Экологический проект «целебные растения». Проект в старшей группе лекарственные растения
Проект на тему "Лекарственные растения"
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №83 «Фея» Экологический проект "Лекарственные растения" (краткосрочный) Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Щербакова Н. В.
2 слайд Описание слайда:Актуальность проекта Лекарственные свойства растений были известны людям очень давно, наверное, даже обитатели пещер уже пользовались целебными травами для лечения различных недомоганий. Дошедшие до нас лечебные трактаты древних врачевателей дают уже конкретные рецепты и способы применения целебных растений на базе практического опыта многих тысячелетий. Таким образом, народные знахари-целители передавали из поколения в поколение крупицы сведений о целебных свойствах той или иной травы, создавая прочный фундамент той природной "зеленой аптеки", которой мы пользуемся и в настоящее время. Лекарственные вещества, выделяемые из целебных растений в чистом виде, используются сейчас в качестве порошков, таблеток, настоек. Многие современные синтезированные лекарства не могут сравниться по своему лечебному эффекту с теми лекарствами, которые получены из трав и растений, не говоря уже о побочных явлениях, вызываемых химическими лекарствами. Дети дошкольного возраста должны знать о пользе лекарственных растений, уметь отличать их от других растений, беречь и не рвать без надобности.
Продолжительность проекта: 2 недели Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Тип проекта: поисковый. Цель проекта: - закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования ими. Задачи: воспитывающие: воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность; любовь к природе; бережное отношение к растениям; развивающие: - развивать конструктивные, изобразительные способности в изготовлении рисунков, аппликаций, гербариев; - развивать игровое творчество, воображение, мышление ,связную речь в процессе наблюдений и обследований лекарственных растений; обучающие: - дать понятия о том, что такое «лекарственные растения», отметить их роль для здоровья человека; - собрать иллюстрации с изображением лекарственных растений; научить детей засушивать растения и делать из них гербарий; обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы – описания, сказки, загадки о растениях;
Этапы: Подготовительный: - составление перспективного плана мероприятий проекта; - подборка художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях; - подборка иллюстраций лекарственных растений; - подготовка материала и оборудования: альбом, краски, кисти, ножницы, клей и др. для выполнения работ по изобразительной деятельности; скоросшиватель для оформления гербария; - подготовка растений и посуды для фиточая. Основной: - наблюдения в природе; - познавательная деятельность при знакомстве с растениями; - чтение художественной и энциклопедической литературы; - рассматривание иллюстраций лекарственных растений; - выполнение работ по изобразительной деятельности; - составление рассказов, загадок и сказок о растениях. Заключительный: - обобщение результатов работы по ознакомлению с лекарственными растениями; - закрепление полученных знаний; - изготовление гербария; - питье фиточая из разных лекарственных трав.
Ожидаемый результат 1. У детей появился интерес к узнаванию природы: - особенностям жизни и развития растений, в частности к лекарственным растениям; - появилось желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями в группе и на участке; - расширились навыки наблюдения в процессе поисково – познавательной деятельности. 2. Пополнился словарный запас, научились называть лекарственные растения. 3. Дети познакомились с новыми для них растениями, научились находить и различать лекарственные растения друг от друга и от других растений. 4. В работах по изобразительной деятельности научились передавать свои чувства и настроения. 5. Родители стали более активно участвовать в подготовке и проведении экологических мероприятий.
Реализация проекта 1. Занятия познавательного цикла: Ситуативный разговор о лечебных растениях: «Друг или враг?» Цель: познакомились с лечебными растениями ближайшего окружения: подорожником, мать – и - мачехой, одуванчиком, ромашкой, чистотелом и другими растениями. Беседа о лекарственных растениях: «Зеленая аптека» Цель: из рассказа старшей медсестры узнали о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширили представления о мире растений, познакомились с взаимосвязями растительного мира и человека; с правилами сбора и сушки лекарственных растений; воспитывали любовь к природе и бережное к ней отношение.
7 слайд Описание слайда:Рассматривание растений: «В гостях у бабушки – травницы» Цель: развивали познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения их; воспитывали бережное отношение к природе. Экскурсия в уголок луга ДОУ: «Наши верные друзья» Цель: продолжали знакомство с природным окружением родного края; из рассказа воспитателя узнали о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; познакомились с лекарственным растением – подорожником, с его внешним строением; закрепили знания о том, какую пользу приносит это растение человеку; какие условия необходимы ему для того чтобы расти.
2. Занятия по изобразительной деятельности: Объемная аппликация: «Одуванчик» Цель: старались передать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы; удлинённые, зубчатые, зелёные листья. Рисование: «Подорожник» Цель: очень старались передать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с прожилками и ровными краями; закрепили знания о лекарственных свойствах подорожника.
9 слайд Описание слайда:3. Игровая деятельность: дидактические, словесные, подвижные игры Дидактическая игра: «Узнай растение» Цель: упражнялись в умении узнавать растение по внешнему виду, частям, строению, составлять рассказ о нем. Дидактическое упражнение: «Определи по запаху» Цель: узнавали лекарственные растения по запаху, рассказывали о его лечебных свойствах; развивали свою связную речь, закрепляли полученные знания в процессе этого интересного упражнения. Дидактическая игра: «Вершки и корешки» Цель: познакомились с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья. Клевер – цветы, листья. Словесно – дидактическая игра : «Найди растение и расскажи о его пользе» Цель: закрепили знания о строении растений; учились находить отдельные его части и рассказывать о значении их для растения; воспитывали любовь к природе, бережное отношение к растениям. Подвижная игра: «Я садовником родился…» Цель: разучили новую игру, в ходе которой продолжали знакомство с лекарственными растениями, обогащали свой словарный запас, развивали речь, прививали любовь к природе.
6. Совместная деятельность с детьми и родителями 1. Сбор лекарственных растений и помощь в изготовлении гербария. 2. Подбор и чтение художественной литературы о растениях детям дома. 3. Фиточай из лекарственных растений, собранных детьми совместно с родителями. 7. Итог проекта 1. Оформление гербария «Лекарственные растения». 8. Заключение: В ходе познавательной деятельности много узнали нового: все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Мы решили, что надо беречь лекарственные растения, чтобы не наносить вреда природе, тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.
Доброго здоровья!
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-178323
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
infourok.ru
Проектная деятельность в старшей группе "Лекарственные растения"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 Золотая рыбка» г.Ростов Ярославской области
Экологический мини-проект
«Лекарственные растения»
Автор проекта
Воспитатель старшей группы
Букреева Т.Н.
Ростов,2017
Паспорт проекта:
Название проекта: « Лекарственные травы»
Вид проекта: экологический; познавательно-исследовательский
Продолжительность: краткосрочный 26.06.17 - 16.07.17 (3 недели)
Участники: воспитатель, воспитанники старшей группы и их родители.
Место проведения: территория детского сада, участок группы, семья.
Актуальность: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дети поняли, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Цель проекта: Сформировать представления детей о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности.
Задачи проекта:
Продолжать знакомить детей с разными лекарственными растениями.
Расширять знания детей о месте произрастания, о пользе лекарственных растений; уточнить особенности внешнего вида растений.
Развивать творчество, мышление, фантазию.
Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять загадки, рассказы - описания.
Воспитывать у детей экологическую культуру, желание беречь и защищать природу.
Погружение в проблему. Осуществляя прогулку с детьми по территории детского сада, я задала детям вопрос: "Что вы видите под своими ногами, когда идете?" Дети стали называть: траву, камешки, цветы. Катя назвала одуванчики. «Вот – лопух», сказала Даша. «А я вижу подорожник, он лечит», - сказал Илья. А Кирилл рассказал, что дома во время прогулки поцарапал коленку, и бабушка приложила ему на ранку лист подорожника, чтобы остановить кровь. Я пояснила детям, что подорожник - это лекарственная трава и задала вопрос? А какие еще лекарственные растения, вы знаете? Ответов много не последовало, и эта проблема послужила толчком к созданию проекта. Ввести детей в проблему проекта помог просмотр мультфильма « Сказки про лекарственные растения».
Сюжет мультфильма раскрыл перед детьми разнообразие мира растений, которые лечат людей, животных. После просмотра дети поняли, что в природе нас окружают растения, которые не только радуют своей красотой, но и помогают нам дышать. И также существуют лекарственные растения, которые в опасных для здоровья ситуациях приходят на помощь человеку, животным.
Этапы реализации проекта
1- этап - подготовительный, включает в себя:
Изучение методической литературы.
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Формулирование задач и целей проекта.
Подборка художественной литературы.
Разработка конспектов ООД, бесед, опытно-экспериментальной деятельности.
2-этап-основной, включает в себя:
Коммуникативная деятельность
Беседы: « Лекарственные растения », «Ромашка», «Лопух»
ООД «Подорожник»; «Ромашка»; «Календула»; «Зверобой»; «Крапива»; «Мать - и – мачеха.
Просмотр презентации «Лекарственные растения». Составление загадок детьми о лекарственных растениях.
Игровая деятельность
Д/и» Съедобное - несъедобное», «Вершки корешки» «Четвертый лишний», «Я знаю пять цветов», «Цветочные названия», «Путешествие на луг».
Чтение художественной литературы:
Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,
Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
Н. Павловой «Загадки цветов»,
А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
Заучивание загадок и стихов о растениях.
Продуктивная деятельность: Рисование «Наш друг подорожник», «Ромашка», «Мать-и-мачеха». Аппликация: коллективная работа «Календула», составление гербария «Мать-и-мачеха».
Познавательно-исследовательская деятельность
Целевая экскурсия по территории детского сада.
Ознакомление со строением и свойствами растений лопух, подорожник с помощью тактильного обследования. Рассматривание растений, с помощью
опытно-экспериментального оборудования (через лупу).
«Посадка рассады цветов календулы»
«На участке ищем полезные растения»
Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»
«Где лучше посадить растения?»
«Наблюдаем, как растет подорожник, крапива, мать-и-мачеха, календула».
Двигательная деятельность
Физминутка «Цветы»
Подвижная игра «Цветы и дождик»
Упражнение на дыхание «Аромат цветов», «Одуванчик»
Гимнастика «Цветы-Волшебники»
Музыкально-художественная деятельность
Ю.Антонов « Не рвите цветы». В.Моцарт «Цветы», П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов». «Это называется природа» М. Протасов «Одуванчики».
Продукты проектной деятельности:
Изготовление альбома «Лекарственные растения Ярославской области». Картотека загадок и стихотворений на тему «Лекарственные растения». Составление гербария «Лекарственные растения» «Мать - и - мачеха»
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Народная медицина у нас под ногами»
Сбор информации о лекарственных растениях вместе с детьми.
Изготовление альбома «Лекарственные травы». Изготовление гербария.
Экскурсия в аптеку.
Памятка «Правила сбора лекарственных растений».
(Совместно с детьми просмотр телепередачи АБВГДейка «Лекарственные растения»). Создание справочника о лекарственных растениях.
3-этап – итоговый, включает в себя:
Фотовыставка в уголок для родителей. Презентация проекта.
Заключение
В ходе работы над проектом мы достигли следующих результатов: обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях нашей местности, которые растут и на территории детского сада. В период работы над проектом дети пополнили словарный запас. Экспериментальная деятельность, в которой участвовали дети, была направлена на развитие воображения, мышления. В ходе всего проекта дети проявляли любознательность, были наблюдательны. В результате работы по проекту дети узнали больше названий лекарственных растений, узнали об их значимости для всего живого на планете.
В проектной деятельности принимали участие и родители. Совместно с детьми родители подготовили альбомы с информацией о лекарственных растениях, изготовили гербарии, составили коллаж «Зелёная аптека». Таким образом, поставленные цель и задачи были достигнуты в полном объёме.
Используемая литература
1.. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
2.Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
3. Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
4. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
5. Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
6.Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.
Приложение
Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»
Цель: познакомить детей с лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы.
Конспект ООД «Подорожник»
Задачи: Продолжать знакомить детей с растениями, имеющими лечебные свойства, места, где произрастают растения, с особенностями его внешнего вида и строения; воспитывать любовь к родному краю.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, я вам расскажу об одном растении. Вы так часто его встречали и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего оно растёт возле дорог. Никто не вспомнил его название? Это подорожник.
Подорожник у дорогиДружно топчут наши ноги.Вот козлёнок пробежал,На ходу листок сорвал.Таня бросила мячом, А ему все нипочем.
И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что! Интересно, почему? Давайте рассмотрим, потрогаем растение (ответы детей). Да, жёсткие листья у подорожника, упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным. Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Посмотрите, из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава – подорожник растёт много лет. Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что? (семена). Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги? (рассуждения детей). Правильно, семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение. Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, и других заболеваниях органов дыхания. Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”. При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.
Загадки о подорожнике
Его бьют сапогами, его мнут колесом,Ему все нипочем.
У дороги вырос лекарь,Вдоль тропинки луговой;Он для нас с тобой аптекарь.Догадайся, кто такой?
Тонкий стебель у дорожки,На конце его – сережки,На земле лежат листки –Маленькие лопушки.
infourok.ru
Экологический проект «целебные растения» - дошкольное образование, прочее
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с лицом целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма
Просмотр содержимого документа «Экологический проект «целебные растения»»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
«ЦЕЛЕБНЫЕ РАСТЕНИЯ»
СПДО МОУООШ с. Николаевка
Федоровского района
Саратовская область
Воспитатель: Ярмольчик Галина Владимировна
Экологический проект
Ярмольчик Г.В. воспитатель СПДО МОУООШ Федоровский район Саратовская область с.Николаевка
«Целебные растения»
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с лицом целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления
Организма.
Задачи проекта:
Формировать умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, их значимости в жизни человека
Развивать навыки моделирования и экспериментирования
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.
Участники проекта: дети старшей, подготовительной группы, родители, воспитатели.
Ожидаемый результат:
1.Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
2.Сформированные знания о лекарственных растениях.
Материалы и оборудование: справочная и художественная литература; наглядный, иллюстративный материал( открытки, фотографии), модели «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений, модели растений,«Составь рассказ или загадку» , папки для гербариев, контейнеры для хранения лекарственных трав, оборудование для труда(лейки, ведра, грабли)
I ЭТАП
На территории детского сада разбили зону лекарственных трав. Изготовили таблицу указателей названиями растений.
II ЭТАП
Дети проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения- земля, растения- вода, растения- человек.
III ЭТАП
Результаты экспериментов фиксировали в календаре- наблюдения. Совместно с родителями был выпущен « Сборник лекарственных растений» включающий в себя народные рецепты, рисунки, рассказы, сказки, стихи о лекарственных растениях, выращенных на огород.
В экологической комнате для проведения опытов был создан экспериментальный уголок, где проводились опыты. Результаты фиксировались в дневниках наблюдения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№/№ | Мероприятия | Ответственный | Сроки |
1 | Подготовительный этап: сбор литературы о лекарственных растениях, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки. | Воспитатель, родители | Апрель-май 2015 |
2 | Родительское собрание: участвуем в проекте «Целебные травы» | Воспитатель | Апрель 2015 |
3 | Приобретения необходимого оборудования | Родительский комитет группы | Май- июнь 2015 |
4 | Трудовая деятельность: уход за цветами, деревьями, уборка листьев | Воспитатель | В течении всего проекта |
5 | Экскурсии в парке | Воспитатель | Апрель-май 2015 |
1 | Деятельный этап: Разбивка огорода лекарственных трав | Воспитатели, родители | Июнь 2015 |
2 | Посадка семян и рассады | Воспитатель | Июнь 2015 |
3 | Изготовление табличек –указателей с названиями растений | Воспитатель | Июнь 2015 |
4 | Опытно- экспериментальная деятельность « Строение растений» «Условия, необходимые для жизни растений» Размножение, рост, развитие растений | Воспитатель | Июнь 2015 Март 2016 |
5 | Ведение дневника наблюдений | Воспитатель | В течение всего проекта |
6 | Экскурсии по экологической тропе | Воспитатель | В течение всего проекта |
7 | Занятия с детьми: «Растения лечат», «Лекарственные растения», « В гости к лекарственным растениям» | Воспитатель | Сентябрь, ноябрь, февраль, март |
8 | Экскурсия в больницу (аптеку) | Воспитатель | Октябрь 2016 |
9 | Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях | Воспитатель, родители | В течение всего проекта |
10 | Оформление гербария лекарственных трав | Воспитатель, родители | Октябрь-декабрь |
11 | Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?» « Узнай по запаху», « От какого растения часть» | Воспитатель | В течение всего проекта |
12 | Выпуск плаката в защиту растений | Воспитатель | Март 2016 |
13 | Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях | Воспитатель, муз. руководитель | В течение всего проекта |
14 | Оформление сборника «Мамины рецепты» | Родители | |
1 | Заключительный этап( апрель 2016) Оформление альбома «Лекарственные растения» | Воспитатель | Апрель 2016 |
2 | Оформление книжек- самоделок «Мое любимое растение» | Дети, родители | Апрель 2016 |
3 | Итоговые занятие « В гости к лекарственным растениям» | Воспитатель | Апрель 2016 |
Критерии отслеживания результативности:
Сформированные представления у детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека.
Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности
Бережное отношение детей к природе.
Список литературы:
Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Н- « Вако», 2005г.
Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры детском саду» Сценарий занятий. Н- творческий центр. 2005г.
Соламинникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации. – Н- Мозаика – Синтез, 2005г
Рыжова Н.А. «не просто сказки … Экологические рассказы, сказки, праздники, Н-Липки- Гуш, 2002г.
kopilkaurokov.ru