Особенности растений и животных. Итоговая проверка знаний по биологии - Рабочая тетрадь по биологии 7 класса Cуматохин (2 часть).

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Видеоматериалы. Занятие № 2 «Особенности взаимодействий растений и животных со средой». Особенности растений и животных


Видеоматериалы. Занятие № 2 «Особенности взаимодействий растений и животных со средой»

Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учите­лю на всех этапах проведения уроков.

Кинопособие « Экология растений»

Актуальность: Вы узнаете, как меняются условия жизни растений под влия­нием деятельности человека, из-за чего исчезают некоторые виды растений и почему их надо охранять. Познакомитесь также с тем, как человек, зная законы экологии, может улучшить условия жизни отдельных растений и растительных сообществ, чтобы по­лучать высокие урожаи.

Цель: Рассмотреть основные отличия растений от животных и их свя­зи со средой, чтобы понять особенности их взаимодействия; есть много сходного, но есть и существенные различия.

Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

Основные понятия

Водные растворы. Глубокий покой. Вынужденный покой

Вопросы для обсуждения

1.Как способ питания животных отличается от способа питания растений?

2.Как отличаются растения и животные по степени подвиж­ности?

3.Почему растения и животные переходят в состояние покоя?

4.Как растения и животные защищаются от врагов?

5.Как растения отвечают на благоприятные воздействия среды?

1. Способ питания и обмен веществ

Растения поглощают из окружающей их среды минеральные вещества — воду, минеральные соли, углекислый газ, кислород. Из углекислого газа и воды, благодаря энергии солнечного света, в процессе фотосинтеза образуются органические вещества. Из них растения строят свое тело. Необходимые для их питания вещества (минеральные соли, углекислый газ) поглощаются в виде водных растворов. В окружающую среду растения выделяют кислород, уг­лекислый газ, пары воды, органические вещества, летучие и рас­творенные в воде. Сюда же попадают отмершие части растений (листья, кусочки коры, корни), а также семена или плоды.

Животные питаются органическими веществами растений или других животных, потребляют воду. Они способны заглатывать твердую пищу. В окружающую среду животные выделяют угле­кислый газ и некоторые другие газы (но не кислород!), пары во­ды, мочу, а также экскременты, содержащие непереваренные ос­татки пищи. В окружающую среду животные сбрасывают перья, волосы, рога, сюда же попадают покровы линяющих насекомых, змей и многое другое.

2.Степень подвижности

Растения укореняются в почве и живут постоянно на одном месте. Они ведут прикрепленный образ жизни. На небольшие рас­стояния растения могут перемещать части тела в процессе роста. Разрастаясь, побеги в кронах деревьев и кустарников, побеги тра­вянистых растений занимают новые объемы в воздухе, а корневые системы — в почве. Новые площади растения захватывают при ве­гетативном размножении, “переползая” с помощью усов, корне­вищ, столонов. На большие расстояния ветер или водные потоки могут перенести только части растений пыльцу, споры, семена, плоды, обломанные ветки и очень редко — целые растения.

Животные могут активно перемещаться в пространстве за очень редким исключением (кораллы, губки и др.).

3.Длительность роста

Растения растут всю жизнь (отсюда и их название), рост пре­кращается лишь с их гибелью.

У животных рост ограничен. Преобладающее большинство жи­вотных перестает расти, достигнув зрелого возраста.

4.Количество органов и способы их образования

Растения имеют множество одинаковых органов: листьев, корней, побегов, цветков, плодов. В процессе роста образуются но­вые органы, а старые отмирают. На смену отмершим вырастают новые. Таким образом, органы растений постоянно обновляются.

У животных число органов, как правило, ограничено и посто­янно. У собак, кошек, овец и т.д. — по четыре ноги, по два гла­за, по одному желудку и т.п. Органы животных формируются только один раз и функционируют в течение всей жизни без заме­ны. Бывают и исключения. Например, рога лосей и северных оле­ней сменяются ежегодно, у ящерицы на месте оторванного хвоста вырастает новый. У тритонов может вырасти не только оторван­ный хвост, но и нога.

Реакция на внешние воздействия

    Растения на обилие света, тепла, влаги, хорошее питание отве­чают усиленным ростом и образованием большого числа плодов и семян; размеры растений могут увеличиться в десятки и сотни раз.

    При неблагоприятных условиях угнетенные деревца сосны на болоте, где растениям не хватает минеральных солей, имеют высо­ту всего 30-60 см. На плодородной, умеренно влажной почве сосны могут вырастать до 30 м, то есть становятся в 500—1000 раз выше, чем на болоте! На таких деревьях и семян образуется больше.

    Растения не могут убежать от врагов или переселиться на зи­му в теплые края. Они живут на одном месте и вынуждены при­спосабливаться ко всему разнообразию условий среды. При крайне неблагоприятных условиях они переходят от активной жизни к состоянию вынужденного, а иногда и глубокого покоя. Так растения легче переносят сильные морозы, засуху, недоста­ток кислорода.

    Животные при плохом питании худеют, а при хорошем — тол­стеют и приносят больше потомства. Но тело животных не может изменяться в размерах так сильно, как у растений.

    Если животным не хватает корма или питьевой воды, они совершают длительные переходы в поисках лучших пастбищ и водоемов (северные олени, антилопы и слоны в Африке и др.). Перелетные птицы на зиму улетают в теплые края, а весной воз­вращаются на родину. Некоторые животные, как и растения, пе­реживают неблагоприятное время в состоянии покоя,

    Способы защиты

      Растения должны защищаться как от воздействия неблагопри­ятных условий, так и от поедания животными. В растениях образуются ядовитые (у лютиков, герани, чемерицы) или сильно паху­чие (у чабреца, лаванды) вещества, из-за которых растения стано­вятся несъедобными. Колючки на растениях (у кактусов) тоже защищают от животных. Некоторые растения (черемуха, можже­вельник, эвкалипт) выделяют летучие вещества — фитонциды, убивающие бактерий.

      Животные прячутся или убегают от своих врагов, а иногда за­таиваются. В последнем случае их оберегает приспособительная к среде окраска, они становятся незаметными (заяц-беляк или белая куропатка на снегу). Иногда очень яркая и пестрая окраска жи­вотного предупреждает о том, что оно ядовито (божья коровка). У животных есть защита также в виде длинных игл или колючек, иногда ядовитых (морские ежи, дикобразы).

      Если сравнить растения с другими организмами — бактерия­ми, грибами, лишайниками, человеком, то отличия будут также существенны

      Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)

       

      Обмен веществ и энергии

       

       

      Рост растений (маленькие и большие растения)

       

       

       

      Борьба растений за место под солнцем

       

       

      Выделение ядовитых веществ-Лютик едкий

       

      Защита от врагов-кактус

       

      Выделение  фитонцидов ( можжевельник)

       

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Особенности растительного и животного мира

      Количество просмотров публикации Особенности растительного и животного мира - 698

      Некоторые растения и животные отличаются удивительными качествами. К примеру, самое большое дерево в мире – акация гальпини (обезьянья колючка) достигает высоты 122 м и 44 м в диаметре у основания. Подобного рода великаны росли по берегам реки Мегалаквини в Южной Африке. Οʜᴎ погибли в результате пожаров и засухи в конце прошлого века. Высота сохранившейся до наших дней подобных акации не превышает 25 м. Известны своими гигантскими размерами австралийские эвкалипты: отдельные деревья достигают высоты 100 м. Один из путешественников в 1794 ᴦ. описал увиденный в Сенегале баобаб со стволом диаметром до 9 м. Ученый определил, что возраст гиганта – 5150 лет.

      Гигантскими бывают не только деревья. В 1818 ᴦ. ботаник Жозеф Арнольди, путешествуя по сырым, не исследованным ранее лесам острова Суматра, случайно наткнулся на росший у корней дерева громадный ярко-красный цветок. Его диаметр был более метра. Цветок не имел ни стебля, ни листьев. Казалось, он вырос прямо из корня дерева. Пять мясистых лепестков, покрытых белыми бородавками, расположились вокруг толстого кольца, окружавшего центральную впадину, в которой находилось множество тычинок и пестиков. Цветок издавал ужасное зловоние. Преодолевая отвращение, ученый в течение нескольких дней наблюдал за жизнью необыкновенного растения. Но свои наблюдения закончить не успел: через две недели Арнольди умер от желтой лихорадки. Позже стало известно, что громадный цветок, получивший название раффлезии Арнольди и весящий около 6 кг, – паразит, сосущий соки из корней определœенных пород деревьев.

      Много легенд и мифов породили содержащиеся в растениях ядовитые и сильнодействующие вещества. В чаще смешанного леса средней полосы нашей страны можно встретить борец, или аконит, который в старину называли царь-травой. В его соке содержится яд аконитин. В одном из древнегреческих мифов говорится, что аконит вырос из пены, падавшей изо рта стража ада пса Цербера, когда Геркулес тащил его из бездны. Секрет травы – ее химический состав – известен современной медицинœе, а небольшие дозы яда аконитина используются сегодня в качестве лекарства.

      Не менее диковинным и странным представляется нам нередко мир животных. Вряд ли можно встретить более странное животное, чем хамелœеон. Хамелœеоны обитают в Африке, на Мадагаскаре, один вид их обнаружен на Цейлоне. Хамелœеон - ϶ᴛᴏ вид древесных ящериц с длинным и цепким хвостом. Оба глаза этого животного в своих движениях независимы друг от друга. Один может смотреть вверх, а другой в то же время вниз или вбок, или быстро вращаться. Такая подвижность глаз, не свойственная больше никому из пресмыкающихся, позволяет одновременно, не сходя с места͵ следить за жертвой и отыскивать лазейку среди ветвей. Пищу хамелœеон добывает с помощью длинного языка. Но самое поразительное у этого существа, достигающего иногда 60–100 см, – изменение кожной окраски. Быстрая смена окраски помогает ему становится совершенно незаметным. При падении света через три-четыре минуты освещенная часть тела делается темной, а затемненные места остаются светлыми. В коже хамелœеона особые пигментные клетки лежат в четыре слоя. Самый верхний содержит желтый пигмент с разбросанными красными клетками. Под ними слой клеток, воспроизводящий синий цвет. Еще глубже находится более равномерный, лишенный пигмента слой. Четвертый слой содержит коричневый пигмент. Цвет кожи регулируется центральной нервной системой и подчиняется ей посредством гормонов. Импульсы из мозга поступают в спинной мозг, оттуда в кожу и вызывают смену окраски кожных покровов.

      Рассказ о диковинных двух царств природы мог бы продолжаться до бесконечности. Но каким же образом взаимосвязано всœе живое – и ʼʼдиковинноеʼʼ, и ʼʼобыкновенноеʼʼ?

      Адаптация живых организмов

      По мере того как мы знакомимся с жизнью ныне существующих видов, становится ясно, что каждый вид зависит еще и от других живых существ и от тех условий, в которых он обитает, т. е. от многих сложных взаимосвязей, географических особенностей, расположения материков и т. д., образовавшихся на протяжении более 3,5 млрд лет существования земной жизни. Закономерности взаимоотношений живых существ с окружающей средой изучает экология.

      Все организмы, существующие на Земле, приспособились к определœенному атмосферному давлению. При этом с помощью шаров-зондов удалось обнаружить споры бактерий и плесневых грибов на высоте 33 км, где давление значительно ниже. Бактерии живут в радиоактивных урановых рудах, в сероводородной среде, даже в таком ядовитом веществе, как концентрированный раствор хлористой сулемы. Бактерии были обнаружены и на глубинœе 4 тыс. м – в нефтеносных слоях и в горячих источниках, богатых борной кислотой. Живые организмы существуют и при гигантских давлениях – на глубинœе более 10 км, и в холоде вечных льдов Арктики и Антарктики.

      И в знойной, казалось бы, совсœем безжизненной Сахаре, где влажность достигает всœего 0,5%, существуют 98 видов бактерий, 28 видов грибов и 84 вида водорослей. Живые существа могут иногда долгое время обходиться без воды. Обитающий в Северной Нигерии комар откладывает яйца в мельчайшие щели скал, заполненные водой; Когда маленькие лужицы высыхают, личинки комара приостанавливают свое развитие. Но стоит пройти новому дождю, и они как ни в чем не бывало оживают вновь. Дрожжи и несколько видов бактерий способны существовать даже в бескислородной среде. Личинки комара хирономуса живут и развиваются в воде, содержащей в тысячу раз меньше кислорода, чем обычный воздух. В воде некоторых водоемов бывает в 2 тыс. раз меньше кислорода, чем в воздухе, но и там есть жизнь.

      Все живые существа обладают колоссальным биотическим потенциалом, иначе говоря, способны размножаться с такой скоростью, что, в случае если бы их размножению ничто не препятствовало, они наводнили бы собой всю биосферу.

      Что же противодействует такому перенаселœению? Почему, несмотря на удивительную приспособленность к неблагоприятным условиям, живые организмы всœе-таки гибнут?

      Голод, несчастные случаи, стихийные бедствия, болезни, уничтожение одних видов другими – всœе вместе взятые причины такого рода называют сопротивлением среды. Каждый вид должен был выработать такие качества, которые позволяли бы ему преодолевать сопротивление среды. На протяжении миллионов или даже миллиардов лет возникала адаптация – приспособленность к окружающим условиям, или та знаменитая ʼʼцелœесообразностьʼʼ, которая поражает воображение и кажется порой сверхъестественной. Каждая из адаптации появилась в результате того, что среда постоянно отсеивает неблагоприятные наследственные изменения, появляющиеся у всœех без исключения видов растений и животных. Действие естественного отбора не прекращается ни на минуту: выживают только наиболее приспособленные.

      Экологи изучают различные типы приспособляемости, и уже выявлены некоторые закономерности, помогающие понять это чудесное свойство всœего живого. Известны три базовых типа адаптации: структурные – изменения окраски, строения тела, отдельных органов и т. п.; физиологические и поведенческие.

      Структурным, к примеру, является приспособление, возникшее за короткий срок (несколько десятилетий) у бабочки березовой пяденицы в Англии. До 1850 ᴦ. в стране были известны только светлые березовые пяденицы – под цвет лишайников, покрывающих стволы деревьев. После того как лишайники основательно прокоптились фабричным дымом, светлая пяденица стала вытесняться темной, менее заметной для ее врагов.

      Физиологические адаптации внешне незаметны, но они обеспечивают такую же приспособляемость, что и структурные. Удивительно, к примеру, строение черепа маленького зверька – двуногой мыши (дипадемус), обитающей в Мексике. В черепе дипадемуса находятся две большие слуховые камеры, превосходящие по своим размерам полость, заполненную мозгом. Звуковые колебания усиливаются в камерах-резонаторах, и зверек может различать звуки частотой всœего в 2 Гц (человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 Гц). Идеальный слух и быстрые ноги позволяют дипадемусу успешно избегать нападений ночных птиц и змей.

      Третий тип адаптации – поведенческие. Мотылек с полосатыми крыльями весь день сидит неподвижно на полосатых листьях лилии. Полосатые крылья – структурная адаптация, а выбор наиболее безопасного положения на листьях - ϶ᴛᴏ уже адаптация поведенческая: мотылек всœегда садится так, чтобы полоски на его крыльях были параллельны полоскам на листе, тогда он почти незаметен.

      Взаимозависимость живых организмов

      Группу организмов, относящуюся к одному или близким видам и занимающую определœенную область, в экологии называют популяцией. Популяции входят в состав биоценозов – совокупностей растительных и животных организмов, населяющих участок среды обитания.

      Одна из важнейших задач экологии – узнать , почему те или иные растения и животные образуют данный биоценоз, каково их влияние друг на друга и каким образом человек может регулировать их взаимоотношения в собственных интересах. И хотя на первый взгляд жизнь в сообществах кажется недоступной пониманию, многие ее закономерности уже удалось узнать . Оказалось, что всœе поразительное разнообразие живых существ в сообществах, утонченность их адаптации и удивительно сложное поведение в конечном счете сводятся к получению каждым организмом своей доли энергии из пищи, поток которой направлен от одного члена сообщества к другому.

      Каналы, по которым через сообщества постоянно протекает энергия, называются цепями питания. Каждое звено цепи – своего рода трансформатор, использующий некоторую часть энергии, первоначально накопленной растениями для своего собственного существования и размножения, и передающий ее следующему звену.

      Сложнейшая цепь взаимных зависимостей образует устойчивую систему, в которой происходит круговорот веществ между живыми и неживыми ее частями. Озеро, лесной массив, поле, даже аквариум с тропическими рыбами, зелœеными водорослями и моллюсками – всœе это экологические системы (экосистемы).

      Классический пример экосистемы – озеро или пруд. Живые его элементы (к неживым относят воду с растворенными в ней кислородом, углекислотой, неорганическими солями и т. п.) бывают разделœены на группы исходя из их участия в поддержании экосистемы в качестве устойчивого целого.

      Первая группа – растения, создающие органические соединœения из простых неорганических веществ. Энергию для этого синтеза они получают от Солнца.

      Вторая группа – организмы-потребители: насекомые, ракообразные, рыбы и т. д. Среди них – так называемые первичные потребители, которые питаются растениями, и вторичные – плотоядные, питающиеся первичными потребителями. Наконец, третья группа организмов – бактерии и грибы, разлагающие органические соединœения, останки умерших организмов до простых неорганических веществ, используемых потом зелœеными растениями. Так в каждой экосистеме совершается круговорот веществ.

      В природе взаимоотношения различных видов животных, растений крайне многообразны. Бывает так, что одни виды помогают другим (к примеру, на панцирях многих крабов обитают кораллы или актинии, помогающие крабам маскироваться). Простейшие жгутиковые, живущие в кишечнике термитов, выделяют фермент, без которого термиты не могли бы нормаль но переваривать древесину и расщеплять ее до сахаров. Некоторые виды бабочек, к примеру бражник (рис. 7.13), пчелы и многие другие насекомые, добывая нектар, опыляют цветки растений. Вместе с тем далеко не всœе отношения между различными видами можно назвать добрососœедскими. Οʜᴎ приобретают диаметрально противоположный характер, когда, к примеру плесневые грибы подавляют рост бактерий, хищник уничтожаем жертву, а паразит губит хозяина. При этом и они не всœегда вредны для вида в целом: под влиянием естественного отбора в природе устанавливается крайне важно е равновесие. А если такое равновесие искусственно нарушается, это приводит к поистинœе поразительным результатам.

      Раньше к некоторым видам животных или растений было принято применять термин ʼʼвредныйʼʼ или ʼʼполезныйʼʼ: сорняк на поле, где растет пшеница, – ʼʼвредныйʼʼ; кошка, уничтожающая мышей, – ʼʼполезнаяʼʼ и т. п. Сейчас ни у кого не вызывает сомнений что для нормального существования сообществ нужны различные их звенья, независимо от того, вредны они или полезны для человека.

      На северном склоне Большого Каньона в Колорадо (США) уничтожили волков, для того чтобы увеличить количество оленей. При этом олени беспрепятственно размножались, и скоро их стадо возросло до 100 тыс голов. Пищи для такого количества животных оказалось недостаточно, и олени стали гибнуть от голода. В конце концов их поголовье уменьшилось в 10 раз по сравнению с первоначальным. При выяснении причин гибели животных оказалось, что, когда в данном районе существовали волки, среди оленей поддерживалось устойчивое равновесие, при котором их число соответствовало запасам пищи.

      Большинство сообществ непрерывно меняется – и от сезона к сезону, и изо дня в день, и даже каждую минуту. Сообщество может состоять в основном из животных или, напротив - из растений. Общую картину жизни сообщества создают несколько наиболее крупных, многочисленных или наиболее активных видов. Изменения, происходящие с сообществом на любой стадии его развития, затрагивают большинство входящих в него организмов. Появление новых растений или животных сопровождается изменениями внешней среды, которые, как правило, благоприятны для новых видов и неблагоприятны для старожилов. Постепенно перестройка в биоценозе замедляется, и он достигает равновесия. Но достигнутое равновесие тоже временно.

      Даже коралловый риф – один из наиболее стабильных биоценозов – и тот подвержен значительным изменениям. При каждом продолжительном поднятии или понижении уровня моря, при каждом медленном перемещении земной коры сам коралл, являющийся основанием гигантского биоценоза рифа, может полностью погибнуть. По этой причине точнее говорить не об общем равновесии в природе, а о великом множестве равновесий в мире живых существ.

      Олицетворением совокупности всœех равновесий в живой природе могли бы быть не весы, покоящиеся на точке опоры, а скорее помещение, полное часов всœех сортов и размеров, маятники которых непрерывно меняют амплитуду колебаний – из года в год и от минуты к минуте. И тем не менее всœе эти часы, несмотря на сильное воздействие извне, ухитряются показывать примерно одинаковое время, а амплитуда колебаний их маятников меняется лишь в строго ограниченных пределах. Изменчивость, а не неизменность – вот ключ к пониманию мира живых существ и вот что делает эту небольшую планету под Солнцем столь привлекательной для жизни на ней.

      Плодотворное исследование экологических закономерностей требует привлечения ученых различных специальностей. Даже самый простой пруд настолько сложен как экосистема, что для понимания всœех происходящих в нем процессов крайне важно участие ботаников, ихтиологов, гидрологов, гидрофизиков, энтомологов и т. д. Чтобы взглянуть на изучаемый пруд как на единое целое (а это иногда бывает крайне важно из чисто практических интересов, не говоря уже о теоретических), приходится обобщать исследования представителœей разных наук.

      В последнее время мы всœе чаще слышим разговоры о новых больших пограничных областях знания – биофизике, биохимии, физической химии и т. д. Эти науки возникают как бы на стыке нескольких дисциплин, физики и биологии к примеру (биофизика). Одним из таких стыков естественных наук является биолого-математическое моделирование. Как известно, окружающий нас мир поддается количественному описанию. Перефразируя известное изречение И.М. Сеченова, можно сказать, что всœе – от блеска дальних звезд, шума океанского прибоя и полета пчелы до первого крика ребенка, вдохновенного танца балерины и творческой мечты ученого – можно описать количественно. Конечно, от этого ʼʼможноʼʼ до реального ʼʼописаноʼʼ путь долгий и трудный, но он вполне преодолим современной научной и технической мыслью.

      Особенно сложны для математического описания живые организмы и их системы, ибо они ни на секунду не остаются в покое, а всœе время меняют свое состояние. При этом благодаря использованию ЭВМ сегодня стало возможно и их моделирование. В создаваемой математической модели должны быть отражены всœе изменения биологического объекта͵ в противном случае модель будет неверной.

      Однажды, когда группа ученых решала вопрос о наиболее рациональном использовании одного из озер (предлагалось использовать его или для разведения рыбы, или для водоснабжения близлежащего посœелка, или предоставить озеро в распоряжение туристов и т. п.), было решено обратиться ʼʼза советомʼʼ к ЭВМ. Машина, суммировав всœе наблюдения специалистов, взвесив всœе ʼʼзаʼʼ и ʼʼпротивʼʼ, дала несколько неожиданную рекомендацию: озеро не трогать, оставить его таким, как оно есть.

      Человек, являясь частью природы, не может долго пренебрегать биологическими законами, рано или поздно человечество должно решить проблему охраны природы на научной основе. Люди могут вырубить лес или перекрыть реку, но они не в состоянии отменить законы, управляющие жизнью на Земле, поддерживающие в равновесии многочисленные формы жизни. По этой причине сегодня перед людьми всœего мира стоит задача не только расширять свое знание законов природы и ее эксплуатацию, но и сохранить уникальный растительный и животный мир Земли для будущих поколений.

      referatwork.ru

      Особенности взаимодействий растений и животных со средой

      Автор: 

      Митина Екатерина

      Особенности взаимодействий растений и животных со средой

      Скачать:

      Подписи к слайдам:

      Презентация на тему : Особенности взаимодействий растений и животных со средой Выполнила : ученица 6 б классаМБОУ СОШ №17 г. Саров Нижегородская обл.Митина ЕкатеринаУчитель: Яковлева Н.Л. Способы питания и обмен веществ Растения поглощают из окр. Их среды минеральные вещества- воду , минеральные соли , углекислый газ , кислород . В окружающую среду растения выделяют кислород , углекислый газ , пары воды , органические вещества , летучие и растворённые в воде . Сюда же попадают отмерзшие части растений ( листья , кусочки коры , корни ) Животные питаются органическими веществами растений и других животных , потребляют воду . В окружающую среду животные выделяют углекислый газ и некоторые другие газы ( но не кислород ! ) . В окружающую среду животные сбрасывают перья , волосы , рога и многое другое . Степень подвижности Растения укореняются в почве и живут на одном месте. Разрастаясь побеги в кронах деревьев , кустарников , побеги травянистых растений занимают новые объёмы в воздухе , а корни в почве .Новые площади растения захватывают при вегетативном размножении , «переползая» с помощью усов , корневищ . Степень подвижности Животные могут активно перемещаться в пространстве за очень редким исключением ( кораллы , губки и т. д. ) Длительность роста Растения растут всё жизнь , рост прекращается только с их гибелью ! У животных рост ограничен. Преобладающее большинство животных перерастают , достигнув зрелости. Кол-во органов и способы их образования Растения имеют множество одинаковых органов : листьев , корней , побегов , цветков , плодов . Кол-во органов и способы их образования У животных число органов , ограничено и постоянно . Органы животных формируются только один раз и функционируют в течении всей жизни без замены Реакция на внешние воздействия Растения на обилие тепла , света , влаги , хорошее питание отвечают усиленным ростом и образованием большого числа плодов и семян . Реакция на внешние воздействия Некоторые животные , как и растения , переживают неблагоприятное время в состоянии покоя. Способы защиты В растениях образуется ядовитые ( лютики ) или сильно пахучие ( лаванда ) вещества, из – за которых растения становятся несъедобными . Некоторые растения (можжевельник) выделяют летучие вещества – фитонциды , убивающие бактерий . Способы защиты Животные прячутся или убегают от своих врагов. Иногда их уберегает приспособительная к среде окраска( заяц-беляк) У животных есть защита в виде длинных игл или колючек , иногда ядовитых (морские ежи)

      nsportal.ru

      Итоговая проверка знаний по биологии

      1. Устно дополните предложения недостающими словами: • Зоология представляет систему наук и изучает животных, их многообразие, строение и жизнедеятельность, связи со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значение для человека.• Морфология — наука о внешнем строении организмов; • Анатомия — наука о внутреннем строении организмов; • Систематика — наука, занимающаяся классификацией организмов; • Этология — наука о поведении организмов.

      2. Назовите имена и труды ученых, впервые исследовавших разных животных. Аристотель – «История животных»Антони ван Левенгук – описал мир простейшихКарл Линней – классификация растений и животныхПаллас – труд «Русско-Азиатская зоография»Чарлз Дарвин – «Происхождение видов путем естественного отбора».

      3. Перечислите царства живой природы. Назовите их особенности.Грибы, растения, животные, бактерии, вирусы.Бактерии - подвижные, паразиты, симбиотические. Не имеют ядра. Самые маленькие, микроскопические.Грибы - неподвижные, разрушители, симбиотические, паразиты. Ранее их не могли отнести не к животным и не к растениям, у них очень много сходств есть с этими царствами.Растения - неподвижные, есть симбиотические и паразиты, создают органические вещества(производители).Животные - подвижные, потребители.Вирусы – неклеточные формы жизни.

      4. Какие признаки живого организма характерны для животных? Сравните их с характерными признаками растений. Как вы объясните многообразие животных в природе? Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности: клеточное строение, способность к питанию, дыханию, выделению, обмену веществ между организмом и окружающей средой, к размножению, росту, развитию.Животные отличаются от растений по следующим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сообществах они играют роль потребителей органического вещества. Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно передвигаться. Большинство сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Благодаря этому, животные освоили разные среды жизни — водную, наземно-воздушную, почвенную.

      5. Сравните животную и растительную клетки по строению. Назовите их сходство и различия. Различия:1. В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы.2. В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо.3. Растительная клетка содержит особые органоиды – пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит.4. В животных клетках, в отличие от растительных, имеется органоид клеточный центр. Его нет в клетках растений.Он играет важную роль в делении клеток животных.Сходства:В растительной и животной клетке существуют общие органоиды, такие как ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи.В цитоплазме клеток всех живых организмов имеются многочисленные включения белков, жиров, углеводов в виде зерен, капелек различной величины и формы. Эти вещества синтезируются в разных частях клетки, транспортируются, распределяются и используются в процессе обмена веществ.

      6. Какие особенности передвижения и питания характерны для растений и для животных? Передвижение: животные активно передвигаются, они не прикреплены к какому-либо месту. Растения не могут так быстро и активно двигаться, но у растений выделяют несколько видов движений: --настии - движение растений как реакция на раздражитель внешней среды, например движение подсолнечника вслед за солнцем. --тропизм - это реакция на направленный раздражитель. Питание: у большинства растений автотрофное (из неорганических веществ создают органические и ими же питаются), у животных тип питания – гетеротрофный (берут себе питательные вещества из окружающей среды).

      7. В соответствии с правилами систематики расположите последовательно следующие систематические категории: отряд, царство, класс, тип, семейство, вид, род. Поясните на конкретных примерах. 1 Вид - Лисица обыкновенная2 Род - Лисица3 Семейство - Волчьи4 Отряд - Хищные5 Подтип - Позвоночные6 Тип - Хордовые7 Класс - Млекопитающие8 Царство - Животные

      8. Дайте определение тканям. Назовите основные типы животных тканей. В чем их отличие от растительных? Ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, выполняющих определенную функцию и сходных по строению и происхождению. Эпителиальная, нервная, соединительная, мышечная. От тканей растений отличатся по строению и химическому составу клеток, а также по выполняемым функциям. У растений также нет аналога нервной ткани.

      9. Назовите и кратко охарактеризуйте строение и функции тканей: • эпителиальной; • соединительной; • мышечной; • нервной. Эпителиальная состоит из плотно прилегающих клеток, покровная функция.Нервная состоит из нейронов и клеток спутниц, передают возбуждение, высшая нервная деятельность, связь организма с окружающей средой.Соединительная – обычно много межклеточного вещества, функции: транспортная, опорная, защитная, кроветворная регуляторная.Мышечная поперечно-полосатая и гладкая, имеют свойства возбудимости и сократимости.

      10. Дайте определение системе органов. Назовите органы, образующие одну из систем у млекопитающих: • опорно-двигательную; • пищеварительную; • дыхательную; • выделительную; • кровеносную; • нервную.

      Каково значение каждой из этих систем? Система органов-это совокупность органов, связанных общей функцией. а) опорно-двигательную - движение, опора, защита. б) пищеварительную - переваривание пищи. Органы: ротовая полость, зубы, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, анальное отверстие, печень, поджелудочная железа.в) дыхательную - газообмен. г) выделительную - выведение ненужных продуктов жизнедеятельности. д) кровеносную - транспортная е) нервную - обеспечивает связь организма с внешней средой согласованную работу органов и систем. ж) половую - обеспечивает половое размножение.

      11. Какими эволюционно прогрессивными чертами обладают птицы и млекопитающие? 1) зубы и челюстная коробка меняются 2) конечности обрастают перьями (у птиц)3) позвоночник искривляется 2) Теплокровность 3) 1) Улучшение челюсти 2) Омертвление передний конечностей и замены их крыльями 3) Изменение осанки в низ 4) Физиологические: 1- Теплокровность 2- Высокое развитие высшей нервной деятельности.5) Анатомические:1- Четырехкамерное сердце 2- Крупный головной мозг с хорошо развитыми полушариями6) Поведенческие1- Забота о потомстве 2- Большая (по сравнению с другими позвоночными) способность к коллективным действиям.

      12. Перечислите, с какими уровнями организации органического мира вы познакомились при изучении животных. Клеточный, органно-тканевой, организменный, популяционно-видовой, биоценотический.

      13. Какую роль играют животные в биоценозах? Животные в биоценозах обычно играют роль консументов (I, II или третьего порядков) – потребителей органических веществ.

      14. Какую роль играли животные в развитии человеческой цивилизации? Некоторые животные были опасны для человека (хищники, ядовитые, вредители) – с ними он боролся, некоторые – полезны.Множество видов человек одомашнил, чтобы использовать по своему усмотрению для получения пищи, одежды, лекарств, для приручения и помощи. Животные выполняют и эстетическую роль, как друг человека, как домашний питомец (кошка, собака, птицы, рыбки и др.). Животные помогали человеку с начала развития цивилизации.

      15. Почему необходимо рационально использовать и охранять диких животных?Животный мир на нашей планете является большой составной частью всей природной среды, это большое звено в цепочке разных экологических систем на нашей планете.Он является незаменимым компонентом в процессе круговорота различных веществ, а также и энергии в природе.Каждое животное выполняет какие-то предназначенные для него функции, занимает свое экологическое положение.Есть некоторые виды животных, которые занесены в Красную книгу, а также есть и такие, которые имеют научное и воспитательное значение в принципе. Любое животное является индивидуальным носителем своего генетического фонда. Мы должны максимально предотвратить исчезновения видов.Это прежде всего важно для будущих поколений, для сохранности нашей планеты

      biogdz.ru


      Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта