Опыление пасленовых растений. ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ Тема: «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. Общие признаки и многообразие растений семейства Паслёновые»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конкуренция за опылителей делает совместно цветущие виды пасленовых непохожими по окраске. Опыление пасленовых растений


Особенности опыления томатов, огурцов, перцев, баклажанов

Особенности опыления томатов и огурцовОсобенности опыления томатов и огурцов Особенности опыления томатов и огурцов

Для образования плодов в большинстве случаев требуется опыление. Нарушение этого процесса – одна из причин низких урожаев овощей.

Томаты

Оптимальные температура и влажность

Более всех страдают жарким летом томаты. Их пыльца наилучшим образом формируется и созревает при 20–25°C, а при 32–35°C она становится стерильной, погибает.

Вредны ей также холодные ночи, когда температура ниже 13–14°C держится 5 и более часов. Но обычно таких понижений не наблюдается.

А жара тем вредоноснее, чем ближе относительная влажность воздуха к 100%. Потому что предназначение пыльцы – не только выжить, но еще и попасть на рыльце и там прорасти.

Тычинки и пестики

Взгляните на симпатичный желтый цветок. Его сросшиеся краями тычинки образуют конус, При созревании пыльников они растрескиваются – внутрь конуса высыпается пыльца, попадая на пестик. Больше всего пыльцевых зерен прорастает, когда рыльце находится на уровне, близком к треснувшим пыльникам. Но если опыление по какой-то причине не произошло, трубка пестика продолжает расти в длину, вынося рыльце за пределы окружающих тычинок, тем самым увеличивая шансы попадания пыльцы из других цветков.

Опыление томатовОпыление томатов
Опыление томатов

Как узнать будет ли урожай

Попробуйте не сильно, но резко постучать по цветоножке. Если цветок без дефектов и влажность в норме, из него вылетит маленькое облачко пыльцы – это показатель благополучного завязывания плода. Напротив, отсутствие пыльцы, торчащие рыльца на длинном столбике и опавшие цветки – свидетельства того, что процесс нарушен и плодов не будет.

Условия для опыления

С помощью ветра пылинки преодолевают не больше метра, зато насекомые могут унести их за десятки или даже сотни метров.

При высокой влажности (больше 70%) пыльца слипается в комки и не может высыпаться из пыльников. Вот почему так необходимо проветривание – движение и подсушивание воздуха. Как говорят огородники, томаты любят сквозняк.

А в поле помехой может быть слишком сухой и горячий воздух. Именно в период цветения растения нуждаются в умеренной температуре (пределы названы выше) и влажности – не только воздуха, но и почвы. Поэтому открытые грядки могут потребовать более тщательного полива; посадки в теплице – проветривания, а в жару еще и притенения.

Томаты, образующие плоды без участия пыльцы (Северянин и др.), дают небольшой урожай там, где обычные самоопылители вовсе не плодоносят; но стоит жаре и влаге отступить, как традиционные сорта наверстывают упущенное, догоняя и перегоняя партенокарпики.

Другие пасленовые

Перец и баклажан – родственники томата, тоже из семейства пасленовых, и тоже факультативные самоопылители.

Это значит, что каждый цветок опыляется в основном собственной пыльцой. Но и пыльца с других растений того же вида пригодна.

Эти культуры предпочитают температуру на 2–4°C выше, чем томаты. Но чрезмерная влажность им тоже мешает.

Опыление баклажана

Цветок баклажана больше всего напоминает своего ближайшего родственника – картофель. Но цветки у баклажана разных оттенков фиолетового, значительно крупнее и расположены чаще по одному или два-три в пазухе листа, а не крупными соцветиями. Их ярко-желтые тычинки эффектно выделяются на фоне лепестков. Они растрескиваются на самой верхушке, поэтому легче опыляются пониклые цветки, такие, которые «смотрят вниз». Баклажан, как и томат, посещают шмели и пчелы.

Опыление баклажана
Опыление баклажана Опыление баклажана

Опыление перца

Цветки перца меньше похожи на представителей рода солянум. Их тычинки изящно держат пыльники на длинных ножках высоко над белыми или фиолетово-белыми лепестками. Опыление может произойти уже в полураскрывшемся бутоне. Однако основная масса семян завязывается в полностью расцветшем цветке. Они одиночные или расположены по два в месте раздвоения стебля: таково специфическое ветвление перца. Это растение в большей степени, чем другие, любят посещать мелкие насекомые – муравьи и трипсы, хотя пчелы и шмели ими тоже не пренебрегают. В отличие от баклажана и томата, о попадании чужеродной пыльцы в цветок перца можно узнать не только по семенному потомству, но и по урожаю. Так, если сладкий перчик был опылен пыльцой острого (горького), то это легко определить по вкусу плода, как только он подрастет.

Огурцы

Огурец порадует огородников обильным урожаем, даже в самую экстремальную жару. Потому что его пыльце вовсе не страшно убийственное для томата сочетание жары и высокой влажности – эти условия напомнили ему родные тропики. Главное для огурца в жару – переносчики пыльцы.

Большая часть гибридов огурца партенокарпические. Это значит, что для превращения завязи цветка в корнишон или зеленец, опыление им вовсе не требуется. Это самые надежные огурцы, потому что им не страшны ни отсутствие мужских цветков, ни «забастовки» крылатых опылителей.

В середине прошлого века партенокарпию томата ученые тоже тщательно изучали, но, к сожалению, вполне конкурентоспособных сортов не получили.

sad6sotok.ru

Паслен - виды, уход, размножение

Паслен

Паслен (Solanum) семейство Пасленовые (Solanaceae)насчитывает около 1400 видов, среди которых есть как дикие, так и культивированные. К роду Паслен относятся всем нам известные картофель (Solanum tuberosum) и баклажан (Solanum melongena). Существуют и различные декоративные виды. В условиях мягкого климата для выращивания в открытом грунте подходит, например, паслен курчавый (Solanum crispum) и паслен жасминовидный (Solanum jasminoides). Есть и комнатные растения, такие как паслен перцевидный (Solanum capsicastrum) и паслен ложноперечный (Solanum pseudocapsicum), которые особенно ценятся за декоративность изящных ягод.Растения семейства пасленовых распространенны в тропических, субтропических и умеренных областях, но главным образом в Южной Америке.Паслены — это многолетние, реже однолетние травы, полукустарники или кустарники с прямостоячими, лазящими или вьющимися стеблями, иногда деревья. Листья очередные или парные, цельные, лопастные или перистые. Цветки обоеполые, чаще правильные, 5-членные, в соцветиях или одиночные. Плод — двугнёздная многосемянная ягода.

Виды

Паслен жасминовидный

Паслен жасминовидный (Solanum jasminoides) — вечнозеленые вьющиеся кустарники 2-4 м высотой, побеги тонкие, прутьевидные, голые. Листья расположенные в верхней части побега, удлиненно-овальные, цельнокрайные, голые, простые. Листья расположенные ниже середины побега иногда тройчатые, с более крупной средней долей листа, около 5-6 см длиной и 2-3 см шириной, блестящие. Цветки собраны в верхушечные метелки, до 2 см в диаметре, светло-голубые. Плод — ягода, около 1,5 см в диаметре, ярко-красная. Цветет обильно продолжительно, с февраля-марта до октября.В культуре имеется ряд форм, отличающихся размерами цветка и пестролистностью.

Паслен гигантский

Паслен гигантский (Solanum giganteum) - вечнозеленые кустарники достигающие 5-6 м высотой, сильно разветвленные. Ветви толстые, покрытые короткими шипами, беловато-сероопушенные. Листья продолговато-эллиптические, 20-25 см длиной, сверху темно-зеленые, снизу беловатоопушенные. Цветки мелкие, собраны в щитковидные верхушечные соцветия, свисающие, темно-лиловые. Цветет в июле — августе.

Паслен Зеафорта

Паслен Зеафорта (Solanum seaforthianum) — вечнозеленые растения, вьющиеся кустарники 4-6 м высотой. Листья непарноперистые, ланцетные или овально-ланцетные, цельнокрайные, слабо волнистые. Цветки собраны в пазушные метелки, свисающие, светло-лиловые. Плод яйцевидный, красновато-оранжевый. Цветет продолжительно, с марта по октябрь-ноябрь.

Паслен Вендланда

Паслен Вендланда (Solanum wendlandii) — вечнозеленые вьющиеся кустарники 4-6 м высотой, разветвленные, покрытые короткими шипами. Листья перисто-рассеченные, в верхней части побега продолговато-эллиптические, 6-10 см длиной, ниже середины побега 3-дольчатые, 15-25 см длиной и 7-10 см шириной, темно-зеленые. Цветки густо собраны в верхушечные щитковидные метелки; венчик колокольчатый, 5-6 см в диаметре, пурпурно-лиловатый. Плод — ягода, яркокрасная. Цветет обильно, в июне — августе.

Паслен курчавый

Паслен курчавый (Solanum crispum) — вечнозеленое вьющееся растение, быстрорастущее. Цветки сине-пурпурные собраны в верхушечных щитках.Известна садовая разновидность ‘Glasnevin’ цветет с июля по октябрь.

Паслен ложноперечный

Паслен ложноперечный (Solanum pseudocapsicum) — вечнозеленый полукустарник высотой около 50 см. Разветвленные побеги густо покрыты темно-зелеными продолговато-ланцетными листьями, чаще всего расположенными попарно. Цветки мелкие, белые, одиночные. Цветет практически непрерывно, в течение всего года. Плоды круглые, сначала зеленые, затем оранжевые, а в конце созревания ярко-красные, напоминают вишню, 1,5-2 см в диаметре. На паслене ложноперечном почти всегда можно найти одновременно цветки и плоды в разной степени созревания. Плоды горьковатые на вкус, несъедобные. Вызревает большое количество семян высокой всхожести.Имеет карликовые формы («Nanum», «Tom Thumb»), высотой до 30 см, которые пользуются большой популярностью.

Паслен перечный

Паслен перечный, или перцевидный (Solanum capsicastrum) — вечнозеленый низкорослый полукустарник с редкоопушенными листьями, достигающий в высоту 50-60 см. Листья продолговато-ланцетные, сизо-зеленые, неодинаковые по размеру (от 2 до 7 см), зеленые, волнистые по краю. Цветки одиночные, мелкие, до 1,5 см в диаметре, белые. Цветет летом. Созревающие на протяжении осени и зимы плоды имеют диаметр до 1,2 см, красные, ядовитые.

Паслен перечный 'Variegata'

Известны формы с пестрыми листьями, с белыми плодами, например, сорт «Cherry Ripe» имеет ярко красные ягоды, сорт «Variegatum» имеет листья с кремовыми пятнами неправильных очертаний.В англоязычных странах называется Иерусалимская вишня, а у нас можно встретить под названием Зимняя вишня.Паслен перечный в целом сходный с пасленом ложноперечным, но отличающийся меньшими размерами, меньшим одревеснением стеблей, сероватым опушением молодых побегов, образованным мелкими звездчатыми волосками, и не такими крупными плодами.

Готовые комплекты ДНаТ для растений Уход

Паслен

ОсвещениеПаслен светолюбив, хорошо растет на ярком свету, притенение может потребоваться только в самые жаркие часы дня летом.

ТемператураПаслен в весенне-летний период предпочитает температуру воздуха +18-25°С. В осенне-зимний период желательно поддерживать умеренно прохладную температуру (+12-15°С), в этих условиях растение дольше будет плодоносить. В осенне-зимний период растения чувствительны к сквознякам, однако нуждаются в притоке свежего воздуха.

Паслен

Влажность воздухаПаслен нуждается в повышенной влажности воздуха, не ниже 65%. Необходимо ежедневно опрыскивать, можно поставить горшок с пасленом на поддон с мокрой галькой или керамзитом. При этом дно горшка не должно касаться воды.

ПоливС апреля по сентябрь полив обильный, по мере подсыхания верхнего слоя субстрата. В комнатных условиях растение имеет вынужденный (с октября по февраль) период покоя в связи с пониженной освещенностью и влажностью воздуха, поэтому в октябре паслен ставят в светлую прохладную комнату, где стараются поддерживать высокую влажность воздуха при ограниченном поливе. В феврале, когда появятся новые ростки, полив немного увеличивают.

Паслен

УдобрениеС мая по сентябрь паслен подкармливают раз в две недели специальными жидкими удобрениями для цветущих комнатных растений, также можно использовать удобрения для томатов.

ПочваДля пасленов землесмесь состоит из дерновой, листовой земли и торфа, которые смешивают в равных частях.

ПересадкаПересаживают взрослые экземпляры ежегодно в конце зимы-начале весны. При пересадке взрослым комнатным видам обрезают все побеги на 1/3-1/2 высоты.

Паслен ложноперечный

РазмножениеРазмножают семенами, черенками.Семена высевают весной, размещая на поверхности почвы и закрывают тонким слоем крупнозернистого песка, проращивают при температуре 20-22°С под стеклом. Всходы появляются через 14-15 дней. После двукратной пикировки растения высаживают в горшки и обязательно прищипывают. Для стимулирования ветвления молодые растения в течение лета несколько раз обрезают.Весной и летом можно размножать черенками, которые хорошо укореняются во влажном песке или перлите, либо в смеси из равных частей торфяной земли и песка. После укоренения растения обязательно прищипывают. Для стимулирования ветвления молодые растения в течение лета несколько раз обрезают.

Паслен

Болезни и вредителиПаслен часто повреждается оранжерейной тлёй и белокрылкой.Зеленоватые личинки белокрылок расселяются на нижней стороне листьев, высасывают клеточный сок и оставляют сахаристые выделения. На листьях появляются слабо заметные белесые или желтоватые пятна. Пораженные листья скручиваются, желтеют и опадают. Если дотронуться до горшечного растения — от него тут же взлетает рой мелких белых мошек.Меры борьбы: требуется каждые три дня опрыскивание инсектицидами, следует обирать пораженные листья, цветки.Тли довольно часто поражают паслен, особенно если растение вынесено в сад. Они повреждают листья с нижней стороны, верхушки побегов. Поврежденные части обесцвечиваются, листья скручиваются, желтеют и опадают.Меры борьбы: опрыскивание деррисом, фитовермом, децисом, актелликом, инта-виром;ри сильном поражении повторить обработку.При слишком сухом воздухе в помещении паслен может поражаться красным паутинным клещом. Клещик поселяется на нижней стороне листьев, появляются паутинки и крапинки, которые разрастаются и сливаются. Рекомендуется поддерживать вокруг растений высокую влажность воздуха, можно обработать его акарицидными средствами.

greenhome.org.ua

Семейство пасленовые 6 класс

Тема: «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые.

Общие признаки и многообразие растений

семейства Паслёновые» 6 класс

 

Форма урока: комбинированный урок с использованием ИК технологии.

 

Цели урока:

  •   продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений

  •      познакомить обучающихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновые, сформировать общее понятие о них;

  •     воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы;

  •    развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.

 

Оборудование:

компьютер, проектор, экран ,презентация, модели цветков, модели плодов и натуральные плоды (картофель, томаты, баклажаны, болгарский перец).

 

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейство Паслёновые; правильный цветок, формула цветка, способы опыления и способы распространения семян.

 

Ход урока.

 I.            Организационный момент.

    II.      Восстановление опорных знаний. Проводится тестирование по теме «Семейство Крестоцветные». Вместе с учителем проверяется работа.

 

 III.      Изучение нового материала «Класс Двудольные.

Семейство Паслёновые».

Учитель: сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с растениями класса двудольные, и узнаем о растениях семейства Паслёновые.

Как вы думаете, какая цель стоит перед вами на сегодняшнем уроке? (отвечают обучающиеся)

Учитель: совершенно верно, изучить особенности растений семейства Паслёновые, выяснить по каким признакам их объединяют в одно семейство.

 

 Изучение нового материала (изучается по памятке «Схема описания семейства»)

1.     Название семейства.

2.     Примерная численность видов и родов растений, относящихся к данному семейству.

3.     Распространение (ареалы обитания).

4.     Жизненные формы растений данного семейства.

5.     Особенности строения цветка и соцветия.

6.     Типы плодов и семян, способы распространения.

7.     Особенности строения вегетативных органов.

8.     Примеры растений.

9.     Значение в природе и хозяйственное значение.

 

Общая характеристика растений семейства Паслёновые.

 

Учитель: это не очень многочисленное семейство. К нему относятся около 2,5 тысяч видов и 85 родов. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий.

Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённые из дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.

В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.

 

Своё название семейство паслёновых получило от однолетнего травянистого растения – паслёна чёрного, о котором нам сегодня расскажут.

 

Строение цветка.

Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.

Давайте рассмотрим модель цветка картофеля (к доске вызывается ученик, который рассказывает о строении цветка картофеля и записывает формулу цветка)

Формула цветка – *Ч(5)Л(5)Т5П1 –

 правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один.

Обратите внимание на диаграмму цветка представителей семейства Паслёновые.

 

Учитель: обратите внимание на цветок картофеля. Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику. Для чего может служить подобное приспособление, в чём заключается его биологическая роль? (отвечают ученики)

Ответ: расположение тычинок вплотную к пестику является приспособлением к самоопылению. У картофеля цветки часто раскрываются уже опылёнными, то есть опыление происходит внутри цветка, ещё до того как он раскроется. Учёные-селекционеры при выведении новых сортов картофеля вынуждены удалять тычинки из нераскрывшихся цветков, чтобы избежать самоопыления. Для этого аккуратно раздвигают лепестки нераскрывшегося венчика и удаляют пыльники тычинок, ещё до того как они созреют. В результате, когда цветок раскрывается, в нём нет тычинок, а есть только пестик, соответственно самоопыление произойти не могло, и учёные производят искусственное опыление той пыльцой, которая им нужна. Но для чего же тогда цветки всё же раскрываются? Цветки всё же раскрываются в надежде, что произойдёт повторное опыление, но уже перекрёстное.

 

Учитель: у растений семейства Паслёновые цветки часто бывают крупные, одиночные(душистый табак, петуния, дурман). Но также часто встречаются растения с более мелкими цветами, собранными в соцветия (паслён, белена). Среди соцветий наиболее часто встречаются соцветия кисть (паслён чёрный), завиток (белена чёрная), метёлка.

Большинство растений этого семейства – насекомоопыляемые растения. Какие приспособления к опылению насекомыми мы можем выявить у этих растений? (отвечают ученики)

Ответ: у этих растений крупные цветки или более мелкие, но собранные в соцветия. Венчики цветков ярко окрашены. Цветки многих растений семейства паслёновых источаютсильный аромат. Кроме того, цветки вырабатывают нектар, который и привлекает насекомых-опылителей. Но растения этого семейства опыляются не только пчёлами, шмелями и так далее.

Учитель: такие растения, как душистый табак и петуния, опыляются ночными бабочками-бражниками. У душистого табака есть особые приспособления для опыления именно этими насекомыми. Как вы думаете, на какие хитрости могут пойти растения для привлечения именно ночных бабочек? (отвечают ученики)

Ответ: цветки этого растения распускаются обычно вечером и начинают источать сильный сладкий аромат, привлекающий ночных бабочек. Кроме того, эти цветки имеют белую окраску, хорошо различимую именно в темноте и сумерках.

 

 Строение плода.

Учитель демонстрирует плоды томата, болгарского перца, картофеля и задаёт вопрос:

Что вы можете сказать о плодах?

Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый). Ягоды картофеля ядовиты. Семена растений данного семейства с эндоспермом.

Особенности строения вегетативных органов.

Учитель: листья у большинства видов семейства паслёновые простые, без прилистников, расположены на стебле очерёдно. Листовая пластинка может быть как цельной (паслён сладко-горький, дурман, белена), так и рассечённой (картофель, томат). Но цельная листовая пластинка встречается чаще. Часто все части растения покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах (например, томаты).

Учитель: какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?

(Стержневая)

Давайте с вами вспомним о видоизменённых побегах – клубнях, которые образует картофель. Какова функция клубней картофеля?

Ответ: в них запасаются питательные вещества (в основном крахмал).

Учитель: Докажите, что клубни картофеля – не корни, а видоизменённые побеги .

Ответ: на клубнях картофеля находятся почки, которые образуются только на побегах и не могут образовываться на корнях растений. Рядом с почками можно увидеть листовой рубец. Листья также могут образовываться на стебле и не могут на корне.

Учитель: давайте вместе с вами дадим систематическое положение Петунии гибридной (характеризуют обучающиеся)

 

Систематическое положение

отдельных представителей семейства Паслёновые

 

Царство                 Растения

Отдел                     Цветковые, или покрытосеменные

Класс                     Двудольные

Семейство             Паслёновые

Род                          Петуния

Вид                          Петуния гибридная

 

 

 

 

Хозяйственное значение растений семейства Паслёновые.

Заслушиваются сообщения учащихся:

  •     Паслён – первый представитель семейства Паслёновые, ядовитое растение.

  • Картофель – пищевая культура.

  • Табак.

  • Красавка, или белладонна – лекарственное растение.

  • Белена обыкновенная.

 

IV.      Закрепление (самостоятельно обучающимися заполняется таблица).

 

   V.      Комментированное выставление оценок.

VI.      Рефлексия:

  •   О чём вы сегодня узнали на уроке?

  •      Пригодятся ли вам в жизни эти знания?

  •   Где вы их можете использовать?

  •  Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?

VII.      Домашнее задание: § и составить кроссворд по семействам «Крестоцветные. Паслёновые»

 

 

multiurok.ru

«Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. Общие признаки и многообразие растений семейства Паслёновые»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ

В 6 КЛАССЕ

Тема: «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. Общие признаки и многообразие растений

семейства Паслёновые»

Форма урока: комбинированный урок с использованием ИК технологии.

Цели урока:

  • продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений

  • познакомить обучающихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновые, сформировать общее понятие о них;

  • воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы;

  • развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, модели цветков, модели плодов и натуральные плоды (картофель, томаты, баклажаны, болгарский перец, горький перец).

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейство Паслёновые; правильный цветок, формула цветка, способы опыления и способы распространения семян.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Восстановление опорных знаний. Проводится тестирование по теме «Семейство Крестоцветные». Вместе с учителем проверяется работа.

ТЕСТ

по теме «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные»

  1. Отдел покрытосеменные растения делят на два класса:

А) класс крестоцветные и класс розоцветные;

Б) класс однодольные и двудольные;

В) класс цветковые и бесцветковые;

Г) класс семенные и класс споровые.

  1. К классу двудольных растений относят семейства:

А) паслёновые и лилейные;

Б) крестоцветные и злаки;

В) осоки и розоцветные;

Г) паслёновые и бобовые;

  1. Растения семейства крестоцветные распространены преимущественно:

А) в арктических областях;

Б) в тропических и субтропических широтах;

В) в умеренных широтах северного полушария;

Г) в умеренных широтах южного полушария;

  1. Цветки растений семейства крестоцветные:

А) правильные с двойным околоцветником;

Б) неправильные с двойным околоцветником;

В) правильные с простым околоцветником;

Г) неправильные с простым околоцветником.

  1. Формула цветка растений семейства крестоцветные выглядит так:

А) *Ч4Л4Т4+2П1 В)*Ч4Л4Т4П2

Б) *Ч4Л4+2Т4 П1 Г)*О4Т4+2П1

  1. Большинство растений семейства крестоцветные имеют плод:

А) боб или стручок; В) листовка или крылатка;

Б) стручок или стручочек; Г) семянка или зерновка;

  1. Корневая система у большинства растений семейства крестоцветные:

А) придаточная;

Б) стержневая;

В) мочковатая ;

Г) чаще всего мочковатая, но встречается и стержневая.

  1. Семейство крестоцветные также называют:

А) капустные; В) пастушьесумковые;

Б) левкойные; Г) редьковые;

  1. Корнеплодов не образуют:

А) хрен и рапс; В) редис и редька;

Б) репа и брюква; Г) турнепс и дайкон.

  1. К семейству крестоцветные относятся:

А) капуста савойская и горох посевной;

Б) редька дикая и горчица белая;

В) пастушья сумка обыкновенная и гречиха сахалинская;

Г) желтушник серый и лютик дикий.

  1. Изучение нового материала «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые».

Учитель: сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с растениями класса двудольные, и узнаем о растениях семейства Паслёновые.

Как вы думаете, какая цель стоит перед вами на сегодняшнем уроке? (отвечают обучающиеся)

Учитель: совершенно верно, изучить особенности растений семейства Паслёновые, выяснить по каким признакам их объединяют в одно семейство.

Изучение нового материала (изучается по памятке «Схема описания семейства»)

  1. Название семейства.

  2. Примерная численность видов и родов растений, относящихся к данному семейству.

  3. Распространение (ареалы обитания).

  4. Жизненные формы растений данного семейства.

  5. Особенности строения цветка и соцветия.

  6. Типы плодов и семян, способы распространения.

  7. Особенности строения вегетативных органов.

  8. Примеры растений.

  9. Значение в природе и хозяйственное значение.

Общая характеристика растений семейства Паслёновые.

Учитель: это не очень многочисленное семейство. К нему относятся около 2,5 тысяч видов и 85 родов. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий.

Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённые из дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.

В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.

Своё название семейство паслёновых получило от однолетнего травянистого растения – паслёна чёрного, о котором нам сегодня расскажут.

Строение цветка.

Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.

Давайте рассмотрим модель цветка картофеля (к доске вызывается ученик, который рассказывает о строении цветка картофеля и записывает формулу цветка)

Формула цветка – *Ч(5)Л(5)Т5П1 –

правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один.

Обратите внимание на диаграмму цветка представителей семейства Паслёновые.

Учитель: обратите внимание на цветок картофеля. Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику. Для чего может служить подобное приспособление, в чём заключается его биологическая роль? (отвечают ученики)

Ответ: расположение тычинок вплотную к пестику является приспособлением к самоопылению. У картофеля цветки часто раскрываются уже опылёнными, то есть опыление происходит внутри цветка, ещё до того как он раскроется. Учёные-селекционеры при выведении новых сортов картофеля вынуждены удалять тычинки из нераскрывшихся цветков, чтобы избежать самоопыления. Для этого аккуратно раздвигают лепестки нераскрывшегося венчика и удаляют пыльники тычинок, ещё до того как они созреют. В результате, когда цветок раскрывается, в нём нет тычинок, а есть только пестик, соответственно самоопыление произойти не могло, и учёные производят искусственное опыление той пыльцой, которая им нужна. Но для чего же тогда цветки всё же раскрываются? Цветки всё же раскрываются в надежде, что произойдёт повторное опыление, но уже перекрёстное.

Учитель: у растений семейства Паслёновые цветки часто бывают крупные, одиночные (душистый табак, петуния, дурман). Но также часто встречаются растения с более мелкими цветами, собранными в соцветия (паслён, белена). Среди соцветий наиболее часто встречаются соцветия кисть (паслён чёрный), завиток (белена чёрная), метёлка.

Большинство растений этого семейства – насекомоопыляемые растения. Какие приспособления к опылению насекомыми мы можем выявить у этих растений? (отвечают ученики)

Ответ: у этих растений крупные цветки или более мелкие, но собранные в соцветия. Венчики цветков ярко окрашены. Цветки многих растений семейства паслёновых источают сильный аромат. Кроме того, цветки вырабатывают нектар, который и привлекает насекомых-опылителей. Но растения этого семейства опыляются не только пчёлами, шмелями и так далее.

Учитель: такие растения, как душистый табак и петуния, опыляются ночными бабочками-бражниками. У душистого табака есть особые приспособления для опыления именно этими насекомыми. Как вы думаете, на какие хитрости могут пойти растения для привлечения именно ночных бабочек? (отвечают ученики)

Ответ: цветки этого растения распускаются обычно вечером и начинают источать сильный сладкий аромат, привлекающий ночных бабочек. Кроме того, эти цветки имеют белую окраску, хорошо различимую именно в темноте и сумерках.

Строение плода.

Учитель демонстрирует плоды томата, болгарского перца, картофеля и задаёт вопрос:

Что вы можете сказать о плодах?

Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый). Ягоды картофеля ядовиты. Семена растений данного семейства с эндоспермом.

Особенности строения вегетативных органов.

Учитель: листья у большинства видов семейства паслёновые простые, без прилистников, расположены на стебле очерёдно. Листовая пластинка может быть как цельной (паслён сладко-горький, дурман, белена), так и рассечённой (картофель, томат). Но цельная листовая пластинка встречается чаще. Часто все части растения покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах (например, томаты).

Учитель: какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?

(Стержневая)

Давайте с вами вспомним о видоизменённых побегах – клубнях, которые образует картофель. Какова функция клубней картофеля?

Ответ: в них запасаются питательные вещества (в основном крахмал).

Учитель: Докажите, что клубни картофеля – не корни, а видоизменённые побеги .

Ответ: на клубнях картофеля находятся почки, которые образуются только на побегах и не могут образовываться на корнях растений. Рядом с почками можно увидеть листовой рубец. Листья также могут образовываться на стебле и не могут на корне.

Учитель: давайте вместе с вами дадим систематическое положение Петунии гибридной (характеризуют обучающиеся)

Систематическое положение

отдельных представителей семейства Паслёновые

Царство Растения

Отдел Цветковые, или покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Паслёновые

Род Петуния

Вид Петуния гибридная

Хозяйственное значение растений семейства Паслёновые.

Заслушиваются сообщения учащихся:

  • Паслён – первый представитель семейства Паслёновые, ядовитое растение.

  • Картофель – пищевая культура.

  • Табак.

  • Красавка, или белладонна – лекарственное растение.

  • Белена обыкновенная.

  1. Закрепление (самостоятельно обучающимися заполняется таблица).

  1. Комментированное выставление оценок.

  2. Рефлексия:

    • О чём вы сегодня узнали на уроке?

    • Пригодятся ли вам в жизни эти знания?

    • Где вы их можете использовать?

    • Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?

  3. Домашнее задание: §49, составить кроссворд по семействам «Крестоцветные. Паслёновые»

infourok.ru

Конкуренция за опылителей делает совместно цветущие виды пасленовых непохожими по окраске

Рис.1. Разнообразие окрасок венчиков у растений из трибы иохромовые (семейство Пасленовые) объясняется их взаимной конкуренцией за опылителей

Разноцветные цветки нужны покрытосеменным растениям, чтобы привлекать опылителей. Однако механизмы, объясняющие возникновение этого разнообразия, до конца не ясны. Гипотеза о смене окраски для переключения на новую группу опылителей явно не может объяснить всех фактов. Новое исследование, проведенное на южноамериканской трибе иохромовых (семейство паслёновые), подтвердило альтернативную гипотезу об отборе на «непохожую» окраску для снижения конкуренции. Этот отбор действует на совместно произрастающие виды с одним и тем же набором опылителей и приводит к тому, что виды в сообществах обладают более разнообразной окраской, чем живущие отдельно.

Одна из наиболее примечательных черт цветковых растений — это громадное разнообразие окрасок их цветков, вернее венчиков. Органы размножения других растений вовсе не бросаются в глаза.

Причина такого многоцветья понятна — привлечение опылителей. Но чем определяется не просто яркость окраски, а ее разнообразие? Ведь это очень лабильный (изменчивый) признак, часто различающийся не только у близких видов, но и у разных популяций одного вида. На этот вопрос отвечают две гипотезы: модель смены опылителей и модель конкуренции.

Первая из них восходит к сформировавшейся еще в XIX веке концепции «синдромов опыления» (см. Pollination syndrome): определенный набор признаков (синдром) позволяет привлекать представителей определенной «функциональной группы» опылителей — пчел, дневных и ночных бабочек, летучих мышей и т. д. (Под «функциональной группой» опылителей принято подразумевать группы видов, сходных по способам взаимодействия с цветками; их границы не всегда совпадают с таксономическими, поэтому в экологии опыления прижился такой термин.) В синдром опыления входит и окраска венчиков: например, красные цветки привлекательны для колибри, синие — для пчел, а белые — для ночных бабочек.

Эти предпочтения частично основаны на особенностях цветовосприятия опылителей, однако могут объясняться и корреляцией окраски со строением цветков (см.: Г. М. Длусский, К. П. Глазунова, Н. В. Лаврова. Связь между строением цветков и соцветий сложноцветных (Asteraceae) и составом их опылителей). Подробное описание синдромов опыления (в том числе для ветро- и водоопыляемых растений) можно найти в переведенной на русский язык монографии Фегри и ван дер Пейла «Основы экологии опыления».

Если в данной популяции в силу каких-то причин меняется состав окружающих ее опылителей, то естественный отбор ведет к смене одного синдрома опыления на другой, и одной из первых, как наиболее лабильная, будет меняться окраска. Изменение окраски не предотвратит посещение другими опылителями, но уменьшит его частоту, а дальше естественный отбор изменит и другие признаки (строение цветка, запах, обилие и состав нектара и т. д.), сделав цветки более подходящими для данной функциональной группы опылителей.

Однако хотя есть примеры, демонстрирующие действенность этой модели (см., например, H. D. Bradshaw, D. W. Schemske, 2003. Allele substitution at a flower colour locus produces a pollinator shift in monkeyflowers), ею явно не исчерпываются причины смены цвета венчиков. Более подробное изучение состава опылителей привело к тому, что сейчас концепция «синдромов опыления» считается многими антэкологами если не устаревшей, то ограниченной в применении (антэкология, от греч. Anthos цветок и Logos учение — традиционное название экологии опыления). Было показано, что только около трети всех видов можно четко отнести к одному из классических синдромов опыления (см. Jeff Ollerton et al., 2009. A global test of the pollination syndrome hypothesis). Да и узкая взаимная специализация растений и опылителей, подразумеваемая в этой концепции, — явление, как сейчас ясно, весьма редкое. А наличие разнообразия окрасок венчиков у представителей одной таксономической группы, опыляемых в целом схожими опылителями, тоже никак не объясняется концепцией «смены опылителей».

Альтернативная гипотеза — модель конкуренции. В отличие от первой, она в явном виде учитывает тот факт, что данный вид растений живет в сообществе и цветет не в одиночестве. Одновременное цветение нескольких видов со схожим спектром опылителей ведет к снижению репродуктивного успеха: не только за счет того, что часть опылителей «переманивается» конкурентом, но и потому, что часть пыльцы переносится на пестики другого вида и тем самым теряется и, наоборот, пестики «засоряются» чужой пыльцой. В этой ситуации даже при наличии схожего спектра опылителей отбор будет благоприятствовать «непохожим» цветкам, что позволит если не полностью прекратить напрасную трату пыльцы и конкуренцию (это возможно только при строгой специализации на конкретных «функциональных группах» опылителей — но такая ситуация, как было сказано выше, крайне редка), то значительно ее снизить за счет относительной специализации, на уровне предпочтений. Ограничение конкуренции может происходить даже без разграничения состава опылителей. Это возможно за счет такой их поведенческой особенности, как «цветочное постоянство»: часто в ходе своих перелетов между растениями в поисках пищи опылители не склонны менять один вариант цветков на другой — в этом случае быть «непохожим» тоже выгодно (см. также: Изменение окраски помогает цветам разделиться на два вида даже без смены насекомого-опылителя, «Элементы», 04.03.2012).

Модель конкуренции предсказывает, что совместно цветущие виды должны быть более разнообразны, чем случайный набор видов. Однако такая же ситуация возникнет и в том случае, если сообщество формируется неслучайно по отношению к филогенетической истории видов (истории их происхождения и родственных взаимоотношений), что существенно усложняет доказательство действенности модели. Может оказаться, что родственные виды предпочитают жить раздельно (например, потому что занимают схожие экологические ниши и, встречаясь в одном сообществе, сильнее конкурируют за ресурсы, не обязательно связанные с опылением). Но так как родственные виды чаще всего имеют схожие признаки, то внешне такое «взаимное отталкивание» родственников будет проявляться в том, что совместно живущие виды окажутся более разнообразными (в том числе и по окраске цветов). На данный момент, несмотря на неоднократно показанное наличие конкуренции за опылителей между растениями, только в одном исследовании было дано объяснение неожиданно большому разнообразию окраски цветов в субальпийских сообществах (см. McEwen J.R., Vamosi J.C., 2010. Floral colour versus phylogeny in structuring subalpine flowering communities).

Натан Мучала (Nathan Muchhala) из Университета Небраски (ныне работает в Миссурийском университете) и его коллеги выбрали в качестве модельного объекта трибу иохромовых (Iochrominae) из семейства паслёновых. Эти растения (иногда используемые в качестве комнатных) живут почти исключительно в Андах. Только два вида вышли за пределы этого ареала: Iochroma ellipticum живет на Галапагосах, а Acnistus arborescens распространилась до Центральной Америки. Несмотря на то что все они опыляются преимущественно колибри и (в меньшей степени) пчелами, представители этой трибы отличаются большим разнообразием окраски венчиков (рис. 1, рис. 2А). Но явилось ли это результатом конкуренции за опылителей?

Рис. 2. A — филогенетическое дерево, показывающее родственные отношения между использованными в работе 32 видами иохромовых, а также внешний вид и окраска их цветков. B и C — положение цветков иохромовых в «цветовом пространстве» пчел (B) и колибри (С)

Материалом для исследователей послужили данные по окраске и ряду морфологических признаков, а также распространению для всех тридцати двух обитающих в Андах видов иохромовых. Всего в выборку попало 71 местообитание в Перу, Боливии и Эквадоре, из которых в 32-х совместно произрастало от двух до четырех видов иохромовых.

Ученые тщательно измерили спектры отражения лепестков всех интересующих их видов (а у одного из них — отдельно для двух цветовых морф: пурпурной и зеленовато-желтой) в видимом и ультрафиолетовом диапазоне (то есть в тех, которые воспринимаются пчелами и колибри), что позволило им получить объективные данные об окраске цветков. Для упрощения работы с такими объемами данных (интенсивность отражения в диапазоне от 300 до 800 нм через каждые 0,4 нм!) был проведен статистический анализ по методу главных компонент, который смог выделить четыре основных направления изменчивости, в сумме ответственные за 94% всего разнообразия. В порядке убывания значимости это были 1) тусклый—яркий; 2) желтый—голубой цвет; 3) пурпурный—«непурпурный»; 4) наличие—отсутствие ультрафиолета в спектре («ультрафиолетового цвета»).

Однако анализировать объективные различия в спектрах цветков, изучая экологию опыления, — не самая лучшая идея. Ведь тут важны именно субъективные различия в восприятии цвета опылителями. Если, допустим, спектры двух цветков различаются только наличием и отсутствием «ультрафиолетового цвета», то объективно это будут разные окраски, но для человеческого глаза они будут неразличимы. Для учета особенностей зрения опылителей исследователи расположили каждый из видов растений в «цветовом пространстве» колибри и пчел.

Метод «цветового пространства» (см. также Color space) близок к известным системам цветопередачи RGB и CMY. Как известно, наши глаза содержат три цветовых рецептора — красный, зеленый и синий (они способны воспринимать не только эти цвета, но именно на них приходится максимум поглощения). Всё разнообразие воспринимаемых нами цветов возникает за счет того, что приходящий от источника свет в разной степени возбуждает эти рецепторы. Возбуждение от каждого рецептора можно интерпретировать как координату в пространстве воспринимаемых цветов. Тогда область в «цветовом пространстве» — это площадь или объем, ограниченный линией или поверхностью, огибающей множество таких точек (так называемая выпуклая оболочка).

У пчел три цветовых рецептора (ультрафиолетовый, синий и зеленый) — и их «цветовое пространство» представляет собой равносторонний треугольник, вершины которого соответствуют «чистым цветам» (совпадающим с пиком поглощения одного из рецепторов), а центр — равной смеси их всех (рис. 2B). У колибри рецепторов четыре (красный, зеленый, синий и ультрафиолетовый) и «цветовое пространство» представляет собой тетраэдр (рис. 2С, рис. 3). Для моделирования этих пространств авторы взяли полученные ранее физиологами данные о спектрах поглощения фоторецепторов двух видов: медоносной пчелы и огненношапочного колибри (Green-backed Firecrown). Также исследователи измерили несколько морфологических характеристик: длину трубки венчика, которая тоже могла быть вовлечена в конкуренцию за опылителей, и такие, которые не должны быть никак связаны с опылителями: длину черешка, длину цветоножки, длину листа и толщину ягоды.

Рис. 3. Стереопара, иллюстрирующая положения видов иохромовых в «цветовом пространстве» колибри

Сравнение со случайными наборами видов, сгенерированными на компьютере, показало, что совместно обитающие виды иохромовых действительно оказываются неожиданно разнообразными в окраске с субъективной точки зрения как колибри, так и пчел (судя по расположению цветков в их «цветовых пространствах»). А вот ни один из исследованных морфологических признаков, в том числе и длина трубки венчика, не выказал в своем распространении ничего необычного. Кроме того, когда исследователи сравнили области в «цветовом пространстве», занимаемые аллопатричными (не образующими сообщества с другими иохромовыми) и симпатричными (входящими в сообщества) видами, то оказалось, что у первой размер меньше, чем у второй. Это еще раз говорит о том, что живущие в сообществах виды отличаются большим разнообразием окрасок. Правда, статистически значимым различие между размерами этих областей оказалось только в «цветовом пространстве» колибри. Возможно, поскольку пчелы все-таки не являются основными опылителями иохромовых, эти цветки не стали настолько сильно «непохожими» с точки зрения пчел.

Однако, как было отмечено выше, такие различия можно попытаться объяснить не конкуренцией за опылителей, а филогенетической историей: родственные виды, обладающие сходными признаками, менее склонны обитать совместно. Исследователям удалось отвергнуть эту версию. Во-первых, распределение филогенетических расстояний между парами видов в сообществе не отличались значимо от таковых в случайных наборах видов. Во-вторых, как выяснилось, окраска цветков не несет «филогенетического сигнала», то есть эти признаки (четыре главные компоненты окраски) не дают никакой, даже приблизительной, информации о родстве видов: близкие виды имеют схожую окраску ничуть не чаще, чем дальние родственники. Точно так же независящими от родства видов оказались и их положения в «цветовых пространствах» опылителей. А вот морфологические признаки (кроме толщины ягоды) оказались более связанными с филогенетическими отношениями видов.

Но на каком этапе конкуренция за опылителей играет свою роль? Это естественный отбор на «непохожую» окраску уже внутри сообщества? Или цвет в сообществах не меняется, но видам с окраской, похожей на уже присутствующую, труднее войти в сообщество? Авторы склоняются к первой версии и приводят три довода (правда, только косвенных). Во-первых, отсутствие филогенетического сигнала, согласно математическим моделям, свидетельствует о том, что признак (в данном случае — окраска) находится под действием сильного движущего отбора. Во-вторых, у всех аллопатричных видов иохромовых цветки либо белые, либо пурпурные, в то время как у симпатричных бывают и красные, и желтые, и оранжевые. Анализ областей, занимаемых в «цветовых пространствах», говорит о том же. Если виды приобретают окраску цветов до того, как войдут в сообщество, то непонятно, почему некоторые варианты этого признака не встречаются у одиночно растущих видов. Ну и в-третьих, единственный случай внутривидового полиморфизма также подтверждает гипотезу. Как уже было сказано выше, вид Iochroma umbellatum имеет две цветовые морфы, при этом зеленовато-желтая форма растет совместно с пурпурным и красным видами, а пурпурная — с желтым и белым. Такое распределение согласуется с гипотезой возникновения различий в окраске между морфами в ходе «отбора на непохожесть».

Почему же длина трубки венчика, которая тоже может играть роль в разделении опылителей между близкими видами, не показывает такого же увеличенного разнообразия? Авторы считают, что отбор действует и на нее, но он значительно менее эффективен: по какой-то причине перестройка этого признака затруднена. Так как эти морфы появились относительно недавно и еще не стали видами, такое их распределение, по мнению авторов, проще объяснить тем, что они приобрели различия в окраске именно в ходе отбора «на непохожесть» внутри сообществ.

В заключение авторы высказывают мысль, что неудачи многих предыдущих попыток обнаружить увеличенное разнообразие окрасок цветков в сообществах связаны с тем, что часто рассматривали сообщества, состоящие из весьма далеких друг от друга растений. Но ведь именно в случае близких видов (как у представителей одной трибы) негативный эффект от заноса чужой пыльцы будет сильнее. Дело не ограничится просто засорением пестика — растению придется тратить свои ресурсы на развитие маложизнеспособных гибридных потомков. Поэтому на совместно растущие близкие виды отбор на «непохожесть» должен действовать сильнее. В этом случае такой отбор будет примером известного механизма «усиления репродуктивной изоляции», когда у недавно разошедшихся видов в зоне вторичного контакта преимущество получают те особи, которые чаще скрещиваются именно со «своими» и потому оставляют более качественное потомство (см. О том, как встреча после разлуки завершает видообразование).

Хотя мысль о том, что конкуренция за опылителей может приводить к тому, что совместно цветущие виды растений будут отличаться большим разнообразием окрасок, была высказана одним из пионеров антэкологии Чарлзом Робертсоном еще в 1895 году, строгие доказательства стали появляться только сейчас. А относительный вклад этого механизма в общее многообразие окрасок цветков еще предстоит выяснить.

Источник: Nathan Muchhala, Sönke Johnsen, Stacey Dewitt Smith. Competition for Hummingbird Pollination Shapes Floral Color Variation in Andean Solanaeae // Evolution. 2014. Accepted Article. DOI: 10.1111/evo.12441.

Сергей Лысенков

elementy.ru

урок биологии в 6-ом классе на тему: "Класс Двудольные. Семейство Паслёновые"

Данные об авторе

Автор(ы): 

Бабайцева Наталья Львовна

Место работы, должность: 

МОУ СОШ №15 города Мичуринска, заместитель директора по УВР, учитель биологии

Регион: 

Тамбовская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

6 класс

Предмет(ы): 

Биология

Цель урока: 

продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений, познакомить обучающихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновые, сформировать понятие о них.

Тип урока: 

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): 

26

Используемые учебники и учебные пособия: 

1.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. - М.: Издательский дом "Дрофа", 2005 год

2. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Многообразие живой природы. Растения. - М.: Дрофа, 2008 год

3. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный  атлас (определитель): дикорастущие растения. - М. Дрофа - 2008 год

4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2008 год

Используемая методическая литература: 

1. Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы.- Волгоград. 2002 год

2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. - М.: "ВАКО", 2005 год

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, экран, модели цветков семейства Крестоцветные и Паслёновые, натуральные плоды: болгарского перца, томатов, картофеля. Видоизменённые побеги - клубни картофеля.

Используемые ЦОР: 

Слайдовая презентация

Краткое описание: 

Слайдовая презентация используется для сопровождения всего урока. При проверке теста, выставление оценок. Демонстрация цветков, плодов растений семейства Паслёновые. В презентацию включены презентации, сделанные обучающимися.

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ 

УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Тема: «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. Общие признаки и многообразие растений

семейства Паслёновые»

 

Форма урока: комбинированный урок с использованием ИК технологии.

 

Цели урока:

  •   продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений
  •      познакомить обучающихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновые, сформировать общее понятие о них;
  •     воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы;
  •    развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.

 

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, модели цветков, модели плодов и натуральные плоды (картофель, томаты, баклажаны, болгарский перец).

 

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейство Паслёновые; правильный цветок, формула цветка, способы опыления и способы распространения семян.

 

Ход урока.

 I.            Организационный момент.

    II.      Восстановление опорных знаний. Проводится тестирование по теме «Семейство Крестоцветные». Вместе с учителем проверяется работа.

 

 III.      Изучение нового материала «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые».

 

Учитель: сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с растениями класса двудольные, и узнаем о растениях семейства Паслёновые.

Как вы думаете, какая цель стоит перед вами на сегодняшнем уроке? (отвечают обучающиеся)

Учитель: совершенно верно, изучить особенности растений семейства Паслёновые, выяснить по каким признакам их объединяют в одно семейство.

 

 

 

 

Изучение нового материала (изучается по памятке «Схема описания семейства»)

1.     Название семейства.

2.     Примерная численность видов и родов растений, относящихся к данному семейству.

3.     Распространение (ареалы обитания).

4.     Жизненные формы растений данного семейства.

5.     Особенности строения цветка и соцветия.

6.     Типы плодов и семян, способы распространения.

7.     Особенности строения вегетативных органов.

8.     Примеры растений.

9.     Значение в природе и хозяйственное значение.

 

Общая характеристика растений семейства Паслёновые.

 

Учитель: это не очень многочисленное семейство. К нему относятся около 2,5 тысяч видов и 85 родов. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий.

Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённые из дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.

В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.

 

Своё название семейство паслёновых получило от однолетнего травянистого растения – паслёна чёрного, о котором нам сегодня расскажут.

 

Строение цветка.

Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.

Давайте рассмотрим модель цветка картофеля (к доске вызывается ученик, который рассказывает о строении цветка картофеля и записывает формулу цветка)

Формула цветка – *Ч(5)Л(5)Т5П1 –

 правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один.

Обратите внимание на диаграмму цветка представителей семейства Паслёновые.

 

Учитель: обратите внимание на цветок картофеля. Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику. Для чего может служить подобное приспособление, в чём заключается его биологическая роль? (отвечают ученики)

Ответ: расположение тычинок вплотную к пестику является приспособлением к самоопылению. У картофеля цветки часто раскрываются уже опылёнными, то есть опыление происходит внутри цветка, ещё до того как он раскроется. Учёные-селекционеры при выведении новых сортов картофеля вынуждены удалять тычинки из нераскрывшихся цветков, чтобы избежать самоопыления. Для этого аккуратно раздвигают лепестки нераскрывшегося венчика и удаляют пыльники тычинок, ещё до того как они созреют. В результате, когда цветок раскрывается, в нём нет тычинок, а есть только пестик, соответственно самоопыление произойти не могло, и учёные производят искусственное опыление той пыльцой, которая им нужна. Но для чего же тогда цветки всё же раскрываются? Цветки всё же раскрываются в надежде, что произойдёт повторное опыление, но уже перекрёстное.

 

Учитель: у растений семейства Паслёновые цветки часто бывают крупные, одиночные (душистый табак, петуния, дурман). Но также часто встречаются растения с более мелкими цветами, собранными в соцветия (паслён, белена). Среди соцветий наиболее часто встречаются соцветия кисть (паслён чёрный), завиток (белена чёрная), метёлка.

Большинство растений этого семейства – насекомоопыляемые растения. Какие приспособления к опылению насекомыми мы можем выявить у этих растений? (отвечают ученики)

Ответ: у этих растений крупные цветки или более мелкие, но собранные в соцветия. Венчики цветков ярко окрашены. Цветки многих растений семейства паслёновых источают сильный аромат. Кроме того, цветки вырабатывают нектар, который и привлекает насекомых-опылителей. Но растения этого семейства опыляются не только пчёлами, шмелями и так далее.

Учитель: такие растения, как душистый табак и петуния, опыляются ночными бабочками-бражниками. У душистого табака есть особые приспособления для опыления именно этими насекомыми. Как вы думаете, на какие хитрости могут пойти растения для привлечения именно ночных бабочек? (отвечают ученики)

Ответ: цветки этого растения распускаются обычно вечером и начинают источать сильный сладкий аромат, привлекающий ночных бабочек. Кроме того, эти цветки имеют белую окраску, хорошо различимую именно в темноте и сумерках.

 

 Строение плода.

Учитель демонстрирует плоды томата, болгарского перца, картофеля и задаёт вопрос:

Что вы можете сказать о плодах?

Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый). Ягоды картофеля ядовиты. Семена растений данного семейства с эндоспермом.

Особенности строения вегетативных органов.

Учитель: листья у большинства видов семейства паслёновые простые, без прилистников, расположены на стебле очерёдно. Листовая пластинка может быть как цельной (паслён сладко-горький, дурман, белена), так и рассечённой (картофель, томат). Но цельная листовая пластинка встречается чаще. Часто все части растения покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах (например, томаты).

Учитель: какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?

(Стержневая)

Давайте с вами вспомним о видоизменённых побегах – клубнях, которые образует картофель. Какова функция клубней картофеля?

Ответ: в них запасаются питательные вещества (в основном крахмал).

Учитель: Докажите, что клубни картофеля – не корни, а видоизменённые побеги .

Ответ: на клубнях картофеля находятся почки, которые образуются только на побегах и не могут образовываться на корнях растений. Рядом с почками можно увидеть листовой рубец. Листья также могут образовываться на стебле и не могут на корне.

Учитель: давайте вместе с вами дадим систематическое положение Петунии гибридной (характеризуют обучающиеся)

 

Систематическое положение

отдельных представителей семейства Паслёновые

 

Царство                 Растения

Отдел                     Цветковые, или покрытосеменные

Класс                     Двудольные

Семейство             Паслёновые

Род                          Петуния

Вид                          Петуния гибридная

 

 

 

 

Хозяйственное значение растений семейства Паслёновые.

Заслушиваются сообщения учащихся:

  •     Паслён – первый представитель семейства Паслёновые, ядовитое растение.
  • Картофель – пищевая культура.
  • Табак.
  • Красавка, или белладонна – лекарственное растение.
  • Белена обыкновенная.

 

IV.      Закрепление (самостоятельно обучающимися заполняется таблица).

 

   V.      Комментированное выставление оценок.

VI.      Рефлексия:

  •   О чём вы сегодня узнали на уроке?
  •      Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
  •   Где вы их можете использовать?
  •  Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?

VII.      Домашнее задание: §49, составить кроссворд по семействам «Крестоцветные. Паслёновые»

 

 

 

 

 

 

www.openclass.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта