Орнамент растение.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Орнамент растение


Орнаменты. Египетский орнамент, греческий орнамент - Интерьер, дизайн - Каталог статей - Giga Style

 

Ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.  

   На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора сохранялись и повторялись, традиционно соблюдая особенности сложившихся изобразительных канонов египетского искусства. Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.

   В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями.  В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.

   В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др.

  Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др.

Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.

  Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл.

Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др.

Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

   Для египетского искусства в целом была характерна тенденция к смягченности и пластичности форм, стремление избежать прямых углов, округлить места перегибов. Цвета, использовавшиеся в росписях и для покрытия рельефов, были условными и локальными. Применялись красный, синий, желтый, черный и белый, иногда зеленый цвета. Насыщенные контрастные тона большей частью встречались в геометрических узорах, а орнаменты с растительными элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах.

  

  Греческий орнамент во многом использовал особенности египетского, частично финикийского и ассирийского, но все воспринятое было переосмыслено и переработано по своему. Созданный орнамент был оригинальным. Основными его качествами становятся легкость и гармония, символическое содержание отодвигается на второй план. Строгая симметрия геометрического орнамента, составленного из простой комбинации вертикальных, горизонтальных линий и прямых углов, превращена греками в гармоническое совершенство.

  Правильность и симметрия – постоянное правило греческого орнамента. Основных форм орнамента мало, но они варьируются и комбинируются до бесконечности.

  Первоначально в греческом орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей природы, или геометрическими. Широко применялся меандр – квадратный или круглый, ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцеобразный орнамент (овы) и др.

Очень распространен был мотив пальметы и еще больше – стилизованной формы акант, который появился вместе с коринфским ордером. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Из зоологических форм особое распространение получила голова быка. Впоследствии все эти формы были использованы как мотивы многими народами.

  Аттические краснофигурные вазы являют собой высокие образцы классического античного стиля и убедительно показывают, какую значительную роль может играть орнамент при создании художественного образа в прикладном искусстве. Именно орнаменту, составляющему их декор, и выделяющемуся своей гармонией и красотой, было суждено стать основным выразительным средством при создании художественного образа этих замечательных памятников древнегреческого искусства.

  Ткани Древней Греции обладали высокими декоративными качествами. Самые древние из них (III в. до н.э.) – шерстянные шпалерные ткани, на одной из которых изображены утки, плавающие по пурпурному морю. Здесь, благодаря тонким цветовым переходам, мастер добился рельефного эффекта. Встречаются также ткани с геометрическим узором.

  При декорировании тканей греки использовали следующие цвета: пурпур различных оттенков, цвет морской волны, зеленый, алый, фиолетовый, шафранно-желтый, коричневый; одни ткани имели пурпурную кайму, другие – участки, затканные золотом или вышитые орнаментом из звезд, фигур животных.

  Мотивы в виде орнаментированных тяг, кессонов, мозаичных композиций, украшающих пол, занимали большое место в оформлении интерьеров греческих культовых и общественных зданий.

Некоторые жилые помещения окрашивались, стены расписывались по штукатурке горизонтальными полосами красного, белого, голубого тонов.

 Особое внимание древнегреческие мастера уделяли форме ножек предметов мебели. Часто они имели вид звериных когтистых лап или ног копытных животных. В верхней части ножки иногда покрывались листьями аканта, в других случаях завершались шеями лебедей. В украшение мебели греками наряду с резьбой и инструктацией активно вводился цвет.

 Греческие мастера обнаружили исключительное искусство меры и изобретательности в прорисовке различных декоративных элементов и деталей. Они широко применяли архитектурные обломы (профили) в самых различных сочетаниях и ритмах. В сооружениях обломы в зависимости от использования того или иного ордера дополнялись орнаментацией. 

 

При копировании статьи активная ссылка на источник www.giga-s.com Обязательна!

 

giga-s.com

Орнамент - Путешествие во времени

Орнамент состоит из повторений рисунка и имеет раму. Повторяющиеся художественные элементы называются в орнаменте «мотивами». Простейшими мотивами являются черточки, ромбы, крест, угол, крест в ромбе, треугольник, четырехугольник.Орнамент

У южных славян и на Руси вместе с христианством и письменностью распространилось византийское искусство, в том числе и орнамент. Орнаменты рукописей делятся на заставки и инициалы. Заставка (слово «заставица») есть украшение, стоящее в ширину страницы перед началом крупного отдела текста. Заставка еще в древнюю пору служила нередко рамой для вписанного заглавия. В русских рукописях появляются заставки-рамки, занимавшие всю поверхность заглавного листа. Существуют украшения, стоящие в конце отдела – концовки. Византийский орнамент имеет одну отличительную особенность: рамы его состоят из основных архитектурных мотивов, т. е. простейших геометрических форм, которые содержались в поздней античной архитектуре: прямоугольники, арки, круги, треугольники.

Византийские заставки бывают малые и большие. Малые заставки были получены Византией от каллиграфии позднего античного периода и состояли из простейших природных и геометрических мотивов: волнистая травка, змейка, зигзаг, мелкие полукружия, уголки. Рама малых заставок – узкая прямоугольная полоска. Большие заставки возникли в самой Византии. По концам заставки могут ставиться: листок, почка, цветок, веточка. Иногда по сторонам заставки ставятся более крупные ветки. В самой заставке помещались иногда живописные изображения: лик Христа в круглой раме. Чаще помещались изображения животных: две птицы по сторонам сосуда. В роскошных рукописях с большими заставками фон был золотой. Господствовали краски: белая, голубая, розовая и зеленые листья.

Когда византийский орнамент вместе с установлением письменности переходил к славянам, в крупных славянских центрах возникли довольно точные подражания византийскому стилю. Но надолго у всей массы славянских писцов и рисовальщиков ни основной принцип византийского орнамента, ни его высокая техника не могли удержаться. Народные мастера упрощали произведения византийского стиля, примешивали к нему народно-фантастичекие мотивы. Орнамент стали называть варварским.

Растительный орнаментПосле падения Византии в 1453 году Русь становится православным центром христианского мира и утверждает «Москва – третий Рим». Снова обращаются к византийским мотивам. Используется растительный орнамент русского, итальянского, французского происхождения. Изображение цветов, листьев, стеблей, плодов. Орнамент XVI–XVII вв. цветной или травной, более реалистичное изображение трав и цветов.

Растительный элемент – ветка – деленный пополам трехлепестковый цветок – крин. Крин возник в искусстве Двуречья. Возможно, олицетворял жизнь. Крин был в основе орнамента книжного, на предметах из дерева, на изделиях с чернью.Большинство композиций, составляющих основу растительного орнамента Древней Руси, имеют строгое равенство правой и левой половин (зеркальная симметрия).

Бордюр – лента, состоящая из фигур, вытянутых вдоль одной прямой или бесконечный побег, образованный ветвями-полукринами. Бегунок, виноградная лоза, любое вьющееся растение служило художнику моделью.

Памятниками искусства, которые послужили примерами растительного орнамента Древней Руси, связаны с жизнью верхушки общества. Драгоценные ювелирные изделия, книги, росписи и резьба княжеских храмов и хором.Пришло все это из Византии X–XI вв.: византийское серебро, церковная и светская утварь, костяные ларцы, изделия с эмалью.

Растительный орнамент появился не на пустом месте. Культ древа – древнейший у всех народов. В языческую пору у славян он занимал важное место в мировоззрении и ритуалах. Растительные мотивы широко представлены в искусстве кочевых народов Восточной Европы и Сибири еще до образования древнерусского государства.

Посмотреть видео сюжет про растительный орнамент "Академия художеств":

геометрический орнаментГеометрический орнаментДля начала спросите у детей, из каких элементов состоят геометрические фигуры? Как из геометрических фигур можно составить орнамент?

Отрезки прямой линии, изогнутой, треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, многоугольники, круги, овалы, спирали, звезды, розетки, кресты. Линейки, зигзаги, цепи, ленты, волны, меандры. Плетенки.

В старовизантийском орнаменте заставки чаще геометрической формы: прямоугольники, арки. Круги, ромбы, треугольники. Из этих фигур состоит каркас заставки, а на них стилизованные растения, стебли, цветы, листья. Вокруг заставки располагались растения, звери, птицы.

Инициалы (буквицы) – композиции из геометрических и стилизованных лиственных мотивов.Белые цветки, заключенные в окружность, треугольник и сердечки – так оформляли византийские рукописи.Геометрический орнамент связан с такими работами, как вязание, плетение, вышивка, ткачество. Общие для геометрических орнаментов мотивы: круг, крест, треугольник.

византийские рукописи

Плетенный орнаментНовый орнамент в русских книгах пришел к нам из Болгарии. Он включает в себя тесно переплетенные между собой жгуты или ремни. Сложное плетение жгутообразного вида, перетянутое во многих местах узлами. В основном так рисовали заставки: круги повторяются и связываются узорной вязью и узлами, инициалы многоцветные.

Плетеный орнамент «балканского типа». Это переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия. «Балканский орнамент» пришел на Русь в XV в., когда велась война турок за Балканский полуостров. Многие художники и писцы уехали на Русь. К концу века в придворных мастерских Москвы выработался вариант роскошного «балканского» орнамента с многоцветной раскраской. И много золота.

В книжном орнаменте XIII–XIV вв. появился «чудовищный» стиль. Греческое слово «тератос» – чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся змеиными головами. Ноги, языки, головы, хвосты, крылья животных опутываются ленточными плетениями. Сходный орнамент известен у балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на многих произведениях романского стиля из разных областей Европы. В основе этого стилистического единства лежит общность происхождения от звериного орнамента восточно-европейских кочевников эпохи переселения народов. Это искусство возникло в обстановке крупнейших передвижений, когда значительную роль играли контакты европейских варваров с кочевниками евразийских степей. Скандинавский звериный орнамент отличается от древнерусского угловатыми контурами фигур. На Руси – округлые.

Наиболее популярен в древнерусском прикладном искусстве образ хищного зверя. В отдельных случаях можно говорить об определенном стремлении передать образ льва, который часто упоминается в древнерусских письменных источниках – зверя храброго и сильного, царя зверей.

Важную роль в древнерусском искусстве играют образы животных реальных и фантастических. Ими украшали храмы городов Владимира и Суздаля, ювелирные изделия: браслеты и обручи. Использовали в книжном ремесле, начиная с Остромирова Евангелия.

При изображении реальных животных в средневековом искусстве преобладало воспроизведение традиционных образов. Но в древнерусском искусстве встречаются и живые изображения. Однако, основная масса зооморфных образов в прикладном искусстве Древней Руси отмечена яркими чертами стилизации.плетенные буквицы и заставка

Дополнительно:Истоки печатаньяКто изобрёл книгопечатание?Русская рукописная книгаЦифровая письменность

farta.livejournal.com

Роль орнамента в традиционной культуре

В культурологии под традиционной (от лат. tradere – «передавать») культурой понимается автохтонная или народная (этническая) культура, т.е. совокупность духовных и материальных ценностей, мировоззрение и образ жизни коренного населения той или иной местности. Как правило, традиционная культура противопоставляется тем элементам культуры, которые возникли относительно недавно (за последние 100 – 200 лет) и были привнесены извне или имеют элитарное происхождение. Так, например, культуру Руси допетровского времени принято называть «русской традиционной культурой», в то время как русская литература XIX века (развивавшаяся под европейским влиянием и создаваемая дворянством) относится уже к «русской классической культуре».

Традиционная культура существовала с глубокой древности у всех народов. Первобытная культура, культура древних цивилизаций, средневековая культура могут быть названы традиционными. Для данного типа культуры характерны такие черты, как ориентация на прошлое, усвоение и воспроизведение традиций, обычаев, образа жизни старших поколений, консерватизм, статичность, отсутствие изменений, новаций. Жизнь каждого человека в такой культуре предсказуема и строго регламентирована системой ритуалов, норм, запретов, освящённых традицией. Элементы этнической, или народной культуры – обряды, обычаи, мифы, фольклор – передаются посредством естественных способностей каждого человека – его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального слуха, органической пластики, не требующей никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура, как правило, не нуждается в письменности. Механизмом коммуникации в ней является непосредственное общение людей.

Однако даже в бесписьменном обществе с глубокой древности существовали особые способы кодирования важнейшей духовной информации об устройстве мира, нашедшие своё выражение в традиционном орнаменте, знаки которого украшают предметы быта, одежду и стены жилищ в любой традиционной культуре мира. Эти графические символы, окружавшие человека на протяжении всей жизни, постоянно напоминали ему о базовых ценностях коллективного бытия, содержали в зашифрованном виде жизненно важную ин-формацию, выполняли магическую, защитную функцию, своей упорядоченностью оберегая человека и обжитый им мир от сил тьмы, разрушения и хаоса.Орнамент (лат. ornemantum – украшение) – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Оперируя отвлечёнными, геометрическими формами или стилизуя реальные (растительные, зооморфные, антропоморфные) мотивы, орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. Но в любом традиционном орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник.

В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную выразительность. Важное значение в развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков, и первые его следы запечатлены уже в эпоху верхнего палеолита (35 – 10 тыс. лет до н.э.). В культуре неолита (7 – 2 тыс. до н.э.) орнамент достигает большого разнообразия форм и начинает доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему декоративных знаков, поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Сравнительное изучение элементов и символов традиционного орнамента народов мира позволяет воссоздать космологические представления наших предков, выявить универсальные черты человеческого мышления, раскрыть смысловую значимость традиционной символики и её роль в сохранении и передаче из поколения в поколение базовых ценностей духовной культуры общества.

Орнамент – один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И всё-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По представлениям, присущим людям традиционной культуры, причины болезней человека или домашнего скота, порчи продуктов и других житейских неприятностей заключаются в воздействии невидимых сил – враждебных человеку духов окружающего пространства или сознательно наведённого кем-то колдовства. Силы зла, постоянно подстерегающие человека, изначально связаны с разрушением порядка, хаосом. Древнегреческое слово хаос обозначало неупорядоченное, бесформенное первичное состояние мира, которое должно быть устранено божественным актом творения, превращающим хаос в космос (по-гречески это слово буквально означает «украшенный», «упорядоченный»). Украшая жилище, одежду, оружие или поверхность сосуда знаками орнамента, человек уподоблялся Творцу, созидающему Космос. Именно в этом кроется глубинный смысл традиционного орнамента: он не просто декорирует поверхность предмета, но в миниатюре повторяет саму гармонию мироздания, обеспечивая тем самым магическую защиту от сил хаоса.

Сосуд эпохи неолита. ИспанияПо-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было ещё далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых точек, линий, вмятин, сделанных на горловине вылепленного сосуда пальцем или острым камнем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» содержимое сосуда от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле – там, где заканчивается сама ткань одежды и открывается доступ к телу. Этим же стремлением защитить дом от проникновения тёмных сил объясняется украшение окон избы резными наличниками, а фасада – солярными знаками.

Выделяют несколько видов традиционного орнамента: 1) геометрический – состоит из ритмически повторяющихся элементов: точек, линий, кругов, спиралей и других геометрических фигур; 2) растительный – составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т.д.; 3) зооморфный – включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных; 4) антропоморфный – в качестве основных мотивов используются мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Все знаки традиционного орнамента несут в себе определённую информацию. Из перечисленных разновидностей орнамента наиболее архаичным является геометрический, элементы которого получили распространение ещё в эпоху палеолита. Они являются отражением тех базовых структур, которые лежат в основе нашего мира, его знаки символически выражают ключевые идеи устройства мироздания. Рассмотрим подробнее наиболее значимые из этих универсальных символов, известных всем народам Земли.

Мотив круга на русских прялках.Круг является, пожалуй, важнейшим и наиболее распространенным геометрическим символом, форма которого была подсказана древнему человеку образами Солнца и Луны. В традиционной символике круг воплощает идею Бога как Абсолюта, Первоначала, Бесконечности. У круга нет ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентации; и небосвод тоже – вследствие круговых траекторий движения звезд вокруг небесного полюса – представляется как круглый купол, поэтому круг олицетворяет собой небо. Если на него нанести спицы (радиусы), то он станет символом колеса, которое в противоположность неизменяемости круга демонстрирует дополнительное качество – динамику.

Круг символизирует бесконечность, совершенство и законченность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности развития мироздания, времени, жизни, их единства. В то же время кругу свойственна ориентация на центр. Круг с точкой в центре может быть рассмотрен как олицетворяющий процесс развития от одной точки и уподоблен эмбриону. Круг – это солярный символ, что обусловлено не только формой, но и круговым характером суточного и годового движения солнца. Круг также соотносится со сферой как идеальным геометрическим телом.

Мотив круга в традиционной резьбе по дереву. Россия.

Одной из основных функций круга является разграничение внутреннего и внешнего пространства. Эта фигура связывается с защитой (магический круг, очерченный для защиты от нечистой силы, используется в различных традициях). Круг – одна из форм созидания пространства. Многие древние культовые архитектурные сооружения являются круглыми в плане (например, знаменитый Стоунхендж в Англии), в форме окружности нередко возводились и поселения.

В большинстве традиций космос, как упорядоченное пространство жизни, предстает в виде шара, графически изображаемого посредством круга. В символике круга также нашла отражение идея цикличности времени (этимологически русское слово «время» имеет значение «то, что вращается»: сравн. древнерусское «веремя» и «веретено»). Таким образом, круг – это и символ вечно повторяющегося годового цикла.

В традиционной символике круг противопоставлен квадрату и в то же время соотносится с ним. Квадрат выражает идею земного, материального мира (четыре стороны света), круг ассоциируется с небесным куполом, небосводом. Эта идее отражена, в частности, в архитектурной символике православного крестово-купольного храма, где квадратное в плане основание преходит в круглый барабан купола. В индийской или тибетской мандале (мандала – «карта космоса», священное изображение для медитации в индуизме и буддизме) внешний круг символизирует целостность универсума, вписанный в него квадрат – пространство обитаемого мира, тогда как круг внутри квадрата содержит сакральный объект почитания. Китайский символ Абсолюта (Дао) – Ян-Инь так же имеет вид круга, разделенного пополам волнистой линией, что символизирует взаимодействие, взаимопроникновение двух начал бытия, их неразрывное единство.

Буддийская мандала

Вариациями мотива круга в традиционном орнаменте являются изображения креста в круге, колеса с шестью или восемью спицами, которые обычно интерпретируются исследователями как солярные (солнечные) знаки и встречаются в качестве символов в различных культурах мира. Так, главный символ буддизма – Колесо Закона (Дхармачакра) – представляет собой именно круг с восемью спицами, символизирующими восемь этапов Благородного пути восхождения к нирване.

Спираль – очень древний и широко распространенный графический символ, родственный кругу или, точнее, системе концентрических кругов, которую на первый взгляд не всегда можно отличить от спирали. Спираль – это динамическая система, в предельном обобщении её можно рассматривать как символ развития мира, эволюции (круг в движении и расширении). В индийской мистической традиции спирально свернувшейся змеёй изображается кундалини – символ жизненной энергии, связанной с продолжением рода (представление о змее Кундалини – важный элемент учения йоги).

Сосуд Минойской культуры (Древний Крит)

Спиральные формы часто встречаются в природе: галактики, водовороты и смерчи, раковины моллюсков, папиллярные линии пальцев, двойная спираль молекулы ДНК. С древнейших времен мотив спирали – это один из самых распространенных декоративных узоров – от Европы (двойные спирали в кельтской традиции или спирали на римских капителях) до Тихого Океана (спиральная резьба маори в Новой Зеландии и татуировки островитян в Полинезии). Он использовался со времен палеолита и появляется в додинастическом Египте, на Крите, в Микенах, Месопотамии, Индии, Китае, Японии, доколумбовой Америке, Европе, Скандинавии и Британии; он найден также в Океании.

Рельеф из Микен. Древняя Греция

Мотив спирали в античной мозаике.

Крест – древний знак, обозначающий Бога, человека, раскинувшего руки в стороны (микрокосм) и мироздание в целом (макрокосм) как соединение двух начал: Материи, земного или женского начала (горизонтальная черта) и Духа, небесного или мужского начала (вертикаль). Крест – символ пересечения двух противоположностей, слияния их в месте пересечения. Он отражает идею диалектического единства космоса.

Крест символизирует также древние представления человека об окружающем пространстве – мире, где отсчёт идёт от человека вовне, во «все четыре стороны», окружающего человека со всех четырёх сторон. В пользу этого говорят выражения: «окрест» (вокруг), «на все четыре стороны» (то есть в пространство вообще), «окрестности» (местность вокруг).

Крест на донце сосуда из погребения вятичей, 12 век (Орехово-Зуевский район).

Сосуд Трипольской культуры (IV – III тыс. до н.э.).

Крест в круге на плитах захоронения эпохи бронзы. Дания.

С крестом связана сакрализация числа четыре: четыре стороны света, разделение мира на четыре элемента (воду, огонь, воздух и землю), календарного годового круга на четыре сезона. Крест – универсальный символ, встречающийся во всех традиционных культурах, поэтому нет ничего удивительного, что он стал главным символом христианства – одной из первых мировых религий, распространивших своё учение среди разных народов. Крест был хорошо знаком всем язычникам, и это во многом способствовало принятию новой веры и её главного символа, в котором язычники узнавали привычный для них образ.

Существует множество вариантов креста – египетский (Анх), кельтский, скандинавский, коптский, крест св. Петра (перевёрнутый) и другие. Различные графи-ческие виды крестов широко используются в традиционной символике.Крест в круге – символ жизни и мироздания в целом, произошёл от солярного знака, символизирующего движение Солнца по небесной сфере. Точка в наиболее верхней части окружности символизирует полдень, в нижней – полночь; правая и левая точки – восхода и захода. Более поздние трактовки, связывают крест с днями зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия, соответственно. Солнечный крест (крест в круге, или кельтский крест) очень часто встречается на предметах доисторической Европы, особенно в эпохи неолита и бронзового века.

Ромб с точками на женской статуэтке. Трипольская культура, IV тыс. до н.э.

Ромб. Мотивы «ромб», «ромб с крючками», «ромб с точкой», «перекрещенный ромб» чрезвычайно распространены. По мнению большинства исследователей, этот знак относит-ся к символам плодородия, оплодотворения. Чаще мотив «ромб с точками» трактуют как засеянное поле, а поскольку этот знак часто встречается на женских статуэтках периода энеолита, его также считают символом женского начала, неразрывно связанного с идеями плодородия, оплодотворения, продолжения рода. Недаром по этнографическим данным этот мотив часто встречается именно на свадебной женской одежде и на одежде женщин, состоявших в браке первый год – рождение детей, продолжение рода считалось основным следствием брака, и просьбы об этом фиксировалось на рубашке. «Перекрещенный ромб» относят к древним знакам, которые символизировали землю – поле, участок, пашня, которая может дать урожай. Древние земледельцы почти во всех традиционных культурах отождествляли землю с женщиной-матерью, и представление это в русской народной культуре отражено в эпитетах, которыми наделяли крестьяне землю: «Мать-Сыра-Земля», «Земля-матушка».

Ромбические узоры в русской народной вышивке.

Свастика – крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными либо по часовой стрелке, либо против неё. Свастика – один из самых древних и широко распространённых графических символов. Символ свастики выкристаллизовывается из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в верхнем палеолите, а затем унаследованного практически всеми народами мира.

Свастичный узор на пряслицах эпохи неолита. Археологический музей г. Анталии. Турция

Свастика использовалась во всех традиционных культурах – она присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов. Свастика обнаружена на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются V тысячелетием до нашей эры, и в орнаментах на керамике южноуральской Андроновской культуры. Лево- и правосторонняя свастика встречается в культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд, III тыс. до н.э.), Древнем Китае и Древней Греции. Свастика – один из главных символов индуизма и буддизма. В Индии, Тибете и странах юго-восточной Азии его можно увидеть повсюду. В Западной Европе свастика украшает оружие и другие предметы древних кельтов, германцев, славян. В русской традиционной вышивке свастичный узор – наиболее часто повторяющийся мотив.

Роспись греческого сосуда гомеровской эпохи.

Статуя Будды.

Узоры русской традиционной вышивки.

Узор женской одежды. Русский Север

Свастика – многозначный символ, так как она вбирает в себя символику других уже упомянутых нами мотивов: креста, ромба, вращения по кругу. У большинства древних на-родов она была символом движения жизни, Солнца, света, удачи, благополучия, счастья и созидания. Свастика включает в себя идею четырёх сторон света и отражает вращательное движение мира вокруг единого сакрального центра, мировой оси. Её эзотерический символизм связан с идеей полюса – неподвижной точки, незыблемого центра, вокруг которого вращается космос. Многие галактики, в том числе и наша – Млечный Путь, напоминают именно свастику.

Различаются виды свастики: она может быть право- и левосторонней. У народов Индии и некоторых других стран Азии направленность вращения свастики имела определённое мистическое значение: например, вращение по часовой стрелке могло символизировать закручивание, сдерживание, концентрацию энергий, против часовой стрелки – наоборот, высвобождение и рассеивание энергии вовне, что ассоциировалось с теми или иными духовными практиками (йога). Так же, подобно китайскому символу «Инь» и «Ян», свастика является дуальным знаком: вращаясь по часовой, символизирует мужскую энергию, против часовой – женскую.

Этимологию слова «свастика» обычно связывают с санскритскими корнями: су (добро, благо) и асти (жизнь, существование), но не исключено, что санскритский корень «сва-» имеет прямые аналоги в русском языке (свет, святой, священный).

К сожалению, в XX веке в Западном мире свастика получила известность как символ гитлеровской Германии и стала устойчиво ассоциироваться именно с гитлеровским режимом и идеологией нацизма. Однако подвергать запрету древний символ на этом основании, как это делается сейчас в некоторых странах под предлогом борьбы с фашизмом, значит, пытаться перечеркнуть многотысячелетнюю историю всего человечества.

Меандр – известный ещё со времён неолита и распространённый тип ортогонального орнамента: бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии. В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл – она отражала течение человеческой Жизни.

В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта. Узоры меандрового типа встречаются и в восточных культурах. Включение в меандр сва-стики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya – «свивание» или «круг счастья».

Меандр в древнегреческой вазописи.

Меандр. Древнеримская мозаика

Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах, в мозаичных полах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях. В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается. Меандр в своих различных модификациях становится вершиной развития традиционного геометрического орнамента: в нём соединяются наиболее значимые элементы сакральной геометрии: спираль, крест, свастика, образуя зримый символический образ непрерывного течения и развития Жизни.

Мы рассмотрели наиболее архаичные и наиболее значимые структурные элементы традиционного геометрического орнамента. Каждый из них содержит в себе в максимально сконцентрированном виде важнейшую информацию космологического характера. Сокровенный философский смысл древних узоров в настоящее время, к сожалению, понятен уже далеко не всем. Но это ещё не повод считать, что наши далёкие предки украшали свои дома, одежду и утварь, не думая о том, какую роль играет то или иное изображение. Сама история традиционного орнамента, уводящая нас вглубь тысячелетий, является очевидным подтверждением уникальной сакральной значимости каждого из рассмотренных нами символов, которые на протяжении всей обозримой истории человечества передавались людьми из поколения в поколение во всех частях света отнюдь не случайно. В этих магических знаках, запечатлённых в коллективном бессознательном человечества, зашифрована не только информация об устройстве мироздания, очевидно, что их присутствие в мире человека проецирует содержащуюся в них универсальную космическую гармонию вовне, очищая и обеззараживая от любой негативной энергии окружающее пространство. Именно это благотворное воздействие традиционного орнамента, прежде всего, на человеческую психику и ценилось многими поколениями наших предков, воспринималось ими как высшая защитная и целительная магия. Поистине душа каждого народа наиболее отчётливо и ясно воплощена в его декоративно-прикладном искусстве. Мы и сейчас можем подолгу разглядывать в этнографических музеях узоры на старинных прялках и полотенцах, и их замысловатый орнамент удивляет нас своей красотой и гармонией, завораживает своим чётким ритмом. Поверхности, покрытые традиционным орнаментом – это идеальные объекты для медитации, они способны перенастраивать человеческое сознание на размышление о вечных законах организации пространства, на восприятие глубинных основ бытия, заставляют нас поверить в присутствие высшего творческого начала в мире, неотъемлемой частью которого является сам человек.

В данном исследовании мы коснулись лишь некоторых аспектов, связанных с изучением традиционного орнамента. В свете полученных результатов можно обозначить и другие направления изучения данной темы. Например, проследить, как использовались и трансформировались элементы геометрического орнамента в религиозной символике разных народов. Достаточно привести в качестве наглядного примера один из главнейших символов буддизма – Колесо Дхармы, где соединились такие символы, как круг, крест и спиралевидная трёхлучевая свастика (трикветра).

Дхармачакра.

Другим интересным направлением дальнейшего исследования темы может стать изучение традиционных систем письма, в частности, руники или славянской глаголицы, с точки зрения присутствия в начертаниях тех или иных рунических или алфавитных знаков элементов древнего орнамента. Вопрос о происхождении письменности и её несомненной связи с символикой традиционного орнамента также открывает широкий простор для исследований.Подводя итоги данной работы, следует отметить, что изучение роли орнамента в традиционной культуре позволяет сделать вывод об универсальности человеческого мышления на разных этапах развития общества и у разных народов: знаки древнего геометрического орнамента являются единым для всего человечества средством сохранения и передачи сакральной информации о мире. И это служит подтверждением наличия в глубинах коллективного бессознательного единых для всех жителей Земли символов-архетипов, нашедших воплощение в знаках традиционного орнамента.

oz-on.ru

Путешествие листика аканта - Орнамент

 Не каждому растению удаётся войти в копилку орнаментики, а вот аканту в этом плане очень даже повезло.  Растёт оно в  Азии, в Африке и на Средиземноморском побережье, всего встречается  около сорока видов разных акантовых. Название сохранилось ещё  со времён  древних греков «acantha» —по-гречески означает  шип,  у большинства видов этого растения  листья завершаются острием.  То есть акант — это попросту колючка, в какой- то мере символ преодоления трудностей: порвал штаны, исцарапался, но таки продрался сквозь куст.

ornament-akant1

 

 Наверно именно поэтому  это и послужило поводом к тому, что греческие архитекторы обратили на растение свои взоры, и положили его  в основу орнаментов капителей коринфских колонн. К тому же колючий лист хоть и почти с помойки, но красив и весьма оригинален.

Итак, скромный листик аканта начал своё большое путешествие в мир декоративно – прикладного искусства.

Акант и сказки про Каллимаха

В трудах по архитектуре Марк Витру́вий Поллио́н (лат. Marcus Vitruvius Pollio, первый век до нашей эры) — учёный и механик, поведал о девушке из Коринфа. Он написал, что она умерла,  и была похоронена своей кормилицей. Кормилица положила на могилу девушки её вещи в корзине, которую закрыла от дождя черепицей. Со временем корзина обросла листьями аканта, а из - за черепицы они загнулись по форме оконечностей волют. Проходящий мимо Каллима, художник по профессии, вдохновился новизной этого вида и оригинальной формой, и изготовил для коринфян ряд соответствующих колонн.

ornament-akant8

Вышеизложенную информацию какой-то недальновидный архитектор разместил в сети на своём сайте, в итоге бедолагу Каллимаха многократно произвели не только в скульпторы и архитекторы, но и в ювелиры, который годами якобы бродил по Греции и, только и делал, что разглядывал в лупу всевозможные  листочки.

Как там было с Каллимахом, теперь сложно сказать, но наш листик аканта поселился на коринфской капители, на которую до сих пор восхищённо взирают все любители искусства. Надо сказать, что в Греции предпочитали мягкий вид аканта, у которого были широкие и тупые листья, которые давали довольно обширную светотень.

.ornament-akant7

Акант покоряет Рим

Римляне без аканта тоже не обошлись. Причём у них было три вида аканта:

  • Оливкообразный, изображение которого было похоже одновременно на столовую ложку и на листья одноимённых деревьев. Наш акант стал пластичным, обрёл изящество формы, хоть и был слегка простоват.
  • Второй вид изгибается несколько свободнее, и напоминает реальный акант, именно этот вариант со временем эмигрировал в эпоху возрождения, где акант активно применялся во всех видах прикладного искусства.
  • Травовидный акант выглядит так, как- будто листик изрядно помяли.
  • ornament-akant9

Акант в Византии

После развала Рима аканту пришлось нелегко: его изрядно огрубили и стали передавать почти условно. Дорогие материалы декора преобладали над былым совершенством пропорций и красотой изящной прорисовки всех деталей. Зато наш листик теперь поселился не только в архитектуре и на элементах декора, но и на тканях: его использовали на орнаменте каймы полотна.

ornament-akant9

Путешествие продолжается

Во времена готики акант стал узким и колючим, ведь форма аканта пластична и динамична. Теперь наше путешествующее растение приобрело сакральное значение, и этим изрядно возвеличилось: в средневековой архитектуре и декоративно – прикладном искусстве акант отождествляли с чертополохом и с терновым венцом, который напоминал о страданиях Христа.

ornament-akant4

Правда, во времена ренессанса акант таки приобрёл свою былую форму, и наверно вздохнул облегчённо, но ненадолго, так как  в эпоху маньеризма акант так интерпретировали, что он стал почти не похож на себя. К тому же его стали украшать цветами и плодами. Кстати, листья на короне английского короля Эдуарда третьего – это тоже акант.

ornament-akant5ornament-akant4

Он был настолько популярен, что успел побывать даже в простой деревне. В Русском музее Санкт – Петербурга имеется элемент резьбы, которая украшала в 19-ом веке русскую избу, и на ней явно видны знакомые листики. Кстати, именно в Питере акант украшает стены многих зданий. В Летнем саду листья аканта скрывают «неприличные» места у скульптур. Северная Венеция вообще пришлась по вкусу нашему путешественнику.

 ornament-akant2   

То есть, наш акант всё время видоизменялся и развивался, но, однако, был верен себе. Несмотря на пышность орнаментов барокко, и ренессанса и  вьющийся вариант ампира, наш листик выжил, и попал в наше время.

Уильям Морис и Сталинский ампир

ornament-akant2

Знаменитый декоратор Уильям Моррис всю жизнь только и делал, что соединял идеал с реальностью, решив вернуть искусство к ранним чистым эпохам и красивым стилям. Естественно, про акант он на этом поприще не забыл, и наш лист красуется на всемирно известных среди любителей орнаментов  шпалерах.

После шпалер Морриса наш акантовый друг триумфально взлетел прямо на сталинскую высотку, разместившись рядом с изображением государственной советской символики и скульптур, которые олицетворяли представителей народа. Мы видим воплощение коринфской капители на безумной высоте. Кстати, погуляв по столицам постсоветского пространства, можно, воочию, увидеть аканты почти на всех зданиях эпохи сталинского ампира.

ornament-akant8

Наше время

Орнамент из аканта по - прежнему используется различными видами декоративно прикладного искусства. Наш старый путешественник  даже проник в святая святых целого поколения: на  герб Хогвартса, созданный по всем правилам геральдики. По обе стороны от щита  романтично и очень эффектно ниспадает намёт, созданный  в виде стилизованных листьев аканта.

ornament-akant1

 То есть, акант по- прежнему любим всем и по- прежнему независим. И никто не знает, куда он полетит дальше.

Ещё почитать:

ornament.rode.land


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта