Характеристика культурных растений 3 класс. Презентация по окружающему миру на тему: "Дикорастущие и культурные растения" (3 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока окружающего мира 3 класс культурные и дикорастущие растения по ФГОС. Характеристика культурных растений 3 класс


"Культурные растения в жизни человека". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: продолжить знакомство с культурными растениями и значением культурных растений в жизни человека.

Задачи: оценивать воздействие человека на природу, развивать познавательную активность, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

Орг. момент.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. На уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.

- Повернитесь ко мне.

Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем. И мир большой познаем!

Сообщение темы урока.

- Сегодня урок будет проходить в форме игры "Что? Где? Когда?". Кто-нибудь видел эту игру по телевизору? Расскажите о ней.

(Ответ детей: В этой игре вокруг стола сидит команда знатоков из 6 человек. В центре стола находится волчок. Волчок вращается. Когда он останавливается, то стрелка показывает на конверт с номером, в котором находится вопрос, на него должны ответить знатоки.)

- Наши конверты с вопросами находятся у доски, номера указаны. Брать конверты будем по порядку. Вопросы Вам задают Ваши родители.

- У нас на уроке необычный гость. Что это за гость, узнаете, когда отгадаете загадку.

Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло. (Сова.)

- О ком говорится в загадке?

- Что вы можете рассказать об этой птице?

(Ответ: В течение многих тысяч лет сова была для людей существом, которому они придавали особое значение. В-основном, из-за ни на что не похожих криков, которые те издают. Кажется, что сова скрывает вековую тайну, недаром в сказках сову называют мудрой.)

- Поэтому сова - символ передачи "Что? Где? Когда?"

- А ещё сова приносит пользу, потому что истребляет крыс, насекомых и прочих вредителей. Грызуны (полевые мыши) - это беда для сельского хозяйства. Одна полёвка съедает в среднем в год килограмм зерна. Одна сова за год уничтожает примерно тысячу мелких грызунов. Получается, что сова сохраняет в год тонну хлеба. Вот такие они, "пернатые кошки"!

- Тема нашей игры - "Культурные растения в жизни человека". Ну что ж, начнём.

Работа по теме урока.

- :(Саша), возьми конверт, достань вопрос и прочитай его.

Задание № 1

Уважаемые знатоки 3-1 класса!

Объясните, от каких двух слов образовалось слово земледелие.

Когда и почему оно возникло?

Кого называют земледельцем?

Желаем вам успехов!

Подсказка: откройте учебник, стр. 74

(Ответы детей.)

- Внимание - ответ!

На слайде:

(Земледелие - обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Полеводство, луговодство, садоводство, огородничество - отдельные отрасли земледелия. (Словарь Ушакова)

Земледелец - крестьянин, сельскохозяйственный рабочий, занимающийся земледелием.

(Словарь Ушакова)

Учитель добавляет: Земледелие возникло около 10 тысяч лет назад. Первобытный человек собирал дикорастущие растения - семена, плоды, корешки. Наблюдая за природой, люди замечали, как развиваются растения, и поняли, что могут их выращивать сами. Позднее он стал выращивать их рядом со своим жилищем. Человек заметил, что если рыхлить землю около растений, уничтожать сорняки, поливать растения, они лучше растут, а их плоды, семена и корнеплоды становятся более крупными и вкусными.)

:(Маша), возьми следующий конверт, достань вопрос и прочитай его.

Задание № 2

Уважаемые знатоки! Отгадайте загадки о культурных растениях. Какое значение эти растения имеют в жизни человека? Желаем вам успехов!

Из земли вырастаю, Весь мир одеваю. (Лён)

(Ответ детей: Из льна получается пряжа и ткань, из которой люди изготовляют одежду.)

(Во время ответов детей слайды с изображением льна.)

На экране:

(Учитель добавляет: Лён, возможно, первое прядильное растение, ставшее известным человеку. Древние египтяне запелёнывали мумии узкими полосками льняной ткани за 3 тыс. лет до н.э. Одежду фараонов и высших жрецов шили из тончайших, "как дыхание ребёнка", льняных тканей, сквозь пять слоёв которых просвечивало тело.

Изделия из льна лучше впитывают влагу и быстрее сохнут. В жаркую погоду изделия из льна "холодят", в прохладную - греют. Льняное волокно в 2 раза крепче хлопкового. Срок службы льняных изделий может достичь 50 лет. Это самая "дышащая" ткань, особенно если не прикасаться к ней утюгом.

Неочищенное волокно - это пакля, годная, например, для того, чтобы конопатить щели.

Содержащийся в льняном волокне кремнезём делает его устойчивым к гниению.

Лён ещё и масличное растение.

Ещё из льна можно получить масло, спирт, воск, клей, лучшие сорта олифы, лаки.

Годится льняное масло и в пищу.

Льняное семя находит применение и в медицине.

В поле росла, Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла. (Пшеница)

(Ответы детей:

Пшеница - важнейшее хлебное и лекарственное растение. Основная зерновая культура.   Пшеницу выращивали все древние цивилизации.

В старину на Руси зерно пшеницы являлось символом богатства и благополучия, потому, что пшеница - очень капризное растение. Она плохо переносит засуху и морозы. Поэтому получать хорошие урожаи пшеницы в старину удавалось далеко не каждому.

В составе пшеницы содержится крахмал, углеводы, белки, растительные жиры, витамины (В1, В2, В6, С, Е и РР) и минералы (калий, кальций, магний, фосфор и др.).

(Во время ответов детей слайды с изображением пшеницы.)

- Значение пшеницы в жизни человека?

(Ответы детей: Мука из зёрен пшеницы идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Из дроблёной пшеницы получают крупы для каш. Пшеница используется как кормовая культура.)

- А сейчас - чёрный ящик!

Чёрный ящик.

Учитель читает задание:

В чёрном ящике - однолетняя овощная культура. Выращивают её на всех континентах. Родина её - Индия и Китай.

Это растение со стелющимся стеблем, похожим на лиану, при наличии опоры вьётся, цепляясь за неё усиками. Цветки жёлтые. Плоды имеют различную форму (от круглой до продолговатой) и размеры (от пяти до ста сантиметров), приятный вкус и тонкий аромат. В них много воды. Назовите овощ. (Ответы детей.)

(Открывается чёрный ящик, там - огурцы.)

- Какое значение в жизни человека имеет огурец? (Ответ детей: Человек употребляет огурец в пищу. Они полезны для нашего здоровья.)

(Учитель добавляет: Огурцы на 96% состоят из воды и малопитательны, но помогают пищеварению. Они возбуждают аппетит. Огурцы - источник таких соединений йода, которые легко усваиваются организмом человека. Огурцы называют санитаром нашего организма за способность нейтрализовать кислые соединения.

Интересно!! В городе Луховицы (Московская обл.) установлен памятник "Огурцу-кормильцу" с подписью "Огурцу-кормильцу от благодарных луховичан")

:(Катя), возьми следующий конверт, достань вопрос и прочитай его.

Задание № 3

Уважаемые знатоки!

Родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны. История их переселения связана с интересными историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями.

Назовите эти растения, откуда они родом? Желаем успехов!

Подсказка: откройте тетрадь, первая колонка - стр. 33 № 61; вторая колонка - стр. 34 № 62 -, третья колонка - стр. 35 № 62 .

(Ответы детей.)

(На экране - проверка.)

- Уважаемые знатоки! Вы так хорошо отвечали на вопросы, что я хочу спросить: какой выдающийся учёный-ботаник изучал культурные растения всего мира? Что вы о нём знаете?

(На экране - правильный ответ. Показ портрета Н.И. Вавилова)

(Сообщение учителя:

Изучал культурные растения всего мира выдающийся учёный-ботаник Николай Иванович Вавилов. Он много путешествовал и со всех концов света отправлял на родину посылки с семенами и плодами.

Эта коллекция хранится в нашем городе во Всероссийском научно-исследовательском институте растениеводства им. Н.И. Вавилова.

Во время блокады сотрудники института хранили семенной фонд культурных растений. 28 сотрудников института умерли от голода, но из нескольких тонн уникальных зерновых культур не было тронуто ни одного зернышка, ни одного картофельного клубня.

Этой крупнейшей в мире коллекцией и сейчас гордятся учёные нашей страны.)

- Смотрите, а что это? (Скрипичный ключ.) Что он означает, как вы думаете?

- Правильно, музыкальная пауза. Значит, мы сейчас с вами отдохнём.

ФИЗМИНУТКА (проводит ученик)

Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к солнцу.(Встают на одну ногу, тянут руки вверх.)Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже.(Дети встают на другую ногу, тянут руки вверх.)Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот.(Вращение прямых рук вперёд и назад.)Руки в спину упираем, Поясницу прогибаем. А теперь давай, дружок, Посмотри на потолок.

(Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно, И пора за парты сесть нам.

(Садятся за парты.)

:(Гоша), возьми следующий конверт, достань вопрос и прочитай его.

Задание № 4 - задание-сюрприз.

Уважаемые знатоки! Посмотрите презентацию, потом - выполните задание.

(Далее презентация о подсолнечнике (со словами):

- Подсолнух приехал к нам из Северной Америки, где его ласково называют sunflower - солнечный цветок. А знаете почему? Правильно, потому что голова подсолнуха всегда поворачивается вслед за солнцем.

- В народе это растение называют просто - подсолнух, но правильное название - подсолнечник. Это однолетнее растение с толстым высоким стеблем, плод-цветок достигает в ширину 30 см, жёлто-оранжевого цвета.

- Еще в старину поджаренные семечки использовались как народное лакомство. Если почистить семечки от шелухи, мы обнаружим белые маленькие зернышки, которые любят щелкать и взрослые и дети.

- В семенах подсолнечника содержится много витаминов PP и E, а также полиненасыщенные жирные кислоты.

- Из семечек делают подсолнечное масло. Специальная машина сдавливает семена подсолнечника, под сильным прессом из семечек выдавливают масло. Подсолнечное масло используется для жарки мяса, картошки, яичницы, а так же добавляется в овощной салат.

- Подсолнечное масло также используется в лакокрасочной и мыловаренной промышленности.

- А это маргарин.

Его получают из подсолнечного масла. Маргарин мама часто использует при выпечке тортов.

- Из семечек подсолнуха делают сладкую халву.

- То, что остается от семечек после выдавливания масла добавляют в корма животным. Этот продукт называют жмых.

- Подсолнечник - это ещё и медоносное растение. Пчёлы собирают пыльцу с жёлтого цветка, из которой потом получается подсолнечный мёд.

Задание

Уважаемые знатоки! Решите математическую цепочку и узнайте, из какой страны Пётр I завёз в Россию семена подсолнечника.

63:7+56:8+6=

(19) Из Германии

(7) Из Дании

(22) Из Голландии

(Из Голландии)

Рисование подсолнечника с учителем ИЗО.

Итог урока.

- Нашей мудрой сове очень понравилось, как вы работали. Она просит вас продолжить предложения: Я узнал:.

Я смог:

Мне понравилось: (На экране)

- Мудрая сова благодарит Вас за урок. Она очень рада, что побывала на таком необычном уроке.

- Понравилась ли вам такая форма проведения урока?

- Спасибо!

6. Домашнее задание.

- Задание для всех: с. 74-75, читать

Задание по выбору:

1) приготовить слайд с рассказом о растении в книгу здоровья

2) сочинить о растении стихотворение или сказку

3) создать страничку для книги рецептов

7. Орг. окончание урока.

(Если останется время:

- Ребята, вы так хорошо работали на уроке, что мы тоже хотим сделать вам приятное - показать мультфильм "Тигрёнок на подсолнухе")

- Встаньте, ребята. Спасибо. Урок окончен.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Растения культурные и дикорастущие Окружающий мир 3 класс

Растения культурные и дикорастущие. Окружающий мир 3 класс Панова Оксана Владимировна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 4» г. Великого Новгорода

Назови одним словом Растения

Какое значение для человека имеют растения? Дают полезные вещи Кормят человека Лечат человека Одевают человека

На какие группы можно Цель: узнать, на какие ещё 2 группы можно разделить растения. Разделить все растения? Деревья Кустарники Травы

Сравни растения Общее Деревья Приносят пользу Хвойное Растёт в лесу Различие Лиственное Растёт в саду Ухаживает человек

Сравни растения Общее Кустарники Приносят пользу Различие Растение леса Растение сада Ухаживает человек

Сравни растения Общее Травянистые растения Приносят пользу Различие Растёт повсюду Растёт в огороде Сажает человек

На какие же ещё 2 группы можно разделить все растения? Культурные Растения, которые выращивает человек специально. Дикорастущие Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе.

Работа в парах. Проверка 1. Рассмотрите рисунки на стр. 82 учебника. 2. Назовите другу изображённые растения. 3. Какие из них культурные, а какие дикорастущие?

Все культурные пару растения тоже Найди можно разделить на группы.

Плодовые культуры Плодовые растения растут в садах. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды.

Овощные культуры растут на полях и в огороде.

Зерновые культуры растут на полях. Из зёрен пшеницы, ячменя, ржи, овса делают муку и крупу. Рис Овёс Ячмень

Прядильные культуры Хлопок Лён Прядильные растения очень ценные. Они дают прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, бязь, сатин, трикотаж, постельное бельё и вафельные полотенца.

Декоративные растения Пионы, нарциссы, гладиолусы, тюльпаны – это цветы. Их выращивают на клумбах для красоты.

4 2 1 д е к о 5 п л о д о 6 п р я д и л ь 7 к у с т а р н 8 к у л ь Растения, которые чеу человек Эти растениякоторых Растения, из которых Такие растения, как Лук, чеснок, капуста, Яблоня, груша, слива – Растения, которые– человек употребляет Помидор, огурец выращивает на полях, ловек выращивает на получают волокна, крыжовник, смородина, Этовфруктово-ягодные выращивает человек, картофель – …. …. пищуцветниках, плоды, этоназывают это …. . растения. аклумбах, употребляет в пищу называют …. малина - …. …. . называют - … называют растения. …. семена(зёрна). называют хлопок. Это лён, 9 д 3 т р а в я н и с т ы е о з а т и в н ые о р ые щ н н о ые ы в ы к и е е у р н ые р е в ь я Ответ

Уч. с. 82 -83 прочитать, ответить на вопросы. Р. т. с. 34 -36. Подготовить материал о любом растении.

present5.com

Растениеводство. Сравнение и описание культурных растений



1. С помощью учебника сформулируй и запиши определение.

Растениеводство – это выращивание культурных растений.

2. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря растениеводству.

Из растений делают продукты питания, ткани для изготовления одежды.

3. Практическая работа «Учимся сравнивать и описывать культурные растения».

Цель работы: научиться сравнивать культурные растения и описывать их по плану.

Оборудование: образцы культурных растений, выданные учителем.

Ход работы (по заданиям учебника).

Запишите названия рассмотренных вами культурных растений:

Пшеница, рожь, лён, клевер, свёкла

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута.

4. С помощью учебника впиши в таблицу на с. 33 примеры растений каждой группы.

Разнообразие культурных растений

Вспомни, какие еще группы культурных растений ты знаешь. Напиши, используя рисунки, как подсказки.

1. Овощи

2. Фрукты

3. Цветы

5. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты культурные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Попроси соседа по парте проверить твою работу. После проверки наклей рисунки.

6. Здесь запиши продукты растениеводства, которые ты употребляешь в пищу в течение одного дня. Укажи дату исследования.

Я употребляю в пищу такие продукты растениеводства, как картофель, подсолнечное масло, огурцы, помидоры, чай, капуста, свекла, морковь, укроп, рис.

7. Выясни, какие книги о культурных растениях есть в библиотеке. С помощью одной из них подбери интересные факты по теме урока и подготовь сообщение. Сделай записи в тетради.

Книги о культурных растениях: Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. Лаврова С.А. Занимательная ботаника для малышей.

Тема сообщения: Огород на подоконнике

План сообщения:

1. Какие огородные растения можно вырастить на подоконнике.

2. Как организовать "огород”

3. Как ухаживать за растениями, чтобы получить урожай.

Источник информации: Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями.

resheba.com

Презентация для начальных классов по теме "Культурные растения"

 Многообразие культурных растений

Многообразие культурных растений

 Растения , которые человек сам высаживает , ухаживает за всходами , собирает урожай , использует в пищу называют культурными.

Растения , которые человек сам

высаживает , ухаживает за всходами ,

собирает урожай , использует в пищу

называют культурными.

Культурные растения плодовые овощные зерновые прядильные декоративные

Культурные растения

плодовые овощные

зерновые прядильные

декоративные

Плодовые Это растения , которые выращивают в садах. яблоня груша 3

Плодовые

Это растения , которые выращивают в

садах.

яблоня груша

3

 малина вишня

малина вишня

персик слива

персик слива

 красна чёрная смородина

красна чёрная

смородина

крыжовник облепиха

крыжовник облепиха

Овощные Это растения , которые человек выращивает в огороде или на полях. капуста помидор

Овощные

Это растения , которые человек

выращивает в огороде или на полях.

капуста помидор

 перец огурец

перец огурец

картофель свёкла

картофель свёкла

 репа редис

репа редис

цветная капуста кольраби

цветная капуста кольраби

 горох морковь

горох морковь

Декоративные Это растения , которые выращивают на клумбах и цветниках для красоты. Он на стражника похожий , Словно клумбу стал стеречь, Очень яркий и весёлый, По латыни значит «меч». гладиолус

Декоративные

Это растения , которые выращивают на

клумбах и цветниках для красоты.

Он на стражника похожий ,

Словно клумбу стал стеречь,

Очень яркий и весёлый,

По латыни значит «меч».

гладиолус

Меня называют царицей цветов За цвет и за запах своих лепестков, Хоть куст мой зелёный вас ранить готов, Но кто ж не простит мне колючих шипов. роза

Меня называют царицей цветов

За цвет и за запах своих лепестков,

Хоть куст мой зелёный вас ранить готов,

Но кто ж не простит мне колючих шипов.

роза

Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение И превращаюсь я в конфету. ирис

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфету.

ирис

Солнце жжёт мою макушку, Хочет сделать погремушку. мак

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

мак

Все знакомы с нами: Яркими, как пламя. Мы – однофамильцы С мелкими гвоздями. гвоздика

Все знакомы с нами:

Яркими, как пламя.

Мы – однофамильцы

С мелкими гвоздями.

гвоздика

Прядильные Это растения, из которых получают волокна. На кустах белеют чашки, В них и нитки и рубашки. хлопок

Прядильные

Это растения, из которых получают

волокна.

На кустах белеют чашки,

В них и нитки и рубашки.

хлопок

Из чего мальчишке Сделаны штанишки? Из чего девчонке Сшиты распашонки? Кто внимателен, умён, Сразу скажет это - … лён

Из чего мальчишке

Сделаны штанишки?

Из чего девчонке

Сшиты распашонки?

Кто внимателен, умён,

Сразу скажет это - …

лён

Зерновые Это растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зёрна). Их также называют хлебными растениями или злаками. К злакам относятся пшеница и рожь, ячмень и просо, овёс, рис и кукуруза.

Зерновые

Это растения, которые человек

выращивает на полях, а в пищу

употребляет семена (зёрна). Их также

называют хлебными растениями или

злаками. К злакам относятся пшеница

и рожь, ячмень и просо, овёс, рис и

кукуруза.

 Зёрна пшеницы перерабатывают в муку, из которой выпекают белый хлеб.

Зёрна пшеницы перерабатывают в муку, из которой выпекают белый хлеб.

 Из пшеницы делают пшеничную муку, манную крупу, добывают крахмал.

Из пшеницы делают пшеничную муку,

манную крупу, добывают крахмал.

Чёрный хлебушек хорош Нам подарит его … рожь

Чёрный хлебушек хорош

Нам подарит его …

рожь

 Из зерна ржи получают муку, из которой выпека- ют чёрный хлеб. Такой хлеб очень питательный. В Англии чёрный хлеб очень дорогой, он считается хлебом для богатых. Кроме муки, из ржи получаются отруби, солома и мякина, которыми кормят до- машних животных.

Из зерна ржи получают

муку, из которой выпека-

ют чёрный хлеб. Такой

хлеб очень питательный.

В Англии чёрный хлеб очень дорогой,

он считается хлебом для богатых.

Кроме муки, из ржи получаются отруби,

солома и мякина, которыми кормят до-

машних животных.

У различных хлебных злаков Вид и вкус неодинаков. Не пшеница я, не просо, Не гречиха и не рожь, Молодцом ты будешь просто, Коль меня ты назовёшь. Но не ясно ли как день, Что меня зовут … ячмень

У различных хлебных злаков

Вид и вкус неодинаков.

Не пшеница я, не просо,

Не гречиха и не рожь,

Молодцом ты будешь просто,

Коль меня ты назовёшь.

Но не ясно ли как день,

Что меня зовут …

ячмень

 Зерно ячменей используется для выработки перловой и ячневой крупы, в пивоварении, для изготовления ячменного кофе и кваса, на корм скоту.

Зерно ячменей используется для выработки перловой и ячневой крупы, в пивоварении, для изготовления ячменного кофе и кваса, на корм скоту.

Не растили кашку Ни весна, ни осень, Летом её сеем, Летом же и косим. гречиха

Не растили кашку

Ни весна, ни осень,

Летом её сеем,

Летом же и косим.

гречиха

 Когда цветёт гречиха, на земле сплошной бело-розовый ковёр цветков. У этого удивительного ковра медовый аромат. Пчёлы собирают душистый гречишный нектар и опыляют гречиху. Пройдёт немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трёхгранные «орешки». Если снять с них бурую кожицу, то это и будет гречневая крупа, из которой варят кашу.

Когда цветёт гречиха, на земле

сплошной бело-розовый ковёр

цветков. У этого удивительного ковра медовый аромат. Пчёлы собирают душистый гречишный

нектар и опыляют гречиху. Пройдёт немного

времени, и на месте цветков появятся мелкие трёхгранные «орешки». Если снять с них бурую кожицу, то это и будет гречневая крупа, из которой варят кашу.

Как во поле, на кургане Стоят девушки с серьгами. овёс

Как во поле, на кургане

Стоят девушки с серьгами.

овёс

 Из зёрен овса и овсяной муки варят вкусную и полезную овсяную кашу, пекут овсяное печенье и овсяные лепёшки. Любят ребята овсяную кашу, Вкусная каша – кормилица наша! Любит овёс и гнедая лошадка: Резвою станет, весёлой и гладкой, Если овсом я её покормлю, Пышную гриву рукой потреплю. Овёс выращивают и на корм для скота.

Из зёрен овса и овсяной муки варят

вкусную и полезную овсяную кашу, пекут овсяное печенье и овсяные лепёшки.

Любят ребята овсяную кашу,

Вкусная каша – кормилица наша!

Любит овёс и гнедая лошадка:

Резвою станет, весёлой и гладкой,

Если овсом я её покормлю,

Пышную гриву рукой потреплю.

Овёс выращивают и на корм для скота.

Мала малышка, Золотая кубышка. просо

Мала малышка,

Золотая кубышка.

просо

 Из очищенных зёрен проса получается золотисто-жёлтая пшённая крупа. Из неё варят пшённую кашу на молоке или на сливках. Из проса готовят муку, которой потом кормят кур, гусей и свиней.

Из очищенных зёрен проса получается

золотисто-жёлтая пшённая крупа. Из неё

варят пшённую кашу на молоке или на

сливках. Из проса готовят муку, которой

потом кормят кур, гусей и свиней.

Растёт «овсинка», А под ней травинка. рис

Растёт «овсинка»,

А под ней травинка.

рис

 Рис едят отварным, из него варят каши и делают запеканки, рис добавляют в супы, салаты, используют как начинку для пирогов, готовят из риса плов с ово- щами и бараниной.

Рис едят отварным, из

него варят каши и делают

запеканки, рис добавляют

в супы, салаты, используют как начинку

для пирогов, готовят из риса плов с ово-

щами и бараниной.

Вырастаю всем на диво – Высока, стройна, красива, Прячу в светлые перчатки Золотистые початки, Пусть не слаще я арбуза, Но сытней, я … кукуруза

Вырастаю всем на диво –

Высока, стройна, красива,

Прячу в светлые перчатки

Золотистые початки,

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней, я …

кукуруза

 Зёрна кукурузы консервируют и добавляют в салаты и супы, из них делают кукурузную муку и вкусные хрустящие кукурузные хлопья.

Зёрна кукурузы консервируют и добавляют

в салаты и супы, из них делают кукурузную муку

и вкусные хрустящие кукурузные хлопья.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

videouroki.net

"Дикорастущие и культурные растения" (3 класс)

 Урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «О царствах живой природы» курса  «Окружающий мир». Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках. 

Задачи урока:

- развивать знания учащихся о культурных растениях и их значении в жизни человека;

- познакомить учащихся с предками некоторых культурных растений.

Образовательная:  формирование понятий «дикорастущие растения», «культурные растения».

Развивающая: расширение представлений о разнообразии культурных и дикорастущих растений

Воспитательная: воспитание уважения к труду людей занимающихся селекцией культурных растений

Вид урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений.

Формы  учебной деятельности: индивидуальны,  групповая, работа в парах, фронтальная;

Методы обучения: словесные, наглядные.

Планируемые результаты:

Предметные:  уточнить свои представления о культурных и дикорастущих растениях;

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных  учебных действий – УУД):

Познавательные:общеучебные – использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания; определять важность и необходимость культурных и дикорастущих растений;

Регулятивные: Проводить работу по предложенному плану. Используя необходимые средства, оценивать правильность выбора. Анализ,  саморегуляция, сравнение, синтез.

Коммуникативные:строить понятное для слушателей высказывание, умение слушать, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

Личностные: посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества:  коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым   моральным нормам  социального устройства общества.

Материалы и оборудование:  презентация, раздаточный материал – карточки, таблицы с заданиями, таблица для самооценки, пазлы.

Здоровосберегающие  технологии – физкультминутка, гимнастика для глаз.

 

 

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока для 3 класса «Дикорастущие и культурные растения»

Открытый урок познания мира «Дикорастущие и культурные растения».

3-й класс

Цели и задачи:

Ознакомить ребят с дикорастущими и культурными растениями.

Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.

Развивать у учащихся интерес к предмету через разнообразные виды работы и творческие задания, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, “цветик – семицветик”, гербарий растений, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, фишки.

Ход урока

I. Организационный момент, создание эмоционального настроя

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

Начинаем мы опять

Думать, задавать вопросы, рассуждать

Девиз нашего урока:

«Чтоб Природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать,

У себя внимательность,

А поможет нам узнать,

Наша любознательность »

II. Проверка дом. задания

— Что такое среда обитания?

— Какие растения растут на лугах?

— Какие растения растут в лесах?

— Какие растения растут в степи? III. Сообщение темы урока.

Проблемный вопрос: Что такое культурные растения?

IV. Актуализация знаний.

Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты.

Растительный мир разнообразен. Чем же растения отличаются друг от друга?

Работа по карточкам. Группы растений.

Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы). Чем они отличаются? (стеблями)

Выполнение работы “Какие бывают растения” на карточках. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения.

Тополь деревья калина

Колокольчик лен

Клевер кустарники ромашка

Ель травы смородина

Теперь проверьте свою работу (слайд 2 (см. презентацию)).

V. Изучение нового материала

1.Введение в тему.

Сегодня у нас в гостях волшебное растение “цветик – семицветик” (на доске). Все лепесточки этого цветка волшебные. Давайте прочитаем, что на них написано. (Дети подходят к доске, берут по одному лепестку и читают вслух.)

Мы с детства, представьте, того и не знали,

По – гречески этот цветок называли.

“Звезда” — вот на русский его перевод.

На клумбах он осенью долго цветет.

(Астра)

Цветет он майскою порой,

Его найдешь в тени лесной.

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

(Ландыш)

Со дна озера, реки

Как веревки – стебельки.

Над водою стебелек

Превращается в цветок,

И горит он летним днем

Желтым пламенем – огнем

А цветы назвали люди

Наподобие посуды,

Как в шкафу глинянки – кринки

Те цветочки звать … (Кувшинки)

В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла.

(Пшеница)

Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась …

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок.

(Капуста)

Низок, да колюч,

Сладок, да не пахуч.

Ягоду сорвешь –

Всю руку обдерешь.

(Крыжовник)

Желтые головки,

Белые ресницы,

Все они похожи,

Будто бы сестрицы.

Я надеюсь, знаешь ты

Эти скромные цветы.

(Ромашки)

(слайд 3)

— Ребята, как мы их назовем одним словом? (это растения)

— Нет ли среди них лишнего? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)

Эти растения скучают друг по другу.

— Как вы думаете, почему?(Потому что они растут в разных местах)

— Почему они растут в разных местах и далеко друг от друга?

Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. И есть растения, которые выращивают люди.

2. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями

1) Работа по учебнику

— Как называются эти растения, мы узнаем, прочитав текст учебника на странице 95 и по ходу чтения на полях карандашом сделайте пометки,(читают 2 учеников вслух), (слайд 4).

2) Деление растений на 2 группы

Вернемся к нашим отгаданным растениям. Их тоже разделим на дикорастущие и культурные (по вариантам), (слайд 5).

Работа в рабочей тетради

Запишем отгадки в тетрадь.

Для закрепления полученных знаний, выполним работу в тетради – подчеркнуть названия дикорастущих растений зеленым карандашом, а культурных – красным.

Взаимопроверка выполненной работы.

VI.Физкультминутка:

Это кто такой садовник?(повороты в стороны, поднимая плечи)

Полил вишню и крыжовник, (руки вверх-вниз)

Полил сливы и цветы,(руки в стороны)

Вымыл травы и листы.(вращение плечами)

А как сумерки настали (приседание)

Нам по радио сказали, (встать)

Что и завтра он придёт (ходьба)

И польёт наш огород.

3. О дикорастущих растениях.

Дикорастущие деревья, кустарники, травы.

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Назовите, ребята, дикорастущие деревья (кустарники, травы), которые растут в нашей местности.

О некоторых дикорастущих растениях я вам сейчас расскажу( мать и мачеха, медуница)

Приложение 2

Мать-и-мачеха (слайд 6).

— Что интересного вы узнали о мать-и-мачехе?

— Что появляется у мать-и-мачехи раньше: цветы или листья?

Медуница (слайд 7).

— Почему на медунице можно одновременно увидеть цветки четырёх оттенков?

Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:

«Уважаемые дети!

Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу и в лесу. Сорванные и собранные в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте нас, не губите нас».

— Почему цветы просят не обрывать их?

Давайте будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что….

Клип «Не рвите цветов»

— Ребята, наш колосок интересуется: а хлебные колосья – это дикорастущие или культурные растения?

4. О культурных растениях.

— Кто — нибудь знает, что обозначает слово «культура»? (с латинского – возделывать, обрабатывать)

О некоторых культурных растениях ребята подготовили сообщения

— Спасибо вам, ребята, за такие интересные рассказы. Приложение 2

Пшеница (слайд 8).

— Что нового узнали о пшенице?

— Рожь (слайд 9).

Гречиха (слайд 10).

— Почему гречиху назвали гречихой?

— Почему гречневую кашу называют богатырской?

Значит, если вы хотите быть здоровыми и сильными, какая пища вам поможет?

5.Выбор верного определения.

Пока мы слушали выступления ребят, к нам в гости пришел колосок. Он затрудняется ответить на вопрос: “Что такое культурные растения?”. У колоска 3 варианта ответа, и он не может выбрать из них верный. Ребята, поможем ему?

Что такое культурные растения? (Слайд 11)

а) Растения, которые человек использует для питания;

б) Растения, которые растут на полях, в садах и огородах;

в) Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.

6. Беседа о хлебе.

Наш колосок остался очень доволен вашими рассказами. И он предложил мне рассказать вам про то, без чего невкусна и несытна любая еда. О чём же? Конечно, о хлебе.

— Для чего люди выращивают хлебные колоски?

— Что можно получить из зерна?

— Как нужно относиться к хлебным колоскам и к хлебу? (Слайд 12)

Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Не сразу рождается хлеб.

Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Вот он – хлебушко душистый.

Вот он – тёплый – золотистый!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл!

В нём здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе, —

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

— Почему о хлебе говорят – хлебушко?

Хлебом-солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому человеку в знак особого уважения.

Мы часто говорим о бережном отношении к хлебу. Но всегда ли мы помним те случаи из жизни людей, которые заставили бы всех задуматься: какое это богатство – хлеб!

Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. В старину хлеб называли «жито», что означало «жизнь».

— Что может быть для человека важнее хлеба? Только вода и воздух.

— Что нужно человеку, чтобы выжить? (воздух, вода и хлеб)

Во время Великой Отечественной войны хлеба не хватало. Мужчины воевали на фронте с фашистами, а старики, женщины и дети растили на полях хлеб. После уборки дети ходили по полю и подбирали оставшиеся колоски, чтоб ни один не пропал. Берегли каждое зёрнышко, ценили каждую хлебную крошку.(Слайд 13 )

В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Такой кусочек получали на сутки по специальным хлебным карточкам жители осаждённого немцами города в зимние месяцы блокады. А людям нужно было работать и выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!

А сейчас ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в обед, сколько можете съесть.

Помните, что в каждый самый маленький кусочек хлеба вложили свой труд очень многие люди. (Слайд 14)

— А что делать, если вы не доели кусочек хлеба?

— А в нашем селе есть место, где люди пекут хлеб?

— Чьи мамы дома пекут булочки?

Значит, ваши мамы тоже вкладывают свой труд в приготовление хлеба, и вы должны беречь их труд.

Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку мелют из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Эти культурные растения называются зерновыми.

(на доске открыть название столбика и прикрепить названия растений)

Груша и слива – фрукты, растут в саду. Называются плодовыми. К ним относятся также фруктовые деревья, кустарники, травянистые растения с плодами – фруктами и ягодами.

Лук и картофель – овощи. Культуры – овощные.

Лён и хлопок – из них делают ткань. Они – прядильные. Это очень ценные растения. Из них вырабатывают ткань для постельного белья, полотенец, трикотажа.

Тюльпан и нарцисс – для красоты. Это декоративные растения.

VIII. Закрепление изученного материала.

1. Игра «Найди пару».

Колосок предлагает поиграть в игру «Найди пару» с культурными растениями, разделить их на другие группы.

Я беру карточку с названием растения, например – пшеница, а вы выбираете в пару название растения, которое похоже с пшеницей по использованию, по месту выращивания и т.п. (Рожь – растёт в поле, делают муку ).

Выберите другие пары растений.

КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

Зерновые пшеница рожь

плодовые груша слива

овощные лук картофель

прядильные хлопок лён

декоративные тюльпан нарцисс

Понравилась игра?

2) Игра “Что здесь лишнее?” (слайд 15).

1. клевер, астра, роза, гладиолус

2. береза, василек, репа, осина

3. огурец, лук, лен, чеснок

4. груша, слива, малина, яблоня

5. пшеница, рожь, ячмень, картофель

3) Логическое упражнение “Может так быть или нет?”

— У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?” (слайд 16).

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошел из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград. (слайд)

IX. Домашнее задание

Дома вы ещё раз прочитаете по учебнику, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.

X. Подведение итогов и оценивание:

И так, ребята, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке

На какие 2 группы делятся растения?

Проблемный вопрос: “Что такое культурные растения? (Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.)

10.Рефлексия

— Что для вас было интересным на уроке?

— О чём вы будете помнить, гуляя по лесу или лугу?

— Изменилось ли после сегодняшнего урока ваше отношение к хлебу?

— Спасибо вам за активное участие на уроке! Молодцы!

(слайд 17 ) – спасибо за урок.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать легенды о растениях

2) задания в рабочей тетради

Колосок вас всех благодарит, он принес угощения и напоминает вам, как вы должны относиться к природе, из статьи № 38 Конституции Р.К.-Граждане Р.К. обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

www.alllessons.ru

Конспект урока окружающего мира 3 класс культурные и дикорастущие растения по ФГОС

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание  значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;
  • различать культурные растения – по назначению.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;
  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений;
  • рассказывать о предках культурных растений.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

  • понимать цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия при выполнении заданий;
  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;
  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
  • находить необходимую информацию в учебнике;
  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
  • выполнять индивидуальные и групповые задания;
  • совместно изучать объекты, обсуждать результаты,  делать выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;
  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.

 

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;
  • раздаточный информационный материал.

 

Тип урока:  комбинированный.

Форма  урока:  урок-дискуссия.

Ход урока

 

  1. Организационный этап, создание эмоционального настроя

- Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный? (слайд 1)

- Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?

(слайд 2)

Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!

У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!

Этот урок я проведу вместе с вами,  надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный зимний день и нашу встречу.

 

  1. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы.

Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

 (слайд 3)

Догадались? Конечно, о чём мы поговорим с вами сегодня?

 ( О растениях)

 

 

“Не можем жить мы без растений

Об этом скажет нам не только гений.

Как воздух нам нужны они.

Они разнообразны…

И все они по-своему прекрасны”

(слайд 4)

  1. Самоопределение к деятельности, формулирование темы постановка учебных задач

 

- Вспомните, какие группы растений вы знаете?

(слайд 5)

(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)

 

- Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.

 

- Чем похожи и чем отличаются ДУБ и ВИШНЯ?

(слайд 6)

  •  
  • тем, что дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам)

 

- Аналогично сравните КРЫЖОВНИК и ШИПОВНИК.

(слайд 7)

- Предположите, о каких растениях  пойдёт речь на уроке?

(О растениях, которые растут сами по себе(из называют ДИКОРАСТУЩИМИ  и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ)

 

- Как будет звучать тема нашего урока? (ДИКОРАСТУЩИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ  растения)

(слайд 8)

- Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой?

( Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их  роль в жизни человека, различать растения по назначению,  приводить примеры, рассказывать о предках культурных растений)

(слайд 9)

 

  1. Открытие нового знания

 

Работа в группах (по рядам)

- Сейчас весь класс разделится на 3 группы по рядам. Каждый ученик получит листок с заданием.

1 группа: Укажите отличительные особенности дикорастущих растений и сделайте вывод.

(слайд 10)

2 группа: Укажите отличительные особенности культурных растений и сделайте вывод.

(слайд 11)

3 группа: Найдите среди предложенных растений культурные. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку?

(слайд 12)

Опрос групп

Работа обучающихся у  интерактивной доски и формулирование выводов

(слайды 13 -17)

Дополнительный вопрос 3 группе и всему классу:

- Для чего человек использует различные виды растений? ( Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов, лекарств, для производства тканей, бумаги, строительных материалов, для украшения жилья, для кормления животных).

(вывод на слайде 18)

Говорит цветку цветок:

 «Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (вращаем головой)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные  стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений)

 Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем  руками)

(слайд 19)

 

  1. Первичное закрепление нового материала

- Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.

(слайд 20)

  1. Самостоятельная работа

 

- Прочитайте, что об этом написано в учебнике на стр.87

- Как люди научились выращивать растения?

- О каких отраслях растениеводства вы прочитали?

(Полеводство, цветоводство, плодоводство, овощеводство)

- Выполните задание у интерактивной доски

(слайд 21)

 

- Давайте познакомимся с предками культурных растений.  Мы узнаем об этом из материала учебника на стр. 88.

- О предках каких растений вы узнали ?(Морковь, капуста, картофель)

- Что вас удивило?

- О чём вы можете рассказать, глядя на слайд?

(слайд 22)

 

  1. Включение новых знаний в систему и повторение

 

 

- Среди культурных растений учёные выделяют следующие группы: ЗЕРНОВЫЕ, ОВОЩНЫЕ, ПЛОДОВЫЕ, ПРЯДИЛЬНЫЕ. ДЕКОРАТИВНЫЕ.

- Рассмотрите таблицу и приведите  свои примеры

(слайд 23)

- Укажите группу, в которой перечислены только культурные растения

(слайд 24)

- Заполните таблицу, верно распределив названия растений.

(слайд 25)

- Рассмотри модель и найди растению пару.

(слайд 26)

- Соотнесите растение и место, где оно растёт.

(слайд 27)

  1. Рефлексия деятельности. Итог урока

- Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы их решили?

 

( работа по слайду 28)

- Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке и перетащите его на листок.

(слайд 29)

  1. Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению

  с.87-88, ответить на вопросы

Задание на выбор:

1) нарисовать фантастическое культурное растение и рассказать как его можно использовать;

2)  найти информацию о любом культурном растении и его дикорастущем предке

(слайд 30)

Просмотр содержимого документа «Конспект урока окружающего мира 3 класс культурные и дикорастущие растения по ФГОС »

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;

  • различать культурные растения – по назначению.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;

  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений;

  • рассказывать о предках культурных растений.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия при выполнении заданий;

  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

  • находить необходимую информацию в учебнике;

  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

  • выполнять индивидуальные и групповые задания;

  • совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;

  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;

  • раздаточный информационный материал.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-дискуссия.

Ход урока

    1. Организационный этап, создание эмоционального настроя

- Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный? (слайд 1)

- Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?

(слайд 2)

Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!

У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!

Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный зимний день и нашу встречу.

    1. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы.

Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

(слайд 3)

Догадались? Конечно, о чём мы поговорим с вами сегодня?

( О растениях)

“Не можем жить мы без растений

Об этом скажет нам не только гений.

Как воздух нам нужны они.

Они разнообразны…

И все они по-своему прекрасны”

(слайд 4)

    1. Самоопределение к деятельности, формулирование темы постановка учебных задач

- Вспомните, какие группы растений вы знаете?

(слайд 5)

(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)

- Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.

- Чем похожи и чем отличаются ДУБ и ВИШНЯ?

(слайд 6)

(Похожи тем, что и дуб и вишня деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды

Отличаются тем, что дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам)

- Аналогично сравните КРЫЖОВНИК и ШИПОВНИК.

(слайд 7)

- Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке?

(О растениях, которые растут сами по себе(из называют ДИКОРАСТУЩИМИ и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ)

- Как будет звучать тема нашего урока? (ДИКОРАСТУЩИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ растения)

(слайд 8)

- Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой?

( Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их роль в жизни человека, различать растения по назначению, приводить примеры, рассказывать о предках культурных растений)

(слайд 9)

    1. Открытие нового знания

Работа в группах (по рядам)

- Сейчас весь класс разделится на 3 группы по рядам. Каждый ученик получит листок с заданием.

Задания:

1 группа: Укажите отличительные особенности дикорастущих растений и сделайте вывод.

(слайд 10)

2 группа: Укажите отличительные особенности культурных растений и сделайте вывод.

(слайд 11)

3 группа: Найдите среди предложенных растений культурные. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку?

(слайд 12)

Опрос групп

Работа обучающихся у интерактивной доски и формулирование выводов

(слайды 13 -17)

Дополнительный вопрос 3 группе и всему классу:

- Для чего человек использует различные виды растений? ( Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов, лекарств, для производства тканей, бумаги, строительных материалов, для украшения жилья, для кормления животных).

(вывод на слайде 18)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (вращаем головой)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений)

Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)

(слайд 19)

    1. Первичное закрепление нового материала

- Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.

(слайд 20)

    1. Самостоятельная работа

- Прочитайте, что об этом написано в учебнике на стр.87

- Как люди научились выращивать растения?

- О каких отраслях растениеводства вы прочитали?

(Полеводство, цветоводство, плодоводство, овощеводство)

- Выполните задание у интерактивной доски

(слайд 21)

- Давайте познакомимся с предками культурных растений. Мы узнаем об этом из материала учебника на стр. 88.

- О предках каких растений вы узнали ?(Морковь, капуста, картофель)

- Что вас удивило?

- О чём вы можете рассказать, глядя на слайд?

(слайд 22)

    1. Включение новых знаний в систему и повторение

- Среди культурных растений учёные выделяют следующие группы: ЗЕРНОВЫЕ, ОВОЩНЫЕ, ПЛОДОВЫЕ, ПРЯДИЛЬНЫЕ. ДЕКОРАТИВНЫЕ.

- Рассмотрите таблицу и приведите свои примеры

(слайд 23)

- Укажите группу, в которой перечислены только культурные растения

(слайд 24)

- Заполните таблицу, верно распределив названия растений.

(слайд 25)

- Рассмотри модель и найди растению пару.

(слайд 26)

- Соотнесите растение и место, где оно растёт.

(слайд 27)

    1. Рефлексия деятельности. Итог урока

- Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы их решили?

( работа по слайду 28)

- Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке и перетащите его на листок.

(слайд 29)

    1. Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению

с.87-88, ответить на вопросы

Задание на выбор:

1) нарисовать фантастическое культурное растение и рассказать как его можно использовать;

2) найти информацию о любом культурном растении и его дикорастущем предке

(слайд 30)

kopilkaurokov.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта