Охрана растений 3 класс плешаков конспект. Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Охрана животных и растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Охрана растений". Охрана растений 3 класс плешаков конспект


Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Охрана животных и растений"

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пугачёва Саратовской области имени Т. Г. Мазура» 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока  окружающего мира

 в 3 классе

  Образовательная система «Начальная школы XXI века»

Тема урока: Охрана растений и животных

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

учитель  начальных  классов

 высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ № 1 г. Пугачёва имени Т.Г. Мазура»

Пантелеева Ирина Владимировна 

 

 

Предмет: Окружающий мир

Образовательная система «Начальная школа XXI века»  

   Класс: 3 класс   

Тема урока: Охрана растений и животных.

Тип урока:  урок открытия нового   знания

Цель урока:  развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

         Предметные:

1Познакомить учеников с человеком как частью природы .

2. Дать представление о разуме как важнейшей черте человека .

3. Воспитать ответственное отношение ко всему окружающему миру.

2 Метапредметные

Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя;

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию: осуществлять самоконтроль, самооценку;

 - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества выполненной работы и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты

Предметные:

         Смогут рассуждать о том, что человек- часть природы, способный к охране растений и животных;

         делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их;

         выполняют задания , работают с карточками в группах.

Метапредметные:

         познавательные: принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию
из текста, иллюстрировать схемы, выделять отличия человека
от животных; анализировать и обобщать

         коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

         регулятивные: ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

         личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:

По характеру  учебно-познавательной  деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные,  практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя:  методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Оборудование:

         Учебник , Красная книга, флажки, цветок, картинка для модели экогорода, магниты, папки для создания Красной книги,

          Рабочая тетрадь, иллюстрации животных, толковые словари, компьютерная презентация, мультимедийная установка, лупа, три конверта с заданиями.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру для з класса "Охрана растений"

Тема: Охрана растений.

Цель урока: систематизировать знания учащихся об охране растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Оборудование: тесты для проверки д/з, экологические знаки обохране природы, набор цветных кружков (красны, жёлтый и зелёный) для каждого учащегося, выставка книг, Красная книга, плакат «Редкие и охраняемые растения», распечатки памятки друзей природы»

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

Этический заряд.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок,

Улыбнитесь,успокойтесь

И работать приготовьтесь!

2. Актуализация знаний СЛАЙД 1.

- На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении. Размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему. Посвящённую миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал.

1)Проверка д/з

Всем вам предоставляется возможность показать свои знания. Ответив на вопросы теста письменно.

Тест по теме «Размножение и развитие растений»

1)Найди неверное утверждение.

а)Корень находится в почве, всасывает воду и питательные вещества.

б)Листья растут на стебле. С их помощью растения дышат и питаются

в)Цветок образуется на листьях, из него развиваются плоды и семена.

г)Семена образуются из цветка и плода, ими растения размножаются.

2) Выбери правильное описание развития растения из семени.

а)Семя – проросток – растение с цветком – взрослое растение.

б)Семя – проросток с корешком –растение с плодами – взрослое растение с цветками.

в)Семя - проросток с несколькими листьями – взрослое растение с цветками – растение с плодами.

г)Семя – проросток с корешком – проросток с несколькими листьями – взрослое растение с цветками – растение с плодами.

3.Опыление – это …

4.Насекомые-опылители – это …

5.Плоды растений, путешествующие с помощью ветра – это плоды …

6.Опылять растения необходимо для …

7.Для прорастания семени нужно - …

8.Кто помогает распространению растений? Это –

9.Если опыление цветка не произойдёт у растения не будет …

Ваши тесты мы проверим все вместе. Я читаю правильные ответы. А вы себе ставите «+» или « - «

2) А теперь послушайте экологическую сказку.

- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.

Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Обсуждение сказки.

-Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?

- Почему лось заплакал?

- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

- Послушайте стихотворение о подснежниках.

Подснежник.

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки …

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет,

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

“Наслаждайтесь нашей красотою –

Только очень просим нас не рвать!”

(И. Абдулаева)

- Почему же нельзя рвать цветы?

3. Самоопределение к деятельности

- Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”.СЛАЙД 2

- Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?

4.Работа по теме урока.

1)Викторина “Узнай растение”.СЛАЙД 3.

- Я читаю описание растения. Отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клеточки на доске.

1)Гирлянды белых, маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.( ландыш)

2)У какого лиственного дерева, даже в самый жаркий день, кора остаётся прохладной?(берёза).

3)Вся поляна покрыта голубыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – над поляной послышится серебряный перезвон. (колокольчик).

2) Значение растений для животных и человека. Беседа.СЛАЙД 4-5.

- Как хорошо, что есть растения! Люди вмешиватся в жизнь растений и не всегда правильно. Многие растения пострадали из-за строительства заводов и вырубки лесов. Люди забывают, что без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.

Какое значение имеют растения для животных?

(Растения дают животным кислород, служат пищей, лекарством, жилищем).

- А какое значение имеют растения для человека?

( Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, древесину, ткани – лён, хлопок.)

3) Знакомство с Красной книгой.СЛАЙД 6.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. (показ книги)

- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)

4)Сообщения о растениях из Красной книги.

Работа с учебником

- Посмотрите на с.82-83 учебника. Здесь изображены растения из Красной книги и редко встречающие растения. Прочитаем их названия.

- Ребята приготовили для нас сообщения о некотрых растениях.

а) О венерином башмачке

б) О кувшинке

- Посмотрим слайды с изображением растений. Занесённых в Красную книгу

Слайды 7 -12

- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

5)Об истории создания Красной книге и её особенностях

- Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

6) Рассматривание плаката с редкими растениями

- Рассмотрите картину с редко встречающимися растениями и растеними из Красной книги.

5.Физкульминутка “Бабочка”.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и улетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

6.Продолжение работы по теме урока

1)Лекарственные растения.Слайд13

- Многие растения на нашей планете являются лекарственными. Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Часть этих растений надо обязательно оставлять в природе для дальнейшего их размножения.

2)Сообщение о валериане

3) Выставка лекарственных растений

- Рассмотрим выставку лекарственных растений.

Это женьшень, черемша, белая акация, горечавка жёлтая, арника горная, красавка, родиола розовая, жостер, щавель конский, алтей, володушка золотистая.

- Многие лечебные растения используются при производстве косметики: зубных паст, кремов, шампуней.

4)Выставка косметических средств, созданных на основе лекарственных растений, а также сборы лекарственных растений, используемые при различных заболеваниях.

- Атеперь рассмотрите космитические средства и найдите, какие лекарственные растения входят в состав этих средств.

Практическая работа.

7.Закрепление изученного материала

1)Групповая работа.СЛАЙД 14

1группа- придумать правила обращения по защите растений

Учитель заслушивает мнение учащихся

- Я раздам вам памятки друзей природы. Здесь все ваши предложения обобщены.

2группа- объясняет экологические знаки (Знаки крупным планом на доске)

- В учебнике на с.84. прочитаем о том, что точно обозначает каждый знак.

(Учащиеся читают по учебнику.)

-Как вы думаете, а где растения находятся под особой охраной?

(В ботанических садах и заповедниках)

На с.86 учебника можно об этом прочитать. На рисунках растения из ботанического сада: бананы, ананас и веточка кофейного дерева.

2)Экологический светофор.СЛАЙД 15

-Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.

Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?

Учащиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

- Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. “Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “красный свет – природе вред!”; “жёлтый – осторожно!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

2 ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” - радостно подумал Валера.

Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.

3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” - задумались они, - “можно ли здесь кататься?”

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

4 ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

5 ситуация. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нем могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно – они ещё не решили. “Посмотрим по дороге – что понравится, то и будем срывать для гербария” - договорились между собой Катя и Света.

Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.

6 ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.

Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.

-В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара.

8.Подведение итогов урока

1)Беседа

- Из-за чего дикорастущие растения становятся редкими?

- Где растения находятся под особой охраной?

- Можно ли собирать растения в природе?

- Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?

(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)

- Верно, ребята. Замечательный писатель К. Паустовский, всей душой любивший природу, сказал:

“Охранять природу – значит охранять Родину”.СЛАЙД 16

2) Работа в рабочих тетрадяхс. 49, № 7.

(Берегите растения)

9.Рефлексия

- Проверим, чему же мы научились на уроке.

1)Работа с электронным приложением к учебнику.

Задания 1-2.

2)Графический диктант

-Давйте проведём графический диктант. Правильное утверждение отметьте знаком «+». А неправильное – знаком « -«

-Хозяйственная деятельность не влияет на жизнь растений.(-)

-Самые редкие растения занесены в Красную книгу(+)

-Растение подорожник занесено в Красную книгу (-)

-Заготавливать нужно только те растения, которые часто встречаются в природе(+)

-В лесу надо ходить по тропинкам, чтобы не уплотнять почву и не топтать растения(+) (Запись на доске, сверка учащихся)

10. Домашнее задание.

Читать и пересказывать материал в учебнике на стр. 82-86; в печатной тетради с.47-49.

multiurok.ru

Урок окружающего мира "Охрана растений" 3класс

Мастер-класс «Охрана растений»-3класс.

Цель урока: создать условия для формирования правил бережного отношения к природе.

Личностные универсальные учебные действия (Л):

- проявлять интерес к новому содержанию занятия;

-оценивать свое поведение в природе и поведение других людей;

-оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

Метапредметные универсальные учебные действия (МП):

- регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

-познавательные:-устанавливать причинно-следственные связи;

-осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в источниках, из собственных наблюдений;-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

- коммуникативные: работать в группе, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;строить речевое высказывание в устной форме.

Предметные универсальные учебные действия (П): объяснять почему необходимо охранять растения; формулировать правила поведения в природе.

Оборудование урока: презентация к уроку «Охрана растений», компьютер, мультимедийный проектор, экран, «Лист успешности» ученика, тестовое задание, задания по группам (экологи, ботаники, зоологи), картина с изображением природы, знаки по охране природы.

Ход урока.

3.Постановка учебной задачи. ЗАДАЧА!

1) -Послушайте внимательно экологическую сказку. Потом мы с вами по ней побеседуем.- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

2) Обсуждение сказки.

-Какое настроение у вас после прослушанной сказки?- Почему лось заплакал?-Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

СЛАЙД №1

У: Вы видали цветы, что сорваны?

Словно старцы сухие, горбатые,

Вяло – жёлтые, прело – чёрные,

На дороге валяются смятые.

А могли бы расти и радовать,

Всех людей, что живут здесь рядом.

А могли бы цвести и радовать

Нас, лаская весенним взглядом.

Вы не рвите цветы, не спешите,

Сохраните их на планете.

Красоту Земли сохраните.

Пусть увидят цветы наши дети.

Беседа.

- Что нам с вами надо делать, чтобы сохранить красоту Земли?( не рвать цветы ит.т. Работа по сохранению и приумножению природы.)

- Какие проблемы вас заинтересовали?О:-Нас интересует, почему становиться меньше растений? (Какие причины исчезновения растений)-Нас интересует, как сохранить зеленый наряд? (Меры охраны растений)-Каждый из нас может помочь? (Роль каждого человека)-Растения могут лечить? (Лекарственные растения).

СЛАЙД №2

- Известный писатель М.Пришвина сказал “ Охранять природу – значит, охранять Родину ”. И мы это сегодня докажем.

- Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на Земле!

- Какое значение имеют растения для людей?

СЛАЙД №3

Топливо Бумага Кислород Пища Лекарства

Ткани Строительный материал

(Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них. Делают ткани, бумагу. Многие растения лекарственные. Растения служат и как строительный материал.)

- Какое значение имеют растения для животных?

СЛАЙД №4.

( Для животных растения – это и “ Дом ” и “ Пища ”.

Обобщение: несомненно, жизнь животных, человека полностью зависят от растений. К сожалению, деятельность человека изменила условия жизни растений. Тысячи гектаров леса сгорают в России по вине человека. Причиной тому не потушенный костер. Выпиливая леса, люди оставляют после себя опустошённые голые пространства с грудами обрубленных веток. Срывая с корнями лекарственные растения и грибы, мы их уничтожаем!

– Экологическая задача.

-Давайте порассуждаем, что случиться на планете, если исчезнут все растения? (Погибнет планета).

  • Да, действительно, может такое произойти. Что нужно сделать, чтобы этого не случилось?

-Значит, какова тема нашего урока?СЛАЙД №5

4.Решение учебной задачи.

  • Для того, чтобы более точно ответить на эти вопросы, я предлагаю вам прочесть текст на листах. Затем ответить на вопрос:

  • Почему растения становятся редкими?

Чтение текста.

(ОТВЕТЫ+ СЛАЙД №6)

СЛАЙД №7

Работа в группах.

1 группа — экологи, 2 группа — ботаники, 3 группа — зоологи.

  • В каждой группе есть 2 задания. Распределите эти задания между собой. Возьмите лист успешности и спрогнозируйте свой результат.

  • Пожалуйста, приступайте к работе.ВЫПОЛНЯЕМ 1 ЗАДАНИЕ.

  • Проверим работу каждой группы.

(Каждая группа выступает).

  • Ребята, оцените исследовательскую работу группы ботаников.

  • Ребята, оцените исследовательскую работу группы зоологов.

  • Ребята, оцените исследовательскую работу группы экологов.

Каждая группа внесите баллы в свой лист успешности.

Обращение к Красной книге.

У: На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений.Снижается их численность . Сейчас  1 вид исчезает за неделю. В дальнейшем - 1 вид за 1 час.

Растения нуждаются в охране. Куда заносят редкие и исчезающие растения?

Поэтому люди создали Красную книгу.

( показ книги )

- Красная книга! Почему она красная?

( Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.как цвет светофора)

- Ребята нам приготовили сообщение о Красной книге.

(Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир).

-В каждой области есть своя Красная книга растений и животных.

-В нашем поселении есть исчезающие растения?СЛАЙД № 8(Ландыш, в Стародубе кувшинка белая).

-С давних пор люди и звери лечились растениями. – Лечуться ли в вашей семье лекарственными растениями?(ОТВЕТЫ) Какими и от чего? Дополнение рассказа о применении лекарственных растений учителем. Учитель демонстрирует несколько лекарственных растений (Меленского поселения)СЛАЙД №9 –Кто знает их применение?

-Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!

-Поднимите руку, те кто хотя бы 1 раз был в лесу?

-А ведь лесу человек обязан многим. Чем же дорог нам лес?

Школьники читают по картинкам:

СЛАЙД №10-лес.

Лес — наше богатство!

Лес — воздух, влага и тень.

Лес — дом для зверей и птиц.

Лес помогает выращивать хороший урожай.

Лес — кладовая ягод, грибов и орехов.

Лес — зеленый наряд и «лёгкие» планеты.

Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями.

– Что возможно в ваших силах сделать, чтобы не нанести вреда природе, а принести пользу? (садить саженцы, охранять и любоваться, не рвать с корнем, не топтать растения и грибы,многие поэты пишут стихи, певцы поют песни, художники рисуют картины, прославляя природу).

– Что делает наше государство по охране природы?

(Закон об охране природы,Заказники, заповедники. Биосферный заповедник «Брянский лес». Организация Гринпис-зеленые).

5. Физминутка.

-А сейчас немного отдохнём. Сядьте удобнее. Закройте глаза. Представьте, что вы красивые лесные цветочки, которые дрожат и шевелятся от дуновения лёгкого ветерка. Улыбнитесь солнцу, деревьям и друг другу!

6. Закрепление и обобщение полученных знаний.

(СЛАЙД №11)

  • А теперь проведём блиц — опрос по изученному материалу. Возьмите листы с вопросами.

  • Оцените свою готовность к выполнению самостоятельной работы.

Выполните задания.

-Дайте оценку выполненной работы по количеству правильных ответов.

Проверка (по презентации)

7. Работа над проектом и защита.

- Ребята, а сейчас каждой группе необходимо сделать свой проект и защитить его.

Группа экологи - напишите письмо растениям.

Группа ботаники-страница Красной книги Меленского поселения.

Группа зоологи-Из имеющихся экологических знаков и иллюстраций сделать проект « Охраняй природу!»Время работы 5 минут.

Защита проектов.

-Спасибо, молодцы! Оцените свою работу в группах.

- Я хочу у вас спросить: «Как вы думаете, есть ли глаза у растений, цветов?»

(Рассуждение)

СЛАЙД №12

Песня «С целым миром спорить я готов».

- Почему плачут цветы?

8.Подведение итога урока. Рефлексия деятельности.

-Давайте вспомним о новых знания, которые мы открыли для себя на уроке?

- Перед вами Храм Природы. Давайте подойдём поближе к нему и прикрепим знаки, которые запрещают губительное отношение к природе.(На картину леса прикрепляются запрещающие знаки с комментированием)

-Подведите итог своей успешности. Посчитайте и поставьте себе отметку. Листы сдайте мне.

- А сейчас поднимите соответствующую карточку.

-Я доволен своей работой и мне всё понятно-зелёное дерево.

Мне было трудно- желтое дерево.

У меня есть еще пробелы в знаниях - красное дерево.

-Прикрепите деревья к картине с лесом. Давайте посадим молодую посадку.

Оценка работы.

- Ребята, какие вы молодцы! Так серьезно подошли к выполнению порученного задания. Грамотно разработали правила поведения в природе, так много интересного рассказали нам. Сегодня мы с Вами научились правильно и грамотно вести себя в природе. Я очень надеюсь на то, что озвученные нормы поведения в природе вы возьмете себе за простую и естественную привычку, подобную привычке говорить.-Ребята! Представьте, что мы на природе.-Давайте послушаем тишину(пение соловья) и красоту природы окружающего мира. Задумайтесь, как вы себя ведёте в природе ?  И только тогда, когда человек дружит с природой, мы можем любоваться красотою природы и наслаждаться пением соловья.

СЛАЙД №13. Помните слова М. Пришвина? И вы сегодня доказали их справедливость!!!

Д/з. Всем перечитать текст. По группам1-стихи об охране природы,2-интересные факты о растениях,3-сообщения о редких растениях.

-Учитель в наряде Природы читает монолог природы и своё стихотворение.

Монолог природы

Я — Природа. Я — великий мастер

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя человек за соучастие надарить-

В моей все это власти!—

Гриб в лесу, ромашка на лугу, небо в час

Восхода и захода, иву над рекой...

И,наконец, солнцем прокаленным, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец...

Только ты мой дар, мое ученье

Не прими за дар: я не раба.

Не забудь: ты сам — мое творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире — что ни год — твои шаги...

Но не занимайся самодейством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка — вдруг да он последний...

Уничтожишь (зверь не карандаш)—

С помощью сложнейших вычислений

И машин сложнейших- не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся — ни часу врозь, ни дня...

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

У: Я сочинила стихотворение-

«У нас одна Земля!»

Красота России – русские леса,

Стройные берёзки, дивная краса!

Пруд, озёра, реки, горы и поля-

Матушка - Россия - Русская Земля!

Люди, я прошу вас: «Одумайтесь скорей,

Не уничтожайте птичек и зверей!»

Каждая букашка, травинка и цветок

Нуждается в защите, не губи, дружок!

Крик природы мы должны услышать!

Не пилить деревья и не рвать цветы,

Пусть даёт природа больше красоты!

Безбожно истребляя, срывая на лету,

Мы не понимаем, что влечём беду!

Ветерок весенний, листьями играя,

Пусть споёт, нам песню, природу прославляя.

И берёзок шёпот, на заре услышав,

Защебечут птички, прилетят под крышу!

Вдруг проснувшись, утром, солнцу улыбаясь,

Колокольчик нежный зазвенит, качаясь!

Разве можно, люди, это погубить!

Как тогда, скажите, будем все мы жить?

Небо голубое, рощи и поля

Охранять нам нужно,

У нас одна Земля!

- И в завершении нашего урока, я хочу подарить вам на память о нашей работе цветы, которые не сорваны, не срезаны, а сделаны моими руками. Пусть они служат вам напоминанием о сегодняшнем уроке и радуют вас! Спасибо за работу!

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Охрана растений"

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Охрана растений"

ТИП УРОКА: комбинированный.

ЦЕЛЬ УРОКА:

помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы.

ЗАДАЧИ:

  • показать значимость растений в жизни человека;
  • формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;
  • закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;
  • обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
  • развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы.
^

беседа, рассказ учителя, использование художественных текстов (стихотворений), сообщения учащихся, экологическая игра, экологические знаки, иллюстрации растений “Красной книги”, тестирование учащихся, проблемные ситуации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • экологические знаки об охране растений;
  • для игры “Экологический светофор” набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого учащегося;
  • карточки с описанием ситуаций.
^
  • учебник для 3 класса А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”. Часть1.
  • И.В. Цветкова “Экологический светофор”. Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста. Москва – 1999. издательский дом “НООСФЕРА”.
  • В.В. Петров “Растительный мир нашей Родины”. Книга для учителя. Москва “Просвещение” - 1991.
  • “Планета – наш дом”. Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Издательство “Лайда” Москва – 1995.
^
  • учебник для 3 класса А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”;
  • Б.А. Александров “В стране зелёной”. Москва, “Просвещение” - 1973.
  • А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова “Почемучка”. Москва, “ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС” - 1995.
^
  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физкультминутка.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.
^

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель. На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал. Всем вам предоставляется возможность показать свои знания, ответив на вопросы теста письменно.

(Листочки для теста приготовлены заранее.)

Вопросы теста для проверки знаний:

1. Что такое опыление? (Перенос насекомыми пыльцы с цветка на цветок.)2. Назови насекомых-опылителей. (Пчёлы, шмели, бабочки)3. Для чего необходимо опылять растения? (Для размножения, так как из опыленных растений развивается плод и семена.)4. Назови плоды растений, которые путешествуют с помощью ветра. (Плоды клена, липы, березы, одуванчика.)5. Кто тоже помогает распространению растений? (Животные и человек)6. Что нужно для прорастания семени? (Тепло, вода, воздух)7. Назови стадии развития растений из семени. (Корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена)

3. Изучение нового материала.

Эстетическая минутка.

Учитель. Послушайте отрывок из стихотворения В. Набокова “Дети полей”:

Василёк, барвинок нежный,

Незабудки, алый мак,Мята, ландыш белоснежный,Одуванчик, тонкий злак…Все цветы и травы эти,Что с весною зацвели,Это все родные детиКроткой матери-земли. Удивителен мир растений! Тысячи цветов украшают землю. Цветы – сама жизнь. У них есть свой язык, свой аромат, сила красоты, своя история, легенда, свои праздники. Есть у них своя богиня – Флора – богиня цветов. Голова Флоры украшена венком, а в руках – букет цветов. В честь Флоры были особенные праздники, называемые Флоралии. Их праздновали 5 дней весной (с 28 апреля по 3 мая). В эти дни двери домов украшались венками, все предавались веселью, а женщины одевались в разноцветные платья.

Вопрос-размышление: Какова же роль растений в жизни человека?

Растения, которые нас окружают в природе, дают нам очень многое: строительный материал, топливо, сырьё для производства бумаги, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, материал для мебели и т.д. Всего перечислить просто невозможно.

Велико значение растительного покрова и как источника кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Зелёные растения выделяют в атмосферу огромное количество кислорода. Чтобы получить некоторое представление о масштабах этого процесса, достаточно привести такой пример. Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам.

^ : Какие вы знаете растения, которые человек может использовать для своей жизнедеятельности?

Сообщения учащихся:

1. “Сто сил”

За зелеными долинами да лесистыми горами в глухой Уссурийской тайге растет чудо-ягода. Её величают заманихой. Заманит заманиха кого хочешь. Взглянешь на неё – глаз не оторвешь. Драгоценными кораллами висят пышные гроздья её алых ягод. Красивы они, ничего не скажешь. Но славится заманиха не ягодами, а корнями. Целебная сила скрыта в них. Вот и пошла молва в народе: “Попробует настойку из корней заманихи старик – и сила у него появится, как у доброго молодца. Попробует настойку добрый молодец – удаль да сила проснутся небывалые”. Оттого и прозвали заманиху “сто сил”. Из корневищ заманихи готовят лечебный препарат, который используют по назначению врача.

2. “Осенний букет”

Хризантемы – цветы осени. Пользуются у нас большим успехом. Человек ещё в глубокой древности обратил внимание на красоту этих цветов. Они появились в садах более двух тысяч лет назад! В 4 веке хризантемы попадают в Японию. И там они находят себе вторую родину. Японцы очень полюбили этот цветок. Они называют его кику, что означает “солнце”. Цветок стал земным символом небесного светила, дающего жизнь всему на нашей планете. В стране восходящего солнца хризантема удостоилась высокой чести. Изображение этого цветка красуется на государственном гербе, на монетах. Самый высший орден в этой стране – Орден хризантемы. Поздней осенью устраивают японцы праздник хризантемы. Ими украшаются жилища. Японки надевают национальную одежду – шелковое кимоно с изображением хризантем. Поэты и певцы восхваляют цветок. Цветоводы устраивают многочисленные выставки. Хризантемы – отличное украшение садов, парков, скверов.

3. “Чудо-орех”

С большим почтением относились древние народы к грецкому ореху. Его часто величают деревом-комбинатом. Всё в нём идёт на пользу человеку: плоды – зрелые и незрелые, древесина, кора, листья и даже корни. Разросшиеся ореховые деревья преображают местность. Их охотно высаживают в парках, вдоль дорог, в садах южной стороны. Грецкие орехи вкусны, питательны, полезны. Они обладают высокой калорийностью, которая в три раза превышает калорийность хлеба. Из недозрелых, зеленых орехов хорошо приготовить варенье, а также различные витаминные препараты. Зрелые орехи богаты витаминами. Хороши орехи в свежем виде. Ценят их и в кулинарии. А сколько можно приготовить сладких блюд с орехами! И печенье, и пирожки с ореховой начинкой, и вкусный торт. Ореховое масло ароматно и вкусно. Это масло весьма ценится для приготовления высококачественных красок и лаков для живописи. Из листьев, кожицы недозрелых плодов, коры ствола и корней грецкого ореха приготовляют коричневую и черную краску для тканей, кожи, древесины. Ореховая древесина идёт на производство красивой и прочной мебели.

^ . Итак, о какой пользе растений для человека говорилось в сообщениях?

Учащиеся. Из корневищ заманихи готовят лекарство, хризантемы украшают жилища и парки, грецкие орехи употребляют в пищу, из его древесины изготавливают мебель.

Учитель. Да, дети, одни растения радуют глаз и поднимают настроение своей красотой и приятным запахом. Другие – готовы накормить нас сочными ягодами и вкусными плодами, а третьи – помогают нам избавиться от болезней.

^

Иногда бывает так: попадется нам на глаза редкий цветок – спешим побыстрей сорвать его. Отправимся дальше своей дорогой, а навстречу – ещё один цветок, и, кажется, красивее прежнего. Давай и его сорвём… А тот, первый, можно, пожалуй, и выбросить: он и неказист, и не смотрится вроде, и чем мог очаровать – непонятно… Вспомните большие охапки лесных и луговых цветов, которые везут в автобусах и электричках, когда возвращаются в город с лона природы. И не букеты уже оказываются в руках у них, а измятые веники, и не в цветочные вазы уготован им путь, а в ящики для мусора. Хотели принести в дом красоту, а на деле ограбили природу.

Чтобы этого с нами не случилось мы, и поговорим сегодня об охране растений. Тема урока так и называется “Охрана растений”.

^

Учитель. Прочитайте текст на странице 84-85 и найдите ответ на вопрос: Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Учащиеся. Из-за хозяйственной деятельности людей: строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для букетов, вытаптывают растения.

^ . Дети, как вы понимаете выражение “охранять растения”?

Учащиеся. Охранять растения – это значит бережно к ним относиться.

Учитель. Как мы с вами можем охранять растения?

Учащиеся. Соблюдать правила поведения в природе.

Учитель. Давайте попробуем сформулировать правила поведения в природе по охране растений. В этом нам помогут экологические знаки. Посмотрите внимательно на знаки и вспомните причины гибели растений, о которых говорилось в тексте.

Учитель на доске вывешивает экологические знаки.

Учащиеся. 1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. 2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. 3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Учитель. Перечитайте экологические правила на странице 86 учебника, запомните их, и обязательно выполняйте, чтобы быть настоящими друзьями природы.

^

4. Физкультминутка.

Учитель. Дети, встаньте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы растение, которое выросло на лугу, среди других красивых растений. Подул лёгкий, ласковый ветерок, который слегка покачивает вас и наклоняет то вправо, то влево.

^

5. Закрепление нового материала.

Учитель. Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.

Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?

Учащиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

Учитель. Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. “Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “красный свет – природе вред!”; “жёлтый – осторожно!”; “свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”. Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде “Внимание, раз!” должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

^

2 ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” - радостно подумал Валера.

^

3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” - задумались они, - “можно ли здесь кататься?”

^

4 ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.

^

5 ситуация. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нем могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно – они ещё не решили. “Посмотрим по дороге – что понравится, то и будем срывать для гербария” - договорились между собой Катя и Света.

^

6 ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.

^

Учитель. В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. Люди создали “Красную книгу Флоры”. Красный цвет книги – сигнал опасности. “Красная книга” - это забота о том, чтобы не оскудело волшебное царство Флоры, чтобы не меркла, а расцветала и крепла земная краса. В “Красной книге” рядом с описанием видов растений говорится о грозящей им опасности. “Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти” - словно наказ людям. “Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой”.

6. Итог урока.

Учитель. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

^

Учитель. Прочитайте отрывок из стихотворения Самеда Вургуна хором:

Давайте пройдемся медленно по лугуИ “здравствуй” скажем каждому цветку.Я должен над цветами наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показать. Текст написан на доске.

7. Домашнее задание.

Страницы 84-88. Выписать в тетрадь экологические правила. Зарисовать экологический знак из учебника или придумать свой.

odtdocs.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта