Пищевая цепь растение растительноядное животное хищник. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные животные. Цепи питания

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Пищевая цепь травоядных и плотоядных животных. Пищевая цепь растение растительноядное животное хищник


Пищевая цепь травоядных и плотоядных животных

Что делают животные, когда они голодны?

Животные поедают растения или друг друга. Жизнь на планете Земля — это бесконечный круговорот, когда одни едят, а другие являются пищей.

Растения — основное звено в пищевой цепи, необходимое для жизни как на суше, так и в воде. Животные, которые питаются только растениями, называются травоядными, а животные, употребляющие мясо плотоядными.

Например, летучая мышь — часть пищевой цепи. Она только что съела насекомое. Позднее она, возможно, будет съедена совой. Сова питается и насекомыми. В свою очередь, насекомые-паразиты живут в оперении совы и питаются ее кровью. Паразит — животное или растение, живущее за счет организмов других видов. Питается тканями, соками или пищей хозяина.

Что такое пищевая цепь? Группа растений и животных в естественной среде обитания, где некоторые существа питаются растениями и, в свою очередь, поедаются другими животными, питающимися мясом. Под средой обитания подразумевается лес, озеро, пустыня или что-то подобное. В каждой среде есть своя пищевая цепь.

Типы зубов у травоядных и плотоядных животных (рисунок сверху).Слева череп хищника, плотоядного. Обратите внимание на огромные острые зубы, которые необходимы для того, чтобы раздирать и пережевывать сырое мясо. Справа череп травоядного, питающегося растениями. Для пережевывания травы и листьев таким животным не нужны огромные острые зубы.

Часть пищевой цепи в лесу:1. Насекомые едят растения.2. Птицы едят насекомых.3. Лисы едят птиц.4. Но лисы также едят насекомых, а птицы едят растения.

Итак, некоторые животные поедаются другими животными, но и сами хищники служат пищей для животных, которые могут питаться и теми, и другими видами?Не надо путать, если имеется в виду змея, которая хочет съесть насекомое, и лягушка которая тоже хочет съесть насекомое, но змея может съесть еще и лягушку, тогда да. Но в естественной среде встречаются такие виды животных, которыми вообще никто не хочет питаться из-за их размеров и устрашающего вида.

Животное, которое охотится, называется хищником. Животное, на которое охотятся, — это добыча. Хищник может стать добычей другого хищника. Крупные хищники часто имеют острые зубы и когти, а также сильные мышцы и лапы.

Часть пищевой цепи в озере:1. Растение использует энергию света.2. Планктонные животные поедают растения.3. Насекомые едят планктон.4. Маленькие рыбы поедают водяных насекомых.5. Большие рыбы поедают маленьких рыб.6. Зимородок поедает большую рыбу.7. Но и большая рыба и зимородок питаются также и водными насекомыми.

Каких животных никто не хочет есть?Обычно это большие, сильные плотоядные, такие, как львы, тигры и медведи. Очень немногие животные отваживаются напасть на них и съесть.

Будем рады вашим комментариям по поводу этой статьи

chihuashki.ru

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные животные. Цепи питания

Урок окружающего мира в 3 «А» классе.

Учитель: Тихомирова Ю.В.

Тема: Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные животные. Цепи питания.

Цели: 1)познакомить с классификацией животных по типу питания;

            2) рассмотреть цепи питания    животных;

         3)изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов;

         4) уметь составлять цепи питания;

         5) уметь объяснять роль каждого звена в цепи питания.

Ход урока:

1. Орг. момент.

-Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Какие группы животных вы знаете?

2. Проверка домашнего задания.

-Дома я просила подготовить рассказ о любом животном. Расскажите.

3. Сообщение темы и целей урока.

-Мы прослушали много интересного о животных.

-Что вы услышали о питании животных?

-(Что животные питаются по-разному.)

-Сегодня на уроке мы узнаем кто что ест.

4.     Изучение нового материала.

- Давайте вспомним из ваших рассказов, чем питаются животные.

- Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? (хищники) слайд

Волк – искусный охотник. Он охотится на оленей, лосей, мышей, полёвок… Взрослому зверю нужно 2кг  мяса в день. слайд

Лиса поедает зайцев, детёнышей косуль, но основа её питания – мелкие мышевидные грызуны. слайд

Без хищников природа существовать не может. В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных.

 

- Чем еще питаются животные? (растениями)

- Как они называются? (травоядными или растительноядными)  слайд

Лось потребляет в год до 7 т корма. Это древесные ветки, кору деревьев, водные растения лесных водоёмов – кубышка, калужница, белая лилия.  слайд

Бабочка – нектар цветов, некоторые сосут сок гниющих плодов.  слайд

Северный олень питается зимой лишайниками. Летом – белым мхом, ягелем, травой и молодыми листьями ивы, осины, берёзы.  слайд

Мышь-полёвка – семенами хвойных деревьев, почками, ягодами, зерновыми культурами.  слайд

- А как называются животные, которые питаются насекомыми? (насекомоядные) Основная добыча ласточек насекомые – мухи, комары, мошки, жучки.  слайд

 Синица. Истребление вредных насекомых во все времена – это основная польза синиц. Проделывать  разнообразные акробатические трюки в поисках пищи синицам позволяют острые цепкие коготки, про которые сложена пословица – «Мала синичка, да коготок остёр».  слайд

- А если животные питаются разной пищей?

(всеядные) слайд

- А сейчас нам ребята расскажут чем питаются некоторые насекомые.

- Как их стая пролетит,

Пусто будет после них.

+ Саранча.

- Большинство насекомых питаются растениями. Поэтому их называют растительноядными. Они губят тысячи тонн хлеба, яблок, груш. Они портят одежду и мебель и даже разрушают дома и мосты. Так, грозным завоевателем проявила себя саранча. В древности о её нашествиях писали: земля перед неё как цветущий сад, позади неё – дикая пустыня. Подсчитано, что во всём мире растительноядным насекомым каждый год достаётся  пятая часть урожая сельскохозяйственных культур.

- Некоторые насекомые поедают сами себя. Например саранча нечувствительна к физической боли, она начинает грызть свои передние лапы, потом нижнюю часть тела. Опыты собственное тело кажется достаточно вкусной пищей.

- Сел на белый одуванчик.

Голубой аэропланчик.

Крылья солнышком погрел

И обратно улетел. (Стрекоза)

- Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Один из самых прожорливых – стрекоза. Она съедает вдень пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, а в полёте согнуты и сближены так, что получается ловчая корзина. Вот, комар или муха уже в корзине. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху – садясь на веточку. Сейчас во всём мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. Самые большие современные стрекозы достигают в размахе крыльев 19 см.

- Червяком она была,Только ела да спала.Потеряла аппетит,Смотришь - по небу летит. (Бабочка)

Одними из самых красивых существ на Земле являются бабочки. Бабочки питаются нектаром – цветочным соком. Нектар у некоторых цветов спрятан в глубоких чашечках. Рот бабочки – длинная трубочка, свёрнутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается  и бабочка достаёт нектар со дна цветка. Бабочки не приносят вреда, вред доставляют их гусеницы, поедающие листья, цветки, плоды разных растений.

- А сейчас закрепим то, что мы узнали. Откройте Рабочую тетрадь с. 43 задание №1. Прочитайте задание.

- На какие группы делятся животные по типу питания?

- Прочитай в таблице первую группу животных. Чем они питаются? К какой группе относятся эти животные? Каким цветом закрасим кружок?

- Далее самостоятельно. Проверка.

- А теперь в Атласе-определителе нужно найти 3 примера растительноядных животных и хищников и записать в тетрадь на стр. 44 №2.

Физ. минутка.

- Так как животные питаются разной пищей, то говорят, что они связаны между собой цепью питания.

 Сегодня мы должны научиться составлять эти самые пищевые цепочки.

Первое звено в цепи питания  растения, т. к. только они способны использовать энергию солнца, производить питательные вещества – сахар и крахмал. Как вы думаете, кто составляет второе звено?

(растительноядные животные) Почему?

Третье звено – хищники или всеядные животные.

- Как вы думаете почему?

Это интересно.

Население лесного муравейника за день съедает до ста тысяч, а в год до десяти миллионов насекомых.

 

- Давайте попробуем составить различные цепи питания лисицы: (разрезные карточки):

- Дуб – мыши – лиса;

- Осина – заяц – лиса.

- Выполним в тетради задание №4 стр. 45.

- Читаем задание.

- Что нужно вписать в первом квадрате? (Дуб)

- А во втором? (Кабан)

- Почему кабан, а не волк? (Кабан относится к растительноядным животным.)

- Что запишем в третьем квадрате? (Волк. Он относится к хищникам.)

- Составьте вторую цепь питания из данных представителей. Поставьте стрелки.

- Последнюю цепь питания составите дома. (Если время останется, то в классе.)

- Ребята, к нам в гости пришёл гость. Отгадайте, кто это.

На овчарку он похож,Что ни зуб - то острый нож,Он бежит, оскалив пасть,На овцу готов напасть.

- Я - опасный хищник. Летом я сыт, а зимой почти всегда голоден. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой мы живем стаями. В стае нас бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщем по полям и дорогам, ищем добычу. В поисках пищи пробегаем очень большие расстояния. Недаром про нас говорят “Волка ноги кормят”. Когда мы голодны, то очень смелы и можем нападать на зайцев, овец.

- Составим цепь питания волка. (Разрезные карточки)

- Трава – овцы – волк.5.     Работа в группах.

- А теперь мы поработаем в группах. Каждой группе выдаётся карточка с текстом. Используя текст, необходимо составить цепь питания.

- 1 группа.

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться  шелкопряд. Он быстро объедал листву на деревьях. И высохли могучие дубы.

Дуб – шелкопряд – птицы.

- 2 группа.

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом возникла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

Молодые деревца – козы – волки.

- 3 группа.

Для защиты от зайцев посадки деревьев обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.Деревья – мыши – ежи, барсуки.

6.     Работа по учебникам. Доброе слово о хищниках.

- Надо ли уничтожать хищников?

- Прочитаем статью «Доброе слово о хищниках» в учебнике на стр. 99.

- Почему же необходимо беречь и охранять хищников?7.     Итог урока.

- На какие группы делятся животные?

- Прочитаем вывод в учебнике на стр. 98.

-  Вот об этом нам и про читают стихотворение ребята.

- Все-все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых!

Нужны все на свете,

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд.

 

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

Домашнее задание. Изготовить модель цепи питания.

Приложение1.

 

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться  шелкопряд. Он быстро объедал листву на деревьях. И высохли могучие дубы.

 

 

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом возникла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

 

Для защиты от зайцев посадки деревьев обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.

 

open-lesson.net

пищевая цепь — Биология. Современная энциклопедия

пищева́я цепь

(трофическая цепь, цепь питания), взаимосвязь организмов через отношения пища—потребитель (одни служат пищей для других). При этом происходит трансформация вещества и энергии от продуцентов (первичных производителей) через консументов (потребителей) к редуцентам (преобразователям мёртвой органики в неорганические вещества, усваиваемые продуцентами).

Различают 2 типа пищевых цепей – пастбищную и детритную. Пастбищная цепь начинается с зелёных растений, идёт к пасущимся растительноядным животным (консументы 1-го порядка) и затем к хищникам, добывающим этих животных (в зависимости от места в цепи – консументы 2-го и последующих порядков). Детритная цепь начинается с детрита (продукт распада органики), идёт к микроорганизмам, которые им питаются, а затем к детритофагам (животные и микроорганизмы, вовлечённые в процесс разложения отмирающей органики).

Примером пастбищной цепи может служить многоканальная её модель в африканской саванне. Первичными продуцентами являются травостой и деревья, консументами 1-го порядка – растительноядные насекомые и травоядные животные (копытные, слоны, носороги и др.), 2-го порядка – хищные насекомые, 3-го – плотоядные пресмыкающиеся (змеи и др.), 4-го – хищные млекопитающие и хищные птицы. В свою очередь детритофаги (жуки-скарабеи, гиены, шакалы, грифы и т.д.) на каждом из этапов пастбищной цепи разрушают туши погибших животных и остатки пищи хищников. Количество особей, включённых в пищевую цепь, в каждом её звене последовательно уменьшается (правило экологической пирамиды), т.е. число жертв всякий раз существенно превышает число их потребителей. Пищевые цепи не изолированы одна от другой, а переплетаются друг с другом, образуя пищевые сети.

Источник: Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия на Gufo.me

gufo.me


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта