Органы растений биология 6 класс. Урок биологии в 6 классе по теме: «Органы цветковых растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии в 6 классе по теме: «Органы цветковых растений». Органы растений биология 6 класс


Урок-игра в 6 классе "Органы цветкового растения"

МБОУ «Красновская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект урока-игры

по биологии в 6 классе

по теме:

«Органы цветкового растения»

(УМК Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2011г.)

Учитель биологии:Гаврилюк Елена Сергеевна

2015 год.

Тема урока: «Органы цветковых растений»

Тип урока: урoк - обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщить знания учащихся о строении, значении и многообразии органов растительного организма.

Оборудование: презентация, конверты с заданиями, гербарный материал, справочники лекарственных растений, таблицы по темам: «Лист», «Корень», «Листорасположение, виды жилкования», «Плоды», карточки с названием станций, поезд.

Формы организации работы: игра- путешествие.

Подготовка к уроку: класс делиться на две команды (одинаковое количество учащихся, имеющих «5», «4» и «3» по биологии), которые должны придумать себе название и эмблему.

Ход урока:

1. Организационный момент. (Члены команд рассаживаются за столы. На столах находятся листы и ручки).

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами оправимся в занимательное и увлекательное путешествие на цветочном поезде в мир цветкового растения. Надеюсь, что мы сегодня очень плодотворно поработаем и поиграем, и чтобы настроиться на хорошую работу, послушаем стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» (аудиозапись)

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Учитель. Прежде чем начать нашу игру-путешествие давайте познакомимся.

Капитаны команд загадывают загадки о «своем» цветке. После того как соперники отгадывают загадку, участники команды наде­вают эмблемы с изображением этого цветка и зачитывают заранее приготовленные стихотворения о нем. На конкурс отводится 5 мин.

Учитель:

Ребята, мы с вами закончили раздел «Органы цветковых растений».

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним об органах растений, их многообразии и значении. При подготовке к уроку вам пришлось использовать интернет и дополнительную литературу, чтобы найти ответы на предложенные задания, а также самим придумать вопросы для соперников. Я думаю, итогом нашей игры будет заботливое отношение к природе.

Мы с вами будем путешествовать на цветочном поезде (плакат на доске). Наш поезд будет останавливаться на разных станциях. Постепенно выполняя задания на станциях, мы прибудем на конечную остановку, где подсчитаем полученные вашими командами цветы и определим победителей. За каждый правильный ответ вы будете получать цветок. Каждый член команды собирает свой букет, который будет нужен для выставления отметки.

. Игра-путешествие.

Учитель. Итак, в путь! Перед вами первая станция.

1) Станция «Терминологическая». (Приложение 1)

Учитель. Ребята, на этой станции вам предстоит по описанию угадать о каком органе растения идет речь.

(капитаны по очереди вытягивают вопросы)

Основной орган растения, способный к фотосинтезу (лист)

  1. Органы цветка, образующие пыльцу (тычинки)

  2. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами (корень)

  3. Орган, содержащий семена (плод)

  4. Совокупность чашечки и венчика цветка (околоцветник)

  5. Генеративный орган растения, в котором развиваются будущие семена (пестик)

  6. Плод картофеля (клубень)

  7. Часть стебля, на которой расположен цветок (цветоножка)

  8. Плод капусты (кочан)

  9. Часть тычинки в которой развивается пыльца (пыльник)

  10. Часть венчика цветка (лепестки)

  11. Орган, который на зиму растение сбрасывает (лист)

  12. Орган, которым растение удерживается в почве (корень)

  13. Часть цветка, несущая семяпочки (завязь)

  14. Орган, привлекающий насекомых (цветок)

  15. Орган, по которому двигаются минеральные вещества (стебель)

2) Станция «Третий лишний».

Ребята, исключите лишнее слово и объясните почему.

Команда № 1.

Корнеплод, корневище, клубень.

Цветок, лист, плод.

Устьица, чечевички, мякоть

Рыльце, пыльник, завязь, столбик.

Одуванчик, астра, ромашка, шиповник.

Команда № 2.

Корневые шишки, корневище, корнеплод

Колос, ягода, метелка.

Тополь, ольха, клевер, орешник.

Перистое, параллельное, пальчатое.

Лист, цветок, корен.

Остановка № 1. «Корзинка».

Учитель. Пора сделать еще одну остановку. Приглашается по одному члену из каждой команды. Перед вами корзины, в которые одному участнику необходимо сложить названия сочных плодов, а другому – сухих. Кроме этого вы должны назвать растения, имеющие такие плоды.

Корзина №1. Корзина №2.

Ягода (смородина) Желудь (дуб)

Тыквина (кабачок) Орех (лещина)

Костянка (вишня) Семянка (подсолнечник)

Яблоко (груша) Зерновка (пшеница)

3) Станция «Счастливый случай»

Учитель. Игру «Счастливый случай» вы тоже знаете. Для этого конкурса мы использовали элемент этой игры конкурс «Дальше, дальше...». Команды должны поочередно за одну минуту дать от­веты на возможно большее число вопросов.

За каждый правильный ответ присуждается один балл. Учитель называет правильный ответ, если команда допустила ошибку. Жюри подсчитывает число правильных ответов, данных командой.

Ученики.

Вопросы, которые задает 1 команда второй команде.

1. Наука о живой природе. (Биология.)

2. Растения, которые могут цвести хотя бы один раз в жизни. (Цветковые).

3. Составные части пестика. (Рыльце, столбик, завязь.)

4. Группа цветков, собранных в определенном порядке. (Соцве­тие.)

5. Зона корня, имеющая «корневые волоски». (Зона всасывания.)

6. Корневая система с хорошо развитым главным корнем. (Стер­жневая.)

7. Корень, развивающийся из корешка зародыша. (Главный.)

8. Верхний плодородный слой земли. (Почва.)

9. Мертвые клетки проводящих пучков». (Сосуды.)

10. Покровная ткань листа. (Кожица.)

11. Зеленые пластиды. (Хлоропласты.)

12. Характер расположения жилок на листовой пластинке. (Жил­кование.)

13. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, соеди­ненных одним черешком. (Сложный.)

14. Жилкование листа ландыша. (Дуговое.)

15. Проводящие пучки листа. (Жилки.)

16. Листорасположение, при котором два листа развиваются из одного узла. (Супротивное.)

17. Угол между листом и вышележащим междоузлием. (Пазуха листа.)

18. Группа удобрений, к которой относится торф. (Органиче­ские.)

19. Отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений. (Пикировка.)

20. Чем заполнены вакуоли клеток?. (Клеточным соком.)

21. Самый простой увеличительный прибор, (Лупа.)

22. Часть микроскопа, к которой прикрепляется тубус. (Шта­тив.)

23. Наука о растениях. (Ботаника.)

24. Сухой плод, который вскрывается двумя створками. (Боб.)

25. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, образую­щие плод. (Околоплодник.)

Вопросы, которые задает 2 команда первой команде.

26. Все корни растения. (Корневая система.)

27. Тельца, служащие для передачи наследственной информа­ции от клетки к клетке. (Хромосомы.)

28. Часть цветка, состоящая из лепестков. (Венчик.)

29. Часть корня, защищающая его от механических поврежде­ний. (Корневой чехлик.)

30. Части двойного околоцветника. (Венчик, чашечка.)

31. Группы плодов. (Сухие и сочные, односемянные и многосемянные.)

32. Жилкование листьев пшеницы. (Параллельное.)

33. Наука, изучающая периодические явления в жизни живот­ных и растений. (Фенология.)

34. Часть микроскопа, находящаяся в верхнем конце тубуса. (Окуляр.)

35. Тонкие участки клеточной оболочки. (Поры.)

36. Почки, развивающиеся на верхушке побега. (Верхушечные.)

37. Корни, растущие от стебля и листьев. (Придаточные.)

38. Длинный вырост наружной клетки корня. (Корневой воло­сок.)

39. Составные части тычинки. (Пыльник и тычиночная нить.)

40. Группа удобрений, к которой относится зола. (Минераль­ные.)

41. Ткань, которой образована зона деления корня. (Меристе­ма.)

42. Живые клетки проводящих пучков. (Ситовидные трубки.)

43. Зеленые клетки кожицы листа, образующие устьице. (Замы­кающие.)

44. Пространства между клетками. (Межклетники.)

45. Зона корня, где происходит образование новых клеток. (Зона деления.)

46. Часть листа, соединяющая его со стеблем. (Черешок.)

47. Корневая система без главного корня. (Мочковатая.)

48. Ткань, обеспечивающая прочность и упругость корня. (Ме­ханическая.)

49. Явление, способствующее поступлению воды из корня в сте­бель. (Корневое давление.)

50. Лист, имеющий одну листовую пластинку на одном череш­ке. (Простой.)

Остановка № 2. «Спортивная».

Физкультминутка (Презентация)

5) Станция. «Исследовательская»

Учитель: Каждому участнику предлагается гербарий. Ваша задача дать морфологическую характеристику растения.

Остановка «Собери цветок».

Ребята, я предлагаю сделать небольшую остановку. Вот поляна необычных цветов (на столе заготовки ). Их лепестки перемешались и нам надо для каждой сердцевины найти ее лепестки. Прошу по одному члену из каждой команды собрать свои «ромашки».

hello_html_68632dba.gifhello_html_3c98d671.gif

hello_html_52761b39.gif

6) Станция. «Биологический футбол».

На этой станции члены команд должны задать соперникам по три вопроса. Если ответ правильный (отбили «мяч»), балл дается соперникам. Если нет, то – нападающим.

  1. Почему семена нельзя хранить в полиэтиленовых пакетах? (Потому что, находящийся там зародыш, может задохнуться).

  2. Почему при пересаживании растения важно не повредить кончик корня? (Потому что кончик корня – его верхушка, которой он растет).

  3. Почему в темных еловых лесах насекомоопыляемые цветы имеют белый околоцветник? (Чтобы они были заметны насекомым-опылителям).

  4. Что общего между картофелем и смородиной? (Эти растения имеют плод ягоду).

  5. Почему листья растений, которые находятся в тени, имеют меньше слоев клеток в столбчатой ткани мякоти? (Потому что в тени меньше солнечного света и меньше образуется органических веществ).

  6. Почему у некоторых растений имеются луковицы? (В них накапливается вода и питательные вещества, что необходимо для выживания в засушливых местах).

7)Станция. «Лекарственная»

Учитель: Ребята, каждой команде достанется по 2 лекарственных растения нашей местности. Пользуясь справочниками «Лекарственные растения», вы должны будете выяснить и рассказать, какие части растения являются лечебными, и от какого недуга помогают.

8) Станция «Самые, самые».

Учитель: Здесь я проверю, как вы справились с домашним заданием. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны как можно быстрее на них отвечать.

1. Растение, которое имеет самые большие листья. (Виктория амазонская – диаметр листьев до 2м)

2. Растение, у которого самые маленькие листья (Ряска)

3. Дерево, имеющее самый толстый ствол (Секвойя гигантская – 48м)

4. Растение, у которого самый длинный стебель (Ротанговая пальма – 300-400м)

5. Растения, у которых самые длинные корни (Пшеница, дикий инжир, верблюжья колючка)

6. Растение, которое имеет самый большой цветок (Аморфофаллус гигантский – 2,6м, 100кг).

91) Станция «Красная книга»

Учитель: по одному участнику из команды должны прочитать за определенное время названия охраняемых растений. Для этого в каждом горизонтальном ряду букв необходимо удалить одинаковые буквы. За каждый правильный ответ присуждается один балл.

МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК

АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН

ХЭЖЮАЮЭВРХВДСКСИД

Ученик. Ответ

Медуница

Пион

Жарки

10) Конечная станция.

Капитаны команд сначала подсчитают количество цветов, полученных каждым участником, и запишут результаты. Затем все сложите, и мы определим победителей.

Выставление отметок.

Те, кто проявлял большую активность и заработал для команд наибольшее количество баллов, собрал большой букет, а также те, кто, хоть и был более сдержанным, но участвовал в подготовке домашнего задания, получают «5». Остальные, набравшие по 8 и более цветов, получают «4». Отметку «3» никто не получит, так как мы только обобщали полученные вами знания по разделу «Органы цветковых растений».

6. Домашнее задание.

Подготовиться к итоговому тесту, повторить раздел «Органы цветкового растения»

7. Рефлексия.

Ребята, давайте в конце урока поиграем в «Светофор». У каждого из вас по три круга: красный, желтый и зеленый. Получили ли вы удовольствие от сегодняшнего урока? Действительно ли вам он помог перед предстоящим тестом?. Если да, то поднимите круг зеленого цвета. Если вы чем-то недовольны, то - желтого цвета. Но, а если у вас остались только негативные эмоции, то - красного цвета.

8. Подведение итогов.

Итак, растение – живой организм, который имеет определенные части - органы. Есть органы, которые участвуют только в размножении (генеративные). Другие – выполняют все основные жизненно важные функции (вегетативные). Каждый орган имеет определенное строение и выполняет соответствующую функцию. Вы узнали, что органы у растений имеют различные размеры, но все они необходимы. Я надеюсь, что проходя мимо дерева, кустарника, травинки вы десять раз подумаете, прежде чем сорвать лист, цветок или сломать ветку.

Список используемых источников:

  1. Н. И. Сонин. Биология. 6 кл. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2000.

  2. Биология.5-7 классы: внеклассные мероприяьтия.-вып. 2/авт.-сост. Е.А. Якушина и др. –Волгоград:Учитель, 2009.-214 с.

  3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. - М.: Эксмо, 2005.

  4. Гекалюк М.С. Биология. 6 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012.

  5. http://greenai.ru/plants/interesting/best/

  6. http://www.detskysad.com/zanyatiya/1416-mir-vokrug-nas/24766-rasteniya-samie

  7. http://pandia.ru/text/79/467/35547.php

  8. http://yandex.ru/clck/jsredir

Станция «Терминологическая»

  1. Основной орган растения, способный к фотосинтезу

  2. Органы цветка, образующие пыльцу

  3. Органы растения, обеспечивающие его водой и минеральными веществами

  4. Орган, содержащий семена

  5. Совокупность чашечки и венчика цветка

  6. Генеративный орган растения, в котором развиваются будущие семена

  7. Плод картофеля

  8. Часть стебля, на которой расположен цветок

  9. Плод капусты

  10. Часть тычинки в которой развивается пыльца

  11. Часть венчика цветка

  12. Орган, который на зиму растение сбрасывает

  13. Орган, которым растение удерживается в почве

  14. Часть цветка, несущая семяпочки

  15. Орган, привлекающий насекомых

  16. Орган, по которому двигаются минеральные вещества

Приложение 2

Станция «Третий лишний»

Команда № 1.

Корнеплод, корневище, клубень.

Цветок, лист, плод.

Устьица, чечевички, мякоть

Рыльце, пыльник, завязь, столбик.

Одуванчик, астра, ромашка, шиповник.

Команда № 2.

Корневые шишки, корневище, корнеплод

Колос, ягода, метелка.

Тополь, ольха, клевер, орешник.

Перистое, параллельное, пальчатое.

Лист, цветок, корен.

Приложение 3.

Остановка № 1. «Корзинка»

Ягода

Желудь

Тыквина

Орех

Костянка

Семянка

Яблоко

Зерновка

Приложение 4

Станция. «Пропущенные слоги»

Задание для первой команды

1.Ты_ _ _ка.

3. Ва _ _ лек.

5. Цве _ _ ло _ _ .

7. Оду _ _ _ чик.

9. Ми _ _ за.

Задание для второй команды

2. Цве _ _ нож _ _ .

4. Ро _ _ _ ка.

6. Ге _ _ гин.

8. Ле _ _с_ _к.

10. Ши _ _ _ ник.

Приложение 5

Оhello_html_m60e77312.gifhello_html_185618f4.gifстановка «Собери цветок»

hello_html_71e221af.gifhello_html_m60d2fa66.gif

hello_html_m6dad3ad4.gif

hello_html_47c8c59b.gif

hello_html_16ccf8ca.gifhello_html_748aa72b.gif

hello_html_m7b6969c0.gifhello_html_1ced5d3a.gif

hello_html_m2c1d39d8.gifhello_html_e70e360.gif

hello_html_7f63870d.gifhello_html_m11187e97.gif

hello_html_m350f8439.gifhello_html_e97176c.gifhello_html_3758c0c9.gif

hello_html_2618e6cb.gif

Приложение 6

Станция. «Лекарственная»

Мать-и-мачеха Календула

hello_html_ba1a340.jpghello_html_618058ee.jpg

Шиповник Мята перечная

hello_html_m5514cbb9.jpghello_html_m238ba311.jpg

Приложение 7

Станция «Красная книга»

МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК

АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН

ХЭЖЮАЮЭВРХВДСКСИД

МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК

АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН

ХЭЖЮАЮЭВРХВДСКСИД

hello_html_711802b8.jpg

hello_html_0.gif

infourok.ru

Урок биологии в 6 классе по теме: «Органы цветковых растений»

Здесь Вы можете скачать Урок биологии в 6 классе по теме: «Органы цветковых растений» для предмета : Биология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Краснодарский край Каневской район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Г.К. Нестеренко

Урок биологии в 6 классе

по теме:

«Органы цветковых растений»

Учитель биологии

МБОУ СОШ №1

Кравченко

Ольга Васильевна

2012-2013 учебный год

Тема: Органы цветковых растений.

Цель:

1) обобщить знания учащихся о строении, значении и многообразии органов растительного организма;

2) развить умения учащихся пользоваться дополнительной литературой, интернетом, способствовать творческому развитию учеников;

3) воспитать бережное отношение к растениям, которые украшают и поддерживают нашу жизнь, поощрять стремление сильных учащихся помогать отстающим.

Оборудование: ребусы, заготовки «ромашек», «корзинок», мультимедийная презентация, бумажные цветы, эпиграф на доске: «И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет» Рабиндранат Тагор.

Подготовка к уроку: класс делиться на две равноценные команды (одинаковое количество учащихся, имеющих «5», «4» и «3» по биологии), которые должны придумать себе название и эмблему; учащиеся готовят ребусы, капитаны команд организуют поиск ответов на предложенные заранее вопросы, готовятся к «биологическому футболу».

Ход урока:

1. Организационный момент.

Члены команд садятся за свои столы. На столах находятся эмблемы, листы и ручки.

2. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать нашу игру-путешествие давайте познакомимся (команды представляются). У каждой команды на столах есть эмблемы, которые несут в себе определенный смысл. Объясните, что означают символы ваших команд?

3. Вступление (тема, цель).

Ребята, мы с вами закончили раздел «Органы цветковых растений». Обратите внимание на эпиграф нашего урока. О чем он вам говорит? Растение – живой организм. Как и все живое – это сложная система, которая состоит из определенных компонентов – органов. Органы нужны растению, чтобы осуществлять процессы жизнедеятельности. Каждый орган имеет определенное строение и выполняет свойственные только ему функции. Если орган перестанет функционировать, погибнет все растение.

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним об органах растений, их многообразии и значении. Многие из вас постарались проявить смекалку и художественные способности, составляя ребусы. При подготовке к уроку вам пришлось использовать интернет и дополнительную литературу, чтобы найти ответы на предложенные задания, а также самим придумать вопросы для соперников. Я думаю, итогом нашей игры будет заботливое отношение к природе.

Мы с вами будем путешествовать на цветочном трамвае (презентация). Наш трамвай будет заезжать на разные станции. Постепенно выполняя задания на станциях, мы прибудем на конечную остановку, где подсчитаем полученные вашими командами баллы и определим победителей. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны в форме цветов. Каждый член команды собирает свои цветы, которые будут нужны для выставления отметки.

4. Игра-путешествие.

Итак, в путь! Перед вами первая станция.

1) Станция «Шифровальная».

Ребята, на этой станции органы и части органов растений зашифрованы. Я буду показывать по очереди каждой команде ребусы. Вы должны их отгадывать.

2) Станция «Путаница».

На этой станции буквы в словах перемешались. Вам необходимо привести все в порядок и написать правильные ответы.

Команда №1. Команда №2.

ОЕПБГ (побег) ДЛОП (плод)

ИКПЕТС (пестик) ТБЕЕЬСЛ (стебель) СИЛТ (лист) ОЧАКП (почка) ЬКЕРОН (корень) ОЦЕКВТ (цветок)

3) Станция «Биологический футбол».

На этой станции члены команд должны задать соперникам по три вопроса. Если ответ правильный (отбили «мяч»), балл дается соперникам. Если нет, то – нападающим.

  1. Почему семена нельзя хранить в полиэтиленовых пакетах? (Потому что, находящийся там зародыш, может задохнуться).

  2. Почему при пересаживании растения важно не повредить кончик корня? (Потому что кончик корня – его верхушка, которой он растет).

  3. Почему в темных еловых лесах насекомоопыляемые цветы имеют белый околоцветник? (Чтобы они были заметны насекомым-опылителям).

  4. Что общего между картофелем и смородиной? (Эти растения имеют плод ягоду).

  5. Почему листья растений, которые находятся в тени, имеют меньше слоев клеток в столбчатой ткани мякоти? (Потому что в тени меньше солнечного света и меньше образуется органических веществ).

  6. Почему у некоторых растений имеются луковицы? (В них накапливается вода и питательные вещества, что необходимо для выживания в засушливых местах).

4)Станция «Зарядись!»

Ребята, сейчас вы на несколько минут забудете, что у вас есть соперники.

Я буду приглашать по одному человеку из каждой команды. Один из них будет читать упражнения, которые надо выполнить. Другой будет одновременно с ним показывать совсем другие упражнения. Сначала ваша задача будет выполнять то, что вам показывают и не слушать читающего. Затем наоборот.

5) Станция «Общая буква».

Каждой команде я раздам задания, где вместо слов есть только точки, которые означают количество букв в каждом слове. Но также имеется одна общая буква, которая встречается во всех этих словах.

Команда №1. Команда №2.

«Название соцветий». «Части цветка».

. . . о . (щиток) . . . . . . . к (лепесток)

. о . . . . (зонтик) . . . . . к (венчик)

. о . . . . . . (корзинка) . . . . . к (пестик)

. о . . . (колос) . . . . . к . (тычинки)

6) Остановка «Собери ромашку».

Ребята, я предлагаю сделать небольшую остановку. Вот поляна необычных ромашек (на столе заготовки «ромашек»). Их лепестки перемешались и нам надо для каждой «ромашки» найти ее лепестки. Прошу по одному члену из каждой команды собрать свои «ромашки».

7) Станция «Алфавит».

Поехали дальше. Я буду читать вам вопросы, ответы на которые начинаются с определенной буквы алфавита.

Ответы на букву А.

  1. Сладкий и полезный цитрус (апельсин).

Ответы на букву Б.

  1. Корень, который находится на главном корне (боковой).

  2. Плод гороха (боб).

Ответы на букву В.

  1. Совокупность всех лепестков цветка (венчик).

Ответы на букву Г.

  1. Почки клубня картофеля (глазки).

Ответы на букву Д.

  1. Укороченный стебель луковицы (донце).

Ответы на букву Ж.

  1. Сухой плод (желудь).

  2. Пучки проводящей ткани в листьях (жилки).

Ответы на букву З.

  1. Плод пшеницы (зерновка).

  2. Расширенная часть пестика (завязь).

Ответы на букву К.

  1. Подземный орган растения (корень).

  2. Слой постоянно делящихся клеток (камбий).

Ответы на букву Л.

  1. Видоизмененный побег (луковица).

Ответы на букву М.

  1. Соцветие (метелка).

Ответы на букву О.

  1. Часть плода (околоплодник).

Ответы на букву П.

  1. Женский половой орган (пестик).

  2. Зачаточный побег (почка).

Ответы на букву Р.

  1. Корнеплод (редис, репа).

Ответы на букву С.

  1. Группа цветков (соцветие).

  2. Часть стебля, где накапливаются питательные вещества (сердцевина).

Ответы на букву Т.

  1. Мужской половой орган (тычинка).

  2. Сочный плод (тыквина).

Ответы на букву У.

  1. Место на стебле, от которого отходит лист (узел).

Ответы на букву Ц.

  1. Генеративный орган растения (цветок).

Ответы на букву Ч.

  1. Часть околоцветника (чашечка).

Ответы на букву Э.

  1. Запас питательных веществ в семени (эндосперм).

Ответы на букву Я.

  1. Сочный плод (ягода).

8) Станция «Третий лишний».

Ребята, вам необходимо из предложенный слов убрать одно лишнее и объяснить, почему вы выбрали именно его.

Команда №1. Команда №2.

А) Корнеплод, корневище, клубень. А) Цветок, лист, корень.

Б) Цветок, лист, плод. Б) Корневые шишки, корневище, корнеплод

В) Устьица, чечевички, мякоть. В) Завязь, пыльник, рыльце.

Г) Колос, ягода, метелка. Г) Перистое, параллельное, пальчатое.

9) Остановка «Корзинка».

Пора сделать еще одну остановку. Приглашается по одному члену из каждой команды. Перед вами корзины, в которые одному участнику необходимо сложить названия сочных плодов, а другому – сухих. Кроме этого вы должны назвать растения, имеющие такие плоды.

Корзина №1. Корзина №2.

Ягода (смородина) Желудь (дуб)

Тыквина (кабачок) Орех (лещина)

Костянка (вишня) Семянка (подсолнечник)

Яблоко (груша) Зерновка (пшеница)

10) Станция «Загадка».

Один – в земле копается,

Другой – в свету купается;

И хотя они друзья,

Поменяться им нельзя.

(корни и листья)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце покраснела я,

И вот теперь я спелая.

(ягода)

Растут - зеленеют,

Упадут - пожелтеют,

Полежат – почернеют.

(листья)

Вырос в поле дом –

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

И стоит новый дом

На столбе золотом.

(колосок)

Рос шар бел,

Ветер дунул – улетел.

(одуванчик)

На ветках – плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки.

(почки)

Во мне есть все:

Я должен стать красивым,

Большим зеленым, как родитель мой.

Пока – покой. И я пока счастливый,

И мир вокруг хоть тесный, но живой.

(семя)

11) Станция «Самые, самые».

Здесь я проверю, как вы справились с домашним заданием. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны как можно быстрее на них отвечать.

1. Растение, которое имеет самые большие листья. (Виктория амазонская – диаметр листьев до 2м)

2. Растение, у которого самые маленькие листья (Ряска)

3. Дерево, имеющее самый толстый ствол (Секвойя гигантская – 48м)

4. Растение, у которого самый длинный стебель (Ротанговая пальма – 300-400м)

5. Растения, у которых самые длинные корни (Пшеница, дикий инжир, верблюжья колючка)

6. Растение, которое имеет самый большой цветок (Аморфофаллус гигантский – 2,6м, 100кг).

12) Конечная станция.

Капитаны команд сначала подсчитают количество цветов, полученных каждым участником, и запишут результаты. Затем все сложите, и мы определим победителей.

5. Выставление отметок.

Те, кто проявлял большую активность и заработал для команд наибольшее количество баллов, а также те, кто, хоть и был более сдержанным, но сделал ребусы или участвовал в подготовке домашнего задания, получают «5». Остальные, набравшие по 8 и более цветов, получают «4». Отметку «3» никто не получит, так как мы только обобщали полученные вами знания по разделу «Органы цветковых растений».

6. Домашнее задание.

Подготовиться к итоговому тесту, используя вопросы в рубрике «Проверь себя!»

7. Рефлексивная минутка.

Получили ли вы удовольствие от сегодняшнего урока? Действительно ли вам он помог перед предстоящим тестом? Если да, то украсьте цветами лист зеленого цвета. Если вы чем-то недовольны, то - лист желтого цвета. Но, а если у вас остались только негативные эмоции, то - лист красного цвета.

8. Подведение итогов.

Итак, посмотрите внимательно еще раз на эпиграф нашего урока. Растение – живой организм, который имеет определенные части - органы. Есть органы, которые участвуют только в размножении (генеративные). Другие – выполняют все основные жизненно важные функции (вегетативные). Каждый орган имеет определенное строение и выполняет соответствующую функцию. Вы узнали, что органы у растений имеют различные размеры, но все они необходимы. Я надеюсь, что проходя мимо дерева, кустарника, травинки вы десять раз подумаете, прежде чем сорвать лист, цветок или сломать ветку.

Литература.

1.Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. -М.: Вентана-Граф, 2009.

2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. - М.: Эксмо, 2005.

3. Гекалюк М.С. Биология. 6 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012.

4. Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. – М: ТКО «АСТ», 1996.

docbase.org

Урок биологии в 6 классе по теме: «Органы цветковых растений»

Краснодарский край Каневской район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Г.К. Нестеренко

Урок биологии в 6 классе

по теме:

«Органы цветковых растений»

Учитель биологии

МБОУ СОШ №1

Кравченко

Ольга Васильевна

2012-2013 учебный год

Тема: Органы цветковых растений.

Цель:

1) обобщить знания учащихся о строении, значении и многообразии органов растительного организма;

2) развить умения учащихся пользоваться дополнительной литературой, интернетом, способствовать творческому развитию учеников;

3) воспитать бережное отношение к растениям, которые украшают и поддерживают нашу жизнь, поощрять стремление сильных учащихся помогать отстающим.

Оборудование: ребусы, заготовки «ромашек», «корзинок», мультимедийная презентация, бумажные цветы, эпиграф на доске: «И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет» Рабиндранат Тагор.

Подготовка к уроку: класс делиться на две равноценные команды (одинаковое количество учащихся, имеющих «5», «4» и «3» по биологии), которые должны придумать себе название и эмблему; учащиеся готовят ребусы, капитаны команд организуют поиск ответов на предложенные заранее вопросы, готовятся к «биологическому футболу».

Ход урока:

1. Организационный момент.

Члены команд садятся за свои столы. На столах находятся эмблемы, листы и ручки.

2. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать нашу игру-путешествие давайте познакомимся (команды представляются). У каждой команды на столах есть эмблемы, которые несут в себе определенный смысл. Объясните, что означают символы ваших команд?

3. Вступление (тема, цель).

Ребята, мы с вами закончили раздел «Органы цветковых растений». Обратите внимание на эпиграф нашего урока. О чем он вам говорит? Растение – живой организм. Как и все живое – это сложная система, которая состоит из определенных компонентов – органов. Органы нужны растению, чтобы осуществлять процессы жизнедеятельности. Каждый орган имеет определенное строение и выполняет свойственные только ему функции. Если орган перестанет функционировать, погибнет все растение.

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним об органах растений, их многообразии и значении. Многие из вас постарались проявить смекалку и художественные способности, составляя ребусы. При подготовке к уроку вам пришлось использовать интернет и дополнительную литературу, чтобы найти ответы на предложенные задания, а также самим придумать вопросы для соперников. Я думаю, итогом нашей игры будет заботливое отношение к природе.

Мы с вами будем путешествовать на цветочном трамвае (презентация). Наш трамвай будет заезжать на разные станции. Постепенно выполняя задания на станциях, мы прибудем на конечную остановку, где подсчитаем полученные вашими командами баллы и определим победителей. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны в форме цветов. Каждый член команды собирает свои цветы, которые будут нужны для выставления отметки.

4. Игра-путешествие.

Итак, в путь! Перед вами первая станция.

1) Станция «Шифровальная».

Ребята, на этой станции органы и части органов растений зашифрованы. Я буду показывать по очереди каждой команде ребусы. Вы должны их отгадывать.

2) Станция «Путаница».

На этой станции буквы в словах перемешались. Вам необходимо привести все в порядок и написать правильные ответы.

Команда №1. Команда №2.

ОЕПБГ (побег) ДЛОП (плод)

ИКПЕТС (пестик) ТБЕЕЬСЛ (стебель) СИЛТ (лист) ОЧАКП (почка) ЬКЕРОН (корень) ОЦЕКВТ (цветок)

3) Станция «Биологический футбол».

На этой станции члены команд должны задать соперникам по три вопроса. Если ответ правильный (отбили «мяч»), балл дается соперникам. Если нет, то – нападающим.

  1. Почему семена нельзя хранить в полиэтиленовых пакетах? (Потому что, находящийся там зародыш, может задохнуться).

  2. Почему при пересаживании растения важно не повредить кончик корня? (Потому что кончик корня – его верхушка, которой он растет).

  3. Почему в темных еловых лесах насекомоопыляемые цветы имеют белый околоцветник? (Чтобы они были заметны насекомым-опылителям).

  4. Что общего между картофелем и смородиной? (Эти растения имеют плод ягоду).

  5. Почему листья растений, которые находятся в тени, имеют меньше слоев клеток в столбчатой ткани мякоти? (Потому что в тени меньше солнечного света и меньше образуется органических веществ).

  6. Почему у некоторых растений имеются луковицы? (В них накапливается вода и питательные вещества, что необходимо для выживания в засушливых местах).

4)Станция «Зарядись!»

Ребята, сейчас вы на несколько минут забудете, что у вас есть соперники.

Я буду приглашать по одному человеку из каждой команды. Один из них будет читать упражнения, которые надо выполнить. Другой будет одновременно с ним показывать совсем другие упражнения. Сначала ваша задача будет выполнять то, что вам показывают и не слушать читающего. Затем наоборот.

5) Станция «Общая буква».

Каждой команде я раздам задания, где вместо слов есть только точки, которые означают количество букв в каждом слове. Но также имеется одна общая буква, которая встречается во всех этих словах.

Команда №1. Команда №2.

«Название соцветий». «Части цветка».

. . . о . (щиток) . . . . . . . к (лепесток)

. о . . . . (зонтик) . . . . . к (венчик)

. о . . . . . . (корзинка) . . . . . к (пестик)

. о . . . (колос) . . . . . к . (тычинки)

6) Остановка «Собери ромашку».

Ребята, я предлагаю сделать небольшую остановку. Вот поляна необычных ромашек (на столе заготовки «ромашек»). Их лепестки перемешались и нам надо для каждой «ромашки» найти ее лепестки. Прошу по одному члену из каждой команды собрать свои «ромашки».

7) Станция «Алфавит».

Поехали дальше. Я буду читать вам вопросы, ответы на которые начинаются с определенной буквы алфавита.

Ответы на букву А.

  1. Сладкий и полезный цитрус (апельсин).

Ответы на букву Б.

  1. Корень, который находится на главном корне (боковой).

  2. Плод гороха (боб).

Ответы на букву В.

  1. Совокупность всех лепестков цветка (венчик).

Ответы на букву Г.

  1. Почки клубня картофеля (глазки).

Ответы на букву Д.

  1. Укороченный стебель луковицы (донце).

Ответы на букву Ж.

  1. Сухой плод (желудь).

  2. Пучки проводящей ткани в листьях (жилки).

Ответы на букву З.

  1. Плод пшеницы (зерновка).

  2. Расширенная часть пестика (завязь).

Ответы на букву К.

  1. Подземный орган растения (корень).

  2. Слой постоянно делящихся клеток (камбий).

Ответы на букву Л.

  1. Видоизмененный побег (луковица).

Ответы на букву М.

  1. Соцветие (метелка).

Ответы на букву О.

  1. Часть плода (околоплодник).

Ответы на букву П.

  1. Женский половой орган (пестик).

  2. Зачаточный побег (почка).

Ответы на букву Р.

  1. Корнеплод (редис, репа).

Ответы на букву С.

  1. Группа цветков (соцветие).

  2. Часть стебля, где накапливаются питательные вещества (сердцевина).

Ответы на букву Т.

  1. Мужской половой орган (тычинка).

  2. Сочный плод (тыквина).

Ответы на букву У.

  1. Место на стебле, от которого отходит лист (узел).

Ответы на букву Ц.

  1. Генеративный орган растения (цветок).

Ответы на букву Ч.

  1. Часть околоцветника (чашечка).

Ответы на букву Э.

  1. Запас питательных веществ в семени (эндосперм).

Ответы на букву Я.

  1. Сочный плод (ягода).

8) Станция «Третий лишний».

Ребята, вам необходимо из предложенный слов убрать одно лишнее и объяснить, почему вы выбрали именно его.

Команда №1. Команда №2.

А) Корнеплод, корневище, клубень. А) Цветок, лист, корень.

Б) Цветок, лист, плод. Б) Корневые шишки, корневище, корнеплод

В) Устьица, чечевички, мякоть. В) Завязь, пыльник, рыльце.

Г) Колос, ягода, метелка. Г) Перистое, параллельное, пальчатое.

9) Остановка «Корзинка».

Пора сделать еще одну остановку. Приглашается по одному члену из каждой команды. Перед вами корзины, в которые одному участнику необходимо сложить названия сочных плодов, а другому – сухих. Кроме этого вы должны назвать растения, имеющие такие плоды.

Корзина №1. Корзина №2.

Ягода (смородина) Желудь (дуб)

Тыквина (кабачок) Орех (лещина)

Костянка (вишня) Семянка (подсолнечник)

Яблоко (груша) Зерновка (пшеница)

10) Станция «Загадка».

Один – в земле копается,

Другой – в свету купается;

И хотя они друзья,

Поменяться им нельзя.

(корни и листья)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце покраснела я,

И вот теперь я спелая.

(ягода)

Растут - зеленеют,

Упадут - пожелтеют,

Полежат – почернеют.

(листья)

Вырос в поле дом –

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

И стоит новый дом

На столбе золотом.

(колосок)

Рос шар бел,

Ветер дунул – улетел.

(одуванчик)

На ветках – плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки.

(почки)

Во мне есть все:

Я должен стать красивым,

Большим зеленым, как родитель мой.

Пока – покой. И я пока счастливый,

И мир вокруг хоть тесный, но живой.

(семя)

11) Станция «Самые, самые».

Здесь я проверю, как вы справились с домашним заданием. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны как можно быстрее на них отвечать.

1. Растение, которое имеет самые большие листья. (Виктория амазонская – диаметр листьев до 2м)

2. Растение, у которого самые маленькие листья (Ряска)

3. Дерево, имеющее самый толстый ствол (Секвойя гигантская – 48м)

4. Растение, у которого самый длинный стебель (Ротанговая пальма – 300-400м)

5. Растения, у которых самые длинные корни (Пшеница, дикий инжир, верблюжья колючка)

6. Растение, которое имеет самый большой цветок (Аморфофаллус гигантский – 2,6м, 100кг).

12) Конечная станция.

Капитаны команд сначала подсчитают количество цветов, полученных каждым участником, и запишут результаты. Затем все сложите, и мы определим победителей.

5. Выставление отметок.

Те, кто проявлял большую активность и заработал для команд наибольшее количество баллов, а также те, кто, хоть и был более сдержанным, но сделал ребусы или участвовал в подготовке домашнего задания, получают «5». Остальные, набравшие по 8 и более цветов, получают «4». Отметку «3» никто не получит, так как мы только обобщали полученные вами знания по разделу «Органы цветковых растений».

6. Домашнее задание.

Подготовиться к итоговому тесту, используя вопросы в рубрике «Проверь себя!»

7. Рефлексивная минутка.

Получили ли вы удовольствие от сегодняшнего урока? Действительно ли вам он помог перед предстоящим тестом? Если да, то украсьте цветами лист зеленого цвета. Если вы чем-то недовольны, то - лист желтого цвета. Но, а если у вас остались только негативные эмоции, то - лист красного цвета.

8. Подведение итогов.

Итак, посмотрите внимательно еще раз на эпиграф нашего урока. Растение – живой организм, который имеет определенные части - органы. Есть органы, которые участвуют только в размножении (генеративные). Другие – выполняют все основные жизненно важные функции (вегетативные). Каждый орган имеет определенное строение и выполняет соответствующую функцию. Вы узнали, что органы у растений имеют различные размеры, но все они необходимы. Я надеюсь, что проходя мимо дерева, кустарника, травинки вы десять раз подумаете, прежде чем сорвать лист, цветок или сломать ветку.

Литература.

1.Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. -М.: Вентана-Граф, 2009.

2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. - М.: Эксмо, 2005.

3. Гекалюк М.С. Биология. 6 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012.

4. Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. – М: ТКО «АСТ», 1996.

globuss24.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта