Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Порядок растений таблица
*Приключение Жизнь*: Схемы размещения растений
Phalaris arundinacea «Variegata» (Канареечник тростниковый «Вариегата»)Sedum «Matrona» (Очиток «Матрона»)Artemisia ludoviciana «Silver Queen» (Полынь людовика «Сильвер Квин»)Miscanthus sacchariflorus (Мискантус сахарный)Salvia nemorosa (Шалфей дубравный)Salvia nemorosa «Adrian» (Шалфей дубравный «Адриан»)Salvia nemorosa «Rosekonigin» (Шалфей дубравный «Роузконигин»)
1 - Сирень сортовая (Syringa х hybr.), 2 - Бузина черная (Sambucus nigra), 3 - Лох серебристый (Elaeagnus argentea), 4 - Лабазник красный (Filipendula rubra), 5 - Валериана лекарственная (Valeriana officinalis), 6 - Табак лесной (Nicotiana sylvestris), 7 - Василистник водосборолистный (Thalictrum agutlegiifonrt), 8 - Табак душистый (Nicotiana alata), 9 - Гвоздика турецкая (Dianthus barbatus). источник
Сухой ручей Бамбук-листоколосник (1) придаст композиции ощущение объема, можем заменить его страусником.Гибриды ириса бородатого (2) найдут свое место на берегу ручья, рядом с ними хорошо будет чувствовать себя лобелия (3) и живучка ползучая (4).Ниже по «течению», межу валунами, разрастутся пышные кустики колокольчика Посхарского (5) , гибриды обриеты (6) и брунера крупнолистая (7). Яркой зелени добавит мшанка шилолистая (8). Всю композицию завершит живучка ползучая красная (9). Источник
Альпинарий и рокарий – это два различных вида цветников.
1 - Сосна горная (Pinus mugo) 'Mughus', 2 - Тимьян ползучий (Thymus serpyllum), 3 - Флокс канадский (Phlox canadensis), 4 - Очиток Эверса (Sedum ewersii), 5 - Овсяница сизая (Festuca glauca), 6 - Алиссум скальный (Alyssum saxatile), 7 - Лаванда узколистная (Lavandula angustifolia), 8 - Очиток видный (Sedum spectabile), 9 - Рута душистая (Ruta graveolens), 10 -Полынь Стеллара (Artemisia stelleriana).фото рокариев
проектировщик онлайн
продолжение следует
adventureda.blogspot.com
Порядки растений - это... Что такое Порядки растений?
Отря́д (лат. ordo, мн. ч. ordines) — один из основных рангов иерархической классификации в зоологической систематике. В русскоязычных работах по ботанической и бактериологической систематике этот же ранг (ordo) по установившейся традиции называют порядком.
В иерархии систематических категорий отряд стоит ниже класса и выше семейства.
Примеры:
Иногда используются также производные ранги:
- в зоологии:
- надотряд (лат. superordo) — ранг выше отряда,
- подотряд (лат. subordo) — ранг ниже отряда,
- инфраотряд (лат. infraordo) — ранг ниже подотряда;
- в ботанике:
- надпорядок (лат. superordo) — ранг выше порядка,
- подпорядок (лат. subordo) — ранг ниже порядка.
История понятия
Отряд как ранг иерархической классификации живых организмов впервые был введен в употребление лейпцигским ботаником Августом Квиринусом Ривинусом (Бахманом) в его ботанических работах 1690-х гг.
Карл Линней был первым, кто последовательно применил категорию отряда в разделении всех трёх царств природы (минералов, растений и животных) в своей работе Система природы (Systema Naturae) (1-е издание: 1735).
Ботаника
Порядки растений, которые Карл Линней использовал в книгах Система природы (Systema Naturae) и Виды растений (Species Plantarum), были искусственными, введёнными лишь для того, чтобы разделить искусственные классы системы на более удобные для запоминания и определения растений мелкие группы.
Одновременно с этим Линней использовал категорию порядка в своей естественной системе, опубликованой в работах Классы растений (Classes plantarum, 1738) и Философия ботаники (Philosophia botanica, 1751). Эти группы получили название естественных порядков и в несколько переработанном виде использовались в естественных системах растений в течение XVIII и XIX вв. (включая системы в Prodromus Декандоля и Genera Plantarum Бентама и Гукера). В то же время, во французской ботанической литературе (начиная с работы Мишеля Адансона Familles naturelles des plantes (1763) и до начала XX века в качестве эквивалента латинского ordo использовалось французское слово famille (мн. ч. familles). Эта эквивалентность была формально закреплена правилами ботанической номенклатуры (Lois de la nomenclature botanique, 1868) Альфонса Декандоля, которые были предшественником используемого в настоящее время Международного кодекса ботанической номенклатуры.
В первых Международных правилах ботанической номенклатуры (1906) ранг семейства (familia) был закреплен за группами, которые до этого назывались в франкоязычной литературе «famille», в то время как название порядок (ordo) было сохранено для более высокого ранга, который в XIX веке нередко называли когортой (cohors, мн. ч. cohortes).
Некоторые из семейств растений все еще сохраняют названия линнеевских «естественных порядков» или даже названия долиннеевских естественных групп, например, Palmae (пальмы) или Labiatae (губоцветные).
Зоология
В зоологии некоторые линнеевские отряды выдержали проверку временем. Некоторые из предложенных им названий отрядов всё ещё находятся в употреблении, например Lepidoptera для отряда, объединяющего бабочек и мотыльков, или Diptera для отряда, объединяющего мух и комаров.
Названия отрядов (порядков)
Названия отрядов (порядков), как и названия других таксонов, ранг которых выше рода, являются униномиальными, то есть состоят из одного слова — существительного (или прилагательного, используемого как существительное) во множественном числе, написанного с заглавной буквы.
В ботанике и бактериологии для названия порядков используется стандартизированное окончание -ales, для названий подпорядков — окончание -ineae. Эти окончания добавляются к основе названия типового рода (основа определяется по форме родительного падежа): например, от названия рода Crossosoma (родительный падеж — Crossosomatis; русское название — Кроссосома) образовано название порядка Crossosomatales — Кроссосомоцветные.
Литература
- Джеффри, Чарлз. Биологическая номенклатура: Пер. с англ. — М.: Мир, 1980. — С. 16, 24—25.
Ссылки
См. также
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Урок 53. Класс однодольные. Порядок лилиецветные. Общие признаки и многообразие растений порядка лилиецветные
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений; закрепить знания об отличительных особенностях однодольных и двудольных; познакомить с характерными признаками растений порядка лилиецветные; закрепить умения составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растения; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
Оборудование и материалы: таблица «Семейство лилейные», гербарии растений семейства лилейные, модель цветка тюльпана, коллекции и муляжи плодов, высушенные соцветия лука, луковицы лука, чеснока, тюльпанов, лилий, живые цветки тюльпанов, лилий, веточки иглицы (из букета), фотографии декоративных и дикорастущих растений порядка лилиецветные, аспарагус перистый, аспарагус Шпренгера и другие комнатные растения данного порядка.
Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс однодольные, порядок лилиецветные, семейство лилейные, семейство луковые, семейство спаржевые; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и распространения семян, правильные цветки, обоеполые цветки, околоцветник простой, венчиковидный, чашечковидный, видоизменения вегетативных органов: луковицы, корневища, клубни, филлокладии, выводковые почки, втягивающие корни.
Ход урока
Актуализация знаний
Ответьте на вопросы.
Какие семейства растений относятся к классу двудольные?
По каким признакам растения объединяют в одно семейство?
Какой признак является наиболее характерным для бобовых?
Какой признак является наиболее характерным для сложноцветных?
Каково применение растений семейства пасленовые?
Какой плод характерен для растений семейства бобовые?
В чем состоит основное отличие в строении плодов боб и стручок?
Какие ядовитые растения семейства пасленовые вы знаете?
Перечислите ядовитые растения других семейств класса двудольные.
Какие лекарственные растения семейства розоцветные вам известны?
Какие растения-медоносы различных семейств двудольных вы знаете?
К какому семейству относится наибольшее число растений- медоносов?
Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
На предыдущих уроках мы изучали различные семейства растений класса двудольные.
Каковы особенности растений этого класса? (Ответы учащихся.)
Какие из известных вам семейств относятся к этому классу? (Крестоцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые, сложноцветные, губоцветные, зонтичные, лютиковые.)
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим семейства класса однодольных.
Вспомните характерные особенности однодольных.
При изучении однодольных мы обратим особое внимание на наиболее многочисленные и широко распространенные семейства, а также на имеющие особое значение в жизни и деятельности человека.
К порядку лилиецветных относится около 20 семейств, три из которых мы изучим более подробно. (Стоит обратить внимание учащихся на то, что по современной классификации лилиецветные выделяют в отдельный порядок, объединяющий несколько семейств, хотя в большинстве учебников лилейные рассматриваются как отдельное семейство, включающее подсемейства лилие- вые, спаржевые и луковые.)
К порядку лилиецветные принадлежит около 4000 видов растений из 250 родов. На территории России встречаются представители 44 родов (640 видов).
Лилиецветные распространены по всему земному шару — от тундры до тропиков, но большинство этих растений обитает в субтропических странах, а также в степях и переходных к пустыням областях, на плоскогорьях. Достаточно велика роль лилиецветных в формировании растительных сообществ в степях Средиземноморья, Передней и Юго-Восточной Азии, плоскогорий Северной Америки и Австралии. Большинство лилейных—многолетние травы, редко — однолетние. В тропических странах встречаются древесные формы, а также лианы и полулианы. Несмотря на большое разнообразие, все растения порядка лилиецветные имеют общее строение, и если присутствуют определенные отличия, то они минимальны. В строении цветка лилиецветных наиболее полно отражаются основные черты строения цветков класса однодольные.
Вспомните, какими особенностями обладают цветки этого класса. (Ответы учащихся.)
Что такое простой околоцветник? (Это околоцветник, не подразделяющийся на чашечку и венчик. Все его листочки однородны.)
Какие типы околоцветников могут встречаться в природе? (Бывают венчиковидные и чашечковидные околоцветники.)
Околоцветник лилиецветных может быть венчиковидным (лилия, тюльпан) или чашечковидным (вороний глаз обыкновенный). Цветки правильные.
Что такое правильный цветок? (Это цветок, у которого несколько осей симметрии.)
Цветки чаще всего обоеполые, но встречаются и однополые (попадаются также двудомные растения).
Каково количество частей цветка у однодольных растений? (Количество лепестков и тычинок в каждом круге обычно кратно трем.)
Околоцветник лилиецветных чаще всего состоит из 6 лепестков, которые могут быть свободными (тюльпан) или частично или полностью сросшимися (ландыш). У растений со свободнолепестным околоцветником листочки околоцветника могут быть расположены в несколько кругов (обычно в два круга, как у тюльпана, околоцветник вороньего глаза обыкновенного состоит из четырех чашечковидных листочков околоцветника). Тычинок обычно 6 (также часто в два круга) или 3. Пестик один с трехлопастным рыльцем.
Какова формула цветка растений порядка лилиецветные? (К доске выходят 2—3 ученика и пишут формулы цветка лилиецветных.)
Формулу цветка лилиецветных можно записать так:Ок6Т6П1, или так: Ок3+3Т3+3П1 , или так: Ок(6)Т6П1.
Нарисуйте схему строения цветка растений порядка лилиецветных.
Цветки часто бывают крупные, одиночные (тюльпан) или собраны в соцветие кисть (ландыш), метелку (чемерица) или простой зонтик (лук).
Цветки лилиецветных часто имеют особые приспособления для опыления насекомыми.
Вспомните, какие приспособления к опылению насекомыми могут встречаться у цветков. (Насекомоопыляемые цветки обычно крупные или собраны в соцветия, имеют яркую окраску, часто обладают сильным запахом и могут выделять нектар.)
Цветки лилиецветных практически всегда ароматные, с большим количеством нектара. Нектарники расположены у основания листочков околоцветника или на плодолистиках. Опыляются различного рода насекомыми или птицами (например, алоэ), редко — при помощи ветра.
Плод лилиецветных, как правило, трехгранная многосеменная коробочка (редко бывает двух- или четырехгранная) или ягода. Семена многочисленные. Зародыш семени небольшой, окруженный богатым маслами и белковыми веществами эндоспермом. Семена легкие и небольшие. Распространяются обычно благодаря раскачиванию стебля.
В процессе эволюции у многих растений порядка лилиецветных различные вегетативные органы сильно видоизменились, превратившись в луковицы, корневища, клубни, филлокладии (плоские листовидные побеги, расположенные в пазухах редуцированных листьев), выводковые почки. У многих луковичных растений имеются особые втягивающие корни, способные увлекать луковицу глубже под землю. Эти видоизменения появились вследствие адаптации растений к различным условиям жизни. Листья обычно более или менее мясистые, цельнокрайние, сидячие. Листорасположение очередное.
Из всех семейств порядка лилиецветных более подробно мы остановимся на трех, имеющих большое значение в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Семейство лилейные (подсемейство лилиевые) объединяет около 1300 видов, относящихся к 45 родам. Распространены преимущественно в областях умеренного климата Северного полушария. Большинство представителей семейства — многолетние травянистые луковичные растения.
Характерной особенностью семейства являются крупные одиночные или собранные в небольшие кисти цветки с ярко окрашенным околоцветником. Плод коробочка.
Среди растений данного семейства наиболее известны тюльпаны, лилии, рябчики, гусиный лук, пролески и гиацинты. Многие растения данного семейства садовые (пролеска сибирская, кандык сибирский, некоторые виды тюльпанов) или декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты).
Большинство лилейных хорошие медоносы.
Многие растения семейства лилейных занесены в Красную книгу и нуждаются в строгой охране. Редкими и особо охраняемыми растениями являются рябчик русский, рябчик желтый, лилия даурская, тюльпан дубравный, тюльпан Кауфмана, тюльпан Шренка, пролеска сибирская (сцилла).
Семейство луковые (подсемейство луковые) менее многочисленно. К нему относится около 30 родов и 650 видов. Растения этого семейства распространены на всех континентах, вплоть до южного побережья Антарктиды, кроме Австралии.
Большинство представителей луковых — многолетние травы с луковицами, клубнелуковицами и корневищами. У растений этого семейства мелкие луковички развиваются на корневище пучками (шнитт-лук, лук победный). Стебли обычно трубчатые. Листья плоские (черемша, лук медвежий, лук победный), лентовидные (лук-порей, чеснок, лук гигантский) или трубчатые (репчатый лук, лук алтайский). Цветки мелкие, чаще всего бывают собраны в соцветие шаровидный зонтик.
Плод — треугольная коробочка. Семена мелкие, около 3 мм. Помимо семенного размножения, для луковых характерно и вегетативное.
Что такое вегетативное размножение? (Размножение при помощи вегетативных органов.)
Среди способов вегетативного размножения наиболее часто встречается разведение луковицами-детками, делением корневищ, выводковыми почками.
Характерный признак луковых — млечный сок, содержащийся во всех органах растения. Концентрация эфирных масел может достигать 0,05%.
Растения данного семейства широко используют в качестве пищевых и витаминных продуктов (содержат витамины В, С и фитонциды). А также их применяют в медицине, например морской лук, содержащий глюкозид сцилларен. Некоторые подвиды этого лука употребляют в виде настоя при сердечных заболеваниях.
Практическая работа. РАСПОЗНАВАНИЕ РАСТЕНИЙ ПОРЯДКА ЛИЛИЕЦВЕТНЫЕ (СЕМЕЙСТВА ЛИЛЕЙНЫЕ) ПО ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ КАРТОЧКАМ
Цели: закрепить знания о различиях во внешнем строении однодольных и двудольных растений; формировать умения распознавать растения с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами.
Оборудование: гербарии растений порядка лилиецветные (семейства лилейные) (тюльпан, купена лекарственная, пролеска двулистная, ландыш майский, майник двулистный, лук репчатый, чемерица даурская), школьный определитель высших растений, определительные карточки, лупы.
Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Ход работы
Рассмотрите гербарий растения. Выявите у него признаки, характерные для растений класса однодольные, характерные для растений порядка лилиецветные.
Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.
Следуя инструкции, по определительной карточке выясните, что это за растение.
С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.
Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения, запишите полученные данные в тетрадь.
Закрепление знаний и умений
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 45; учебник В.В. Пасечника § 52), а также знаниями, полученными на уроке, и записями в тетради, заполните таблицу.
Творческое задание. Перечислить сорта декоративных растений порядка лилиецветные (лилии, тюльпаны и т. д.). Нарисовать некоторые из сортов. Составить рассказ об этих сортах. Указать, когда и кем они были выведены, чем отличаются от остальных сортов.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Перечислить все возможные видоизменения вегетативных органов растений порядка лилиецветные. Указать, у каких растений они встречаются и приспособлением к каким условиям обитания они являются.
Класс Однодольные, семейство Лилейны
Отдел покрытосеменные. Порядок лилейные. Признаки семейства
Лилейные
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Характер околоплодника | Количество семян | Название плода | Особенности строения | Примеры растений |
Сухой (сухие плоды) | Многосеменные | Листовка, многолистовка | Вскрывающийся по одному шву одногнездный плод | Водосбор, купальница, лютик, дельфиниум |
Боб | Вскрывающийся по двум швам одногнездный плод с семенами, расположенными на створках плода | Горох, фасоль, люпин, соя, арахис, вика, чечевица, чина, клевер | ||
Стручок (стручочек) | Вскрывающийся створками двугнездный плод с семенами на внутренней перегородке | Капуста, редис, горчица, редька, пастушья сумка, ярутка | ||
Коробочка | Вскрывающийся крышечкой, отверстиями или распадающийся на части одногнездный или многогнездный плод | Мак, тюльпан, дурман, белена, лен | ||
Односеменные | Орех (орешек и многоорешек) | Невскрывающийся одногнездный или двугнездный плод с деревянистым околоплодником | Лещина, липа, гравилат, лотос, конопля | |
Желудь | Невскрывающийся плод с кожистым околоплодником, погруженным в плюску – крышечку | Дуб | ||
Крылатка (двукрылатка) | Многогнездный плод с кожистым околоплодником, имеющим выросты | Вяз, береза, клен, ясень | ||
Вислоплодник | Дробный, распадающийся многогнездный плод | Морковь, укроп, сельдерей | ||
Семянка | Невскрывающийся одногнездный плод с кожистым околоплодником, часто имеющим выросты – хохолки и шипики. | Одуванчик, подсолнечник, череда, бодяк, василек | ||
Зерновка | Невскрывающийся одногнездный плод с пленчатым близко прилегающим к семенной кожуре околоплодником. | Пшеница, рис, кукуруза, ячмень, просо, сорго | ||
Сочный (сочные плоды) Околоплодник состоит из слоев: внеплодника, межплодника, внутриплодника | Односеменные | Костянка (многокостянка) | Невскрывающийся одногнездный плод с твердым внутриплодником и пленчатым окрашенным внеплодником. Если межплодник становится сухим, плод называют сухой костянкой. | Вишня, абрикос, слива, манго, малина, костяника, морошка, миндаль, грецкий орех |
Многосеменные | Ягода | Одногнездный или многогнездный невскрывающийся плод. | Смородина, виноград, картофель | |
Яблоко (яблочко) | Многогнездные невскрывающиеся плоды с хрящевидным внутриплодником. Кроме завязи в образовании плода участвует цветоложе. | Яблоня, груша, рябина, боярышник | ||
Тыквина | Многогнездный плод с деревенеющим при созревании внеплодником. Кроме завязи в образовании плода участвует цветоложе. | Огурец, арбуз, дыня, тыква, кабачок | ||
Земляничина (фрага) | Многоорешек на разросшемся при созревании мясистом цветоложе. | Земляника, клубника | ||
Цинородия | Многоорешек в вогнутом бокаловидной формы разросшемся при созревании цветоложе. | Шиповник | ||
Померанец (гесперидий) | Многогнездный плод, состоящий из трех слоев: флаведо, альбедо, пульпа. | Апельсин, мандарин, лимон | ||
Гранатина | Многогнездный вскрывающийся при созревании плод с кожистым околоплодником. Семена имеют сочную кожуру. | Гранат |
studfiles.net
Порядок определения растения
При определении растений используются гербарные экземпляры растений. Прежде чем приступить к изучению растения, преподаватель характеризует данное семейство по нижеописанной схеме. Затем студенты приступают к знакомству с морфологическими особенностями растения: корневой системой, стеблем, листьями, типом соцветия и т.д. Далее идет ознакомление с цветком и его строением. После этого следует сделать краткую запись в рабочей тетради, передающую характерные особенности растения. Зарисовка производится простым карандашом, при необходимости передачи окраски – цветным.
После выполнения всех работ растение определяется. Необходимо записывать ход определения, указывая нумерацию тез и антитез.
Таким образом, план работ по ознакомлению с каждым семейством следующий:
Дать краткое морфологическое описание определяемого растения.
Зарисовать части цветка.
Определить растение (семейство, род, вид).
Краткая морфолого-систематическая характеристика растений семейства лютиковых (Ranaies)
Семейство лютиковых (Ranaies) содержит около 1500 видов, из которых 600 видов приходится на один род – лютик (Ranaies). Это преимущественно многолетние травянистые растения. Среди лютиковых много ядовитых растений.
Для семейства характерны простые рассеченные листья, большое и неопределенное число частей цветка, расположенных по спирали или кругами на выпуклом или коническом цветоложе. Некоторые представители семейства имеют большое количество примитивных признаков. Иногда лютиковые в связи с опылением насекомыми имеют ряд изменений приспособительного характера.
Ввиду разнообразия растений, входящих в семейство, удобнее рассматривать характерные признаки, разбив растения на две группы: растения с видоизмененными стеблевыми листьями и растения, имеющими олиственные прямостоячие, приподнимающиеся, лазящие и др. стебли. Стеблевые листья первой группы растений изменены, не похожи на прикорневые листья, отодвинуты от цветка, срослись. Иногда листья не срастаются и похожи на прикорневые, обычно в количестве трех листьев собранны мутовкой. Прикорневые листья отсутствуют или рано опадают. Некоторые виды имеют только прикорневые листья и цветки различной окраски на длинной цветочной стрелке.
Околоцветник у большинства растений этой группы простой венчиковидный, частой довольно крупный. Часто наблюдается большое и непостоянное количество тычинок и плодолистиков, расположенных спиралью. Каждый из плодолистиков образует отдельный плод-семянку или односемянной орешек.
У растений другой группы листорасположение очередное или супротивное. Одни виды имеют правильные цветки, другие – неправильные. Среди растений с правильными цветками имеются виды с простым венчиковидным и с двойным околоцветником. Простой околоцветник всегда лепестковидный, яркоокрашенный, однако иногда может рано опадать и тогда остаются открытыми многочисленные тычинки и пестики. У видов с двойным околоцветником чашечка и венчик бывают окрашены. У некоторых видов чашечка мало заметна. Плод состоит из одной или нескольких листовок.
Таблица 1
studfiles.net
Фото |
Название |
Использование |
Требование к свету |
Влажность |
Полив |
Размножение |
Дополн. |
АБУГИЛОН |
декоративно лиственное, красиво цветущее |
яркий рассеянный свет - полутень |
обычная комнатная |
легкое подсушивание земляного кома между поливами |
верхушечными стеблевыми черешками |
не капризноене ядовитое |
|
АГАВА |
декоративнолиственное |
прямой солнечный свет |
обычная комнатная |
сильное подсушивание земляного кома между поливами |
семенами, отпрысками |
не капризноене ядовитое |
|
АГАПАНТУС АФРИКАНСКИЙ |
красиво цветущее |
прямой солнечный свет |
обычная комнатная |
легкое подсушивание земляного кома между поливами |
делением куста, семенами |
не капризноене ядовитое |
|
АДИАНТУМ |
декоративнолиственное |
яркий рассеянный свет - полутень |
опрыскивание - аквариум |
постоянно влажный земляной ком |
делением куста |
не капризноене ядовитое |
|
АЗАЛИЯ |
красиво цветущее |
полутень |
опрыскивание |
легкое подсушивание земляного кома между поливами |
стеблевыми черешками |
капризноеслабо ядовитое |
|
АКАЛИФА |
декоративно лиственное, красиво цветущее |
яркий рассеянный свет |
опрыскивание |
без подсушивания земляного кома |
верхушечнымичерешками |
капризное ядовитое |
|
АЛОКАЗИЯ |
декоративнолиственное |
полутень |
опрыскивание |
без подсушивания земляного кома |
стеблевыми черенками, делением корневища, отпрысками, дочерними клубнями |
капризное ядовитое |
|
АЛОЭ |
декоративнолиственное |
прямой солнечный - яркий рассеянный свет | обычная комнатная | легкое подсушивание земляного кома между поливами | прикорневыми побегами, верхушечными и стеблевыми черенками |
не капризное не ядовитое |
|
АМОРФОФАЛЛЮС |
декоративнолиственное,оригинальноцветущее |
прямой солнечный - яркий рассеянный свет |
обычная комнатная - опрыскивание |
без подсушивания земляного кома |
дочерними клубнями, выводковыми почками на листьях |
не капризное слабо ядовитое |
|
АНАНАС |
красиво цветущее, декоративно лиственное, плодовое |
яркий рассеянный свет |
опрыскивание |
легкое подсушивание земляного кома между поливами |
делением куста, верхушечным хохолком |
не капризное не ядовитое |
|
АСПЛЕНИУМ ГНЕЗДНЫЙ |
декоративно лиственное |
яркий рассеянный свет - полутень |
опрыскивание - аквариум |
легкое подсушивание земляного кома между поливами |
делением куста |
не капризное не ядовитое |
|
АСПЛЕНИУМ ЛУКОВИЦЕ-НОСНЫЙ |
декоративно лиственное |
яркий рассеянный свет - полутень |
опрыскивание - аквариум |
постоянно влажный земляной ком |
выводковыми почками |
не капризное не ядовитое |
|
АУКУБА ЯПОНСКАЯ |
декоративно лиственное |
полутень |
обычная комнатная |
легкое подсушивание земляного кома между поливами |
стеблевыми черенками, семенами |
не капризное ядовитое |
|
АФЕЛЯНДРА ОТТОПЫРЕННАЯ |
красиво цветущее |
яркий рассеянный свет |
опрыскивание |
без подсушивания земляного кома |
черенками |
капризное не ядовитое |
|
АХИМЕНЕС |
цветущее, ампельное |
прямой солнечный - яркий рассеянный свет |
опрыскивание |
легкое подсушивание земляного кома между поливами |
делением корневища, черенками |
не капризное не ядовитое |
www.resepty.ru
Вегетативное размножение покрытосеменных растений – таблица (6 класс, биология)
Вегетативное размножение – это увеличение числа особей путём отделения от материнского растения частей, способных самостоятельно развиваться. Такое отделение может быть естественным, то есть проходить без участия человека, и искусственным (производится человеком).
Особенности вегетативного размножения
Вегетативное размножение возможно благодаря регенерации – свойству растений восстанавливать утраченные части тела.
Регенерация возможна при наличии на участке побега почек.
Органами вегетативного размножения являются побег и его видоизменения, а также лист и корень.
Для удачного размножения побег должен быть способным образовывать корни.
Значение в природе
Вегетативное размножение осуществляется быстрее, чем половое, т. к. при нём нет необходимости:
- в образовании специальных органов для размножения;
- в длительном созревании спор, гамет или семян.
Поэтому оно чаще используется растениями при захвате территории.
Этот вид размножения не столь требователен к условиям и, когда невозможно половое размножение, например, при отсутствии опылителей, или при сильном затенении, растения размножаются вегетативно.
Виды искусственного вегетативного размножения
Чаще всего осуществляется размножение:
- черенками;
- отводками;
- прививками;
- луковицами;
- делением куста;
- методом культуры тканей;
- клубнями.
Черенок – это участок вегетативного органа с почками. Способ размножения черенками – один из самых простых, подходит многим растениям.
Рис. 1. Вегетативное размножение.
Бывают листовые, стеблевые и корневые черенки.
Отводками называют побеги, прижатые к земле и выпустившие придаточные корни. Обычно так размножают кустарники.
Метод прививки придуман человеком, аналога в природе не имеет. При этом методе в расщеп дерева (подвой), или в его надрез вставляется веточка или почка другого дерева (привой).
Прививка позволяет растить на одном дереве несколько разных сортов или пород деревьев.
Метод прививки помог сохранить исчезающий вид дерева кокио. Последний экземпляр кокио погиб при пожаре, но одна ветка была успешно привита родственному виду.
Рис. 2. Цветок кокио.
Специализированные органы вегетативного размножения
Это видоизменённые побеги, которые самой природой предназначены для вегетативного размножения:
- луковицы;
- корневища;
- выводковые почки;
- клубни.
Выводковые почки представляют собой зачаточные побеги, готовые к прорастанию. Осыпаясь с материнского растения, они укореняются, образуя молодую поросль.
Рис. 3. Выводковые почки каланхоэ.
Саженцы, продаваемые на рынках, являются молодыми растениями, выращенными из черенков с использованием прививки.
Метод культуры тканей подразумевает выращивание новых растений из нескольких клеток материнского организма. Используется в лабораторных условиях.
Таблица «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»
Орган размножения | Виды размножения | Примеры растений |
Подземные побеги | Корневищами | Пырей |
Луковицами | Лук | |
Клубнями | Картофель | |
Надземные побеги | Черенками | Тополь |
Отводками | Крыжовник | |
Прививкой | Абрикос | |
Усами | Клубника | |
Лист | Листовыми черенками | Фиалка |
Частями листа | Бегония |
Что мы узнали?
Изучая биологию (6 класс), и, рассматривая вегетативное размножение покрытосеменных растений, мы узнали, что этот вид размножения имеет большое значение для растений в конкурентной борьбе за территорию. Вегетативное размножение широко используются человеком в растениеводстве. Среди методов есть как естественные, так и искусственные.
Тест по теме
obrazovaka.ru