Основные признаки растений. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ ОСНОВНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ. ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ. ДВУДОЛЬНЫЕ И ОДНОДОЛЬНЫЕ

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Царство растения Многообразие растений Основные признаки. Основные признаки растений


Растения — характеристика, особенности, признаки, эволюция, строение, жизненный цикл, классификация, представители, вики — WikiWhat

Основные признаки растений

Главное отличие растений от других живых организмов — наличие в их клетках хлоропластов (зелёных пластид), содержащих хлоро­филл. В них происходит фотосинтез — процесс обра­зования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии. В процессе фо­тосинтеза растения выделяют кислород, необходимый большинству живых организмов.

Большинство растений имеют вегетативные (кор­ни, побеги) и генеративные (цветки, плоды) органы. У растений нет органов движения, они способны к росту в течение всей жизни. В пространстве растения расселяются с помощью спор, семян и частей вегета­тивных органов.

Растения — начальное и определяющее звено в сложных цепях питания всех гетеротрофных организмов, населяю­щих Землю.

Разнообразие растений

Каждый вид растений имеет приспособления к определённым условиям обитания. В природе нет ви­дов, которые могли бы жить и в водоёмах, и в лесу, и на горных склонах. Разнообразие и изменение ус­ловий среды обитания — главная причина многооб­разия растений.

Современные растения различаются размерами, внешним обликом (жизненной формой), продолжи­тельностью жизни.

Растения бывают дикорастущие и культурные (выведенные человеком).

Эволюция растений

Растительный мир нашей пла­неты прошёл длительное историческое развитие по пути усложнения строения, связанного с изменения­ми условий жизни.

Докембрий

см. Микроорганизмы, Происхождение многоклеточных

Первыми растениями были одноклеточные водо­росли.

Палеозой

см. Выход растений на сушу

В палеозое в связи с появлением больших участков суши возникли первые наземные растения — риниофиты. Затем постепенно формировались приспо­собления к жизни в наземно-воздушной среде — так произошли мхи, папоротники, хвощи, плауны.

Прошло ещё много миллионов лет, площади суши всё возрастали. Благодаря возникновению наследствен­ных изменений и естественному отбору совершенство­вались приспособления растений к жизни на суше.

В результате эволюции папоротникообразных сме­нили голосеменные растения, размножение которых не было связано с водой.

Мезозой

Среди растений в мезозое всюду преобладали голосеменные, которые уже давно закрепились на суше, покрыли ее лесами и жесткими зарослями. Они были одеты хвоей или пластинками, похожими на листья, и имели шишки вместо плодов. Ни травы, ни цветов тогда еще не было. В сырых местах встречались хвощи и папоротники.

В середине мезозоя на сме­ну голосеменным пришли ещё более совершенные растения — покрытосеменные, или цветковые.

Кайнозой

см. Гиппарионовая фауна

Среда обитания

Влияние антропогенного фактора

см. Уничтожение животных и растений человеком Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Классификация растений

В систематике царство Растения делят на три подцарства — Багрянки (Красные водоросли), Зелёные водоросли (Настоящие), Высшие растения. Вегетатив­ное тело багрянок и настоящих водорослей не имеет расчленения на органы. Тело высших растений име­ет специализированные ткани и органы.

Интересные факты о растениях

  • Самые древние растения — одноклеточные водоросли.
  • Самые древние наземные растения — риниофиты.
  • Самые глубоководные расте­ния — красные водоросли.
  • Самые высокие растения — североамериканское мамонтово дерево (110-112 м) и австра­лийский эвкалипт (до 100 м).
  • Самые долгоживущие расте­ния — секвойя (3-4 тыс. лет), сосна долговечная (более 4 тыс. лет), баобаб (4-5 тыс. лет).
  • Самые высокоорганизован­ные растения — покрытосемен­ные, или цветковые.

Картинки (фото, рисунки)

  • 3.1. Жизненные формы, растений: а) дерево; б) кустарник; в) травянистые растения
  • 3.2. Эволюция растений
На этой странице материал по темам:
  • Основные признаки растений 5 класс

  • Признаки царства растении

  • Почва доклад

  • Отличительные признаки царства растений

  • Раятания признаки царства

Вопросы к этой статье:
  • Каковы отличительные при­знаки царства Растения?

  • Какие признаки характерны для растений?

  • В чём причины и каково зна­чение разнообразия растений?

  • Чем различаются современ­ные растения?

  • Какие подцарства выделяют в царстве Растения?

  • Как шёл процесс эволюции растений? С чем он связан?

wikiwhat.ru

Основные признаки растений

Поиск Лекций

Часть 3. Царство Растения

Низшие растения. Группа отделов Водоросли

• Отдел Зелёные водоросли

• Отдел Красные водоросли (Багрянки)

• Отдел Бурые водоросли

Высшие растения

• Отдел Моховидные

• Отдел Плауновидные

• Отдел Хвощевидные

• Отдел Папоротниковидные

• Отдел Голосеменные растения

• Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

 

 

В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около 95 % от биомассы планеты – массы всех населяющих её живых организмов. Растения – основные производители (продуценты) органического вещества на Земле.

Флора наших дней представлена растительными организмами самого разного строения и экологических особенностей. Так, у низших растений – водорослей – тело не разделено на органы, а у высших растений (к ним относятся мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные) есть корни (у мхов корней нет), стебли и листья. С экологической точки зрения растения подразделяют на светолюбивые и теневыносливые, обитающие во влажных (тропики, субтропики) или засушливых местах.

 

В различных климатических зонах именно сообщества разных растений определяют структуру биомов – совокупностей живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определённую местность: тундру, лиственный лес, степь, тропический лес, саванну и др.

Однако при всём многообразии растительные организмы имеют общие черты, совокупность которых отличает их от представителей других царств живой природы.

 

 

Основные признаки растений

1. Практически все растительные организмы – автотрофы и способны к фотосинтезу – образованию органических молекул из неорганических за счёт энергии света. Благодаря этому у растений в процессах обмена веществ преобладают реакции биологического синтеза органических молекул над процессами расщепления веществ. В результате растения образуют ту органическую биомассу, которой питаются животные и другие гетеротрофные организмы.

2. У растений имеются особые пигменты, содержащиеся в пластидах – специфических органоидах растений, например хлорофилл. Другие пигменты – оранжево-жёлтые и красные каротиноиды – проявляются при пожелтении листьев, а также придают отдельным частям растений (плодам, цветкам) тот или иной цвет. Эти пигменты играют очень важную роль в жизнедеятельности растений, принимая участие в фотосинтезе.

3. Процессы жизнедеятельности растительного организма регулируют особые растительные гормоны – фитогормоны. Их взаимодействие обеспечивает рост, развитие и другие физиологические процессы, происходящие в растениях. Примером может служить этилен, появляющийся в стареющих тканях растений, или ауксины – вещества, ускоряющие рост растений. Фитогормоны синтезируются в ничтожных количествах и транспортируются по проводящей системе организма.

4. Клетки растений окружены толстой стенкой, лежащей кнаружи от цитоплазматической мембраны. Она состоит в основном из целлюлозы.Такая клеточная стенка – специфическая особенность растений: у животных её нет. Наличие у каждой растительной клетки твёрдой оболочки определило малую подвижность растений. А в результате питание и дыхание растительного организма стали зависеть от поверхности его тела, контактирующей с окружающей средой. В процессе эволюции это привело к сильной, гораздо более выраженной, чем у животных, расчленённости тела – ветвлению корневой системы и побегов.

5. Обязательным продуктом обмена веществ растений является клеточный сок. Это раствор разнообразных органических (аминокислоты, белки, углеводы, органические кислоты, дубильные вещества) и неорганических (нитраты, фосфаты, хлориды) веществ. Накапливаясь в цитоплазме, клеточный сок увеличивает внутриклеточное давление, вызывающее напряжение клеточной стенки – тургор. В результате этого ткани растений приобретают высокую прочность.

6. Растения обладают неограниченным ростом: они увеличиваются в размерах в течение всей своей жизни.

 

Царство растений включает две крупные группы организмов – Низшие и Высшие растения, различающиеся принципиальными особенностями строения и жизнедеятельности.

 

 

Низшие Растения

poisk-ru.ru

Царство растения Многообразие растений Основные признаки

Царство растения

Царство растения

Многообразие растений Многообразие растений

Основные признаки растений 1) Способны к фотосинтезу: используют энергию света и вырабатывают органические вещества. Основные признаки растений 1) Способны к фотосинтезу: используют энергию света и вырабатывают органические вещества. 2) Питаются растворенными неорганическими веществами путем всасывания. 3) Неподвижны. 4) Растут всю жизнь. 5) В клетках имеют пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты 6) Размножаются спорами, семенами, частями тела.

ЭТО ПРОЦЕСС СИНТЕЗА ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ФОТОСИНТЕЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭНЕРГИИ СВЕТА ПРОЦЕСС ИДЕТ В ХЛОРОПЛАСТАХ

ЭТО ПРОЦЕСС СИНТЕЗА ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ФОТОСИНТЕЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭНЕРГИИ СВЕТА ПРОЦЕСС ИДЕТ В ХЛОРОПЛАСТАХ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ ГЕНЕРАТИВНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ ПОБЕГ + КОРНИ ЦВЕТКИ ПОБЕГ= ЛИСТЬЯ +СТЕБЕЛЬ +ПОЧКИ ПЛОДЫ ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ ГЕНЕРАТИВНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ ПОБЕГ + КОРНИ ЦВЕТКИ ПОБЕГ= ЛИСТЬЯ +СТЕБЕЛЬ +ПОЧКИ ПЛОДЫ СЕМЕНА КОРНИ

Вегетативные органы растений Корень – орган, обеспечивающий корневое питание растения и закрепление его в Вегетативные органы растений Корень – орган, обеспечивающий корневое питание растения и закрепление его в почве. Виды корней: 1. Главный- появляется из корешка семени. 2. Придаточные – развиваются из побега (стебля, листьев) 3. Боковые - развиваются из главного и придаточных Корневая система - это все корни одного растения. Виды корневых систем: • Стержневая- хорошо заметен главный корень • Мочковатая - без главного корня или он не заметен

Лист – вегетативный, уплощенный, боковой орган побега. Главные функции листа: фотосинтез, газообмен, транспирация. Дополнительные Лист – вегетативный, уплощенный, боковой орган побега. Главные функции листа: фотосинтез, газообмен, транспирация. Дополнительные функции – запасающая, защитная, вегетативное размножение.

Клеточное строение листа Лист сверху и снизу лист покрыт кожицей – эпидермисом. Над ним Клеточное строение листа Лист сверху и снизу лист покрыт кожицей – эпидермисом. Над ним может быть кутикула и восковой налет. Клетки верхней эпидермы бесцветные и плотно прилегают друг к другу. Нижняя поверхность листа покрыта эпидермой с множеством устьиц.

Виды листьев Простые листья - имеют одну листовую пластинку. Сложные листья – состоят из Виды листьев Простые листья - имеют одну листовую пластинку. Сложные листья – состоят из нескольких четко обособленных листовых пластинок, каждый из которых своим черешком прикреплен к общему черешку.

Расположение листьев: • очередное – листья расположены друг за другом • супротивное - листья Расположение листьев: • очередное – листья расположены друг за другом • супротивное - листья расположены друг против друга • мутовчатое – из одного узла растут несколько листовых пластинок • розеточное –листья располагаются на укороченном побеге.

Жилкование - это расположение сосудисто-волокнистых пучков (жилок) в листовой пластинке. По жилкам листа осуществляется Жилкование - это расположение сосудисто-волокнистых пучков (жилок) в листовой пластинке. По жилкам листа осуществляется транспорт веществ, и они поддерживают форму листа.

Стебель – это осевая часть побега, несущая на себе листья, почки, цветы и плоды. Стебель – это осевая часть побега, несущая на себе листья, почки, цветы и плоды. Основные функции стебля – опорная, проводящая, запасающая. Дополнительные функции: орган вегетативного размножения, орган фотосинтеза. Типы стебля: травянистый и деревянистый. Травянистый стебель Деревянистый стебель

Части стебля, их функции Кожица, пробка и кора защита. Чечевички – дыхание стебля. Ситовидные Части стебля, их функции Кожица, пробка и кора защита. Чечевички – дыхание стебля. Ситовидные трубки луба - перемещают органические вещества. Камбий - рост стебля в толщину, образует годичные кольца. Сосуды древесины проводят воду и растворенные соли. Сердцевина – запасание веществ. Лубяные и древесные волокна - опора и прочность.

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ БОТАНИКА – НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ РАСТЕНИЯ ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ БОТАНИКА – НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ РАСТЕНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ПРИРОДЕ: 1. Образуют органические вещества, которыми питаются животные, грибы, бактерии. 2. ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ПРИРОДЕ: 1. Образуют органические вещества, которыми питаются животные, грибы, бактерии. 2. Выделяют кислород, который нужен другим организмам. 3. Образуют и укрепляют почву. 4. Пища для животных.

В жизни человека: 1)Культурные растения дают пищу, ткани, масло, сахар и др. 2) Лекарственные В жизни человека: 1)Культурные растения дают пищу, ткани, масло, сахар и др. 2) Лекарственные применяются при лечении людей. 3)Корм для домашних животных. 4)Для озеленения городов и квартир (комнатные растения, деревья, кустарники и др. ) 5)Для строительства: береза, дуб и др. 6)Для изготовления мебели, поделок: дуб, карельская береза, бук, береза 7)Для защиты от разрушения почвы: посадка деревьев вокруг полей(береза, тополь), на склонах холмов, оврагов.

Культурные растения: • зерновые (пшеница, рожь, овес, рис, кукуруза, просо, гречиха, ячмень) • кормовые Культурные растения: • зерновые (пшеница, рожь, овес, рис, кукуруза, просо, гречиха, ячмень) • кормовые (клевер, люцерна, вика, чечевица, кормовая свекла, кукуруза, подсолнечник, горох) • овощные (огурцы, капуста, редис, томаты, перец, баклажаны, картофель, морковь, лук, кабачки) • плодово-ягодные (яблоня, груша, смородина, клубника, персик, крыжовник, облепиха, малина) • бахчевые (арбуз, дыня, тыква) • цитрусовые (апельсин, мандарин, лимон) • технические (лен, картофель, сахарная свекла, сахарный тростник, хлопок) • декоративные (розы, тюльпаны, хризантемы, астры и др. ) • масличные (подсолнечник, соя, рапс, маслины) • пряные (укроп, петрушка, базилик и др. )

present5.com

Царство растений общая характеристика

Растения — царство эукариотических организмов, характеризующееся автотрофным питанием.

Растения, как правило, способны к фотосинтезу, то есть образованию органических веществ из неорганических за счет энергии солнечного света. Клетки растений покрыты плотной целлюлозной оболочкой, или клеточной стенкой, не пропускающей твердые частицы. У большинства растений наблюдается высокая расчлененность тела, гораздо более выраженная, чем у животных.

У растений существуют некоторые ограниченные движения (движение листьев к свету, лепестков цветка к солнцу, ростовые движения). Однако можно сказать, что растения, в противоположность животным, неподвижны. Растения могут размножаться при помощи спор, семян и вегетативных органов (черенками, отводками, корневыми отпрысками и т. п.) Запасным питательным веществом растений, как правило, служит крахмал. В жизни любого растения происходит чередование поколений.

КаланхоэКаланхоэ. Фото: Anika Malone

Растения являются источником более десяти тысяч биологически активных веществ, которые действуют на организм человека и животных, в частности при пищевом употреблении.

Роль растений в природе и жизни человека

1. Зеленые растения обогащают атмосферный воздух планеты кислородом, необходимым для дыхания подавляющему большинству организмов. 2. В процессе жизнедеятельности зеленых растений из неорганических веществ и воды образуются огромные массы органического вещества, которые затем используются как пища самими растениями, животными и человеком. Человек, как известно, питается не только растительной, но и животной пищей, однако последняя не может быть получена без первой. Если погибнут зеленые растения, то погибнут и животные, и люди. 3. В органическом веществе зеленых растений аккумулируется солнечная энергия, за счет которой развивается жизнь на Земле и которая в то же время представляет основу энергетических ресурсов, используемых человеком в промышленности. 4. Растения являются строительным материалом. Из них изготавливают: мебель, бумагу, предметы быта (корзинки, коврики, посуду и т. п.), украшения. 5. Из растений делают лекарства. 6. Из некоторых растений (лен, хлопчатник) делают натуральные ткани — гигроскопические, комфортные, приятные для тела. Искусственный шелк также изготавливают из растений путем переработки древесины. 7. Зеленые насаждения очищают воздух от пыли и вредных газов, увлажняют его. Лесные посадки благоприятно влияют на микроклимат местности: задерживают ветер, ослабляют зимнюю стужу. Лесопарки защищают сельскохозяйственные растения от засухи и суховеев, задерживают снег, закрепляют почву в оврагах и на горных склонах, поддерживают полноводие рек и озер. 8. Плотные зеленые насаждения приглушают вредные индустриальные шумы, аромат и яркие краски цветов снимают нервное напряжение, приносят радость. Поэтому люди занимаются декоративным и комнатным цветоводством, озеленяют улицы, стремясь создать в городах многоярусные насаждения из деревьев, кустарников и трав. 9. Растения выделяют фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии. Особенно много фитонцидов в хвое сосны, а также богаты ими лук, чеснок, черемуха и некоторые другие виды растений. 10. В зарослях растений находят корм и убежище животные. Наука, изучающая растения, называется ботаникой (от греческого слова «ботанэ» — трава, зелень). Ботаника исследует жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом.

ЦветыЦветы. Фото: Emmanuel Milou

Растительный мир, насчитывающий около 400 тыс. видов, условно делят на две группы — низшие и высшие растения. К низшим растениям, которые возникли около 2 млрд. лет назад, относятся наиболее просто устроенные представители растительного мира — водоросли. По широкому распространению в природе и по численности индивидуумов низшие растения превосходят высшие. Роль их в природных процессах и в жизни человека очень велика, и с течением времени оценка значения низших растительных организмов все повышается. Название «низшие» указывает лишь на простоту их морфологической организации и на большую историческую древность.

Высшие растения появились на суше примерно 430 млн. лет назад в виде небольших по размеру и примитивных по строению риниофитов, или псилофитов. В дальнейшем их эволюция неразрывно связана с постепенным завоеванием суши. Одним из ключевых событий раннего этапа выхода растений на сушу было появление спор с прочными оболочками, позволяющими переносить засушливые условия и распространяться ветром.

К высшим растениям относятся ныне вымершие риниофиты и такие современные отделы, как Моховидные, Хвощевидные, Папоротникообразные, Голосеменные и Покрытосеменные. Это преимущественно наземные растения, тело которых расчленено на органы и ткани. Вегетативные органы — листостебельные побеги и корни, выполняют функции питания и обмена веществ с внешней средой, то есть обеспечивают индивидуальную жизнь растений, генеративные органы служат для полового размножения. У голосеменных и покрытосеменных появляется особый орган полового размножения — семя.



biofile.ru

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ ОСНОВНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ. ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ. ДВУДОЛЬНЫЕ И ОДНОДОЛЬНЫЕ

1. Систематика – это наука, изучающая

A. Происхождение растительного мира

Б. Строение живых организмов

B. Приспособление особей к окружающей среде

Г. Общие признаки родственных групп растений и групп животных

2. Назовите систематические группы растений, заполнив пропущенные строчки:

Царство

...

...

...

...

Вид

3. Напишите ответы на вопросы-подсказки, которые помогут вам выполнить или проверить задание 2 (назовите систематические группы растений).

А. Вы летом заготовили гербарий сорных растений без корней с красивыми листьями. Можно ли ваш гербарий использовать для того, чтобы определить, к какому классу это растение относится?

Б. Можно ли определить, к какому семейству относится данное растение, если оно еще не цветет и не образовало плодов?

4. Предложено два названия растения: а) горчица и б) горчица сарептская.

Зачем растениям дают двойное (бинарное) название?

5. Перечислите, к каким систематическим группам относят следующие растения: горчица белая, горчица полевая, горчица сарептская.

6. В лабораторию принесли: паслен, картофель, горох, сою, клевер. Найдите среди них родственные растения. Назовите семейства, к которым они относятся.

7. Из перечня признаков выпишите те из них, по которым растения относят к семейству Крестоцветных:

А. Плод костянка

Б. Ч5Л5ТЧП1

В. Ч4Л4Т4+2П1

Г. Плод стручок

Д. Соцветие корзинка

Е. Соцветие кисть

8. Из перечня названий растений выберите культурные растения и напишите, к каким семействам они относятся.

A. Капуста белокочанная

Б. Картофель

B. Томат

Г. Редис

Д. Горох

Е. Фасоль

Ж. Пастушья сумка

З. Одуванчик

I. Семейство Мотыльковых

II. Семейство Крестоцветных

III. Семейство Пасленовых

9. Из перечня признаков выпишите те, которые характерны для растений семейства Бобовых:

А. Плод стручок

Б. Плод боб

В. Ч4Л4Т4+2П1

Г. Сетчатое жилкование

Д. Ч4Л1+2+(2)Т9+(1)П1

10. Из предложенного перечня растений выпишите: I – культурные и II – дикорастущие растения семейства злаков.

A. Пшеница

Б. Кукуруза

B. Тимофеевка

Г. Лисохвост

Д. Тысячелистник

Е. Клевер

Ж. Пырей

З. Пастушья сумка

11. По каким общим признакам растения семейства Розоцветных и растения семейства Пасленовых объединяют в один класс?

Назовите этот класс растений и перечислите признаки класса по плану:

1. Тип корневой системы

2. Жилкование листьев

3. Количество семядолей у зародыша

12. Распределите перечисленные растения по семействам, указав буквенные обозначения растений и название семейства, к которым эти растения относят:

A. Редька дикая

Б. Лапчатка прямостоячая

B. Ярутка полевая

Г. Горох посевной

Д. Белена черная

Е. Лютик дикий

Ж. Василек

3. Тюльпан

13. Из перечисленных растений выпишите представителей семейства Лилейных.

A. Лук репчатый

Б. Лилия тигровая

B. Горох посевной

Г. Рожь

Д. Пырей

Е. Тюльпан

Укажите признаки класса, к которому они относятся.

14. Впишите необходимые названия в схему «Сорта капусты».

Сорта капусты

15. Докажите, что кочан капусты – гигантская почка. Назовите плод капусты, характерный для представителя семейства..., к которому она относится.

16. Зарисуйте растение картофель, указав на рисунке плод и клубень.

Укажите части этого растения, ядовитые для человека.

17. Яблоню размножают вегетативно:

А. Прививкой

Б. Коренным черенком

В. Отводками

Г. Семенами

18. Выберите необходимые слова и вставьте пропущенные слова.

При посадке саженцев плодовых деревьев необходимо следить, чтобы корневая шейка саженца находилась... (выше, ниже)...

19. Дайте развернутый ответ. Объясните, почему при посадке саженцев почву, вынутую сверху, следует насыпать на дно ямы.

20. После отмирания обогащают почву азотом растения:

А. Клевер

Б. Горох

В. Рожь

Г. Паслен

21. Трубчатые цветки встречаются у растений семейства:

А. Мотыльковых

Б. Сложноцветных

В. Крестоцветных

Г. Розоцветных

22. Вставьте пропущенное слово.

У василька синего по краю корзинки располагаются... цветки.

23. Вставьте пропущенное слово.

В корзинке одуванчика все цветки...

24. Вставьте пропущенные слова.

Злаки растут в результате деления клеток в основание..., такой рост называют...

25. Соломина имеется у растений семейства:

А. Злаков

Б. Лилейных

В. Бобовых

Г. Сложноцветных

26. Цветковые чешуи и цветковые пленки являются частями цветка семейства:

А. Мотыльковых

Б. Лилейных

В. Злаков

Г. Сложноцветных

27. Вставьте пропущенные слова.

Эндосперм зерна твердой пшеницы, в отличие от эндосперма зерна мягкой пшеницы, содержит большой запас..., что ценится в...

28. Вставьте пропущенные слова.

Яровую пшеницу высевают..., озимую – ...

29. Вставьте пропущенное слово.

При получении высоких урожаев необходимо знать биологические особенности выращиваемой культуры, чтобы правильно производить...

30. Выберите верное утверждение.

1. В систематике растений виды объединяются в роды, роды – в семейства, а семейства объединяются в классы.

2. Основной единицей систематики является подвид.

3. Сорт – это группа растений одного вида, созданная человеком, с определенными признаками и свойствами.

4. Все покрытосеменные растения объединены в один отдел.

5. К семейству Крестоцветных, или капустных, относятся дикая редька, пастушья сумка, левкой, турнепс.

6. К семейству Розоцветных относятся слива, малина, клубника, земляника, гравилат, таволга.

7. К семейству Пасленовых относятся дурман, картофель, белена, петуния, томат, баклажан.

8. К семейству Мотыльковых относятся горох, люцерна, душистый горошек, люпин, клевер, соя.

9. К семейству Сложноцветных относятся астра, василек, девясил, одуванчик, подсолнечник, шиповник, бодяк.

10. Семейство Лилейных относится к классу однодольных.

11. Стебель-соломина имеет полые междоузлия, и узлы, заполненные тканями, и характерен для семейства Мятликовых.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Биология "Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений" 6 Класс

6 класс

Биология

Тема: Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения.

Цель: изучить основные признаки растений и особенности строения цветковых растений. Рассмотреть особенности семенных и цветковых растений.

Задачи:

- рассмотреть и изучить отличительные признаки растений, характеристики цветковых растений и их органов. Познакомиться с семенными и споровыми растениями

- развить умение выделять главное, логически размышлять, устанавливать причинно-следственные взаимосвязи, применять свои знания на практике.

- воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно; воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предмету.

Методы и приемы: рассказ с элементами беседы

Тип урока:

урок изучения и первичного закрепления новых знании

Ход урока

  1. Организация познавательной деятельности учащихся.

  2. Актуализация ЗУН

  1. какие жизненные формы растений существуют? Их особенности.

  2. На какие группы подразделяются растения? Примеры. Особенности каждой группы

III.

Растения — одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Нередко к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Царство растений представлено самыми разнообразными жизненными формами (в первую очередь, цветковые)  — среди них есть деревья, кустарники, травы и др.

Основная структурная единица тела растений это клетка.

Растения имеют ткани: 1. образовательные. 2. покровные. 3.основные. 4.механические. 5. проводящие. 6.выделительные.

Все растения имеют общие и характерные только для них признаки такие как:

Вопрос классу: какими общими признаками обладают все растения?

-  Растения — автотрофные фотосинтезирующие организмы.

- Растения не способны активно передвигаться, ведут в основном прикрепленный образ жизни.

-  Для растений характерны особые ростовые движения 

- У растений часто наблюдается и ветвление

- Рост растений неограничен и т.д.

Размножаются растения тремя путями:

- половым

- вегетативным

- бесполым (охарактеризовать особенности процессов)

Царство растений делится на два больших подцарства:

- низшие растения - водоросли

- высшие растения – моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные т покрытосеменные. (Охарактеризовать отличия низших растений от высших)

Моховидные, или Мхи — отдел высших растений, насчитывающий около 10 000 видов, Как правило, это мелкие растения. Длина лишь изредка превышает 50 мм; исключение составляют водные мхи, некоторые из которых имеют длину более полуметра, и эпифиты, которые могут быть ещё более длинными.

Папоротники, или папоротниковидные растения

Современные папоротники — одни из немногих древнейших растений, сохранивших значительное разнообразие, сопоставимое с тем, что было в прошлом. Папоротники сильно различаются по размерам, жизненным формам, жизненным циклам, особенностям строения и другим особенностям. Внешний облик их настолько характерен, что люди обычно называют все их одинаково — «папоротники», не подозревая, что это самая большая группа споровых растений. У папоротников ещё нет настоящих листьев. Но они сделали в их направлении первые шаги. То, что у папоротника напоминает лист — вовсе не лист, а по своей природе — целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости

 Хвощевидные - Ныне живущие виды — исключительно травянистые растения высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров

Голосеменные растения  — древняя группа семенных растений, появившаяся в конце девона, около 350 млн лет назад.

Голосеменные включают более 1000 видов, произрастающих в настоящее время на Земле. Выражение «голосеменные», впервые использованное ботаником Бекетовым. Это указывает на главную отличительную черту этих растений, a именно на то, что семяпочки, а затем и происшедшие из них семена не имеют замкнутого вместилища, как это замечается у всех покрытосеменных. Завязь здесь имеет вид простой чешуи, на которой сидит одна или несколько семяпочек; иногда же и эта чешуя не развивается. Представителем является сосна обыкновенная. (охарактеризовать с помощью учащихся)

Цветковые растения, или Покрытосеменные  — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения и замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные). Ещё одна существенная особенность цветковых растений — двойное оплодотворение.

Покрытосеменные, наряду с голосеменными (Gymnospermae) составляют одну из двух групп семенных растений.

Покрытосеменные разделяются на два класса:

- однодольные – одна семядоля (зерно, кукуруза, лен)

- двудольные – две семядоли (горох, фасоль, картофель)

лист

стебель

цветок

плод

цветковое растение

строение

размножение

вегетативное

семенное

корень

семена

Все растения кроме покрытосеменных (цветковых) размножаются с помощью спор, а цветковые с помощь семян.

  1. закрепление

  1. Охарактеризовать общие признаки растений.

  2. Какие разновидности растений встречаются в природе? их особенности.

  1. лабораторная работа №1 тема «разнообразие растений»

  2. Д/з

doc4web.ru

Признаки растений

Количество просмотров публикации Признаки растений - 253

Морфологичесгие признаки:-размер ,форма и окраска луковицы лука.

Наличие волокнистых пучков в корнеплоде свеклы, бобах фасоли, нали­чие пергаментного слоя в створках бобов гороха, форма и отно­сительный размер ксилемной части корнеплода моркови и др.-анатомические признаки.

В группу физиологических выделяют признаки, ха­рактеризующие особенности жизнедеятельности растений (по­требность в определœенном уровне температуры среды, интенсив­ности освещения, обеспеченности влагой и питательными веще­ствами, устойчивость к засухе, холоду и др.).

К группе биологических признаков относят особен­ности роста и развития растений (продолжительность вегетаци­онного периода, реакция на определœенную долготу дня, однолет­ний или многолетний образ жизни и др.).

Качественный и количественный состав сахаров, белков, жиров, витаминов, активность ферментов и другие подобные особенности выделяют в группу биохимических при­знаков.

Распределœение признаков по группам довольно условно. Не­которые признаки можно включить в несколько групп. Напри­мер, красная окраска плодов томата — признак морфологичес­кий, вместе с тем его можно считать биохимическим, так как он зависит от содержания в тканях определœенных пигментов, поэто­му строгое закрепление признаков за определœенными группами необязательно.

По хозяйственному значению признаки различают: хозяйст­венно положительные, хозяйственно отрицательные и хозяйст­венно нейтральные.

К хозяйственно положительным относят при­знаки, определяющие пригодность растения для культивирова­ния и качество выращиваемого продукта. Так, у капусты к хо­зяйственно положительным признакам относят высокую плотность кочана, малый размер внутренней кочерыги,белую окраску внутренних листьев, холодостойкость,скороспелость ранних сортов, лежкость кочанов в зимнеевремя и др.

К хо­зяйственно отрицательным относят признаки, ко­торые затрудняют выращивание растений, делают выращивае­мый продукт малоценным (у капусты рыхлость кочана, воспри­имчивость к киле, плохая лежкость; у томата сильная ребрис­тость плодов; у гороха полегаемость растений и др.). Хозяйст­венно нейтральные признаки не имеют прямого хозяй­ственного значения или по крайней мере оно для них пока не установлено (окраска венчика цветка и опушенность листьев у томата͵ форма стручка у капусты, редиса, репы, окраска семян у салата и др.). Некоторые из нейтральных признаков могут слу­жить показателœем однородности сорта͵ к примеру степень окрас­ки цветка у редиса, форма и размер стручка у капусты и др.

К хозяйственно положительным или отрицательным могут отнесены признаки, входящие в каждую из перечисленных групп (морфологические, анатомические, физиологические,биологические, биохимические и др.). Так, хозяйственная ценность сорта моркови определяется правильной формой корнеплода с гладкой поверхностью и интенсивной окраской (при-таки морфологические), оптимальным соотношением ксилемной и флоэмной части корнеплода (признаки анатомические),высоким содержанием сахаров и каротиноидов (признаки биохи­мические), устойчивостью к засухе, низким температурам весной (признаки физиологические), дружным прорастанием семян, шинœельным периодом покоя при зимнем хранении маточников, плетением и формированием семян при определœенной долготе пин (признаки биологические) и другими признаками.

Хозяйственная ценность некоторых признаков не является .абсолютной величиной для всœех культур и для разных сортов одной культуры. Она изменяется исходя из цели и условий выращивания. К примеру, крупный размер плодов томата — признак положительный для сортов салатного применения, но отрицательный для сортов, используемых при приготовлении пгльноплодных консервов. Высокая лежкость — признак поло­жительный для поздних сортов капусты, но он не имеет хозяйственной значимости для скороспелых сортов, урожай которых реализуется в серединœе лета. Жаровыносливость — положитель­ный признак для сортов, выращиваемых в южных районах, но он не имеет хозяйственного значения в северных районах.

Вместе с тем такие признаки, как высокая урожайность, вы­сокое содержание питательных веществ, устойчивость к болез­ням и вредителям, пригодность к механизированному возделыва­нию и уборке урожая, являются хозяйственно ценными для большинства культур.

Сорт характеризуется большим числом признаков, из которых каждый должна быть обнаружен у какого-то одного или несколь­ких других сортов данной культуры. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, один и тот же признак может присутствовать у нескольких разных сортов, и каждый сорт имеет различный набор признаков.

Характерная для сорта группа признаков принято называть сортовым комплексом признаков. К примеру, сортовой комплекс признаков томата сорта Маяк 12/20-4 включает следующие признаки: куст обыкновенный, детерминантный, низкорослый, облиственность средняя; листья небольшие, светло-зелœеные, гладкие, долек и долечек мало; соцветие простое, плоды плоско-округлые и ок­руглые, гладкие, красные, пяти-девятикамерные; иногда на пло­дах появляются трещины в виде кольца; скороспелый, урожай­ность 20—63 т/га; среднеустойчив к засухе, жаре и болезням.

.

Учитывая зависимость отхарактера проявления и наследования раз­личают признаки качественные и количественные.

Качественные признаки показывают наличие или от­сутствие определœенных особенностей формы, окраски и стро­ения органов, наличие или отсутствие опущенное™, складчатос­ти листа и др. Размещено на реф.рф(к примеру, красная и желтая окраска плодов томата͵ детерминантный и индетерминантный тип строения стебля, черная и белая окраска семян салата͵ наличие и отсутст­вие шипов на плодах огурца). Качественные признаки в основ­ном определяют визуально.

Количественные признаки можно легко измерить, подсчитать, определить путем взвешивания и выразить числом (масса кочана, число плодов на растении, длина и ширина листа͵ продолжительность вегетационного периода). Принципиальных различий между качественными и количественными признаками нет. Такое делœение признаков принято в селœекционной практике в связи с тем, что они по-разному учитываются и несколько иначе генетически определяются.

Качественные признаки определяются сравнительно неболь­шим числом генов, которые действуют в комплексе. В результате создается впечатление, что качественный признак определяется действием одного, иногда двух-трех так называемых главных генов. В гибридных, а также в инбредных потомствах от гетерозигот расщепление по качественным признакам подчиняется за­кономерностям, установленным Менделœем. Проявление количе­ственного признака определяется большим количеством генов, число которых достигает одной-двух сотен. При этом каждый из них незначительно влияет на проявление признака, в связи с чем долю действия отдельного гена выявить практически невозмож­но. Взаимоотношения между разными генами, определяющими один и тот же признак, и аллелями одного гена бывают самыми разнообразными.

В гибридных потомствах по каждому гену, определяющему количественный признак, наблюдается менделœевское расщепле­ние, но так как их очень много и действие каждого незначитель­но, то в целом расщепление во втором гибридном потомстве по количественным признакам приближается к нормальному рас­пределœению.

Качественные признаки почти не изменяются под влиянием условий среды, к примеру окраска зрелых плодов томата остается красной в различных условиях, типичное строение шипов на плодах огурца сохраняется в любых условиях выращивания. Ко­личественные же признаки очень чутко реагируют на изменения условий выращивания, к примеру масса кочана у капусты и сала­та͵ корнеплода у моркови, свеклы и редьки, плодов у томата будет различной при выращивании одного и того же сорта в разных условиях.

Перечисленные различия между качественными и количест­венными признаками при всœем их обилии нисколько не умаляют высказанного положения, что между ними нет принципиальных различий. Подтверждением этому может служить такой пример. Размещено на реф.рфНо втором гибридном потомстве, полученном от скрещивания сорта редиса, имеющего красноокрашенный корнеплод, с сортом с белым корнеплодом, расщепление по признаку наличия фиоле­товой, красной и белой окраски определяется двумя комплемен­тарно действующими главными генами и равно 9:3:4. При этом сте­пень окрашивания, которая изменяется у красноокрашенных форм от темно-красной до бледно-розовой и у фиолетовоокрашенных от темно-фиолетовой до сиреневой, наследуется как ко­личественный признак. Следовательно, проявление одного и того же признака имеет и качественный, и количественный характер.

Рис. 2. Изменчивость корнеплода моркови сорта Шантенэ исходя из пло­щади питания (см)

Изменения факторов среды,или площади питания К примеру, у реп­чатого лука сильнее реагируют такие признаки, как диаметр и высота луковицы, слабее — тол­щина чешуи (табл. 1).

referatwork.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта