Особенности приспособления растений к почвенной среде обитания. Урок № Тема урока: почвенная среда обитания. Приспособленность организмов к жизни в ней

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Приспособления Животных и Растений к водной, почвенной, организменной среде обитания. Особенности приспособления растений к почвенной среде обитания


Приспособления Животных и Растений к водной, почвенной, организменной среде обитания

Приспособленность организмов к среде обитания — результат эволюции.

1. Приспособления — особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития, позволяющие организмам, видам и популяциям выживать в характерной для них среде обитания. Сохранение особей с полезными для них признаками в определенной среде обитания в результате действия естественного отбора. Примеры приспособленности: покровительственная окраска зеленого кузнечика, речного рака, самок открыто гнездящихся птиц делает их незаметными на фоне окружающей среды; предостерегающая окраска клопов-солдатиков и других «несъедобных» животных, не имеющих специальных средств защиты; сходство некоторых видов мух по форме тела и окраске с осами и пчелами, бабочек — с сухими листьями, гусениц — с сучками деревьев; изменение окраски у других животных в разные сезоны года (заяц-беляк) . Приспособление растений к перекрестному опылению, к распространению семян плодов и др.

2. Относительный характер приспособленности. Приспособленность к среде обитания носит относительный характер, полезна только в тех условиях, в которых она исторически сформировалась. Крот имеет приспособления к жизни в почве, но на поверхности он беспомощен; медузы приспособлены к жизни в воде, но выброшенные на берег погибают, на яйца аскарид не действуют яды, они не погибают зимой при низких температурах, но солнечные лучи губительны для них; во время линьки речной рак беспомощен, с ним может справиться даже жук-плавунец; гусеницы капустной белянки ядовиты, птицы не едят их, но наездники откладывают яйца в гусениц этой бабочки, личинки наездника, которые выводятся из яиц, питаются гусеницами капустной белянки.

3. Приспособленность организмов к жизни в определенной среде обитания (на примере водных животных) . Большая плотность воды по сравнению с наземно-воздушной сферой. В связи с этим обитание в ней высокоспециализированных видов, у которых в процессе эволюции сформировались приспособления, позволяющие уменьшить при движении затраты энергии на сопротивление воды. Так, у рыб обтекаемая форма тела, неподвижное соединение ее отделов (головы, туловища, хвоста) , черепицеобразное расположение чешуи, слизь, покрывающая кожу, органы передвижения — плавники. Формирование приспособлений к передвижению в воде — основное направление эволюции видов, населяющих водную среду (тюленей, котиков, китов и др.).

otvet.mail.ru

24. Почва как среда жизни, ее особенности. Экологические группы обитателей почвы.

Почва представляет собой рыхлый тонкий поверхностный слой суши, контактирующий с воздушной средой. Несмотря на незначительную толщину, эта оболочка Земли играет важнейшую роль в распространении жизни. Почва представляет собой не просто твердое тело, как большинство пород литосферы, а сложную трехфазную систему, в которой твердые частицы окружены воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, и поэтому в ней складываются чрезвычайно разнообразные условия, благоприятные для жизни множества микро– и макроорганизмов. В почве сглажены температурные колебания по сравнению с приземным слоем воздуха, а наличие грунтовых вод и проникновение осадков создают запасы влаги и обеспечивают режим влажности, промежуточный между водной и наземной средой. В почве концентрируются запасы органических и минеральных веществ, поставляемых отмирающей растительностью и трупами животных. Все это определяет большую насыщенность почвы жизнью. Группы обитателей: микро-(простейшие, коловратки, тихоходки, нематоды и др.), мезо-(членистоногие), макро-(это личинки насекомых, многоножки, энхитреиды, дождевые черви и др.), мега фауна (слепыши, слепушонки, цокоры, кроты Евразии, златокроты Африки, сумчатые кроты Австралии и др.)..

25. Живые организмы как среда жизни. Приспособление организмов к среде обитания.

Многие виды гетеротрофных организмов в течение всей жизни или части жизненного цикла обитают в других живых существах, тела которых служат для них средой, существенно отличающейся по свойствам от внешней. Использование одними живыми организмами других в качестве среды обитания – очень древнее и широко распространенное в природе явление. Даже прокариотические организмы (бактерии, актиномицеты и сине-зеленые водоросли) имеют сожителей. Чем выше организация хозяев, чем больше степень дифференцированности их тканей и органов, тем более разнообразные условия они могут предоставить своим сожителям. С другой стороны, способность использовать другие организмы как среду обитания хотя и характерна для представителей большинства крупных таксономических групп, но в целом уменьшается с усложнением их организации. Таким образом, паразитов больше всего среди микроорганизмов и относительно примитивных многоклеточных, а подверженность заражению паразитами наиболее высока у позвоночных животных и цветковых растений. Одно из главных преимуществ паразитов – обильное снабжение пищей за счет содержимого клеток, соков и тканей тела хозяина или содержимого его кишечника. Обильная и легкодоступная пища служит условием быстрого роста паразитов. Вторым важным экологическим преимуществом для обитателей живых организмов является их защищенность от непосредственного воздействия факторов внешней среды. Ограниченность жизненного пространства особенно сказывается на размерах и форме внутриклеточных паразитов и симбионтов. Приспособления к умножению потомства проявляются у ряда паразитов также в виде партеногенеза, полиэмбрионии (клетки одного делящегося яйца дают начало множеству зародышей), бесполого размножения (почкование у пузырчатых стадий ленточных червей). Это приводит к чередованию поколений – полового и партеногенетического или полового и бесполых.

studfiles.net

почвенная среда обитания. Приспособленность организмов к жизни в ней

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новотроицкая общеобразовательная школа

КОНСПЕКТ УРОКА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ в 5 КЛАССЕ

Учитель географии

Максатова И.А.

п. Новотроицкий, 2013

Урок №

Тема урока: ПОЧВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ.

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К ЖИЗНИ В НЕЙ.

Цель урока:

Раскрыть особенности почвы как среды обитания; продолжить формирование представления о приспособленности животных к почвенной среде обитания. 

Задачи:

Образовательные

Раскрыть характерные признаки сред обитания организмов: наземно – воздушной, водной и почвенной.

Изучить условия жизни почвенной среды обитания, приспособления организмов к ним и многообразие организмов имеющие данные приспособления.

Формировать основы экологической грамотности учащихся.

Развивающие

Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные

Воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формировать творческие способности учащихся, развивать интерес к изучаемому предмету. Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

Тип урока:

Комбинированный

Методы обучения:

частично поисковый.

Какие среды обитания населяют живые организмы?

Какими условиями жизни они отличаются и как организмы приспособлены к жизни в той или иной среде обитания.

Приёмы деятельности учителя:

эвристическая беседа по предлагаемым вопросам, организация самостоятельной работы с текстом учебника по выполнению заданий в тетради на печатной основе, работы с раздаточным материалом.

Организация деятельности учащихся:

самостоятельная работа с текстом и выполнение заданий в тетради, выступления учащихся с информацией, рефлексия учащихся своей деятельности.

Развитие умений учащихся:

использовать имеющиеся знания, применять их на практике, умение работать с текстом учебника, выполнять задания в тетради, сравнивать среды обитания, находить черты приспособленности организмов к данным средам обитания, формулировать выводы.

Основные понятия:

Наземно – воздушная среда обитания, водная среда, почвенная среда.

Оборудование:

Таблицы, картины, фотографии с изображением организмов, живущих в почве.

Ход урока
  1. Оргмомент.
Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.
  1. Актуализация знаний
Что называется средой жизни живого организма?

Какие основные среды жизни на Земле заселили живые организмы?

Чем различаются среды жизни организмов?

Что называется местообитанием живых организмов? Ребята, посмотрите на эти картинки, что их объединяет?

ЦОКОР КРОТ Верно, это животные, которые живут по землей, т. в почвенной среде.

Как вы думаете, какие условия жизни в почвенной среде обитания? Почвенная среда — дом для множества бактерий и простей­ших. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и самые разные животные — черви, насекомые, приспособленные к рытью звери, например кроты. Обитатели поч­вы находят в этой среде необходимые для них условия — воздух, воду, минеральные соли. Правда, здесь меньше кислорода и боль­ше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды порой бывает чересчур много. Зато температура более ровная, чем на поверхно­сти. А вот свет в глубину почвы не проникает. Поэтому населяю­щие ее животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе; лишены органов зрения. Выручают их обоняние и осязание.

Как среда обитания животных почва сильно отличается от воды и воздуха. Попробуйте взмахнуть рукой в воздухе — вы не заметите почти никакого сопротивления.

Проделайте то же в воде — вы почувствуете значительное сопротивление среды. А если опустить руку в яму и засыпать землей, то обратно вытащить ее будет трудно. Понятно, что животные могут сравнительно быстро двигаться в почве лишь в естественных пустотах, трещинах или ранее прорытых ходах. Если ничего этого на пути нет, то продвинуться животное может, только прорывая ход и отгребая землю назад либо заглатывая землю и пропуская ее через кишечник. Скорость движения при этом, конечно, будет незначительной. Всякому животному, чтобы жить, необходимо дышать. Для дыхания в почве иные условия, чем в воде или в воздухе. В состав почвы входят твердые частицы, вода и воздух. Твердые частицы в виде небольших комочков занимают немногим более половины ее объема; остальное приходится на долю промежутков — пор, которые могут быть заполнены воздухом (в сухой почве) или водой (в почве, насыщенной влагой). Как правило, вода покрывает тонкой пленкой все почвенные частицы; остальное пространство между ними занято воздухом, насыщенным водяными парами. Как животные приспособились к жизни в почвенной среде обитания?

В почвенной среде живут многочисленные животные, которые дышат через кожу. Если их вынуть из земли, они быстро погибают от высыхания. Больше того, в почве живут сотни видов настоящих пресноводных животных, населяющих реки, пруды и болота. Правда, это все микроскопические существа — низшие черви и одноклеточные простейшие. Они двигаются, плавают в пленке воды, покрывающей почвенные частицы. Если почва высыхает, эти животные выделяют защитную оболочку и как бы засыпают.

Строение тела крота, цокора и слепыша говорит о том, что все они — обитатели почвенной среды. Передние ноги у крота и цоко­ра — главный инструмент для рытья. Они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. А у слепыша ноги обычные, он вгры­зается в почву мощными передними зубами (чтобы земля не попа­дала в рот, губы закрывают его позади зубов!). Тело у всех этих зверьков овальное, компактное. С таким телом удобно передви­гаться по подземным ходам.

  1. Физкультминутка
А у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.
  1. Работа в тетрадях на печатной основе
Заполнить таблицу
СРЕДА ОБИТАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

К СРЕДЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ
  1. Закрепление «Узнай среду обитания или животного»
1.Эти птицы — чемпионы по скорости полета среди птиц. Обычная для них скорость — 120 км/ч. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилёт означает наступление устойчивой тёплой погоды. Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья — длинные, заостренные. В полёте они бывают до 19 ч в сутки — ловят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. Во рту образуется много слюны, которая бывает особенно клейкой во время гнёздостроения.

2.Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.

3.Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.

4.Самое быстроногое из зверей. Развивает скорость до 110 км/ч, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.

  1. Рефлексия
  2. Заключительный этап урока. Домашнее задание стр.121-122
А закончить наш урок мне хотелось бы словами С. Смирнова: Есть просто храм, есть храм науки, А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.

Поделитесь с Вашими друзьями:

ekollog.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта