Растения дикорастущие и культурные 2 класс. Конспек урока пл окружающему миру 2 класс ШКОЛА РОССИИ Тема: Дикорастущие и культурные растения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по окружающему миру на тему "Дикорастущие и культурные растения" (2 класс). Растения дикорастущие и культурные 2 класс


Презентация к уроку окружающего мира для 2 класса "Дикорастущие и культурные растения."

Инфоурок › Начальные классы › Презентации › Презентация к уроку окружающего мира для 2 класса "Дикорастущие и культурные растения."

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Дикорастущие и культурные растения

2 слайд Описание слайда:

На какие группы делятся все растения? Деревья Кустарники Травы

3 слайд Описание слайда:

Чем похожи и чем отличается ель от яблони?

4 слайд Описание слайда:

Дерево Дерево Приносит пользу человеку Приносит пользу человеку Хвойное растение Лиственное растение Растет в саду, за ней ухаживает человек Растет в лесу Сходство Различия

5 слайд Описание слайда:

Чем похожи и чем отличается крыжовник от можжевельника?

6 слайд Описание слайда:

Кустарник Кустарник Приносит пользу человеку Приносит пользу человеку Сходство Хвойное растение Лиственное растение Растет в саду, за ним ухаживает человек Растет в лесу Различия

7 слайд Описание слайда:

Чем похожи и чем отличается мать-и-мачеха от огурца?

8 слайд Описание слайда:

Травянистые растения Сходство Растет в огороде. Человек сажает, ухаживает, собирает урожай Растет повсюду Различия Травянистые растения

9 слайд Описание слайда:

Физкультминутка Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится и вьется.

10 слайд Описание слайда:

Растения дикорастущие культурные Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу... Растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу

11 слайд Описание слайда:

Василёк Васильки не приносят пользу человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо. Многие собирают их, плетут венки. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растёт хлеб) подарила небу васильки и благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.

12 слайд Описание слайда:

Итоги урока На какие две группы можно разделить все растения? Приведите примеры растений каждой группы.

13 слайд Описание слайда:

Домашнее задание

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-568401

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

"Дикорастущие и культурные растения" , 2 класс

Дикорастущие и культурные растения. Разработка урока для 2 класса Презентация

Предмет: Окружающий мирКласс: 2 Тема: Природа.Тема урока: Дикорастущие и культурные растенияТип урока: Изучение нового материала.Цели и задачи: Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа  с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы, самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.) Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала. Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экранИспользуемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах.

 

Описание урока:

*Организация класса.

Ну-ка, детки, встаньте в ряд.Готов работать мой отряд?К гостям красиво повернитесьИ очень дружно поклонитесь.Все развернулись, раз, и два,И тихо сели на места.Глаза проверят: всё ль в порядке?На парте – книжки и тетрадки.Все улыбнулись. Собрались!Работать дружно мы взялись!

*Актуализация опорных знаний.

*Работа в тестовых тетрадях (работа в парах, взаимопроверка )

- Где могут произрастать растения?

-На какие группы мы можем поделить все растения по месту произрастания?

-Растения, растущие в садах, парках, на клумбах, каким словом мы можем их назвать?(варианты ответов)

-Вот сегодня на уроке мы выясним, на какие две группы делятся растения по месту произрастания и как они называются, научимся делить растения на группы, будем учиться находить новую для нас информацию в рассказах о растениях.

-Чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?(местом произрастания). Для чего человек сажает растения? (Растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей.)

- Какие растения кормят человека? (Яблоня, пшеница, капуста,…)-Какие растения одевают людей? (Лен, хлопок.)-Какие растения лечат людей? ( Мать-и-мачеха, зверобой, береза,…)-Какие растения дают много полезных вещей – мебель, топливо, строительные материалы? ( Дуб, сосна,…)- Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу.

-Как вы думаете, как называются растения, посаженные человеком?

-Они называются культурными.

А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека, как они называются?

-Дикорастущие растения.

-Тема нашего урока, назовите?

-*Тема урока:»Культурные и дикорастущие растения».

* Работа над темой урока.

*работа в рабочих тетрадях

раскройте рабочие тетради на с.48 №1: заполните таблицу, приведите примеры не менее трёх в каждом столбце.

-Назовите, какие дикорастущие растения вы записали?

-Назовите, какие культурные растения вы записали?

*Физминутка

-Культурные растения можно разделить на другие группы. На какие вы узнаете, выполнив задание в рабочей тетради на с.48 №2(1,2) 

-Так на какие ещё группы можно разделить растения?- Назовите растения  на этом слайде.   - Это зерновые растения. Где они растут и что из них делают? (Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб.)

-( слайд) Назовите эти растения (Это слива, груша, персик. Это фрукты. Они растут в саду.) - Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и даже травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника…)

 

-  ( слайд) Назовите эти растения.  (Лук, картофель.. Это овощи. Они растут на полях и огородах.)- ( слайд) Эти растения называют овощные. Приведите свои примеры.

  -( слайд) Это лен и хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные.

-( слайд) Назовите эти растения. (Тюльпан, роза, гвоздика.)- ( слайд) Эти растения называют декоративными. Приведите свои примеры этих растений.

Физминутка

ГРУППОВАЯ РАБОТА Дети делятся на 6 групп, каждая из групп получает по одному растению, вам нужно рассмотреть растение, обсудить в группе, какое это растение по месту произрастания, ярус растения, найти в атласе-определителе информацию об этом растении, обсудить значение этого растения. Затем вы будете выступать по очереди, сами оценивая выступления группы по таким критериям: всё понятно, вопросов нет – жёлтый пушистик, требуется уточнение, возникают вопросы – зелёный пушистик, вопросы по каждому пункту – красный пушистик

-Давайте вспомним правила работы в группе, план работы на экране:

1. Название.

2.Культурное/дикорастущее.

3.Дерево, кустарник, трава.

4.Особенности.

5. Значение.

I группа:

1.берёза.

2.Дикорастущее.

3.Дерево.

4.Берёзу мы узнаем по белой коре. Других деревьев с такой корой в России нет.

5. Почки и молодые листья берёзы применяются в лечебных целях. Высаживают берёзу как декоративное украшение возле домов, в парках, скверах.

II группа:

1.осина.

2. Дикорастущее.

3.Дерево.

4. Примечательна тем, что её округлые листья при каждом дуновении ветра дрожат. Весной на осине можно увидеть длинные пушистые серёжки. Кора у осины зеленоватая.

5. Древесина мягкая, белая, без ядра, идет на различные поделки. С лечебной целью используют ее почки и сок. В научной медицине не используется. В народной лечебной практике известны полезные свойства осины.

III группа:

1.липа

2.Дикорастущее.

3.Дерево.

4.Липа имеет листочки в форме сердечка. Летом она цветёт распространяя чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешкиЮ сидят по несколько штучек под одним крылышком. По плодам это дерево легко узнать зимой и осенью.

5. Липа сердцевидная один из важнейших медоносов. Мёд, полученный из липы, обладает целебными свойствами.

IV группа:

1.малина

2.Дикорастущая/культурная.

3.кустарник.

4.Колючие стебли.

5.Лекарственное растение. Малина ценный целебный продукт. В медицине используют плоды малины.

V группа

1.дуб

2. Дикорастущее.

3.Дерево.

4.Дуб можно узнать по листьям пятиконечным.Даже зимой на дереве остаётся хотя бы несколько побуревших плодов. Ни с чем не спутаешь и плоды дуба – жёлуди.

5.Желуди служат пищей для лесных зверей. Древесина используется для изготовления мебели, в строительстве.

VI группа

1.тополь

2.Дикорастущее.

3.Дерево.

4.Высокое до 40м дерево. Растёт обычно по берегам рек. Цветки собраны в серёжки. Мелкие семена – тополиный пух – снабжены пушистыми волосками, благодаря которым их разносит ветер.

5.Техническое, лекарственное, медоносное. Древесина используется в строительстве, для производства мебели, в спичечном производстве. Почки и кора используются в народной медицине как противовоспалительное, антисептическое, ранозаживляющее. Люди сажают в полезащитных полосах.

1.шиповник

2.Дикорастущее.

3.Кустарник

4.Шиповник – дикая роза. Плоды шиповника очень богаты витаминами.

5.Лекарственное.

Закрепление изученного материала.

Игра “Что здесь лишнее?”

- Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?Почему?” (слайд ).

1. клевер, астра, роза, гладиолус2. береза, василек, репа, осина3. огурец, лук, лен, чеснок4. груша, слива, малина, яблоня5. пшеница, рожь, ячмень, картофель

.

Итог урока:

- По какому признаку мы сегодня делили растения?

- На какие группы можем разделить растения? Чем они отличаются?

- Приведите по два-три примера растений каждой группы.

-Что было интересно?

-Кто испытывал затруднения на уроке ?

- В чём испытывали затруднения?

-Оцените свои достижения:

хлопните в ладоши один раз, кто может определить,

- дикорастущее или культурное растение?

-знает, где можно найти информацию о растениях?

-Кому на уроке легко работалось?

-У кого хорошее настроение?

Домашнее задание

- Наш попугай Кеша приготовил для вас интересное задание в рабочей тетради на с.49 №3:

- Вам нужно будет прочитать легенды о растениях и подготовить пересказ(уч. с 70-71)

- Всем спасибо!

6

multiurok.ru

Конспек урока пл окружающему миру 2 класс ШКОЛА РОССИИ Тема: Дикорастущие и культурные растения

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,

ВО 2 КЛАССЕ

Тема: Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями Северной Осетии; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы, колокольчика осетинского, подснежника кавказского, эдельвейса;

                 Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Провер ка домашнего задания
  • Вспомните, на какие группы можно разделить растения ? (Деревья, кустарники, травы.) Привести примеры каждой группы.
  • А на какие группы делятся растения по виду листвы ? (Хвойные, лиственные.)
  • Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных ?
  1. Введение в тему

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?

 

 

 

               - Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения '

                 (Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и

       т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение лесов.)

  • Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)
  • На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -рас­тения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую - дикорастущими растениями.

  • Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;

кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;

травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник,кавказский, василек.

 

  1. Знакомство с дикорастущими растениями
  • Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко - синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

  • Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движением руки,

 

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море-

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза - васильки.

  • Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)
  • Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками ? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой к вызреют хлебные колосья.

  1. Физкультминутка
  2. Работа по учебнику

А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикораступщих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.

- Назовите сначала дикорастущие, а затем – культурные растения.

(Дети выполняют задание.)

                           - А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой

группе:

 

VII. Игра «Найди пару»

 

  Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

На доске - карточки со словами:

лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

   Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети  объясняют, почему выбрали именно её.

                  Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

       Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые  растения.

  Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

   Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)

   Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,

   Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои   примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)

    Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.

    Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения  дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.

                 Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

     Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры:  (Флокс, тюльпан, гладиолус)

 

VIII. Закрепление изученного

- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:

 

  1. Что красно снаружи,

     Бело внутри

     С зеленым хохолком на голове ? ( Редис.)

  1. Летом - в огороде,

     Свежие, зеленые,

      А зимой - в бочке,

      Крепкие, соленые.   (Огурец)

 

  1. Дом зеленый тесноват:

     Узкий, длинный, гладкий.

       В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.  (Горох)

 

  1. Золотая голова,

     Велика, тяжела.

      Золотая голова

      Отдохнуть прилегла.

      Голова велика,

       Только шея тонка. (Тыква)

  1. Как надела сто рубах,

     Захрустела на зубах. (Капуста)

- Правильно, все это - овощные растения.

  1. Презентация .
  2. Итоги урока.
  • О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)
  • Приведите по два - три примера растений каждой группы.

Домашнее задание.

  1. Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы):
  2. Прочитать «Легенда о растениях» (учебник, с.64-65).

 

Просмотр содержимого документа «Конспек урока пл окружающему миру 2 класс ШКОЛА РОССИИ Тема: Дикорастущие и культурные растения »

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,

ВО 2 КЛАССЕ

Тема: Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями Северной Осетии; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы, колокольчика осетинского, подснежника кавказского, эдельвейса;

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Провер ка домашнего задания

  • Вспомните, на какие группы можно разделить растения ? (Деревья, кустарники, травы.) Привести примеры каждой группы.

  • А на какие группы делятся растения по виду листвы ? (Хвойные, лиственные.)

  • Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных ?

  1. Введение в тему

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?

- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения '

(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и

т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение лесов.)

  • Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)

  • На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -рас­тения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую - дикорастущими растениями.

  • Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;

кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;

травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник,кавказский, василек.

  1. Знакомство с дикорастущими растениями

  • Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко - синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

  • Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движением руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море-

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза - васильки.

  • Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)

  • Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками ? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой к вызреют хлебные колосья.

  1. Физкультминутка

  2. Работа по учебнику

А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикораступщих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.

- Назовите сначала дикорастущие, а затем – культурные растения.

(Дети выполняют задание.)

- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой

группе:

VII. Игра «Найди пару»

Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

На доске - карточки со словами:

лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.

Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)

Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,

Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)

Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.

Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.

Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)

VIII. Закрепление изученного

- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:

  1. Что красно снаружи,

Бело внутри

С зеленым хохолком на голове ? ( Редис.)

  1. Летом - в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимой - в бочке,

Крепкие, соленые. (Огурец)

  1. Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох)

  1. Золотая голова,

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)

  1. Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

- Правильно, все это - овощные растения.

  1. Презентация .

  2. Итоги урока.

  • О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)

  • Приведите по два - три примера растений каждой группы.

Домашнее задание.

  1. Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы):

  2. Прочитать «Легенда о растениях» (учебник, с.64-65).

kopilkaurokov.ru

Разработка урока "Дикорастущие и культурные растения" (2 класс).

ТЕМА: Дикорастущие и культурные растения.

Цели: Расширить представления детей о растительном мире. Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.

- Развивать кругозор, память, внимание, речь.

- Воспитывать интерес к полевым растениям.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Вспомните, на какие группы можно разделить растения?

(Деревья, кустарники, травы.)

- Приведите примеры растений разных групп.

- А на какие группы делятся растения по виду листвы? (Хвойные, лиственные.)

- Чем отличаются лиственные растения от хвойных?

III.Ведение в тему

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и слива, крыжовник и ежевика, мать-и-мачеха и помидор?

- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? (Растения кормят человека — яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат, человека —мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

Растительный мир нашей планеты очень богат. Растения приспособились к жизни в жаре и холоде, их можно увидеть в Арктике, где даже одетый человек мёрзнет, и в пустыне, где дожди – редкость.

Кто поливает эти растения, рыхлит почву, подкармливает удобрениями?

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть расте­ния, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, со­бирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека, сами по себе.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и слива ? (Общее — деревья, различие — ель растет в лесу, слива — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и ежевика? (Общее — кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А ежевика - рас­тение леса.)

- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее — травяни­стые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)

- На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа — растения, которые выращивает специально чело­век; вторая группа — растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоеме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую — дикорастущими растениями.

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василек.

IV. Знакомство с дикорастущими растениями

Рисунок василька.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василёк).

- Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки,.

В этом желто-зеленом море-

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюбленным

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза-васильки,

- Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)

- Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки, Про василек народом придумано много песен и легенд. Послушайте одну украинскую легенду.

Красивый стройный парень Василёк и русалка полюбили друг друга, но не сложилось у них счастье: Василёк не мог жить без земли, а русалка – без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда-нибудь дождевой поток принесёт его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.

В народе говорили, что благодатная нива (поле, где растёт хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.

V. Физкультминутка

Жил один садовод,

Он развёл огород,

Приготовил старательно грядки.

(копаю грядки).

Он принёс чемодан,

(показывают как он нёс чемодан)

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена –

(дети присели, затем встали)

Садовод любовался на всходы.

(Восхищаются)

Утром их поливал,

(Поливают)

На ночь их укрывал

(Укрывают)

И берег от холодной погоды.

(Дети садятся, учитель продолжает.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Какие растения перемешались в чемодане у садовника?

VI. Работа по учебнику

- А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикорастущих. Откройте учебники на стр. 62. Рас­смотрите рисунок. Назовите изображенные растения.

- Накрой зелеными фишками дикорастущие, а желтыми — культурные растения.

Дети выполняют задание.

- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой группе:

КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

Деревья

Кустарники

Травы

VII. Игра «Найди пару»

Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. Сделать это нам поможет игра «Найди пару».

На доске карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива,

лен, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Вы­бирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно ее.

Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку, получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

Раньше многих других видов люди стали выращивать пшеницу. Сейчас ее посевы занимают почти половину земель, отведённых под зерновые культуры. Пшеница бывает яровая и озимая. Яровую высевают весной, а через 3-4 месяца уже собирают урожай. Озимую пшеницу сажают осенью, в сентябре. До заморозков ростки пшеницы прорастают и ждут весну под покровом снега. Рано весной пшеница идет в рост и быстро дает урожай.

Культурная рожь произошла от сорняка, встречающегося среди посевов пшеницы. В суровых районах севера пшеница нередко погибала от холода, а рожь выживала. Человек это подметил и стал окультуривать растение. Так из сорняка рожь стала культурным растением. Она может pacти на любых почвах, хорошо переносит засуху и морозы. Она так же, как и пшеница, бывает яровая и озимая. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб.

Дети: Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

Учитель: Человек в глубокой древности обратил внимание на деревья, дававшие сочные и вкусные плоды, которые были богаты полез­ными веществами. Плодовые деревья выращивают на всей терри­тории нашей страны, во всех природных зонах. Яблоня - наиболее распространенное из наших плодовых деревьев. Это связано с тем, что она способна переносить морозы до 30 градусов. При правиль­ном уходе одно дерево может дать 150-200 килограммов плодов. Известно более 10 000 сортов яблонь.

Груша более теплолюбива. Их существует 1500 сортов. Аро­матная мякоть груш содержит большое количество сахара и по­лезных веществ.

Вишня по морозоустойчивости не уступает яблоне и хорошо переносит засуху. Каждое дерево может дать 30 килограммов пло­дов в год.

Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Назовите их. (Смородина, малина, земляника)

Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде.

Учитель: Правильно, такие растения называют овощные. Большинство этих растений человек выращивает уже несколько тысяч лет. Овощи пришли к нам в основном из Южной Америки, с берегов Средиземного моря и Центральной Азии, В овощах - большое количество витаминов, поэтому они очень по­лезны. Как правило, все овощи требуют тщательного ухода.

Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)

Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.

Учитель: Такие растения называют прядильные. Самыми рас­пространенными из прядильных культурных растений являются лен и хлопчатник.

Хлопчатник - ценное растение, дающее прекрасное волокно. Хлопчатник любит тепло, влагу. Цветки у этого растения крупные.

Плод - коробочка. Когда плод созревает, его створки раскрывают­ся, и из него выступает белая пушистая волокнистая масса. Это и есть хлопковое волокно, хлопок. На фабриках хлопок обрабатыва­ют, прядут из него нити, а затем производят ткани. Семена хлоп­чатника дают масло, которое идет на производство маргарина.

В старину на Руси любили загадывать загадку: «Голову едят, тело бросают, а кожу носят. Что это?» Попробуем разгадать загад­ку с конца.

В русских деревнях изготовляли нарядное полотно - батист. Оно было мягкое, тонкое и блестящее. Издавна славились и рус­ские кружева - легкие, воздушные, словно сплетенные из паутинок. Эти ткани и кружева не желтели со временем, как другие тка­ни, а становились еще более шелковистыми.

Все они изготовлялись из одного и того же растений - льна. Это и есть ответ на последнюю часть загадки: «Кожу носят». Кожи у льна нет. Так в загадке называются длинные и прочные пучки волокон, расположенных под наружным слоем стебля. Волокна отделяют от стебля, из них делают ткани, а стебель выбрасывают в отходы. Это отгадка второй части загадки; «Тело бросают».

Что же обозначат начало загадки: «Голову едят»? Когда лен поспевает, на верхушках стеблей вырастают плоды – коробочки, в которых находятся семена. Раньше эти семена ели, как сейчас гры­зут семечки. Потом из семечек научились отжимать масло, кото­рое шло в пищу.

Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.

Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

Учитель: Они называются декоративными растениями. Цветы всегда привлекали человека своей красотой и ароматом. Ученые и путешественники, бывая в разных странах, привозили к себе на родину различные диковинные растения и разводили их. Чтобы выращивать декоративные растения, надо знать не только их декоративные свойства, но и условия, необходимые для xopoшего роста цветов.

Приведи свои примеры. (Флокс, тюльпан, гладиолус)

VIII. Закрепление изученного

выполнить за­дания 1, 2 в тетради (стр. 25).

- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в за­гадках, и к какой группе они относятся:

1. Захотелось плакать вдруг –

Слёзы лить заставил …(лук).

2. Набирай скорее в миску

Краснощёкую …(редиску).

3. Отыскали, наконец,

Мы зелёный… (огурец).

4. Под кустом копнёшь немножко,

Выглянет на свет… (картошка).

5. Разве в огороде пусто,

Если там растёт… (капуста)

6. Как на нашей грядке выросли загадки-

Сочные, да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют. (помидоры)

7. Голова на ножке, в голове - горошки.

Дом зелёный тесноват: Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят круглые ребятки.

Осенью пришла беда – треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда круглые ребятки. (горох).

- Правильно, все это — овощные растения.

IX. Итог урока

Стр. 63 в учебнике

- О каких группах культурных растений мы сегодня говорили? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядиль­ные.)

- Приведите по два-три примера растений каждой группы.

Домашнее задание

  1. Запомните схему культурные растения

  2. Прочитайте в учебнике стр. 62-65 легенды о цветах.

Рабочая тетрадь стр. 25 №3.

infourok.ru

Урок окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения" ( 2 класс)

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цель урока: Познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями.

ЗАДАЧИ: 

1. Познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями;

2. Продолжать формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, рабочей тетрадью, точно выполнять инструкции учителя;

3. Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

4. Воспитывать бережное отношение к растениям.

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Исследование, наблюдение, беседа, использование художественного слова (стихотворение, загадки), наглядный материал картинки, карточки с опорными словами, рассказ по результатам наблюдения, практическая работа: посадка семян, ИКТ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 

Дети учатся:

 - выделять свойства растений, которые позволяют их отнести к дикорастущим и культурным растениям ;

 - определять условия, необходимые для жизни растений

УМЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДОСТИЖНИЯ ЭТОГО РЕЗУЛЬТАТА:

 - описывать свойства растений;

 - доказывать, что растение - это живое существо;

 - выдвигать предположения об условиях необходимых для жизни растений.

Оборудование: Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы,

                 Ход урока

  1. Организационный момент Психологический настрой  

  2. Каждый день – всегда, везде,На занятиях, в игре,Смело, четко говоримИ тихонечко сидим. 

  3. - Сегодня на уроке понадобится ваше внимание, помощь и поддержка. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно».

  4. Проведение тренинга для деления класса на группы. Памятка при работе в группах. Лист оценивания

  5. Проверка домашнего задания 1. Растения – это часть живой природы. Они растут и в лесах, и в степях, и в горах, и в воде. Рассмотрите  картинки. Какие растения вы видите?

Сделаем вывод. На какие 3 группы можно разделить растения?

- Деревья, кустарники и травы.

Поговорим о деревьях. Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону. Они не только дают нам кислород, но и защищают от пыли.

Деревья бывают двух видов – лиственные и хвойные.

-В чем различие хвойных деревьев от лиственных?

-Назовите лиственные деревья. Хвойные?

Следующая группа растений это кустарники. Кустарник – это растение с несколькими небольшими стволами, с ветвями, начинающимися сразу от земли. Они ниже деревьев. Кустарники ты мог видеть в саду. Это смородина , малина, крыжовник, жимолость, сирень…

- Назовите известные вам кустарники. Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками.  Живут травы недолго. Обычно один или два года. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту 7 метров. Также к травянистым растениям относится подсолнечник, зерновые и овощные культуры.

2. На стикерах каждая группа учеников должна записать по 2 растения каждой группы

Деревья

Кустарники

Травы

сосна

шиповник

банан

карагач

барбарис

зверобой

3. Игра «Разноцветные ладошки». Вырезать из бумаги ладошки. Из ладошек сконструировать дерево, цветок, кустарник.

Составление схемы "Органы растений"

- При помощи стикеров дети подписывают органы растений. Самооценка.

- Какую роль выполняют органы растений?

4. Физминутка. Гимнастика для глаз.

IVВведение в тему

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?

       - Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения '

                 (Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и

       т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. - Сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение лесов.)

  • Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)

  • На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -растения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую - дикорастущими растениями.

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся деревья, кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб; кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;

травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник, кавказский, василек.

 Знакомство с дикорастущими растениями

  • Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко - синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек)

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.

V.Работа по учебнику

А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикорастущих. Откройте учебники на странице 73. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.

- Назовите сначала дикорастущие, а затем – культурные растения.

 

Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы.

       Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Рожь и пшеница. Растут на полях. Они называются зерновые  растения.

 

Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах. Такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)

Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде, такие растения называются овощные. Приведите свои   примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)

Лен, хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения  дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.

Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты. Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры:  (Флокс, тюльпан, гладиолус)

  Лека́рственные расте́ния  — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения лекарств. В качестве лекарственных растений в начале широко используются  алоэ, брусника, зверобой, календула, клюква, малина, мать-и-мачеха, мята, облепиха, подорожник,ромашка, солодка, тысячелистник, шалфей, шиповник и многие другие.

VI. Работа в группах по созданию постера

1 группа составляет постер «дикорастущие растения»

2 группа составляет постер «культурные растения»

3 группа составляет постер «культурные растения»

4 группа составляет постер «Лека́рственные растения»

Защита постеров. Самооценка.

VII Закрепление темы

1.Игра «Найди пару»

На доске - карточки со словами:

лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

   Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети  объясняют, почему выбрали именно её.

2. Тест

1. На какие группы делятся растения?

а) цветы, овощные культуры, деревья

б) фруктовые деревья, цветы, травы

в) деревья, кустарники, травы

2. Выбери характеристику цветковых растений

а) имеют стебли, листья, корни

б) имеют корни, стебли, листья, цветки, плоды

в) имеют стебли, листья

3. Стебель нужен растениям для того, чтобы ...

а) доставлять питательные вещества от корня к другим его органам

б) удерживать растение

в). придать растению форму

4. Сухие плоды - это:

а) яблоки, груши

б) черная смородина, земляника

в) пшеница, фасоль

5. Зеленый цвет листьям придает

а) перегной 6) хлорофилл в) фитонциды

1

2

3

4

5

Балл

1

1

1

1

1

Ответы

в

б

а

в

б

Самооценивание

- Давайте оценим себя сами, покажите карточку нужного цвета и поставьте в тетради свою оценку

- у меня все получилось-5

- работал, но не всегда успешно-4

- не очень хотелось работать

Лист оценивания __ группы

Ф.И учащегося

тест

самооценка

взаимооценка

Итоговая оценка

VIII. Итоги урока.

  • О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)

  • Приведите по два - три примера растений каждой группы.

Домашнее задание.

  1. Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы):

 

 

infourok.ru

Конспект по окружающему миру на тему "Дикорастущие и культурные растения" (2 класс)

Цель урока: сформировать представление о дикорастущих растениях и культурных растениях.

образовательные: изучить особенности дикорастущих и культурных растений; показать разнообразие культурных растений, раскрыть их значение для человека.

развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация, обобщение; речь учащихся, память;

воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к окружающей природе; интерес к изучению природы.

ПРЕДМЕТНЫЕ: осознают роль растений в жизни человека; умеют сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – умеют прогнозировать результат усвоения знаний, оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

КОММУНИКАТИВНЫЕ - умеют слушать и вступать в диалог; учитывают позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблем; строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

ЛИЧНОСТНЫЕ: имеют положительную мотивацию к учению; чувство ответственности за сохранение природы; уважительно относиться к позиции другого.

Основные понятия, изучаемые на уроке: культурные растения, дикорастущие растения, группы культурных растений: овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.

Средства обучения: учебник А.П. Плешаков, УМК «Школа России» 2 класс, 1 часть, рабочая тетрадь; презентация к уроку.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Тихо садитесь.

-Прочитайте, пожалуйста, высказывание на доске(Слайд1):

«В природе нет ничего бесполезного». - М. Монтень

-Как вы его понимаете?

-Какой вывод можно сделать?

Приветствуют.

Читаю

Высказывают свои мнения

Формулируют вывод

II. Актуализация знаний.

-Наблюдение и описание погоды.(число, температура, состояние неба: ясно, переменная облачность, облачно, пасмурно; осадки, ветер: сила ветра)

-Повторим знания с прошлого урока.

-Существуют ли связи между живой и неживой природой?

-Объясните, как связаны божья коровка и тля.

- Как связаны между собой синица, гусеница и яблоня?

-Как связаны пчёлы и цветы?

-Какие вы можете привести примеры того, как человек нарушает связь в природе?

Словесная оценка проверки знаний.

Наблюдают и описывают погоду

Отвечают на вопросы:

-Да.

-Божья коровка питается тлёй, а тля, высасывает соки из листьев.

-Гусеница питается листьями яблони, а синица поедает гусениц.

-Пчёлы собирают нектар и пыльцу с цветов и опыляют цветы.

-Если вырубить деревья, то все птицы улетят, тогда повсюду будет много насекомых, жуков, которые будут вредить нам.

III. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-Посмотрите на картинки на слайде и скажите, что вы видите?(Слайд)

-К каким группам можно отнести эти растения.

-Где произрастают?

-Как вы думаете, какая тема урока?

-Предположите, что мы будем изучать на уроке?(см в учебнике правильно ли сформулировали тему)

Проблемный вопрос

-Как вы думаете, какие из этих растений, дикорастущие или культурные, более выносливы и устойчивы к изменениям в природе? Почему вы так считаете?

-Назовите растения, которые растут в природе сами по себе.

-Предположите, как они называются.

-Они называются дикорастущими.

-Назовите растения, которые выращивают люди.

-Каким общим словом можно назвать такие растения?

-Итак, тема урока «Дикорастущие и культурные растения»(Слайд).

-А чем дикорастущие растения отличаются от культурных?

Беседа по презентации.

-Посмотрите на доску и скажите, на какие 3 группы делятся все растения?(Слайд)

-Какое растение относится к группе деревьев?

- Продолжите эту группу1-2 растениями.

-Какое растение относится к группе кустарники?

-Назовите ещё 1-2 растения, относящиеся к этой группе.

-Продолжите группу травянистых растений.

-Ребята, культурные растения можно разделить ещё на 5 групп. Прочитайте их названия на доске.

-Какие растения относятся к группе овощные?

-Назовите растения, относящиеся к группе плодовые.

-К зерновым растениям относятся пшеница, рожь, овёс и т.д.

-Какие растения относятся к декоративным?

-И последняя группа – прядильные. Это растения, которые используют для производства тканей. Назовите их.

-Какое значение для человека имеют растения?

- Вернёмся к нашему вопросу, какие из растений, дикорастущие или культурные, более выносливы и устойчивы к изменениям в природе?

Сообщение про травы

-Любуясь растения, подмечая их особенности, люди сложили про них легенды. С двумя легендами вас познакомят ребята.

Кукушкины слёзы или северная орхидея. Расцветает в конце весны, как начнет куковать кукушка. У белорусов сохраняется предание, что когда-то давно праздновалась свадьба, и вдруг среди шумного веселья, жених и все прочие мужчины были превращены чародеем в волков, женщины – в сорок, а невеста – в кукушку; с той самой поры эта кукушка носится следом за своим суженым и роняет слезы; там, где она пролетает, текут ручьи и растет трава, известная под названием “кукушкины слезы”.(Слайд)

-Про какое растение мы прослушали сообщение?

-По какой причине растение получило своё название?

Одолень-трава (кувшинка белая) одолевает всякую силу нечистую. Мать сыра земля с сырой водой тот цветок породили, поэтому может победить он водяницу (водяную нечисть) и поляницу (полевую) - оттого и название такое.

Одолень-трава наделена свойствами охранять людей, едущих в иные земли, от разных бед и напастей. Ее вкладывали в ладанку и носили как амулет. (Слайд)

-Легенду о каком растении вы прослушали?

-Почему этот цветок способен победить водяную и полевую нечисть?

- Эти белоснежные цветы с желтой сердцевиной охраняются законом и занесены в Красную книгу Курской области.

Физкультминутка (2-3 мин).

Рассматривают картинки

-Ель, помидор.

-Дерево, хвойное, произрастает в природе.

-Травянистое, цветковое, выращивается как овощ.

Сравнивают объекты

Формулируют тему урока

Определяют задачи урока:

- Узнаем, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными; научимся делить культурные растения на группы; учиться находить новую для нас информацию в рассказах о растениях.

Высказывают предположение

Называют растения

-Сами по себе растут василёк, одуванчик, дуб, тополь, можжевельник и т.д.;

-Растения, которые выращивают люди: смородину, вишню, капусту, картофель, тюльпаны, пионы и т.д.

-Культурные.

-Дикорастущие – это растения, которые человек не сажал. А культурные растения люди выращивают у себя дома и ухаживают за ними.

-Деревья, кустарники, травы

-Яблоня

-Деревья – слива, груша;

-Крыжовник.

-Кустарники – смородина, дёрн.

-Травянистые: огурец, петрушка.

- Овощные; плодовые; зерновые; декоративные; прядильные.

-Овощные – морковь, баклажан.

-Плодовые – абрикос, манго.

-Декоративные – гладиолус, пион.

-Прядильные – хлопок, лён.

-Кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Одевают человека – лён, хлопок. Лечат человека – мать-и-мачеха, зверобой, душица, мята.

-Это дикорастущие растения, т.к. за ними никто не ухаживает, выносливыми и устойчивыми их сделала сама природа.

Слушают

Рассматривают картинку

-Кукушкины слёзы.

-Женщина, превратившаяся в кукушку, плакала и на этом месте вырастала эта трава.

Слушают

Рассматривают картинку

-Одолень-трава

-Потому что по преданию его породила земля и сырая вода.

Выполняют физкультминутку

IV. Первичное закрепление во внешней речи.

Учебник стр.68.

-Прочитайте, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.

-Выполним задание внизу страницы. Назовите изображённые растения.

- Работая в парах, назовите соседу по парте сначала дикорастущие растения из этой таблички, а затем культурные.

-Проверяем. Какие из данных растений дикорастущие?

-Какие из них культурные?

- Отвечаем на вопросы на странице 69.

-Приведите примеры культурных и дикорастущих растений Курской области.

- На какие группы можно разделить культурные растения?

-Рассмотрите схемы. Назовите группы культурных растений.

-По какому признаку Серёжа разделил растения в этой классификации? Дополните каждую из групп1-2 растениями.

-Какие группы культурных растений Серёжа выделил во второй классификации?

-Помогите Серёжи закончить схемы, для этого назовите ещё 1-2 растения каждой группы.

- Переверните страницу(70). Познакомимся с легендами о гладиолусе и астре.

-Почему гладиолус называли цветком победы?

-Как с греческого переводится слово «астра»?

Читают

Называют растения:

-Берёза, огурец, камыш, крапива, пшеница, астра

-Берёза, камыш, крапива

-Огурец, пшеница, астра

-Культурные: яблоня, груша, дикорастущие: дуб черешчатый, береза повислая, ольха черная, сосна, осина.

- Овощные; плодовые; зерновые; декоративные; прядильные.

- Деревья, кустарники, травянистые растения.

-По типу произрастания

-Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные

-Деревья – слива, груша; кустарники – смородина; травянистые растения – огурец, петрушка. Овощные – морковь, баклажан. Плодовые – абрикос, манго. Зерновые – рожь, овёс. Декоративные – гладиолус, пион. Прядильные – хлопок

Читают легенды

-Считалось, что она приносит удачу в бою.

-Звезда.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Откройте рабочие тетради на с.48. Самостоятельно выполните задание №1. Заполните таблицу. Приведите не менее 3 примеров в каждом столбце.

- Проверяем. Прочитайте, что записали в первом столбце, во втором.

Выполняют самостоятельную работу

Проверяют

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Выполняем вместе задание 2. Укажите стрелками, к каким группам относятся эти растения.

- Какие растения называют дикорастущими?

-Приведите примеры дикорастущих растений.

-Какие растения называют культурными?

-Назовите группы культурных растений.

-Приведите примеры культурных.

Соотносят растение и её вид:

-Растения, которые растут сами по себе в природе, н-р, дуб, василёк и т.д.

-Это растения, которые выращивает человек, н-р, пион, капуста, крыжовник.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Что узнали сегодня?

-Чему научились?

-Где вам это пригодится?

-Что было наиболее интересно на уроке?

-Запишите, пожалуйста, домашнее задание

(с. 68 – 69 пересказ; придумать сказочную историю о любом растении и записать её в номере 4 рабочей тетради.).

-Спасибо за работу! Урок окончен! До свидания!

Участвуют в обсуждении.

Записывают домашнее задание.

Кукушкины слёзы или северная орхидея. Расцветает в конце весны, как начнет куковать кукушка. У белорусов сохраняется предание, что когда-то давно праздновалась свадьба, и вдруг среди шумного веселья, жених и все прочие мужчины были превращены чародеем в волков, женщины – в сорок, а невеста – в кукушку; с той самой поры эта кукушка носится следом за своим суженым и роняет слезы; там, где она пролетает, текут ручьи и растет трава, известная под названием “кукушкины слезы”.

Одолень-трава (кувшинка белая) одолевает всякую силу нечистую. Мать сыра земля с сырой водой тот цветок породили, поэтому может победить он водяницу (водяную нечисть) и поляницу (полевую) - оттого и название такое.

Одолень-трава наделена свойствами охранять людей, едущих в иные земли, от разных бед и напастей. Ее вкладывали в ладанку и носили как амулет.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему "Дикорастущие и культурные растения" (2 класс)

Учитель: Сафонова В.С.

Методист: Иванова Е.В.

Студент: Шель А.С.

Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения».

Цель: формировать понятия « дикорастущие растения» ,«культурные растения»; показать разнообразие культурных растений растения их значения для человека.

-научиться принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения.

- научаться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, понимать схемы.

-получат возможность научиться формировать собственное мнение , строить свои высказывания.

-будет сформирован интерес к учебному материалу.

-научатся классифицировать культурные растения по среде обитания, понимать зависимость растения от неживой природы.

Оборудование: презентация; учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 2 класс часть 1, рабочая тетрадь.

Этап урока

Деятельность детей

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

2.Актуализация знаний

3.Организация познавательной деятельности

4.Подведение итогов урока

5.Рефлексия

-Здравствуйте ребята. Меня зовут Анжела Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Прежде чем мы нажнем работу по теме урока, я предлагаю вам прослушать стихотворение.

Дружат пчёлка и цветок,

Дружат лист и мотылёк,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса. (слайд1)

-Продолжите это стихотворение своими примерами, раскрывающими связи различных живых существ и условий их существования.

Например: Дружат ели и клесты.

-Почему дружат ели и клесты?

-Почему дружат пчёлка и цветок?

А теперь откройте КИМЫ тест№ 15

-Молодцы! Чтобы узнать какова же тема нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть мультфильм.

Мультфильм «Смешарики- Некультурный»

-Что выращивает Копатыч на огороде?

-Какие растения он удаляет с грядки? (Сорняки, дикорастущие)

- Значит, какие растения остались на грядке? (Культурные)

-Где вы встречаетесь в жизни со словом «культурный»?

-Культурный человек-это человек вежливый, воспитанный.

-Так и у растений, они бывают культурные, которые выращивают специально и за которыми ухаживают люди. (слайд2)

-А есть растения некультурные за которыми, человек не ухаживает их называют - дикорастущие. (слайд 3)

-Как выдумаете, о каких растениях мы будем сегодня говорить? Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Тема нашего урока «Дикорастущие и культурные растения» (слайд 4)

-Откройте, учебник на с. 68, кто прочитает тему и задачи урока?

-Как вы думаете, какое значение имеют растения для человека?

-питание человека и домашних животных.

-одевают (хлопок, лен)

-лечат (календула, подорожник)

-строительство

-Человек очень тесно связан с растительным миром.

-Как вы думаете почему?

-Потому что ребята, человек отдельно сам сажает и ухаживает за растениями.

-Кто помнит, как называются растения, за которыми ухаживает человек? (Культурные)

-Сейчас мы с вами обратимся к схеме учебника на с.69, и выясним, какие растения относятся к культурным, и назовём их. (Работа со схемой стр.69)

-Ребята, есть растения, которые растут без ухода человека. Кто помнит, как они называются? (Дикорастущие)

-Приведите примеры дикорастущих растений.

-Молодцы! Сейчас мы попробуем сравнить растения и сказать что между ними общего. Все внимание на слайд. (слайд 5)

-Как вы думаете, что общего между крыжовником и можжевельником?

(Кустарники)

-В чем различие?

(крыжовник – культурное растение, можжевельник - дикорастущее)

- Что общего между помидором и мать – и - мачехой? (слайд 6)

(Травянистые)

-В чем различие?

(помидор – культурное растение, мать - и - мачеха - дикорастущее)

-На какие две группы разделяются растения?

(Культурные и дикорастущие)

-Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

-На доске представлены карточки с названиями растений. Я выбираю 1 карточку с названием растения, а вы должны выбрать карточку, которая составит пару моему растению.

(На доске– карточки: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лен, рожь, пион, хлопок, нарцисс.)

-Итак начнем.

-Рожь. Какое из растений на доске может составить пару ржи?

Почему?

(Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.)

-Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

- Следующее растение Груша. Какое из растений на доске может составить пару груше?

Почему?

(Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.)

Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды.

Например такие как - Смородина, малина, земляника.

-Продолжим. Лук.

- Какое из растений на доске может составить пару луку?

Почему?

(Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде.)

Правильно, такие растения называют овощные. Приведите свои примеры овощных растений.

-Лен. Какое из растений на доске может составить пару луку?

Почему?

(Лен и хлопок. Из них делают ткань.)

Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца – это все лен и хлопок.

-Пион. Какое из растений на доске может составить пару пиону?

Почему?

(Пион и нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.)

Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры. Флокс, тюльпан, гладиолус.

-Ребята, давай повторим на какие группы разделили культурные растения. Называем. (Зерновые, плодовые, овощные, прядильные, декоративные)

-Также ребята, во все времена люди складывали легенды о многих растениях.

-А кто-нибудь знает, что такое легенда?

-Легенда – это поэтическое придание, о каком- либо историческом событии.

-Сейчас я прочитаю вам легенды, а вы должны сказать, о каком растении идёт речь и какой группе оно относятся, к дикорастущим или культурным.

- В русском фольклоре сохранилось древнее сказание о происхождении этого названия. В нем повествуется о том, что в одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу хворые. Однако нашелся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднес злыдень Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотистыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготками

-Ребята а вы знаете как называется растение которое в старину называли – ноготки? (Календула. Слайд 7)

-К какой группе относится календула? (Культурное растение)

- Названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюбленные не могли договориться, где им жить - на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды.(Слайд 8)

-Название этого цветка - Василек. Как вы думаете, к какой группе он относится? (Дикорастущее)

-С какими растениями мы сегодня познакомились?

-Какое растение называют культурным? Дикорастущим?

-На какие группы разделяют культурные растения?

(Слайд 9)

-Посмотрите на слайд. Перед вами 2 растения красный и желтый. Если вам понравился урок, вы поднимаете желтый карандаш, если же вам не понравился урок, есть затруднения или было скучно на уроке то поднимаете красный карандаш. На счет 3!

- Урок окончен! Спасибо за работу.

Приветствие учителя.

Дополняют стихотворение собственными примерами

Выполняют тес в КИМАХ.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока

Отвечают на вопросы о значении растений в жизни человека

Работают с учебником

Проводят собственные примеры растений

Отвечают на вопросы учителя

Работают с наглядным материалом на доске

Отвечают на вопросы учителя, подбирают пару растению

Пшеница

Слива

Картофель

Хлопок

Нарцисс

Повторяют группы растений

Слушают легенды

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют собственную деятельность на уроке.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта