Органы растения и их функции. Органы растения и их функции
Органы растений и их функции таблица
Перечислить основные органы растений их функции и значение.
Предыдущая12345678910111213141516Следующая
БИЛЕТ № 1
Цветоводство, роль и задачи.
Перечислить основные органы растений их функции и значение.
1.Цветоводство как составная часть зелёного строительства призвано сыграть важную роль в улучшении ландшафтов жилых и производственных территорий.
Цветоводство как отрасль растениеводства базируется на принципах современной биологии. Биологической основой цветоводства является познание особенностей роста и развития цветочных культур, их потребностей в факторах среды с целью разработки наиболее рациональных приёмов агротехники. Конечная задача- это изучение закономерностей формирования максимальной урожайности цветочной продукции при высоких качественных показателях и наименьших затратах. Современное цветоводство представляет собой промышленную отрасль растениеводства.
Цветоводство- одна из самых доходных отраслей сельского хозяйства.
2. Корень— вегетативный орган растения, который первый появляется при прорастании семени. Корень растет, ветвится и образует корневую систему.
Корневая система- совокупность всех корней одного растения. Она бывает 3-х типов:
1)Стержневая;
2)Мочковатая;
3)Смешанная.
Растение со стержневой системой плохо переносит пересадку. Растение выращенное рассадным методом всегда имеют мочковатую корневую систему. Место соединения корня со стеблем- корневая шейка.
Функции корня:
1)Удерживает растение в почве;
2)Впитывает воду и растворенные в ней питательные вещ- ва;
3)Может быть местом отложения питательных вещ- в;
4)Корень дышит, поглащает кислород.
Видоизменения корня:
Корнеплод— это видоизмененный корень содержащий запас питательных вещ- в (морковь, свёкла)
Корнеклубень-это подземный видоизмененный корень (георгин)
Воздушные корни, они впитывают влагу из воздуха, служат для опоры и дополнительного питания (монстера)
Корниприсоски у растений паразитов. При помощи них они прикрепляются к другим растениям и питаются за их счёт.
Клубенькиобразуются у бобовых растений, они всасывают свободный азот из воздуха и превращают в сложные соединения необходимые для питания растения.
Стебель— вегетативный орган.
Функции стебля:
1)Соединяет надземную и подземную часть растения
2)Является проводником питательных вещ- в
3)Распределительная и образовательная функция
4)Может быть органом размножения
5)Декоративная
По строению стебель бывает одревесневший, полуодревесневший, зелёный. По характеру роста стебель бывает: прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, ползущий, лазящий. Стебель с листьями и почками называется побегом.
Части побега: места соединения листа со стеблем называется узлом, расстояние между узлами называется междоузлием, угол между стеблем и листом называется пазухойлиста.
Почка— это сильно укороченный побег с зачатками листьев или цветов.
Корневище— это подземный стебель с видоизмененными листьями и почками.
Клубень— это подземный стебель содержащий большой запас питательных вещ- в.
Клубнелуковица— это подземный стебель с заметными круглыми междоузлиями.
Колючка— видоизменённый стебель, расположенный в пазухе листа.
Стебель может выполнять фун- ию листа, тогда лист уменьшается до чешуйки, если стебель выполняет фун- ию и похож на лист такое видоизменение называется филлокладия.. Если стебель выполняет фун-ию и не похож на лист то такое видоизменение называется кладодия.
Лист— вегетативный орган, он состоит из листовой пластинки, черешка и прилистника. Листья бывают простые и сложные. Черешок служит для прикрепления листа к стеблю. Если лист не имеет черешка его называют сидячим. Листорасположение: очередное, когда листья идут друг за другом, супротивное, когда листья расположены друг на против друга, мутовчатое, листья расположены пучком.
Функции листа:
Фотосинтез— образование органических вещ- в из неорганических.
Газообмен, т. е. лист одновременно поглащает и выделяет кислород и углекислый газ.
Транспирация— это испарение которое оберегает растение от перегрева.
Цветок— это сильно укороченный побег с видоизмененными листьями приспособленными для полового размножения.
Основные свойства: декоративность, образование семян и плодов.
Предыдущая12345678910111213141516Следующая
35. Дайте определение
Орган — это обособленная часть тела, состоящая из тканей и клеток и выполняющая определенные функции
36. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами
1. цветок
2. стебель
3. плод
4. лист
5. корень
37. Заполните таблицу "Органы цветкового растения"
Цветок | размножение |
Стебель | вынос листоев к свету, опора, транспорт веществ |
Плод | защита и распространение |
Лист | дыхание и фотосинтез, у некоторых: защита и опора |
Корень | укрепление растения в почве, минеральное питание, поглощение воды, запас веществ |
38. Выполните задания
1) Корневую систему с хорошо развитым главным корнем называют
стержневой
2) Нарисуйте схему этой системы
3) Корневую систему с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем называют
мочковатой
4) Нарисуйте схему этой системы
39. Напишите, у каких растений:
а) стержневая корневая система
у двудольных (горох, дуб, абрикос)
б) мочковатая корневая система
рис, пшеница, лук
40. Рассмотрите рисунок. Подпишите виды корней, обозначенные цифрами
1) Придаточные
2) Боковые
3) Главный
41. Заполните таблицу "Особенности строения корня растения"
Проведения | древесина и луб | транспорт минеральных веществ из корня в листья и органических веществ обратно |
Всасывания | клетки образуют корневые волоски | всасывание минеральных веществ |
Роста | клетки способны делиться | образование новых клеток |
Зона деления | клетки способны вытягиваться | рост корня |
Корневой чехлик | окружает зону деления | защищает зону деления от механического воздействия |
42. Рассмотрите рисунок. Назовите видоизменения корней, изображенные на рисунке. Заполните таблицу
1. корнеплод | запасание питательных веществ | редис, морковь, свекла |
2. корневый клубни | запасание питательных веществ | георгины |
3. корни-прицепки | поднимает растения со слабым стеблем | плющ |
4. дыхательные корни | снабжают кислородом подземные части растения | болотный киппарис |
5. ходульные корни | снабжают кислородом подземные части растения | баньян |
43. Рассмотрите рисунок. Подпишите части побега, ообзначенные цифрами
1. лист
2. стебель
3. узел
4. междоузлие
44. Рассмотрите рисунок. Подпиите части стебля, обозначенные цифрами
1. сердцевина
2. древесина
3. камбий
4. кора
5. пробка
45. Заполните таблицу "Строение стебля"
пробка | покровная | защита, опора |
луб | образовательная | транспорт органических веществ |
камбий | проводящая | образование новых клеток |
древесина | проводящая | транспорт минеральных веществ |
сердцевина | запасающая |
46. Дайте определение
Почка — это зачаточный побег
47. Зарисуйте листовую и цветочную почки и подпишите их части
48. Рассмотрите рисунок. Какой лист изображен на рисунке. Подпишите части листа, обозначенные цифрами
1. черешок
2. лист
49. Рассмотрите рисунок. Какими цифрами обозначены простые и сложные листья? Впишите цифры в соответствующие строки
Простые листья: 1, 2, 4, 6, 7, 8,
Сложные листья: 3, 5, 9, 10
50. Дополните предложения
В листе происходят сложные процессы дыхания, образования питательных веществ и испарения воды. У некоторых растений листья выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса — защиту, усики гороха — опору
51. Зарисуйте внутреннее строение листа и подпишите его части
52. Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка, обозначенные цифрами
1. Рыльце
2. Столбик
3. Завязь
4. Цветоножка
5. Цветолистик
6. лепесток
7. Тычиночная нить
8. Пыльник
9. Тычинка
53. Рассмотрите рисунки цветков. Найдите на них цветоножку, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки, пестики (с завязью, столбиком и рыльцем) и раскрасьте каждую часть цветка одним цветом (например, чашечки зеленым, венчики — желтым, и т.д.)
54. Зарисуйте схему строения обоеполого и раздельнополого цветков
55. Дайте определение
Соцветие — это группа мелких цветков
56. В чем заключается биологическое значение соцветий?
Соцветия необходимы растениям для привлечения насекомых. то повышает вероятность опыления насекомыми
57. Заполните таблицу "Типы соцветий"
58. Заполните схему "Классификация плодов"
Плоды | |
Сухие | Сочные |
Односемянные | Односемянные |
Примеры: ясень, одуванчик, подсолнечник | Примеры: персик, вишня, малина |
Многосемянные | Многосемянные |
Примеры: горох, арахис, дурман | Примеры: томат, крыжовник, арбуз |
59. Рассмотрите рисунок. Подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли, обозначенные цифрами
1. Почечка
2. Стебелек
Семядоли
5. Эндосперм
60. Напишите, какие растения относят к однодольным, а какие — к двудольным
Однодольные: кукуруза, пшеница, лук
Двудольные: капуста, горох, одуванчик
61. Заполните схему "Органы покрытосеменных растений"
ОРГАНЫ | ||
вегетативные | генеративные | |
корень | побег | цветок плод семя |
лист | стебель | почки |
>
Строение семени. Функции частей семени
Растения размножаются плодами и семенами. Плоды образуются в результате оплодотворения и преобразования органов цветка, включая завязь, чашечку и цветоножку, а также содержание одного и множества семян. Семя – это преобразование в результате оплодотворения семяпочки. Плодовая оболочка плотно срастается с семенной. У пленчатых культур зерновки еще покрыта цветковыми чешуями. Эндосперм зерновки представляет собой ткань с запасными пит.веществами. Зародыш расположен у основания зерновки на выпуклой стороне. Он сост. из щитка, почечки, покрытой зачаточными листьями, первичного стебля и корешка.
Семенная оболочка– поверхностные покровы защищающие внутренние органы от внешних воздействий среды. Регулируют поступление и отдачу воды, газообмен. Обладают избирательной способностью в отношении растворенных в воде веществ. Способствует распространению семян за счет выростов (шипов, крючков, волосков)
Запасные пит. в-ва– явл. источником энергии д/проростка. М.б.в виде отдельного органа эндосперм или перисперм, м.б. частью зародыша – семядоли.
Зародыш –зачаток будущего растения, носитель наследственной генетической информации. Состоит из почки, 1 или нескольких зародышевых корешков.
Запасные питательные вещества семян. Крупность и выравненность семян, и их значение.
Основную массу зерна составляют углеводы. Более 90% углеводов представлено крахмалом, и 10% углеводов – сахаров, кот. наход. в зародыше. Азотистые вещ-ва – наиболее ценная часть зерна. Преобладают белки, они не однородны, образуют клейковину, от свойств кот. зависят хлебопекарные качества зерна. Лучшая клейковина в зерне пшеницы.
Содержание жира в зерне невелико. Больше его в зерне овса и кукурузы. Содерж.жир в зародыше. Клетчатка сод. в оболочке. Наиболее высокое содержание имеют пленчатые хлеба. Также в оболочке содерж. зола, она богата фосфором и калием. Кроме этих химических соединений в зерне содер. ферменты и витамины. Ферменты –органические соединения, играющие важную роль в превращении веществ в зерне, в процессе его формирования, созревания и прорастания. Витамины — группа органических соединений, необходимых для питания человека и животных и имеющих огромное значение для поддержания на нормальном уровне процессов обмена веществ и всех важных жизненных функций организма. Хим.состав зерна хлебов меняется в зависимости от вида и сорта растений, климата, обеспеченности питания, агротехники и др.
Посев крупными тяжеловесными семенами с высокими показателями энергии прорастания и всхожести, прошедшими своевременный обогрев и протравливание, позволяет получить сильные дружные всходы, хорошо развивающиеся растения в период вегетации, равномерно формирующееся и созревающее зерно культуры. Крупные семена гороха имеют хороший запас органических и минеральных веществ, крупную почечку и в результате образуются сильные проростки, из кот.развив.растения, дающие высокий урожай.
На величине урожая сказывается и выравненность семян, мелкие фракции семян при высокой их выравненности обеспечивали получение высокого урожая – выше уровня исходных семян.
Билет 10 Посевные, сортовые и урожайность свойства семян. ГОСТы на семена.
Сортовые характеризуются типичностью. Посевные- группа признаков морфологического и биологического характера, которые влияют на мощность и восстановление проростов. Урожайные — определяют различия в урожайности культуры при равных качествах семян. ГОСТ нормирует все, от отбора до пробы. Нормируется ГОСТом: 1. чистота семян -содержание в семенном материале семян основной культуре выражено в % по массе, примеси делятся на живые примеси, мертвые примеси; 2. влажность семян –содержание влаги в % по массе в семенном материале; 3. лабораторная всхожесть семян – кол-во нормальных проросших семян выраженных в % в пробе взятой для анализа в течении установленных для каждой культуры срока; 4. жизнеспособность характеризуется содержанием в семенном материале живых семян в %; 5. заражение вредителями и болезнями; 6. масса 1000 семян –определяется в группе в воздушно сухом состоянии семени, характеризует крупность семян и используется при расчете нормы высева; 7. травмируемость содержание в основной культуры поврежденных семян в %.
Строение и функции стебля
Стебель имеет большое значение в жизни растения. Стебель — опора, связующее звено между всеми органами растения, место для запасания веществ. Для выполнения этих функций в нем хорошо развиты проводящие, механические и запасающие ткани.
Основные функции стебля
Стебель — «ось», побега. Он выполняет опорную функцию, «держит» на себе листья, почки, цветки, плоды и выносит их к свету. Кроме того, по стеблю идет передача воды и питательных веществ от одних органов к другим, то есть стебель выполняет также и транспортную функцию.
У многих трав, всех деревьев и кустарников в стебле откладываются в запас питательные вещества, которые используются для роста почек, цветков и плодов. Следовательно, стебель выполняет еще и запасающую функцию.
Внутреннее строение стебля
Снаружи стебель защищают от внешних воздействий покровные ткани. Самый верхний слой стебля — кожица. Она присутствует только у молодых ветвей. У более старых кожица сменяется другой покровной тканью — пробкой. Под пробкой находится кора. Наружный слой коры представлен зелеными клетками, содержащими хлорофилл, поэтому стебель выполняет еще и фотосинтезирующую функцию. Внутренний слой коры — луб. В стебло в состав луба входят ситовидные трубки, лубяные волокна и запасающие ткани. Лубяные волокна придают стеблю прочность и гибкость.
Следующий за корой слой клеток — камбий. Это образовательная ткань. Клетки камбия живые, в результате их деления образуются клетки луба и древесины. При этом в сторону древесины камбий откладывает клеток больше, чем в сторону коры. Древесина — самый мощный слой, залегающий под камбием.
Она, как и луб, состоит из разных клеток. В ее состав входят сосуды и волокна. Все эти образования мертвые. Единственные живые клетки древесины — запасающие.
К центру от древесины расположена сердцевина Клетки сердцевины крупные, тонкостенные. Именно они выполняют запасающую функцию.
Годичные кольца
За счет образовательной ткани, находящейся на верхушке побега, стебель растет в длину. Деление клеток камбия обеспечивает рост стебля в толщину.
У деревьев, произрастающих в условиях умеренного климата, деление клеток камбия начинается весной и заканчивается осенью. Весной образуются более крупные клетки, а к концу лета — узкие, с толстыми оболочками. В результате формируется годичное кольцо — прирост древесины за год. Каждое кольцо состоит из светлого (летнего) и темного (зимнего) слоев. По числу годичных колец на спиле ствола можно определить возраст дерева.
Основная статья: Плод
Семя — это зародышевое растение, снабженное запасом питательных веществ и защищенное семенной кожурой. Семя служит для расселения растений и переживания неблагоприятных условий.
Семена используются весной при посеве огурцов, редиса, фасоли, гороха, бобов, при выращивании рассады помидоров, перцев и баклажан.
Строение семян
Семена разных растений различаются по форме и размерам. Например, у мака, репы, капусты, петрушки, моркови семена мелкие, у фасоли, бобов, тыквы — крупные.
Состоит из зародыша, питательных веществ и семенной кожуры. Питательные вещества откладываются в эндосперме или семядолях.
Зародыш семени
Главная часть семени — зародыш. Он состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, почечки и семядолей (рис. 167). Семядоли — это первые листья зародыша. Таким образом, зародыш — это миниатюрное растение, которое имеет все органы взрослого растения — корень, стебель, листья.
Семядоля
Зародыш может иметь одну семядолю или две. В зависимости от количества семядолей растения делятся на однодольные (кукуруза, лук. овес, пшеница, рожь, тюльпан и др. ) и двудольные (горох, огурец, тыква, фасоль и др.).
Питательные вещества семени
В семенах содержится запас питательных веществ. Основными запасными питательными веществами являются крахмал, белки и жиры. Кроме того, в семенах в небольшом количестве имеются минеральные вещества, витамины и другие органические вещества. Одни растения запасают питательные вещества в эндосперме (пшеница, рожь, ячмень, мак, липа, перец сладкий, сирень и др.). У других растений питательные вещества эндосперма во время созревания семян расходуются на рост зародыша. Тогда образуются семена без эндосперма. Запасные питательные вещества в семенах таких растений откладываются в мясистых семядолях (бобы, горох, огурец, тыква, фасоль и др.). В семенах всегда есть небольшое количество воды.
Средства защиты семян
Семенная кожура
Снаружи семя покрыто семенной кожурой, которая образуется из покровов семязачатка.
Семенная кожура надежно защищает семя от высыхания, механических повреждений, перепадов температуры, проникновения бактерий и грибов. Семенная кожура часто окрашена в различные цвета (рис. 168). У семян пшеницы, ржи, ячменя и других злаков семенная кожура срастается с сухим околоплодником (см. рис. 167).
Ядовитые вещества
Средством защиты семени является не только прочная семенная кожура, но и различные вещества с резким запахом и вкусом. В семенах некоторых растений содержатся ядовитые вещества, которые также выполняют защитную функцию.
Покой семян
Покой семян — это важное приспособление, позволяющее растениям переживать неблагоприятные условия и поддерживать существование своего вида.
В период созревания семян в них происходит развитие зародыша и накапливаются запасные питательные вещества. В зрелых семенах все процессы жизнедеятельности замедлены, количество воды не превышает 10-15 % от общей массы семени. После созревания на материнском растении и до прорастания семена большинства растений находятся в покое. Благодаря состоянию покоя семена могут переживать неблагоприятные условия и долго оставаться живыми. Материал с сайта http://wiki-med.com
Жизнеспособность семян
Жизнеспособность семян – это свойство семян сохранять способность к прорастанию.
При наступлении благоприятных условий семя пробуждается и прорастает. У некоторых растений семена очень быстро теряют всхожесть — способность к прорастанию. Семена клена серебристого, дуба, бука, каштана конского, тополя, ивы, вяза остаются жизнеспособными от нескольких дней до нескольких месяцев. Семена пастернака, сельдерея сохраняют жизнеспособность 1-2 года, фасоли, кукурузы — 5-7 лет, огурцов, патиссонов — 6-7 лет. Жизнеспособность семян зависит от биологических особенностей вида растений, а также от условий хранения. При неправильном хранении (высокие температура и влажность) семена быстро теряют всхожесть.
Рекорд долголетия установлен семенами арктического люпина, покрытыми толстой, почти непроницаемой кожурой. Семена этого растения были найдены на плато Юкон в толще промерзшего ила реки Миллер-Крик (Канада). В норах, вырытых леммингами, они пролежали около 10 тыс. лет. Посеянные семена через двое суток проросли, и одно из них дало цветущее растение.
Прорастание семян
см. Прорастание семян
На этой странице материал по темам:
-
какое количество запасных питательных веществ содержится в семени
-
кукуруза сколько семядолей
-
семя его строение и значение
-
часть семени в которой находится запас питательных веществ для зародыша
-
какие питательные вещества имеются в семени?
Вопросы к этой статье:
-
Как семена появляются на растении?
-
Из какой части семязачатка образуется семенная кожура?
-
При каких условиях семена дольше сохраняют всхожесть?
-
Сравните семена гороха и кукурузы, найдите черты сходства и различия.
-
Надпись на пакете с семенами гласит, что семена жизнеспособны на 95 %. Если посадить 30 семян, сколько из них прорастет?
Материал с сайта http://Wiki-Med.com
magictemple.ru
Органы растения, их функции и взаимосвязь
Ткани формируют органы высших растений. Растения очень разнообразны: от маленькой ряски, плавающий на воде, различных травянистых растений (пшеница, клевер, лютик, папоротник-орляк), кустарников (малина, шиповник, боярышник, сирень) до высоких деревьев (сос-на, береза, клен, дуб, тополь). Растения имеют разные жизненные формы, которые обеспечивают приспособление к условиям существования. И все они состоят из одинаковых органов: имеют корни и побеги и органы, благодаря которым происходит их половое и неполовое размножения.
Половое размножение происходит с участием гамет - половых клеток: мужские (сперматозоиды или спермин) и женских (яйцеклетки). Неполовое размножение осуществляется при помощи одной клетки - споры, из которой вырастает новый организм. Все органы делятся на вегетативные и генеративные.
Вегетативные органы состоят из корней и побегов и выполняют функцию роста, питания, обмена веществ. Вегетативные органы не участвуют в половом размножении и все же могут размножаться так называемым вегетативным способом (например, с помощью корневищ, клубней, луковиц, усов и др.). При таком способе новый организм вырастает из многоклеточной части материнской особи.Основными функциями корня является всасывание растворов минеральных веществ, их проведение в надземных частей и закрепления растений в почве. Листок (боковая часть побега) осуществляет фотосинтез, газообмен и испарение воды. Стебель (осевая часть побега) обеспечивает связь между всеми частями растения, увеличивает поверхность надземной части, образует и определенным образом располагает листья и цветки. Кроме основных, вегетативные органы выполняют дополнительные функции.
Генеративные органы обеспечивают половое размножение. Генеративные органы покрытосеменных растений - цветки, за счет которых формируются плоды с семенами. Половое размножение цветковых растений происходит в период цветения (т.е. когда цветки раскрываются). По форме, размеру, цвету и особенностями строения цветка очень разнообразны. Однако основные моменты в строении и развитии цветка у всех растений одинаковы. Цветки имеют тычинки, пестики и околоцветник, которая их окружает. Основной функцией тычинок является формирование пыльцевых зерен, в которых находятся мужские половые клетки. В пестик расположены семенные зачатки, у них находятся женские половые клетки. С семенного зачатка после оплодотворения возникает семя, внутри которой под кожицей есть зародыш и эндосперм. Окруженная семя околоплодника, образующийся из стенок завязи. Вместе семя и оплодень составляют плод. После периода покоя с семени при благоприятных условиях развивается молодое растение. Генеративные органы многих других растений (например, мхов, хвощей, папоротников), имеют иное строение.
Вегетативные органы цветковых растений. Вегетативными органами у растений есть те, которые служат для поддержания индивидуальной жизни. У цветковых растений это корни и побег (который состоит из стебля, почек, листьев).
Корень - это осевой, радиально симметричный подземный орган растения. Основные функции корня - это закрепление растений в почве и обеспечение их растворами минеральных веществ (грунтовое питание). Движение растворов по растениям в восходящем направлении обеспечивается активным нагнетанием растворов в сосуды живыми клетками корня (так называемым корневым давлением). Возник корень растений как приспособление к жизни на суше. В высших споровых растений корни только дополнительные (возникают на любой части растения, кроме корня) у голосеменных развитый главный корень (возникает из семени и всегда один). Боковые корни ответвляются от главного и дополнительных корней. У покрытосеменных могут быть все три типа корней. Совокупность корней растения образует корневую систему. По форме она может быть стержневой и мочковатая. В стержневой системы хорошо развитый главный корень, который отличается от других корней (у одуванчика, яблони, лопуха). Если главный корень отсутствует или слабо развит и малозаметный среди дополнительных корней, то такую корневую систему называют мочковатая (в пшенице, ржи, кукурузы, подорожника).
Корень, кроме основных функций, может выполнять дополнительные: накапливает в клетках запасные вещества, синтезирует жизненно важные для растения соединения (аминокислоты, гормоны, витамины и др.)., Вовлекает в грунт у многолетних растений основания побегов. Корень может выполнять дополнительные функции, приобретая определенные новые черты строения, называется видоизменения корня.
Корнеплод - сложное образование: в главном корне и основе побега откладываются запасные питательные вещества, он утолщается (морковь, свекла, петрушка, редька). Корневые клубни образуются при откладывании запасных питательных веществ в дополнительных боковых корнях, которые приобретают клубневидные формы (георгин, батат, Пшинка весенняя).
Корни-присоски присущи растениям-паразитам (повилика) и полупаразитами (омела, колокольчик). Такие корни проникают в толщу стеблей других видов и потребляют их соки. Паразитизм - явление, когда организм одного вида поселяется внутри или на поверхности организма другого вида (хозяина) и питается его веществами.
Дыхательные корни встречаются у некоторых растений болот для обеспечения дыхания подземной части растения. Это боковые корни, которые растут вверх и поднимаются над поверхностью почвы (или воды). Опорные корни - придаточные корни, которые образуются на стебле: свисающие корни фикуса бенгальского; ходульные корни для дополнительной опоры у кукурузы; доскоподобно корни фикуса каучуконосного; корни-придирки вдоль стебля вьющихся растений (у плюща).
vidminnyk.com
Органы растения и их функции
Класс : 1
Учитель: Кайсаримова Р.М.
Тема урока: «Органы растения и их функции».
Цели урока: Сформировать представление о строении растений, выяснить значимость каждой части растения;
обобщить и систематизировать знания учащихся о растении как живом организме; о разнообразии растений;
развивать коммуникативную и информационную компетентность, умение выделять существенные признаки; устанавливать причинно- следственные связи, умение обобщать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы: частично- поисковый, практический, творческий
Формы: коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование: презентация, иллюстрации растений, тестовые задания, учащиеся сидят в группах.
Ход урока.
1. Мотивационно - целевой этап.
- Прозвенел звонок, начинается урок.
- Здравствуйте ребята. Садитесь.
- Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу хорошей работы.
- А сейчас давайте разгадаем кроссворд и прочтем ключевое слово.
Кроссворд «Растения» (слайд1)
1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)
2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)
3. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
4. Последняя улыбка осени.
Звезда на клумбе (Астра.)
5. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой. (Береза.)
6. Ветка в грозди разодета
Фиалкового цвета.
Это в летний жаркий день,
Расцвела в саду …….. (сирень.)
7. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)
8. Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина.)
- Что такое растение?
Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.
- Почему растения считаются живыми организмами? Перечислите признаки ?(cлайд2)
Растение
- Что нужно растению для роста и развития?(слайд 3)
- На какие группы делятся растения? ( слайд4)
Растения
- Молодцы.
Ученица читает стихотворение.
“ Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Помогите разобраться нам”.
- Почему вянут растения? Объясните?
- Назовите тему нашего урока.
2. Операционный этап.
Каждой группе раздается задание.
- При подготовке каждой группе можно пользоваться учебником.
1 группа. Внимательно рассмотрите рисунки растений. Соедините их одинаковые части. Вспомните, как они называются. Приготовьте выступление на тему “ Части растений”
2 группа. Рассмотрите растение на карточке. Прикрепите надписи с названиями частей растений на свои места. Приготовьте выступление на тему “Зачем нужны растениям эти части “
3 группа. Рассмотрите отдельные части растений. Назовите их. Сложите в такой последовательности, чтобы получилось целое растение. Приготовьте ответ на вопрос “ Что общего у разных растений? ”
Физминутка
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревце все выше, выше.
- А сейчас каждая группа представит свое выступление.
Выступление групп.
Формативное оценивание групп « Цветик –семицветик»
Отлично – большой цветок
Хорошо- средний
Не очень - маленький
Модельный ответ №1
Модельный ответ №2
Модельный ответ №3
- Из каких частей состоит растение?
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: все растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод.
- Какое значение в жизни человека имеют растения?
- Молодцы.
3. Контрольно – оценочный этап.
- А сейчас мы проверим, как вы поняли новый материал.
- У каждого на столе лежит тест с заданиями.
- Выполните тест.
1. Какая часть укрепляет растение.
а) стебель б) *корень в) лист
2. Что образуется на месте цветка.
а) * плод б) стебель в) лист
3.Какая часть отвечает за дыхание растения.
а) стебель б) корень в) *лист
4. Что находится внутри плода..
а) цветок б) *семена в) лист
5. Чем отличается дерево от кустарника.
а) * у него один ствол б) стебель в) много стволов
Проверка теста.
Формативное оценивание.
- Выставьте себе оценки по пятибалльной шкале.
4. Д/З: нарисуйте дайте характеристику растению.
5. Рефлексия.
- Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?
- Пригодятся ли эти знания вам в жизни?
- Пополнили ли вы свой багаж знаний?
- Получили удовольствие от урока?
-Урок окончен.
infourok.ru
Органы растений и их функции
Органы растений делят на вегетативные и генеративные. К вегетативных органов относят корень, стебель, лист и почку, в генеративных - цветок. Цветок является генеративных органом покрытосеменных растений, в споровых это спорангий, у голосеменных - шишка.
Побег является основным надземным органом высших растений. Он состоит из осевой части - стебли и расположенных на нем листьев и почек.
Листья являются основными боковыми вегетативными органами, расположенными на стебле в определенном порядке. Участок стебля, от которого отходит один или несколько листьев, называется узлом, участок стебля между двумя соседними узлами - междоузлиями. Почка представляет собой зачаточный побег. Различают вегетативные, генеративные и вегетативно-генеративные почки. Вегетативные почки состоят из зачаточного стебля и зачаточных листьев, из них вырастает стебель с листьями и почками. Генеративные почки имеют зачаток соцветия без зеленых ассимилирующих листьев или одиночную цветок - бутон. Вегетативно-генеративные почки содержат зачатки соцветия (цветки) и листьев.
Почки расположены на стебле в определенной последовательности и обеспечивают длительное нарастание и ветвление побега. Нарастание побега обеспечивается верхушечными почками, расположенными на верхушке побега. Ветвление или образования соцветий происходит за счет пазушных почек, расположенных над узлами в пазухах листьев. Внешние листья почек образуют чешуйки предотвращают высыхание и механическому воздействию. Почки, защищены чешуйками, называются закрытыми, незащищенные - открытыми. Внутри почки расположена образующая ткань - апикальная меристема, активный деление клеток которой обеспечивает формирование органов и тканей побега.
Дополнительные почки - почки, образуются на взрослых частях побега (стебле, листе, дополнительных корнях) из внутренних тканей без определенной последовательности расположения.
Преобразование почки на побег начинается с разрастания зачаточных листьев и удлинение междоузлий. На месте внешних чешуек на поверхности побега часто остаются рубцы - почечные кольца, обозначающие границы годичных приростов. В случае интенсивного роста междоузлий образуется удлиненный побег, в случае заторможенного - укороченный. Укороченные побеги трав называют розеточными. По мере роста побега почка на его верхушке продолжает образовывать новые зачаточные листья, в пазухах которых закладываются новые зачаточные почки. В случае повреждения или уничтожения верхушечной почки рост побега в длину прекращается (он может только немного продолжаться за счет растяжения междоузлий).
В умеренной зоне рост растений имеет периодический сезонный характер. Время, характеризуется благоприятным для роста побега климатом, называется вегетационным периодом. Побеги, выросшие из почки за один вегетационный период, называют летними побегами или годичными приростами.
Стебель выполняет опорную функцию и осуществляет взаимосвязь различных частей растения.
Основные типы стеблей - прямостоячие, вьющиеся, ползучие, цепкие и розеточные.
По степени ветвления стебля растения условно делятся на разветвленные, слабо разветвленные и очень разветвленные. Отсутствие или малое количество боковых ветвей характерна для древних форм папоротников и голосеменных, распространенных в тропической, реже субтропической, зонах. Среди цветочных к таким растениям относятся большинство пальм, драцены, юкки, агавы, алоэ, много кактусов. Крона таких растений формируется не боковыми побегами, а крупными листьями. Важной характеристикой, описывающей нарастания побегов, является система роста. При моноподиаль-ной системы рост растения в высоту происходит за счет верхушечной почки, расположенной на верхушке главного побега - побега первого порядка, и является результатом деятельности одной и той же Мерис-ми, самооновлюеться. Боковые побеги из пазушных почек, появляются на оси первого порядка, называются побегами второго порядка, на побегах второго порядка, - побегами третьего порядка и т. д. Побеги второго, третьего и последующих порядков также нарастают моноподиальным верхушечной почкой. У голосеменных, за редким исключением, моноподиальным нарастания сохраняется на протяжении всей жизни. Лиственные деревья с возрастом часто теряют моноподиальнисть. Моноподиальнисть более присуща травам, чем деревьям и кустам.
У деревьев и кустарников чаще наблюдается симпо-диальным система роста. Первые несколько лет рост растения происходит моноподиальным - за счет верхушечной почки оси первого порядка. Затем верхушечная почка отмирает, и формирования главного вертикального ствола продолжается за счет ближайшего боковой почки. Происходит перевершинення: один из боковых побегов начинает расти быстрее других, становясь побегом замещения, который принимает направление роста главного побега и становится его продолжением. Дальнейшее перевершинення происходит ежегодно, так что ствол таких растений является не моноподием, а симподия - составной осью.
Внутреннее строение стебля
Стебель древесных растений умеренных широт имеет такое строение: центральная часть стебля занята древесиной, дальше идет тонкий слой образующей ткани - камбий, снаружи располагается кора.
Основная масса древесины - это отмершие клетки: сосуды и трахеиды, выполняющих ведущую функцию, и различные виды склеренхимних (механических) клеток. Также в состав древесины входят парен-химни клетки, их особенно много в центральной части, где они образуют сердцевину. Соотношение клеток определяет физико-механические и химические свойства древесины.
Камбий является тонкой прослойкой боковой (латеральной) меристемы, в результате разделения и дифференциации клеток которой происходит нарастание стебля в толщину. В умеренной зоне деятельности камбия зависит от сезонных изменений климата. Свою работу камбий осуществляет в течение вегетативного периода, а зимой его деятельность прекращается. Годовые кольца на срезе ствола показывают прирост за каждый вегетативный период. Толщина прироста зависит от условий среды того или иного года.
estnauki.ru