Какие растения однодольные, а какие двудольные (биология 6 класс). По строению корневой системы определите какие растения однодольные
Параграф 2. Виды корней и типы корневых систем
1. Какую роль играют корни в жизни растений?
Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.
2. Чем корни отличаются от ризоидов?
Ризоид - нитевидное корнеподобное образование у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов, служащее для закрепления их на субстрате и поглощения из него воды и питательных веществ. В отличие от настоящих корней, у ризоидов нет проводящих тканей.
3. У всех ли растений имеются корни?
У самых простых растений корней нет. Например, одноклеточные зеленые водоросли плавают на поверхности воды. Точно так же плавают на поверхности воды многие морские водоросли, которые представляют собой водоросли более крупных видов.
Простые растения типа мхов впитывают необходимую влагу прямо из своего окружения. Вместо корней у них имеются нитеобразные выросты (ризоиды), и с помощью этих выростов они цепляются к деревьям или камням. Но все растения более сложных форм – папоротники, хвойные и цветковые растения – имеют стебли и корни.
Для того чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.
Стержневая и мочковатая корневые системы
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
Различают два типа корневых систем — стержневую и мочковатую. Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой.
Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает.
2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свёкла и др.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений — пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.
5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.
6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».
Вопросы
1. Какие функции выполняет корень?
Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.
2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми?
Главный корень развивается из зародышевого корешка. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.
3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую — мочковатой?
Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой.
Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает.
Подумайте
При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают землёй нижнюю часть стебля (рис. 6). Зачем это делают?
Для появления придаточных корней и улучшения питания растений, рыхления почвы. У картофеля эта операция стимулирует образование клубней, т.к. его корневая система растёт лучше вширь, чем вглубь.
Задания
1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4—5 листьями. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.
2. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.
Срезанные черенки колеуса очень хорошо укореняются в воде. После того, как поставили их в воду, через пару недель (а может и раньше) появятся белые корешки.
Время прорезания корешков у пеларгонии – 5-15 дней. Корневая система развивается за три-четыре недели, после чего можно рассаживать растения в отдельные горшки.
3. Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.
Рекомендации по проращиванию гороха:
1. Промыть зерно 2-3 раза
2. Залить очищенной водой (объем воды в 1,5 – 2 раза больше объема зерна)
3. Замачивать 10-12 часов при температуре 16-21 С˚ (длительность замачивания зависит от температуры – чем выше температура, тем меньше нужно замачивать)
4. Промыть 2 раза
5. Накрыть крышкой негерметично
6. Полив не менее 3 раз в сутки (3-4 дня) ЗЕРНО НЕ ДОЛЖНО ПЛАВАТЬ!!! ВОДА ДОЛЖНА СХОДИТЬ ПОЛНОСТЬЮ!!!
Рекомендации по проращиванию пшеницы:
1. Промыть семена;
2. Положить семена в ёмкость, чтобы они занимали не больше половины её высоты;
3. Залить семена водой так, чтобы вода была сверху семян не менее, чем на 2 сантиметра;
4. Примерно через 8 часов слить воду и промыть семена, которые должны уже несколько изменится;
5. Накрыть влажной марлей или какой-то другой чистой влажной тряпкой их (уже без воды).
resheba.me
По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие...
Отберите растения со стержневой корневой системой.
Отберите растения с мочковатой корневой системой.
По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.
Заполните таблицу.
Название Растения |
Тип корневой системы |
Особенности строения корневой системы |
При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают землей нижнюю часть стебля [62]. Зачем это делают?
7—Биология (I к. л. Бактерии, грибы, растения.
62. Окучивание томатов
Щ ГЛАВНЫЙ, БОКОВЫЕ, ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ.
СТЕРЖНЕВАЯ И МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ
Т 1- Какие функции выполняет корень? 2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми? 3. Какие корневые системы называют стержневыми, а какие — мочковатыми? 4. Какое значение имеет окучивание растений?
(§) 1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4—5 листьями. Удалите 2 нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После появления корней посадите растения в горшочки с питательной почвсй,
Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.
ГПУ пшеницы масса корней более чем в 100 раз превышает массу надземных частей растения. Корни яблони проникают в почву на глубину 3—4 м, а в стороны от ствола расходятся на 15 м.
§ 20. ЗОНЫ (УЧАСТКИ) КОРНЯ
Что такое ткань? 2. Какие виды растительных тканей вы знаете?
Корневой чехлик. Зоны деления и растяжения. Посмотрите на свет корни проростков (фасоли, пшеницы или редиса). Вы увидите, что их кончики немного тем-
Нее и плотнее, чем остальные участки корня. Это объясняется тем, что кончик корня покрыт, как наперстком, корневым чехликом [63].
dankonoy.com
Вопрос: Лабораторная работа “Стержневая и мочковатая корневые системы”. 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются? 2. Какие корневые системы называются стержневыми, какие мочковатыми? 3. Отберите растения со стержневой корневой системой. 4. Отберите растения с мочковатой корневой системой. 5. По строению корневой системы определите, какие растения – однодольные, какие –двудольные? 6. Заполните таблицу. Название растения. Тип корневой системы. Особенности строения корневой системы. Записать в эти три колонки пять растений,типы и особенности их корней.
Лабораторная работа “Стержневая и мочковатая корневые системы”. 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются? 2. Какие корневые системы называются стержневыми, какие мочковатыми? 3. Отберите растения со стержневой корневой системой. 4. Отберите растения с мочковатой корневой системой. 5. По строению корневой системы определите, какие растения – однодольные, какие –двудольные? 6. Заполните таблицу. Название растения. Тип корневой системы. Особенности строения корневой системы. Записать в эти три колонки пять растений,типы и особенности их корней.
Ответы:
Подсказка: стержневая корневая система имеет ярко выраженный главный корень ( самый крупный) у двудольных. У однодольных главный корень не отличается от остальных или вообще отсутствует. Это особенности и типы строения корневых систем. Двудольные растения: клен, граб, осина, тополь, виноград, фасоль, и т.д. Однодольные: рожь, пшеница, овес, ячмень, мятлик и т.д.
cwetochki.ru
Какие растения однодольные, а какие двудольные (биология 6 класс)
otvet.mail.ru