Картотека опытов с объектами природы для детей старшего дошкольного возраста. Опыт с растениями в старшей группе
Экспериментирование в старшей группе «Необходимые условия для роста растений»
Проведение эксперимента в старшей группе детского сада«Условия для роста растений»
Цель:
- Уточнить знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений
Материалы:
- Семена для проращивания «Пшеница»
- Емкости и земля.
Ход эксперимента:
После беседы о том, какие по мнению детей, необходимы условия для роста и развития растений (солнечный свет, вода, тепло), детям было предложено проверить так ли это.
Эксперимент проводился в два этапа.
На первом этапе в две емкости были помещены семена пшеницы. В первой емкости семена находились во влажной среде: на ватном диске и периодически поливались, а во второй емкости семена находились без влаги.
По истечении 2х дней были подведены итоги: семена, которые находились во влажной среде – проросли, а семена без влаги – нет.
Таким образом дети сделали вывод, что первым необходимым условием для развития растений является ВОДА.
Затем детям было предложено продолжить эксперимент. На втором этапе Семена совместными усилиями пересадили в три горшочка.
Первый горшочек поставили в теплое место, но накрыли коробкой, тем самым ограничив попадание света на растение.
Второй горшочек поставили рядом с первым, но на него попадал солнечный свет.
Третий горшочек поставили в хорошо освещаемое, но прохладное место.
Все три горшочка с растением мы с ребятами периодически поливали.
Через 4 дня, мы с ребятами подвели итоги.
Растение в горшочке под номером один приобрело светлую окраску и вытянулось в длину. Растение в горшочке номер два густо разрослось, имело яркую, насыщенную окраску.
Растение под номером три имело густую окраску, но росло не активно.
Таким образом мы подтвердили, что для полноценного развития и роста растений необходимы три главных условия:
- Вода
- Солнечный свет
- Тепло.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Название: Экспериментирование в старшей группе «Необходимые условия для роста растений»Методические разработки/ экспериментально-образовательная деятельность.Автор: Гекк Виктория ЕвгеньевнаДолжность: воспитатель первой квалификационной категорииМесто работы: МБДОУ №459 г.ЧелябинскаМесторасположение: город Челябинск, Челябинская область, Россия
portal2011.com
Картотека опытов и экспериментов с растениями в старшей группе
Картотека опытов с объектами природы для детей старшего дошкольного возраста
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ
Опыт с ветками.
Цель: выявить потребности растения в тепле. Последовательность наблюдения: в зимнее время вносят ветки, ставят их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят за раму, затем наблюдают за распусканием почек.
Опыт со светом и луковицами репчатого лука.
Цель: выявить потребность растения в солнечном свете, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения. Последовательность наблюдения: до наблюдения необходимо прорастить 3 луковицы: 2 в темноте, одну на свету. Через несколько дней, когда разница будет очевидна, пригласить детей рассмотреть луковицы и установить, чем они отличаются друг от друга по окраске и форме листьев: жёлтые и искривлённые листья у тех луковиц, которые проросли в темноте. Второе наблюдение проводят, когда луковица с жёлтыми листьями выпрямится и позеленеет. Затем выставляют третью луковицу на свет. Когда изменится состояние и третьей луковицы, проводится следующее наблюдение, на котором обсуждаются результаты опыта. Воспитатель помогает детям обобщить представление о значении благоприятных условий.
Опыт со светом и с проращиванием картофеля.
Цель: выявить потребность растения – клубня картофеля в солнечном свете, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения.
Последовательность наблюдения: для наблюдения берётся два клубня картофеля. Один клубень на неделю помещают в темноту, другой кладут на освещённый подоконник. Через неделю дети могут наблюдать оба клубня и обсуждать какие изменения произошли с ними, Картофель, который лежал на свету пустил ростки, а картофель, который лежал в темноте остался таким же без видимых изменений. На следующем этапе наблюдения дети кладут тот же клубень на освещённый подоконник и тот же клубень помещают в темноту. Ещё через неделю мы видим, что картофель, который лежал на свету продолжил свой рост: ростки стали зеленее и появились листики. А картофель, который лежал в темноте не пустил ростки и стал в объёме меньше – произошло усыхание.
Опыт с водой и комнатными растениями.
Цель: выявить потребность растения в воде, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения. Последовательность наблюдения: отобрать комнатные растения, быстро реагирующие на изменение влажности почвы (колеусы, бальзамины). Наблюдение проводится в понедельник утром после двухдневного перерыва в поливе растения. Одно из растений за час до наблюдения поливается (без привлечения детей). К моменту наблюдения политое растение должно уже в нормальном состоянии, другое оказывается увядшим, с опустившимися листьями. Дети вместе с воспитателем рассматривают растения, сравнивают, выявляют различия в их состоянии. Затем, обследуя почву, обнаруживают, что одно полито, другому недостаёт воды. Обильно полив растение, оставляют его до вечера. Вечером или на утро следующего дня проводится повторное наблюдение, в котором, сравнивая оба растения, дети обнаруживают, что состояние у них одинаково хорошее. После этого делается вывод о потребности растений в воде и о своевременном удовлетворении этой потребности (поливе).
Опыт с почвой.
Цель: выяснить, в какой из чашек овёс будет расти лучше: в чашке с землёй или в чашке с песком. Последовательность наблюдения: дети раза два в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают обе чашки с овсом. Первое наблюдение следует сделать, когда появятся заметные всходы на обеих чашках. Во времянаблюдения детям задаются следующие вопросы: «В какую почву посадили овёс?», «Что этим хотели узнать?», «Одинаково ли мы ухаживали за овсом?», «Одинаково ли хорошо пророс овёс?». Следующее наблюдение проводится, когда обнаружится чёткая разница в состоянии овса в разных чашках.
Опыт с проращиванием моркови.
Цель: выяснить, в каком горшке морковь будет расти лучше: в горшке с землёй или в горшке с песком. Последовательность наблюдения. Наблюдение проводится также как с овсом.
Опыт с размножением картофеля.
Цель: показать детям на примере картофеля, как можно размножать растения. Последовательность наблюдения: выбрать 1 крупный клубень картофеля, рассмотреть его «глазки»: именно в этих глазках появляются молодые ростки. Затем разрезать клубень на 4 части (на 3 части), чтобы на каждом кусочке картофеля были «глазки». После оставить опытные кусочки картофеля на подоконнике на солнечном свете. Когда появятся первые признаки ростков, можно будет закапать картофель на грядке и в дальнейшем наблюдать за ростом растений.
Опыт с размножением комнатного растения.
Цель: показать детям на примере традесканции, как можно размножат растения. Последовательность наблюдения: на первом этапе рассмотреть с детьми сам комнатный цветок традесканцию: форму, окрас листьев, длину стеблей. На втором этапе рассказать, что этот цветок можно размножить и каким образом. Выбрать 3 старые, самые длинные стебли цветка, отрезать их под корень (цветок не должен цвести). Затем отрезать его концы с молодыми листьями и поставить в стакан с водой. Дать постоять отросткам в стакане несколько дней до тех пор, пока не появятся корни. Затем уже ростки с корнями необходимо посадить в горшок свлажной землёй. Накрыть горшок стеклянной посудой и наблюдать в дальнейшем как растение принимается, увлажнять периодически почву.
Опыт проращивания фасоли.
Цель: расширить представления детей о росте растений. Последовательность наблюдения: выбрать здоровое, неповреждённое семя фасоли, и положить его на лоток с влажной марлей (ватой) – это начальный этап наблюдения. Дети наблюдают, на какой день у фасоли появится росток, делают зарисовку, записывают дату. На втором этапе – дети сажают проросшее семя фасоли в горшок с почвой, периодически поливают. Наблюдают за появлением первого листа у растения, зарисовывают, отмечают дату. В дальнейшем наблюдают за ростом растения.
Опыт с семенами нескольких овощей.
Цель: расширить представления детей о росте растений. Последовательность наблюдения: на лоток, поделённый на несколько ячеек, раскладывается влажная марля (вата). Затем выкладываются подготовленные семена кукурузы, подсолнечника, фасоли, гороха, кабачка, арбуза (одного семени достаточно). Дети наблюдают за всхожестью семян, фиксируют дату, зарисовывают. Затем поочерёдно пересаживают растения в горшки с питательной почвой. И в дальнейшем наблюдают за ростом растений.
Опыт с семенами сельдерея.
Цель: показать детям, как необходимо правильно подготавливать семена и сеять на рассаду. Последовательность наблюдения: взять семена сельдерея (трудно всходящие), разделить на две группы. Первую группу семян посеять в ёмкость с питательной, влажной почвой и поставить на подоконник, на свет. Другую группу семян предварительно замочить на 2 часа в растворе марганцовки, тем самым подготавливаемсемена к посадке и обеззараживаем. Только потом высеиваем в питательную, влажную почву, накрывает полиэтиленовой плёнкой, и ставим на подоконник, на свет. В течение некоторого времени дети наблюдают за всхожестью семян, фиксируют в календаре наблюдений дату и рисуют.
Опыт с семенами овощей: перца и помидор.
Цель: выяснить, что всхожесть семян зависит и от посаженной культуры. Последовательность наблюдения: дети вместе с воспитателем высеивают по всем правилам семена помидор в одну ёмкость, семена перца сладкого в другую ёмкость. И наблюдают, какая культура быстрее взойдёт. Отмечают в календаре наблюдений. Делают вывод, что семена разных культур всходят каждое в своё время (помидоры через 7 дней, перец через 10 дней).
Опыт с пересадкой бархатцев в комнатные условия.
Цель: обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения. Последовательность наблюдения: куст бархатцев пересадить в комнатный горшок с почвой, поставить на освещённый подоконник. Дети наблюдают за растением, за его состоянием, поливают, а также сравнивают с бархатцами, которые ещё растут на клумбе. Делают выводы, как сезонные изменения в погоде влияют на растения, что в комнатных условиях можно продлить жизнь растению, что для этого необходимо тепло. Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. Общение детей с природой – это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая формавзаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
infourok.ru