§ 4. Органы цветковых растений. Органы цветковых растений
Органы цветковых растений - Сонин 6 класс (ответы)
Органы цветковых растений - Сонин 6 класс (ответы)
35. Дайте определение
Орган - это обособленная часть тела, состоящая из тканей и клеток и выполняющая определенные функции
36. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами
1. цветок
2. стебель
3. плод
4. лист
5. корень
37. Заполните таблицу "Органы цветкового растения"
Цветок | размножение |
Стебель | вынос листоев к свету, опора, транспорт веществ |
Плод | защита и распространение |
Лист | дыхание и фотосинтез, у некоторых: защита и опора |
Корень | укрепление растения в почве, минеральное питание, поглощение воды, запас веществ |
38. Выполните задания
1) Корневую систему с хорошо развитым главным корнем называют
стержневой
2) Нарисуйте схему этой системы
3) Корневую систему с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем называют
мочковатой
4) Нарисуйте схему этой системы
39. Напишите, у каких растений:
а) стержневая корневая система
у двудольных (горох, дуб, абрикос)
б) мочковатая корневая система
рис, пшеница, лук
40. Рассмотрите рисунок. Подпишите виды корней, обозначенные цифрами
1) Придаточные
2) Боковые
3) Главный
41. Заполните таблицу "Особенности строения корня растения"
Проведения | древесина и луб | транспорт минеральных веществ из корня в листья и органических веществ обратно |
Всасывания | клетки образуют корневые волоски | всасывание минеральных веществ |
Роста | клетки способны делиться | образование новых клеток |
Зона деления | клетки способны вытягиваться | рост корня |
Корневой чехлик | окружает зону деления |
защищает зону деления от механического воздействия |
42. Рассмотрите рисунок. Назовите видоизменения корней, изображенные на рисунке. Заполните таблицу
1. корнеплод | запасание питательных веществ | редис, морковь, свекла |
2. корневый клубни | запасание питательных веществ | георгины |
поднимает растения со слабым стеблем | плющ | |
4. дыхательные корни | снабжают кислородом подземные части растения | болотный киппарис |
5. ходульные корни | снабжают кислородом подземные части растения | баньян |
43. Рассмотрите рисунок. Подпишите части побега, ообзначенные цифрами
1. лист
2. стебель
3. узел
4. междоузлие
44. Рассмотрите рисунок. Подпиите части стебля, обозначенные цифрами
1. сердцевина
2. древесина
3. камбий
4. кора
5. пробка
45. Заполните таблицу "Строение стебля"
пробка | покровная | защита, опора |
луб | образовательная | транспорт органических веществ |
камбий | проводящая | образование новых клеток |
древесина | проводящая | транспорт минеральных веществ |
сердцевина | основная | запасающая |
46. Дайте определение
Почка - это зачаточный побег
47. Зарисуйте листовую и цветочную почки и подпишите их части
48. Рассмотрите рисунок. Какой лист изображен на рисунке. Подпишите части листа, обозначенные цифрами
1. черешок
2. лист
49. Рассмотрите рисунок. Какими цифрами обозначены простые и сложные листья? Впишите цифры в соответствующие строки
Простые листья: 1, 2, 4, 6, 7, 8,
Сложные листья: 3, 5, 9, 10
50. Дополните предложения
В листе происходят сложные процессы дыхания, образования питательных веществ и испарения воды. У некоторых растений листья выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса - защиту, усики гороха - опору
51. Зарисуйте внутреннее строение листа и подпишите его части
52. Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка, обозначенные цифрами
1. Рыльце
2. Столбик
3. Завязь
4. Цветоножка
5. Цветолистик
6. лепесток
7. Тычиночная нить
8. Пыльник
9. Тычинка
53. Рассмотрите рисунки цветков. Найдите на них цветоножку, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки, пестики (с завязью, столбиком и рыльцем) и раскрасьте каждую часть цветка одним цветом (например, чашечки зеленым, венчики - желтым, и т.д.)
54. Зарисуйте схему строения обоеполого и раздельнополого цветков
55. Дайте определение
Соцветие - это группа мелких цветков
56. В чем заключается биологическое значение соцветий?
Соцветия необходимы растениям для привлечения насекомых. то повышает вероятность опыления насекомыми
57. Заполните таблицу "Типы соцветий"
58. Заполните схему "Классификация плодов"
Плоды | |
Сухие | Сочные |
Односемянные | Односемянные |
Примеры: ясень, одуванчик, подсолнечник |
Примеры: персик, вишня, малина |
Многосемянные | Многосемянные |
Примеры: горох, арахис, дурман |
Примеры: томат, крыжовник, арбуз |
59. Рассмотрите рисунок. Подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли, обозначенные цифрами
1. Почечка
2. Стебелек
3. Корешок
4. Семядоли
5. Эндосперм
Однодольные: кукуруза, пшеница, лук
Двудольные: капуста, горох, одуванчик
61. Заполните схему "Органы покрытосеменных растений"
ОРГАНЫ | ||||
вегетативные | генеративные | |||
корень | побег |
цветок плод семя |
||
лист | стебель | почки |
pobio.ru
Генеративные органы цветковых
Генеративные органы цветковых к ним относятся цветки, плоды и семена. Это органы, с помощью которых происходит семенное размножение растений.
Цветок — это укороченный видоизмененный побегег с ограниченным ростом, содержащий вместо обычных зеленых листьев концентрически расположенные листья, приспособленные для выполнения функций размножения. Осевая часть цветка называется цветоложем, переходящим в цветоножку — часть стебля, непосредственно несущую цветок. Если цветоножка отсутствует, такой цветок называют сидячим. На цветоложе расположены все остальные части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки и пестик (или пестики).
Чашечка и венчик — внешние части цветка, составляющего покров, называемый околоцветником. Околоцветник может быть двойным и простым .
Простой околоцветник образован только чашелистиков или только лепестками. Двойной состоит из чашечки и венчика. Существуют растения, цветки которых не имеют околоцветника. Такие цветки называют голыми (у ясеня, ивы).
Чашелистики обычно зеленого цвета и больше всех похожи на настоящие листья. Они могут быть свободными или сросшимися, тогда собственно чашечка будет называться раздельно- или сростнолистной.
Венчик представляет собой совокупность лепестков, окраска которых зависит от наличия в них разных пигментов — красящих веществ, находящихся в клетке.
Лепестки также могут быть сросшиеся — сростнолепестные и свободные — раздельнолепестные. Они не только защищают тычинки и пестики, но и служат для привлечения насекомых-опылителей.
Главные части цветка — тычинки и пестики. Каждая тычинка состоит из тонкой тычиночной нити с расположенным на ее конце пыльником.
Пыльник представляет собой группу пыльцевых мешков. В них развиваются микроспоры, а из них — пыльцевые зерна или пылинки. Пыльцевое зерно (пылинка) микроскопических размеров, в нем развиваются мужские половые клетки — спермии, необходимые для оплодотворения. Тычинки могут быть в цветке свободные или сросшиеся. Совокупность тычинок называют андроцеем.
Пестик образуется из одного, двух или большего числа плодолистиков, совокупность которых называют гинецеем.
Пестик состоит из завязи, в которой находятся семязачатки (семяпочки), столбика (одного или нескольких) и рыльца, на котором прорастает попавшая при опылении пыльца. Завязь бывает верхняя (свободная), то есть прикрепленная основанием к цветоложу, средняя — срастается с цветоложем и нижняя — под околоцветником.
Цветки, у которых есть тычинки и пестики, называют обоеполыми. Если же в цветке есть только тычинки или только пестики, их называют раздельнополыми. Цветки, где есть только тычинки, называют тычиночными, если только пестики, — пестичными. Если тычиночные и пестичные цветки находятся на одном растении, то такие растения называются однодомными. Например, у кукурузы на верхушке растения находится соцветие-метелка, где собраны тычиночные цветки, а пестичные цветки расположены в соцветиях-початках. К однодомным относятся тыква, орешник, дуб, береза, огурец и др.
У двудомных растений (ива, конопля) на одном растении расположены тычиночные цветки, на другом — пестичные (рис. 36).
Различают цветки правильные, или неправильные — зигоморфные и несимметричные.
Все части цветка — чашелистики, лепестки, тычинки и пестики — могут прикрепляться к цветоложу, но спирали или кругами. Чтобы иметь более полное представление о цветке, о строении и расположении его частей, составляют его формулу и рисуют диаграмму. Особенности строения цветков — важнейший признак, который учитывается систематиками при классификации покрытосеменных, особенно при определении растения к такой таксономической единице, как семейство.
У многих растений развиваются одиночные цветки, располагающиеся по одному на верхушке побега, или в пазухах листьев (пазушные). У других растений цветки располагаются группами. Такая совокупность цветков получила название соцветие. Соцветия имеют большое биологическое значение для растения, так как благодаря им увеличивается возможность продлить существование вида.
Соцветия бывают простые и сложные.
К простым соцветиям принадлежат: кисть, зонтик, початок, щиток, корзинка, головка, простой колос. Им свойственна только одна ось соцветия, которая может быть удлиненной или укороченной.
Сложные соцветия образуются из простых вследствие разветвления главной оси соцветия. Сюда относятся: сложный зонтик, сложный колос, метелка, сережка и др.
Опыление — процесс, необходимый для последующего осуществления оплодотворения. Это перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестиков. Различают два типа опыления: самоопыление и перекрестное опыление. При самоопылении пыльца попадает на рыльце пестика в пределах одного цветка. При перекрестном опылении пыльца переносится с одного цветка на другой. Такое опыление осуществляется при помощи ветра, воды, насекомых, птиц и других животных.
У ветроопыляемых растений цветки мелкие, не имеют яркой окраски и аромата и чаще всего собраны в соцветия (у всех злаков). Опыление с помощью воды встречается у немногих водных растений (злодеи, роголистников и др.).
Насекомыми опыляется почти 9/10 покрытосеменных растений. Цветки насекомоопыляемых растений преимущественно яркие, имеют запах, нектар, липкую пыльцу с выростами.
Цветки, опыляемые птицами (колибри, белоглазками), характеризуются отсутствием запаха, что связано со слабым обонянием у птиц. Зато эти цветы имеют яркий околоцветник и выделяют много водянистого нектара (в нем около 5% сахара), что и привлекает птиц-опылителей.
Для повышения урожайности культурных растений или выведения новых сортов растений человек осуществляет еще один вид опыления — искусственное опыление. При выведении новых сортов растений подбирают исходные виды и сорта растений дли искусственного опыления, которое называют скрещиванием.
Скрещивание двух или нескольких наследственно различающихся по тому или другому признаку растений получило название гибридизации. При помощи гибридизации ученые вывели многие сорта культурных растений.
Оплодотворение происходит после попадания пыльцы на рыльце пестика. Этому процессу предшествует прорастание пыльцевого зерна на рыльце пестика. Прорастание начинается с набухания пыльцевого зерна и развития пыльцевой трубки, которая растет через ткани рыльца и столбика, врастает в полость завязи, достигает семязачатка и входит в него через микропиле (от греч. «микро» малый и «пиле» — ворота).
В семязачатке к этому времени бывает развит зародышевый мешок, образовавшийся из мегаспоры и состоящий из семи клеток, одна из которых — яйцеклетка (женская гамета), а самая крупная — центральная клетка с двумя ядрами.
Когда пыльцевая трубка дорастает до зародышевого мешка и входит в него, она лопается и спермин осуществляют оплодотворение — один сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, а другой — с центральной клеткой. Этот процесс называют двойным оплодотворением. Из зиготы затем развивается зародыш, а из центральной клетки эндосперм (ткань, запасающая питательные вещества).
После оплодотворения из семязачатков формируются семена, а сам цветок превращается в плод. Плод, образованный из нескольких пестиков одного цветка, получил название свободного (у малины, ежевики). Плоды различаются величиной, формой, консистенцией околоплодника (сухие или сочные), бывают односемянные и многосемянные.
Распространение плодов и семян способствует расселению растений и процветанию видов. Плоди и семена могут распространяться самостоятельно (желтая акация, люпин, недотрога, герань, фиалка и др.). У этих растений после созревания плоды растрескиваются и с силой выбрасывают семена на значительные расстояния. Такой способ распространения называют автохорией. Плоды могут распространяться ветром — анемохория, с помощью воды — гидрохория, с помощью птиц — орнитохория, зоохория — с помощью животных. Этими способами распространяются семена растений с сочными плодами. Нередко на плодах развиваются прицепки и липкие вещества (череда, лопух и др.), что способствует их распространению. Важным фактором расселения растений является человек. Его влияние на распространение растений стало особенно ощутимым в наше время, с развитием связей между странами и континентами.
shkolo.ru
Параграф 4. Органы цветковых растений
1. Что такое орган? Какие органы растений вы знаете?
Орган (от греческого «органон» — орудие, инструмент) — это часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение в организме. Органы цветковых растений: побеги, корни, цветки, плоды с семенами.
2. Какие органы образуют побег?
Побег состоит из стебля, листьев и почек.
3. Каково значение корня?
Растение укрепляется в почве с помощью корня. Мощная корневая поглощает из почвы воду и растворённые в ней питательные вещества.
У некоторых растений, например у редиса, моркови, свёклы, из главного корня и основания побега образуются корнеплоды, которые служат местом запасания питательных веществ. Некоторые тропические древесные растения, живущие на затопляемых морскими приливами побережьях, образуют дыхательные корни, которые поглощают воздух и снабжают им подземные части растения. У других растений (например, у тропического баньяна) — корни-подпорки. Растения со слабым стеблем (например, плющ) с помощью корней-прицепок поднимаются вверх по стенам, стволам растений-соседей.
4. Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой? У каких растений стержневая система?
Корневые системы бывают стержневыми — с хорошо развитым главным корнем (люпин, фасоль, одуванчик) и мочковатыми — с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем (рис, пшеница, лук).
5. Какие структуры корня обеспечивают функцию всасывания?
Корневые волоски всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Они увеличивают всасывающую поверхность корня в сотни раз.
6. Из зародышевого корешка семени формируется главный корень. Могут ли формироваться растения, у которых изначально нет главного корня?
Нет, только если у растения мочковатая корневая система, главный корень недоразвитый или рано отмирает.
7. Расскажите о многообразии и строении листьев.
Лист занимает на стебле боковое положение и обычно состоит из листовой пластинки, которая прикреплена к стеблю с помощью черешка. Листья, не имеющие черешка, называют сидячими. Нижнюю часть листа называют основанием. На нём у некоторых растений образуются прилистники. Однако не все растения имеют прилистники. Нет их, например, у сирени и ландыша, а у льна, элодеи, гвоздики нет черешков.
Различаются листья и числом листовых пластинок на черешке. Так, листья берёзы, липы имеют по одной листовой пластинке — это простые листья. У листьев рябины, акации, шиповника на черешке находится несколько листовых пластинок — это сложные листья.
8. Объясните, почему удаление узкого кольца коры (луба) у дерева является серьёзным повреждением и может привести к гибели растения.
По лубу перемещаются органические вещества. Поэтому при его повреждении часть растения ниже раны будет лишена притока органических веществ и постепенно погибнет.
9. Какое строение имеет цветок?
Обычно цветок состоит из венчика, образованного лепестками — сросшимися (табак, незабудка) или раздельными (яблоня, вишня). У большинства растений венчик окружён чашелистиками, образующими чашечку. Она также может быть сростнолистной или раздельнолистной. Чашечка и венчик составляют двойной околоцветник. В простом околоцветнике все листочки одинаковые, как, например, у тюльпана.
Главная часть цветка — пестик и окружающие его тычинки. Пестик располагается в центре цветка. Он состоит из завязи, столбика и рыльца. Из завязи после опыления и оплодотворения развиваются плод и семена. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. Количество пестиков и тычинок в цветках разных растений различно, но тычинок всегда больше. Все части цветка располагаются на цветоложе, которое у большинства растений является расширенной частью цветоножки.
10. Что такое соцветие?
Соцветия — это группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке.
11. Что такое плод, каково его значение?
Плод - орган размножения покрытосеменных растений, образующийся из завязи цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключенных в нём семян.
12. Почему у многих растений цветки собраны в группы — соцветия?
Соцветие увеличивает шансы опыления, а соответственно и размножения.
13. Изучив текст на с. 33, выделите правила схематического изображения соцветий. Самостоятельно нарисуйте схему соцветия растения, предложенного учителем.
14. Какие ещё варианты классификаций плодов вы можете предложить?
В большинстве классификаций плоды обычно разделяют на настоящие (формирующиеся из разросшейся завязи) и ложные (в их образовании принимают участие и другие органы).
Настоящие плоды подразделяют на простые (сформированные из одного пестика) и сложные (возникшие из многочленного апокарпного гинецея).
15. Назовите, известные вам растения, плоды которых ядовиты.
Жимолость лесная, белладонна, волчье лыко, вороний глаз, паслен сладко-горький, паслен черный, ландыш майский и др.
resheba.com
Органы растения, их функции и взаимосвязь
Ткани формируют органы высших растений. Растения очень разнообразны: от маленькой ряски, плавающий на воде, различных травянистых растений (пшеница, клевер, лютик, папоротник-орляк), кустарников (малина, шиповник, боярышник, сирень) до высоких деревьев (сосна, береза, клен, дуб, тополь).
Растения имеют разные жизненные формы, которые обеспечивают приспособление к условиям существования. И все они состоят из одинаковых органов: имеют корни и побеги и органы, благодаря которым происходит их половое и неполовое размножения.
Половое размножение происходит с участием гамет — половых клеток: мужские (сперматозоиды или спермин) и женских (яйцеклетки). Неполовое размножение осуществляется при помощи одной клетки — споры, из которой вырастает новый организм. Все органы делятся на вегетативные и генеративные.
Вегетативные органы состоят из корней и побегов и выполняют функцию роста, питания, обмена веществ. Вегетативные органы не участвуют в половом размножении и все же могут размножаться так называемым вегетативным способом (например, с помощью корневищ, клубней, луковиц, усов и др.). При таком способе новый организм вырастает из многоклеточной части материнской особи.
Основными функциями корня является всасывание растворов минеральных веществ, их проведение в надземных частей и закрепления растений в почве. Листок (боковая часть побега) осуществляет фотосинтез, газообмен и испарение воды. Стебель (осевая часть побега) обеспечивает связь между всеми частями растения, увеличивает поверхность надземной части, образует и определенным образом располагает листья и цветки. Кроме основных, вегетативные органы выполняют дополнительные функции.
Генеративные органы обеспечивают половое размножение. Генеративные органы покрытосеменных растений — цветки, за счет которых формируются плоды с семенами. Половое размножение цветковых растений происходит в период цветения (т.е. когда цветки раскрываются). По форме, размеру, цвету и особенностями строения цветка очень разнообразны. Однако основные моменты в строении и развитии цветка у всех растений одинаковы.
Цветки имеют тычинки, пестики и околоцветник, которая их окружает. Основной функцией тычинок является формирование пыльцевых зерен, в которых находятся мужские половые клетки. В пестик расположены семенные зачатки, у них находятся женские половые клетки. С семенного зачатка после оплодотворения возникает семя, внутри которой под кожицей есть зародыш и эндосперм.
Окруженная семя околоплодника, образующийся из стенок завязи. Вместе семя и оплодень составляют плод. После периода покоя с семени при благоприятных условиях развивается молодое растение. Генеративные органы многих других растений (например, мхов, хвощей, папоротников), имеют иное строение.
Вегетативные органы цветковых растений. Вегетативными органами у растений есть те, которые служат для поддержания индивидуальной жизни. У цветковых растений это корни и побег (который состоит из стебля, почек, листьев).
Корень — это осевой, радиально симметричный подземный орган растения. Основные функции корня — это закрепление растений в почве и обеспечение их растворами минеральных веществ (грунтовое питание). Движение растворов по растениям в восходящем направлении обеспечивается активным нагнетанием растворов в сосуды живыми клетками корня (так называемым корневым давлением). Возник корень растений как приспособление к жизни на суше.
В высших споровых растений корни только дополнительные (возникают на любой части растения, кроме корня) у голосеменных развитый главный корень (возникает из семени и всегда один). Боковые корни ответвляются от главного и дополнительных корней.
У покрытосеменных могут быть все три типа корней. Совокупность корней растения образует корневую систему. По форме она может быть стержневой и мочковатая. В стержневой системы хорошо развитый главный корень, который отличается от других корней (у одуванчика, яблони, лопуха). Если главный корень отсутствует или слабо развит и малозаметный среди дополнительных корней, то такую корневую систему называют мочковатая (в пшенице, ржи, кукурузы, подорожника).
Корень, кроме основных функций, может выполнять дополнительные: накапливает в клетках запасные вещества, синтезирует жизненно важные для растения соединения (аминокислоты, гормоны, витамины и др.). Корень может выполнять дополнительные функции, приобретая определенные новые черты строения, называется видоизменения корня.
Корнеплод — сложное образование: в главном корне и основе побега откладываются запасные питательные вещества, он утолщается (морковь, свекла, петрушка, редька). Корневые клубни образуются при откладывании запасных питательных веществ в дополнительных боковых корнях, которые приобретают клубневидные формы (георгин, батат, Пшинка весенняя).
Корни — присоски присущи растениям-паразитам (повилика) и полупаразитами (омела, колокольчик). Такие корни проникают в толщу стеблей других видов и потребляют их соки. Паразитизм — явление, когда организм одного вида поселяется внутри или на поверхности организма другого вида (хозяина) и питается его веществами.
Дыхательные корни встречаются у некоторых растений болот для обеспечения дыхания подземной части растения. Это боковые корни, которые растут вверх и поднимаются над поверхностью почвы (или воды). Опорные корни — придаточные корни, которые образуются на стебле: свисающие корни фикуса бенгальского; ходульные корни для дополнительной опоры у кукурузы; доскоподобные корни фикуса каучуконосного; корни-придирки вдоль стебля вьющихся растений (у плюща).
xn----7sbfhivhrke5c.xn--p1ai