Орган цветкового растения. Органы цветкового растения Органы цветкового растения Вегетативные

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Обобщение по теме "Органы цветкового растения". Орган цветкового растения


Органы цветкового растения Органы цветкового растения Вегетативные

Органы цветкового растения Органы цветкового растения

Органы цветкового растения Вегетативные Корень Генеративные Цветки Побег Плоды Листья Стебель Семена Почки Органы цветкового растения Вегетативные Корень Генеративные Цветки Побег Плоды Листья Стебель Семена Почки

Цветок Цветоножка Пестик(и) Околоцветник Цветоложе Тычинки

Цветок Цветоножка Пестик(и) Околоцветник Цветоложе Тычинки

 Плод вишни состоит из околоплодника и одного семени. Околоплодник образован тонкой кожицей, сочной Плод вишни состоит из околоплодника и одного семени. Околоплодник образован тонкой кожицей, сочной мякотью и деревянистой косточкой. Семя вишни имеет семенную оболочку и зародыш, в котором выделяют зародышевый корень и зародышевый побег. Кожица Сочная мякоть Косточка

Растение – целостный организм. Все его органы – части единого организма, которые дополняют друга

Растение – целостный организм. Все его органы – части единого организма, которые дополняют друга и работают взаимосвязанно. От здоровья и работы одного органа зависит работа и здоровье других органов, а также здоровье всего растительного организма.

Растительное сообщество - совокупность растений, произрастающих совместно на общей территории. Основные растительные сообщества: • Растительное сообщество - совокупность растений, произрастающих совместно на общей территории. Основные растительные сообщества: • лес • луг • болото • степь.

Растительные сообщества: Растительные сообщества:

Растительное сообщество или фитоценоз (от греч. слов «фитон» - растение и «койнос» общий) –

Растительное сообщество или фитоценоз (от греч. слов «фитон» - растение и «койнос» общий) – это группы растений, приспособленных к определенным условиям жизни на определенном участке земной поверхности и друг к другу в течение длительного времени.

ФИТОЦЕНОЗЫ Естественные Искусственные (природные) (созданные человеком) ФИТОЦЕНОЗЫ Естественные Искусственные (природные) (созданные человеком)

Типы растительных сообществ Еловый лес: хвоя ели разлагается медленно, накапливаясь с каждым годом образует Типы растительных сообществ Еловый лес: хвоя ели разлагается медленно, накапливаясь с каждым годом образует подстилку, влияющую на свойства почвы, температуру и влажность Сопутствующие растения елового леса: кислица майник черника брусника мхи

Типы растительных сообществ Сосновый лес: - песчаная почва, в которой мало питательных веществ; - Типы растительных сообществ Сосновый лес: - песчаная почва, в которой мало питательных веществ; - много света; - бедный видовой состав. Сопутствующие растения соснового леса: кошачья лапка сфагнум герань сон-трава

Типы растительных сообществ Широколиственный лес: почвы богаты минеральными веществами, поэтому видовой состав разнообразен Из Типы растительных сообществ Широколиственный лес: почвы богаты минеральными веществами, поэтому видовой состав разнообразен Из деревьев здесь растут: дуб рябина клен липа береза

Типы растительных сообществ Широколиственный лес: Из кустарников здесь встречаются: орешник(лещина) жимолость лесная бересклет Травянистый Типы растительных сообществ Широколиственный лес: Из кустарников здесь встречаются: орешник(лещина) жимолость лесная бересклет Травянистый покров: вороний глаз копытень медуница ветреница

Приспособленность у растений для совместного проживания u Ярусность(этажность) - надземная Ярусное расположение растений в Приспособленность у растений для совместного проживания u Ярусность(этажность) - надземная Ярусное расположение растений в лесу связано с неодинаковой потребностью в освещенности, количество света уменьшается от яруса к ярусу.

Приспособленность у растений для совместного проживания - подземная Глубже проникают корни деревьев, чуть выше Приспособленность у растений для совместного проживания - подземная Глубже проникают корни деревьев, чуть выше кустарников, еще выше корни травянистых растений. Подземная ярусность позволяет растениям поглощать воду и минеральные вещества из разных по глубине слоев земли. Надземная и подземная ярусность наблюдается не только в лесном сообществе, но и у луговых растений.

Приспособленность у растений для совместного проживания u Сезонные изменения в растительном сообществе (развитие в Приспособленность у растений для совместного проживания u Сезонные изменения в растительном сообществе (развитие в разные сроки) - Как опыляются такие деревья? - Какие приспособления к опылению у них имеются? - Как распространяются плоды и семена? тополь осина орешник береза верба

Приспособленность у растений для совместного проживания u Сезонные изменения в растительном сообществе (развитие в Приспособленность у растений для совместного проживания u Сезонные изменения в растительном сообществе (развитие в разные сроки) Под пологом облиственных деревьев 1 -го яруса широколиственных лесов ветра почти не бывает. - Какие способы опыления деревьев второго яруса и кустарников, цветущих в таких условиях? - Как происходит распространение плодов у этих растений? жимолость шиповник малина рябина

Приспособленность у растений для совместного проживания u Сезонные изменения в растительном сообществе (развитие в

Приспособленность у растений для совместного проживания u Сезонные изменения в растительном сообществе (развитие в разные сроки) Раннее цветение некоторых травянистых растений также приспособление к жизни в широколиственном лесу. Глубокий рыхлый снег и лесная подстилка из опавшей листвы предохраняют почву от промерзания, поэтому травянистые растения появляются на свет сразу после схода снега. К лету надземная часть отмирает, а в почве сохраняются подземные органы (клубни, луковицы, корневища). чистяк хохлатка гусиный лук ветреница

Приспособленность у растений для совместного проживания u Сожительство организмов в растительном сообществе - симбиоз: Приспособленность у растений для совместного проживания u Сожительство организмов в растительном сообществе - симбиоз: взаимовыгодное сожительство двух разных видов, входящих в состав одного сообщества Симбиоз грибов и растений Симбиоз бобовых растений с клубеньковыми бактериями

Приспособленность у растений для совместного проживания u Сожительство организмов в растительном сообществе - паразитизм: Приспособленность у растений для совместного проживания u Сожительство организмов в растительном сообществе - паразитизм: вид сожительства, приносящий пользу одному организму и вред другому

Смена растительных сообществ Причины смены растительных сообществ: - изменение климата - изменение состава и Смена растительных сообществ Причины смены растительных сообществ: - изменение климата - изменение состава и структуры почв - жизнедеятельность самих сообществ - деятельность человека

Правила поведения в природе 1. 2. 3. 4. 5. В лесу, на лугу, у Правила поведения в природе 1. 2. 3. 4. 5. В лесу, на лугу, у реки вы – гости. Старайтесь поменьше беспокоить птиц, зверей, насекомых, особенно в период гнездования и выведения потомства. Если встретите птенцов или маленьких зверей, оставьте их на месте, не берите с собой. Никто не создаст им лучших условий для роста и развития, чем родители. Бережно относитесь к растениям: собирая цветы, мы лишаем природу её красоты и невольно производим искусственный отбор, оставляя для созревания плодов и семян более слабые и менее жизнеспособные особи. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню. Старайтесь ходить в лесу только по тропинкам. В лесу соблюдайте тишину.

Правила поведения в природе 6. 7. Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу. Помните: бумага

Правила поведения в природе 6. 7. Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу. Помните: бумага до полного разложения будет лежать более 2 лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – свыше 1000 лет. Покидая лес, луг, ручей, посмотрите, что вы оставляете после себя. Пусть после вашего ухода ручей останется прозрачным, лес – зеленым, трава – пушистой, а ваша совесть – чистой.

present5.com

Обобщение по теме "Органы цветкового растения"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (8,2 МБ)

Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства".

П.И.Чайковский

Цели:

  • Образовательная – раскрыть понятие «орган», выяснить особенности строения  и значение вегетативных и генеративных  органов растения в жизни растения,
  • Развивающая – развивать умения сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, работать с рисунками учебника, гербариями, применять теоретические знания для решения практических задач; Развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать
  • Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям. Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей

Оборудование: Презентации «Самый, самый..», «Весенние краски Соболево», «Органы цветкового растения»; мультимедийный проектор, ноутбук, оценочные листы; бумажные цветные кружки-светофор; бумажные листья жёлтые, зеленые, плоды, цветы для рефлексии.

ХОД УРОКА

Учитель:

Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворён, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен.

Чему посвящен наш сегодняшний урок? (Слайд 2 Презентация «Цветковые растения»)  учащиеся разгадывают ребус – Цветковые. Сегодня у нас урок обобщения и углубления знаний об особенностях строения цветковых  растений, их многообразии в природе. За окнами снег, зима, а мы с вами совершим путешествие в удивительный  зеленый мир природы, окружающий нас.

Презентация «Весенние краски Соболево» (музыкальное сопровождение «Как прекрасен этот мир»)

Учитель: На земном шаре существует около 500 тысяч растений, большая часть -  цветковые растения. А что означает данный термин?..  Несколько интересной информации о растениях будет предоставлено вашему вниманию. Приём «Самый-самый» (Презентация)

Учитель: Человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. А сколько волшебных творений вокруг нас! Вот только некоторые из них:

  • Самый большой цветок- раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра
  • Самое толстое дерево – баобаб. При высоте – 20 м и обхвате ствола – 20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды.
  • Самое раскидистое дерево – Баньян. Ширина кроны до 500 м
  • Самое быстрорастущее растение – Бамбук. Суточный прирост – до 0,75 метров
  • Самое большое водное растение – Виктория амазонская. Диаметр листа – 2 метра, цветка – 30-40 см. Лист выдерживает груз до 50 кг
  • Растение с самыми большими соцветиями – Пуйя Раймонда. Поперечник соцветия – 2,4 м, высота соцветия – 10,7 м, в соцветии до 8000 цветков

Список этот можно продолжать и продолжать. Мы его будем пополнять, изучая биологию.

Проекция на экране – слайд 9 презентация «Органы цветкового растения».

Обобщение по теме

Вспоминать строение цветкового растения мы начнем с корня растения. Воспользуемся приемом, который предлагает брейн-ринг – «Дальше, дальше…» Мы по цепочке будем коротко отвечать на вопросы, в том случае, если вы не знаете ответ, говорите:  «Дальше…» Ответы содержат определения, утверждения, вопросы.

Корень

1. Корень – генеративный орган (нет/ вегетативный). 2. Длинный вырост наружной клетки корня (корневой волосок). 3. Фасоль имеет мочковатую корневую систему (нет /стержневую). 4. Тип корневой системы двудольных растений (стержневая). 5. Зона корня с корневыми волосками (зона всасывания). 6. Тип корневой системы злаков (мочковатая). 7. Чем покрыта снаружи верхушка корня? (корневым чехликом). 8. Что всасывают из почвы корневые волоски? (вода, минеральные соли) 9. Ткань, по которой передвигаются вода с растворёнными в ней минеральными веществами это..(проводящая). 10. Корень, развивающийся из корешка зародыша (главный). 11. Что необходимо делать, чтобы улучшить доступ воздуха к корням?(рыхлить почву). 12. Как называются клетки, по которым передвигаются вода и минеральные вещества (сосуды).13. Функции корня: (всасывающая, удерживает растение в почве, запасающая…)

Следующий орган цветкового растения – стебель. Перечислите его функции (слайд 10). А теперь вам необходимо заполнить предложенную схему. (Слайд  11). В оценочном листе заполните таблицу «Строение побега», вписав в клетки  необходимые названия. Выполняете работу в парах. Помогая друг другу.

1 2 3 4 5 6 7 Баллы
Стебель Лист узел Пазуха Боковые пазушные листья Верхушка побега Междоузлие  

Взаимопроверка выполненного задания (ответы на экране – слайд  12)

Следующий орган цветкового растения – лист. Его функции: … (слайд 13) Проведем практическую пятиминутку: вам необходимо, рассматривая растения, размещенные в  инструктивной карточке, заполнить таблицу «Разнообразие листьев».

Обратите внимание на экран, материал слайда 14 вам поможет в этой работе)

1. Опишите листья по плану: а) листья простые или сложные; б) черешковые или сидячие. 2. Определите типы листорасположения. 3. Определите типы жилкования листьев.

Результаты внесите в таблицу оценочного листа, работа в группах, помогаете друг другу

Название растения Листья  простые или сложные Черешковые  или сидячие Листорасположение Жилкования  листьев
         

Проверить и оценить себя, вы можете по предложенным ответам (слайд 15)

– А сейчас немного отдохнем, проведя физминутку, но выполняя физические упражнения, будем ещё думать о жизненных формах растения. (Слайд 16 – музыкальное сопровождение)

Физминутка: по названию растения определить его жизненную форму –

  • Травы – присесть.
  • Кустарник – повороты туловища влево и вправо.
  • Дерево – стоя поднять руки вверх.

Подорожник, береза, смородина, тополь, тюльпан, шиповник, одуванчик,  клен, крыжовник, клубника, дуб.

Самая яркая часть растения, это цветок – видоизменённый побег (слайд 17). Я предлагаю вам сыграть в игру «Светофор». (Раздаются круги трех цветов) (Слайд  18)

Красный – утверждение неверноеЖелтый – ответ неполный Зеленый – ответ правильный.

1. Венчик цветка, прежде всего:

– защищает главные части цветка ( К) – украшает цветок (Ж) – привлекает насекомых (З)

2. Пестик состоит:

– из завязи и рыльца (Ж) – из завязи, рыльца и столбика(З) – из  столбика и пыльцы (К)

3. Главной частью цветка являются?

– венчик и лепесток (К) – пестик и лепесток (Ж) – тычинки и пестик (З)

(Слайд 19) Если вы знаете названия плодов, то сможете решить головоломку «Многообразие плодов», вписав их названия так, что буква “ 0” будет общей для всех строчек.(работу выполняют в оценочных листах)(За каждое правильное слово – один балл. Стручок. Зерновка. Ягода. Костянка. Орех. Коробочка. Боб.)

У цветковых растений семена расположены в плодах.  По количеству семядолей в семенах растения делятся на две группы: однодольные и двудольные. (слайд 20) Заполните таблицу, выбрав правильные ответы, характеризующие однодольные растения. Самопроверка – слайд 21

Задание 4. «Признаки однодольных»

1 2 3 4 5 6 7 баллы
Б А Б, В А А А Б  

Оценить свою работу:

Общее количество баллов:________     умножьте на 3 = _____%

Отметка: 

«5» – 90% и более «4» – 75-89% «3» – 50-74%                                  ВАША ОТМЕТКА__________

Вторая половина урока посвящена защите мини-проектов. (Слайд 22) Предварительно все учащиеся класса были разделены на 4 группы, каждая из которых под руководством координатора, работала над выполнением своего задания. Наш проект мы назвали «Как прекрасен этот мир!» Работы выполнялись по четырем направлениям, о которых ребята и расскажут:

  1. Поэтическое направление (слайд 23)
  2. Художественное (слайд 24)
  3. Творческое (слайд 25)
  4. Музыкальное (слайд 26)

Учитель: Благодарю всех за работу на уроке, за работу над проектом. А теперь оцените, насколько интересен был сегодня урок, разместите «на дереве» цветы, плоды, листья.

Рефлексия: «Дерево творчества»

  • Плоды – урок прошел полезно, плодотворно.
  • Цветок – урок хороший.
  • Зеленый листик – иногда на уроке мне было не интересно.
  • Желтый листик – «пропащий урок», неудовлетворенность.

Источники информации:

  1. Демидович И.А. «Брейн-ринг по теме «Органы цветкового растения», 6 класс http://festival.1september.ru/articles/586236/
  2. Конспект урока биологии в 6 классе обобщение по теме «Органы цветковых растений» www.kameneckscskool.ucoz.ru/scskola
  3. http://stixi.solnishkomoe.ru/stixi-tyutcheva-o-prirode/
  4. Яндекс-картинки. http://images.yandex.ru/yandsearch?text

Приложение 1

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок Органы цветкового растения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохоперского муниципального района Воронежской области

«Бороздиновская средняя общеобразовательная школа»

Урок по биологии

в 6 классе

«Органы цветкового растения»

Подготовила:

учитель химии и биологии

I квалификационной категории

Грачева Жанна Петровна

2013-2014 учебный год

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Органы цветковых растений».

Задачи:

Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания об органах цветковых растений в занимательной игровой форме, проверить теоретические знания учащихся и их практические навыки.

Развивающая – продолжить формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.

Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, применение знаний, игровой, рефлексивный.

Оборудование: презентации «Органы цветкового растения», «Весенне-летние краски Бороздиновки», «Самый, самый…», мультимедийный проектор, компьютер, оценочные листы, инструктивные карточки, бумажные цветные кружки для игры «Светофор», для рефлексии: «Дерево творчества» на ватмане, бумажные листья (жёлтые, зеленые), плоды, цветы.

«Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства»

П.И. Чайковский

ХОД УРОКА

Организационный момент

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворён,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас сегодня видеть. Надеюсь, все готовы к уроку, настроились на рабочий лад. Тогда начинаем.

Актуализация темы урока

Давайте попробуем отгадать, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Для этого вы должны разгадать ребус. (Демонстрация слайда 2, презентация «Органы цветковых растений»)

Учащиеся разгадывают ребус. (Цветковые)

Сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний об особенностях строения цветковых  растений, их многообразии в природе.

1. «Путешествие в зеленый мир природы». За окнами лежит снег, на дворе зима, а мы с вами совершим путешествие в удивительный зеленый мир природы, окружающий нас. (Демонстрация слайдов 3-23, презентация «Весенне-летние краски Бороздиновки», музыкальное сопровождение «Вам и не снилось»)

На земном шаре существует около 500 тысяч растений, большая часть − это  цветковые растения.

− А что означает данный термин – «цветковые растения»?..  Кто знает ответ на этот вопрос? (Это семенные растения, которые образуют цветки)

2. «Это интересно…».

Сейчас вашему вниманию будет предоставлено немного интересной информации о растениях. (Демонстрация слайдов 24-29, презентация «Самый-самый…»)

Человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. А сколько волшебных творений вокруг нас! Вот только некоторые из них:

Самый большой цветок − раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра.

Самое толстое дерево – баобаб. При высоте – 20 м и обхвате ствола – 20 м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды.

Самое раскидистое дерево – баньян. Ширина кроны достигает до 500 м.

Самое быстрорастущее растение – бамбук. Суточный прирост – до 0,75 метров.

Растение с самыми большими соцветиями – пуйя Раймонда. Поперечник соцветия – 2,4 м, высота соцветия – 10,7 м, в соцветии до 8000 цветков.

Список этот можно продолжать и продолжать. Вы его будете пополнять, изучая биологию.

Обобщение и систематизация знаний

Органы цветкового растения.

Ребята, а теперь давайте с вами вспомним строение цветкового растения. (Демонстрация слайда 30, презентация «Органы цветкового растения»)

Все органы у цветкового растения делятся на две группы – вегетативные и генеративные. (Демонстрация слайда 31)

− Какие органы относятся к вегетативным? (Корень, побег −стебель, листья, почки)

− Какую функцию они выполняют? (Питание и обмен веществ с окружающей средой)

− Какие органы относят к генеративным? (Цветок, плод, семя)

− Какую функцию выполняют они? (Размножение)

Корень, его строение и функции.

А теперь поговорим с вами конкретно о каждом органе растения. Начнем мы свои воспоминания с корня растения. (Демонстрация слайда 32)

− Какие функции у растения выполняет корень? (Закрепляет растение в почве, всасывает воду и растворенные в ней вещества, запасающая – откладываются и накапливаются запасные питательные вещества)

Давайте вспомним с вами внешнее строение корня. (Демонстрация слайда 33)

− Какие виды корней есть у растений? (Главный, боковые, придаточные)

− Что такое корневая система? (Совокупность всех корней растения)

− Какие типы корневых систем вы знаете? (Стержневая, мочковатая)

− Какая корневая система называется стержневой? (Четко выражен главный корень)

− У каких растений она встречается? (Двудольные растения – фасоль, горох, одуванчик и др.)

− Какая корневая система называется мочковатой? (Большое количество придаточных и боковых корней)

− Приведите примеры растений с мочковатой корневой системой? (Однодольные растения – лук, злаковые — овес, пшеница и др.)

А теперь перейдем к внутреннему строению корня и вспомним, какие зоны имеет корень? (Деления с корневым чехликом, растяжения, всасывания с корневыми волосками, проведения)

Сейчас воспользуемся приемом, который предлагает брейн-ринг – «Дальше, дальше…». Вы по цепочке будете коротко отвечать на вопросы, в том случае, если вы не знаете ответ, говорите:  «Дальше…». Задания содержат определения, утверждения, вопросы.

Корень – генеративный орган (нет - вегетативный).

Фасоль имеет мочковатую корневую систему (нет — стержневую).

Тип корневой системы двудольных растений (стержневая).

Зона корня с корневыми волосками (зона всасывания).

Тип корневой системы злаков (мочковатая).

Чем покрыта снаружи верхушка корня? (корневым чехликом).

Что всасывают из почвы корневые волоски? (воду, минеральные соли)

Ткань, по которой передвигаются вода с растворёнными в ней минеральными веществами это… (проводящая).

Корень, развивающийся из корешка зародыша (главный).

Что необходимо делать, чтобы улучшить доступ воздуха к корням? (рыхлить почву).

Как называются клетки, по которым передвигаются вода и минеральные вещества (сосуды).

Стебель, его функции и строение.

Следующий орган цветкового растения, о котором мы будем вспоминать – это стебель. (Демонстрация слайда 34) Перечислите его функции. (Выносит листья к свету, служит опорой, связывает части растения между собой, по нему передвигается вода, минеральные и органические вещества, накапливаются питательные вещества)

− Какое строение имеет побег? (это стебель с расположенными на нем листьми и почками)

− Что такое узел? (Участок стебля, на котором развивается лист)

− Расстояние между двумя узлами? (Междоузлие)

− Что такое пазуха листа? (Угол между листом и расположенным выше междоузлием)

− Что такое почка? (Зачаток нового побега)

А теперь вам необходимо заполнить предложенную схему «Строение побега». (Демонстрация слайда  35)

В оценочном листе (задание 1), заполните таблицу «Строение побега», вписав в клетки  необходимые названия частей побега. Выполняете работу в парах, помогая друг другу.

1

2

3

4

5

6

7

Баллы

стебель

лист

узел

пазуха

боковые

пазушные

почки

верхушка

побега

междо-

узлие

Взаимопроверка выполненного задания (ответы на экране – демонстрация слайда  36)

Лист, его функции и строение.

Следующий орган цветкового растения – лист. Назовите его функции. (Фотосинтез, газообмен, транспирация − испарение воды)

(Демонстрация слайда 37)

Вспомним, какое строение имеют листья. (Демонстрация слайда 38)

− Назовите основные части листа? (Листовая пластинка, черешок, жилки)

− Как классифицируют листья по способу прикрепления к стеблю? (Черешковые – лист имеет черешок, сидячие – лист не имее черешка)

− Какие листья называются простыми? (Лист состоит из одной листовой пластинки – липа, дуб, клен)

− Какие листья называются сложными? (На одном черешке расположено несколько листовых пластинок – шиповник, каштан, земляника)

− Что такое листорасположение? (Способ расположения листьев на стебле)

− Какие типы листорасположения вы знаете? (Очередное – от узла отходит только один лист и располагаются они поочерено на разных сторонах побега; супротивное – из одного узла отходит два листа, расположенные напротив друг друга; мутовчатое – из одного узла отходит три и более листьев)

− Что называют жилкованием листа? (Способ расположения жилок на листовой пластинке)

− Какие типы жилкования листьев вы знаете? (сетчатое – пальчатое и перистое — у двудольных растений; параллельное и дуговое — у однодольных) А теперь проведем практическую пятиминутку, выполним задание 2 в оценочном листе: вам необходимо, рассматривая растения, размещенные в инструктивной карточке, заполнить таблицу «Разнообразие листьев». Работа проводится в парах. Материал со слайда поможет вам в этой работе.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите внимательно представленные на картинках растения: фикус, рябину, вороний глаз.

2. Опишите у каждого растения листья по плану:

а) простые или сложные;

б) черешковые или сидячие.

3. Определите у каждого растения тип листорасположения (очередное, супротивное или мутовчатое). 4. Определите у каждого растения тип жилкования листьев (параллельное, дуговое или сетчатое).

5. Результаты внесите в таблицу оценочного листа.

Название растения

Простые или сложные

Черешковые или сидячие

Листораспо-

ложение

Жилкование листьев

Фикус

Простые

Черешковые

Очередное

Сетчатое

Рябина

Сложные

Черешковые

Очередное

Сетчатое

Вороний глаз

Простые

Сидячие

Мутовчатое

Сетчатое

Проверить и оценить себя, вы можете по предложенным ответам. (Демонстрация слайда 39)

Физкультминутка

(Демонстрация слайда 40, музыкальное сопровождение «Смуглянка»)

Сейчас мы с вами немного отдохнем, проведя физкультминутку. Но выполняя физические упражнения, будем ещё думать о жизненных формах растения. По названию растения определить его жизненную форму (подорожник, береза, смородина, тополь, тюльпан, шиповник, одуванчик,  клен, крыжовник, клубника, дуб) .

Трава – присесть.

Кустарник – повороты туловища влево и вправо.

Дерево – стоя поднять руки вверх.

Продолжение изучения темы урока

Цветок, его строение и функции.

Продолжаем дальше вспоминать органы растения. Самая яркая часть у растения, это цветок – генеративный орган, видоизменённый побег (демонстрация слайда 41).

− Какая основная функция цветка? (Образование плодов, в которых созревают семена)

− Какое строение имеет цветок? (Цветоножка, цветоложе, околоцветник – чашечка и венчик, главные части цветка – пестик и тычинки)

Я предлагаю вам сыграть в игру «Светофор». (Демонстрация слайдов  42) У вас на партах лежат кружки трех цветов, которые означают следующее:

Красный – утверждение неверное,Желтый – ответ неполный, Зеленый – ответ правильный.

Я вам буду зачитывать вопросы (демонстрация слайда 43), а вы при помощи цветных кружков оценивать каждый ответ. Эти же вопросы у вас пропечатаны в оценочных листах (задание 3).

Венчик цветка, прежде всего:

– защищает главные части цветка (К)– украшает цветок (Ж)– привлекает насекомых (З)

Пестик состоит:

– из завязи и рыльца (Ж)– из завязи, рыльца и столбика (З)– из  столбика и пыльцы (К)

Главной частью цветка являются:

– венчик и лепесток (К)– пестик и лепесток (Ж)– тычинки и пестик (З)

Плоды, их многообразие.

Следующим органом будут плоды. Вспомним какие функции выполняет плод? (Образование и созревание семян, защита семян и их распространение) (Демонстрация слайда 44)

− Из чего состоит плод? (Околоплодника и семян)

− На какие группы делятся плоды по характеру околоплодника? (Сухие – зерновка, орех, стручок, коробочка, сочные – костянка, ягода, яблоко )

− На какие группы плоды делят по количеству семян? (Односемянные – зерновка, семянка, орех, крылатка, костянка, многосемянные – коробочка, боб, стручок, ягода, яблоко, тыквина)

Если вы знаете названия плодов, то сможете решить головоломку «Многообразие плодов». (Демонстрация слайда 45) Необходимо вписать их названия так, чтобы буква «О» была общей для всех строчек. Работу выполняете в оценочных листах (задание 4), работаете в парах. Оцениваете свою работу: за каждое правильное слово – 1 балл. (Ответы: Стручок. Зерновка. Ягода. Костянка. Орех. Коробочка. Боб.)

Семена, их строение и функции.

Вы знаете, что в плодах у цветковых растений расположены семена. При помощи них растения… (размножаются и расселяются). По количеству семядолей в семенах, растения делятся на две группы. Какие? (Однодольные и двудольные). (Демонстрация слайда 46)

А теперь предлагаю вам выполнить задание, в котором нужно указать признаки однодольных растений (демонстрация слайда 47).

Укажи признаки однодольных

Число семядолей в зародыше семени: А) две; Б) одна.

Корневая система: А) мочковатая; Б) стержневая.

Жилкование листьев: А) сетчатое; Б) параллельное; В) дуговое.

Околоцветник: А) простой; Б) двойной.

Представители: А) рис; Б) томаты.

Представители: А) тюльпан; Б) клен.

Представители: А) астра; Б) пшеница.

В оценочном листе выполните задание 5 − заполните таблицу «Признаки однодольных», выбрав правильные ответы, характеризующие однодольные растения. Самопроверка (демонстрация слайда 48).

1

2

3

4

5

6

Главная > Урок Органы цветкового растения

aret.ru

Вегетативные органы цветковых растений - путеводитель

2. Органы цветкового растения

Рассмотрите на рисунках (рис. 4, 6, 7) цветковые растения — сурепку, мак, черемуху. Вспомните, встречали ли вы их в природе. Что общее у этих растений и в чем их различие.

Вегетативные органы растения. У цветкового растения различают два основных вегетативных органа (от лат. «вегетативус» — растительный) — корень и побег. Их главные функции связаны с питанием и дыханием растения, его ростом. Побег состоит из стебля, листьев и почек (рис. 4, 5). У большинства растений корень — подземный орган. Он закрепляет растение в почве, всасывает в организм воду и растворенные в ней минеральные вещества. Основная функция побега — образование на свету из неорганических веществ органических, необходимых для роста и развития растения. Рис. 4. Органы цветкового растения Рис. 5. Система побегов вишни И корни и побеги растения способны ветвиться: на корнях образуются боковые корни, а на побеге из почек развиваются новые побеги (рис. 5). Благодаря ветвлению у растения формируются две системы органов. Все корни одного растения составляет его корневую систему. а побеги — систему побегов .

Ветвление корней и побегов, способствующее увеличению их числа, дает возможность растению расширять свое жизненное пространство, получать необходимое количество воды, питательных веществ и солнечного света.

Генеративные органы растения. Каждое растение не только растет, но и развивается, то есть изменяется в зависимости от возраста. По мере роста и развития на его побегах образуются цветки. а из них — плоды и семена .

Цветки, плоды и семена называют органами размножения растения, или генеративными органами (от лат. «генеро» — рождаю, произвожу).

Растения, цветущие хотя бы раз в жизни, называют цветковыми. или покрытосеменными. Название покрытосеменных растений связано с тем, что семена находятся внутри плода (покрыты им).

Цветки, плоды и семена разнообразны по величине, форме, окраске и другим признакам. У мака (рис. 6), например, цветки — крупные, красные, желтые или голубоватые, одиночные, без запаха. Плоды у мака — сухие, бурые коробочки, содержащие очень много мелких семян. У черемухи цветки — мелкие, белые, собраны в большие группы, имеют сильный запах (рис. 7). Плоды у черемухи — сочные, темно синие, округлые, с одним семенем внутри. Рис. 6. Мак Рис. 7. Черемуха Строение цветка вишни. Рассмотрим в качестве примера цветок вишни (рис. 8). Самая заметная часть цветка вишни — венчик. Он образован пятью лепестками молочно белого цвета. Под венчиком располагается чашечка. состоящая из пяти зеленых чашелистиков. Венчик и чашечка вместе образуют околоцветник. В центре цветка расположены главные его органы — один пестик и около тридцати тычинок. Все части цветка расположены на расширенной оси — на цветоложе. Цветки вишни имеют цветоножки. соединяющие их со стеблем. В центре цветка распложены тычинки и пестик . Рис. 8. Цветок вишни Строение плода и семени вишни. Плод вишни (рис. 9) состоит из околоплодника и одного семени. Околоплодник образован тонкой кожицей, сочной мякотью и деревянистой косточкой. Семя вишни имеет семенную оболочку и зародыш, в котором выделяют зародышевый корень и зародышевый побег. Рис. 9. Плоды и семена вишни Околоплодник защищает семя от различных повреждений. Яркой окраской он привлекает птиц, поедающих сочные плоды и распространяющих непереваренные косточки с семенами на большие расстояния, где семена могут прорасти.

Цветковое растение; вегетативные органы: побег (стебель, лист, почка), система побегов, корень, корневая система; генеративные органы: цветок, плод, семя, околоцветник (венчик, лепестки, чашечка, чашелистики), цветоножка, цветоложе, тычинка, пестик.

  1. Какие растения называют цветковыми?
  2. Из каких органов состоит цветковое растение?
  3. Какие органы называют вегетативными, а какие — генеративными?
  4. Каковы основные функции вегетативных органов?
  5. Каковы функции генеративных органов?
  6. Какие основные части различают в цветке?
  7. Какое строение имеют плод и семя?
  1. Рассмотрите сурепку или дикую редьку, которые осенью в цветущем состоянии легко найти на огороде, в поле или на учебно опытном участке. Зарисуйте в тетради растение. Обозначьте стрелками с надписями генеративные и вегетативные органы.
  2. Перечертите в тетрадь и заполните таблицу.

Рекомендуем ознакомится: http://blgy.ru

worldunique.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта