Грибы-паразиты растений. Грибы паразиты растений животных человека таблица
«Грибы паразиты» доклад | Kratkoe.com
Грибы паразиты доклад 5 класс кратко расскажет Вам много полезной информации о паразитических видах грибов. Также информация доклада поможет Вам подготовиться к занятиям по биологии.
«Грибы паразиты» доклад
Какие грибы называют грибами паразитами?
Паразитные грибы – это небольшая группа живых организмов, которые все необходимые вещества для своего питания получают из живых субстанций. При этом они наносят субстанциям колоссального вреда, часто почти полностью уничтожают и разрушают своего хозяина. Если сравнить их с животными, то это настоящие хищники.
Количество паразитических грибов не такое и огромное. Известно, что некоторые виды опят, чешуйчаток, трутовиков и пилолистников растут на деревьях. Но бывают и такие случаи, когда они распространяются даже на других грибах. Например, моховик-паразит растет на несъедобном плодовом теле бородавчатого ложнодождевика или вольвариелла паразитирующая, которая селится на оранжевой говорушке.
Какие грибы относятся к паразитам?
К паразитирующим видам грибов относятся:
- Низшие грибные организмы
Это плесневые грибы, к которым относятся спорынья, головня, ржавчина хлебных злаков, разные гнили овощей и фруктов, развивающиеся на животных или живых растительных организмах. Они наносят большой вред культурам и могут вызвать их преждевременную гибель.
- Высшие грибные организмы
К ним относятся преимущественно шляпочные грибы, из которых наиболее вредоносными являются чешуйчатки и опенки. Они растут большими колониями и считаются как паразитами, так и полу-сапрофитами (чешуйчатка золотистая и опенок осенний).
Какую роль грибы-паразиты играют в природе?
На всех этапах развития человечества грибы-паразиты были неотъемлемой его частью. Практически все они заражают в природе не только растения и животных, но и человека и другие грибы. Самое большое влияние на человека имеют грибы-паразиты растений. Они «способствуют» тому, что каждый год теряется пятая часть урожая культурных растений. Самые распространенные из них головневые грибы.
Среди грибов-паразитов есть и съедобные виды, которые обитают на лесной живой древесине лиственных и хвойных пород. На деревьях зачастую растут грибы трутовики. Их плодовое тело плотно, почти намертво прикрепляются к его стволу, а грибница трутовик разрушает древесину, так как пронизывает ее.
Надеемся, что доклад по биологии «Грибы паразиты» помог Вам подготовиться к занятию. А доклад на тему «Грибы паразиты» Вы можете дополнить через форму комментариев.
kratkoe.com
Грибы-паразиты растений — Мегаобучалка
Огромное количество болезней растений возникает в результате их поражения разнообразными грибами-паразитами. Споры грибов, образующиеся в огромных количествах, распространяются водой и воздушными потоками и проникают в тело растения через повреждения покровов. Вместе с тем, многие грибы способны активно внедряться в растения.
Головневые грибы |
Головневые грибы — наиболее опасные паразиты злаков (рис. 86). При поражении головней вместо зерна получается черная пыль, представляющая собой споры гриба. Колосья становятся похожими на обугленные головешки. Заражение некоторыми видами происходит на стадии цветения злаков, когда споры с пораженного растения попадают на рыльца пестиков здоровых растений. Они прорастают, гифы гриба проникают в зародыш семени, и образуется зерновка, внешне здоровая. На следующий год к моменту цветения начинается спороношение гриба, цветки не образуются, и соцветие приобретает вид обугленного.
Класс Аскомицеты. Наибольшее значение имеет спорынья пурпурная (рис. 86), паразитирующая на злаках, в основном на ржи. Легко обнаруживается в период цветения ржи: на колосях среди зерновок хорошо заметны черно-фиолетовые рожки, выступающие из колоса.
Они состоят из плотно переплетенных гифов. Это стадия покоя гриба. В период созревания ржи они опадают на землю и зимуют под снегом. Весной на них образуются шаровидные головки красноватого цвета на длинных ножках. Созревание спор происходит во время цветения ржи.
Созревшие споры попадают на рыльце пестика ржи и прорастают, образуя мицелий. Гифы мицелия внедряются в завязь и разрушают ее. На концах грибных нитей образуются в огромном количестве округлые конидиоспоры. При этом нити гриба
выделяют сладкую жидкость — медвяную росу, привлекающую насекомых. Перелетая с одного колоса на другой, насекомые разносят споры грибы на незараженные колосья. Конидии, попав на завязь, образуют грибницу, которая к осени уплотняется, наружные слои ее окрашиваются, и вместо зерновки в колосе формируются рожки.
Рожки спорыньи содержат ядовитые алкалоиды, которые, попадая в организм человека, вызывают отравление (иногда со смертельным исходом). Некоторые из этих алкалоидов спорыньи применяются в медицине.
Грибы-трутовики |
|
ращающие ее в труху. Даже после гибели дерева гриб продолжает жить на мертвом субстрате (как сапротроф), ежегодно производя большое количество спор и заражая здоровые деревья. Поэтому погибшие деревья и плодовые тела трутовиков рекомендуется удалять из леса.
Значение грибов
Грибы играют большую роль в круговороте веществ в природе, являясь редуцентами остатков растительного происхождения. Участвуют в процессах почвообразования. Разрушая органическое вещество почвы, способствует ее очищению от патогенных организмов. Грибы улучшают условия питания растений (образуя микоризу с корнями высших растений), превращая сложные органические соединения в более простые.
Важна их роль и в хозяйственной деятельности человека. Они используются в хлебопекарной, пивоваренной, молочной и винодельной промышленности для производства вина, спирта, пива, кваса, кефира. Шляпочные грибы имеют пищевое значение, так как содержат в большом количестве белки, жиры, углеводы, витамины, ценные соли и ароматические вещества. Ферменты некоторых грибов используются для осветления фруктовых соков, переработки грубых кормов, гидролиза белков. Используются для получения антибиотиков (пенициллин), гиббереллина — ростового вещества, препаратов для уничтожения вредных насекомых. Дрожжи используются как лечебный продукт, так как богаты витаминами.
Велика и отрицательная роль грибов. Они вызывают различные заболевания, паразитируя на растениях, животных и человеке, портят продукты питания. Дереворазрушающие грибы наносят большой ущерб лесному хозяйству, уничтожают большое количество заготовленной древесины, разрушают деревянные постройки деревянные части строений.
megaobuchalka.ru
Урок «Грибы- паразиты»
Урок биологии в 5 классе. «_____»______________ 20_____ г.
Грибы – паразиты.
Презентация к уроку
Цель. Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся с целью изучения особенностей жизнедеятельности грибов- паразитов.
Задачи.
образовательная: раскрыть общие особенности организации грибов – паразитов, вызывающих болезни растений, животных, человека, и способами борьбы с ними;
развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;
воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, любовь к природе.
Планируемые результаты обучения.
Предметные.
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;
- разнообразие и распространение грибов;
- роль грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику грибам;
- отличать грибы от других живых организмов;
- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные
Познавательные УУД
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Оценивать собственный вклад в работу;
Формирование познавательного мотива на основе интереса, направленного на изучение живой природы.
Овладеют интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход урока.
-
Орг. момент.
Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос.
С какими плесневыми грибами мы с вами познакомились на прошлом уроке?
Какое строение имеет мукор?
Есть ли сходство между мукором и шляпочными грибами?
Что получают из пеницилла?
Как человек использует антибиотики?
Как размножаются дрожжи?
Индивидуальные задания.
Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, конском навозе и имеет вид пушистого белого налета. Рассмотреть его удается только под микроскопом. О каком грибе идет речь?
Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней сок забродил. Что могло вызвать брожение сока?
В тесто для выпечки хлеба добавляют пекарские дрожжи. Каким бы получился хлеб без дрожжей? Почему?
В годы войны препарат гриба пеницилла спас от смерти многих раненых и больных воспалением легких. Каким свойством он обладает?
Слайд 2. Письменное задание.
Установите соответствие между особенностями строения и организмом, для которого они характерны.
А. Мукор Б. Дрожжи В. Подберезовик
1. Образует плодовое тело из пенька и шляпки
2. Состоит из одной многоядерной клетки
3. Тело состоит из одной или несколько клеток
4. Размножается почкованием
5. Грибница с корнями растений образует микоризу
6. На гифах, поднимающихся вверх, находятся спорангии
7. Появляется в виде плесени
8. Споры созревают в шляпке
9. Спороносный слой имеет трубчатое строение
Ответы по щелчку.
А – 2, 6, 7
Б – 3, 4,
В – 1, 5, 8, 9
-
Мотивация учебной деятельности.
Слайд 3. Демонстрация картинок с грибами- паразитами. Встречались ли вам такие растения? Где и в какое время года?
Это тоже грибы. Их называют грибы- паразиты. Скажите, какую группу грибов мы будем с вами изучать на сегодняшнем уроке?
Какие вопросы мы с вами изучаем при рассмотрении определенной группы грибов?
Слайд 4. На данном уроке мы с вами познакомимся с грибами- паразитами.
Слайд 5. В ходе урока должны найти ответы на следующие вопросы:
- Где обитают данные грибы?
- Какое строение имеют грибы- паразиты?
- Какой способ питания данной группы грибов?
- Как размножаются и распространяются грибы – паразиты?
- Какое значение имеют данные грибы в природе и жизни человека?
-
Изучение новой темы.
Чтобы определить основные признаки грибов – паразитов, давайте познакомимся с многообразием грибов – паразитов.
Самостоятельная работа с учебником. Стр. 82. Зад. 55 стр. 35 в раб.тетради.
Названия грибов - паразитов | Поражаемые растения | Наносимый вред |
Головня Слайд 6. | Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза. | Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его. |
Спорынья Слайд 7. | Луговые и хлебные злаки. | Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление. |
Трутовик Слайд 8. | Деревья. | Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки. |
Фитофтора Слайд 9 | Листья и клубни картофеля, томата. | Наносит ущерб сельскому хозяйству. Вызывает порчу или гибель урожая. |
Дополнительный материал.
Слайд 10 Черная ножка, или ольпидий капустный, поражает рассаду, молодые огородные растения, комнатные растения – вызывает загнивание и отмирание основания стебля.. Слайд 11. На Дальнем Востоке встречается гриб – паразит злаковых физариум, который не вызывает тяжелых отравлений, но дает эффект опьянения. Хлеб из такого зерна называют «пьяным».
Слайд 12. Хлебная ржавчина может полностью уничтожить урожай. Гриб хлебная ржавчина поражает листья и стебли злаков. При этом колосья совсем не образуются или не содержат полноценных зёрен. Наиболее перспективный способ борьбы с грибом – выведение устойчивых к ржавчине сортов. Ржавчиной поражаются плодовые и садово-декоративные культуры.
Слайд 13. Серая гниль паразитирует на растительных остатках, которые остаются в почве. Попадая на отмершие части растений, гриб поражает живые клетки токсичными выделениями, поражая все новые участки тканей. Активность серой гнили приходится на сырую и холодную весну. Во время завязывания бутонов, болезнь поражает верхнюю часть растений: бутоны, стебли, листья.
Слайд 14. Парша вызывает заболевания, связанные с сильным поражением и деформацией поверхностных тканей. Сильное развитие парши почти никогда не бывает губительным для яблони, но может заметно снизить урожайность (уменьшается количество и вес плодов) и качество плодов. Плоды мельчают, становятся непривлекательными, уродливой формы, со сниженным содержанием витаминов.
Слайд 15. Микозы – заболевания, вызываемые грибами- паразитами. Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний, заболеваний волосяного покрова, ногтей у человека и когтей у животных – дерматитов, стригущего лишая, парши и др. болезней.
Ответим на поставленные вопросы в начале урока. слайд 16
- Где обитают данные грибы? - живые организмы
- Какое строение имеют грибы- паразиты? - разросшаяся грибница внутри живого организма, очень редко образуют плодовые тела
- Какой способ питания данной группы грибов? – паразиты
- Как размножаются и распространяются грибы – паразиты? - спорами, распространяются ветром
- Какое значение имеют данные грибы в природе и жизни человека? – вызывают заболевания, порчу продуктов и др. предметов.
-
Первичное закрепление изученного материала.
- Предлагаю применить ваши знания о грибах:
Задание первое: отгадать загадки и расположить по группам: Паразиты или Плесневые грибы.
Слайд 16. Весь грибок с пчелиный бок
А растет на весу и совсем не в лесу (спорынья, паразит)
Слайд 17. Конское копыто – к дереву привито (трутовик, паразит)
Слайд 18. Пока молод, он седой
А постареет – весь почернеет (мукор, плесневый)
Слайд 19. Это что за дело: просо обгорело.
И в метелках сажа,
И на листьях даже (головня, паразит)
Слайд 20. Выросли на палочке
Кисточки-метелочки
Кисточки зеленые
Лекари хваленые (пеницилл, плесневый)
Слайд 21. Есть грибы и не в лесу:
В тесте, пиве и квасу… (дрожжи, плесневый)
Слайд 22. Задание второе: рубрика «верю - не верю»:
1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля (-)
2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-)
3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми (+)
4. Мукор – это гриб – паразит(-)
5. Фитофтора - это гриб, поражающий клубни картофеля, томат (+)
6. Спорынья – это плесневый гриб (-)
Слайд 23. Ответы на тест.
-
Рефлексия
Слайд 24. Оцените свою работу на уроке.
1. Активность | Активно работал | Иногда отвлекался | Совсем не работал |
2. Доступность | Все понял | Не всё понятно | Много не понял |
3. Комфортность | Понравился урок | Не всё понравилось | Не понравился урок |
4. Оцениваю свою работу | 5 | 4 | 3 |
Слайд 25.
-
Домашнее задание.§ 16, подготовить сообщения о грибах- паразитах растений, животных, человека.
xn--j1ahfl.xn--p1ai