Отделы растений таблица. Урок биологии в 6-м кассе "Повторение и обобщение темы «Основные отделы царства растений»"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Сравнительная таблица отделов растений. Отделы растений таблица


Сравнительная таблица отделов растений

Параметры

Плауны

Хвощи

Папоротники

Голосеменные

Количество видов

примерно 1200

по разным источникам, от 15 до 32 видов

более 10 000 видов

более 1000 видов

Время господствования

Палеозойский период

Каменноугольный период

Конец палеозойской — начало мезозойской эры.

Мезозойская эра

Побег

Нет деления на летний и весенний

Весенний и летний

Нет деления на летний и весенний

Шишки - это укороченные видоизмененные побеги, в которых листья превратились в чешуйки.

Стебель

Прямостоячий или стелющийся

Жесткий прямостоячий

Короткий, жесткий

Два основных типа стеблей – пиноксильные и маноксильные. Стебли многослойные.

Листья

Мелкие различной формы

Мелкие чешуевидные

нет настоящих листьев - вайи

игловидные (хвоя) или чешуевидные

Корни

Придаточные корни отходят от стелющегося побега

Корневище, придаточные корни

Корневище, придаточные корни

Стержневая к.с. – придаточные корни отходят от главного

Вегетативное размножение

Побегами

Корневищами

Почками на корневище

Черенками (кипарисовые) и отводками (пихта, секвойя).

Бесполое размножение

Спорофит

Спорофит

Спорофит

-

Половое размножение

Гаметофит

Гаметофит

Гаметофит

Гаметофит (семя)

Место обитания

В тропических лесах они нашли свое место под солнцем на ветвях других растений, избрав эпифитный образ жизни, а в холодных и умеренных поясах они ползут, буквально стелются по земле, ограничивая рост кверху и наклоняя слишком вытянувшиеся побеги в покровах мягкого мха, лесной подстилки и снежного покрывала.

Распространены они на всех континентах мира (кроме Австралии) довольно широко, преимущественно в условиях влажных местообитаний.

Папоротники встречаются в лесах — в нижнем и верхнем ярусах, на ветвях и стволах крупных деревьев — как эпифиты, в расселинах скал, на болотах, в реках и озёрах, на стенах городских домов, на сельскохозяйственных землях как сорняки, по обочинам дорог. Но самое их большое разнообразие — там, где тепло и сыро: тропики и субтропики.

Имеют малое распространение – в основном в лесах, хорошо переносят холод.

Анатомическое строение

Наличие сосудистой ткани, проводящей воду и питательные вещества, а также настоящих корней

Его подземная часть представлена корневищем, проникающим в почву на глубину до 1 м. Некоторые укороченные боковые разветвления корневища превращаются в клубни, заполненные запасным крахмалом. В узлах мутовками расположены листовые влагалища и придаточные корни. Корень имеет первичное строение, в коре находятся крупные воздухоносные полости.

В отличие от моховидных папоротники имеют проводящую ткань, доставляющую воду и питательные вещества ко всем органам. У папоротников есть хорошо развитые листья и стебель, у многих - корневище (с придаточными корнями), однако нет ни цветков, ни семян.

Подавляющее большинство голосеменных - вечнозеленые, одно - или двудомные растения с хорошо развитыми стеблем и корневой системой, образованной главным и боковым корнями. Расселяются они семенами, которые формируются из семязачатков. Семязачатки голые (отсюда название отдела), расположены на мегаспорофиллах или на семенных чешуях, собранных в женские шишки.

Гаметофит

Гаметофиты подземные, длиной 2 - 20 мм, питаются сапрофитно. Оплодотворение связано с водой.

Гаметофиты мелкие, величиной в несколько миллиметров, зеленые, одно- или (реже) обоеполые. Оплодотворение связано с водой. Зародыш не имеет периода покоя.

Гаметофит подавляющего большинства современных равноспоровых папоротников автотрофный, развивающийся на поверхности субстрата - на влажной почве, в трещинах скал, на ветвях деревьев и т. д.

Гаметофиты сильно редуцированы, причем мужские гаметофиты голо - и покрытосеменных растений не имеют антеридиев, чем резко отличаются от всех разноспоровых бессеменных растений.

Спорофит

Для спорофита характерно дихотомическое ветвление стебля, который густо усеян листьями – микрофиллами

Боковое ветвление с мутовчатым расположением боковых побегов. Листья также собраны в мутовки. Узлы и междоузлия четко выражены. При основании междоузлий часто имеется интеркалярная меристема.

Спорофит папоротника – травянистое или древовидное растение с крупными перистыми листьями, спирально свёрнутыми в почках

Спорофит представлен деревом: массивный ствол,побеги нарастают моноподиально.

mybiblioteka.su

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Деление покрытосеменных (цветковых) растений на классы и семейства

 

Общая характеристика цветковых растений. Не зря цветковые растения имеют второе название – покрытосеменные. Покрытосемянность – главная отличительная особенность этих растений. Семязачатки у них всегда развиваются в завязи пестика. После оплодотворения завязь превращается в плод, а семязачатки в семена. Таким образом, семя всегда покрыто околоплодником.

 

 

Другая важная особенность цветковых – двойное оплодотворение. Попав на рыльце пестика, пылинка делится и в ней образуется два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой с образованием зиготы, а другой – с центральной клеткой. Это слияние приводит к формированию эндосперма. Только цветковые растения имеют цветок.

 

Есть и другие особенности. Например, у цветковых растений особенно хорошо развиты проводящие ткани: сосуды древесины, ситовидные трубки. Поэтому проведение веществ по растению происходит чрезвычайно быстро, а организм быстрее и точнее приспосабливается к изменениям окружающей среды.

 

Цветковые растения окружают нас повсюду. Эти многочисленные растения, легко приспособляющиеся к разным условиям, оказывают на нашу жизнь огромное влияние. Они поставляют кислород в воздух, служат важнейшим звеном в цепи, связывающей всё живое на Земле, сохраняют почву и реки. Из цветковых растений мы получаем древесину для строительства, химической промышленности, производства бумаги, топлива. Мы их выращиваем как декоративные растения, лекарственные, промышленные. Цветковые растения – это источник практически всей потребляемой нами пищи, либо непосредственно (зерно, овощи и фрукты), либо косвенно, так как животные, которые дают нам молоко, мясо и яйца, также питаются растениями.

Многообразие цветковых. Покрытосеменные растения существуют во всех возможных условиях обитания: в воде и на суше, в горах и низинах, болотах и пустынях. Они освоили различные почвы – плодородные и неплодородны, кислые и солёные. Их можно встретить в любых климатических поясах – от холодной тундры до жарких тропиков. Покрытосеменные приспособились к любым условиям, меняя свои жизненные формы, строение корня, стебля, листа. Есть формы прямостоячие и ползучие, лазящие и лежачие. Многолетние растения запасают питательные вещества не только в тканях стебля или корня, но и образуют особые органы: луковицы, корневища, клубни. Среди цветковых появились и такие специализированные формы, как эпифиты, паразиты и даже насекомоядные растения.

Цветковые размножаются и расселяются семенами, но многим свойственно и вегетативное размножение. У некоторых растений появились специальные органы вегетативного размножения – столоны, выводковые почки, луковицы и т.д.

Благодаря многообразию форм покрытосеменные приспособились к различным условиям среды и обеспечили себе господствующее положение на Земле.

 

Классификация цветковых. Отдел Цветковые, или Покрытосеменные растения подразделяют на два класса: Двудольные и Однодольные. Считается, что однодольные растения – более молодая группа, произошедшая от двудольных растений. Нельзя отнести растение к тому или иному классу на основе только одного признака, необходимо учитывать все или наиболее важные.

Цветковые насчитывают свыше 450 семейств и 250 тыс. видов. В некоторых семействах всего по одному виду, а в других – тысячи. Представители многих семейств обитают только в тропиках. В нашей стране произрастают растения почти из 120 семейств.

 

Таблица. Признаки двудольных и однодольных растений

 

Так как семейств в классах много, их удобно разделять на подклассы. В классе Двудольные выделяют следующие подклассы: Раздельнолепестные – лепестки не срастаются, околоцветник двойной. Сростнолепестные – лепестки в нижней части срастаются, околоцветник двойной. Однопокровные – околоцветник простой, невзрачный или отсутствует.

 

Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока. Прежде чем приступить к выполнению заданий урока повторите тему "Отдел Голосеменные")

 

 

В настоящее время на Земле господствуют покрытосеменные, или цветковые, растения. Они являются наиболее высокоорганизованным и многообразным отделом растений. Они имеют цветок и плод. Семязачаток защищён завязью пестика, а семя – плодом. Для покрытосеменных характерно двойное оплодотворение. Отдел Цветковые подразделяется на два класса: Однодольные и Двудольные, которые различаются по ряду признаков.

 

biolicey2vrn.ru

Урок биологии в 6-м кассе "Повторение и обобщение темы «Основные отделы царства растений»"

Разделы: Биология

Я знаю, что деревьям, а не нам                                                         Дано величье совершенной жизни:                                                         На ласковой земле, сестре звездам,                                                         Мы на чужбине, а они – в отчизне.                                                                                /Н.Гумилёв/

Цель: Систематизировать знания учащихся об основных отделах царства растений, особенностях их строения, распространения, размножения и роли в природе и в жизни человека.

Задачи:

  • Образовательная – обобщить знания о многообразии растительного мира; закрепить знания о семействах цветковых растений, их характерных признаках, о значении растений в природе и жизни человека;
  • Развивающая – развивать умения и навыки работать с дополнительной литературой, вести поисковую работу;
  • Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, уважение к биологическим профессиям.

Оборудование: таблицы, гербарий растений, коллекции «Торф», «Каменный уголь», презентация «Класс Двудольных», компьютер, проектор, экран.

 

План урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Мы продолжаем знакомство с удивительным и прекрасным миром растений, который изучает наука – ботаника. Начало изучению растений заложил древнегреческий ученый Теофраст, которого в истории науки называют «отцом ботаники» В своей книге «Естественная история растений» он упоминает о 450 растениях, которые делит на 4 класса: деревья, кустарники, полукустарники и травы. Он сближал отдельные группы растений, описывая их как дикие и культурные, вечнозеленые и листопадные, растения суши и вод.

Мы то сейчас с вами знаем, что существует особая область биологических наук, которая помогает разобраться в многообразии растений  и она называется систематика. Систематика делит растения на группы и вводит такие систематические единицы разделения как отдел, класс, порядок, семейство, род и вид.

Демонстрация таблицы «Систематика растений».

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с растениями разных отделов царства растений, узнали их особенности строения и жизнедеятельности. А сегодня нам предстоит закрепить, систематизировать, углубить наши знания о многообразии растительного мира, семействах цветковых растений, о значении растений в природе и жизни человека. Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по станциям на поезде Знаний.

«Путешествие!» Вот оно слово! Так и тянет от радости петь. /В.Рождественский/

Мы побываем на станциях «Водоросли», «Мохообразные», «Папоротникообразные», «Голосеменные», «Покрытосеменные», «Класс Двудольные» и «Класс Однодольные». Я желаю вам, дорогие ребята, доброго пути, хороших и правильных ответов. Не забывайте правила полного ответа на поставленный вопрос, поддерживайте друг друга, соблюдайте правила гигиены.

II. Повторение.

Но, что же такое? Поезд стоит на месте и не отправляется. Ребята! диспетчер говорит, что надо провести экспресс опрос, то есть ответить на вопросы.

Вопрос 1. Назовите общие признаки растений.

Вопрос 2. Где обитают растения?

Вопрос 3. Назовите особую область биологии, которая помогает разобраться во всем многообразии растений.

Вопрос 4. Какая единица систематики растений пропущена?      /отдел/

Вид----род-----семейство-----порядок------класс-------            -----царство

Вопрос 5. Назовите отделы растений.

Учитель: Итак, наш поезд тронулся в путь. Мы очень быстро доехали до станции «Водоросли». Нас встречает экскурсовод Жукова Ксения. Ксения вам слово.

Первый экскурсовод. Мир водорослей огромен по численности и разнообразен по формам. Водоросли – самые древние растения на нашей планете. Преобладающее большинство из них живет в пресной и соленой воде, например в морях красные водоросли обитают на самых больших глубинах. Некоторые произрастают в наземно-воздушной среде, располагаясь на стволах деревьев, каменных стенах, на поверхности почвы и даже снега и льда.

Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные организмы. Например, одноклеточные – это -  хламидомонада, хлорелла; многоклеточные – спирогира, улотрикс; морские водоросли – бурые, красные. Тело водорослей представлено слоевищем или талломом; у них нет ни корня, ни стебля, ни листьев. Водоросли относятся к низшим растениям. Размножаются водоросли спорами и половым путем.

Водоросли являются гигантским источником кислорода, органических веществ, они содержат много ценных веществ, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и в питании людей. Водоросли являются активными санитарами, очистителями загрязненных водоемов. Водоросль хлорелла даже летала в космос. Водоросли представляют большую ценность для нашей планеты.

А теперь проверьте себя, как вы усвоили услышанное.

Какие утверждения верны? Графический диктант. /чертим линию, делим ее на 5 отрезков; при правильном ответе продолжаем прямую, при неправильном – чертим крышу над линией/

  1. Размножается водоросль только спорами. –
  2. Тело водоросли называют слоевищем. +
  3. Зеленые водоросли с помощью хлорофилла осуществляют фотосинтез. +
  4. Все водоросли живут в морях и океанах. –
  5. Бурые водоросли самые глубоководные. –

Отправляемся дальше в путь. Перед нами станция «Мохообразные» Экскурсию по этой станции проводит Ергунова Вероника.

Второй экскурсовод. Мохообразные – обширная группа растений, очень разнообразных по внешнему строению. Во всем мире их насчитывается около 27 тысяч видов. Мохообразные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Почти все они многолетние растения. Они низкорослы, их высота колеблется от 3 мм до 5-7см.. Они всегда растут в местах с повышенной влажностью.

Все мохообразные делятся на два класса – печёночников и листостебельных мхов. К листостебельным относятся кукушкин лен и сфагнум. Их тело имеет стебель, листья, но ещё не имеют корней. Размножаются мохообразные половым путем, вегетативно и спорами. Половое размножение происходит только при участии капельно-жидкой воды. Мхи участвуют в образовании болот, влияют на общую обеспеченность суши влагой. Сфагнум участвует в образовании торфа. Торф применяют как удобрение, топливо, подстилку для животных.

А теперь проведем цифровой диктант.

  1. Появление на почве  этого мха – сигнал, предупреждающий о возможном заболачивании почвы.
  2. Участвует в образовании торфа.
  3. Размножаются половым путем, вегетативно и спорами.
  4. Растут всегда лишь в местах повышенного увлажнения.
  5. Это многолетние растения.

Ответы:

0 – кукушкин лен и сфагнум;         

1 – кукушкин лен;

2 – сфагнум.

12000

Учитель: Ребята у нас получилось число 1200. Именно такое количество видов насчитывает следующий отдел Папоротникообразные, куда мы и отправляемся. Нас встречает экскурсовод Корепанова Татьяна.

Третий экскурсовод. Папоротникообразные – большая группа высших растений. В неё входят плауны. Хвощи и папоротники. В большинстве своем все они – травянистые растения, обитающие в тенистых, влажных местах. В тропических лесах Азии, Америки, Австралии произрастают древовидные папоротники 15-20м в высоту.

Все папоротникообразные жили более 350 млн. лет назад. В то время на Земле был теплый, влажный климат. Папоротникообразные образовывали леса на всех континентах нашей планеты, в том числе и в Антарктиде. Отмирая, эти крупные, высокорослые растения падали в воду, пропитывались там минеральными солями и окаменевали. Со временем из них образовывались мощные слои каменного угля, который добывается в наше время.

Современные папоротникообразные – представители очень древних растений. Их часто называют живыми ископаемыми. Все они нуждаются в охране.

У всех папоротникообразных есть придаточные корни, стебель, листья. Они размножаются спорами.

Плауны используются как лекарственные растения, хвощи служат кормом для оленей, кабанов.

Учитель: Древние папоротникообразные господствовали в каменноугольный период. Это доказывает наука – палеоботаника – наука о древних ископаемых остатках растений. Более подробно о жизни древних папоротникообразных вы можете прочитать в книге для чтения по ботанике.

Давайте проверим себя и сыграем в игру «Пятерка». Вы должны заполнить ячейки с правильными ответами.

  1. Какие органы имеет папоротник?
  2. Назовите растение, которое определяет кислотность почвы.
  3. Как размножаются папоротникообразные?
  4. Какое полезное ископаемое образовали древние папоротникообразные?
  5. К низшим или высшим растениям относятся папоротникообразные?

Ответы:

  1. придаточные корни, стебель, листья
  2. хвощ полевой.
  3. спорами.
  4. каменный уголь.
  5. высшие растения.

Движемся дальше. Пора нам, ребята, отдохнуть и восстановить мозговое кровообращение. Выполняем упражнения.

  1. Наклоны головы назад и вперед.
  2. Наклоны головы влево, вправо.
  3. Руки на пояс. Наклоны туловища вперёд, назад.
  4. Руки вперёд. Меняем положение рук, вверх, вниз.
  5. Руки вверх. Сжимаем в кулак, разжимаем. 

Впереди станция «Голосеменные». И нас встречают хвойные растения: ель, сосна, можжевельник.

Ель: Ели образуют еловые леса. Они значительно темнее сосновых боров. Мы занимаем в нашей стране огромные территории. В отличие от сосны ель – теневыносливое растение, произрастающее на плодородных почвах с достаточным увлажнением. Хвоинки ели – короткие колючие, одиночно сидят на ветвях. Ель – вечнозелёное растение. Её древесина прочная, душистая. Она используется как строительный материал и для изготовления бумаги.

Сосна: Сосна – светолюбивое, высокоствольное дерево, произрастающее на любых почвах: песчаных, каменистых, болотных. Хвоинки сосны длиной 4-5 см по две или по пять сидят на очень коротких боковых побегах, расположенных на ветвях. Хвоинки живут 2-4 года, что определяет вечнозеленость сосны. Сосну используют как строительный материал, собирают смолу.

Учитель: Очень любил изображать сосны в своих картинах русский художник Иван Шишкин. Картина Шишкина «Корабельная роща» показывает величие этих деревьев, красоту и ценность их древесины, использование в строительстве кораблей.

Можжевельник: Можжевельник не образует лесов, но как низкорослое деревце произрастает в сосновых борах и ельниках. Хвоя игольчатая, древесина очень прочная, твердая. Шишки у можжевельника мясистые, шаровидные. Растение это медленно растущее и долго живущее. Оно широко используется в медицине, в пищевой промышленности, в парфюмерии. Можжевельник является индикатором чистоты воздуха, обладает бактерицидным свойством.

Учитель: Хвойные растения образуют леса РМЭ. Здесь растут также пихта, лиственница. Люди, которые занимаются изучением состояния леса, ухаживают за лесом, называются лесничий. Эта профессия связана со знанием биологических особенностей растений леса.

Мы хотим проверить ваши знания о голосеменных и предлагаем выполнить задание «Дополните утверждения»

  1. Голосеменные размножаются-------------
  2. Из голосеменных к растениям –гигантам относится---------
  3. Семена голосеменных лежат----------- на поверхности чешуи шишек.
  4. Ежегодно осенью------------ сбрасывает хвою.
  5. Сосну сибирскую иначе называют--------------

Ответы:

1. семенами; 2. секвойя; 3. голо; 4. лиственница; 5. кедром.

 И вот мы доехали до станции «Покрытосеменные».

Рассказ учителя: Покрытосеменные растения образуют один из наиболее крупных отделов царства растений – в нем насчитывается более 240000 видов. Они составляют основную часть растительной массы в биосфере. Из покрытосеменных многие виды вошли в число культурных растений. Они имеют  разнообразные корни, стебли, листья, цветки и плоды. Покрытосеменные растения размножаются и расселяются семенами, но у них широко представлено и вегетативное размножение. Семена этих растений покрыты плодом. Покрытосеменные растения имеют важное значение в жизни человека: они используются в питании, как лекарство, строительный материал, изготовляют масло, ткань, парфюмерные изделия, украшают жилища человека.

Предлагаю разгадать кроссворд «Редкое растение Республики Марий Эл»

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

  1. Мужской половой орган растения. –  Тычинка
  2. Как иначе называют насекомоядное растение. –  Хищник.
  3. Чем покрыты семена цветковых растений – Плод.
  4. Дерево, цветущее позже всех в нашей местности. –  Липа.
  5. С помощью чего размножаются и расселяются покрытосеменные растения. – Семя.

У нас получилось слово – чилим.

 

Рассказ ученика о редких видах  покрытосеменных растений.

Представляем Красную книгу растений РМЭ.

Учитель: Ну а теперь нам предстоит посетить станцию «Класс Двудольных»

Здесь проведет экскурсию ученица 10 класса Ушакова Виктория. Она проведет презентацию своей работы «Класс Двудольных». Ребята внимательно посмотрите слайды, а потом мы будем отвечать на вопросы.

Ребята отгадайте загадки о растениях семейств класса Двудольные.

Загадки.  

1. Стоят в поле сестрички: Желтый глазок, белые реснички. /ромашки/ Сложноцветные

2. Раскололся тесный домик на две половинки, И посыпались в ладони бусинки-дробинки. горох/ Бобовые

3. Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка, Мы для неё готовим кадки И крупной соли полмешка. /капуста/ Крестоцветные

4. Растут на грядке Зеленые ветки, А на них – красные детки. /помидоры/ Пасленовые.

5. Была зеленой маленькой, Потом я стала аленькой, На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. /вишня/Розоцветные 

 

Проведем физкультминутку: упражнения для глаз.

  1. Моргаем глазами на счет до 5.
  2. Глаза зажмурили, широко открыли, смотрим вдаль.
  3. Водим ручкой верх, вниз, влево, вправо на счет 1,2,3,4,5, при этом смотрим на кончик ручки.
  4. Смотрим на кончик ручки, а потом вдаль.
  5. Выводим белками глаз круги вправо, влево, зажмурим глаза, смотрим вдаль.

И завершает наше путешествие станция «Класс Однодольные»

Рассказ учителя: Класс Однодольных цветковых растений объединяет около 80 семейств и более 60000 видов. Это преимущественно травянистые растения. Эти растения имеют общие признаки: одна семядоля в семени, мочковатая корневая система, дуговое или параллельное жилкование листьев. Различают семейства лилейные, луковые, злаковые и т.д.

  1. Рассказ ученика «Интервью моей бабушки» – о растениях семейства лилейные.
  2. Работа с учебником: просмотр рис. 106 на с. 165
  3. Рассказ ученика «Интервью с агрономом местного ГСУ» – о семействе злаковые.
  4. Представление энциклопедии «Растения».

Игра «Пятый лишний»

  1. по семейству Лилейные: лилия, ландыш, бамбук, тюльпан, кандык.
  2. по семейству Луковые: чеснок, вороний глаз, лук репчатый, шнитт-лук, лук порей.
  3. по семейству Злаковые: мятлик, рожь, овес, рис, купена.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги.

Все изученные нами растения из отделов Царства растения очень разнообразны и имеют важное значение в природе и в жизни человека. Растения обогащают атмосферу кислородом, ими питаются животные. Люди используют растения как лекарство, строительный материал, производят бумагу, ткань. И наша с вами задача сохранить и приумножить растительный мир мировой флоры, флоры России и РМЭ.

Работа с учебником с.6.

III. Домашнее задание.

Написать сочинение о нашем путешествии с рисунками, сочинить стихи.

Выставление оценок. Комментирование.

Литература:

  • учебник биологии  6 класс,
  • Красная книга РМЭ «Растения»,
  • Энциклопедия «Растения»,
  • Книга для чтения по ботанике.

 

Презентация «Класс Двудольных».

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отдел Покрытосеменные | Биология

Общая характеристика

Покрытосеменные образуют один из наиболее крупных отделов царства растений — в нем насчитывается более 240000 видов. Они составляют основную часть растительной массы в биосфере. Покрытосеменные растения — это дуб, береза, яблоня, пшеница, рожь, капуста, пальма, подорожник и др. Многие виды покрытосеменных вошли в число культурных растений.

Представители покрытосеменных произрастают повсеместно: в сухих и влажных местах, в холодных и жарких районах Земли. Одни живут очень недолго — несколько дней. Например, эфемеры крупка весенняя, проломник Турчанинова живут 35-60 дней и дают семена. Другие живут сотни лет. Например, платан восточный, или чинар, живет до 2000 лет, достигает 50 м в высоту, а его ствол — около 18 м в окружности.

У растений, относящихся к этому отделу, семена покрыты тканями плода, который образуется из завязи пестика цветка. Благодаря этим особенностям отдел получил название Покрытосеменные или Цветковые.

Цветущая яблоня и ветка с плодамиЦветущая яблоня и ветка с плодами

Покрытосеменные (цветковые) растения чрезвычайно разнообразны по форме, по требованиям к условиям обитания, но всем им свойственны общие признаки строения, размножения и развития.

Преимущества покрытосеменных перед остальными представителями царства растений

Сравните особенности покрытосеменных и голосеменных растений, приведенные в таблице.

Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных № Покрытосеменные растения Голосеменные растения
1 Образуют семена Образуют семена
2 Развивают цветок Цветков не образуют
3 Развивают плоды Плодов не развивают
4 Имеют семязачатки. Они находятся в завязи пестика Имеют семязачатки. Они лежат открыто (голо) на чешуе шишки
5 Опыление производится животными, ветром, водой; возможно самоопыление Опыление производится ветром
6 Пыльца падает на рыльце Пыльца попадает прямо на семязачаток
7 Есть рыльце, способствующее улавливанию и прорастанию пыльцы Нет специального органа, улавливающего пыльцу
8 В семязачатке при малом количестве делений (2-3) идет ускоренное развитие зародышевого мешка с одной яйцеклеткой В семязачатке при большом количестве делений (более 8) образуется многоклеточный орган с несколькими яйцеклетками
9 Двойное оплодотворение Оплодотворение одним спермием одной яйцеклетки
10 Древесина представлена сосудами и трахеидами Древесина (ксилема) представлена исключительно трахеидами
11 Ситовидные трубки сложного строения Ситовидные трубки имеют простое строение
12 Имеются древесные, кустарниковые и травянистые формы Преобладают древесные формы, травянистых нет

Сопоставление этих признаков убеждает, что покрытосеменные растения достигли более высокого уровня эволюционного развития, чем голосеменные и все другие представители царства растений. Покрытосеменные смогли произрастать в самых разных условиях обитания. Они оказались способными заселять различные почвы (кислые, соленые, плодородные, неплодородные), жить на камнях, стволах других растений, на стенах домов, произрастать в разных климатических зонах — от жаркого тропического пояса до холодных тундр. Произрастание в неодинаковых условиях способствовало образованию огромного разнообразия жизненных форм и экологических групп покрытосеменных растений. Среди них есть деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы. Среди трав имеются стержнекорневые, луковичные, корневищные, лианы, эпифиты, ползучие, клубнеобразующие и многие другие формы. Есть покрытосеменные влаголюбивые и сухолюбивые, светло- и тенелюбивые. Преобладающее число цветковых — настоящие автотрофные растения. Но среди них есть питающиеся гетеротрофно, например, растения-паразиты и растения-хищники (насекомоядные). Благодаря такому разнообразию цветковые заняли разные местообитания на Земле: от пустынь до болот и водоемов, от соленых морских побережий до высокогорных скал.

Примеры жизненных форм семенных растенийПримеры жизненных форм семенных растений: деревья (1), кустарники (2), кустарнички (3), полукустарники (4) и травы (5)

Способность приспосабливаться к различным условиям обеспечила покрытосеменным большое биологическое разнообразие и господствующее положение в растительном мире.

Покрытосеменные растения размножаются и расселяются семенами, но у них широко представлено и вегетативное размножение.

У многих видов цветковых растений в процессе эволюции сформировались специализированные для вегетативного размножения органы: клубни, луковицы, усы, столоны, выводковые почки и др.

Все растения отдела Покрытосеменные подразделяются на два класса: Двудольные и Однодольные.

Характерные признаки двудольных и однодольных растенийХарактерные признаки двудольных (А) и однодольных (Б) растений

Сравнение двудольных и однодольных растений

Основные различия между ними показаны в таблице 3. Однако многие признаки могут встречаться у представителей обоих классов.

Сравнительная характеристика двудольных и однодольных № Двудольные Однодольные
1 Зародыш семени с двумя семядолями Зародыш семени с одной семядолей
2 Запасные питательные вещества семени находятся в зародыше или в эндосперме Запасные питательные вещества семени у большинства видов находятся в эндосперме
3 Листья обычно имеют перистое или пальчатое жилкование Листья обычно имеют параллельное или дуговое жилкование
4 Черешок листа редко бывает влагалищным Черешок листа слабо выражен, но часто представляет собой листовое влагалище
5 Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбия обеспечивается рост стебля в толщину Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия у стебля нет
6 Зародышевый корешок семени быстро развивается в главный корень Зародышевый корешок развит слабо, и при прорастании от стеблевой части побега обычно отходят сразу несколько придаточных корней, которые формируют мочковатую корневую систему
7 Обычно древесные и травянистые формы Обычно травы, редко древесные формы

Ученые полагают, что однодольные растения произошли от двудольных и что двудольные — более древние растения среди цветковых, чем однодольные. По количеству видов однодольных меньше, чем двудольных, но значение растений обоих классов в природе одинаково велико. Многие из них стали культурными растениями, без которых жизнь человека на Земле была бы невозможна. Покрытосеменные одевают и кормят человека, дают ему лекарства и радуют своей красотой.

Покрытосеменные, или цветковые, - наиболее высокоорганизованные представители царства растений. Они имеют цветок и плод. Семена развиваются под защитой вначале цветка, потом плода. Покрытосеменные очень разнообразны по форме вегетативных и генеративных органов. Они дали человечеству богатейшую группу культурных растений. Биологическое разнообразие покрытосеменных — ценнейшее достояние нашей планеты, которое людям необходимо сохранить.

blgy.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта