Пищевая цепь травоядных и плотоядных животных. Пищевая цепь растение растительноядное животное хищник
Пищевая цепь травоядных и плотоядных животных
Что делают животные, когда они голодны?
Животные поедают растения или друг друга. Жизнь на планете Земля — это бесконечный круговорот, когда одни едят, а другие являются пищей.
Растения — основное звено в пищевой цепи, необходимое для жизни как на суше, так и в воде. Животные, которые питаются только растениями, называются травоядными, а животные, употребляющие мясо плотоядными.
Например, летучая мышь — часть пищевой цепи. Она только что съела насекомое. Позднее она, возможно, будет съедена совой. Сова питается и насекомыми. В свою очередь, насекомые-паразиты живут в оперении совы и питаются ее кровью. Паразит — животное или растение, живущее за счет организмов других видов. Питается тканями, соками или пищей хозяина.
Что такое пищевая цепь? Группа растений и животных в естественной среде обитания, где некоторые существа питаются растениями и, в свою очередь, поедаются другими животными, питающимися мясом. Под средой обитания подразумевается лес, озеро, пустыня или что-то подобное. В каждой среде есть своя пищевая цепь.
Типы зубов у травоядных и плотоядных животных (рисунок сверху).Слева череп хищника, плотоядного. Обратите внимание на огромные острые зубы, которые необходимы для того, чтобы раздирать и пережевывать сырое мясо. Справа череп травоядного, питающегося растениями. Для пережевывания травы и листьев таким животным не нужны огромные острые зубы.
Часть пищевой цепи в лесу:1. Насекомые едят растения.2. Птицы едят насекомых.3. Лисы едят птиц.4. Но лисы также едят насекомых, а птицы едят растения.
Итак, некоторые животные поедаются другими животными, но и сами хищники служат пищей для животных, которые могут питаться и теми, и другими видами?Не надо путать, если имеется в виду змея, которая хочет съесть насекомое, и лягушка которая тоже хочет съесть насекомое, но змея может съесть еще и лягушку, тогда да. Но в естественной среде встречаются такие виды животных, которыми вообще никто не хочет питаться из-за их размеров и устрашающего вида.
Животное, которое охотится, называется хищником. Животное, на которое охотятся, — это добыча. Хищник может стать добычей другого хищника. Крупные хищники часто имеют острые зубы и когти, а также сильные мышцы и лапы.
Часть пищевой цепи в озере:1. Растение использует энергию света.2. Планктонные животные поедают растения.3. Насекомые едят планктон.4. Маленькие рыбы поедают водяных насекомых.5. Большие рыбы поедают маленьких рыб.6. Зимородок поедает большую рыбу.7. Но и большая рыба и зимородок питаются также и водными насекомыми.
Каких животных никто не хочет есть?Обычно это большие, сильные плотоядные, такие, как львы, тигры и медведи. Очень немногие животные отваживаются напасть на них и съесть.
Будем рады вашим комментариям по поводу этой статьи
chihuashki.ru
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные животные. Цепи питания
Урок окружающего мира в 3 «А» классе.
Учитель: Тихомирова Ю.В.
Тема: Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные животные. Цепи питания.
Цели: 1)познакомить с классификацией животных по типу питания;
2) рассмотреть цепи питания животных;
3)изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов;
4) уметь составлять цепи питания;
5) уметь объяснять роль каждого звена в цепи питания.
Ход урока:
1. Орг. момент.
-Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Какие группы животных вы знаете?
2. Проверка домашнего задания.
-Дома я просила подготовить рассказ о любом животном. Расскажите.
3. Сообщение темы и целей урока.
-Мы прослушали много интересного о животных.
-Что вы услышали о питании животных?
-(Что животные питаются по-разному.)
-Сегодня на уроке мы узнаем кто что ест.4. Изучение нового материала.
- Давайте вспомним из ваших рассказов, чем питаются животные.
- Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? (хищники) слайд
Волк – искусный охотник. Он охотится на оленей, лосей, мышей, полёвок… Взрослому зверю нужно 2кг мяса в день. слайд
Лиса поедает зайцев, детёнышей косуль, но основа её питания – мелкие мышевидные грызуны. слайд
Без хищников природа существовать не может. В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных.
- Чем еще питаются животные? (растениями)
- Как они называются? (травоядными или растительноядными) слайд
Лось потребляет в год до 7 т корма. Это древесные ветки, кору деревьев, водные растения лесных водоёмов – кубышка, калужница, белая лилия. слайд
Бабочка – нектар цветов, некоторые сосут сок гниющих плодов. слайд
Северный олень питается зимой лишайниками. Летом – белым мхом, ягелем, травой и молодыми листьями ивы, осины, берёзы. слайд
Мышь-полёвка – семенами хвойных деревьев, почками, ягодами, зерновыми культурами. слайд
- А как называются животные, которые питаются насекомыми? (насекомоядные) Основная добыча ласточек насекомые – мухи, комары, мошки, жучки. слайд
Синица. Истребление вредных насекомых во все времена – это основная польза синиц. Проделывать разнообразные акробатические трюки в поисках пищи синицам позволяют острые цепкие коготки, про которые сложена пословица – «Мала синичка, да коготок остёр». слайд
- А если животные питаются разной пищей?
(всеядные) слайд
- А сейчас нам ребята расскажут чем питаются некоторые насекомые.
- Как их стая пролетит,
Пусто будет после них.
+ Саранча.
- Большинство насекомых питаются растениями. Поэтому их называют растительноядными. Они губят тысячи тонн хлеба, яблок, груш. Они портят одежду и мебель и даже разрушают дома и мосты. Так, грозным завоевателем проявила себя саранча. В древности о её нашествиях писали: земля перед неё как цветущий сад, позади неё – дикая пустыня. Подсчитано, что во всём мире растительноядным насекомым каждый год достаётся пятая часть урожая сельскохозяйственных культур.
- Некоторые насекомые поедают сами себя. Например саранча нечувствительна к физической боли, она начинает грызть свои передние лапы, потом нижнюю часть тела. Опыты собственное тело кажется достаточно вкусной пищей.
- Сел на белый одуванчик.
Голубой аэропланчик.
Крылья солнышком погрел
И обратно улетел. (Стрекоза)
- Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Один из самых прожорливых – стрекоза. Она съедает вдень пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, а в полёте согнуты и сближены так, что получается ловчая корзина. Вот, комар или муха уже в корзине. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху – садясь на веточку. Сейчас во всём мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. Самые большие современные стрекозы достигают в размахе крыльев 19 см.
- Червяком она была,Только ела да спала.Потеряла аппетит,Смотришь - по небу летит. (Бабочка)
Одними из самых красивых существ на Земле являются бабочки. Бабочки питаются нектаром – цветочным соком. Нектар у некоторых цветов спрятан в глубоких чашечках. Рот бабочки – длинная трубочка, свёрнутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается и бабочка достаёт нектар со дна цветка. Бабочки не приносят вреда, вред доставляют их гусеницы, поедающие листья, цветки, плоды разных растений.
- А сейчас закрепим то, что мы узнали. Откройте Рабочую тетрадь с. 43 задание №1. Прочитайте задание.
- На какие группы делятся животные по типу питания?
- Прочитай в таблице первую группу животных. Чем они питаются? К какой группе относятся эти животные? Каким цветом закрасим кружок?
- Далее самостоятельно. Проверка.
- А теперь в Атласе-определителе нужно найти 3 примера растительноядных животных и хищников и записать в тетрадь на стр. 44 №2.
Физ. минутка.
- Так как животные питаются разной пищей, то говорят, что они связаны между собой цепью питания.
Сегодня мы должны научиться составлять эти самые пищевые цепочки.
Первое звено в цепи питания растения, т. к. только они способны использовать энергию солнца, производить питательные вещества – сахар и крахмал. Как вы думаете, кто составляет второе звено?
(растительноядные животные) Почему?
Третье звено – хищники или всеядные животные.
- Как вы думаете почему?
Это интересно.
Население лесного муравейника за день съедает до ста тысяч, а в год до десяти миллионов насекомых.
- Давайте попробуем составить различные цепи питания лисицы: (разрезные карточки):
- Дуб – мыши – лиса;
- Осина – заяц – лиса.
- Выполним в тетради задание №4 стр. 45.
- Читаем задание.
- Что нужно вписать в первом квадрате? (Дуб)
- А во втором? (Кабан)
- Почему кабан, а не волк? (Кабан относится к растительноядным животным.)
- Что запишем в третьем квадрате? (Волк. Он относится к хищникам.)
- Составьте вторую цепь питания из данных представителей. Поставьте стрелки.
- Последнюю цепь питания составите дома. (Если время останется, то в классе.)
- Ребята, к нам в гости пришёл гость. Отгадайте, кто это.
На овчарку он похож,Что ни зуб - то острый нож,Он бежит, оскалив пасть,На овцу готов напасть.
- Я - опасный хищник. Летом я сыт, а зимой почти всегда голоден. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой мы живем стаями. В стае нас бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщем по полям и дорогам, ищем добычу. В поисках пищи пробегаем очень большие расстояния. Недаром про нас говорят “Волка ноги кормят”. Когда мы голодны, то очень смелы и можем нападать на зайцев, овец.
- Составим цепь питания волка. (Разрезные карточки)
- Трава – овцы – волк.5. Работа в группах.
- А теперь мы поработаем в группах. Каждой группе выдаётся карточка с текстом. Используя текст, необходимо составить цепь питания.
- 1 группа.
В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться шелкопряд. Он быстро объедал листву на деревьях. И высохли могучие дубы.
Дуб – шелкопряд – птицы.
- 2 группа.
В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом возникла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.
Молодые деревца – козы – волки.
- 3 группа.
Для защиты от зайцев посадки деревьев обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.Деревья – мыши – ежи, барсуки.
6. Работа по учебникам. Доброе слово о хищниках.
- Надо ли уничтожать хищников?
- Прочитаем статью «Доброе слово о хищниках» в учебнике на стр. 99.
- Почему же необходимо беречь и охранять хищников?7. Итог урока.
- На какие группы делятся животные?
- Прочитаем вывод в учебнике на стр. 98.
- Вот об этом нам и про читают стихотворение ребята.
- Все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете,
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.Домашнее задание. Изготовить модель цепи питания.
Приложение1.
В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться шелкопряд. Он быстро объедал листву на деревьях. И высохли могучие дубы.
В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом возникла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.
Для защиты от зайцев посадки деревьев обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.
open-lesson.net
пищевая цепь — Биология. Современная энциклопедия
пищева́я цепь
(трофическая цепь, цепь питания), взаимосвязь организмов через отношения пища—потребитель (одни служат пищей для других). При этом происходит трансформация вещества и энергии от продуцентов (первичных производителей) через консументов (потребителей) к редуцентам (преобразователям мёртвой органики в неорганические вещества, усваиваемые продуцентами).
Различают 2 типа пищевых цепей – пастбищную и детритную. Пастбищная цепь начинается с зелёных растений, идёт к пасущимся растительноядным животным (консументы 1-го порядка) и затем к хищникам, добывающим этих животных (в зависимости от места в цепи – консументы 2-го и последующих порядков). Детритная цепь начинается с детрита (продукт распада органики), идёт к микроорганизмам, которые им питаются, а затем к детритофагам (животные и микроорганизмы, вовлечённые в процесс разложения отмирающей органики).
Примером пастбищной цепи может служить многоканальная её модель в африканской саванне. Первичными продуцентами являются травостой и деревья, консументами 1-го порядка – растительноядные насекомые и травоядные животные (копытные, слоны, носороги и др.), 2-го порядка – хищные насекомые, 3-го – плотоядные пресмыкающиеся (змеи и др.), 4-го – хищные млекопитающие и хищные птицы. В свою очередь детритофаги (жуки-скарабеи, гиены, шакалы, грифы и т.д.) на каждом из этапов пастбищной цепи разрушают туши погибших животных и остатки пищи хищников. Количество особей, включённых в пищевую цепь, в каждом её звене последовательно уменьшается (правило экологической пирамиды), т.е. число жертв всякий раз существенно превышает число их потребителей. Пищевые цепи не изолированы одна от другой, а переплетаются друг с другом, образуя пищевые сети.
gufo.me