Подведем итоги наука о растениях ботаника. Рабочая тетрадь 6 класс. Корнилова, Николаев, Симонова (к учебнику Пономарева)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Подведем итоги. Что вы узнали из главы 1 "Наука о растениях - ботаника". Подведем итоги наука о растениях ботаника


Подведем итоги. Что вы узнали из материалов главы 1 "Наука о растениях - ботаника"?

Подведем итоги. Что вы узнали из материалов главы 1 "Наука о растениях - ботаника"? - Пономарева, Корнилова, Кучменко 1 часть 6 класс (ответы)

Задание 1. Отметьте знаком "+" номера правильных утверждений (прим.: здесь отмечено зеленым маркером)

1. Все растения состоят из клеток

2. Цитоплазма - внутрення среда клетки

3. Все живые клетки растений имеют ядро

4. Вакуоли - это пластиды клетки

5. Клеточный сок - содержимое живой клетки

6. Движение цитоплазмы обеспечивает жизнедеятельность клетки

7. У разных растений в клетках имеется набор разных пластид

8. Хлорофилл находится в хлоропластах

9. Образовательная ткань - это хлорофилл

10. Клетки размножаются делением

11. Проводящая ткань - это сосуды, по которым вещества передвигаются только в одном направлении: от корней к листьям

12. Механическая ткань обеспеивает рост растения

13. Проводящая ткань образует в растении непрерывную сеть сосудов

14. Образовательная ткань имеется только у молодых растений

15. Главный признак жизни клетки - обмен веществ

16. Микропрепарат - это внутренне строение клетки

17. Микроскоп - прибор для изучения растений

18. Лупа и микроскоп - увеличительные приборы

19. Вакуоль в клетках всегда занимает центральное место

Задание 2. выпишите правильный вариант ответа для каждого предложения

1. Зеленый цвет растения обусловлен присутствием в клетках:

а) пластид; б) ядра; в) хлорофилла

2. Клеточный сок находится:

а) в цитоплазме; б) в вакуоли; в) в межклетнике

Ответ:

1 - в

2 - б

Задание 3. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения

1. Растительная клетка снаружи покрыта клеточной оболочкой, к которой прилегает цитоплазма

2. Основные внутренние части клетки - это ядро, цитоплазма, вакуоль, хлоропласты

3. Клетка является целостной биологической системой, так как в ней происходят процессы жизнедеятельности

Задание 4. Установите соответствие между названием ткани растения и ее характерными признаками

А. Клетки содержат хлорофилл. В ткани происходит создание и запасание органических веществ - 2 (основная)

Б. Клетки плотно прилегают друг к другу. Ткань служит защитой для растения - 3 (покровная)

В. Клетки делятся в течение всей жизни растения. Ткань расположена в местах активного роста растения - 1 (образовательная)

Г. кань образует непрерывную разветвленную сеть, соединяющую все органы растения в единую систему - 5 (проводящая)

Д. Клетки имеют прочные стенки. Ткань выдерживает большие механические нагрузки - 4 (механическая)

pobio.ru

Ответ Подведем итоги. Что вы узнали из главы 1 "Наука о растениях - ботаника"

1) Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

 

1. Все растения состоят из клеток.2. Цитоплазма – внутренняя среда клетки.3. Все живые клетки растений имеют ядро.6. Движение цитоплазмы обеспечивает жизнедеятельность клетки.8. Хлорофилл находится в хлоропластах.10. Клетки размножаются делением.13. Проводящая ткань образует в растении непрерывную сеть сосудов.15. Главный признак жизни клетки – обмен веществ.18. Лупа и микроскоп – увеличительные приборы.

 

2) Выпишите правильный вариант ответа для каждого предложения. Зеленый цвет растения обусловлен присутствием в клетках:

 

в – хлорофилла.

 

* Клеточный сок находится:

 

б – в вакуоли.

 

3) Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

 

1) Растительная клетка снаружи покрыта клеточной оболочкой, к которой прилегает цитоплазма.

2) Основные внутренние части клетки – это ядро, цитоплазма, вакуоль, хлоропласты.

3) Клетка является целостной биологической системой, так как в ней происходят процессы жизнедеятельности. 

 

4) Установите соответствие между названием ткани растения и её характерными признаками.

1. Образовательная. 2. Основная. 3. Покровная. 4. Механическая. 5. Проводящая.

 

А. Клетки содержат хлорофилл. В ткани происходит создание и запасание органических веществ – 2.Основная.Б. Клетки плотно прилегают друг к другу. Ткань служит защитой для растения – 3.Покровная.В. Клетки делятся в течение всей жизни растения. Ткань расположена в местах активного роста растения – 1.Образовательная.Г. Ткань образует непрерывную разветвлённую сеть, соединяющую все органы растения в единую систему – 5.Проводящая.Д. Клетки имеют прочные стенки. Ткань выдерживает большие механические нагрузки – 4.Механическая.

bio-gdz.ru

Рабочая тетрадь 6 класс. Корнилова, Николаев, Симонова (к учебнику Пономарева)

Глава 1. Наука о растениях - ботаника§1. Царство растения. Внешнее строение и общая характеристика растений§2. Многообразие жизненных форм растений.§3. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки§4. Ткани растенийПодведем итоги. Что вы узнали из материалов главы №1 «Наука о растениях – Ботаника»Глава 2. Органы растений§5. Семя, его строение и значение§6. Условия прорастания семени§7. Корень и его свойства§8. Побег, его строение и развитие§9. Лист, его строение и значение§10. Стебель, его строение и значение§11. Цветок, его строение и значение§12. Плод. Разнообразие и значение плодовПодведем итоги. Что вы узнали из материалов главы «Органы растения»Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений§13. Минеральное питание растений и значение воды§14. Воздушное питание растений – фотосинтез§15. Дыхание и обмен веществ у растений§16. Размножение и оплодотворение у растений§17. Вегетативное размножение растений, и его использование человеком§18. Рост и развитие растенийПодведём итоги. Что вы узнали из материалов главы 3 «Основные процессы жизнедеятельности растений»? 

Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира§19. Систематика растений, ее значение для ботаники§20. Водоросли, их многообразие в природе§21. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение§22. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика§23. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение§24. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение§25. Семейства класса Двудольные§26. Семейства класса Однодольные §27. Историческое развитие растительного мира§28. Разнообразие и происхождение культурных растений§29. Дары Нового и Старого СветаПодведем итоги. Что вы узнали из материалов главы 4 «Многообразие и развитие растительного мира»?

Глава 5. Природные сообщества§30. Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме§31. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе§32. Смена природных сообществ и ее причиныПодведем итоги. Что вы узнали из материалов главы 5 «Природные сообщества»?Осенне-зимние заданияЗимне-весенние заданияВесенне-летние задания

 

biogdz.ru

Урок 1 Введение Ботаника-наука о растениях

Урок 1. Ботаника-наука о растениях.

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете и техникой безопасности; дать представление о месте науки биологии и ее раздела-ботаники в системе естественных наук; показать многообразие живых организмов на земле; формировать бережное отношение к родной природе.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление о новой науке-ботанике.

Организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний.

Придать занятию творческий характер.

Развивающие:

1.Развивать представление о растении как живом организме.

2.Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к природе родного края.

2. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация к уроку, Красная книга.

Ход урока.

I. Оргмомент. Познакомить с новым кабинетом, правилами поведения и техники безопасности. Рассмотреть учебник, познакомиться с его структурой, с рабочей тетрадью.

II. Изучение нового материала.

В 6 классе мы с вами начинаем изучать новый предмет-биология. Вспомните из природоведения, что изучает биология? Биология — слово греческого происхождения. «Биос»- жизнь, «логос»- наука. Какие школьные предметы имеют корень «логос»? Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан Батист Ламарк. Мы привыкли к тому, что нас с раннего детства окружают растения. Это цветы у мамы на окне, это растения в огороде и в саду, зеленая лужайка под окном. Все растения изучает наука, которая называется ботаника. Ботаника-слово греческого происхождения, ботане — трава, растение. Все живые организмы на Земле объединены в царства. Растения относятся к царству растений. В нем около 500 000 тысяч видов растений. Раньше это царство носило название «прозябаемое». Как вы понимаете такое название?

- А какие еще царства могут быть на Земле? – учащиеся делают предположения. На слайд выводится информация.

(Звучит музыка «Вальс цветов»)

Ученик читает стихотворение «ЦВЕТЫ»:Есть, есть душа у каждого цветка,Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,Цвет и рисунок венчика, листка,И лепестка, и пестика с тычинкой.У каждого цветка есть жизни срок,Есть время детства, юности, цветенья,Плодоношенья, старости порог,Есть время сна и время пробужденья.К примеру, мак проснулся в пять, а лен -В шесть-семь, а бархатцы — лишь в восемь.Календула — та в девять. Ну, а сон:Картофеля — часа в 3 дня уносит,Тюльпан в 4 дня уж крепко спит,Мак и кислица в пять во всю зевают.А лилия садовая твердит:Они с шиповником лишь в восемь засыпают.Таинственен, красив цветочный мир.Войди в него — услышишь утром рано,Как светлой музыкой наполнился эфир:Поют луга, овраги и поляны…Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест -Глядят «антенны» в Космос повсеместноЗемля — концертный зал, цветы — оркестр,Цветок — волшебный инструмент оркестра.(Альбина Александровна Сенькова)

-Живые организмы имеют отличия от неживых. Какие признаки растений как живых организмов перечислены в стихотворении? Называют признаки живых организмов, которые помнят из природоведения. Учитель добавляет те, которые не назвали.

-Как давно человек знаком с миром растений? Делают предположения. Учитель просит вспомнить о растениях и их применении в Древнем Египте, Древней Греции, рассказывает о земледелии древних ацтеков.

Физминутка для глаз.

-Как давно человек начал изучать растения?

Учитель рассказывает о Теофрасте-отце ботаники.

Учитель предлагает ответить на вопросы:

1.Откуда растения получают питательные вещества?

2. Как отличить растение от других живых организмов?

3. Какова роль растений в природе?

4. Как называют растения, которые выращивает человек?

5. Какова роль растений в жизни человека?

6. Почему растения считают источником здоровья?

7. Как называют растения, растущие без участия человека?

Знаете ли вы, что такое Красная книга? Для чего она создана? Какие растения охраняются на территории нашего района?

III. Закрепление:

Учитель предлагает задание: какие части растений употребляют в пищу? –задание на слайде.

IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание — выучить новые понятия.

V. Рефлексия –вопросы на слайде.

Главная > Урок 1 Введение Ботаника-наука о растениях

aret.ru

Наука о растениях. Ботаника. Мир растений

Цель: познакомить с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности. Дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многообразии живых организмов. Сформировать представление об основных свойствах жизни. Дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир. Показать многообразие растений на Земле, их связь с окружающей средой. Дать представление о значении растений в природе и жизни человека.

Ключевые понятия и термины: биология, царство, ботаника, культурные растения, дикорастущие растения, многолетние, двулетние и однолетние растения, жизненная форма, декоративные растения, лекарственные растения

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Рассказ учителя о правилах поведения в кабинете и технике безопасности

3.Изучение нового материала

Биология—наука о живых орг-мах, их строении, жизнедеят-ти.

Термин «биология» стал использоваться с 1802г. Ввёл это понятие французский учёный Ж.Б.Ламарк.

Первые живые орг-мы появ-сь на Земле более 3,5млрд. лет назад. Они имели простое строение и представляли собой одиночные маленькие клетки, не имеющие ядра, их наз-ли доядерными или прокариотами. . Позднее возникли более сложные одноклеточные, а затем многоклеточные орг-мы. Это ядерные орг-мы, или эукариоты.  Все живые сущ-ва отлич-ся по своим св-вам. В связи с этим их делят на большие группы, кот. наз-ся  Царствами.

Царство—очень большая группа орг-мов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.

Выд-ют несколько царств живых орг-мов: Животные, Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы

Все живые орг-мы обладают св-вами: дыхание, питание, размножение, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ, смерть. Все живые орг-мы состоят из клеток.

В 6кл вы будете изучать царства: Растения, Бактерии, Грибы.

Знакомство с биологией в школе нач-ся с изучения царства растений.

Наука, изучающая царство растений—ботаника (от греч. Ботане—трава, растение)

Основоположником ботаники считается древнегреческий учёный Теофраст, кот. собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единое целое.

Читаем учебник стр.5 выделенный шрифт.

Культурные растения—растения, выращиваемые чел-ком для удовлетворения своих потреб-тей. Они происходят от дикорастущих растений. Рис.3 стр.6

Дикорастущие растения—растения, кот растут, развив-ся и расселяются без помощи чел-ка Рис.4 стр.6 

Многолетние растения—растения, живущие много лет

Однолетние растения—растения, живущие не более 1 года

Двулетние растения—растения, живущие 2 года  

Структура науки ботаники

 

Наука

Предмет изучения

Анатомия растений

Внутреннее строение растений

Морфология растений

Внешнее строение растений

Физиология растений

Процессы, происходящие в растении

Систематика растений

Классификация растений

Геоботаника

Строение и значение растительных сообществ

Селекция

Сорта растений и их св-ва

Цитология

Клетка

Биохимия растений

Хим-ий состав растений

Палеоботаника

Ископаемые растения

Экология растений

Связь растений с окружающей средой

 

Общий внешний облик растений наз-ют жизненной формой. У растений их несколько: дерево, кустарник, кустарнички, травы

Пр-ры стр.9 учебника

Читаем стр. 9 учебника выделенный шрифт

Микология—наука, изучающая царство грибов.

Микробиология—наука изучающая микроорг-мы

Большинство растений имеют зелёный цвет, сл-но, способны к фотосинтезу, т.е. способны превращать энергию солнца в энергию органич-х в-в. Они яв-ся источником пищи для всех остальных орг-мов. В процессе фотосинтезе растения поглощают СО2 и выделяют О2, необходимый для дыхания др. живых орг-мов. Кроме того растения яв-ся местообитанием и убежищем для многих животных. Животные используют растения не только как пищу, но и как лекарство от болезней.

Значение растений (самостоятельная работа) стр.10 учебника.   

4.Закрепление знаний и умений.       

-Что такое биология?

-На какие науки делится биология?

-Что изучает ботаника?

-Что изучает микология?

-Что изучает микробиология?

-Какие орг-мы относятся к доядреным? Как они по-другому наз-ся?

-какие орг-мы относятся к ядерным? Как они по-другому наз-ся?

5.Подведение итогов урока

Домашнее задание 

Введение, §1

Найти информацию о растениях, кот. сыграли важную роль в истории стран или в судьбах людей. Подготовить доклад, оформить его и сдать

 

Ресурсы:

1.А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения.

2.И.Н.Понаморева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Учебник по биологии. 6 класс

Похожие образовательные материалы:

razrabotky.ru

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Здравствуй, Ботаника!"

Разделы: Биология

Цели:

  • сформировать представление о ботанике, как науке о растениях, о биологии как науке, изучающей живые организмы, дать понятие “царство”, раскрыть особенности представителей царства растений;
  • показать многообразие растений;
  • развивать аналитическое и синтетическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе.

Действующие лица:

  • Биология;
  • Ботаника;
  • Профессор;
  • Учитель;
  • Ученица;
  • Ученик;

Оформление: по классу развешаны зеленые листочки из бумаги; на доске таблицы: “Центры многообразия и происхождения растений”, “Лекарственные растения”; оформляется выставка книг: “Наши зеленые друзья”, где представлены книги и журналы о растениях, учебники и рабочие тетради.

Оборудование: компьютер, кроссворд “Ботаника – наука о растениях”, чудо-ромашка (с загадками, или их номерами), таблицы, книги о растениях, учебники, жетоны.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, в котором узнаем много интересного, необычного и загадочного. А побываем мы в царстве Флоры. Знаете ли вы, что такое флора? Объясните, пожалуйста, что означает это слово.

Ученик: “Флора” означает растительность, следовательно, мы будем знакомиться с растениями!

Учитель: Ты совершенно прав! А теперь запишите тему сегодняшнего урока в свои тетради.

Входят Биология и Ботаника, беседуют между собой.

Биология: Я говорила тебе, дорогая, что в шестом классе у нас очень умненькие ребятишки подобрались, все-то они знают, на все вопросы сразу отвечают, – одни “отличники”!

Ботаника: Не знаю, не знаю, сейчас проверим, как они в прошлом году биологию изучали. Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы, как меня зовут?... Не знают…, я же говорила тебе, мама, что всего знать нельзя (обращается к Биологии).

Биология: Доченька, но ведь ты и не представилась, познакомься с ребятами и они обязательно тебя запомнят.

Ботаника: Хорошо. Меня зовут Ботаника, а живу я в царстве Флоры, я знаю всё, всё о растениях, так как изучаю их всю свою жизнь. А вы ребята, что-то можете рассказать о растениях?

Выходит профессор.

Профессор: Я могу дать вам краткую справку о растениях. Растения встречаются фактически по всему миру: в воде, на суше, лесах, болотах, степях, садах, парках и т.д., то есть отличаются огромным многообразием форм жизни. Растения имеют такие признаки: почти все ведут неподвижный образ жизни; имеют хлорофилл, благодаря чему, способны образовывать органические вещества на свету. А наука, изучающая растения, называется ботаникой.

Учитель: Спасибо, профессор, за ценную информацию!

Ученица: С древнейших времен люди интересовались жизнью растений, так как от растений зависела их жизнь. Да и сегодня растения играют не последнюю роль в жизни человека. Они и кормят, и одевают и служат жилищем. О растениях слагают легенды, поют песни, их чудесные свойства восхваляют и поэты, и лекари, и самые простые люди. А давайте поиграем, кто назовёт больше всего стихотворений о растениях. Нужно поднимать руку и рассказывать стихотворение (единственное ограничение – это время 1 минута на каждого желающего и нельзя повторяться), кто больше стихотворений расскажет, тот получит больше жетонов, соответственно выше оценку, при подведении итогов урока.

Ребята рассказывают стихотворения о растениях.

Учитель: Спасибо, за участие, ну а мы продолжим.

Профессор: А знаете ли вы, ребята, что растения, которые растут сами по себе и за которыми не ухаживает человек, называются дикорастущими. А культурными растениями называются растения, специально выведенные и выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей. Известно науке и то, что культурные растения происходят от дикорастущих..

Учитель: Не знали, профессор, но теперь знают, спасибо Вам и за эту информацию.

Ботаника: Ребята, в руках у меня чудо-цветок (изготавливается из бумаги, на лепестках записываются загадки, дети выбирают любой лепесток и отгадывают загадку), на его лепестках – загадки, отгадайте-ка их. Загадки эти – необычные. Ответив на вопрос, скажите, культурное это растение, или дикорастущее и объясните, почему вы так считаете.

Загадки:

1. Вот так диковина: На ветке – морковина! Висит, краснеется, На солнце греется.

(Перец красный)

2. Выпускает он листы Широченной ширины. Держатся на стеблях крепких, Сто плодов шершавых цепких. Если их не обойдешь – На себе их все найдешь.

(Репейник)

3. Одежкой сер, Да телом бел.

(Рис)

4. Из растений, чей портрет Выбит на монете? Чьих плодов нужнее нет На земной планете?

(Пшеница)

5. Хоть чином и не хан, На голове – султан, И с золотом кубышки Запрятаны под мышки.

(Кукуруза)

6. Ягода – красна! Ягода – вкусна! Режь да соли! Ешь да хвали!

(Томат)

7. Цветок – напрасный, Плод – опасный, А поле всё засажено.

(Картофель)

8. Стоит Егорка в красной ермолке, Кто не пройдет, Всяк поклон отдает.

(Земляника)

9. Вкус у ягоды хорош, Но сорви её пойди-ка: Куст в колючках, будто ёж, Вот и назвали – …

(Ежевика)

10. В желтеньком домишке Черные детишки. Среди них есть серые, Но они не зрелые.

(Подсолнечник)

11. Я и в поле, и в саду У прохожих на виду. Голова моя бела, Лепестками поросла.

(Ромашка)

12. На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал, И развеял этот шар.

(Одуванчик)

13. Колосится в поле рожь… Там во ржи цветок найдешь. Ярко синий и пушистый. Только жаль, что не душистый.

(Василек)

14. Появились бубенчики – Белые горшки. Распустились колокольчики На зеленой ножке.

(Ландыш)

15. Сидит дед, Во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает.

(Лук)

16. Синий мундир, Жёлтая подкладка, В середине складка.

(Слива)

17. Не пчела, а жалит.

(Крапива)

18. Помидору брат, А кумачу не рад: Он в лиловой рос одежке, Не краснеет даже в лежке.

(Баклажан)

19. На сучке висят шары, Посинели от жары.

(Слива)

20. В сенокос – горька, А в мороз – сладка, Что за ягода?

(Рябина)

21. Сто одежек И все без застежек.

(Капуста)

22. Сидит девица в темнице, А коса на улице.

(Морковь)

Биология: Молодцы, ребята! Порадовали и меня и мою дочку.

Учитель: Мы немного устали, давайте отдохнём, выполнив физкультминутку.

Учитель рассказывает стихотворение и показывает действия, дети повторяют упражнения за учителем.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо. (Согнув руки в локтях, наклоняет руки к себе и от себя.) Закачалось деревцо. (Поднимает руки вверх и выполняет наклоны с поднятыми вверх руками вправо, влево.) Ветер тише, тише, тише. (Постепенно опускает руки и присаживается на корточки.) Деревцо все выше, выше. (Поднимают руки и встают на ноги, руки вверху, затем опускают руки и повторяют упражнение 2 раза.)

Дыхательное упражнение. “Надуем воздушный шарик”

5 раз глубокий вдох и выдох, как при надувании воздушного шара. Во время “надувания шарика” руки постепенно разводятся в стороны, как-будто шарик увеличивается в объёме. Затем резко хлопнуть в ладоши и сказать: “Лопнул!” Повторить 3 раза.

Учитель: Ребята, а кто знает, что такое “царство”? Ведь, вы уже сегодня слышали это слово. Не знаете? Спросим у профессора? Дорогой профессор, расскажите нам, пожалуйста!

Профессор: Царство – это очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания, жизни в природе. Вспомните, какие царства живой природы вы знаете? (Растений, Животных, Простейших, Бактерий, Грибов, Вирусов). Ну, а вы Ботаника, сомневались по поводу знаний шестиклассников, молодцы, ребята!

Ученик: Это еще не все, вот я, например, знаю, что изучает современная ботаника. Давайте запишем к себе в тетради. Современная ботаника изучает:

  • законы жизни растений;
  • внешнее и внутреннее строение растений;
  • процессы жизнедеятельности растений;
  • закономерности распространения растений на Земле;
  • условия произрастания;
  • историческое развитие растительного мира;
  • взаимосвязи с другими живыми организмами и с окружающей средой.

Профессор: Сегодня к вам я пришел не один, со мной мой помощник – компьютер. Давайте-ка проверим, все ли я вам рассказал о биологии и ботанике. Может, что-то забыл, ведь иногда я бываю таким рассеянным.

Демонстрируются слайды (см. Приложение 1).

Профессор: Итак, о чем я не рассказал? (Ответы учащихся.)

Биология: Сегодня вы познакомились с моей дочкой – Ботаникой и, надеюсь, это знакомство пойдет вам на пользу, так как встречаться с ней на уроках выбудете весь год. Ну а кто хочет побольше узнать о растениях и их жизнедеятельности, может познакомиться ещё и с книгами, и энциклопедиями, представленными на выставке, а также печатными изданиями, имеющимися у вас дома или в библиотеке. Будем только рады вашим знаниям о нас.

Учитель: Давайте попрощаемся с нашими гостями до следующего урока. ( Ботаника, Биология, профессор уходят). Ну а мы поговорим о том, что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Как называется наука о растениях? – Что изучает биология? – В чем отличие культурных растений от дикорастущих? – Что такое царство? – Когда на Земле появилась жизнь?

Ученица: Посмотрите, наши гости оставили нам какое-то письмо, да нет – это не письмо, а кроссворд. Отгадаем?

Ребята отгадывают кроссворд (см. Приложение 2).

Учитель: Ну, а теперь подведем итоги и выставим оценки. Запишем задание на дом.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Наука о растениях ‒ ботаника : Биология

  1. Биология

Цель: формирование представления о науке ботанике.

Задачи:

Образовательные:

  • Выявить греко-латинский словообразовательный фундамент научных терминов.
  • Определить объекты, изучаемые науками; «биология» и «ботаника».
  • Установить взаимосвязи между отдельными представителями царств биологии.
  • Познакомить учащихся с самыми необычными представителями царства растения.

Воспитательные:

  • Продолжить формирование научного мировоззрения.
  • Способствовать формированию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, аккуратности, культуре общения.

Развивающие:

  • Продолжить развитие навыков работы с источниками информации.
  • Создать условия для развития речи (индивидуальные выступления), для развития познавательного интереса (дополнительный материал).

Тип урока; урок изучения нового материала.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная и в группах.

Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельные.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, кроссворд, презентация.

План урока. 45 минут

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Изучение нового материала –34 мин.
  3. Закрепление изученного – 6 мин.
  4. Подведение итогов урока и домашнее задание – 4 мин.

Ход урока

1. Организационный момент. (1 минута)

Организация класса. Приветствие учащихся.

2. Изучение нового материала. (34 минуты)

Учитель: Здравствуйте, дорогие шестиклассники. Сегодня у вас первый урок нового для вас предмета биологии. Давайте вспомним, какие науки вы изучали в прошлом году?

Ответ учеников; математика, русский язык, литература, природоведение.

Учитель: Что вы помните из курса природоведения?

Ответ учеников; химические и физические явления, микроскоп, живые организмы, фотосинтез, планеты.

Учитель: Молодцы, вы так много запомнили! Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Шифровальщик». Первое задание – расшифровать слово «природоведение».

Ответ учеников: получатся слова «Ведать» и «Природа».

Учитель: «Ведать» значит знать, владеть информацией. А что обозначает слово «природа»? Назовите объекты природы.

Ответ учеников; Природа – окружающая нас действительность. Объекты природы – дерево, река, ветер, магнит, молния, рыбы, собака и тд.

Учитель заносит список из несколько объектов на доску.

Учитель: В 6 классе природоведение разделилось на биологию и географию, а дальше, в более старших, классах вы начнете изучать физику и химию. Конечно, наук станет много, и я хочу помочь вам запомнить их название. Это словарь древнегреческих и латинских слов, попробуйте перевести и расшифровать названия наук, которые вы будете изучать в 6 классе – биология, география.

Учитель заносит слова «биология» и «география» на доску

Карточка 1 МИНИ СЛОВАРЬ
БИО Био- (от др.-греч. βίος – жизнь) – приставка, означающая отношение к жизни
ФЮЗИС Фюсис, фюзис (др.-греч. φύσις) – греческий теологический, философский, и научный термин, обычно переводимый на русский язык как «природа».
ЛОГОС Ломгос (греч. λόγος – «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение») – термин, получивший широкое распространение в философии, обозначающий разумный принцип, управляющий миром
ГЕО Гео- (от греч. γη, или греч. γαια «земля») – приставка, означающая отношение к наукам о земле
БОТАНЭ Ботанэ (от греч.botany, что означает в переводе на русский язык – растение, овощ, трава, зелень.
ГРАФО Графо… (от греч. grapho – пишу, черчу, рисую
ЗОО зоо-. (греч. zoon живое существо, животное; zoe жизнь) составная часть сложных слов, означающая "относящийся к животным, к животному миру
МЕТРОН Метрон (от греч. metрon – мера или размер) – означает упорядоченность, соблюдении некоторой меры, определяющей величину ритмических построений.

Ответ учеников; Биология-наука о живом, География– пишу о земле.

Учитель: Записать в тетрадь определение: «Биология – наука, изучающая особенности и разнообразие живой природы». А теперь вернемся к объектам природы, которые написаны на доске. Выбрать биологические объекты.

Ответы учеников: Дерево, рыбы, собака.

Учитель: А теперь поработаем по карточкам. Посмотрите на группы слов в первом столбике, постарайтесь определить, кто из них третий лишний? Запишите «чужака» во втором столбике.

Карточка 2
Группа живых объектов «Чужак» Царство «чужака»
Береза, рыба, клюква.    
Ворона, подберезовик, ласточка    
Груздь, опенок, бацилла.    
Заяц, дуб, гусеница.    

После работы зачитываются ответы учеников.

Учитель: Вы правильно определили, «чужаков». Биологические объекты настолько разнообразны и не похожи друг на друга, что их разделили на 4 царства. Определение в тетрадь; «Царство объединяет организмы, обладающие сходными признаками, строения, питания, жизни»

Занести схему в тетрадь.

Учитель: Вернемся к предыдущему заданию, (карточка 2), определите теперь, из какого царства был «чужак».

После работы зачитываются ответы учеников.

Карточка 2
Группа живых объектов «Чужак» Царство «чужака»
Береза, рыба, клюква. рыба Животные
Ворона, подберезовик, ласточка подберезовик Грибы
Груздь, опенок, бацилла. бацилла Бактерии
Заяц, дуб, гусеница. дуб Растения

Учитель: Как вы думаете, представители какого царства являются основой жизни на земле. Без них не смогли бы существовать остальные представители живых организмов?

Ответы учеников: Животные или растения.

В совместной дискуссии учитель подводит ученики т к выводу, что растения – основа жизни.

Учитель: Совместно с вами мы пришли к выводу, который запишем в тетрадь. «Растения – основа жизни всего органического мира». Поэтому и изучать биологию мы начнем с науки, изучающей растения. Заглянем в мини-словари, догадайтесь, как называется эта наука.

Ответ учеников; Ботаника

Учитель: занесем в тетрадь «Ботаника – наука, изучающая царство растения».

Учитель обращает внимание учеников на учебно-методический аппарат учебника.

Учитель: «БОТАНЭ» переводится как зелень, трава. Может быть вам покажется необычным это слово, может даже смешным, но сейчас вы узнаете, как называлась эта наука, во времена, когда учился Пушкин! Прочитайте 1 абзац текста, под знаком «Зеленый лист» на странице 5.

Ученики знакомятся с текстом.

Учитель ведет фронтальную беседу по вопросам;

Как назывались ботанические объекты во времена учебы маленького Саши Пушкина? («Прозябаемое царство»)

Почему растения на Руси имели такое название? ( Растение– холодное, «озябшее»)

Как долго еще такое название растений существовало в России? (Уже через 15 лет, когда учился М.Ю.Лермонтов, в русском языке уже появилось слово «растение».)

Учитель: Человек давно начал использовать растения в своей жизни, с тех незапамятных времен многие растения стали иметь большое практическое значение для человека. Предлагаю вам поиграть в игру «Значение растений в жизни человека» вам дается 3 минуты на работу, а затем мы начнем составлять совместный список. Правило одно, защитывается значение, а не название растений, например: 1 – используется в пищу (капуста, картофель, морковь и т д) – и хотя перечислено 3 растения, это защитывается как один балл – «используется в пищу».

Игра «Значение растений в жизни человека»

  1. Использование в пищу
  2. Лекарственные растения
  3. Изготовление одежды и обуви (хлопок, лен)
  4. Изготовление жилищ и построек
  5. Изготовление посуды (ложки, бочки, туески)
  6. Отопление жилища (дрова)
  7. Получение каучука
  8. Изготовление химических реактивов (лакмус)
  9. Изготовление музыкальных инструментов
  10. Изготовление орудий труда (грабли и вилы)
  11. Декоративность
  12. Красители.
  13. Яды. и т.д.

По истечении 2 минут первый ученик начинает зачитывать свой список, остальные добавляют только то, что еще не прозвучало, и все пополняют свой список.

Учитель: когда вы составляли список, то первое, что пришло вам на ум, было пищевое значение растений. Но уже давно, люди поняли, что мир растений это не только пища, он интересен и многообразен. Растения стали изучать, привозить диковинные растения из других стран, классифицировать их. Больше всех в этом направлении сделал древнегреческий ученый Теофраст. Его еще зовут – «отцом ботаники». Почему, вы расскажете мне через 3 минуты. Для этого познакомьтесь с информацией.

Карточка 3.

Теофраст был основателем ботаники как самостоятельной науки: наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал теоретические вопросы. Чем отличаются растения от животных? Какие органы существуют у растений? В чём состоит деятельность корня, стебля, листьев, плодов? Почему растения заболевают? Какое влияние оказывают на растительный мир тепло и холод, влажность и сухость, почва и климат? Может ли растение возникать само собой (произвольно зарождаться)? Может ли один вид растений переходить в другой?

Он написал две книги о растениях: «Историю растений» и «Причины растений» в которых даются основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений. Теофраст в своих «ботанических» трудах, как истый натуралист, предполагал, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку.

Учитель ведет фронтальную беседу по прочитанному материалу. Начало беседы начинается с вопроса «Что вы узнали о Теофрасте?»

Учитель: Мы находим растения разных видов практически повсюду – на суше, в море, от засушливых пустынь до лесов, где льют бесконечные тропические дожди. Растения могут быть на теле животного и внутри него. К растениям относятся одноклеточные водоросли, такие крохотные, что увидеть их можно лишь в микроскоп, и огромные деревья, например гигантские секвойи, растущие на западе Северной Америки.

В целом обширное и пестрое царство растений насчитывает более 500 000 видов, и если бы я начала называть каждое, то на это ушло бы 150 часов. Я хочу, чтобы вы познакомились самыми необычными и удивительными растениями. Растениями– рекордсменами!

– Учитель разбивает класс на группы и каждой группе выдает заранее приготовленные карточки. Задание группе, прочитать и приготовить сообщение для класса. (См. Приложение 1)

После 3 минут подготовке представители групп делают краткое сообщение. Учащиеся заносят краткую запись о необычных растениях в рабочую тетрадь. (Учитель может заранее приготовить презентацию, иллюстрирующую сообщения учеников)

Закрепление изученного материала. (6 минут)

Учитель. Сегодня мы познакомились с новой наукой, изучающей растения. Кто мне скажет, как называется наука , изучающая растения?

Ответы учеников: Ботаника.

Учитель. А что означает слово «ботаника»?

Ответы учеников: Зелень, трава.

Учитель, Итак вам нужно решить кроссворд, и поможет вам в этом слово «Зелень».

Реши кроссворд.

  1. Растение, имеющее самый большой цветок.
  2. Одно из самых больших деревьев, произрастающее в Северной Америке.
  3. Высокое дерево, листья которого не дают тени. Произрастает в Австралии.
  4. Растение с большими, плавающими листьями.
  5. Наука, изучающая растения.
  6. Растение пустыни, имеющее всего 2, сильно изорванных листа.

4. Подведение итогов урока и домашнее задание (4 минуты)

Взаимная проверка кроссворда в парах.

Учитель: Вы справились с заданием, теперь немного обобщим полученную информацию. Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:

  • Что было новым для вас на уроке?
  • Что вам было интересно?
  • Какие у вас остались или возникли вопросы?
  • Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?

Учитель: Спасибо, сегодня вы хорошо поработали на уроке. Запишите домашнее задание.

– Всем прочитать материал учебника на страницах с 4 по 8 и найдите в тексте материал, который мы с вами на уроке не изучили. Занесите его в тетрадь.

– По желанию: подобрать материал и оформить презентацию по теме «Чудеса царства растений».

www.poznanie21.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта