Даны два алгоритма упорядочивания растений 4 класс информатика. Даны два алгоритма упорядочивания растений. Под каждым алгоритмом запиши свойства растений. использованное для упорядочивания и направления упорядочивания. даны две таблицы

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

План-конспект урока и презентация по информатике 4 класс "Вспомогательный алгоритм". Даны два алгоритма упорядочивания растений 4 класс информатика


План-конспект урока и презентация по информатике 4 класс "Вспомогательный алгоритм"

План-конспект урока информатики и ИКТ

по теме «Вспомогательный алгоритм», 4 класс

Цели урока:

- познакомить с понятием вспомогательного алгоритма на примере исполнителя алгоритмов Чертежника;

- научить выполнять алгоритмы, которые содержат вспомогательные алгоритмы;

- развивать умение формулировать собственную точку зрения, аргументировать высказанное мнение;

- воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

- знать учащихся с понятиями «вспомогательный алгоритм»;

- уметь выполнять алгоритмы, которые содержат вспомогательные алгоритмы;

- уметь составлять вспомогательные алгоритмы и использовать их для основного алгоритма.

  1. Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- доносить свою позицию до других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

- уметь использовать монолог и диалог для выражения доказательства своей точки зрения.

2) Регулятивные УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- применять установленные правила в планировании способа решения;

  1. Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

- уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- умение строить логическую цепь рассуждений.

- мотивация к обучению;

- формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы и формы обучения: фронтальная и индивидуальная работа, объяснительно – иллюстративный, словесный (беседа), работа с учебником.

Учебник: Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова «Информатика и ИКТ», 4 класс, часть 1. – М. : Академкнига/учебник, 2012 г.

Техническое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.

Программное обеспечение: презентация MS PowerPoint.

Структура урока:

I. Организационный момент (3 мин)

II. Актуализация знаний (7 мин)

III. Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока (3 мин)

IV. Открытие новых знаний (7 мин)

V. Закрепление полученных знаний (12 мин)

VI. Подведение итогов урока (3 мин)

VII. Рефлексия учебной деятельности (2 мин)

VIII. Домашнее задание (3 мин)

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Эмоциональный настрой учащихся на урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Проверка готовности учеников и их рабочего места к уроку. Фиксация отсутствующих.

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Задание №36 стр. 42-43

  1. Знаком «галочка» помечены устройства внешней памяти.

c. Алгоритм Путешественника, выполнение которого позволит ему изучить флэш-память (начальное положение – Путешественник в корневой вершине):

Начало

\Устройства внешней памяти

\Флэш-память

Изучить

Конец

d. Алгоритм Путешественника, выполнение которого позволит ему изучить все виды дисков (начальное положение – Путешественник в вершине «Флэш-память»):

Начало

Назад

\Диски

\Дискеты

Изучить

Назад

\Лазерные диски

Изучить

Назад

\Жесткие диски

Изучить

Конец

Задание

- Составьте алгоритм для Путешественника. Цель: изучить все устройства вывода.

(Схема дерева на экране).

Фронтальный опрос по вопросам предыдущей темы урока

III. Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока

- Посмотрите на рисунок. Чертёжник исполнил алгоритм «Орнамент». Такой рисунок называется меандром. Что вы заметили в алгоритме? (Ответы учеников).

- Запишем эти команды как отдельный алгоритм и дадим ему название «Зигзаг». Такой алгоритм будем называть вспомогательным.

- Как вы думаете, как называется тема нашего урока, и какова же цель урока? (Ответы учеников).

- Итак, тема нашего урока «Вспомогательный алгоритм». Сегодня мы узнаем, что такое «вспомогательный алгоритм» и для чего он нужен, а также научимся выполнять алгоритмы, которые содержат вспомогательные алгоритмы.

- От какого слова произошло понятие «вспомогательный»? (Ответы учеников).

- Когда используют вспомогательные алгоритмы? (Ответы учеников).

IV. Открытие новых знаний

Учитель объясняет тему урока, опираясь на текст стр. 44.

Физкультминутка

Физкультминутка для глаз (презентация)

V. Закрепление полученных знаний

Работа с учебником

Задание №37 стр. 45

- Откройте тетради и запишите число, классная работа. Выполните алгоритм «Меандр» в тетради (Ученики выполняют задание №37).

Задание №38 стр. 45

- Составьте дерево, которое показывает структура данного рисунка. Используйте название деталей, которые приведены ниже (Ученики выполняют задание №38).

Задание №39 стр. 46

Выполнение задания а совместно с учителем.

VI. Подведение итогов урока

- Что мы сегодня вспомнили?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Для чего нужен вспомогательный алгоритм?

- Итак, мы узнали, что такое вспомогательный алгоритм и для чего его используют, научились выполнять алгоритмы, которые содержат вспомогательные алгоритмы. Справились ли мы с задачей урока?

VII. Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, вот наш урок приблизился к своему логическому завершению. И мне бы очень хотелось знать, как чувствовали вы себя в процессе учения: было ли вам комфортно, было ли интересно, было ли понятно?

Приём рефлексии «Светофор»

- У вас у каждого на парте по три карточки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный. Поднимите вверх, ту карточку, которая подходит вам.

Красный – вы считаете, что было трудно на уроке, не понятно.

Жёлтый – вы считаете, что было понятно, но не всё, ещё затрудняетесь.

Зелёный – вы считаете, что всё было понятно и интересно.

VIII. Домашнее задание

- Открываем дневники, записываем домашнее задание: стр. 47 № 40.

Учитель объясняет, как выполнять домашнее задание.

- Я благодарю всех за сегодняшний урок. Вы очень меня порадовали своей работой. Удачного дня!

infourok.ru

Даны два алгоритма упорядочивания растений. Под каждым...

Алгоритм – это полное и точное описание на некотором языке конечной последовательности правил, указывающих исполнителю действия, которые он должен выполнить, чтобы за конечное время перейти от (варьируемых) исходных данных к искомому результату.Алгоритм должен удовлетворять следующим свойствам:1.Первым свойством алгоритма является дискретный, т. е. пошаговый характер определяемого им процесса. Возникающая в результате такого разбиения запись алгоритма представляет собой упорядоченную последовательность отдельных предписаний (правил, директив, команд) , образующих прерывную (или, как говорят, дискретную) структуру алгоритма: только выполнив требования одного предписания можно приступать к исполнению следующего.2.Исполнитель может выполнить алгоритм, если он ему понятен, т. е. записан на понятном ему языке и содержит предписания, которые исполнитель может выполнить. Алгоритм не должен содержать предписаний, не входящих в систему команд исполнителя.3.Алгоритмы, предназначенные для исполнения неким техническим устройством, не должны содержать предписаний, приводящих к неоднозначным действиям. Алгоритм рассчитан на чисто механическое исполнение, и если применять его повторно к одним и тем же исходным данным, то всегда должен получиться один и тот же результат. Это свойство однозначности и определенности – детерминированности – алгоритмов позволяет использовать в качестве исполнителя специальные машины – автоматы.4.Основополагающим свойством алгоритмов является его массовость, или применимость к некоторому классу объектов, возможность получения результата при различных исходных данных на некоторой области допустимых значений.5.Цель выполнения алгоритма – получение определенного результата посредством выполнения указанных преобразований над исходными данными. Причем при точном исполнении всех предписаний алгоритмический процесс должен заканчиваться за конечное число шагов. Это обязательное требование к алгоритмам.6.Если алгоритм должен быть выполнен не просто за конечное время, а за разумное конечное время, то речь идет об эффективности алгоритма. Эффективность алгоритма часто определяет возможность его практической реализации.Самой распространенной формой представления алгоритмов, адресованных человеку, является обычная словесная запись. В этой форме могут быть выражены любые алгоритмы.Составим алгоритм определения максимального числа из трех: z:=max(a,b,c).Решение задачи на ЭВМ можно получить, действуя следующим образом. Сначала найдем наибольшее из двух чисел, например, а и b, сравнив их между собой. Предположим, что исполнитель может выполнить операцию сравнения «больше» . Найденное наибольшее число «запомним» в качестве значения переменной z. Далее сравним значение переменной z с оставшимся числом с. Если с больше z, то присвоим z новое значение – значение с, в противном случае значение z останется прежним. В результате переменная z будет равна наибольшему из a,b,c и будет являться искомым результатом.Эти рассуждения можно представить в виде словесной записи алгоритма:Начало1.Ввести a,b,c.2.Если a>b, то z::=a;иначе z:=b;3.Если c>z, то z:=c.4.Вывод z.Конец.Ход выполнения алгоритма зависит от результатов проверки условий a>b и c>z. Если для введенных значений a, b действительно a>b, то выполняется операция z:=a; если нет, то выполняется z:=b. Таким образом, в зависимости от результата проверки условия a>b требуется выполнить различные действия. В алгоритме на этом шаге предусмотрены оба возможных направления дальнейших вычислений. При проверке условия c>z операция z:=c может выполняться, если действительно c>z, или не выполняться в противном случае.Этот алгоритм обладает всеми необходимыми свойствами: дискретностью, массовостью, эффективностью.И так я могу долго

dvoechka.com

"Алгоритм с ветвлением" 4 класс

Урок № 1 Дата__________4кл

Тема: алгоритм с ветвлением (повторение)

Цель урока: повторить материал 3 класса по темам «Алгоритм с ветвлением», «Таблицы» и

правила техники безопасности

Компьютерная программа: Считайка

Материал учебника: теория на с. 4, 5; задания 1, 2, 3, 4

Домашнее задание: задание 4

План урока

1. Беседа на тему «Алгоритм с ветвлением» (10 мин).

2. Повторение правил поведения в кабинете информатики (4 мин).

3. Составление линейного алгоритма для Считайки (6 мин).

4. Комментарий к домашнему заданию (4 мин).

5. Практическая работа по выполнению и составлению для Считайки алгоритмов с ветвлением (15 мин).

Ход урока

1. Беседа на тему «Алгоритм с ветвлением»

Учитель излагает материал на с. 4, напоминая, что такое алгоритм, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением. Затем предлагает детям сравнить линейный алгоритм «Утро Миши» с алгоритмом с ветвлением «Утро Маши»:

– Какие команды выполняют в понедельник Маша и Миша? (Ответ: оба в понедельник выполняют одни и те же команды – «Проснуться в 7 часов», «Умыться», «Позавтракать» и «Пойти в школу».)

– Какие команды выполняют в воскресенье Маша и Миша? (Ответ: Миша выполняет те же команды, что в понедельник. Маша после команды «Позавтракать» выполняет команду «Пойти погулять».)

Какой алгоритм больше подходит вам – Машин или Мишин и почему?

Ответы на последний вопрос могут быть разными. Например:

– Мне больше подходит Машин алгоритм. В воскресенье я по утрам гуляю, а не учусь.

– А мне подходит Мишин алгоритм. В воскресенье утром я хожу в школу на занятия кружка (спортивной секции).

– Оба не подходят. В воскресенье я встаю позже 7 утра. Здесь важно одно: дети понимают, что алгоритм с ветвлением приводит к выполнению разных команд для разных ситуаций, а линейный

алгоритм означает одну и ту же последовательность действий независимо от условий. Далее обсуждается блок-схема как способ записи алгоритма.

Учитель:

– Существуют разные способы записи алгоритмов. Маша и Миша использовали для записи своих алгоритмов блок-схемы.

– Какие геометрические фигуры использованы в Мишином алгоритме? (Ответ: овалы и прямоугольники.)

– Какие геометрические фигуры использованы в Машином алгоритме? (Ответ: овалы, прямоугольники и ромб.)

– Что в блок-схеме означает овал? (Ответ: начало или конец алгоритма.)

– Что записано в прямоугольниках? (Ответ: команды, которые выполняет исполнитель.)

– В ромбе записано высказывание. Как это высказывание называется? (Ответ: условие.)

– Для чего надо определить истинность условия, записанного в ромбе? (Ответ: чтобы выбрать следующий шаг алгоритма.)

– Объясните еще раз, что обозначает ромб в блок-схемах? (Ответ: проверку истинности условия и выбор следующего шага алгоритма.)

Если дети не могут сформулировать ответ самостоятельно, можно предложить им найти ответ на вопрос на с. 5 и прочесть его. Учитель:

– Назовите номера блоков алгоритма «Утро Маши», из которых состоит ветвление. (Ответ: № 5, 6, 7.)

Далее обсуждается блок-схема как способ записи алгоритма на примере алгоритма Считайки (с. 5). Учитель:

– Посмотрите на рисунок. Кто из нарисованных исполнителей алгоритмов умеет исполнять алгоритмы, заданные блок-схемами? (Ответ: Маша, Считайка и Пожарный.)

– Посмотрите на алгоритм для Считайки. Назовите номера блоков, составляющих ветвление.

(Ответ: № 3, 4, 5.)

– Какие блоки выполнит Считайка, а какие – нет?

(Ответ: Считайка выполнит блоки № 1, 2, 3, 5 и 6, не выполнит блок № 4.)

– Почему Считайка выполнит блок № 5 и не выполнит № 4? (Ответ: D = 70 в момент выполнения блока № 3; следовательно, условие D 100 ложно.)

Если большинство детей не может определить, какие блоки выполнит Считайка, учитель вместе с детьми обсуждает каждый блок в отдельности.

Учитель: «Чему равна переменная D после выполнения алгоритма?». (Ответ: 30.)

2. Повторение правил поведения в кабинете информатики

Проверка знания гигиенических норм работы за компьютером и правил поведения в компьютерном классе базируется на задании 1.

Задание 1

a. Учитель вслух читает высказывания. Если ученики считают, что высказывание истинно, они поднимают руку. После этого учитель просит одного из учеников пояснить свое решение. Правильное решение записывается в прямоугольнике рядом с высказыванием.

Приведем ответы:

Л В класс, где стоят компьютеры, можно приносить еду и напитки.

Л Ученик имеет право самостоятельно отсоединять мышь.

И За компьютером ученик должен сидеть прямо, облокотившись на спинку стула.

Л В компьютерном классе можно бегать, прыгать, играть в мяч.

И В компьютерном классе можно заниматься гимнастикой для глаз.

И Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее 50 см.

Л На клавиши нужно нажимать со всей силой.

Л Компьютер нужно поливать водой.

b. Нельзя дотрагиваться до монитора, задней панели системного блока и разъемов проводов. Их отмечают любым знаком.

3. Составление линейного алгоритма для Считайки

Задание 2

Прежде чем дети начнут выполнять задание, учитель предлагает им рассмотреть рисунок и назвать, что Считайка увидел в компьютерном магазине (дискеты, лазерные диски, флэш-память, коробку для хране-ния и переноса дискет, коробку с чистящими салфетками для монитора). Учитель:

– Какие из этих предметов – устройства компьютера? (Ответ: дискеты, лазерные диски, флэш-память.)

– Укажите их общее название. (Ответ: устройства внешней, или дополнительной, памяти.)

a. Так как дети первый раз с начала учебного года составляют алгоритм и при этом должны догадаться, что означает в нем переменная S, то начать работу лучше коллективно. Хорошо бы заранее дать готовую часть алгоритма на доске.

Учитель:

– Алгоритм «Сдача» помогает Считайке определить, сколько денег у него останется после покупок в компьютерном магазине. Изучим таблицу с информацией о покупках Считайки. Прочтите запись № 1 в таблице. Что купил Считайка? (Ответ: он купил три дискеты.)

– Сколько стоит одна дискета? (Ответ: 10 рублей.)

– Как подсчитать стоимость трех дискет? (Ответ: 10 надо умножить на 3, то есть надо выполнить действие 10 · 3.)

– Команда S := S – 10 · 3 уменьшает величину переменной S на стоимость трех дискет. Как вы думаете, какая величина обозначена переменной S? (Ответ: количество денег у Считайки.)

– Что показывает значение переменной S после выполнения команды S := S – 10 · 3?

(Ответ: значение переменной S равно количеству денег у Считайки после покупки трех дискет.)

– Прочтите вторую запись в таблице. Что еще купил Считайка и по какой цене? (Ответ: два лазерных диска по 25 рублей.)

На сколько надо уменьшить переменную S, чтобы подсчитать количество денег, оставшихся после покупки лазерных дисков? (Ответ: переменную S надо уменьшить на величину 25 · 2.)

– Запишите следующую команду алгоритма. (Ответ: S := S – 25 · 2.)

Новые команды алгоритма один из учеников записывает на доске.

После обсуждения правильности команды ученики записывают ее в учебник. Учитель вызывает к доске сильных учеников, чтобы каждый из них записал на доске следующую команду алгоритма и объяснил,

почему она должна быть именно такой. В окончательном виде алгоритм должен выглядеть так:

Начало

S := 980

S := S – 10 · 3

S := S – 25 · 2

S := S – 700

S := S – 30

S := S – 100

Конец

b. Чтобы записать, что будет на экране Считайки в результате выполнения алгоритма, дети должны выполнить алгоритм. Запись на экране: S = 70.

c. Ответ: 980 руб.

В алгоритме единицы измерения не пишутся. Однако если алгоритм составлен без ошибок, число, начальное значение переменной S, должно выражать количество денег в тех же единицах, что и

стоимость покупок. Стоимость покупок выражена в рублях (в соответствии с данными таблицы), следовательно, начальное значение переменной S – 980 также выражено в рублях.

4. Комментарий к домашнему заданию

Учитель просит детей открыть учебник на с. 9 и прочитать пункт

a. После этого учитель задает вопросы:

– Сколько строк таблицы будут содержать информацию о черных бусинах?

(Ответ: одна строка, так как все черные бусины имеют одинаковый размер.)

– Сколько строк таблицы будут содержать информацию о белых бусинах? (Ответ: две строки.)

Если ученики не дают ответ быстро, учитель сам формулирует ответ. Следует подчеркнуть, что пункты b и c выполняются не по рисунку, а по заполненной таблице, и записывать в них надо не ответы-числа,

а выражения.

5. Практическая работа по выполнению и составлению для Считайки алгоритмов с ветвлением

Выполняется либо на компьютере в программе «Считайка» (режим «Выполнение алгоритмов с ветвлением»), либо в учебнике и в тетради в клетку (задание 3).

Задание 3

а. Заполненная таблица выглядит так:

В данном случае узнать, правильно ли ребенок выполнил блок проверки условия, можно только по столбцу «Исполненные блоки». Выяснить, понял ли ребенок цель алгоритма – найти наибольшее из двух значений, можно будет по тому, как он справится со следующим пунктом задания.

b. Приведем один из возможных вариантов алгоритма и соответствующее ему заполнение таблицы.

c. Самый простой и надежный способ проверки алгоритма для заданного варианта исходных данных – его исполнение с записью номеров выполненных блоков и значений переменной М по их выпол-

нению.

Приведем один из возможных алгоритмов и его проверку для варианта 3 исходных данных.

Поиск наименьшего из трех чисел

Домашнее задание (задание 4)1

a. Правильно заполненные таблицы могут различаться порядком записей. Содержание записей показано ниже.

b. Всего в игрушке голубых бусин: 13 + 3 + 1 = 17

c. Всего в игрушке самых мелких бусин: 13 + 12 + 10 = 35

multiurok.ru

ГДЗ решебник по информатике и ИКТ 4 класс Бененсон, Паутова

ГДЗ и решебники.

  • 1 класс
    • Английский язык
    • Информатика
    • Литература
    • Математика
    • Окружающий мир
    • Русский язык
  • 2 класс
    • Английский язык
    • Информатика
    • История
    • Литература
    • Математика
    • Немецкий язык
    • Окружающий мир
    • Русский язык
  • 3 класс
    • Английский язык
    • Информатика
    • История
    • Литература
    • Математика
    • Окружающий мир
    • Русский язык
  • 4 класс
    • Английский язык
    • Информатика
    • История
    • Литература
    • Математика
    • Немецкий язык
    • Окружающий мир
    • Русский язык
  • 5 класс
    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Информатика
    • История
    • Математика
    • Немецкий язык
    • Обществознание
    • Окружающий мир
    • Русский язык
    • Физика
  • 6 класс
    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Информатика
    • История
    • Математика
    • Немецкий язык
    • Обществознание
    • Русский язык
    • Физика
    • Химия
  • 7 класс
    • Алгебра
    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • Информатика
    • История
    • Литература
    • Немецкий язык
    • Обществознание
    • Русский язык
    • Физика
    • Химия
  • 8 класс
    • Алгебра
    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • Информатика
    • История
    • Литература
    • Немецкий язык
    • Обществознание
    • Русский язык
    • Физика
    • Химия
  • 9 класс
    • Алгебра
    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • История
    • Литература
    • Немецкий язык
    • Обществознание
    • Русский язык
    • Физика
    • Химия
  • 10 класс
    • Алгебра
    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • Немецкий язык
    • Русский язык
    • Физика
    • Химия
  • 11 класс
    • Алгебра
    • Английский язык
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • Немецкий язык
    • Русский язык
    • Физика
    • Химия

torgu.net

Алгоритмы. Линейный алгоритм 4 класс

Конспект урока на тему: «Алгоритмы. Линейный алгоритм»

Предмет: Информатика и ИКТ

4 класс

Цели:

Обучающие: обеспечить понимание понятия «алгоритма» всеми обучающимися класса; познакомить обучающихся с различными видами описания алгоритма: текстовым и графическим; сформировать представление о простых линейных структурах; акцентировать внимание обучающихся, что алгоритм должен быть построен с соблюдением определенных правил, согласованных с его свойствами.

Развивающие: сформировать познавательный интерес к предмету, творческие способности, расширить кругозор; содействовать развитию мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе; содействовать развитию навыков устной и письменной речи, навыков устного счета, умению учиться.

Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, умение не теряться в незнакомой ситуации, уверенности в своих силах; расширить словарный запас школьников.

Использованные источники и литература:

Информатика и ИКТ : учебник для 4 класса / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова, Л.П.Панкратова, Н.А. Нурова. – 2-е изд, испр.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.-239с.: ил.

Рабочая тетрадь для четвертого класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Информатика и ИКТ : методическое пособие/ Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова, Л.П.Панкратова, Н.А. Нурова. – 2-е изд, испр.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Используемое оборудование:

компьютеры с установленной операционной системой Windows XP; мультимедийный проектор.

Программное обеспечение:

MS PowerPoint, MS Word, Paint.

Ключевые слова или опорные понятия: конспект, презентация, информатика и ИКТ, алгоритм, линейный алгоритм, блок-схема, способы записи алгоритма.

Тип урока: урок изучения нового материла.

Ход урока.

  1. Организационный этап урока.

  2. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний.

Слайд 1 (изображение яичницы)

Поднимите руку, кто из вас умеет готовить яичницу?

Как это сделать?

Щел., А можно использовать этот порядок действий, чтобы приготовить яичницу? (читает ребенок с доски)

  1. Этап усвоения новых знаний.

Как можно назвать эту запись? (памятка)

Да, у нас получилась памятка или инструкция.

Слайд 2 А если некоторые команды поменять местами? Щел., Мы получим такой же результат, т.е. яичницу? (нет)

Мы же выполняем те же самые указания почему нет!? (ответ)

Как же должны быть записаны действия в инструкции? (в правильном порядке)

Слайд 3 Может здесь слишком много действий, может быть можно что-то убрать? Мы получим яичницу?

Оказывается инструкцию надо писать подробно!

(Читай Вася) с каких слов начинаются действия. Как они называются в русском языке? (глаголы)

В большинстве случаев действия начинаются с глаголов!

Обращаю ваше внимание, что все действия записаны словами!

С какого слова начинается инструкция (начало), а заканчивается словом (конец)?

А как вы думаете, Щел., если вместо слова ПОСОЛИТЬ, будет записано – посыпать порошком белого цвета с особым вкусом, будет понятно, что нужно сделать? А почему? (это может быть не соль)

Какой вывод можно сделать о каждом действии, перечисленном в инструкции?(оно должно быть понятным)

Мы с вами выяснили, что инструкция приготовления яичницы должна удовлетворять некоторым условиям. Слайд 4.Читай Вася…

В информатике такой порядок действий, удовлетворяющий этим условиям, называется АЛГОРИТМ. Слайд 5

Сегодня на уроке мы будем говорить об алгоритмах.

Щел., Алгоритм – это описание последовательности элементарных действий.

Катя, прочитай…Элементарных, значит очень простых.

А теперь давайте все вместе прочитаем…

Теперь инструкцию приготовления яичницы будем называть алгоритмом.

На самом деле, вы часто встречаетесь в жизни с алгоритмами. Например, когда вы переходите дорогу? Слайд 6. Как нужно правильно переходить дорогу по светофору?

Попробуйте ещё привести примеры алгоритмов из жизни? (отвечают)

Алгоритмы вы выполняете на уроках математики – когда решаете задачи, на уроках русского вы пользуетесь правилами Слайд 7. Это тоже алгоритмы.

Мы уже выяснили, что алгоритм можно записать словами или текстом, но в информатике алгоритмы могут быть записаны с помощью специального языка – языка блок-схем.

Читай Маша…с доски. Слайд8.

Блок-схема – это графическое представление алгоритма. Оно очень удобно для решения задач.

Откройте тетради, найдите определение блок-схемы. Прочитаем еще раз.

Блок-схема состоит из отдельных элементов, они называются блоки.

Слайд 9. Блок-схема обязательно начинается с блока НАЧАЛО. На какую фигуру он похож? ( на овал), а правильно – скругленный прямоугольник.

Затем идут другие блоки. Щел.

Этот блок в форме параллелограмма (Щел.) называется блоком ввода. Сюда помещаются исходные данные.

В этом блоке (Как называется такая фигура? – прямоугольник) записываются действия.

Результат записываем в блоке вывода. Он выглядит также как блок ввода.

В конце блок-схемы находится блок КОНЕЦ.

Посмотрите, что нам говорит компьютер. (читай Лена) Все блоки соединяются между собой стрелочками от начала к концу.

Слайд 10. Наш алгоритм про яичницу, записанный в виде текста, можно записать в виде блок-схемы.

Заметьте, блоки ввода-вывода используются не в каждом алгоритме.

Пока мы знакомились с алгоритмами, герой Смешариков Пин подслушал нас и изобрел такую машину из наших блоков: Слайд 11

Он начал помещать в нее числа в блок ввода.

Однажды он поместил в нее число 25.

А что же оказалось в блоке вывода? (40)

А почему? Что сделала с ним машина? (увеличила на 15)

Как вы догадались? (в прямоугольнике +3)

Откройте тетрадь. Найдите ЗАДАНИЕ 1. Заполните блок-схему, учитывая опыт Пина. Писать нужно, где подчеркнуто.

Пока мы заполняли блок-схему, посмотрите, что сделал Пин с машиной!? Слайд 12 (он изменил действие)

Откуда вам стало это известно? (в прямоугольнике -4)

Если поместить в эту машину в блок ввода число 32, что окажется в блоке вывода? (20)

Попробуйте самостоятельно заполнить блок-схему в ЗАДАНИИ 2. Сверим.

Однажды Пин ввел в блок ввода число, но машина не заработала. Слайд 13. Как вы думаете, какое это могло быть число. Почему? (из меньшего нельзя вычесть большее). Действительно. Слайд 14(черный)

ФИЗМИНУТКА для глаз.

Ребята, я слышу шум за дверью, посмотрите. Никого?

А теперь на улице. Тоже никого? Может кто-то шумит на потолке? Нет?

Давайте поморгаем. Может мне просто послышалось?

Ну нет. Посмотрите на экран.

К отцу прилетел Биби. Он взял и усовершенствовал машину отца. В блок ввода он поместил число 6.

Заполните блок-схему Биби самостоятельно в ЗАДАНИИ 3 в тетради. Слайд 15. Сравним результаты. Какое число получилось у тебя в блоке вывода Вася. Поднимите руку, у кого такие же результаты. Молодцы.

Катя к доске. Читай.

ФИЗМИНУТКА

Начало

1. Встали

2. Руки на пояс

3. Наклонились вправо

4. Наклонились влево

5. Потянулись

6. Руки вперед

7. Вращаем кистями 3 раза.

8.Сели

Конец

Как вы думаете, нашу физминутку можно назвать алгоритмом? (да)

А как она представлена: в виде текста или блок-схемы? (текстом)

Обратите внимание, если приложить линейку вдоль стрелок, можно сказать, что все стрелки расположены по одной линии? (да). Поэтому такой алгоритм называется линейным. Слайд 16.

В линейном алгоритме, представленном и в виде текста, и в виде блок-схемы все действия выполняются последовательно.

Прочитаем, что написал нам компьютер (определение линейного алгоритма). Читай Коля.

4. Этап закрепления новых знаний.

Дети, я вижу вы прекрасно справляетесь с заданиями.

Поэтому в тетради найдите ЗАДАНИЕ 4.

Заполните только блок ввода и придумайте действие.

Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом.

Выполните действие и заполните блок вывода.

А теперь верните тетради. Проверьте друг друга.

У всех получилось? Умницы.

Я вижу, что у вас все получается, несмотря на то, что это первый урок в очень сложном разделе информатики. Поэтому попробуем заполнить блок-схему по тексту задачи.

В тетради найдите ЗАДАЧУ 1. Читай Лена. Слайд 17.

Какое число можно поместить в блок ввода. Ваше мнение. (2 (или 28), и 2и 28).

Что мы запишем в блоке действие? (2*28)

Что будет в блоке вывода? Сверим.

А если Нюша станет расходовать 3 пузырька лака? Для решения задачи подойдет эта же блок-схема?

Приступаем к ЗАДАЧЕ 2. Слайд 18. Читай Галя. В этой задаче зачеркните ненужные слова и расставьте команды в правильном порядке. Сверим.

Молодцы. Но Ёжик, Крош и Совунья приготовили для вас дополнительные задания.

На чистом листочке, пожалуйста, выполните одно из предложенных заданий на выбор, какое вам понравится.

В первом нужно исполнить алгоритм и написать, что получилось.

Во втором нужно объяснить Ежику, как правильно чистить зубы, а для этого нужно написать для него алгоритм словами.

В третьем нужно составить алгоритм в виде блок-схемы.

Продемонстрировать работу. Кто ещё выполнял это же задание? Какой у вас результат.

5. Итог урока

Вот и подходит к концу наше занятие. Обратите внимание, на последней странице тетради написана ПАМЯТКА. В ней основные понятия, с которыми вы познакомились.

О чем мы сегодня говорили на уроке? (отвечают)

Что такое алгоритм? Читай Коля. Как можно записать алгоритм? Какой алгоритм называется линейным?

6. Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

§ 15, определения. Составить и записать в виде блок-схемы алгоритм посадки морковки для Копатыча.

www.metod-kopilka.ru

Урок информатики в 4 классе по теме "Какие бывают алгоритмы"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вторые Тербуны

2012-2013 уч. г.

Учитель информатики: Болгова Надежда Витальевна

1. Вспомнить понятие алгоритма, уметь

и графические, линейные и с ветвлением.

Цели для учителя

Образовательные

Проверить и закрепить знания об алгоритме;

Составлять алгоритм, приводя примеры.

Научить составлять алгоритмы различных видов: линейный и с ветвлением.

Развивающие

Ввести понятия текстовый и графические алгоритмы, линейны алгоритм, алгоритм с ветвлением.

Расширить представления о графическом представлении отношений

Воспитательные

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм.

Эпиграф

“Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”, - говорила Алиса из сказки “Алиса в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла. Алиса была очень любопытной девочкой, она строила самые фантастические планы, но редко доводила их до конца, из-за чего частенько попадала в самые невероятные ситуации. Я желаю, чтобы все наши начинания, наши планы мы доводили до конечного результата и результат оказывался положительным.

Настрой на урок

Фронтальная работа с классом.

Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация имеющихся знаний учащихся

Выявление уровня знаний.

Отгадайте ребус:

-Дайте определения алгоритма?

Алгоритмом мы будем называть обладающее особыми свойствами подробное описание способа решения класса задач.

Алгоритм – это модель сложного действия, представленная на носителе в виде описания последовательности элементарных действий (шагов, команд, инструкций)

Алгоритм – это модель процесса решения задачи.

- Допиши условия, при которых последовательность действий является алгоритмом:

Первое условие, которому последовательность действий должна удовлетворять, - она должна быть предназначена для решения не одной конкретной задачи, а может быть использована для решения целого класса задач.

Второе условие – последовательность должна состоять из конечного ряда инструкций (шагов-команд), то есть эта последовательность должна обязательно завершиться

Третье условие – каждая инструкция должна быть конкретной, понятной тому, кто будет её исполнять

Четвертое условие – исполнение последовательности команд–инструкций должно привести к конкретному результату

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Ответы детей (АЛГОРИТМ)

Дети работают у доски и на месте.

Фронтальная работа с классом

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим.

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков

Общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Личностные: Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные

Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности.

Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.

Что сегодня на уроке можно ещё изучить про алгоритмы?

Мы ответим на вопрос:

Какие бывают алгоритмы?

- Какие цели мы для себя поставим?

(дети сами формулируют цель урока, учитель обобщает всё сказанное детьми)

Сегодня на уроке мы вспомним понятия алгоритма, узнаем, какие бывают алгоритмы. Научимся составлять алгоритмы различных видов.

Ставят цели, формулируют тему урока

Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Изучение нового материала

Примеры:

Рассмотрим алгоритм представления информации на носителе, который мы составили на прошлом уроке. (вставить) Алгоритмы по способу записи бывают текстовые и графические алгоритмы.

И в текстовой, и в графической форме в таблице записан один и тот же алгоритм. И в том и в другом случае мы видим слова «начало» и «конец», так как у любого сложного действия есть начало и конец. Но это не команды. Это так называемые неисполняемые инструкции. Между неисполняемыми инструкциями располагаются исполняемые инструкции: «Воспринять», «Запомнить», «Выбрать», «Преобразовать», «Представить».

Вывод: Алгоритм может быть представлен в виде текста на естественном языке или графически блок-схемой.

-К нам в гости пришла девочка. Да она оказывается к нам с просьбой. Давайте поможем девочке и составим алгоритм открывания двери. На рабочем столе сор давайте уберём мусор (ребенок у доски).

Появляются подсказки, и дети у доски составляют нужный алгоритм.

Все шаги данного алгоритма выполняются последовательно один за другим.

Какой можно сделать вывод?

Как может называться такой алгоритм?

Алгоритм называют линейным, если все шаги алгоритма выполняются последовательно один за одним.

Лена нам приготовила новое задание:

Лена попросила Сашу задумать двузначное число и если задуманное число чётное, то разделить его на два и назвать результат. Если задуманное число нечётное, то ничего не делать, а просто назвать это число.

Давайте попробуем составить алгоритм решения данной задачи. Появляется словосочетание «Если …,то …»

Мы столкнулись с проблемой, линейный алгоритм у нас никак не получится, у нас не получается его записать.

Введем новое обозначение команды с вопросом. Как вы думаете, какую фигурку нам взять, чтобы у неё было два выхода в разные стороны и конечно вход? Это ромб, в нём мы напишем вопрос.

Попробуем составить алгоритм решения задачи с помощью блок-схемы.

Ребята это линейный алгоритм?

А как мы его назовем? У него как бы ветки в разные стороны. (ветвление)

Алгоритм с ветвлением содержит блок выбора с условием, в котором один вход и два выхода: "Да" "Нет".

Повторим всё изученное.

Дети сами ищут пути решения. Работают у доски. Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная работа с классом

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Закрепление изученного материала

1.Самотоятельная работа по группам.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает по 2 задания на выбор. Обсуждают решение в группах и поочередно выполняют у доски, остальные дети проверяют. (Задание у доски).

Буратино загадал нам задания, а робот нам поможет их выполнить.

Составление электронных алгоритмов:

«Почисти ковер»

«Сделай бутерброд»

«Завари чай»

«Погладь рубашку»

«Сходи в кино»

«Передай сообщение по телефону»

Обобщение изученного на уроке, подготовка к проведению итогового теста.

1. Алгоритмы можно разделить по способу записи (форме представления) на текстовые (описание на естественном языке) и графические (блок-схема).

2. Алгоритм на естественном языке даёт более подробную информацию, а блок-схема - более наглядную.

3. Текстовое описание и блок-схема - это две разные модели процесса решения одной и той же задачи

4. Линейный алгоритм состоит из последовательности шагов, которые исполняются один за другим. Алгоритм с ветвлением содержит блок выбора с условием, в котором один вход и два выхода: "Да" "Нет".

Дети работают в группах составляя алгоритмы.

В группах взаимопомощь.

Групповая работа

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Итог урока

Тест с использованием системы голосования Smart Response

Вопросы теста:

  1. Разгадайте ребус:

  1. По способу записи алгоритмы бывают ________ и графические.

  1. Алгоритм называют ___________, если все шаги алгоритма выполняются последовательно один за одним.

  1. Алгоритм __________ содержит блок выбора с условием, в котором один вход и два выхода «Да» и «Нет».

  1. Определите тип алгоритма и форму его представления.

  1. Определите тип алгоритма и форму его представления.

  1. Как называются в алгоритме слова «Начало» и «Конец»?

  1. Как называют наглядную модель процесса решения задачи.

Подведение итогов и по ним выставляются оценки детям.

Выполняют тест в системе голосования Smart Response

Индивидуальная работа

Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию

– выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Рефлексия

На кубике, выполненном с помощью возможностей программы Smart Notebook 11 для интерактивной доски, выскакивает продолжение предложения, которое ребенок должен дополнить.

Сегодня на уроке ….

Я узнал

Я научился

Было сложно

Было легко

Мне понравилось

Не понравилось

На экране вы видите желтые смайлики, но у них не нарисована улыбка.

Если вам урок понравился, и вы для себя узнали много нового, нарисуйте ему улыбку.

Если вы остались безразличны к происходящему на уроке, то нарисуйте ротик в виде прямой.

Если вам не понравился наш урок, то нарисуйте грустное лицо смайлику.

(Учитель делает вывод о нарисованных смайликах).

Высказывают мнение об уроке.

Индивидуальная работа

Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Домашнее задание

Домашнее задание:

Пункт 16 Вопросы стр. 127

Нарисовать блок – схему к сказке "Репка".

Записи в дневниках

Индивидуальная работа

Молодцы! Спасибо за урок!

doc4web.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта