиганты – это деревья высотой до 200 метров.
Хвойные растения- это деревья и кустарники с листьями- иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет , семена образуются в шишках. Большинство хвойных деревьев – вечнозеленые. Хвойных деревьев насчитывают около 6оо видов. К хвойным растениям относятся – сосна , можжевельник, кедр, ель.
Цветковые растения- самая распространенная группа на всей Земле. Это растения, у которых есть цветки. Они имеют все органы – корень, стебель, листья, цветок, плод и семя. К ним относится деревья , которые дают плод (дуб, береза, яблоня) , кустарники – это шиповник, сирень, смородина, травы (одуванчик, земляника, ландыш) и все цветы.
Задания по карточке
1. Прочитать текст
2. Пересказать в паре
3. Ответить на вопросы по своей карточке
Далее ученики возвращаются в свои домашние группы. И каждый начинает рассказывать свою группу растений.
Обобщающая беседа
- На сколько групп ученые разделили все царство растений ? ( на 5 групп)
- Назовите их. ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые)
- По каким отличительным признакам ученые их разделили на такие группы ? ( по строению, условию произрастания)
На сколько внимательно вы слушали и узнавали новое о растениях ,мы проверим, выполнив тест по данной теме.
Контрольно – оценочный этап
Тест
- Как называется наука, изучающая растения?
А) Биология Б) Ботаника. В) ЗООЛОГИЯ
2. На какие группы разделено все царство растений?
А) водоросли, мхи, папоротники
Б) водоросли, мхи, папоротники, хвойные
В) ВОДОСЛИ, МХИ, ПАПОРОТНИКИ, ХВОЙНЫЕ, ЦВЕТКОВЫЕ
3. Растения , которые свободно плавают в воде и поселяются на дне
А) мхи Б) папоротники В)водоросли
4. Какое строение имеют водоросли?
А) нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков
Б) есть стебли, листья, корни, но нет цветков
В) есть все части
5. Какие растения растут во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев?
А) папоротники
Б) МХИ
В) водоросли
6. Какое строение имеют мхи?
А) Есть все части
Б) Есть стебель и листья, но нет корней и цветков
В) есть корень, стебель и листья в виде иголок
7. Какие растения имеют корень, стебель, листья в виде перьев?
А) папоротникиБ) мхиВ) хвойные растения
8. Семена каких растений образуются в шишках?
А) хвойных растений
Б) цветковых растений
В) папоротников
9. Что не относится к хвойным растениям?
А) соснаБ) ель
В) Шиповник
10. Растения , которые имеют все части – это?
А) папоротники
Б) хвойные
В) цветковые
КЛЮЧ
1 Б 2В 3 В 4 А 5 Б 6Б 7А 8 А 9 В 10 В
Оценивание (самопроверка)
10-9 баллов «5»
8-7 баллов «4»
6-5 балов «3»
4 и меньше «2»
Творческое задание
Работа в группах. Разукрасить картинки растений и приклеить на модели глобусов. И показать нам свое многообразие растений.
Выставка работ
Рефлексия. Лесенка успеха
-оцените свои успехи
Каждый ученик оценивает себя сам и наклеивает стикер
- немного затруднялся , не все понятно
- было комфортно и все понятно
- Хочу знать еще больше
Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
- кому в группе ты бы хотел сказать спасибо?
- пригодятся ли вам полученные знания на уроке?
Домашнее задание.
стр 108-109 пересказ, для юных ботаников приготовить сообщение .
Самоанализ
Начну анализ с характеристики класса. В классе 26 учеников 15 мальчиков и 11 девочек
Сегодня на уроке присутствовали
В целом класс организованный , хороший уровень воспитанности и культуры детей .
Тема из раздела Многообразие растений и животных Тип урока Изучение нового.
Цель урока: сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
Поставленная цель реализуется посредством следующих задач:
Задачи:
Предметно – информационные:
- знакомство с классификацией растений
- изучение основных признаков групп растений
Деятельностно- коммуникативные:
- развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку.
- развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания,
Развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности., расширение кругозора, и словарного запаса учащихся.
Ценностно – ориентированные:
- развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
По способу выделения знаний:
индуктивный
дедуктивный
По характеру познавательной деятельности:
наглядный
частично-поисковый
По источнику знаний:
словесный
практический.
Учащиеся работали:
коллективно
индивидуально
в парах
самостоятельно
Виды контроля на уроке:
ученик- ученик (при работе в парах)
самоконтроль
ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)
Метод ЖИГСО
Урок начинается с организационного момента пожеланий доброжелательности и девиза сердце и ум в работу вложи каждой секундой своей дорожи с одной стороны и психологического настроя ,что дети будут в роли открывателей с другой стороны.
Следующий этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать их познавательную деятельность.
- обобщать , сравнивать, доказывать по рисунку находить лишнее.
Через кроссворд мы вышли на новое понятие « Ботаника», а также формулировку темы урока. Вопросы для кроссворда были в разной форме загадки, закончить предложение., логически подумать, что способствует развитию интереса и еще большей активности на уроке.
Следующее задание вспомнить части растений именно для настроя ,
сплочения группы в целом, выполняют всей группой. Их первое задание вместе.
Изучение нового материала полностью по методу ЖИГСО. Где можно проследить 3 стадии ( побуждение, поиск ответов на поставленные цели самостоятельно, рефлексия)
Здесь можно увидеть работу индивидуальную, и в паре при пересказе, ответственность каждого ученика ведь им предстоит быть в роли учителя и ученика самому слушать и запоминать, работа всей группы. Моя роль на данном этапе заключалась в координации и консультации (индивидуальной) Я ЗАНИМАЛА ПОЗИЦИЮ : « Я рядом , Я с вами».
По завершению работы проводится тест. Ученики показывают реальные результаты своей деятельности. Проверяют по ключу и ставят себе оценку в зависимости от набранных баллов.
Рефлексия. На этом этапе дети показали умение анализировать свою собственную деятельность, состояние комфорта, самочувствия ,настроения с помощью лесенки успеха. На данном этапе чувствуется заинтересованность, стимулирование к личным достижениям, радость .
Межу всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. . В ходе урока была достигнута дидактическая цель. План урока выполнен полностью. Урок получился интересным, плодотворным, эффективным. Поставленные задачи были решены, цель урока достигнута.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Урок познания мира в 3 классе "Разнообразие растений"
Здесь Вы можете скачать Урок познания мира в 3 классе "Разнообразие растений" для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Урок познания мира в 3 классе
Тема: Разнообразие растений.
Цель: Познакомить учащихся с разнообразием растительного мира и его эволюционным развитием;
Задачи:
-
расширить и углубить знания детей о растениях, встречающихся в нашей местности; раскрыть важное значение растительного мира в жизни человека;
-
развивать любознательность, кругозор учащихся, интерес к предмету;
-
воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: плакат с надписью темы урока, иллюстративный материал, презентация «Разнообразие растений», флипчарт «Прогноз погоды», фотоматериалы
Ход урока
-
Организация класса. Класс разделён на три исследовательские группы: Деревья, Кустарники, Травы.
-
Работа с календарём наблюдений.
- Какая сегодня дата?
-Какая погода стоит на улице?
-Что обещают синоптики в ближайшее время?
Отметьте состояние погоды в своих тетрадях наблюдений.
-
Сегодня мы отправимся с вами в небольшое заочное путешествие , а вот куда – вы узнаете отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём (Лес)
-
Посмотрите на эти фотографии, вспомните нашу экскурсию в лес. Какие растения вы встречали в лесу?
На какие группы можно разделить все растения? По каким признакам?
Деревья – это крупные растения с сильно развитыми многолетними стеблями. Все деревья имеют одеревеневший главный стебель – ствол.
Кустарники отличаются от деревьев тем, что главный стебель у них отсутствуют или развит слабо , ветвление начинается почти у самой поверхности почвы.
Травянистые растения почти всегда ниже деревьев и кустарников. Стебли их сочные, зелёные и никогда не одревесневают полностью. К зиме, а иногда и раньше, после созревания семян, надземные стебли большинства травянистых растений отмирают.
-
Работа по теме урока.
Слайд №1 Презентация «Разнообразие растений»
Слайд №2
Простейшие растения:
Первая жизнь на земле зародилась в морских глубинах и была похожа на бактерии и сине-зелёные водоросли. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни цветков. Большинство из водорослей живут в воде, но их нетрудно найти на сыром месте на суше в виде зеленоватого налёта на отсыревшей стене или цветочных горшках.
Слайд №3
Во многих озёрах и реках развитие растительности ограничено нехваткой неорганических питательных веществ. При попадании в реку минеральных удобрений начинается бурный род водорослей.
Слайд №4
Мхи. Растения с листьями и стеблями, но без настоящих корней и без цветков. Произрастают в тундре, в горах, в тропических лесах, на болоте. В сыром лесу.
Слайд №5
Мхи растут на стенах зданий и на горных породах. Они растут на болоте за счёт накопившейся воды. Есть торфяные мхи.
Слайд №6
Лишайники вырастают на коре деревьев в северных территориях. Применяются в медицине. Они являются главной частью рациона северных оленей
Слайд №7.
Папоротники – это растения с корнями, стеблями, листьями.
Много миллионов лет назад на земле господствовали папоротники. Но тогда они были деревьями. Сейчас растут только травянистые папоротники.
Слайд №8
(Иллюстрации папоротников)
Слайд №9
Хвойные растения имеют корни, стебли, семена, которые расположены на чешуйках шишек.
Слайд № 10.
Фотографии с видами города и реки, где растут ели.
Слайд №11
Вывод:
Водоросли, мхи, папоротники, хвойные не имеют цветков
Слайд №12
Цветковые растения самые распространённые на земле. Они имеют цветки, из которых образуются плоды и семена. Растут повсюду: на лугах, в горах, в водоёмах, в степи, в лесах.
Слайд № 13
Фотографии с изображением цветковых растений: маки, эдельвейс, жарки.
Слайд №14
Цветковые растения: водяная лилия и белая кубышка занесена в Красную книгу, растёт на территории ВКО.
Слайд №15
Цветковые растения: ромашка, роза, анютины глазки.
Слайд № 16
Деревья. Многолетние растения с одним стволом (утолщённым стеблем), который
наверху разветвлён на множество ветвей. Разные деревья различаются высотой и продолжительностью жизни. Возраст деревьев тоже неодинаков: от нескольких десятков до сотен и тысяч лет. Фото тополя.
Слайд №17
Фотографии с изображением деревьев – берёзы и осины.
Слайд № 18
Фотографии с изображением деревьев: пальма и сосна (имеет продолжительность жизни до тысячи лет)
Слайд №19
Фото: Виды Усть-Каменогорска.
Слайд №20
Кустарники. Многолетние деревянистые растения. Имеют несколько стеблей, разных по длине, толщине, возрасту. Когда стебли отмирают, им на смену вырастают новые побеги. Так что кустарники могут жить сотни лет. Высота кустарников достигает от 1 до 6 метров.
Слайд №21
Фотографии с изображением кустарников: шиповник, можжевельник, акация.
Слайд № 22
Травы. Стебли мягкие и сочные, высота до одного метра. Бывают однолетние и многолетние. Фотографии ковыля и лугового разнотравья.
-
Физминутка
Мы сегодня входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
А в обед совсем теплынь-
Пахнет горькая полынь,
Тянет мёдом, мятой
И травой примятой.
Мы по лесу погуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И нас лучики согрели!
7. Работа с учебником с 72 – 74
Чтение и анализ статьи «Разнообразие растений»
- Каковы главные условия для расселения растений по земному шару?
-Сколько видов растений произрастает на территории Казахстана.?
8. Представление работы групп. Рассказы учащихся о растениях.
Слайд № 23
Фотография сирени.
Слайд № 24
Фотография рябины.
Слайд № 25
Рисунок облепихи.
Слайд № 26
Рисунок берёзы.
Слайд № 27
Рисунок одуванчика.
Слайд № 28
Рисунок подорожника.
9. Задания группам:
1. Какие пословицы и поговорки о растениях знаете.
Растение – земли украшение. Рощи да леса – всему леса краса. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба. Сажай леса в поле – будет хлеба боле. Зелёная ограда – живая отрада. Растение – берегам спасение. Зелёный наряд радует глаз. Дорого дерево не только плодами, но и листами. На сосне яблоки не растут. Сломить дерево – секунда, а вырастить – года. Лес и вода – брат и сестра. Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт. Оберегая саженцы, оберегаешь жизнь. Ветви, что дают прохладу, не рубят. Срубили деревья – прощайте птицы. Как наступит весна, так и дерево начнёт пускать почки. Срубленное дерево начинает пускать почки. Срубленное дерево вновь не вырастет. Дерево гнётся пока молодо.
2. Загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёза)
Веной зеленела,
Летом загорела.
Осенью надела
Красные кораллы. (рябина)
Никто не пугает,
А она всё дрожит (осина)
Кудри в речку опустила,
И о чём – то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (ива)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)
Был цветочек золотой,
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова. (одуванчик)
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнца на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.. (ромашки)
Кто ни прикасается.
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (репейник)
Только тронь – отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава как огонь. (крапива)
Колосится в поле рожь.
Там во ржи цветок найдёшь,
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василёк)
Горьку ягоду в мороз
Сладкой-сладкой в дом принёс (калина)
Слайд № 29
Ответьте на вопросы:
-
Почему водоросли относятся к простейшим растениям ?
-
Назовите растения, у которых не бывает цветков.
-
Каково назначение цветка?
-
Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?
-
Можно ли садовые цветы назвать травами?
10. Обобщение и итог урока.
11. Рефлексия
docbase.org
Познание мира Разнообразие растений (3 класс)
Тема: « Разнообразие растений»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.
Задачи:
- познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений;
- воспитывать чувства бережного отношения к природе, её значимости в жизни человека;
- развивать познавательный интерес; умение наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать.
Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
- Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова. Пожелали успехов себе.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.
Я желаю всем нам хорошего урока.
Сообщение темы и целей урока
- Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на мои вопросы.
- На какие 2 большие группы делится природа?
- Судя по картинкам, о какой природе пойдёт речь на уроке?
- Как называется наука, которая изучает живую природу?
- На какие большие группы делится живая природа?
- Как называются эти группы?
- А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.
Вырос в поле
Злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репей)
Из- под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (Подснежник)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
- Что между ними общего? К какому царству они относятся?
- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений.
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.
На слайде картинки с разнообразными растениями.
- На какие группы можно распределить эти растения?
- Какие части растения вы знаете?
- Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп.
Растения
низшие высшие
водоросли мхи, папоротники, хвойные, цветковые
- Как вы думаете, почему водоросли – это низшие растения, а мхи, папоротники, хвойные и цветковые – это высшие растения?
- Ответ на этот вопрос мы получим после того, как познакомимся с особенностями каждой группы растений.
Минутка для релаксации глаз.
* Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.
* Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.
* Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.
3. Планирование работы.
- Работать будем по группам самостоятельно.
- Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас.
1 группа – водоросли
2 группа – мхи
3 группа – папоротники
4 группа – хвойные растения
5 группа – цветковые растения
-Задания для самостоятельной работы, задание № 1 - для 1 группы –
Дать краткую характеристику водорослям:
Особенности жизнедеятельности.
Части растения.
Представители.
- Задание № 2 – для 2 группы –
Дать краткую характеристику мхам.
- Задание № 3 – для 3 группы –
Дать краткую характеристику папоротникам.
- Задание № 4 – для 4 группы –
Дать краткую характеристику хвойным растениям.
- Задание № 5 – для 5 группы –
Дать краткую характеристику цветковым растениям.
- У каждой группы есть инструкция по выполнению задания.
Инструкция для группы 1.
1. Рассмотрите рисунок на с.72 учебника.
2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
Инструкция для группы 2.
1.Рассмотрите рисунок на с.80 атласа- определителя «От земли до неба».
2. Используйте материал атласа на с.81, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
Инструкция для группы 3.
1. Рассмотрите рисунок на с.78 атласа- определителя «От земли до неба».
2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
Инструкция для группы 4.
1.Рассмотрите рисунок на с.82 атласа- определителя «От земли до неба».
2. Используйте материал атласа на с.83, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
Инструкция для группы 5.
1. Рассмотрите рисунок на с.74 учебника.
2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
4.Сбор информации.
Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.
5.Обмен информацией.
Релаксация
Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.
6.Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Кому работать в группе было легко?
- Кто испытывал трудности?
- Кто остался доволен своей работой на уроке?
- Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.
Водоросли - это растения, живущие в воде. Они свободно плавают в воде или поселяются на дне. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков.
Водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты, длиной до 40метров – они живут в океанах. Есть крошечные водоросли, рассмотреть их можно только в микроскоп.
По цвету водоросли бывают сине – зелёные, зелёные, бурые и красные. Сине – зелёные водоросли могут жить не только в воде, но и на земле, там, где влажно. Например, скользкие зелёные налёты на заборах, стенах домов, крышах.
Все бурые водоросли – очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба.
Водоросли живут и на живых организмах. Клетки водорослей обнаружили внутри тела личинки стрекозы, на ножках водяного клеща.
Водоросли служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очищают её от бактерий. Морские водоросли человек использует в пищу (морская капуста). Водоросли применяют и для лечебных целей.
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Папоротники никогда не цветут. Семян у папоротников не бывает; их заменяют крошечные споры, которые можно увидеть только под микроскопом.
Папоротники бывают травянистые или древовидные.
В тропиках растут папоротники – гиганты – это деревья, высотой до 200метров.
Есть водные папоротники. Сальвиния плавающая – у неё нет корней. Её разводят в аквариумах и парковых прудах.
Многие папоротники декоративны, другие лекарственные, некоторые съедобны, некоторые ядовиты.
Цветковые растения – это растения, у которых есть цветки.
Эти растения наиболее разнообразны. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья.
Многие растения с наступлением тепла зацветают. Одни цветут ранней весной, когда ещё не сошёл снег, другие – летом. Есть растения, которые цветут до глубокой осени. Когда растения цветут, они становятся очень нарядными, привлекают насекомых, животных, радуют человека.
Всем нам знаком – подорожник большой. Он растёт вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах. По нему ходят люди, животные, иногда ездят на велосипедах и машинах. Почва у дорог такая плотная, что её трудно раскопать. Но даже в таких условиях, подорожник растёт, цветёт, приносит семена. Для подорожника не опасно вытаптывание. Настой и сок из листьев подорожников применяются в медицине. Молодые листья идут на супы, салаты.
Широко распространён – одуванчик лекарственный. Он растёт вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды. Отвар из его корней возбуждает аппетит. Молодые листья используют для салатов, супов, приправ, а поджаренные корни как заменитель кофе.
Клевер луговой, или красный – увидишь на каждом лугу. Это растение с красивыми красными цветками. Выращивают как кормовое растение. В начале и середине лета травы мягкие, сочные. В это время начинается заготовка сена. Сено – хороший корм для скота в зимнее время.
Мхи – жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах. Много их в тундре. У мхов не бывает корней, цветов и плодов с семенами. Но они имеют стебли и листья.
Все мхи, если к ним не присматриваться, кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны.
Кукушкин лён своим вытянутым стеблем и формой листьев напоминает настоящий лён, за что и получил своё название. Это крупный мох высотой до 40сантиметров. И ещё до 12сантиметров – ножка с коробочкой, в которой созревают споры.
Сфагнум (торфяной мох) образует в сырых местах и на болотах пышные «подушки». Из их отмерших остатков образуется торф.
Маршанция стелется по земле. На ней вырастают удивительные маленькие «зонтики», которые служат этому мху для размножения.
Хвойные растения – это сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник. Они вечнозелёные. У них есть корень, стебель, листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.
Ель обыкновенная и сосна обыкновенная – наиболее известные хвойные деревья. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. У сосны хвоинки длинные, сидят парами. Шишки у ели вытянутые, у сосны короткие, более округлые. На площадях многих городов можно увидеть ель с голубоватой хвоей. Это ель колючая.
Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Каждую осень она сбрасывает свои листья – хвоинки, а весной распускает новые.
Пихта – похожа на ель, но хвоинки у пихты плоские. Шишки пихты торчат вверх, а не свисают вниз, как у ели. Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают чешуйки, а на ветках остаются торчащие стерженьки, словно пики.
Можжевельник – это хвойный кустарник. Растёт в лесах. Его ветви покрыты очень колючими плоскими иголками. На некоторых можно увидеть синеватые шарики, похожие на ягоды. В них – семена можжевельника.
infourok.ru
Познание мира 3 класс. Разнообразие растений. Условия произрастания растений.
Конспект урока «Познание мира» учитель Аюченко С.Я. ОПШМТ №11 г. Павлодар
Тема исследования: Смогут ли учащиеся в совместной деятельности на уроке выражать свое понимание темы?
Цель: анализ и оценка учебных достижений школьников совместной деятельности.
Тема: Разнообразие растений. Условия произрастания растений.
Цель: Познакомить учеников с цветковыми растениями; с необходимыми условиями произрастания растений; с видами растений в зависимости от условий произрастания.
Цель для ученика
К концу урока:
1.Я знаю, какие растения можно отнести к цветковым растениям.
2.Я могу распределить по внешнему признаку растения на три группы :деревья, кустарники, травы; могу назвать условия произрастания растений.
3.Я сумею объяснить, почему растения делятся на группы по условиям их произрастания.(влаголюбивые, засухоустойчивые)
ДАТА_______________________________
Организационно-мотивационныйОперационный этап
1.Я знаю, какие растения можно отнести к цветковым растениям.
2.Я могу распределить по внешнему признаку растения на три группы :деревья, кустарники, травы; могу назвать условия произрастания растений.
3.Я сумею объяснить, почему растения делятся на группы по условиям их произрастания.(влаголюбивые, засухоустойчивые)
Рефлексия
Итог урока
10 мин
Установить психологический настрой на работу
1. Распределение по группам.
Организация рабочего места.
Повторение правил работы в группе.
Выбор командира группы
Проверка домашнего задания.
Тест №1(см.приложение)
1 «Мозговой штурм»
Что знаешь о растениях? Их видах, условиях произрастания?
2.Прочитай текст стр.118-119, стратегия «Инсерт».
Составь 2 вопроса по тексту, обсуди в паре.
3 Работа в группе.
Стратегия «Мозайка»
1-2-3 в группе, расходятся для изучения и обсуждение информации 1-стр.120, 2-стр.122, 3-стр.123,затем возвращаются в «домашние группы» и делятся информацией.
4.Опрос (ВВУ,ВНУ)
-ВНУ:
-Какие растения самые распространенные на земле?
-Какие растения по своему строению самые простые?
-Необходимые условия для жизни растений?
-ВВУ:
Как ты думаешь, выживет ли растение, если его перенести из одной среды обитания в другую?
5.Тест №2 по данной теме. (см.приложение)
6.Определние психологического настроя на уроке,
Прием «Продолжи фразу…»
Я узнал..
Я повторил…
Я запомнил..
Мне понравилось…
Дом задание:
1Стр,120-123 читать, пересказывать.
2Найти дополнительную информацию по теме урока, подготовить сообщение.
Организация групп по принципу 1-2-3-4-
Инструктаж
опрос
вопросы
Обсуждение текста.
опрос
ФО:Поощрение учителя
Не совсем успешным ученикам дать готовые вопросы по тексту (Абжанов Н, ОчееваС, Кузнецова М)
ФО: устное высказывание учеников
Учебник, рефлективный дневник, «цветные»
вопросы
Физминутка ИКТ
Новые подходы в образовании
Управление и лидерство
Критическое мышление
ИКТ
Талантливые и Одаренные
Возрастные особенности
Тест. №1
1.Что называют почвой?
А)гранит, песок, глина б)верхний плодородный слой земли в)перегной
2.Назови основное свойство почвы?
А) песок, б)плодородие в)перегной
3.Назови состав почвы:
А)воздух, вода, перегной, песок, глина, соли, микроэлементы
Б)соли, вода, воздух
В) гранит, песок, глина.
4.Какие бывают почвы?
А) рыхлый слой из камешков, песка и глины
Б) чернозем и солончаки
В) перегной и состав почвы
5.Охрана почвы включает себя:
А) высаживание деревьев и кустарников
Б) пыльные бури
В) вспахивание почвы.
Тест №2
1.Самые простые растения по строению:
А) водоросли б)хвойные растения в) цветковые
2.Самые распространенные растения на земле:
А) цветковые б) мхи в) кустарники
3.Условия, которые необходимы для жизни растений:
А) воздух, питательные вещества, влага, свет, тепло б) перегной, вода, солнце в) нет определенных условий
4.Какик растения относятся к влаголюбивым растениям?
А) шалфей, иван-чай б) арбуз, саксаул, в)молочай, овес
5.Какик растения относятся к засухоустойчивым?
А)турча болотная, клевер б)саксаул, молочай в)кувшинка, акация
infourok.ru
открытый урок разнообразие растений 3 класс.doc - открытый урок по познанию мира ...
Тема: Разнообразие растений на ЗемлеУчитель Каиржанова С.Е.Класс: 3Цель: Знакомство с разнообразием представителей мира растений.Задачи: Обобщить и углубить знания учащихся о многообразии растений, проверить знания о группах растений, их основных признаках, условиях произрастания растений.Развивать речь учащихся, кругозор, коммуникативные качества, мышление (совершенствовать навык выделения главного, сравнивать, обобщать), внимательность, памятьВоспитывать любознательность, познавательный интерес и способности школьников. Осуществлять экологическое воспитание школьников.Тип урока: закрепление и обобщение знанийТехнологии: ЛОО, проблемного обучения, ИКТМетоды и формы работы: работа в паре, группах, самостоятельная работа с тестами, опережающее задание, театрализацияОборудование: презентация, видеоролик, карточки для работы с заданиями в группах и парах, листы бумаги.Ход урока:1. ОРГ. МОМЕНТ. (Слайд 1)Учитель: Прозвенел дружок звонокНачинается урок.Я рада приветствовать всех присутствующих в нашем классе.мы уже много знаем и умеем. Сегодня нам предстоит вложить еще один кирпичик в прочное здание наших знаний.Я желаю всем плодотворной работы, успехов на уроке. Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание и взаимопомощь в работе.2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА (Слайд 2.)Учитель: Чтобы узнать тему урока, нужно разгадать анаграммы. Расшифруйте слова и скажите, что общего.Ребята работают самостоятельно, устно.( слова: фиалка, береза, клеверэто растения)Значит тема нашего урока…( Слайд 3)Дети: Разнообразие растений на Земле.1 ребенок читает стихотворение о растениях:Давай пройдемся медленно по лугуИ «здравствуй» скажем каждому цветку!Ты должен над цветками наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показать!3. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКАУчитель: Какие цели мы ставили на прошлом занятии на сегодняшний урок?Дети: …закрепить, повторить, вспомнить…Учитель: Замечательные цели вы поставили перед собой.4. ЗАКРЕПЛЕНИЕУчитель:Мир растений удивителен. Тысячи растений украшают Землю.
znanio.ru