Осенние изменения в жизни растений 6 класс. Урок по биологии 6класс. Стр из Тема урока Осенние явления в жизни растений. Народные осенние праздники на Украине

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Осенние явления в жизни растений". Осенние изменения в жизни растений 6 класс


Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Осенние явления в жизни растений"

Группа 1. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Для чего растения избавляются от органов, которые обеспечивали им ежедневное питание?

В зеленых листьях происходит фотосинтез — превращение углекислого газа в питательные вещества под воздействием солнца.

Причины листопада могут быть различными:

  • ежегодное изменение погоды, наступление холодов или засухи;

  • внутренний цикл развития дерева, сопровождающийся ростом, обновлением или одеревенением веток;

  • поражение вирусными заболеваниями, вредителями;

  • плохая экология;

  • повреждение корней или недостаток в почве питательных веществ.

Если причина листопада кроется в плохих внешних условиях, дерево может приостановить рост и даже погибнуть. Но опадание листьев, вызванное естественными природными факторами, полезно и необходимо растениям.

Вопросы.

  1. Познакомьтесь с текстом и разделите его сигнальными значками, используя метод «Инсерт» :

ЗНАЛ

Узнал, работая с текстом

Хочу узнать

+

V

?

  1. Постройте схему, кластер «Для чего растения избавляются от органов, которые обеспечивали им ежедневное питание?

  2. Подготовьте защиту (выступление).

Группа 2. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Суровая зима - испытание для деревьев.

В зимние морозы верхний слой почвы промерзает, и вода в нем превращается в лед. Корни не получают ни влаги, ни содержащихся в ней микроэлементов. Если дерево заранее не сбросит листья, оно продолжит испарять воду, и скоро наступит обезвоживание. Вот почему опадают листья с деревьев осенью.

Кроме того, мокрый снег и наледь слишком тяжелы даже для голых веток — зимой они становятся хрупкими и быстро ломаются после сильных метелей. Дерево, одетое в пышную листву, соберет на себе целые сугробы, согнется под их тяжестью и может рухнуть, не выдержать нагрузки.

Еще одна важная причина, почему с деревьев опадают листья — избавление от накопленных за летний сезон токсинов и излишка питательных компонентов. Готовясь к зимнему сну, растения замедляют развитие и словно замирают в ожидании морозов, снегопадов и вьюг. Лишнее питание им в этот сезон ни к чему.

Явление природы листопад — очень мудрое решение, оно позволяет растениям набраться сил для следующего сезона. В южных регионах во время засухи ситуация похожая — растениям негде взять воду, которую ежедневно испаряет листва в условиях жаркого климата.

Вопросы.

  1. Познакомьтесь с текстом и разделите его сигнальными значками, используя метод «Инсерт»:

ЗНАЛ

Узнал, работая с текстом

Хочу узнать

+

V

?

  1. Постройте схему, кластер «Суровая зима - испытание для деревьев.

  2. Подготовьте защиту (выступление).

Группа 3. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Существует ли листопад у вечнозеленых растений?

Среди тропических деревьев листопад как явление природы тоже необходим, но происходит он у всех растений в разное время. Обновление покрова может растянуться на несколько недель или месяцев, и крона никогда не оголится полностью. После сброса старых листьев быстро вырастают новые, поэтому тропические леса и кажутся вечнозелеными.

В наших широтах тоже есть вечнозеленые растения. К ним относятся не только хвойные, но и невысокие кустарники — брусника, вереск, копытень. Зимой они скрыты под снегом, поэтому не испаряют лишней влаги и не ломаются. Хвойные деревья благодаря смоле сохраняют гибкость веток даже при значительном снижении температур, поэтому не ломаются под толщей сугробов. Вечнозеленые деревья и кусты тоже меняют листья, но делают это постепенно, причем на месте опавшей сразу вырастает свежая зелень.

Вопросы.

  1. Познакомьтесь с текстом и разделите его сигнальными значками, используя метод «Инсерт»:

ЗНАЛ

Узнал, работая с текстом

Хочу узнать

+

V

?

2. Постройте схему «Существует ли листопад у вечнозеленых растений?»

3.Подготовьте защиту (выступление).

Группа 4. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Как происходит процесс опадания листьев.

До момента, когда листья закружат в желто-красном хороводе, еще несколько недель, а природа уже готовится к тому, что происходит осенью с деревьями. В конце лета активный обмен влагой между стеблем и листом замедляется. В основании черешка образуется пробковый слой — своеобразная перегородка, которая препятствует прохождению соков. Постепенно она грубеет и становится водонепроницаемой.

Крепление листа в этом месте становится слабым, и при порывах ветра он легко отрывается. У разных видов опадание листьев происходит неодинаково: часть деревьев отличается ранним и дружным листопадом, другие растения облетают только перед наступлением морозов.

То, как происходит листопад, зависит от формы кроны, гибкости веток, места произрастания. Кустарники с легко гнущимися низкими побегами сбрасывают листья позже, чем ломкие высокие тополя, обдуваемые всеми ветрами. Листья с жесткой глянцевой структурой облетают позже — из них медленнее испаряется вода.

Вопросы.

  1. Познакомьтесь с текстом и разделите его сигнальными значками , используя метод «Инсерт»:

ЗНАЛ

Узнал, работая с текстом

Хочу узнать

+

V

?

2. Постройте схему «Как происходит процесс опадания листьев.»

3.Подготовьте защиту (выступление).

Группа 5. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

Почему листья меняют цвет.

Желтые и багряные листья всех форм, с причудливыми узорами прожилок, приятно шуршащие под ногами делают осень нарядной и праздничной. Почему деревья меняют цвет еще до того, как начнется природное явление листопад?

Приятный глазу зеленый цвет листья приобретают за счет клеток хлорофилла, в которых происходит фотосинтез. Углекислый газ, соединяясь с водой, превращается в углеводы, при этом хлорофилл разрушается и вновь образуется, уже в большем количестве. Так происходит рост листовой пластины.

Кроме того, в листе содержатся и другие пигменты: каротин, придающий желтую окраску, и ксантофилл — от него растения краснеют. Эти элементы содержатся и в зеленом листе, но их отлично маскирует зеленый цвет хлорофилла.

Листопад это явление природы, которое начинается с изменения окраски деревьев. Когда в основании листа образуется пробка, поступление воды в лист ухудшается, и скоро процесс фотосинтеза становится невозможен. Хлорофилловые клетки постепенно отмирают, зеленая окраска листьев бледнеет, и все ярче проявляются красные и желтые пигменты.

Некоторые виды растений в вакуолях содержат слишком большое количество красных пигментов, поэтому приобретают малиновую окраску задолго до листопада, в начале или середине лета. К ним относятся некоторые виды орешника, бересклета, девичий виноград.

В дождливую и пасмурную осеннюю пору листья меняют цвет медленно, равномерно. Но стоит пригреть ясному сентябрьскому солнцу, и растения начинают испарять оставшуюся в них воду. Разрушение хлорофилла происходит все быстрее, и леса и парки моментально становятся красно-золотыми.

Желтый цвет приобретает листва тополя, березы и липы, осина, рябина и бузина окрашиваются в багрянец. Клены радуют всей гаммой оттенков от золотого и рыжего до красного и причудливыми узорами. Природа ярко и красочно празднует окончание летнего сезона.

Вопросы.

  1. Познакомьтесь с текстом и разделите его сигнальными значками, используя метод «Инсерт»:

ЗНАЛ

Узнал, работая с текстом

Хочу узнать

+

V

?

  1. Постройте схему «Почему листья меняют цвет?»,

  2. Подготовьте защиту (выступление).

Группа 6. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

Чем богат опавший лист?

Что такое листопад и почему он происходит, легко можно понять, рассмотрев жизненный цикл растений. А полезна ли дереву опавшая листва? Как всегда, ответ легко найти, обратившись к дикой природе, которая ничего не делает напрасно.

Что происходит с лиственным опадом в лесах? Он ложится на землю и устилает ее мягким толстым ковром, год за годом накапливаясь и постепенно перегнивая. Почва, укрытая слоем прелой листвы, всегда отличается отменным плодородием, меньше промерзает и не подвержена эрозии. Чем же так богат опавший лист?

Уже упоминалось, что за лето в листве накапливаются питательные вещества, углеводы и микроэлементы. Упав на землю, они с помощью микроорганизмов перерабатываются в удобную для усвоения растениями водорастворимую форму — так получается полезный перегной с высоким содержанием соединений азота, калия и фосфора. Это лучшее удобрение для деревьев.

Кроме того, в толстом слое опавшей листвы зимуют мелкие грызуны, пресмыкающиеся и насекомые. Рыхлый и мягкий грунт под лесной подстилкой — отличное место для сухой и теплой норки. В природе все взаимосвязано, в ней нет лишних и ненужных процессов. Вот почему происходит листопад.

Осень — пора поэтов и романтиков, они не устают воспевать ее красоту и задаваться вопросом, почему с деревьев осенью опадают листья. Но всему в природе есть логическое объяснение, и узнав все факты о листопаде, легко понять его необходимость и практический смысл. Завершая ежегодный цикл развития, деревья готовятся к зиме, чтобы весной вновь наполнить наш мир красотой и цветением.

Вопросы.

  1. Познакомьтесь с текстом и разделите его сигнальными значками, используя метод «Инсерт» :

ЗНАЛ

Узнал, работая с текстом

Хочу узнать

+

V

?

  1. Постройте схему, кластер «Чем богат опавший лист?»,

  2. Подготовьте защиту (выступление).

Группа 7. Прочитать текст. Ответить на вопросы.

Для чего убирают листья в городских парках и садах?

Зачем же сгребать и вывозить такое полезное и нужное удобрение? Не лучше ли оставить его на газонах? Садовники не раз задавались этим вопросом, и до сих пор не найден однозначный ответ.

одной стороны, лиственная подстилка полезна для защиты корней от морозов и образования питательной среды. С другой — в ней могут зимовать не только полезные насекомые, но и ярые вредители плодовых и декоративных деревьев. Да и газоны, усеянные прелыми листьями, на следующий год выглядят совсем не декоративно.

Вдобавок в городской черте листья активно накапливают токсины от выхлопных газов и других химических соединений, и с опадом они попадают в грунт, отравляя деревья. Поэтому листву сгребают и вывозят, а подкармливают растения готовыми удобрениями.

Можно ли сжигать листву?

Вывоз листвы — дело затратное и хлопотное, иногда, кажется, что ее проще сжечь. Однако в городах правила благоустройства строго запрещают это делать, и не только из противопожарных соображений. Дело в том, что при горении листьев выделяются летучие соединения, содержащие диоксид углерода, сернистые газы, сажу и накопленные за лето соли тяжелых металлов.

Дым от костров крайне вреден для дыхания и оказывает отравляющее действие. Особенно сильно он сказывается на здоровье аллергиков и астматиков, малышей и стариков, вызывая насморк, кашель и более серьезные последствия. Канцерогены, содержащиеся в лиственном дыме, могут вызвать даже онкологические и аутоиммунные заболевания.

Вот почему нельзя сжигать листья из городских парков. Экологически чистый опад в загородных садах можно, конечно, и сжечь, но зачем лишать растения такого прекрасного и бесплатного удобрения? Тем не менее, ежегодно над дачными поселками стоит терпкий запах дыма от горящей листвы. В это время, чтобы не навредить здоровью, лучше находиться подальше от костров и не вдыхать вредные вещества.

Вопросы.

  1. Познакомьтесь с текстом и разделите сигнальными значками, используя метод «Инсерт»:

ЗНАЛ

Узнал, работая с текстом

Хочу узнать

+

V

?

2.Постройте схему, кластер «Для чего убирают листья в городских парках и садах?

  1. Подготовьте защиту (выступление).

kopilkaurokov.ru

Практическая работа №1 Осенние явления 6 класс

Практическая работа 1 : Осенние работы по уходу за растениями."Осенние явления в жизни растений"

Ход работы.

А) Листья пожелтели у … (липы, берёзы, лиственницы)

Б) Листья покраснели у …(рябины, шиповника, аронии)

В) Листья остались зелеными у …(ели, сирени, ивы) - в зависимости от даты про ведения экскурсии

Демонстрация опыта. Учитель объясняет, что осенью от недостатка света и холода хлорофилл разрушается и зеленая окраска листьев пропадает, листья становятся желтыми. Но у некоторых растений листья с наступлением осени краснеют. Красная и фиолетовая окраска листьев зависит от особого красящего вещества – антоциана. В этом можно убедиться в результате опыта, приготовив отвар краснокочанной капусты. Профильтрованный раствор, слабо окрашенный в синий цвет, разлить в пробирки (на 1/3 их объема), в одни из них прилить кислоту (1, 2, 4, 8 капель), в другие – щелочь в том же количестве). С помощью стеклянной палочки перемешать жидкости в пробирках. В результате смешения красящего вещества краснокочанной капусты с кислотой получается красивая гамма красных расцветок, с щелочью – синих.

2.Листопад. Как он происходит у разных растений .

Оно не может улететь на югИ отменить не в силах опаданья.Оно для листьев замыкает кругРожденья, шелестенья, увяда

Работа в тетради. Ребята записывают свои примеры. Листопад.

А) Листопад закончился у … (липы, клена остролистного, груши).

Б) Продолжается у … (тополя, березы, яблони).

В) Листья не опадают у … (ели, сосны, клюквы).

Как происходит листопад, веткопад (у кипариса)? Как падают листья?

Дополнение к ответам учащихся Медленно, неохотно и в то же время торжественно падал он, цепляясь за ветки, за изветренную кожу, за отломанные сучки, братски приникая ко встречным листьям – чудилось: дрожью охвачена тайга, которой касался падающий лист, и голосами всех живых деревьев она шептала: “Прощай! Прощай!.. Скоро и мы… Скоро и мы… скоро…скоро…”

Чем ниже опускался лист, было ему падать все тягостней и тягостней; встреча с большой, почти уже охладевшей землею страшила его, и потому миг падения листа все растягивался, время как бы замедлилось на размытом далью обрыве, удерживало себя, но могильная темь земли, на которую предстояло лечь листу, погаснуть, истлеть и самому стать землею, неумолимо втягивала его желтое свечение…”Виктор Астафьев “Падение листа”

3.Значение листопада в жизни растения

  1. Приспособленность к уменьшению испарения влаги в зимнее время.

  2. Выделение из растения вместе с листьями ненужных веществ.

  3. Защита дерева от механического повреждения под тяжестью снега.

Значение листопада в природе.

  1. Создание листовой подстилки, задерживающей влагу, тепло, способствующей зимовке многих животных, в т. ч. полезных.

  2. Участие в почвообразовании и круговороте веществ в природе (перегной – минеральные соли).

  3. Опавшие листья служат пищей для дождевых червей, бактерий и др. организмов.

Зачитывается отрывок из рассказа А. Шевченко “Безответные”.Листопад. Сойка ли прячет желуди – прячет про зимний запас, а вырастают дубки,- иль рябчик пробежит по опавшей листве – и уже шорох. Далеко слышно, как проскачет по сухим листьям лесной заяц-беляк. Ой, как боязно косому, все чудится ему, что, беспрерывно шурша, кто-то крадется к нему.

И в толк не возьмешь, кто кого тут опасается, говорят же: “Заяц от листья, а лягушка от зайца бежит”.

Лиса тоже обходит шуршащий покров, не нравится он ей: тут даже легким шагом вмиг выдашь себя соглядатаям. И разве к настороженной шелестом дичи подкрадешься мягко и тихо?

Вот подземному зверю – есть у нас такой, речь о нем впереди, - ему листопад даже на руку: готовая подстилка для логова.

…собирая грибы, шурша опавшими листьями, я приближался к подземному городку этого когтистого зверя.

Куда это еще он направляется? Степенно, с перевальцем заковылял серовато-темной спиной. Ага, к кучам листвы! Заготовил и подгребает к себе, в логово.

Тут и случилась препотешная история. Горка листьев, которых еще не касался барсук, вдруг покатила. Опешил мой зверь: листья еще никогда от него не удирали! Торопливо догнал убегающую кучку, попридержал лапой и ткнул в нее мордой – в чем , мол, тут дело? А кучка – “фук, фук”, так сердито, да как поддаст прямо в нос барсуку. Подпрыгнул толстяк, ощетинился, шипит. Трясет мордой, трет ее лапами. А горка покатила дальше.

То был еж. Он тоже собирал подстилку для логова, набрел на готовое и поживился чужим: покатался в листьях, нанизал их на иглы и потащил…

У замечательного поэта С. Наровчатого есть стихотворение “Листопад” 

И, удивленный, глазею в оба, Как в тихих ладонях ветры несутКленовое золото высшей пробы.Как на юру, выгорая дотла,Спеша на тщеславье богатство выменять,Сыплют червонцами вяз и ветлаИ другие, которых не знаю по имени.

Увядшие растения.Снежинка пролетела.Но что там за цветениеНа грядке помертвелой?

Ах, розовые неженки,Промокшие до нитки, Осенние подснежники…Прощайте, маргаритки

Вывод по уроку.

В природе постоянно происходят сезонные изменения, которые обязательно следуют друг за другом в определенной последовательности.

Жизнь растений зависит от условий окружающей среды.

Осенью растения готовятся к зиме.

А еще мы убедились, что знания можно получать в результате наблюдений за живой природой, знакомства не только с учебником, но и с художественной литературой.

Домашнее задание.

Написать в тетради о пользе и вреде сжигания листьев.

infourok.ru

Урок по биологии 6класс. Стр из Тема урока Осенние явления в жизни растений. Народные осенние праздники на Украине

1. /Осенние явления 6кл.docУрок по биологии 6класс. Стр из Тема урока Осенние явления в жизни растений. Народные осенние праздники на Украине

Интегрированный урок по биологии 6класс. Стр. из

Тема урока

Осенние явления в жизни растений. Народные осенние праздники на Украине.

Цель урока

  • Рассмотреть осенние явления в жизни растений;
  • Изучить причины листопада и изменение окраски листьями осенью;
  • Показать многообразие плодов и семян и способы их распространения;
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, находить взаимосвязи;
  • Рассмотреть осенние народные праздники на Украине, народные традиции, связанные с ярмаркой и жнивами;
  • Прививать любовь к родному краю, его природе. Традициям и обрядам своего народа.

Оборудование

  • Музыка Чайковского «Времена года», Грига «Утро»;
  • Таблицы «Строение листьев», «Листопад», «Разнообразие плодов и семян»;
  • Гербарии осенних листьев;
  • Коллекции плодов и семян.

Ход урока

Учитель:

Звучит музыка Э.Грига «Утро».

Дорогие ребята! Наш урок сегодня мне бы хотелось начать словами прекрасного украинского писателя и педагога Василия Сухомлинского: «Пусть каждый наш урок вспоминается вам, дети, в ярких солнечных образах:

- сад в белом наряде цветения;

- неповторимое звучание пчелиной агоры над полем гречихи;

- багровый закат;

- глубокое холодное осеннее небо с журавлиной стаей над горизонтом;

разноцветный ковер осенних листьев в лесу – всё это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце каждого из вас».

Я не случайно взяла эти слова эпиграфом к нашему уроку, ведь именно на нем мы сможем представить и почувствовать и «глубокое холодное осеннее небо» и «разноцветный ковер осенних листьев». Тема нашего урока: «Осенние явления в жизни растений. Народные праздники осенью на Украине».

Записывают тему в тетрадь.

Готовясь к сегодняшнему уроку, у нас сформировались творческие группы ребят по их способностям и интересам. Это группа ученых, группа метеорологов, группа артистов, группа художников, группа этнографов.

Работу каждой группы вы сможете увидеть и оценить на протяжении всего урока.

Музыка Чайковского «Времена года».

Осень… Чудное, неповторимое время года. Время раздумий и покоя в природе. Помните, как у Пушкина?

«Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя унылая пора,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса».

Какие же изменения происходят с погодой осенью? Как изменяется природа, готовясь к зиме? На нашем уроке присутствует группа учёных-метеорологов, которые сделают небольшое сообщение о погодных условиях осенью.

Выступают метеорологи – 3 мин.

Учитель:

Погода приближается к зимнему периоду. А как же растения и вся живая природа готовится к зиме? Что происходит с растениями осенью и почему?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте-ка мысленно перенесемся в лес, осенний, разукрашенный разными красками. Здесь нам сразу же бросаются в глаза осенние яркие листья деревьев.

Задание классу:

Приготовьте свои гербарии осенних листьев и расскажите, – какой чудный художник осень.

  1. какого цвета у вас листья?
  2. какие из листьев вам понравились, почему?
А вот в этой части леса в разгаре листопад. Бредешь по тропинке, а под ногами шуршит листва, опавшая с деревьев, навевая разные лирические чувства, напоминая стихи.

Осень – это лист кленовый

По ветру летящий,

Это лебедь одинокий,

В небесах парящий,

Это жёлудь золотистый

В тюбетейке новой.

Это белочка на ветке.

С шишкою сосновой.

А какие стихи вспоминаются вам, ребята?

Рассказывают несколько четверостиший.

Но на нашем уроке-экскурсии мы ведь должны не только наслаждаться красотой осеннего леса, но и ответить на 2 вопроса «Почему»:

  1. Почему листья изменяют свою окраску?
  2. почему в природе наступает листопад?
Две группы учёных-ботаников переработали много научной литературы и ответят сейчас нам на эти вопросы.

Отвечают на вопросы. Сообщения учащихся.

Продолжая наше путешествие по лесу, хочу обратить ваше внимание на огромное количество плодов и семян. Это не случайно, ведь осень – это время массового созревания плодов и семян и их распространение.

Задание 2:

Приготовьте свои коллекции плодов и семян, которые вы собрали, готовясь к сегодняшнему уроку. Назовите примеры семян и как они распространяются. Какие способы распространения семян вы знаете?

Отвечают.

Задание 3:

Посмотрите на почки на деревьях. Они образуют плотную чешую, которая зимой защитит зачаточные листочки, стебелёк от лютых морозов.

Рассматривают веточки разных деревьев, почки, записывают в тетрадь.

А еще осенью происходит отмирание надземных частей травянистых растений, под землёй глубоко остаются корни, которые зимуют, а весной снова дают молодые побеги.

Учитель вместе с ребятами делает вывод об осенних явлениях жизни растений.

Мы закончили первую часть нашего урока, но путешествие продолжается, экскурсия по лесу только немного изменит своё содержание.

Звучит украинская мелодия.

Украинский народ всегда любил осень, осеннюю природу за ее красоту и щедрость. Много праздников есть на Украине осенью, связанных с темой нашего сегодняшнего урока. А какие они? Помогут нам разобраться 3 украинских казака, которых случайно встретили на экскурсии в лесу. А вот и они сами! Давайте-ка, понаблюдаем за ними, ладно?

Украинские мелодии. На сцене бричка, запряженная парой волов. На ней сидят три казака: Вернигора, Вернидуб, Крутивус (спит).

Вернигора:

От і осінь настала! Листя пожовкле, шпаки полетіли у вирій.

Вернидуб:

Тю, дурний! Та чи тільки побачив. Як би не осінь, то чи б їхали ми з тобою на ярмарок? Як би не осінь, ми б у полі працювали, чи в садку, чи на городі. Сіяли б жито весною, а влітку жали, картоплю та огірки пололи. А зараз осінь, вся господарча робота позаду. Зібрали урожай – дай Боже! Он повна бричка, та і їдемо ми на велике українське свято – на ярмарок!

Вернигора:

Та хіба ж тільки цим осінь відзначається? Он зараз у ліс в’їхали. Ти поглянь навкруги. Он там на верхівці бугра – дуб кремезний. Ти поглянь який красень в яскраво-жовтому вбранні!

Вернидуб:

Та що там той дуб. Чи й не краса. Деревина висока, а в господарстві яка з нього користь? Хіба що жолуді свиням на прокорм. Та зараз залізти на маківку його та подивитись, чи багато людей на ярмарок понаїхало?

Крутивус:

Еге, та ще побачити, чи багато горілки шинкарі навезли.

Вернигора:

А он береза, погляньте, друзі, хіба ж не краса? Вітер дме, а сережки на гілках туди-сюди хитаються. Як вбрання на дівчині ясноокій та білолицій. Погляньте, як чудово у лісі коло берези. Від її жовтогарячого листя немов килим якийсь чародій по землі розкинув.

Крутивус:

Еге ж гарно зараз би на килимі поспати, а то ця клята бричка боки давить.

Вернидуб:

Чи й не килим з осіннього листя, перетліє за зиму, то хоч перегній буде.

Вернигора (не слухаючи нікого):

А он на самому виїзді з лісу калина червоніє!

Вернигора (не слухаючи нікого):

А он на самому виїзді з лісу калина червоніє!

Крутивус (прокинувшись):

Еге ж червоніє! В мене вчора ніс такого кольору був після пляшки слив’янки (знов хропе).

Вернидуб:

Тьху, калина! Ягоди гіркі, як ропа і свині б не їли.

Вернигора:

Та за теж краса!

Верни дуб (зневажливо):

Чи й не краса! Ото ж на ярмарку побачимо справжню красу!

Крутивус (прокинувшись):

Еге –ж.

Вернидуб:

Еге-ж, еге-ж, а неначе ми заблукали. Он дивись, якісь діти. Запитай як потрапити на ярмарок.

Дівчинка 1:

Та дуже ж просто! Їдьте через Диканьку чи Миргород, Опізню чи Лихвицю, Решетилівку чи Хорол – все одно будете на тім ярмарку. Будете там, де завжди шумить і вирує, продає й купує, славнозвісний український ярмарок!

Українські мелодії.

Дівчинка 2:

Що, боже ти мій господа! Чого нема на тому ярмаркові! Колеса, скло, тютюн, дьоготь, цибуля, овочі всякі. Так, що хоч би в кишені було рублів із тридцять, то й тоді б не купив усього ярмарку.

Гей ви, фарби базарні,

Всякий скарб, перукарні

Сміх дитячий, шум, качелі

І веселі каруселі.Анекдоти, гумор, глас,

Справжній український квас

Забобони, шепіт, чутки,

Сварки, регіт, прибаутки.Бараболя, борщ, цибуля,

Повітряна ярка куля.

От так ярмарок великий,

Заходьте всі – і дорослі, і діти.

Три козака повільно проходяться туди-сюди.

Вернидуб:

Ось, дивись, гарбуз!

Вернигора (знизавши плечима):

Гарбуз, як гарбуз.

Вернидуб:

А каша з нього яка смачна, язик з’їси разом з ложкою.

Крутивус:

А закуска ніяка, тьху!

Вернидуб:

А диня – диви яке диво.

Вернигора:

То і що, диня як диня.

Вернидуб:

Їси – в роті що мед.

Крутивус:

Тьху, а закуска ніяка.

Вернидуб:

А ось морква – гарна, правда?!

Вернигора:

То морква, як морква.

Вернидуб:

Та ні (смачно відкушує). Таку на одному кінці села відкусиш – на протилежному боці – хруст почути можна.

Крутивус:

Тьху, а закуска ніяка.

Вернидуб:

А ось буряки!

Вернигора:

То й буряки.

Верни дуб (розпачливо):

Та чи ти зовсім дурний? Який же український борщ без буряка.

Вернигора:

Та, кажуть можна. Кажуть є якісь там томати, теж кольором червоні – з Америки завезені.

Вернидуб:

Та які там томати – годі вам брехати!

Крутивус:

А на закуску як вони?

Дівчинка 1:

Та годі вам сперечатись. Краще відгадайте загадки про наш ярмарок та про те, чим тут торгують.

У зеленім картузі

На одній стоїть нозі

Щирим золотом світиться

Звичка в нього є ота

Він головку поверта

Вбік де сонце котиться

Родичем доводиться.

Соняшник.Жовтобокий карапуз

Йшов городом та й загруз

То насіння стільки має,

Що аж боки роздимає,

Через те й загруз.

Гарбуз.Що за кущ біля хатини

Розростається щоднини

І на ньому ягідки –

Не солодкі й не гіркі.

Як намистечко червоні.

І цілющим соком повні.

Повновиді й невеликі

І від кашлю добрі ліки.

Калина.Що родилося в садку

У зеленім повитку?

І було тоді на древі

Цвітом ніжним і рожевим,

Потім в зав’язь обернулось,

Все повніло й наливалось.

Яблуко.Я на сонці – сонцем сяю,

Родичів багато маю,

Гарбузову господиню усі знають

Хто я?

Диня.

Дівчинка 1:

Добре! Добре! Знаєте овочі які є на нашому ярмарку!

Крутивус:

А це що – свято знов якесь?

Дівчинки:

А це свято – обжинки!

Учитель:

На Україні традиційно жнива вітає прекрасне свято – обжинки!

Зібравшись великим гуртом люди славлять працю хліборобів, щедрий урожай. Здавна ведеться у кінці ниви залишати невеликий клаптик пшениці або жита, який в народі називають Бородою. Його старанно обкопують, перев’язують стрічкою, а зерно витрушують на землю, щоб нива добре родила й на майбутнє.

Біля цієї Бороди збираються женці, звивають останній сніп – обжинок і наряджають його червоним шовком, прикрашають кеглями калини. Найкращій трудівниці дарують вінок із колосків, прикрашений польовими квітами, калиною. Обжинковий вінок – це символ закінчення жнив, краси і величі праці.

Дівчинка 1:

Збирайтеся, збирайтеся!

На свято чим скоріш!

Женчики всю пшеницю-жито пожали,

По колоску збирали

У снопи в’язали,

Та в кіпочки складали!

Хлопчик:

А на нашій нивці,

Сьогодні обжинки!

Дівчинка 2:

Пшеницю спілу женці пожали,

В круглі сніпочки ще й пов’язали

В круглі сніпочки густі-густенькі

В кіпки зложили часті-частенькі.

Хлопчик:

Ой снопе, снопе вусатий

Неси достаток у кожну хату,

Неси достаток кожній родині,

Славу великій нашій Україні.

Женчик:

Наша господиня домувала

Коли з поля женчиків чекала

Сім пар черевиків стоптала

Поки вечерю приготувала.

Господиня:

Ось вам, милі, із пшениченьки

Коровай високий, місячний.

Вносять коровай на рушникові.

Крутивус:

Хлібе рум’яний, тепло материнства. В хаті гостинно добро сієш ти, з тобою стрічають, у світ проводжають. Низький уклін тобі, хлібе мій.

Дівчинка 2:

Приносив тато мені окрайця

Казав, що у житі відняв у зайця.

Була в тім хлібі знайома казка,

Пропахла степом отецька ласка.

Дівчинка 1:

У ньому краплі жаркого поту

Рук роботящих жагуче злото

І людське щастя на всі часи

Будь гідний хліба, який їси!

Українська музика.

Господиня:

Ласкаво вас просимо,

На рушнику коровай вам підносимо

Друзям хорошим,

Гостям хорошим,

Хліб-сіль, коровай на святковому столі.

Підносить коровай.

Учитель:

Вот и закончился наш урок, немного фантастический и серьёзный, весёлый и лирический.

Обобщение знаний

Фронтальная беседа.
  1. Как природа, растения встречают осень?
  2. какие изменения происходят с растениями в осенний период?
  3. как украинский народ встречает осень?
  4. какие украинские праздники вы увидели на сегодняшнем уроке?
  5. какие герои этих праздников вам запомнились. Почему?

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели, что происходит с природой осенью и почему желтеют и опадают листья, ещё сильнее полюбили наш чудесный украинский народ с его традициями и осенними праздниками. Поняли, как много значит для человека природа с её красотой, с её богатствами.

Так давайте же любить и ценить нашу прекрасную природу и наш чудесный край – нашу Украину, чтобы сберечь всё это нашим детям и внукам!

ex.kabobo.ru

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений.

Documents войти Загрузить ×
  1. Иностранные языки
advertisement advertisement
Related documents
Как меняется природа осенью)))))
Педсовет "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе,обеспечивающие высокое качество урока"
Выступление на семейной гостиной в рамках фестиваля "Я покажу тебе... «По тропинкам Русского Парнаса»
Из опыта работы по проектной деятельности в 5 классе
Доклад на городском семинареx
1 слайд: 40 лет для школы это краткий миг, но если смотреть на
Тема урока: Показательная функция ее график и свойства
Урок математики в 1б классе. Тема: Цель урока: Ход урока:
Учебная презентация - форма представления учебного
неклассное мероприятие МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РУЛЕТКА
Это я, Мусий Татьяна Викторовна. Педагогический стаж 39 лет
Скачать advertisement

studydoc.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта