Плешаков не растения и не животные. Андрей Плешаков - Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Андрей Плешаков - Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Плешаков не растения и не животные


"Грибы – царство живых организмов"

Разделы: Начальная школа

Цель:

- расширить знания детей о разнообразии грибов - ознакомить с особенностями строения и способом питания грибов. - сформировать представление о роли грибов в жизни растений и животных леса.

Оборудование

Муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов»

Ход урока

1. Введение в тему урока

- Что такое лес?

- Назовите компоненты природного комплекса «лес».

- Что такое грибы? К какой группе или царству относятся: царству растений или животных?

(детям предлагается прочитать текст А.А. Плешакова «Не растения и не животные»)

Грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашел. Это все, конечно, так, но это не самое главное. Главное в том, что ученые нескольких веков не могли решить: что это вообще такое - грибы?

Надо сказать, что ученые объединили все растения в одну большую группу – царство растений. Животных – в царство животных, а куда отнести грибы?

К растениям? Но ведь грибы совсем не похожи на них. Главное – не зеленые. К животным? Но на животные они тем более не похожи!

К тому же долгое время не были известны споры грибов, с помощью которых они размножаются. И многие думали, что грибы появляются на свет от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже… по прихоти какой-нибудь нечистой силы.

Наконец, грибы все-таки отнесены были к растениям. Так и стали писать в книгах: грибы- растения.

Казалось бы, вопрос решен. Но… Постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых н6и в каких растениях нет. Зато они есть в теле некоторых животных. Этого, правда, недостаточно, чтобы считать грибы животными, но вполне достаточно, чтобы не считать растениями!

Специалисты по грибам предложили выделить грибы в особое самостоятельное царство. Грибы – это грибы. Их на свете очень много! 100 тысяч видов!

- как вы определили, что это гриб? Назовите его.

Конечно, многие из вас знают не только название грибов, но и могут отличить грибы друг от друга. Вместе с родителями вы собирали грибы в лесу моховики и маслята, белые грибы и шампиньоны, сыроежки и опята – вот далеко не полный список грибов, которые встречаются у нас в Томской области.

2. Строение гриба

(На доске рисунок с изображением нескольких грибов от одной грибницы)

- Сколько грибов изображено на рисунке?

Если ты думаешь, что три, то ошибаешься: здесь нарисован всего один организм, но он образовал три плодовых тела. Та часть гриба, которая находится на поверхности, называется плодовым телом. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких ветвящихся нитей – грибницы или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела. Грибница и есть тело организма гриба. Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Всем нам известные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют – шляпочные грибы. Они часто напоминают зонтики. Есть грибы, похожие на цветы. Другие – на округлые белые камни, даже трещинки видны. Третьи – на бокальчики, наполненные монетками. Их так и зовут – бокальчиками. Четвертые – на вязаные шапочки, красные и с круглыми дырочками. Пятые – на разноцветные оленьи рожки.

Размеры грибов самые разные. Есть грибы - великаны. Их размер 1,5 метра. А у грибов – малюток - всего миллиметр.

(рассказ сопровождается показом таблицы «Строение шляпочных грибов» и муляжей грибов)

3. Питание грибов

Вы уже заметили, что грибы окрашены в самые разные цвета, но у них практически отсутствует зеленый цвет. Значит, грибы не могут подобно растениям, перерабатывать солнечную энергию и углекислый газ в питательные вещества. Грибы не обеспечивают себя продуктами питания.

- Каким же образом они питаются? (ответы детей)

Грибы питаются готовыми органическими веществами из почвы. Организм гриба поселяется в питательной среде. Организм гриба поселяется в питательной среде, богатой растворами органических веществ и всасывает их через клеточные стенки.

Все грибы – мусорщики. Одни из них питаются почвенным раствором, другие поселяются в отмерших растениях и животных. Иногда грибы поселяются на еще живых, но больных организмах и медленно перерабатывают их ткани после смерти. Они превращают органические вещества в более простые – неорганические, минеральные вещества, нужные растениям.

Представьте, сколько опавших листьев должны перерабатывать грибы каждый год, чтобы они не накапливались в лесу.

4. Симбиотические связи

(на доске фотографии спорынья поселяется в зеленых злаках, эмпуза поражает живых насекомых, трутовик проникает в повреждения ствола)

- В каких местах следует искать подосиновики, опята, маслята, подберезовики?

Многие лесные грибы живут не просто в почве. Они образуют сплетение с живыми корнями некоторых растений – мокоризу. Через это сплетение гриб может получить нужные ему органические вещества, а корень растения – минеральные вещества. Так они помогают друг другу.

- С какими деревьями образуют микоризу эти грибы?

Подберезовики – с корнями…

Подосиновики – с корнями…

(знакомство со статьей А.А. Плешакова «зачем грибы в лесу»)

Когда-то в степных районах стали создавать лесные полосы, чтобы защитить посевы от суховеев. Обнаружилось, что деревья здесь очень плохо растут. Что-то им не хватает. Заметили: нет грибов. Тогда из старых, богатых грибами лесов привезли землю с грибницей. Вскоре, в молодых посадках, тоже появились грибы и что же? Лес словно ожил, деревья заметно прибавили в росте, силе, здоровье.

Деревья и грибы, оказывается, дружат между собой. Тонкие, белые, похожие на паутинку нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворенными в ней минеральными солями, а дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях. Одни грибы дружат с разными деревьями, другие – с какими-то определенными.

Подберезовик мы обычно находим под березой, подосиновик – под осиной, рыжик под сосной и елью, масленок – под сосной, а белый гриб – под березой, елью, сосной и дубом. Кроме того, грибы могут вступать в содружество с кустарниками и даже травами.

Но не только поэтому грибы нужны лесу. Вот на большом подберезовике обедает слизень. Ты недоволен, что он испортил гриб? Но у слизня на этот гриб есть все права. Он в лесу законный житель. Вот здесь на грибной шляпке оставила след своих коготков и зубов белка, а у этого молодого боровичка бок отгрызла полевка.… Одним словом, многие животные едят грибы. Белка, как известно, даже запасает их на зиму, накалывая на веточки.

Вкусы у животных не всегда совпадают с нашими. Они не обходят стороной и опасные для нас грибы, например, мухомор, не брезгуют им слизни, сороки, белки, а лоси проглатывают эти грибы целиком, иногда сразу по несколько штук. Мухоморы для лосей – лекарство, помогающее избавиться от глистов. Возможно, и другие животные им лечатся.

Многие грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Это санитары леса, без которых не обойтись.

Но как часто человек, проходя по лесу, пинает или палкой сшибает мухоморы, сыроежки. Поступать так – значит не уважать лес, не понимать, не любить его!

А если уж говорить о мухоморе.… Этот гриб помогает расти соснам, елям, березам и другим деревьям, а еще украшает лес. Это ведь тоже важно.

(беседа по содержанию)

- Составьте вопросы друг другу по содержанию рассказа.

5. Игра «Узнай меня»

Участники рассказывают о себе – грибе, все должны узнать его.

6. Итог урока

- Зачем грибы нужны лесу?

- Какие знания о грибах вы получили?

- О чем бы вы хотели еще узнать?

7. Домашнее задание

Подумайте, какую пользу приносят грибы животным? Человеку? Составьте рассказ- рассуждение и запишите его.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Андрей Плешаков - Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики

А люди... Ведь некоторым из них ничего не стоит поранить, искалечить, а то и совсем погубить дерево. Просто так, без всякого оправдания, не зная или забывая о том, что деревья тоже живые, что все они на своём месте и очень нужны природе, что без них не могли жить наши предки, не сможем и мы.

Ко всем деревьям надо относиться с уважением, по-доброму. А особенно к большим и старым. Они "видели" и "помнят" то, что давно прошло. Их любили дорогие нам люди - наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки... Эти деревья были нужны тем, кто жил до нас. Они нужны нам. Они будут нужны и тем, кто будет жить после нас.

В лес по ягоды

Кто не любит лакомиться лесными ягодами! Особенно хороша земляника, сочная, вкусная, ароматная.

А на лугах растёт более крупная и сладкая клубника. На болотах - клюква и брусника. По лесным опушкам, по берегам речек - сладко-кислая ежевика.

Всё это замечательные ягоды, очень полезные для здоровья. Но собирать их нужно так, чтобы природе от этого не становилось хуже.

Не бери зелёную, неспелую ягодку, бери только полностью созревшую. Незрелая ягода ещё крепко сидит на стебле. Срывая её, ты наверняка повредишь и стебель, а это вредно для растения. Стебель должен остаться целым, ведь на нём созревают и другие ягоды. К тому же недозревшие плоды ещё не обладают теми ценными питательными и лечебными свойствами, которые есть у зрелых.

Не надо собирать все ягоды до единой. Обязательно оставь часть на веточках. Ведь в них семена, которые со временем, возможно, превратятся в новые ягодные кустики. В природе никогда не нужно жадничать, тогда она не оскудеет. Тем более что вкусные плоды нужны не только людям. Ягодами лакомятся птицы, любят их и некоторые жуки, да и другие лесные обитатели. Так что сам ягодку возьми, но и о них не забывай.

Собирая ягоды, старайся вести себя в природе так, чтобы не навредить другим растениям, а также животным и их жилищам (гнёздам и норам).

Мы поговорили о ягодах, а теперь поговорим об орехах.

Обилие вкусных плодов на орешнике бывает не каждый год, и потому люди особенно радуются богатому урожаю. Но, получая от леса такой щедрый подарок, любители орехов должны уважать лес и его обитателей.

А ведь очень часто люди об этом не думают, не помнят. Поэтому всё увидишь в орешнике: и сломанные ветви, и вытоптанные травы, и повреждённые муравейники, и прочие неприглядные вещи.

Иногда, придя в лес, туда, где растёт орешник, можно услышать громкий треск со всех сторон. Что такое? Уж не стрельба ли началась в лесу ни с того ни с сего? Нет. Это люди пришли за орехами. И, чтобы собрать побольше, поступают просто - ломают ветки. Даже толстые, большие. Думают, наверное, так: вот набью полные сумки, карманы, а после меня хоть трава не расти.

Не ломай ветки, стараясь добраться до орехов.

Не бери все орехи, оставь часть их для того, чтобы на этом месте орешник со временем не исчез и чтобы лесные птицы и звери могли поесть.

Не бери недозрелые плоды.

Не забывай о других растениях и животных, населяющих лес. Старайся им не навредить.

Если тебе нужны лекарственные растения

Маленькая девочка Оля пришла с мамой в аптеку. В аптеке она никогда раньше не была, но ей там очень понравилось. Пахло различными лекарствами, было красиво и чисто. Под стеклом, на полке, стояло множество баночек и коробочек. Больше всего понравились Оле коробочки с изображением цветов. Некоторые цветы на рисунках были похожи на те, которые Оля видела на лугу и в лесу. Заинтересовавшись этими красивыми коробочками, девочка спросила:

- Мама, а зачем здесь столько коробочек с цветами?

- Это не просто цветы, - ответила мама, - это лекарственные растения. В коробочках находятся высушенные и измельчённые корни, стебли, листья, цветки, плоды растений. С их помощью можно лечить самые разные болезни.

"Вот здорово!" - подумала Оля. Она очень удивилась и обрадовалась тому, что болезни можно вылечить с помощью растений. Она думала, что их лечат только горькими таблетками. Когда девочка болела, мама и бабушка давали ей как раз такие таблетки, и они очень не нравились Оле.

На следующий день Оля уговорила маму купить в книжном магазине книгу о лекарственных растениях. Таких книг там продавалось много, и Оля выбрала ту, в которой были большие цветные фотографии. Дома мама и дочка стали эту замечательную книгу рассматривать и читать. Из книги они узнали, что в природе нет растений, бесполезных для человека.

Оказывается, все растения, от больших деревьев до очень маленьких травиночек, могут сослужить человеку добрую службу. И особенно много среди них растений-лекарей.

Где их найти? Да вот же они, совсем рядом, стоит только повнимательнее присмотреться к окружающей природе:

сосна и дуб, липа и крапива, лопух и мать-и-мачеха, зверобой и ландыш, земляника и малина и многие, многие другие.

Разные растения обладают различными лечебными свойствами. Одни помогают от кашля, другие от болезней сердца, третьи снимают усталость... Обо всех этих свойствах издавна знают в народе. Их очень тщательно исследуют и учёные. Не случайно о лекарственных растениях написано множество книг.

Но сбор лекарственных растений, лечение ими - дело непростое. Очень важно научиться собирать их так, чтобы это не приносило большого вреда природе. Вот какие правила Оля и её мама прочитали в книге.

Если лекарственное растение редкое, внесено в Красную книгу, то рвать его нельзя.

Не рви все растения в том или ином месте, часть их оставляй в природе, чтобы в этом месте лекарственные растения не исчезли.

Собирай их так, чтобы не повредить другим растениям, а также животным. В траве, на кустах и деревьях обитает великое множество насекомых, пауков и прочих маленьких существ. Там их жилища, их потомство. Из-за того что тебе понадобилось собрать лекарственные растения, они не должны пострадать.

А вот ещё правила, которые помогут, собирая лекарственные растения, не навредить самому себе.

Можно собирать растения только там, где поблизости нет помоек и свалок, где чисто и красиво.

Нельзя собирать растения вблизи от автомобильных дорог и в городах с загрязнённым воздухом. Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными.

Лекарственные растения - наши верные друзья. Так будем же и мы им друзьями!

Собирая грибы

Очень многие люди любят собирать грибы. Занятие это увлекательное, полезное для здоровья, а конечный его результат - очень вкусный. Но, собирая грибы, очень важно помнить некоторые простые правила. От их соблюдения будет хорошо и тебе самому, и природе.

Не бери слишком старые грибы. Есть их нельзя, так как в них накапливаются вредные вещества. Зато в лесу такие грибы очень нужны. Почему? Сейчас поймёшь. Грибы размножаются спорами, которые образуются у них в шляпке. Споры - маленькие тёмные крупиночки. Попадёт такая крупиночка в лесную почву, и со временем из неё, крошечной, едва заметной, вырастет целая грибница, состоящая из множества тонких белых нитей. А на ней появятся уже те самые грибы, которые ты будешь собирать. Оставленный старый гриб даст много спор, а это значит, что благодаря ему появятся новые грибы в лесу!

Никогда и нигде не бери неизвестные тебе грибы и те, в которых ты хоть немного сомневаешься. Такой гриб может оказаться несъедобным и даже ядовитым. Взяв его, ты рискуешь своей жизнью и жизнью своих родных.

Не собирай грибы возле автомобильных дорог. Автомобильный транспорт выбрасывает в воздух много вредных веществ. Они распространяются вокруг и накапливаются в растущих грибах. Такие грибы становятся опасными для здоровья.

Не собирай грибы и в других местах, загрязнённых разными отходами и мусором.

Найдя гриб, не ломай его. Лучше осторожно срезать гриб ножом, так, чтобы самая нижняя часть ножки осталась в почве.

Не жадничай, не бери слишком маленькие грибы, пусть они вырастут.

При сборе грибов никогда не разрывай лесную подстилку, то есть старые листья, травинки, веточки, покрывающие лесную почву. Это может повредить грибнице. Иногда грибники поступают так, собирая лисички. Найдя множество этих грибов, они берут и очень маленькие, нарушая при этом лесную подстилку. А так как нити грибницы живут очень близко к поверхности почвы, то они могут быть повреждены. И грибница будет болеть.

Не трогай и не сбивай ненужные тебе грибы. Ведь они очень нужны лесу и его обитателям.

Собирай грибы осторожно, так, чтобы не сделать плохо другим лесным существам. Например, обнаружив на грибе улиток, сними их, положи в траву. И только после этого бери гриб.

Некоторые виды жуков могут находиться внутри гриба. Взяв в руки гриб, подожди немного. Жуки, почуяв неладное, сами выберутся наружу. Обычно жуки появляются из отверстий в шляпке, которые они же и сделали. Только после бегства жуков гриб можно положить в корзину.

Старайся собирать грибы не в вёдра, сумки и пакеты, а именно в корзины. Пока ты будешь ходить по лесу, через щели корзины будут высыпаться споры собранных тобой грибов. Так ты станешь "сеятелем грибов", что очень неплохо.

profilib.org

Андрей Плешаков - Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики

Как лучше вести себя в природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому - об этом рассказывает книга по экологической этике. Она адресована младшим школьникам и предназначена для использования на уроках по программе "Окружающий мир", на факультативах, для самостоятельного чтения и чтения вместе с родителями.

Содержание:

Великан на поляне, или Первые уроки экологической этикиПособие для учащихся общеобразовательных учреждений

Великан на поляне

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.

Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.

Книга называется "Великан на поляне". Но её можно назвать и по-другому: "Первые уроки экологической этики".

Что это означает?

Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.

А экология - это наука о нашем природном доме.

Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.

Но мы написали: "Первые уроки экологической этики". Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано "Зелёный дом", то эта книга тебе обязательно пригодится.

На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.

Животные и растения, камни и почва, вода и воздух - это всё природа. Человек - её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким - красивым, добрым, умным - должно быть его поведение в природе.

profilib.org

Читать Великан на поляне или первые уроки экологической этики - Плешаков Андрей Анатольевич - Страница 1

ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ,

ИЛИ ПЕРВЫЕ УРОКИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

Москва

«Просвещение»

2012

ВЕЛИКАН НА ПОЛЯНЕ

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.

Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.

Книга называется «Великан на поляне». Но её можно назвать и по-другому: «Первые уроки экологической этики».

Что это означает?

Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких, как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.

А экология — это наука о нашем природном доме.

Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.

Но мы написали: «Первые уроки экологической этики». Что значит первые уроки? Конечно, мы вовсе не имеем в виду обычные школьные уроки. В книге собраны всего лишь рассказы, но мы надеемся, что они могут кое-чему научить. Причём очень важному и даже самому главному в отношении к природе. К тому же мы писали эту книгу для того, чтобы она помогала тебе не только в повседневной жизни, но и на школьных уроках тоже. Если ты занимаешься по учебникам, на которых написано «Зелёный дом», то эта книга тебе обязательно пригодится.

На страницах нашей книги живут и действуют ребята (такие же, как ты, или помоложе, или постарше тебя), их родители, учителя и учёные, туристы и грибники. Большинство рассказанных историй не выдумано, а взято из жизни.

Животные и растения, камни и почва, вода и воздух — это всё природа. Человек — её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким — красивым, добрым, умным — должно быть его поведение в природе.

ЗАБАВНАЯ ИСТОРИЯ

С БРОНЗОВКОЙ ЗОЛОТИСТОЙ

Живёт рядом с нами, встречаясь на лесных опушках и полянах, изумрудный, сверкающий жук — бронзовка золотистая. Если летом ты будешь проходить по опушке леса и заметишь цветущие кусты шиповника, остановись и вглядись в то, что на них происходит. Возможно, тебе повезёт и в каком-нибудь из ярких, ароматных цветков ты увидишь её, бронзовку. Что она здесь делает? Конечно же лакомится пыльцой, которой так много в цветках шиповника.

Однажды по лесу шёл грибник Пётр Петрович. Впрочем, грибник он был не совсем обычный. Нередко, не набирая грибов, он приходил из лесу очень довольный. Знакомые и соседи говорили ему: «Что же вы, Пётр Петрович, ходили за грибами, а корзинка почти пуста?»

А он, немного смущаясь, отвечал, что грибник он совсем неважный и, наверное, грибы его не любят.

Но всё дело было в том, что в лесу его интересовали не столько грибы, сколько другие живые создания, населяющие лес. И больше всего те, которые имеют шесть ножек, — насекомые. Встречи с интересными насекомыми доставляли этому доброму человеку больше радости, чем найденный гриб.

Пётр Петрович шёл по лесу и внимательно присматривался к окружающему. Присматривался и прислушивался: не пробежит ли по дорожке ловкий, быстроногий жук-скакун? Не мелькнёт ли над травой яркая бабочка-медведица? Не прожужжит ли где-нибудь среди деревьев полосатый, как тигр, красавец шершень?

Замечательных насекомых на свете много, они тут, рядом. Надо только любить их и хотя бы немного знать, и тогда желанная встреча обязательно произойдёт.

Пётр Петрович остановился на маленькой лесной полянке и вдруг увидел, что вокруг него летает сверкающий зелёный жук. Это была она — золотистая бронзовка. Уменьшая свои круги, красавица приближалась к человеку. Тогда любитель насекомых, решив, что жук ищет место, куда бы сесть отдохнуть, поднял вверх указательный палец правой руки и замер. И произошло маленькое чудо: замечательный жук «приземлился» на кончик пальца и там остался. Отдыхая на пальце, бронзовка шевелила своими усиками, а лицо человека озаряла счастливая улыбка.

Промелькнули мгновения, и она взмыла в воздух, полетев куда-то по своим делам. Почему зеленокрылый жук выбрал для отдыха человеческий палец, остаётся тайной. Ведь вокруг было много веточек и листочков, на которых можно было преспокойно сидеть. А что, если маленькое создание почувствовало доброе тепло, исходящее от человека, который так любил всё живое? И именно оно, это тепло, привлекло жука к нему? Всё возможно, ведь люди, многое зная о жизни насекомых, ещё больше не знают...

Может быть, и тебе посчастливится, и когда-нибудь на твой указательный палец тоже прилетит отдохнуть изумрудный жук.

О ЧЁМ РАССКАЗАЛ МАЙСКИЙ ЖУК

Два майских жука сидели на берёзовом листочке и мирно беседовали.

— Как хорошо жить на свете, — сказал один и с удовольствием откусил от нежного листа аппетитный кусочек.

— Да, — поддержал другой. — Приятный разговор, вкусная еда, теплый денёк — что может быть лучше?

Со всех сторон раздавались мелодичные песни птиц, лёгкий ветерок приятно шевелил берёзовую веточку...

И вдруг...

— Помогите! Помогите! — услышали жуки.

— Помогите! Помогите! — раздалось через минуту совсем рядом, и на веточку плюхнулся такой же, как они, майский жук.

— Что случилось? — спросили два приятеля в один голос.

— По... По... Помогите! — прилетевший жук пытался отдышаться. — По... По... Посмотрите, не бегут ли они за мной?

— Кто?! — воскликнули жуки, и опять в один голос.

— Мальчишки, конечно же мальчишки, — ответил их новый знакомый испуганным шёпотом.

— Успокойтесь, — сказал один из жуков солидно. — За вами никто не бежал. Здесь никого нет, кроме нас. Здесь очень хорошо. Приятный разговор, вкусная еда и всё такое. А кто это — мальчишки?

— Вы счастливые, — произнёс прилетевший жук, немного

успокаиваясь. — Вы не знаете, кто такие мальчишки. А я знаю, увы...

И он рассказал свою историю.

— Раньше я тоже не знал мальчишек. До тех пор, пока не попал в их лапы. У них ужасные лапы с пятью огромными пальцами. Я, знаете ли, никогда больше не забуду эти пальцы, которые схватили меня и запихнули в тесный ящик. Мальчишки называли его спичечным коробком. Я в нём едва помещался. Ох, как там было душно, темно. Они засовывали этот ящик в огромный мешок, который называли карманом, и всё время трясли, отчего у меня кружилась голова. Время от времени они открывали коробок, и я думал, что меня хотят съесть. Но они только смотрели на меня, трогали жуткими пальцами и снова закрывали эту невыносимую тюрьму.

online-knigi.com

Природа и наша безопасность - Ответы Плешаков 3 класс 2 часть

1. Сережа хочет знать, чего нельзя делать во время грозы. Самостоятельно или с помощью учебника допиши предложения.

Нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельностоящие.

Нельзя находиться возле металлических предметов.

Нельзя прикрываться от дождя металлическими предметами.

Нельзя купаться.

Проведите с соседом по парте взаимную проверку работы.

2. Муравей Вопросик - лесной житель - придумал для тебя задания. Выполни один из вариантов.

Вариант 1. Знаешь ли ты ядовитые растения? Вырежи рисунки из Приложения и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей рисунки.

Вариант 2. Знаешь ли ты ядовитые грибы? Соедини линиями названия и рисунки. Сначала проведи линии простым карандашом. Проверь себя по учебнику. После проверки проведи линии цветным карандашом.

3. На каком рисунке изображена гадюка? Закрасьте кружок. Какая змея показана на другом рисунке? Если не знаете, посмотрите в атласе-определителе "От земли до неба". Подпишите названия обеих змей. Используя рисунок и информацию из атласа-определителя, сравните этих змей. Сделайте записи на с. 18.

Сравнение Ужа и Гадюки

Сходство: обе змеи черного цвета

Различия: ужи длиннее и тоньше гадюк. У ужей "желтые уши", у многих гадюк - зигзагообразная полоса вдоль спины. Уж неядовит, он обитает вблизи водоемов, гадюки предпочитают леса. Ужи питаются лягушками, гадюки преимущественно мышами. Ужи не нападают первыми, предпочитая скрыться, а гадюка агрессивна.

4. По заданию учебника придумай и нарисуй условные знаки к правилам безопасности, изученным на уроке.

5. С помощью атласа-определителя "От земли до неба" подготовь сообщение о любых ядовитых растениях, грибах (по своему выбору). Запиши план сообщения.

1) Грибная хитрость - ложные грибы

2) На какие грибы похожи ложные грибы?

3) Как отличить ложные грибы от настоящих?

4) Признаки отравления

5) Первая помощь

6. С помощью книги "Зеленые страницы" (рассказ "Коварные двойники") впиши в таблицу названия опасных грибов-двойников.

Грибы-двойники

Съедобный гриб Опасный двойник
Белый гриб Желчный гриб
Опенок летний Ложноопенок серно -желтый
Опенок осенний Ложноопенок кирпично-красный
Шампиньоны Шампиньоны рыжеющий

okrumir.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта