Для Сергея . Особенности строения и жизнедеятельности растительных организмов. Особенности жизнедеятельности растений
Строение и жизнедеятельность растений | Учеба-Легко.РФ
Жизнь - качественно специфическая биологическая форма движения материи. Главными признаками живого является обмен веществ и энергии, питания, дыхания, рост и развитие, движение, раздражимость, размножение, саморегуляция и самообновления, способность приспосабливаться к изменениям внешней среды.
Обмен веществ и энергии - это совокупность процессов поступления в организм веществ и энергии из внешней среды, их преобразование, усвоения в организме, распад с выделением энергии и выведения из организма.
Питание - процесс поступления в организм веществ, необходимых для поддержания жизнедеятельности, и их усвоение, это составная часть обмена веществ. Существуют два типа питания: автотрофных и гетеротрофных. Автотрофное питание - образование (синтез) органических веществ из неорганических и за использование, в основном, энергии солнечного излучения. В процессе синтеза органического вещества из неорганических у растений выделяется кислород. Часть его растения используют для дыхания, а остальной газ попадает в атмосферу.
Гетеротрофы используют для питания готовые органические вещества. Гетеротрофы делятся на паразитов и сапротрофы. Паразиты - организмы, использующие для питания органические вещества живых организмов. Сапротрофы - питаются органическими веществами отмерших организмов.
Фотосинтез - самая функция листа. В листьях происходят также важные функции - дыхание и испарение воды (транспирация). При фотосинтезе из неорганических соединений образуются органические за счет усвоения растением энергии света. Необходимым условием фотосинтеза является наличие света, воды и углекислого газа. Воду растения получают преимущественно из почвы, углекислый газ - из воздуха. Потребление растениями углекислого газа из атмосферы называют воздушным питанием. Углерод углекислого газа является основой для образования молекул органических веществ. Во время фото-синтеза на свете растения разлагают воду и выделяют из нее кислород. Интенсивность фотосинтеза зависит от освещенности, температуры окружающей среды, количества углекислого газа (в атмосфере его 0,03%), поступления воды. Оптимальные условия для фотосинтеза - температура +20 ... 25 ° C и достаточное увлажнение почвы.
Дыхание - сложный процесс; все организмы дышат кислородом и выделяют при этом углекислый газ. Дыхание является одним из основных процессов обмена веществ и энергии, поддерживающий связь между организмом и средой. Во время дыхания проходят процессы окисления органических соединений с высвобождением энергии, которая связана в них. Эта энергия необходима растениям для обеспечения процессов жизнедеятельности. Во время дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ в окружающую среду. Температура и другие факторы внешней среды оказывают большое влияние на дыхание растения.
Испарение воды растениями (транспирация) - это выделение водяного пара через устьица, чечевичками подобное. Вода испаряется через все части растения, и интенсивно это делается листья. Скорость испарения регулируют устьица. По системе межклетников водяной пар попадает в устьиц щели и через них выходит наружу. Возможна потеря воды непосредственно с поверхности листка, хотя она и невелика. Транспирация имеет важное значение для жизни растения: снижает ее температуру и защищает от перегрева, а главное - обеспечивает восходящий поток растворов от корня в надземную часть. Все процессы жизнедеятельности растения происходят только при наличии воды. Основная масса воды, которую поглощают растения, испаряется, лишь незначительная ее количество используется непосредственно для образования органических веществ. Ветер, температура и влажность воздуха определяют интенсивность транспирации. При увеличении влажности скорость испарения воды уменьшается, может даже совсем прекратиться, а при повышении температуры и усилении ветра - растет.
Взаимосвязи частей растительного организма. Функции растительного организма - фотосинтез, дыхание, минеральное питание, транспорт воды, органических и неорганических веществ, рост и развитие, размножение и т.д. - изучает наука физиология растений. Все части растения тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и составляют единое целое. Нарушения строения или функции любой из них сразу же отражается на деятельности других частей и организма в целом. Повреждение и отмирание корней не только нарушит закрепления растения в почве, но и сделает невозможным поглощение ею из почвы растворов минеральных веществ. Листок - орган, где у растения образуются органические вещества, без которых невозможен рост клеток и тканей корней и побегов, а следовательно, организма в целом. Вместе с тем листок и стебель нуждаются в минеральных растворах, поступающих из корня. Связь между различными частями растения осуществляет проводящая ткань, которая пронизывает весь организм - от корня через стебель до клеток листа. Согласование работы органов осуществляется благодаря выработке растением особых соединений - фитогормонов. Фитогормоны образуются в одних клетках и через проводящую ткань попадают в другие, где проявляется их действие. Одни из них ускоряющие деление и рост клеток, другие могут тормозить их, т.е. регулируют прорастание семян, почек, образования цветков, плодов и т..
Одним из основных проявлений жизни является обмен веществ. Растение растет, размножается, реагирует на изменения условий окружающей среды благодаря постоянному обмену веществ и превращению энергии. Одни вещества постоянно поступают в организм и используются им, испытывая в его клетках преобразований, другие вещества (конечные продукты обмена) - выводятся из организма в окружающую среду. То есть обмен веществ составляют два взаимосвязанных процесса: ассимиляция - образование сложных веществ из более простых для построения тела растения и диссимиляция - разложение сложных веществ, из которых построено тело, на простые вещества. Сложным ассимиляционным процессом является фотосинтез, а Диссимиляционная - дыхание.
В организм растения поступают необходимые ему вещества и энергия, происходит их превращение и усвоение - это питание растения. Зеленые растения за счет энергии света образуют сложные органические соединения из простых неорганических - это происходит в процессе фотосинтеза. Строение листа приспособлена к осуществлению его функций. Клетки основной ткани листа содержат хлорофилл, который находится в хлоропластах. Для осуществления фотосинтеза, помимо света, необходимы вода и углекислый газ. Углекислый газ поступает, в основном, через устьица листа при газообмена (воздушное питание). Благодаря неравномерному утолщению оболочки клеток устьиц, в зависимости от количества, устьиц щели открываются и закрываются. Через устьица щели углекислый газ поступает в хлорофилоносным ткани, а освободившийся в ходе фотосинтеза кислород выходит наружу. Во время дыхания поглощается кислород и высвобождается углекислый газ. Процесс фотосинтеза идет с поглощением энергии Солнца, а в процессе дыхания энергия высвобождается (направляется на нужды). Итак, процессы фотосинтеза и дыхания определенным образом противоположны друг другу, но одновременно связаны между собой. Кислорода при фотосинтезе высвобождается значительно больше, чем потребляется растением при дыхании, поэтому зеленые растения обогащают им атмосферу.
Фотосинтез - очень сложный процесс. Изучать его начали давно. Русский ученый К. А. Тимирязева в конце XIX века впервые высказал мысль о космической роли растений. Зеленые растения, а точнее хлорофилл, преобразующие энергию Солнца в энергию химических связей сложных органических соединений. Именно зеленым растениям принадлежит ведущая роль в обеспечении энергией всех живых существ на нашей планете.
uclg.ru
Характеризующие особенности жизнедеятельности растений — МегаЛекции
2. характеризующие особенности внешнего строения растения и его органов
3.характеризующие особенности роста и развития растений
4. характеризующие особенности внутреннего строения органов
3. Укажите доминантные признаки у плодов томата
1. крупный
С зеленым пятном
3. многокамерный
4. малосемянный
4. На основе какого явления получают гибриды у редьки?
1. ФМС
2. ЦМС
Самонесовместимости
4. ЯМС
5. Укажите раздельнополые двудомные растения
1. огурец, тыква
2. лук, морковь
Шпинат, спаржа
4. салат, свекла
6. Для какой группы овощных культур обязательным приемом при выделении семян из плодов является «сбраживание»?
Пасленовые
2. капустные
3. тыквенные
4. корнеплодные
7. Укажите местный сорт
1.Стригуновский
2.Новичок
3. Дитмарская ранняя
Чеботарский
8. Укажите, для какой группы овощных культур проводится «осветление» и «проращивание» маточников?
1. Пасленовые
Капустные
3. Луковые
4. Корнеплодные
9. . Какие признаки называют анатомическими?
1. характеризующие особенности жизнедеятельности растений
2. - // - // - // - внешнего строения растения и его органов
3.- // - // - // - роста и развития растений
4.- // - // - // - внутреннего строения органов
10. Укажите интродуцированный сорт лука
1. Ялтинский
2. Укромновский
3.Сакский
Стригуновский
Вариант 6
1.Укажите способ размножения, при котором не происходит оплодотворение
1.протерандрия
2.псевдогамия
3.партеногенез
Апомиксис
2. Укажите тип стерильности, которая обусловлена аномальным строением пыльников
1.ЦМС
2.Я-ЦМС
ФМС
4.ЯМС
3. Укажите метод отбора, при котором семена лучших растений собирают в одну тару
1.семейственный без изоляции
Простой массовый
3.метод парных скрещиваний
4.метод половинок
4. Укажите растение не способное оплодотворяться своей собственной пыльцой
1.лук
Редька
3.петрушка
4.спаржа
5.Укажите центр происхождения арбуза
1. Южноамериканский
2. Китайский
3. Индийский
Африканский
6. Укажите метод отбора семян при котором лучшие растения высевают на одном участке, где они взаимно переопыляются. Семена собирают отдельно с каждого растения.
1.семейственный с изоляцией
2.метод парных скрещиваний
3.метод половинок
Семейственный без изоляции
7. Укажите растения у которого тип стерильности контролируется генами цитоплазмы и ядра:
Морковь
2спаржа
3.капуста
4.свекла
8. Явление более раннего созревания пыльников по сравнению с восприимчивостью рыльца
носит название
Протерандрия
2. псевдогамия
3. партеногенез
4. апомиксис
9. Укажите растение не способное оплодотворяться своей собственной пыльцой
1.лук
2.томат
3.петрушка
Редис
10. Укажите метод отбора семян при котором лучшие растения высевают попарно под один изолятор где они взаимно переопыляются. Семена собирают отдельно с каждого растения.
1.индивидуальный клоновый
2.массовый клоновый
Метод парных скрещиваний
4.метод половинок
1.Колхицин воздействует на точки роста и вызывает:
1.апогамию
2.протогинию
Полиплоидию
4.протерандрия
2. Укажите метод отбора, при котором из группы элитных растений собираютсамые лучшие семена
1.простой массовый
2.метод парных скрещиваний
Улучшенный массовый
4.семейственный без изоляции
3.Как называется процесс восприятия рыльцем пыльцы за 1-2 дня до раскрытия цветка ?
1.апогамия
2.протерандрия
Протогиния
4.апомиксис
4. У каких растений, при получении гибридов используются растения с женским типомцветения:
1.лук
Дыня
3.укроп
4.петрушка
5. Укажите центр происхождения щавеля
1.Южноамериканский
Средиземноморский
3.Индийский
4.Абиссинский
6. Укажите один из методов преодоления нескрещиваемости:
Прививка
2. установка изоляторов
3. глубина посева
4. самоопыление
7. Укажите раздельнополые однодомные растения
Огурец, тыква
2. лук, морковь
3. шпинат, спаржа
4. салат, свекла
8. Укажите источник создания исходного материала
Дикорастущая флора
2. протерандрия
3. семейственный отбор
4. клоновый отбор
9. . Укажите доминантные признаки окраски плода у перца
1. белая
Красная
3. зеленая
4. коричневая
10. Укажите, для каких растений применяют семейственный отбор с изоляцией?
1. самоопыляющихся
2. перекрестноопыляющихся
Само - и перекрестноопыляющихся
4. вегетативно размножающихся
1. Дайте название процессу скрещивания 2 родительских особей, выполненных однократно
- апогамия
- протогиния
- простое
- апомиксис
2. На основе какого явления получают гибриды у лука репчатого
1. ФМС
2. ЦМС
Я-ЦМС
4. ЯМС
3 Укажите самоопыляющиеся растения
1. капуста, лук
2. свекла, морковь
Горох, салат
4. томат, перец
4. Укажите центр происхождения сельдерея
1.Южноамериканский
Средиземноморский
3.Индийский
4 Абиссинский
5. Укажите растения у которого тип стерильности, контролируется генами цитоплазмы и ядра:
Лук
2. спаржа
3.капуста
4.дыня
6. Укажите растение не способное оплодотворяться своей собственной пыльцой
1.лук
2.огурец
3.петрушка
Кресс салат
7. Под мутагенезом понимают
1. фенотипическую изменчивость
2. оплодотворение 2 разных гамет
3. фенотипическую изменчивость
Изменение наследственности
8. Укажите доминантные признаки формы луковицы у лука
1. круглая
Плоская
3. вытянутая
4. чугункообразная
9. Какой тип стерильности наблюдается у кукурузы сахарной?
1. ФМС
ЦМС
3. Я-ЦМС
4. ЯМС
10. Укажите, для каких растений применяют клоновый отбор?
1 .самоопыляющихся
2. перекрестноопыляющихся
3. само - и перекрестноопыляющихся
Вегетативно размножающихся
1. Повторное скрещивание с одной из родительских форм называется
1.диаллельное
2.двойное
3. ступенчатое
Беккросс
2. Укажите доминантные признаки формы корнеплода моркови
1. тупоконечная
Остроконечная
3. короткоплодная
4. коническая
3.Укажите правильное определение «клона»
megalektsii.ru
Особенности строения, размножения и жизнедеятельности высших растений в связи с выходом на сушу
Существует предположение, что высшие растения произошли от древних зеленых водорослей. Для такого предположения имеются веские основания.
- у водорослей и высших растений главный фотосинтезирующий пигмент — хлорофилл α и каротиноиды;
- основной запасной углевод — крахмал, который откладывается в хлоропластах, а не в цитоплазме, как у других фотосинтезирующих эукариот;
- целлюлоза является важнейшим компонентом их клеточной стенки;
- у водорослей и некоторых высших растений (мхи) в матриксе хлоропласта имеются особые включения — пиреноиды;
- есть сходство в клеточном делении растений и некоторых водорослей.
Высшие растения появились на суше примерно 430 млн лет назад в виде небольших по размеру и примитивных по строению риниофитов и псилофитов. В дальнейшем их эволюция неразрывно связана с постепенным завоеванием суши. Оказавшись в совершенно новой воздушной среде, они постепенно адаптировались к необычной обстановке и на протяжении многих миллионов лет дали большое разнообразие наземных растений.
Самой большой трудностью, которую надо было преодолеть первым наземным растениям, была проблема обезвоживания. Как известно, у водорослей мужские гаметы, участвующие в половом размножении, имеют возможность приблизиться к яйцеклеткам только в водной среде. На суше такая возможность крайне ограничена. Одним из ключевых событий раннего этапа выхода растений на сушу явилось появление спор с прочными оболочками, позволяющими переносить засушливые условия. В процессе дальнейшего приспособления к наземным условиям существования у высших растений сформировались вегетативные органы — корень, стебель и лист, как результат разделения функций между различными участками тела. Корни обеспечивают закрепление растений в субстрате и водно-минеральное питание, листья — фотосинтез, стебли — транспорт веществ (восходящий и нисходящий токи). Расчленение тела растений на органы явилось следствием развития у них разнообразных тканей — покровной, проводящей, механической и др.
Развитие у сосудистых растений эффективной проводящей системы, состоящей из ксилемы и флоэмы, решило проблему передвижения воды, минеральных и органических веществ в условиях суши. От высыхания высшие растения защищены покровной тканью — эпидермисом, перидермой или коркой. В свою очередь, развитие эпидермиса привело к формированию устьиц — высокоспециализированных образований, регулирующих газообмен и испарение воды растением.
У высших растений наблюдается усиление механической устойчивости стебля вследствие утолщения клеточной стенки и пропитывания ее лигнином, придающим жесткость целлюлозному остову клеточной оболочки. Многие ученые полагают, что появление способности к синтезу лигнина оказалось поворотным моментом в эволюции наземных растений.
Параллельно шла эволюция органов полового и бесполого размножения. Из одноклеточных, характерных для подавляющего большинства водорослей, антеридии и архегонии становятся многоклеточными, их стенки надежнее защищают гаметы и споры от высыхания.
В жизненном цикле высших растений наблюдается закономерное чередование полового и беспалого поколений. Это значит, что в ходе жизненного цикла (т. е. цикла от зиготы одного поколения до зигот следующего поколения) один тип организмов сменяется другим.
Гаплоидное поколение называется гаметофитом, оно способно к половому размножению и образует гаметы. Гаметы формируются в многоклеточных органах полового размножения — антеридиях и архегониях.
Антеридии — небольшие овальные тельца, внешняя стенка которых образована одним, реже — несколькими слоями стерильных клеток. В антеридиях формируются подвижные мужские гаметы — сперматозоиды, которые выходят из созревшего антеридия наружу и активно передвигаются только в воде.
Архегонии — небольшие колбообразные тельца, состоящие из нижней расширенной части, называемой брюшком, и верхней удлиненной — шейки. Снаружи архегоний окружают бесплодные клетки, защищающие их от высыхания. В брюшке находится неподвижная женская гамета — яйцеклетка. Над яйцеклеткой располагается брюшная канальцевая клетка, а внутри шейки — ряд шейковых канальцевых клеток.
При созревании яйцеклетки брюшная и шейковые канальцевые клетки расплываются в слизь, и архегоняй вскрывается на верхушке. По каналу шейки, заполненному слизью, сперматозоиды проникают в брюшко, и один из них сливается с яйцеклеткой, т. е. происходит оплодотворение. В результате образуется диплоидная зигота, из которой вырастает диплоидный спорофит. Он называется спорофитом, так как способен к бесполому размножению с образованием гаплоидных спор. Последние дают начало гаметофитному поколению.
Одно из этих двух поколений всегда преобладает над другим, и на его долю приходится большая часть жизненного цикла.
В отличие от других высших растений, в жизненном цикле моховидных преобладает гаметофит — небольшое, преимущественно листостебельное растение, которое осуществляет функцию фотосинтеза, водоснабжения и минерального питания. Спорофит у них развивается из оплодотворенной яйцеклетки внутри архегония и постоянно связан с гаметофитом не только морфологически, но и физиологически, являясь его придатком. Для размножения мхов необходима вода, иначе сперматозоиды не смогут подплыть к архегониям. Кроме того, только в достаточно влажной среде у них лопаются антеридии, и высвобождаются сперматозоиды. Поэтому не случайно большинство моховидных приурочены к сырым и затененным местам.
Развитие моховидных по пути возрастания самостоятельности гаметофита и упрощения спорофита привело к эволюционному тупику.
В эволюции высших сосудистых растений происходитпостепенная редукция (уменьшение и упрощение) гаметофита и преобладание в жизненном цикле спорофита, который не нуждается для образования и распространения спор в капельножидкой среде. Так, у плауновидных, хвощевидных и папоротниковидных гаметофит представлен маленьким (от нескольких миллиметров до 3 см) заростком, не расчлененым на органы, живущим несколько недель (у плаунов — несколько лет) независимо от спорофита. На заростках в антеридиях развиваются сперматозоиды, которые, плавая в каплях воды достигают архегония и сливаются с яйцеклеткой. Благодаря крошечным размерам гаметофитов, оплодотворение у хвощей, плаунов и папоротников может происходить даже при ничтожно малых количествах воды в виде капелек росы, тумана и др.
У голо- и покрытосеменных растений гаметофит полностью утратил способность к самостоятельному образу жизни и все его развитие протекает на спорофите внутри макроспорангия (или семязачатка).
У голосеменных женский гаметофит — многоклеточный гаплоидный эндосперм с двумя (у сосны) или несколькими (у других голосеменных) архегониями; у покрытосеменных он редуцирован обычно до семи клеток, архегониев не имеет и называется зародышевым мешком. В зародышевом мешке образуются яйцевой аппарат, состоящий из яйцеклетки и двух клеток-синергид, вторичное (диплоидное) ядро и клетки-антиподы.
Мужской гаметофит семенных растений развивается из микроспоры и представляет собой пыльцевое зерно (пыльцу). Оно содержит клетку, прорастающую в пыльцевую трубку и еще генеративную, образующую два спермия. При этом впервые в эволюции растений процесс оплодотворения становится независимым от наличия капельножидкой среды; спермин доставляются к яйцеклеткам пыльцевой трубкой, что является важнейшим приспособлением к наземному образу жизни.
jbio.ru
Общая характеристика растений - СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - РАСТЕНИЯ - Биология 7 класс
Раздел 1 РАСТЕНИЯ
Тема 1. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4. Общая характеристика растений РАСТЕНИЯ
Растения — это дети Земли и Солнца.
Основное понятие: РАСТЕНИЯ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Когда мы вспоминаем о растениях, прежде всего представляем себе лес, поле, луга, степные или горные пейзажи или городской парк, сад. Из опыта жизни и учебы в начальной школе вы уже имеете определенные знания о растениях. Теперь вы их систематизируете, расширите и углубите.
Как же мы узнаем растения? Так, за внешним видом. Прежде всего, растения не двигаются активно, то есть не могут самостоятельно передвигаться и имеют зеленый цвет. Цвет им придает вещество хлорофилл. Хлорофилл образуется в клетках растений на свету. Благодаря хлорофиллу растения способны использовать солнечную энергию, образовывать из неорганических веществ органические. Органическими веществами питаются все другие живые существа, в том числе и человек. Кроме того, растения также выделяют в воздух кислород, без которого не могут жить живые организмы.
Царство Растения представлено разнообразными формами организмов — от одноклеточных микроскопических растений (большинство водорослей) до гигантских деревьев, которые могут иметь ствол толщиной 10-12 м (баобаб, секвойя) и достигать 100-135 м высотой (эвкалипт, секвойя).
Очень важным признаком растений является автотрофне питания — способность самостоятельно образовывать органические вещества из неорганических, используя для этого энергию Солнца. Только у растений есть целлюлозная клеточная оболочка и запасное вещество — крахмал. Только растения имеют цикл воспроизводства, в котором четко чередуются два поколения (половое и неполовое). Цикл воспроизводства — это совокупность всех этапов (фаз) жизни растения, от прорастания до отмирания. Изучая царство Растения, вы детально ознакомитесь с этими признаками. Среди растений существует незначительная часть организмов, которые, приспосабливаясь к выживанию, перешли снова, как бактерии, к гетеротрофного питания, т. е. питание готовыми органическими веществами.
Ил. 4.1. а — Винсент ван Гог. Ирисы; б — ирис флорентийский
Ил. 4.2. Строение фасоли
Первые растения появились очень давно, более 2500 млн лет назад. Это были водоросли, которые постепенно освоили Мировой океан. На суше растения появились значительно позже, около 450 млн лет назад. Об этом свидетельствуют найденные в породах отпечатки растений и спор.
Царство Растения условно делят на низшие и высшие растения. К низшим относят водоросли, тело которых не почленоване на органы и называется шлемом. К высшим растениям относят наземные растения, тело которых можно разделить на корень и побег. Основными частями побега являются стебель и листья. Такое строение растения называют листкостебловою (ил. 4.2). Наука, занимающаяся изучением царства Растения, называется ботаникой. Изучение царства Растения начинается с ознакомления с клеткой.
УГЛУБЛЕНИЕ ТЕМЫ
Какие общие признаки присущи растениям?
Тело растения состоит из одной или многих клеток, которые имеют ядро. У многоклеточных растений существуют группы клеток, которые осуществляют те или иные процессы жизнедеятельности: одни из них обеспечивают рост, другие — питания и тому подобное. Группы клеток, которые имеют общее происхождение, подобное строение и выполняющих одинаковые функции, называют тканями. Из тканей построены органы. Большинство растительных организмов по типу питания являются автотрофами, то есть они способны образовывать органические вещества из неорганических, используя энергию Солнца. Как и любой организм, растение дышит. Другим не менее важным признаком растительных организмов является то, что они ведут прикрепленный образ жизни. К тому же растения имеют неограниченный рост, то есть они растут в течение всей жизни. Итак, самыми общими признаками растений являются клеточное строение, автотрофний тип питания, дыхание, прикрепленный образ жизни и неограниченный рост.
Какие особенности процессов жизнедеятельности растений?
Одним из важнейших процессов жизнедеятельности растений является обмен веществ и превращение энергии. Это очень сложные и до настоящего времени недостаточно изученные процессы. Хорошо известна лишь последовательность этих процессов. Сначала — поступление в растения веществ из окружающей среды. Дальше — их превращение в организме, что обеспечивает его жизнедеятельность. Наконец — выведение из организма конечных продуктов жизнедеятельности (ил. 4.3). К растительного организма поступают неорганические вещества — вода, кислород, углекислый газ, минеральные вещества. Растение может их использовать только в растворенном или газообразном этапе. В клетках растений из неорганических соединений образуются органические — углеводы, белки, жиры и тому подобное. Именно органические вещества расходуются на процессы жизнедеятельности ее обеспечивают растениям рост, развитие, размножение, дыхание и тому подобное. При этом органические вещества подвергаются преобразованиям, в результате которых образуются вода, углекислый газ, некоторые другие вещества, выделяемые в окружающую среду. Образование органических веществ из неорганических происходит в растительной клетке в хлоропластах во время фотосинтеза. Для этого, как вам уже известно, растения используют энергию Солнца. Именно фотосинтез и обеспечивает автотрофне питания. Распад сложных органических веществ до более простых происходит в клетке во время дыхания. При этом высвобождается энергия, которую клетка использует для обеспечения других процессов жизнедеятельности. Для растений характерно воздушное и минеральное питание. Воздушное питание осуществляется путем поступление в листья углекислого газа, а минеральное — обеспечивается поступлением воды и минеральных веществ через корень.
Ил. 4.3. Основные процессы жизнедеятельности растений
Благодаря росту растения реагируют на изменение условий окружающей среды, формируют значительную листовую поверхность для фотосинтеза и разветвленную корневую систему для поглощения воды и минеральных веществ. Транспорт веществ по растению осуществляется с помощью проводящих тканей (ил. 4.4).
Чем обусловлено большое разнообразие растений?
Растения отличаются друг от друга по количеству клеток, особенностями строения и жизненных функций, продолжительностью жизни (ил. 4.5). По количеству клеток растительные организмы бывают одноклеточные (хламідомонада), колониальные (вольвокс) и многоклеточные (вишня). По внешнему виду выделяют деревья (с одним одревесневшим стеблем), кусты (с несколькими одревесневшими стеблями) и травы (с мягкими сочными стеблями). По продолжительности жизни растения подразделяют на одно-, двух - и многолетние. Деревья ii кустарники — многолетние растения (некоторые дубы живут более тысячи лет). Среди трав есть: многолетние (ландыш, одуванчик, крапива и др), однолетние (просо, овес, бархатцы и др) и двулетние (морковь, капуста, свекла и тому подобное).
Итак, большое разнообразие растений обусловлена условиями существования, их способностью приспосабливаться к условиям окружающей среды и длительным историческим развитием.
Ил. 4.4.
Ил. 4.5. Разнообразие растений по кількістію клеток: 1 — вольвокс;
2 — хламідомонада; С — ветка вишни
schooled.ru
Для Сергея . Особенности строения и жизнедеятельности растительных организмов. - запись пользователя Меховуша( Ира) (mexa29) в дневнике
Особенности строения и жизнедеятельности растительных организмов.
Растения, как и все живые организмы, имеют клеточное строение. Они могут быть одноклеточными, колониальными и многоклеточными. Клетка одноклеточного растения представляет собой целый организм и выполняет все функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности. Чаще всего оно имеет форму близкую к шаровидной или яйцевидной. Клетки многоклеточных растений очень разнообразны. Они отличаются друг от друга формой, строением, размерами. Это связано с тем, что в многоклеточном организме клетки выполняют различные функции. Многообразие растительных клеток возникает в результате дифференциации однородных клеток зародыша. Размеры клеток большинства растений колеблются в переделах 10-1000 мкм. Форма клеток многоклеточных организмов может быть округлой, эллипсовидной, кубической, цилиндрической, звездчатой и т.д. Все многообразие форм прастительных клеток можно свести к двум основным типам: © паренхимные клетки — клетки, имеющие форму изодиаметрического многогранника, то есть их размеры во всех трех измерениях приблизительно одинаковы; © прозенхимные клетки — сильно вытянутые клетки, длина которых превышает их ширину и толщину в 5 и более раз (например, волокна льна имеют длину 0,2-4 см, а толщина не превышает 100мкм. Несмотря на разнообразие, клетки растений имеют общий план строения (рис. 1). Растительная клетка имеет все органоиды, свойственные другим эукариотическим организмам (животные, грибы): ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи и т.д. Вместе с тем, она отличается от них наличием: © прочной клеточной стенки; © пластид; © развитой системы постоянно существующих вакуолей. Кроме того, в клетках большинства высших растений отсутствует клеточный центр с центриолями.
Посмотрим под микроскопом клетку.
Видны продолговатые клетки , плотно прилегающие одна к другой. Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку, в которой местами есть более тонкие участки - поры. Под оболочкой находится живое бесцветное вязкое вещество - цитоплазма. Цитоплазма медленно движется. Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. При сильном нагревании и замораживании цитоплазма разрушается, и тогда клетка погибает. В цитоплазме находится небольшое плотное тельце - ядро, в котором можно различить ядрышко. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро имеет очень сложное строение.
Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости - вакуоли (от латинского слова "вакуус" - пустой). Они заполнены клеточным соком. Клеточный сок - это вода с растворенными в ней сахарами и другими органическими и неорганическими веществами.
В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца - пластиды . При большом увеличении пластиды хорошо видны. В клетках разных органов растений число их различно. От цвета пластид и от красящих веществ, содержащихся в клеточном соке, зависит окраска тех или иных частей растений. Зеленые пластиды называют хлоропластами.
Все органы растений состоят из клеток. Следовательно, растение имеет клеточное строение, и каждая клетка - это микроскопическая составляющая часть растения. Клетки прилегают одна к другой и соединены особым межклеточным веществом, которое находится между оболочками соседних клеток. Если все межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются.
Нередко живые растущие клетки всех органов растения несколько округляются. При этом их оболочки местами отходят друг от друга; в этих участках межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники, заполненные воздухом. Сеть межклетников соединяется с воздухом, окружающим растение, через особые межклетники, расположенные на поверхности органов.
Каждая живая клетка дышит, питается и в течение определенного времени растет. Вещества, необходимые для питания, дыхания и роста клетки, поступают в нее из других клеток и из межклетников, а все растение получает их из воздуха и почвы. Сквозь клеточную оболочку проходят в виде растворов почти все вещества, необходимые для жизни клетки.
ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ.Делению клетки предшествует деление ее ядра. Перед делением клетки ядро увеличивается и в нем становятся хорошо заметными тельца обычно циллиндрической формы - хромосомы (от греческих слов "хромо" - цвет, "сома" - тело). Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Перед деление число хромосом удваивается. Все живое содержимое клетки также равномерно распределяется между новыми клетками. Итак, деление клетки начинается с деления ядра и каждая из образовавшихся клеток содержит то же самое число хромосом, что и ядро исходной клетки.
Молодые клетки, в отличие от старых, неспособных делиться, содержат много мелких вакуолей. Ядро молодой клетки располагается в центре. В старой клетке обычно имеется одна большая вауоль, а цитоплазма, в которой находится ядро, прилегает к клеточной оболочке. Молодые, недавно возникшие клетки увеличивются и снова делятся. Так в результате деления и роста клеток растут все органы растения.
Группу клеток, имеющих сходное строение и выполняющих одинаковые функции, называют тканью. Органы растений сложены разными тканями.
Ткань, клетки которой постоянно делятся, называют образовательной.
Покровные ткани защищают растения от неблагоприятных воздействий внешней среды.
За проведением веществ во все органы растения отвечает проводящая ткань.
В клетках запасающей ткани откладываются в запас питательные вещества.
В зеленых клетках ткани листьев и молодых стеблей происходит фотосинтез. Такие ткани называют фотосинтезирующими.
Механическая ткань придает прочность органам растения.
признаки высших растенийwww.babyblog.ru
1. Дыхание организмов, его сущность и значение.
БИЛЕТ№1
Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ.
Обмен веществ - главный признак живого. Постоянный обмен каждого живого организма с окружающей средой веществами: поглощение одних веществ и выделение других. Поглощение растениями и некоторыми бактериями из окружающей среды неорганических веществ и использование энергии солнечного света на создание из них органических веществ. Получение из окружающей среды животными, грибами, значительной группой бактерий, а также человеком органических веществ и запасенной в них энергии Солнца.
Сущность обмена. Главное в обмене веществ и превращении энергии - процессы, происходящие в клетке: поступление в клетку из окружающей среды веществ, с помощью энергии их преобразование и создание из них (синтез) определенных веществ клетки, затем окисление органических веществ до неорганических с освобождением энергии. Пластический обмен - процесс усвоения организмом получаемых из окружающей среды веществ и накопления энергии. Энергетический обмен - окисление у большинства организмов органических веществ и расщепление их до неорганических - углекислого газа и воды с высвобождением энергии. Значение энергетического обмена - обеспечение энергией всех процессов жизнедеятельности организма. Взаимосвязь пластического и энергетического обменов. Выделение конечных продуктов обмена (воды, углекислого газа и других соединений) в окружающую среду.
Значение обмена веществ: обеспечение организма необходимыми ему для построения своего тела веществами и энергией, освобождение его от вредных продуктов жизнедеятельности. Сходство пластического и энергетического обменов у животных и человека.
Усложнение организации растений в процессе эволюции. Причины эволюции.
Причины эволюции растений: изменчивость и наследственность организма, борьба за существование в природе и естественный отбор - их открытие в середине XIX века английским ученым Чарлзом Дарвином. Возникновение у растений в течение жизни изменений, передача некоторых из них потомству по наследству. Сохранение естественным отбором полезных в определенных условиях изменений, передача их потомству в процессе размножения. Роль естественного отбора, который происходит постоянно миллионы лет, в возникновении новых видов растений.
Этапы эволюции растений. Самые первые наиболее просто организованные организмы - одноклеточные водоросли. Появление в результате изменчивости и наследственности многоклеточных водорослей, сохранение этой полезной особенности естественным отбором. Происхождение от древних водорослей более сложных растений - псилофи-тов, а от них - мхов и папоротников. Появление у папоротников органов - стебля, листьев и корней, более развитой проводящей системы. Происхождение от древних папоротников благодаря наследственности и изменчивости, действию естественного отбора древних голосеменных, у которых появилось семя. В отличие от споры (одной специализированной клетки, из которой развивается новое растение) семя - многоклеточное образование, имеет сформировавшийся зародыш с запасом питательных веществ, покрытый плотной кожурой. Значительно большая вероятность появления нового растения из семени, чем из споры, имеющей небольшой запас питательных веществ. Происхождение от древних голосеменных более сложных растений - покрытосеменных, у которых появился цветок и плод. Роль плодов - защита семени от неблагоприятных условий. Распространение плодов. Усложнение строения растений от водорослей до покрытосеменных в течение многих миллионов лет благодаря способности растений изменяться, передавать изменения по наследству, действию естественного отбора.
Билет№2
1.Сущность дыхания— окисление органических веществ в клетках с освобождением
энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности. Поступление необходимого
для дыхания кислорода в клетки тела растений и животных: у растений через
устьица, чечевички, трещины в коре деревьев; у животных — через поверхность
тела (например, у дождевого червя), через органы дыхания (трахеи у насекомых,
жабры у рыб, легкие у наземных позвоночных и человека). Транспорт кислорода
кровью и поступление его в клетки различных тканей и органов у многих животных
и человека.
2. Участие кислорода в окислении органических веществ
до неорганических, освобождение при этом полученной с пищей энергии,
использование ее во всех процессах жизнедеятельности. Поглощение кислорода
организмом и удаление из него углекислого газа через поверхность тела или
органы дыхания — газообмен.
3. Взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
Приспособленность органов дыхания, например у животных и человека, к выполнению
функций поглощения кислорода и выделения углекислого газа: увеличение объема
легких человека и млекопитающих животных за счет огромного числа легочных
пузырьков, пронизанных капиллярами, возрастание поверхности соприкосновения
крови с воздухом, повышение за счет этого интенсивности газообмена.
Приспособленность строения стенок дыхательных путей к движению воздуха при
вдохе и выдохе, очищению его от пыли (реснитчатый эпителий, наличие хрящей).
4. Газообмен в легких. Обмен газов в организме путем
диффузии. Поступление в легкие по артериям малого круга кровообращения венозной
крови, содержащей небольшое количество кислорода и большое количество
углекислого газа. Проникновение в плазму венозной крови кислорода из легочных
пузырьков и капилляров путем диффузии через их тонкие стенки, а затем в
эритроциты. Образование непрочного соединения кислорода с гемоглобином —
оксигемоглобина. Постоянное насыщение плазмы крови кислородом и одновременное
выделение из крови в воздух легких углекислого газа, превращение венозной крови
в артериальную.
5. Газообмен в тканях. Поступление по большому кругу
кровообращения артериальной, насыщенной кислородом и бедной углекислым газом
крови в ткани. Поступление кислорода в межклеточное вещество и клетки тела, где
его концентрация значительно ниже, чем в крови. Одновременное насыщение крови
углекислым газом, превращение ее из артериальной в венозную. Транспорт
углекислого газа, образующего непрочное соединение с гемоглобином, в легкие.
2. Царство растений, их строение и жизнедеятельность. Роль в природе и жизни
1.Характеристика царства растений. Разнообразие растений: водоросли, мхи,
папоротники, голосеменные, покрытосеменные (цветковые), их приспособленность к
различным условиям среды. Общие черты растений: растут всю жизнь, практически
не перемещаются с одного места на другое. Наличие в клетке прочной оболочки из
клетчатки, которая придает ей форму, и вакуолей, заполненных клеточным соком.
Главная особенность растений — наличие в их клетках пластид, среди которых
ведущая роль принадлежит хлоропластам, содержащим зеленый пигмент — хлорофилл.
Способ питания ав-тотрофный: растения самостоятельно создают органические
вещества из неорганических с использованием солнечной энергии (фотосинтез).
2. Роль растений в биосфере. Использование солнечной
энергии для создания органических веществ в процессе фотосинтеза и выделение при
этом кислорода, необходимого для дыхания всех живых организмов. Растения —
производители органического вещества, обеспечивающие самих себя, а также
животных, грибы, большинство бактерий и человека пищей и заключенной в ней
энергией. Роль растений в круговороте углекислого газа и кислорода в атмосфере.
БИЛЕТ№3
studfiles.net
Строение и жизнедеятельность растений
Жизнь - качественно специфическая биологическая форма движения материи. Главными признаками живого является обмен веществ и энергии, питания, дыхания, рост и развитие, движение, раздражимость, размножение, саморегуляция и самообновления, способность приспосабливаться к изменениям внешней среды.
Обмен веществ и энергии - это совокупность процессов поступления в организм веществ и энергии из внешней среды, их преобразование, усвоения в организме, распад с выделением энергии и выведения из организма.
Питание - процесс поступления в организм веществ, необходимых для поддержания жизнедеятельности, и их усвоение, это составная часть обмена веществ. Существуют два типа питания: автотрофных и гетеротрофных. Автотрофное питание - образование (синтез) органических веществ из неорганических и за использование, в основном, энергии солнечного излучения. В процессе синтеза органического вещества из неорганических у растений выделяется кислород. Часть его растения используют для дыхания, а остальной газ попадает в атмосферу.
Гетеротрофы используют для питания готовые органические вещества. Гетеротрофы делятся на паразитов и сапротрофы. Паразиты - организмы, использующие для питания органические вещества живых организмов. Сапротрофы - питаются органическими веществами отмерших организмов.
Фотосинтез - самая функция листа. В листьях происходят также важные функции - дыхание и испарение воды (транспирация). При фотосинтезе из неорганических соединений образуются органические за счет усвоения растением энергии света. Необходимым условием фотосинтеза является наличие света, воды и углекислого газа. Воду растения получают преимущественно из почвы, углекислый газ - из воздуха. Потребление растениями углекислого газа из атмосферы называют воздушным питанием. Углерод углекислого газа является основой для образования молекул органических веществ. Во время фото-синтеза на свете растения разлагают воду и выделяют из нее кислород. Интенсивность фотосинтеза зависит от освещенности, температуры окружающей среды, количества углекислого газа (в атмосфере его 0,03%), поступления воды. Оптимальные условия для фотосинтеза - температура +20 ... 25 ° C и достаточное увлажнение почвы.
Дыхание - сложный процесс; все организмы дышат кислородом и выделяют при этом углекислый газ. Дыхание является одним из основных процессов обмена веществ и энергии, поддерживающий связь между организмом и средой. Во время дыхания проходят процессы окисления органических соединений с высвобождением энергии, которая связана в них. Эта энергия необходима растениям для обеспечения процессов жизнедеятельности. Во время дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ в окружающую среду. Температура и другие факторы внешней среды оказывают большое влияние на дыхание растения.
Испарение воды растениями (транспирация) - это выделение водяного пара через устьица, чечевичками подобное. Вода испаряется через все части растения, и интенсивно это делается листья. Скорость испарения регулируют устьица. По системе межклетников водяной пар попадает в устьиц щели и через них выходит наружу. Возможна потеря воды непосредственно с поверхности листка, хотя она и невелика. Транспирация имеет важное значение для жизни растения: снижает ее температуру и защищает от перегрева, а главное - обеспечивает восходящий поток растворов от корня в надземную часть. Все процессы жизнедеятельности растения происходят только при наличии воды. Основная масса воды, которую поглощают растения, испаряется, лишь незначительная ее количество используется непосредственно для образования органических веществ. Ветер, температура и влажность воздуха определяют интенсивность транспирации. При увеличении влажности скорость испарения воды уменьшается, может даже совсем прекратиться, а при повышении температуры и усилении ветра - растет.
Взаимосвязи частей растительного организма. Функции растительного организма - фотосинтез, дыхание, минеральное питание, транспорт воды, органических и неорганических веществ, рост и развитие, размножение и т.д. - изучает наука физиология растений. Все части растения тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и составляют единое целое. Нарушения строения или функции любой из них сразу же отражается на деятельности других частей и организма в целом. Повреждение и отмирание корней не только нарушит закрепления растения в почве, но и сделает невозможным поглощение ею из почвы растворов минеральных веществ. Листок - орган, где у растения образуются органические вещества, без которых невозможен рост клеток и тканей корней и побегов, а следовательно, организма в целом. Вместе с тем листок и стебель нуждаются в минеральных растворах, поступающих из корня. Связь между различными частями растения осуществляет проводящая ткань, которая пронизывает весь организм - от корня через стебель до клеток листа. Согласование работы органов осуществляется благодаря выработке растением особых соединений - фитогормонов. Фитогормоны образуются в одних клетках и через проводящую ткань попадают в другие, где проявляется их действие. Одни из них ускоряющие деление и рост клеток, другие могут тормозить их, т.е. регулируют прорастание семян, почек, образования цветков, плодов и т..
Одним из основных проявлений жизни является обмен веществ. Растение растет, размножается, реагирует на изменения условий окружающей среды благодаря постоянному обмену веществ и превращению энергии. Одни вещества постоянно поступают в организм и используются им, испытывая в его клетках преобразований, другие вещества (конечные продукты обмена) - выводятся из организма в окружающую среду. То есть обмен веществ составляют два взаимосвязанных процесса: ассимиляция - образование сложных веществ из более простых для построения тела растения и диссимиляция - разложение сложных веществ, из которых построено тело, на простые вещества. Сложным ассимиляционным процессом является фотосинтез, а Диссимиляционная - дыхание.
В организм растения поступают необходимые ему вещества и энергия, происходит их превращение и усвоение - это питание растения. Зеленые растения за счет энергии света образуют сложные органические соединения из простых неорганических - это происходит в процессе фотосинтеза. Строение листа приспособлена к осуществлению его функций. Клетки основной ткани листа содержат хлорофилл, который находится в хлоропластах. Для осуществления фотосинтеза, помимо света, необходимы вода и углекислый газ. Углекислый газ поступает, в основном, через устьица листа при газообмена (воздушное питание). Благодаря неравномерному утолщению оболочки клеток устьиц, в зависимости от количества, устьиц щели открываются и закрываются. Через устьица щели углекислый газ поступает в хлорофилоносным ткани, а освободившийся в ходе фотосинтеза кислород выходит наружу. Во время дыхания поглощается кислород и высвобождается углекислый газ. Процесс фотосинтеза идет с поглощением энергии Солнца, а в процессе дыхания энергия высвобождается (направляется на нужды). Итак, процессы фотосинтеза и дыхания определенным образом противоположны друг другу, но одновременно связаны между собой. Кислорода при фотосинтезе высвобождается значительно больше, чем потребляется растением при дыхании, поэтому зеленые растения обогащают им атмосферу.
Фотосинтез - очень сложный процесс. Изучать его начали давно. Русский ученый К. А. Тимирязева в конце XIX века впервые высказал мысль о космической роли растений. Зеленые растения, а точнее хлорофилл, преобразующие энергию Солнца в энергию химических связей сложных органических соединений. Именно зеленым растениям принадлежит ведущая роль в обеспечении энергией всех живых существ на нашей планете.
vidminnyk.com